2024: как православным нужно питаться и что можно и нельзя делать в этот период, читайте на ФедералПресс. Это не просто «обязательство», обычай; пост связан с самой тайной жизни и смерти, спасения и погибели. Великий пост в этом году начинается 18 марта и продлится до 4 мая. Это не просто «обязательство», обычай; пост связан с самой тайной жизни и смерти, спасения и погибели. В этом году Великий пост начинается в понедельник 18 марта и заканчивается 4 мая.
«Главное — мера»: Нутрициолог рассказала, как не оказаться у гастроэнтеролога после поста
Постепенно утвердился обычай поститься шесть недель, однако, поскольку со временем на Западе в число постных дней вошла и суббота [11] , общая длительность поста составила 36 дней 6 недель по 6 дней, исключая воскресенья. Святой Григорий Великий 560—604 , а вслед за ним и многие средневековые авторы [12] описывал этот период, как «духовную десятину года», поскольку 36 составляет примерно десятую часть от числа дней в году. Позднее, ради исполнения числа 40, добавили ещё 4 дня, в результате чего пост стал начинаться в среду, которая получила название Пепельной среды. Впрочем, следы прежней практики до сих пор остались в т. Что касается пищевой составляющей поста, то, в отличие от Восточной церкви, на Западе больший акцент был сделан на времени и количествах принятия пищи. Первоначально допускалась лишь одна трапеза, каковая могла начаться только с наступлением вечера. Однако уже достаточно рано мы впервые находим упоминание об этом у Сократа Схоластика [ источник не указан 4030 дней ] стала быть терпимой практика разрешения поста в «девятый час», то есть, в три часа дня.
Постепенному приближению времени обеда способствовало ещё и то, что канонические часы Девятый час, Вечерня и т. Девятый час означал, без сомнения, три часа дня, однако служба девятого часа могла читаться сразу после шестого, который соответствовал полудню. Подобным же образом и вечерня, после которой полагалась трапеза, служилась всё раньше и раньше, пока, наконец, не было официально признано, что вечерня в великий пост может служиться в районе полудня как оно и было в Католической Церкви вплоть до литургических реформ середины XX века. Таким образом, хотя в XI веке ещё объявлялось, что принимающие пищу до наступления вечера нарушают великий пост, уже в XIII веке такой обычай стал вполне общепринятым. Дальнейшим послаблением явилось введение вечерних лёгких трапез, т. В таком виде одна полная трапеза и два небольших перекуса этот тип поста именуемый собственно «постом», в отличие от «воздержания», о котором пойдёт речь далее просуществовал до наших дней, хотя и требуется официально лишь для нескольких дней в году.
Что же касается ограничений на качество пищи, то есть воздержания, то здесь долгое время также существовали значительные ограничения, хотя они и не доходили до такой строгости, как в Православной церкви. К первоначальному и повсеместному запрету на мясо позже прибавились запреты на lacticinia, то есть молочные продукты. Причём, в отличие от поста, воздержание не отменялось и в воскресные дни великого поста. Исключения, всё же, допускались, и часто давались диспенсации , разрешающие вкушать lacticinia при условии совершения какого-нибудь благочестивого дела. В Германии такие диспенсации были известны, как Butterbriefe, считается, что благодаря им там было построено несколько церквей. Одна из колоколен собора Нотр-Дам во французском Руане по этой же причине раньше называлась La Tour de Beurre то есть «масляная башня».
Если это так, то воскресная литургия представляла собой еженедельное празднование Воскресения, а пост в пятницу — крестную смерть Христа. Такая теория предлагает вполне естественное объяснение столь больших различий, существовавших в конце второго столетия в отношении дня празднования Пасхи и соблюдения предпасхального поста. Христиане были едины в праздновании Воскресенья и Пятницы, которые праздновались с самых ранних дней Церкви, обычай же ежегодного празднования Пасхи развивался постепенно и на него оказывали влияние местные условия. С появлением Пасхального праздника стал появляться и предпасхальный пост, поначалу короткий, не превышающий по длительности неделю, но очень строгий [6] , когда вспоминали Страсти Христовы, или, более обще, «дни, когда Жених был взят» Мф. Как бы то ни было, из «Праздничных посланий» Афанасия Великого известно, что в 331 году святой предписал своей пастве «четыредесятницу», продолжавшуюся сорок календарных дней и заканчивающуюся периодом строгого поста — Страстной Недели которую он называет «святой седмицей великого праздника Пасхи» , и, во-вторых, что тот же святой отец, после путешествия в Рим и по значительной части Европы , написал в очень строгих выражениях александрийцам , призывая их соблюдать практику, которая уже повсеместно соблюдается послание 11-е, из Рима : Но, возлюбленный, как бы ни было, убеди их в этом и научи их поститься сорок дней; ибо постыдно было бы, когда все поступают так, только находящимся в Египте, вместо воздержания, предаваться веселию Что касается установления числа 40 дней, решающую роль в этом должны были сыграть примеры Моисея , Ильи и Христа, но возможно также, что при этом имели в виду и 40 часов, которые Христос пребывал в гробе. С другой стороны, как Пятидесятница была периодом, во время которого христиане радовались и молились стоя [7] , что, однако, не означает, что они постоянно пребывали в такой молитве, так и Четыредесятница была первоначально периодом, отмеченным постом, но не обязательно периодом, в течение которого верующие каждый день постились. Всё же, этот принцип по-разному понимался в разных местах, результатом чего были совершенно разные практики поста. В Риме, в пятом столетии, пост длился шесть недель, но, согласно историку Сократу, только три из них были собственно постными, и то за исключением суббот и воскресений, и, как полагают некоторые историки, недели поста шли не подряд, приходились на первую, четвёртую и шестую недели.
Возможно, впрочем, что эти недели поста были посвящены подготовке оглашенных к крещению , так как, по мнению многих исследователей, пост оглашенных и за них явился одной из причин формирования длительного предпасхального поста. На Востоке[ править править код ] На Востоке преобладала практика, которая была упомянута выше в цитате из «Праздничных посланий» Афанасия: пять недель Великого поста были подготовительными для особо строгого поста Страстной седмицы. Однако, установив однажды число 40, длительность поста старались согласовывать именно с ним. Так, Этерия в своём «Паломничестве» говорит о соблюдавшемся в Иерусалиме посте в восемь недель, которые, при исключении суббот и воскресений, давали как раз 40 дней. Подобный же пост соблюдался и в других местах. Отголоски этой практики до сих пор сохранились в православном богослужении. В восьмую неделю до Пасхи «Сырную седмицу» уже соблюдается пост, хотя и лёгкий запрещено только мясо ; два дня на этой неделе богослужение совершается практически по великопостному чину; в субботу этой недели совершается память «преподобных отцев, в подвизе просиявших». Позднее, под влиянием монашеской практики , субботы и воскресенья тоже стали постными хотя и в более лёгкой степени , а великопостный период Великий пост теперь длится 48 дней, из которых 40 дней до пятницы 6-й недели именуются собственно Четыредесятницей [8] , в число оставшихся восьми входят Лазарева суббота , Вербное воскресение и ещё 6 дней Страстной Седмицы.
Православные церкви в отношении поста по сей день руководствуются палестинским уставом, обычно называемым Типикон. Пищевой аспект Великого поста подробнее рассмотрен в следующем разделе, но общая схема такова: с понедельника по пятницу — сухоядение один раз вечером. Если на будний день придётся полиелейный праздник, разрешается варёная пища с маслом и вино, или, если это среда или пятница, только варёная пища и вино [10] , но в любом случае даже и в Благовещение трапеза в эти дни разрешается только один раз.
Когда его соблюдают?
Великий пост длится 48 дней, начинается ровно за семь недель до Пасхи. Поскольку день Воскресения Христова празднуется в переходящую дату первое воскресенье после первого полнолуния, последовавшего после весеннего равноденствия , то и пост тоже начинается в разное время. В 2023 году Великий пост начнётся 27 февраля и завершится 15 апреля. В чём христианский смысл поста?
Великий пост для христиан — семь недель напряжённого духовного труда. Каждая из них заканчивается воскресным днём, в который верующие вспоминают какое-либо важное событие в жизни церкви или святого человека. Названия недель — символы, за которыми стоит духовная реальность. Первая неделя — Торжество православия.
В эту неделю чтят победу в иконоборчестве. Дань памяти высказывается императрице Феодоре Константинопольской, благодаря которой было восстановлено почитание икон в церкви после запрета в VIII веке. Вторая неделя — святителя Григория Паламы.
Пост — это время воздержания, когда Церковь предписывает нам ограничить себя в пище, не вкушать мясного и молочного для того, чтобы, не будучи связанными чрезмерными заботами о теле, больше времени уделять душе и внутреннему совершенствованию. Поэтому для того, чтобы помочь нам больше молиться, больше сосредотачивать свои мысли на внутренней жизни, святые отцы установили пост, который утончает душу, делая её более духовной, способной воспринимать благодать Божию. Для многих современных людей приближение поста связано с одним вопросом: «Что же можно есть? Согласно правилам Святой Церкви, в период святого поста однозначно нельзя употреблять в пищу продукты животного происхождения — мясо, молоко, молочные продукты и яйца.
Великий пост — пост достаточно строгий по Уставу, и если в дни других постов иногда можно употреблять рыбу, то во время Великого поста рыбу благословляется вкушать только в два самых великих, самых значимых праздника — в день Входа господня в Иерусалим и на Благовещение. Согласно уставным указаниям о трапезе, будничные дни Великого поста являются более строгими по сравнению с субботами и воскресеньями, и в будние дни не разрешается употребление в пищу даже растительного масла, которое благословляется в дни субботних и воскресных торжеств. В будничные же дни Устав предполагает употребление пищи без растительного масла. Говоря о степени поста, необходимо отметить, что, конечно, строгие уставные правила бывает достаточно тяжело выполнить. Многие наши современники обременены всевозможными недугами и болезнями, некоторые заняты на тяжелых, иногда весьма изнурительных работах, у других жизненные обстоятельства складываются так, что они не могут в полной мере следовать Уставу.
Без искушений, злобы и переедания – все, что нужно знать о Великом посте
Великий пост сегодня — Врач предупредила об опасности резкого прекращения поста для поджелудочной железы. Особое значение, придаваемое середине поста как началу оглашения просвещаемых, позволило нек-рым исследователям предположить, что первоначально в К-поле В. п. продолжался 3 недели и был связан с таинством Крещения (Johnson. Установление недельного поста, предваряющего Великий пост, относится приблизительно к VII веку.
Какую роль Великий пост играет в жизни верующих и как правильно его провести?
Что можно есть в Великий пост, чего нельзя делать в Великий пост, чем заменить мясо во время поста, как правильно поститься. Великий пост близится к завершению. Великий пост традиционно начинается на следующий день после окончания масленичной недели. Великий пост, который начался сегодня у православных христиан, будет продолжаться до 18 апреля. Изначально пост не был связан с апостолами и предназначался для тех, кто нарушил или по каким-то причинам не смог поститься в Великий пост.
В чём смысл Великого поста?
Чтобы противостоять некому злу, человеку нужно, прежде всего, уединиться. То есть отойти от источника искушений. В современном мире таких источников может быть большое количество. Это и просмотр телевизора, и прослушивание музыки, и посещение каких-то мероприятий, в том числе увеселительных. Потому что эти дни верующий должен проводить в тишине, воздержании, немногословии, чтобы достойно подготовиться к празднику Пасхи. Конечно же, когда мы посещаем такие вот места, где происходит какое-то веселье, шутки там, под час, может быть, даже какие-то греховные дела совершаются, ни о каком воздержании, ни о какой чистоте душевных помыслов даже речи не идет. С какого возраста можно привлекать детей к посту? Поэтому если, конечно, как младенцы, так и взрослые, например, болеют чем-нибудь, то церковь в плане аскезы относится к этим людям снисходительно.
Это связано с тем, что недуг уже вменяется в пост человеку. Аскеза призвана смирить движения душевные, греховные, страстные. Но их ограничивают и болезни. Если ребенок не здоров, то родители могут подойти поговорить со священником, батюшка определит ему ту меру, в соответствии с которой следует поститься несовершеннолетнему. Это же касается и болеющих взрослых. Опять же, если дети только приходят в храм, только начинают воцерковляться, требовать от них сухоедения или какого-то крайнего воздержания тоже будет не совсем разумно. Это связано с тем, что человек должен сначала осознанно прийти к Богу и понять, что он делает.
В церкви одной из самых главных добродетелей является рассуждение. То есть, прежде чем отказаться от чего-либо, человеку нужно размыслить о том, как будет, например, то или иное воздержание полезно для его телесного здоровья. Это очень индивидуальный вопрос. А так, конечно же, если ребенку уже есть 5 лет, думаю, его нужно приучать, что причастие требует подготовки: с утра, например, ничего не кушать и не пить. Читать вместе с ним Евангелие, объяснять ему, что причастие является великой святыней. Дети не совсем понимают, что значит тело Христова и кровь Христова. Плохо, когда родители говорят, что это мед, компот или водичка, это же кощунственно.
Для ребенка теряется смысл самого причащения, ведь зачем ему придавать большое значение тому, что дают в храме, если это есть и дома. В таком случае можно просто сказать, что вкушаемое — это Великая Святыня. Если младенец этого сейчас не осознает, он подрастет и все поймет. Однако фактически он идет 48 дней. Также прибавляется Страстная Седмица, которая как раньше, так и сейчас не является частью Великого поста. У нас он заканчивается праздником входа Господа в Иерусалим — Вербным воскресением. А неделя, которая прибавляется к Святой Четыридесятнице, называется Страстной седмицей.
О целях поста, послаблениях и традициях — в нашем материале. Он наступает за семь недель до праздника и длится 48 дней. Великий пост делится на две части.
Первые шесть недель называются Святой Четыредесятницей, они посвящены памяти о сорока днях Иисуса Христа в пустыне, куда он удалился после своего крещения и где постился и молился. В последнюю неделю — Страстную Седмицу — вспоминают последние дни земной жизни Сына Божьего. Под полный запрет подпадает мясо, а также колбасные изделия, молоко, сыр, яйца, сливочное масло, сметана, творог, сдобный хлеб и выпечка.
Но поскольку это программа питания на семь недель, надо думать о том, как все эти ограничения скажутся на здоровье. Ведь любое резкое изменение типа питания - это всегда серьезный стресс для человека. И часто получается, что сначала постящийся изменений в своем состоянии не наблюдает, а потом начинает испытывать дефицит в пищевых веществах. Человеку нужны 22 аминокислоты, из которых 8 относятся к незаменимым - и они в основном содержатся в животных продуктах. Некоторые есть в растительных, но усваиваются они значительнее тяжелее, поэтому, чтобы получить их, необходимо правильно готовить продукты, так, чтобы сохранить полноценность по пищевым белкам. Например, использовать легкое отваривание, до состояния аль денте; варить без соли, на пару. И еще имеет значение порция — глупо рассчитывать получить больше белка из большей порции; не нужно наедаться овощами впрок. Я, как диетолог, считаю такое экстремальное погружение в пост неправильным. Разумнее всего придерживаться определенных принципов в питании постоянно. Можно ограничить себя в жирных продуктах, сладких - это полезно для организма, и не только в пост.
Ну и, разумеется, надо учитывать состояние своего здоровья. Есть люди с сахарным диабетом, с гипертонической болезнью. Если у вас нестабильное давление, при резком изменении питания могут быть проблемы, вплоть до гипертонических кризов. Любое стрессовое состояние сопровождается повышением гормона кортизола, что, в свою очередь, ведет к повышению артериального давления, росту тревожности, нарушению сна, повышенной возбудимости... Или, например, пациент, который принимает сахароснижающие лекарства вдруг переходит на вегетарианство: не факт, что в этой ситуации лекарств ему будет достаточно, ведь инсулин вырабатывается из животного белка.
И часто получается, что сначала постящийся изменений в своем состоянии не наблюдает, а потом начинает испытывать дефицит в пищевых веществах.
Человеку нужны 22 аминокислоты, из которых 8 относятся к незаменимым - и они в основном содержатся в животных продуктах. Некоторые есть в растительных, но усваиваются они значительнее тяжелее, поэтому, чтобы получить их, необходимо правильно готовить продукты, так, чтобы сохранить полноценность по пищевым белкам. Например, использовать легкое отваривание, до состояния аль денте; варить без соли, на пару. И еще имеет значение порция — глупо рассчитывать получить больше белка из большей порции; не нужно наедаться овощами впрок. Я, как диетолог, считаю такое экстремальное погружение в пост неправильным. Разумнее всего придерживаться определенных принципов в питании постоянно.
Можно ограничить себя в жирных продуктах, сладких - это полезно для организма, и не только в пост. Ну и, разумеется, надо учитывать состояние своего здоровья. Есть люди с сахарным диабетом, с гипертонической болезнью. Если у вас нестабильное давление, при резком изменении питания могут быть проблемы, вплоть до гипертонических кризов. Любое стрессовое состояние сопровождается повышением гормона кортизола, что, в свою очередь, ведет к повышению артериального давления, росту тревожности, нарушению сна, повышенной возбудимости... Или, например, пациент, который принимает сахароснижающие лекарства вдруг переходит на вегетарианство: не факт, что в этой ситуации лекарств ему будет достаточно, ведь инсулин вырабатывается из животного белка.
Поэтому колоссальный гормональный сбой в организме будет однозначно. Для них даже церковь делает послабления.
Великий пост 2024: что категорически нельзя делать
Великий вторник посвящен обличению фарисеев, а также Страшному суду. Во вторник перед распятием Иисус побывал в Иерусалимском храме, где рассказывал обличающие притчи, в том числе и о конце мира. В Великую среду верующие вспоминают о решении предать Иисуса, которое принял Иуда Искариот, а также женщину-грешницу, которая помазала Христа миром маслом , тем самым подготовив его к погребению. Великий четверг посвящен прославлению таинства Причащения, которое было установлено Иисусом Христом во время Тайной вечери со своими учениками.
Также в этот день вспоминается, как Иисус омывал ноги своим ученикам, выказывая тем самым свое смирение, и молился в Гефсиманском саду - так называемое Моление о чаше, то есть о предстоящих испытаниях. В Великую или Страстную пятницу церковь вспоминает суд, распятие и смерть Христа. В этот день в церквях и храмах выносится плащаница, символизирующая мертвого Спасителя.
Великая Суббота посвящена погребению Христа, времени, которое он провел в аду и возвращению к жизни.
Фото: globallookpress. Учимся бороться с грехами. Предлагаю из всех повторяющихся прегрешений выбрать самое маленькое и попробовать его победить.
Ну, например, навык высказывать свое недовольство по поводу всего, что видишь или слышишь. Или обсуждать с близким другом подругой третьи лица. Или употреблять в разговоре бранные слова. Или держать старую обиду на родственника начальника, учительницу, соседа и т.
Как это победить? Ежедневно молиться за него. Учимся покаянию. Выбираем из списка грехов самые тайные — те, которые скрыты от глаз окружающих и за которые особенно стыдно.
Идем на исповедь и спрашиваем священника, как с ними бороться. Священник — человек опытный, он, наверняка, посоветует то, что надо. Православный календарь Церковные праздники в марте: календарь событий по дням 4. Учимся творить добрые дела.
Каждый день вечером испытываем свою совесть: какое доброе дело я сделал сегодня? Кого утешил, кому помог, кому уделил время и т. Если этого не было, то осознать, что день прожил зря.
Страстная неделя Великого поста: что можно есть, что можно и что нельзя делать? Что такое Страстная неделя, чему она посвящена и что нужно в это время делать - рассказываем в этом материале. Что такое Страстная седмица? Страстная неделя - это седьмая, завершающая седмица Великого поста, которая в 2024 году продлится с вечера 28 апреля по субботу 4 мая.
Эта неделя хоть и считается частью Великого поста, на самом деле, по церковному канону является отдельным периодом, в который сохраняются и даже усиливаются ограничения Четыредесятницы первых 40 дней поста. Страстная неделя - это время, когда верующие христиане сопереживают и разделяют все те страдания, которые пережил Иисус перед распятием. То есть в отличие от предыдущих недель поста фокус внимания смещается с внутренних переживаний и борьбы с искушениями на Спасителя, который ценой своей жизни искупил грехи всего человечества. Страстная седмица - дань уважения Иисусу Христу, поэтому все церковные службы, проводящиеся в храмах в это время, посвящены последним дням жизни Мессии и его смерти.
Небольшой кусочек пасхального кулича станет прекрасным дополнением и будет отвечать за зерновую часть. Это будет прекрасный гарнир к любому мясу, особенно если вы готовите баранину, но всё же после поста лучше отдать предпочтение нежирной курице, индейке или кролику, — рекомендует врач. Если вы выбираете выпить алкоголь, то не забывайте о «безопасной дозе», которая составляет один фужер вина для женщин и два — для мужчин. Старайтесь между тостами пить воду, а закусывать чем-то овощным или фруктовым.
Вечером лучше отдать предпочтение крупе: гречке, булгуру или полбе. Её можно приготовить с тушёными овощами и рыбой.
Великий пост: что можно и нельзя делать и есть, запреты
это седьмая, завершающая седмица Великого поста, которая в 2024 году продлится с вечера 28 апреля по субботу 4 мая. Великий пост в 2024 году, какого числа, что можно есть по дням недели. Великий пост и сам праздник Пасхи долгое время изменялись одновременно со становлением и развитием самой Церкви. Именно 40-дневный пост Спасителя стал прообразом современного Великого поста (потому его еще называют Господним). 18 марта в России начинается Великий пост — самый продолжительный из православных постов.
Правила Великого поста для начинающих мирян — с 27 февраля по 15 апреля 2024 году
Великий пост — Википедия | Великий пост с патриархом Алексием I. |
Правила Великого поста для начинающих мирян — с 27 февраля по 15 апреля 2024 году | 18 марта у православных верующих начинается Великий пост, который продлится до самой Пасхи – 4 мая. |
История и смысл Великого поста
То есть пост - это не религиозная диета, а оживление человеком его отношений с Богом. Но стоит ли ради этого ограничивать себя в еде, развлечениях, радостях зависнуть в Сети? Как шутят семинаристы, уж лучше я поспешу к Богу сам, чем меня к Нему приведут болезни и горе. Получается, мы выходим навстречу Христу и идем долгой дорогой Великого поста из страха? И уж точно не ради моды, и не для того, чтобы, высокомерно глядя на непостящихся, ощущать свою святость.
Пост - не пищевые ограничения, и даже не способ самоусовершенствования. Пост - наш подвиг любви к своему Творцу. И если кому-то последняя фраза покажется напыщенной, пусть вспомнит, насколько естественно для матери отдать последний кусок хлеба ребенку - акт действенной любви. Логика поста проста.
Когда-то, две тысячи лет назад, Иисус Христос, безгрешный и по своей божественной природе бессмертный, добровольно и - важно! Сегодня наша очередь принести нашу жертву Ему, начать наш путь навстречу Христу. Да, это безмерно трудно. Даже если мы отказываемся от малого - только какого-то продукта питания из привычного рациона или от развлечений, ограничивая себя не до степени, вот все, дальше уже невозможность жить, дальше смерть, а лишь доходя до границы, за которой начинаем чувствовать дискомфорт.
Причем жертвовать нужно не по принципу "на тебе, Боже, что мне негоже", жертвовать надо тем, что тебе дорого, что важно для твоего тела. Бог не нуждается в том, чтобы мы отказывались от куска мяса и тем более колбасы, Он совершил Свою жертву из любви к нам, людям, и Он нуждается в нашей любви. С чего нужно начать Великий пост Будем честны с собою, нам даже незначительные пищевые жертвы даются с трудом. И они могут оказаться не в подъем.
А значит, начинать Великий пост надо с прихода в храм и разговора со священником: "Батюшка, на какие ограничения благословите? Итак, какие есть варианты воздержания? Что же в Великий пост мы не едим?
Тут любовь и понимание должны быть с обеих сторон. Есть возможность у супруги приготовить два-три блюда разных — Господь её возблагодарит за это здоровьем и благополучием. Если у неё нет такой возможности — работа, занята, не успела — муж должен это понять, не сердиться, не ворчать. Значит, самому нужно подумать — гречку в мультиварку бросить или ещё что-нибудь. Но ещё раз говорю: главное, чтобы это не приводило ни к каким раздорам ни в коем случае», — увещевает отец Игорь. Держать ограничения вполне естественно для тех подростков, кто родился и вырос в церковных традициях, а вот тем взрослым, кто только начинает выстраивать свою духовную жизнь, — не следует давить на своё чадо. Для ребёнка 12—14 лет и старше почти всегда, когда мама с папой что-то предлагают, — это нарушение его свободы, и такие действия вызывают протест.
Поэтому тут очень разумно надо подходить. Объяснять, подсказывать. И, конечно, должен быть пример. Когда дети будут видеть пример — они когда-нибудь ему последуют. Быть может, не в этот пост, но когда-нибудь обязательно последуют», — убеждён настоятель храма. Соблюдать пост в боевых условиях невозможно. О каком посте там можно говорить? Там поели — уже слава Богу. Самое главное — чтобы были живы и вернулись домой здоровыми», — говорит отец Игорь. А вот мирным жителям России было бы неплохо оказать бойцам духовную поддержку по примеру своих предков.
Сейчас бы тоже было неплохо поддержать наших солдатиков тем, что они там несут такое тягостное послушание, а мы здесь взяли бы и попостились», — отмечает священник. Награду получит каждый Постящийся без награды не останется, говорит отец Игорь. А Бог посмотрит и подумает, нужна ли ему эта награда или нет, и, может, даст ему другую. Но каждый постящийся получит свою награду. Может, у него мир в душе наступит или он перестанет тратить своё время на ненужные вещи какие-то. Какая-то переоценка ценностей может произойти», — улыбается отец Игорь. А ещё священник напоминает, что поститься надо с радостью.
Во время поста женщины перенизывали жемчуга и убирали ими убрусники и кокошники, вышивали шёлком фаты. В некоторых деревнях устраивались "обжорки". Например, в пятницу третьей постной недели тесть ездил в гости к молодому зятю.
В честь этого молодые устраивали пир. Бывали "обжорки" и по субботам. Но в любом случае вся еда была постной. На четвёртую неделю поста в среду справляли средопостье. В этот день хозяйки пекли обрядовую выпечку из ржаной муки — "кресты". Её полагалось съесть в этот же день, но три штуки оставить до сева. Это печенье потом съедали в поле во время сева. Крестьяне верили, что выпечка даёт силу зерну. В неё прятали мелкие "сюрпризы" в виде монеток или цельного зерна. А старушки в этот день шутили над детьми и стучали под лавками: уверяли ребятишек, что этот "пост напополам ломается".
Рыбаки считали, что с этой среды на реке щуки начинают "разбивать хвостом лёд". Пятую неделю поста звали "похвальной". Во вторник молодые семьи звали в гости родню со стороны жены, а в субботу устраивали "званые поминки". Блины пекли только постные.
То есть воздержание - пищевое ли, телесное - только средство. И оно может стать вредным и даже опасным, если существует само по себе. Если сердце не очищается исповедью, не обращено к Господу молитвой, не участвует в Таинстве Причастия, не погружено в молитвенный настрой богослужений, не готово отзывчиво откликаться на добрые дела, то при соприкосновении с этим невидимым миром оно оказывается незащищенным перед темными силами. Телесный пост - когда чрево постится от пищи и питья. Душевный пост - когда душа воздерживается от злых помыслов, дел и слов... Телесный пост без поста душевного, считают святые, ничто. Многие постятся от пищи и питья, но не постятся от злых помыслов, дел и слов - и какая им от того польза? Многие постятся через день, два и более, но от гнева, злопамятства и мщения поститься не хотят. Многие воздерживаются от вина, мяса, рыбы, но языком своим людей, подобных себе, кусают - и какая им от того польза? Некоторые часто не касаются руками пищи, но простирают их на мздоимство, хищение и грабеж чужого добра - и какая им от того польза? Истинный и прямой пост - воздержание от всякого зла. Если хочешь, христианин, чтобы тебе пост полезен был, то, постясь телесно, постись и душевно, и постись всегда. Как налагаешь пост на чрево свое, так наложи на злые мысли свои и прихоти. Да постится ум твой от суетных помышлений. Да постится память от злопамятства. Да постится воля твоя от злого хотения. Да постятся очи твои от худого видения: "Отврати очи твои, чтобы не видеть суеты". Да постятся уши твои от скверных песен и шептаний клеветнических. Да постится язык твой от клеветы, осуждения, кощунства, лжи, лести, сквернословия и всякого праздного и гнилого слова. Да постятся руки твои от биения и хищения чужого добра.