список старых и добрых русских фильмов, снятых в СССР.
10 фильмов-сказок СССР, после которых верится в чудеса: что включить детям и пересмотреть самим
Многие советские детские фильмы, на которых выросли мы с вами, сейчас уже показывают не так часто, как раньше, а потому мы про них стали забывать, а нынешние дети и вовсе о них не знают. Российские кинематографисты объяснили рост интереса к экранизациям русских сказок. В последнее время в России анонсируют множество фильмов и других проектов, где основой выступают традиционные сказки и советские мультфильмы. Жанр: детский фильм, комедия, музыкальный фильм, приключения, сказка, экранизация.
Детское кино. От Российской империи до современной России
Мы собрали 15 детских фильмов, снятых в СССР, которые обязательно понравятся и современным детишкам младшего школьного возраста. В этой подборке вы найдете отечественные фильмы, на которых выросло не одно поколение детей. Сказка "Илья Муромец" стала первым фильмом в СССР, выпущенным на широкоформатной пленке. Мы постарались подобрать для вас максимальный обзор на советские детские кино фильмы для детей по мотивам сказок выпущенных в СССР. Контекст: Александр Митта снимал не просто сказку, а философскую притчу пополам с фильмом ужасов и дарк-фэнтези, поэтому картина отличается от других советских киносказок колоссально. Мы постарались подобрать для вас максимальный обзор на советские детские кино фильмы для детей по мотивам сказок выпущенных в СССР.
Русские сказки
Но царевна хочет замуж за Ивана. Иван строит летучий корабль, а помогают ему в этом обитатели волшебного леса. Музыкальная комедия в жанре роуд-муви снимается на основе культового мультфильма полувековой давности студией «ТРИТЭ» Никиты Михалкова. Константин Хабенский в этом фильме сыграет сыщика, Ирина Горбачева будет Кошкой, а Мария Аронова предстанет в образе королевы разбойников, которая в мультфильме запевала «Говорят, мы бяки-буки» и танцевала на бочке, размахивая шалью. В фильме использована оригинальная музыка Геннадия Гладкова. По сюжету Трубадур и спасенная им Принцесса в компании верных друзей-животных отправляются на музыкальный фестиваль. Сказочные герои выступят амбассадорами внутреннего туризма — они проедут через самые живописные уголки нашей страны от лесов Подмосковья до гор Ингушетии. Сценарий был написан совместно с «Союзмультфильмом» по мотивам оригинала, но некоторые сюжетные линии изменены и расширены. Так, в фильме будет показано детство Трубадура и его знакомство с говорящими животными. Картина по книге Александра Волкова, которую снимает Игорь Волошин, ожидается в прокате в конце 2024 года. По задумке кинематографистов, в ленте будет использовано большое количество спецэффектов и компьютерной графики.
Актерский состав пока не разглашается, но известно, что Железным дровосеком будет Юрий Колокольников. Есть и дата проката — 26 декабря 2024 года. В случае успеха первой картины последуют продолжения. Цикл сказок Александра Волкова объединяет шесть книг, следующая за «Волшебником Изумрудного города» повесть — «Урфин Джус и его деревянные солдаты».
К этому добавились и проблемы в семейной жизни. Рано поженившись — в 18 лет — Ян и Людмила вскоре расстались. Но успели стать родителями сына с необычным именем Иштван. Третьего апреля 1996 года актер пришел навестить полуторогодовалого сына к бывшей супруге.
Молодой человек взял малыша, чтобы с ним погулять. А сам отправился в дом напротив в квартиру матери, которой на тот момент не было дома. Он встал на подоконник, позвонил Людмиле с требованием выйти на улицу. И когда молодая женщина вышла, он на ее глазах шагнул вместе с сыном из окна 12-го этажа в бездну. Ребенок, к счастью, выжил, зацепившись за ветки на уровне 5 этажа, что смягчило удар. А актер скончался в карете «Скорой помощи». Ему было всего 25 лет. Последняя роль актера в телефильме «Адвокат».
Кадр из фильма Наталья Седых род. Настенька в фильме «Морозко», Аленушка в ленте «Огонь, вода и… медные трубы», Принцесса Нинетта в картине «Любовь к трем апельсинам». Наталья Седых в роли Настеньки в сказке «Морозко». Кадр из фильма Как попала в кино. Наташа с четырех лет занималась фигурным катанием. Поскольку в те времена так рано в секцию детей не брали, то о талантливой девочке начали писать все газеты. Однако спорту предпочла балет и поступила в хореографическую школу при Большом театре. Но ее коронный номер на льду «Умирающий лебедь» был настолько запоминающимся и ярким, что спустя несколько лет ей позвонил тренер и попросил выступить на большом спортивном празднике.
Концерт транслировали по телевидению, и фигуристку увидел режиссер Александр Роу. Он как раз начал подбирать актеров для сказки «Морозко». Седых разыскали и привезли на киностудию. В результате осталось всего две претендентки: Наташа и Надежда Румянцева, которая уже снялась на тот момент в «Девчатах» 1961 и «Королеве бензоколонки» 1962. Седых сумела побороть страх перед звездой и получила роль Настеньки. После премьеры сказки она проснулась знаменитой. Наталья была одной из самых востребованных юных актрис. Но сразу же после 20-го дня рождения она разослала по всем киностудиям письмо с просьбой убрать ее досье из всех архивов, так как сниматься она больше никогда не будет.
Кино она предпочла балетную труппу Большого театра. Наталья вышла замуж за известного композитора Виктора Лебедева, написавшего музыку к таким фильмам, как «Небесные ласточки», «Ищите женщину», «Гардемарины, вперед!
У многих опрашиваемых остались самые яркие впечатления от героев, приключений и невероятной музыки Алексея Рыбникова, которыми хочется поделиться с подрастающим поколением.
Значительная часть респондентов посчитала необходимым показывать детям постарше советские фильмы, рассказывающие о героическом прошлом страны. В десятку вошли три культовые картины, получившие почти равное количество голосов. Картина снята по одноимённой повести писателя Гавриила Троепольского и рассказывает о трагической судьбе преданного пса по кличке Бим.
Фильм произвел огромное впечатление на зрителей, многие из которых восприняли историю как реальную. Актриса Валентина Владимирова, сыгравшая злую соседку, рассказывала, что после премьеры стала получать множество писем, в которых её ругали за плохое отношение к собакам. В 1978 году «Белый Бим Черное ухо» был признан лучшим фильмом года по версии журнала «Советский экран», а в следующем году получил номинацию на «Оскар» в категории «Лучший фильм на иностранном языке».
Это не случайно, ведь после проката картины смелые, ловкие и смекалистые герои стали образцом для подражания, подобно современным супергероям. За время съёмок юным исполнителям главных ролей пришлось научиться лихо скакать на лошадях, метко стрелять и выполнять сложные трюки. По итогам 1967 года фильм посмотрели 54,5 млн зрителей, а многие фразы его героев стали крылатыми выражениями.
Девятое место в топе обязательных фильмов. Картина снята по повести Владимира Железникова, впервые опубликованной в 1981 году.
Премьера «Конька-Горбунка» состоялась в московских кинотеатрах «Первый» и «Форум» 24 июля 1941 года. В 1942 году, в разгар блокады Ленинграда снимался фильм «Варежки», ставший единственным художественным фильмом, снятым во время блокады.
За время войны выходят такие фильмы: «Пропавшая грамота» 1941 г. Кассиля «У классной доски», «Черевички» 1942 г. Детское кино ставило задачей воспитание в детях уважение отношение к труду, непримиримость к тунеядству, высокое сознание чувства долга, преданности стране и людям, любовь к Родине, чувство нетерпимости к национальной и расовой розни. В 90-е российское детское кино практически перестало существовать.
Его заменили многочисленными голливудскими картинами. Выходили немногочисленные картины, которые не могли заменить голливудских киногероев. На десятилетия российское детское кино погрузилось в небытие, из которого только сейчас начинает постепенно выбираться.
68 лучших советских фильмов-сказок
Со временем в столице появились 16 детских кинотеатров, построенных специально для юного поколения. Дети увидели экранизации любимых сказок, а позже — первые русские мультипликационные фильмы и классические произведения, воплощенные на экране талантливыми режиссерами-первопроходцами. Смотреть их можно было не только в специализированных детских кинотеатрах, но и в обычных. В утреннее время, там тоже показывали фильмы для детей и подростков. В свое время событием стала премьера фильма-сказки «Дедушка Мороз», созданной режиссером Василием Гончаровым в 1910 году и вышедшей на экраны 1 января. К сожалению, картина утеряна, так что увидеть ее уже не удастся. Годом позже на экраны вышла экранизация популярной сказки «Царевна-лягушка». Золотой век фильмов для детей и юношества В 1936 году в Москве открыли киностудию, занимавшуюся производством детских фильмов.
Непростая задача, но с помощью магии вполне выполнимая. Однако перед самой свадьбой служивый вдруг понимает, что все его поступки были не очень честными — принцессы он не заслуживает. Жизнь, впрочем, любит преподносить сюрпризы. Интересный факт: Олег Даль снимался и в других сказочных проектах Надежды Кошеверовой — фильмах «Тень» и «Как Иванушка-дурачок за чудом ходил». Об этом узнают мачеха и дочь — алчные и откровенно жестокие: несмотря на сильную метель, они отправляют в лес несчастную падчерицу-служанку. К их неописуемому удивлению, девушка возвращается домой с цветами. Интересный факт: Пьеса-сказка Самуила Маршака, созданная по мотивам богемской легенды, лежит и в основе японского мультфильма 1980 года. Карабас хочет сжечь Буратино, но, услышав от него о холсте с нарисованным очагом в каморке Карло, проявляет великодушие и даже дает денег. Бородач просит Буратино пойти домой, однако главный герой отправляется в Страну Дураков.
Дошли руки и до Александра Сергеевича: в 2021 году вышел мини-сериал «Сказки Пушкина. Для взрослых», спродюсированный Михаилом Зыгарем объявлен в России иностранным агентом и Жорой Крыжовниковым, со сценарием Жени Беркович внесена в России в перечень террористов и экстремистов. Сейчас, три года спустя, сложно поверить, что такой проект был. Совсем особняком стоит «Мешок без дна» Рустама Хамдамова — молчаливое, размеренное полотно, чёрно-белый фонтан эстетизма с зачарованным лесом, Бабой-Ягой, Царевной, Царевичем, Медведем и Разбойником — при этом по мотивам рассказа Акутагавы Рюноскэ. Это странное кино напоминает фильмы Куросавы и Роу, с примесью декоративности Билибина с Васнецовым. Как теперь снимают сказки и почему они так популярны Другую линию представляла новогодняя серия «Ёлки» — вернее, стала представлять с годами. Созданный Тимуром Бекмамбетовым альманах строился на идее, что все, особенно в России, связаны — от президента до гастарбайтера, и со всеми на Новый год может произойти чудо. Тогда в четвёртой части, «Ёлках 1914», действие перенесли в прошлое и приобщили зрителя к хрусту французской булки, нарисовав умильную открыточную Российскую империю, с Крымом и начавшейся Первой мировой — но тоже какой-то милой, парадной. Бесконечно продлеваемая франшиза «Три богатыря» тоже занимается чем-то таким — занятно разъясняет детям смысл скреп, как сказки Роу в сталинскую эпоху, и ругает Князя Киевского. Но главному герою Грише кажется, что он именно по волшебству переносится в царскую Россию и оказывается там крепостным. Порка розгами на конюшне перевоспитывает его из наглого мажора в приличного человека — вполне себе сказка для взрослых. В «Холопе» интересна даже не идея о том, что насилие способно исправить, — а вот эта жадная вера в то, в прошлое. Шире того — в миф. Он может быть и о светлом будущем. И даже о настоящем: та часть «Сто лет тому вперёд», что не в будущем, происходит в нынешней Москве, и школьник Коля Герасимов теперь не пионер, а рэпер и тиктокер. Это неважно: всё равно современная Москва здесь не более достоверна, чем Москва спустя сто лет. Она завуалирована флёром мечты, и позволяет зрителю укрыться от тревог и неизвестности там, где всё понятно и предсказуемо. Со всеми киносказками, волна которых окатила нас в последнюю пару лет, как раз такая история. Немыслимо сейчас будет выпустить на экран что-то отчётливо-критическое. Да и нет на это запроса. Посреди нынешней стабильной нестабильности, которой так внезапно и обидно обернулась стабильность прежняя, благодушная, меньше всего хочется забивать себе голову сложными вопросами. Не хочется, когда ты бесконечно издёрган и устал от новостей, быть ни за, ни против. Поэтому патриотические картины не очень-то востребованы. Конечно, приятно, если в сказке побеждает добро, иными словами — «наши», но ещё больше людям хочется, чтоб их оставили в покое и отключили от совсем несказочных новостей. А лучше — подарили им возвращение в те годы, когда после школы можно было пощёлкать пятью каналами на телеке — и наткнуться на этот синий взгляд Алисы Селезнёвой, на задорные песни и авангардную рисовку «Бременских» или услышать грозное «Вар-вар-вар-вар-р-ра! Причём нынешние родители, которые влекут чадо в кино, даже не застали все эти премьеры в сознательном возрасте. Но мощь мифа сильней. Он позволяет выдохнуть и хотя б на два часа приятного ностальгического релакса уйти в ту нереальную страну, которой, может, и не было — в чудесные края, где мороженое и коньки, пионерские галстуки и вечное лето, где молодые родители и всё совсем просто. В виртуальную эту утробу, в прекрасное и вечно недостижимое наше далёко, которое не будет к нам так жестоко, как настоящее.
Фрэз, сценарист В. В отличие от других лент про Аладдина, этот фильм довольно точно следует оригиналу это вообще отличительная черта советского кинематографа: не перевирать содержание. Джинн воплощён на экране так, как принято изображать этих существ на Востоке: созданным из огня духом. Но это уже детали, к которым совершенно не хочется придираться. А хочется остаться в гостях у сказки. Фильм дал рождение крылатой фразе: «В Багдаде всё спокойно». По мотивам сказки Евгения Шварца. Единственный фильм Птушко, снятый на современном материале. В этом фильме снялся пёс Дружок, который затем снялся и в «Морозко». Увлекательная волшебная и в то же время поучительная сказка. По мотивам книги Юрия Томина «Шёл по городу волшебник». Роль угрюмого старшины милиции Сафронова сыграл поэт-пародист Александр Иванов, тогда ещё никому не известный впервые на телеэкране он появится лишь через несколько лет. Олег Табаков и Алиса Фрейндлих сыграли в фильме супружескую пару. Конечно же, замечательных детских фильмов было снято в СССР гораздо больше, чем 20. И кто-то обязательно спросит: а где, например, «Приключения жёлтого чемоданчика»? Где «Васёк Трубачёв и его товарищи»? На это можно ответить только знаменитым афоризмом Козьмы Пруткова: «Нельзя объять необьятное»!
Советские фильмы-сказки с недетским смыслом
Советские детские фильмы глазами современного ребёнка: от «Старика Хоттабыча» до «Чучела». Фильм-сказка – философская притча, которая не имеет ценза по возрасту и будет интересна как детям, так и взрослому зрителю. Самые добрые сказочные фильмы для детей, снятые в СССР, которые стоит посмотреть! Еще с времен СССР детские добрые фильм сказки были неотъемлемой частью развития и развлечения для маленьких непосед.
Топ-9 советских фильмов для современных детей
В советский период была создана целая индустрия детского кино, существовали специальные детские кинотеатры, с предельно низкой ценой. Сказка о купеческой дочери и таинственном цветке. Топ-10 предстоящих фильмов-сказок: «Огниво», «Летучий корабль», «Бременские музыканты» — какие ждать с нетерпением. К 1 сентября «Вокруг ТВ» подготовил рейтинг самых громких проектов для детей, которые снимают российские кинематографисты. РБК Life вспоминает лучшие советские фильмы-сказки, которые прошли проверку временем. Скорее, есть преемственность поколений: он учился в режиссерской мастерской Ильи Фрэза, который, как и Роу, много и плодотворно работал на Центральной киностудии детских и юношеских фильмов имени Горького.
Советские детские фильмы, которые мы стали забывать (13 фото)
Освобождая с новой подругой зеркальных жителей от гнета короля Йагупопа, Оля самым серьезным образом задумывается о собственных недостатках. Интересный факт: Георгий Миллер играет в фильме сразу тех персонажей: церемониймейстера, королеву-вдову и возчика. Они обращают четырех безответственных школьников в пенсионеров, а себя — в детей. Но заколдованный третьеклассник Петя узнает, как можно разрушить коварные чары. Интересный факт: Вася-дедушка — первая «сказочная» роль Савелия Крамарова, который впоследствии появлялся в «Городе мастеров» и «Золотых рогах», «Тайне железной двери» и «Маме». Проживающий в соседней деревне Иван — эгоистичный молодой человек: его бездушие поражает девушку.
Когда лесной колдун избавляет доброго молодца от недостатков, тот осознает: «Перед Настенькой нужно извиниться». Вот только где ее теперь найти?.. Иноземные солдаты под предводительством герцога де Маликорна захватывают вольный Город мастеров и устанавливают в нем свои жестокие порядки.
Режиссер Александр Птушко ф Великий Новгород, словно по волшебству перенесённый назад во времени, с белокурой славянской красавицей Любавой, сыгранной популярнейшей актрисой Аллой Ларионовой.
Подводное царство с морскими чудищами и печальной Ильмень-царевной уже не славянской, а какой-то сказочной, эльфийской красоты её роль исполнила ещё не такая известная артистка Нинель Мышкова. Режиссер Александр Птушко Наконец, Индия с огромными храмами, слонами, золотыми статуями и самым экзотическим созданием, появлявшимся на тот момент на советском экране, — птицей Феникс, сыгранной Лидией Вертинской, которая появилась в фильме в первой яркой роли. Птушко одним из первых советских режиссёров не чурался «кассовости» за счёт привлечения актрис, чья внешность сама по себе была спецэффектом. Новгородский флот, битва с варягами, бегство на морском коньке, великолепные костюмы, птица с женской головой… Мир был потрясён грандиозностью и красотой советской сказки.
Сыгравший Садко 40-летний Сергей Столяров стал звездой мирового масштаба. На Венецианском кинофестивале его внесли в список лучших актёров мира за 50 лет истории кино, а фильму присудили «Серебряного льва». Режиссёр Роджер Корман был так впечатлён советской сказкой, что в обход авторских прав сделал английский дубляж фильма и выпустил его в прокат под названием «Волшебное путешествие Синдбада». При этом он урезал хронометраж, поменял имена героев на английские и придал фильму легкомысленное звучание.
Сценарий адаптации написал никто иной, как 23-летний Фрэнсис Форд Коппола. Подобное безобразие Корман проделал с ещё одним фэнтези-эпиком Птушко — «Сампо» 1959 , снятым по мотивам «Калевалы» совместно с финнами. В западный прокат картина вышла под очень американским названием «День, когда Земля замёрзла». В «Сампо», с его ледяными пещерами, морскими бурями, волшебным огнём, гигантским светящимся кристаллом и настоящим северным сиянием, вновь ощущался свойственный Птушко размах.
Режиссер Александр Птушко. Но самым масштабным фильмом великого сказочника, пожалуй, стоит считать «Илью-Муромца» — снятый в 1956 году первый советский широкоэкранный фильм. В нём не только появлялся огромный великан Святогор, а русский богатырь в исполнении Бориса Андреева бился с гигантским Змеем-Горынычем, но и состоялось сражение, самое близкое по масштабу к грандиозной битве при Минас-Тирите, которая в будущем поразит мир во «Властелине колец» — нашествие многотысячной тугарской орды. Все эти великие тысячи всадников и пеших воинов под бегущими по ясному небу быстрыми облаками сыграли относительно немногочисленные статисты: изображение тысячи человек снимали с помощью специальной множественной зеркальной приставки.
С помощью этого приёма были показаны и поражённые в сражении враги: это настоящая гора трупов, по которой победно скачет Илья. Снято было с таким техническим мастерством, что позволило обмануть экспертов, и очень долго считалось, что в массовке Птушко участвовало 104 тысячи человек. Режиссер Александр Птушко В 1964 году, уже при оттепели, Птушко снимает «Сказку о потерянном времени» — единственный его фильм на современном материале, в несвойственном ему минимализме. Фильм получился не таким зловещим, как повесть Евгения Шварца, хотя собрание сухо бубнящих себе под нос старичков-колдунов в затянутом мерцающей паутиной волшебном лесу до сих пор способно вызвать лёгкую дрожь.
В картине снялся целый букет блестящих комических актёров, включая Рину Зелёную и Георгия Вицина. Режиссер Александр Птушко На излёте жизни Птушко обращается к Пушкину, как очень уважаемые им, но недооценённые в советском кино Никитченко и Невежин. Двухсерийный фильм «Руслан и Людмила» 1972 режиссёр снимал уже глубоко больным, но многие считают его вершиной творчества мастера. Фильм недаром был заявлен Мосфильмом как «национальный проект».
Масштаб и сложность работ над фильмом поражают. Список специальных конструкций, созданных для съёмок, насчитывает сотню пунктов. Это не только отдельные механизмы, но и целые комплексы инженерных объектов. Над деталями аллеи в саду Черномора три месяца работал скульптор, а над мумиями «вздыбленных коней» трудился специально приглашённый скульптор-лошадник.
Другие скульптуры изготавливал сам Птушко, который зачастую занимался этим для души в перерывах между съёмками. Созданием стеклянных рыбок и застывших фонтанов в садах занимался мастер-стеклодув. Художник-мультипликатор делал прорисовки 15—16 тысяч фаз Руслана, скачущего по воздуху на коне.
Витя же, наоборот, реалист, авторитетной считает только науку. Узнав от Деда Мороза, что Кощей похитил Снегурочку, ребята, без лишних раздумий, отправляются за ней в сказку. Зачем смотреть: «Новогодние приключения Маши и Вити» — очень позитивная новогодняя история для семейного просмотра. Кому-то она, возможно, покажется слишком наивной. А кто-то, вспомнит свое детство, порадуется, что в этой истории нет жестокости, а есть мораль и вежливость. Выводы, которые вы сделаете вместе: Конечно, в советских фильмах нет привычного нам теперь экшена и драмы, нет 3D эффектов и прочей мишуры, а прелесть этого фильма совсем в другом. Ведь хорошая сказка обязана чему-то учить.
В отличие от современной кинофантастики «Гостья из будущего» лишена привычных ныне спецэффектов, а сделана с помощью «подручных средств» и комбинированных съёмок. Однако на примере этой картины современные дети смогут понять, о каком будущем их родители, бабушки и дедушки мечтали в детстве. Четвёртую позицию в списке рекомендуемых фильмов заняла музыкальная сказка «Приключения Буратино», снятая режиссёром Леонидом Нечаевым по сценарию Инны Веткиной. Любопытно, что первоначально предполагался мультипликационный фильм, однако режиссёр попросил Веткину переделать сценарий для игрового кино и добился его утверждения. У многих опрашиваемых остались самые яркие впечатления от героев, приключений и невероятной музыки Алексея Рыбникова, которыми хочется поделиться с подрастающим поколением. Значительная часть респондентов посчитала необходимым показывать детям постарше советские фильмы, рассказывающие о героическом прошлом страны. В десятку вошли три культовые картины, получившие почти равное количество голосов. Картина снята по одноимённой повести писателя Гавриила Троепольского и рассказывает о трагической судьбе преданного пса по кличке Бим. Фильм произвел огромное впечатление на зрителей, многие из которых восприняли историю как реальную. Актриса Валентина Владимирова, сыгравшая злую соседку, рассказывала, что после премьеры стала получать множество писем, в которых её ругали за плохое отношение к собакам. В 1978 году «Белый Бим Черное ухо» был признан лучшим фильмом года по версии журнала «Советский экран», а в следующем году получил номинацию на «Оскар» в категории «Лучший фильм на иностранном языке». Это не случайно, ведь после проката картины смелые, ловкие и смекалистые герои стали образцом для подражания, подобно современным супергероям.