Поминовение умершего в этот день совершается в честь девяти чинов ангельских, которые, как слуги Царя Небесного, ходатайствуют о помиловании преставившегося. РИА Новости, 09.03.2024.
Правила проведения поминок: обычаи и традиции поминовения усопших
13 апреля – родительская суббота. 5 советов: как помянуть усопших | – Мы можем их поминать в келейной молитве. Их литургическое поминовение невозможно уже потому, что оно связано с погружением частиц в Животворящую Кровь Христову. |
Родительские субботы в 2023 году: дни поминовения, традиции, что можно и нельзя делать | Церковь поминает усопших на каждой литургии; особые заупокойные молитвы читаются по субботам; кроме того, установлено восемь дней для усиленной молитвы об умерших. |
Дни поминовения усопших | 40 дней поминки – возможность вспомнить умершего, выпить за упокой его души рюмашку, поставить свечу в церкви, собраться с родственниками. |
40 дней поминки, 9 дней и другие поминальные даты
На это время душа забывает скорбь, которую чувствовала, находясь в теле и после выхода из него. Но если она виновна в грехах, то при виде наслаждения святых она начинает скорбеть и укорять себя: «Увы мне! Сколько я осуетилась в этом мире! Я провела большую часть жизни в беспечности и не послужила Богу, как должно, дабы и мне удостоиться сей благодати и славы. Увы мне, бедной! Со страхом и трепетом предстоит душа пред престолом Всевышнего.
Но и в это время святая Церковь опять молится за усопшего, прося милосердного Судию о водворении со святыми души своего чада. Сороковой день. Сорокадневный период весьма знаменателен в истории и предании Церкви как время, необходимое для приуготовления, для принятия особого Божественного дара благодатной помощи Отца Небесного. Пророк Моисей удостоился беседовать с Богом на горе Синай и получить от Него скрижали закона лишь после сорокадневного поста. Израильтяне достигли земли обетованной после сорокалетнего странствия.
Сам Господь наш Иисус Христос вознесся на небо на сороковой день по воскресении Своем. Принимая все это за основание, Церковь установила совершать поминовение в сороковой день после смерти, чтобы душа преставившегося взошла на святую гору Небесного Синая, удостоилась лицезрения Божия, достигла обетованного ей блаженства и водворилась в небесных селениях с праведными. После вторичного поклонения Господу Ангелы отводят душу в ад, и она созерцает жестокие муки нераскаявшихся грешников. В сороковой же день душа в третий раз возносится на поклонение Богу, и тогда решается ее участь — по земным делам ей назначается место пребывания до Страшного суда. Потому так благовременны церковные молитвы и поминовения в этот день.
Ими заглаживаются грехи умершего и испрашивается душе его водворение в раю со святыми. Церковь совершает поминовение усопших в годовщину их смерти. Основание этого установления очевидно. Известно, что самым большим литургическим циклом является годовой круг, по прошествии которого вновь повторяются все неподвижные праздники. Годовщина смерти близкого человека всегда отмечается хотя бы сердечным поминовением его любящими родными и друзьями.
Для православного верующего — это день рождения для новой, вечной жизни. Совершаемые при этом панихиды, указанные уставом Вселенской Церкви, называются вселенскими, а дни, в которые совершается поминовение, — вселенскими родительскими субботами. В кругу богослужебного года такими днями общего поминовения являются: Суббота мясопустная. Посвящая Неделю мясопустную преднапоминанию последнего Страшного суда Христова, Церковь, ввиду этого суда, установила ходатайствовать не только за живых членов своих, но и за всех, от века умерших, во благочестии поживших, всех родов, званий и состояний, особенно же за скончавшихся внезапной смертью, и молит Господа о помиловании их. Торжественное всецерковное поминовение усопших в эту субботу а также в Троицкую субботу приносит великую пользу и помощь умершим отцам и братиям нашим и вместе с тем служит выражением полноты церковной жизни, которой мы живем.
Ибо спасение возможно только в Церкви — сообществе верующих, членами которого являются не только живущие, но и все умершие в вере. И общение с ними чрез молитву, молитвенное их поминовение и есть выражение нашего общего единства в Церкви Христовой. Суббота Троицкая. Поминовение всех умерших благочестивых христиан установлено в субботу перед Пятидесятницей ввиду того, что событием сошествия Святого Духа завершилось домостроительство спасения человека, а в этом спасении участвуют и усопшие. Поэтому Церковь, воссылая в Пятидесятницу молитвы об оживотворении Духом Святым всех живущих, просит в самый день праздника, чтобы и для усопших благодать всесвятого и всеосвящающего Духа Утешителя, которой они сподобились еще при жизни, была источником блаженства, так как Святым Духом «всяка душа живится».
Поэтому канун праздника, субботу, Церковь посвящает поминовению усопших, молитве о них. Святой Василий Великий, составивший умилительные молитвы вечерни Пятидесятницы, говорит в них, что Господь наипаче в этот день благоволит принимать молитвы об умерших и даже о «иже во аде держимых». Родительские субботы 2-й, 3-й и 4-й седмиц святой Четыредесятницы. Во святую Четыредесятницу — дни Великого поста, подвига духовного, подвига покаяния и благотворения ближним — Церковь призывает верующих быть в теснейшем союзе христианской любви и мира не только с живыми, но и с умершими, совершать в назначенные дни молитвенные поминовения отшедших от настоящей жизни. Кроме того, субботы этих седмиц назначены Церковью для поминовения усопших еще и по той причине, что в седмичные дни Великого поста заупокойных поминовений не совершается сюда относятся заупокойные ектении, литии, панихиды, поминовения 3-го, 9-го и 40-го дня по смерти, сорокоусты , так как ежедневно не бывает полной литургии, с совершением которой связано поминовение усопших.
За них это должны делать живые. Особенно важно молиться о душе покойного во время поминовения. Как проводится поминовение умерших родственников после похорон? В христианской вере существуют определенные дни, предназначенные для поминовения усопших. Третьи сутки Первые два дня душу покойного Ангел проводит по местам ее земных воспоминаний.
На третий день Господь велит душе подняться на небеса для поклонения, поэтому церковное поминовение души так важно. Там она шесть дней смотрит на их необычайную красоту, забыв всякую скорбь. Но если душа грешна, то при виде наслаждений святых начнет упрекать себя. В девятый день Господь повелевает Ангелам снова представить душу к Нему на поклонение. В это время святая Церковь опять молится за усопшего.
На 9-й день родственники покойного собираются вместе в узком семейном кругу и вспоминают о нем только хорошее. Затем она сможет достигнуть блаженства и поселиться на небесах вместе с праведными. После второго поклонения Господу Ангелы отводят душу в ад, где она смотрит на муки грешников. В этот день крайне необходимо молиться о душе усопшего. На 40-й день принято звать всех, кто хорошо знал покойного.
Кроме того, усопших поминают и в такой день, как годовщина их смерти. В этот день всегда собираются родные и друзья, чтобы почтить память умершего. Как посещать кладбище для поминовения: Зажгите свечку на могиле. Чтобы она не задувалась ветром, приобретите закрытый подсвечник.
Истоки обряда поминовения У язычников поминки скорее были похожи на шикарный пир. Принято было считать, что чем больше людей придет провожать усопшего, чем пышнее и богаче проходят поминки, тем лучшее место он сможет занять в загробном царстве.
Аналогичные традиции проведения поминальных трапез существуют и в христианской культуре. При этом они также имеют под собой религиозную подоплеку. Поминки неслучайно проводятся в конкретные даты — на 3, 9 и 40 день после смерти. Считается, что после смерти человека его душе придется трижды предстать перед Господом и ответить за деяния, совершенные им при жизни. Похороны по православному обычаю проводят на третий день после смерти. Душа в сопровождении ангела-хранителя возносится на небеса, где пока чувствует себя совершенно некомфортно в чуждой ей обстановке.
Именно молитвы близких помогают ей успокоиться и принять свершившееся. До 9 дня душа постигает Райскую обитель, а затем опять предстает перед лицом Всевышнего. Поминальный обед, который организовали близкие люди, способствует укреплению души в вере, помогает ей обрести надежду, что Господь помилует ее. Далее душу ждут мытарство в Аду, после чего на 40 день она вновь отправляется на суд божий. В этот день ей как никогда необходима молитвенная и моральная поддержка живых. Вспоминая добрыми словами усопшего, совершенные им добрые и благие деяния, присущие ему хорошие качества, люди тем самым уменьшают груз его греховности.
Помощь душе умершего может находить различные выражения: молитвы, посещение церкви, заупокойные службы, благоустройство захоронения, а также совместная трапеза за единым столом. Чем больше людей придет помянуть усопшего, тем больше будет произнесено молитв и хороших слов об ушедшем навсегда человеке. А это повышает шансы преставившегося на то, что Господь смилуется над его душой.
Поминать человека крепкими алкогольными напитками священнослужители считают греховным деянием. Перед началом трапезы, как обычно, читают «Отче наш». Под запретом любое непристойное поведение. Следует помнить, что слова и действия должны быть направлены на сохранение доброй памяти о покойных.
Меню на поминки в пост – горячее, салаты, закуски
Но большинство людей старается придерживаться давних традиций, ведь не зря на протяжении многих столетий наши предки поминали своих умерших родственников и молились об отпущении их грехов. Рассказываем, как правильно поминать близких на Радоницу и что нельзя делать на кладбище. В целом поминки на 9 день после смерти призваны оказать помощь душе умершего и успокоить его родственников. В храмах не отпевают и не поминают тех, кто никогда не принадлежал к Православной Церкви: католиков, протестантов, иноверцев и всех, умерших некрещеными.
Поминальные традиции мировых религий
Среди родительских суббот выделяют две — Мясопустную за неделю до Великого поста и Троицкую накануне Пятидесятницы. В эти дни церковь молитвами поминает всех христиан и совершает особые богослужения — вселенские панихиды «Память совершаемая всех от века усопших православных христиан, отец и братии наших». На них верующие молятся о покое умерших, испрашивают у Господа милосердия и прощения грехов усопшим. Родительские субботы Великого поста установлены потому, что во время будних дней в Великий пост литургии и литургические поминовения не совершаются. Чтобы усопшие получили молитвенное представительство, установлены три дня. Так православные могут быть на литургии и лично молиться, а не передавать записку об упокоении. Радоница или также Радуница — ещё одна родительская суббота и день особого поминовения усопших, который приходится на вторую неделю после Пасхи. Православные в этот день идут на кладбище и на могилах своих предков славят Христа.
Единственный день в году, который имеет фиксированную дату, — 9 мая — День памяти усопших воинов. В храмах и церквах традиционно служат литургии и панихиды о воинах, отдавших жизнь за родную землю. Покровская родительская суббота, как следует из названия, приходит на субботу накануне Покрова Пресвятой Богородицы, и в то же время тесно связана с днём взятия Иваном Грозным Казани.
И если она призывает верить и надеяться на возможность переселения усопших грешников в обители святых, то такая возможность действительно существует. Как согласовать учение о благотворном влиянии молитв на умерших со словами о том, что на Страшном суде Бог воздаст каждому по делам его Рим. Бесконечная благость и милосердие Господа к нам обнаруживаются, помимо прочего, и в том, что даже после смерти и частного суда , Он не окончательно предает всех грешников наказанию. То семя добра, которое присутствует в грешниках, при содействии благодати, по молитвам Церкви, может развиться, и, таким образом, их нравственное состояние изменится. В этом случае, по определению Страшного Суда , они могут быть избавлены от пребывания в аду. Слышат ли усопшие наши молитвы о них?
Общение между земной и Небесной Церковью несомненно существует. Оно основано на христианской любви и выражается в молитвенной помощи друг другу. Спаситель говорит: «Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы» Лук. Апостол Павел пишет: «Любовь никогда не перестаёт» 1Кор. Вопрос о том, как именно отражаются на усопших молитвы за них со стороны членов земной Церкви , не имеет в Православном Догматическом Богословии детального раскрытия. О чём можно говорить с уверенностью, богоугодные молитвы за почивших ближних не остаются бесплодными; благодаря молитвенному поминовению почившие могут получать утешение и отраду. Мы не можем точно сказать, что усопшие именно слышат наши молитвы, но можем утверждать, что они чувствуют их. О каких-то деталях из жизни усопших и о том, как на них сказываются обращенные к Богу молитвы, можно узнать из содержания частных откровений, преподававшихся в разное время тем или иным святым. Так, из откровения преподобному Григорию, ученику святого Василия Нового, известно, что душа блаженной Феодоры после её физической смерти , проходя через мытарства , ощущала на себе следствие молитв духовника, отца Василия.
При этом она понимала, кто за неё молится. Его молитвы способствовали ей в прохождении мытарств. Довольно внимательно к этому вопросу относился святитель Григорий Двоеслов. В одном из наиболее известных произведений этого автора, «Диалоги…», представлена история о двух благочестивых женах, которые, к сожалению, не могли обуздать свои языки. Они не сделали этого даже и после того, как были обличены и наставлены «человеком Божьим», предупредившем их, что если не исправятся, то он отлучит их от Церкви. Вскоре остроязычные женщины умерли и были погребены в пределах местного храма. Когда в храме совершалась Евхаристия , и диакон, в определенное время, согласно традиции, указывал лишённым общения покинуть собрание верных, бывшая кормилица умерших жен видела, как они, вдруг, поднимались из гробов и удалялись вон. Когда она сообщила об этих видениях «человеку Божьему», тот вручил ей просфору и велел принести её Господу. После того как она выполнила распоряжение святого, усопшие больше не «поднимались» из гробов и не удалялись из церкви.
Из сказанного следует, что каким-то таинственным образом душам женщин становилось известным возглашение диакона. Свидетельств подобного рода известно немало, однако следует помнить, что не всё, о чём в них сообщается, можно понимать буквально: в них много загадочного и символического. Кроме того, доверять можно не всяким свидетельствам. Например, далеко не всякое «явление» «родственника» во сне есть действительное явление родственника. Под видом родственных душ спящему могут являться лукавые духи. С другой стороны, «явление почившего родственника» может быть естественным результатом напряженных воспоминаний или переживаний о нём. Правильным действием в случае «явления» усопшего ближнего будет усиление молитвы как о себе, так и о ближнем, чей образ был явлен во сне. Откуда пошел обычай поминать усопших через определенные периоды 3, 9, 40 дней после смерти? Митрополит Макарий Булгаков пишет, что «объяснение этого обычая находим у немногих, хотя неодинаковое, впрочем, вообще согласное с духом благочестия.
Так в книге Постановлений апостольских читаем: «Третий день по кончине умерших должно проводить в псалмопениях, чтениях и молитвах ради Того, Кто в третий день воскрес из мертвых; девятый — в воспоминание живых и умерших; сороковой — по древнему примеру; ибо столько дней народ оплакивал Моисея; наконец, день годичный — в память самого умершего». Макария Александрийского говорится, что в продолжение сорока дней душа умершего странствует по мытарствам, и поминовение еe в третий, девятый и сороковой день соответствует возношениям ее ангелами в эти именно дни на поклонение небесному Судии, Который, наконец, в сороковой день определяет ей известную участь до последнего суда. Евстратий, константинопольский пресвитер, и Филипп пустынник излагают следующее объяснение: в третий день творится первое торжественное поминовение усопшего в соответствие тому, что в третий день воскрес Христос и в первый раз явился ученикам своим; в девятый день творится такое же поминовение, — так как чрез восемь дней в девятый после воскресения Господь вторично явился ученикам своим; наконец, в сороковой день совершается последнее такое же поминовение потому, что в сороковой день Господь в последний раз явился Апостолам и вознесся на небеса. Писатели последующего времени представили и другие благочестивые объяснения этого древнего обычая Церкви». Является ли мнение о том, что душа после смерти 40 дней находится на земле, обоснованным? Мнение о сорокодневном нахождении душ на земле является, по словам прп. Никодима Святогорца , «пустословием»: такие утверждения «невероятны, и никто не должен принимать их за истину». Чем можно утешиться скорбящему по умершем сроднике? У прп.
Паисия Святогорца есть замечательные слова: «Мы должны понять, что в действительности человек не умирает. Смерть — это просто переселение из одной жизни в другую. Это разлука на недолгое время.
А в назначенный день умершие выходили на землю. Со временем сложилось поверье, что в этот день из могил встают мертвые, разговляются после Великого поста. Отсюда и давняя традиция приносить на кладбище пищу и оставлять ее на месте погребения. Старинные обычаи советуют во время поминального обеда поставить на стол лишние приборы - по количеству родственников, которых необходимо помянуть. Еще одна народная традиция говорит, что в этот день угощение нужно поставить на подоконник у открытого окна или форточки. Рядом необходимо оставить воду, чтобы души родственников могли прийти и отведать угощение.
Самим эту еду есть нельзя. На следующий день пищу нужно оставить птицам. Вечером наши предки топили баню. Клали туда комплект чистого белья, а дверь плотно закрывали. Всю ночь в баню никто не входил. Люди верили, что утром в бане можно будет обнаружить следы усопшего родственника. Или ночью, во сне, к вам придет душа умершего и даст какой-то совет, подсказку. Также, чтобы получить совет от усопшего, накануне праздника родственники приходили на кладбище и просили умершего о помощи. Люди верили, что в этот день души свободно передвигаются по земле.
К этим традициям церковь относится с недоверием. Православная традиция говорит, что еду на могилках оставлять не нужно: усопшие нуждаются не в физической пище, а в молитве. По канонам в Радоницу на кладбище нужно зажечь свечу и совершить литию — усиленную молитву. По желанию можно прочитать акафист о упокоении усопших. Поминать спиртным покойного тоже не нужно, тем более — оставлять на могиле рюмку водки или выливать ее на могильный холм. Последнее вообще считается кощунством и оскорблением памяти покойного. Преемственность С распространением христианства люди не стали отказываться от языческих традиций, перенеся их в новую для себя религию.
Также ежегодно поминают умершего в дни рождения и кончины. Но годовщина после смерти — дата, наполненная особым смыслом. В это время душа в последний раз возвращается на Землю и навсегда прощается со всем, что когда-то составляло основу жизни покойного.
И в это время она нуждается в поддержке — добрых воспоминаниях. Спустя год после смерти человека заканчивается траур по нему. И это означает начало вечной жизни души. На годину не собирают много людей. В основном приходят те, кто хочет добром вспомнить ушедшего, помолиться за него, помочь его семье и детям. Иногда несколько родственников делают поминки отдельно. Причем приглашают особо нуждающихся людей, которые смогут вспомнить о покойном и его поминках с благодарностью. Кроме поминальной трапезы на годину, родственники должны посетить церковь и навестить могилу.
Как провести поминки
Однако рекомендуется помянуть умершего добрым словом, помолиться за его упокой. Наши предки не приглашали гостей, и каждый желающий мог помянуть умершего. Поминать ушедшего человека обильными возлияниями запрещает церковь, от алкоголя за поминальным столом отваживают и психологи. Так что поминать крещенного умершего младенца можно на Литургии, попросить священника отслужить панихиду или литию, можно читать указанную молитву, Псалтырь.
Как правильно провести Радоницу, что можно делать, а что нельзя
По правилам поминок в день похорон умершему ставят угощение – наливают стопку водки и накрывают ее хлебом. Но большинство людей старается придерживаться давних традиций, ведь не зря на протяжении многих столетий наши предки поминали своих умерших родственников и молились об отпущении их грехов. Таким образом, поминать умерших родственников или нет — дело частное. Не все пришедшие проститься с покойным могут прибыть на поминки, поэтому родственники берут с собой еду на похороны и предлагают помянуть усопшего на кладбище сразу после погребения. В целом поминки на 9 день после смерти призваны оказать помощь душе умершего и успокоить его родственников. Не разрешается поминать умершего крепкими напитками, так как это поминальный день и нужно почтить память усопшего и вспомнить все только хорошее, что связанно с ним.