Реферат на тему праздник крещение. 19 января (6 января по старому стилю) верующие отмечают Крещение Господня, или Богоявление.
Святое водное крещение
Гадание отворачивает, удаляет от Бога и ничего, кроме горя и бед, принести не может. В годы Безбожия велась пропаганда, что святая вода имеет целительные свойства, благодаря серебру. Так как священник погружает в нее серебряный крест. Но сколько ионов серебра будет содержаться в километровом водохранилище, глубиной двадцать метров? Тем более если по бедности, и крест-то у священника деревянный! Крещенская вода имеет другую структуру: об этом сняты целые телепередачи с подтверждением уважаемых ученых. И в этот великий праздник действительно освящаются все водоемы! И делает это, конечно, не крест и не священник, а Бог, поэтому Крещенская вода не портится в течении многих лет.
И обладает чудесными свойствами: отгоняет духов тьмы и помогает от многих болезней. В дни тяжелых напастей к святой Крещенской воде прибегают как к верному средству избавления от бед — вместе с молитвами освящают дом и зло обязательно отступает. Как и сердечные страхи и тревоги, рожденные нашей сумасшедшей, стремительной жизнью. Зачем христиане окунаются в крещенскую воду 18-е января на Крещенский Сочельник Церковью установлен строгий пост. Пост не только телесный, в приеме пищи постного характера, но и духовный. Это отказ от непотребных развлечений, оказание моральной или материальной помощи нуждающимся. И, конечно же, молитва.
Многие христиане готовятся к окунанию в купели, проруби или водоеме. Традиция окунания в воде на праздник Крещения существует очень давно. Делать это нужно с разумным отношением к происходящему и к своему здоровью. Если не получается окунуться, можно умыться или обтереться. Это не обряд, не чин и не таинство. Прежде всего — это традиция. Важно помнить, что главной обязанностью православного христианина является участие в Богослужениях и исполнение Заповедей Божиих.
Намерение исполнения Заповедей приводит к осознанному участию в церковных Таинствах и духовной работе над собой — только так и в человеке, и в его жизни, с Божьей помощью произойдут изменения, и никакое окунание, даже в святую крещенскую воду, не способно этого заменить. Мнение, что освященная крещенская вода может смыть грехи, неверно! Очищение от греха происходит во время таинства Крещения один раз в жизни, а затем, для крещеных людей существует таинство Исповеди, когда сам Господь отпускает грехи человеку через священника.
Современный православный храм Иоанна Предтечи. Точное расположение места крещения Иисуса Христа неизвестно. Считается, что наименование Вифавара впервые предложил Ориген [5] , но он расположил её на западном берегу Иордана [6]. Однако на Мадабской карте VI века место Крещения изображено напротив Иерихона на западном берегу реки, то есть не за Иорданом, если смотреть с западного берега.
Существует предположение, что автор Мадабской карты, живший на восточном берегу Иордана, понял словосочетание за Иорданом в смысле места, находящегося на другом берегу по отношению к нему, хотя автор Евангелия, естественно, понимал предлог за, как к расположенному на восточном берегу [8]. Паломник Феодосий ru de V—VI вв. До VI—VII веков традиционное место Крещения Иисуса Христа располагалось на восточном берегу Иордана около Иерихона, но после арабского завоевания Палестины 640 год местом Крещения стали считать место также около Иерихона, но на западном берегу по причине труднодоступности восточного берега [6]. Со временем место Крещения было утеряно из-за разрушения находившихся там церквей. С течением времени река Иордан изменила своё русло, поэтому в настоящее время место крещения Иисуса находится на суше [10]. При этом остается точно не выясненным с какого берега Иисус входил в реку. На западном берегу это место называется Каср-эль-Яхуд контролируется Израилем [12] [13] , на восточном, напротив него — Эль-Махтас Вади-эль-Харар в Иордании [14] [15].
В ходе раскопок в Вади-эль-Хараре была обнаружена большая мраморная плита, по-видимому, являющаяся основанием колонны, упомянутой паломником Феодосием [5] [16]. Происхождение даты[ править править код ] На христианском Востоке в Армянской церкви — до сих пор 6 января считалось датой Рождества Христова , и лишь после IV века распространяется западная традиция праздновать Рождество 25 декабря.
Однако самые известные языческие выступления случились спустя 50 лет после событий в Суздале. На сей раз в 1071 году восстал люд Ростова и Новгорода, причём бунт случился ровно по тем же причинам, что и в Суздале — засуха, неурожай и недоверие к знатным людям. Беднякам казалось, что они утаивают съестные припасы. В обоих случаях выступления возглавили волхвы, вышедшие из подполья. Это говорит о том, что языческая вера ещё глубоко сидела в народе, ведь после крещения Руси прошло чуть меньше ста лет. Фантазия современного художника.
Летописец сообщает, что на стороне христианского клирика оставался лишь князь Глеб со своей дружиной — спустя 80 лет после крещения города Добрыней подавляющая часть горожан симпатизировала или хотя бы сочувственно относилась к языческим культам. В Новгороде чуть не начались уличные бои, но князь быстро пресёк возможное выступление, убив волхва. Интересно, что после смерти своего лидера недовольные просто разошлись по домам. Андрей Рябушкин. Князь Глеб Святославович убивает волхва на Новгородском вече. Источник: wikimedia. Собрав некоторое число сподвижников, язычники приступили к разорению окрестных погостов, особым образом указывая на знатных женщин, обвиняя их в сокрытии продовольствия. Восставшие и отряд Яна столкнулись недалеко от города, но сражение окончилось ничем.
Тогда воевода обратился к жителям Белоозера и потребовал от них самостоятельно разбираться с волхвами, пока его отряд будет собирать дань. Горожане вскоре выполнили просьбу княжеского посланника, языческие священнослужители были пойманы, допрошены, а затем отданы родственникам убитых женщин. Сергей Иванов. Ян Вышатич и язычники.
Ростово-Суздальская и Муромская земли были обращены в христианство лишь в середине XI в.
Стремясь облегчить славянам принятие христианства, церковь освятила некоторые языческие праздники. Так, языческим по происхождению является праздник Масленицы. Праздник Купалы, знаменовавший приход лета, слился с днем святого Иоанна Крестителя. Поклонение громовержцу Перуну сменилось почитанием Ильи Пророка, покровителем скота вместо Велеса стал святой Власий. Эти верования прочно вошли в русское христианство.
Сохранилась и вера в леших, домовых, русалок. Однако пережитки языческих представлений не делали верующего христианина язычником. Последствия принятия христианства на Руси Значение перехода к христианству было огромно и проявлялось во всем - от повседневного пищевого рациона и приемов земледелия до международного положения страны. Утверждение христианства на Руси в качестве государственной религии оказало большое влияние на разные сферы общественной и духовной жизни страны. Требуя многодневных постов, христианство заставляло есть больше овощей, а, следовательно - совершенствовать огородничество.
Многие овощи стали известны на Руси благодаря византийцам. Не случайно лучшими огородниками были монахи. Принятие христианства стало значительным шагом в развитии восточнославянской цивилизации, оно способствовало созданию единой государственности и единой церковной организации. Учение христианства о едином Боге, освящающем власть одного государя, помогло Владимиру преодолеть деление восточных славян по племенным признакам, хотя некоторые основы сепаратизма сохранились, поддерживаемые местной знатью. Тем не менее, центральная власть была укреплена, о чем говорит необычайный рост международного престижа, дипломатических, торговых, политических и культурных связей Киева.
Уже в правление Владимира обычными становятся династические браки киевского великокняжеского дома Рюриковичей с правящими домами Европы. Древнерусская знать отныне могла опираться на церковные каноны законы , идеи и учреждения, пришедшие из Византии. Принятие православия способствовало возникновению и укреплению феодальной земельной собственности, как светской, так и церковной. После возникновения церковной земельной собственности появилась в более широких масштабах и частная боярская земельная собственность. Распространение на Руси норм византийского права также стимулировало формирование феодальных отношений, складывание отдельных социальных групп, слоев, что способствовало развитию феодализма.
С принятием христианства пришло понимание общности судьбы Руси и всего мира. Древнерусские писатели осознавали себя неотъемлемой частью современного им мира. В отличие от национальных религий христианство имеет интернациональный характер, способствует осознанию единства истории человечества. С принятием православия начала выстраиваться церковная иерархия, занявшая важное место в древнерусском обществе. Русская церковь изначально, по образцу греческой, зависела от великого князя, и церковные иерархи были самостоятельны лишь в церковных вопросах.
Источники умалчивают, когда появилась митрополия на Руси и кто был первым митрополитом, сколько епископов было первоначально. Известно, однако, что во главе церкви стоял киевский митрополит, назначаемый из Константинополя или самим киевским князем с последующим избранием собором епископов. Церковь в Древней Руси была не только господствующей силой в духовной жизни народа, но и влиятельной общественной и политической силой. Церковь имела обширные земельные владения, свои села и города, своих холопов и даже свои полки, а также свой суд и, законодательство. Князья платили десятую часть налогов на содержание церкви десятину.
Создававшиеся на Руси монастыри становились сильнейшими церковными организациями. Первым из них был Киево-Печерский «печера» — пещера, в которой селились монахи монастырь, основанный во второй половине XI в. Общее число монастырей в домонгольские времена доходило до 70. Православной церкви пришлось вести упорную борьбу с дохристианскими верованиями. Сила и живучесть язычества на протяжении многих веков позволяют говорить о своеобразном двоеверии как историко-культурном феномене народной жизни на Руси.
В отдельных областях языческие обряды и обычаи сохранились практически в неизменном виде вплоть до начала XX в. До принятия христианства Киевская Русь была государством со значительно развитой языческой культурой, языческим летописанием. Восточные славяне в середине I тыс. Постепенно славяне стали использовать для записи греческие буквы, но без всякой системы, «без устроения», то есть не приспособив их к особенностям своего языка. Создание славянской азбуки связано с именами Кирилла и Мефодия — «равноапостольных» просветителей, греков по происхождению, крестивших Болгарию, а во второй половине IX в.
Сначала «солунские» братья, из Солуни нынешние Салоники , создали глаголицу, с помощью которой переписали первые церковные книги для южных славян, и крестили Болгарию. Позже из смешения глаголицы с элементами греческого письма возникла более легкая и удобная кириллица. Кириллический алфавит в России дважды подвергался серьезным изменениям — при Петре Великом и после октября 1917 г. В настоящее время древняя кириллица сохранилась как язык православного богослужения — церковнославянский. После крещения Руси получила небывалый стимул к развитию восточнославянская письменность.
По выражению академика Д. Лихачева, «с христианством пришла письменность иного, высочайшего класса. Это была письменность с устроением, со знаками препинания, с разделением на слова, с определенной грамматикой». Настоящими носителями древнерусского просвещения становятся монастыри, где велось русское летописание и собирались богатейшие библиотеки рукописных книг. Киево-Печерский монастырь стал крупным центром древнерусской образованности, воспитывавшим уважение к книжности как к христианской добродетели.
В основе школьного монастырского образования лежали принципы «энкиклиос педиа» греч. Рукописные книги писались на пергамене — тончайшей телячьей коже специальной выделки. Древнейшей из книг, дошедшей до нас, является «Остромирово Евангелие», названное по имени его владельца — новгородского посадника Остромира. Она датируется серединой XI в. В домонгольской Руси бытовала в основном переводная литература византийских, античных и других иностранных авторов.
Основными жанрами древнерусской литературы были агиография жития святых и другая литература религиозного содержания. Но создавались и выдающиеся светские произведения, среди которых знаменитое «Слово о полку Игореве». После принятия христианства Владимир организовал на Руси первые школы. Принятие новой религии и усвоение церковнославянской письменности сопровождалось перенесением на Русь основных памятников раннехристианской и византийской литературы: библейские книги, сочинения отцов церкви, исторические сочинения. Хотя основная масса книг была переводная, есть предположение, что при Владимире была составлена и первая русская летопись, охватывающая в изложении события от времени Рюрика до начала XI в.
Книги были дороги, до народа не доходили, и он нашел выход отражению своим чаяниям и представлениям о политике Руси в устном народном творчестве, в былинах, появление которых многие ученые относят ко времени княжения Владимира.
Крещение Господне: история праздника, традиции, феномен крещенской воды
это Христианский праздник, посвящённый воспоминанию Крещения Иисуса Христа в водах Иордана. Крещение Руси (988 год) является одним из наиболее знаменательных событий для территории всей страны и дальнейшей культуры нашей Родины. На Крещение не приходится ни один из четырех православных постов, однако в Крещенский сочельник тем, кому позволяет здоровье, необходимо соблюдать определенные воздержания в пище. Крещение – реальный и действительный образ смерти и Воскресения во Христе, это уже сейчас таинственно происходящее восстановление и обновление нашего естества, которое завершится в будущем веке, распространившись на весь мир.
Доклад Сомко Татьяны "Крещение Господне"
19 января Крещение Иисуса Христа празднуется Православной церковью как один из великих двунадесятых праздников. Ему предшествует Крещенский сочельник — канун Богоявления и Крещения. Доклады и выступления. Крещение Господне, один из главных христианских праздников, установленный в воспоминание крещения Иисуса Христа пророком Иоанном Крестителем в. Крещение Господне – христианский праздник, появившийся благодаря крещению Иисуса в реке Иордании.
Крещение Господне: история праздника от истоков до современного понимания
Традиционная дата события — 988 год. При широком понимании термина главными этапами крещения Руси можно считать: 1 т. По свидетельству древнерусской традиции, Владимир и его дружина в конце 980-х гг. Решение принять христианство в его восточном, православном варианте из Константинополя было связано не только с этим, но и с желанием сохранить важные связи, установившиеся с Византией в предшествующие годы. Не меньшее значение имел престиж Византийской империи, находившейся в то время в зените могущества. С 990-х гг. В 995—996 гг.
В старину на Руси всякую прорубь во льду реки или озера, сотворенную ради крещенского освящения воды, именовали Иорданью. Пусть река Иордан несет волны в местах теплых, по берегам ее стоят пальмы, и вода в ней никогда не замерзает, а все же православный человек различает ее где-нибудь под Рязанью или Белозерском, в двадцатиградусный мороз, среди сугробов, наметенных вьюгой.
В этот момент исчезает время, исчезает пространство, тысячи вод из разных веков и стран сливаются в единый символ иорданской воды, освященной присутствием Христа. День белых риз Праздновать Крещение Господне стали очень быстро — еще при жизни апостолов. Но в ту пору оно по-другому называлось и имело другой смысл. Ученики Христа и ученики Его учеников предавались воспоминаниям о том, как в мире людей появился живой Бог, как поклонились ему волхвы, как учил Он и как проявлял суть более высокую, нежели человеческая. Поэтому три разных события — воплощение Бога в теле человека Рождество , Поклонение Ему волхвов и первые признаки Его истинного происхождения Крещение — смыкались в их представлении воедино. Три разных, по нынешним понятиям, праздника оставляли как бы единое торжество. Первоначально общее название этого тожества было «Епифания» по-гречески, — «Явление» , позднее возобладал другой, ныне всем известный, вариант — «Теофания» то есть «Богоявление». В древних Апостольских Постановлениях говорилось: «Да будет у вас в великом уважении день, в который Господь явил нам Божество».
Духовенство — наследники истинных свидетелей Богоявления, апостолов, — издревле служит в этот день в белых ризах. В наши дни признаки древнего единства Рождества и Крещения едва различимы. Например, у обоих праздников есть Навечерие Сочельник со строгим постом, есть некоторое сходство и в богослужении. Но некоторые церкви, например, Эфиопская православная и Армянская григорианская, по-прежнему отмечают единый праздник. Это произошло по всему огромному христианскому миру не одновременно. Но со второй полвины V века Крещение почти повсеместно отмечают как отдельный праздник, а слово «Богоявление» становится его синонимом, уже никак не касаясь Рождества.
Вода крещения была очищением, избавлением человека.
Христос не имел нужды в таком Крещении, будучи чист изначала, и лишь по смирению принял Крещение от Иоанна, но, приняв на Себя Крещение водою, Спаситель не освятился водами, в чем не было нужды, но освятил Собою водное естество и с ним весь мир. Крещение есть явление Христа народу, исхождение Его на служение, новосотворение мира, смертельно растленного падением. Крещение есть праздник сотворения мира наново, подобно Рождеству Христову, и оба эти праздника неразрывно связаны друг с другом. Праздник Рождества в богослужебных текстах непрерывно сопрягается с праздником Богоявления, и строением службы, особенно вечерни, праздник Богоявления повторяет почти полностью праздник Рождества. В этом тождестве праздник Богоявления не умаляется перед Рождеством, но в некоторых стихирах воспевается как праздник еще более светлый, чем Рождество. И отцы IV-V века, св. Амвросий Медиоланский, св.
Иоанн Златоуст, св. Иероним, отмечают совсем особую славу Богоявления.
Во время крещения отверзлось небо, и Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение! Лк 3:21-22. Крещение Господне было первым явлением Христа народу Израиля. В двух Евангелиях — от Матфея и Луки — мы читаем, что после Крещения Спаситель удалился в пустыню, где постился сорок дней, чтобы подготовиться к миссии среди людей.
Он был искушаем от диавола и ничего не ел в эти дни, а по прошествии их напоследок взалкал Лк. Диавол три раза подступал ко Христу и искушал Его, но Спаситель остался крепок и отринул лукавого так называют диавола. Что можно есть на Крещение Господне Поста в праздник Крещения нет. А вот в Крещенский Сочельник, то есть накануне праздника, православные соблюдают строгий пост. Традиционное блюдо этого дня — сочиво, которое готовят из крупы например, пшеницы или риса , меда и изюма. Крещение Господне — история праздника Крещение Господне начали праздновать, еще когда были живы апостолы — упоминание об этом дне мы находим в Постановлениях и Правилах апостольских.
Но поначалу Крещение и Рождество были единым праздником, и назывался он Богоявление. Начиная с конца IV века в разных местностях по-разному Крещение Господне стало отдельным праздником. Но и сейчас мы можем наблюдать отголоски единства Рождества и Крещения — в богослужении. Например, у обоих праздников есть Навечерие — Сочельник, со строгим постом и особыми традициями.
Доклад на тему Крещение Руси сообщение
Того, кто крестится на Крещение, всю жизнь будет сопровождать удача. А свадьба в эти праздничные дни — залог благополучного супружества. С 19 января и до Масленицы проходит сезон венчаний. Как правильно нырять в прорубь на Крещение Во время пандемии купания рекомендуется ограничить: организм ослаблен инфекцией, и стресс может негативно сказаться на здоровье. Во многих регионах для крещенского купания оборудовали специальные места.
Как предупреждает МЧС России, при купании в проруби следует соблюдать следующие правила: Купаться можно в оборудованных прорубях у берега, спасательных станций под присмотром спасателей. Перед купанием нужно разогреть тело — сделать разминку, пробежаться. К проруби надо подходить в удобной нескользкой обуви, которая легко снимается. До проруби лучше дойти в ботинках или шерстяных носках, резиновых тапочках.
Чтобы не поскользнуться, идти надо медленно. Убедиться, что лестница в воде устойчива. Можно использовать веревку с узлами, чтобы подстраховаться. Окунаться лучше по шею.
Не стоит мочить голову, чтобы сосуды рефлекторно не сузились, не случился шок от холода. Не надо нырять в прорубь вперед головой. Нельзя находиться в проруби более 1 минуты во избежание переохлаждения. При купании в небольшой проруби нужно опускаться в воду вертикально, чтобы при выныривании не удариться головой о лед в результате смещения в сторону его кромки.
Если с вами ребенок, следите за ним: испугавшись, он может разучиться плавать.
Феномен крещенской воды? Японский ученый Масару Эмото доказал, что вода способна «запоминать» информацию. Его исследования показали, что структура снежинок и ледяных кристаллов зависит от информационного поля, в котором вода находилась. Негативные эмоции живых существ, «тяжелая» музыка и т. Установлено, что крещенская вода, принимаемая натощак по чайной ложке, способна излечивать различные болезни. При этом, согласно исследованиям ученых, вода, набранная из того же церковного источника в другое время, такими свойствами не обладает. При этом физические показатели и той, и другой воды совпадают. И, хоть факт был подтвержден официально, объяснения этому пока нет.
А между тем, легко принять христианство могли только жители городов. Объяснение этому видится достаточно простое. Земледельческий труд предполагает существование тесной связи с природой. В силу этого верования жителей села всегда носят пантеистический характер, то есть они рассматривают Бога как природу. Отсюда происходит обожествление сил природы, поклонение Матери земле, Небу и т.
Крестьяне зависят от капризов погоды: засухи и чрезмерные дожди могут вызвать неурожаи, которые приведут к голоду или даже смерти. В силу этого крестьянин относится к природе с большим почтением и видит в тех или иных ее явлениях волю богов, которых он боится и стремится задобрить, вызвать расположение к себе и своему племени. Особый характер религиозных верований земледельцев формирует и особый склад культуры. Религия крестьян складывается согласно трудовым циклам и циклам отдыха. Так, празднования приурочиваются к окончанию сбора урожая, покосу трав для скота, севу и т.
Ясно, что в этих условиях христианство должно было либо слиться с прежними представлениями земледельцев на Руси, дав лишь новое название старым по своей сущности праздникам, либо остаться чуждой основной массе населения. Сельская Русь все-таки восприняла христианство, но процесс его принятия был очень сложный. Он заключался в том, что прежние празднования крестьян из языческих превратились в христианские, а покровителями тех или иных видов работ стали христианские святые, вместо прежних языческих божеств. Эволюция внедрения христианства в русскую культуру состояла в тот период времени лишь в этом, формальном его принятии. Перенятие непосредственно самих христианских ценностей, христианской морали, догматики было очень слабым Касьянов, 2017.
Этот вывод подтверждается источниками. Авторы поучений давали подробное описание того, как крестьяне справляли праздники совершенно в духе языческих времен, несмотря на формальную принадлежность к христианской церкви Милюков, 2004. Христианство в рассматриваемый период прочно утвердилось в городах. Город представляет из себя культуру несколько иного типа, чем село. Прежде всего в нем совершенно по другому строятся трудовые отношения.
Человек в трудовом производстве оторван от природы, не зависит от нее. Окончательные результаты его труда складываются не из ожиданий дождя или, напротив, сухой погоды, а исключительно из собственных умений и навыков. Кроме оторванности от природы, важно указать на индивидуалистический характер труда в городе. Если в сельской местности имеет место преимущественно коллективный труд, то в городе ремесленники и торговцы зависят от себя. Исходя из этого, в городе легче формируется индивидуальная личность.
Личность же менее зависима от окружения и легче может принимать новшества, в том числе и в области религии. Принятие христианства требовало некоторого разрыва с традиционными нормами и представлениями, и в городах процесс этого разрыва протекал более быстрыми темпами и менее болезненно. Другой важный момент христианизации Руси, отличающий процесс принятия христианства в городской и сельской местностях, заключается в том, что жители городов более восприимчивы к культуре. А ведь христианство явилось тем фактором, который способствовал развитию оригинальности и самобытности русской культуры, поднимая ее на новый, в сравнении с язычеством, несоизмеримо более высокий уровень развития. В городах после принятия христианства начинаются учреждаться школы.
В первую очередь потребность в них объяснялась в необходимости подготовки профессиональных и грамотных служителей культа. Однако помимо этой функции церковь на Руси занималась и образованием самых широких слоев населения. Найденные историком Яниным при раскопках Новгорода «берестяные грамоты» восточные славяне писали на коре березы позволяют увидеть, что грамотность была распространена широко практически во всех слоях населения Самыгин, 2018. Сама образовательная деятельность церкви осуществлялась на основе церковнославянского литературного языка, который пришел на Русь также вместе с христианством. Христианизация Руси обуславливала необходимость издания книг религиозного содержания.
И вот здесь можно отметить уникальность нашей культуры. Уже в XII в. Между тем аналогичное обстоятельство произошло в странах Западной Европы лишь в XVI столетии, на четыре века позже. Издание христианской литературы также сделало возможным развитие светского литературного творчества и издание законов, регулирующих правовую жизнь общества. В последнем случае христианство косвенным и прямым образом содействовало становлению форм государственной жизни на Руси.
Итак, христианство развивалось прежде всего в городах. Однако преувеличивать степень легкости его усвоения не стоит. Это было бы существенным искажением реальности. Так, например, ПВЛ свидетельствует о том, что в Новгороде народ первоначально отказывался принимать христианство, не хотел порывать с язычеством, и дяде великого князя Добрыне, который руководил процессом крещения новгородцев, пришлось применить вооруженную силу. Да и в самом Киеве, по свидетельству того же источника, Владимир загонял киевлян в воду для крещения «акы стада».
Разница между культурообразующими факторами христианства и культуро-образующими факторами язычества, конечно, велика, и народ не мог сразу отказаться от своих культурных традиций. В целом, можно отметить, что христианизация городского населения на Руси завершилась к середине XI века, а сельского растянулась на два-три столетия. Борьба двух культур - языческой и христианской - развернувшаяся на Руси на рубеже Х-Х1 столетий, закончилась формальной победой христианства. Формальной эту победу следует назвать потому, что элементы языческой культуры не исчезли полностью из сферы культурной жизни Руси, они оказались органично вкрапленными в цивилизационную ткань, и в последующем в течение длительного времени воздействовали на формирование русской культуры, прежде всего народной ее части, то есть сферы фольклора Клибанов, 1989. Между тем развитие российской цивилизации не ограничивается лишь рубежом Х-Х11 вв.
И, если рассматривать развитие русской культуры в перспективе, то следует указать, что христианство выступило в качестве наиглавнейшего фактора, обусловившего её особенности. Крещение Руси, если верить летописной записи, состоялось в 988 г. С этого момента Русь официально стала христианской державой. Приятие христианства принято связывать с личностью великого князя киевского Владимира Святославича. Именно благодаря его решению Древнерусское государство вошло в семью христианских народов.
Во всяком случае, личное решение князя креститься логически предполагало и крещение всего народа, так как с точки зрения ценностей того времени, власть не могла быть устойчивой и авторитетной, если верхушка общества в религиозном плане неоднородна с основной массой населения. Обычно в науке принято считать, что Владимир принял христианство в целях укрепления государственной власти.
Основу церкви составляет бревенчатый шестигранный сруб. Его верх перекрыт пологой шестискатной крышей с небольшой главкой и крестом.
С востока в шестерик врублена прямоугольная алтарная апсида, верх которой расширен повалами и перекрыт двускатной крышей. Для освещения в стенах прорублены квадратные и прямоугольные окна. Описанный вид церкви не является изначальным. Шестерик на подклете он убран в начале XX века завершался открытым ярусом звона и высоким шатром.
Церковь Богоявления Господня в с. Пянтег в Пермской области В д. Кодлозеро Архангельской области существовала Богоявленская церковь. Приход располагался по обоим берегам реки Пуксы, впадающей в Мехреньгу, и по реке Мехреньге, в 200 верстах от Холмогор.
Церковь, вероятно, была построена одновременно с возникновением здесь пустыни в 1618 г. В 1933 г. Церковь Богоявления Господня располагалась в г. Мценске Орловской области.
Первое упоминание о храме содержится в Писцовой книге писца Василия Васильевича Чернышева и подьячего Осипа Богданова 1625-1626 гг. Позднее в Сметных книгах и Росписных списках г. Мценска второй половины XVII в. Богоявленская церковь была закрыта в 30-е годы XX в.
Храм сильно пострадал во время Великой Отечественной войны, и вскоре после ее окончания руины церкви снесли. На берегу Елгомского озера в бассейне реки Моша Каргопольского уезда ныне Няндомский район Архангельской области при впадении речки Елгома в озеро располагалась Елгомская пустынь. Точное появление обители неизвестно. Первое упоминание относится к середине XVII века и связано со строителем храмов пустыни старцем Тарасием Москвитиным 1631-1642 гг.
В книге «Русское деревянное зодчество» 1942 г. Позднее церковь была обшита тесом, окна расширены, главы покрыты железом. До наших дней Елгомская пустынь с ее храмами не сохранилась. Богоявленская церковь в Елгомской пустыни.
Фото из книги И. Грабаря «История русского искусства» Т. Труфановская Архангельской области. В состав Красновского погоста, наряду с пятиглавой Богоявленской церковью 1640 года постройки, входила церковь Параскевы Пятницы.
Богоявленская церковь на Красновском погосте. Фото из архива Мининых Во имя Богоявления освящен один из храмом Ферапонтова монастыря, который располагается в с. Ферапонтово Вологодской области. Храм датируется 1649 годом.
Церковь является типичным образцом шатровых построек XVII века. К ней примыкает церковь св. Церкви Богоявления Господня и св. Ферапонта В г.
Орше Республики Беларусь в 1623 г. Обитель располагалась в Кутейно — юго-западной окраине Орши при слиянии рек Днепра и Кутеинки. Деревянный Богоявленский собор был построен в 1623-1626 гг. Был пятикупольным, с пятиярусным иконостасом, имел два этажа и усыпальницу под спудом.
Стены собора украшали росписи с изображениями 38 сюжетов Нового Завета. Деревянный Богоявленский собор сгорел от удара молнии в 1885 г. Богоявленский Кутеинский монастырь возрожден в 1992 г. Богоявленский монастырь в Беларуси Во имя Богоявления освящена церковь в г.
Остроге Украина. Прямых сведений о времени строительства нет. Большинство исследователей относят строительство церкви к первой половине XV в. На каменных обрамлениях четырех амбразур северной оборонной стены сооружения имеются резные надписи, указывающие дату 1521 г.
Одними исследователями эта дата связывается со временем приспособления церкви под оборону, другие считают ее временем основания. В 1887-1891 гг. Сегодня это кафедральный собор. Богоявленский собор в г.
Остроге Украина Также во имя Богоявления Господня освящен придел между 1537 и 1542 гг. Преображенского собора Спасо-Прилуцкого монастыря в г.
Крещение Господне - история и традиции христианского праздника
Известно, что крещение Киевской Руси произошло в годы правления князя Владимира, а точнее в 988 году. Тогда князь заключил союз с Византией, после чего сам принимает христианство и берет в жены царевну Анну. Сразу после этого он проводит крещение русских земель. 19 января Крещение Иисуса Христа празднуется Православной церковью как один из великих двунадесятых праздников. Ему предшествует Крещенский сочельник — канун Богоявления и Крещения. — Для принятия Крещения от взрослого человека требуется добровольное и сознательное желание стать христианином, опирающееся на крепкую веру и сердечное покаяние. Доклад на тему «Таинства православия» обновлено: 13 августа, 2020 автором: Научные Сообщение на тему: «Крещение Господне». Подготовила:Одинокова Божена. Если на Крещение идёт дождь, дождливо будет до конца января. Если на Крещение видно усыпанное звёздами небо, то летом и осенью можно ожидать большого урожая грибов, гороха и ягод.
Праздник Крещения в России
Считается, что крещенская вода обладает такой же чудодейственной силой, как и воды Иордана, в которые входил Иисус Христос. В день Крещения, после молебна, в проруби купаются больные — чтобы излечиться от болезни, а наряжавшиеся в маски под Новый год — чтобы очиститься от греха. В день праздника и в день Крещенского сочельника совершается Великое водоосвящение. Во дворах храмов тянутся длинные очереди за святой водой.
Если человек по каким-либо серьезным причинам не может пойти на службу он может прибегнуть к целительной силе простой воды, взятой из обычного водоема в крещенскую ночь. Считается, что крещенская вода набирает особую силу и целебность. Крещенской водой лечат раны, окропляют каждый уголок своего жилья — в доме будет порядок и покой.
До наших дней сохранилась традиция окунаться на Крещение в проруби — тот, кто отваживался на это, верил, что целебная крещенская вода даст ему здоровья на целый год. И сегодня находятся смельчаки, которые даже в сильный мороз прыгают в ледяную воду. Всем желающим присоединиться к ним следует помнить, что окунаться в крещенской проруби нужно, не стремясь «совершить подвиг», а помня о религиозном смысле этого действия — лучше всего перед этим взять благословение у священника.
Также нужно знать, что омовение в крещенской воде не очищает от всех грехов «автоматически». После празднования Крещения начинается новый свадебный сезон, который продолжается до Великого поста. В старину это было время веселья и досуга.
Молодежь собиралась на вечерницы, семьи устраивали складчины и ходили друг к другу в гости. Крещенская святая вода В Богоявление крещенскую воду можно пить целый день. Но потом ее следует употреблять натощак либо по особой необходимости например, при внезапной болезни.
Кроме того, в день праздника мы кропим святой водой все жилище, включая и отхожие места, и те помещения, где живут наши домашние любимцы.
Почему принято окунаться в прорубь на Крещение На Крещение верующие окунаются в прорубь, чтобы погрузиться в святую воду РИА «Новости» Читать 360 в Верующие 19 января отмечают Крещение Господне — один из древнейших праздников в христианской культуре. В этот день Иисуса Христа крестили в реке Иордан. Таинство погружения в святую воду проводил Иоанн Предтеча. После странствий он пришел к реке Иордан, где стал призывать людей к покаянию. Проповедник начал крестить их в водах реки, смывая грехи и очищая от скверны.
Когда Иисусу было 30 лет он пришел к Иордану и попросил пророка совершить таинство и с ним. Реклама Во время крещения небеса «отверзлись» и на Иисуса снизошел Святой Дух в виде голубя. Праздник Крещения называют еще Богоявлением. Само слово «крещение» переводится с греческого, как «погружение в воду». Считается, что при омовении Христа людям явилась Святая Троица.
Само слово «крещение» переводится с греческого, как «погружение в воду». Считается, что при омовении Христа людям явилась Святая Троица.
Традиции праздника Вечер накануне праздника называется Крещенский сочельник. В это время православные соблюдают строгий пост, поэтому пировать и веселиться не положено. Некоторые верующие не едят вообще, а только пьют воду. После богослужения разрешается отведать сочиво. Это постное блюдо готовят из зерен пшеницы, ячменя, перловки или риса с маком, изюмом и орехами. Заправляют кашу медом. Садиться за стол можно только после выноса свечи после литургии и первого причащения.
К этому времени готовят постные блюда — вареники, рыбу, выпечку.
Рядом дежурят спасатели, есть теплые палатки. Сразу после окунания, говорят верующие, эмоции — незабываемые. Крещение отмечают и бойцы, которые сейчас находятся на передовой. В Херсонской области российские десантники побывали на службе в часовне, а затем смогли окунуться в купель.
А это кадры из Запорожской области.
Праздник Крещения в России
Как отмечают Крещение В Крещенский сочельник, 18 января, верующие соблюдают строгий пост. Употреблять пищу можно только утром, 19 января, после выноса свечи и первого причащения крещенской водой. Основная крещенская традиция — освящать воду — возникла вместе с праздником. Воду освящают дважды: накануне, 18 января и в сам праздник, 19 января утром. Крещенская вода — святыня, которая может исцелять и душу, и тело. Запаситесь святой водой и пейте её в течение всего года. Крещенской водой можно окроплять жилые помещения, наносить на больные места, но её нельзя использовать для мытья и бытовых нужд. Как утверждают священнослужители, на Крещение вся вода становится святой, и даже водопроводная вода из крана в этот день освящается.
Тот факт, что свойства воды в этот период отличаются от свойств обычной, неоднократно подтверждался исследованиями ученых, хотя объяснения ему нет. Также верующие соблюдают традицию омовения в крещенской проруби Иордани в ночь на 19 января, чтобы «смыть» с себя грехи и болезни.
Праздник Богоявления именуется праздником посвящения, праздником света. В древности в этот день принимали Крещение оглашенные при множестве горящих свечей. Инок Григорий Круг.
И конечно, здесь дело не в тех ионах или катионах серебра или каких-то иных металлов, которые якобы попадают в чашу с давно уже не серебряных богослужебных крестов и богослужебных сосудов, после чего вода не портится. Никакой катион не освятил бы городской водопровод и никакие частицы драгоценных металлов не дали бы возможность нашим предкам в прежние века преобразить на Крещение воду в освященных источниках, в больших и малых реках и озерах. В канун, как рассказывает герой романа Ивана Шмелева «Лето Господне», «ставят кресты…мелком-снежком…на сараях, на коровниках, на всех дворах». А на следующий день вся Москва высыпала на улицу и заполняла окованную льдом Москву-реку у прорубленной во льду Иордани… Крестный ход «на Иордань» совершался во всех русских городах. Находились смельчаки, которые раздевались и лезли в прорубь, в ледяную воду. Сегодня вновь возрождается этот обычай великого водоосвящения природных источников. И ныне в «Иордане» купаются больные, чтобы излечиться. Как и святое Причастие, она принимается только натощак. Ее пьют больные, ослабевшие люди, и по вере выздоравливают и укрепляются. Старец иеромонах Серафим Вырицкий всегда советовал окроплять крещенской водой продукты и саму пищу. Когда кто-нибудь сильно болел, старец благословлял принимать по столовой ложке освященной воды через каждый час. Он говорил, что сильнее лекарства, чем святая вода и освященное масло, нет. Святая вода гасит пламя страстей, отгоняет злых духов — вот почему ею окропляют жилище и всякую вещь. Берегут ее весь год. Икона Крещение Господне.
Но Христос уверил его, что «надлежит нам исполнить всякую правду». Во время крещения отверзлось небо, и Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение! Лк 3:21-22. Крещение Господне было первым явлением Христа народу Израиля. В двух Евангелиях — от Матфея и Луки — мы читаем, что после Крещения Спаситель удалился в пустыню, где постился сорок дней, чтобы подготовиться к миссии среди людей. Он был искушаем от диавола и ничего не ел в эти дни, а по прошествии их напоследок взалкал Лк. Диавол три раза подступал ко Христу и искушал Его, но Спаситель остался крепок и отринул лукавого так называют диавола. Что можно есть на Крещение Господне Поста в праздник Крещения нет. А вот в Крещенский Сочельник, то есть накануне праздника, православные соблюдают строгий пост. Традиционное блюдо этого дня — сочиво, которое готовят из крупы например, пшеницы или риса , меда и изюма. Крещение Господне — история праздника Крещение Господне начали праздновать, еще когда были живы апостолы — упоминание об этом дне мы находим в Постановлениях и Правилах апостольских. Но поначалу Крещение и Рождество были единым праздником, и назывался он Богоявление. Начиная с конца IV века в разных местностях по-разному Крещение Господне стало отдельным праздником. Но и сейчас мы можем наблюдать отголоски единства Рождества и Крещения — в богослужении.