В первый воскресный день (неделю) Великого поста воспоминается торжественное восстановление почитания святых икон, которое имело место при греческой царице Феодоре в 842 году в первое воскресенье Великого поста.
Как совершается богослужение на первой неделе Великого поста
С понедельника по пятницу первой недели Великого поста утром совершаются службы утрени, первого, третьего, шестого часа, последование изобразительных, а также девятый час и вечерня. С понедельника вечером по четверг первой седмицы Великого поста на великом повечерии читается канон св. Андрея Критского. После строгой первой недели поста наступает седмица, посвящённая святителю Григорию Паламе.
Последние новости
- Службы Великого поста в 2024 году - Православный журнал «Фома»
- 29 апреля — Великий Понедельник: Евангельские события, службы, трапезы первого дня Страстной
- КОНТАКТЫ ПОРТАЛА
- Как проходит 4 неделя великого поста?
- В чем суть Великого поста?
Как совершается Богослужение на первой неделе Великого поста
Обычные люди миряне зачастую не отказываются от растительного масла, а также фактически не практикуют сухоядение. Если кратко, в пост можно есть все, кроме: мяса и мясных продуктов сосиски, например, или колбаса рыбы кроме дней Благовещения и Вербного Воскресенья яиц молока. Если вы решили держать пост с соблюдением этих правил, следует также обращать внимание на состав продуктов, которую вы покупаете: нередко в готовых продуктах, даже которые кажутся на первый взгляд постными, содержатся животные жиры. ВАЖНО: Богословы, священнослужители и врачи не рекомендуют усердствовать с соблюдением поста тем, для кого он может быть опасен с медицинской точки зрения. Начинать пост в первую седмицу нужно с осторожностью, чтобы не навредить организму. Для этого следует придерживаться простых правил: распланируйте приемы пищи и заранее составьте меню пейте побольше воды, чтобы избежать обезвоживания снизьте физическую нагрузку, если чувствуете, что вам не хватает энергии. Первая седмица поста - важное время, предписывающее отказ от прихотей, умеренность в развлечениях, признание собственных ошибок, а также искреннее раскаяние. Это довольно непросто, но не стоит отчаиваться, если не все получается сразу, ведь, согласно христианскому вероучению, Господь принимает всех. Придите ко Мне все вы, усталые и обремененные, и Я дам вам отдых - Евангелие от Матфея, гл.
По окончании чтения Великого повечерия протоиерей Георгий обратился с проповедью к прихожанам собора.
В субботу вечером при наличии сразу нескольких священников таинство исповеди может совершаться и во время воскресного всенощного бдения. Первая неделя Великого поста заканчивается праздником Торжества православия. В этот день совершается торжественное богослужение литургии святого Василия Великого, после которой в храмах служится особый чин, посвященный празднику. Сам день Торжества православия, приходящийся на воскресенье, являет собой историческую память Церкви о преодолении различных еретических учений, имевших место в истории христианства. В чине на Торжество православия предусмотрены специальные анафемы для тех, кто искажает догматически чистоту христианского вероучения. Кроме этого, возглашаются многолетия предстоятелям православных Церквей и торжественно читается православный Символ веры.
Хор: «И бессмертныя трапезы…». По 9-й песни - екзапостиларий трижды : «Чертог Твой…», Начало утрени такое же, как и в первые три дня, но конец следующий: «Благо есть…» - единожды.
Далее диакон произносит: «Премудрость». Хор: «Благослови». Священник: «Сый благословен…». Особенность 1-го часа та, что на нем после Богородична часа читается паремия из книги пророка Иеремии, в которой изображается кротость Божественного Страдальца и злоба Его врагов. Чтение паремии предваряется и заключается пением прокимнов. Часы 3-й, 6-й и 9-й и изобразительные со слов: «Во Царствии Твоем…» совершаются вместо, «поскору», без пения. Литургия совершается по чину св. Василия Великого в соединении с вечерней без кафизмы. Она совершается после вечерни по той причине, что и Сам Господь установил Евхаристию вечером. На литургии читается Апостол Коринф.
Вместо «Достойно есть» поется ирмос 9-й песни канона, в котором верующие приглашаются насладиться «странствия гостеприимства Владычня и безсмертныя трапезы». Святые храма и дня не поминаются. Устав, стр. Начало утрени обычное. По окончании пения тропаря произносится малая ектения и сразу же после возгласа диакона: «И сподобитися нам…» читается 1-е Евангелие св. Между первыми пятью Евангелиями до 6-го поется по три антифона всего 15 , произносится малая ектения и се-дален, во время которого совещается каждение. После 6-го Евангелия поются или читаются «Блаженны» с тропарями, произносится малая ектения и поется прокимен: «Разделиша ризы Моя себе, и о одежде Моей меташа жребий», после чего читается 7-е Евангелие - о крестных страданиях Господа. Затем поется трипеснец Космы Маиумско-го: «К Тебе утреннюю…» 5-я, 8-я и 9-я песни. На 9-й песни «Честнейшую» не поем. Затем - стиховные стихиры они же и на вечерни на «Господи, воззвах» и 12-е Евангелие - о приставлении стражи ко гробу и запечатании гроба.
Диакон: «Премудрость». Хор: «Утверди, Боже…». Священник: «Пресвятая Богородице…». На «Слава» на каждом часе поется особый свой тропарь; после Богородична часа поется три особых тропаря и прокимен, а также читаются паремии, Апостол и Евангелие от каждого Евангелиста. Этот же отпуст - в конце великой вечерни в Великий Пяток и в Великую Субботу на утрени. Великие часы составлены св. Кириллом, архиепископом Александрийским У в. А По Уставу, их должно совершать во 2-м часу дня, то есть в 8 часов утра по нашему времени. После паремий читаются Апостол Коринф. После Евангелия - сугубая ектения, «Рцем вси…», «Сподоби, Господи…», просительная ектения и стиховные стихиры.
На «Слава, и ныне» поется стихира: «Тебе одеюща-гося светом, яко ризою…» В это время отверзаются царские врата, и настоятель совершает каждение вокруг Плащаницы трижды. Затем бывает обычное окончание великой вечерни. Диакон: «Премудрость», хор: «Благослови» и прочее. Этот трогательный канон составлен в Х веке Симеоном Логофетом. Канон полный, по уставу, читается на малом повечерии, по прочтении Символа Веры. Хор: «Слава, и ныне» и бывает малый обычный отпуст. После чего все прикладываются к Плащанице и лежащему на ней Евангелию. Елеем в это время не помазывают. Согласно указу Святейшего Синода в 1855 г. Повечерие начинается как обычно, но по прочтении «Верую» открываются царские врата и поется стихира: «Тебе одеющагося…» каждение вокруг Плащаницы лежащей на престоле.
Затем - проповедь, целование Плащаницы и положенный на повечерии канон о распятии Господа и «На плач Пресвятой Богородицы». По распоряжению митрополита Филарета в 1855 г. Затем - «Буди имя Господне», 33-й псалом и прочее литургийное окончание и отпуст см. Основные воспоминания дня Великой Субботы выражены в тропаре часов следующего дня - Святой Пасхи: «Во гробе плотски то есть телесно , во аде же с д ушею яко Бог, в раи же с разбойником, и на Престоле был еси, Христе, со Отцем и Духом, вся исполняяй то есть наполняяй Неописанный». Богослужения, совершаемые в этот день: утреня с 1-м часом, часы 3-й, 6-й и 9-й с чином изобразительных, литургия св. Священнослужители в это время выходят из алтаря царскими вратами к Плащанице. Настоятель, раздав свечи сослужащим, совершает каждение вокруг Плащаницы, алтаря, народа и всего храма. По окончании тропарей поются «непорочны», то есть стихи 17-й кафизмы, и после каждого стиха- краткие песнопения, или «похвалы» в честъ Господа, «в мертвецех вменившагося». В практике стихи кафизмы поются хором, а тропари читаются священником. В это время молящиеся стоят с зажженными свечами, «… Похвалы представляют в своем содержании дивное соединение высоких догматических созерцаний и сердечных чувств плача и радости.
Начало и конец каждой статии по обычаю поется.
События епархии
Первая седмица Четыредесятницы (сорока дней поста) длится не семь, а шесть дней, с 18 по 23 марта, до первой недели (воскресенья) поста. В понедельник первой седмицы Великого поста митрополит Амвросий совершил Великое повечерие с чтением Великого покаянного канона прп. В первые четыре дня первой седмицы Великого поста (с понедельника по четверг, 2 марта – 5 марта) вечером в храмах читается Великий Покаянный канон Андрея Критского. Службы Великого поста и подготовительных недель. Последование Вечерни в Понедельник Первой седмицы Великого поста.
Службы Великого поста в 2024 году
Андрея Критского от других канонов состоит в том, что он имеет все 9 песней включая 2-ю , и к каждому тропарю поется припев: «Помилуй мя, Боже, помилуй мя». Впоследствии к этому канону были прибавлены тропари в честь творца его - св. В субботу первой седмицы Церковь совершает память св. Служба св. В конце литургии, сразу же по заамвонной молитве, поется молебный канон св. Феодору и благословляется коливо в конце молебна. Апостол и Евангелие не читаются. Катавасия: «Отверзу уста моя…». В Великом посту во многих приходах центральных и юго-западных областей нашей страны совершается трогательный церковно-богослужебный обряд, называемый Пассией «Страданием». Он совершается на повечерии в пятницу или на вечерни в воскресенье, как напр.
О Пассиях церковный Устав ничего не говорит. Самый чин и обряд Пассии помещен был впервые в конце Цветной Триоди, изданной в 1702 г. Чин Православия изложен в отдельных изданиях. В субботу 2-й седмицы, а также в субботы 3-й и 4-й седмиц поста совершается заупокойная служба. На созванном по этому поводу Соборе в Константинополе в 1341 году св. Церковная служба в честь св. Крест находится посреди храма до пятницы 4-й седмицы. В воскресенье бывает поклонение Кресту только на утрени; в понедельник и среду оно совершается на 1-м часе, а в пятницу по отпусте часов. То же поют певцы трижды.
На всех Часах и Изобразительных: кондак «Не к тому пламенное оружие». Во вторник на вечерни, в среду и пятницу на утрени поется вся служба только Триоди. В неделю 3-ю вечера, а также в среду и пятницу. В пятницу, во время молитвы «Всесвятая Троице…», открываются царские врата и иерей с кадилом и диакон со свечей выходит ко Кресту. Совершается каждение и прочее все, как в понедельник. Закрываются царские врата. Затем возглас: «Премудрость», «Достойно есть…» и прочее. Марии Египетской память ее 1 апреля по старому стилю , представляющее образец истинного покаяния, борьбы с грехом и пример неизреченного милосердия Божия. Житие преп.
Марии составил св. Софроний, патриарх Иерусалимский, а св. Чтение канона св. Стихиры имеют одно окончание: «Господи, прежде даже до конца не погибну, спаси мя», которое поется хором. Марии Египетской. Ирмосы - по дважды. На 4-й, 8-й и 9-й песнях присоединяются трипеснцы, которые читаются перед песнями великого канона, но ирмосы их не поются, «Слава, и ныне» не бывает. По 8-й песни диакон с кадилом перед образом Божией Матери возглашает: «Богородицу и Матерь света…». Хор: «Честнейшую…».
Далее читаются хвалитные псалмы и вседневное славословие. Остальное все, как обычно см. В этот день на утрени читается акафист Божией Матери в память Ее заступничества и избавления Константинополя в эти дни поста от сарацин и скифов в 626 году. Каждое чтение начинается и заключается пением кондака: «Взбранной Воеводе…» На каждое чтение священнослужители выходят через царские врата на середину храма В конце утрени поется великое славословие. В пятую неделю воскресенье Великого поста Церковь воспоминает и прославляет св. Марию Египетскую, великую подвижницу V-VI вв. Седмица Ваий В пятницу 6-й седмицы оканчивается св. В этот день на вечерни, соединяемой с литургией Преждеосвященных Даров, в од ной из стихир на «Господи,: воззвах» поется: «Душеполезную совершивше Четыредесятницу, и святую седмицу страсти Твоя просим видети, Человеколюбче, еже прославити в ней величия Твоя, и неизреченное нас ради смотрение домостроительство Твое». Вечером в пятницу - великое повечерие.
Темже и мы, яко отроцы еврейские победы знамения носяще. Уставные особенности богослужения в субботу ВАИЙ Служба по своему построению подобна воскресной, но без полиелея. На утрени - стихословятся 16-я и 17-я кафизмы, после которых поются воскресные тропари: «Ангельский собор…». Царские врата открываются, и бывает каждение по обычаю. Евангелие на утрени не читается. После воскресных тропарей - малая ектения, седален и поется один раз «Воскресение Христово видевше…». От 6-й песни поется четверопеснец, как и в прочие субботы.
Календарь Великого поста-2023: первая седмица 27 февраля 2023 Календарь Великого поста-2023: первая седмица Великий пост — самый главный, продолжительный и строгий из всех православных постов.
В его основе — подражание сорокадневному посту Христа в пустыне. Пост является подвижным, то есть его даты начала и окончания меняются каждый год. В 2023 году Великий пост начинается 27 февраля, а заканчивается 15 апреля. Наиболее строгие седмицы поста — первая и последняя Страстная. Пост — время лечения души. Главный смысл поста заключается в отказе не столько от увеселений или мясных котлет, сколько от раздражения, зависти, тщеславия и других грехов. Этот период перед Пасхой иногда называют «весной души», потому что в дни поста мы можем сделать себя лучше и чище. Об особенностях первой седмицы Великого поста рассказал руководитель миссионерского отдела Екатеринбургской епархии иерей Даниил Рябинин.
Это удивительное по своему содержанию богослужение, благодаря образам Ветхого и Нового завета, во всех красках погружает нас в постное время. В эти дни канон Андрея Критского разделяется на четыре части. Полностью он будет прочитан вновь чуть позже — на службе, которая называется «Стояние Марии Египетской». В среду и пятницу Великим постом совершаются Литургии Преждеосвященных Даров. Великим постом в будние дни полная Божественная литургия не служится. Это объясняется тем, что Божественная литургия является высотой богослужебного торжества. Для верующих христиан, находящихся в молитвенном подвиге, Святая Церковь установила совершать Литургии Преждеосвященных Даров для возможности причаститься Святых Христовых Таин в эти дни. Очевидно, что вне Таинства Евхаристии подвиг молитвы и поста будет неполноценным.
Молитва преподобного Ефрема Сирина включается во все части суточного богослужения.
По окончании чтения Великого повечерия протоиерей Георгий обратился с проповедью к прихожанам собора.
Оказывается, это основные запросы на тему религии в канун Пасхи. Отвечу сразу: в 2023 году Страстная неделя начинается 10 апреля, заканчивается 15-го. Ответы на остальные и многие другие вопросы "РГ" собрала в одну статью, она перед вами. Начнем по порядку. Что означает словосочетание "Страстная неделя"? Почему неделю накануне праздника Пасхи называют Страстной? В чем ее смысл? В Церкви слово страсть употребляется в двух случаях: когда говорят о противоестественном, греховном влечении души, к примеру, о страсти пьянства, и когда имеют в виду страдание. Значения эти взаимосвязаны, потому как противоестественное влечение неизбежно приводит к страданию.
Но в названии Страстной недели слово "страсть" означает только "страдание", ведь Иисус Христос, последним дням земной жизни Которого и посвящена Страстная неделя, безгрешен по своей природе. Поэтому Страстная неделя в Церкви говорят "седмица" - это неделя перед Пасхой, когда мы вспоминаем Страсти страдания Господни: предательство Христа Иудой; одиночество и молитву до кровавого пота в Гефсиманском саду; арест и несправедливое осуждение Христа на Крестную смерть; отречение от Него самых близких учеников; Крестный путь - то есть, буквально, дорогу с Крестом на спине на Голгофу; Распятие и смерть на Кресте; погребение и трехдневное сошествие Христа в ад в Церкви говорят "сошествие во ад". Каждый день Страстной недели получил два названия - Великий или Страстной, причем, чтобы подчеркнуть значимость, имя дня пишут с прописной буквы. Цель Страстной недели - приблизить нас к пониманию того, что Иисус Христос совершил ради людей. Иконописная мастерская Свято-Троицкого храма г. Курска Можно ли есть мясо и молочное на Страстной неделе? А рыбу? Что можно есть в Страстную неделю. А что нельзя?
Страстная неделя - время самого строгого поста в году. Пост в Страстные дни держат даже те верующие, кому не удалось пройти сорокадневный путь Великого поста. СМИ последнее время часто публикуют очень категоричное "расписание" поста. И напрасно. Потому что таблицы, в которых расписано, что можно есть, в каждый конкретный день, не для мирян, для монахов. Но монахи популярные светские СМИ в Великий пост не читают, а вот мирян, то есть обычных верующих, не священнослужителей, подобное расписание только дезориентирует. По монастырскому уставу с понедельника по пятницу Страстной недели едят только хлеб, овощи, фрукты, орехи, а в Страстную пятницу не едят вообще - в знак скорби: Иисус в этот день был распят и испустил Дух.
Страстная неделя: что и когда надо непременно сделать, а что делать нельзя
Первая седмица Четыредесятницы (сорока дней поста) длится не семь, а шесть дней, с 18 по 23 марта, до первой недели (воскресенья) поста. В первые четыре дня первой седмицы Великого поста (с понедельника по четверг, 2 марта – 5 марта) вечером в храмах читается Великий Покаянный канон Андрея Критского. Особенности первой недели Великого поста. В первые четыре дня Великого поста на вечернем богослужении читался Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского. Особенности первой недели Великого поста. В первые четыре дня Великого поста на вечернем богослужении читался Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского. содержит последование богослужений первой седмицы Великого поста. Андрея Критского в понедельник первой седмицы Великого Поста.
Первая седмица Великого поста 2024: что нужно делать, как называется в народе и в чем ее важность?
С этого дня начинается подготовка к встрече светлого Воскресения. Вплоть до четверга верующие наводят порядок в своих домах. В Великий понедельник было принято готовить недельный запас дров и корма для животных, чтобы не отвлекаться на это во время празднования Пасхи. Также этот день традиционно посвящают починке сломанных вещей и разбору накопившегося за год хлама — все лишнее выбрасывают, чтобы освободить в жизни место для чего-то нового. Особое внимание уделяется мытью окон — встречать Пасху с грязными окнами считается дурной приметой.
Страстная седмица — это уже не Великий пост , хотя пост в эти дни соблюдается особенно строгий. В Великий понедельник можно употреблять в пищу постный хлеб, ягоды, овощи, фрукты, сухофрукты, орехи и мед. То есть растительную и не подверженную термической обработке пищу, поскольку в календаре питания по церковному уставу в этот день положено сухоядение, без использования растительного масла. Это одна из главных традиций — чин мироварения происходит только раз в году и только на Страстной седмице.
Миро — особая смесь растительных масел, душистых трав и благовонных смол. В ветхозаветную пору им помазывались скиния походный храм евреев , первосвященники, пророки и цари. Жены-мироносицы шли ко гробу Иисуса именно с таким миро. Миро используется при совершении таинства миропомазания, которое совершается над каждым православным христианином сразу после таинства крещения.
Миро употребляют и для освящения новых престолов в храмах. В первый день миро доводят до кипения и потом все время варят на малом огне, постоянно перемешивая его. Миро варится в течение трех дней: в Великий понедельник до вечера, весь Великий вторник и утро Великой среды. Все это время священники по очереди читают Евангелие, а диаконы перемешивают миро веслами.
Что можно делать в Великий понедельник Начинать день с молитв и покаяния.
Накануне субботы первой седмицы Великого поста, дня памяти святого Феодора Тирона, в конце Преждеосвященной литургии читается канон этому великомученику с освящением колива кутьи. Дни памяти: Святителя Льва I, папы Римского. Пост: Пятница — день строгого воздержания в течение всего года, за исключением сплошных седмиц.
Поэтому и в период Четыредесятницы в этот день принято усиливать пост. В случае совершения Преждеосвященной литургии вечером причастники обычно держат евхаристический пост с полудня, то есть в течение как минимум шести часов некоторые воздерживаются от еды и питья весь день, но прежде чем брать на себя такой аскетический подвиг, нужно оценить свои реальные возможности и физическое состояние. Всегда отмечается в первую субботу Четыредесятницы в память о чудесном явлении святого, произошедшем во время Великого поста в IV веке. Бывшие у власти в Константинополе язычники окропили идоложертвенной кровью все продукты на рынках города, чтобы поиздеваться над верующими.
Великомученик явился местному архиепископу с предупреждением, и христиане стали питаться коливом вареной крупой с медом , приготовленным из домашних запасов. Особенности богослужения: Обычно по субботам Четыредесятницы совершается литургия св. Иоанна Златоуста. Панихида на первой неделе Великого поста не совершается не только в будние дни, но и в субботу.
Вечером совершается всенощное бдение накануне воскресного дня. Дни памяти: Великомученика Феодора Тирона. Пост: По монастырскому уставу разрешена не только вареная пища, но и еда, заправленная растительным маслом. Особенности богослужения: В воскресные дни Четыредесятницы совершается литургия св.
Василия Великого, которая бывает всего лишь десять раз в году семь из них во время Великого поста. В первую неделю Великого поста к ней присоединяется чин Торжества Православия — особенная служба с чтением Апостола и Евангелия, молитвами, пением тропарей, составленная в IX—Х веках в ознаменование победы истинной веры над еретическими учениями. Пост: Несмотря на то, что воскресный день в соответствии с апостольскими правилами поститься не полагается, многодневные посты прерывать не принято, чтобы не нарушать ход духовного пути.
В 2024 году — вторая суббота попадает на предпразднество Благовещения Пресвятой и заупокойное богослужение отменяется. Переноса не предусмотрено. Чин Торжества Православия, 24 марта Первое воскресение Великого поста. После литургии Василия Великого служится особый чин Торжества Православия. Богослужение Крестопоклонной недели, 7 апреля Накануне третьего воскресенья 6 апреля, суббота на всенощном бдении из алтаря торжественно выносится Крест для поклонения. Также поклонение Кресту совершается еще на богослужениях в среду утром и пятницу утром, после чего он заносится обратно. Служба Благовещения Пресвятой Богородицы, 7 апреля Обычно в праздник Благовещения накануне вечером служится всенощное бдение, а утром — литургия свт.
В 2024 году праздник Благовещения попадает на воскресенье третьей недели Великого поста, поэтому служба Благовещения совмещается со службой Кресту, а в воскресенье служится литургия святителя Василия Великого. Акафист Пресвятой Богородице, 19 апреля В честь праздника Похвалы Пресвятой Богородицы 20 апреля, суббота в пятницу вечером поется акафист Пресвятой Богородице. В сам праздник служится литургия свт. Богослужение Вербного воскресенья, 28 апреля Вход Господень в Иерусалим. Всенощное бдение накануне вечером и литургия свт. Накануне вечером на всенощном бдении и утром после литургии совершается освящение ветвей вербы.
Ирмосы в этот счет не входят и в 1-й, 4-й, 5-й и 7-й песнях поются до тропарей, а в 3-й и 6-й — по окончании тропарей. Канон стихословится с библейскими песнями, изложенными в Ирмологии а также в службах 1-й седмицы. По 3 и 6 песни канона — малая ектения, седальны или кондаки.
На 9-й песни — «Честнейшую» После катавасии 9-й песни поется «Достойно есть» Малая ектения. Светилен Троичный текущего гласа. С окончаниями: 1-й — на каждый день свое, 2-й и 3-й — одни и те же. Чтец: хвалитные псалмы и вседневное славословие. Просительная ектения Стихиры на стиховне Триоди с обычными припевами Часослова. Слава и ныне — Богородичен Триоди. И обычное окончание утрени на ряду: Чтец — «Благо есть исповедатися Господеви... Трисвятое по Отче наш.
Первая седмица Великого поста 2024: что нужно делать, как называется в народе и в чем ее важность?
Версия для печати 27. Ему сослужило духовенство главного храма Челябинской епархии. Великий покаянный канон — это творение преподобного Андрея Критского, известного византийского гимнографа. Во время Великого поста канон Андрея Критского читается дважды.
На первое вечернее великопостное богослужение в кафедральный храм пришли верующие горожане, чтобы разделить со своим архипастырем подвиг Святой Четыредесятницы. За богослужением молился губернатор Тверской области И. Великий канон не просто перечисляет примеры греховных поступков, а соотносит их с душой кающегося, который в себе самом обнаруживает и родство в греховном устроении с известными лицами ветхозаветной истории, и, при внимательном рассмотрении, убеждается в том, что в своём ежедневном падении превосходит этих грешников. Каждый ирмос канона пел хор духовенства. После 6-й песни канона архипастырь с хором духовенства исполнил кондак «Душе моя». Завершая первый великопостный молитвенный вечер в храме, владыка поблагодарил всех за совместные молитвы и напутствовал верующих проповедью : «Великий канон помогает нам увидеть собственную нечистоту.
Когда вокруг все только и твердят о том, что человек должен принимать себя таким, какой он есть, мы оказываемся в пространстве смыслов, говорящем об обратном. Мы не лучшие. Мы не хорошие.
В народе первый день Великого поста называется Чистый понедельник. В этот день издревле запрещалось есть скоромную животную пищу, которая осталась после Масленицы, а хозяйки делали в доме тщательную уборку. Считалось, что как первый день поста, так и вся неделя, которая носит название Федоровой недели, посвящена очищению: многие ходили в баню, чтобы смыть с себя грехи, в том числе предыдущей масленичной недели. Молится в эту неделю полагалось великомученику Феодору Тирону. Кто такой Феодор Тирон?
В субботу первой седмицы, которая в этом году выпадает на 23 марта православная церковь вспоминает великомученика Феодора Тирона. Он был легионером в римской армии и христианином, который погиб мученической смертью - его сожгли на костре. Его почитание церковью в первую седмицу связано с легендой, согласно которой, через 50 лет после своей гибели Тирон явился во сне Архиепископу Константинопольскому, чтобы предупредить его об опасности: по указу императора, в первую неделю поста вся постная пища на рынке была обрызгана кровью животных, которые приносились в жертву языческим богам. Феодор Тирон велел Архиепископу сообщить об этом христианам.
Как я уже сказал, богослужения дают нам такую возможность, хотя многим из-за незнания славянского языка затруднительно понимать все, что читается и поется в храме Божием. Может быть, это следует восполнять домашним чтением житий святых, но в первую очередь — чтением Священного Писания. Мы должны жить действительно богатой духовной жизнью. Вот тогда никакого вакуума внутри нас не будет, и никакая праздность не заполнится греховным содержанием. Но нужно еще и еще раз уразуметь, осознать, прочувствовать, может быть, даже выстрадать то, что пустота и праздность, то, что иногда так желанно и что мы по ошибке отождествляем с отдыхом, таковым вовсе не является.
Господь, создав человека, предназначил его к труду и дал ему заповедь об отдыхе: шесть дней работай и делай всякие дела твои; а день седьмой — суббота Господу Богу твоему Исх. В новозаветной истории этот седьмой день стал воскресеньем, первым днем недели, который мы обязаны посвящать мыслям о вечности. Мы должны посвящать этот день уразумению того, чему Господь через слово Свое учит нас. И тогда мы действительно окажемся способными изгонять праздность из своей жизни, не создавать внутренний духовный вакуум, не пускать в свою жизнь все то греховное, опасное, погубляющее душу, что немедленно проникает в душу, если она пуста, если там вакуум, если там ничего нет. Великий пост учит нас многим важным смыслам, познание которых открывает нам путь к спасению. И если молитва святого Ефрема Сирина начинается с просьбы к Господу о том, чтобы Он избавил нас от праздности, то всякий раз, когда мы слышим эту молитву, давайте молиться Господу, чтобы Он оградил нас от этой опасности и не дал возможности злым началам заполнить то пространство в душе, которое возникает, когда она пребывает в праздности. Умудренные великими словами молитвы святого Ефрема Сирина, постараемся сохранить их и в уме, и в сердце своем.
Службы Великого поста в 2024 году
Первая неделя поста стартует в понедельник, 18 марта, и заканчивается в воскресенье, 24 марта. В понедельник, 27 марта, начинается пятая неделя Великого поста у православных, которая посвящена памяти Марии Египетской. На протяжении первых четырех дней Первой седмицы Великого поста в храме на вечерней службе читают Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского.