Баллы ЕГЭ по истории 2024 за каждое задание.
Баллы ЕГЭ 2024 за каждое задание по истории
Сколько баллов ЕГЭ по истории дается за каждое задание можно узнать в демоверсии текущего года. Последние 6 заданий ЕГЭ проверяют не только знание истории, но и умение рассуждать, аргументировать свою позицию и излагать мысли письменно. Распределение баллов ЕГЭ 2024 по всем предметам. Сколько баллов можно получить на ЕГЭ 2023 по истории за каждое задание можно узнать из демоверсии текущего года. Последние 6 заданий ЕГЭ проверяют не только знание истории, но и умение рассуждать, аргументировать свою позицию и излагать мысли письменно.
Таблица баллов ЕГЭ 2024 по математике
Сколько первичных баллов дают за каждое задание на ЕГЭ в 2024 году? Собрали разбалловки по всем предметам в удобных таблицах. Как распределяются баллы на ЕГЭ — узнай на этой странице! Минимальный балл за ЕГЭ по истории — 32, для подачи заявления в вузы Минобрнауки — 35. Баллы ЕГЭ по истории 2024 за каждое задание. Итоговая оценка по истории ЕГЭ рассчитывается из 100 баллов, каждый заданий имеет свое весовое значение. Узнайте, сколько первичных баллов даёт каждое задание в ЕГЭ по русскому языку, математике, обществознанию, физике, информатике, литературе, истории, географии, биологии, химии, иностранному языку и китайскому языку в 2023 году. Сколько баллов ЕГЭ по истории дается за каждое задание можно узнать в демоверсии текущего года.
Баллы за каждое задание ЕГЭ 2023 история
Путина первых двух сроков, а с недавних пор и Д. Какие типы заданий встречаются на ЕГЭ по истории Исторические источники Сдающим историю придется работать с оригинальными текстами разных эпох и идентифицировать их. Чем дальше от XXI века, тем тяжелее их читать: самые ранние а могут повстречаться фрагменты и Х века совсем зубодробительные. Зато поздние усложнены множеством малоизвестных деталей и понять, о чем идет речь тоже бывает непросто. Задания, в которых встречаются исторические источники — 6, 11, 13—14, 17. Таблицы на сопоставление Все таблицы появляются только в первой части: в заданиях 1, 3, 5, 7. Где-то требуется сопоставить события и даты, где-то людей и события, к которым они причастны, а где-то — исторические факты и процессы. Оценивают такие задания лояльно: в случае ошибки ученик теряет один балл из двух, а не все разом.
В прошлом году в ЕГЭ по истории включили задание 4, которое проверяет знание региональной истории России. В нашей истории множество поворотных событий проходили далеко от столичных городов, и, к сожалению, многие одиннадцатиклассники не в курсе этого. Установление причинно-следственных связей Во второй части экзамена есть задание, которое проверяет умение выпускников выстраивать причинно-следственные связи исторических событий и процессов. Даны исходные любого события, а выпускнику необходимо указать три причины или последствия данного события. Здесь уже важны аналитические способности, умение видеть историю как единый процесс, а не набор хаотичных фактов. И не забудьте, что с 2023 года в нем присутствуют штрафные баллы, а значит написать побольше «для подстраховки» уже может грозить потерей баллов. Задание на терминологию С 2022 года исторические понятия и термины также поменяли свою дислокацию в экзамене, переехав во вторую часть.
Теперь от выпускников требуется дать развернутый ответ: самостоятельно сформулировать определение для предложенного понятия. На этом сюрпризы не кончаются.
На семена помидоров Клавдия Егоровна весной 2017 года потратила 1000 рублей.
Каждый последующий год весной она тратила на семена помидоров в 1,2 раза больше. Сколько денег потрачено Клавдией Егоровной на семена помидоров с весны 2017 по весну 2022 включительно. Вместо того чтобы складывать значения первых шести членов прогрессии, можно найти ответ по формуле: Знаменателем прогрессии называется отношение её соседних членов.
Не путайте это понятие со знаменателем дроби. Подставляем это значение в формулу и получаем ответ: — 9929,92. Если при решении задачи с развёрнутым ответом вы используете формулу, которой нет в школьной программе, обязательно приведите и её доказательство.
В противном случае вам могут не засчитать один балл. Всегда выбирайте самый простой и быстрый способ решения Особенно это касается задач с кратким ответом. Чем быстрее вы их решите, тем больше времени у вас останется на выполнение второй части работы.
Здесь не нужно подставлять значения в неравенство и проверять его верность. Достаточно понять, как выглядит график функции из условия, и соотнести его с приведёнными рисунками. В первую очередь необходимо найти нули функции.
Значит, варианты 2 и 4 не подходят. Изобразим схематически параболу. Если значение уравнения, описывающего график параболы, меньше нуля, значит, нас интересует та часть графика, которая находится ниже оси Ox.
Ей соответствует некая область значений x между корнями трёхчлена, то есть — отрезок. Этому условию отвечает только рисунок 1, на нём изображён отрезок с концами в точках — 3 и 8. Решая геометрические задачи, всегда делайте рисунок Это касается и заданий первой части, где не нужно расписывать решение.
Рисунок нужен прежде всего вам, чтобы разобраться с условием задачи, всё правильно написать и найти верный ответ. Без рисунка увеличивается вероятность допустить ошибку. Найдите угол АОВ.
Ответ дайте в градусах. Рисунок для решения Решайте как можно больше задач по геометрии Сдать экзамен по математике можно только в том случае, если будут решены минимум две задачи по геометрии. Геометрические задачи обычно вызывают больше затруднений, чем алгебраические.
Чтобы преодолеть свой страх перед «этой ужасной геометрией» и научиться справляться с самыми разными задачами, нужно решать их как можно больше. Начисление баллов за ОГЭ Полный правильный ответ на каждое из заданий 2, 3, 5, 6, 8—12, 14—17 оценивается 1 баллом; неполный, неверный ответ или его отсутствие — 0 баллов. Полный правильный ответ на каждое из заданий 1, 4, 7, 13 оценивается 2 баллами; если допущена одна ошибка — 1 баллом; если допущено две ошибки или ответ отсутствует — 0 баллов.
Максимальное количество первичных баллов за первую часть — 21. Задания второй части оцениваются в зависимости от полноты и правильности ответа. Задания 18—21, 23 оцениваются от 0 до 2 баллов; за задания 22 и 24 может быть выставлено от 0 до 3 баллов.
За всю вторую часть можно получить 16 первичных баллов. Максимальное количество первичных баллов за выполнение всей экзаменационной работы — 37. Как оценивается работа Чтобы получить 2 балла за задание из второй части, необходимо: 1.
Выбрать верный ход решения 2. Записать математически обоснованное решение так, чтобы ход ваших рассуждений был понятен экспертам 3. Получить верный ответ.
Если в решении допущена не грубая ошибка, которая не влияет на ход решения,, то задание оценивается в 1 балл. Максимально на ОГЭ по математике можно получить 31 балл. Их переводят в оценку по пятибалльной шкале.
Для получения оценки «3» необходимо набрать от 8 до 14 баллов, из которых минимум 2 балла по геометрии. Чтобы получить оценку «4» на экзамене, нужно набрать от 15 до 21 баллов, из которых также должно быть минимум 2 балла по геометрии. И для получения оценки «5» необходимо набрать 22 и более баллов.
Максимальный балл ОГЭ по истории Максимальное количество баллов, которые выпускник может набрать на ОГЭ по истории в 2023 году составляет 34 балла. Экзамены по истории всегда связаны с большим количеством дат, без которых максимальный балл не получить. Как выучить все даты по истории — рассказываем в нашей статье.
Важный блок всех экзаменов по истории — темы по истории России. Собрали 15 фильмов, которые погрузят в российскую историю. Телеграм-канал журнала «Без Сменки» — это кладезь полезной информации: от отзывов студентов о вузах России до кружочков героев «Реалити о ЕГЭ» о буднях одиннадцатиклассника.
Нужно установить соответствие между процессами явлениями, событиями и фактами, относящимся к этим процессам. Нужно заполнить пустые ячейки в таблице. Тут нужно установить соответствие между событиями и участниками этих событий. Новшество: Великая отечественная война. Количество верных ответов неопределено.
Просят установить соответствие между памятниками культуры и их краткими характеристиками. Оно проверяет знание только по Великой отечественной войне. В задании дан иллюстративный материал — плакат, марка, медаль. По ним нужно заполнить пропуск в предложении. Задание даёт 1 балл.
Суть 11 задания — в умении читать карту. Дан отрывок из текста, рассказывающий про события на карте, и нужно по двум источникам заполнить пропуск в тексте. Из шести тезисов нужно выбрать верные. Вторая часть ЕГЭ по истории 13 задание — вопрос по тексту.
Вы здесь: Главная » Сочинения » История баллы за каждое задание егэ. Документы История баллы за каждое задание егэ. Документы Всем известно, что задания части 2 ЕГЭ по истории проверяют специально обученные люди - эксперты. В процессе работы они опираются не только на критерии и пояснения, приведенные в демоверсии. Этого было бы недостаточно, чтобы обеспечить единообразное и адекватное понимание всеми экспертами критериев оценивания заданий повышенной сложности.
Именно поэтому каждый год на сайте ФИПИ публикуются методические рекомендации для экспертов по всем предметам. Автором-составителем данных материалов по истории традиционно выступает И. Если вы стремитесь набрать высокий балл при решении заданий части 2, изучите методические рекомендации для экспертов. И любопытно, и полезно. Это документ на 84 страницы, включающий в себя следующие блоки: 1 Система оценивания выполнения заданий с. Здесь даны общие рекомендации по проверке заданий, сформулированы основные подходы к оцениванию. В частности, по этим заданиям в 2018 г. В ней есть много важного и интересного, поэтому ниже я продублирую её содержание. Приводится скан работы ученика, набранный балл и обоснование оценивания.
Это документ, предоставляемый эксперту вместе с критериями оценивания при проведении проверки. По своему содержанию эти указания во многом повторяют блок 1, только здесь меньше примеров и подробностей. Если вы не планируете читать все 84 страницы методических рекомендаций, но при этом хотите уловить ключевые моменты, рекомендую обратить внимание на эту памятку для экспертов, а также на рубрику «Вопрос-Ответ» по заданиям 24 и 25. Основную часть текста по этим разделам я приведу ниже - читайте здесь или с качайте pdf -файлы. Там же можно скачать методические рекомендации 2018 г. Если выпускник не написал, какие из названных им аргументов приведены в подтверждение, а какие - в опровержение, как оценивать ответ? Если выпускник не написал, какие из аргументов приведены в опровержение, а какие - в подтверждение, эксперт все равно проверяет выполнение задания, пытаясь понять принадлежность аргументов по их содержанию. Если в ответе приведены полные аргументы, которые содержат и факты, и объяснения, позволяющие понять, почему приведённые факты подтверждают опровергают данную точку зрения, то эксперт легко определит назначение аргументов и примет их. Если же у эксперта появляются сомнения в назначении аргументов, то такие аргументы не принимаются.
Если в задании 24 ребёнок пишет так: «Аргументы в подтверждение:… »... Ответ: Нет, в этом случае эксперт не считает это опиской, так как эксперт не может точно знать, описка это или сознательный выбор выпускника. В данном случае, выпускник написал своё мнение и при проверке мы этим руководствуемся. Могут ли быть засчитаны в качестве аргументов факты без объяснения, как они связаны с аргументируемой точкой зрения? В некоторых, немногочисленных, случаях - могут. Это те случаи, когда приведенный факт с очевидностью подтверждает опровергает данную точку зрения в нем хватает информации, чтобы подтвердить или опровергнуть и его невозможно использовать «наоборот» то есть, если он приведен в подтверждение, то его невозможно использовать в опровержение. Например: 1 Аргументом для точки зрения «Советско-финляндская война имела для СССР отрицательные последствия », будет являться факт: «за три с половиной месяца войны СССР потерял убитыми более 126 тыс. Связка данного факта с аргументируемой точкой зрения не нужна, так как сам факт с очевидностью свидетельствует в пользу данной точки зрения. Этого факта достаточно, чтобы аргументировать данную точку, так как он содержит достаточную для подтверждения данной точки зрения и его невозможно использовать в опровержение.
Данный факт невозможно использовать в опровержение указанной точки зрения: расширение территории государства всегда считается критерием успешности внешней политики. Но в данном случае необходимо пояснить: если бы точка зрения была сформулирована несколько иначе, например: «Результаты внешней политики Александра I способствовали успешному социально-экономическому развитию России », то факта присоединения Финляндии было бы мало, надо было бы объяснять, как это присоединение способствовало социально-экономическому развитию страны. Однако в большинстве случаев только факта для аргументации не достаточно, необходимо связать данный факт с аргументируемой точкой зрения. Этот факт не доказывает с очевидностью, что царствование способствовало стабилизации положения в стране. Дело в том, что с одной стороны, жестокая расправа способствовала тому, что на некоторое время из-за страха перед властью общественное движение пошло на убыль, но с другой - расправа над декабристами способствовала активизации процесса создания нелегальных обществ и кружков, вносивших элемент дестабилизации в общественную жизнь. Горбачёва, соответствовала интересам СССР »; факт «были выведены советские войска из Афганистана » не будет являться аргументом ни в подтверждение, ни в опровержение. Дело в том, что с одной стороны вывод советских войск из Афганистана улучшил имидж СССР в глазах демократической мировой общественности, позволил сохранить жизни советских граждан и значительные материальные средства, но с другой - вывод войск СССР из Афганистана способствовал утрате влияния СССР в этом регионе, что привело к усилению там влияния сил, враждебных СССР; многими политиками вывод войск был расценен, как проявление слабости СССР, что способствовало усилению внешнего давления на страну. Если выпускник напишет эти объяснения, то факт вывода советских войск из Афганистана, несомненно, можно использовать для аргументации как в подтверждение, так и в опровержение данной точки зрения, но констатация факта вывода войск в качестве аргумента не принимается. Могут ли положения, которые не содержат фактов в явном виде, быть приняты в качестве аргументов?
Могут в том случае, когда положения основаны на фактах, то есть без понимания, что эти факты были, приведенный аргумент невозможно было бы вывести. Например: 1 Для точки зрения «» положение «проблема дефицита бюджета решалась жестокими и тягостными для крестьян методами за счёт беспощадного «выколачивания» платежей и недоимок, резкого повышения косвенных налогов на предметы первой необходимости, что вызывало протесты, ослаблявшие страну » будет являться аргументом в опровержение. Приведённое положение не содержит мелкой конкретики не сказано, кто именно, где и когда приказывал выколачивать налоги распоряжения, указы и т. В школьной программе данный материал изучается на уровне называния процессов, без указания конкретных фактов, поэтому не нужно требовать, чтобы выпускники назвали номера и даты издания распоряжений о выколачивании налогов. Но, если аргумент в подтверждение сформулирован следующим образом: «при Александре III народ брал деньги в банках, покупал землю и богател », то он не является верным, так в нём не идет речи о политике Александра III, а также содержится общее оценочное и спорное положение о том, что «народ богател». В данном положении отсутствует мелкая конкретика, но положение основано на фактах, которые относятся к периоду индустриализации в СССР. Но положение «рабочие в это время хорошо работали и построили много заводов » принято не будет, так как аргумент не связан с политикой индустриализации, выражен в излишне общей формулировке и поэтому спорен с исторической точки зрения. Усиление разнообразия, появление новых форм - явления, свидетельствовавшие о прогрессе » является аргументом в подтверждение. В приведённом положении нет конкретных примеров например, не названы земля с республиканской формой правления, монархией, отличительные черты владимирской, новгородской архитектуры и т.
Но не принимается в качестве правильного аргумента в подтверждение положение «в период политической раздробленности появилось разнообразие в жизни отдельных княжеств, а это признак прогресса ». В данном случае отсутствует опора на факты, эксперт не может знать, какое разнообразие имел в виду выпускник возможно, он имел в виду, например, разнообразие животного мира. Принимаются ли аргументы с фактическими ошибками? Если ошибка связана с фактами, которые непосредственно используются для аргументации, то не принимаются. Например, при аргументации точки зрения «Промышленная и финансовая политика Александра III способствовала успешному развитию России », аргумент «открывшийся в период правления Александра III Купеческий заёмный банк выдавал ссуды для покупки земли в личную собственность, что способствовало решению проблемы крестьянского малоземелья » не принимаем, так как упомянутый в ответе банк был создан ещё в правление Елизаветы Петровны. Если выпускник написал два положения, которые в критериях относятся к разным аргументам, но объединил их в один аргумент обозначив цифрой, например, «1» , надо ли принимать их за два разных аргумента? Если ребенок обозначил положение как один аргумент, то эксперт рассматривает его, в соответствии с решением выпускника, как один аргумент. Например, при аргументации точки зрения «Политика индустриализации способствовала прогрессивному развитию советской экономики во второй половине 1920-1930-х гг. Хотя в критериях положения о строительстве предприятий и электрификации указаны как разные аргументы, но так как выпускник написал их в один, значит, и рассматриваем, как один.
Однако, если в двух разных аргументах передана одна и та же мысль только разными словами , то объединяем и принимаем за один. Хрущёва имела ярко выраженную социальную направленность » выпускник написал аргументы в подтверждение: «1 в этот период был принят Закон о пенсиях для рабочих и служащих, по которому размер пенсий увеличивался вдвое, а пенсионный возраст снижался, в результате чего увеличивалось материальное благосостояние граждан страны; 2 в результате политики, проводимой Н. Хрущёвым, возраст выхода граждан на пенсию стал самым низким в мире, что способствовало увеличению продолжительности жизни ». Оба приведенных аргумента построены на одних и тех же фактах и, по сути, повторяют друг друга.
Распределение баллов за каждое задание ЕГЭ 2022
Перевод делается по специальному алгоритму. Как разъясняется в письме Рособрнадзора от 27. В 2023 году она утвердила вот такие таблицы соответствия первичных и тестовых баллов ЕГЭ. Изменения таблиц соответствия были связаны с тем, что в 2023 году кое-что поменялось в заданиях ЕГЭ они называются «контрольные измерительные материалы», или сокращённо КИМ. Поскольку в КИМ 2024 года тоже произошли изменения , комиссия снова может что-то поменять в таблицах соответствия первичных и тестовых баллов ЕГЭ. Нужно следить за новостями Рособрнадзора. Какие предметы на ЕГЭ-2024 самые сложные? Об относительной сложности того или иного экзамена можно судить по тому, какие средние баллы показали на нём участники прошлых лет и где была самая большая доля тех, кто не смог набрать минимальный балл. Такая оценка, конечно же, будет не слишком точной — во-первых, и экзаменационные задания меняются год от года. Во-вторых, некоторые экзамены выбирает относительно небольшая доля выпускников, в основном те, кто изучал эти предметы углублённо, в то время как другие предметы массово сдаёт большинство. Тем не менее можно сказать, что из года в год наибольшие сложности у выпускников вызывают естественно-научные предметы.
Например, в 2022 году участники основного периода ЕГЭ набрали такие средние баллы по ним: по биологии — 50,2; по физике — 54,1; по химии — 54,3. Менее 55 составил средний балл и на географии. Фото: Официальный портал правительства Москвы В 2023 году немного подрос средний балл по химии, а биология так и осталась самым сложным предметом. Какие ЕГЭ по выбору в 2024 году самые популярные?
Приводимые шкалы в статье могут измениться, особенно по тем предметам, где изменились максимальные первичные баллы за выполнение работы.
К таким предметам относятся: русский язык — максимальный первичный балл изменён с 54 до 50 баллов; математика профиль — максимальный первичный балл увеличен с 31 до 32 баллов; литература — максимальный первичный балл работы изменён с 53 до 48 баллов; физика — максимальный первичный балл изменён с 54 до 45 баллов; биология — максимальный первичный балл изменён с 59 до 57 баллов; география — максимальный первичный балл изменён с 43 до 39 баллов; иностранные языки английский, немецкий, французский, испанский — максимальный первичный балл изменён с 86 до 82 баллов. Зачем нужна шкала перевода первичных баллов во вторичные тестовые Смысл перевода первичных баллов ЕГЭ в тестовые очень прост: максимальное количество первичных баллов приравнивают к 100 тестовым баллам, и затем просто рассчитывают тестовые в процентном соотношении для каждого первичного балла.
Система оценивания выполнения отдельных заданий и экзаменационной ЕГЭ 2023 по истории работы в целом Оценивание правильности выполнения заданий, предусматривающих краткий ответ, осуществляется с использованием специальных аппаратно-программных средств. Правильное выполнение каждого из заданий 2, 8—11 оценивается 1 баллом. Задание считается выполненным верно, если ответ записан в той форме, которая указана в инструкции по выполнению задания, и полностью совпадает с эталоном ответа. Правильное выполнение каждого из заданий 1, 3, 5, 7 оценивается 2 баллами. Задание считается выполненным верно, если ответ записан в той форме, которая указана в инструкции по выполнению задания, и полностью совпадает с эталоном ответа: каждый символ в ответе стоит на своём месте, лишние символы в ответе отсутствуют.
Развёрнутые ответы проверяются по критериям экспертами предметных комиссий субъектов Российской Федерации. Выполнение заданий части 2 оценивается в зависимости от полноты и правильности ответа. За выполнение заданий 13—16 и 19 ставится от 0 до 2 баллов; за выполнение заданий 17, 18, 20 и 21 — от 0 до 3 баллов. Общий максимальный первичный балл за выполнение всей экзаменационной работы — 42. На основе результатов выполнения всех заданий работы определяются первичные баллы, которые затем переводятся в тестовые по 100-балльной шкале.
Сколько первичных баллов дает каждое задание ЕГЭ в 2023 году
Самое важная информация для ЕГЭ по истории — 2024: структура экзамена, типы заданий, основные тематические блоки и план подготовки. Правильное выполнение каждого из заданий 1, 3, 5, 7 оценивается 2 баллами. Изменения в ЕГЭ по истории 2023 г: задание 18. Каждое задание в ЕГЭ по истории оценивается разным количеством баллов.
Баллы за каждое задание ЕГЭ 2023 история
Сколько баллов можно получить на ЕГЭ 2023 по истории за каждое задание можно узнать из демоверсии текущего года. Каждое задание в ЕГЭ по истории оценивается разным количеством баллов. В этом ролике поговорим о нововведение в экзамене по истории, а именно про штрафные баллы. Какие изменения будут в ЕГЭ по истории в 2023 году: структура, начисление и перевод баллов, минимальный проходной балл, как готовиться к правильно к экзамену.
ЕГЭ по истории: как избежать типичных ошибок
При этом проходные баллы то есть уровень баллов, абитуриенты с которым проходят на бюджетные места по итогам конкурса практически всегда выше минимальных. При небольшом числе мест на популярной специальности в престижном вузе проходные баллы могут приближаться к максимальным. Что такое первичные баллы и как будет происходить перевод баллов ЕГЭ в 2024 году? Сначала за каждый экзамен выставляются первичные баллы. Это сумма набранных баллов за разные задания — сколько баллов полагается за каждое задание, прописано в демоверсиях и спецификациях к ЕГЭ по каждому предмету. У каждого предмета своё максимальное количество первичных баллов. Фото: Официальный портал правительства Москвы Затем первичные баллы ради унификации переводят в стобалльную систему — так делают по всем предметам, кроме базовой математики поскольку она не учитывается для поступления в вуз, первичные баллы по ней переводят не в стобалльную, а в пятибалльную систему для аттестата. Что означает перевод? Например, первичный балл по русскому языку получился 40, а при переводе в тестовый по стобалльной системе это будет 72 балла. Перевод делается по специальному алгоритму.
Как разъясняется в письме Рособрнадзора от 27. В 2023 году она утвердила вот такие таблицы соответствия первичных и тестовых баллов ЕГЭ. Изменения таблиц соответствия были связаны с тем, что в 2023 году кое-что поменялось в заданиях ЕГЭ они называются «контрольные измерительные материалы», или сокращённо КИМ. Поскольку в КИМ 2024 года тоже произошли изменения , комиссия снова может что-то поменять в таблицах соответствия первичных и тестовых баллов ЕГЭ. Нужно следить за новостями Рособрнадзора.
Исторические личности и их роль в указанных событиях явлениях, процессах данного периода истории. Правильно названы две исторические личности, правильно охарактеризована роль каждой из этих личностей с указанием их конкретных действий, в значительной степени повлиявших на ход и или результат названных событий явлений, процессов рассматриваемого периода истории России. Либо исторические личности названы с ошибкой или совсем не названы.
Исторические личности и их роль в указанных событиях явлениях, процессах данного периода истории.
Правильно названы две исторические личности, правильно охарактеризована роль каждой из этих личностей с указанием их конкретных действий, в значительной степени повлиявших на ход и или результат названных событий явлений, процессов рассматриваемого периода истории России. Либо исторические личности названы с ошибкой или совсем не названы.
На выполнение работы в 2024 году будет отведено 3 ч. Формат экзамена не предусматривает использование дополнительных материалов. Экзаменационный материал охватывает курс всемирной истории, а также все основные периоды истории России: Древность и Средневековье до XVII в.