Новости что такое сатирическое произведение

Задачи сатирического произведения: Выявление и высмеивание негативных сторон общества: сатирическое произведение может высмеивать политическую коррупцию, бюрократию, неравенство, глупость и эгоизм. В сатирических произведениях часто авторами используются такие литературные приемы, как гипербола, сарказм, гротеск или пародия. Сатира в произведениях Классическая форма сатиры к XIX веку исчезает, но сильно её влияние на лирику ( «На выздоровление Лукулла» и др.

Сочинение Нужны ли сатирические произведения?

Сатирические романы – это произведения, в которых сатира используется для критики общества и его недостатков. Хорошее сатирическое произведение легко отличить от скандальных воплей безграмотных бездарей, плохо владеющих литературным языком, поскольку сатира не использует слова ненормативной лексики и не унижает человеческое достоинство субъекта. Автор сатирического произведения, создавая объект "высокой степени условности", использует гиперболу и гротеск.

История зарождения сатиры

  • Что такое сатира вообще и в литературе в частности
  • Сатира: история и особенности жанра
  • Навигация по записям
  • Ответим на ваш вопрос!
  • История и развитие
  • Что такое сатира? Сатирическое произведение Сатирическое обличие

Основные понятия теории литературы: сатира, юмор, ирония, сарказм

Его позиция заключается в том, что без даже малейшего риска жизнь не имеет смысла, страх может сильно испортить её качество и не дать насладиться лучшими моментами, стать счастливым. К сожалению, такие люди существовали во все времена, и продолжают до сих пор, они боятся жить и страшатся умирать. Таким образом, можно сказать, что актуальность сатирическим произведениям М. Салтыкова-Щедрина придает поднятие «вечных» проблем, которые присутствуют в обществе на протяжении многих лет. Он пытается открыть глаза на общественные пороки читателям последующих поколений, своим словом изменить устоявшиеся проблемы, искоренить их в каждом человеке, дать посмотреть на себя со стороны. Ведь каждый из нас может быть таким же «мужиком» или «пескарем», но не осознавать этого.

И многие-премногие американцы на фильм обиделись, ибо так их родину не стебал ещё никто. Чего стоит только привлечение к власти сумасбродного авантюриста в обмен на погашение кредитов, назначение министром обороны иностранного шпиона или абсурдистски радостная песня «Мы идём воевать! В Штатах и по сей день подобные шутки позволительны исключительно над иностранцами, но никак не над собой. Телесериалы Sweet Tooth: мальчик с оленьими рогами — сериал, снятый по одноимённому комиксу. Действие происходит в постапокалиптическом мире, который поразила неизвестная болезнь, а за ней также последовало рождение гибридов детей полуживотных, полулюдей.

Многие люди презрительно отнеслись к гибридам, считая их главным источником болезни, из-за чего на них начинают охотиться и ставить эксперименты. В сериале неоднократно высмеиваются пороки человека такие как меркантильность, жестокость, жадность и ксенофобия. Последний министр — российская комедия, которая высмеивают российскую элиту и представителей власти. В мультфильме высмеивается лень, а также избалованность нынешнего поколения. В итоге зайцы остались с носом. Карикатура на план Маршалла! Является насмешкой над алчным капиталистическим обществом. Мультсериалы « Mr. Freeman » — сатира на человеческий быт и современную власть.

Сатирические приемы и их особенности У истоков литературного жанра стояли древнеримский писатель Апулей, древнегреческие творцы Аристофан, Эзоп. Они начали использовать особые языковые средства, которые сейчас называют приёмами сатиры. Сарказм Это язвительная насмешка, вид сатирического изобличения. В его основе лежит усиление контраста того, что предполагается, имеет скрытый смысл и того, что выражается, демонстрируется. Сарказм — наивысшая степень иронии. Он отличается особой остротой высказывания, которое вызывает раздражение, крайнее недовольство происходящими событиями. Например, субъекту, который оказал «медвежью услугу», то есть сделал что-то бесполезное, могут сказать: «Спасибо за помощь! Слова благодарности содержат сарказм, негативный комментарий к происходящему. Гипербола Слово греческого происхождения означает «чрезмерность, избыток». В литературе гиперболой называют чрезмерное преувеличение чего-либо для создания выразительного образа. К данному средству авторы прибегают тогда, когда хотят усилить эмоциональное воздействие на читателя. В русской литературе гиперболу использовали Н. Гоголь , М. Е Салтыков-Щедрин, А.

Сатира не существует вне жизни общества. Она борется с недостатками отдельного человека, социальной группы или всего человечества в целом. Ее можно сравнить с оружием, борьбой без компромиссов и пощады. Что такое сатира? В переводе с греческого «сатира» означает «пестрая смесь». Это один из видов комического наряду с шуткой, анекдотом, пародией, остроумием, иронией, сарказмом, оксюмороном, графикой. Главной особенностью сатиры является острое и беспощадное обличение отрицательных явлений общественной жизни, негативных черт человеческого характера. Что такое юмор? Понятие «юмор» имеет два значения: Чувство юмора — понимание комического, способность различать и демонстрировать смешную сторону какого-либо явления или события. Юмор, как разновидность комического в литературе, предполагает изображение героев в смешном виде. Это вид комичного, построенный в виде незлой шутки. Разница между юмором и сатирой заключается в мягкости и снисходительности критики. В юморе насмешка веселая, необидная. В ней отсутствует какая-либо злоба или ехидство. Под маской комического можно заметить серьезное отношение к объекту смеха. Юмор называют «изяществом ума, которое несет добро и отражает творческие способности интеллекта». Примеры Самый простой пример сатиры, которую можно предложить детям — дразнилки. Они обидные, задевают за живое, несут цель высмеять тот или иной порок, и искоренить: «Плакса-вакса-гуталин, на носу горячий блин.

Сатира как вид искусства: определение и характеристика

Что еще более важно, сатирическое произведение обладает способностью разоблачать глупости и пороки в обществе, развлекая аудиторию. Понять, что произведение или отрывок является сатирой, а не юмором, можно по 5 характерным отличиям. это один из видов литературы, который отличается особым юмором и критическим взглядом на окружающую действительность. Сатирические произведения – это литературный или художественный материал, созданный с помощью сатирического подхода к изображению социальных явлений. Что такое сатирическое произведение в литературе. Автор сатирического произведения, создавая объект "высокой степени условности", использует гиперболу и гротеск.

Сатира как жанр

Одним из самых известных первых сатириков был Аристофан; его драмы известны своими критическими, политическими и социальными комментариями, в частности, политическая сатира, в которой он высмеивал Клеона. Стиль Аристофана, допускающий непристойности, был использован греческим драматургом-комедиографом Менандром. Такой стиль использован во многих из его работ, таких как его раннее «Опьянение игры», которое содержит нападки на политического деятеля Каллимедона. Среди видных сатириков римской литературы — Гораций и Ювенал, которые творили в первые века Римской империи. Другие известные римские сатирики — Луцилий и Персий.

Первым, кто в Риме охарактеризовал сам жанр сатиры, был Квинтилиан, который использовал термин для того, чтобы описать сочинения Луцилия. Особенности жанра Основой сатиры является обличение и смех, с помощью смех автор обличает недостатки, человеческие пороки. Характерная особенность сатиры — отрицательное отношение к объекту изображения и, одновременно, наличие положительного идеала, на фоне которого выявляются отрицательные черты изображаемого. Автор сатирического произведения, создавая объект "высокой степени условности", использует гиперболу и гротеск.

В гротескные формы могут воплощаться фантастический сюжет "Путешествия Гулливера" Дж. Свифта, "История одного города" М. Салтыкова-Щедрина , аллегория басни Эзопа, Ж. Лафонтена, И.

Сатира в русской литературе В русской литературе сатира впервые появилась в сатирической повести конца 17 века.

Это создает настроение и подготавливает читателя к дальнейшей критике. Использование иронии и сарказма Сатирическое произведение часто использует иронию и сарказм, чтобы выразить свое отношение к тем или иным явлениям общества. Автор с помощью этих стилей показывает нелепость, глупость или неадекватность ситуаций, людей или общественных стереотипов.

Критика общества и власти В сатирическом произведении автор часто критикует общество, его проблемы, недостатки и предрассудки. Власть и властные структуры также часто становятся объектом сатирической критики, демонстрируя их силу, коррупцию или глупость. Пародия и перекличка Автор может использовать приемы пародии и переклички, чтобы изобразить ситуацию, явление или персонажей в комическом или преувеличенном свете. Это помогает подчеркнуть их абсурдность или создать юмористический эффект.

Гротескные образы и события Сатирическое произведение часто использует гротескные образы и события, чтобы показать разрыв между реальностью и иллюзией, карикатуризировать какие-либо явления и вызвать у читателя удивление или смех. Умение автора и аудитория Сатирическое произведение требует от автора особых навыков владения словом, умения найти изюминку в реальности и ярко выразить свою мысль. Аудитория также должна быть готовой к восприятию сатиры, быть открытой к критике и готовой смеяться над собой и своими недостатками. Все эти особенности делают сатирическое произведение не только интересным и забавным, но и позволяют автору передать свои мысли и идеи, побудить читателя задуматься над реальностью и посмеяться над ней.

Примерно такая задача и стояла у новой волны журналов: высмеять все былое, весь фундамент «старого» порядка. Поначалу количество побеждало над качеством: десятки сатирических журналов появлялись и закрывались один за одним, не становясь хоть сколько-нибудь популярными и не оставляя за собой ничего, кроме вереницы странных названий. В продаже в разное время крутились издания вроде «Мухомора», «Сатаны», «Красного смеха», «Вечернего вопля», «Желчной колики» и так далее: какого-то фильтра на тот момент еще толком не существовало. Отдельным журналам все-таки кратковременно удавалось выбиться на передовую. Среди них: «Бегемот», сконцентрированный на рабочей сатире, и «Смехач», позже переименованный в «Чудака», в котором засветились такие авторы, как Владимир Маяковский, Михаил Зощенко, Илья Ильф и Евгений Петров. Несмотря на громкие имена, для современного читателя контент этих журналов может показаться устаревшим, но так или иначе заметно, насколько хлестким, оскорбительным и идеологически невыверенным он был.

Всеобщий скептицизм, недоверие к новым порядкам и иронизирование над насаждаемыми переменами спокойно уживались со статьями и рисунками против религии, царизма, фашизма и прочих врагов коммунизма. Такой плюрализм мнений иногда выходил боком. Например, журналист Михаил Кольцов, который был главредом «Смехача» и «Чудака», в 1929 году выпустил слишком острый материал с критикой ленинградского партийного руководства — и это временно стоило ему работы.

Так, в одном из его трудов по зоологии встречается фраза: «Если бы длина пениса была поводом для гордости, то мул принадлежал бы к курайшитам » племя арабов, к которому принадлежал Мухаммед. Слова «комедия» и «сатира» стали синонимичными после того, как в средневековом исламском мире была переведена на арабский язык « Поэтика », которая далее разрабатывалась арабскими авторами и исламскими философами, такими как Абу Бишр, его учениками Аль-Фараби , Авиценной и Ибн-Рушдом.

Из-за культурных различий они отделяли комедию от греческого драматического представления и вместо этого отождествляли её с арабскими поэтическими темами и формами, такими как хижа сатирическая поэзия. Они рассматривали комедию только как «искусство осуждения» и не обращались к светлым радостным событиям либо конфликтным завязкам и счастливым развязкам, характерным для классической греческой комедии. После переводов на латынь в XII столетии термин «комедия», таким образом, получил новое значение в средневековой литературе. Его работы затрагивали политику, часто в похабной манере. Он написал «Этику аристократии» и известную басню «Мышь и кошка», которая была политической сатирой.

Его несатирические серьёзные классические стихи также высоко ценятся в числе других произведений персидской литературы. Персидская конституционная революция совпала с появлением таких легендарных сатириков и литераторов, как Ирадж-Мирза , Али Акбар Деххода и Биби Хатун Астарабади. Большинство сатириков написало свои работы в форме поэзии. Кроме персидской сатиры, сильный подъём во время революции пережила азербайджанская сатира. Легендарный иранско-азербайджанский сатирик Джалил Мамедкулизаде издавал в это время в Тебризе свой известный еженедельный сатирический журнал «Молла Насреддин».

Он создал самые первые мультфильмы в истории иранского искусства мультипликации. В конце XX века персидская сатира пополнилась работами Эбрахима Набави. Он предложил новую форму персидской сатиры в своей работе, названной «Sotoon e panjom».

Что такое сатирические произведения в литературе, 7 класс

Сатирические произведения – это особый жанр литературы и искусства, в котором автор использует резкую и ироническую форму для высмеивания недостатков и. Одна из главных ролей сатирического произведения — «срывание всех и всяческих масок» и обнажение сути явлений, которые можно увидеть если вы решили купить картину на холсте передающую всю тонкость идеи. По толковому словарю Ожегова: «Сатира — художественное произведение, остро и беспощадно обличающее отрицательные явления действительности». Его перу принадлежит вольная обработка романа Рабле «Гаргантюа» — сатирическое произведение, содержащее всеобъемлющую критику социального строя и его недостатков. Сатирические произведения позволяют акцентировать внимание на проблемах и вызывают размышления у читателя. Сатира – жанр поэтического либо прозаического произведения, в котором автор изобличает пороки и слабости.

Что такое сатирический рассказ?

Салтыков-Щедрин, В. Маяковский и др. Юмор — это насмешливое отношение к характерам и бытовой жизни людей. Юмор — это смех безобидный, соединенный с жалостью, снисходительный, сочувственный. Иносказательно цель юмора — через смех показать слезы. Наиболее яркими представителями юмористического направления являлись Н. Гоголь, А. Чехов, В. Ирония — это скрытая насмешка, в которой слово положительного значения обретает противоположный смысл.

Сатира в унизительной форме высмеивает личностные или социальные явления, которые автор считает порочными. Что такое юмор в литературе? Юмор — это вид комического, в котором пороки осмеиваются не беспощадно, как в сатире, а доброжелательно подчеркиваются недостатки и слабости человека или явления, напоминая о том, что они часто лишь продолжение или изнанка наших достоинств. Что такое гротеск и примеры? Гротеск — это фантастическая гипербола. Гипербола ближе к реальности, гротеск — к кошмарному, фантастическому сну, видению. Например, сон Татьяны Лариной А.

На этом старшем этапе своего развития сатира пользуется уже готовыми литературными формами, всегда точно и обоснованно отбирая их из устоявшейся традиции. Выбирая средства для выражения сатирического замысла, демократические писатели имели перед собой полноценный образец в виде народной сатиры, также жанров о неоднородной. Сатирическая сказка и пословица, прибаутка и небылица сих своеобразным методом создания сатирических характеристик, обобщений нашли себе в литературе применение и в целом, и в отдельных своих элементах. В повестях о Шемякином суде, о куре и лисице, о крестьянском сыне, о Фоме и Ереме ведется рассказ приемами сатирической бытовой сказки, отчасти — сказки о животных. Но в «Азбуке о голом и небогатом человеке», «Службе кабаку», «Калязинской челобитной» сатирическая пословица и прибаутка являются лишь одним из элементов сатирического стиля. Народная небылица определила форму изложения таких жанрово различных произведений, как «Лечебник на иноземцев», «Роспись приданого» и «Сказание о роскошном житии и веселии». В народной сатире писатели XVII в. Стали пародироваться также литературные и документальные жанры. Выбор этих образцов, как и в фольклорной практике, всегда строго обоснован сатирическим замыслом. В XVII в. Коллективные и индивидуальные челобитные на царское имя или воеводам и другим властям, челобитные, подававшиеся земским соборам, пытались «законным» путем протестовать против «обид, насильств, продаж», против злоупотреблений и беззакония, против «московской волокиты» в судебных делах и т. Известны челобитные монахов, которые жаловались на свое монастырское начальство, разоряющее пьянством «монастырскую казну», доводящее до нищенства и «братию». На фоне этих челобитных с особой остротой выступает иронический замысел «Калязинской челобитной» — сетований пропойц-монахов на «лихого архимарита», который «почал монастырский чин разорять», т. Разнообразные способы пародирования и стилизации церковной и религиозно-учительной литературы употреблялись для разоблачения лицемерия, внешнего благочестия, распущенности духовенства; в «Службе кабаку» проведено смелое сопоставление «мученика за веру» с пьяницей, гибнущим от кабака. Даже мелочное стремление тянуться за богатыми, ни в чем не отставать от них, хотя бы средства и не позволяли этого, сказывавшееся в некоторых обычаях «меньшего» свадебного чина, было высмеяно в XVII в. Так мастерство сатириков XVII в. Умелому применению жанров деловой и церковной письменности способствовали профессиональные навыки той среды, из какой выдвигались создатели сатирических произведений, — мелкие приказные служащие, «плебейская» часть духовенства, примыкавшая к оппозиции посада и крестьянства. Необходимо сразу подчеркнуть, что в XVII в. Пародирование определенных образцов было, как мы видели, неразрывно связано с сатирическим замыслом, с темой общественного, а не узко литературного значения Как литературную пародию, может быть, следует рассматривать загадочную, условно названную издателем «Сказку о молодце, коне и сабло», сохранившуюся в отрывке в рукописи собр. Гиперболическое описание коня и оружия «доброго молодца», возможно, пародирует входившие в моду в XVII в. Это пародирование было лишь одним из средств, помогавших острее, ярче представить предмет обличения. И в этом отношении сатирическая литература XVII в. Выбор контрастирующего образца для пародирования сразу давал возможность заострить тему, нарушив привычные нормы применения данного жанра. В сопоставлении с теми реальными явлениями, для изображения которых служила в прямом своем назначении пародируемая форма, с теми задачами, какие она выполняла, обличаемое в сатире явление особенно резко обнаруживается в своих отрицательных сторонах. В этом легко убедиться на двух-трех примерах. Смелый замысел — заставить пьянствующих монахов направить самому архиепископу челобитную на строгого игумена, притом открыто назвать по имени лиц, действительно занимавших в годы написания пародии эти должности, — для читателя XVII в. Изложение истории «до нага» обобранного в кабаке пропойцы в форме церковной службы мученику, пострадавшему за веру, также нарушало все привычные ассоциации, связанные с этой литературной формой, сближало два резко противоположных образа, заостряя с помощью этого сближения сатирическое изображение и самого пьяницы, и «кабака шалного» — виновника его несчастий. Таким образом, пародирование определенных литературных и документальных форм в сатире XVII в. Преувеличение, гротеск служат той же цели. Обиженные «лихим» игуменом челобитчики в «Калязинской челобитной» стремятся доказать его вину тем, будто он монастырскую «казну не бережет», и в пояснение сообщают комически преувеличенные размеры убытков: звоном «ис колокол меди много вызвонили и железные языки перебили, три доски исколотили, шесть колокол разбили», на «уголье» для кадил сожгли «четыре овина», ладаном все «иконы закоптили», а монахам «оттого очи выело»; посты так строги, что «мыши с хлеба опухли, а мы с голоду мрем», и т. На гротескном нагромождении невероятных обстоятельств построена «Повесть о Шемякином суде»: чтобы разоблачить пристрастность судьи, автор сначала заставляет своего героя невольно совершить подряд целую цепь случайных преступлений, а затем комически отражает их в столь же невероятном судебном приговоре. Гротескно представлено «малоумие» «богатого мужика», принимающего вора за «ангела господня». Фантастическая ситуация лежит в основе сюжета «Повести о бражнике», который у «врат райских» ниспровергает церковные авторитеты, уличая в «грехах» апостолов, библейских царей, святых. На комическом преувеличении неудач в работе строится рассказ о Фоме и Ереме — сатира на неспособных к труду представителей господствующего класса; комически серьезная жалоба Осетра и Сома на обидевшего их маленького Ерша в «Судном деле Леща с Ершом» предстает как насмешка над «глупыми и неразсудными» богатыми и знатными людьми, и т. Так с помощью преувеличения, гротеска подчеркивается отрицательная характеристика темных сторон исторической действительности, заостряется сатирический смысл произведения. Выше отмечено, что теми же средствами пользуется и сатира трудового парода, отражающая его антикрепостнические настроения или борьбу с отрицательными явлениями в своем быту. Иронию, характерную черту сатирической стихии в народной поэзии, классики русской литературы расценивали как одну из форм протеста против несправедливостей жизни. Сатирическая литература XVII в. Старшая русская сатира в ее ведущих образцах никогда не снижается до простого вышучивания, поскольку, как мы видели, темой своей она берет не случайные мелкие факты, а явления широкого общественного значения. В применении того или иного оттенка иронии в сатире обнаруживается яснее всего мировоззрение автора, его отношение к изображаемым событиям; поэтому вопрос об иронии как одном из качеств сатирического стиля XVII в. Следует отметить, что в сатире XVII в. В сатирических произведениях XVII в. В ряде сатирических произведений авторская речь вообще отсутствует. Нет авторской речи и в таких произведениях, самая форма которых не оставляла места для нее, как «Лечебник на иноземцев», «Роспись о приданом», «Судное дело Ерша с Лещом». В сатирах, где рассказ ведется «по-сказочному», авторская речь по своей функции напоминает ремарки драматических произведений. Вначале автор сообщает кратко, в какой обстановке происходит действие: «Стоит древо высоко и прекрасно, а на том древо сидит кур велегласны, громкогласны, громко распевает, Христа прославляет, а християн от сна возбуждает. И под то древо, к тому седящему на древо к велегласному х куру пришла к нему ласковая лисица и стала ему говорить лестными словами, глядя на то высокое древо» «Повесть о куре и лисице» ; «Некий человек, пиющий рано велми в празники божия, за всяким ковшем господа бога своего прославляет. По неких днех реченаго дни прислал бог ангела своего по душу того человека; понесли душу того человека к божественным вратом, поставили того человека у врат; отиде прочь. Нача человек толкатися у врат. Прииде ко вратом Петр апостол» «Повесть о бражнике» ; «Бысть неки крестьянской сын у отца своего и матери. И отдан бысть родителми своими грамоте учитися, а не ленитися. Почал ево мастер болно бил, подымаючи на козел, за ево великое непослушание и за ленивство. И он, крестьянской сын, в то дело ся дал, а учения не возприял себе и учал себе размышлять» «Повесть о крестьянском сыне» , и т. В дальнейшем автор лишь связывает части диалога довольно однообразными «и рече», «и отвеща», добавляя иногда указание на эмоциональпый тон последующей реплики: «... В «Повести о крестьянском сыне» реплики вора предваряются кратким описанием его действий: «... Единственное произведение сатирической литературы XVII в. Обличение кабака и пьяниц от лица автора, а не только от лица «до нага» обобранных посетителей кабака обусловлено здесь самой формой, пародирующей церковные песнопения: лирические излияния молящегося и прославление им мученика в церковной службе превращаются в пародии в суровые обвинения и «злословие» кабака как со стороны пьющих в кабаке, так и самого автора. Однако, и не вмешиваясь прямо в рассказ, авторы сатир умели настроить читателя в тон своему отношению к изображаемым фактам, и делали они это с помощью всей интонации повествования через речевые характеристики героев. Нам всегда ясны авторские оценки, то, что Чернышевский называл «приговором» поэта или художнику над изображаемыми явлениями. Поэтому и нельзя относиться к старшей русской сатире лишь как к выявлению «особой стихии веселости» И. Домашний быт русских царей... Было бы исторической ошибкой искать уже в сатирических произведениях XVII в. Как и во всей допетровской литературе, в старшей сатире еще нет индивидуализированных героев. Они все в той или иной мере представляют собой только обобщения определенных типических черт данной общественной среды. Но если в положительном герое древнерусская литература показывала и «норму класса», т. В сатире XVII в. Первый герой — страдающий от гнета феодально-крепостнического строя; через его судьбу автор показывает отрицательные стороны этого строя и, обличая их, сочувствует обездоленному. Таков «голый», разоренный «богатыми мужиками», пьяница, «до нага» ограбленный целовальником и «шалным кабаком», ставленник, обобранный попом Савой, «крестьянин» Лещ, выгнанный «боярским сынчишкой» Ершом из Ростовского озера, бедняк, идущий на суд к Шемяке, бражник, которого не пускают во «врата божия». Другие герои сатир — непосредственные объекты сатирического обличения, насмешки. Это «богатые мужики», «бедняки», целовальник, «кабак», являющийся воплощением зла, судьи-взяточники, пьянствующие монахи, поп Сава, «воевода Осетр» и «окольничий Сом» и т. Отношение автора к герою иногда становится двойственным, противоречивым: он и глубоко жалеет пьяницу, доведенного до нищеты, а то и до тюрьмы «шалным кабаком», и в то же время осуждает его за потерю чувства собственного достоинства; он на стороне крестьянина Леща в его тяжбе с Ершом, но явно одобряет Ерша, когда тот издевается над воеводой и окольничьим, над судьями. Все герои сатиры показаны исключительно с точки зрения того явления, против которого сатира направлена. Все внимание сосредоточивается на этом осуждаемом явлении, а не на человеческом характере в целом. Безымянные герои сатирических произведений представляют собой художественные обобщения; не случайно поэтому они в своем огромном большинстве и называются по признаку этого, лежащего в основе авторского замысла, осуждаемого явления: «голый» — герой сатиры о разорении «богатыми мужиками» «младого» наследника; пьяница и все другие посетители кабака, названные только по профессии, — герои «кабацкого праздника»; «кростьянишка» Лещи «боярский сынчишка» Ерш — герои повествования о тяжбах в суде, «бедный» и «богатый брат» — повести о Шемякином суде, «иноземец» — «Лечебника», и т. Именами наделены дишь судья Шемяка, поп Сава приравненный этим именем к герою народных пословиц, в которых имя Сава взято как рифма к «слава»; эта рифма перенесена и в сатирическую повестушку о нем , ни к чему не пригодные Фома и Ерема. Герои сатир не имеют индивидуальных биографий, в описании их поведения, характеров, отношений с окружающими собраны типические черты данной общественной среды данного образа жизни. Однако следует в полной мере оценить то уменье, с каким авторы XVII в. Ничего особо примечательного авторы не сообщают о своих героях — и о тех, кому они сочувствуют, и о тех, кого осуждают. В сатире на первом плане представлена уродующая и самих людей, и их жизнь действительность феодально-крепостнического быта; в неразрывной связи героев с их бытовой обстановкой, с мелкими делишками, какими они заняты, вырисовываются и они сами как типы, которые читатель встречал на каждем шагу, и те явления жизни, суд над которыми произносит сатира. В том-то и заключается общественное значение этих первых опытов русской сатиры, что она умеет через изображение мелких, незначительных самих по себе фактов и поступков подвести читателя к большим и серьезным вопросам тогдашней жизни: порочной практике пристрастного суда, взяточничеству властей, распущенности «белого» и «черного» церковного сословий, бесправия неимущих, спаивания населения и т. В то время как в «большой» литературе прошлого, преимущественно исторической, герой-феодал, выразитель определенного общественного идеала, рисовался вне своего обычного бытового окружения, в обстоятельствах более или менее исключительных сражения, государственное строительство, дипломатическая деятельность и т. Поэтому в сатире гораздо больше, чем в других видах литературы, предметов этого быта, не случайно выхваченных из него, а подобранных так, что они помогают представить нам условия той конкретной, реальной жизни, в которой совершаются поступки, осуждаемые сатирой. Поэтому в лучших образцах сатиры мы действительно видим людей, уродующую их обстановку, зло, которое она приносит. Мы видим замоскворецкого «попа Саву», сутягу и ябедника, который «по приказам волочитца», вместо того чтобы служить в церкви, «по площади рыщет, ставленников ищет»; видим «ставленников», которые «капусту поливают», «баню топят» попу, вместо того чтобы учиться; слышим жену, которая пытается предостеречь беззаботного попа, вычитывает ему все «вины», грозит наказанием, выражая авторскую оценку его поведения; наконец, житво представляем наказанного попа — он сидит в «патриаршей хлебне» «на цепи», «сеет» муку и разливается в запоздалых сожалениях. С большим мастерством воспроизведены в «Службе кабаку» сцены кабацкого быта, на фоне которых показано постепенное нравственное падение пьющего, хотя в этих сценах немало и грубых натуралистических подробностей. Выразительные портреты калязинских челобитчиков проступают через их собственный рассказ о том, как они «до полуночи у пивного ведра» «утрудятся», «на утро встать» не могут, «где клобук с мантиею» не помнят, в церковь «к росходному началу» едва поспеют; как они просятся в слободу «благословение коровнице подать»; как жалуются, что от кадил им «очи выело, горло засадило», а от постов они «с голода мрут». В мечтах этих пьяниц о «добром архимарите», который «горазд лежа вино да пиво пить», о веселой жизни при нем раскрываются вполне реальные картины беспробудного монастырского пьянства, засвидетельствованного и в деловых донесениях московских надзирателей за монастырским бытом. Именно этот быт насытил литературные описания таким обилием «обиходных» слов — названий бытовых предметов, определений их качеств, положения бедняка и т. У «голенького», по каким бы причинам он не обнищал, — «земля пуста и травою поросла», «дом потешен, голодом изнавешан, робята пищать, ести хотят, а мы право божимся, что и сами не етчи ложимся»; его одолели «нагота и босота», одежда его — «балахонишко в полденьги», «лаптишки», «платье худое, и то чужое», «феризи рогоженные», «завязки мочалные», и т. Так сатира XVII в. Сатира распространила это изображение «стражущих тружающихся» и на различные слои трудового населения города-посада. И и этом отпошении сатира XVII в. Внутренний мир героев раскрывается в сатире в речевых характеристиках. Как уже отмечено выше, авторы сатир очень мало вмешиваются в рассказ. Не только мысли и настроения действующих лиц, но и самые события выясняются из собственных речей героев. Монолог или диалог своим содержанием и интонацией определяет и облик самого героя, и его отношение к окружающим, и авторскую оценку всего изображаемого. Забыв об обещанном прощении грехов, лисица уже не скрывает настоящих своих намерений: «А я теперь сама галадна, хочу я тебя скушать, чтоб мне с тебя здравой быть». Так автор наглядным образом представляет лицемерие, корыстолюбие духовенства. В монологе «голого» гневные интонации, когда он вспоминает о разорившем его «богатом мужике» и грозит тому «бедой», «дубиной», сменяются горько-ироническими размышлениями над своим безвыходным положением, и не случайно именно в этой части монолог полон народных пословиц о бедняке, грустно иронизирующем над своей судьбой. На частой смене интонаций, а соответственно и лексики, строится речь в «Службе кабаку», то вкладываемая в уста пьяницы, то ведущаяся от лица самого автора: гнев, презрение, сожаление, горькая ирония чередуются в этих речах, направленных к одной цели — осудить всеми средствами «шалной кабак», несущий народу «обнажение велие». Гротеск и преувеличение, проникающие в речи героев, лишь помогают острее выразить замысел, подчеркнуть самое характерное в нем. Вот почему калязинские монахи, в образе которых автор хотел осудить прежде всего распущенность нравов в монастырском быту, гротескно изображают именно строгую жизнь по монастырскому уставу, а описанию своей веселой пьяной жизни придают идиллическую окраску. Преувеличение есть в обоих картинах, но его тональность разная. Однако и за той и за другой картиной чувствуется ироническая оценка самого автора, который, осуждая нарушителей монастырского устава, не слишком, видимо, почтительно относился к нему и сам. Закономерно для времени возникновения старших русских сатир то, что, осуждая определенные явления общественной жизни, они еще не могут подсказать своим героям путей выхода из их тяжелого положения. Ни обнищавший через кабак пьяница, которого клянет голодающая семья, ни обездоленный богачами «голый», ни бедняк, идущий к судье Шемяке, не знают, чем помочь себе. Стихийные выступления трудового народа против феодально-крепостнического строя в XVII в. Поэтому понятно, что и в литературе осуждение отрицательпых сторон жизни не сопровождалось еще четким осознанием того, каким путем устранить эти отрицательные явления, в чем подлинные причины страданий угнетенных масс. В господствующей в стиле сатирических произведений общенародной языковой основе отчетливо выделяются отобранные с разными идейно-художественными целями, выполняющие разные функции слова, фразеологические сочетания и синтаксические конструкции — то официально-делового документального стиля, когда, например, воспроизводится внешняя форма судебного процесса «Судное дело Леща с Ершом», «Повесть о Шемякином суде» или челобитной «Калязинская челобитная» ; то стиля церковной службы или религиозно-дидактических жанров «Служба кабаку», «Повесть о куре и лисице», «Повесть о попе Саве», «Сказание о крестьянском сыне», «Повесть о бражнике» ; то эпистолярного стиля, в виде традиционных формул разного типа «посланий», закрепленных в «формулярниках», «письмовниках» «Послание дворительное» ; то учебно-дидактической «Азбука о голом» или естественнонаучной «Лечебник на иноземцев» формы изложения; то стиля закрепленных обычаем бытовых договорных «документов» «Роспись приданого». Выразительные средства общенародного языка широко входят в стиль сатирических произведений также в том виде, какой они приобрели к XVII в. Используя элементы той или иной системы словесного выражения, сатира XVII в. Фразеология челобитной, вложенная в уста пьянствующих монахов, подчеркивает комизм положения жалобщиков; в «Послании дворительном недругу» элементы эпистолярной фразеологии подчеркивают оценку адресата, противоположную той, какую давали «послания любительные другу» в «формулярниках» , и т.

Успехов в ней достигли Гораций, Персий и в особенности Ювенал, который определил её позднейшую форму для европейского классицизма. На жанр политической сатиры повлияли произведения поэта Аристофана об афинском народовластии. Обличительное литературное произведение, изображающее отрицательные явления действительности в смешном. Сатиры Кантемира. Шутливая с. Гневная с. Бич сатиры. Заклеймить сатирой общественные пороки. Сатира — плеть, ударом обожжет. Не любит узнавать никто себя в сатире. Там в театре в стары годы, сатиры смелый властелин, блистал Фонвизин, друг свободы. Насмешка, обличение. Сатира и мораль смысл этого всего? Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций. Вопрос: чердачный — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное? Сатира от латинского satira — всякая всячина — вид комического, используемый в произведениях для критики общественных и человеческих проблем. Так, что такое сатира в литературе, и каково ее главное предназначение? Сатира: определение и общая характеристика Произведения, проникнутые комическим пафосом, затрагивают острые проблемы общества, беспощадно высмеивая недостатки и пороки. Оружием сатиры являются гипербола, гротеск, аллегория и другие средства. Сатира популярна и в поэтических произведениях и в прозе. Популярным видом этого жанра является политическая сатира, в которой высмеиваются политики, правители государств, их превышение своих полномочий и злоупотребление властью. К сатире относятся анекдот, фельетон, шутка, сатирические стихотворения, пародии. Разновидностями комического являются: ирония, сатира, сарказм, юмор.

Что такое сатира вообще и в литературе в частности

Маяковский и др. Юмор — это насмешливое отношение к характерам и бытовой жизни людей. Юмор — это смех безобидный, соединенный с жалостью, снисходительный, сочувственный. Иносказательно цель юмора — через смех показать слезы. Наиболее яркими представителями юмористического направления являлись Н. Гоголь, А. Чехов, В.

Ирония — это скрытая насмешка, в которой слово положительного значения обретает противоположный смысл. Например, умной головой можно запросто назвать осла, как это и сделала Лисица И.

Создал этот сборник поэт Энний. В последующие века сатира становится чрезвычайно популярной. Слово «сатира» стало использоваться для обозначения произведения искусства, в котором осмеиваются порочные явления действительности, содержится резкое обличение. В сатирических произведениях часто используется такой художественный прием, как гротеск — сочетание фантастики с реальными, но сильно преувеличенными бытовыми жизненными явлениями. Сатира так и осталась «всякой всячиной»: она воплощается в самых различных жанрах, и та энергия смеха, которая ей присуща, делает ее грозным оружием. Вспомним строки Пушкина: Приди на мой призывный клич! Не нужно мне гремящей лиры, Вручи мне Ювеналов бич!.. Среди сатириков именно Ювенал ок.

Его 16 сатир остались в веках и вызвали отклик в последующей литературе.

Гоголя «Ревизор» получила «отражение» в сердцах у народа и очевидное негодование у императора и его приближенных. Писатели-сатирики XIX века оказались под «надзором» вышестоящих. Император понимая, что подобные пьесы — «камни в его огород » боялись.

Сатирики бывали в ссылках, сидели в тюрьмах и столкнулись со сложностями в привычной литературной нише. Здесь писатель показывает своё время: маленький городок, в котором творится произвол, а власть — сборище мошенников.. Эпиграф — «На зеркало неча пенять, коли рожа крива» — обобщающий смысл «Ревизора». Захолустье — только лишь малая часть огромного бюрократического целого, словно капля в море.

В комедии Гоголь сочетает реализм и смелую критику действительности. Смех помогает писателю обличить чинопочитание, взяточничество, произвол властей, невежество. В «Ревизоре» представлена целая «корпорация служебных воров», прекрасно живущих в уездном городе N, не зная ни беды, ни горя… Правдиво раскрыт и характер людей, нередко встречающийся в жизни повседневной, обычной и рутинной. Чиновничий мир — многолетняя бюрократическая система.

Здесь ни у одного нет чувства гражданского долга, каждый занят только своими интересами. Открыв первую же страницу комедии и читая фамилии, например, частного пристава — Уховертов и лекаря — Гибнер, мы уже видим портрет персонажей «в полной красе». Огромную роль в создании сатиры нашей страны внёс Салтыков-Щедрин.

Первоначально сатирой называлось блюдо, составленное из разных компонентов, этакая мешанина. Позднее в Древнем Риме так стали называть песни «беспорядочного» содержания, экспромты, каламбуры, исполняемые в насмешку.

Фридрих Любкер. Самыми известными авторами такой поэзии были Луцилий, Гораций, Ювенал. Сатира как острая социальная насмешка встречается в фольклоре разных народов. На Руси пороки общества и отдельных людей высмеивали скоморохи, народный театр, а позднее — лубок.

В чем разница между Сатирой и Фарсом

Писатели-сатирики и их роль в обществе Сатира – это резкое проявление комического, когда смех становится оружием в борьбе с различными человеческими пороками. В сатирических произведениях автор высмеивает человеческие недостатки, используя обличение и смех. Сатира была способом менять мир к лучшему и применялась в основном к тупорылым политикам, религиозным фанатикам и прочим классовым врагам рабочего класса. Что же касается до междужанровой сатиры, т.е. до сатирического отношения к действительности, реализующегося в разнороднейших жанрах (третье значение слова «сатира»), то с ее систематическим изучением дело обстоит очень плохо. Сатира — острое проявление комического в литературе и искусстве, обличающее пороки как отдельных людей, так и всего общества или государственного строя. Сатирическая повесть — произведение, в котором изображаемые герои или события представляются через их осмеяние.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий