Гроза Островский Александр Николаевич Пьесы А. Н. Островского — целая эпоха в истории национального русского театра, важная веха на пути развития русской классической литературы и проверен. По мнению специалистов, увидеть "Грозу" Островского в новой трактовке захотят многие.
История создания пьесы "Гроза" Н.А. Островского
Из фондов Музея Москвы. Афиша спектакля «Гроза», показанного 11 октября 1898 г. Товариществом московских драматических артистов под управлением Л. Линского на сцене Зала общественного собрания г.
Афиша спектакля «Гроза», показанного 18 февраля 1880 г. Афиша спектакля «Гроза», показанного 28 ноября 1910 г. Труппой драматических артистов под управлением Н.
Аниной на сцене Народного дома г. Бахрушина Афиша спектакля «Гроза», показанного 29, 30 ноября, 1 декабря 1880 г. Бахрушина Е.
Образ Катерины стал мерилом творчества для многих великих русских актрис: Г. Федотовой, М. Ермоловой, М.
Савиной, П. Стрепетовой, Е. Найденовой, Е.
Рощиной-Инсаровой, А. Федотова в роли Катерины в спектакле «Гроза» Малого театра Москва. Неизвестный художник.
Из частной коллекции. Стрепетова в роли Катерины в спектакле «Гроза» Александринского театра. Савина в роли Катерины в спектакле «Гроза» Александринского театра.
Пашенная в роли Катерины в спектакле «Гроза» Малого театра Москва. Найденова в роли Катерины в спектакле «Гроза» Малого театра Москва. Рощина-Инсарова в роли Катерины в спектакле «Гроза» Александринского театра.
Коонен в роли Катерины в спектакле «Гроза» Московского Камерного театра. Тарасова в роли Катерины в фильме «Гроза». Из фондов Президентской библиотеки им.
Ельцина Санкт-Петербург. До сих пор эта пьеса не выходит из репертуара отечественного театра. Об одной из интереснейших постановок творческого союза В.
Мейерхольда и А. Головина 1916 года, оставившей яркий след в истории, читайте в нашем Театральном Календаре. Адаптация сюжета 1867 «Гроза» Драматическая опера в 4 действиях, 5 картинах В.
Либретто А. Премьера оперы состоялась 30 октября 1867 г. Яначека в 3 действиях, 6 картинах.
Либретто В. Червинки по мотивам пьесы Островского «Гроза». Премьера оперы состоялась 23 ноября 1921 г в Национальном театре г.
Асафьева в 5 действиях. Либретто композитора. Пятое действие оперы впервые прозвучало в камерном концерте декады советской музыки 25 декабря 1940 г.
Художник Н. Опера В. Трамбицкого в 5 действиях и 6 картинах.
Либретто И. Премьера оперы состоялась 3 апреля 1943 г. Рокка в 3 актах и 4 картинах.
Либретто Е. Премьера оперы состоялась в феврале 1952 в Театре Ла Скала Милан. Дзержинского в 4 действиях.
Либретто Л. Работа над оперой велась с 1940 года. Премьера состоялась 17 апреля 1956 года в Доме актера Москва в концертном исполнении силами Ансамбля советской оперы ВТО.
Художник М. Пушкова в 4 действиях. В концертном исполнении опера прозвучала в январе 1970 г.
В 1972 г. Премьера балета состоялась 29 марта 1982 в постановке труппы «Хореографические миниатюры» Ленинград.
Первым спектаклем стала «Гроза. Искушение» по пьесе Александра Островского. В оригинале пьесы, кажется, мистического мало — разве что странник Фекл Андрей Ребенков выступает посредником между Словом Божиим и жителями вымышленного Калинова. Ощущение таинственного мистицизма усиливает и освещение — то холодное, делающее все лица мертвенно-бледными, то, наоборот, теплое — в сценах, где желтый прожектор светит из глубины сцены и оставляет лишь графичные силуэты персонажей. Трагический исход истории здесь предвосхищается с первых же сцен, когда знаменитый монолог Катерины «Отчего люди не летают?
После знакомства с драмой у читателей и зрителей появляется надежда: теперь жители Калинова станут иначе относиться к самодурству. Катерина в «Грозе» представлена жертвой. Основная мысль заключается в следующем: свои душевные порывы, духовность и стремление к прекрасному нужно отстаивать, иначе ханжи безжалостно их растопчут. Совершив самоубийство, Катерина открыла окружающим глаза на происходящее, однако она не смогла отстоять свои интересы. Композиция и жанр Проводя подробный анализ «Грозы», стоит уделить внимание композиции. В драме пять действий. Структура построена на художественном контрасте, который задаёт тон всей пьесе. Содержание основных частей: Экспозиция. Островский рассказывает и показывает, как проходит жизнь калиновцев.
Зрители знакомятся с жестокими нравами, видят манеру общения жителей между собой. В этой части показано, как сложно живётся Катерине в семье мужа. Ни одна из сторон не хочет понять другую. Тихонов может только безвольно страдать, так как не смеет перечить матери и жалеет жену. Обстановка постепенно накаляется. Развитие сюжета. Катерина влюбляется в Бориса и бросается к нему в объятия. Изменив Тихону, она понимает, что согрешила и достойна наказания.
Катерина — «луч света»? Из-за привычки рассматривать «Грозу» через призму трактовки критика Николая Добролюбова мы по инерции видим в пьесе лишь одну основную идею — постепенное разрушение безумного купеческого царства, на смену которому приходит новое поколение, не желающее мириться с самодурством и своеволием предшественников. При этом в самом тексте это совершенно неочевидно, ведь тот самый отживший купеческий мир в итоге торжествует и губит тех, кого можно назвать молодым поколением. И тут нужно помнить, что в советской школе подход Добролюбова был частью идеологического воспитания. Тогда изучение русской литературы по большей части строилось вокруг тем о классовой борьбе — и ее революционного разрешения. Но можно посмотреть на пьесу через совершенно другую оптику, скорее человеческую, а не общественную. Если абстрагироваться от трактовки Добролюбова, станет очевидно — характер Катерины полон противоречий, которых критик будто бы не замечает. Существует ли в действительности заявленный конфликт между Катериной и ее социальным окружением? Ведь главная героиня на самом деле больше всех похожа на Кабаниху в своих идеалах: ее девические мечты вполне соответствуют представлениям свекрови о счастье. Разница лишь в том, что там, в девичестве, Катерина добровольно стремится к такой жизни, а попав в семью мужа, где люди друг друга «едят поедом», уже не может разделить принципы Кабанихи — потому что не приемлет методы, которыми эти идеалы насаждаются. Абьюз в семье Кабанихи — почти что скрепа. Дикой мучает всю семью, и насилие спускается иерархически — Кабаниха мучает невестку А Варваре при этом говорит: «Гуляй, пока твоя пора придет. Еще насидишься! Катерину же, напротив, постоянно подозревают в измене еще до того, как она ее совершает, то есть фактически подталкивают к этому поступку «А вот ты заведешь себе любовника», «Обещай, что на парней не будешь смотреть». Катерина искренне относится ко всем ценностям, она нравственна и не может соблюдать правила формально, как Варвара.
Камерная «Гроза». В Омской драме состоялась премьера по Островскому
Пьеса Островского «Гроза» написана в 1859 году. «Гроза» – это пьеса в пяти действиях, написанная великим русским писателем и драматургом Александром Николаевичем Островским. В Сети появился трейлер фильма «Гроза» от скандального режиссёра Григория Константинопольского с Любовью Аксёновой, Иваном Макаревичем и Викторией Толстогановой в главных ролях. «Гроза» (Лектор: Дмитрий Бак) на YouTube «Гроза» — пьеса в пяти действиях Александра Николаевича Островского. Сама режиссёр является автором сценической версии, то есть она переложила «Грозу» так, как видела её (но при этом язык Островского сохранён, режиссёр лишь сократила часть неглавных персонажей и сжала сюжет так, чтобы перед зрителем максимально раскрылась сама Катерина. Замечательный и остроумный писатель Островский в своей бесценной пьесе "Гроза".
Краткое содержание пьесы Островского Гроза, история создания драмы
В Кировском драмтеатре готовят к выпуску новый спектакль по пьесе Островского «Гроза». Есть и личная драма Островского, которая могла отразиться в пьесе "Гроза": прототипом Катерины можно назвать актрису театра Любовь Павловну Косицкую, которая впоследствии и сыграла эту роль. На первом Качаловском фестивале, проходящем в эти дни в Казани, казанскому зрителю представили драму «Гроза» Александра Островского, поставленную на сцене Воронежского камерного театра. Фестиваль «Островский в доме Островского» показывает, что традиционный аутентичный подход к его произведениям нисколько не устарел. Главная» Новости» Гроза островский афиша.
Режиссер Евгений Маленчев переписывает с артистами «Грозу» Островского
Островский гроза кратко. Гроза Островский краткое содержание. Гроза краткое содержание. Образ Екатерины в грозе Островский. Характеристика Екатерины гроза Островский. Характеристика Катерины гроза Островский. Гроза Островский описание Катерины. Гроза Островский анализ. Анализ пьесы гроза. Гроза анализ произведения. Анализ драмы гроза.
Анализ эпизода. Эпизод отрывок из художественного произведения. Анализ эпизода художественного произведения гроза. Что такое эпизод в литературе. А Н Островский гроза краткое. Сюжет драмы гроза. Островский гроза театр 19 век. Островский 19 века в театре. Гроза Островский на сцене 19 век. Гроза Островского первая постановка.
Женские образы в грозе Островского. Гроза Островский главные герои. Тема произведения гроза. Характеристика Катерины из пьесы гроза. Иллюстрации к грозе Островского Герасимов. Иллюстрация Тихона гроза Островского. Произведение гроза кратко. Сюжет пьесы гроза. Александр Яковлевич Головин декорации к грозе. Гроза Островский театр 19 века Петербург.
Гроза декорации. Гроза пьеса декорации. Гроза произведение Островского. А Н Островский гроза краткое содержание. Гроза Островского кратко. Пьесы Островского "гроза"? Иллюстрации к драме Островского гроза. Илья Глазунов иллюстрации к драме гроза. Островский гроза Глазунов. Краткое сочинение про грозу.
Островский иллюстрации. Иллюстрации к Островскому гроза. Пьеса гроза картинки. Произведение гроза Островский. Книга гроза Островский а. Гроза Александр Николаевич Островский книга. Драмы гроза Островского книга.
Варвару раздражает брань матери. Катерина пытается защищаться: «Катерина. Эка важная птица! Уж и обиделась сейчас. Напраслину-то терпеть кому ж приятно! По ее мнению, он ведет себя не по-мужски, жена его не боится, а ведь это — залог жизни семьи. Да ты рехнулся, что ли? Тебя не станет бояться, меня и подавно. Какой же это порядок-то в доме будет? Ведь ты, чай, с ней в законе живешь» Кабаниха о жизни в семье Явление шестое Кабаниха уходит, Катерина, Тихон и Варвара остаются. Он жалуется жене на мать. Достается и Катерине: он не хотел жениться, его заставила мать, а теперь поедом ест, проходу не дает , и будто бы все из-за Катерины. Варвара вступается за нее и заявляет, что у Тихона на уме лишь одно: выпить вместе с Диким. Она отправляет его к Дикому, Катерина просит возвращаться быстрее: а то маменька опять браниться станет. Явление седьмое Варвара говорит Катерине, что любит ее и жалеет. Катерина рассуждает: «отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела. Попробовать нешто теперь? Ее любила мать, работала она только по желанию, дома у них было много цветов. Странницы и богомолки, которых они привечали в доме, рассказывали им о своих путешествиях. В доме Кабановых, кажется, то же, но все как будто из-под неволи. В церкви верующей Катерине во время молитв виделись ангелы, она ходила на службу с легкой душой. Снились ей прекрасные сады. Катерина объявляет Варваре, что скоро умрет, она ощущает грядущие перемены и смертельно боится греха. Катерина рассказывает, что хотела бы сбежать, только не с мужем , а с тем, кого она любит по-настоящему, и это ее тяготит. Варвара обещает помочь Катерине, когда Тихон уедет. Появляется безумная Барыня с палкой и два ее лакея. Явление восьмое Барыня пророчит Катерине и Варваре адское пламя: «Красота-то ваша вас радует? Вот красота-то куда ведет. Показывает на Волгу. Вот, вот, в самый омут. Что смеетесь! Не радуйтесь! Стучит палкой. Все в огне гореть будете неугасимом. Все в смоле будете кипеть неутолимой. Вон, вон куда красота-то ведет! Приближается гроза. Катерина и ее воспринимает как страшное предзнаменование, Варвара уводит ее домой. Странница говорит, что любит смотреть, как жена воет , когда уезжает муж старинная традиция. Явление второе Катерина рассказывает Варваре о своем горячем характере: никто с ней сладу найти не мог. Варвара замечает, что она не любит ее брата, но та возражает, что жалеет его. Коли жалко, так не любишь. Да и не за что, надо правду сказать , — говорит ей Варвара. Ей известна тайна Катерины: она любит Бориса. Она призывает женщину научиться скрывать: «ты вспомни, где ты живешь! У нас ведь дом на том держится. И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало» Варвара о доме Кабановых Варвара сообщает Катерине, что Борис также интересуется ей. Катерину пугают греховные мысли, но противостоять им она не может. Она заявляет, что сладить с ней никто не сможет, если только ей захочется свободы, и если придется, она выбросится в окно или кинется в Волгу. Варвара подсказывает, что когда Тихон уедет, возможность видеться с Борисом представится. Она подговаривает Катерину вместе с Глашей спать с ней в саду в беседке: Варваре и самой хочется гулять ночью, но одну ее Кабаниха не пустит. Тем временем Кабаниха наставляет Тихона на дорогу. И на воле-то он словно связанный , — сетует Катерина. Входят Кабаниха и Тихон. Явление третье Кабаниха приказывает Тихону наставлять жену на примерное поведение в его отсутствие так полагалось в старые времена : Ну, приказывай. Чтоб и я слышала, что ты ей приказываешь! А потом приедешь — спросишь, так ли все исполнила. Тихон смущается, но выполняет. Просит Катерину слушаться свекровь, почитать ее, как мать, работать.
Борис тоже влюблён в Катерину. Осознавая всю тяжесть своего положения, влюблённые всё-таки тайно встречаются. Затем Катерина, по своей светлой, богобоязненной натуре, признаётся мужу — в присутствии его матери — в измене, после чего жизнь молодой женщины становится совершенно невыносимой. Очень скоро Борис уезжает по приказу Дикого в Сибирь, а Катерина совершает самоубийство, бросаясь в Волгу [3]. История создания[ править править код ] Пьеса была начата Александром Островским в июле 1859 года. Окончив «Грозу» 9 октября, он 14 октября уже отправил её в цензуру в Петербург. Рукопись хранится в Российской государственной библиотеке. С написанием пьесы «Гроза» связана и личная драма писателя.
Это первое упоминание Дикого в пьесе: он ругается и машет руками. Тайна возраста Кабанихи Эскиз костюма Кабанихи. Рисунок Александра Головина. Однако едва ли это верно. Интимные тайны города Калинова Кудряш описывает местные любовные нравы: «У нас насчет этого слободно. Девки гуляют себе как хотят, отцу с матерью и дела нет. Только бабы взаперти сидят». Почему важно, что «девки гуляют себе как хотят, отцу с матерью и дела нет»? Чаще всего русская классическая литература обращалась к дворянской жизни, где падение девушки воспринималось как катастрофа, и привыкшего к этой картине мира читателя слова Кудряша могут удивить. Рисунок Бориса Кустодиева. Так неужто ж замужнюю полюбили? Эх, Борис Григорьич, бросить надоть! Так до обеда время и пройдет». Что значит это воспоминание?
Книга юбиляр 2024 года
Следствию было известно, что у Александры были отношения с другим человеком, работником почты. В пьесе «Гроза» Катерина влюбляется в Бориса. Именно поэтому долгое время считалось, что «Гроза» — не более чем отражённый в пьесе случай из жизни. Однако в начале ХХ века созданный вокруг этого происшествия миф развеялся благодаря сопоставлению дат. Так, инцидент в Костроме произошёл в ноябре, а месяцем ранее, 14 октября, Островский отнёс пьесу для печати. Таким образом, писатель никак не мог отобразить на страницах то, чего ещё не совершилось в реальности. Но творческая история «Грозы» от этого не становится менее интересной. Можно предположить, что Островский, будучи умным человеком, смог предугадать как сложиться судьба девушки в типичных условиях того времени. Вполне возможно, что Александру, как и Катерину, мучила та духота, о которой говорится в пьесе. Изживающие себя старые порядки и абсолютная косность и беспросветность сложившейся ситуации. Однако не стоит полностью соотносить Александру с Катериной.
Вполне возможно, что в случае с Клыковой причинами гибели девушки были лишь бытовые трудности, а не глубинный личностный конфликт, как у Катерины Кабановой. Наиболее реальным прототипом Катерины можно назвать актрису театра Любовь Павловну Косицкую, которая впоследствии и сыграла эту роль. У Островского, как и у Косицкой, была своя семья, именно это обстоятельство помешало дальнейшему развитию отношений драматурга и актрисы.
Спектакль вызвал настоящий фурор. Анонимный обозреватель «Санкт-Петербургских ведомостей» писал о том, что автора вызывали несколько раз, равно как и исполнителей, а г-жу Снеткову вызвали даже посреди акта, после того как Катерина бросается в пруд, так что ей «пришлось выйти из воды сухою». Как писал П. Боборыкин для зрителей, впервые увидевших спектакль, образ Катерины слился навсегда именно с этой актрисой. Все в ней подходило к такому психическому типу: тон, характер красоты, что-то угнетенно-порывистое и таинственное, под чем чувствовался огонь страсти.
Это и заставляло мириться с отсутствием разных чисто бытовых черт в говоре и жестах». Да разве можно на это ответить? Знаю только, что любила я эту роль, особенно последний акт! В нем я жила! Иногда я вспоминаю, как я играла. Выпадали такие дни, что охватывала тоска по сцене. Я запиралась и говорила свои любимые роли. Конечно, чаще всего роль Катерины», — вспоминала пожилая актриса.
Афиша спектакля «Гроза», показанного 12 мая 1913 г. Труппой драматических артистов и любителей под управлением М. Горского на сцене Театра «Аркадия» г. Афиша спектакля «Гроза», показанного 25 мая 1912 г. Товариществом драматических артистов под управлением А. Покровской на сцене Летнего театра и сада им. Бебешина г. Афиша спектакля «Гроза», показанного 8 июня и 16 мая 1893 г.
Товариществом драматических артистов на сцене Летнего театра г. Мухина г. Афиша спектакля «Гроза», показанного 30 мая 1911 г. Товариществом русских драматических артистов под режиссерством Н. Крылова на сцене Зала общественного собрания г. Афиша спектакля «Гроза», показанного 16 мая 1893 г. Товариществом русских драматических артистов под управлением И. Нарского на сцене Летнего театра в саду общественного собрания г.
Афиша спектакля «Гроза», показанного 11 октября 1907 г. Труппой драматических артистов под управлением Л. Лидиной на сцене Дома Общества попечения о начальном образовании г. Афиша спектакля «Гроза», показанного 15 ноября 1888 г. Товариществом русских драматических артистов в зале Коммерческого казино г. Афиша спектакля «Гроза», показанного 29 марта 1896 г. Товариществом драматических артистов московского театра Ф. Корша на сцене Закаспийского Общества велосипедистов г.
Афиша юбилейного любительского спектакля «Гроза», показанного 14 ноября 1909 г. Афиша любительского спектакля «Гроза», показанного 16 апреля 1900 г. Афиша спектакля «Гроза», показанного 28 января 1901 г. Труппой русских драматических артистов под управлением А. Нежданова на сцене Железнодорожного театра г. Афиша спектакля «Гроза», показанного 19 апреля 1892 г. Товариществом русских драматических артистов под управлением Н. Скалон в доме А.
Родзянко г. Афиша спектакля «Гроза», показанного 11 октября 1908 г. Русскими драматическими артистами «Новой драмы» на сцене Народного дома г. Бахрушина Афиша спектакля «Гроза», показанного 8 сентября 1915 г. Труппой «Рабочего театра» под управлением А. Бренко на сцене Литературно-художественного кружка г. Из фондов Музея Москвы. Афиша спектакля «Гроза», показанного 11 октября 1898 г.
Товариществом московских драматических артистов под управлением Л. Линского на сцене Зала общественного собрания г. Афиша спектакля «Гроза», показанного 18 февраля 1880 г. Афиша спектакля «Гроза», показанного 28 ноября 1910 г. Труппой драматических артистов под управлением Н. Аниной на сцене Народного дома г. Бахрушина Афиша спектакля «Гроза», показанного 29, 30 ноября, 1 декабря 1880 г.
Я ходил на Гроза, Искушение. Был зачарован в течение всего спектакля. Любовь Константинова сыграла гениально! В целом все артисты играли замечательно. Здание театра наполнено каким-то мистическим духом. Организация на хорошем уровне. Есть буфет, можно выпить брют или более крепкие напитки. Туалеты чистые. Сам театр чистый. Искушение" В театре новый режиссер, посмотрела мистический спектакль "Гроза. Искушение", понравился, у каждого героя интересные роли. Посмотрела бы второй раз или не менее интересные другие спектакли Антона Яковлева. Искушение" Понравился театр и постановка «гроза искушение», актеры играли отменно, декларации интересные, кресла в залах удобные. Искушение" Ходил на Грозу и был в восторге! Очень понравилась мистическая атмосфера и особенно новый персонаж, который был как будто тенью по Юнгу. Актёры играли замечательно. Особенно понравилась игра Алёны Гончаровой!
Тогда изучение русской литературы по большей части строилось вокруг тем о классовой борьбе — и ее революционного разрешения. Но можно посмотреть на пьесу через совершенно другую оптику, скорее человеческую, а не общественную. Если абстрагироваться от трактовки Добролюбова, станет очевидно — характер Катерины полон противоречий, которых критик будто бы не замечает. Существует ли в действительности заявленный конфликт между Катериной и ее социальным окружением? Ведь главная героиня на самом деле больше всех похожа на Кабаниху в своих идеалах: ее девические мечты вполне соответствуют представлениям свекрови о счастье. Разница лишь в том, что там, в девичестве, Катерина добровольно стремится к такой жизни, а попав в семью мужа, где люди друг друга «едят поедом», уже не может разделить принципы Кабанихи — потому что не приемлет методы, которыми эти идеалы насаждаются. Абьюз в семье Кабанихи — почти что скрепа. Дикой мучает всю семью, и насилие спускается иерархически — Кабаниха мучает невестку А Варваре при этом говорит: «Гуляй, пока твоя пора придет. Еще насидишься! Катерину же, напротив, постоянно подозревают в измене еще до того, как она ее совершает, то есть фактически подталкивают к этому поступку «А вот ты заведешь себе любовника», «Обещай, что на парней не будешь смотреть». Катерина искренне относится ко всем ценностям, она нравственна и не может соблюдать правила формально, как Варвара. То есть перед нами скорее не социальный конфликт, а конфликт искреннего человека с неискренними. И главной героине противны не идеалы и принципы свекрови, а то, каким образом эти идеи транслируются, то есть сама ложь и насилие. Фрейдистская оптика Возможно, Кабаниха ревнует сына к невестке, потому что после его женитьбы ей стало недоставать внимания и почтения Тихона. Через слова о любви к сыну она оправдывает свое желание командовать и быть главным авторитетом для него: «Ведь от любви родители и строги-то к вам бывают, от любви вас и бранят-то, всё думают добру научить».
"Грозу" Островского в современном прочтении иркутяне смогут увидеть 12 февраля
Драма «Groza» создается по мотивам пьесы А.Н. Островского «Гроза». "Гроза" стала знаковым произведением не только для самого Островского, но и для истории русской драматургии в целом, открыв новые стороны и способы постановки проблемы. На первом Качаловском фестивале, проходящем в эти дни в Казани, казанскому зрителю представили драму «Гроза» Александра Островского, поставленную на сцене Воронежского камерного театра. 160 лет исполняется пьесе "Гроза" А. Н. Островского. С написанием пьесы «Гроза» связана и личная драма писателя. Русская трагедия: Пьеса А. Н. Островского «Гроза» в русской критике и литературоведении.
Космический луч света
Гроза | Пьеса Александра Островского | Первая постановка драмы Островского «Гроза», случившаяся в Малом театре ровно 160 лет назад, стала знаковым событием для русской сцены. |
Репертуар Донецкой муздрамы пополнится спектаклем «Гроза» по Островскому | Подробный краткий пересказ пьесы «Гроза» по действиям и явлениям великого русского писателя А.Н. Островского. |
А. Н. Островский. Гроза. Текст произведения | Краткое содержание пьесы «Гроза» дает ключ для понимания особенностей сюжета и конфликта произведения. |
О премьере в Русском драматическом театре Стерлитамака | Замечательный и остроумный писатель Островский в своей бесценной пьесе "Гроза". |
Феминизм, абьюз и Фрейд: как говорить про «Грозу» с современными школьниками
Москва, улица Казакова, 8 Карта всех событий 18 мая состоялась долгожданная премьера в обновленном Театре имени Гоголя. Первым спектаклем стала «Гроза. Искушение» по пьесе Александра Островского. В оригинале пьесы, кажется, мистического мало — разве что странник Фекл Андрей Ребенков выступает посредником между Словом Божиим и жителями вымышленного Калинова.
Ощущение таинственного мистицизма усиливает и освещение — то холодное, делающее все лица мертвенно-бледными, то, наоборот, теплое — в сценах, где желтый прожектор светит из глубины сцены и оставляет лишь графичные силуэты персонажей.
Жену свою любит, но спокойствие любит ещё больше, поэтому ничего не делает с тем, что его мать — известная на весь город купчиха Марфа Кабанова Кабаниха — тиранит Катерину. Катерина — спокойная честная девушка, которая никак не может прийти в себя. Как её так угораздило — из тепла отчего дома, где её холили и лелеяли, попасть в такое адово пекло? От множества правил она задыхается: туда не ходи, сюда не ходи, почитай свекровь, своего мнения не имей. Когда девушке плохо, она может придумать себе всё что угодно. И Катерина придумала, что она влюблена в Бориса Дикого — племянника второго известного в Калинове купца Савела Дикого. Борис кажется ей другим, непохожим на остальных жителей Калинова человеком. У них много общего: оба образованные, не принимающие дикости старого мира.
Но вот беда: Катерине нужен человек сильной воли, тот, кто сможет взять на себя ответственность за двоих и убежать из мещанского болота. А Борис не такой: он только много говорит, но никогда не пойдёт против воли своего дяди. Благодаря содействию сестры Тихона Варвары молодые люди несколько раз встречаются, но Катерина не выдерживает первой. Она во всём признаётся мужу, бежит к Борису, понимает, что тот не способен принять серьёзного решения… и бросается в Волгу.
Против «отцов» города восстают молодые силы жизни.
Катерина, главная героиня пьесы, - натура сильная и свободная, чистая и светлая, любящая и искренняя, но в мире, где ей приходиться жить, эти качества не только не присущи большинству людей, им просто не доступно их понимание. Ее трагедия состоит в том, что девушку заставляют жить в неволе, заставляют изменить своим нравственным убеждениям. Катерина попадает в семью Кабановых, ее выдали замуж за человека, которого она не знала и любить не могла. Но старается быть верной и любящей женой. Она готова на все для любимого человека, преступая даже те понятия о грехе и добродетели, которые были ей священными.
Внутренняя чистота и правдивость не позволяют ей лгать в любви, обманывать, притворяться. Добролюбов назвал Катерину «лучом света в темном царстве».
Над спектаклем работал приглашённый режиссёр Тульского академического театра драмы Евгений Маленчев. Постановщик рассказал в соцсетях, что придумать и создать представление, пришлось за два месяца. Надеюсь, что адаптация поможет нам сделать глобальный и доступный современному человеку спектакль», — процитировали Евгения в калининградском драмтеатре. Декорации и костюмы Перед началом спектакля мы не видим привычного тяжёлого занавеса.
Сцена и закулисье как на ладони. Показаны все технические переходы, которые, как правило, прячутся под объёмными тёмными тканями. Стоит небольшая ширма, 12 пней, много световых приборов и ветровые пушки. В начале действа висят фотообои с пейзажами берёзовой рощи, на фоне которых стоит Тихон с аккордеоном в руках. Кажется, что режиссёр переносит нас в тот самый городок Калинов на Волге, и сейчас мы услышим «сударыня», громогласные частушки и драматичные монологи с заламываниями рук на груди.