Новости метро минск режим работы

Минский метрополитен. 5 482 subscribers. Официальный канал Минского метрополитена. График работы / часы закрытия станций метро в Минске могут изменяться. Минский метрополитен, Минск: просмотрите отзывы (412 шт.), статьи и 230 фотографий Минский метрополитен, с рейтингом 18 на сайте Tripadvisor среди 385. С 26 июня минское метро меняет режим работы на летний, сообщили в ГУ "Столичный транспорт и связь". Минский метрополитен работает с 5:30 до 00:40.

Метро в Минске

Метровагонмаш поставит 28 вагонов метро в Минский метрополитен. Ко всем новостям города Минска. В минском метро предлагают объявлять станции на русском ради «непонятливых» туристов из РФ20 ноября 2023 в 11:47«Зеркало» узнало в Минском метрополитене, стоит ли ждать исчезновения привычных объявлений на белорусском. График работы[ править править код ] Минское метро открыто для пассажиров с 5:30 до 0:40, первый поезд с конечных станций отправляется в 5:32 со ст. Интервал движения в час пик составляет 2-2,5 минуты на Московской и Автозаводской линиях, на Зеленолужской — 8 минут. Главная > Новости рекламы в метро > Новый график работы Минского метрополитена.

Последние новости метрополитена

В понедельник, 2 октября, Минск отметил юбилей: ровно 10 лет назад началось строительство третьей ветки метро. Всем привет! Совсем недавно я впервые за долгое время оказался за границей и посетил потрясающий город Минск. Минский метрополитен. 5 482 subscribers. Официальный канал Минского метрополитена.

Минский метрополитен переходит на зимний режим работы с 28 августа

На период продления 3 линии минского метро локация некоторых объектов «БелДрук» изменится минский метрополитен, метро Фото Согласно информации, которая опубликована в Telegram-канале «Минский метрополитен», в июне текущего года выходы на некоторых станциях метро будут временно перекрыты.
Минский метрополитен перешёл на летний режим работы Как сообщил метрополитен в Telegram, в 17:20 (время совпадает с московским) все станции метро открыты, "подземка" работает в штатном режиме.
МИНСКИЙ МЕТРОПОЛИТЕН – НОВОСТИ Минский метрополитен переходит на зимний режим работы.
Минский Метрополитен | МетроВики вики | Fandom Минский метрополитен работает с 5:30 до 00:40.

Минский Метрополитен

  • Метро Минска: схема, режим работы, цены, самые красивые станции, интересные факты — Туристер.Ру
  • Метро Минска 2023 - YouTube
  • Cхема метрополитена Минска
  • Минское метро с 28 августа переходит на зимний режим - 24.08.2023, Sputnik Беларусь
  • До скольки работает метро в Минске, и другие факты о Минском метрополитене
  • Выбор редакции

С 28 августа 2023 года Минский метрополитен переходит на зимний режим работы

Она будет находиться на глубине 20 метров. Плюс, в планах города запустить на третью линию автоматизированные поезда, которые будут ездить без машиниста. Проект 4-й линии Пока только в планах города четвертая линия будет состоять из 21 станции и иметь протяженность 37 км. Она будет проходить от площади Бангалор под ул. Сурганова, через «Академию наук», под ул. Ботаническая и ул. Уральская и дойдет до микрорайона Чижовка. Строимость проезда в минском метрополитене Подробную информацию о работе минского метро можно посмотреть на официальном сайте. Время работы метро в Минске — с 5. Расписание движения поездов первой линии можно посмотреть здесь, второй линии — здесь. Стоимость проезда в минском метро составляет 60 копеек за одну поездку на сентябрь 2017 года.

В качестве оплаты проезда используются жетоны и проездные билеты. Здесь вы можете ознакомится с тарифами на проезд в городском пассажирском транспорте. Чем мы можем Вам помочь? Более значительные опоздания по времени могут иметь место по причине транспортных заторов, сложной дорожной обстановки и т. Зачастую отсутсвие транспорта связано с поломкой или дорожной обстановкой в городе. Вы можете обратится с вопросом в автобусный, троллейбусный или трамвайный парка своего города — контактные данные парков. Так же существует вероятность что расписание было изменено и на сайте является неактуальным. Вы можете сообщить нам б этом, если на остановке указано отличное от нашего расписание.

Открыта в 2012 году. Находится на пресечении улицы Щорса и проспекта Дзержинского в центре одноименного микрорайона. Одна из самых оригинальных, так как центральным элементом интерьера является инсталляция груши. В оформлении использованы золотистые и зеленые оттенки. Открыта в 1984 году. Находится возле Университета культуры и искусств, имеет выходы на Суражскую, Московскую улицы. Тематика оформления — достижения культуры Беларуси. Потолок станции разделен на секторы, между которыми размещены декоративные вставки из литого стекла и алюминия. Вставки завершаются барельефами, на которых изображены ремесленники: ткачи, кузнецы, гончары, зодчие, артисты. Открыта в 1984 году в составе первого пускового участка. Глубина заложения — 15 метров. Является пересадочной на станцию «Купаловская» Автозаводской линии. Тематика оформления отсылает к сюжетам Октябрьской революции. В отделке использован белый мрамор, полированный красный гранит. В торцах станции размещены рельефные панно. В сечении массивных колонн — форма пятиконечной звезды. Вход на станцию со стороны Октябрьской площади украшают мраморные панно на тему революции, промышленности, космоса, спорта и пр. Станция метро «Московская». Открыта в 1984 году в составе первого пускового участка первой линии. Находится на пересечении проспекта Независимости, улиц Макаёнка и Волгоградской.

Станции Минского метрополитена открыты для приема пассажиров с 05 час. Первые и последние поезда с конечных станций отправляются: - по рабочим дням в 05:32 со станций «Малиновка», «Уручье», в 05:33 со станций «Могилевская», «Каменная Горка», «Ковальская Слобода», «Юбилейная площадь», последние - в 00:42 со станций «Малиновка», «Уручье», «Каменная Горка», в 00:43 со станции «Могилевская», в 01:06 со станций «Ковальская Слобода», «Юбилейная площадь».

Станция «Юбилейная площадь». Открыта в 2020 году. Расположена возле одноименной площади, на пересечении улиц Сухая, Кальварийская, Романовская Слобода. Является пересадочной на станцию «Фрунзенская» красной линии. Глубина заложения — 32 метра самая глубокая в метро Минска. Отличительная особенность — обилие света. Станция «Площадь Франтишка Богушевича». Находится на пересечении улицы Клары Цеткин и проспекта Дзержинского. Названа в честь белорусского и польского поэта, который считается одним из основоположников новой белорусской литературы. В торцах установлены скульптуры с цитатами писателя. Станция «Вокзальная». Располагается на пересечении Дружной и Вокзальной улиц. Является пересадочной на Московскую линию «Площадь Ленина». В нескольких шагах находится железнодорожный вокзал Минск-Пассажирский. Глубина заложения — 12 метров. Ширина платформы — 16 метров, это рекорд минской подземки. Центральным элементом декора является «Дерево дорог». Станция «Ковальская Слобода». Находится на пересечении улиц Жуковского и Воронянского. Платформа без колонн.

Минский метрополитен с 1 июня переходит на летний режим работы

Метро в Минске Проезд в метро Минска.
До скольки работает метро в Минске, и другие факты о Минском метрополитене Tagged Новости Минска.
Метрополитен минска время работы - Главный по справкам - В минском метро.

В Минске открылись ранее закрытые станции метро

Минский метрополитен перешёл на летний режим работы Интервал движения электропоездов на Московской и Автозаводской линиях столичного метрополитена изменится 11 сентября, сообщили БелТА в Минском метрополитене.
Минское метро с 28 августа переходит на зимний режим - 24.08.2023, Sputnik Беларусь Tagged Новости Минска.
Метро минск время работы сегодня Главная > Новости рекламы в метро > Новый график работы Минского метрополитена.

Минское метро с 28 августа переходит на зимний режим

З-я линия — Зеленолужская Все новые станции оснащены защитными экранами, препятствующими падению на пути. Станция «Юбилейная площадь». Открыта в 2020 году. Расположена возле одноименной площади, на пересечении улиц Сухая, Кальварийская, Романовская Слобода. Является пересадочной на станцию «Фрунзенская» красной линии. Глубина заложения — 32 метра самая глубокая в метро Минска. Отличительная особенность — обилие света.

Станция «Площадь Франтишка Богушевича». Находится на пересечении улицы Клары Цеткин и проспекта Дзержинского. Названа в честь белорусского и польского поэта, который считается одним из основоположников новой белорусской литературы. В торцах установлены скульптуры с цитатами писателя. Станция «Вокзальная». Располагается на пересечении Дружной и Вокзальной улиц.

Является пересадочной на Московскую линию «Площадь Ленина». В нескольких шагах находится железнодорожный вокзал Минск-Пассажирский. Глубина заложения — 12 метров. Ширина платформы — 16 метров, это рекорд минской подземки. Центральным элементом декора является «Дерево дорог». Станция «Ковальская Слобода».

Находится на пересечении улиц Жуковского и Воронянского. Платформа без колонн. В декоре использованы кованые конструкции. Безбарьерная среда Лифт на станции «Михалово» Для проезда пассажиров с ограниченными физическими возможностями созданы все условия. В Минском метрополитене установлено 24 лифта на 9 станциях, 22 подъемные платформы с наклонным перемещением на 8 станциях, мобильные гусеничные подъемники на 15 станциях. Станции «Октябрьская» и «Первомайская» оборудованы платформами с вертикальным перемещением.

Пассажирские лифты на станциях предназначены не только для перевозки лиц с ограниченными физическими возможностями, но также для пассажиров, перевозящих детей в колясках. На сайте метрополитена размещена интерактивная схема, на которой отражено оснащение станций элементами безбарьерной среды. Она позволяет максимально четко спланировать поездку в метро. В дальнейшем планируется замена входных групп и некоторых турникетов устройствами расширенного прохода. Правила пользования лифтами и платформами Безопасность в метро Минска Все станции метрополитена оборудованы специальными зонами досмотра пассажиров и багажа. Досмотр осуществляется сотрудниками службы безопасности метрополитена.

Зоны досмотра полностью укомплектованы: имеются рентгенографические сканеры, рамки для обнаружения металлических предметов любой формы, система аудиофиксации. Стационарная рентгено-телевизионная установка используется для контроля ручной клади. Отказ от досмотра может стать причиной отказа в допуске на платформу. На станциях ведется видеонаблюдение, все данные архивируются.

И иногда из просто сложных они превращаются в архисложные. Задачу со звездочкой предстоит в скором времени решить метростроевцам: будущие станции «Переспа» и «Профсоюзная» разделяет река Свислочь.

И ее надо как-то «упаковать». Выход уже найден. Нам объяснили, что планируется сделать. Сначала на участке реки сделают водопонижение, затем шпунтовым ограждением русло разделят пополам: по одной части Свислочь продолжит свое течение, на другой будет укреплен откос и начнется установка железобетонной плиты толщиной 500 мм. Когда плита наберет прочность, водный поток будет направлен на готовую половину, а на второй начнется бетонирование. Площадь пригруза монолитной подушки — более 600 квадратных метров, от уровня воды она отступит где-то на полтора метра — таким образом будет обеспечена защита перегонных тоннелей от поступления воды и проседания грунта.

Расстояние от дна реки до верха шалыги верхней точки перегонного туннеля составит около пяти метров — по нашим расчетам, этого вполне достаточно, — утверждает главный инженер проектов «Минскметропроекта» Павел Непочелович, используя специальную лексику. Что же, зрелище будет, как минимум, интересным. Будем следить за этим пунктом и наблюдать изменения на главной городской реке. Прошлись по новым станциям Снова спускаемся под землю и смотрим, что происходит на «зеленой» линии метро: с первыми четырьмя станциями все понятно, а вот следующий отрезок все еще спрятан от глаз посторонних. И пока мы не можем забросить жетончики в турникеты, пройтись по платформам и сесть в поезда. Но, благодаря нашим спутникам, мы все-таки заглянули.

Там ведутся отделочные работы, монтируют оборудование, на платформе устанавливаются кронштейны для будущих информационных блоков и освещения, — рассказывает начальник дирекции по строительству Минского метрополитена Павел Царун. Нам рассказали, что именно «Аэродромная» имеет самую высокую степень готовности по сравнению с остальными. Почти все работы приближаются к финальной стадии. Открытия «Аэродромной» не стоит ждать раньше чем в следующем году, но заглянуть под землю можно уже сейчас. Конечно, виртуально: на экскурсию, к сожалению, не запишешься. Такого эффекта удалось достичь благодаря отсутствию колонн.

Пассажиры смогут спуститься к составам на лифте и по лестнице, а на платформу — на четырех эскалаторах по два на спуск и на подъем. Это стандартная практика для метрополитена во всем мире.

Среди шестнадцати постсоветских метрополитенов это почетный четвертый показатель. Каждый день для путешествий по городу его выбирают приблизительно 800 000 человек. За год эта цифра достигает трехсот миллионов — это примерно половина городских пассажирских перевозок. Торжественное открытие минского метрополитена. Фото: youtube. Стремительными темпами развивались многие промышленные регионы.

Хороших показателей достигла и Беларусь. Население Минска подбиралось к миллиону, город стремительно расстраивался. Остро встал транспортный вопрос, который требовал скорейшего решения. Подземке в Минске — быть! К проблеме подошли профессионально и по-хозяйски. Городская транспортная сеть не могла организовать надежное и недорогое передвижение такому количеству людей. Метро лучше других видов транспортных коммуникаций справлялось с подобными вещами. Поэтому было принято решение о строительстве в Минске подземной скоростной линии.

Тем более, что к этому времени количество населения преодолело миллионный рубеж. К разработке проектной документации приступили в середине 1976 года. В следующем занялись строительством первых станций и подземных путей. Летом 1984 года Московскую ветку торжественно открыли. По ней можно было проследовать от Института культуры до Волгоградской. Открыли движение городские и всесоюзные руководители.

Поезда перестанут ходить в 1. Если вы планируете пересаживаться, метрополитен рекомендует прибывать на пересадочные станции станциях "Октябрьская" - "Купаловская" не на последнем, а на предпоследнем поезде. Изменения в расписании работы метро столичные транспортники объясняют снижением пассажиропотока.

Минский метрополитен с понедельника перешел на зимний режим работы

Проезд в метро Минска. Минский метрополитен. 5 482 subscribers. Официальный канал Минского метрополитена. Управление городским транспортом и его обслуживание «Минский метрополитен» по адресу Минск, проспект Независимости, 4, метро Площадь Ленина, показать телефоны.

Минское метро: станции и правила

Специалисты перекладывают тепловые сети, ливневую и хозбытовую канализации, кабели электроснабжения и газопроводов, линий связи, освобождают место под строительство котлованов. Участок называют непростым, поскольку в застройке советских времен немало неучтенных инженерных сетей. Тажке грунтовые воды залегают всего на 2,5 — 3 метрах — этот уровень на нескольких объектах нужно снизить. Кореспондент Blizko. А 3 октября мы прошли отрезок от будущей станции «Парк Дружбы народов» до уже существующей «Юбилейной площади». Возле будущей «Комаровской» заметили спецтехнику. На улице Богдановича, около «Матрешки», обновляют тротуарную плитку, что, конечно, не имеет отношения к метро.

В отличие от стопки труб, ожидающих своей участи на земле, и характерных ям. Готовятся к обновлению инженерных сетей? Часть здания по улице Веры Хоружей, 25 корпус 1 — по диагонали от «Матрешки» — мирно ждет снос. Это строение повидало много арендаторов — минчане могут помнить его по магазину «Оранжевый верблюд» и штабам различных политических организаций, последней из которых был Круглый стол демократических сил Юрия Воскресенского. Надпись над входом в бывший магазин «Санта» предупреждает, что он уже закрыт.

Минский метрополитен с 25 июня переходит на летний режим работы. Об этом сообщается на сайте столичной подземки. На первой линии — Московской — интервал движения поездов в утренние с 7:00 до 9:00 и вечерние с 17:00 до 19:00 часы пик будет составлять 2 минуты 30 секунд.

В «непиковое» время интервалы изменяются с 2,0 минут до 15,0 минут. На третьей линии: Интервал движения поездов в утренние часы «пик» с 07:00 до 09:00 и вечерние часы «пик» с 17:00 до 19:00 составляет 8,0 минут. В «непиковое» время интервалы изменяются с 8,0 минут до 17,0 минут. Расписание движения поездов до 06:00 и после 23:00 доступно пассажирам - на информационных досках в кассовых залах и в торцах пассажирских платформ каждой станции размещена соответствующая информация.

Для осуществления поездки с пересадкой на станциях «Октябрьская» — «Купаловская», «Площадь Ленина» — «Вокзальная», «Фрунзенская» — «Юбилейная площадь» перед окончанием работы метрополитена, рекомендуем прибывать на пересадочный узел не на последнем, а на предпоследнем поезде. Источник: Минский метрополитен.

От площади Бангалор до Свислочи. Что нового на Зеленолужской линии метро

Маркса открыт для приема пассажиров с 7 час. Первые поезда с конечных станций отправляются: - по рабочим дням в 05:32 со станций «Малиновка», «Уручье», в 05:33 - со станций «Могилевская», «Каменная Горка», «Ковальская Слобода», «Юбилейная площадь»; - по выходным дням в 05:32 со станции «Уручье», «Малиновка», в 05:33 - со станций «Могилевская», «Каменная Горка», «Ковальская Слобода», «Юбилейная площадь». Последние поезда с конечных станций отправляются: в 00:42 со станций «Малиновка», «Уручье», «Ковальская Слобода», «Юбилейная площадь», «Каменная Горка»; в 00:43 со станции «Могилевская». На первой и второй линиях: Интервал движения поездов в утренние часы «пик» с 07:00 до 09:00 составляет 2,0 минуты, в вечерние часы «пик» с 17:00 до 19:00 составляет 2,5 минуты.

Ожидается, что изменения коснутся первой и второй ветки подземки, а вот поезда на "зеленой" линии продолжат ходить по прежнему расписанию. В частности, с семи до девяти утра поезда на первой и второй линии будут курсировать с перерывом в две минуты.

Произойдут изменения и в вечерний час пик: с пяти до семи часов вечера, а в пятницу — с 16:00 до 18:30, ждать поезд придется 2,5 минуты. Точное расписание движения поездов до 06:00 и после 23:00 размещено на информационных досках в кассовых залах и в торцах пассажирских платформ каждой станции.

Наталья : 20. Вагоны новые, чистые и красивые станции, есть указатели и карты, поэтому не заблудишься. Думала раньше, что там одна ветка, а их несколько, очень удобно, обхватывает все районы города. Ну и отдельно, нет никакой давки, да и поезда ходят с небольшим интервалом, метро отличное Валерия : 20. Ну и чистота меня всегда поражает, впрочем, как и во всём городе.

Нравится, что люди между собой вежливы и корректны, никто не толкается, видела, как в час пик пожилым людям ребята уступают место, при этом их даже никто не просит этого делать.

Информация о новом графике движения поездов Минского метрополитена опубликована в Telegram-канале столичной подземки. В частности, с 28 августа в столичном метрополитене уменьшаются интервалы движения поездов в час пик.

На первой и второй линиях метро интервал между прибытием поездов в час пик составит от 2 до 2,5 минут. Директор предприятия «Столичный транспорт и связь» Юрий Супранович объясняет, что такая мера была принята из-за начала учебного года и увеличившегося потока пассажиров в это время.

Минский метрополитен возобновил работу в штатном режиме

Как продвигаются работы на новом участке Зеленолужской линии метро. С сегодняшнего дня метрополитен Минска перешёл на зимний график. Согласно информации Telegram-канала метрополитена, на первых двух ветках в часы пик утром (с 7до 9 часов) и вечером (с 17 до 19 часов), а также в пятницу с 16 до 18:30 интервал движения поездов. В Минском метрополитене начались ремонтные работы сразу на нескольких станциях.

Минское метро с 28 августа переходит на зимний режим

Сбоев система тоже не дает — двери открываются как надо. Так что мешает применять ее повсеместно? Метростроевцы показали почти готовую «Аэродромную» Точь-в-точь как на рендере? Метростроевцы показали почти готовую «Аэродромную» Облик одной из трех новых станций «Зеленолужской» ветки на финальной стадии готовности. Уникальные светильники, имитирующие облака на фоне голубого неба, уже заняли свои места.

Сравните, какой увидели станцию проектировщики и какой она получается в жизни. Когда могут открыть новые станции третьей ветки и насколько они готовы сейчас? В конце прошлой недели в центре Минска сносили трехэтажку — чтобы не мешала строительству новой ветки метро. А как вообще идут работы над новыми станциями подземки?

Насколько они готовы и когда наконец Зеленолужская линия станет длинней? Немного новостей на этот счет опубликовала газета «Звязда». Сравните с рендерами Это — «Аэродромная» прямо сейчас. Сравните с рендерами Все когда-нибудь заканчивается.

В метро напомнили пассажирам, что расписание движения поездов до 06:00 и после 23:00 находится на информационных досках, расположенных в кассовых залах и на платформах. В метрополитене предупредили, что пассажиры, которые едут с пересадкой на станциях "Октябрьская" — "Купаловская", "Площадь Ленина" — "Вокзальная", "Фрунзенская" — "Юбилейная площадь" перед закрытием метро должны прибывать на пересадку не на последнем, а на предпоследнем поезде. Самые интересные и важные новости ищите в нашем Telegram-канале и Viber.

В официальном Telegram-канале Минского метрополитена 23 августа был опубликован дизайн-проект будущей станции. Торговый объект на пересечении улиц Максима Богдановича и Веры Хоружей вместе с остановкой общественного транспорта будет перенесён на временную площадку неподалёку.

Сурганова, 63, остановочный пункт «Площадь Бангалор». Торговый объект на пересечении улиц Сурганова и Максима Богдановича будет временно вывезен. С открытием здесь станции метро «Парк Дружбы народов» и увеличением пассажиропотока велика вероятность установки просторного павильона под легендарным брендом, поскольку данное место весьма перспективное с точки зрения покупательской востребованности и товарооборота. Дизайн станции будет опубликован после его официальной презентации. Следите за обновлениями на нашем сайте.

Максима Богдановича, 153, остановочный пункт «Некрасова». В связи с перекладкой инженерных коммуникаций на пересечении улиц Максима Богдановича и Некрасова данный торговый объект планируется перенести на временную площадку рядом с остановкой общественного транспорта. Напомним, три новые станции зеленой ветки минского метрополитена на южном направлении, а именно «Аэродромная», «Неморшанский сад» и «Слуцкий гостинец», планируют ввести в эксплуатацию в конце 2024 года.

Тем не менее, уже в 1972-ом году родился миллионный житель, благодаря чему белорусская столица могла начать претендовать на строительство метрополитена. Разработка плана для строительства метрополитена в Минске началась в 1976 году. Известно, что первые планы значительно отличались от того, что было впоследствии реализовано на практике. Линия метро из западных спальных районов должна была через станцию « Октябрьская » уходить в Серебрянку.

Автозаводская линия с перспективой продления до Чижовки пересекалась с Московской на станции метро « Площадь Якуба Коласа ». В центральной части города метрополитен предполагался глубокого заложения, а на окраинах планировались даже открытые участки и участки на эстакадах. Строительство первой линии метрополитена от станции « Институт Культуры » до станции «Волгоградская» впоследствии — « Московская » длилось с 1977 по 1984 год. Открытие метро состоялось 29 июня 1984 года, в канун 40-й годовщины освобождения Минска от немецких захватчиков в годы Великой Отечественной войны, за 6 дней до открытия первой очереди свою работу начало электродепо. В день открытия проезд был бесплатным, но уже на следующий день надо было опустить в монетоприёмник 5 копеек. За первый год работы метрополитен подвёз 80 миллионов человек. Изначально первая линия не имела названия, но в последнее время было принято решение назвать её Московской по одноимённой конечной станции дальнейшую информацию см.

В 2014 году, в связи с 30-летним юбилеем предприятия, Минский метрополитен стал лауреатом Международной транспортной премии « Золотая колесница » в номинации «Лучшее предприятие общественного пассажирского транспорта» [10]. Общие сведения[ править править код ] Камера съездов в Минском метро. Справа — перегонный тоннель Автозаводской линии, слева — ССВ на Московскую линию Минское метро состоит из трёх линий общей протяжённостью 40,8 км [11] , 33 станций, из них 15 станций расположены на 1-й Московской линии, 14 на 2-й Автозаводской линии и 4 на 3-й Зеленолужской линии метро, и двух электродепо. Подвижной состав включает в себя 361 вагон [12]. Строительство 1 км линии метро обходится примерно в 80 млн долларов США [13]. Инсталляция на станции « Грушевка » Все линии и станции Минского метро подземные, мелкого заложения самая глубокая станция — « Юбилейная площадь » — на глубине 32 м.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий