С Лениным Крупская познакомилась в 1894 году на заседании марксистского кружка, замаскированного под масленичное застолье.
Почему Ленин и Крупская не стали родителями
После возвращения Ленина и Крупской в апреле 1917 года в Россию она занялась организацией социалистических союзов молодежи, принимала непосредственное участие в подготовке и проведении Октябрьского переворота. Вот Ленин и Крупская сидят на скамейке в «Горках» — Надежда Константиновна предпочитала простые белые блузки, а ленинский френч — цвета хаки. Из хранящейся в Центральном партийном архиве Института марксизма-ленинизма при ЦК КПСС рукописи Н. К. Крупской видно, что В. И. Ленин внес в нее добавления и исправления, отредактировал ее. один из самых известных российских революционеров, повлиявших на мировой ход истории. Перед отъездом Крупская обещала матери Ленина Марии Александровне, которую очень любила и уважала, как можно подробнее писать об их жизни в ссылке. Смотрите видео на тему «Ленин И Крупская Прикол Приколы Все» в TikTok.
ЗНАКОМСТВО И СТРАСТЬ
- 53 необычных факта о Владимире Ленине: краткая биография
- В Чулпанове Нурлатского района за поправки к Конституции РФ проголосовали Ленин и Крупская
- Ленин и крестьяне в Сибири — как всё было на самом деле — фоторепортаж
- В.И. Ленин - фото 1919 г
- Поправила Дюма
Почему Ленин и Крупская не стали родителями
Один из немногих случаев, когда энергичный политик публично проявил слабость — 12 октября 1920 г. Он шел с закрытыми глазами и, казалось, — вот-вот упадет», — вспоминала революционерка Александра Коллонтай. Арманд внезапно умерла от холеры в Нальчике за несколько недель до этого, и для Ленина это стало страшным ударом. Он плачет и смотрит в одну точку». История социалистки Француженка Инесса Арманд оказалась в Москве в пятнадцать лет, после смерти отца — там её воспитали бабушка и тётка.
К 35 годам она успела дважды выйти замуж, второй муж Владимир Арманд и «заразил» её революционными идеями. В 1904 году Инесса вступила в Российскую социал-демократическую партию. За участие в революции 1905 г. Инесса Арманд, 1895 год.
TASS Её второй муж умирает от туберкулёза.
Оставаться в Москве после такого скандала З. Морозовой было неудобно для ее репутации. Случившееся сильно ударяло по самолюбию гордой и независимой женщины. Она, стараясь найти выход из создавшегося положения, круто меняет прежний полный встреч, балов и приемов, образ жизни. Решила найти спокойное место для жизни за городом. Продав роскошный особняк на Спиридоновке, приобретает поместье «Горки» в 23 верстах от Москвы.
При ней произошел подлинный расцвет усадьбы. Она была оборудована по последнему слову техники. В главном здании были оборудованы ванные комнаты с горячей и холодной водой, туалет с канализацией, свет и отопление. Заказали европейскую сантехнику. Еще одна особенность усадьбы — она провела телефонную линию, чтобы всегда быть в курсе дел своих московских предприятий. В те времена наличие телефонного аппарата далеко за пределами города считалось явлением необычным и прибавляло вес к статусу усадьбы и её владельцу. Во время Февральских и Октябрьских революционных событий 1917 года З.
Морозовой, супруге бывшего московского градоначальника А. Рейнбота, особо ненавистного революционерам, удалось избежать погрома усадьбы, благодаря хорошему ее отношению к своим работникам. Она смогла организовать своих работников на охрану усадебного хозяйства и не допустить разгрома. Горки были национализированы и переданы в распоряжение Сухановского волостного земельного комитета. В апреле 1918 года она добивается приезда в Горки Комиссии по охране памятников искусства и старины, созданной при Комиссариате имуществ республики, которая, обследовав усадьбу, выдает З. Морозовой удостоверение, в котором записано: «Дом с художественно-исторической обстановкой в нем, как национальное достояние, находится под охраной Комиссии». Когда летом 1918 г.
Горки переходили в распоряжение Московского губернского комиссариата земледелия, в акте приема усадьбы по просьбе местных крестьян отдельным пунктом указывалось, что «со стороны граждан села «Горки» имению «Горки» никакого ущерба не было принесено». В книге А. Антоновой «Наши Горки… история, события, люди», с содержанием которой познакомился в библиотеке отеляе, отмечается, что после национализации в 1918 году на территории имения была создана крестьянская коммуна им. Устав коммуны ярко передавал дух первых лет Советской власти в бывшем имении З. Группа в тоже время ставит своею задачею уничтожить эксплуатацию человека человеком, повысить культурное и материальное положение страны, группа не должна замыкаться в себе, наоборот, она должна стремиться сливаться одна с другой с тем, чтобы коллективизм сначала охватил волость, а затем уезд и т. Выполняя такую задачу, группа может послужить рассадником идей коммунизма, ведущих к полному освобождению трудовой крестьянской семьи от гнета и насилия деревенских кулаков и богатеев, искореняя, таким образом, вековое чувство собственности и препятствий к осуществлению социалистического строя на земле». Эсерка Фанни Каплан почти в упор выстрелила в Ленина.
Пули попали в руку и ключицу, была повреждена плевра легкого. После тяжелого ранения товарищи по партии начали подыскивать постоянное место за городом для восстановления его сил и отдыха. Свердлов, Ф. Дзержинский и комендант Кремля П. Мальков лично осмотрели поместье «Горки». Они единодушно пришли к мнению, с учетом центрального отопления в особняке, железной и шоссейной дороги, канализации и водопровода, лучшего места для загородного отдыха не найти. В то же время благодаря телефону и телеграфу в доме можно непрерывно поддерживать связь с Лениным.
Крупской, сестры М. Ульяновой и личного доктора В.
В одиночестве она и испытывала потребность в Боге: «Он, по тогдашним моим понятиям, должен понимать, что происходит в душе у каждого человека». Крупская вспоминала, как она любила часами смотреть на лампадку перед образом. Марксизм оказался проще и доступнее веры. Достаточно было осознать естественную, закономерную связь явлений, чтобы излечиться от остатков зыбкой религиозности, так как одиночество кончилось. Потом Надежда Константиновна будет намеренно лишать детей одиночества, настаивая на коллективе, чтобы они не нуждались в Боге.
Школьная политика Крупской формировалась под влиянием марксизма, педагогического образования и идей Ленина. В 1887 году Крупская окончила частную гимназию, получив звание домашней учительницы, и ударилась в толстовство. Увлечение было недолгим — на смену всем заблуждениям навсегда пришел марксизм, который дал ей «величайшее счастье, какого только может желать человек: знание, куда надо идти, спокойную уверенность в конечном исходе дела, с которым связала свою жизнь. Путь не всегда был легок, но сомнения в том, что он правилен, никогда не было». Это отдаленно напоминало веру. Потом Крупская, всецело поддерживая Ленина, боролась с убеждением, что марксизм — это новая коммунистическая религия, хотя эти убеждения и подтвердила созданная ей система советского обучения. В 1889 году Крупская поступила на Высшие женские курсы в Петербурге, но, познакомившись там с марксистками, через год бросила учебу.
И поступила учительницей в вечерне-воскресную школу для рабочих не только ради преподавания, но и ради пропаганды, целенаправленно выбивая из слушателей религиозные убеждения и проповедуя марксизм. Кому же тогда его было проповедовать, как не рабочим? Там она серьезно усовершенствовала свой педагогический опыт: увидев, что рабочая масса насквозь пропитана «религиозными предрассудками», она стала оттачивать методы антирелигиозной пропаганды, внимательно изучая, что привлекает рабочих к вере, дабы знать, «с какой стороны подойти», и усилено разъясняла именно «классовую сущность» религии. Надо признать, что ей многое удалось. Из ее учеников никто не посещал уроки закона Божия, которые вел священник. Она даже уговорила рабочих ходить туда по очереди, в порядке повинности, чтобы не закрыли школу, да заодно и узнать «аргументацию попа», чтобы знать, как ей противостоять. Рабочие, возвращаясь с этих уроков с улыбкой, рассказывали, как священник опровергает эволюционную теорию Дарвина: «Брось, говорит, курицу в воду, разве у нее вырастут перепонки?
Другой ее ученик, прежде искавший у Бога защиты от капиталистов и узнав, что «Бога нет», решил, что «рабом человечьим быть легче», ибо с таким рабством возможна борьба, — и ударил ножом особо ненавистного, издевавшегося над рабочими мастера. Опытом преподавания в этой школе Крупская очень дорожила, потому что он позволил ей на практике исследовать религиозное сознание и уяснить его происхождение. Таким образом, ко времени встречи с Лениным, Крупская была человеком вполне сформировавшихся убеждений. Только близкая по духу женщина могла стать его женой, а сложно было отыскать женщину, более преданную делу революции, чем Крупская. Их знакомство с Лениным состоялось в феврале 1894 года в Петербурге на квартире инженера Классона. Была масленица, и встречу петербургских марксистов в целях конспирации устроили под предлогом «блинов». Чувства оказались взаимными.
Ленин стал наносить визиты к Крупским по воскресеньям, а Крупская угадала в нем лидера. Вместе с ним она создавала «Союз борьбы за освобождение рабочего класса», за что оба были арестованы. Из тюрьмы Ленин сделал ей предложение. Критику буржуазной «классовой» школы начал Ленин. В самом начале XX века были разработаны три базисных постулата школьной реформы, которые после революции легли в основу советской школы: требование придать школе светский характер, сделать ее общедоступной бесплатной и трудовой — соединить процесс обучения с производительным трудом, что стало основой будущего политехнизма. Уже тогда преподавание религии в школе было под огнем сильнейшей критики, потому что религия воспитывала у подростков монархическое и национально-патриотическое сознание, которое называлось «проповедью великодержавного шовинизма», и мешала критически относиться к окружающей действительности, то есть серьезно препятствовала революционной пропаганде. Национально-патриотическое воспитание порицалось как чуждое «истинному классовому» и как присущее «буржуазной культуре попов и капиталистов», призванное растить их покорных прислужников, а не человеческую личность.
В будущем о человеческой личности тоже будут выражаться в ином ключе, и старой школе, которую уже назовут «школой учебы», решительно противопоставят «школу жизни», но в ту пору Ленин призывал взять из нее все хорошее, что необходимо для коммунизма. Ленинские идеи были основой педагогического учения Крупской. В эмиграции она профессионально изучала педагогику и школьное дело в Европе с марксистской точки зрения. В 1915 году появился ее первый капитальный труд «Народное образование и демократия», в котором она доказывала свою вожделенную идею «трудового метода обучения», то есть создания трудовой школы, где учащиеся могли бы приобретать трудовые навыки и применять полученные знания на практике. Существовавшая школа повергалась критике, помимо вышеизложенного, за ее изолированность, за одиночество детей, которые никому не интересны, за индивидуалистический характер воспитания и за оторванность от реальной жизни. Школа с «полноценным воспитанием» и принципиально новой задачей могла быть создана только при социализме. Дети имеют право на счастье Н.
Крупская среди пионеров После Октябрьской революции большевики смогли приступить к воплощению своих педагогических идей. Перед советской школой, устроенной на марксистских основах, отныне ставилась глобальная задача воспитания нового человека, и школа должна была стать «орудием коммунистического перерождения общества в целях воспитания поколения, способного окончательно установить коммунизм». Крупской с товарищами отчасти удалось сделать то, что совсем не удалось Екатерине Великой с ее просветительскими помыслами — взращивать в Воспитательном доме третье сословие свободных граждан. Школа превратилась в питомник по выращиванию «нового человека», которому предстоит завершить строительство коммунизма, поэтому ему следует овладеть всеми навыками от материалистического мировоззрения до трудовой специальности. Так антирелигиозная проповедь вышла на первый план, исходя из главной задачи воспитания, сформулированной Крупской: «Воспитывать — значит планомерно воздействовать на подрастающее поколение с целью получить определенный тип человека». Революция только что свершилась, и социализм только начинали строить. А «необходимой предпосылкой социализма является человек, способный осуществить социализм».
Отсюда следовало, прежде всего, изменить его мировоззрение и воспитать в коммунистической морали, которая пришла на смену религии. Обычно, рассуждая об антирелигиозном советском воспитании, забывают эту вторую важнейшую идеологическую составляющую. Согласно ленинскому учению, вечной морали не существует, а существует только классовая. И если буржуазная мораль гласит: «Либо ты работаешь на другого, либо он на тебя», то в основе коммунистической морали лежит борьба за разрушение старой жизни и за построение коммунизма. Оттого коммунистическая нравственность должна быть направлена «против эгоистов и мелких собственников», то есть против индивидуалистской психологии. Таким образом были заложены основы атеистической, следовательно тоталитарной, коллективистской и антинациональной системы советского воспитания. Перед ее творцами стояла грандиозная задача: уничтожив на корню старую школу с ее методами, выработать кардинально новые принципы обучения.
Таковыми стали воинствующий атеизм, внедрение в умы материалистического мировоззрения, коллективизм, политехнизм знакомство в теории и на практике с главными отраслями производства , детский труд, школьное самоуправление, физвоспитание, имеющее целью подготовить молодежь к трудовой деятельности и защите социалистического отечества. Эти памятные многим громкие абстракции изначально были полны конкретного содержания. Требовалось решить проблемы с учебниками, школьными программами и дисциплинами, с методикой их преподавания и с учителями. За время жизни Ленина и Крупской сущность текущего политического момента менялась неоднократно — гражданская война, военный коммунизм, электрификация, мирное строительство, НЭП, индустриализация, коллективизация и т. Оттого видоизменялись со временем и некие конкретные педагогические установки, но концепция образования оставалась неизменной: «школа должна не только обучать, она должна быть центром коммунистического воспитания». Генеральная стратегия образования определялась марксизмом и Лениным.
Умерла в доме престарелых. В 1934 году арестован, исключён из партии и вскоре осуждён на десять лет тюрьмы по делу «Московского центра». В 1936 году приговорён к высшей мере наказания по делу Антисоветского объединенного троцкистско-зиновьевского центра.
Сын Г. В 1934 году после убийства С. Кирова арестован в рамках дел «Кировского потока» и осуждён на 2 года ссылки. В 1936 году за «контрреволюционную троцкистскую деятельность» приговорён к 5 годам лишения свободы. Наказание отбывал в Воркуте. Расстрелян в 1942 году в Саратове. В 1927 году за выступление против курса партии на коллективизацию исключается из членов ВКП б. В 1930-м восстановлен в партии. В 1936 году вновь исключён из ВКП б и арестован.
В качестве одного из главных обвиняемых проходил по делу «Параллельного антисоветского троцкистского центра». Приговорён к 10 годам тюрьмы и отправлен в Верхнеуральский политизолятор, где был убит 19 мая 1939 года по указанию Лаврентия Берии. В 1938 году арестован за «участие в контрреволюционной террористической организации». Приговорён к высшей мере накзания и в тот же день расстрелян.
Отравленный торт, ошибка врачей и другие загадки смерти Крупской
В 1901-1905 гг. С мая 1905 г. В 1905-1906 гг. В 1907-1917 гг. Преподавала в партийной школе в Лонжюмо под Парижем 1911 , была секретарем Ленина.
В 1914 г. В годы Первой мировой войны разделяла позицию Ленина о необходимости военного поражения России, участвовала в подготовке Циммервальдской 1915 и Кинтальской 1916 международных социалистических конференций в них участвовали социалисты — сторонники военного поражения своих стран. В апреле 1917 г. Немецкие власти обеспечили их проезд из Швейцарии через свою территорию в специальном запломбированном вагоне.
После установления в октябре 1917 г. Занималась организационными и теоретическими вопросами создания системы коммунистического воспитания и пропаганды среди детей и юношества. С ноября 1917 г. Участвовала в разработке положения о единой трудовой школе РСФСР 1918 , согласно которому в основу советской школьной системы были положены принципы производственного обучения и воспитания учеников в духе марксизма.
По словам Крупской, школа должна была не только обучать, но и "быть центром коммунистического воспитания". В 1918 г.
Любовь женатого Владимира Ульянова и Инессы началась в 1909 году. Она к тому времени успела прожить девять лет в браке с купеческим сыном из богатой семьи Александром Армандом, родить ему двух девочек и двух мальчиков. И даже уйти от мужа к его 18-летнему брату Владимиру, от которого тоже родила сына и с которым ее объединяла не только любовь, но и общее дело — социал-демократия… Инессу влекла революция — как сексуальная, так и политическая. Сначала она стала суфражисткой — одним из идеологов движения женщин за равные права с мужчинами, членом Общества улучшения участи женщин, потом сошлась с социалистами в Швейцарии… Примерно в то время в дневнике Арманд появилась запись, самым роковым образом предопределившая ее будущие отношения с вождем русской революции: «После короткого колебания между эсерами и эсдеками, под влиянием книги Ильина «Развитие капитализма в России», становлюсь большевичкой». Ильин — это один из псевдонимов Ульянова-Ленина. Под влиянием нового любовника Инесса Арманд окончательно становится революционной экстремисткой.
В том числе и в вопросах брака и семьи. В 1912 году она даже издала брошюру «О женском вопросе», где основной мыслью было: свобода от брака! Понятно, что Надежда Крупская не разделяла эти призывы, находясь в законном браке с ее любовником. Однако, что не сделаешь ради великой цели — революции! Мы с женой гуляли по той дороге, по которой — помните — мы так чудесно гуляли однажды втроем. Я все вспоминал и жалел, что Вас нет. Ваш Ленин». Этих писем сохранилось множество.
Иногда они говорили о размолвках между любовниками. Инесса, например, писала: «Расстались, расстались мы, дорогой, с тобой! И это так больно.
Так, в 1910 году из Парижа Ленин писал: «Дорогая мамочка, поздравляю тебя с днем ангела и с именинницей — и Маняшу тоже» Маняшей Владимир Ильич называл свою младшую сестру — Марию Ильиничну. В этом проявилась еще одна черта характера Ленина — его тактичность и заботливость. Крупская в своих воспоминаниях, насколько я знаю, нигде не описывала, как они с товарищами собирались, чтобы торжественно, за столом отметить день рождения Владимира Ильича.
Зато она пишет, что Владимир Ильич, будучи человеком открытым и демократичным в общении со всеми, не любил шумных сборищ, долгих разговоров о пустяках, посиделок за чаем. В эмиграции русские революционеры часто ходили друг к другу в гости и даже образовывали коммуны. Владимир Ильич всегда отказывался от жизни в коммуне, ссылаясь на необходимость работать. Они с Надеждой Константиновной и ее мамой которая жила с ними и в ссылке, и в эмигрантские годы стремились обустраиваться «по-семейному», снимали пусть маленькие, но отдельные квартиры. Надежда Константиновна описывает как в «искровский период» к ним зачастил Ю. Мартов, который был очень разговорчив, любил посудачить о новостях и сидел в гостях по 4—5 часов.
Владимир Ильич буквально физически уставал от этих разговоров, у него потом болела голова, и однажды он прямо попросил Юлия Осиповича не посещать его без дела. Зная эти особенности характера Владимира Ильича, трудно представить его празднующего день своего рождения за столом с чаем и пирогами, в кругу многочисленных друзей. И как интеллигент по воспитанию, и как марксист по убеждениям Ленин никогда не придавал такого большого значения своей личности, чтобы собирать компанию по случаю своего рождения. Это не значит, что Ленину были чужды простые человеческие радости и что он совсем не любил праздников. Одним из любимейших праздников Владимира Ильича был День международной солидарности трудящихся — Первое мая. В царской России — не только в ссылке, но и на воле — не было возможности праздновать его открыто, и революционеры выезжали за город и под видом пикника чтоб не привлекать внимание полиции!
Это называлось «маевки». Ленин в них участвовал, он знал много таких песен и с удовольствием их пел — «Варшавянку», «Смело, товарищи, в ногу», «Замучен тяжелой неволей», «Интернационал» русский перевод Ленин считал неудачным и пел этот гимн на языке оригинала — по-французски. Крупская в своих воспоминаниях неоднократно описывает «маевки». За границей, там, где социал-демократические партии действовали легально, Ленин участвовал в демонстрациях на Первое мая. Конечно, как великое счастье он переживал свободное, открытое празднование Первомая после 1917 года! У Ленина была даже статья, которая так и называлась «Первое мая» и которая была написана как обращение к рабочим.
Процитирую ее: «Товарищи-рабочие! Наступает день Первого мая, когда рабочие всех стран празднуют свое пробуждение к сознательной жизни, празднуют свое объединение в борьбе против всякого насилия и всякого угнетения человека человеком, в борьбе за освобождение миллионов трудящихся от голода, нищеты и унижения. Два мира стоят друг против друга в этой великой борьбе: мир капитала и мир труда, мир эксплуатации и рабства, мир братства и свободы». Но вернусь к теме дня рождения Ленина. Когда Владимир Ильич стал главой государства, ему пришлось столкнуться со старой российской традицией чествования начальства. Особенно это касалась юбилейных дат.
В 1920 году Ленину исполнилось ровно 50 лет. С этим связана одна интересная история, про которую часто пишут биографы Ильича.
Несмотря на соперничество жены и любовницы, все участники любовного треугольника сохраняли теплые, практически семейные отношения. Всю жизнь он ругался даже с самыми близкими друзьями, если их политические взгляды расходились, а находясь у власти, недрогнувшей рукой подписывал указы о расстрелах. Один из немногих случаев, когда энергичный политик публично проявил слабость — 12 октября 1920 г. Он шел с закрытыми глазами и, казалось, — вот-вот упадет», — вспоминала революционерка Александра Коллонтай. Арманд внезапно умерла от холеры в Нальчике за несколько недель до этого, и для Ленина это стало страшным ударом. Он плачет и смотрит в одну точку». История социалистки Француженка Инесса Арманд оказалась в Москве в пятнадцать лет, после смерти отца — там её воспитали бабушка и тётка.
К 35 годам она успела дважды выйти замуж, второй муж Владимир Арманд и «заразил» её революционными идеями. В 1904 году Инесса вступила в Российскую социал-демократическую партию. За участие в революции 1905 г.
Петербургский фонарь установят на горе Цюрихберг, на участке, где отдыхал Ленин.
- Поход на молодежь /
- «Похожа на селёдку»
- Азартный грибник
- Жорес Трофимов: любовный треугольник «Ленин, Крупская, Арманд». Правда или вымысел?
- Похожие материалы
В шествии липецких коммунистов приняли участие Ленин и Крупская
Знакомство Ленина и Крупской произошло в феврале 1894 года в Петербурге на встрече революционных активистов, проводимой под видом празднования масленицы. Из хранящейся в Центральном партийном архиве Института марксизма-ленинизма при ЦК КПСС рукописи Н. К. Крупской видно, что В. И. Ленин внес в нее добавления и исправления, отредактировал ее. ВЛАДИМИР ЛЕНИН И НАДЕЖДА КРУПСКАЯ» на канале «Шоу Известь» в хорошем качестве и бесплатно, опубликованное 9 октября 2023 года в 13:25, длительностью 00:23:57, на видеохостинге RUTUBE.
Читайте также:
- «Слушайся доктора: ешь и спи больше» — Документ
- Спасибо за сообщение
- Жорес Трофимов: любовный треугольник «Ленин, Крупская, Арманд». Правда или вымысел?
- Газета «Суть времени»
- Главное меню
Неподвижные звезды. Владимир Ленин, Надежда Крупская и Инесса Арманд
В издании отмечается, что «Уфа и Уфимская губерния в начале 1900-х годов являлись местом политической ссылки». Здесь отбывали наказание народники, значительная группа социал-демократов. Возвращавшиеся из ссылки заезжали условливаться о работе», - уточняет газета. Незадолго до приезда Ленина в Уфу среди местных социал-демократов произошел раскол. Одна группа образовалась вокруг Цюрупы и Свидерского, другая вокруг Плаксина, впоследствии меньшевика. Когда приезжал видный деятель, то социал-демократы собирались на «нейтральной» квартире народовольца Аптекмана. Однако Ленин, вопреки установившимся традициям, в Уфе встретился лишь с группой большевиков. Один из участников этой встречи вспоминал: «Вечером пришел молодой человек лет 30, с большой лысиной. Одет как большинство из нас: плохонькое пальтишко, на шее шерстяной шарф. Вместе с ним молодая женщина.
Из тюрьмы Ленин сделал ей предложение.
Критику буржуазной «классовой» школы начал Ленин. В самом начале XX века были разработаны три базисных постулата школьной реформы, которые после революции легли в основу советской школы: требование придать школе светский характер, сделать ее общедоступной бесплатной и трудовой — соединить процесс обучения с производительным трудом, что стало основой будущего политехнизма. Уже тогда преподавание религии в школе было под огнем сильнейшей критики, потому что религия воспитывала у подростков монархическое и национально-патриотическое сознание, которое называлось «проповедью великодержавного шовинизма», и мешала критически относиться к окружающей действительности, то есть серьезно препятствовала революционной пропаганде. Национально-патриотическое воспитание порицалось как чуждое «истинному классовому» и как присущее «буржуазной культуре попов и капиталистов», призванное растить их покорных прислужников, а не человеческую личность. В будущем о человеческой личности тоже будут выражаться в ином ключе, и старой школе, которую уже назовут «школой учебы», решительно противопоставят «школу жизни», но в ту пору Ленин призывал взять из нее все хорошее, что необходимо для коммунизма. Ленинские идеи были основой педагогического учения Крупской. В эмиграции она профессионально изучала педагогику и школьное дело в Европе с марксистской точки зрения. В 1915 году появился ее первый капитальный труд «Народное образование и демократия», в котором она доказывала свою вожделенную идею «трудового метода обучения», то есть создания трудовой школы, где учащиеся могли бы приобретать трудовые навыки и применять полученные знания на практике. Существовавшая школа повергалась критике, помимо вышеизложенного, за ее изолированность, за одиночество детей, которые никому не интересны, за индивидуалистический характер воспитания и за оторванность от реальной жизни. Школа с «полноценным воспитанием» и принципиально новой задачей могла быть создана только при социализме.
Дети имеют право на счастье Н. Крупская среди пионеров После Октябрьской революции большевики смогли приступить к воплощению своих педагогических идей. Перед советской школой, устроенной на марксистских основах, отныне ставилась глобальная задача воспитания нового человека, и школа должна была стать «орудием коммунистического перерождения общества в целях воспитания поколения, способного окончательно установить коммунизм». Крупской с товарищами отчасти удалось сделать то, что совсем не удалось Екатерине Великой с ее просветительскими помыслами — взращивать в Воспитательном доме третье сословие свободных граждан. Школа превратилась в питомник по выращиванию «нового человека», которому предстоит завершить строительство коммунизма, поэтому ему следует овладеть всеми навыками от материалистического мировоззрения до трудовой специальности. Так антирелигиозная проповедь вышла на первый план, исходя из главной задачи воспитания, сформулированной Крупской: «Воспитывать — значит планомерно воздействовать на подрастающее поколение с целью получить определенный тип человека». Революция только что свершилась, и социализм только начинали строить. А «необходимой предпосылкой социализма является человек, способный осуществить социализм». Отсюда следовало, прежде всего, изменить его мировоззрение и воспитать в коммунистической морали, которая пришла на смену религии. Обычно, рассуждая об антирелигиозном советском воспитании, забывают эту вторую важнейшую идеологическую составляющую.
Согласно ленинскому учению, вечной морали не существует, а существует только классовая. И если буржуазная мораль гласит: «Либо ты работаешь на другого, либо он на тебя», то в основе коммунистической морали лежит борьба за разрушение старой жизни и за построение коммунизма. Оттого коммунистическая нравственность должна быть направлена «против эгоистов и мелких собственников», то есть против индивидуалистской психологии. Таким образом были заложены основы атеистической, следовательно тоталитарной, коллективистской и антинациональной системы советского воспитания. Перед ее творцами стояла грандиозная задача: уничтожив на корню старую школу с ее методами, выработать кардинально новые принципы обучения. Таковыми стали воинствующий атеизм, внедрение в умы материалистического мировоззрения, коллективизм, политехнизм знакомство в теории и на практике с главными отраслями производства , детский труд, школьное самоуправление, физвоспитание, имеющее целью подготовить молодежь к трудовой деятельности и защите социалистического отечества. Эти памятные многим громкие абстракции изначально были полны конкретного содержания. Требовалось решить проблемы с учебниками, школьными программами и дисциплинами, с методикой их преподавания и с учителями. За время жизни Ленина и Крупской сущность текущего политического момента менялась неоднократно — гражданская война, военный коммунизм, электрификация, мирное строительство, НЭП, индустриализация, коллективизация и т. Оттого видоизменялись со временем и некие конкретные педагогические установки, но концепция образования оставалась неизменной: «школа должна не только обучать, она должна быть центром коммунистического воспитания».
Генеральная стратегия образования определялась марксизмом и Лениным. Крупская вкупе с Луначарским и другими коллегами только интерпретировала ее на практике со своими конкретными добавлениями. Ей выделили под контроль школу именно как основоположнику марксисткой педагогики. С первых дней революции Крупская работала в Наркомпросе, заведовала внешкольным отделом, являлась членом Государственной комиссии по просвещению, стала председателем Главного политико-просветительного комитета Главполитпросвета и затем председателем научно-методической педагогической секции Государственного ученого совета ГУСа , занимавшегося в числе прочего и разработкой новых школьных программ. Для ясности упомянем, что осенью 1918 года была одобрена система единой школы с двумя ступенями: I ступень — 5 лет начальная школа и II ступень — 4 года средняя школа. Вместе обе ступени составляли девятилетнюю среднюю общеобразовательную школу, что обеспечивало единство школьной реформы, которую можно условно разделить на два больших раздела: собственно преподавание и устройство школы как детского коммунистического коллектива. Основополагающему педагогическому принципу — воинствующему атеизму — было подчинено все образование в силу идеологического характера советской школы. Даже попытки создания просто «безрелигиозной» школы были приняты Крупской и иже с нею в штыки. Крупская считала, что антирелигиозная пропаганда должна начинаться в дошкольном возрасте, когда эти вопросы только начинают интересовать детей, однако настаивала на крайней осторожности ее проведения среди учащихся, потому что иначе можно добиться противоположного результата — религиозности. Оттого методы расстрела икон в школах или насильственного снятия нательных крестов она строго порицала, так как после этого многие крестьяне забирали детей из советских школ, и учила обращаться с «орудием насмешки» правильно.
Во-первых, полным изгнанием прежних учебников и хрестоматий, написанием новых детских книжек и учебников, созданием «правильных» библиотек и учебных программ. Во-вторых, воспитанием материалистического мировоззрения за счет широкого преподавания эволюционной теории, естественнонаучных дисциплин и марксистского обществоведения и изучения всех предметов в диалектической связи: то есть исследование явлений в их причинно-следственной связи, уяснение их взаимозависимости и итоговое понимание закономерности. А там, где есть это понимание, там нет места религии». В-третьих — воспитанием в духе коммунистической морали и, следовательно, усиленным внедрением коллективизма, призванного развивать детские общественные инстинкты, учить детей понимать и творить окружающую жизнь. Тут явилась ее любимая идея, выношенная из личного опыта: не будет детского одиночества — не будет у подростка ипотребности в религии, а значит и антирелигиозная пропаганда со временем станет ненужной: «некого будет пропагандировать». По мысли Крупской, ведь и рабочий безбожнее крестьянина потому, что он член коллектива — «ему Бога не нужно». Тогда как крестьянин пока еще мелкий единоличник, и его дети приходят в школу религиозными, но школа должна их перевоспитать. Разумеется, что от самого учителя требовались активные атеистические взгляды, но и старого квалифицированного преподавателя, «зараженного религией», Крупская призывала пока не отстранять от дел в силу острого дефицита учительских кадров. Пусть он оставит свои религиозные воззрения при себе и займется обучением ребят в той области, в которой он хороший специалист, например садоводству. К новому же учителю, подготовленному советской властью, предъявлялось категорическое требование — быть убежденным антирелигиозником, то есть лично не сомневаться в отсутствии Бога.
Теперь о практике. После революции вопросе о детской книжке стал больным. Старые учебники были противопоказаны для советского преподавания, хотя на первых порах их пытались как-то садаптировать к новым условиям, например, заменить некрасовскую фразу «по своей и Божьей воле» на «по своей мужичьей воле» и т. Однако такие фразы не были единичными, поскольку в старой школе, по словам Крупской, все было проникнуто религиозным духом, особенно литература и история. Например, книга для чтения весьма почитаемого ею К. Ушинского «Родное слово», предназначенная для детей в возрасте от 9 до 11 лет, была буквально испещрена напоминаниями о Боге, вроде: «Мама, мама! В Божьем небе Божьи ангелы поют, ходят розовые зори, ночи звездные плывут», и иллюстрациями на тему сочельника, Рождества, Пасхи. Книжка по истории для детей старшего возраста содержала рассказы на тему «Крещение Руси», «Владимир-христианин», «Основание Киево-Печерской лавры». Классики тоже подавались в религиозном ключе — «Всенощная в деревне» Аксакова, «Песня бедняка» Жуковского.
А Надежда Константиновна была с Владимиром Ильичом до его последних минут. Сразу после смерти мужа и вождя мировой революции она оставила записи о том, что происходило с Лениным накануне его кончины. Долгое время эти свидетельства находились под грифом «секретно». Юная Наденька Крупская. Встреча с Володей Ульяновым, годы борьбы и тревог еще впереди... Но при этом охватывает в них финальные 10 месяцев. Называет его либо В. До июля 1923-го шло ухудшение. Но потом супруга основателя СССР фиксирует непрерывное улучшение, «хоть и очень медленное». Отмечая опасность первого периода, Надежда Константиновна пишет: «Больного было нельзя оставить ни на минуту одного. При нем постоянно была сестра. К нему постоянно входил дежурный врач, были беспрерывные консультации». Жена лидера партии большевиков указывает, что все сестры были «опытные, внимательные, заботливые». А одна из них, Е. Фомина, выхаживала лидера революции в 1918 году, когда его ранили. Ленин смог сначала сидеть, затем «ходить, опираясь на санитара, а потом и сам, с палочкой». Даже напевал иногда Интернационал, Червоный штандар польская рабочая песня. В итоге «Ильич у нас в июле сбежал». Ленин с младшей сестрой Марией Ильиничной и с Крупской жили в Горках в большом доме, а рядом во флигеле поселился управляющий совхозом, бывший рабочий, которого Ульянов знал еще с 1891 года по Самаре, Алексей Андреевич Преображенский.
В браке с Крупской Владимир Ленин состоял с 1898 года. Несмотря на продолжительную совместную жизнь, у пары не было совместных детей. Революционер скончался 21 января 1924 года.
«Она похожа на селедку». История любви Ленина и Крупской
Апполинария была хорошей подругой Надежды Крупской и через Апполинарию Ленин познакомился со своей будущей женой. Надежда Крупская была не просто женой и помощницей Ленина, но человеком, от которого многое зависело в большевистской партии. А Крупская с Лениным заняли кухню, горницу и ещё одну комнату, в которой спали и работали. Ленин и Крупская были знакомы с 1893 года, но поначалу виделись лишь на общих тайных собраниях революционеров, и видели в друг друге исключительно единомышленников.