Истоком казанского феномена считается преступная группировка «Тяп-Ляп», возникшая в начале 1970-х на окраине города в районе завода «Теплоконтроль». Казанские группировки 80-х. Свернуть условные обозначения. Показать свойства.
КАЗАНСКИЙ ФЕНОМЕН (GANGS OF KAZAN)
В качестве примера Хохорин привел события в Набережных Челнах. Называть их группировками — это громко. Молодежь из этого движения создала сайты в интернете. Мы туда пошли из любопытства, там сотни подписчиков было, но в каждой из групп реальных человек двадцать. Одни из них распались, по вторым были наши серьезные действия и решение городского суда о признании запрещенными», - сказал Хохорин. Однако в реальности группировки не имеют большого веса. Последнее — в Кировском районе не поделили небольшой бизнес», — сказал Хохорин. Кончились 90-е, появилась другая экономика и социальная сфера.
Часть ОПГшников сгинули в междоусобных разборках и пополнили ряды на кладбищах, большая часть отправились в места лишения свободы, а часть стали хорошими экономистами, предпринимателями, отдельные — с депутатскими значками», — сказал Хохорин.
Папа постоянно носил меня на руках, а вечером мы садились в гостиной, и он выбирал между сонькой, сегой, и плейстейшеном, чтобы поиграть. Я сидела у него на плечах и мешала, закрывая глаза и уши руками. У нас у первых в городе появлялись самые топовые приставки, а ещё стоял этот дурацкий музыкальный центр, в который можно было запустить сразу четыре диска, — жутко модная тогда вещь.
Мама иногда играла с папой, но чаще просто сидела рядом и вязала. В юности папа якобы кинул в неё сырое яйцо — так и познакомились. Но я не верю: обидно, если батя такой глупостью занимался. Мама говорила что отец — её единственная любовь, навсегда.
А потом папу убили люди из «Хади Такташ». Мне было четыре года, но, к несчастью, я очень хорошо помню своё раннее детство. Эти банды назывались «моталками», «конторами» или просто «улицами». Мальчишки из любой семьи с раннего детства знали, что попадут в ОПГ, и воспринимали это как само собой разумеющееся будущее.
Масштаб детской преступности не имел аналогов в мире — журналист Дмитрий Лиханов из «Огонька» назвал это «казанским феноменом», термин закрепился. Конкретно с возникновения ОПГ «Тяп-Ляп» в микрорайоне Теплоконтроль принято отсчитывать старт эпохи организованной преступности вообще во всей в России. В восьмидесятых в Казани воевали уже больше ста банд: парни, которые «делили асфальт» в телогрейках, вальтовках и фернандельках это такие шапки , стали неофициальным символом Татарстана. Название — в честь микрорайона Первые Горки, который они контролировали.
Профиль, как и у всех, — крышевание местного бизнеса и война с другими группировками например «Высоткой» и «Калугой» , в том числе за крупный городской рынок «Родина». Кроме того, «Перваки» держали популярный ночной клуб «Эйфория». Самое резонансное преступление, которое им вменяли, — убийство в 1999 году бизнесмена Тимура Атнагулова. Он был совладельцем крупнейшего в Татарстане оператора пейджинговой связи, а ещё содержал местное «Русское радио», несколько других радиостанций и 4 автопарковки.
В 1997 году «Перваки» раскололись на две бригады, одна из которых объявила войну самой кровавой группировке Казани «Хади Такташ» — и потерпела поражение. Оставшихся перваков полиция преследовала вплоть до 2010-х. В 2013 году случилось невероятное: Верховный суд Татарстана не просто оправдал всех арестованных участников группировки, но и посчитал недоказанным сам факт её существования вообще. К делу «Перваков» вернулись сейчас, в 2021 году: в марте из Болгарии экстрадировали их главного киллера, поэтому расследование и суд повторятся в ближайшие годы.
Авторитет «Перваков» по кличке Чекист отвечал за крышевание крупного рынка в Первых Горках, а также контролировал наркотрафик в районе. В Казани у него осталась дочь — это её рассказ. Сцена выглядит так: Гриня, близкий друг моего папы, дожидается гостей поздно вечером и звонит. Это случилось в ночь с 24 на 25 августа 1997 года.
Официально считается, что Гриня сам пригласил парней из «Хади Такташ» на коньяк, чтобы обсудить свой долг за 200 граммов кокаина. Baza По телефону он перечисляет всех, кто присутствует в квартире: среди них, конечно, называет и убийц.
По идее дело «Тяп-ляпа» [пришедшееся на семидесятые годы] должно было войти в историю как первый успех по ликвидации организованного преступного формирования, стать практическим пособием для изучения всеми курсантами МВД и будущими юристами. Возьми правоохранительные органы этот опыт на вооружение, может, и не было бы «лихих 90-х». Увы, всё пошло по стандартному российскому сценарию: награждение непричастных и наказание невиновных. Правда, награждение на этот раз пропустили, зато наказания раздали щедро. Урок усвоили — до следующего процесса по бандитизму в республике прошло почти десятилетие.
А между тем время безвозвратно уходило. И хотя самое крупное злокачественное образование вырезали, метастазы прорастали уже практически повсюду. Бесславный конец главарей «Тяп-ляпа» быстро забылся, зато легенды об их «подвигах» пересказывались с восхищением и завистью. На вооружение по всему городу брались методы тяпляповцев: железная дисциплина, регулярные занятия спортом, сборы денег и культивирование агрессии. Тема для специалистов-психологов, но я считаю, что в группировки шли и идут два типа подростков. Первый — те, кому физически необходимо выплёскивать свою агрессию, драться, самоутверждаться, но таких, как правило, не очень много. И второй, самый многочисленный, — те, кто чувствует себя неуверенно вне своей группы.
Кстати, один из тяпляповцев на допросе в своё время так и сказал: «Жить в группе намного легче». Этот многочисленный тип самый опасный: такие люди, чтобы не потерять доверие своей стаи, способны на всё. Ещё одна причина, как мне кажется, лежит в проблеме целого поколения. Почему становление организованной преступности проходило по всей стране именно в 80-е годы, ни раньше ни позже? Те, кто родился в 60-е и 70-е годы — это поколение «с ключом на шее». Сами — в школу, сами — из школы, сами приготовить, сами себя проконтролировать. Символ поколения — мальчик Дядя Фёдор из известного мультика про Простоквашино.
Родители этих детей всегда заняты, всегда на работе, им некогда было заниматься воспитанием и видеть, что происходит с ребёнком. Мне могут возразить — и предыдущие поколения росли точно так же, предоставленными самим себе.
Иногда раньше. Участники делились по возрасту. Младший: «скорлупа», «шелуха», «звездюки» - никаких серьезных поручений, максимум «постоять на пиках» шухере. Участников, отошедших от банды по возрасту, называли «древними». Внутри строгая субординация. У каждого возраста свой смотрящий, который отвечал за проступки подопечных. Пришиться - отшиться В 1970-х появился ритуал «пришивания» - вступления в группировку.
Обычно это была драка, зачастую с более сильным противником. Позже появились «вопросы», на которые надо было ответить «по понятиям». Новому участнику могли приказать напасть на прохожего или члена другого формирования. Редко удавалось выйти полюбовно, почти всегда через жестокое избиение, худший вариант - «опускание». На человека мочились, и он становился изгоем, на которого даже не смотрели. Общее фото на память - одна из традиций пацанов банда «Дербышки». Фото из личного архива Обязанности члена ОПГ Заботиться о здоровье: не пить, не курить, не употреблять наркотики. Заниматься спортом обязательные тренировки минимум 2 - 3 раза в неделю. Скидываться в общак.
Пацановские понятия регламентировали всю жизнь группировщика. Надо выглядеть опрятно, твоя девчонка - девственница, а после спит только с тобой, своих нельзя бить ногами. Это видоизмененные воровские понятия. Однако они были гибкими, когда речь шла о выгоде. Например, постепенно торговля наркотиками в некоторых бандах перестала быть запретной. Да и в жестоких войнах 1990-х многие из правил, кажущихся незыблемыми, растаяли. Группировщики считали себя аристократами. Есть территория, есть граждане, есть феодалы, а есть неграждане, которых можно унизить и обобрать. Правила секса - Года до 1988-го, дальше я не знаю, нельзя было ходить с недевственницей, - вспоминает Роман Лебедев, в 1980-х участник группировки «Тельмана Рабочий Квартал», а после милиционер, криминальный журналист, сценарист.
Проверяли единственным образом - проходит или не проходит. Половина этих проверок заканчивалась тем, что все рвали. Пока девочка ходит с этим пацаном, она неприкосновенна, она его девушка. Как только он ее бросает, ее имеет право поиметь любой пацан и даже не пацан. У нее после этого нет никаких прав. Кадр из документального фильма «Страшные игры молодых» 1987. Фото: Кадр из фильма Пустить по кругу Я спрашиваю Роберта, какие проявления «казанского феномена» он считает самыми ужасными. Он отвечает не задумываясь: - Групповые изнасилования.
«Два убийства – одно тело!»: спустя 20 лет в Казани всплыли подробности мафиозных разборок
Он возглавлял ОПГ «Новотатарка», которая орудовала в центре Казани. В Казани немало группировок, которые сформировались еще на заре того самого феномена. Казанские группировки 80-х. Свернуть условные обозначения. Показать свойства. Очень быстро среди всех выделилась группировка «Тяп-ляп» (название пошло от одного из крупнейших производственных объединений республики — «Теплоконтроль»*, в районе которого и жили участники ОПГ). Ратмир Загитов, житель Казани в 80–90-е гг.: «Основные конфликты, которые унесли много жизней, были между группировкой „Жилка“ и в другом промышленном районе находилась организация „Борисково“. начала 2000-х годов.
Казанские группировки глазами жителей города: 3 реальные истории
Он оскорблен, он жаждет мести. Шурин и Ерёма быстро смекнули, что это можно использовать против Алика. В итоге через три месяца убивают Рамиля Валеева, а в сентябре - Яна Гордеева работал с молодежью, готовил подрастающую смену. Алик срочно назначает нового смотрящего Сергея Андрейченко, но тот, понимая, что будет следующим в списке киллера, добровольно идет на сотрудничество с УБОП. Ему дают статус свидетеля, и он активно выдает убийц, шантажистов, а также порой свои собственные преступления "вешает" на других. Стартует череда задержаний и арестов. Рузалику удается скрываться аж до 2012 года, потом он был пойман и приговорен к 25 годам тюрьмы. Следствие доказало более двух десятков убийств. Кого ждать вскоре?
Сегодня в колониях остается около 7 членов ОПГ "29 комплекс". Один из них - Адыган Саляхов. Когда к нему приехали журналисты программы "Честный детектив", интервью не получилось. Саляхов смущался, утверждал, что никого не убивал. А в конце добавил: "Думаете, что все кончилось? Ничего еще кончилось! Из 25 лет он отсидел уже почти 20. Примерно столько же будут в тюрьме и братья Салахиевы.
Чуть раньше на пару лет на волю выйдут Александр и Михаил Беленко. На очереди на волю стоит и киллер Фарит Хисамутдинов Хиса. На родине могут не ждать Юрия Ерёменко. Ерёму упрятали на пожизненный срок, который он отбывает в "Полярной сове".
С Французом расправились киллеры, а Узкого и Карася отправили на тот свет болезни. В 2021 году его заподозрили в причастности к расправе 1990-х, но Дмитриев избежал наказания: истек срок давности. ОПГ «Жилка» Локация: казанский микрорайон «Жилплощадка» Основавшего в 1985 году ОПГ «Жилка» уроженца казанского микрорайона «Жилплощадка» Хайдара Закирова Хайдер отличала невероятная амбициозность: он мечтал покорить весь преступный мир Казани, поэтому старался привлечь в свою группировку самых мощных бойцов из 20 уличных банд.
В октябре 1995 года его заблокировали в лифте, который изрешетили из автоматов киллеры: криминального авторитета спасли телохранители, прикрывшие босса своими телами. Тяжело раненый Хайдер попал в больницу, где его попытались добить — выстрелили в больничное окно из гранатомета. Но лидеру ОПГ «Жилка» повезло и на этот раз: незадолго до покушения его перевели в другую палату. Однако в 1996 году, когда Хайдер выходил из машины, удача ему изменила. Автомобиль закидали дымовыми шашками, дезориентировав телохранителей, и снайпер двумя выстрелами отправил лидера «Жилки» на тот свет. После того как главаря не стало, его группировка быстро растеряла былое влияние, а ее новый лидер Юрий Марухин довольно скоро был задержан и получил пожизненный срок в колонии «Полярная сова». ОПГ «Перваки» Локация: казанский микрорайон «Первые Горки» Группировку «Перваки» еще в 1970-х годах основал житель казанского микрорайона «Первые Горки» Ринат Шагвалиев: поначалу он просто хотел научить местных парней давать сдачи уличной банде из соседнего микрорайона «Старые Горки». Однако вскоре «Перваки» не только поставили на место соседей, но и сами начали экспансию на другие территории.
К началу 1990-х годов к ним примкнули участники других группировок, благодаря чему ОПГ «Перваки» стала одной из крупнейших в Казани: по разным данным, в нее входило 300-400 человек. Участники ОПГ «Перваки». Последний назначил за голову Бибика награду в 50 тысяч долларов и отправил на тот свет его зятя Альберта, чтобы выманить врага на церемонию прощания и там с ним расправиться. Однако Бибик, который в этом противостоянии потерял семерых близких, все же уцелел. Впрочем, расправиться с ним мечтал и лидер второй группировки, возникшей после раскола ОПГ «Перваки», — Фирдинат Юсупов Федя : исполнителем преступления он выбрал того самого Рината Шагвалиева, который стоял у истоков банды из «Первых Горок». Шагвалиев согласился и получил аванс в 25 тысяч долларов, но не стал ликвидировать Бибика, а просто тянул время Это могло бы длиться и дальше, но Рината задержали сотрудники правоохранительных органов — позже он получил пожизненный срок.
Одного забили лопатами — не успел добежать и запрыгнуть в автобус при набеге на чужую улицу, хоронили всем Новотатарским районом. Второго убили в Москве выстрелом в глаз. К счастью, самому не довелось мотаться, хотя одно время желание было, приходили дворовые пацаны, звали, мама уберегла. Чушпаном не был, дружил с теми, кто мотался. Пытались стрясти деньги на общак — не дал. Отстали, не били. Делали всякие бомбочки, особенно из сифонов, хорошо бабахало, одному пацану пальцы оторвало. Когда перед армией в 1987 году переехал в 8-й микрорайон, встретили, как говорится, с монтажками меня в подъезде. Я отбился, ударив главного по носу, и успел запрыгнуть в лифт, правда, по руке монтажкой попало. Добежал до квартиры, схватил железный дрын, выбежал на улицу, а их и след простыл, больше никто не приставал. Благополучно отслужил два года, и в 1991 году восьмовские предлагали вступить к ним, но отказал им из-за учебы. Больше никто не подходил. А с 1993 все группировки как-то сами рассосались, видимо, власти серьезно взялись за «казанский феномен». Честно сказать, «правильные» уличные группировки были до 1985 года.
Не претендуя на масштабный охват и глубину осмысления, расскажу о том, что пришлось пропустить через себя. Тема организованной молодежной преступности снова становится актуальной, и люди опять вспоминают уроки пресловутого «казанского феномена». Благодарю Александра Дмитриевича Авдеева, который помог восстановить в памяти детали. Этот замечательный человек, называющий себя милиционером до мозга костей а я считаю его интеллигентом высшей пробы , был одним из организаторов борьбы с подростковыми группировками. Его ремарки помечены в тексте «А. После университета пошел на службу в милицию, в 1977—1989 годах работал в должности заместителя начальника УВД Казани. Вполне заслуженный. Были большие торжества. У нас он широкой общественности ничем не запомнился, кроме своей сухости. Но именно он был тот человек, кто повернулся лицом к проблеме организованной молодежной преступности. Казань тогда уже гудела и полнилась слухами, но во властных структурах запрещалось называть вещи своими именами. Однажды Михаил Михайлович, как рассказал мне работник горкома партии, совершенно неожиданно для своих подчиненных пригласил к себе в кабинет на площади Свободы нескольких лидеров подростковых группировок и долго с ними беседовал с глазу на глаз. И так неулыбчивый, он после этого стал еще мрачнее... Мы организовали ему встречу с двумя информированными осведомителями, чтобы они подтвердили объективность нашей постоянной информации о тенденциях развития преступности в городе. Встретился он с ребятами и с другой стороны баррикад — активистами оперативных комсомольских отрядов ОКОД , противостоявших шпане. Когда я был бойцом БКД Казанского госуниверситета в середине 70-х, мы держали в страхе всю шпану от улицы Баумана до парка Горького. До тех пор, пока не подняла голову банда «Тяп-ляп». Тогда мы получили первый ощутимый отпор. Дружины КГУ и КАИ оставались последним оплотом студенческого движения борьбы с молодежной преступностью, но и у них возникли проблемы с пополнением. Элитным считался отряд при горкоме комсомола. В нем состояло два десятка интеллигентных и бесстрашных бойцов, с которыми мы выезжали в рейды в самые отдаленные районы города и на дискотеки в заводских клубах. Заправлявшие там группировщики по отношению к нам вели себя тихо… После тех встреч Сухова последовали похожие аудиенции у городского прокурора, у других силовиков... С того времени вся мощь власти, до того все силы полагавшей на выполнение очередных решений партии и на достойную встречу очередного юбилея, была направлена на эту тему. За парадно-отчетным фасадом обнаружилась ужасающая действительность... Массовые проявления были в Казани со второй половины 70-х годов, хотя драки «двор на двор», «улица на улицу» и раньше существовали как повсеместное явление советского времени. Кроме того, уголовная субкультура пронизывала все общество. Другое дело, что в Казани и Набережных Челнах все это получило гипертрофированные формы, оформилось в некую идеологию уже не по уголовным «понятиям», а по каким-то своим, с выстроенной дисциплиной и определенными целями. В дежурную часть МВД республики в Казани тогда еще не было своего УВД стали поступать сообщения граждан из Приволжского района о группах дерзко ведущих себя подростков, одинаково одетых. Затем было отмечено подобное в Московском и Бауманском районах, в Центральном парке им. Похожие вещи стали наблюдаться в бурно развивавшихся Набережных Челнах и Нижнекамске. В 1974 году информация о группировках стала настолько тревожной, что мы начали постоянно информировать о ней свое руководство, но должного реагирования не было. Очевидно, к этому относились как к обычным дракам между молодежью разных микрорайонов. Однако эти драки стали жестокими и не походили на традиционные стычки «до первой крови». На конец 70-х пришелся расцвет деятельности криминальных групп «Тяп-ляп», «Новотатарские», «Жилка», «Грязь» и многих других. Об их существовании знали все, но действенных мер пресечения их выходок не было. Тогда существование организованных преступных группировок полностью отрицалось. В то время произошла маргинализация целого поколения, совпавшая с гребнем демографической волны. Большое число людей «понаехало» на стройки и заводы — кто из деревни, кто издалека. Они породили неприкаянное поколение. Родители не стали в полной мере городскими, и для детей они не были авторитетом. Плюс ко всему была критическая масса молодежи в огромных «спальных» комплексах города. А для формирования криминальной среды в молодежной среде достаточно двух-трех «лидеров» отрицательной направленности и десятка «шестерок» вокруг них. Для остальных же важно было сообщество, некая защищенность, в том числе и от традиционного криминалитета. Кульминация конфликта была 31 августа 1978 года. Вначале появились сообщения от пешего патруля, что в слободе появились неизвестные мотоциклисты, с их стороны слышны выстрелы. Через некоторое время другой наряд сообщил, что за железнодорожным полотном в районе 5-й городской больницы скопилась большая группа молодежи. По тревоге в этот район со всего города были стянуты патрули, в том числе внутренних войск. Когда группа молодежи человек в пятьдесят начала переходить через железную дорогу в Ново-Татарскую слободу, солдаты попытались их остановить, но в ответ раздались выстрелы, был ранен военнослужащий. При виде прибывающих милицейских нарядов участники группировки стали отходить к станции Вахитово и при этом убили одного из местных жителей. В преследовавших милиционеров была брошена граната, она, к счастью, не взорвалась. Было задержано человек восемьдесят. До этого уголовному розыску были известны основные фигуранты «Тяп-ляпа», но нужно было решать сложнейшую задачу — как доказать. Нам удалось убедить прокуратуру возбудить уголовное дело по статье «бандитизм». Это был первый в СССР процесс по такой статье применительно к молодежной среде. Мы тогда еще не знали, что такие же сложные дела нас ожидают практически по всему городу. Пружина «Казанского феномена — экстремальной модели», как это назвали позже в «Литературной газете», начала распрямляться. Первый секретарь горкома КПСС Рашид Мусин сделал серьезные выводы и призвал партийные органы усилить воспитательную работу среди молодежи. До этого руководство города получало от нас достаточно полную информацию о группировках. А после случившегося было собрано специальное совещание, где Рашид Мусинович заявил, что ни один сотрудник милиции не понесет партийной ответственности, потому что все произошедшее — не столько вина милиции, сколько вина идеологов.
Новые лица: 12 молодых героев электронной сцены Казани
Последние действительно имели связь с криминалом Рафис Кашапов в 1980-е годы был трижды судим , «крышевали» пару автостоянок в Набережных Челнах. Будучи общественно-политической организацией, отделение ВТОЦ, созданное в этом городе в 1989 году, состояло вначале преимущественно из татарской интеллигенции и служащих. Однако в 1993 году его возглавил Зиннур Аглиуллин, считавший , что во главе организации должны быть не «мягкотелые интеллигенты», а «люди из низов народа», под которыми понимались и криминальные элементы. После ареста Аглиуллина 10 июня 1993 года он вынес смертный приговор первому президенту Татарстана Минтимеру Шаймиеву за «предательство интересов татарского народа» , отделение ВТОЦ возглавил журналист Дамир Шайхетдинов, в 1998 году уступивший пост руководителя Рафису Кашапову. Кашапов проявил себя клиническим русофобом и развил бурную деятельность. Например, установил контакты с чеченскими боевиками, лично выезжал для встречи с «президентом Ичкерии» Асланом Масхадовым и лидером боевого крыла чеченских сепаратистов Шамилем Басаевым.
Например, в 1993 году «актив» НЧО ВТОЦ выезжал на «стрелку» в Мензелинский район Татарстана, где на свадьбе одного из членов «Азатлыка» в деревне Аю произошел скандал с участием директора Мензелинского ликеро-водочного завода. Последний обиделся на молодоженов и пригласил двух криминальных элементов «поквитаться». В ответ «азатлыковец» позвал своих, и через пару дней из Набережных Челнов выехала большая автоколонна в сторону Мензелинска. И хотя со стороны могло показаться, что ВТОЦ мстит за своего единомышленника, на практике это впоследствии привело к переориентации работы Мензелинского ЛВЗ в интересах водочной мафии. В 2000-е годы произошла ее окончательная маргинализация.
Логическим итогом стало признание отделения экстремистской организацией, а самому Рафису Кашапову пришлось отсидеть три года за призывы к изменению конституционного строя России и экстремизм.
Восьмая серия «Слово пацана» выйдет в понедельник, 25 декабря. Серию, которая в первом сезоне станет финальной, пересняли. В сети гуляет серия номер восемь, но она с другим старым финалом и в плохом качестве. Александр Скугоров, «Скугор».
Бандиты разделились на небольшие группы, разбежались по переулкам, оставляя за собой искалеченных людей, выбитые стекла и подожженные машины. В этом ужасном набеге пострадали десятки человек, в том числе сотрудники милиции.
Не обошлось и без погибших. После такой наглой выходки против ОПГ «Тяп-Ляп» приняли решительные меры, арестовав практически всех участников погрома. Для охраны привели целый взвод солдат внутренних войск с резиновыми дубинками и слезоточивым газом. Были серьезные опасения, что оставшиеся на свободе участники группировки могут пытаться отбить своих сообщников. В итоге реальные сроки лишения свободы получили 30 «тяпляповцев». Их признали виновными в бандитизме, грабежах, убийствах и покушениях на убийства. Что касается главарей, то Завдата Хантимирова Джавда суд приговорил к смертной казни через расстрел.
Высшую меру наказания получили еще три члена ОПГ, остальным смертный приговор заменили заключением под стражу. Лидеры группировки Скрябин и Антипов получили всего лишь по 15 лет лишения свободы, отсидели и вышли на свободу. Правоохранительные органы настоятельно рекомендовали уехать бандитам из Казани. Антипов, отлично понимая, что попытка вернуть былое могущество может стоить ему жизни, послушался. Скрябин же решил побороться за «место под солнцем». Ходили слухи, что он организовал объединение киллеров и предлагал свои услуги видным криминальным авторитетам, но долго он не продержался - в 1994 году его самого застрелили неподалеку от дома, где он жил. Возник так называемый «казанский феномен».
Образовались другие группировки.
Кадры из сериала "Слово Пацана. Сцена, где пацаны едут в Москву, чтобы разжиться новыми вещами. Войны Их пик пришелся на 1984-86 гг. Причинами могли служить мелкие конфликты на дискотеках, в школе или техникуме. Ближе к 1990-м в ход пошло огнестрельное оружие, когда уличные военные действия из потасовок превратились в бандитские разборки.
На 1993-96 гг. Тогда город буквально разделился на две части, и жертвы шли на десятки. Кадры из сериала "Слово пацана. Разыграна сцена войны между двумя враждующими группировками. Пацаны и чушпаны. Словарь улицы Чушпанами называли тех, кто не был с улицы, то есть не состоял в группировке.
Уличные пацаны таких щемили, отнимали деньги, одежду, могли надавать пинков и даже избить. Пацанами называли тех кто прошел отбор и теперь "с улицей". Мотальшик - общее слово для всех группировщиков. Пришиться — вступить в группировку, отшиться — уйти на покой.
Казанский феномен ВКонтакте
В 1970-е и 1980-е в Казани и других городах Татарской АССР появились многочисленные молодёжные банды из малолетних и несовершеннолетних. После разгрома ОПГ «Тяп-Ляп» некоторые из ее участников, оставшиеся на свободе, вошли в новую группировку — «Хади Такташ», которая появилась в 1982 году. В 1986 году советская милиция составила список из 3,5 тысячи членов уличных преступных группировок. Во ВЛКСМ считали, что в Казани не менее 80 банд. По его словам, каждый участник группировки — а их насчитывалось около 70 — обязан был ежемесячно отчислять в так называемый общак тысячу рублей. Подростковая группировка «Тяп-Ляп» стала известна в Казани с 1970-х годов.
Существующие группировки в казани
О феномене казанских преступных группировок когда-то говорила вся Россия. Однако параллели можно провести с криминальной группировкой «Тяп-Ляп» — подростковой бандой, орудовавшей в Казани в 1970-х годах, пишет портал Men Today. Кинокритики проводят параллели с криминальной группировкой «Тяп-Ляп», которая орудовала в Казани в 1970-х годах, отмечается на портале
"Их боялась даже Москва". Роберт Гараев написал историю казанской банды
ОПГ зародилась в конце 80-х годов прошлого века, и поначалу подростки ограничивались нападениями на прохожих и драками с конкурентами. Начало 1990-х принесло распад СССР, рыночную экономику и расцвет рэкета. Молодое крыло банды стало активно «курировать» бизнес и взяло под контроль казанский комбинат «Оргсинтез», выгодно сбывая его продукцию. Старшие товарищи бандитов, хоть и предпочитали грабить по старинке, тоже захотели свою долю. Однако получили жесткий отпор. Чуть позднее лидера молодежи «Хади Такташ» Анвара Халиуллина застрелили из ружья через дыру в заборе. Затем глава «стариков» Рауф Шарафутдинов, а вслед за ним еще шестеро товарищей были убиты в Москве. Разумеется, убийц не нашли. Он замкнул все основные финансовые потоки на себя, доверяя лишь правой руке Радику Галиакберову по кличке Раджа.
Именно он возглавил «Хади Такташ» после отъезда лидера на постоянное место жительства в Испанию. Раджа планомерно добил оставшихся «стариков», взял под контроль своей банды всю проституцию Казани и сбыт наркотиков, прибрал к рукам сферу ритуальных услуг. В «подопечные» входили более 40 фирм, заводы, рестораны, банки и два кладбища. Любых конкурентов, рискнувших поднять голову, безжалостно убивали. Однако страна уже оправилась от потрясений, и правоохранительная система стала работать лучше. Бандитов принялись арестовывать. Раджа, даром что был объявлен в федеральный розыск, долго уходил от закона, но в 1999 году его удалось поймать и вместе с соратниками-головорезами отправить под суд. Большинство арестованных членов группировки «Хади Такташ» отказались давать показания.
По подсчетам следствия, на счету ОПГ было не менее 60 убийств, правда, удалось доказать лишь 13 из них. Оставшиеся на свободе бандиты давили на следователей, угрожали свидетелям и даже убили одну из них, однако это не помогло. Галиакберова и его ближайшего помощника приговорили к пожизненным заключениям в колонии «Черный дельфин» Оренбургской области. Два бандита получили по 24 года лишения свободы, остальные поменьше. Не помогли полки адвокатов, затягивание процесса, апелляции и жалобы. Подростки сходились в «Жилку» из других мелких банд.
Книга вышла скромным, в 5 тысяч экземпляров, тиражом. Но уникальность этой книги в том, что в ней собраны сотни публикаций и различных мнений по поводу ситуации с ОПГ.
Агеева пишет, что, несмотря на оригинальность казанского феномена, в этом деле причины типичные. Конфликт «отцов и детей», мальчики, которые росли без папы, отсутствие развитой социальной инфраструктуры в Казани. Еще одна проблема — в 70-е и 80-е годы в городе был низкий культурный и духовный уровень. Закрывали дискуссионные клубы, запрещали творческие культурные мероприятия самодеятельности. Для наглядности — в одном районе на 150 тысяч человек был один кинотеатр на 200 посадочных мест. В 1973 году Казань признала, что в городе есть трущобы. Спальные районы были прекрасной почвой для роста малолетних преступников. Плюс ко всему, в Казань приехало очень много выходцев из села.
И тут произошел разрыв духовных скреп: от сельского отказались, городское еще не приняли. Еще один огромный пласт проблем: массовые разводы на фоне алкоголизма, эмансипация женщины, безотцовщина, феминизация воспитания. Удивительно, что сам термин «казанский феномен» впервые прозвучал в Москве. Отношение к казанской проблеме было странным. В ответ московские журналисты только писали страшные статьи о том, что происходит в Казани, но помощи не поступало. Отчасти это происходило потому, что если бы Казани помогли бороться с преступностью, то это означало признание проблемы. А в партии не могли признать тот факт, что в СССР растет детская преступность, поэтому закрывали глаза на «казанскую проблему». В 2002 году завершилось дело Хади Такташ, и с этого времени в городе пока спокойно.
Однако в 1990-е они вернулись в Казань и вступили в другие ОПГ. Скрябина застрелили в 1994 году. Антипов уехал в Москву, оттуда в Подмосковье, где и живет до сих пор. В беседе с журналисткой Сашей Сулим он заявил, что группировки не было, а ее члены были просто друзьями. В ОПГ ушли и «тяпляповские» после ареста своих лидеров. Бандиты из «Хади Такташ» жили по «воровским понятиям». Они промышляли криминалом, воровали полиэтиленовую крошку с «Оргсинтеза» и продавали ее.
В 1990-е годы бандиты уже контролировали производство полиэтиленовой пленки. В 90-е годы они захватили свыше 40 небольших компаний Казани. Молодых «барыг» главари группировки принуждали скидываться на «общак». Однако не всем нравился такой расклад. В 1992 году «Хади Такташ» раскололась, лидера «молодых» членов Анвара Халиуллина застрелили. В начале 1993 года в Москве в отместку убили лидера «старших» Рауфа Шарафутдинова. Это было классическое преступное сообщество с четкой иерархической структурой, боевыми подразделениями, разведкой и контрразведкой.
Однако в 1999 году правоохранители поймали одного из «хадишевских» убийц, который сдал Раджу, и других. Галиакберова удалось задержать. На суде ему предъявили 12 убийств, которые совершили члены банды, однако считается, что участники «Хади Такташ» убили не менее 50 человек.
В позапрошлом году меня пригласили на проект «За скобками», где я в течение 15 минут должен был рассказывать о каком-то личном опыте. Тогда я понял, что этого времени мне не хватает и нужно все переводить в формат лекции на полтора-два часа. Необходимо рассказать обо всех нюансах, потому что без них история не такая интересная. Я начал анализировать что происходило в стране во времена группировок, используя мировой контекст: английские и американские банды, в которых все было по-другому из-за территориальных отличий. Именно из-за них я стал заниматься темой «казанского феномена», чтобы выяснить, чем группировки в Казани были не похожи на остальные. Зашел во «ВКонтакте», чтобы создать группу «Казанский феномен» — не нашел ни одного паблика с аналогичным названием. Вроде бы тема известная и я думал, придется с кем-то бороться за наименование, изобретать другое. Зато увидел сообщества, посвященные группировкам «Тяп-Ляп» и «Хади Такташ», но они не очень активные. На курсах SMM меня учили, что нужно выкладывать по три-пять постов в день, иначе группа потеряется среди других. В моем паблике первые сто подписчиков набирались с большим трудом, но у меня не было цели привлекать фейковые страницы. Сейчас все полторы тысячи человек в сообществе — настоящие. В шапке группы я написал что-то вроде «Если кто-то готов дать интервью — будьте добры, напишите мне, пожалуйста». Люди, которые состояли в ОПГ, делятся на две большие группы: те, кто вообще не хочет об этом говорить и пытается забыть; и те, кому хочется донести правду. Последние считают, что вся информация о группировках неправдивая, а на самом деле было так и вот так. Некоторые не готовы на интервью по телефону или скайпу, но могут обо всем рассказать в личной переписке. Это истории-агонии. Бывает такое, что кто-то даже оказывается с литературными задатками и пишет как сценарист. Часто после интервью со мной собеседники отправляют сообщения: «Ну вообще, знаешь, Роберт, я жалею о том времени, и что я так поступал с людьми. Я бы не хотел такого своим детям, но это не означает, что я не хотел бы высказаться». Мое личное мнение — забывать нельзя ничего, и пока есть живые свидетели, нужно сделать достоверное исследование о том, что происходило. Заседание «бизнес-клуба» в ресторане «Акчарлак». Казань, 1992 год Пацанские понятия и противостояние города с деревней Меня рэкетировал мальчик из параллельного класса — чтобы избежать этого, я вступил в группировку «Низы» в 14 лет и провел там два года. Больше всего запомнилось, как меня отшивали исключали, — прим. Дико и страшно, когда десять человек, которые были твоими приятелями, пытаются тебя избить. Ты с ними только на той неделе здоровался, болтал — вот так легко можно было стать изгоем. Формально я понимал, что не самый подходящий участник для группировки: я не спортсмен, и особо коммуникативными навыками не обладал, чтобы разрулить по понятиям. Зато увлекался искусством и книжками. Тогда все это было для меня травмирующими воспоминаниями, которые я яростно пытался забыть. Это еще надо проверить: по крайней мере, «тяп-ляповцы» утверждают, что их группировка не была нацелена на теневиков и цеховиков. Другое предположение того же ученого — начало противостояния города и деревни. На окраинах начали появляться многоэтажки с их новыми жителями, а рядом все еще частный сектор, где сильны деревенские традиции. Обитатели последнего идут знакомиться к новичкам из высоток — естественно, возникают стычки. Когда в одном быстрорастущем городе сталкиваются такие разные слои населения, это неизбежно приводит к конфликтам. И тем, кто из многоэтажек, приходится объединяться против деревенских — вспомним примеры с поселками Борисково, Мирный, тот же район завода «Теплоконтроль». Там все это, возможно, еще с 60-70-х годов началось, и, конечно, они были прародителями «казанского движения». Возможно, во время исследования появятся еще причины его возникновения. В 70-х и 80-х еще не было кооперативов и свободного рынка, но, думаю, был рэкет. В какой-то из публикаций было написано, что первое зарегистрированное в Казани дело о рэкете относится к 1988 году. Кажется, кого-то рэкетировала группировка «Дом обуви». Тогда только появился свободный рынок — люди были растеряны. В сознании народа те, кто начинает торговать — все еще спекулянты, в глазах милиции — тоже: вот вчера их ловили и сажали, а теперь мы должны их защищать. Тут появляются представители группировок и предлагают «крышу». Чем 90-е отличались от предыдущих двух десятилетий? Помимо войн между ОПГ, начались распри внутри группировок: одни оказались внутри прибыльного дела, а другие нет. И последние могли применить огнестрельное оружие и любые незаконные методы, чтобы отобрать прибыль. Казанские группировки отличались от остальных тем, что они были территориальными. Даже социологи называют ОПГ в других регионах «созданными по казанскому типу» — подразумевается разделение по территориям и существование возрастной иерархии: «скорлупы», «суперы», молодых, старших. Еще одна из основных характеристик группировок в Казани — свод понятий, он был как некий морально-духовный кодекс. Интересно, что один из моих информантов говорил: «Да что вы, какие понятия? Их не было, старшие нас просто использовали! Так или иначе пацанский кодекс был очень силен — это как сетка, наброшенная на твое сознание: ты можешь не понимать, что все твои действия исходят из понятий, но это именно так.