Новости транзит газа через украину когда закончится

Транзит российского газа через Украину будет остановлен. Россия будет принимать решение о продолжении транзита газа в Европу по территории Украины в первую очередь с учетом такого фактора, как наличие спроса среди потребителей. Украина не намерена продлевать договор о транзите российского газа, который истекает в конце следующего года, заявил глава "Нафтогаза" Алексей Чернышов. Транзит российского газа через Украину после 2024 года может быть продолжен только по договоренности с импортерами, заявил телеканалу Vocea Basarabie посол Украины в Молдавии Марко Шевченко.

Российские нефть и газ до сих пор проходят через Украину транзитом. Как это возможно?

В Евросоюзе заявили, что не будут продлевать соглашение о транзите российского газа через Украину. После 2024 года, когда завершится действующий пятилетний транзитный контракт, контракт продлен не будет. Пятилетнее соглашение на транзит российского газа, напомним, принесло Украине около 7 млрд долларов, о чем в 2019 году заявлял президент страны Владимир Зеленский. Первый вариант предполагает полное прекращение транзита газа через Украину со стороны «Газпрома», что может привести к сокращению поставок газа в ЕС, если не будут запущены в эксплуатацию оставшиеся транспортные пути. Кто именно лишится российского газа, если транзит через Украину будет остановлен полностью?

Подписывайтесь на Русскую службу The Moscow Times в Telegram

  • Альтернативы нет
  • Прокачка прав
  • Отключить Украину от газа не получится / «Компания»
  • Страшный сон Европы: СВО вынуждает «Газпром» разорвать транзитный контракт с Украиной
  • Правила комментирования
  • В чем Украина обвинила Россию (опять)

Страшный сон Европы: СВО вынуждает «Газпром» разорвать транзитный контракт с Украиной

Некоторые западные обозреватели называют это лицемерием. Более того, Украина продолжает повышать тарифы на транзит нефти, хотя это невыгодно западным покупателям. Дело в том, что дополнительные поборы входят в конечную стоимость топлива, потому что поставщикам нужно компенсировать новые затраты. В итоге цены на российские нефть и газ для восточно-европейских покупателей растут.

Российские эксперты считают , что таким образом Киев шантажирует потребителей. Тем приходится соглашаться на худшие условия, потому что закупать нефть из других каналов для них все равно будет дороже. Может ли транзит остановиться?

За время СВО Украина уже приостанавливала транзит российской нефти по своей территории. В ноябре прокачка по трубопроводу «Дружба» остановилась , потому что Россия не могла провести оплату услуг. Совершить транзакцию не получалось из-за санкций, но уже через неделю проблема решилась , и транзит продолжился.

Газовый договор с Украиной действует до 2024 года. Пока неясно, собираются ли стороны продлевать его. В российском МИДе заявляли , что готовы продолжить прокачку через Украину.

Главное, чтобы ГИС в стране продолжали работать, а в Европе был спрос на газ. Киев, в свою очередь, отмечал , что отказаться от транзита не может. Все потому, что Украина хочет сохранить доходы и выполнить обязательства перед европейскими партнерами.

В Киеве считают, что принимать решение об остановке транзита должны получатели российского газа. Одновременно с этим Украина предлагает ЕС запретить поставлять российский газ в обход своей территории.

Выходит, сама Россия спонсирует своего противника? У Киева положение ничуть не лучше, ведь он помогает транспортировать в Европу продукцию «Газпрома», а прибыль компании также частично идет на содержание и модернизацию российской армии. Этот пример наглядно демонстрирует, что такое вооруженный конфликт между соседними странами в эпоху глобализации.

По масштабу бои на юго-востоке Украины вполне сопоставимы со сражениями времен Великой Отечественной войны: совокупно в них участвуют сотни тысяч солдат, линия фронта растянулась на тысячу километров. Но даже в этих условиях стороны не готовы в один миг отказаться от совместного прибыльного бизнеса. С другой стороны, СВО все же вносит существенные коррективы в реализацию транзитного договора, который Киев и Москва стараются соблюдать. Первый камень преткновения появился два месяца назад, когда Украина отказалась принимать топливо на газоизмерительной станции ГИС «Сохрановка». Причиной тому стали «форс-мажорные обстоятельства»: Киев утратил контроль над территорией, где расположена компрессорная станция «Новопсков».

Кроме того, 9 мая украинский оператор зафиксировал несанкционированный отбор транзитного газа, который якобы был переправлен в трубопроводы на территории ДНР и ЛНР. Тогда почему «форс-мажорные обстоятельства» возникли с задержкой в два месяца? Подобные схемы уже использовались в Донбассе до 2017 года, когда целые градообразующие предприятия группы компаний «Метинвест» на неподконтрольных Киеву территориях продолжали работать в украинском правовом поле и платить налоги в украинский бюджет.

Межправительственным соглашением особо оговаривалось, что транзитный газ «не подлежит распределению среди населения Украины», в случае недопоставки газа в третьи страны по вине Украины Российской Федерации должны были полностью возмещаться все понесённые в связи с этим убытки, Украина не имела права реэкспортировать полученный из России природный газ [1]. В июне 1993 года были утверждены новые цены на газ и транзит с переходом к расчётам в долларах США [15]. До июня этого года 1000 кубометров стоили 15 600 руб. Транзит 1000 м3 на 100 км до июня 1993 года обходился в 180 руб.

В феврале 1994 года было подписано новое межправительственное соглашение на 10 лет [16]. Соглашением определялся объём поставок на Украину 50.. Коммерческие аспекты предполагалось согласовывать ежегодно в рамках контрактов «Укргазпрома» и «Газпрома». Соглашение отдельно оговаривало широкие возможности для бартерных сделок. Оговаривался запрет реэкспорта и связанность расценок транзита и газа. В конце 1997 года правительство Украины на базе «Укргазпрома» и «Укрнефти» создало холдинг « Нафтогаз Украины ». В 2002 году было заключено «Соглашение между правительством Российской Федерации и кабинетом министров Украины о стратегическом сотрудничестве в газовой отрасли» [17].

Задолженность[ править править код ] Однако Украина не имела средств для оплаты поставок, росла задолженность за поставленные энергоресурсы. Эта задолженность оформлялась в виде так называемых технических кредитов — межгосударственных кредитов, предоставляемых для закупки определённых товаров. Они могли погашаться бартером либо оформлялись как госдолг. К концу 1992 года долг достиг 227 млрд рублей [1] [2]. Зимой 1992—1993 годов состоялся ряд межправительственных контактов, в результате которых технические кредиты были преобразованы в госдолг Украины и был разработан план их погашения до 1999 года. Однако проблема неплатёжеспособности Украины не была решена, и к августу 1993 года ситуация обострилась настолько, что поставки газа на Украину были ограничены на несколько дней. Но уже 26 августа РАО «Газпром» вновь заявило о 25-процентном сокращении поставок природного газа на Украину в связи с непрекращающимся ростом украинской задолженности.

Сокращение поставок газа, однако, оказалось малоэффективным механизмом обеспечения возврата долгов. В связи с тем, что основная часть транзитного маршрута к европейским потребителям проходила по территории Украины, это позволяло украинской стороне беспрепятственно осуществлять несанкционированный отбор российского экспортного газа на собственные нужды [1]. В октябре 1993 года «Газпром» предложил погасить долги Украины путём долгосрочной аренды ряда объектов украинской газотранспортной системы. Украинская сторона, однако, не желала соглашаться на это предложение, так как это могло поставить страну в крайне сложное положение в случае нового прекращения подачи газа [1]. В феврале 1994 года после длительного обсуждения было подписано ключевое для газовой отрасли соглашение. В качестве основных исполнителей по реализации экспорта газа на Украину и его транзита по украинской территории в нём были названы РАО «Газпром» и производственное объединение «Укргазпром». Особенно подчёркивалось, что объёмы экспортного газа, поступающего на территорию Украины и выходящего с её территории, должны совпадать [1].

Март также начался с заявления РАО «Газпром» об остановке подачи газа на Украину в связи с тем, что задолженность Украины за газ превысила 1 трлн рублей. Украина вновь отвергла возможность оплаты объектами газотранспортной системы [1] [18]. По итогам 1994 года компания так и не добилась возврата долгов за энергоносители, которые к тому моменту приближались к двум миллиардам долларов. Наоборот, по итогам межправительственных переговоров в ноябре 1994 года Украина получила гарантии поставок газа на декабрь и на весь следующий год. Причиной такого поворота событий послужило намерение украинской стороны уступить в споре о зарубежных активах бывшего СССР [1]. В декабре 1994 года между Россией и Украиной после длительных споров было подписано соглашение об урегулировании вопросов правопреемства в отношении долгов и активов бывшего СССР. Украинская сторона согласилась на так называемый «нулевой вариант», при котором Россия брала на себя обязательства по оплате всех долгов бывшего СССР, но при этом оставалась единственным владельцем всей советской заграничной собственности [2].

В начале 1995 года прошла серия прямых переговоров между украинским правительством и РАО «Газпром». Стороны договорились о реструктуризации долга Украины путём выпуска государственных облигаций с рассрочкой платежей на 12 лет и их передачи «Газпрому». Тогда же в Киеве на межправительственном уровне был поднят и вопрос о реструктуризации задолженности Украины по государственным кредитам, выданным Россией в 1993 и 1994 годах [2]. Осенью 1995 года на Украине разгорелся очередной топливно-энергетический кризис, связанный с приближением отопительного сезона. Более чем 50-процентное отсутствие оплаты за энергоресурсы внутренними потребителями автоматически увеличивало внешние долги Украины, в первую очередь, перед Россией. В связи с этим украинское руководство предприняло попытку развести оплату импортируемого из России газа и плату за транзит топлива в Европу. Это, однако, не решило проблемы долгов: контрагенты были также ненадёжны, а взыскивать долги с них было гораздо труднее.

К примеру, известность получило дело компании Юлии Тимошенко Единые энергетические системы Украины , задолженность которой в размере более 400 млн долларов так и не была погашена [19] [20]. Бартерные схемы[ править править код ] Огромное значение для российско-украинских отношений имело подписание комплекса соглашений о Черноморском флоте и Договора о дружбе, сотрудничестве и партнёрстве в мае 1997 года. Согласно достигнутым договорённостям, Россия получила в аренду на 20 лет несколько бухт в Севастополе и Феодосии, причём внесение арендной платы за пользование объектами флотской инфраструктуры было связано с погашением украинской задолженности за энергоносители [2]. К концу 1997 года правительство Украины приняло принципиальное решение об объединении нефтяного и газового секторов путём создания на базе «Укргазпрома» и «Укрнефти» холдинга « Нафтогаз Украины ». Одновременно, несмотря на многочисленные протесты российских чиновников и представителей газовой отрасли, Украина продолжала несанкционированный отбор газа сверх установленных объёмов. Так, по данным РАО «Газпром», только в декабре 1997 года Украина превысила допустимый лимит отбора газа на 660 млн кубометров, что в денежном выражении составило 48 млн долларов [1]. В начале 1998 года Россия и Украина разработали и подписали детальную программу экономического сотрудничества на период с 1998 по 2007 годы, которая предоставляла российским компаниям возможность принять участие в приватизации украинского энергетического комплекса путём приобретения акций формировавшегося «Нафтогаза Украины».

Вскоре, однако, в России наступил период «правительственной чехарды», закончившийся приходом на пост главы правительства Владимира Путина. Вследствие этого в 1999 году ОАО «Газпром» оказалось в центре внутриполитических событий, и вопрос о возврате долгов Украины за газ временно отошёл на второй план [1]. В 1999—2001 годах Украина передала России в счёт урегулирования задолженности за природный газ доставшиеся ей в наследство от СССР восемь стратегических бомбардировщиков Ту-160 , три Ту-95МС , около 600 крылатых ракет, стоявших на вооружении дальней авиации, а также наземное оборудование. Таким образом Украине удалось погасить 285 млн долларов из долга за поставленный российский газ. Разделение оплаты транзита и покупки газа[ править править код ] Средние цены импорта газа в Германии, долл. О справедливости этой фиксированной цены высказывались диаметрально противоположные мнения. Президент России Владимир Путин , например, в середине 2000-х заявлял, что Россия в течение 15 лет ежегодно спонсировала Украину на три-пять миллиардов долларов за счёт дешёвых энергоносителей.

Президент Украины Виктор Ющенко , однако, тогда же утверждал, что Россия на протяжении 1990-х поставляла Украине газ по ценам выше среднеевропейских. При этом статистика импорта газа в Германию показывает, что лишь в 1999 году цена импорта газа в Германию опускалась ниже 80 долларов за 1000 м3. Так или иначе, но эта схема оплаты за газ, далёкая от рыночной, устраивала и украинскую промышленность, и «Газпром» [3]. Если здесь откачают миллиард кубометров — это же ничтожная доля», — заявил президент Украины Леонид Кучма в интервью журналу «Spiegel» в 2000 году. Это заявление вызвало скандал в России [3]. По этому соглашению Украина получала примерно 30 млрд м3 в год. Летом 2004 года было подписано очередное соглашение к контракту между «Газпромом» и «Нафтогазом», продлевающее эти условия на 5 лет, до 2009 года.

Воспользовавшись ростом мирового спроса на продукцию чёрной металлургии, наличием свободных мощностей и поставками дешёвых российских энергоносителей, металлургические предприятия Украины смогли существенно нарастить объёмы выпуска экспортоориентированной продукции, что привело к экономическому оживлению в промышленных регионах Востока [27]. Именно в Киеве предполагалось разместить органы управления Единым экономическим пространством. Масштабный характер стало приобретать сотрудничество Украины и России в высокотехнологичных отраслях, разрабатывались крупные проекты, в том числе и по совместному использованию газотранспортной системы. Все социально-экономические прогнозы обещали стране стабильное развитие и высокую динамику экономического роста [28]. В конце 2004 года на Украине состоялись президентские выборы.

Одновременно с этим украинские власти требуют, чтобы страны Запада разорвали экономические отношения с Россией и ужесточили санкционное давление. Такую ситуацию журналисты назвали сюрреалистичной. Причинами такого решения Washington Post называет желание Киева продолжить получать доходы от транзита, а также зависимость ряда европейских стран от российских энергоресурсов.

Украина прекратит транзит российского газа в Европу: кто кого наказал?

Будет ли газ из России поступать из России транзитом через Украину? Решение Украины не продлевать соглашение с Россией о поставках газа после 2024 года нанесет большой урон странам Евросоюза. Пятилетнее соглашение на транзит российского газа, напомним, принесло Украине около 7 млрд долларов, о чем в 2019 году заявлял президент страны Владимир Зеленский. Но когда транзит газа сокращается, Украина не может брать много топлива по старой схеме со скидками, за счёт взаимозачётов по транзитным тарифам.

Отключить Украину от газа не получится

Однако не все так просто. В 2019 году Европарламент утвердил поправки в Газовую директиву ЕС , которые запрещают компании-владельцу морского газопровода монопольно поставлять по нему газ. Чтобы обойти это ограничение, в июне швейцарская компания-оператор Nord Stream 2 AG подала заявку на регистрацию в качестве независимого оператора газопровода. Но шансов, что ее признают таковой, немного.

Это значит, что из потенциальных 55 млрд кубометров газа в год Евросоюз позволит «Газпрому» прокачивать по этой трубе только 27 млрд. Кроме того, по недавнему соглашению с США о поддержке украинского газового транзита Германия обязалась побудить Россию к продолжению этого транзита после 2024 года еще на пять лет. Лоббистом со стороны Берлина назначен спецпредставитель Георг Граф Вальдерзее, принимавший участие в подготовке ныне действующего договора с Украиной.

Внушает опасения и энергетическая политика преемника Ангелы Меркель на посту канцлера: если им станет лидер немецких «Зеленых» Анналена Бербок, отношение Берлина к «Северному потоку — 2» может ухудшиться. Так что в ближайшие годы этот газопровод и так нельзя было бы загрузить больше, чем наполовину. А в будущем оператор "Северного потока — 2" может создать на линии вирутальную точку сдачи, где газ будет менять собственника — как это делал Евросоюз с виртуальным реверсом российского газа для Украины».

Запуск «Северного потока — 2», в первую очередь, снизит загрузку польского участка газопровода «Ямал-Европа», где у «Газпрома» нет долгосрочных контрактов и обязательств, прогнозирует эксперт. Мало того, Украина и Польша будут конкурировать за 40-50 млрд кубометров транзита ежегодно. Торг вокруг Газовой директивы ЕС будет продолжаться, это не финальное решение, заявил «Компании» руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник.

Хотя Австрия смогла уменьшить свою зависимость, она по-прежнему намного выше среднего показателя по Евросоюзу. Компания OMV подвергается жесткой критике со стороны австрийского населения из-за рекордной прибыли на фоне удорожания газа. Также руководство обвиняют в слишком тесной привязанности к России.

Вследствие этого в 1999 году ОАО «Газпром» оказалось в центре внутриполитических событий, и вопрос о возврате долгов Украины за газ временно отошёл на второй план [1]. В 1999—2001 годах Украина передала России в счёт урегулирования задолженности за природный газ доставшиеся ей в наследство от СССР восемь стратегических бомбардировщиков Ту-160 , три Ту-95МС , около 600 крылатых ракет, стоявших на вооружении дальней авиации, а также наземное оборудование. Таким образом Украине удалось погасить 285 млн долларов из долга за поставленный российский газ. Разделение оплаты транзита и покупки газа[ править править код ] Средние цены импорта газа в Германии, долл.

О справедливости этой фиксированной цены высказывались диаметрально противоположные мнения. Президент России Владимир Путин , например, в середине 2000-х заявлял, что Россия в течение 15 лет ежегодно спонсировала Украину на три-пять миллиардов долларов за счёт дешёвых энергоносителей. Президент Украины Виктор Ющенко , однако, тогда же утверждал, что Россия на протяжении 1990-х поставляла Украине газ по ценам выше среднеевропейских. При этом статистика импорта газа в Германию показывает, что лишь в 1999 году цена импорта газа в Германию опускалась ниже 80 долларов за 1000 м3. Так или иначе, но эта схема оплаты за газ, далёкая от рыночной, устраивала и украинскую промышленность, и «Газпром» [3]. Если здесь откачают миллиард кубометров — это же ничтожная доля», — заявил президент Украины Леонид Кучма в интервью журналу «Spiegel» в 2000 году. Это заявление вызвало скандал в России [3].

По этому соглашению Украина получала примерно 30 млрд м3 в год. Летом 2004 года было подписано очередное соглашение к контракту между «Газпромом» и «Нафтогазом», продлевающее эти условия на 5 лет, до 2009 года. Воспользовавшись ростом мирового спроса на продукцию чёрной металлургии, наличием свободных мощностей и поставками дешёвых российских энергоносителей, металлургические предприятия Украины смогли существенно нарастить объёмы выпуска экспортоориентированной продукции, что привело к экономическому оживлению в промышленных регионах Востока [27]. Именно в Киеве предполагалось разместить органы управления Единым экономическим пространством. Масштабный характер стало приобретать сотрудничество Украины и России в высокотехнологичных отраслях, разрабатывались крупные проекты, в том числе и по совместному использованию газотранспортной системы. Все социально-экономические прогнозы обещали стране стабильное развитие и высокую динамику экономического роста [28]. В конце 2004 года на Украине состоялись президентские выборы.

Россия рассчитывала на победу Виктора Януковича, который шёл на выборы в качестве главы кабинета министров. Исходя из этого, 8 августа 2004 года было подписано дополнительное соглашение к контракту между «Газпромом» и «Нафтогазом», которым на пятилетний срок, до 2009 года, для Украины была установлена фиксированная цена на российский газ — 50 долларов за тысячу кубометров [29] [30]. Однако намерение правительства Виктора Януковича интегрировать Украину в Единое экономическое пространство стало одной из причин начала массовых протестов в Киеве [31] , в результате которых пост президента достался его оппоненту — Виктору Ющенко. Поиск Украиной путей избавления от «российской газовой зависимости»[ править править код ] Ещё в 1994 году соглашение с Россией предусматривало транзит по территории РФ на Украину среднеазиатского газа. Первые поставки туркменского газа были в основном бартерными [32]. Тариф на транзит туркменского газа через РФ был увязан с ценой транзита по Украине. В 2006 году поставки из Средней Азии прекратились в связи с ростом цен на туркменский газ, требованиями перейти на полную оплату газа живыми деньгами и ростом задолженности Украины перед Туркменией [34].

С победой Виктора Ющенко произошёл резкий крен украинской власти в сторону Запада — новый президент провозгласил евро-атлантический вектор развития страны, отказавшись от «многовекторного» геополитического курса своего предшественника Леонида Кучмы. Начался постепенный отход от идеи экономической интеграции в рамках постсоветского пространства, сопровождавшийся обострением разногласий в экономической и политической сфере с Россией [35]. Стало ясно, что времена «льгот» цена в 50 долларов за тыс. Новое украинское руководство в качестве приоритетов энергетической политики провозгласило избавление от российской газовой зависимости и поиск альтернативных источников топлива. Была выдвинута задача создания открытого и прозрачного рынка купли-продажи и транспортировки углеводородов из Каспийского региона в Европу путём диверсификации маршрутов поставок нефти и газа в обход России. По концепции украинского руководства, это позволило бы освободить Европу и союзников Украины на постсоветском пространстве от доминирования российского энергетического экспорта. Одну из ключевых ролей в решении этой задачи Украина приписывала себе — своему выгодному географическому положению, наличным транзитным мощностям и промышленному потенциалу.

С этой целью Украина участвовала в провозглашении Балто-Черноморско-Каспийского энерготранзитного пространства, проведении энергосаммитов в 2006—2008 годах. Украина продвигала строительство газопровода «Белый поток» который поставлял бы газ из Азербайджана через Грузию , подключение таким образом к проекту Евросоюза « Набукко ». Эти проекты неоднократно обсуждались с предполагавшимися источниками энергоресурсов — Азербайджаном, Казахстаном, Узбекистаном, Туркменистаном — и Грузией как государством-транзитёром [37]. Эти планы, однако, так и не превратились из деклараций в практические действия. Предлагаемый экспорт каспийской нефти и газа через Украину в Европу не был подкреплён какими-либо документами и финансированием. Попытки реализовать указанные декларативные проекты осуществлялись на фоне длительных сложных переговоров Украины с Россией по вопросам транзита и своевременной оплаты Украиной российских газовых поставок. На фоне раздоров между союзниками по украинской «оранжевой» коалиции проявились неспособность и нежелание мирно договариваться с Россией по первоочередным вопросам.

В итоге в 2006 и 2008 годах произошли два острых «газовых» конфликта, которые привели к отключению Россией поставок газа на Украину. Это значительно повысило уровень недоверия между странами [37] , крайне негативно сказалось на имидже России как надёжного поставщика энергоресурсов в Европу и Украины как транзитного государства. До 2007 года также шёл трудный диалог между Украиной и Туркменистаном. Виктор Ющенко предлагал Туркменистану заключить 20-летнее соглашение по поставкам газа на Украину, по которому государственная компания «Туркменнефтегаз» должна была бы взять на себя обязательство поставлять на Украину по 50-60 млрд кубометров газа в год. Соглашение также предусматривало возможность создания консорциума для строительства нового трубопровода по территории Туркменистана, Казахстана, России и Украины для прямого экспорта туркменского газа в Евросоюз. Обсуждение застопорилось в связи с тем, что Туркменистан потребовал от Украины перейти на оплату поставок туркменского газа в денежной форме и срочно погасить долг в 600 млн долларов по товарным поставкам в оплату туркменского газа, поставленного ещё в 2004 году. Разработка Россией альтернативных транзитных маршрутов[ править править код ] Разрабатывая альтернативные маршруты поставок газа в Европу, в марте 1993 года «Газпром» подписал в Варшаве соглашение о строительстве транзитного газопровода «Ямал — Западная Европа» через территорию Польши в обход Украины.

Газопровод был введён в строй в конце 1999 года, на полную мощность вышел в 2006 году. С 1997 года велась проработка маршрута по дну Балтийского моря. С 2005 года началось строительство проекта, известного как « Северный поток ». Прокачка газа по нему началась в 2011 году. В рамках проработки южного маршрута поставок газа в Европу в 2007 году «Газпром» начал переговоры о прокладке газопровода « Южный поток », однако в связи с негативной реакцией Евросоюза проект не был реализован. Южный маршрут поставок газа прошёл через Турцию газопровод « Турецкий поток », запущенный 8 января 2020 года [38]. Создание альтернативных маршрутов транспортировки российского газа в Европу Ямал-Европа и «Северный поток» привело к постепенному снижению объёмов газового транзита через Украину.

Несмотря на это, Украина ещё в начале 2010-х годов оставалась крупнейшим транзитным государством для поставок российского газа в Европу [3]. Газовый конфликт между Россией и Украиной 2005—2006 [ править править код ] Разрыв транзитных соглашений[ править править код ] В марте 2005 года назначенный незадолго до этого новым правительством Тимошенко председатель ГАК « Нафтогаз Украины » Алексей Ивченко предложил «Газпрому» отказаться от бартерных схем при взаиморасчётах и перейти к независимым контрактам на транзит и поставку газа. Обоснованием для разрыва действующих соглашений было желание украинской стороны повысить тарифы на транзит российского газа в Европу по территории Украины до 1,75—2 долл. Переход на денежные расчёты увеличивал прибыль «Нафтогаза», но исчезновение «недорогого бартерного газа» вело к повышению «платы за отопление и газ для населения»; кроме того, была опасность подорожания и «российского газа для промышленности». Юлия Тимошенко же в том числе, исходя из своих обещаний избирателям придерживалась политики «стабильных и посильных тарифов для населения». В декабре 2005 года уже при правительстве Еханурова именно на мартовские предложения Алексея Ивченко «Газпром» будет ссылаться, предлагая прекратить бартерные сделки и перейти на «рыночные формы взаимоотношений». Среднеевропейские цены к тому времени уже перешли отметку 150 долларов за тысячу куб.

Вице-премьер Украины Анатолий Кинах категорически отверг российское предложение, настаивая на сохранении условной бартерной цены на газ из существующих транзитных контрактов. Наступила патовая ситуация, в которой ни одна из сторон не желала соглашаться на предложения другой. Попытки Украины договориться о расширении и продлении поставок газа из Туркменистана успехом не увенчались. В середине декабря озвученная Россией цена была поднята до 220—230 долларов за тысячу кубометров цена на российский газ для Германии за вычетом транспортных издержек. Советник президента России по экономическим вопросам Андрей Илларионов назвал конфликт, разворачивавшийся между Россией и Украиной, «газовой войной», в которой Россия, по его выражению, применила против Украины «энергетическое оружие» — при этом он признавал, что прежняя цена 50 долларов за тысячу кубометров, установленная 8 августа 2004 года на срок до 2009 года являлась «очевидно субсидируемой» и к тому же была установлена «в иной политической ситуации».

Турция поможет Еще один вариант — прекращение транзита.

Можно вообще не поставлять эти объемы. Или прокачивать часть тех, что шли последний год через Украину через турецкое направление. Через Украину прокачали [в 2023 году] очень мало газа — до 15 миллиардов кубов. Через турецкое направление можно прокачивать его часть. Но, учитывая свободные мощности, я бы предположил, что перенаправить можно треть или в крайнем случае две трети от и без того маленького объема, который прокачивали через Украину. То есть весь тот объем газа, который прокачивался и прокачивается через Украину, через турецкое направление прокачать в страны ЕС невозможно.

Там просто нет столько мощностей. По сути, если и перенаправят какой-то объем, он в основном достанется Венгрии, потому что уже есть какие-то соглашения [с этой страной]. То есть Венгрия покупает где-то девять миллиардов кубов. Половина этого объема идет как раз через турецкое направление, еще половина — через Украину. Европа все равно купит Что касается ЕС, то тут двоякая ситуация. С одной стороны, есть власти Евросоюза, которым плевать.

Киев лишит Европу Газа: Газовых переговоров с Россией Не Будет

Если Украина разорвет договор о транзите газа с Россией, это спровоцирует рост цен на мировом газовом рынке. С середины 2023 года руководства Минэнерго Украины и «Нафтогаза» неоднократно и однозначно заявляли, что транзит российского газа через территорию Украины прекратится в конце 2024 года, когда истекает срок действия контракта между Москвой и Киевом. Украина не собирается продлевать договор о транзите российского газа в Европу, который истекает в конце 2024 года, транзит будет возможен после этого срока. 15.04.2024 Последние новости по тегу 'транзит газа через украину'.

Правила комментирования

  • Украина: новые возможности и риски
  • Газ нужен всем. Европейские компании найдут возможность получать российское сырье
  • Request Rejected
  • Почему Украина не перекроет транзит российского газа через свою территорию
  • «»: «Нафтогаз» отказался продлевать договор о транзите газа из РФ | 28.10.2023 | NVL
  • «Качай или плати»

Страшный сон Европы: СВО вынуждает «Газпром» разорвать транзитный контракт с Украиной

Так, у «Газпрома» была возможность переносить объёмы, которые не удалось прокачать по транзитным маршрутам, на следующий квартал. Это было удобно, потому что, например, в зимний период страны Европы потребляют больше газа, летом — меньше. По контракту, «Газпром» имеет право выбора маршрута доставки. И в ответ на это нарушение он заявил, что технически не может перенести те объёмы, которые шли через Сохрановку, на северный маршрут, через газоизмерительную станцию Суджа. Поэтому будет оплачивать только фактические объёмы прокачки», — разъяснил эксперт. Но главное, как заметил Юшков, в том, что «Газпром» на самом деле может прокачивать газ по транзиту без долгосрочного контракта. Ведь с 2020 года Украина перешла регулирование прокачки в Европу на основании законодательства Евросоюза. Но участвовать в этих конкурсах, кроме «Газпрома», некому, потому что желающих прокачивать через Украину нет.

Опять же, в законодательстве России об экспорте газа сказано прямо — трубопроводный газ экспортируется собственником газотранспортной системы, то есть «Газпромом».

Они либо сами введут санкции в отношении «Газпрома», либо делегируют эту задачу Киеву. Распределение сырьем происходит не совсем равномерно. Скажем, Вена заявила, что получила все контрактные объемы от «Газпрома» за 2023 год, с остальными неизвестно. Братислава потеряет еще и доходы от транзита, поскольку точка сдачи-приемки газа, где право собственности переходит от «Газпрома» к европейским компаниям, находится в Австрии — на газовом хабе Баумгартнер. Этим странам придется искать газ сжиженный природный где-то на мировом рынке и платить соседям на континенте, имеющим выход к морю. Причем неизвестно, хватит ли у последних инфраструктурных мощностей для регазификации и транспортировки, чтобы принять нужные объемы сырья, а затем доставить вглубь Европы. Кроме того, ситуация отразится на ценах: в какой-то степени они вырастут для европейцев.

Даже несмотря на то, что в ЕС мы поставляем немного: в 2023 году - 29 млрд кубометров, из которых 14,5 млрд — по украинскому маршруту. Часть денег уходит на обеспечение деятельности украинской ГТС, часть поступает в бюджет страны. Соответственно, газотранспортную систему придется каким-то образом перестраивать, а это дело затратное. Плюс, остановка прокачки в Европу снизит роль, значение Украины как страны-транзитера. Что касается России, она потеряет крупный рынок сбыта, всегда готовый принять ее природный газ и остро нуждающийся в нем.

Причина ясна - мы... Мы ждем позиции "Газпрома" или властей России. Украина открыта к любой ситуации в плане транзита, потому что в настоящее время природный газ транзитом идет через Украину в Молдавию, включая Приднестровье", - сказал дипломат. По его мнению, транзит может продлиться, если заинтересованные страны сами заключат контракт с российской компанией о поставках, а с украинской стороной - о транзите.

Украина анонсировала отказ от контракта с Газпромом. Украина не будет вести переговоры о продлении контракта на транзит газа с Россией после его завершения. Украина отказалась вести переговоры с Россией по вопросу продления контракта на транзит газа в европейские страны.

Киев не будет предлагать "Газпрому" продление контракта о транзите газа

С 7 января транзит российского газа через территорию Украины был прекращён полностью. Вопрос: Хотели бы попросить Вас прокомментировать информацию бывшего главы австрийской нефтегазовой компании «ОМV» о том, что Украина не продлит соглашение о транзите газа с Россией после 2024 года. На будущее транзита нашего газа через Украину также могут повлиять политические и социальные настроения в Европе, которые находятся под серьезным давлением со стороны США. Решение Украины не продлевать соглашение с Россией о поставках газа после 2024 года нанесет большой урон странам Евросоюза. Таким образом, сама возможность поставок российского газа через территорию Украины не снята с повестки дня.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий