Федеральный закон от 24.07.2023 N 369-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О национальной платежной системе".
Почему это важно
- Когда в России появятся отечественные платежные терминалы: названы сроки - Hi-Tech
- В чем заключается процесс цифровизации банков
- Аналитика и комментарии
- Зачем нужен цифровой рубль
- Аитов: В чём главный смысл создания новой платёжной системы?
Прозрачность и финтех: как с точки зрения технологий устроен современный банкинг
ведущие эксперты о будущем платёжных систем. Благодаря этой технологии из цепочки безналичных расчетов исключат платежные системы и других участников, что позволит удешевить транзакции за счет экономии на комиссиях. Один из главных трендов банковский финансовых технологий последних лет, который стал особенно актуален в 2022-2023 годах в связи с уходом Visa, Mastercard, Apple Pay и Google Pay из России, — это бесконтактные платежи. Появление и распространение новых микроконтроллеров, обладающих более высокой производительностью и большей памятью в сравнении с элементами безопасности, используемыми в обычных банковских картах, а также средства токенизации платежных.
Аитов: В чём главный смысл создания новой платёжной системы?
В 1990-е гг. Но если до 2010-х гг. Банки и платежные системы утратили монополию на проведение платежей, и в обиход прочно вошли QR-коды и мобильные кошельки, а банковские карты перешли в токенизированный формат. Причем оплата токенизированными картами быстро прижилась в тех странах, где на момент появления технологии токенизации были широко распространены пластиковые карты. Что же касается финансовых организаций, для них все осталось по-прежнему — изменился только пользовательский опыт. В странах, где была велика доля наличных, одним из основных способов оплаты стал QR-код.
Платежи через QR-код не требуют больших вложений в инфраструктуру, поэтому весьма привлекательны для ритейлеров. При оплате даже не требуется платежный терминал: его может заменить мобильный телефон или просто код, распечатанный на бумаге. Эта технология шире всего применяется в странах Азии, например в Китае, Индонезии и Малайзии. В отличие от токенизированных карт, QR-коды не просто сформировали новый клиентский опыт, а изменили баланс сил в отрасли платежей. В странах, где они стали преобладающим способом оплаты, возникли и продолжают активно развиваться замкнутые closed-loop экосистемы.
В подобных экосистемах деньги попадают со счета клиента-плательщика непосредственно на счет компании-получателя, минуя таких посредников, как платежные системы, а зачастую и традиционные банки. Крупные экосистемы, например WeChat, Alipay и OVO, работают не только в банковской, но и в других отраслях, таких как розничная торговля или логистика. Другие компании пытаются им подражать, но создать замкнутую экосистему весьма дорого: затраты могут превысить 30 млн долл. Причем для продвижения такой экосистемы придется развивать бренд финансовой организации и субсидировать платежи на ранних этапах. Способ оплаты, преобладающий в той или иной стране, меняется редко.
Интересным исключением из этого правила является Казахстан. В 2019 г. Обеспеченность точек продаж POS-терминалами была невысока — около 7 шт. Банк Kaspi стал активно инвестировать в инфраструктуру POS-терминалов на основе QR и субсидировать ритейлеров за счет пониженной межбанковской комиссии, поэтому к середине 2021 г. Похожая ситуация наблюдается в Сингапуре: в 2021 г.
Характерно, что в обеих странах изменения происходят благодаря игроку, который готов инвестировать немалые средства, чтобы изменить поведение людей. Если в Казахстане таким игроком выступил частный банк, то в Сингапуре оплату по QR-кодам продвигает государство: власти субсидируют POS-терминалы и внедрили единый стандарт QR-кода для всех банков. Следующим шагом в развитии платежных сервисов может стать технология оплаты при помощи биометрических данных. Эксперименты по ее применению ведутся во многих странах, но пока что она нигде не получила широкого распространения. Это связано с тем, что собирать биометрические данные нелегко.
Вероятно, людям просто удобно платить смартфоном, и отказываться от такого подхода они не собираются. Масштабные преобразования в платежной инфраструктуре Если способы оплаты развиваются постепенно, то в платежной инфраструктуре сейчас происходят радикальные изменения. Во-первых, многие страны запускают национальные платежные системы, позволяющие проводить платежи внутри страны а в отдельных случаях и между странами без традиционных международных платежных систем. В-третьих, внедряются цифровые валюты — нередко с использованием технологии блокчейн. Внедрение каждого из указанных компонентов дает определенные преимущества.
В частности, финансовая система страны, у которой есть своя платежная система, более устойчива к внешним потрясениям. Например, в 2022 г. А такие системы, как Shetab в Иране, BancNet на Филиппинах и UnionPay в Китае, уже много лет обеспечивают функционирование автономной платежной инфраструктуры этих стран. Среди изученных 75 крупнейших экономик собственную платежную систему развили 22 страны. Стран с собственной платежной системой и населением менее 10 млн человек оказалось всего три: Сингапур, Дания и Норвегия.
Средняя численность населения стран с собственной платежной системой превысила 150 млн человек; всего в этих 22 странах проживало более 3,7 млрд людей по состоянию на 2021 год. Создание систем RTGS повышает удобство проведения платежей для пользователей: например, они могут переводить деньги между любыми банками по номеру телефона. В расчетах между компаниями моментальные платежи позволяют сократить объем денежных средств, которые временно «замораживаются» при осуществлении платежей. Кроме того, системы RTGS снижают издержки бизнеса на проведение расчетов. Среди оставшихся крупных экономик система чаще всего находится на финальных стадиях разработки или пилотных испытаний.
Используется в обращении криптовалют. ЦВЦБ при децентрализованной модели — это цифровые токены. Они принадлежат только тем, кто ими владеет , и не привязаны к конкретному счету — достаточно иметь ключ пароль , который требуется для доступа к деньгам.
В этом случае общий уровень устойчивости системы сильно возрастает. Еще в 2020 году представители ЦБ объявили, что платформа цифрового рубля будет гибридной — то есть совместит в себе как централизованные, так и децентрализованные элементы. Подробностей о ее устройстве немного.
Но известно, что сделки будут совершаться с использованием смарт-контрактов — фактически напрямую между сторонами: отправителями и получателями платежей, плательщиками и предприятиями. Взаимодействие участников операций будет строиться по двухуровневой схеме. Она предполагает распределение ролей между ЦБ и коммерческими банками.
На первом уровне находится ЦБ — как владелец платформы и эмитент. Он же открывает электронные кошельки для банков и устанавливает правила проведения операций, в том числе тарифы.
Среди открытых стандартов на лидерство претендуют технологии JavaCard и Multos, однако, по оценкам аналитиков SchlumbergerSema, ни одна из перечисленных платформ не станет в ближайшем будущем неоспоримым лидером. Цифровая наличность является альтернативным способом осуществления электронных платежей. Данная технология разработана голландским криптографом Дэвидом Чаумом David Chaum , осуществившим первое тестирование системы, основанной на eCash, и разработавшим соответствующее ПО. Цифровая наличность представляет собой денежный суррогат - бессрочные денежные обязательства на предъявителя, эмитированные банком или другой финансовой организацией в форме электронных сертификатов, которые могут быть использованы для расчетов через интернет. Прежде чем получить доступ к своему цифровому богатству, клиенту необходимо заранее внести залог обыкновенными деньгами для обеспечения собственных платежей.
После этого, цифровые деньги передаются на компьютер пользователя, где и хранятся в заранее созданном цифровом кошельке. Впрочем, большинство экспертов склоняются к точке зрения, что до того как широкое развитие получат смарт-карты, обладающие интегрированным чипом и логически предполагающие открытие соответствующего электронного кошелька, кредитным картам будет принадлежать безраздельное лидерство на рынке электронных транзакций. Преимущества микропроцессорных карт, по оценкам экспертов, заключаются не только в предоставлении повышенной защиты от мошенничества, но и в поддерживании большего числа механизмов совершения платежей. По мнению аналитиков компании Lafferty , кредитные ассоциации пытаются перейти на новые технологии не только для повышения уровня защиты от мошенничества. Микропроцессорные карты также способны поддерживать больше платежных механизмов, чем дебетовые и кредитные. Однако для осуществления перехода кредитным компаниям необходимо получить большое число микропроцессорных карт, выпускаемых банками, и, кроме того, такое же количество считывающих устройств. В результате, по прогнозам Lafferty, в ближайшее время в банковской индустрии произойдет своеобразный раскол: с одной стороны будет создаваться глобальная сеть устройств, способных работать с микропроцессорными картами, а с другой в обращении по-прежнему будет оставаться огромное количество обыкновенных платежных карт.
Мы коммерческие организации: мы сначала тестируем, смотрим, учимся и двигаемся постепенно», — пояснил топ-менеджер. Альтернативная платежная система может быть открытой: предполагается, что подключиться к ней смогут все заинтересованные организации, уточнил Хромов. По его словам, речь идет как о банках, так и о других компаниях, например, маркетплейсах. Открытость и партнерство экосистем — наиболее перспективная модель, так как экосистемы будут дополнять друг друга, чтобы предоставить клиентам максимальное разнообразие сервисов, сказал эксперт. В дальнейшем список будет расширяться», — отметил Хромов.
Крупные банки в России тестируют создание альтернативной платёжной системы
Алексей рассказал, что раньше вёл переговоры с Industrial Bank по определённым типам товаров, но теперь банк категорически отказывается принимать платежи из России. Самый большой минус новой технологии — в том, что для каждой карты каждого банка придется использовать разные стикеры. Однако новые технологии вызывают еще более существенные перемены в платежной инфраструктуре, такие как внедрение национальных платежных систем и широкое распространение цифровых валют и блокчейна. Поэтому банки начали активно обучать своих сотрудников новым технологиям: к примеру, JP Morgan вложил в новую образовательную программу $350 млн. Противостояние традиционных банков и новых игроков в сфере финтех, как и усиливающаяся конкуренция между платежными системами, порождают новые технологии и услуги, которые изменяют способ взаимодействия пользователей с финансовыми инструментами.
Обзор платежных систем в первой половине 2023 года
Устройство оснащено биометрической камерой, сенсорным экраном, выполняет полный набор операций с банковскими картами, считывает штрих-коды, а также предусматривает замкнутый цикл обращения банкнот, что снижает расходы на инкассацию. Банкомат разработан при финансовой поддержке Минпромторга России в рамках реализации постановления правительства РФ. Совместная работа банка и БФС позволит обеспечить максимально надежную интеграцию платежных технологий и сервисов с соблюдением всех стандартов безопасности в сети банка, будет способствовать повышению скорости обслуживания клиентов, а также расширению функционала банкоматов. Внедрение разработок отечественных производителей способствует достижению технологического суверенитета и импортонезависимости, что соответствует стратегическим задачам государства.
В компании сообщили, что разработали сервис бесконтактной оплаты покупок смартфоном «МТС Pay». По сути, это электронный кошелек, в который можно добавить до пяти дебетовых и кредитных карт любых российских банков они должны быть выпущены на платформе платежной системы «Мир». К приложению прилагается стикер Pay Tag, с помощью которого и происходит оплата. Сервис пока недоступен, компания предлагает лишь оставить заявку на сайте, а услуга будет доступна «скоро», как говорится на сайте. В конце февраля МТС уже столкнулась с проблемами, в частности, ее приложение менее чем через месяц было удалено из App Store.
QR vs NFC ТСП, со своей стороны, пытаются вернуть клиенту тот уровень сервиса, к которому он привык с помощью бесконтактных технологий на кассе. Их преимущество в том, что они сокращают количество шагов для пользователя: не нужно включать камеру и наводить ее на QR, достаточно приложить смартфон, после чего автоматически отобразится страница с операцией и суммой платежа. Нужно лишь выбрать банк для оплаты. Подобные системы есть и у Сбера SberPay. Для оплаты не нужно скачивать дополнительные сервисы, можно совершить платежную операцию только с помощью камеры смартфона и стандартного приложения мобильного банка. Банки отмечают яркий тренд на рост интереса россиян к платежам через СБП. Так, по данным эквайринговой сети Банка «Русский Стандарт», только за 2022 год общее число таких покупок выросло в 24 раза относительно данных годом ранее, а сумма — почти в 10 раз.
В основном это продукты, разработанные собственными командами банков.
Также в двух региональных банках Калининграда начали использовать решение местного вендора "Софтэкс": продукт для обработки транзакций и автоматизации работы банков выстроен на базе "1С". МКБ сейчас переносит корпоративное хранилище данных с Vertica, проанализированы существующие отечественные альтернативы готовых продуктов и Open Source ПО с открытым исходным кодом, которое можно дорабатывать и изменять, не нарушая законодательство в сфере интеллектуальной собственности , потенциально способных заменить Vertica. Идет тестирование разных вариантов, далее предстоит миграция. В целом участники банковского рынка поясняют, что к марту 2023 года стало ясно, что все как работало, так и работает: в банках накоплен большой опыт по поддержке и обслуживанию всех продуктов. Просто по мере обновлений будут появляться "дыры" в защите ПО, поэтому постепенный переход на другие решения неизбежен. Однако критичной ситуации для отрасли не сложилось, и можно мигрировать в спокойном режиме. Что теперь используется в банке и как внедряется Финансовые организации заменяли и платформенные решения, и отдельные продукты, в том числе офисный софт. В частности, был большой спрос на российские технологии для ВКС видео-конференц-связи.
Помимо этого, в большинстве банков используются отечественные процессинговые системы, MDM-решения, помогающие обрабатывать клиентские данные, документооборот и др. Автоматизированные банковские системы АБС, обеспечивают выполнение платежей и электронных операций тоже российские - ориентированные на локальный рынок и потому даже более эффективные. Помимо этого, российские банки активно ищут альтернативы больше недоступным платежным сервисам - Apple Pay и Google Pay. Это в первую очередь удобство клиентов, которые привыкли платить не просто безналично, а гаджетами, не доставая физическую карту. Здесь уже появилось несколько решений. Во-первых, это Mir Pay, доступный владельцам смартфонов на Android. С марта 2023 года Mir Pay должны поддерживать все участники платежной системы "Мир".
Этот случай напомнил всем, что нужно думать над устойчивыми платежными сетями. При этом они могут и даже должны быть децентрализованными, так как централизованные сети подвергаются огромным рискам. Банковские служащие прокомментировали эту ситуацию так: Никогда нет хорошего времени для сбоя платежной системы. Но пятничный день представляет собой самых худший вариант развития событий. Ведь именно в это время происходит максимальное количество транзакций. И пусть даже уже к 10 вечера работа Visa восстановилась, но эта ситуация подчеркнула необходимость создания более устойчивых платежных сетей. Пол Ломакс, технический директор Virgin Red: Аппаратный сбой не должен вызывать перерывы в работе. Здесь есть три варианта развития событий: либо системы Visa не подходят для работы, либо у них работают некомпетентные работники, либо они врут. Теперь они должны создать новые процессы резервного копирования, чтобы избежать аналогичных проблем в будущем. Платежи и изменения поведения В последнее время платежи поменялись полностью. Теперь вы можете оплатить всё одним кликом мыши или взглядом на телефон. Именно технологические достижения ускорили это изменение. Никогда ранее технологии не были так важны для успеха бизнеса, как сегодня. Чтобы оставаться в стороне от потребностей и требований потребителей, компаниям нужно стимулировать инновации и модернизировать свои бизнес-процессы и процессы платежей. Поэтому все компании должны быть убеждены что все их цифровые решения работают в духе времени. Схемы работы с банковскими картами тоже будут кардинально меняться. Мы направляемся в «финансовую интернет-эру» без комиссий и с мгновенными транзакциями. Препятствия для входа в бизнес падают, так как финтех становится массовым явлением.
Отечественные разработки. Как банки используют российские банкоматы
Выбрать раздел «Подключиться к мероприятию по ID»; 3. Ввести ID 736-365-605; 4. В поле «Сервер URL» ввести cbr.
Какие технологии способствуют усилению прозрачности в финансовом секторе и что ждет индустрию после пандемии, рассказала Мария Шевченко, заместитель генерального директора группы QIWI. Читайте «Хайтек» в Финтех как новая норма Охват финансовых технологий растет с каждым годом: с 2019 по 2020 год количество финтех-стартапов увеличилось почти в два раза, причем основной прирост обеспечили страны Азии, Ближнего Востока и Африки.
По данным Findexable, больше половины городов-лидеров в сфере финансовых технологий сосредоточены в развивающихся странах, к которым относится и Россия. Платежные сервисы и необанки постепенно становятся массовыми продуктами. Более того, часто пользователи начинают пользоваться мобильными кошельками раньше, чем заводят счет в банке. Логично, что вместе с охватом рынка растет конкуренция, а значит, и требования к качеству услуг.
Современным компаниям недостаточно просто предлагать выгодные тарифы и расширенную линейку сервисов, важно выстроить открытую коммуникацию с клиентами, а добиться этого можно за счет повышения прозрачности. Клиенты и прежде отдавали предпочтение компаниям, которые открыто раскрывают условия договора, не навязывают скрытые платежи и услуги. Однако в последнее время запрос на прозрачность растет: от компаний ожидают открытости на всех уровнях — начиная с коммуникации в соцсетях и заканчивая регулярным и детальным раскрытием финансовых показателей. Для этого компании применяют разные средства, например, используют более дружелюбный tone-of-voice в общении с клиентами, совершенствуют интерфейс приложений, чтобы сделать их более доступными и понятными, и избегают скрытых платежей, тарифов и манипуляций с данными.
Однако часто прозрачность выражается лишь поверхностно. Можно вспомнить брокерский сервис Robinhood, который превратил инвестирование в увлекательную игру: из-за этого начинающие инвесторы не воспринимали инструмент всерьез и незаметно для себя теряли сотни тысяч долларов. Прозрачная финтех-компания работает не только на уровне UX и внешних коммуникаций, но и на уровне глубинных технологий. Именно они извлекают сферу финансовых сервисов из «черной коробки», демонстрируя, что находится «под капотом» у поставщика услуг.
Open Banking — новая концепция, в основе которой лежит использование открытых API программного интерфейса приложения. Создана для повышения качества клиентского обслуживания и предоставляет возможность третьим сторонам использовать данные банка.
В этом году банки будут совершенствовать пользовательский опыт в мобильных интернет-банках. У чат-ботов все еще сохраняется репутация инструмента для решения простых задач, и когда речь идет о сложном вопросе, пользователь даже не пытается поручить ее текстовому роботу и сразу просит переключить на оператора-человека — несмотря на то, что бот вполне может справиться. Чат-бот для предпринимателей от ПСБ умеет выставлять счета, оплачивать налоги штрафы, повторять платежи из истории, оформлять предодобренный кредит.
Инструмент закрывает основные бизнес-потребности. В 2023 банки будут дальше развивать чат-ботов, имитирующих разговор с реальным человеком и нацеленных на мгновенный ответ на запрос. Сторис Банки внутри своих приложений формируют контентные площадки с информационными сообщениями, индивидуальными предложениями и полезными сервисами. Тренд продолжит свой рост в 2023. Через сторис банки продвигают свои продукты, рассказывают о полезных функциях, знакомят с новыми фичами.
А некоторые успешно интегрирует не только финансовые, но и небанковские сервисы — авиабилеты, страхование, билеты на мероприятия, продажа товаров. Цифровая доступность Доступ к финансовым услугам — важная часть жизни взрослого человека. Каждый может столкнуться с ограничениями — травма, поездка за рулем, маленький ребенок на руках. Особенные потребности в России испытывает больше половины населения: 13 млн человек с инвалидностью, 37 млн пенсионеров, примерно 30 млн людей с временными ограничениями по здоровью. Создавая доступные мобильные приложения, банки закрывают потребности для половины населения страны.
Это не только социальная ответственность для банка, но и конкурентное преимущество.
Начало процесса цифровизации банковских услуг связывается с использованием каналов дистанционного банковского обслуживания. Наибольший спрос среди банков, активно развивающих цифровые технологии, приходится на финтех-стартапы стартапы в области финансовых технологий , то есть на использование тех бизнес-технологий, которые могут привести к ускорению обслуживания клиентов и сокращению операционных издержек. Сапрыкина А. Финтех-инновации при разработке банковских услуг создают предпосылки для повышения эффективности и стабильности финансовых рынков на глобальном и национальном уровнях, а также создают возможности для модернизации и расширения традиционных финансовых услуг [8]. Актуальным представляется исследование роли финтех-инноваций как направления развития рынка банковских услуг, что способствует увеличению спроса и предложения, а также стимулирует операции по расширению структурных элементов ассортимента и качества банковских услуг. Особое значение приобретает удовлетворение потребностей клиентов. В текущих экономических условиях из—за падения реального уровня доходов потребители банковских услуг пересматривают модель своего потребительского поведения, отказываясь от дорогостоящих покупок, что негативно влияет на темпы роста кредитования.
Банки помимо принятия мер к удержанию своих клиентов активно разрабатывают новые коммерчески привлекательные финтех-инновации, позволяющие повысить лояльность клиентов на конкурентном рынке кредитования. Методы исследования В качестве методов исследования применялись анализ информационных и литературных источников, сравнение, обобщение, статистический анализ и др. В работе проводится обоснование роли финтех-инноваций в процессе формирования и функционирования инновационных систем кредитных организаций на основе теоретического анализа инструментов финтехрешений и сущности финтех-инноваций, рассматриваются ключевые тенденции цифровой трансформации и инновационного развития экосистемы коммерческих банков, классификация финтех-инноваций и особенности современного банкинга. Теоретический обзор Финтех-инновации на рынке банковских услуг характеризуются более высоким технологическим уровнем, новыми потребительскими качествами услуги, отличными от предшествующего аналога. Индустрия финтех-инноваций в разработке банковских услуг представляет развивающуюся, быстрорастущую отрасль, которая возникла на стыке отраслей финансовых услуг и новых технологий. Наибольшее внимание банки уделяют развитию таких направлений, как искусственный интеллект, big data, роботизация, создание чатботов и оптическое распознавание [11]. С другой стороны, термин «финтех-инновации» также используется для обозначения стартапов в сфере банковских услуг — они действуют как посредники финансовых услуг. Партнерство позволяет диверсифицировать услуги с минимальными потерями и подключать к своей платформе сторонние сервисы, который сам банк вряд ли стал бы разрабатывать.
В настоящее время термин «финтех-инновации» неоднозначен и оставляет место для дальнейших исследований. Центральный Банк России рассматривает финтех-инновации как предоставление финансовых услуг с использованием инновационных технологий, таких как «большие данные» Big Data , искусственный интеллект и машинное обучение, роботизация, блокчейн, облачные технологии, биометрия и др. Совет по финансовой стабильности FSB , полномочия которого предусматривают разработку и применение регулирующей и надзорной политики в целях мировой финансовой стабильности, проводит мониторинг международных финансовых процессов и, в частности, финансовых инноваций, основанных на технологиях, которые могут приводить к созданию новых бизнес-моделей, приложений, процессов или услуг, оказывающих существенное влияние на финансовые рынки и организации, а также на предоставление финансовых услуг в масштабах всего мирового сообщества [10]. Отдельные авторы [2] рассматривают финтех-инновации, как «усиление новаторских технологий в банковской сфере»; «новый тип инноваций, получивших преобразование в виде новой или модернизированной услуги» [1]; «совокупность цифровых технологий, используемых в финансовых транзакциях для повышения их эффективности на рынке» [4]. По нашему мнению, под финтех-инновациями на рынке банковских услуг понимаются внедренные новшества, прорывные идеи в сфере финансовых услуг, основная задача которых состоит в упрощении взаимоотношений с денежными средствами и повышении доступности финансовых услуг для населения и бизнеса. Крупные банки объявили, что готовы отказаться от бумажных договоров. Из-за этих изменений текущая документация и сложные процессы уступят место простому электронному взаимодействию. Встроенные финансовые инструменты будут наиболее востребованными, позволяя интегрировать платежные, дебетовые карты, ссуды, страхование и даже инвестиционные инструменты почти во все нефинансовые услуги.
В последние годы в секторе финтех-инноваций в банковской сфере произошел взрывной рост инвестиционной активности. В 2020 году во всем мире было инвестировано 128 млрд. Рисунок 1.
10 банковских инноваций Finopolis 2022
Банков-нарушителей ждут многомиллионные штрафные санкции за нарушение требования платежной системы. разработка новейших платежных технологий и современных платежных систем с поддержкой разных типов операций, возможностью кастомизации и антифрод-фильтрами. По словам эксперта, противостояние традиционных банков и новых игроков в сфере финтех, как и усиливающаяся конкуренция между платежными системами, порождают новые технологии и услуги.
Mastercard внедрила ИИ, который на 300 % повысит уровень выявления мошенников
О планах Ассоциации по созданию создать новой платежной системы, при помощи которой физические лица смогут мгновенно обмениваться переводами средств из разных банков, глава Центра финансовых технологий Банка России Максим Григорьев сообщил на полях III. То есть любой новый платежный метод, любая новая технология требуют времени на раскачку, на изучение, на вырабатывание привычки. ведущие эксперты о будущем платёжных систем. В 2017 году SWIFT и ее сообщество сделали важный шаг для достижения этой цели, представив новую технологию — SWIFT Global Payments Innovation (глобальная платежная инновация) или SWIFT gpi.
Платежные системы
Здесь на первый план выходит готовность банков. Идет активная работа в этом направлении, дорожная карта в процессе разработки. В итоге наша главная задача - сделать так, чтобы появлялись действительно удобные высокочастотные сервисы, которые будут обеспечивать коммерческую привлекательность использования ЕБС», - рассказывал на ежегодной конференции "Регуляторные требования Банка России к кредитным организациям в период ограничительных мер: эффективность смягчения и перспективы развития" заместитель директора департамента финансовых технологий Банка России Станислав Короп. Работа ЕБС будет строиться следующим образом. В банках будет формироваться биометрический образец клиента, который направляется в единую биометрическую систему. Фотография пользователя при этом моментально уничтожается после того, как из нее сделан так называемый вектор.
Таким образом, внутри самой системы хранятся только математические модели, которые также дополняются отпечатками пальцев и другими данными. Эти модели будут сравниваться с поступающими запросами при проведении платежа. В том случае, если все рекомендации Центрального банка будут выполняться неукоснительно, подмена каких-либо данных станет просто невозможна, отмечает член комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Антон Немкин. При этом сами карты и наличные человеку носить с собой при возможности такого вида оплаты необязательно, поэтому также снижаются риски того, что их просто украдут на улице. Кроме того, оплачивать покупки таким способом можно очень быстро, без дополнительных манипуляций со смартфоном или картой.
Да и в том случае, если платежные средства или документы остались дома, это не станет причиной менять свои планы. Сегодня многие привыкли оплачивать покупки при помощи смартфона и отключение такой функции на у Apple привело к большому дискомфорту — многие по-прежнему уходят из дома без карт и наличных, рассчитывая на бесконтактную оплату.
К 2024 году в мире, по прогнозам экспертов, рынок решений в сфере удаленной идентификации вырастет до 30 миллиардов долларов, при этом, различные инициативы для продвижения удаленной идентификации и цифровизации ID реализуются как на уровне компаний и государств, так и на надгосударственном международном уровне. Сегодня в мире уже работает около 50 программ цифровой идентификации, а лидерами развития этой сферы являются Индия, Бразилия, Канада, Эстония, Россия, Китай, Великобритания, Индонезия и Мексика. Так, например, запущенной в Индии в 2009 году крупнейшей в мире системой биометрической удаленной идентификации Aadhaar сегодня пользуется более 90 процентов населения страны, около 1,3 миллиарда человек. Система предоставляет им доступ к банковским счетам, госуслугам, мобильным сервисам и многому другому. Цифровые валюты В перспективе двух-пяти лет можно ожидать, что многие страны создадут свои цифровые валюты центральных банков ЦВЦБ. Около 10 процентов центральных банков в ближайшие годы уже могут запустить свои цифровые валюты, а почти половина мировых финансовых регуляторов проводят эксперименты с ними.
Переход мировых центробанков на цифровые валюты, по мнению большинства международных экспертов, приведет к сокращению количества посредников, к уменьшению комиссий и сроков транзакций, упростит отправку международных переводов. В настоящее время дальше всех продвинулся в создании цифровой валюты Китай, о чем свидетельствуют первые позитивные результаты эксперимента с цифровым юанем, когда цифровые кошельки были заведены для 50 тысяч отобранных случайным образом граждан страны. ЦВЦБ представляют собой цифровой аналог наличных или безналичных. Например, вместо традиционного доллара можно выпустить его цифровую версию. Эмитентом такой валюты и гарантом связанных с ней обязательств выступает Центробанк страны, объясняет директор по инновациям Национальной системы платежных карт Мир Plat. В обычном режиме для совершения платежа необходим доступ кошельков специальных клиентских приложений, предназначенных для работы с ЦВЦБ участника платежа к Интернету. Однако ЦВЦБ предусматривают возможность совершения платежей и без доступа кошельков к Интернету в так называемом офлайновом режиме. Теоретически кошельки для платежей ЦВЦБ при реализации могут иметь разные форм-факторы- начиная от приложения в смартфонах и заканчивая специальным защищенным устройством с небольшим экраном и упрощенной клавиатурой.
Видимо, в самом начале проектов наибольшее распространение получат приложения в смартфонах, или приложения в смартфонах, дополненные картой, способной повысить безопасность проведения операций и хранения конфиденциальных данных кошелька», — объясняет Голдовский. Помимо безопасности и удобства, национальные цифровые валюты еще и выгодны продавцам за счет высокой скорости расчетов. Новые платежные решения Один из глобальных трендов состоит в том, что в мире появляется все больше платежных решений, которые в скором будущем мы будем использовать не меньше, чем традиционные для нас способы оплаты с помощью карт и наличных. Финтех-компании по всему миру постоянно создают новые приложения и сервисы, которые просты и выгодны для потребителя и бизнеса. Например, сейчас в мире активно используются системы переводов и платежей по простому идентификатору — номеру мобильного телефона. Они направлены на повышение качества платежных услуг, расширение финансовой доступности, снижение стоимости платежей для населения и содействие конкуренции на платежном рынке. Россия также не стала исключением — в 2019 году в стране появилась Система быстрых платежей СБП. Изначально это был сервис мгновенных переводов между счетами банках-участниках СБП, однако вскоре после запуска к его функционалу добавилась еще и возможность оплаты товаров и услуг по QR-коду как в обычных торговых точках, так и в онлайн-магазинах.
В то время, как для того, чтобы прошел расчет при оплате картой, нужно время. Такая процедура занимает несколько дней», — рассказал Голдовский.
Во-первых, это Mir Pay, доступный владельцам смартфонов на Android. С марта 2023 года Mir Pay должны поддерживать все участники платежной системы "Мир".
Во-вторых, это собственные Pay-сервисы банков, с помощью которых можно проводить оплату в основном на сайтах. В-третьих, стала развиваться идея оплаты по QR-кодам через СБП система быстрых переводов : покупатель наводит камеру на код, высветившийся на терминале в магазине, и через банковское приложение проводит платеж. От такого механизма больше выгоды получает бизнес - он платит меньший процент за эквайринг, чем при оплате физической картой. Более редкие пока единичные решения - платежные стикеры, которые начали выпускать отдельные банки.
Что важно для пользователей - по стикерам можно получать кешбэк, которого нет, например, при оплате по QR-кодам. Операционная система для стикеров роли не играет, они просто крепятся на корпус, поэтому могут заменить Apple Pay при физической оплате. Данный вид сервиса очень актуален, например, для пользователей iPhone. Планы на 2023 год Хотя за минувший год в банковской отрасли проделана огромная работа, все еще остается актуальным поиск альтернатив международным расчетам.
Для решения данного вопроса несколько российских банков подключаются к системе CIPS - это китайская технология банковских переводов. Не исключено, что в трансграничных транзакциях также будет использоваться СБП. Еще летом идею начали тестировать, банки Узбекистана, Киргизии, Армении и Таджикистана к ней уже подключились. Конвертация валют происходит на стороне банка-партнера по рыночному курсу.
Несмотря на тенденцию к импортозамещению, банковская система продолжает цифровизироваться и внедрять новые технологии. В частности, в 2023 году будет активно развиваться идея реализации Open API - открытых интерфейсов, позволяющих, в частности, проводить более простые интеграции между банками, выстраивать открытые финансы между банками, страховыми и брокерскими компаниями.
Процесс интеграции выглядит примерно так: Компания оставляет заявку на интеграцию.
Сотрудники банка связываются с контактным лицом и договариваются о настройке. Банк разрабатывает специальное программное обеспечение и интегрирует его в бизнес-процессы компании. Саму интеграцию банка в функционал бизнеса называют моделью BaaS — Banking-as-a-Service, или банк как услуга.
Безопасность в этой интеграции обеспечивает стандарт по хранению платёжных данных PCI DSS, каналы шифрования и сложные системы криптографии. Он определяет, как нужно зашифровать информацию и по каким каналам её передавать. Соответствие требованиям стандарта проверяют при помощи внутреннего анализа банка, внешнего аудита и автоматизированного сканирования уязвимости сети.
Каналы шифрования и системы криптографии обеспечивают доступ к бэк-офису банка с конкретных IP-адресов из белого списка. Протокол зашифровывает информацию так, чтобы она была недоступной для третьих лиц. Подробнее о том, почему интегрировать API-интерфейсы безопасно, мы рассказывали в статье « Как устроен BaaS изнутри и насколько безопасно доверять бизнес чужой инфраструктуре ».
Важные новости для бизнеса - в нашем Телеграме. Подпишитесь, чтобы узнавать о мерах поддержки и получать новые решения для вашего дела! Подписаться Главное за 30 секунд Чтобы экономить деньги и время на приёме платежей и внешних переводах, в России используют три передовые финансовые технологии — куайринг, мобильный эквайринг и расчёты по Системе быстрых платежей.
Куайринг позволяет принимать платежи с телефона без использования карты и NFC-метки. Все транзакции проводятся благодаря QR-коду, который сканирует покупатель, и Системе быстрых платежей. Система быстрых платежей для бизнеса позволяет моментально переводить деньги на счета партнёров и поставщиков.
И для этого не нужно заполнять реквизиты в платёжке — перевод происходит в два клика через QR-код или платёжную ссылку. Мобильный эквайринг позволяет принимать платежи где угодно.
Влияние технологий Fintech на развитие банковского сектора
88% оформляют платёжный стикер, потому что интересуются новыми технологиями и банковскими возможностями. Open Banking — новая концепция, в основе которой лежит использование открытых API (программного интерфейса приложения). Один из главных трендов банковский финансовых технологий последних лет, который стал особенно актуален в 2022-2023 годах в связи с уходом Visa, Mastercard, Apple Pay и Google Pay из России, — это бесконтактные платежи. ведущие эксперты о будущем платёжных систем. Ключевые слова: платежные системы банковские карты риски risks bank cards payment systems payment technologies платежные технологии. Один из главных трендов банковский финансовых технологий последних лет, который стал особенно актуален в 2022-2023 годах в связи с уходом Visa, Mastercard, Apple Pay и Google Pay из России, — это бесконтактные платежи.
Наши проекты
- Виды платежных систем
- Стратегия развития национальной платежной системы на 2021-2023 годы
- Цифровизация банков: в чем заключается процесс цифровизации банков
- Новости банка - Все так же бесконтактно, новости 2023 года
- Какие финансовые технологии помогут ускорить платежи и сократить расходы на их приём в 3 раза
- Все так же бесконтактно
Уральский форум 2021 «Электронный банкинг и платёжные технологии»
Появление новой платежной системы простимулирует улучшение сервисов за счет конкуренции и позволит повысить безопасность платежной системы страны, уверен Хромов. Как стало известно ранее, в этом году Центробанк планирует запустить пилотный проект оплаты с помощью универсального QR-кода. Большинство крупных банков поддержали эту идею, сообщали в ЦБ. Но предлагает, чтобы его оператором была не НСПК, а ассоциация банков, отметил он.
Уже в следующем году представим готовое решение. В редких случаях в магазинах можно было встретить терминалы малоизвестных брендов из Китая. В 2023 году Ingenico и Verifone ушли из России — компании отказались поставлять новые терминалы и обслуживать старые. Банкам пришлось оперативно заказывать аппараты у других компаний. Сейчас в магазинах преимущественно установлены китайские платежные устройства.
Производитель уже договорился о поставке терминалов с одним из крупнейших российских банков, пишут «Ведомости». Для справки: платежные терминалы — устройства, позволяющие проводить оплату безналичным способом. Проще говоря, это тот гаджет, к которому вы прикладываете карту, чтобы оплатить товар в магазине. Первый российский терминал должен появиться уже в 2024 году. Мы будем первой компанией в России, которая разработает отечественный платежный терминал.
В случае если оператор по переводу денежных средств, обслуживающий плательщика, получает от Банка России информацию, содержащуюся в базе данных о случаях и попытках осуществления переводов денежных средств без добровольного согласия клиента, и после получения указанной информации исполняет распоряжение клиента - физического лица об осуществлении перевода денежных средств или совершает операцию с использованием платежных карт, перевод электронных денежных средств или перевод денежных средств с использованием сервиса быстрых платежей платежной системы Банка России, соответствующие признакам осуществления перевода денежных средств без добровольного согласия клиента, оператор по переводу денежных средств обязан возместить клиенту сумму перевода или операции в течение 30 дней. Закон вступает в силу по истечении одного года после дня его официального опубликования.