Сегодня наша молитва к святителю Ермогену, чтобы он, предстоя пред лицом Божиим, не оставил землю Русскую своими молитвами. О великий угодниче Христов, святителю отче наш Ермогене! 23 декабря 2023 года Церковь вспоминает святителя Иоасафа, епископа Белгородского и мучеников Мину, Ермогена и Евграфа Александрийских.
Контакты — нижняя часть сайта
- Также рекомендуем
- Предыдущие выпуски
- Русская Православная Церковь. Православный Церковный календарь на 2024 год
- КАК СВЯТЫЕ СПАСАЛИ ОТЦА ЕРМОГЕНА, А ОН ИЗ ГРЕХОВНОЙ ЖИЗНИ ЛЮДЕЙ ВЫТЯГИВАЛ
- Священномученик Ермоген, патриарх Московский
- «За молитву надо бороться» / Монастырский вестник
Проповедь в день памяти святителя Ермогена
Но тот век, о котором мы сейчас говорим, оказался смутным именно потому, что не было возможности продолжить присутствие на царском троне представителей правящей династии, которая прекратила свое существование. В первую очередь это хорошо поняли враги, и в трудное для Руси время страна наша подверглась польской агрессии. Поляки устремились в Москву, в надежде использовать появившиеся возможности, с тем чтобы посадить на Московский трон королевича Владислава, сына польского короля Сигизмунда. Польша тогда была сильнее Руси, она не претерпевала междоусобных браней, она была хорошо вооружена, и поляки прошли через западную часть Руси, в том числе через город Смоленск, разорив его, и вошли в Первопрестольный град.
Открывалась страшная перспектива появления на русском троне инородного и иноверного царя, но именно тогда и встала во весь рост могучая личность святителя Ермогена. И захватчики поняли: пока они не склонят на свою сторону Патриарха, невозможна смена власти в соответствии с их замыслом. Тогда святителя бросили в подвалы Чудова монастыря, который находился совсем неподалеку отсюда.
Сейчас там производятся раскопки, которые нужно музеефицировать — таково мое пожелание, адресованное тем, кто имеет и власть, и возможность привести это место в состояние, которое бы соответствовало сердцу государства Российского. Находясь в подвалах Чудова монастыря, Патриарх Ермоген не сломился под давлением поляков. Его морили голодом и холодом.
Патриарх Кирилл: Мы должны особенно молиться и просить святителя Ермогена об Отечестве нашем 02. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом. Сегодня мы вспоминаем святителя Ермогена, Патриарха Московского и всея Руси, оставившего совершенно особый след в истории Церкви нашей, нашего народа и нашей страны. Первосвятительский подвиг всегда связан с огромными трудностями и духовными вызовами, но подвиг святителя Ермогена был еще особым образом осложнен тем историческим временем, в котором он совершал свое служение. Это время было одним из немногих в истории нашего Отечества, когда враги, казалось бы, победили Русь.
Вот и началась борьба за власть, вследствие которой этот век назвали Смутным временем. Трудно сказать, как вообще сложилась бы история Руси, если бы не Патриарх Ермоген, который был избран на Московский Патриарший престол в то самое трудное время. Вот эти два трона в Успенском соборе, как и двуглавый орел — герб Русского государства — символизировали симфонию, то есть гармонию царя и Патриарха, когда две власти не входили в конфликт друг с другом, но одна укрепляла другую, и обе вместе служили процветанию Отечества.
Но тот век, о котором мы сейчас говорим, оказался смутным именно потому, что не было возможности продолжить присутствие на царском троне представителей правящей династии, которая прекратила свое существование. В первую очередь это хорошо поняли враги, и в трудное для Руси время страна наша подверглась польской агрессии. Поляки устремились в Москву, в надежде использовать появившиеся возможности, с тем чтобы посадить на Московский трон королевича Владислава, сына польского короля Сигизмунда. Польша тогда была сильнее Руси, она не претерпевала междоусобных браней, она была хорошо вооружена, и поляки прошли через западную часть Руси, в том числе через город Смоленск, разорив его, и вошли в Первопрестольный град. Открывалась страшная перспектива появления на русском троне инородного и иноверного царя, но именно тогда и встала во весь рост могучая личность святителя Ермогена. И захватчики поняли: пока они не склонят на свою сторону Патриарха, невозможна смена власти в соответствии с их замыслом. Тогда святителя бросили в подвалы Чудова монастыря, который находился совсем неподалеку отсюда.
Житие Ермогена Московского Донской казак Ермолай родился примерно в 1530 году. Юноша стал монахом под именем Гермоген. После полувека в качестве архимандрита он стал служить в казанском Спасо-Преображенском монастыре, а через семь лет занял местную митрополичью кафедру. При нем в конце 70-х годов XVI века явилась миру чудотворная Казанская икона Богородицы, которую Ермоген перенес в храм святого Николая. В составленном самолично сказании он описал, как жители Казани обрели чудотворную икону, и какие чудеса она совершает. В начале 90-х годов местные татары приняли от Ермогена обряд крещения в кафедральном соборе. В середине 90-х при святителе были обретены мощи, принадлежащие казанским чудотворцам — епископу тверскому Варсонофию и первому архиепископу Казанскому Гурию. Гермоген работал над их житием. В 1606 году он стал патриархом Московским и всея Руси. В это же время польский король Сигизмунд III и самозванец Лжедимитрий вторглись на Русь для навязывания людям католичества и униатства, а также искоренения православия.
Чудеса Патриарха Ермогена
Эти послания сыграли значительную роль в формировании народного ополчения. В 1611 году патриарх Ермоген был арестован польскими интервентами и заключен в подвале Архангельской церкви Чудова монастыря. Пожилого святителя содержали в ужасных условиях: в темнице не было света, еду и воду спускали на веревке через маленькое окошко. Ему постоянно угрожали расправой, требуя составить грамоты, которые заставят ополченцев прекратить сопротивление. Но Ермоген не поддался на эти уговоры, продолжая ободрять и наставлять русских воинов. До полного освобождения Москвы святитель не дожил. Он скончался от голода в феврале 1612 года после девяти месяцев заключения и был погребен на территории Чудова монастыря. В 1652 году, через 40 лет после смерти, его гробницу вскрыли и обнаружили нетленные мощи. После этого останки святителя перенесли в Большой Успенский собор, где они хранятся по сей день. В 1913 году патриарх Ермоген был канонизирован как священномученик.
День памяти священномученика Ермогена в 2024 году — храмы Первый храм в честь священномученика Ермогена был освящен в 1913 году сразу после его канонизации. Он находился в подземелье Чудова монастыря. Однако в 1930 году обитель была полностью разрушена, а ее святыни перевезли в Третьяковскую галерею.
Дорогие отцы, братья и сестры! Всех вас сердечно приветствую и поздравляю с днем, когда мы вспоминаем великого святителя земли Русской Патриарха Всероссийского Ермогена. В Успенском соборе и вообще на территории Кремля по-особому переживается эта трагическая история, связанная с одним из самых трудных этапов нашего национального бытия. Век, в котором жил святитель Ермоген, был трудным, потому что прервалась династия Рюриковичей — династия, которая с самого начала великого Русского государства обеспечивала его стабильность и процветание. Именно в это время не оказалось того, кто мог бы законно продолжить династию. А когда нет центральной власти, многие люди, особенно бывшие в окружении прежних правителей, осознают возможность продвинуть самих себя или кого-то из близких и родственников. Вот и началась борьба за власть, вследствие которой этот век назвали Смутным временем. Трудно сказать, как вообще сложилась бы история Руси, если бы не Патриарх Ермоген, который был избран на Московский Патриарший престол в то самое трудное время. Вот эти два трона в Успенском соборе, как и двуглавый орел — герб Русского государства — символизировали симфонию, то есть гармонию царя и Патриарха, когда две власти не входили в конфликт друг с другом, но одна укрепляла другую, и обе вместе служили процветанию Отечества. Но тот век, о котором мы сейчас говорим, оказался смутным именно потому, что не было возможности продолжить присутствие на царском троне представителей правящей династии, которая прекратила свое существование.
Дионисий Зобниновский в июне 1611 г. В тех же и схожих выражениях Е. Самый неблагоприятный среди рус. Сигизмунда III. В этом сочинении о патриархе сообщается, что он был «нравом груб и бывающим в запрещениях косен к разрешениям», «к злым же и благим не быстро распрозрителен», «ко лстивым паче и лукавым прилежа и слуховерствователен бысть». В Хронографе 1617 г. Современники не доверяли сведениям Хронографа 1617 г. Васенко обнаружил в одном из списков Степенной книги ркп. XVII в. Се списание малое некто от мятежник написа, хулу и ложь сказуя в истории сей о нем... Во многих се неправое писание распростреся, но несть истине». Текст является возражением на характеристику, данную Е. Книжник высоко оценивает душевные и духовные качества патриарха, как главные добродетели отмечает милосердие к страждущим, к-рых было немало в Смутное время, строгость к себе и к пастве: «Бе же ему и обычай, яко прикрут в словесех и в возрениих, но в делех и в милостех ко всем един нрав благосерд имея, и питая всех на трапезе своей часто, и доброхотный злодея своя, добре изобилуя пищею и питием, и неоскудно им подаваше многу милостыню, и нищим и ратным людем и одежда и обуви многим ограбленным, творя по вся часы, и на раны им и на исцеление много злата и сребра». Патриарх часто звал к себе на обед «некоих бо от неосвещенных, иже заутра лающих его» и оставался глух «противу лаяния их» Васенко. По словам Хворостинина, бывшего свидетелем освобождения Москвы Вторым ополчением, могила Е. В правительственном наказе гонцу Д. Оладьину, посланному в Польшу 10 марта 1613 г. Царь Алексей Михайлович после новгородского восстания 1650 г. Никону впосл. В 1652 г. Мощи в деревянной гробнице, обитой фиолетовым бархатом, были поставлены в юго-зап. К кон. XVII - нач. XVIII в. В 1812 г. В 1883 г. Патриарх Ермоген. В Уставе церковных обрядов Успенского собора ок. В Месяцеслове Симона Азарьина сер. XIX - нач. Сергий Спасский указал, что имя Е. Голубинский поместил Е. Канонизация святых. В 1903 г. Николай II с др. Владимира Богоявленского , митр. Московского и Коломенского, осмотрел подземелье под собором в честь Чуда арх. Михаила в Хонех Чудова мон-ря Московского Кремля где, по преданию, в свое время томился в заточении Е. В 1909 г. Иоанна Восторгова и под рук. Струкова по проекту, утвержденному Московской археологической комиссией. Храм разместили в белокаменном подклете Чудовского собора. Его вост. Вход в храм располагался с запада, дверь в сев. Храм был освящен 13 мая 1913 г. Рака свщмч. Ермогена в Успенском соборе Московского Кремля. В годы, предшествовавшие 300-летию кончины Е. Была изучена книга записей исцелений, бывших по молитвам у мощей Е. В 1912 г. На торжествах, которые возглавил митр. Московский Владимир Богоявленский , присутствовала вел. Елисавета Феодоровна. Ермолая, Введенской на Лубянке - бывш. Пожарского , со стягом последнего, хранившимся в Оружейной палате. На обратном пути крестный ход прошел через Чудов мон-рь; в подземном храме, устроенном в темнице, где, как считалось, скончался патриарх, был отслужен молебен. Торжества и службы, посвященные Е. К этому времени были собраны тысячи подписей на прошениях о канонизации Е. Для мощей Е. Память Е. В торжествах прославления Е. К этому событию была изготовлена новая гробница из золоченой бронзы, верхняя доска представляла собой иконописное изображение Е. Основные торжества прошли 12 мая, у гроба Е. Васнецова , пропел составленные к этому дню песнопения, в т. Ипполитова-Иванова , крестным ходом пронесли написанную Васнецовым икону священномученика. С иконой Е. Расстрел Моск. Кремля 27 окт. После восстановления Патриаршества в Казанском соборе Петрограда предполагалось создать пещерный храм во имя Е. В наст. Вовина-Лебедева, Н. Чугреева Соч. Церкви: Гермогена, патр. Московского, Сказание о явлении и чудесах от иконы Пресвятыя Богородицы Казанской, писано в 1594 г. Вопрос о единогласном пении в Рус. Церкви XVII в. Петра и супруги его благоверныя Февронии. Гермогена, патр. Московского и всея России: С прил. Ермоген: Жизнеописание, творения, ист. Сборник: [Акты по истории России за 1393-1729 гг. Источники агиографии. О происхождении патр. Статьи по рус. Спасский мон-рь в Казани: Ист. Краткая заметка на мнение С. Платонова о происхождении патр. Род вел. Новые данные для характеристики патр. Гермоген, митр. Страдальцы за Русскую землю: Патр. Гермоген и троицкий архим. Жизнеописание свят. Московского и всея России. К вопросу о причастности патр. Гермогена и кн. История РЦ. Русские патриархи, 1589-1700. Польско-литовская интервенция в России и рус. Архипастыри Казанские, 1555-2007. Миниатбра из Титулярника. Источниками для них послужили портретные поясные изображения в Царских Титулярниках 1672 г. ГЭ; 3. К их созданию привлекались мастера Оружейной палаты Московского Кремля: жалованный иконописец И. Максимов ученик Симона Ушакова , известный «золотописец» Г. Благушин, патриарший иконописец Д. Львов, осташковский иконописец М. Потапов, жалованный иконописец и живописец Ф. Репьев Успенский А. Царские иконописцы. Словарь иконописцев. В Титулярнике 1672 г. В Титулярнике 1672-1673 гг. Святитель именословно благословляет, в левой руке высокий посох с полукруглым навершием, на груди панагия с Голгофским крестом. Портретные изображения Е. РГБ, см. Гравюра А. ГИМ Описание внешнего облика Е. XIX в. Один из них находился в ц. По-видимому, этот портрет, иконография к-рого ориентирована на Титулярник 1672-1673 гг. Во славу св. Гермогена, патриарха Всероссийского: Слова, сказанные в ожидании прославления его и после прославления. Подобные типы изображения встречаются на гравюрах А. Осипова , напр. Бекетова в технике пунктира портрет 1821-1824 помещен в изд. Церкви, с прил. Шелковникова или изданной И. Дациаро Адарюков, Обольянинов. Словарь портретов. Ровинский упомянул также резцовую гравюру Д. Степанова ок. Чистякова в мастерской Ф. Брокгауза в Лейпциге «Патриарх Гермоген отказывается писать начальникам земского ополчения о распущении войска», издание В. Генкеля в С. Словарь гравированных портретов. Существовала литография «Твердость патриарха Гермогена... Пономарёва, напечатанная в мастерской Л. Прохорова, ок. Графический портрет Е. Народные картинки. В XIX - нач. Геллера Патриаршая резиденция в Чистом пер. Одна из них - «Патриарх Гермоген в оковах, осуждается от поляков на голодную смерть. Иванова по рис. Чорикова - была опубликована в 1844 г. Живописный Карамзин, или Рус. Горельефный образ Е. ЦМиАР Сщмч. ЦМиАР На старообрядческих рисованных листах 2-й пол. ГИМ; см. XVIII - нач. Максимом Греком.
Дорогие отцы, братья и сестры! Всех вас сердечно приветствую и поздравляю с днем, когда мы вспоминаем великого святителя земли Русской Патриарха Всероссийского Ермогена. В Успенском соборе и вообще на территории Кремля по-особому переживается эта трагическая история, связанная с одним из самых трудных этапов нашего национального бытия. Век, в котором жил святитель Ермоген, был трудным, потому что прервалась династия Рюриковичей — династия, которая с самого начала великого Русского государства обеспечивала его стабильность и процветание. Именно в это время не оказалось того, кто мог бы законно продолжить династию. А когда нет центральной власти, многие люди, особенно бывшие в окружении прежних правителей, осознают возможность продвинуть самих себя или кого-то из близких и родственников. Вот и началась борьба за власть, вследствие которой этот век назвали Смутным временем. Трудно сказать, как вообще сложилась бы история Руси, если бы не Патриарх Ермоген, который был избран на Московский Патриарший престол в то самое трудное время. Вот эти два трона в Успенском соборе, как и двуглавый орел — герб Русского государства — символизировали симфонию, то есть гармонию царя и Патриарха, когда две власти не входили в конфликт друг с другом, но одна укрепляла другую, и обе вместе служили процветанию Отечества.
День памяти священномученика Ермогена в 2024 году — храмы
- Проповедь в день памяти свт. Ермогена, Патриарха Московского
- «Без него не было бы нашей страны»: в Казани представили фильм о патриархе Ермогене
- Патриарх Кирилл: Ермоген призвал Минина и Пожарского к походу на Москву - Российская газета
- Патриарх Кирилл: Мы должны особенно молиться и просить святителя Ермогена об Отечестве нашем
- День памяти Священномученика Ермогена, Патриарха Московского и всея Руси. - Православие.фм
- День памяти Ермогена Московского: какого числа, история жизни святого, о чем ему молятся
2 марта — день памяти священномученика Ермогена, Патриарха Московского и всея Руси
Велико общенациональное значение святителя Ермогена, неутомимого борца за чистоту Православия и единство Русской земли. Казанскую епархию святитель Ермоген возглавлял в течение 17 лет. Композитор Георгий Дмитриев посвятил патриарху Гермогену оперу-ораторию «Святитель Ермоген» (1999)[34]. 4 марта 2023 года, в день памяти святителя Ермогена, Патриарха Московского и всея России, чудотворца, Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию в Успенском. В завершение Святейший Владыка совершил славление и молитву у раки с мощами святителя Ермогена. В день памяти священномученика Ермогена, Патриарха Московского и всея Руси, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершит Божественную литургию в Успенском.
БОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТУРГИЯ. ДЕНЬ ПАМЯТИ СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА ЕРМОГЕНА, ПАТРИАРХА МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РУСИ
По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом. Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Сегодня мы вспоминаем святителя Ермогена, Патриарха Московского и всея Руси, оставившего совершенно особый след в истории Церкви нашей, нашего народа и нашей страны. Первосвятительский подвиг всегда связан с огромными трудностями и духовными вызовами, но подвиг святителя Ермогена был еще особым образом осложнен тем историческим временем, в котором он совершал свое служение.
Это время было одним из немногих в истории нашего Отечества, когда враги, казалось бы, победили Русь. В самом деле, они находились в самом центре Руси, в граде Москве, и можно себе представить, какая тяжесть была на сердце святителя Ермогена, сколько горячих молитв он возносил ко Господу об избавлении России, страны нашей, от нашествия иноплеменных, от предательства; как он молился о воссоздании духовной силы Руси — здесь, в подвале Чудова монастыря, к сожалению, разрушенного и до сих пор не восстановленного, когда его пытались принудить к измене и посулами, и голодом, и холодом.
И тут человек понимает, что что-то такое началось... Словами это не передашь.
Но у многих было четкое ощущение, что что-то очень серьезное происходит в его келье во время молитвы. Так, батюшка мог буквально вытягивать души из греховной жизни к свету. Одна женщина пришла как-то к батюшке: — Муж пропал! Ни полиция, ни поисковики найти уже какие сутки не могут...
Как только литургия была отслужена, его тело всплыло на реке. Помню, какой-то профессор из Санкт-Петербургской духовной академии приезжал к батюшке и обронил такую фразу: — Мы отца Ермогена знаем: у него сила молитвы есть. Батюшка у себя в келье молился прямо-таки громогласно, в голос, просто вопиял к Богу. Правило читал монашеское, акафисты, сугубо за кого-то Христа умолял, а потом выходил мокрый — рясу хоть отжимай!
Моя мама, в постриге монахиня Варсонофия, келейница батюшки, рассказывала: придет какая-то сестра, срочно просится к старцу, а он там громогласно молится... По неотступности просьбы мама постучится, приоткроет дверь: — Ба-а-тюшка... Он там весь в молитве, дух работает... Владыка Тихон верно сказал, что батюшка всю жизнь к отходу в вечность готовился.
Нам зачастую хочется где-то там да сям побывать, а батюшке ничего уже здесь не надо было, он духом путешествовал. По натуре своей затворник. Очень тяготился, когда куда-то приходил, а дух там, чувствовал, какой-то не тот... Особенно если в доме книги какие-то нехорошие находились.
Иногда приедет куда-то и давай сразу же молебен служить. Может быть, из-за этой чувствительности и не стремился разъезжать. В келье у него все намолено было — там он как рыба в воде. Хотя людей, конечно, жалел, отпускал отдохнуть.
Многие сейчас говорят насчет его прозорливости — «рентген» у него точно был. Иногда посмотрит — ничего не скажет, но тебе и от одного его взгляда совестно становилось. Бывало, так матери Варсонофии и в мое отсутствие мог заявить: — Знаю я, чем сейчас отец Павел занимается... А то, помню, к нему приедем да начнем пар выпускать: про того-то из церковных что-то скажем, про другого...
Батюшка молчит, смотрит исподлобья. А потом через время разговор возобновится, он вдруг перекрестится, выдохнув, точно напряжение отпустив: — Слава Богу, я его не осудил! Мы-то горим в своих страстях, а он даже среди этого нашего зарева неопалимым оставался. Тогда одной рабе Божией, глубоковерующей, жившей неподалеку от монастыря, во сне явилась святая мученица Параскева Пятница: — Иди, спасай отца Ермогена!
Скажи ему, что сейчас за ним должны приехать! Она пошла, передала все батюшке, и он послушно спрятался. И тут же как раз — облава. КГБ-шники все обыскали, долго ждали, да так и уехали ни с чем...
Господь хранил батюшку. Скольким он людям помогал. Бывало, исповедует, а сам в окошко смотрит: — О, тучи ползут... Сейчас, значит, кто-нибудь приедет с большими грехами.
Батюшка очень глубоко смотрел. Приедут люди с наболевшим, а он тщательно исследовал корни всех этих бед. И правда: у схиархимандрита Илия Ноздрина , например, что-то спрашивают — и он может сразу дать ответ. Отец Ермоген так не мог: он во все самым обстоятельным образом вникнет сначала.
А то, бывало, и молится по несколько дней. Иногда молитва быстро доходила. Одному парню, труднику, помогавшему монастырю, что-то попало в глаз, мог ослепнуть. Но батюшка помолился, и тот прямо в келье у него получил исцеление.
Помню, у матери Евлогии, монахини Шамординской обители, тетя Надежда была атеисткой-богоборицей, и Господь ей попустил тяжкое беснование. Мать Евлогия долго ее уговаривала подготовиться к исповеди и поехать к отцу Ермогену он тогда еще был в Пюхтице. Та все не соглашалась, но в конце концов они все-таки поехали. Очень тщательно подготовились вместе к исповеди, и тетя покаялась за всю свою жизнь.
Возвращаются они после службы в келью, а там такой грохот начался! Мать Евлогия, не понимая, что происходит, от ужаса чуть под кровать не залезла… А потом, когда шум прекратился, смотрит: а тетя-то уже нормальная, не беснуется — выздоровела! Исцеленная стала совершенно другим, глубоко верующим человеком, воцерковилась. Он даже иногда классифицировал, каким грехам какие недуги соответствуют.
Очень переживал, что сейчас некоторые из мерзких грехов чуть ли не в норму возводятся: — Это смертный грех!
Поляки устремились в Москву, в надежде использовать появившиеся возможности, с тем чтобы посадить на Московский трон королевича Владислава, сына польского короля Сигизмунда. Польша тогда была сильнее Руси, она не претерпевала междоусобных браней, она была хорошо вооружена, и поляки прошли через западную часть Руси, в том числе через город Смоленск, разорив его, и вошли в Первопрестольный град. Открывалась страшная перспектива появления на русском троне инородного и иноверного царя, но именно тогда и встала во весь рост могучая личность святителя Ермогена. И захватчики поняли: пока они не склонят на свою сторону Патриарха, невозможна смена власти в соответствии с их замыслом. Тогда святителя бросили в подвалы Чудова монастыря, который находился совсем неподалеку отсюда.
Сейчас там производятся раскопки, которые нужно музеефицировать — таково мое пожелание, адресованное тем, кто имеет и власть, и возможность привести это место в состояние, которое бы соответствовало сердцу государства Российского. Находясь в подвалах Чудова монастыря, Патриарх Ермоген не сломился под давлением поляков. Его морили голодом и холодом. Можно себе представить: пожилой человек без еды, тепла, в тяжелейших условиях… Всё бы он получил моментально, и престол Патриарший ему был бы возвращен, если бы он благословил на русский трон иноземного царя. Но не сделал этого Патриарх и вошел в историю как святой, как мученик и одновременно как герой своего Отечества.
Чтобы прошли все эти недоуменные конфликты, чтобы наступили мир и благополучие, чтобы страна могла продолжать свое мирное поступательное развитие, духовное и материальное, во благо тех, кто живет в настоящее время и во благо грядущих поколений». Пусть он вдохновляет священнослужителей, в первую очередь наших иерархов, но также и власти наши, и народ наш. И дай Бог, чтобы его память снова воскресла в сознании всего нашего народа, чтобы великий героизм, приведший к спасению Отечества, был понятен в первую очередь нашей молодежи, чтобы и она могла видеть в личности святителя великий пример беззаветного и жертвенного служения Богу и Отечеству», — заключил Святейший Патриарх Кирилл.
«За молитву надо бороться»
Святыни будут находиться в Свято-Георгиевском храме до 12-00 28 апреля. По решению Собора святитель Ермоген отослал в Свияжск разрешительную грамоту, сняв с них обвинения. 21 февраля настоятель храма Священномученика Ермогена, Патриарха Московского и всея Руси, чудотворца, в Зюзине. В завершение Святейший Владыка совершил славление и молитву у раки с мощами святителя Ермогена. Святыни будут находиться в Свято-Георгиевском храме до 12-00 28 апреля. В юбилейные для династии Романовых 1912–1913 годы почитатели памяти святителя обратились к Святейшему Синоду с ходатайством о причтении Патриарха Ермогена к лику.
Проповедь в день памяти святителя Ермогена после Литургии в Успенском соборе Московского Кремля
Затем уже в 1875 г. к Собору святителей был причислен митрополит Филипп, а в 1913 г. — патриарх Ермоген. В 1592 году при святителе Гермогене были перенесены из Москвы в Свияжск мощи Казанского святителя Германа. 4 марта 2023 года, в день памяти святителя Ермогена, Патриарха Московского и всея России, чудотворца, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную. Святитель Ермоген 9 января 1592 года направил Патриарху Иову письмо, в котором сообщал, что в Казани не совершается особое поминовение православных воинов.
Слово Святейшего Патриарха Кирилла в день преставления священномученика Ермогена
В 1587 г. В лит-ре высказывалось предположение, что постриг был совершен в Чудовом в честь Чуда архангела Михаила в Хонех мужском монастыре в Москве см. Иову , в которой Казанский архиерей упом. Вскоре после принятия иночества Е. Он стал 3-м по чести иерархом Русской Церкви после патриарха и митрополита Новгородского. Деятельность Е. Рассказ Е.
Грамотой патриарха Иова 24 янв. Выносная икона. ГМИР В грамоте 1593 г. Из этой же царской грамоты мы узнаем, что Е. Мансветову был известен сборник 1598 г. В 1592 г.
Встреча святыни Казанским митрополитом, братией мон-ря и горожанами состоялась 25 сент. Германа были помещены в алтаре монастырского Успенского собора. В том же году Е. Романа Владимировича. Во время пребывания Е. На возможную связь местного книгопечатания с Е.
Издания кирилловского шрифта 2-й пол. Там же. Время перевоза типографского оборудования в Казань неизвестно, брошюры датируются по водяным знакам. Типография находилась в Казани до 1620 г. В 1598 г. В 1601 г.
Забулацкую слободу в Казани, всегда принадлежавшую местным архиереям, Е. В 1602 г. Гонсевский сообщал, что к письму московского священника в к-ром содержались сведения о жизни Е. Вероятно, причиной недовольства были суровые меры, к-рые применял Е. Как и др. Имеются свидетельства, что из рус.
За это Е. По «Сказанию и повести, еже содеяся в царствующем граде Москве, и о растриге Гришке Отрепьеве», написанным современником событий, Лжедмитрий приказал не только выслать Е. После избрания на престол Василия Иоанновича Шуйского и сведения с Патриаршего престола поставленного Лжедмитрием Игнатия встал вопрос о новом патриархе. Есть основания предполагать, что 1-м кандидатом на Патриарший престол являлся Ростовский и Ярославский митр. Филарет именно он отправился 3 июня 1606 в Углич за мощами царевича св. Димитрия Иоанновича.
Филаретом и наречения патриархом Е. По предположению Платонова, неудовольствие царя вызвала связь митр. Филарета с Шереметевыми, организовавшими против царя заговор. Чин поставления Е. Новгородский митр. Исидор вручил Е.
Петра , царь - панагию, белый клобук и др. Патриаршество Е. Почти все рус. Церкви и государственности в России в эти годы. В «Новой повести о преславном Российском царстве», «Плаче о пленении и конечном разорении Московского государства», сочинениях И. Хворостинина , «Новом летописце» о Е.
В польск. Эмалевая икона. ГИМ Сщмч. ГИМ Послания Е. Грамоты, рассылавшиеся Е. Болотниковым, носили характер воззваний с призывом к отпору восставшим «ворам» по всей стране, к верности царю.
В грамотах говорилось о том, что крестоцелование Лжедмитрию I - это измена законному царю, о том, что истинный царевич Димитрий мертв и его мощи принесены в Москву. Царь в грамотах назван «крепким христианским поборником, нашим по Боге заступником», бунтовщики уподобляются богоборцам. О Лжедмитрии Е. Патриарх призывал духовенство поддержать царя и удерживать паству от присоединения к мятежникам, читать и распространять патриаршии грамоты. Ефрему с благодарностью за прекращение мятежа жителей Свияжска против Василия Шуйского. Иова за все совершенные в годы Смуты измены: царям Борису Годунову, его сыну Феодору , патриарху Иову, за целование креста Лжедмитрию I.
Для принятия покаяния бывш. Иов призывался грамотой в Москву на «подвиг», необходимый «для государева и земского великого дела». После молебна в кремлевском Успенском соборе, совершенного Е. Затем была зачитана разрешительная грамота от имени обоих патриархов и всего Освященного Собора, в которой объявлялось о прощении. Через 2 месяца, после того как к мятежникам под Калугой перешел 15-тысячный отряд царской армии, Е. Осенью 1607 г.
Филарету Е. В «Новом летописце» сообщается о волнениях в Москве против царя Василия в период осады столицы Тушинским вором. Вскоре в городе началось возмущение среди посадского населения, и лишь известие о приближении к Москве на помощь царю войск кн. Скопина-Шуйского успокоило людей, Е. Келарь Троице-Сергиева мон-ря Авраамий Палицын упоминает о последующих совместных попытках царя и патриарха снизить цены на хлеб. Важным событием было поставление в февр.
Дионисия Зобниновского , находившегося в Москве во время осады ее войсками Лжедмитрия II и ставшего одним из ближайших помощников Е. В сент. Подземелье в Чудовом мон-ре, почитавшееся как место заточения сщмч. Василий Шуйский был низложен. В «Новом летописце» сообщается, что мятежники взяли патриарха «насильством», «ведоша за Москву реку к Серпуховским воротам и начаша вопити, чтоб царя Василья отставили». Согласно разрядным книгам, «патриарх со всем собором» направился к царю, предлагая ему оставить трон Белокуров С.
Разрядные записи за Смутное время, 7113-7121 гг. Хворостинин пишет о высказывавшемся Е. Первосвятитель предсказывал, что страну, предавшую царя, ждет судьба «богоубийственного и мятежного рода июдейского», покоренного римлянами. Те же, кто остались верны царю,- «благословенные воины», идущие в «Небесное Царство с мученики святыми в безконечную радость веселиться». Источники расходятся по вопросу о том, был ли согласен Е. Авраамий Палицын и Хворостинин пишут о том, что Первосвятитель со слезами просил не посылать «с таким молением к польским людем» и не верить их обещаниям, он призывал православных помнить, «что Кароль в велицем Риме содея» имеется в виду, вероятно, уклонение Рима с приходом Карла в «латинство».
По польск. После того как Боярская дума утвердила кандидатуру Владислава, Е. Разрядные записи. Патриарх наставлял членов рус. Салтыкова и кн. Мосальского главных проводников польск.
Через митр. Филарета, ехавшего в составе посольства, Е. Однако все эти усилия были тщетны. Сапега на переговорах заявил, что Владислав, будучи христианином, не нуждается в повторном крещении, о споре Сапеги с Филаретом Е. Отношения между Е. В «Рукописи Жолкевского» сказано: «С патриархом, человеком весьма старым, ради религии [опасаясь в ней перемены] сопротивлявшимся делам нашим, гетман С.
Гонсевский писал, что Е. Тем не менее Е. Флоря Флоря. В нояб. Андронов, затем глава Боярской думы кн. Мстиславский, уговаривая патриарха подписать новую договорную грамоту для отправки находившимся под Смоленском рус.
В новом документе полностью принимались условия кор. Сигизмунда III , требовавшего принесения присяги не только Владиславу, но и ему, а также сдачи польск. Несмотря на угрозы, Е. Отсутствие подписи патриарха под новой договорной грамотой укрепило позицию рус. Собрав в Успенском соборе представителей московского посада, Е. По словам Жолкевского, Е.
Голицына весть, что Сигизмунд отказывается от принятия Владиславом правосл. Патриарх Ермоген отказывается подписывать грамоту о роспуске ополчения. XIX - нач ХХ в. Патриаршая резиденция в Чистом пер. Только после гибели самозванца в сер. Широкую известность получили грамоты патриарха, направленные во мн.
Грамоты Е. Поскольку многие из них были перехвачены, об их содержании известно из польск. Гонсевский на мирных переговорах 1615 г. Новгород, откуда ее списки распространились в Костроме, Галиче и др. Гонсевский передает содержание грамот патриарха: бояре «Москву Литве выдали, а вора-дей в Калуге убито, и они б… собрався все в збор, со всеми городы шли к Москве на литовских людей» АЗР. Еще один пересказ имеется в записках С.
Маскевича, к-рый сообщает, что в грамотах патриарх освобождал рус. К нач. Шаховской писал, что к сбору ополчения П. Ляпунова побудила грамота патриарха в Переяславль Рязанский Шаховской С. В письме Я. Задзика, отправленном из лагеря под Смоленском 8 янв.
В кон. Новгород и Переяславль Рязанский цит. По-видимому, Е. Не случайно в «Новом летописце» говорится не о посылке грамот Е. Хворостинин приводит оправдательную речь Е. Однако тот же автор упоминает, что нек-рые люди после освобождения Москвы возможно, участники Земского собора 1613 г.
Бескомпромиссная позиция патриарха стала причиной репрессий против него. Как сообщает «Новый летописец», услышав отказ Е. Хворостинин пишет о том, что патриарх был «затворен от входящих к нему, и страха ради мнози отречеся к его благословению ходити, но сей никако же обычнаго своего учения оставив, но еще глаголати, и поношати, и еретическое шатание разрушити» БЛДР. Контакты с Первым ополчением у Е. Посланцы ополчения, побывавшие в Москве у патриарха, сообщали, что «у него писати некому, дьяки, и подъячие, и всякие дворовые люди поиманы, а двор его весь розграблен», поэтому Е. При подходе Первого ополчения к Москве 19 марта 1611 г.
Одним из поводов к нему стал распространившийся слух, что боярин Салтыков и поляки хотят умертвить патриарха и устроить массовое убийство москвичей в Вербное воскресенье, 17 марта, когда Е. Во время восстания Е. На Патриарший престол вернулся Игнатий. Новгород и Казанскому митр. Ефрему с призывом писать в полки и боярам с требованием не принимать на царство сына Марины Мнишек. Патриарх хотел, чтобы Казанский митрополит послал в полки учительную грамоту с приказом унять в войсках грабеж и пьянство, стараться о «душевной чистоте и братстве» и твердо стоять «за Пречистой дом, и за чудотворцов, и за веру» ААЭ.
В «Новом летописце» сообщается, что «литовские люди», узнав о создании в Н. Новгороде Второго ополчения, приходили к Е. Ответ священномученика в изложении летописца был категоричен: «Да будут те благословении, которые идут на очищении Московского государства, а вы, окаянные московские изменники, будете прокляты». После этого «начаша его морити гладом и умориша ево гладною смертию… месяца февраля в 17 день, и погребен быть на Москве в монастыре Чюда архистратига Михаила» ПСРЛ. В «Рукописи Филарета» отмечено, что Е. Рукопись Филарета [Романова], патриарха Московского и всея России.
Переписка между Россиею и Польшею по 1700 г. Существует позднейшее предание, что перед смертью патриарх в подземелье прорастил овес и его нашли мертвого стоящим на коленях среди зеленых побегов.
Он сам всегда следил за исправностью текстов. Также он благословил перевести службу святому Андрею Первозванному с греческого на русский язык. Мученическая кончина Когда Минин и Пожарский подняли народное восстание, поляки сожгли столицу и спрятались в Кремле. Они силой затащили Патриарха в Чудов монастырь и заперли его в темнице. Когда русские войска начали осаду Кремля, поляки просили Патриарха приказать им уйти, и грозили ему смертью.
Но Ермоген ответил, что он не боится ничего и никого кроме Бога. Несколько месяцев длилась осада Кремля. Патриарх посылал русским воинам ободряющие слова в поддержку. Но сам он не выдержал и скончался от голода и жажды. Это произошло в феврале 1612 года. Известие о кончине Патриарха подвигло воинов на еще большую борьбу, и вскоре осада Кремля была прорвана. Прославление святого Тело Патриарха было погребено в Чудовом монастыре.
Через сорок лет произошло открытие мощей. К великому удивлению всех, тело совсем не разложилось.
Москвы; протоиерей Вячеслав Шестаков, настоятель храмов Патриаршего подворья в Зарядье г. Москвы; столичное духовенство. Богослужебные песнопения исполнил хор Патриаршего подворья храмов в Зарядье г. Москвы под управлением Д. Чаплин, первый заместитель министра культуры РФ С. Литургия транслировалась в прямом эфире телеканалов «Союз» и «Спас» , а также на официальном портале Русской Православной Церкви Патриархия.
Жители усердно молились Иисусу Христу и Богородице об избавлении от напасти. Прихожане городского храма Воскресения Господня дали Богу обет. Они сообща решили заказать список Смоленского образа Божией Матери и держать строгий пост до тех пор, пока идёт работа над иконой. Выполнить заказ поручили потомственному мастеру Герасиму Иконникову. Он принялся за труд, молясь об успешном его завершении. Иконописец в первый же день нанёс на доску прорись — то есть контур будущего изображения. А на следующее утро с изумлением обнаружил, что Богомладенец на рисунке поменял положение ножек!
«За молитву надо бороться»
Что же эта за тьма искушений и бед, которую разогнал своими светозарными лучами святитель Ермоген? От голода скончался святитель Ермоген, он был похоронен в Чудовом монастыре, а потом его святые мощи были перенесены в Успенский собор Московского Кремля. 21 февраля настоятель храма Священномученика Ермогена, Патриарха Московского и всея Руси, чудотворца, в Зюзине.