Международный день Навруз («Новый день») — праздник нового года по солнечному календарю у иранских и тюркских народов проходит в астрономическую дату Весеннего Равноденствия (20-21 марта). Навруз – весенний праздник нового года, своими корнями он уходит в традиции древних земледельцев Ближнего Востока и Центральной Азии. Празднование Навруза в день весеннего равноденствия связано с возникновением календаря солнечного летоисчисления, который появился у народов Средней Азии и Ирана семь тысячелетий назад, задолго до возникновения ислама.
Узбекистанцы рассказали, почему так любят праздник Навруз
Навруз (Наурыз) — факты об истории и традициях праздника весны и проросшей пшеницы родом из Средней Азии: возникновение, суть, значение, блюда и приметы. Как национальный праздник Новруз отмечается 21 марта в некоторых национальных регионах России, таких как Дагестан, Татарстан, Башкирия и других. Празднование Навруза является одной из важнейших традиций древнего Ирана, сохранившейся по сей день и вышедшей далеко за пределы его границ.
21 марта в мире отмечают Навруз: история и традиции весеннего праздника
К вопросу календарного цикла празднования праздника Навруз в г. Худжанде и его округе. Праздник Навруз считается семейным праздником, однако в этот день принято принимать гостей и самим ходить в гости. Хотя официальным днём начала празднования Навруз Байрама считается 21 марта, некоторые страны начинают веселится еще 20 числа. Навруз – большой праздник, который длится несколько дней, а иногда затягивается до конца марта.
Навруз история и традиции самого древнего праздника весны
Еще его часто называют "мусульманским Новым годом". Однако среди мусульман к Наврузу двоякое отношение: одни считают его народной традицией, другие полагают, что правоверным последователям ислама отмечать его недопустимо. Ряд религиозных исламских реформаторов предлагают "влить" Навруз в исламский календарь. Но как считает директор Института религии и политики Антон Игнатенко, сделать это нельзя по двум причинам.
Кроме того на столе ставится зеркало и зажигают по числу членов семьи свечи, которые нельзя гасить, пока они не догорят до конца. Обязательно большой праздничный хлеб или лепешки, чаша с водой, на которой должен плавать зеленый лист, чаша с розовой водой, фрукты, орехи, миндаль, рыба, петух, молоко, простокваша, сыр, крашеные яйца. В древности каждая из составляющих имела особое значение для урожая будущего года, для судеб членов семьи. Сейчас эта символика утеряна, но традиция осталась. Готовится плов. Ведь в Центральной Азии ни один праздник не обходится без него. Но главными на столе будут гуджа у некоторых народов халим или халиса и сумалак сумаляк, саману.
Процесс приготовления этих блюд длительный и трудоемкий. Начинают их готовить с вечера и уходит на это вся ночь, предшествующая Наврузу. Приготовлением сумалака занимаются только женщины, а гуджи или халима халиса мужчины. Гуджа готовится из семи видов злаков с добавлением мяса, причем все разваривается до состояния однородной массы. Халим халиса представляет собой кашу из пшеницы и мяса, у некоторых народов с добавлением гороха и овощей. А сумалак это халва, приготовленная из проросших ростков пшеницы, которые перемалываются, а затем варятся в котле на хлопковом масле у некоторых народов на воде с добавлением муки. Эти блюда очень полезны для здоровья, поскольку богаты витаминами и аминокислотами. Для приготовления сумалака у огромных котлов собираются все женщины в большой семье, а в городах соседки, по очереди беспрерывно помешивая в них, чтобы блюдо не пригорело. Ночь превращается в женские посиделки с разговорами, песнями и даже танцами. Главное чтобы не пригорело.
Утром сумалак раздают всем, кто участвовал в приготовлении блюда или внес свою долю продуктов. В свою очередь, эти люди угощают им своих родственников и знакомых, разнося его в пиалах по домам. После охлаждения блюдо подается к столу. При этом считается, что по изображению, которое проявится на поверхности сумалака, определяют, что сулит новый год, а само блюдо наделяет людей физическими и духовными силами. Пришедшим на праздник гостям хозяин протягивает блюдо с едва проросшим зерном, поедание которого символизирует приобщение к возрождению всего живого. Праздничный ритуал не ограничивается сладким, добрым застольем. В этот день дети ходят по домам и поют песни про Навруз, а их одаривают сладостями. На улицах выступают артисты, соревнуются острословы, звучат песни, шутки. До позднего вечера продолжается веселье и смех, а утром праздник продолжается, хотя уже и не с той пышностью, а просто в домашнем кругу. В древние времена Навруз праздновали 13 дней.
В конце торжеств люди выходили в поле, где и встречали Новый год. Такова была примета. Считалось, что вышедшему в эти дни в поле насладиться природой в течение всего предстоящего года будут сопутствовать счастье и благополучие. Эта традиция сохранилась в Иране. Празднование Навруза длится обычно в течение 13 дней, из которых первые 5 дней посвящены встрече Навруза и посещению родных и друзей. Девятый день известен как Шахрйаран Навруз шахский Навруз , а тринадцатый день как Сизда бедар «Тринадцатое вне дома».
Ведь именно в это время года начинает оживать природа, появляются первоцветы. Это означает, что весна вступила в свои права. Ежегодно праздник отмечают 21 марта — в день весеннего равноденствия. В этот день во всех регионах Таджикистана раздаются звуки карнай-сурная и дутара, которые зазывают народ на праздник. Ну, а жители страны выходят на праздничные гуляния. Ходят друг к другу в гости, дарят подарки, поздравляют с наступившим новым годом. С таджикского языка Навруз переводится как «Новый день». Его отмечали в этих краях еще несколько тысяч лет назад. А вообще свои корни этот праздник берет со времен зороастризма. Несмотря на исламизацию региона в 7-9 веках, праздник удалось сохранить до наших дней. Праздник Навруз включает в себя много различных традиций и ритуалов. Одним из них является уборка дома. Перед праздником принято чистить жилища, выкинуть старые и разбитые предметы.
У гуннов и древних тюрков существовал бог среднего слоя мироздания — наземный бог Удук Йир-Суб бог Земли-Воды. Культ Земли-Воды связан с поклонением природе. Венцом языческого пантеона богов тюрков был Тенгри. О нем свидетельствуют археологические находки костяных амулетов с циркульным орнаментом — символом Тенгри булгарского периода. Образование средневековых тюрко-татарских государств содействовало модификации религиозных представлений древних тюрков. В Волжской Булгарии, одну из основ экономики которой составляло сельское хозяйство, большое влияние на этот процесс оказала земледельческая деятельность. Приуроченность сельскохозяйственных работ к сезонным циклам наложила свой отпечаток и в культуре. В результате сформировалась особая система, реально фиксирующая круглогодичные изменения природы. Началом стал период весеннего земледелия, связанный с особым значением для тюрков солнца и земли. Ислам стал вторичным слоем, который закрепил, оформил традиционные элементы праздника Науруз среди татар. С распространением ислама и арабской письменности, в Поволжье стала проникать лунная арабская и солнечная персидская системы летоисчисления. Данный календарь использовался в татарских земельных письмах XV в. Хамаль — первый месяц солнечного календаря В художественных, публицистических и исторических произведениях этого периода счет лет велся, в основном, по хиджре. Видный татарский богослов, историк Ш. Праздничный ритуал христианского новолетия был выработан и являлся общепринятым у субконфессиональной группы татар — кряшен, которые называли его Нардуган. Говоря о значении календаря в оформлении цикличности жизни тюрок, отметим, что так называемый «вставной» тринадцатый месяц практиковался в тюркском мире с древнейших времен. Это делалось с целью приведения лунного года в соответствие с солнечным. Известно, что у чувашей в календарь вставлялся дополнительный 13-ый месяц. Отмечая данную особенность, русская поэтесса, автор этнографических очерков и мемуаров, жена профессора и ректора Казанского университета К. Фукса — А.
Узбекистанцы рассказали, почему так любят праздник Навруз
Когда отмечается Навруз в 2024 году Тюркские и персидские праздники отмечают по лунному календарю в соответствии с исламскими традициями, за исключением Навруза, который праздновали ещё до прихода ислама, отмечается он по солнечному календарю каждый год 21 марта, в том числе и в 2024-м. Мусульманские праздники в 2024 году: Даты всех торжеств и постов История праздника Жители Персидской империи, согласно некоторым источникам, начали отмечать Навруз в IV—V веках до нашей эры, во время правления династии Ахеменидов. Навруз, как и другие исламские праздники, упоминается в "Авесте" — главной священной книге зороастризма, одной из древнейших религий, основанной на учениях пророка Заратустры. По легенде, в этот день все жители Земли должны отмечать годовщину возникновения жизни на планете. Также Навруз связан с мифологией: 21 марта, по солнечному календарю, прошли похороны героя Сиявуша, убитого Афрасиабом, что упоминается в "Авесте". В этот день зороастрийцы также почитали духов усопших предков. Навруз был также связан с почитанием огня, особенно на начальных этапах своего существования: последователи зороастризма, главной религии Ирана до прихода ислама, поклонялись ему. В этот период необходимо погасить все долги, привести в порядок двор, дом и свои мысли, а также приготовить особые праздничные блюда. Согласно ритуалу, праздничная еда должна содержать семь различных ингредиентов, названия которых начинаются на букву "С" персидского алфавита.
И не случайно Юсуф Баласагунский в своей поэме «Кутадгу билиг», то есть «Счастливое знание», описывает Новруз как появление Солнца в созвездии Рыбы. В то же время само описание этого праздника в поэме символизирует как начало года, так и начало книги, описывающей Вселенную как огромный, населенный многочисленным народом город. Однако уже у Ю. Баласагунского появляются первые грозные признаки представлений об апокалипсисе и конце времен, которые звучат в конце книги, что уравновешивает весеннее и осеннее равноденствие, примиряет жизнь со смертью. Это был веселый праздник, отмечавшийся в дни весеннего равноденствия. По преданию, Науруз понравился Пророку Мухаммеду, и первые арабские халифы широко распространили этот праздник в халифате, отмечая его очень пышно Лобачева Н. Науруз относится к празднествам, сложившимся на основе культа умирающего и возвращающегося божества. Причастность Науруза к аграрному культу выражалась в таком ритуальном действии, как шествие с цветами - «праздник красной розы», связанный с древнейшим культом умирающего бога, кровь которого якобы появляется ежегодно в кроваво-красных лепестках розы. Обряд восходит к первобытным мастерам, связанным с почитанием умирающего и воскресающего божества природы. Согласно материалам Р.
Каримовой, в этот праздничный день на дастархан ставили семь яств, названия которых должны были начинаться на букву «Ш» арабский шин , а праздничное блюдо называлось «семь шинов»: шарап - виноградный сироп, шир - молоко, ширин - варенье из сока тутовника, шикяр - сахар, шербет - фруктовые напитки, шам - благовонная свечка, шона - расческа. Эти составные части убранства стола символизировали различные природные явления: шарап - пробуждение, шам - красоту Абусеитова М. Науруз с самого начала был народным праздником, днем пробуждения весны и началом земледельческих работ, о чем свидетельствуют сообщения древних авторов. Как пишет Омар Хайям 1965, с. Один из древнейших обрядов, отражающий архаичные черты праздничных обрядов, заключен в изготовлении посуды накануне Науруза. Эта традиция восходит к авестийским временам, хорошо описана письменными источниками и сохранилась до наших дней как пережиток среди земледельцев, частью которых являлись в средние века и тюрки, и казахи в Южном Казахстане и Жетысу. Вот так описывает этот своеобразный обряд этнограф Е. Пещерова приведенный в публикации Е. Кузьминой 1986, с. Каждая женщина делает по нескольку сосудов для своей семьи.
Их обновят на новый год - Науруз - главный праздник возрождения природы, который исправляется в день весеннего равноденствия. Рваную одежду и старые горшки в новогоднюю ночь выбрасывают из дома, новые вещи должны обеспечить семье богатство и процветание. Поэтому, изготавливая сосуд, женщина шепчет заклинания, призывая магические силы, чтобы горшок был прочным и полным молока и масла». В древних текстах Шатапатха Брахмане и четырех самхитах Черной Яджурведы говорится, что для жертвоприношения пригоден только сосуд, изготовленный без помощи гончарного круга: «... В Упанишадах и Брахманах предписывается, чтобы арий сам, своими руками сделал сосуд, точно так, как его лепили отцы и деды, предки питари и прародитель Ангирис, обученный гончарству богиней Адити, и ни в коем случае не покупал горшка у ремесленника-шудры, не принадлежащего к арийской общине» Кузьмина Е. Процесс изготовления сосуда сравнивается с актом сотворения мира. А сам сосуд - со Вселенной: «... Формуя ленту, арий произносит заклинания: «Поднимись! Стань крепким! Будь большим!
Стань прямо! Ты стоишь на прочном основании» и призывает на помощь богов: солнца -Митру, неба - Варуну, огня - Агни, ветра - Вайю и покровителей четырех сторон света. Ведь при помощи сосуда жертвователь «получает потомство, благосостояние, обладание коровами, хорошую мужскую силу, сородичей» Кузьмина Е. Таковы ведические и этнографические параллели во взглядах на сосуды и их изготовление, освященные индоевропейскими богами. Сосуд, как символ изобилия Антонова Е. Большое значение чаша с питьем имела в мифологии саков индоиранцев вообще, благодаря важной роли в их культе опьяняющих напитков. Пиво и буза считались «магическим выражением оплодотворящего начала», поэтому питье этих напитков и манипуляции с ними входили в обряд плодородия. В сакских каменных изваяниях, также отражающих в своей основе трехчленное восприятие вселенной, в качестве атрибута нередко фигурирует со-суд-ритон. Это же изображение характерно и для древнетюркских каменных изваяний Центральной Азии У1-Х вв. Сосуды для жидкостей предназначались в дар богам и их приносили к храмам и святилищам об этом еще свидетельствовали надписи на месопотамских сосудах: «Чашу вич для измельченного мука изготовил Нинчирсу» или «Нинчирсу, сильному войну Энлиля, своему царю» и т.
Раевский Д. Известный казахстанский ученый-археолог К. Акишев, отмечая архитектурную особенность сакского могильника Берккары, писал, что каменные выкладки вокруг курганов «отражали существовавшие в ту эпоху религиозные и космогонические представления сакских племен». Представления эти были систематизированы в стройную структуру, которая, однако, периодически переживала реформы. Все изменения находили отражение, в частности, в календаре, при этом неизменным оставалось начало Нового года - Науруза. Этот и другие календарные торжества служили вехами солярно-вегетативного цикла и устраивались в честь победы бога, мифологического перво-порядка или культурного героя над силами разрушения и хаоса, знаменуя восстановление мирового порядка, позднее этот праздник воспроизводил акт сотворения мира. В момент восхода солнца в день Науруза по знаку жреца правитель возглашал: «Вот новый день Нового года», открывая длительный праздничный цикл возрождения природы. Науруз в жизни народов Средней Азии и Казахстана до сих пор имеет огромное значение. Он является тем временным промежутком, когда завершены работы уходящего года и начинается подготовка к сельскохозяйственным работам нового цикла, это своеобразная грань между прошлым и будущим. Для большинства народов Науруз -это точка отсчета возраста человека, «всеобщий день рождения» независимо от возраста младенца с наступлением нового года ему прибавлялся год.
Уже с глубокой древности Науруз праздновался как всеобщий, а с укреплением государственности - это семейный праздник, связывающий каждого человека с его родными, с живущими и умершими предками Лобачева Н.
Навести порядок нужно во дворах и огородах. Очистить необходимо не только жилище, но и тело, одежду. Кроме того, перед праздником нужно выполнить все данные обещания, полностью рассчитаться со всеми своими долгами, попросить прощения за причинённый кому-то вред и обиду и самим простить своих обидчиков, помириться с родными, близкими и соседями. Но одалживать деньги в Навруз не принято, поскольку считается, что в этом случае дом может остаться без достатка. В этот день следует избегать ссоры и ругани.
Убивать домашний скот также нельзя. Фото: Ростислав Нетисов, nsknews. Мужчины же стремятся исключить в Навруз все виды бытовых и хозяйственных работ. Одеваться в Навруз нужно во всё новое, светлое и яркое. Празднование, как правило, длится три дня. В старину праздник не обходился без джигитовки, скачек, состязаний борцов.
Обязательный атрибут весеннего праздника — шумное, с пениями и танцами, угощение гостей праздничными блюдами. За столом есть традиция ставить крашеное яйцо на зеркало, — чтобы завершить старый уходящий год. Также на стол ставят свечи, оберегающие от злых духов. Свечи ставят по числу сидящих за столом, причём догореть свечи должны до самого конца. Ещё на стол ставят ёмкость с водой с плавающим зелёным листом и чашу с розовой водой. Сегодня это, скорее, просто дань традиции.
Что едят в Навруз? На праздничном столе в Навруз обычно оказываются круглые лепешки из пшеницы, ячменя, проса, кукурузы, фасоли, гороха, чечевицы, риса, кунжута и бобов. Кушанья принято готовить из семи продуктов, преимущественно растительного происхождения.
Молодые девушки также гадают на суженых, бросая обувь за ворота: куда укажет носок обуви, оттуда жди суженого.
Люди выходят на улицу и прислушиваются к разговорам соседей: если разговор будет приятным, то и год предполагается удачным и наоборот. Ребятишки же ходят по домам и поют песни про Навруз, и их одаривают сладостями. Главное же для тех, кто отмечает праздник, это накануне очиститься от грехов, а для этого покаяться в них про себя или перед ближними , примириться с недругами, простить долги и приготовить своё жилище к встрече Нового года. Считается, что в дни Навруза добрые ангелы, приносящие изобилие и благоденствие, посещают дома тех, у кого чиста совесть, кто светел душой и у кого убрано в доме.
А вот к тем, кто злопамятен, кто нечист в помыслах и у кого дома грязно, добрые ангелы даже не заглядывают. Поэтому накануне Навруза хозяева проводят тщательную уборку своего жилища, стирают одежду и не забывают убрать мусор на улице. Какие блюда готовят к празднику Навруз В каждой стране существуют свои кулинарные традиции: где-то отдают предпочтение мясным блюдам, где-то сладостям, но на праздничном весеннем новогоднем столе его называют «хафт-син» обязательно должно присутствовать семь хафт продуктов, названия которых начинается с арабской буквы «с» син. Это может быть яблоко себ , чеснок сир , проросшее зерно сабзи и т.
Навруз - Новый год по Природному календарю
Изначально «Навруз байрам» («праздник Навруз») был праздником Солнца у древних земледельцев. К вопросу календарного цикла празднования праздника Навруз в г. Худжанде и его округе. Праздник в разных языках называется немного по-разному: Новруз в Азербайджане, Навруз в Узбекистане, Наурыз в Казахстане, Нооруз в Кыргызстане.
21 марта мусульманские народы России отмечают Навруз — восточный Новый год
Навруз в Таджикистане — государственный праздник, который отмечается с 21 по 24 марта. Что такое Наурыз? У иранских и тюркских народов это праздник прихода весны по астрономическому солнечному календарю, праздник весеннего равноденствия. Навру́з, также Новруз (от пехл. «nōg rōz» — «новый день»), Нооруз и Наурыз — праздник прихода весны и Нового года по астрономическому солнечному календарю у иранских.
ООН в одиннадцатый раз объявила 21 марта Международным днем Навруза
Учитывая межрегиональный и международный характер праздника — в подготовке его мероприятий принимают участие ряд полномочных и постоянных представительств субъектов Российской Федерации и посольств зарубежных стран в Российской Федерации. Программа Навруза включает праздничный концерт с выступлением профессиональных и самодеятельных коллективов из Москвы, других регионов России и зарубежных стран, демонстрация национальных костюмов, выставки-ярмарки изделий мастеров народного творчества, угощения блюдами национальной кухни. Также в программе Навруза: конкурс плова, соревнования по традиционным видам борьбы народов России, детская площадка. В числе почетных гостей Навруза - представители федеральных и региональных органов власти, представители субъектов Российской Федерации и послы зарубежных государств. Мероприятия праздника Навруз широко освещаются общероссийскими и региональными средствами массовой информации.
А еще на Навруз потенциальные женихи устраивают смотрины будущей невесты. На празднике они выбирают свою «Малику» — принцессу торжества. Девушки в этот день пытаются предстать хорошей хозяйкой и выглядеть лучше всех. По канонам праздника в этот день отказывать нельзя - плохая примета. Поэтому если приходят свататься в день праздника, девушка должна соглашаться.
Национальные игры — это еще одна традиция Навруза. Самые зрелищные — это Гуштингири Национальная борьба и Бузкаши Козлодрание. Национальная борьба по правилам чем-то напоминает Дзюдо, но здесь бороться на земле не разрешается. Побеждает тот, кто повалит соперника на обе лопатки. Победители в течении всего года будут носить звание «Пахлавона» — местного Богатыря. А вот козлодрание — игра, которую можно увидеть только весной, собирает сотни наездников со всех регионов республики. Прежде чем принять участие в скачках, следует долго и тщательно тренироваться со своим скакуном. Главное правило — всадник, не сходя с коня, должен подхватить тушу козла и отвезти ее до цели.
Курдский народ празднует Навруз. Каждый из них имеет свое название в соответствии со стихией природы — воды, огня, земли и воздуха, «пробуждению» которой он и посвящается. До наступления Навруза люди должны навести порядок не только в доме, но и на участке, если они живут в частном секторе. Считается, что в эти же сроки нужно отдать все долги. В ночь на 21 марта, по традиции, люди окуривают дома дымящимися веточками арчи, чтобы изгнать злых духов. Freepik Freepik Также людям советуют примириться с недругами, простить долги и покаяться в грехах. В дни Навруза, согласно поверьям, добрые ангелы по-персидски фаришта приносят благоденствие и изобилие тем, у кого чисты помыслы, светлая душа и убранный, аккуратный дом. Люди считали, что вода в этот период смывает весь негатив, поэтому обязательно перед праздником стирали одежду, особенно детскую. Неделю перед Наврузом еще до появления ислама посвящали памяти предков. Поэтому древние народы поминали своих праотцов — делали им подношения, просили помощи в будущем году, а также защиты их от всех бед и невзгод. Иранская девочка во время празднования Навруза. Как напомнила газета Freepress Kashmir , для местных жителей Навруз — это праздник не только возрождения всего живого и начала Нового года, но и повод для «омоложения своего тела и обновления жизни». Люди навещают родственников и друзей, надевают национальную одежду и устраивают торжественные застолья. Неотъемлемой частью празднования стали пиявки. Местные жители давно признали маленьких кровососущих существ настоящими целителями особенно в Навруз, поскольку, по поверьям, 20 или 21 марта целебный эффект от процедуры увеличивается в несколько раз. Поэтому ежегодно взрослые, подростки и даже маленькие дети соблюдают древний обычай подобной лечебной физической и духовной терапии. Хозяйки накрывают богатые столы. На них всегда подают круглые лепешки из пшеницы, ячменя, проса, кукурузы, фасоли, гороха, чечевицы, риса, кунжута и бобов.
В 1-й день царь объявлял, что будет «сидеть для блага людей» выполняя просьбы простых людей , во 2-й день он принимал дехкан — землевладельцев, в 3-й — всадников и мобедов воинов элитного подразделения и представителей духовенства , в 4-й — членов семьи кроме сыновей , в 5-й — принимал сыновей, а в 6-й — только тех, кого считал достойным своего общества. Как указано в «Наврузнаме» «Книге о Наврузе» Омара Хайяма, история происхождения Навруза уходит во времена одного из древнейших в мире персидского царства — Пешдодиен. Традиция связывает Навруз с именем легендарного Джамшида, которому посвящено немало строк и в эпической поэме Фирдоуси «Шахнаме». В «Шахнаме» говорится, что золотым веком было для людей семисотлетнее царствование Джамшида. Это он научил людей носить одежду из ткани вместо звериных шкур, разделил их по профессиям и сословиям, упорядочил законы и правила, по которым должны жить люди. В «Авесте» говорится, что он возжёг в Хорезме первый по святости огонь зороастризма, огонь жречества — Атур-Фарыбаг. Когда Джамшид построил себе трон из чистого золота по легенде, это был первый трон в истории человека и поднял его на высочайшую гору во время восхода солнца, золото заблестело под солнечными лучами и стало светить, словно солнце. Этот день назвали Наврузом и стали праздновать его как начало нового года. В «Наврузнаме» говорится: «Когда Джамшид постиг этот день, он назвал его Наврузом и ввел его в обычай как праздник. Цари и другие люди последовали ему». В поэме «Шахнаме» начало празднования Навруза также связывается с началом царствования Джамшида: «… словно Солнце небесных высот, Сходился народ на его торжество, Дивился величью царя своего. Назвали тот радостный день Новым днем. То день был Ормазд, месяц был — Фарвардин. Забыв о заботах, не помня кручин, Под говор струны, за ковшами вина, Вся знать пировала, веселья полна. И люди тот праздник святой сберегли, Как память о древних владыках земли».