Медленная эвакуация и оставшиеся в городе женщины, большое количество детей, стариков и больных впоследствии создало тяжелое положение в осажденном Ленинграде.
Блокада - глазами детей
Блокада - глазами детей — «Восход», новости | Полное снятие фашистской блокады для Ленинграда — это как второе рождение, возрождение к жизни после страшных испытаний. |
Чтобы помнили: блокада глазами ребенка | Из детей, оставшихся в блокадном Ленинграде, от голода, обстрелов или болезней погиб примерно каждый седьмой ребенок. |
Блокада Ленинграда глазами детей росгвардейцев – Новости Росгвардии | 80 лет со дня снятия блокады Ленинграда и 81 лет со дня прорыва блокадного кольца вокруг непокорённого города. |
ЕЖЕДНЕВНО С РДШ БЛОКАДА | Именно, им – детям блокадного Ленинграда, посвящен фильм «Блокада Ленинграда глазами детей», который посмотрели ребята 3 А класса. |
Блокадный Ленинград глазами детей
Библиотекарь рассказала детям о том, что блокада Ленинграда – один из тяжелейших периодов, который когда-либо пришлось пережить городу. По словам ведущего сотрудника Музея обороны и блокады Ленинграда Ирины Муравьевой, было очень сложно выбрать лучших. Переживал блокаду с мамой и младшей сестрой, восьмилетней Ирой. И хотя полностью блокада была снята лишь через год, 27 января 1944 года, в тот день Ленинград снова соединили с Большой землей, а сотни тысяч людей получили надежду на выживание. Главная 78 — летие Великой Победы Блокада Ленинграда глазами детей. Блокада Ленинграда глазами детей – 50 просмотров, продолжительность: 08:56 мин. Смотреть бесплатно видеоальбом Анастасии Чайковской в социальной сети Мой Мир.
Дети и блокада
О том, что происходило в городе в это время с его жителями, улицами, историей — показано на выставке рисунков наших ребят. Глядя на творчество современных мальчишек и девчонок, понимаем, что до сих пор во всех нас живёт память о тех трагических событиях.
Герои фильма — простые ленинградцы. Во время блокады им было 7-14 лет. Нам трудно даже представить, через что прошли эти дети!
Огарёва был создан центр дополнительного образования детей «Дом научной коллаборации им.... Основной целью проекта является обеспечение каждого учебного заведения собственным сайтом, который будет отвечать всем современным требованиям к технологическому и информационному оснащению.
В Петербурге открылась выставка о блокадном Ленинграде глазами современных детей В Петербурге открылась выставка о блокадном Ленинграде глазами современных детей 4 марта 2024, 15:38 To view this video please enable JavaScript, and consider upgrading to a web browser that supports HTML5 video Фото и видео: телеканал «Санкт-Петербург» Город в военное время глазами современных детей. Выставку рисунков открыли в организации «Жители блокадного Ленинграда».
В работах отобразилась суровая обстановка осажденного города. Когда сомкнулось блокадное кольцо, в Ленинграде оставалось 400 тысяч детей.
Блокада Ленинграда - глазами современных школьников
Затем они написали небольшие тексты, и кто-то сам, кто-то с помощью других ребят их озвучили. Среди посетителей выставки в Чудове — Людмила Степанова. Ужасы блокадного Ленинграда ей не пришлось испытать. Она родилась в лагере для угнанных в Германию советских граждан, но детские рисунки сегодня и ей напомнили о том тяжелом времени. Мама рассказывала. Объявляли, что закончилась война, и я пошла. Несколько раз хотели расстрелять маму, потому что я все время плакала. В лагере все ночью спали, а я все время орала. Хотела кушать, — говорит малолетний узник, жительница Чудово Людмила Степанова.
Мне стыдно писать это, здоровой 16-летней девушке».
Она провела ладонью по лицу. Оно опять опухло. А папа весь сгорбленный, он выглядит совершенным стариком, на работу ходит с палочкой, а ему ведь 46! Мама совсем больна, сердце… Транспорта нет, и ей приходится каждый день ходить пешком на работу в капеллу, а это так далеко. Зачем из-за школы я бросила завод, зачем? Она прислушалась… Мертвая тишина. Мертвый город. Ни звона трамвая, ни сигнала автомобиля, ни гудка паровоза, ни звука человеческого голоса. Дома тоже тишина, радио молчит.
Лидия с надеждой посмотрела на него: «Сказали бы хоть что-нибудь ободряющее». И вдруг словно исполняя ее желание, радио ожило, голос диктора громко проговорил: «Послушайте статью: «Зверские издевательства фашистских палачей над…». Слова резали ее сердце, как нож: «Господи! Нет, пусть уж лучше тишина! Ночью ее разбудили гулкие раскаты. Разрывы снарядов где-то совсем близко. Лидия машинально отсчитывает секунды. Взрывы следовали один за другим секунд через 20. Она лежала и думала: «Боже, где-то рядом умирают люди.
Когда-нибудь придет и наша очередь. Как не хочется умирать! Убежать бы куда-нибудь в лес, в поле, к природе. Сейчас, именно сейчас слышать шум деревьев, обнимать их стволы и протягивать руки к теплому солнцу — какое это счастье! Неужели никогда, никогда не будет? Неужели все занятия были? Более того, если какой-нибудь учитель не приходил, пытались найти замену. Мешали учиться обстрелы, и, конечно, голод и холод. Потом мы помогали городу, чем могли.
Лишь к пятому уроку дети и учителя поднялись в классы. Немного осталось учеников. Кто работал, кто ослаб от голода. Не было и подруги Ирины — сидела дома. Их семья жила только на пайку, и девушка уже с трудом ходила. Другая ее подруга — Маргарита — оптимистка, не унывала ни при каких условиях. Опять воздушная тревога. Свист, удар, еще удар, и еще. Три бомбы… Пол закачался под ногами.
От страха Лида и Маргарита прижались друг к другу. Как оказалось, бомбы разрушили несколько домов совсем близко от школы. Девушки выбежали на улицу. Мимо несли раненых. Развалины были уже оцеплены. Через пять минут — новый сигнал тревоги. И так каждый день: обстрел начинался в 12-13 часов, а кончался в 17-18. Теперь воду надо было набирать самим. Сначала ее брали из люка с помощью консервной банки, прикрепленной к шесту.
Но потом все замерзло. Воду брали из Обводного канала. Она была желтая и мутная. Иногда растапливали лед и снег. Но его с каждым днем все труднее было найти. Канализация не работала, и люди выбрасывали нечистоты прямо на улицу. В ее руках — кастрюлька, наполненная снегом. Подняться ребенок не мог. С мольбой смотрела она на худую, шатающуюся от слабости женщину, что спускалась вниз.
Глаза их встретились. Лидия поняла: «Надо помочь во что бы то ни стало». Она забрала у девочки кастрюльку, но та все равно не могла идти. Тогда Лида взяла ребенка на руки. Боже, какое невесомое тельце — казалось, под одеждой нет ничего. Но как тяжело даже с такой ношей подниматься наверх. Позже Лидия узнала: в этой квартире умерли все, в том числе и эта девочка. Весной стало легче? Один раз в нашем магазине каждый дом был прикреплен к определенному магазину выдали крупу по 400 г на человека и масло.
Потом снова начались перебои. В самом конце зимы нас всех, кто мог двигаться, мобилизовали на уборку города. Надо было очистить его от нечистот, пока все это было в замерзшем состоянии, иначе по весне могли начаться эпидемии.
Готовили страницы учителя истории Е. Пятаева , географии З. Корытова , биологии И. Кайряк, Ю.
Васильева совместно с ребятами старшего звена. По мнению учащихся и педагогов, устный журнал был очень интересным, он позволил открыть неизвестные факты блокады.
Опять все плакали, и я снова ничего не поняла. Кроме одного, что ни мамы, ни папы у меня больше нет, и я осталась совсем одна... И папу и маму похоронили где-то на Волковском кладбище. Так, в шесть лет я осталась круглой сиротой, совсем больная и голодная.
Тетя отдала меня в детский дом — я уже умирала, а там хоть как-то кормили. Я помню, меня привели в большую, светлую комнату. Посреди комнаты лежал большой ковер, а вокруг него сидели дети. На ковре было очень много игрушек, и дети с ними играли. Дети были все очень тихие, никто не задирался, все молча играли в свои игрушки, каждый сам с собой. Я села и тоже стала играть...
Игрушки в блокадном Ленинграде спасали детям жизнь — и маленьким, и тем, кто постарше. Когда дети играли, они забывали о войне. Дети даже брали игрушки с собой на работу, чтобы те не погибли во время бомбежки. У одного мальчика над станком висела клетка с чижиком. Как только начиналась бомбежка, он хватал клетку, быстро относил ее в бомбоубежище, а сам бежал на крышу — тушить пожары... В детском доме я пробыла совсем недолго: мне было так плохо, что буквально на следующий день я попала в больницу.
Очнулась я уже в больнице — одна, в темноте, не понимая, где я. Было темно, страшно, над дверью тускло горела синяя лампочка. Я начала плакать. Пришла нянечка, стала меня утешать, говорила, что я здесь не одна, что я болею, что обо мне знают и не оставят меня, что в этой комнате еще много кроватей, и на них тоже лежат дети. С тех пор я боюсь темноты... В эвакуации - После больницы меня взяла к себе тетя.
Потом отправили уже с другим детским домом в эвакуацию. Из Ленинграда нас вывезли осенью 1942 года по «Дороге жизни». Сначала везли на машине, потом на барже по Ладоге. Над головами носились немецкие самолеты, но мы к ним уже привыкли и не обращали внимания: разбомбят, так разбомбят... Я о самолетах не думала, я боялась одного - потерять галоши и свой чемоданчик с вещами. Потом нас долго везли на поезде, и немцы обстреливали и бомбили вагоны.
Во время бомбежек поезд останавливался, мы выбегали и прятались в лесу. Во время обстрелов заползали под полки. Так мы доехали до Новосибирска, а потом нас отвезли в Алтайский край, в село Баево. Здесь войны уже не было. Мы жили в длинном деревянном доме. Кормили нас супом и кашей из тыквы и кукурузы, но есть все равно хотелось всегда.
Я научилась плавать в реке Кулунде и ловко ныряла на дно за ракушками. Найти такую ракушку для нас было большой радостью и гордостью. Еще одной радостью было пение: сколько мы знали и умели петь хором русских народных песен! В детском доме я прожила три года.
Блокада Ленинграда глазами детей росгвардейцев
История блокады Ленинграда глазами ребенка. Шестилетняя девочка чудом пережила страшную блокаду БЛОКАДА Ленинграда длилась 872 дня — с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944-го. Дети блокады – это особая категория жителей этого города, которых обстоятельства лишили детства, заставили повзрослеть намного раньше и бороться за выживание на уровне взрослых и умудренных опытом людей. Более 70 детей посетили «Урок мужества», который провёл ветеран вооружённых сил полковник Виталий Мазур в школе №9 станицы Бородинской. Мероприятие было посвящено теме «Блокада Ленинграда».
«Мама кормила нас землей с места сгоревшего склада». Они пережили блокаду Ленинграда детьми
Вниманию ребят был представлен видеоролик «Блокада Ленинграда глазами детей». К мероприятию была оформлена книжная выставка-обсуждение «В кольце блокады». Учащиеся познакомились с основными понятиями, связанными с трагедией Холокоста, с многочисленными жертвами фашизма, жестоком истреблении еврейского народа и просмотрели видеоролик «Холокост».
Буду валяться на полу, а если она и тут откажет... Тогда мне уж не будет с чего волочить ноги. Я очерствел, я... Кем я стал! Разве я похож на того, каким был 3 месяца назад?.. Кем я стал? Таня Вассоевич, 13 лет: «Как, оказывается, все просто» Осталась в кольце блокады с мамой и старшим братом, 15-летним Володей. Отец, когда началась война, был в геологической экспедиции.
И брат, и мама Тани умерли от истощения. Похороны девочка организовала сама. В своем дневнике она нарисовала план Лютеранского кладбища, где их похоронила. Страницы с картой склеены, а информация о датах смерти и похорон записана шифром. Таня с братом и родителями. По радио выступал т. Молотов с речью. Мама плакала. Я улыбалась. Похоронили 29 января.
Похоронили 24 февраля. Толя плакал, это растрогало меня больше всего. Вова и мама похоронены в настоящих гробах, которые я покупала на Среднем проспекте у 2-ой линии за хлеб. Яркое солнце. Я иду в детскую больницу на 3-й линии. Взять свидетельство о смерти. Я в Вовиной шубе. Люди спрашивают, где заказали такие хорошие. Первый раз в жизни я на кладбище. Как, оказывается, все просто.
Я так его любила и люблю. Это ужасно. Умер родной брат Вова и двоюродный Сережа. Больше никого нет. Прежде радостной записи о Победе в дневнике Тани появилась карта кладбища с могилами брата и мамы. А ждала ли я его? Да, я повторяла за всеми: «Скорей бы кончилась война! Конечно, я хотела, чтобы она кончилась, но было что-то другое. Может, я немного боялась этого дня; я считала, что встретить его я должна как-то серьезно, что к этому времени должно что-нибудь произойти. Я танцевала и пела, но мне, пожалуй, больше хотелось сказать людям что-нибудь такое, чтобы они стали бы сразу смелыми, честными, добросовестными и трудолюбивыми.
История Тани Савичевой Дневник Тани Савичевой — символ блокады и, по легенде, один из обвинительных документов на Нюрнбергском процессе — написан синим карандашом в телефонной книжке. В дневнике девять записей. Шесть из них — даты смерти членов Таниной семьи. Постепенно слово «умер» исчезает: остаются одни имена и даты подробности В финском «котле у Порлампи»: Дневник бойца Свистунова Книга счетоводная. Под нею приписано «Дневник». Две отцовские тетради петербурженка Елена Пожарская хранит всю свою жизнь. В них — как отец, Валерий Павлович Свистунов, отступал с войсками из-под Выборга, как оказался в блокадном Ленинграде и как гнал немцев до самого Берлина.
Это все такое олицетворение победы, которое важно».
Лизе Савичевой сейчас 12. На два года меньше, чем было тогда Тане. Она озвучила аудиогид, рассказав историю своей родственницы. Нижний Новгород с Русским музеем связывает многое. Именно сюда сначала были эвакуированы из Ленинграда шедевры мировой живописи, среди которых, например, «Последний день Помпеи». Алла Манилова: «Никто не знал, куда. Нельзя говорить, информация могла попасть врагу. Все было упаковано, состав отправляется, машинист вскрывает конверт, там написано одно слово: Горький».
Глеб Никитин: «Я сам из Ленинграда. Бабушка, дедушка пережили блокаду. Здесь достаточно одну минуту побыть, чтобы перенестись в это состояние, когда мурашки по коже». Большая часть представленных работ создавалась прямо во время блокады. Вот зарисовки детей в детском доме. Художник Алексей Пахомов не покидал город, везде и всюду носил с собой карандаш и бумагу.
Когда сомкнулось блокадное кольцо, в Ленинграде оставалось 400 тысяч детей. Они были вынуждены с 12-14 лет работать на производствах — становились сборщиками и станочниками, а пионеры носили воду семьям красноармейцев, разносили почту по домам, выступали в госпиталях. Даже те, кому было 5-6 лет, они уже были старше своего возраста и понимали все, что делается. Они работали очень много: на крышах все время дежурили мальчишки, сандружинницы ходили и искали детей, которые остались без попечения родителей», — рассказала председатель правления Санкт-Петербургской общественной организации «Жители блокадного Ленинграда» Елена Тихомирова.
Выставка рисунков"Блокада Ленинграда глазами детей"
Сегодня, накануне очередной годовщины снятия Блокады Ленинграда, мы благодарны мужественным защитникам города, всем воинам, которым мы обязаны своей Победой, имя которой ― ПОДВИГ. И хотя полностью блокада была снята лишь через год, 27 января 1944 года, в тот день Ленинград снова соединили с Большой землей, а сотни тысяч людей получили надежду на выживание. С 1 февраля 2024 года в отделе «Детство» открылась выставка рисунков «Блокада глазами детей», посвященная 80-летию полного снятия блокады Ленинграда.
«Мама кормила нас землей с места сгоревшего склада». Они пережили блокаду Ленинграда детьми
Они пережили блокаду Ленинграда детьми. С 27 января по 26 февраля проходил VIII Смотр-конкурс творческих работ учащихся образовательных учреждений «Блокадный Ленинград глазами современных детей», посвященный 77-летию полного освобождения Ленинграда от фашисткой блокады. Детям показали короткометражный фильм «Блокада Ленинграда глаза детей», в котором можно было увидеть своими глазами хроники тех событий.
Блокада глазами ребенка
Установить точное число погибших в годы блокады сегодня не представляется возможным, поскольку официальные данные учитывают только тех, кто был зарегистрирован и имел постоянную ленинградскую прописку. Но даже примерные цифры и простая логика дают нам ужасающую картину. По разным данным, всего в период с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года, когда блокада была полностью снята, в Ленинграде погибло от 600 тысяч до 1,5 миллиона человек. Как утверждает в своем исследовании архивных статистических данных кандидат исторических наук, старший преподаватель СПбГУ Людмила Газиева, на момент начала войны в Ленинграде проживало 848 067 детей от младенческого возраста до 16 с половиной лет. Общее число детей, подлежащих спасению за время блокады, составило, по оценкам Газиевой, 903 230 человек. От 127 568 до 159 095 — столько ребят погибло при одной только эвакуации, пишет историк. Сложно представить, сколько еще маленьких, хрупких жизней унесли бомбежки, голод и мороз. Учитывая то, что дети составляли примерно пятую часть населения взятого в кольцо города, число погибших может доходить до 200 тысяч и даже превышать его… Судить о том, какие мытарства выпали на долю ленинградских малышей и подростков в то страшное, голодное время, мы можем по рассказам выживших, которых с каждым годом становится все меньше, по книгам и, конечно, дневникам. Так мало их сохранилось — этих мятых страничек, исписанных нетвердой детской рукой! Каждая — на вес золота.
И в каждой своя великая, неизбывная, совсем не детская боль. Процитировать все блокадные записи мы, разумеется, не сможем, но постараемся вспомнить хотя бы некоторые из тех, что дошли до наших дней. Таня Савичева, 11 лет Фото: ТАСС Дневник ленинградской школьницы Тани Савичевой — это, пожалуй, самая известная детская летопись войны, которая уместилась всего на девяти страницах. Когда фашистская Германия напала на Советский Союз, Тане было 11 лет. Она родилась в селе Дворищи под Гдовом, но, как и ее братья и сестры, выросла в Ленинграде. Семья Тани была многодетной: она была пятым и самым младшим ребенком в семье. Отец семейства, Николай Родионович Савичев, был состоятельным человеком: в Ленинграде ему принадлежали пекарня, булочная-кондитерская и даже кинотеатр. Однако в 1935 году Савичева как нэпмана лишили всего имущества и выселили за 101-й километр. Спустя год Николай Родионович умер от рака.
Его семье, несмотря на потерю кормильца, удалось вернуться в Ленинград. Утром девочка вручила ей подарок, а уже вскоре по радио объявили о начале войны. Савичевы стали активно помогать Красной армии, и даже маленькая Таня не оставалась в стороне — собирала бутылки для зажигательных смесей. Но потом в город пришла блокада, а за ней — голод и смерть. Как-то раз Таня обнаружила дома записную книжку Нины, которую ей подарил Леня. Часть книжки была занята записями о различных задвижках, вентилях, клапанах и прочей арматуре для котлов Нина, как и Женя, работала на Невском машиностроительном заводе имени Ленина , а другая половина с алфавитом для записи телефонных номеров и адресов оставалась свободной. В этой книжке Таня впоследствии и вела свой блокадный дневник. Вскоре там появилась первая запись под буквой «Ж»: «Женя умерла 28 дек в 12. Старшая дочь Савичевых, несмотря на голод и сильное истощение, до последнего дня продолжала трудиться на заводе и сдавать кровь для раненых.
Вскоре после нее с работы не вернулась Нина, но в этот раз Таня не стала ничего записывать в дневнике — она верила, что сестра жива. Нина действительно выжила: ее с другими работниками завода в спешке эвакуировали из города прямо с работы. Но Таня этого уже не узнала. Страшные записи продолжали появляться одна за другой«Б»: Бабушка умерла 25 янв. Дядя Леша 10 мая в 4 ч дня 1942 г. Судя по всему, после смерти мамы Таня потеряла надежду на то, что Нина и ее брат Михаил, пропавший без вести, когда-нибудь вернутся живыми. Последние записи в ее дневнике располагались под буквами «С», «У» и «О». Таня написала: «Савичевы умерли». Через пару лет не осталось и самой Тани.
Измученная дистрофией, цингой и туберкулезом, 1 июля 1944 года девочка тихо умерла в доме инвалидов в Горьковской области, уже будучи в эвакуации. Дневник Тани Савичевой после ее смерти нашла вернувшаяся в Ленинград Нина. Сегодня девять листочков, исписанных карандашом, хранятся в Государственном музее истории Санкт-Петербурга, а их содержимое известно во многих странах и продолжает напоминать нам об ужасах войны. Там ее мать умерла, и опекунство над Леной взяла ее тетя — балерина Ленинградского малого оперного театра Елена Бернацкая, которую впоследствии девочка стала называть матерью. Свой дневник Лена начала вести 22 мая 1941 года.
Разговор на непростые темы - патриотизма, любви к Родине, героизма - оказался для учащихся 7-11 классов исключительно интересен. Ребята эмоционально задавали вопросы, а после занятия активно делились друг с другом впечатлениями.
Несомненно, память и гордость о героях Великой Отечественной Войны навсегда останется в сердцах этих школьников. А будущее — это дети, которых надо воспитывать на героическом прошлом нашего народа.
Они должны жить счастливо, но историю знать и помнить должны», - поделилась Елена Есютина. Присутствовавшая в музее координатор партийного проекта «Историческая память» Елена Косова отметила важность проводимых встреч, особенно в текущей политической ситуации, когда многие пытаются вычеркнуть из истории России очень значимые события. Победители конкурса макетов будут отмечены сувенирами от местного отделения партии «Единая Россия».
Дианова» Национальный исследовательский Мордовский государственный университет имени Н. Огарёва В 2019 году в Мордовском государственном университете им.
Троицкие школьники приняли участие в конкурсе «Блокадный Ленинград глазами детей»
Ребята увидели документальный фильм «Блокада Ленинграда глазами детей». 18 января 1944 года была прорвана блокада Ленинграда – Самые лучшие и интересные новости по теме: Блокада, война, дети на развлекательном портале 24 января 2024 года в ОГКОУ «Кохомская коррекционная школа» советник директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями Машкова Н.А. провела для обучающихся 5-8 классов кинолекторий «Блокада Ленинграда глазами детей».