Поход на Волжскую Булгарию и разгром Хазарии Вторжение в Хазарию войск под предводительством киевского князя Святослава с севера было неожиданным для Каганата. Походы на Волжскую Булгарию и в Северо-Восточную Русь: Курултай 1235 года как начало Западного похода монголов. С русскими княжествами у Волжской Булгарии были сложные отношения. В конце десятого века царство пережило набег князя Святослава, сына того самого князя Игоря, который воевал с булгарами в Причерноморье.
Падение Булгарии: как монголы уничтожили развитое волжское государство
Казань, 1968. Том 1. Кучкин В. X — начало XX вв. Москва, 1975. Фахрутдинов Р. Очерки по истории Волжской Булгарии.
Москва, 1984. Волжская Булгария и Русь. Казань, 1986. Измайлов И.
Правитель Улуса Джучи вынужден был отступить [58].
Оборона Суммеркента Город Суммеркент , подчинённый Саксину, располагался на острове в дельте Волги и тоже оказал упорное сопротивление. Согласно Гильому Рубруку, население Суммеркента, состоявшее из аланов и сарацинов, сопротивлялось монголам восемь лет [49]. Рубрук [60] описывая дельту Волги и сравнивая её с дельтой Нила, упомянул, что здесь … находился город, по имени Суммеркент, не имеющий стен; но когда река разливается, город окружается водой. Раньше чем взять его татары стояли под ним 8 лет. А жили в нём Аланы и Сарацины Никаких точных дат блокады нет, но по мнению Оллсена [49] эта борьба происходила в период между 1229 годом, когда монголы начали свою новую кампанию в Волго-Уральском регионе, и 1236 годом, когда в наступление были брошены новые крупные силы.
Поход на Биляр 1232 года Общая неудача предыдущих походов заставила Бату изменить тактику. Теперь основной удар был нанесен прямо на Волжскую Булгарию. Поход состоялся летом или осенью 1232 года. Единственным источником сведений об этих событиях явлчется Лаврентьевская летопись [61] : В лето 6740 1232 г. По мнению Измайлова И.
Но сопротивление булгарских полевых войск и защитников крепостей не позволила монголам прорвать оборону и осадить столицу. Монголы были вынуждены отступить [62]. Сопротивление йемеков под руководством Бачмана 1229—1236 годы [ править править код ] В результате походов в Волго-Уральский регион в 1221—1224 годах монголы подчинили значительное число восточных кыпчаков. По мнению Олсена [45] в это время произошла смена власти у йемеков. Одна часть йемеков покорилась монголам и позже участвовала в их походе на Запад, другая же часть совместно с булгарами продолжала сопротивление.
Поддержка булгар позволила консолидировать сопротивление йемеков [58]. Это сопротивление возглавил Бачман из рода ольбери. Неизвестно, принадлежал ли он к правящему роду ольбери или же был вождем сравнительно невысокого ранга [63]. Поздние татарские источники указывали, что родовая территория Бачмана располагалась на Ахтубе [64]. По мнению историка П.
Голдмена сопротивление под руководством Бачмана началось в 1229 году [65]. Вплоть до 1236 года продолжали вести борьбу мадьяры баджгарды Южного Урала, опираясь на военную поддержку Булгарии. С учетом мощи монгольской армии, Бачманом была выбрана тактика партизанской войны, которую довольно красочно описал промонгольский историк XIII века Джувейни [66] : Так как у него не было постоянного местопребывания и убежища, где бы он мог остановиться, то он каждый день оказывался на новом месте, был как говорится, в стихе: «днем на одном месте, ночью на другом», и из-за своего собачьего нрава бросался, как волк, в какую-нибудь сторону и уносил что-нибудь с собою. Мало-помалу зло от него усиливалось, смута и беспорядки умножались. Где бы войска монгольские ни искали следов его , не могли отыскать его, потому что он уходил в другое место и оставался невредимым.
Так как убежищем и притоном ему большею частью служили берега Итиля, он укрывался и прятался в лесах их, наподобие шакала, выскакивал, забирал что-нибудь и опять скрывался Вокруг Бачмана сплотились все антимонгольские силы Волго-Уральского региона. Их действия препятствовали безопасному выходу монголов в западнокыпчакские степи [67] [68]. В руководстве Монгольской империи возникло беспокойство, что упорное сопротивление восточных кыпчаков может разжечь восстание в других районах степи [67]. Пэн Да-я, сунский порученец, посетивший ставку Угэдэя весной или летом 1234 года, сообщает [69] , что было опасение, как бы в степи не разбушевался неконтролируемый огонь, если тлеющие угли [сопротивления кыпчаков] не будут погашены Основной проблемой стали восточные кыпчаки и их новый лидер. Перед началом Западного похода Субэдей, не дожидаясь сбора всех войск, начал наступление на йемеков.
Согласно его биографии из «Юань-Ши», каан Угедей в год «и-вэй» 21 января 1235 — 8 февраля 1236 г. Поэтому приказал [Субдею] быть в авангарде и сразиться с Бачманом, а затем назначил [его] командовать главной армией. После чего были захвачены жены и дети Бачмана на берегу Куан Тиен-чи-ссу Каспийское море. Бачман узнал о приходе Субэдтая, сильно оробел и сбежал в море Прелюдией к «Западному походу» стал разгром йемеков под командованием Бачмана. Не сумев остановить монголов, Бачман отступил к низовьям Волги.
Тем самым Субэдей, обезопасив свой южный фланг от контратаки йемеков, мог готовить генеральное наступление на Булгарию [70]. Субэдэй взял на себя командование главными силами для нападения на Волжскую Болгарию. К этому моменту Бачман и его сторонники уже не представляли большой угрозы, однако не в правилах монголов было оставлять «мятежников» безнаказанными. Поэтому Мункэ было предписано отыскать и примерно наказать «преступников» [71]. Согласно Оллсену [71] сравнение китайских и персидских источников дает представление о последних днях Бачмана [72].
Он нашел убежище на одном из множества островов в дельте Волги [73]. Монголы, обнаружив его местопребывание, зимой 1236—1237 года организовали крупную облаву. По приказу Мункэ соорудили 200 судов для контроля русла реки, в то время как он и его брат Бучек со своими всадниками прочесывали оба берега. Вскоре Мункэ наткнулся на одну из сторонниц Бачмана, старую больную женщину, оставленную своими соплеменниками, и она рассказала ему, на каком острове прячутся беглецы. В отсутствие лодок войска Мункэ не могли переправиться на остров.
Но вдруг «поднялся сильный ветер и отогнал воду настолько, что остров стал достижим» [74]. Мункэ приказал немедленно атаковать. В последовавшей схватке монголы перебили численно превосходивших кыпчаков и захватили в плен Бачмана. Мункэ вернулся на берег реки со своим пленником и «воды вернулись». Бачман, не сомневавшийся в своей участи, просил лишь, чтобы Мункэ убил его собственной рукой, но тот отказался.
В этом рейде по низовьям Волги войска Мункэ захватили также аланов, которые, участвовали вместе с кыпчаками в их борьбе против монголов [75]. Аланского предводителя Качир Укуле захватили живым и предали той же казни, что и его кыпчакского союзника. Курултай 1235 года [ править править код ] Хотя к 1234 году у монголов был ряд военных успехов в Заволжье и определенне расширение территории Улуса Джучи на запад, но решающего успеха достигнуто не было. За одиннадцать лет непрерывной войны на границах с 1223 года Улус Джучи существенно не расширился [62]. Автор «Сокровенного сказания» отмечал, что …Субеетай-Багатур встречал сильное сопротивление со стороны тех народов и городов, завоевание которых ему было поручено еще при Чингис-хане, а именно Канлин Канглы , Кибчаут Кыпчаки , Бачжигит Мадьяры , Орусут Русь , Асут Асы-аланы , Сесут Саксин , Мачжар, Кешимир, Сергесут, Булар Булгария , Келет [76] , а также и городов за многоводными реками Адил и Чжаях… [77] а также: …вражеских же стран там много, и народ там свирепый.
Это такие люди, которые в ярости принимают смерть, бросаясь на собственные мечи. Мечи же у них, сказывают, остры… [78] Правители Улуса Джучи оказались перед лицом общего краха всей своей военной политики. Каан Монгольской империи Угедей, несмотря на наличие других войн — с империей Южная Сун, с Кореей и Тибетом, вынужден был учесть положение Джучидов, так как они являлись силой, поддерживавших его на троне против других Чингизидов.
Во-первых, уточняется соотношение сил противников: булгар оказалось вдвое больше, чем монголов. Во-вторых, интересна информация о ритуале, совершенном Бату перед битвой: он обратился к Небу, прося даровать ему победу. Отметим, что источники не сообщают об исполнении этого ритуала другими монгольскими полководцами: только Чингис-хан, согласно «Сокровенному сказанию», совершил аналогичный ритуал, начиная войну с империей Цзинь как сообщает источник, Бату и действовал «по обычаю Чингиз-хана».
Это свидетельствует о том, что Бату обладал некими сакральными полномочиями и некоей харизматической властью, отсутствовавшими у других Чингизидов — его современников. Надо полагать, что на границе войска Бату столкнулись с главными силами булгар, набранных для отпора натиску монголов. После их разгрома серьезного сопротивления монгольские войска уже не встречали: Рашид ад-Дин сообщает далее, что «царевичи и эмиры собрались в долинах рек Хабан и отправили эмира Субэдэя с войском в страну асов и в пределы Булгара», а сами «составив совет, пошли каждый со своим войском облавой, устраивая сражения и занимая попадавшиеся им по пути города». Подобное решение могло быть принято, если бы предводители похода были уверены, что не встретят на своем пути многочисленных войск противника, как это было в пограничном сражении. Следовательно, основные силы булгар были уничтожены или рассеяны в первом же бою, и войскам Бату оставалось только захватить города, все еще пытавшиеся оказать сопротивление. Пример такой осады приводит Джувейни: «Сначала они штурмом взяли город Булгар, известный на весь мир неприступностью своего места и многочисленным населением.
Жителей его они убили и [частью] угнали в плен для угрозы другим. Оттуда они обратились на страну Рус и покорили области до города М. Царевичи вместе стояли по сторонам его [города] и с каждой стороны проложили дорогу шириной, достаточной для проезда рядом 3-4 повозок, а напротив него [города] установили метательную машину и в течение нескольких дней не оставили от города ничего кроме его имени, и нашли [там] богатую добычу. Они отдали приказ отрезать правое ухо у [убитых] людей. Было насчитано 270000 ушей». Любопытно, что речь идет о «стране Рус» и городе «М.
Березина, нередко отождествляют с Москвой. Но, во-первых, Москва в то время была лишь простой пограничной крепостью Владимиро-Суздальской Руси, а вовсе не огромным городом, о каком писал Джувейни, наверняка даже не слышавший о Москве. Во-вторых, исследователи обоснованно ползают, что речь идет все же о войне с булгарами, поскольку «русская тема» в персидских исторических сочинениях ХIII-ХIV вв. И восточные хронисты, и русские летописцы сообщают о взятии монголами булгарских городов — Булгара, Жукотина, Биляра, Кернека и других. Биляр был взят и жестоко разорен: по зультатам исследований современных археологов, столица Волжской Булгарии так и не была восстановлена, и новый город возник в трех километрах от развалин прежнего. Вероятно, именно о Биляре Лаврентьевская летопись сообщает, что «...
Джувейни говорит о взятии и Булгара штурмом, но при этом не сообщает о полном истреблении его населения. Рашид ад-Дин также сообщает, что монгольские войска «дошли до города Булгара Великого... Учитывая, что впоследствии Булгар некоторое время до постройки Сарая-Бату являлся одной из резиденций правителя Улуса Джучи, можно утверждать, что Бату его не разрушал, равно как и не вырезал населения, которым собирался управлять. Источники не сообщают, кто именно из участвовавших в войне с Булгарией монгольских полководцев взял Биляр и Булгар, но есть основания полагать, что Бату лично возглавил их осаду и штурм. Ведь и захваты всех других столиц — Рязани, Владимира, Киева, Эстергома — происходили под его непосредственным руководством.
Теснимые хазарами, западные болгары во главе с Аспарухом двинулись на запад, где позднее создали Болгарское царство. Часть восточных болгар т. А затем в Среднее Поволжье. Остальные остались на месте и подчинились хазарам. Письменные источники не дают точной информации о границах Волжской Болгарии.
Советский ученый Р. Фахрутдинов, картографировавший археологические памятники X-XIV вв. Населяло тогда эти территории примерно полтора-два миллиона человек. Некоторые ученые мужи доказывают, что территория Волжской Болгарии гораздо больше обозначенных границ, а время основания государства — VII в. Однако, учитывая, что история волжских болгар неоднократно подвергалась попыткам политизации особенно в период «парада суверенитетов» в 1990-е гг. Придя на Волгу, болгары, вероятно, вытеснили или подчинили племена балто-славянской родовой группы именьковская археологическая культура. Вполне возможно, территория Среднего Поволжья была освоена огурскими племенами ещё ранее. В любом случае, оседлый характер хозяйствования волжских болгар свидетельствует об интенсивных контактах с земледельцами Евразии. Персидские и арабские хронисты Х в. Неизвестный персоязычный автор географического трактата «Худуд ал-Алам» так описывает отношения внутри государства: «Их три группы: бахдула, ишкиль и булгар; все находятся в войне друг с другом; когда же появляется враг, они становятся друг другу друзьями».
Непонятно, являются ли эти этнические компоненты «племенами», или «союзами племён». Скорее всего, болгары вышли победителями в вышеупомянутой борьбе, а остальные племена попали в зависимое от них положение. Сами же болгары сформировали политическую и военную элиту молодого государства. Нумизматический материал свидетельствует, что в 930-940 гг. Болгария состояла из двух возможно, независимых владений — собственно Болгарский и Суварский эмираты. Позднее Сувар в качестве административно-территориальной единицы входит в состав Волжской Болгарии, что означает становление единого государства. До VIII в. Из свидетельств путешественника Ибн-Фадлана Х в.
Поход Руси на Волжскую Булгарию (1376)
Но уже после падения Хазарии в Х веке они объявили о создании независимого государства. Киевляне совершали множество военных походов против Булгар, но ответных действий со стороны Волжского государства за этим не следовало. Так продолжалось примерно до наступления XI столетия. Булгария начала свои активные действия против Руси с конца 11-го века.
Тогда в 1088 году армия, пришедшая с Поволжья, захватила Муром. В 1107 году был уже предпринят поход на Суздаль. Булгарские войска стояли во многих территориях Суздальского княжества.
В 1120 году с булгарами воевал сам Юрий Долгорукий, легендарный основатель Москвы.
Из них русскими войсками было одержано 13 побед. Дважды русские дружины потерпели поражение. Волжской Булгарии во время монголо-татарского нашествия противостояние Руси и Булгарии закончилось.
Еще князь Святослав во время своего похода на Хазарию разгромил армию Волжской Булгарии. Однако в полной мере контролировать весь путь оказалось невозможно: Волжская Булгария сохранила самостоятельность и, соответственно, контроль над участком главной водной магистрали — рекой Волгой. Всего зафиксировано 15 конфликтов включая поход князя Святослава.
Хан Альцек, пятый брат, дошёл до Италии и предложил королю Гримоальду свою верность и мечи своей орды в обмен на земли во владение. Гримоальд перенаправил Альцека с ордой к своему сыну Ромуальду, и там булгары получили и службу, и земли, а сам Альцек — титул гастальдия князя. Через сто лет булгары в Италии всё ещё говорили на родном языке, но к нашему времени их потомки полностью растворились в итальянцах. Считается, что могилы Кубрата и Аспаруха найдены в украинских землях, в Полтавской области и возле Запорожья. По крайней мере, именно там археологи нашли полные золота и серебра захоронения двух булгарских вождей, имена которых внутри могил никто не догадался написать.
Время захоронения примерно совпадает с эпохой, в которую жили и умерли великие сын и отец. Памятная табличка в честь обнаружения могилы Аспаруха в Запорожье, оставленная болгарами. Булгары на Волге Русским княжествам приходилось иметь дело чаще всего, конечно, с волжскими булгарами. Известно, что в их царстве была принята мусульманская вера, а сам язык, на котором они говорили, относился к тюркским. Единственный их живой родственник в наше время — чувашский.
Хотя булгары жили на территории современного Татарстана и стали предками волжских татар, их язык — только дальний предок татарского языка, наряду с половецкими кипчакскими диалектами и староузбекским чагатайским. Царство, основанное ордой Котрага, достигло не меньшего процветания, чем царство его брата Аспаруха. На Волге найдено 190 городищ и 900 селищ, населённых когда-то булгарами, и большинство из них были построены до монгольского нашествия. В царстве жили также эрзяне, мокшане, марийцы, русы и армяне; не запрещалось исповедовать никакую религию и разрешено было ставить православные храмы. Булгары Волги чеканили собственные серебряные монеты и вели записи, принимали арабских послов, возводили крепости и мечети.
В Булгарии были развиты ремёсла и торговля, здесь растили хлеб и разводили скот так успешно, что хватало на продажу соседям, хватало рыбаков и охотников, так что питание большинства жителей царства, похоже, было очень здоровым и разнообразным. Волжская булгарка от художника Булата Гильванова. С русскими княжествами у Волжской Булгарии были сложные отношения. В конце десятого века царство пережило набег князя Святослава, сына того самого князя Игоря, который воевал с булгарами в Причерноморье. Его сын, Владимир, тоже приходил с войском, но в итоге заключил с булгарами мир.
Пять сыновей великого хана
- Владимирские князья пытались взять под контроль Поволжье
- Куда исчезла Волжская Булгария?
- Монгольское завоевание Волжской Булгарии: kstk71 — LiveJournal
- Смотрите также
- Смерть и канонизация
- Гроза византийцев, союзники русских, противники монголов: Откуда взялись и куда девались булгары
Поход Руси на Волжскую Булгарию (1376)
Иловайский , С. Шпилевский , П. Голубовский , Н. Загоскин , С. Толстов , Г. Вернадский , Д. Лихачёв , П. Смирнов , Б. Греков , Л. Мюллер [de] , М. Артамонов , М.
Левченко и др. Кроме того, по мнению С. Толстова , предположение дунайского направления похода недопустимо, так как этому противоречит контекст летописи, где вслед за описанием похода появляются «болгаре веры бохъмиче» ислам [10]. Вопреки утверждению о низком благосостоянии Волжской Булгарии, ряд исследователей отмечали, что волжские булгары, проживавшие на важном участке торгового пути, в то время были достаточно промышленным и зажиточным народом, находившимся на достаточно высоком для того времени экономическом уровне [13] [14] [73] [74]. Рыбаков , ранее высказывавший мнение о дунайском направлении похода [69] , позднее всё-таки согласился с тем, что это были именно волжские только нижневолжские, или низовские булгары [75] [72]. Новейшие исследования[ править править код ] Вследствие появления новейших исторических и археологических результатов исследований у современных историков фактически не осталось сомнений в том, что поход был совершён именно на волжских булгар [29] [16] [76] [77] [24] [26] [78] [79] [80]. В зарубежной же литературе версия о походе на дунайских болгар практически не рассматривается [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87]. Фахрутдинов [29] , Ф. Гарипова [88] , Л. Макаров [89] , Р.
Бариев [90] и другие исследователи всецело подтверждают результаты исследований лексических материалов восточных языков востоковеда В. Григорьева , опубликованные в 1876 году, согласно которым этноним «серебряные» в то время относился к нукратским булгарам , населявшим Прикамье , предположительно близ серебряных рудников, от которых и получили своё имя «нукрат», в переводе с арабского — серебро [91] [72]. Что касается экономического состояния Волжской Булгарии, то в то время у неё уже была сложившаяся система пашенного земледелия, ремёсел и торговли. Весьма важное значение для определения направления похода имеет упоминание летописями о хмеле и обуви. В Поволжье издревле было известно о свойствах хмеля, где и по нынешнее время хмелеводство составляет одну из важных отраслей экономического развития региона. На гербе Чувашской республики присутствуют листья и шишки хмеля [92]. В то время как хмелеводство очень развито в Центральной Европе в частности Германии и Чехии , в Болгарии оно практически не развивается [47].
Но на рассвете 28 июля 1237 года восточный эр-эвен забил в сторожевые барабаны Подвиг последнего города исчезнувшей страны Несчастливая звезда Той был в прошлом. Толпы грязных знатных женщин услаждали отличившиеся сотни. Пьяные нойоны хвастались телегами серебра и рабов. Только ему, Кюлькану, было там не радостно От досады Кюльхану хотелось завыть Этот поход сразу не заладился. Пока другие чингизиды разоряли богатые булгарские города и покрывали себя славой, его Бату-хан отправил на юг в бедные земли. Его, сына Чингисхана. Его тумэн сартаулов бегал за башкортами по пыльным степям, и не снискал ни серебра, ни почета. А теперь он в таежном море с мокрыми ногами и волдырями от гнуса. Без серебра. Потому что Бату захотел покорить все западные земли до орусутов. Нищие и лесные. Ладно хоть закончил здесь, все перебиты и завтра на место сбора в зеленую степь — скрипнул зубами Кюлькан Облава дикарей После падения Булгарии Бату потребовал покорности от западных земель: союзников булгар — мокши, буртасов и эрзи. Но дикари отказались. Тогда Бату растянул 4 тумэна на правом берегу Волги и устроил облаву. Всех вождей и мужчин он велел убивать, поселения - сжигать. Детей и женщин в рабство. Бату требовал разделаться с племенами быстрей, он хотел подготовиться для удара по богатой Руси. Кюльхан предался было приятным мечтам о скором отдыхе, как в туче волжских комаров появился туаджи. Опять эти нищие буртасы! Но смотря на последний булгарский город, он понимал, что его 1000 нукеров тут недостаточно. Туаджи сообщил ему о скором подходе всего тумэна. Ожидая его, Анду разорил все деревни в округе. Сурчат — как назвали город пленные, отказался сдаться Контакт Несколько сотен монголов появились спустя 2 часа после тревожных барабанов эр-эвена. Объехав город и держась вне досягаемости стрел, они стали орать и снимать штаны. Баликбаши предложил стрельнуть в их зады из русских самострелов. Но кирмэн Буляртай не хотел показывать возможности раньше времени. Отверг он идею и конной вылазки, сберегая небольшую рать. Запасов зерна и сил вполне хватало до прихода помощи. Еще раз он проверил готовность 4 000 гарнизона булгар, аскизов, буртасов, мокши и русских. Тумэн в 10 000 всадников выглядел так Штурм К вечеру следующего дня зашатались и застучали древние сосны. Тысячами черных червей покрылась кромка леса и едкий запах тысячи костров покрыл город. Сын Чингисхана от 2 жены не собирался задерживаться в этих чертовых лесах. Небольшой город Сурчат он оценил крепким, но не выдающимся. Башни и стена выглядели внушительно, но были деревянными, а дерево горит. В свой обоз он захватил детали для 3 небольших манджаник, еще 5 стрелометов лежали на телегах. Большой запас огненных горшков и мешков с нефтью ждал своего часа... Но Кюльхану хотелось взять эту деревню быстро. На всякий случай приказав половине хашара из захваченных рабов строить пороки, он отправил остальных на быстрый штурм. И на рассвете 2 августа 1237 года 4 000 пленных мокши и 2000 воинов тумэна пошли на Сурчат, во главе с нетерпеливым Анду. Сюрприз буртасов Для Анду наконец наступил звездный час. Погнав вперед рабов с лестницами и крючьями, его воины двигались вперед под прикрытием всех стрелков тумэна. Ответный огонь был умеренным, на стенах видимо были дрожащие крестьяне. Да и застревали стрелы в живом щите хашара. Но затем пошли сюрпризы. Его десятки стали проваливаться в скрытые ямы и умирать на кольях, распарывая себя и коней. Подходы к стене оказались заваленными лесом, и когда атакующие сбивались в узких проходах, на них летели камни и рой стрел буртасов. Баррикады оказались пропитанным нефтью, зажимая и сжигая его воинов стеной огня. Обороной руководит славный багатур - только и успел подумать Анду.
Тут уместно сказать, что никаких народных движений, преследовавших возрождение Золотой Орды, российская история не знает, потому что ни один народ России никогда не считал себя татарами. В начале ХХ века татары в России еще не появились. Не пришли еще татары из Монголии или откуда-нибудь. Об этом авторитетно свидетельствует энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона, изданный в СПб. И далее продолжает, что термин «татары» — собирательное название тюркских народов. Для примера можно напомнить, что такое явление — называть разные народы одним именем — мы наблюдаем и в новейший период нашей истории: название «индейцы» применяется для аборигенов Америки, хотя сами они называют себя по имени своего племени — могикане, гуроны, майя и т. Почему-то после распада СССР ни один народ не называет себя советским народом. Очевидно, что булгарский народ продолжает жить на прежних своих землях, называет себя своим собственным именем, и никакого татарского народа в Казанской губернии не существует. Об этом однозначно написано, например, в книге «История Казани», изданной в 1988г. Академией наук РТ Книга I, с. Возникает мысль, что революция явилась роковым рубежом, в ходе которой совершился акт переименования волжских булгар в казанских татар. Почему и как это произошло? Об основном, традиционном течении, идущем из глубины веков, мы уже говорили: это Совет волжских булгарских мусульман, называемое еще ваисовским движением по имени лидеров ее Багаутдина Ваисова и его сыновей Гайнана Сардар и Газизяна Ваисовых. Но в это время появились люди, которые увидели выгоду для себя в названии «татары». Они считали, что надо называться татарами назло русским. Это течение называется татаризмом. Оно явилось выражением шовинистических тенденций оскорбленного национального чувства. Шовинизм против шовинизма. Зло против зла. Отчаяние, выражаемое формулой: чем хуже, тем лучше. Например, один из основоположников этого течения писатель Г. Мы — люди, мы — монголы; мы — тюрки; мы — татары. Наша зарождающаяся культура будет татарской культурой» 1912г. Сколько злобы в этой цитате, сколько глупости. И в то же время бесспорное свидетельство того факта, что в начале ХХв татарского народа еще не было. Его только пытались зародить. Причем фактическое положение дел с кличкой «татары» было таким, что народ ее считал ругательным словом. Сам же Г. Ибрагимов и свидетельствует об этом, говоря, что если кого-либо из мусульман назовешь татарином, он бросается с кулаками на тебя со словами: «Почему ты оскорбляешь меня? Видным представителем этого течения был Садри Максуди. В июле 1917г, когда после февральской революции первые лучи свободы согрели души угнетенных народов, мусульмане внутренней России это волжские булгары созвали съезд в Казани и решили возродить свою национальную государственность. Это дело поручили С. Он выделялся своей эрудированностью: хорошо знал историю, литературу родного и других тюркских народов. Получил высшее юридическое образование в Париже в Сорбоннском университете. К тому времени он проявил себя как верный сын своего народа, активно участвуя в деятельности партии «Иттифак аль муслимин» «Союз мусульман» , которая ставила своей целью объединение всех мусульманских народов в борьбе за национальную независимость. Хочу подчеркнуть, что партия называлась мусульманской, а не татарской. В нее входили видные представители всех мусульманских народов: волжских булгар, башкир, узбеков, казахов, азербайджанцев и других, то есть тех, кого власть называла татарами. Два созыва подряд С. Максуди был депутатом Государственной думы России, где зарекомендовал себя истинным патриотом, бесстрашным защитником интересов родной культуры. Он неоднократно выступал на заседаниях Думы с заявлениями, что «термин «татары»... Сформированная съездом коллегия во главе с Максуди проделала огромную работу, в результате которой в ноябре 1917г была провозглашена национально-культурная автономия «Идель-Урал штаты» «Волго-Уральский штат» , территория которой включала исторические земли Волжской Булгарии. Нейтральное название республики «Идель-Урал» — не Булгария, не Татария — обусловлено борьбой татаристов против С. Максуди никак не хотел употреблять термин «татары». Но проявил слабость, уступил татаристам, фракцией которых в Милли Меджлисе — парламенте республики «Идель-Урал штаты» — руководил все тот же Г. Этим он допустил недооценку важного значения родного имени «булгары» в сознании народа. Если бы республика была названа Булгарской, то ее силы утроились бы поддержкой широких народных масс и в первую очередь поддержкой Совета волжских булгарских мусульман. Тем не менее национальная государственность «Идель-Урал штаты» явилась уникальным образцом решения национального вопроса на принципах демократии и соблюдения прав человека. Ее Конституция, подготовленная С. Максуди, не требовала государственного суверенитета. Максуди гениально предвидел, что будущее России — это федерация. Он говорил: «... Он знал, что национальное достоинство личности обеспечивается свободой и равноправием в общественной жизни, в делах образования и культуры. В апреле 1918г большевики назначают миллионное вознаграждение за голову С. Максуди, который волей провидения сумел избежать ареста и прибыть в город своей юности Париж. Здесь он хлопочет перед Парижской мирной конференцией стран Антанты об избавлении родного народа от большевистского ига — этой нежданной напасти. В Меморандуме в адрес Конференции он пишет: «Представляется целесообразным обратить внимание на то, что название представляемой мной нации «татары» не что иное, как историческая ошибка... Он работает профессором Сорбоннского университета, в котором когда-то получил путевку в жизнь. Затем его приглашают в Турцию. Там он — профессор Стамбульского и Анкарского университетов, преподает право и историю. Несколько раз избирается депутатом Народного собрания, и, самое главное, он был одним из ближайших соратников президента Ататюрка — отца демократических преобразований в Турции. Он опубликовал десяток книг по истории и праву. В начале пятидесятых годов в составе парламентской делегации от Турции он работал в Страсбурге над составлением Конституции Европарламента. Его не влекла мания величия. Он жил и трудился во имя человеческого достоинства. Не удивительно, что гений Максуди, его человеколюбие нашли свое заслуженное применение на общечеловеческом уровне. Принципы демократии, права и свободы человека, за которые он боролся и в разработку которых внес огромный вклад, слава богу, дошли и до нас, на его любимую Родину. Окружным путем, через Европу, но дошли: в 1993г Россия приняла первую в своей истории демократическую Конституцию, которая не только провозгласила всех граждан России равными перед законом независимо от расовой, религиозной, национальной принадлежности и прочих признаков, но и предоставила каждому человеку весь комплекс прав и свобод, необходимых для обретения человеческого достоинства. То, за что боролись волжские булгары на протяжении веков, осуществилось. Жаль, Родина не помнит своего верного сына: ни в родной деревне Ташсу, ни в Казани нет даже памятной доски, нет ни одной улицы с именем С. Максуди, не говоря уж о памятнике. Учебники по истории фактически постыдно умалчивают его имя и великие деяния. Ваисовцы с радостью их поддержали, увидев в их пришествии начало «царства добра и справедливости». Большевики разгромили и республику «Идель-Урал штаты», и Совет волжских булгарских мусульман и создали на части земель Казанской губернии татарскую республику. Проект татарской республики был подготовлен в наркомате по делам национальностей, руководимом Сталиным, при активном содействии таких татаристов, как уже известный нам Г. Ибрагимов, который стал заместителем Сталина, а также М. Последний принимал личное участие в разгроме государственных учреждений республики «Идель-Урал штаты». Поэтому площадь возле Национально-культурного центра НКЦ города Казани, где установлен памятник свободе «Хоррият», названа его именем — площадь Султангалиева. Но такое явление в России никого не удивляет. Решение о создании татреспублики было принято на заседании политбюро РКП б в январе 1920г. И уже в марте на территории Казанской губернии вспыхнуло восстание булгарского народа против «безбожного» имени «татары». Это восстание известно под названием «Вилочное восстание». Большевики безжалостно подавили его силами регулярных войск Красной армии, уничтожая при этом целые деревни. Затем отняли у крестьян весь урожай этого года и искусственно создали страшный голод 1921-22 гг. Опять умерло много народа.
Очень активно воевал с Волжской Булгарией Андрей Боголюбский. В один из походов он даже взял знаменитую святыню, свой важнейший духовный ресурс — знаменитую икону Богородицы Владимирской. В том походе был взят город Бряхимов. Однако войны с волжскими булгарами были такими тяжелыми, что Боголюбский потерял из-за них даже двух своих сыновей-наследников. Именно в память о сыне Изяславе, который умер в походе, Боголюбский решил возвести храм Покрова на Нерли. Фото Владимира Чучадеева Справедливости ради: булгары не только отбивались, но и сами порой нападали на русские территории. И даже захватывали Муром и Суздаль. Но никогда не удерживали русские города подолгу. Война и мир-1220 Причиной конфликта 1220 года стали дерзкие действия булгар, захвативших Устюг. Великий князь Юрий Всеволодович в ответ послал своего сына Святослава во главе войска, объединившего ростовские, суздальские и муромские дружины. Главным успехом того похода стал захват и разграбление города Ошель в июне 1220 года. Тогда город считался крупным. Но в наши дни о месте, где он находился, единого мнения у историков нет. Булгары посредством богатых даров склоняют князя Юрия Всеволодовича к миру. Гравюра Бориса Чорикова Как это бывало и раньше, после войны последовал мирный договор.
Походы в Волжскую Булгарию
Одни — в сторону Балкан, где постепенно они смешались с местными южно-славянскими племенами, образовав новое государство — современную Болгарию. Другие переместились выше по Волге, где основали новые племенные колонии. При этом пришлые булгары постепенно подчинили себе коренные финно-угорские народности. В конце 9-го века местный правитель Алмас или Алмуш, как его называли булгары, объединил часть разрозненных племён в некое подобие феодального государства — первый случай в этом регионе.
Алмас — первый правитель волжских булгар — отчетливо понимал, что без принятия государственной религии будет трудно объединить разрозненные племена, и потому созвал всех предводителей на общий сбор. Официально был принят ислам, а Алмас стал легитимным правителем всех булгар и объявил себя эмиром. Укоренившиеся языческие и родоплеменные обычаи постепенно сменились более сложными социальными и политическими формами правления, при этом сохранив общественно-семейные отношения, присущие булгарам.
Официальная религия способствовала укреплению связей с единоверцами из восточных стран-соседей. С исламом появилось и письмо, начали строить первые учебные заведения, мечети, основным письменным языком стал арабский. Легитимизации ислама способствовали также багдадские послы, которых Алмас пригласил, чтобы официально принять эту религию и попутно наладить торговые связи с богатым Ближним Востоком.
К середине 10-го века ещё примитивные города с полукочевым укладом жизни уже простирались на территориях современных Самарской, Ульяновской, Пензенской областей и частично Татарстана и Чувашии. Современная реконструкция города Булгар и его жителей. По речным путям Волги и Камы проходила оживлённая транзитная торговля между Западом и Востоком.
В летние месяцы Волжская Булгария превращалась в большую ярмарку для купцов со всех концов мира. Благодаря компактности городов по периметру государства раскинулись небольшие города-гарнизоны и мобильности хорошо подготовленных дружин Булгария могла дать отпор не только «залётным» кочевникам, но и сама нападала на соседние племена, обращая их в рабство. На тот момент тут даже чеканилась собственная монета.
В мероприятии примут участие руководство Республики Татарстан, делегаты из субъектов Российской Федерации, представители духовных управлений мусульман Российской Федерации, ближнего и дальнего зарубежья, представители мусульманских общин с разных уголков страны и мусульманского мира. В рамках праздника будет организован коллективный намаз на площади у Соборной мечети и представлена яркая культурно-просветительская программа, презентована интерактивная площадка «История письменности», где расскажут о технологии производства средневековых чернил, арабской каллиграфии и других интересных фактах, будет организован праздничный концерт, а также выставка-продажа изделий мастеров народных художественных промыслов Республики Татарстан, турнир по борьбе на поясах, мастер-классы и многое другое.
Великая Венгрия На этом же рынке брату Юлиану опять невероятно повезло.
Причем ровно так же, как за несколько лет до этого умершему брату Отто: однажды венгерский монах на булгарском базаре вдруг услышал венгерскую женскую речь. Женщина оказалась мадьяркой, выданной замуж за булгарского купца: "Она указала брату пути, по которым ему надо идти, утверждая, что через две дневки он, без сомнения, может найти тех венгров, которых ищет. Так и случилось.
Ибо нашел он их близ большой реки Этиль [р. Белая, две дневки — два дневных перехода верхом]. Те, увидев его и узнав, что он венгр, немало радовались его прибытию: водили его кругом по домам и селениями старательно распрашивали о короле и королевстве братьев своих христиан.
И все, что только он хотел изложить им, и о вере и о прочем, они весьма внимательно слушали, так как язык у них совершенно венгерский: и они его понимали, и он их. Они — язычники, не имеют никакого понятия о боге, но не почитают и идолов, а живут, как звери. Земли не возделывают!
Едят мясо конское, волчье и тому подобное; пьют лошадиное молоко и кровь. Богаты конями и оружием и весьма отважны в войнах. По преданиям древних, они знают, что те венгры произошли от них, но не знали, где они", - рассказывается в донесении.
Венграм, живущим на реке Белой, уже приходилось сталкиваться с монголами, и Юлиан, послушав их, осознал, что народы Европы даже не представляют, каких масштабов беда катится на них из глубин будущей России. Юлиан понял, что обязан предупредить и короля, и всех, кто может оказаться на пути монголов, и если этого не сделает он, то не сделает никто. Источник фото: pikabu.
Начал же брат обратный путь за три дня до праздника св. Иоанна Крестителя 20 июня 1236 года , в 15 дней прошел по реке царство мордванов; это — язычники и настолько жестокие люди, что у них тот человек, кто не убил многих людей, ни за что не считается; и когда кто-либо идет по дороге, то перед ним несут головы всех убитых им людей, и чем больше голов перед кем несут, тем выше он ценится. А из голов человеческих они делают чаши и особенно охотно пьют из них.
Тому, кто не убил человека, не позволяют жениться. Бог знает, чем мордва так обидела венгерского монаха, что он оставил о ней такой трэш-отзыв, ничем исторически не подтвержденный. Остается на его совести и сообщение о религиозной ситуации в местных землях: "Узнав от своих пророков, что им предстоит стать христианами, они [мордваны-язычники] послали к князю великой Ландемерии [город Владимир] это соседняя с ними русская страна , чтобы он послал к ним священников окрестить их.
Тот ответил: "Не мне надлежит это делать, а Папе Римскому. Ведь близко время, когда все мы должны принять веру римской церкви и подчиниться ее власти". Впрочем, чего еще можно было ожидать в докладе доминиканца папе.
Однако в отчете о своем втором путешествии в Поволжье брат Юлиан проявит удивительную, на фоне сплетен об изнасилованных сестрах Чингисхана, историческую точность, рассказывая о нашествии монголов на мордовские земли: "Там было два князя: один князь со всем народом и семьей покорился владыке татар, но другой с немногими людьми направился в весьма укрепленные места, чтобы защищаться, если хватит сил". Действительно, так все и было, а звали этих князей Пуреш и Пургас. Такая осведомленность говорит о том, что Юлиан как минимум проходил, а, скорее всего, останавливался где-то совсем неподалеку, в районе Ульяновска-Пензы-Саранска.
Самому Юлиану описывать свои приключения было некогда: привезенная им информация была признана очень ценной, но недостаточной. Прямо из Рима он отправился в новое путешествие по маршруту Венгрия - Русь - Волжская Булгария, и если первое странствие было предприятием рискованным, то второе - просто отмороженным.
Москва, 1951. Халиков А. Казань, 1968. Том 1. Кучкин В.
X — начало XX вв. Москва, 1975. Фахрутдинов Р. Очерки по истории Волжской Булгарии. Москва, 1984. Волжская Булгария и Русь.
Походы в Волжскую Булгарию
Поход Руси на Волжскую Булгарию (1376) — Поход на Волжскую Булгарию 1376 Монголо-татарское иго Дата 1376 года Место Волжская Булгария Итог Победа русского войска Стороны Московское княжество Волжская Булгария Командующие Дмитрий Боброк, Василий Кирдяпа. Историк — о Волжской Булгарии | Поход Андрея Юрьевича Боголюбского (Владимирского) в Волжскую Булгарию: бегство остатков болгарского войска после поражения, 1164 год. Походы Святослава Игоревича (964 – 969) нанесли серьёзный урон Волжской Болгарии.
Смотрите также
- Становление Волжской Булгарии
- Читайте также
- Предыстория государства
- Поход князя Святослава на Булгар — Кирсановский краеведческий музей
Поход Руси на Волжскую Булгарию (1376)
Эфир Программа передач Новости Программы Фильмы Трансляции Лица канала. После падения Булгарии Бату потребовал покорности от западных земель: союзников булгар – мокши, буртасов и эрзи. Еще князь Святослав во время своего похода на Хазарию разгромил армию Волжской Булгарии. В 1164 году Андрей провёл первый после похода Юрия Долгорукого (1120) поход на волжских булгар с сыном Изяславом, братом Ярославом и муромским князем Юрием. Русские походы на бывшую Волжскую Булгарию (уже в составе Золотой Орды) продолжались и позже.
Падение Волжской Булгарии. Краткая хроника
Нападение монгол на Булгарию Упадок булгарского государства Следующие два века Волжская Булгария переживала трудные времена и долгое время была зависима от монгольских завоевателей. Хоть она и сохранила некую автономию, внутренние усобицы и нападки русских резко затормозили ее экономическое и социальное развитие. Фатальным стал набег ушкуйников — русских отрядов из Великого Новгорода. Они «славились» жестокими нападениями на города и грабежами. Оставшиеся в живых после многочисленных нападений булгары перебрались сначала в Иске-Казань, а потом и вовсе распределились вдоль русел Камы, Волги и Вятки, дав начало многим народностям Поволжья. Брошенные ими земли впоследствии стали территориальным базисом для создания Казанского ханства. Летописи дают размытые границы государства, поэтому историки опираются в основном на археологические находки, связанные с булгарами. Так, городища, селища и предметы быта булгар были найдены в Татарстане и Чувашии, Самарской, Пензенской и Ульяновской областях. Некоторые исследователи предполагают, что северные границы государства доходили вплоть до Карского моря.
Территория булгарского Биляра Если о территориальных границах летописцы и путешественники упоминали нечасто, то о городах Волжской Булгарии известно куда больше. Самые известные булгарские города: Болгар восстановлен ; Биляр сохранилось городище ; Сувар На территории городища несколько раз проводились археологические раскопки. Они рассказали о существовании на территории крупного рынка и большой жилой зоны. Сегодня город полностью разрушен ; Иске-Казань частично восстановлен и преобразован в музей под открытым небом ; Алабуга сохранилось городище в современной Елабуге ; Ошель сохранилось городище ; Джукетау сохранилось городище в Чистопольском районе Татарстана ; Кашан разрушен, сохранились останки строений в Лаишевском районе Татарстана ; Кирмень сохранилось городище ; Золоторевское городище сохранилось, располагается на реке Сура ; Муромский городок полностью разрушен, остались фрагменты рвов и укреплений. Находится в Самарской области. Древний Болгар Отличие Булгарии от других феодальных государств того времени — это развитое градостроительство. Государство постоянно строило города. Во времена, когда соседние племена жили в глиняно-земляных хижинах, булгары возводили глиняные и каменные дома.
А в годы сопротивления золотоордынцам и вовсе сделали города неприступными для врага. Столицы Волжской Булгарии С самого своего основания столицей государства считался Болгар. У города было удобное географическое расположение между Волгой и Казанкой, что делало его важным центром торговых путей. По этой же причине он часто подвергался нападкам русских с воды. Болгар был одним из самых маленьких городов государства, но самым важным для экономики. Сюда ежегодно съезжались европейские купцы, чтобы вести торговлю с Азией. В XII веке из-за постоянных нападений русских столицу перенесли в Биляр. Плодородные земли и близость Камы делали его удачным для жизни и защиты от нападений.
Первые упоминания о городе датируются еще X веком. Фактически булгары считали его столицей на протяжении трех веков. Город был разрушен в 1236 г. В XIV в. На этот раз в Иске-Казань, который раскинулся на берегу Казанки. Он давал булгарам выход к водным путям и возможность вести торговлю. Иске-Казань был столицей Булгарии вплоть до ее развала. Реконструкция Булгара Население Волжской Булгарии С момента своего образования и на протяжении всей истории государство постоянно объединялось с другими оседлыми и полуоседлыми племенами Поволжья.
Это привело к смешению как культур, так и языков. Основу булгар составляли тюрки. Однако при переселении на север к ним присоединились племена хазар, финно-угров и праславян. Точное количество населения государства неизвестно. Историки предполагают, что численность его могла достигать 1,5-2 миллиона человек. Нет у историков и единого мнения о языках булгаров. Исследователи предполагают, что их было несколько.
Тут князь изломил копье, и его под сердце через бронь ударила стрела. Князя привезли в лагерь, и вскоре он скончался.
А булгары, узнав, где русь оставила ладьи, пошли вверх по Волге в лодках, а из «Торцьскаго» на лошадях на ладьи, охранявшиеся белозерским полком. Только маневр оказался для булгар неудачным. Более тысячи их воинов утонуло в Волге. Многих побили белозерцы. Видимо, булгары, а шло их к ладьям около пяти тысяч, не ожидали встретить столь мощный заслон. Взять столицу Волжской Булгарии Всеволод Юрьевич не сумел.
Оставшиеся бежали в город и укрылись за крепостными стенами. Штурма города не произошло. Хасан-хан запросил мира, выплатив 5000 рублей 2000 князьям и 3000 воинам и воеводам. В Булгаре был посажен русский таможенник. Булгария также обязалась выплачивать ежегодную дань Московскому князю. Пушки были вывезены в Москву и установлены на городских стенах — в 1382 году эти орудия эффективно использовались во время обороны Москвы от войск Тохтамыша.
Очень активно воевал с Волжской Булгарией Андрей Боголюбский. В один из походов он даже взял знаменитую святыню, свой важнейший духовный ресурс — знаменитую икону Богородицы Владимирской. В том походе был взят город Бряхимов. Однако войны с волжскими булгарами были такими тяжелыми, что Боголюбский потерял из-за них даже двух своих сыновей-наследников. Именно в память о сыне Изяславе, который умер в походе, Боголюбский решил возвести храм Покрова на Нерли. Фото Владимира Чучадеева Справедливости ради: булгары не только отбивались, но и сами порой нападали на русские территории. И даже захватывали Муром и Суздаль. Но никогда не удерживали русские города подолгу. Война и мир-1220 Причиной конфликта 1220 года стали дерзкие действия булгар, захвативших Устюг. Великий князь Юрий Всеволодович в ответ послал своего сына Святослава во главе войска, объединившего ростовские, суздальские и муромские дружины. Главным успехом того похода стал захват и разграбление города Ошель в июне 1220 года. Тогда город считался крупным. Но в наши дни о месте, где он находился, единого мнения у историков нет. Булгары посредством богатых даров склоняют князя Юрия Всеволодовича к миру. Гравюра Бориса Чорикова Как это бывало и раньше, после войны последовал мирный договор.
Поход на волжских булгар в 1376 году
В X веке существовал сухопутный торговый путь из Волжской Булгарии в Киев, частично пролегавший по Тамбовскому краю. Поход на Волжскую Булгарию 1376 Монголо татарское иго Дата 1376 года Место Волжская Булгария. Эфир Программа передач Новости Программы Фильмы Трансляции Лица канала. Еще князь Святослав во время своего похода на Хазарию разгромил армию Волжской Булгарии. После того, как монголы покинули Волжскую Булгарию, чтобы завоевать русских, булгары восстали во главе со знатью. Военный поход на столицу Волжской Булгарии – «Великий город серебряных булгар» (Биляр), располагавшийся в верховьях реки Черемшан, организовал и принял в нём участие Владимирский князь Всеволод Большое Гнездо.
Волжский форпост
- Булгарские походы
- Монах Юлиан: поход через Волжскую Булгарию в поисках Великой Венгрии
- Смерть и канонизация
- Последний бой Волжской Булгарии