Двоевластие — сосуществование параллельных систем власти и управления в России после Февральской революции в феврале-сентябре 1917 года. Причины возникновения двоевластия заключаются в отсутствии опыта политической власти у пролетариата, в их недостаточной организованности и сознательности. Двоевластие – это политический и общественный феномен, который характеризуется существованием двух конкурирующих центров власти в одном государстве. Двоевластие закончилось в июльские дни 1917 г., когда власть целиком перешла в руки контрреволюционной буржуазии.
Определение двоевластия
- Двоевластие в России
- THE DUAL POWER IN RUSSIA IN 1917: NEW APPROACHES AND VIEWS
- Появление двоевластия
- что такое двоевластие в 1917
- Смысл понятия «двоевластие»
- Определение двоевластия
В россии сейчас - двоевластие. это давно бы сказал
Двоевластие) относится к сосуществованию двух российских правительств в результате Февральской революции: Советов (рабочих советов), в частности Петроградского Совета, и Временного правительства России. Двоевластие сформировалось после революции, когда ни одна из существовавших структур власти не могла взять единоличное управление страной на себя. Двоевластие – это политический и общественный феномен, который характеризуется существованием двух конкурирующих центров власти в одном государстве. Двоевластие закончилось в июльские дни 1917 г., когда власть целиком перешла в руки контрреволюционной буржуазии. * * * Такое бытовое двоевластие, т. е., частичный захват правительственных функций местными, самочинно создавшимися в революционные дни организациями, прокатилось волной по всей России. Но главная причина двоевластия – различие в политической ориентации двух ветвей власти.
Двоевластие в России в 1917 г.
Милюков четко и откровенно изложил военную программу правительства: раздел Австро-Венгрии и присоединение Галиции к России, ликвидация Османской империи и присоединение к России турецкой Армении, Константинополя, черноморских проливов. Мир «без аннексий» Милюков назвал германской формулой, «которую стараются подсунуть международным социалистам». Интервью министра иностранных дел вызвало беспокойство исполкома Петросовета. Он потребовал у правительства разъяснить внешнеполитическую программу. Это было сделано 27 марта в форме «Заявления Временного правительства о целях войны», которое утверждало, с одной стороны, необходимость соблюдения союзнических обязательств, с другой — отсутствие у России стремлений к господству над другими народами, к захвату чужих территорий.
Правительство заявило, что Россия хочет мира «на основе самоопределения народов». С помощью последней фразы автор «Заявления» Милюков смог обойти ненавистную формулу мира «без аннексий и контрибуций». Руководство Петросовета осталось довольно «Заявлением». Однако были раздражены союзники.
Они увидели проявление слабости Временного правительства. Рибо, глава правительства Франции, заявил русскому послу, что если Россия отказывается от чужих территорий, то Франция и не думает следовать ее примеру. О том же заявил и посол Великобритании Дж. Бьюкенен, который стал настойчиво добиваться замены министра иностранных дел П.
Милюкова и военно-морского министра А. Гучкова на более сильных, как ему казалось, М. Терещенко и А. Чтобы успокоить союзников, Милюков 18 апреля отправил им одобренную правительством ноту, в которой говорилось о намерении России довести войну «до решительной победы».
Нота была декларативной, фактически преследуя цель убедить союзников в невозможности для России принять участие в намеченном на весну 1917 г. Тем не менее она противоречила целям Февральской революции и, опубликованная в печати 20 апреля, вызвала апрельский кризис — первую вооруженную антиправительственную демонстрацию в Петрограде под лозунгами «Долой войну! В ходе вооруженных столкновений со сторонниками «оборонительной войны» на Невском проспекте 3 человека было убито, 6 ранено. Кризисная ситуация обсуждалась 21 апреля на совещании Временного правительства с исполкомом Петросовета.
Милюков разъяснил, что нота имела в виду лишь достижение целей, поставленных «Заявлением» от 27 марта. Исполком признал разъяснение удовлетворительным, а инцидент исчерпанным. В свою очередь, глава правительства князь Г. Львов решил создать коалицию с социалистами, видя в ней единственное средство ликвидации двоевластия.
В знак протеста 30 апреля военно-морской министр А. Гучков подал в отставку, 2 мая его примеру последовал П. Керенский и М. В тот же день было сформировано первое коалиционное правительство, в состав которого вошли 10 министров-капиталистов и 6 министров-социалистов, включая лидера партии эсеров В.
Апрельские события заставили Петросовет, а затем и ВЦИК активизировать самостоятельное движение к миру. Для ее реализации была создана специальная комиссия во главе с меньшевиком П. Аксельродом, который пользовался огромным авторитетом в европейском социалистическом движении. В мае комиссия предложила провести через месяц конференцию в Стокгольме, пригласив туда только те партии и политические группы, «которые порвали с политикой национального единения и с империалистическими правительствами своих стран».
Петросовет одобрил предложение и выпустил специальное воззвание к социалистам Европы. Либерально-патриотическая пресса сразу расценила воззвание как «измену». Когда же в конце мая в Таврический дворец пришла телеграмма из германского генштаба с поддержкой советской инициативы и предложением начать мирные переговоры «без отпадения от союзников», Петросовет стали обвинять в участии в «немецком заговоре». Против конференции выступили и большевики, не желавшие договариваться с «прислужниками буржуазии», маскирующими свою соглашательскую позицию разговорами о мире.
В мае — июне борьба за конференцию стала основной формой борьбы за мир. В начале июня в Европу выехала делегация во главе с В. Розановым для переговоров об участии социалистов в будущей Стокгольмской конференции. Идею поддержали многие партии и группы II Интернационала, в том числе германские социал-демократы, французские и британские социалисты.
Однако правительства Франции, Англии, Италии, США официально заявили, что своим социалистам для поездки за рубеж они паспортов не дадут. Временное правительство также отмежевалось от инициативы Петросовета, заявив при этом, что в паспортах своим гражданам оно не откажет, но считает идею социалистической конференции «частным делом». Временное правительство поддержало альтернативную инициативу руководства стран Антанты провести на правительственном уровне межсоюзническую Парижскую конференцию по уточнению общей линии внешней и военной политики. Главным шагом правительства во внешней политике стало начатое 18 июня наступление трех армий Юго-Западного фронта — последнее наступление русской армии в I мировой войне.
Оно было развернуто по инициативе генерала А. Брусилова, который 22 мая сменил генерала М. Алексеева на посту Верховного главнокомандующего. Он надеялся повторить свой знаменитый прорыв 1916 г.
В ходе наступления наибольший успех пришелся на 8-ю армию, которой командовал генерал Л. Но через две недели наступление закончилось поражением, отступлением и бегством. Генерал требовал немедленно ввести на фронте смертную казнь и полевые суды и, не дожидаясь санкции правительства, приказал командирам и комиссарам «не колеблясь» применять против бегущих «изменников» огонь пулеметов и артиллерии. Большевики в период двоевластия.
В период двоевластия активно проявила себя «третья сила» в лице партии большевиков. С возвращением В. Ленина из эмиграции она стала в непримиримую оппозицию как правительству, так и соглашателям в Советах. Ленин вернулся в Россию 3 апреля 1917 г.
С этой целью он выдвинул два лозунга: «Никакой поддержки Временному правительству! Полновластие Советов должно было стать единственным средством ликвидации двоевластия, отстранения от власти буржуазии, установления в стране революционно-демократической диктатуры пролетариата и крестьянства в лице эсеро-меньшевистских Советов, которая перерастет в диктатуру пролетариата в в процессе большевизации Советов. Ленин не призывал к свержению правительства, не говорил о немедленном свержении капитала.
Были созданы сразу два органа, которые управляли восстанием: Временное правительство, являвшееся легитимным органом власти; Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов. Временное правительство управляло всей Россией на законных основаниях. В то же время в марте 1917 года, помимо Петроградского Совета, на местах возникло свыше 600 советов, избравшие постоянно действовавшие органы — исполнительные комитеты.
В исполкомах были народные избранники народа, опиравшиеся на широкую поддержку масс. Советы 1917 года — выборный орган, однако без документов об избрании, долгое время не существовало органа, координирующего их действия, и эту роль взял на себя Петросовет. В губерниях были созданы советы двух типов: крестьянских депутатов; рабочих и солдатских депутатов. Из совокупности этих советов был создан совет, сразу себя конституциировавший, а на время между его сборами функции исполнял исполнительный комитет.
В начале октября новый министр земледелия C. Маслов эсер внес на рассмотрение проект декрета о передаче земли в ведение земкомов. Это все, что было предпринято правительством и его отдельными министрами для решения одного из острейших вопросов, определявшего судьбу и правительства, и Февральской революции. Советы крестьянских депутатов в аграрном вопросе пошли гораздо дальше. На основе 242 местных крестьянских наказов они подготовили и опубликовали 19 августа в газете «Известия» единый «Крестьянский наказ о земле», предусматривавший отмену частной собственности на землю.
Однако правительство игнорировало решение крестьянских Советов. Его провели в жизнь большевики через съезд Советов на второй день после взятия власти. В рабочем вопросе правительство не приняло ни одного закона об улучшении положения рабочих, в том числе и о 8-часовом рабочем дне. Закон о нем был отложен до Учредительного собрания. В апреле правительство приняло законы о рабочих комитетах на промышленных предприятиях, о свободе собраний и союзов. Они легализовали возникшие в ходе революции фабрично-заводские комитеты и профсоюзы. В области промышленности был взят курс на государственное регулирование отдельных отраслей. Для его реализации 21 июня при Временном правительстве были созданы Экономический совет по выработке «общего плана организации народного хозяйства и труда» и Главный экономический комитет — исполнительный хозяйственно-регулирующий орган, игравший роль министерства экономики. С сентября 1917 г.
Третьяков сын владельца картинной галереи. В финансовой сфере правительство сделало ставку на денежный станок. Если царский Совет министров за годы войны выпустил бумажных денег на сумму 8,3 млрд. Более того, казначейству было разрешено выпускать примитивные деньги — на плохой бумаге, без подписи и дат, достоинством в 20 и 40 руб. Это подорвало денежную систему. К октябрю 1917 г. Министр финансов Н. Некрасов объяснял финансовый кризис непомерно растущими расходами на содержание многочисленных комитетов прежде всего продовольственных и земельных и ростом зарплаты рабочих и служащих государственных предприятий и учреждений. Социалисты же видели причину в огромных военных расходах и сокрытии от налогов доходов имущих классов.
Расстроенное денежное обращение, подорвав финансово-кредитную систему, тянуло в пропасть всю экономику. Одним из вопросов, на котором «поскользнулось» Временное правительство, стал национальный вопрос, имевший для многонациональной России принципиальное значение. Документ носил преимущественно пропагандистский характер, т. Польша была оккупирована Германией. Горький, — одно из прекрасных достижений нашей революции». Более сложным и практически неразрешимым для правительства оказался вопрос с правами Финляндии и Украины, где было выдвинуто требование политической автономии. Оно противоречило позиции кадетов в области национально-государственного строительства, стремлению сохранить Россию «единой и неделимой». В 1910 г. Временное правительство отменило его и приняло «Акт об утверждении конституции Великого княжества Финляндского».
Он исключал политическую независимость и ограничивался лишь культурной автономией Финляндии и обещанием в будущем расширить права финляндского сейма в отношении суда, финансов, свободы печати и союзов. Это не удовлетворило сейм. В разгар правительственного кризиса 5 июля он принял «Закон о власти», провозгласивший независимость Финляндии во внутренних делах и ограничивший компетенцию Временного правительства вопросами военной и внешней политики. Одновременно в Петроград прибыла социал-демократическая делегация сейма с надеждой найти поддержку во ВЦИК. Однако советские лидеры поддержали Временное правительство, которое 18 июля заявило о невозможности «предвосхищать самочинно волю будущего Учредительного собрания» и постановило распустить сейм, пообещав созвать новый к ноябрю. Это стало поводом к созданию отрядов национальной гвардии шюцкор. Финляндия стала готовиться к вооруженной борьбе за свои права. Украинский вопрос обострила Центральная рада ЦР , созданная в Киеве 4 марта тремя украинскими социалистическими партиями социалистов-федералистов, социал-демократов и социалистов-революционеров. Вскоре в ее состав вошли представители партий и организаций национальных меньшинств, проживавших на Украине.
Ее председателем стал М. Грушевский эсер , который выступил с призывом бороться за автономию Украины, «создать украинское народовластие и государственное право Украины в союзе с другими народами Европы в федеративной республике Российской». Исполнительным органом ЦР стал созданный в июне Генеральный секретариат председатель — социал-демократ В. Центральная рада поддерживала Временное правительство, но при этом стремилась укрепить свои позиции созданием «единого украинского фронта». Она стала формировать национальные части, отзывая воинов-украинцев из различных военных округов и фронтов на Украину. Непосредственно этой работой занимался Всеукраинский войсковой комитет Рады во главе с украинским социал-демократом С. Русская армия стала распадаться по национальному признаку. Но это позволило Центральной раде представлять себя украинским парламентом. В документе содержалось требование к Временному правительству предоставить Украине политическую автономию в составе России, ввести в правительстве должность комиссара по украинским делам, часть средств, собираемых на Украине в виде налогов, передать ей на национально-культурные нужды.
Центральный орган партии кадетов газета «Речь» сразу назвала Универсал «германским планом разложения России». Для переговоров с украинскими «сепаратистами» в Киев выехали члены Временного правительства: военный и морской министр А. Керенский, министр иностранных дел М. Терещенко, министр почт и телеграфов И. Они согласились признать Генеральный секретариат в качестве высшего органа управления делами Украины, но состав его формировать в Петрограде по согласованию с Киевом. Руководство Центральной рады обещало прекратить создание украинских национальных частей, а вопрос о политической автономии отложить до Учредительного собрания. Министры хотели провести достигнутое соглашение через правительство в экстренном порядке, но встретили упорное сопротивление четырех министров-кадетов во главе с А. Компромисс с украинцами кадеты рассматривали как измену: ведь идея «великой России» составляла суть кадетского национал-либерализма и украинская автономия была несовместима с ней. Поскольку правительственное большинство одобрило итоги переговоров, министры-кадеты 2 июля демонстративно подали в отставку.
Созданное в мае первое коалиционное правительство развалилось.
Проблемами, вызывавшими наибольшие трения и напряженность, являлись отношение к войне, аграрный, национальный, конституционный вопросы, а также организация местного самоуправления. Фактически в стране действовали два правительства, так как территориальные Советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов от областных до уездных и волостных постепенно составили систему органов, претендующих на исполнительную власть. Деятельность Советов координировалась сначала Всероссийским совещанием март-апрель , а затем был созван Первый Всероссийский съезд рабочих и солдатских Советов июнь 1917 г. Несмотря на то, что Советы рабочих, крестьянских и солдатских депутатов действовали очень активно, приоритет принадлежал органам власти Временного правительства. Оно располагало кадрами своих комиссаров, работавших в контакте с губернскими и уездными земствами, городскими думами и управами. Буржуазные органы в провинциальных местностях формировались достаточно активно и чаще всего назывались гражданскими, общественными, исполнительными комитетами.
Последнее название стало вскоре наиболее общепринятым. Деятельность этих органов строилась на почве преемственности с прежней властью, поскольку в них входили преимущественно члены городских дум. Органы новой буржуазной власти опирались на определенную правовую основу, были лучше организованы, материально и финансово обеспечены, пользовались поддержкой зарубежных стран и это временно позволяло им иметь преимущество перед Советами. Такое противоречивое сосуществование двух систем долго продолжаться не могло, и оно завершилось после июльского кризиса, который в наши дни порой трактуется как попытка Советов под руководством большевиков установить свое единовластие. Вопрос об оценке событий 4—5 июля, приведших к кровопролитию в Петрограде, до наших дней не получил единообразного разрешения. Последствие же этого трактуется единообразно: окончание двоевластия в пользу буржуазного Временного правительства. Большевики, размежевавшись с иными партиями, стали требовать передачи всей власти Советам и в конце июля — начале августа на VI съезде партии приняли курс на подготовку вооруженного восстания с целью взятия государственной власти.
Временное правительство, вначале стремившееся к парламентаризму, стало в августе склоняться к установлению военной диктатуры. Как известно, против войск Л. Корнилова действовали согласованно все социал-демократические и либеральные силы столицы. В считанные дни был сформирован комитет народной борьбы с контрреволюцией из представителей меньшевиков, эсеров и большевиков, на время забывших о своих политических разногласиях. Комитет мобилизовал части Петроградского гарнизона, железнодорожников и почтово-телеграфных служащих, чтобы не допустить мятежные войска к столице, сформировал и вооружил отряды Красной гвардии и иные силы самообороны.
Двоевластие (Россия, 1917)
Что такое ДВОЕВЛАСТИЕ? своеобразное и крайне противоречивое переплетение двух властей в России, создавшееся после Февральской буржуазно-демократической революции в марте — начале июля 1917: власти буржуазии — Временного правительства (См. Временное. Вот такое явление одновременного существования двух мощных центров для принятия решений и управления людьми организациями и называется двоевластием. Такое двоевластие в стране вело к анархии и усилению позиций большевиков.
С двоевластием знакомы многие страны
- Возможно ли «двоевластие» в России ныне и если да, то какое?: vasiliev_vladim — LiveJournal
- Происхождение двоевластия и его особенности
- Двоевластие — Википедия
- Причины двоевластия в 1917 г.
- «РОССИЯ ВСТУПИЛА В ЭПОХУ ДВОЕВЛАСТИЯ»
2. Двоевластие
В этот же день после беседы с представителями Временного комитета Государственной думы и приватной беседы с М. Манифест об отречении содержал просьбу ко всем гражданам России подчиниться Временному правительству вплоть до принятия решения Учредительным собранием о дальнейшей форме правления. В этот же день Временное правительство упразднило Департамент полиции, распустив Охранное отделение и жандармские корпуса. На будущее отменялся принцип выборности офицеров начальников , при этом все произведённые уже выборы офицеров оставались в силе и солдатские комитеты получали право возражать против назначения начальников. Первые итоги[ править править вики-текст ] Таким образом, Россия осталась без монарха.
При этом вопрос о форме правления в государстве разрешён не был. От всякого участия в законодательном процессе была отстранена Государственная дума, хотя официально она была распущена только 6 19 октября 1917. Образованный во время Февральской революции Временный комитет Думы, напротив, и далее участвовал в принятии важных политических решений. Его деятельность осуществлялась путём проведения так называемых частных совещаний членов Государственной думы, численность которых не превышала 60 человек.
Однако основными центрами власти в столице стали Временное правительство и Петроградский Совет. В юридической литературе того времени остановились на следующей конструкции, характеризующей существовавшую власть: государством управляет Временное правительство, назначенное Государственной думой по соглашению с Петроградским Советом рабочих и солдатских депутатов, представляющим рабочий трудовой народ; правительство это управляет до Учредительного собрания, которое и установит основные законы государства. Такая формулировка была вызвана насущной потребностью каким-то образом определить легальность Временного правительства, чтобы обосновать его полновластие. В современной исторической и правовой литературе придерживаются более сдержанных оценок, характеризуя, в основном, сложившуюся тогда политическую ситуацию как двоевластие.
Взаимодействие властных центров[ править править вики-текст ] Итак, после Февральской революции официальная власть в стране иногда именуемая номинальной стала принадлежать Временному правительству, которое было признано другими государствами и представляло Россию во внешних сношениях. Следует отметить, что у Временного правительства не было точного представления о своих функциях. Первоначальное представление о том, что главная его роль заключается в передаче утраченной императором власти новым законным властям, которых определит Учредительное собрание, не выдержала проверки временем. В стране существовало много проблем, за решение которых приходилось браться немедленно, деля власть с Петроградским Советом, роль которого к осуществлению контрольных функций не свелась.
В частности, с первых же дней Исполком Петросовета взял на себя разрешительные функции в отношении средств информации телеграфа, почты, газет. Можно прямо сказать, что Врем. В частности, по военному ведомству ныне представляется возможным отдавать лишь те распоряжения, которые не идут коренным образом вразрез с постановлениями вышеназванного Совета. Реальная власть Петросовета фактически сосредоточилась в руках его Исполкома, члены которого были назначены социалистическими партиями, представленными в Петросовете.
Историк Ричард Пайпс характеризовал Петросовет как «слоистую структуру»: «сверху — выступающий от имени Совета орган, состоящий из социалистов-интеллигентов, оформленный в Исполнительный комитет, снизу — неуправляемый сельский сход» [6]. В течение первого месяца Петросовет осуществлял свою деятельность в рамках столицы, однако на проходившем на рубеже марта—апреля 1917 года Всероссийском совещании Советов в состав Исполкома Петроградского Совета было включено 16 представителей губернских Советов и фронтовых армейских частей, что расширило его полномочия на всю страну вплоть до созыва Первого Всероссийского съезда рабочих и солдатских депутатов. Первоначально у руководства Петросовета не было намерения создавать в лице Советов альтернативную структуру власти. Эсеры и меньшевики считали Советы всего лишь способом поддержать новое правительство снизу, временными общественными организациями с целью «добровольно передать власть буржуазии», поэтому в этой области они координировали свою деятельность с Временным правительством.
Так, постановив арестовать царскую семью, Исполком запросил Временное правительство, как оно отнесётся к этому аресту. Постепенно, однако, Советы становились противовесом Временному правительству.
Диархия dyarchy или diarchy — греч. Отношения между этими формами регламентируются законом и не являются конфликтными. Диархия — одна из старейших форм власти.
Она имела место в древней Спарте, Карфагене, Риме и многих других странах. Спарта управлялась двумя царями, обладавшими правом вето на решения друг друга. В определенный период истории власть в Римской Империи принадлежала двум консулам, избираемым ежегодно. Они также имели право вето на действия друг друга. Иногда власть при диархии разделялась таким образом, что один глава отвечал за духовные вопросы жизни страны, другой — за светские, в том числе и военные.
Отношения между ними колебались от сотрудничества до соперничества. Петроградский совет имел реальную силу, но, не обладая легитимностью, не претендовал на единовластие. Временное правительство, сознавая свой временный характер, не вело решительных преобразований. Источник: Отечественная история в терминах и понятиях. Сложилось в результате оглашения 1 14 марта 1917 г. Характеризовалось одновременным переплетением власти двух властных органов, выражавших интересы разных общественных слоев: буржуазии — Временное правительство, рабочих и крестьянства — Советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Исключительность и противоречивость ситуации заключалась в том, ч то оба властных органа отстаивали буржуазнодемократические идеалы, но Временное правительство для проведения своей политической линии нуждалось в поддержке Советов, а эсеро-меныпевистские Советы не признавали возможность полного взятия власти в отличие от большевиков, выдвинувших в лице В.
Ленина политический лозунг «Вся власть Советам! Политическая неустойчивость правительства, соглашательская линия «умеренных» социалистов и революционные настроения масс вызвали весной — летом 1917 г. Апрели кий, Июньский и Июльский кризисы. Последний закончился установлением единовластия Временного правительства, но на непродолжительное время, так как 25 октября 7 ноября вооруженное восстание в Петрограде реализовало политический лозунг большевиков. Используя быстроту переворота, недостаточную организованность и сознательность масс, лидеры крупной буржуазии и обуржуазившихся помещиков захватили гос.
Июньское наступление Поскольку принято решение о продолжении военных действий с Германией и непосредственными союзниками, боевые действия выходят на новый уровень. Русское многотысячное войско перешло к контр наступательным действиям. Изначально все складывалось успешно и российские войска определенно выигрывали. Однако уже к середине июня ситуация изменилась кардинальным образом. В результат психологического давления, авторитет власти окончательно подорван среди местного населения. Окончание двоевластия С июля 1917 года определение «двоевластия» перестало существовать в целом. Временное правительство принимает решение отправить на силовой разгон демонстрантов, численность которых превышает 400 тысяч. При этом было применено небывалую жестокость. По результатам завершенной операции общие потери среди демонстрантов составили до 100 человек убитыми и 800 ранеными. Правительство принимает решение объявить виновных в многочисленных страданиях страны большевиков, что повлекло гонение. Ленин вынужден уйти с поста правителя в подполье.
Двоевластие егэ факты
Двоевластие (Россия, 1917) — статья из Интернет-энциклопедии для Главная» Новости» Новые органы власти в марте 1917 двоевластие название органа власти партийный состав лидеры схема. что такое двоевластие в 1917. Сегодня мы узнали, что в ходе Февральской революции в России была свергнута монархия, а власть перешла к Временному правительству. Главная» Новости» Новые органы власти в марте 1917 двоевластие название органа власти партийный состав лидеры схема.
Двоевластие: что это значит?
Вопрос о сложении Временным исполкомом своих полномочий был обойден, и, таким образом, этот исполком стал постоянным. Председателем исполкома был избран Н. Чхеидзе, товарищами председателя - А. Керенский и меньшевик М. Кроме них, в состав исполкома вошли еще 12 человек, в том числе два большевика - П. Залуцкий и А. Позднее в исполком было дополнительно введено несколько 1 А. Сборник документов.
В Московском Совете меньшевики и эсеры также имели большинство: из 625 мест 375 принадлежало им, а около 250 - большевикам и их сторонникам4. Примерно такое же положение сложилось и в большинстве других Советов. Чем же это объяснялось? Революция привела в движение все слои общества. В России, этой в значительной мере еще мелкобуржуазной стране, к политике потянулись миллионы не искушенных в ней людей. И эта гигантская мелкобуржуазная волна, подчеркивал В. Ленин, "заразила, захватила очень широкие круги рабочих мелкобуржуазными взглядами на политику"5.
Все это в конечном счете и определило состав Советов, где в большинстве случаев перевес получили меньшевики и эсеры. Этому способствовало и то обстоятельство, что в годы империалистической войны изменился состав рабочего класса. Значительная часть кадровых рабочих, закаленных в революционной борьбе, была мобилизована в армию, а их место заняли недавние крестьяне, а также владельцы небольших торговых и промышленных предприятий, лавочники и домовладельцы. Во множестве влился в промышленность и городской полупролетариат: кустари, дворники, швейцары, лакеи. В результате понизилась сознательность и организованность пролетариата, что временно ослабило его. Следует отметить и то, что к началу Февральской революции виднейшие руководители большевистской партии томились в тюрьмах, ссылках или находились в эмиграции. Только за два с половиной года войны Петроградский комитет большевиков более 10 раз подвергался аресту и разгрому.
Последний раз значительная часть его руководителей была арестована в ночь на 26 февраля 1917 года6. Между тем многие деятели мелкобуржуазных партий, будучи на легальном положении, обретались тогда в столице. Даже те из них, кто был освобожден Февральской революцией из тюрем, не встали на сторону народа. Залежский, вспоминая поведение меньшевиков в те дни, писал: "Навстречу нам - Бройде и Гвоздев, лидеры рабочей группы военно-промышленного Комитета. Здесь что-то символическое: освобожденные восставшими рабочими, большевики и ликвидаторы с первых же шагов разошлись - одни пошли в рабочие кварталы к массе, другие - в Думу, которая уже на другой день сделала попытку призвать восставших к "спокойствию и порядку"7. Революция как бы разделила Таврический дворец: в левом его крыле функционировал Петроградский Совет, в правом активно действовали старые хозяева. Утром 27 февраля был созван совет старейшин Государственной думы, члены которого, выслушав указ царя, повелевавшего "занятия Государственной думы и Государственного совета прекратить 26 февраля сего года и назначить срок их возобновления не позднее апреля 1917 года в зависимости от чрезвычайных обстоятельств"8 , решили Думу распустить.
Депутатам же было предложено "остаться на своих местах" и собраться, если того потребует обстановка, как "частным гражданам" на неофициальное совещание, которое не заставило себя долго ждать: оно состоялось в тот же день. На нем был образован Временный комитет Думы "для поддержания порядка в Петрограде и для сношения с различными учреждениями и лицами". Из 13 членов этого комитета 10 представляли крупных землевладельцев например, М. Родзянко, В. Шульгин, С. Шидловский или капиталистов например, А. Коновалов, Н.
Одиннадцатым был профессор истории, кадет П. Они составляли главную силу Временного комитета Думы. Два последних члена комитета, эсер А. Керенский и меньшевик Н. Чхеидзе, серьезного влияния на политику Временного комитета не оказывали9. Временный комитет Думы не замедлил обратиться с воззваниями к населению Петрограда. В одном он призывал "щадить государственные и общественные учреждения" и не допускать посягательства "на имущество частных лиц"; в другом заявлял свои права на власть.
На последний акт Временный комитет Думы решился лишь после того, как все попытки спасти монархию оказались тщетными. Родзянко, избранный главой Временного комитета, 26 и 27 февраля бомбил Николая II телеграммами, призывая его немедленно принять меры, "ибо завтра будет уже поздно.
Послереволюционные отношения старой и новой элиты стали очень плохими. Царская аристократия оказалась куда сильнее, чем предполагали революционеры, и не сдалась под их натиском без боя. Буржуазно настроенные люди, как правило, имели большой военный и политический опыт, поэтому не испугались даже появления некоторых элементов самоуправления красных. Но подобная ситуация не могла продолжаться бесконечно. Установление двоевластия в России в 1917 г. Отношения между большевиками и приспешниками царя складывались самым худшим образом. Система двоевластия окончательно сформировалась после того, как с самого начала 1917 года по всей стране начали формироваться советы, состоящие из рабочих и солдатских депутатов.
В марте из было уже около 600. Они пытались перетянуть на себя все функции власти, создавали свою народную милицию, регулировали продолжительность рабочего дня на предприятиях, руководили вопросами снабжения продовольствием и т. Февральская революция и свержение монархии В России того времени существовала прочная монархическая система, которой руководил Николай II. С учетом новых вызовов, массовых митингов и забастовок по всей стране, в частности в Петрограде, серьезного давления либеральной прессы и общественности, а также малой информированности царя о реальном положении дел, ситуация стремительно ухудшалась. Армия получила распоряжение силой разгонять народ, что еще больше разозлило мятежные элементы. Проблема значительно усугубилась, когда из 200000 состава Петроградского гарнизона 70000 служащих перешли на сторону протестующих. И ни одна схема или таблица, которую вы сможете найти в Сети с этими цифрами, не передаст реальное состояние дел того времени. Царский режим решил пойти на уступки: Николай II отрекся от престола, передавая право на царство своему брату, князю Михаилу Александровичу.
В чем особенности и суть периода Исключить недопонимания происходящего целесообразно с помощью рассмотрения каждого временного отрезка по отдельности. В результате можно избежать исторических неточностей. Свержение монархии На территории России существовала прочно осевшая монархическая система, которой управлял Николай 2. Учитывая новые вызовы, массовые митинги, а также забастовки по всей территории страны, включая Петроград, ситуация стремительно ухудшается. В феврале принято решение организовать всеобщую забастовку, в которой участвовало свыше 250 тысяч человек. Многотысячная армия получила приказ о силовом разгоне местного населения, однако это только усугубило ситуацию. Временное правительство и советы По причине того, что Николай 2 отошел от дел, белогвардейцы принимают решение самостоятельно начать спасать сложившуюся в стране ситуацию. Под предводительством князя Львова принимается решение создать Временное правительство. Определение главных задач припало на начало марта. Основные вопросы: попытка расширить гражданские права общества; принятия решение об отмене цензуры в печати, сословий и многочисленных ограничений по национальному признаку; принятие решения об отмене смертной казни, каторги и ссылок, включая многочисленные иные действия. В истории принято, что в случае, когда одна стороны падает под давлением противоположной, никакие уступки значимости не имеют — победители, которыми стали большевики, принимают решение идти до конца.
Но тот на следующий день после отречения брата побоялся вступать в должность, либо же также участвовал в сговоре. В итоге монархия оказалась обезглавленной. Началось стремительное формирование органов советов по всей стране. Временное правительство и возникновение советов Так как Николай II отошел от дел, белогвардейцы решили спасать страну самостоятельно. Под руководством князя Г. Львова было сформировано Временное правительство. Определение цели деятельности органа происходило в начале марта, сюда включались такие задачи, как: расширение гражданских прав общества; отмена цензуры в печати, отмена сословий и ограничений по национальному и религиозному признаку; отмена смертной казни, каторги и ссылок, а также многие другие вещи. Но в истории так заведено, что когда одна сторона поддается под натиском другой, то никакие уступки не играют роли — победители, которыми уже себя чувствовали большевики, идут до конца. Поэтому на этом ситуация себя не исчерпала. Образование коалиционного правительства Представители Временного правительства имели проблему не только внутри страны — продолжалась Первая мировая война, где Российская Империя сражалась с Германией и ее союзниками. Военный министр А. Гучков и министр иностранных дел Временного правительства П. Милюков выступали за продолжение войны с Германией, но это вызвало со стороны поклонников советов еще большие возмущения и новые манифестации антивоенного характера. Милюков и Гучков были вынуждены покинуть свои посты под давлением, но на их места пришли еще более жесткие люди, к примеру А. Керенский, решившие сформировать новую коалицию, в которую входили не только министры-капиталисты, но и социалисты. Все это еще больше подорвало доверие народа к властям. Июньское наступление и его последствия Так как был взят курс на продолжение войны с Германией и ее союзниками, то боевые действия только усилились, и русская армия пошла наступлением на врага. Сначала все было удачно и война шла в пользу России, но потом, в 20-х числах июня, наступление захлебнулось, и Германия пошла в атаку. Большие потери русских и общий психологический фон войны настроили население окончательно против власти в стране.
Двоевластие в России в 1917 году
Двоевластие в России в 1917 году сложилось в результате Февральской революции и просуществовало с марта до июля 1917 года. В стране существовало два центра власти — Временное Правительство и новые органы, которые назывались Советы. Появление двоевластия Решение о роспуске Государственной Думы Николай II принял 11 марта 1917 года, накануне отречения. Период складывания двоевластия начинается с 12 марта 1917 года, когда произошло восстание солдат гарнизона в Петрограде. Солдаты взяли под охрану Таврический дворец, а в нем заседала Государственная Дума. Лидеры думских партий не подчинились указу императора. Они создали ее Временный комитет.
В ночь на 13 марта он принял на себя полномочия для поддержания порядка в стране. Двоевластие в России 1917. Они вместе с меньшевиками и социалистами создали Временный исполнительный комитет Совета рабочих депутатов.
Революция привела в движение все слои общества. В России, этой в значительной мере еще мелкобуржуазной стране, к политике потянулись миллионы не искушенных в ней людей.
И эта гигантская мелкобуржуазная волна, подчеркивал В. Ленин, "заразила, захватила очень широкие круги рабочих мелкобуржуазными взглядами на политику"5. Все это в конечном счете и определило состав Советов, где в большинстве случаев перевес получили меньшевики и эсеры. Этому способствовало и то обстоятельство, что в годы империалистической войны изменился состав рабочего класса. Значительная часть кадровых рабочих, закаленных в революционной борьбе, была мобилизована в армию, а их место заняли недавние крестьяне, а также владельцы небольших торговых и промышленных предприятий, лавочники и домовладельцы.
Во множестве влился в промышленность и городской полупролетариат: кустари, дворники, швейцары, лакеи. В результате понизилась сознательность и организованность пролетариата, что временно ослабило его. Следует отметить и то, что к началу Февральской революции виднейшие руководители большевистской партии томились в тюрьмах, ссылках или находились в эмиграции. Только за два с половиной года войны Петроградский комитет большевиков более 10 раз подвергался аресту и разгрому. Последний раз значительная часть его руководителей была арестована в ночь на 26 февраля 1917 года6.
Между тем многие деятели мелкобуржуазных партий, будучи на легальном положении, обретались тогда в столице. Даже те из них, кто был освобожден Февральской революцией из тюрем, не встали на сторону народа. Залежский, вспоминая поведение меньшевиков в те дни, писал: "Навстречу нам - Бройде и Гвоздев, лидеры рабочей группы военно-промышленного Комитета. Здесь что-то символическое: освобожденные восставшими рабочими, большевики и ликвидаторы с первых же шагов разошлись - одни пошли в рабочие кварталы к массе, другие - в Думу, которая уже на другой день сделала попытку призвать восставших к "спокойствию и порядку"7. Революция как бы разделила Таврический дворец: в левом его крыле функционировал Петроградский Совет, в правом активно действовали старые хозяева.
Утром 27 февраля был созван совет старейшин Государственной думы, члены которого, выслушав указ царя, повелевавшего "занятия Государственной думы и Государственного совета прекратить 26 февраля сего года и назначить срок их возобновления не позднее апреля 1917 года в зависимости от чрезвычайных обстоятельств"8 , решили Думу распустить. Депутатам же было предложено "остаться на своих местах" и собраться, если того потребует обстановка, как "частным гражданам" на неофициальное совещание, которое не заставило себя долго ждать: оно состоялось в тот же день. На нем был образован Временный комитет Думы "для поддержания порядка в Петрограде и для сношения с различными учреждениями и лицами". Из 13 членов этого комитета 10 представляли крупных землевладельцев например, М. Родзянко, В.
Шульгин, С. Шидловский или капиталистов например, А. Коновалов, Н. Одиннадцатым был профессор истории, кадет П. Они составляли главную силу Временного комитета Думы.
Два последних члена комитета, эсер А. Керенский и меньшевик Н. Чхеидзе, серьезного влияния на политику Временного комитета не оказывали9. Временный комитет Думы не замедлил обратиться с воззваниями к населению Петрограда. В одном он призывал "щадить государственные и общественные учреждения" и не допускать посягательства "на имущество частных лиц"; в другом заявлял свои права на власть.
На последний акт Временный комитет Думы решился лишь после того, как все попытки спасти монархию оказались тщетными. Родзянко, избранный главой Временного комитета, 26 и 27 февраля бомбил Николая II телеграммами, призывая его немедленно принять меры, "ибо завтра будет уже поздно. Настал последний час, когда решается судьба родины и династии". Однако Николай II не мог оказать никакого воздействия на ход событий в стране. Тогда Родзянко и его сторонники установили связь с великим князем Михаилом Александровичем, которого буржуазно-помещичьи круги, мечтавшие о конституционной монархии, прочили в регенты 4 "Октябрь 1917 года в Москве и Московской губернии".
Очерк истории Великой Октябрьской социалистической революции. Первый легальный Пе-Ка. Банкротство буржуазных и мелкобуржуазных партий России в период подготовки и победы Великой Октябрьской социалистической революции. Великому князю, вспоминал Родзянко, было 27 февраля подробно доложено о положении дел в столице и подсказано, что еще "возможно спасти монархию". Последующие попытки думцев спасти монархию потерпели крах, натолкнувшись на сопротивление народных масс.
Ни о каких изменениях государственного строя либо о серьезных социально- экономических преобразованиях Временный комитет не помышлял. Он направил все свои усилия на то, чтобы сплотить вокруг себя буржуазные организации и представителей командного состава армии и флота. Основной задачей комитета было прекращение революционных выступлений народных масс.
Вся власть в стране перешла к Временному правительству, установившему контрреволюционную диктатуру. Эсеро-меньшевистские Советы утратили своё значение органов революционно-демократической диктатуры.
Петроградский совет стал безвластным придатком буржуазного правительства. Переход власти к трудящимся стал возможен лишь путём вооруженного восстания, которое произошло 24—25 октября 6—7 ноября 1917 см. Великая Октябрьская социалистическая революция. Политическое положение, там же, т.
И ни одна схема или таблица, которую вы сможете найти в Сети с этими цифрами, не передаст реальное состояние дел того времени. Царский режим решил пойти на уступки: Николай II отрекся от престола, передавая право на царство своему брату, князю Михаилу Александровичу.
Но тот на следующий день после отречения брата побоялся вступать в должность, либо же также участвовал в сговоре. В итоге монархия оказалась обезглавленной. Началось стремительное формирование органов советов по всей стране. Временное правительство и возникновение советов Так как Николай II отошел от дел, белогвардейцы решили спасать страну самостоятельно. Под руководством князя Г. Львова было сформировано Временное правительство.
Определение цели деятельности органа происходило в начале марта, сюда включались такие задачи, как: расширение гражданских прав общества; отмена цензуры в печати, отмена сословий и ограничений по национальному и религиозному признаку; отмена смертной казни, каторги и ссылок, а также многие другие вещи. Но в истории так заведено, что когда одна сторона поддается под натиском другой, то никакие уступки не играют роли — победители, которыми уже себя чувствовали большевики, идут до конца. Поэтому на этом ситуация себя не исчерпала. Образование коалиционного правительства Представители Временного правительства имели проблему не только внутри страны — продолжалась Первая мировая война, где Российская Империя сражалась с Германией и ее союзниками. Военный министр А. Гучков и министр иностранных дел Временного правительства П.
Милюков выступали за продолжение войны с Германией, но это вызвало со стороны поклонников советов еще большие возмущения и новые манифестации антивоенного характера. Милюков и Гучков были вынуждены покинуть свои посты под давлением, но на их места пришли еще более жесткие люди, к примеру А. Керенский, решившие сформировать новую коалицию, в которую входили не только министры-капиталисты, но и социалисты. Все это еще больше подорвало доверие народа к властям. Июньское наступление и его последствия Так как был взят курс на продолжение войны с Германией и ее союзниками, то боевые действия только усилились, и русская армия пошла наступлением на врага.
Двоевластие – это равный статус у двух ветвей власти
Сегодня я встретил статью, в которой довольно полно развёрнута картина этого двоевластия, и автор забыл только сказать, что противopeчия между "партией вo*йны" (т.е. патриотов России, сторонников её суверенитета) и "партией мира" (т.е. компрадоров) носят не временный. Но главная причина двоевластия – различие в политической ориентации двух ветвей власти. Одной из причин возникновения двоевластия является политический кризис, который подрывает легитимность существующей власти. После ликвидации монархии в России сложилась система двоевластия, то есть в стране одновременно существовали две противостоящие друг другу организации власти.
С двоевластием знакомы многие страны
- какие власти представляли двоевластие
- Лекция Андрея Зубова — «Двоевластие. Март-Июль 1917 года» - YouTube
- Двоевластие это
- Смысл понятия «двоевластие»
- Что такое двоевластие и его основные причины
- Что такое двоевластие
Должен остаться только один. Госдума предложила устранить двоевластие в муниципалитетах
Сложилось положение, когда в стране одновременно функционировали два правительства. Эти альтернативные системы было невозможно соединить, поскольку в них были представлены интересы противоположных слоев общества. Приоритетное положении приобрела система, возглавленная Временным правительством, потому что в его руках были опытные кадры, знавшие теорию и практику государственного управления, были знания, связи, поддержка отечественного капитала и зарубежных политических сил, были средства. Однако преобладающее влияние в советах, — причем как в Петроградском, так и во большинстве провинциальных, — имели представители эсеров и меньшевиков, которые были ориентированы не на победу социализма, так как считали, что в отсталой России пока для этого нет условий, а на развитие буржуазно-демократических завоеваний революции. Они полагали, что такую задачу в переходный период сможет выполнить буржуазное Временное правительство, которому в условиях проведения демократических преобразований необходимо обеспечить поддержку, а при необходимости оказать на него давление. Реальная власть фактически и в период двоевластия была в руках советов, так как Временное правительство не могло управлять без их поддержки и проводить декреты без их санкции. Советы рабочих и солдатских депутатов действовали сообща и проводили заседания в Таврическом дворце, превратившемся в центр политической жизни России.
Днём этого же дня царю поступили телеграммы почти от всех командующих фронтами с просьбой об отречении от престола как о единственно возможном выходе из создавшегося положения. В это время Петросовет одобрил соглашение, достигнутое с Временным комитетом Государственной думы, и принял решение создать наблюдательный комитет для надзора за деятельностью нового правительства. К вечеру Временным комитетом Государственной думы был объявлен состав Совета министров Временного правительства с 10 23 марта 1917 просто Временное правительство. От Петросовета в состав Временного правительства вошёл Керенский , занявший пост министра юстиции Н. Чхеидзе , выполняя решение Исполнительного комитета, от предложенного ему поста министра труда отказался. Возглавил правительство председатель объединённого комитета Земского союза и Союза городов князь Г. Ближе к ночи к царю прибыли представители Временного комитета Государственной думы А. Гучков и В. Шульгин , которым Николай II передал манифест об отречении от престола в пользу своего брата Михаила. Вместе с манифестом царь подписал «задним числом» указ о назначении князя Львова председателем Совета министров. Кроме этого, в «Известиях» была опубликована согласованная программа Временного правительства. В этот же день после беседы с представителями Временного комитета Государственной думы и приватной беседы с М. Манифест об отречении содержал просьбу ко всем гражданам России подчиниться Временному правительству вплоть до принятия решения Учредительным собранием о дальнейшей форме правления. В этот же день Временное правительство упразднило Департамент полиции, распустив Охранное отделение и жандармские корпуса. На будущее отменялся принцип выборности офицеров начальников , при этом все произведённые уже выборы офицеров оставались в силе и солдатские комитеты получали право возражать против назначения начальников. Первые итоги[ править править вики-текст ] Таким образом, Россия осталась без монарха. При этом вопрос о форме правления в государстве разрешён не был. От всякого участия в законодательном процессе была отстранена Государственная дума, хотя официально она была распущена только 6 19 октября 1917. Образованный во время Февральской революции Временный комитет Думы, напротив, и далее участвовал в принятии важных политических решений. Его деятельность осуществлялась путём проведения так называемых частных совещаний членов Государственной думы, численность которых не превышала 60 человек. Однако основными центрами власти в столице стали Временное правительство и Петроградский Совет. В юридической литературе того времени остановились на следующей конструкции, характеризующей существовавшую власть: государством управляет Временное правительство, назначенное Государственной думой по соглашению с Петроградским Советом рабочих и солдатских депутатов, представляющим рабочий трудовой народ; правительство это управляет до Учредительного собрания, которое и установит основные законы государства. Такая формулировка была вызвана насущной потребностью каким-то образом определить легальность Временного правительства, чтобы обосновать его полновластие. В современной исторической и правовой литературе придерживаются более сдержанных оценок, характеризуя, в основном, сложившуюся тогда политическую ситуацию как двоевластие. Взаимодействие властных центров[ править править вики-текст ] Итак, после Февральской революции официальная власть в стране иногда именуемая номинальной стала принадлежать Временному правительству, которое было признано другими государствами и представляло Россию во внешних сношениях. Следует отметить, что у Временного правительства не было точного представления о своих функциях. Первоначальное представление о том, что главная его роль заключается в передаче утраченной императором власти новым законным властям, которых определит Учредительное собрание, не выдержала проверки временем.
Реальная власть фактически и в период двоевластия была в руках советов, так как Временное правительство не могло управлять без их поддержки и проводить декреты без их санкции. Советы рабочих и солдатских депутатов действовали сообща и проводили заседания в Таврическом дворце, превратившемся в центр политической жизни России. Затем последовали три кризиса Временного правительства: 18 апреля 1917 года после ноты Милюкова о намерении Временного правительства вести войну до победного конца вспыхнуло восстание с лозунгом «долой Временное правительство! Ленин сказал, что большевики уже сейчас готовы взять власть, а его «партия — ум, честь и совесть эпохи»; после провала наступления армии 4 июля началось выступление рабочих. Окончательная ликвидация двоевластия ЦК партии большевиков в период двоевластия в начале октября 1917 года принял резолюцию об осуществлении вооруженного восстания. В ночь на 26 октября Зимний дворец был взят, а Временное правительство арестовано.
Николай II, отрекшийся в пользу брата. Легисты из этого лабиринта «юридических тонкостей» вышли или думали выйти , выработав эластичную формулу, гласившую, что «Михаил отказывается от принятая верховной власти». К этому, по мнению Набокова, собственно и должно было свестись «юридически ценное содержание акта». Но «по условиям момента казалось необходимым... Правит, и преемственную связь его с Гос. Думой» 442. В первой декларации Врем. Очевидно, при составлении этой декларации было еще неясно, какия очертания примет временный государственный строй 443. Акт, подписанный В. Михаилом, таким образом, являлся «единственным актом, определявшим объем власти революционнаго временнаго правительства и устанавливавшим за ним «в полном объеме и законодательную власть». Трудна была задача, которая в дни революции юридически разрешалась на Миллионной. Юридическое сознание Маклакова и через 10 лет не могло примириться со «странным и преступным» манифестом 3-го марта, котораго Вел. Князь не имел права подписывать даже в том случае, если бы он был монархом, ибо манифест вопреки существующей конституции, без согласия Думы, объявлял трон вакантным до созыва Учред. Собрания, устанавливал систему выборов этого Учред. Отвлеченная мысль, парящая в теоретических высотах юридической конструкции и далекая от жизненной конкретной обстановки, приобретает у Маклакова кажущияся реальныя очертания только потому, что он уже в качестве историка-теоретика, как мы видели, в сущности отрицал наличность происшедшей в стране в февральские дни революции. Новое правительство, — по его мнению — имело все шансы личный престиж, административный аппарат, армию, авторитет преемственности от старой власти , опираясь на поддержку массы, не сочувствующей безпорядкам, одержать верх в конфликте с возстанием. Большинство населения — «спокойное и мирное», перестало, что-либо понимать, когда увидало, что представители Думы, которым оно доверяло, идут рука в руку с революционерами. Неужели такая картина хоть сколько-нибудь отвечает тому, что происходило в действительности» В феврале-марте произошло нечто социально гораздо более сложное, чем бунт, — это социально более сложное мы и называем «революцией». Всякая юридическая формула не будет мертворожденной доктриной в том лишь случае, если она соответствует реальным условиям момента и осознана людьми, выражающими психологию этого момента. Милюков в своем историческом повествовании должен был признать, что в «сознании современников этого перваго момента новая власть, созданная революцией, вела свое преемство не от актов 2 и 3 марта, а от событий 27 февраля. В этом была ея сила, чувстовавшаяся тогда — и ея слабость, обнаружившаяся впоследствии». По мнению историка, все последующия «ошибки революции» неизбежно вытекали «должны были развиться» — говорит Милюков из положения «дефективности в самом источнике, созданном актом 3 марта 445 , когда представители «Думы третьяго июня» в сущности решили вопрос о монархии. Нельзя отрицать величайших затруднений, которыя возникли и тяжело отзывались на ходе революции, но причины их лежали не в отсутствии монархии в переходное время, а в том, что ни идеологи «цензовой общественности», ни, формально представленное ими временное правительство не сумели занять определенной позиции. Здесь, действительно сказалась «дефективность» происхождения революционной власти. Она родилась из революции — сказал Милюков на митинге 2-го марта в Екатерининском зале Таврическаго дворца. Безспорно это так, но вышла она из горнила революции в формах, несоответственных с самого зарождения своего этой революции, что и делало ее «внутренне неустойчивой». Как разсказывают, самоарестовавшийся в первые дни в министерстве пут. Кривошеин, узнав о составе Временнаго Правительства, воскликнул: «Это правительство имеет один... Оно слишком правое... Месяца два тому назад оно удовлетворило бы всех. Оно спасло бы положение. Теперь же оно слишком умеренно. Это его слабость. А сейчас нужна сила... И этим, господа, вы губите не только ваше детище — революцию, но и наше общее отечество Россию» Ломоносов. Участие представителя советских кругов, Керенскаго, в правительстве в качестве «единственнаго представителя демократии» и как бы контроля власти в смысле ея демократичности 446 , давая некоторую иллюзию классоваго сотрудничества и авторитет революционности, вместе с тем еще резче подчеркивало несоответствие, которое отмечал испытанный деятель стараго режима, представитель либеральнаго направления в бюрократии. Только недоразумением можно объяснить утверждение Маклакова, что революция привела к власти «умеренных». В жизни фактически было совсем другое. Такое несоответствие неизбежно должно было порождать острый конфликт между реальной действительностью и идеологической фикцией. Никак нельзя сказать, что правительство попыталось отчетливо провести в жизнь формулу, выработанную государствоведами 3-го марта и предоставлявшую ему «всю полноту власти». Очевидно, эта формула была не ясна в первые дни и самим политическим руководителям. Получилось довольно путанное положение, совершенно затемнявшее ясную, как будто бы, формулу. Юридическая концепция преемственности власти от старых источников мало подходила к революционной психологии, с которой с каждым днем приходилось все больше и больше считаться. Наследие от «стараго режима» отнюдь не могло придать моральной силы и авторитета новому правительству. И мы видим, как об этой преемственности внешне стараются забыть. Яркую иллюстрацию дает история текста перваго воззвания Правительства к стране, которое в дополнение к декларации, сопровождавшей создание власти, должно было разъяснить народу смысл происшедших исторических событий. Поручение составить проект было дано Некрасову, который пригласил к выполнению его «государствоведов» Набокова и Лазаревскаго. Проект был выработан при участии еще члена Думы Добровольскаго, доложен 5 марта Правительству, встретил «некоторыя частныя возражения», как потом узнал Набоков, и передан был для «переделки» Кокошкину. Последний представил текст, «заново» переделанный Винавером, и в таком виде воззвание было санкционировано Правительством и опубликовано 6 марта. Так как воззвание печаталось опять в типографии мин. Мы имеем возможность таким образом сравнить два текста. Напечатанное нельзя назвать «целиком написанным» Винавером — это лишь переделка набоковскаго текста. Воззвание вышло компактнее и более ярким: «Совершилось великое! Могучим порывом русскаго народа низвергнут старый порядок. Родилась новая свободная Россия... Единодушный революционный порыв народа и решимость Гос. Думы создали Временное Правительство, которое и считает своим священным и ответственным долгом осуществить чаяния народныя и вывести страну на светлый путь свободнаго гражданскаго устроения... Учредительное Собрате издаст... Что же было устранено? Нельзя не усмотреть здесь устранения, сделаннаго сознательно в определенных политических видах. Это так ясно уже из того, что тогдашний политический вождь «цензовой общественности», в корне изменивший в эмиграции свои политические взгляды и в силу этого давший в позднейшей своей книге «Россия на переломе» иную концепцию революции, мог написать через 10 лет, наперекор тексту, помещенному в «Истории»: «Уходившая в историю власть в лице отказавшагося в. Совершенно естественно, что в Петербурге скрывали о назначении кн. Львова указом отрекшагося Царя, которое было сделано по инициативе думских уполномоченных согласно предварительному плану. Шульгин вспоминает, что, когда он «при удобном случае попробовал об этом напомнить на Миллионной вернее всего на вечернем заседании в Таврическом дворце , ему сказали, что надо «тщательно скрывать», чтобы не подорвать положения премьера... Но указ был опубликован на фронте 4-го. О нем, конечно, узнали в Петербурге, как и о назначении в. Львова из министра революции в министра, назначеннаго царем, хотя и бывшим»... Правительства, чтобы оно прямо и недвусмысленно заявило, что, признает указ Николая II о назначении кн. Львова недействительным. Если правительство откажется выполнить ото требование, оно тем самым признается в своих монархических симпатиях и обнаружит, что недостойно звания Временнаго Правительства возставшаго народа. Революция не нуждается в одобрении бывшаго монарха». Преемственная связь правительства с конституцией низвергнутаго революцией полнтическаго строя, выраженная по замыслу легистов в формуле «по почину Гос. Думы возникшему», была сама по себе весьма относительна. Во имя логики юридическая мысль делала некоторый подлог, который совершала и политическая мысль во имя тактики. Еще 1 марта в воззвании Трудовой группы массы призывались «итти па штурм последней твердыни власти, самоотверженно подчиняясь временному правительству, организованному Гос. Под временным правительством здесь подразумевался Временный Комитет Гос. Но при чем в сущности была Гос. Дума, как таковая? Временный Комитет был избран частным совещанием членов Думы и сделался «фактором революции». Далее произошло соглашение Временнаго Комитета с Исп. По этому соглашению Временный Комитет назначил министров — в сущности с молчаливаго одобрения Исп. Тут и происходит подлог, когда Врем. Комитет заменяется термином даже не частнаго совещания Думы, которое больше не собиралось в дни переворота, а старым законодательным учреждением, именовавшимся «Государственной Думой». Сурогат учреждения становится синонимом самого учреждения. И такое словоупотребление делается общим местом — и в официальных актах начиная с перваго «манифеста» Временнаго Правительства , и в официальных воззваниях, и в агитационной литературе. До манифеста 3-яго марта московская печать петербургская не выходила рисует организацию власти приблизительно так, как охарактеризовал положение Родзянко в разговоре с Рузским: « Верховная власть временно перешла к народному представительству в виде Государственной Думы» — писало «Утро России». Эта «третьеиюньская Дума», пройдя через закаляющее горнило испытаний военных лет с их мрачными переживаниями и ужаснувшими всех разоблачениями... Сейчас эта Дума с честью выполнила свой долг перед народом, с патриотической решительностью вырывая верховную власть из недостойных рук, и стала естественно организующим центром, вокруг котораго сплачивается отныне новая, свободная Россия... И, как организующий страну центр, мы признаем Гос. Думу, мы приветствуем ее, мы ей повинуемся». И только «Рус. Московская печать была всецело во власти зарождавшейся легенды о том, что Гос. Дума «революционно воспротивилась роспуску». В связи с организацией новой исполнительной власти уже не Думскаго Комитета, а Временнаго Правительства воззвание партии народной свободы от 3 марта обращалось к гражданам: «Дайте созданному Гос. Думой правительству сделать великое дело освобождения России». В письме 3 марта к новому премьеру, в. Собрания», писал: «Я ни одной минуты не сомневаюсь, что Временное Правительство, сильное авторитетом Гос. Думы и общественным доверием, объединит вокруг себя всех патриотически мыслящих русских людей». После акта отречения Мих. Думе, представляющей из себя «весь русский народ» к назначившей временное правительство до тех пор, пока «народ русский, благословляемый Богом, скажет на Всенародном Учред. Собрании, какой строй государственнаго правления он считает наилучшим для России». В «Вестнике Врем. В специальном воззвании Родзянко к «офицерам, матросам и рабочим» судостроительных заводов в Николаеве, подписанном в виде исключения «председателем Врем. Комитета», подчеркивалось, что новое правительство избрано «из членов Госуд. Думы, известных своей преданностью народной свободе» 449. Эта терминология перешла и в позднейшия изыскания: Маклаков, напр. Львова, избраннаго Думой; Милюков в «Истории» и равно Керенский в своих историко-мемуарных повествованиях очень часто употребляют термин «Государственная Дума» вместо «Временнаго Комитета». Отмеченная тенденция не может быть случайной — слишком определенно проходит она в первые дни после стабилизации положения. Она имеет целью несколько затушевать в общественном сознании активную роль, которую пришлось играть петроградскому Совету в организации временной государственной власти. Надо думать, что Цент. Думы, солдатскими демонстрациями в пользу которой началась революция 27 февраля. Это не была «каррикатура на революцию», как утверждают левые мемуаристы, но это была стилизация революции сделанная в мягких тонах под вкус руководителей тогдашней «цензовой общественности» 450. Думы и революционных порывах народа. Безспорно авторитет Гос. Думы чрезвычайно вырос в сознании масс в первое время революции. Дума, по признанию Керенскаго, явилась как-бы «символом народа и государства в первые мартовские дни»... Правительство не отделялось от Думы — свидетельствовал впоследствии отчет уполномоченной Врем. Комитетом Комиссии, которая была послана на фронт и в провинцию. Их престиж «везде» стоял «очень высоко» — даже такие большевицкие деятели, как Крыленко, признавали, что на фронте нельзя было «резко» ставить вопрос о том, что правительство не может защищать интересы народа. Но обыватель не слишком разбирался в терминологии, и поэтому не приходится обманываться — это был авторитет не стараго законодательнаго учреждения, символизировавшаго народное представительство, о котором говорила радио-телеграмма за границу, а учреждения, явившагося истоком Временнаго Комитета, на котором почила благодать революции 451... Сама по себе Государственная Дума, исчезнувшая в часы переворота brusquement — по выражению Керенскаго , была уже фикцией, которую едва ли возможно было воплотить в конкретном образе. Родзянко говорит, что он настаивал на том, что акты отречения Николая II и Михаила должны «состояться в публичном заседании Гос. Дума таким образом «явилась бы носительницей Верховной власти и органом, перед которым Временное Правительство было бы ответственным... Но этому проекту решительно воспротивились»... Надо было признать, что действовавшая до переворота конституция осталась в силе и после манифеста 3 марта, по «юристы кадетской партии резко возражали, считая невозможным подвести под такое толкование юридический фундамент». Идею созыва Думы разделял и Гучков. Он считал, что Временное Правительство оказалось висящим в воздухе. Наверху — пустота, внизу — бездна. Единственным выходом из положения какого-то «захватчика власти — самозванца» мог явиться созыв законодательных учреждений, имевших, как никак, «санкцию народнаго избрания». Гучков допускал некоторую перелицовку в их составе, примерно в духе той, которая производилась тогда в земских и городских самоуправлениях. Правительству — разсказывает Гучков в воспоминаниях — я несколько раз поднимал вопрос о созыве Думы, но не нашел среди них ни одного сочувствующаго этой идее... Шингарев, объясняя свое отрицательное отношение к моему предложению возстановить права Гос. Думы, сказал мне: «Вы предлагаете созвать Думу, потому что недостаточно знаете ея состав. Если бы надо было отслужить молебен или панихиду, то для этого ее можно было бы созвать, но на законодательную работу она не способна». Разговор с Шингаревым, передаваемый Гучковым, подтверждает указание на то, что юридическая концепция, установленная толкованием акта 3-го марта со стороны государствоведов, не была ясна и лидерам партий. Ими руководила политическая целесообразность, т. Родзянко считал, что отрицательное отношение к идее созыва Гос. Думы вытекало из стремлений деятелей кадетской партии, желавших «пользоваться во всей полноте своей властью». Такое же приблизительно толкование дает и Гучков, не нашедший сочувствия своей идее и вне Временнаго Правительства: «даже среди членов Комитета Гос. Думы я нашел только двух членов, готовых поддержать мою идею» 452. Политическая логика была на их стороне. Думы возник в первом же заседании Правительства 4 марта, когда кн. Львов предложил «точно определить объем власти, которым должно пользоваться Вр. Из сохранившагося наброска протокола этого заседания видно, что министрами было высказано мнение, что «вся полнота власти должна считаться переданной не Государственой Думе, а Временному Правительству». Отсюда возникал вопрос о «дальнейшем существовании Комитета Гос. Думы и казалась сомнительной возможность возстановления занятий Гос. Думы 453. Временный Комитет, выполнивший легшия на него функции, формально подлежал ликвидации. В «Рус. Думы 5-го также склонялись к тому, что «Члены Думы не должны настаивать на сохранении Временнаго Комитета». Между тем устранение этой фикции отнюдь не было в интересах «цензовой общественности», ибо устранение Временнаго Комитета означало и устранение авторитета не существовавшаго уже государственно-правового учреждения — «Думы». Популярность слов «Государственная Дума» в первыя недели революции являлась столь сильным притягивающим магнитом, что почти естественно представитель Временнаго Правительства и в то же время «советский» деятель, прибыв в Ставку, приветствовал Алексеева именно от Государственной Думы: «Позвольте мне — сказал Керенский — в знак братскаго приветствия армии поцеловать вас, как верховнаго ея представителя и передать родной армии привет от Государственной Думы». Член Думы Янушкевич в своем отчете Временному Комитету о поездке на Северный фронт в первых числах марта разсказывал, какой по истине «царский прием» был ему оказан: повсюду толпы народа встречали его с музыкой, «носили на руках», перед ним «склонялись знамена». И очень скоро те же члены частнаго совещания Гос. Думы выносят постановление 14 марта о том, что до созыва Учред. Собрания Государственная Дума является «выразительницей мнения страны». Не совсем прав Родзянко в своем утверждении, что Правительство не пошло рука об руку с народным представительством — об этом бывший председатель IV Думы говорил в московском государственном совещании, называя «третьеиюньскую» Думу «всенародным представительством» 454. На практике Правительство всемерно покровительствовало Временному Комитету — его агитационной деятельности па фронте и в провинции. Для этой агитации были предоставлены все возможности 455. И надо признать, что, если «ломка» стараго строя все же прошла благополучно, если «взбаламученное море» народных страстей к концу третьяго месяца революции не затопило страну, то в этом не малая заслуга принадлежит созданному 10 марта «отделу сношений Временнаго Комитета с провинцией». Как свидетельствует его отчет, члены Думы разных партий, объезжая провинции в сопровождении делегатов Совета, несли вглубь России идею единства политическаго фронта — все они тогда были охвачены революционным пылом неофитов и никаких реакционных заданий себе не ставили... Через посредство Временнаго Комитета из членов Думы назначались особые уполномоченные — комиссары правительства. Бытовое значение Временнаго Комитета лежало в иной плоскости, нежели его государственно-правовое положение. В первое время это разграничение не только не было проведено отчетливо, но скорее затемнено — быть может, из нежелания разрубать гордиев узел, который представляла собой проблема формальнаго упразднения Государственной Думы. Состояние балансирования приводило к вредной сумятице в умах.