Происшествия - 18 апреля 2024 - Новости Казани - В последнее время попытки ВСУ применить беспилотные летательные аппараты по целям на территории России заметно участились.
Изменения в Федеральных правилах использования воздушного пространства РФ
- Боевые беспилотники: чего нам бояться и что будет дальше
- Появились кадры переделанного в БПЛА легкомоторного Аэропракт А-22 ВСУ
- Советы посторонних
- Что такое БПЛА: какие они бывают и где используются
Регионы России ночью вновь атаковали беспилотники: Минобороны отчиталось о восьми сбитых БПЛА
Внутри у таких аппаратов находится взрывчатое вещество. Однако военный эксперт советует не поддаваться панике. Он считает, что шанс пострадать от беспилотника крайне мал. А если ты сбиваешь беспилотник, то уничтожаешь техническое средство доставки взрывчатого вещества. Но если говорить об угрозах и вызовах, по большому счету нас в данном случае поражают возможности Украины. А беспилотник, ну чего, он прилетел.
Вероятность пострадать от беспилотника значительно меньше, чем от удара электрическим током или от автомобиля, — резюмирует Александр Михайлов. Напомним, что произошло. Беспилотник атаковал Татарстан около 11 утра 17 апреля. В тот же день три аэропорта Татарстана массово задерживали свои рейсы из-за закрытого воздушного пространства над Казанью и Набережными Челнами. Позже в Росавиации заявили, что такое решение было принято «для обеспечения безопасности полетов».
Атаку дрона подтвердил глава Елабужского района Рустем Нуриев. Он заверил, что ситуация находится под контролем. Тем временем пассажирам пришлось дожидаться своих отложенных рейсов. Их возобновили спустя пять часов после сообщения о закрытии аэропортов.
Полноценную замену существующих технологий систем управления и контроля за полетами беспилотной авиации "доверенным" оборудованием в ближайшее время произвести практически невозможно, в том числе из-за отсутствия высококвалифицированных кадров, осуществляющих научные исследования, разработку, внедрение и техническую поддержку современных и перспективных информационно-телекоммуникационных технологий. Положения и рекомендации, закрепленные в действующих нормативных документах, направленные на обеспечение информационной безопасности, требуют усиления внимания участников отрасли и совершенствования в части инструментов и способов практической оценки защищенности, а также экономических механизмов, стимулирующих ответственное поведение диспетчеров систем управления и контроля за полетами беспилотной авиации. Важным аспектом устойчивого функционирования систем управления и контроля за полетами беспилотной авиации также является заложенная при их проектировании физическая защищенность и структурная живучесть. Таким образом, текущий уровень информационной безопасности, который отражается в том числе на перспективах развития отрасли беспилотной авиации в Российской Федерации, формирует следующие предпосылки: иностранное оборудование и программное обеспечение, используемые в беспилотной авиации, являются источниками серьезных угроз информационной безопасности; наложенные средства защиты информации в условиях низкого доверия к среде их функционирования не позволяют обеспечить высокую эффективность их использования; рост автоматизации и производительности оборудования в беспилотной авиации повышает роль информационной безопасности и усложняет ее обеспечение; дефицит кадров для научных исследований, а также отсутствие системы определения "доверенного" оборудования, электронной компонентной базы и программного обеспечения затрудняют переход систем управления и контроля за полетами беспилотной авиации на российские "доверенные" разработки. Приоритетами в сфере обеспечения информационной безопасности в области беспилотных авиационных систем на период до 2035 года, обусловленными необходимостью обретения контроля над инфраструктурой беспилотных авиационных систем Российской Федерации, а также повышения ее надежности, безопасности и отказоустойчивости, достаточных для обеспечения национального суверенитета и устойчивого развития страны, должны стать: предотвращение несанкционированного контроля над функционированием систем управления и контроля за полетами беспилотной авиации; обеспечение бесперебойного и защищенного функционирования систем управления и контроля за полетами беспилотной авиации; обеспечение безопасной среды оборота достоверной информации в беспилотных авиационных системах. Для достижения обозначенных приоритетов в области информационной безопасности необходимо предпринять следующие шаги: усовершенствовать методическую и нормативную правовую базу с целью обеспечения информационной безопасности систем управления и контроля за полетами беспилотной авиации; создать технологические условия обеспечения информационной безопасности систем управления и контроля за полетами беспилотной авиации, основанные на актуальных научных разработках; создать и внедрить средства и методы мониторинга и управления информационной безопасностью беспилотных авиационных систем. Механизмы для практической реализации обозначенных шагов сосредоточены в рамках следующих инициатив. Вызовы развития Беспилотная авиация функционирует в условиях воздействия вызовов внешней и внутренней среды, в том числе технологических, геополитических и экономических. Технологическая сфера характеризуется переходом к цифровой экономике и к стандартам Индустрии 5. В геополитической сфере отмечается выраженная санкционная нагрузка на промышленность - ограничиваются не только прямые поставки готовой продукции, но и элементов компонентной базы, комплектующих и материалов, существенно ограничены или отсутствуют возможности трансфера зарубежных технологий. Все перечисленное усложняет реализацию бизнес-процессов отрасли беспилотной авиации. Экономические условия для участников отрасли проявляются в динамике потребительского спроса на непродовольственные товары, который подвержен снижению на фоне неопределенности. Возможности и риски развития отрасли беспилотной авиации Перспективы развития беспилотной авиации связаны как с возможностями, так и с рисками, которые учтены при формировании сценариев развития отрасли беспилотной авиации. Принципиальным вопросом является поиск и внедрение технических решений, обеспечивающих безопасное выполнение полетов беспилотных и пилотируемых воздушных судов, установление правил выполнения таких полетов. В настоящее время воздушное законодательство Российской Федерации позволяет выполнять одновременные полеты пилотируемых и беспилотных воздушных судов в ограниченном воздушном пространстве. Помимо вопросов организации безопасного воздушного движения существенными условиями для устойчивого развития рынка беспилотных авиационных систем в Российской Федерации являются создание современной инновационной инфраструктуры проектирования, производства, испытаний беспилотных авиационных систем, обеспечение текущего спроса на финансирование высокотехнологичных проектов в сфере беспилотных авиационных систем, подготовка высококвалифицированных кадров различной специализации для рынка беспилотных авиационных систем, развитие информационных технологий и совершенствование нормативно-правового регулирования производства и эксплуатации беспилотных авиационных систем. Сложившиеся в 2020 - 2022 годах внешнеторговые условия дополнительно усложнили доступ к зарубежным технологиям, оборудованию и материалам, что затрудняет проектирование и реализацию отдельных производственных процессов. Вместе с тем стремительное расширение рынка беспилотных авиационных систем несет риски неправомерного использования беспилотных воздушных судов, а также результатов, полученных с их применением. Кроме того, с повышением интенсивности использования воздушного пространства беспилотными воздушными судами растет и риск нанесения ущерба пилотируемой авиации, наземной инфраструктуре и гражданам. В целях минимизации этих рисков необходимо создание условий, обеспечивающих интеграцию беспилотных авиационных систем в единое воздушное пространство Российской Федерации и предусматривающих наличие: средств инфраструктуры мониторинга и контроля за эксплуатацией беспилотных авиационных систем, средств противодействия противоправному применению беспилотных авиационных систем; информационных систем обеспечения полетов беспилотных авиационных систем, в том числе бортовых средств и систем связи, обеспечивающих постоянную двухстороннюю радиосвязь внешнего пилота беспилотного воздушного судна с органом обслуживания воздушного движения; интеграционных решений, предусматривающих взаимодействие с системами уполномоченных государственных органов, а также коммерческими информационными системами. Важным фактором развития системы образования по направлению беспилотных авиационных систем будет являться снижение административных барьеров, препятствующих повсеместному применению беспилотных авиационных систем, в том числе в рамках реализации программ дополнительного образования детей. Цели, задачи, приоритеты и целевые индикаторы реализации Стратегии 1. Цель, ключевые направления и задачи развития беспилотной авиации Целью реализации Стратегии является создание в Российской Федерации новой конкурентоспособной на внутреннем и глобальном рынках отрасли российской экономики в секторах разработки, производства и эксплуатации беспилотных авиационных систем и опционально пилотируемых систем, выполнения авиационных работ и воздушных перевозок, оказания услуг, обеспечения потребителей геопространственной информацией и аналитическими сервисами. Достижение указанной цели потребует введения мер финансового и нефинансового стимулирования промышленности и науки, определяющих эффективность разработок и перехода к производству беспилотных авиационных систем и их компонентов, в том числе тех, у которых есть импортные аналоги. Указанные меры также должны быть ориентированы на повышение уровня готовности общества к роботизации, перспективной аэромобильности и иным технологиям, необходимым для повсеместного применения беспилотных авиационных систем в Российской Федерации. Внедрение беспилотных авиационных систем в повседневную эксплуатацию потребует опережающего развития инфраструктуры взлетно-посадочных площадок, аэродромов, вертодромов и перспективных дронопортов, предоставляющих наземное и техническое обслуживание беспилотных авиационных систем, а также инфраструктуры для целей интеграции беспилотных воздушных судов в единое воздушное пространство Российской Федерации в районах и на маршрутах их применения. При этом необходимо обеспечить оптимальный баланс обязательных государственных требований, скорости и стоимости процедур их подтверждения, при котором безопасность полетов и авиационная безопасность будут поддерживаться на приемлемом уровне, а эффективность применения беспилотных авиационных систем способствовать ускоренному развитию рынка. Учитывая разнообразие компетенций, применимых в отрасли беспилотных авиационных систем, система подготовки кадров в Российской Федерации должна содержать полный комплекс необходимых образовательных модулей с их включением в образовательные программы общего образования, дополнительного образования детей, среднего профессионального и высшего образования, а также соответствующую образовательную инфраструктуру, что в совокупности должно обеспечивать отрасль квалифицированными и мотивированными кадрами. Ключевыми направлениями развития беспилотной авиации являются следующие направления: "Стимулирование спроса на отечественные беспилотные авиационные системы", включающее создание конкурентоспособных российских беспилотных авиационных систем, принимая во внимание опыт и стандарты Международной организации гражданской авиации; "Разработка, стандартизация и серийное производство беспилотных авиационных систем и комплектующих", в том числе в рамках создания крупных производственных центров, обеспечивающих разработку и внедрение новых технологий в области беспилотных авиационных систем; "Развитие инфраструктуры, обеспечение безопасности и формирование специализированной системы сертификации беспилотных авиационных систем"; "Подготовка кадров для отрасли беспилотной авиации"; "Фундаментальные и перспективные исследования в сфере беспилотных авиационных систем". В соответствии с базовым сценарием целевыми значениями показателей развития отрасли беспилотной авиации к 2030 году являются: объем российского рынка беспилотных авиационных систем, выражающийся в прямом спросе, а также спросе на такие системы в рамках оказания услуг с учетом образовательных беспилотных авиационных систем в период 2023 - 2030 годов нарастающим итогом - более 1 млн. В рамках Стратегии предусмотрено создание системы подготовки специалистов для эксплуатации беспилотных авиационных систем, относящихся к категории авиационного персонала, в том числе лиц, эксплуатирующих беспилотные воздушные суда массой более 30 килограммов внешних пилотов , на базе сертифицированных уполномоченным органом в сфере гражданской авиации авиационных учебных центров. Достижение установленной цели и целевых значений показателей развития отрасли будет обеспечено за счет комплексного решения задач по ключевым направлениям развития отрасли. Мероприятия и целевые индикаторы реализации Стратегии Целевые индикаторы Стратегии достигаются в результате реализации национального проекта "Беспилотные авиационные системы" и мероприятий входящих в него федеральных проектов. По ключевому направлению "Стимулирование спроса на отечественные беспилотные авиационные системы" предусматривается формирование новых сегментов рынка с приоритетом использования российских беспилотных авиационных систем и комплектующих. Дополнительно ожидается реализация инструментов стимулирования спроса, в том числе субсидирование части стоимости летного часа беспилотного воздушного судна и запуск механизма льготного лизинга таких систем, а впоследствии - и объектов наземной инфраструктуры. По ключевому направлению "Разработка, стандартизация и серийное производство беспилотных авиационных систем и комплектующих" предусматриваются: развитие разработки и серийного производства беспилотных авиационных систем; развитие серийного производства унифицированных элементов наземной инфраструктуры обеспечения эксплуатации беспилотных авиационных систем; развитие индустрии средств производства беспилотных авиационных систем и их компонентов, производства материалов; создание и развитие российской цифровой платформы в целях оптимизации методик проектирования беспилотных авиационных систем и их компонентов; переход на российские протоколы управления беспилотными авиационными системами, телеметрии, создание собственных протоколов связи для замены ELRS и Crossfire, необходимых для управления беспилотными авиационными системами FPV; формирование и актуализация ИТ-ландшафта потребностей в области беспилотной авиации. Дополнительно ожидается создание новых и развитие существующих малых технологических компаний беспилотной авиации в рамках реализации программ деятельности инновационных институтов развития. Сценарии развития отрасли беспилотной авиации Исходя из макроэкономических и отраслевых предпосылок рассматриваются два сценария развития отрасли - базовый и прогрессивный. Ключевые различия сценариев состоят в прогнозируемой динамике достижения технологического суверенитета отрасли, спроса на беспилотные авиационные системы и услуги с их применением, внедрения проектов локализации производства беспилотных авиационных систем и критических комплектующих изделий на территории Российской Федерации, развития инфраструктуры для беспилотной авиации в субъектах Российской Федерации, совершенствования системы сертификации и системы непрерывного образования и подготовки кадров для беспилотной авиации. В Стратегии за основу берется базовый сценарий развития отрасли беспилотной авиации. Как базовый, так и прогрессивный сценарии реализуемы исключительно в условиях снятия регуляторных ограничений в области интеграции беспилотных авиационных систем в единое воздушное пространство Российской Федерации и старта проектирования уже на этапе внедрения Стратегии процесса перехода к услугам с использованием беспилотных авиационных систем. Базовый сценарий характеризуется стабильной ситуацией и ростом продуктового рынка беспилотных авиационных систем в среднем на 14 процентов в год. Ожидается, что наибольший рост объемов производства беспилотных авиационных систем будет достигнут в 2025 - 2027 годах. Прогрессивный сценарий предполагает усредненный 25-процентный прирост в период реализации Стратегии, а также повышение доли российских беспилотных авиационных систем в общем объеме российского потребления. Допускается вероятность организации экспортных поставок беспилотных авиационных систем в дружественные государства. Показатели Стратегии, в том числе объемы спроса и производства беспилотных авиационных систем, могут быть уточнены по мере ее реализации и снятия регуляторных ограничений в области применения беспилотных авиационных систем, в том числе отдельных отраслей, направлений, сегментов применения беспилотных авиационных систем. Подходы к реализации Стратегии 1. Этапы реализации Стратегии Стратегия реализуется в рамках следующих двух этапов. Второй этап 2025 - 2035 годы включает реализацию мер, направленных на стимулирование перехода участников рынка к массовому созданию беспилотных авиационных систем, а также активизации применения услуг с их использованием. В том числе предполагается расширение апробированных при реализации первого этапа инструментов и технологий на все эксплуатируемые типы беспилотных авиационных систем, на дополнительные сценарии и регионы оказания услуг с использованием беспилотных авиационных систем. Реализация Стратегии связана с наличием макроэкономических, социальных и операционных рисков. Развитие инфраструктуры отрасли беспилотной авиации Магистральным вектором развития промышленности в сфере беспилотных авиационных систем является формирование соответствующих инфраструктурных субъектов, направленных на обеспечение достижения стратегических целей развития отрасли. Такими субъектами призваны стать научно-производственные центры испытаний и компетенций, которые обеспечат решение полного спектра методологических, научно-исследовательских и производственных задач. Научно-производственные центры испытаний и компетенций позволят создать научно-производственную инфраструктурную среду для реализации проектов по разработке, испытанию, производству, выводу на рынок и развитию беспилотных авиационных систем, а также смежных отраслей в состав таких центров могут входить образовательные и научные организации, разработчики компонентной базы и программного обеспечения, производители изделий, институты развития и иные заинтересованные российские организации. В целях комплексного развития отрасли беспилотных авиационных систем научно-производственные центры испытаний и компетенций необходимо масштабировать в сеть региональных центров, обеспечивающих равномерное развитие инфраструктуры и рынков беспилотных авиационных систем на всей территории Российской Федерации, учитывая экономическую специфику регионов страны. В целях реализации методологического обеспечения деятельности и разработки модельной инфраструктуры, транслируемой на региональные научно-производственные центры испытаний и компетенций, на базе индустриального парка "Руднево" г.
Необходимо создавать крупные центры по разработке и производству беспилотных авиационных систем, что позволит значительно сократить путь от разработки до внедрения новых технологий в производство. Решение проблемы ограниченных заказов, штучного и мелкосерийного производства возможно через реализацию роли базового заказчика, консолидирующего спрос на беспилотные авиационные системы и размещающего в производство, по согласованию с Министерством промышленности и торговли Российской Федерации, укрупненные заказы на наиболее востребованные модели беспилотных авиационных систем, в том числе в рамках утвержденного государственного гражданского заказа. В период реализации Стратегии проектирование и развитие производств беспилотных авиационных систем, а также комплектующих изделий и компонентов должны основываться в том числе на признанных Российской Федерацией положениях международных стандартов в сфере поддержания летной годности беспилотных воздушных судов и авиационной электросвязи, установленных приложениями 8 и 10 к Конвенции о международной гражданской авиации. В настоящее время отмечается тенденция роста потребности во внедрении в систему планирования отрасли беспилотной авиации информационных технологий. Организации - участники рынка беспилотных авиационных систем в своей деятельности активно используют различные информационные технологии - производственные технологии, технологии работы с большими данными, технологии робототехники и сенсорики, технологии беспроводной связи и другие. Важно развивать технологии, обеспечивающие интеграцию беспилотных воздушных судов в единое воздушное пространство, включая вопросы развития бортовых средств и систем связи, обеспечивающих зависимое наблюдение и связь внешнего пилота беспилотного воздушного судна с органом обслуживания воздушного движения, а также технологии наблюдения и идентификации беспилотных воздушных судов. Обеспечение зависимого управления беспилотных авиационных систем и пилотируемых воздушных судов на основе анализа больших баз данных с помощью использования искусственного интеллекта является ключевым в решении задачи выполнения полетов пилотируемых и беспилотных воздушных судов в одном районе воздушного пространства без установления запретов и ограничений и, соответственно, интеграции беспилотных воздушных судов в единое воздушное пространство Российской Федерации. В настоящее время в Российской Федерации уже сформирован определенный задел: на крупных предприятиях внедрены производственные технологии, осуществляется полный цикл аддитивного производства некоторых комплектующих для беспилотных авиационных систем; активно внедряются технологии работы с большими данными в ИТ-компаниях для оптимизации и автоматизации процесса работы с данными; на предприятиях рынка беспилотной авиации используются технологии синтеза информационно-управляющих систем, технологии робототехники и сенсорики для планирования движения и управления беспилотными воздушными судами, получения и обработки сенсорных данных; российскими организациями наращиваются компетенции в сфере защиты данных при их беспроводной передаче, необходимой для эффективной эксплуатации беспилотных авиационных систем. Одним из критериев оценки степени развития рынка беспилотной авиации является наличие достаточного количества центров разработки и производства беспилотных авиационных систем. В настоящее время такая инфраструктура дополняется центрами компетенций - центрами инженерных разработок, центрами коллективного пользования, иными инновационно ориентированными подразделениями организаций, осуществляющих образовательную и или научную деятельность, и др. Функции данных центров должны быть дополнены сопровождением текущих и перспективных проектов по локализации на территории Российской Федерации производства беспилотных авиационных систем, критических комплектующих изделий, по которым в первую очередь идентифицируется дефицит. Организациям отрасли беспилотной авиации также необходимы элементы инфраструктуры, такие как аэродромы, центры обеспечения полетов, взлетно-посадочные полосы, сертифицированные полигоны для испытаний, административные и жилые помещения. Информационная безопасность Область информационной безопасности, определяемая потребностями рынка беспилотной авиации Российской Федерации, не подлежит системной координации и или централизованному планированию. На сегодняшний день функционирование систем управления и контроля за полетами беспилотной авиации по большей части основано на иностранных технологиях, реализованных преимущественно на зарубежном оборудовании и программном обеспечении. Рост производительности и пропускной способности оборудования приводит к усложнению алгоритмов обработки данных и миграции их реализации из программной в аппаратную часть. В связи с этим существенно снижается эффективность применения наложенных средств защиты, повышается риск компьютерных атак. При этом необходимо отметить, что в настоящее время в информационном пространстве увеличивается не только число угроз компьютерной безопасности, но и усложняется их техническая структура, повышается скоординированность атак. Угрозы происходят в том числе от специальных служб иностранных государств, экстремистских и террористических организаций. Такие действия могут быть направлены на выведение полностью или частично из строя объектов беспилотной авиации, причинение ущерба государственному управлению, а также нарушение устойчивости экономики. Одним из способов обеспечения информационной безопасности в беспилотных авиационных системах является применение криптографических методов защиты информации. При этом, несмотря на достигнутые успехи в разработке российских криптографических механизмов, предназначенных для защиты информации в беспилотных авиационных системах, а также на придание им официального статуса документов национальной системы стандартизации, их практическое внедрение зачастую ограничивается государственными информационными системами. Существенным фактором, препятствующим широкому внедрению российской криптографии, является то, что российские стандарты криптографии не представлены в международных стандартах телекоммуникационных протоколов. Системы управления и контроля за полетами беспилотной авиации, созданные на основе зарубежного оборудования, продолжают наследовать зарубежные механизмы защиты информации, тем самым не позволяют обеспечить требуемый уровень доверия даже за счет замены зарубежного оборудования российским: изменению, как правило, подвергается только программная составляющая, а не логика работы, заложенная в аппаратной части. Полноценную замену существующих технологий систем управления и контроля за полетами беспилотной авиации "доверенным" оборудованием в ближайшее время произвести практически невозможно, в том числе из-за отсутствия высококвалифицированных кадров, осуществляющих научные исследования, разработку, внедрение и техническую поддержку современных и перспективных информационно-телекоммуникационных технологий. Положения и рекомендации, закрепленные в действующих нормативных документах, направленные на обеспечение информационной безопасности, требуют усиления внимания участников отрасли и совершенствования в части инструментов и способов практической оценки защищенности, а также экономических механизмов, стимулирующих ответственное поведение диспетчеров систем управления и контроля за полетами беспилотной авиации. Важным аспектом устойчивого функционирования систем управления и контроля за полетами беспилотной авиации также является заложенная при их проектировании физическая защищенность и структурная живучесть. Таким образом, текущий уровень информационной безопасности, который отражается в том числе на перспективах развития отрасли беспилотной авиации в Российской Федерации, формирует следующие предпосылки: иностранное оборудование и программное обеспечение, используемые в беспилотной авиации, являются источниками серьезных угроз информационной безопасности; наложенные средства защиты информации в условиях низкого доверия к среде их функционирования не позволяют обеспечить высокую эффективность их использования; рост автоматизации и производительности оборудования в беспилотной авиации повышает роль информационной безопасности и усложняет ее обеспечение; дефицит кадров для научных исследований, а также отсутствие системы определения "доверенного" оборудования, электронной компонентной базы и программного обеспечения затрудняют переход систем управления и контроля за полетами беспилотной авиации на российские "доверенные" разработки. Приоритетами в сфере обеспечения информационной безопасности в области беспилотных авиационных систем на период до 2035 года, обусловленными необходимостью обретения контроля над инфраструктурой беспилотных авиационных систем Российской Федерации, а также повышения ее надежности, безопасности и отказоустойчивости, достаточных для обеспечения национального суверенитета и устойчивого развития страны, должны стать: предотвращение несанкционированного контроля над функционированием систем управления и контроля за полетами беспилотной авиации; обеспечение бесперебойного и защищенного функционирования систем управления и контроля за полетами беспилотной авиации; обеспечение безопасной среды оборота достоверной информации в беспилотных авиационных системах. Для достижения обозначенных приоритетов в области информационной безопасности необходимо предпринять следующие шаги: усовершенствовать методическую и нормативную правовую базу с целью обеспечения информационной безопасности систем управления и контроля за полетами беспилотной авиации; создать технологические условия обеспечения информационной безопасности систем управления и контроля за полетами беспилотной авиации, основанные на актуальных научных разработках; создать и внедрить средства и методы мониторинга и управления информационной безопасностью беспилотных авиационных систем. Механизмы для практической реализации обозначенных шагов сосредоточены в рамках следующих инициатив. Вызовы развития Беспилотная авиация функционирует в условиях воздействия вызовов внешней и внутренней среды, в том числе технологических, геополитических и экономических. Технологическая сфера характеризуется переходом к цифровой экономике и к стандартам Индустрии 5. В геополитической сфере отмечается выраженная санкционная нагрузка на промышленность - ограничиваются не только прямые поставки готовой продукции, но и элементов компонентной базы, комплектующих и материалов, существенно ограничены или отсутствуют возможности трансфера зарубежных технологий. Все перечисленное усложняет реализацию бизнес-процессов отрасли беспилотной авиации. Экономические условия для участников отрасли проявляются в динамике потребительского спроса на непродовольственные товары, который подвержен снижению на фоне неопределенности. Возможности и риски развития отрасли беспилотной авиации Перспективы развития беспилотной авиации связаны как с возможностями, так и с рисками, которые учтены при формировании сценариев развития отрасли беспилотной авиации. Принципиальным вопросом является поиск и внедрение технических решений, обеспечивающих безопасное выполнение полетов беспилотных и пилотируемых воздушных судов, установление правил выполнения таких полетов. В настоящее время воздушное законодательство Российской Федерации позволяет выполнять одновременные полеты пилотируемых и беспилотных воздушных судов в ограниченном воздушном пространстве. Помимо вопросов организации безопасного воздушного движения существенными условиями для устойчивого развития рынка беспилотных авиационных систем в Российской Федерации являются создание современной инновационной инфраструктуры проектирования, производства, испытаний беспилотных авиационных систем, обеспечение текущего спроса на финансирование высокотехнологичных проектов в сфере беспилотных авиационных систем, подготовка высококвалифицированных кадров различной специализации для рынка беспилотных авиационных систем, развитие информационных технологий и совершенствование нормативно-правового регулирования производства и эксплуатации беспилотных авиационных систем. Сложившиеся в 2020 - 2022 годах внешнеторговые условия дополнительно усложнили доступ к зарубежным технологиям, оборудованию и материалам, что затрудняет проектирование и реализацию отдельных производственных процессов. Вместе с тем стремительное расширение рынка беспилотных авиационных систем несет риски неправомерного использования беспилотных воздушных судов, а также результатов, полученных с их применением. Кроме того, с повышением интенсивности использования воздушного пространства беспилотными воздушными судами растет и риск нанесения ущерба пилотируемой авиации, наземной инфраструктуре и гражданам. В целях минимизации этих рисков необходимо создание условий, обеспечивающих интеграцию беспилотных авиационных систем в единое воздушное пространство Российской Федерации и предусматривающих наличие: средств инфраструктуры мониторинга и контроля за эксплуатацией беспилотных авиационных систем, средств противодействия противоправному применению беспилотных авиационных систем; информационных систем обеспечения полетов беспилотных авиационных систем, в том числе бортовых средств и систем связи, обеспечивающих постоянную двухстороннюю радиосвязь внешнего пилота беспилотного воздушного судна с органом обслуживания воздушного движения; интеграционных решений, предусматривающих взаимодействие с системами уполномоченных государственных органов, а также коммерческими информационными системами. Важным фактором развития системы образования по направлению беспилотных авиационных систем будет являться снижение административных барьеров, препятствующих повсеместному применению беспилотных авиационных систем, в том числе в рамках реализации программ дополнительного образования детей. Цели, задачи, приоритеты и целевые индикаторы реализации Стратегии 1. Цель, ключевые направления и задачи развития беспилотной авиации Целью реализации Стратегии является создание в Российской Федерации новой конкурентоспособной на внутреннем и глобальном рынках отрасли российской экономики в секторах разработки, производства и эксплуатации беспилотных авиационных систем и опционально пилотируемых систем, выполнения авиационных работ и воздушных перевозок, оказания услуг, обеспечения потребителей геопространственной информацией и аналитическими сервисами. Достижение указанной цели потребует введения мер финансового и нефинансового стимулирования промышленности и науки, определяющих эффективность разработок и перехода к производству беспилотных авиационных систем и их компонентов, в том числе тех, у которых есть импортные аналоги. Указанные меры также должны быть ориентированы на повышение уровня готовности общества к роботизации, перспективной аэромобильности и иным технологиям, необходимым для повсеместного применения беспилотных авиационных систем в Российской Федерации. Внедрение беспилотных авиационных систем в повседневную эксплуатацию потребует опережающего развития инфраструктуры взлетно-посадочных площадок, аэродромов, вертодромов и перспективных дронопортов, предоставляющих наземное и техническое обслуживание беспилотных авиационных систем, а также инфраструктуры для целей интеграции беспилотных воздушных судов в единое воздушное пространство Российской Федерации в районах и на маршрутах их применения. При этом необходимо обеспечить оптимальный баланс обязательных государственных требований, скорости и стоимости процедур их подтверждения, при котором безопасность полетов и авиационная безопасность будут поддерживаться на приемлемом уровне, а эффективность применения беспилотных авиационных систем способствовать ускоренному развитию рынка. Учитывая разнообразие компетенций, применимых в отрасли беспилотных авиационных систем, система подготовки кадров в Российской Федерации должна содержать полный комплекс необходимых образовательных модулей с их включением в образовательные программы общего образования, дополнительного образования детей, среднего профессионального и высшего образования, а также соответствующую образовательную инфраструктуру, что в совокупности должно обеспечивать отрасль квалифицированными и мотивированными кадрами. Ключевыми направлениями развития беспилотной авиации являются следующие направления: "Стимулирование спроса на отечественные беспилотные авиационные системы", включающее создание конкурентоспособных российских беспилотных авиационных систем, принимая во внимание опыт и стандарты Международной организации гражданской авиации; "Разработка, стандартизация и серийное производство беспилотных авиационных систем и комплектующих", в том числе в рамках создания крупных производственных центров, обеспечивающих разработку и внедрение новых технологий в области беспилотных авиационных систем; "Развитие инфраструктуры, обеспечение безопасности и формирование специализированной системы сертификации беспилотных авиационных систем"; "Подготовка кадров для отрасли беспилотной авиации"; "Фундаментальные и перспективные исследования в сфере беспилотных авиационных систем". В соответствии с базовым сценарием целевыми значениями показателей развития отрасли беспилотной авиации к 2030 году являются: объем российского рынка беспилотных авиационных систем, выражающийся в прямом спросе, а также спросе на такие системы в рамках оказания услуг с учетом образовательных беспилотных авиационных систем в период 2023 - 2030 годов нарастающим итогом - более 1 млн. В рамках Стратегии предусмотрено создание системы подготовки специалистов для эксплуатации беспилотных авиационных систем, относящихся к категории авиационного персонала, в том числе лиц, эксплуатирующих беспилотные воздушные суда массой более 30 килограммов внешних пилотов , на базе сертифицированных уполномоченным органом в сфере гражданской авиации авиационных учебных центров. Достижение установленной цели и целевых значений показателей развития отрасли будет обеспечено за счет комплексного решения задач по ключевым направлениям развития отрасли. Мероприятия и целевые индикаторы реализации Стратегии Целевые индикаторы Стратегии достигаются в результате реализации национального проекта "Беспилотные авиационные системы" и мероприятий входящих в него федеральных проектов.
По предварительной информации, пострадавших нет. В Белгородской области осколки сбитого беспилотника повредили кровлю и выбили стекла в частном доме, заявил глава региона Вячеслав Гладков. Пожарными расчетами очаг возгорания оперативно ликвидирован, — написал глава региона.
Российские беспилотники: летим к триллиону
Помимо этого Михайлов думает, что сейчас стали появляться дальнобойные дроны. Их сбивать, как утверждает отставной генерал-майор ФСБ, небезопасно. Внутри у таких аппаратов находится взрывчатое вещество. Однако военный эксперт советует не поддаваться панике. Он считает, что шанс пострадать от беспилотника крайне мал.
А если ты сбиваешь беспилотник, то уничтожаешь техническое средство доставки взрывчатого вещества. Но если говорить об угрозах и вызовах, по большому счету нас в данном случае поражают возможности Украины. А беспилотник, ну чего, он прилетел. Вероятность пострадать от беспилотника значительно меньше, чем от удара электрическим током или от автомобиля, — резюмирует Александр Михайлов.
Напомним, что произошло. Беспилотник атаковал Татарстан около 11 утра 17 апреля. В тот же день три аэропорта Татарстана массово задерживали свои рейсы из-за закрытого воздушного пространства над Казанью и Набережными Челнами. Позже в Росавиации заявили, что такое решение было принято «для обеспечения безопасности полетов».
Атаку дрона подтвердил глава Елабужского района Рустем Нуриев. Он заверил, что ситуация находится под контролем.
Только за ночь системы ПВО уничтожили 25 дронов. В Белгороде один дрон врезался в здание мэрии пострадали шесть человек , второй упал на крышу торгового центра. В Орловской области из-за двух беспилотников загорелся резервуар нефтехранилища, из двух соседних домов эвакуировали 17 человек. В тот же день, кроме прочего, в Курской и Белгородской областях, по данным ФСБ, диверсанты предприняли попытки прорыва госграницы. В ходе двух неудавшихся атак они понесли значительные потери: 100 диверсантов были убиты, а шесть их танков, самоходная артиллерийская установка САУ Caesar и 20 бронемашин были уничтожены. Почему атаки беспилотников участились именно сейчас?
Кремль связал активность украинских дронов с предстоящими президентскими выборами. Как указал президент РФ Владимир Путин, цель участившихся атак беспилотников — помешать «нормальному процессу волеизъявления граждан». Также политик уверен, что, используя дроны, Киев пытается «получить какой-то шанс, какой-то аргумент, какой-то козырь в возможном будущем переговорном процессе». Кроме того, частые прилеты могут служить одним из методов психологического давления на РФ. Такое мнение в беседе с «Постньюс» выразил эксперт Бюро военно-политического анализа Николай Костикин.
Все это есть в программе. Если она будет реализована, эти цифры вырастут. Все те намерения, которые задекларированы в программе, — хорошее подспорье», — считает Муниров. Развитию отрасли также будут способствовать снятие запретов и легализация использования беспилотников, считают эксперты. После отмены ограничений по использованию БПЛА рынок ждет взрывной рост, говорит Данилов, и к этому надо подготовиться.
Он отмечает, что на уровне регионов чаще всего нет понимания и сформированной потребности в применении беспилотников. Когда доходит до сбора потребностей и спроса, возникают проблемы, потому что им сложно сформулировать свои потребности», — сообщил Ряшин «Ведомостям». С потенциальными заказчиками, считает он, нужно вести «глубокую просветительскую работу» и показывать, каким образом беспилотники могут быть использованы в их отраслях. О необходимости обучения и подготовки специалистов, которые понимают функциональность БПЛА и умеют применять их в своей отрасли, говорит генеральный директор «Агримакс. Чтобы добиться результата, необходимо изменение самого технологического уклада в сельском хозяйстве, отмечает он. Новый уклад подразумевает разработку современных агротехнологий, внедрение новых препаратов для защиты растений, иных способов сева и обработки, сбора урожая. Компания Чижова запустила проект «Агроаэрокадры», в котором участвуют 256 учебных заведений страны, готовящих специалистов для сельского хозяйства. Они намерены обеспечить к 2027-2030 гг.
Все находившиеся на его борту 233 человека 226 пассажиров и 7 членов экипажа выжили, 74 из них получили травмы различной степени тяжести.
Воздушное судно было повреждено и восстановлению не подлежало. Если оно взорвется в носу самолета — это приведет к гибели экипажа, и самолет потеряет управление. Если попадет в двигатель, то произойдет взрыв, — отметил Сытников. Например, в той части самолета, где не предусмотрена система пожаротушения. RU — Если речь идет о столкновении с небольшим беспилотником, вес которого составляет несколько сотен грамм, — дело обойдется лишь повреждениями, которые после посадки быстро устранят. Стоит ли бояться путешествовать самолетом Эксперты уверены, что вероятность аварий с дронами крайне мала, поскольку самолеты летают на высоте, где БПЛА невозможно использовать. Мизерный риск появляется только при наборе высоты и снижении. RU — Страх — это категория нерациональная. Если человек боится, то нужно изучать статистику.
Например, за прошлый год в гражданской авиации России при регулярных перевозках не погибло ни одного пассажира — это хороший показатель на фоне большого количества полетов.
СМИ Украины сообщили об уничтожении самолетов на ростовском аэродроме. В России это отрицают
СМИ: самолет "Самара - Москва" атаковал беспилотник 5 мая 2023 года | Вооруженные силы Украины (ВСУ), помимо обычных беспилотных летательных аппаратов, используют и переделанные в беспилотники легкомоторные самолеты. |
Над Кубанью и Крымом сбиты 68 беспилотников | Последние новости о беспилотных летательных аппаратах (БПЛА). |
Регионы России ночью вновь атаковали беспилотники: Минобороны отчиталось о восьми сбитых БПЛА | Беспилотные расчеты десантников ВС РФ поразили три украинских самоходки и два танка на правом берегу Днепра в Херсонской области, рассказали в Минобороны. |
«Пришли, запустили и ушли»: кто и откуда направляет боевые дроны вглубь России? | Члены правящего на севере Йемена движения "Ансар Алла" (хуситы) утверждают, что атаковали британское судно Andromeda Star в Красном море. |
Российские войска ударили по складам с беспилотниками ВСУ
читайте последние и свежие новости на сайте РЕН ТВ: Российские ПВО сбили беспилотник ВСУ в Белгородской области Систему защиты объектов от атак дронов "Пятница" создали в России. отмечает автор канала. Почти 70 беспилотников попытались атаковать российский регион.
Воздушная тревога: массовую атаку беспилотников пережила Россия минувшей ночью
На Кубани рассказали о последствиях атаки беспилотников ВСУ | Пример – космический челнок «Буран», это тоже ведь беспилотный летательный аппарат. |
Воздушная тревога: массовую атаку беспилотников пережила Россия минувшей ночью | Члены правящего на севере Йемена движения "Ансар Алла" (хуситы) утверждают, что атаковали британское судно Andromeda Star в Красном море. |
А как же ПВО? Беспилотники атакуют российские аэродромы | Боец ВС России из Узбекистана сбил украинский беспилотник вещмешком. |
Киев запустил 66 дронов по нефтезаводам и инфраструктуре Краснодарского края - Парламентская газета | Происшествия - 14 октября 2023 - Новости Сочи - |
В Сеть утекли уникальные кадры: ВСУ превратили «Летучую лисицу» в боевой дрон
31 октября 2023, Национальный проект «Беспилотные авиационные системы» Андрей Белоусов обсудил с регионами поэтапное открытие неба для использования беспилотников. Интерфакс: Беспилотник ВВС США MQ-9 Reaper разбился недалеко от побережья Йемена в пятницу, сообщил телеканал CBS со ссылкой на американского военного чиновника. «Сегодня ночью киевский режим предпринял попытку масштабной террористической атаки на объекты в Краснодарском крае с помощью беспилотных летательных аппаратов.
Все новости по тегу: «БПЛА»
«Сегодня ночью киевский режим предпринял попытку масштабной террористической атаки на объекты в Краснодарском крае с помощью беспилотных летательных аппаратов. Минобороны заявило об ударе по цеху беспилотников ВСУ и 299 сбитых дронах. Под беспилотными авиационными системами понимается комплекс взаимосвязанных элементов, включающий в себя одно беспилотное воздушное судно или несколько таких судов, средства обеспечения взлета и посадки, средства управления полетом одного. Украинские СМИ сообщили об "уничтожении" восьми самолетов в результате атаки БПЛА на аэродром Морозовск в Ростовской области в ночь на 5 апреля. Пример – космический челнок «Буран», это тоже ведь беспилотный летательный аппарат. Беспилотные авиационные системы вертолетного типа обладают высокой удельной грузоподъемностью и отличной маневренностью.
«Пришли, запустили и ушли»: кто и откуда направляет боевые дроны вглубь России?
Наибольший потенциал для их применения — в отраслях сельского хозяйства, в строительном надзоре, создании и обновлении геопространственных баз данных и логистике доставка грузов в труднодоступные районы. БПЛА уже применяются для инспекции состояния энергосетей, при экологическом контроле и в картографии, отмечается в сообщении правительства. Использование аппаратов позволило сократить сроки проверок сетей в пять раз. По мнению гендиректора и основателя компании «Флай Дрон» Никиты Данилова, первоначальными драйверами роста гражданской беспилотной авиации станут государственные структуры и крупные компании ТЭКа, заинтересованные в проведении воздушных съемок и мониторинга своих объектов при помощи беспилотников. Их применение будут расширять сельхозпредприятия. В дальнейшем к ним присоединятся компании логистической, транспортной отраслей и медиа, прогнозирует Данилов. Дополнительным стимулом для отрасли БАС, по мнению основателя «Флай Дрон», должно стать развитие цифровых платформ, обеспечивающих интеграцию беспилотников в единое воздушное пространство с пилотируемыми воздушными судами. Такие платформы будут координировать работу заказчиков и исполнителей работ, выполняемых при помощи дронов. Чтобы достичь целей стратегии, нужны десятки миллиардов рублей ежегодно «в виде заказов на беспилотники и услуги», а ближе к 2030 г. Это объем финансирования с учетом заказов, господдержки и субсидирования, вложений в проекты по импортозамещению на новые НИРы, ОКРы и производства, подчеркнул он в разговоре с «Ведомостями».
Сам факт принятия правительственной программы можно назвать «позитивным моментом». Но в перспективе она может быть неоднократно пересмотрена под влиянием внешних обстоятельств, считает Данилов. Основными препятствиями для развитии отрасли БАС в России может стать отсутствие проработанной нормативно-правовой базы и избыточные регуляторные запреты, вводимые де-юре для обеспечения безопасности, уточнил эксперт.
Это нужно для того, чтобы в спокойном режиме убедиться, что взлтено-посадочная полоса не получила серьезных повреждений. Если всё в порядке, в четверг аэропорт возобновит свою работу в штатном режиме», - уточнил губернатор.
Зачем на дорогах, ведущих к аэропорту Пскова, поставили блок-посты? Среди одной из причин официально называется и такая: с первых минут атаки нашлось достаточно много зевак, которые решили приехать и поближе поснимать происходящее. В связи с этим, полиция Пскова поднята по тревоге в том числе для безопасности земляков. Что сейчас происходит в аэропорту Пскова после атаки беспилотников Губернатор Псковской области Михаил Ведерников выступил перед жителями по итогам заседания оперативного штаба на месте ЧП в аэропорту. Он отметил, что масштаб разрушений уточняется, жертв нет.
Все оперативные службы работают на месте, в ходе оперативного штаба намечен первоначальный план действий. Погибших и пострадавших нет, сейчас все очаги пожара локализованы, производится проливка конструкций. Сил и средств достаточно», - также сообщили в МЧС.
Но в результате одной из последних модификаций он даже научился поражать живую силу и технику противника. Боекомплект включает в себя четыре осколочно-фугасные снаряда. Более того, по словам его создателей, аппарат содержит гражданские комплектующие, что позволило значительно удешевить аппарат.
Видео с дрона размещено в Telegram-канале Fighterbomber. На опубликованных кадрах видно, что оператор дрона осуществлял наблюдение за местностью. В какой-то момент в его поле зрения попали два совершающих маневр Су-25.
СМИ Украины сообщили об уничтожении самолетов на ростовском аэродроме. В России это отрицают
Эксперт из рабочей группы «Аэронет» и руководитель компании «Аэрокон», специализирующейся на производстве беспилотных комплексов, подчеркнул, что превращение легкомоторного пилотируемого самолета в беспилотник не представляет особых сложностей. По его словам, основное отличие беспилотника от пилотируемого самолета заключается в том, что управление осуществляется не человеком, а механизмом. Для этого устанавливаются гидроуселители, электрические приводы и контроллер, управляющий всеми функциями.
По словам губернатора, оперативные службы ликвидируют возгорания в результате падения БПЛА. Ошибка в тексте?
Толстого, 16 далее — Яндекс Сервис Яндекс Метрика использует технологию «cookie». Собранная при помощи cookie информация не может идентифицировать вас, однако может помочь нам улучшить работу нашего сайта. Информация об использовании вами данного сайта, будет передаваться и храниться на сервере Яндекса в Российской Федерации.
Тем не менее, стоит отметить, что заметно менее экономичные нежели бензиновые двигатели малогабаритные ТРД заметно сократят радиус действия новых «Гераней» с 2000 до 600 — 850 км. Но даже этих показателей будет вполне достаточно для осуществления массированных рейдов на тыловые логистические узлы ВСУ в центральных и западных областях Украины. На первый взгляд, оснащение дронов «Герань-2» турбореактивными двигателями предполагает заметное увеличение инфракрасной сигнатуры данных БПЛА в связи с появлением инфракрасного излучения от высокотемпературной реактивной струи, исходящей из сопловых блоков ТРД. Тем не менее, на первом видеоматериале натурных испытаний данного БПЛА можно обратить внимание, что конструкторы придали хвостовому отсеку с сопловым блоком компоновку типа «бобровый хвост» с верхнеориентированным срезом, а возможно и дополнительным охладительным контуром, заполняемым набегающим аэродинамическим потоком через специализированные воздуховоды, сопряженные с воздухозаборниками в передних кромках крыла. Как следствие, инфракрасная сигнатура данной версии БПЛА «Герань-2» может лишь незначительно превосходить показатели бензиновой модификации с двухтактным двигателем MD550.