Новости чем занимается росатом

Топливный дивизион Росатома является крупнейшим в мире производителем обогащенного урана, а также лидером глобального рынка стабильных изотопов. Опыт ГК «Росатом» в неэнергетических проектах. Топливный дивизион Росатома является крупнейшим в мире производителем обогащенного урана, а также лидером глобального рынка стабильных изотопов.

Пресс-центр

  • Росатом - Российская газета
  • Материалы с тегом
  • MARKET.CNEWS
  • Портфель зарубежных проектов включает 33 блока
  • Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом»

Глава Росатома сообщил о принятии мер для обеспечения безопасности АЭС

Росатом протестировал мобильный лазер при вырубке леса. "Росатом" завершил выставочную программу 2008. Главная Новости ГенерацияВыручка «Росатома» в 2023 году без учёта гособоронзаказа превысила ₽2,6 трлн. Росатом: Российский автомобиль «ВОЙТ», плавучие АЭС и другие новинки «АТОМЭКСПО 2024», Фатальная ошибка Евросоюза: вместо Росатома Европа получит новый Чернобыль, Специалисты Росатома на АЭС «Аккую» в Турции начали пусконаладочные.

О Русатом Оверсиз

Аддитивные технологии 26. Машина создана совместно специалистами Росатома и Санкт-Петербургского морского технического университета. Она позволяет внедрять технологии 3D-печати в тяжелом машиностроении. Представлена обновленная модель 3D-принтера RusMelt 310. Машина работает по технологии селективного лазерного сплавления Selective Laser Melting, SLM , которая позволяет получать изделия из металлопорошковых композиций. В Ижевске на базе Удмуртского государственного университета открыт первый в России Центр аддитивных технологий общего доступа. Ведется работа по созданию национальной сети таких центров, расположенных в регионах РФ. Объем поставок углеродного волокна для российской авиации, в частности для изготовления композитного крыла среднемагистрального самолета МС-21, увеличился вдвое по сравнению с 2022 годом. Металлургия 30.

С правительством Удмуртской республики подписано соглашение о совместной реализации инвестиционного проекта по созданию крупнотоннажного производства постоянных редкоземельных магнитов на территории города Глазов. Освоено производство стронция — щелочноземельного металла, который ранее в основном импортировался в Россию. Стронций нужен в металлургии для производства морозостойкой стали, его применяют в качестве легирующей добавки для улучшения механических свойств сплавов алюминия и меди, увеличения эксплуатационных характеристик изделий из них. Освоена технология изготовления порошковой инжекционной проволоки с наполнителем из ферротитана марки ФТи70. Продукт востребован в металлургической промышленности для внепечной обработки стали, улучшения механических и коррозионных свойств сплавов. Специальная химия Выигран тендер бразильской компании Eletronuclear на поставку более 100 килограммов гидроксида лития-7. Водородная энергетика и производство водорода 34. Росатом расширил модельный ряд электролизных установок для производства водорода.

Исцеляющие изотопы 35. Россия вошла в пятерку лидеров мирового рынка изотопной продукции. Атомная отрасль полностью обеспечивает потребности в изотопах на внутреннем рынке и поставляет свою продукцию в более чем 50 стран мира. Ленинградская АЭС получила официальное разрешение Ростехнадзора на наработку нового изотопа — лютеция-177, который демонстрирует высокую эффективность в диагностике и адресной терапии ряда онкологических заболеваний. В Обнинске началось строительство крупнейшего в Европе завода по производству радиофармпрепаратов по GMP-стандартам. В 2025 году 21 технологическая линия нового завода позволит выпускать радиофармацевтическую продукцию для диагностики и терапии широкого спектра значимых заболеваний, в том числе неоперабельных метастатических форм рака. Росатом поставил первую партию генераторов технеция-99m ГТ-5К для медицинских учреждений Белоруссии. Технеций-99m — наиболее востребованный изотоп в ядерной медицине.

Минздрав России одобрил внесение изменений в инструкцию к радиофармпрепарату «Натрия йодид, 131 I» раствор для приема внутрь для его применения пациентами младше 18 лет. Этот радиофармпрепарат лечит детей от рака щитовидной железы. Прошел успешные клинические испытания радиофармпрепарат на основе радия-223. Его будут использовать при лечении рака предстательной железы, и он заменит зарубежный препарат. В Федеральном научно-клиническом центре медицинской радиологии и онкологии ФМБА России первые пациенты прошли успешную радионуклидную терапию с применением радиофармацевтического лекарственного препарата на основе лютеция-177.

Он отметил, что Росатом предлагает своим партнерам полный спектр технологических решений для достижения климатических целей. Росатом получил от регулятора лицензию на эксплуатацию первого в мире производства инновационного смешанного нитридного уран-плутониевого СНУП топлива. Таким образом, впервые в мировой практике на одной площадке будут построены АЭС с быстрым реактором и пристанционный замкнутый ядерный топливный цикл.

В его основе — ячейки с катодным материалом NMC 811, который отличается высокой энергоемкостью при низкой себестоимости. Эта разработка дает увеличение надежности аккумуляторов, удлиняет срок их службы и сокращает время простоя транспорта, что особенно важно для коммерческих историй. Арктический путь Осень 2021 года выдалась для дальневосточных регионов напряженной: из-за бюрократических проволочек на грани срыва был северный завоз, и отдаленные города чуть не остались без продовольствия и топлива. В 2022 году единым оператором Севморпути по решению правительства стал Росатом. В пользу такого выбора говорило наличие у госкорпорации статуса единственного в мире владельца атомного ледокольного флота. Летом 2022 года в структуре Росатома появилось ФГБУ «Главное управление Северного морского пути», которое выдает разрешения на проход по арктическим морям и сопровождает суда. Кроме того, Росатом отвечает за создание международного транспортного коридора на маршруте Азия — Европа, в том числе за строительство коммерческого флота и двух транспортно-логистических узлов. Появление альтернативного логистического пути — это историческое событие для всего мира, уверен специальный представитель ГК «Росатом» по вопросам развития Арктики, заместитель председателя Государственной комиссии по вопросам развития Арктики Владимир Панов.

По его словам, о судоходстве в открытой воде уже давно все известно: развитие обеспечивается эволюцией в судостроении и оптимизации логистических расходов. В ледовых условиях само судоходство стало возможным только в последние пять лет, с появлением судов нового класса. Корабли самостоятельно, без ледокола, способны проходить через льды толщиной до 1,4 м в зимнюю и весеннюю навигацию. Как считает директор дирекции Северного морского пути ГК «Росатом» Вячеслав Рукша, к 2030 году морем можно будет доставлять столько же грузов, сколько по железной дороге: пропускная способность арктического морского коридора достигнет 200 млн тонн, что близко к показателям Транссиба. В госкорпорации подсчитали, что устойчивая эксплуатация Севморпути возможна при расширении флота. Необходимый минимум — шесть ледоколов, 16 аварийно-спасательных судов и судно атомного технологического обслуживания и 32 грузовика ледового класса. Строительство грузовых судов арктического класса также доверено Росатому. Первая каботажная перевозка из Санкт-Петербурга в Петропавловск-Камчатский летом 2022 года заняла 22 дня.

К слову, на этих рейсах работают биологи, которые отслеживают популяции морских птиц и белых медведей. Таким образом, старт регулярных контейнерных перевозок помог наладить первый за многие годы полноценный мониторинг экосистемы от Баренцева моря до Чукотки. По словам главы Росатома Алексея Лихачева, цель госкорпорации — стать не просто единым инфраструктурным оператором СМП. Реализация столь масштабного проекта совместно с губернаторами, судостроителями и энергетиками должна стать импульсом для всего развития Арктики. Для обеспечения максимальной скорости развития СМП Балтийский завод строит новые ледоколы сейчас при содействии Минпромторга решает вопросы по поставке паротурбинных установок и продлевает срок эксплуатации существующей ледокольной техники: за счет качественного сервиса «Таймыр», «Вайгач», «Ямал» не остановили в 2014—2015 годах, как планировали, а будут использовать до 2027 года. Помогают им при необходимости суда «Росморпорта». Однако, когда важнейшие арктические инвестпроекты вступают в завершающую фазу, этого мало. Фото: Росатом Квантовый интернет и цифровой суверенитет Развитие ядерных технологий во многом стало драйвером цифровизации.

Первые суперкомпьютеры были внедрены для моделирования сложных ядерных процессов. Технику задействовали не только сами атомщики, но и, например, инженеры ОКБ им. В прошлом году на эти цели уже было выделено более 6 млрд рублей, а общий объем инвестиций до 2024 года составит свыше 23 млрд рублей из бюджетных и внебюджетных источников. Интеллектуальный костяк нового центра формируют специалисты именно Росатома и «Курчатовского института». Квантовое будущее во многом опирается на достижения советской науки. Первый квантовый скачок, совершенный в XX веке, дал нам лазеры, сотовую связь и интернет. От второго ждут возможности скоростного моделирования сложных процессов. Это позволит сократить с нескольких лет до минут масштабные вычисления, что пригодится в том числе в поисках новых лекарств.

Именно за «железное» квантовое направление в России отвечает Росатом. Также кванты помогут поднять уровень защиты коммуникаций технологии в зоне ответственности РЖД и в десятки раз улучшить точность измерений квантовые сенсоры создает «Ростех». Площадка хорошо вписывается в национальную программу строительства сети катастрофоустойчивых центров обработки данных: постоянная обеспеченность электроэнергией по низким тарифам, отсутствие необходимости в дорогих системах охлаждения превращает Заполярье в дата-форпост. Здесь в том числе будут размещены IT-системы по управлению арктическим судоходством и прогнозированию погодной обстановки. Управление множеством активов, проектов и людей требует эффективных инструментов для автоматизации. Росатом создал системы для себя и сейчас предлагает их другим компаниям, что пришлось очень кстати, когда иностранные ИТ-игроки стали спешно покидать Россию. В 2019 году госкорпорация неслучайно стала центром компетенций федерального проекта «Цифровые технологии». Здесь ведут научный поиск по множеству направлений: «интернет вещей», виртуальная и дополненная реальность, нейротехнологии и искусственный интеллект, технологии беспроводной связи, робототехника и автоматизация производства.

Росатом создает программные продукты для управления собственным атомным хозяйством и ведет активное замещение импортного ПО, используемого для проектирования атомных станций и управления их жизненным циклом. К 2025 году на объектах критической инфраструктуры может быть использован только отечественный софт, однако пока таких решений критически мало. Выступая на ежегодной конференции «Цифровой Росатом» в Нижнем Новгороде, гендиректор Росатома Алексей Лихачев подчеркнул, что первоначально у цифровой стратегии госкорпорации было три компонента: разработка востребованных на рынке продуктов, цифровизация собственных производств и, наконец, участие в реализации государственной диджитал-стратегии. Спустя десять лет она встанет на якорь на Чукотке и будет обеспечивать электроэнергией не только местных жителей, но и основные горнодобывающие компании, расположенные на западной Чукотке. С этого началась эра серийного строительства новых энергоблоков, причем не только в России, но и за рубежом.

Мероприятие прошло накануне в Москве. Эксперт подчеркнул, что промышленные компании прошли этап дискуссий о применении ИИ на производстве, и в настоящее время фокус направлен на вопросы о том, как именно следует осуществлять трансформацию технологических процессов, чтобы применение ИИ было наиболее эффективно. Прежде всего, решается вопрос, в каких переделах и цепочках это внедрение наиболее целесообразно и экономически обосновано. Фактором эффективности сегодня становится скорость принятия решений и внедрения ИИ, которая обеспечивает предприятиям технологические преимущества в конкуренции на российском и международном рынках.

О Русатом Оверсиз

Росатом — этапы развития организации, её достижения, собственники, сотрудники и финансы — РУВИКИ: Интернет-энциклопедия. «Росатом» готовится к лидерству в мировой гонке, которая в 2030-х годах развернется за рынки сбыта электроэнергии. Внутренние задачи «Росатома», по словам Лихачева, не менее впечатляющие — достичь к 2040 году 25% доли в энерговыработке страны. Также Росатом побил очередной рекорд перевозок на Северном морском пути – более 36 млн т. генеральный директор государственной корпорации «Росатом» Алексей Лихачёв.

О Русатом Оверсиз

«Росатом» установил рекорд в атомном машиностроении ::Первый Севастопольский Генеральный директор ГК «Росатом» рассказал собравшимся в зале пленарных заседаний слушателям, о значении атомной энергетики для достижения целей глобального устойчивого развития, установленных ООН, и о роли Росатома в этом.
ПСР РОСАТОМ — Сайт ПСР РОСАТОМ «Росатом» начал строительство первой «гигафабрики» по производству литий-ионных накопителей в Калининградской области.
Росатом - все новости на сегодня Акционерное общество «Росатом инфраструктурные решения» реализует комплекс мер по внедрению системы промышленной безопасности и охраны труда, снижению травматизма на производстве.

Глава Росатома сообщил о принятии мер для обеспечения безопасности АЭС

И особенно бы подчеркнул рост выручки по новым направлениям, по проектам технологического суверенитета — более чем на — ред. Говоря о задачах на текущих год, глава «Росатома» напомнил о начале строительства нового энергоблока Ленинградской АЭС основной этап строительства седьмого блока стартовал в марте , планах физпуска Курской АЭС и намерении получить лицензию на строительство малой АЭС в Якутии. Развивается международная деятельность. Алексей Лихачёв отметил, что сейчас «Росатом» строит 22 блока в семи странах.

Генеральный директор Госкорпорации «Росатом» - Алексей Лихачев. Госкорпорация обеспечивает проведение государственной политики и единство управления в использовании атомной энергии, стабильное функционирование атомного энергопромышленного и ядерного оружейного комплексов, ядерную и радиационную безопасность. На нее возложены также задачи по выполнению международных обязательств России в области мирного использования атомной энергии и режима нераспространения ядерных материалов.

Евгений Абакумов добавил, что разработкой доверенных ПАК занимается Научно -производственное объединение « Критические информационные системы ». В рамках федерального плана предприятие будет аккумулировать информацию обо всех программно-аппаратных комплексах, не являющихся доверенными. С 2025 г. В корпорации трудится свыше 290 тыс. Диверсификация определяет широчайший спектр технологий, в том числе цифровых.

До этого момента компания будет ввозить литиевые ячейки из Южной Кореи с принадлежащего ей предприятия Enertech, сообщает «Коммерсант». Источник изображения: «Росатом» «Бумажная» локализация производства ячеек, батарей и систем накопления энергии позволит компании «Рэнера» участвовать во множестве отечественных проектов задолго до запуска производства. Официально о подписании соглашения должны объявить на днях на ПМЭФ. Например, признание литиевых ячеек южнокорейского производства российскими допустит компанию «Рэнера» к участию в конкурсе Москвы на поставку 400 тыс. Претендент обязан производить ячейки в Москве, но если освоение этого производства невозможно, то город закупит любые ячейки со статусом «сделано в России». Покупка позволит на годы сократить отставание России в производстве передовых литиевых аккумуляторов. Технологии будут перенесены на производство батарей на гигафабрике в Калининградской области, в которое будет вложено свыше 51 млрд руб. Завод начнёт выпускать первую продукцию осенью 2025 года, а на полную запланированную мощность выйдет к 2030 году. Не исключено, что его возможности будут увеличены сверх плана. Это будут локализованные на бумаге аккумуляторы. Новинка найдёт применение в высокотехнологичных отраслях промышленности — атомной, авиационной, судостроительной и космической. Установка уже произвела фрагмент выгородки внутрикорпусного устройства энергетического ядерного реактора оптимизированной конструкции высотой 1 м с применением двух непрерывно работающих технологических инструментов установки ПЛВ. Проще говоря, принтер печатает двумя роботизированными головками, которые настроены так, чтобы не мешать друг другу. Работа парой печатающих устройств кратно ускоряет изготовление модели. Модель получается без крупных пор, посторонних вкраплений и трещин. Подобный метод изготовления крупногабаритных металлических изделий будет крайне эффективен по расходу сырья и открывает путь к созданию изделий из композитных материалов и сплавов. Наша совместная разработка — это первая подобная установка, где могут одновременно работать несколько инструментов по выращиванию, не мешая друг другу своими температурными полями», — прокомментировал работу ректор СПбГМТУ, директор и главный конструктор Института лазерных и сварочных технологий Глеб Туричин. Эксперты считают, что покупка компании с пакетом технологий оправдана, поскольку на самостоятельную разработку сопоставимых аккумуляторных технологий ушли бы годы. Источник изображения: Enertech Информация о приобретениях «Росатома», точнее, входящей в его состав компании «Рэнера», появилась в отчётности Enertech International за 2022 год. По данным «Коммерсанта», госкорпорации необходимы технологии для начала производства аккумуляторов на своей фабрике в Калининградской области. Сообщается, что Enertech представляет собой небольшой завод с собственным исследовательским центром. Известно, что прежний владелец Ener1 занимался развитием аккумуляторных технологий в США, но не слишком преуспел в финансовом отношении. Запуск калининградского завода планируется осенью 2025 года, выпускаемые тяговые аккумуляторы планируется использовать, например, в электромобилях «Атом». Подконтрольная Enertech структура уже зарегистрировала в 2021 году в России ряд патентов. Известно, что сейчас Enertech занимается разработкой литий-никель-марганец-кобальт-оксидных аккумуляторов NMC , оптимальных для электромобилей. Эксперты подчёркивают, что решение «Росатома» о покупке можно только приветствовать, поскольку тяговые аккумуляторы нужны уже сегодня, а на создание собственных технологий уйдёт не один год, в лучшем случае — три-четыре. Сообщается, что ещё в 2021 году Enertech объявила о начале производства тяговых АКБ в соответствии с перспективной технологией NMC811, на разработку которой ушло не менее пяти лет, даже с учётом того, что исходные наработки у компании уже имелись. По имеющимся данным, в рамках соглашения с российским правительством технологию выпуска литийионных аккумуляторов совместно с «Росатомом» создаёт консорциум «Инэнерджи».

«Росатом» вложил в электромобиль «Атом» более 6 млрд рублей

↑ Росатом Госкорпорация «Росатом» ядерные технологии атомная энергетика АЭС ядерная медицина (неопр.). Официальный канал Росатома в Youtube. Представители Росатома обсудили перспективы российской ядерной медицины на Форуме будущих технологий. Госкорпорация «Росатом» сочетает в своей работе коммерческую деятельность, обеспечивая развитие атомной энергетики и предприятий ядерного топливного цикла, и выполнение функций, возложенных на неё государством — обеспечение национальной безопасности. Научный дивизион Госкорпорации "Росатом". 29 Марта 2024 Департамент коммуникаций Концерна «Росэнергоатом» Электроэнергетический дивизион Росатома принял активное участие в форуме «АТОМЭКСПО-2024».

«Росатом» займется рыболовецкими судами и туристическими катамаранами

В 1933 году в Ленинграде была проведена I Всесоюзная конференция по ядерной физике. Она дала мощный толчок дальнейшим исследованиям. В 1935 году Игорь Васильевич Курчатов с группой сотрудников открыли явление ядерной изометрии. Двумя годами позже в Радиевом институте на первом в Европе циклотроне был получен первый пучок ускоренных протонов. В годы войны Государственный комитет обороны признал необходимым возобновить прерванные работы в области физики атомного ядра. В нём АН СССР было предписано «возобновить работы по исследованию осуществимости использования атомной энергии путем расщепления ядра урана и представить к 1 апреля 1943 года доклад о возможности создания урановой бомбы или уранового топлива». Был создан Специальный комитет для руководства всеми работами в области добычи урана и разработки атомной бомбы. Курчатова научным руководителем работ по урану. В эти годы в СССР осуществлялся анализ разведданных, изучались вопросы физики деления урана, разделения изотопов, радиохимии и металлургии урана.

В частности, в 1944 году Курчатов на циклотроне М-1 впервые выделил «индикаторные количества» плутония для изучения его химических свойств, а в составе Народного комиссариата внутренних дел НКВД СССР было создано 9 управление добыча и переработка урановых руд. Но шла Великая Отечественная война , это требовало высочайшего напряжения сил всей страны, и внимание к урановой проблеме было недостаточным. Все изменило испытание атомной бомбы в США июль 1945 г. Высшее руководство страны принимает решительные меры по организации работ общегосударственного масштаба по атомной проблеме. Общее административное руководство переходит от В. Молотова к Лаврентию Павловичу Берия для непосредственного руководства организациями и предприятиями по исследованию внутриатомной энергии урана и производству атомных бомб. Фактически он стал первым руководителем отрасли. Благодаря огромным усилиям ученых работы продвигались быстрыми темпами.

В 1946 году впервые на континенте Евразия в реакторе Ф-1 под руководством Курчатова была осуществлена самоподдерживающаяся цепная реакция деления урана. Эти работы позволили двумя годами позже запустить первый промышленный реактор «А» по производству плутония мощностью 100 МВт. Таким образом, самые насыщенные героическим трудом больших научных и производственных коллективов четыре года 1945—1949 гг. Министром назначили Вячеслава Александровича Малышева. Он стал и председателем Государственной комиссии по проведению испытания первой отечественной термоядерной бомбы РДС-6с , проведенного в 1953 году на Семипалатинском полигоне. Успешная разработка и испытания ядерного оружия дало толчок развитию мирной атомной энергетики. В 1954 году состоялся пуск первой в мире атомной электростанции, построенной под руководством Курчатова в подмосковном Обнинске. Станция была оснащена уран-графитовым канальным реактором с водяным теплоносителем АМ «Атом мирный» мощностью 5 МВт.

Идеи конструкции активной зоны станции была предложена И. Курчатовым, главным конструктором стал академик Николай Антонович Доллежаль. В июне 1955 года И. Курчатов и Анатолий Петрович Александров возглавили разработку программы развития ядерной энергетики в СССР, предусматривающую широкое использование атомной энергии для энергетических, транспортных и других народнохозяйственных целей. В 1955 году был запущен в эксплуатацию первый в мире реактор на быстрых нейтронах БР-1 с нулевой мощностью, а через год — БР-2 тепловой мощностью 100 КВт. В эти же годы были основаны важнейшие объекты отрасли: Институт теоретической и экспериментальной физики в Москве , Объединенный институт ядерных исследований в Дубне , Физико-энергетический институт в Обнинске и ВНИИ неорганических материалов в Москве. Под научным руководством Курчатовского института была построена первая атомная подводная лодка 1957 г. В 1959 году был сдан в эксплуатацию первый в мире ледокол с ядерной энергетической установкой «Ленин».

Продолжалось масштабное строительство мощных АЭС для нужд народного хозяйства. В 1964 г. В 1973 году запущен первый в мире энергетический реактор на быстрых нейтронах БН-350 г. Шевченко, ныне — г. Актау, Казахстан. Министерство обладало гигантским кадровым, научным, производственным, оборонным и строительным потенциалом. В 70-80 гг. Минсредмаш построил 10 закрытых и десятки открытых городов на территории бывшего СССР.

Научно-исследовательские, проектные организации и промышленные предприятия Минсредмаша разрабатывали и производили ядерные боеприпасы, судовые реакторы для подводных и надводных кораблей, возводили атомные электростанции в СССР и за рубежом. При Ефиме Павловиче Славском , стоявшем у руля отрасли с 1957 по 1986 годы, было построены крупные АЭС, значительное развитие получили работы по управляемому термоядерному синтезу. В 1967 году в Институте физики высоких энергий был запущен крупнейший на тот момент ускоритель протонов на энергию 70 ГэВ У-70. Его создание вывело нашу страну в лидеры исследований в области физики высоких энергий. Эти работы подготовили почву для следующего шага — разработки Международного экспериментального термоядерного реактора ИТЭР , в создании которого сегодня активно участвует Россия. В апреле 1986 года на Чернобыльской АЭС произошла авария. Поэтому основная доля ответственности легла на министерство. Чернобыльская авария существенно затормозила развитие ядерной энергетики.

В 90-е годы прошлого века атомная отрасль — и в России, и во всем мире — пережила период глубокой стагнации. В конце января 1992 года российская часть бывшего Министерства атомной энергии и промышленности СССР преемника Минсредмаша была преобразована в Министерство Российской Федерации по атомной энергии. Министром был назначен Виктор Никитович Михайлов. Затем пришлось возрождать нарушенные производственно-экономические связи, создавать замещающие производства, вживаться в новые условия внутренней и внешней экономической деятельности. Работа отрасли была сосредоточена на основных приоритетных направлениях, было оптимизировано распределение финансовых ресурсов по выполняемым задачам. В результате отрасль сумела устоять, сохранить накопленный потенциал и человеческие ресурсы. Его руководителем был назначен Александр Юрьевич Румянцев. Перед агентством были поставлены новые масштабные задачи.

Согласно ей, до 2020 года в стране должны быть введены в эксплуатацию 26 атомных энергоблоков. В декабре 2007 года в соответствии с Указом Президента РФ была образована Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом» сокращенное название — Госкорпорация «Росатом». Генеральным директором был назначен С. Госкорпорация обеспечивает проведение государственной политики и единство управления в использовании атомной энергии, стабильное функционирование атомного энергопромышленного и ядерного оружейного комплексов, ядерную и радиационную безопасность. На неё возложены также задачи по выполнению международных обязательств России в области мирного использования атомной энергии и режима нераспространения ядерных материалов. Создание Госкорпорации «Росатом» призвано способствовать выполнению федеральной целевой программы развития атомной отрасли, создать новые условия для развития ядерной энергетики, усилить имеющиеся у России конкурентные преимущества на мировом рынке ядерных технологий. В ноябре 2011 года Правление Росатом одобрило стратегию Росатома до 2030 года. Согласно обновленной стратегии взят новый курс.

На это направлены основные ресурсы отрасли»" Руководитель Блока стратегии и инвестиций Росатома Игорь Караваев. Человек драматичной судьбы, выходец из когорты создателей обычных вооружений, народный комиссар вооружений, разжалованный и арестованный за семнадцать дней до начала Великой Отечественной войны , а вскоре освобожденный из мест заключения и назначенный наркомом боеприпасов. Трудился он, как говорится, не покладая рук, и уже в 1942 году за исключительные заслуги перед государством в деле обеспечения фронта новыми видами артиллерийского и стрелкового оружия был удостоен звания Героя Социалистического Труда. Самые насыщенные героическим трудом больших научных и производственных коллективов четыре года 1945—1949 гг. За большой личный вклад в организацию работ по производству плутония и создание первой отечественной атомной бомбы Борису Львовичу Ванникову в октябре 1949 года второй раз было присвоено звание Героя Социалистического Труда, он первым стал дважды Героем Социалистического труда. После смерти И. Сталина с марта по июнь 1953 года проводилась реорганизация Первого Главного управления. Борис Львович был назначен первым заместителем министра и продолжал руководить совершенствованием ядерного и созданием термоядерного оружия.

В январе 1954 года он стал трижды Героем Социалистического Труда за участие в разработке термоядерной бомбы. Работал в министерстве до марта 1958 года и в возрасте 61 года вышел на пенсию. Скончался в 1962 году и похоронен в Москве у Кремлевской стены. В июне 1953 года министром среднего машиностроения был назначен Вячеслав Александрович Малышев. Все военные годы он возглавлял наркомат танковой промышленности. Его неустанный титанический труд на этом посту по достоинству оценен присвоением ему звания Героя Социалистического Труда. В течение войны В. Малышев был на приемах у И.

Сталина 107 раз. Будучи министром среднего машиностроения, Вячеслав Александрович приложил немало сил к расширению направлений деятельности крупнейшей наукоемкой отрасли: оружейные дела дополнялись развитием атомной энергетики и созданием подводного и надводного атомных флотов. Малышев был председателем Государственной комиссии по проведению испытания первой отечественной термоядерной бомбы РДС-6с , проведенного 12 августа 1953 года на Семипалатинском полигоне. Сразу после испытания Вячеслав Александрович вместе с другими руководителями в том числе и с Андреем Дмитриевичем Сахаровым побывал в эпицентре взрыва, где, даже спустя год, мощность дозы радиации превышала 400 рентген в час. Эта «прогулка» как отметил А. Сахаров в своих воспоминаниях не могла не повлиять на здоровье её участников.

Ускоритель плазмы [ править править код ] В апреле 2024 года пресс-служба госкорпорации сообщила, что учёные «Росатома» создали ускоритель плазмы, который должен стать основой для разработки плазменного ракетного двигателя для межпланетных миссий: Создание плазменного ракетного двигателя мощностью в несколько сотен киловатт в будущем позволит обеспечить нашей стране достижение технологического лидерства в этой сфере и выйти на новый уровень покорения космоса, осуществлять межпланетные перелеты, а также регулярный обмен грузами между Землей и Луной [56]. Ядерная безопасность Информация в этом разделе устарела. Вы можете помочь проекту, обновив её и убрав после этого данный шаблон. Другим направлением деятельности предприятий дивизиона является решение проблем, связанных в основном с советским ядерным наследием — обращение с радиоактивными отходами РАО и отработавшим ядерным топливом ОЯТ , а также вывод из эксплуатации объектов атомной оборонной и энергетической промышленности. Переработка и хранение ОЯТ и РАО осуществляется на базе Горно-химического комбината , Федерального центра ядерной и радиационной безопасности , Радиевого института имени Хлопина и частично — « Атомфлота ». В 2008 году госкорпорации были подчинены специализированные российские компании по обращению с радиоактивными отходами, позднее объединённые в рамках федерального предприятия ФГУП «РосРАО», переименованного в апреле 2020 года во ФГУП « Федеральный экологический оператор ». Производство электромобилей В ноябре 2022 года глава компании Алексей Лихачев заявил, что Росатом участвует в создании электромобиля «Атом» российского производства. В планы компании входит заняться источниками энергии, а на данный момент сотрудники компании занимаются крупноузловой сборкой. Согласно публичному годовому отчёту за 2013 год, выручка компании по МСФО составила 529,2 млрд рублей, что на 11,7 процентов превосходит показатель 2012 года 473,8 млрд рублей. По данным финансового директора госкорпорации Николая Соломона, в 2014 году ожидается рост прибыли ещё 10 процентов — до 165,7 млрд рублей [59]. Рост выручки обеспечивает и рост налоговых отчислений в бюджет, согласно отчёту компании, в период с 2011 по 2013 год налоговая нагрузка на предприятия госкорпорации возросла с 64,4 до 110,7 млрд рублей [58]. Официальным аудитором госкорпорации «Росатом» является ООО « Нексиа Пачоли », входящая в десятку ведущих аудиторских компаний России [61] [62].

По имеющимся данным, в рамках соглашения с российским правительством технологию выпуска литийионных аккумуляторов совместно с «Росатомом» создаёт консорциум «Инэнерджи». Эксперты утверждают, что технологию стоит создавать параллельно с освоением рынка, иначе к моменту готовности решения окупить затраты на разработку будет значительно труднее. Начало серийного производства запланировано на конец 2024 года. Ежегодно будут сходить с конвейера 75 000 электромобилей всех модификаций, ориентированных на рынки СНГ и Китая. Уже подписан контракт на разработку силовой установки с китайскими разработчиками, что должно ускорить и удешевить процесс. Согласно тендерной документации, модельный ряд «Атома» будет состоять из четырёх моделей: одноместная Delivery для городской доставки, двухместная Duo для развлекательных поездок, четырёхместная Taxi для служб такси и семейная пятиместная Family. Пробег любой версии после полной зарядки должен быть не меньше 500 км. Все модели будут переднеприводными и оснащаться системой рекуперации электроэнергии. Из запланированных ежегодно 75 000 электромобилей больше всего должно выпускаться модели Family 49 100 , на втором месте Delivery 15 000 , затем Taxi 6600 и Duo 4300. Помимо российского рынка, электромобили планируется поставлять в страны СНГ и Китай. Представитель «Росатома» сообщил, что «с учётом имеющихся у нас компетенций, а также того, что электромобилю "Атом" требуется не только батарея, но и силовой агрегат российской разработки, структуры "Росатома" готовы провести НИОКР в части тягового электродвигателя для более качественной интеграции будущих компонентов электромобиля». Исполнитель должен был представить техзадание на систему управления батареей и поддержание её рабочих температур, а также план интеграции систем. До конца мая поставщик должен провести мощностные испытания и тестирование энергоэффективности системы при разных температурах. Поставка запланирована на франко-завод в Китае, конечный получатель — АО «Кама». В «Рэнере» отказались комментировать поставки на завод в Китае. Сайт Школы транспорта Юго-восточного университета Нанкина сообщает о подписанном соглашении о стратегическом сотрудничестве с «европейской автомобильной компанией» «Кама Атом» при участии как российских сотрудников АО «Кама», так и китайской ATOM Automotive Engineering and Technology. Подписан контракта на первую фазу проекта, в частности, создание ПО, разработка батареи и двигателя, а также интеграционное тестирование. К 15 мая 2023 года поставщик должен разработать техзадание на двигатель и схему его высоковольтной архитектуры и предоставить проект испытательного стенда. К 30 мая должен быть готов план интеграции мотора и схема CAN-шины, а к 30 июля требуется представить спецификацию функций тягового электродвигателя и анализ видов и последствий отказов конструкций DFMEA трансмиссии. Оплата по контракту будет осуществляться в юанях. В Китае активно развивается целый ряд программ по развитию исследовательских центров, в том числе для зарубежных компаний. Интеграция структур «Росатома» в разработку силовой установки говорит о их желании стать комплексным поставщиком батареи, системы поддержания температуры и двигателя. В Китае накоплен большой опыт разработки батарей и других систем для разных моделей и марок электромобилей, что может ускорить разработку и выпуск электромобилей. Источник изображения: Delta Computers Как сообщает пресс-служба, «концерн закупил первую партию отечественных персональных компьютеров «Бобёр» на базе процессора «Байкал» и проводит подготовку к внедрению их в инфраструктуру генерирующей компании». Директор департамента управления IТ-проектами и интеграцией Росэнергоатома уже назвал переход на процессоры отечественного производства очень важным шагом, помогающим обеспечить «должный уровень» технологической независимости в стратегически важных сферах вроде атомной промышленности. По имеющимся данным, «Бобёр» представляет собой компактный компьютер в малом форм-факторе SFF. Компьютер разработан отечественным производителем Delta Computers специально для использования российских процессоров «Байкал-М» BE-M1000. Дополнительный уровень независимости от зарубежных технических решений обеспечивает операционная система Astra Linux Special Edition «Новороссийск».

Еще два таких же промышленных энергокомплекса хотим построить в Сибири. По словам Лихачева, "Росатом" видит большой потенциал для развития малой атомной генерации как в плавучем, так и в наземном исполнении. Опытно-демонстрационный энергетический комплекс ОДЭК , сооружаемый в Северске в рамках отраслевого проекта "Прорыв", будет состоять из энергоблока с реактором БРЕСТ-ОД-300 мощностью 300 МВт и замыкающего ядерный топливный цикл пристанционного завода, который включает в себя модуль переработки облученного смешанного нитридного уран-плутониевого ядерного топлива реактора БРЕСТ и модуль по производству такого ядерного топлива. ОДЭК впервые в мире должен продемонстрировать устойчивую работу полного комплекса объектов, обеспечивающих замыкание топливного цикла. Пристанционный вариант организации топливного цикла позволяет отработать технологии так называемого "короткого топливного цикла" в минимальные сроки в пределах одной площадки. Опыт проектирования, строительства, пуска и эксплуатации ОДЭК позволят перейти к строительству промышленного энергокомплекса ПЭК в составе реакторной установки на быстрых нейтронах БР-1200 мощностью 1200 МВт также со свинцовым теплоносителем.

Последние новости о госкорпорации «Росатом»

В рамках импортозамещения разработан российский СПГ стендер для отгрузки сжиженного природного газа. Уже изготовлен первый ключевой узел стендера. Ядерное топливо 14. Изготовлена стотысячная тепловыделяющая сборка с ядерным топливом для реакторов ВВЭР-440. Установки ВВЭР-440 надежно эксплуатируются с 1970 года. В настоящее время в мире 22 действующих энергоблока ВВЭР-440, в том числе пять в России и 17 за рубежом. Это ядерное топливо, устойчивое к нештатным ситуациям на АЭС. Впервые изготовлено и поставлено модернизированное ядерное топливо нового поколения для научно-исследовательского реакторного комплекса ПИК — крупнейшего в мире источника нейтронов, расположенного в Петербургском институте ядерной физики имени Б. Константинова входит в НИЦ «Курчатовский институт». Росатом намерен обосновать эффективность и безопасность эксплуатации МОКС-топлива в реакторных установках типа ВВЭР, составляющих основу атомной энергетики в России и широко эксплуатирующихся за рубежом на АЭС российского дизайна. Накопители энергии 22.

Начались работы по монтажу главного технологического корпуса первой в России гигафабрики по производству накопителей энергии в городе Немане Калининградской области. С Мосгортрансом подписан первый в России контракт на поставку тяговых аккумуляторных батарей для электротранспорта, предусматривающий инвестиционные обязательства по созданию производства данной продукции. Мосгортранс купит более 155 тысяч тяговых аккумуляторных батарей производства Росатома. В поселке Красная Пахра в Новой Москве началось строительство кластера предприятий по производству электромобилей и автокомпонентов. Завершен конкурсный отбор специалистов, которые сформируют костяк экспертов-технологов первой в России гигафабрики по производству аккумуляторных батарей в Неманском районе. Аддитивные технологии 26. Машина создана совместно специалистами Росатома и Санкт-Петербургского морского технического университета. Она позволяет внедрять технологии 3D-печати в тяжелом машиностроении. Представлена обновленная модель 3D-принтера RusMelt 310. Машина работает по технологии селективного лазерного сплавления Selective Laser Melting, SLM , которая позволяет получать изделия из металлопорошковых композиций.

В Ижевске на базе Удмуртского государственного университета открыт первый в России Центр аддитивных технологий общего доступа. Ведется работа по созданию национальной сети таких центров, расположенных в регионах РФ. Объем поставок углеродного волокна для российской авиации, в частности для изготовления композитного крыла среднемагистрального самолета МС-21, увеличился вдвое по сравнению с 2022 годом. Металлургия 30. С правительством Удмуртской республики подписано соглашение о совместной реализации инвестиционного проекта по созданию крупнотоннажного производства постоянных редкоземельных магнитов на территории города Глазов. Освоено производство стронция — щелочноземельного металла, который ранее в основном импортировался в Россию. Стронций нужен в металлургии для производства морозостойкой стали, его применяют в качестве легирующей добавки для улучшения механических свойств сплавов алюминия и меди, увеличения эксплуатационных характеристик изделий из них. Освоена технология изготовления порошковой инжекционной проволоки с наполнителем из ферротитана марки ФТи70. Продукт востребован в металлургической промышленности для внепечной обработки стали, улучшения механических и коррозионных свойств сплавов.

Известно, что прежний владелец Ener1 занимался развитием аккумуляторных технологий в США, но не слишком преуспел в финансовом отношении. Запуск калининградского завода планируется осенью 2025 года, выпускаемые тяговые аккумуляторы планируется использовать, например, в электромобилях «Атом». Подконтрольная Enertech структура уже зарегистрировала в 2021 году в России ряд патентов. Известно, что сейчас Enertech занимается разработкой литий-никель-марганец-кобальт-оксидных аккумуляторов NMC , оптимальных для электромобилей. Эксперты подчёркивают, что решение «Росатома» о покупке можно только приветствовать, поскольку тяговые аккумуляторы нужны уже сегодня, а на создание собственных технологий уйдёт не один год, в лучшем случае — три-четыре. Сообщается, что ещё в 2021 году Enertech объявила о начале производства тяговых АКБ в соответствии с перспективной технологией NMC811, на разработку которой ушло не менее пяти лет, даже с учётом того, что исходные наработки у компании уже имелись. По имеющимся данным, в рамках соглашения с российским правительством технологию выпуска литийионных аккумуляторов совместно с «Росатомом» создаёт консорциум «Инэнерджи». Эксперты утверждают, что технологию стоит создавать параллельно с освоением рынка, иначе к моменту готовности решения окупить затраты на разработку будет значительно труднее. Начало серийного производства запланировано на конец 2024 года. Ежегодно будут сходить с конвейера 75 000 электромобилей всех модификаций, ориентированных на рынки СНГ и Китая. Уже подписан контракт на разработку силовой установки с китайскими разработчиками, что должно ускорить и удешевить процесс. Согласно тендерной документации, модельный ряд «Атома» будет состоять из четырёх моделей: одноместная Delivery для городской доставки, двухместная Duo для развлекательных поездок, четырёхместная Taxi для служб такси и семейная пятиместная Family. Пробег любой версии после полной зарядки должен быть не меньше 500 км. Все модели будут переднеприводными и оснащаться системой рекуперации электроэнергии. Из запланированных ежегодно 75 000 электромобилей больше всего должно выпускаться модели Family 49 100 , на втором месте Delivery 15 000 , затем Taxi 6600 и Duo 4300. Помимо российского рынка, электромобили планируется поставлять в страны СНГ и Китай. Представитель «Росатома» сообщил, что «с учётом имеющихся у нас компетенций, а также того, что электромобилю "Атом" требуется не только батарея, но и силовой агрегат российской разработки, структуры "Росатома" готовы провести НИОКР в части тягового электродвигателя для более качественной интеграции будущих компонентов электромобиля». Исполнитель должен был представить техзадание на систему управления батареей и поддержание её рабочих температур, а также план интеграции систем. До конца мая поставщик должен провести мощностные испытания и тестирование энергоэффективности системы при разных температурах. Поставка запланирована на франко-завод в Китае, конечный получатель — АО «Кама». В «Рэнере» отказались комментировать поставки на завод в Китае. Сайт Школы транспорта Юго-восточного университета Нанкина сообщает о подписанном соглашении о стратегическом сотрудничестве с «европейской автомобильной компанией» «Кама Атом» при участии как российских сотрудников АО «Кама», так и китайской ATOM Automotive Engineering and Technology. Подписан контракта на первую фазу проекта, в частности, создание ПО, разработка батареи и двигателя, а также интеграционное тестирование. К 15 мая 2023 года поставщик должен разработать техзадание на двигатель и схему его высоковольтной архитектуры и предоставить проект испытательного стенда. К 30 мая должен быть готов план интеграции мотора и схема CAN-шины, а к 30 июля требуется представить спецификацию функций тягового электродвигателя и анализ видов и последствий отказов конструкций DFMEA трансмиссии. Оплата по контракту будет осуществляться в юанях. В Китае активно развивается целый ряд программ по развитию исследовательских центров, в том числе для зарубежных компаний. Интеграция структур «Росатома» в разработку силовой установки говорит о их желании стать комплексным поставщиком батареи, системы поддержания температуры и двигателя.

При этом, согласно постановлению, переход значимых объектов КИИ на преимущественное применение доверенных ПАК должен быть завершен до 1 января 2025 г, а госкорпорация «Росатом» назначена ответственной за организацию такого перехода в области атомной энергии. Данная работа ведется с 2019 г. Наработанная экспертиза позволяет нам не только успешно пройти этот путь внутри «Росатома», но и делиться опытом с другими отраслями. К концу текущего года мы обеспечим технологический суверенитет на уровне ПО на всех значимых объектах КИИ. Уверен, что начатый путь позволит нам прийти к тому, что к 2030 г.

Одна из цитат такая: «В любом деле важно определить приоритеты. Иначе второстепенное отнимет все силы и не даст дойти до главного». Экология явно попала в разряд второстепенного. Памятник Курчатову в центре Озерска. RU Я спросил физика-ядерщика Андрея Ожаровского, чего в курчатовском посыле больше: необходимости или, грубо говоря, пофигизма? Вообще обостренная потребность в развитии атомного проекта СССР возникла после испытаний американцами ядерных бомб в Хиросиме и Нагасаки. От команды Курчатова требовалось за три года в чистом поле построить невероятно сложный комплекс: сам реактор, радиохимический завод, металлургический завод, где получали металлический плутоний. Ах да, и плюс саму бомбу. Андрей Ожаровский отвечает: — Создание плутониевого производства было обусловлено международной обстановкой, а ее мы не обсуждаем. Чисто технически дизайн реактора, как и дизайн ядерного взрывного устройства, был получен разведкой СССР, то есть является близнецом американского. Если сравнивать с аналогом в Хэнфорде, то там тоже есть загрязнение, огромное загрязнение вокруг реакторов-наработчиков плутония. Отходы там тоже сбрасывались в открытые водоемы: у нас река Теча, у них река Колумбия. А жидкие радиоактивные отходы выливались на землю в так называемые французские колодцы. В то время отношение к радиации было крайне легкомысленное, и с точки зрения загрязнения Хэнфорд и «Маяк» — это такие двоюродные братья. Вон там, за оранжевым стеклом, жуткая радиация. RU Андрей Ожаровский добавляет, что до появления атомной бомбы радиоактивность вообще была положительным словом: изотопы радия добавляли в зубную пасту и кремы для лица. С тех пор случилось много всего, что заставило атомную индустрию радикально пересматривать подходы. Был опыт самого «Маяка», было загрязнение моря возле Селлафилда английский аналог «Маяка» , был случай на американском Три-Майл-Айленде, где едва не бахнул реактор, а потом — Чернобыль и Фукусима, где взрывы таки произошли. И это не считая тысяч инцидентов поменьше или тщательно скрытых. На той же «Аннушке» в первые 15 лет работы случалось порядка 100 вынужденных остановок в месяц, связанных с нарушением герметичности, режимом охлаждения, зависанием урановых блочков... Комбинат в ранние годы. Кругом — обманчивая тишь да гладь Источник: Libozersk. Но мое первое впечатление как раз обратное: скорее, город-курорт, предпочитающий и не вспоминать о наличии тут секретного производства очень напомнило Златоуст с его Машзаводом, сотрудники которого никогда не упоминали предприятие всуе. RU Как в приморских городах, геометрию Озерска задает вода, и половина улиц выходит на берега. Здесь много домов пятидесятых годов, часто в приличном состоянии. Есть и старые дощатые коттеджи тех самых лет один из них — курчатовский и современные, даже шикарные особняки. Город небедный, и средняя зарплата на «Маяке», как мне сказали, — что-то в районе 80 тысяч. Конечно, интенсивное развитие города в 1970-х привело к появлению безликих панелек, и архитектурно Озерск напоминает промышленные районы Челябинска, где сталинские, хрущевские и брежневские времена расходятся вековыми кольцами. RU Владимир, который вырос в Озерске, но сейчас живет в Челябинске, рассказывает: — У меня и в детстве, и потом было абсолютное впечатление, что я живу в лучшем городе на Земле: вот именно так. Конечно, сейчас ощущение поутихло, я посмотрел разные города, но Озерск всё равно остается в памяти как источник абсолютного счастья. Такая красота кругом, лето... Искупался утром, днем, вечером вообще с пляжа не вылезаешь, и всё под рукой, в любую точку доедешь за считаные минуты. Там было разрушенное училище, которое в народе называли дом Павлова ветеранам жутко не нравилось , и мы обожали по нему лазить. Очень любили Козий остров, и Молодежный пляж, и парк, где раньше стояло колесо обозрения.

«Росатом» установил рекорд в атомном машиностроении

«Росатом» готовится к лидерству в мировой гонке, которая в 2030-х годах развернется за рынки сбыта электроэнергии. Главная Новости ГенерацияВыручка «Росатома» в 2023 году без учёта гособоронзаказа превысила ₽2,6 трлн. Топливный дивизион Росатома является крупнейшим в мире производителем обогащенного урана, а также лидером глобального рынка стабильных изотопов. Росатом представил Виктории Абрамченко результаты работ на БЦБК и Усольехимпроме. РИА Новости: в «Росатоме» считают неразумной покупку «Морского старта» из-за долгов и необходимости инвестиций.

Энергетика

  • Самозанятые зареченцы получили оборудование для развития социального бизнеса
  • «Росатом» установил рекорд в атомном машиностроении ::Первый Севастопольский
  • О Русатом Оверсиз
  • Комментарии
  • DigitalRosatom
  • Росатом — новости сегодня и за 2024 год на РЕН ТВ

«Росатом» вложил в электромобиль «Атом» более 6 млрд рублей

Работаем на стыке науки и IT с использованием высоких технологий. Решаем глобальные задачи международного и национального масштаба.

Москва, ул. Полковая, дом 3 строение 1, помещение I, этаж 2, комната 21.

В соответствии с поручением мы должны обеспечить это к 2045 году, но я бы ставил задачу выйти на эти параметры в 2041-2042 годах.

Задача действительно очень емкая, связанная с масштабным строительством», — отметил глава Росатома. Алексей Лихачев подчеркнул, что задача отрасли — не только нарастить установленную мощность и выработку атомной генерации, но создать новую технологическую платформу на фундаменте накопленных знаний и научных исследований Росатома. В части атомной энергетики речь идет не об отдельных инновационных решениях по различным реакторам или компонентам топлива, а о том, чтобы задать новый технологический стандарт для всей мировой индустрии. Первая — принципиально новый уровень технологий ядерного топливного цикла с точки зрения эффективности использования природного урана и обращения с облученным топливом.

Вторая цель — обеспечить атомную энергетику новым качеством безопасности. Третья цель - создание заделов для устойчивого развития «зеленой» энергетики на многие десятилетия вперед.

Совещание началось с традиционных слов премьера о важности ведомства, с главой которого он сегодня встречается. Это космическая отрасль, медицина, причем самая современная», — сказал премьер. Мишустин среди прочих задач «Росатома» перечислил: нефтехим, нефтегаз, авиастроение, ракеты, композиты, металлургию, при этом кратко, но резонно упомянув, что госкорпорация — крупнейший производитель электроэнергии в России.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий