Новости академия наук 1725

Поэтому еще до официального открытия академии наук император стал активно разрабатывать элементы будущей инфраструктуры. Именно он посоветовал императору создать Академию наук и, будучи назначенным тайным советником по науке, написал первый устав академии. Петербургская Академия наук с самого своего основания создавалась Петром I как государственное учреждение, руководство и финансирование которого осуществлялось через Сенат.

Президентская библиотека - к Дню российской науки

7 (18) декабря 1725 г. последовал императорский указ «О заведении Академии наук и о назначении оной президентом лейб-медика Блюментроста», который возглавлял Академию с 1725 по 1733 гг. Диссертация по теме Протоколы заседаний Конференции Императорской Академии наук с 1725 по 1803 года. Книги о науке давно утратили скучную монотонность и навязчивую дидактичность, они представляют разные жанры: научный триллер, арт-детектив, биографии не только людей, но и уравнений. Академия наук Екатерина 1. Открытие в Петербурге в 1725 г. Академии наук. Академия была открыта в конце 1725 года, уже после смерти Петра, и начала работать на основе утвержденного им Положения.

Дополнительная информация

  • РАН — 300 лет: история и современность российской науки | Ямал-Медиа
  • РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК - 275 ЛЕТ
  • 293-й памятный день в истории отечественной науки | Тихоокеанская Россия
  • 290 лет со дня открытия Российской академии наук (1725)
  • Как в России появилась Академия наук
  • Библиотека академии наук отмечает 305-летие со дня основания | Телеканал Санкт-Петербург

Петербургская академия наук и Северо-Восток.1725-1917 гг

Однако, когда Камчатская экспедиция Витуса Беринга отправилась в путь, ей поручили возвести станции и за Уралом. С этой целью в командировку отправили естествоиспытателя Иоганна Гмелина и астронома Жозефа-Николя Делиля. Изначально наблюдения на данных станциях не были непрерывными, но, по крайней мере, они считаются одними из наиболее длительных, что дало сложить представление в XVIII веке о климате страны, которая была совсем не исследованной. В инструкции, по которой велись наблюдения, четко отмечались интервалы, метеорологические элементы и явления, подлежащие измерению и фиксации. Естествоиспытатель был инициатором организации Маннгеймского метеорологического общества. Именно оно на добровольной основе создало на территории Европы сеть из 39 метеорологических станций, среди них были три российские — в Санкт-Петербурге, Москве и Пышминском заводе, находившемся в 40 километрах от Екатеринбурга. Эти станции были оборудованы единообразными и проградуированными приборами. Данная сеть работала 12 лет. Ломоносов выдвинул новые суждения по поводу роли морей и океанов в формировании климата различных территорий стран.

Изучение верхних слоев атмосферы для объяснения ее физического состояния у земной поверхности — его идея. Ученый сформулировал первую теорию электрических явлений в атмосфере, объяснив полярное сияние и молнию. Физик разработал и создал ряд измерительных приборов: анемометр, морской воздушный барометр, который был устойчив во время толчков и качки судна, и прототип вертолета для поднятия в верхние слои атмосферы метеорологических приборов.

Куника, П. Пекарского, М. В 1930-х гг.

В 1945 г. В 1950 г Комиссия по истории Академии наук опубликовала «Материалы к истории Академии наук» — летопись основных дат и событий в развитии учреждения в 1917—1947 гг. В 1958 г. Кольцов, Ю. Копелевич, М. Радовский, Е.

В предисловии к изданию сказано: «Рукописи, сохранившиеся в архиве академии, заключают в себе много любопытных данных не только для истории Академии наук, но и вообще для истории образованности и распространения знаний в России, а также для характеристики быта и общественных нравов». О многом могут рассказать эти рукописи. Например, когда историограф из Германии Герхард Миллер, швейцарец-математик Леонард Эйлер, астроном-француз Жозеф Делиль и другие приехали по приглашению царского двора в Петербург, в России наука только зарождалась. Но Академия наук уже была организована стараниями Петра I, хорошо понимавшего роль науки и образования в модернизации страны. Императрица Екатерина I, вступившая на престол после кончины царя Петра I 28 января 8 февраля 1725 года , взяла создаваемую Академию под своё покровительство. Она выделила дополнительные помещения и нередко лично присутствовала на заседаниях «мудрецов». А в 1735 году в университете, организованном при академии, в числе 12-ти других новобранцев начал своё обучение Михаил Ломоносов, ставший первым отечественным академиком в области естествознания. Целую эпоху в истории Академии и российской науки в целом составила научная, просветительская и организаторская деятельность великого учёного-энциклопедиста Михаила Васильевича Ломоносова. Он обогатил человечество фундаментальными открытиями в области химии, физики, астрономии, геологии, географии; внёс большой вклад в разработку истории, языкознания и поэтики; организовал в 1748 году первую химическую лабораторию; активно участвовал в 1755 году в основании Московского университета, ныне по праву носящего его имя. На портале Президентской библиотеки М.

Ломоносову посвящена обширная коллекция электронных копий документов, в которой представлены исследования, очерки и архивные материалы, посвящённые жизни и деятельности учёного, его труды по грамматике русского языка, истории и металлургии, отдельные письма. Ряд произведений крупного русского научного деятеля раскрывает его литературный талант. Символично, что день Российской науки совпадает и с днём рождения другого выдающегося русского учёного — Дмитрия Ивановича Менделеева.

Вообще-то учреждена она была указом Петра I еще в январе 1724 года.

Однако датой открытия академии считается все же 1 августа 1725-го, когда состоялось первое заседание академиков. Именно с этого дня ведут отсчет многие российские науки.

Рождение академической науки в России

Почти сразу же начались эксперименты: например, уже в 1728 году Георг Бильфингер показывал свой усовершенствованный термометр и все высказались за дополнительную экспериментальную проверку изобретения , а в 1727 году генерал-фельдцехмейстер Гинтер «провел на загородном пустыре опыты по наблюдению вертикального полета пушечных ядер для изучения скорости распространения света и звука в воздухе», где присутствовали иностранные гости и академики. Одновременно начались экспедиции — как научные например, для сбора новых ботанических коллекций , так и чисто практические — сразу же начались поездки в разные регионы России для картографии и определении координат городов нашей страны. Разумеется, Академия занималась и издательской деятельностью. Помимо отдельных книг и календарей на текущий год, уже в 1728 году Академия начала обсуждать свой научный журнал. В апреле состоялось интересное обсуждение названия: Acta Academiae некоторые сочли неблагозвучным, Acta Societalis — не соответствующим целям Петра — и остановились на Commentarii Academiae. А из вариантов «Петербургские» или «Российские» выбрали первый.

Но самое необычное дело у Академии было в 1727—1729 годах, когда государством правил Петр II. Академикам поручили составление… учебников для одного ученика — самого Петра, которому в момент вступления на престол было всего 11 лет! Но что сказать — это дело государственной важности. К сожалению, Петр Второй умер в январе 1730 года от оспы. А Анне Иоанновне учебники были уже не нужны.

Тем не менее и новая императрица поддержала Академию.

Новое слово сказал он в геологии и географии, уделял много внимания совершенствованию горного дела, металлургии, конструированию навигационных и других приборов. Ломоносов явился преобразователем русского литературного языка и русского стихосложения. Он был автором первой грамматики русского языка, первого курса риторики на русском языке, исследований по стилистике, истории русского государства. Большое внимание Ломоносов уделял подготовке молодой научной смены, развитию образования и просвещения в стране. При его активном участии в 1755 г. Михаил Васильевич Ломоносов 1711-1765 , русский учёный-естествоиспытатель, энциклопедист и художник, поэт и филолог, физик, химик, астроном. В знаменитой Второй камчатской экспедиции Витуса Беринга в 1733-1743 гг. Красильников и С.

В начале XIX в. Возраставшие потребности в специалистах для промышленности, в области образования и культуры привели к основанию ряда университетов - в Казани, Петербурге, Тарту, Харькове. Наряду с академической в России стала развиваться университетская наука. Изменился и характер деятельности Академии наук, она перестала выполнять учебные и некоторые другие функции. Прекратил свою деятельность академический университет. Вопросы искусства перешли в ведение основанной в России академии художеств. Академия целиком сосредоточила свое внимание на научно-исследовательской работе. Улучшилась материальная база научных исследований в Академии наук. В 20-х годах XIX в.

Академия наук получила в свое распоряжение богатейшую коллекцию Кунсткамеры, библиотеку, составленную из частных собраний, в том числе из книг, принадлежавших Петру I. В здании Кунсткамеры размещались анатомический театр, Пулковская астрономическая обсерватория, в которой велись исследования по звездной астрономии, выпускались звездные каталоги и находился уникальный глобус диаметром более 3 м. В этот период преимущественное развитие получили математические и естественные науки, что было обусловлено развитием производства, изучением и освоением природных богатств страны, потребностями мореплавания, метеорологии, картографии. Лобачевским была создана неевклидова геометрия. Работы П. Чебышева и представителей созданной им петербургской математической школы внесли много нового в теорию чисел, теорию вероятностей, теорию дифференциальных уравнений, теорию случайных процессов. Петров открыл электрическую дугу. Широкую известность получили работы Э. Ленца по электромагнетизму.

Выдающимся достижениям отечественной и мировой науки явилось изобретение радио А. Поповым в 1895 г. Выдающимся вкладом в мировую науку явилось создание Д. Менделеевым периодической системы химических элементов, ставшей основой химии. Конец XIX в. Вернадского - одного из основоположников геохимии, создателя учения о биосфере и ноосфере. Наступил 1917 год - год великих потрясений. Большинство ученых не приняли Октябрьскую революцию.

Егер » Медь, 57,33 гр. Диаметр 62 мм. Смирнов нет, Diakov 171. На основании колонны — вензель Петра I, ниже — надпись С. В центре три подростка подают ангелу цветы. Справа на земле лежат глобус, горшок с цветами, книга. Справа над обрезом инициалы I.

Это именно при Корфе из Москвы из Славяно-греко-латинской академии были присланы ученики для продолжения обучения в Академии, а трое из них отправлены для получения образования в Германию. Среди них был и Михаил Васильевич Ломоносов. Стоит только пожалеть о том, что уже в 1740 г. Корф, не без интриг Бирона, получил новое назначение, а Академия осталась без разбирающегося в науках президента. В 1740 г. Корф был талантливым дипломатом, настойчиво добивавшимся решения поставленных перед ним задач и отстаивавшим интересы России. Осложнение русско-шведских отношений и слишком активная позиция русского посланника привели к отзыву Корфа и возвращению его в Данию. Именно с этим периодом его деятельности и связано появление «Писем шведского патриота другу в Голландию». Считается, что именно И. Корф представил правительству России проект создания союза северных государств Европы в противовес объединению католических государств на европейском юге. Эту идею, получившую название «Северного аккорда», отстаивал потом Н. До конца жизни И. Корф прожил в Дании, где и скончался в 1766 г. Именем реально существовавшего лондонского издателя Ж. Нурса в те годы часто пользовались голландские типографы для нелегального выпуска заказных, политических изданий. К этому времени отношения России и Швеции крайне осложнились. В Швеции шла внутренняя борьба двух партий: сторонников сближения с Францией и сторонников налаживания отношений с Россией. Еще в 1746 г. В Швеции ему инкриминировались вмешательство во внутренние дела, разжигание неприязни между различными группами шведского общества, например, заигрывание с крестьянскими и купеческими депутатами в шведском парламенте, а также действия, направленные против влиятельного шведского сенатора графа К. Не будем комментировать эти обвинения, а заметим только, что в действительности влияние русского посланника в Стокгольме в эти годы было очень значительным и играло важную роль в сохранении стабильности на Севере Европы. Швеция, связанная тесными контактами с Францией и Турцией, могла при определенном стечении обстоятельств вновь начать прямое военно-политическое давление на Россию, особенно учитывая географическую близость к Швеции новой столицы Российской империи. Голландец Иван Абраблев Опубликованный в Гааге памфлет «Письмо шведского патриота другу в Голландию» состоял из подлинных документов русской Коллегии иностранных дел, двух писем шведского короля Фридриха к Елизавете Петровне и ее ответов, меморандумов и нот шведского посланника в России де Барка, меморандума А. Бестужева-Рюмина, переданного от имени России шведскому посланнику, ноты шведского короля от 30 декабря 1748 г. Бестужевым-Рюминым и С. Воронцовым, а также один документ русского посла в Швеции барона И. Всей публикации была предпослана вводная часть, написанная, очевидно, Руссе де Мисси, в которой от имени «шведского патриота» была дана доброжелательная оценка русской политики в Швеции. Елизавета Петровна называлась в этой политической публикации не иначе как «великая повелительница», «истинная благодетельница» и «истинная освободительница». О шведском же короле говорилось, что тот «вверил свои чувства недобросовестным советчикам, которые нашли способ злоупотребить ими». Вскоре появилось и «Второе письмо шведского патриота другу в Голландию», также снабженное абсолютно достоверными дипломатическими документами: оригинальными письмами императрицы, ответами шведских послов и заявлениями русских дипломатов. Заканчивалась публикация документов «Нотой камергера Панина», как бы ставившей точку в деле: в связи с тем что шведский посол в оскорбительной форме отказался принять подарок императрицы при прощальной аудиенции, русским дипломатам предписывалось впредь не брать аналогичных подарков от шведского короля. По существу, это было знаком крайнего кризиса русско-шведских дипломатических отношений.

Российская академия наук отмечает свое 300-летие!

Надо сказать, что уже в «Проекте» положения об Академии Петр Первый и Лаврентий Блюментрост писали: «Понеже академия ничто иное есть, токмо социетет собрание персон, который для произведения наук друг друга вспомогать имеют, того ради весьма надобно, чтоб оне еженедельно несколько часов в собрании были, и тогда каждый мнение свое предлагать, советом и мнением других пользоваться и партикулярно учиненные эксперименты в присутствии всех членов поверять может. И сие последнее весьма надобно, для того, что в таких экспериментах многократно один другаго, яко например анатомикус механика и пр. То есть создатели Академии сразу же требовали научной дискуссии: Петр видел, как это работает в Европе, и хотел такого же для России. А работы были очень, очень разные. Например, 21 и 25 февраля 1727 года делается два совсем разных доклада. Сначала профессор Христиан Мартини представляет доклад о феноменальной памяти знаменитого любекского мальчика-вундеркинда Гейнеке, а затем Христофор Гросс в 1742 году он застрелится, не дожидаясь результатов следствия по делу о участии его в интригах маркиза Шетарди рассуждает в стенах Академии о понятии свободы.

В июле 1727 года в Академии впервые выступает, наверное, самый сильный академик первого созыва — Леонард Эйлер, который приехал в Петербург в мае. А академик по кафедре зоологии и анатомии упорно изучает и делает множество докладов по анатомии слона! Но не только заседаниями занималась Академия. Почти сразу же начались эксперименты: например, уже в 1728 году Георг Бильфингер показывал свой усовершенствованный термометр и все высказались за дополнительную экспериментальную проверку изобретения , а в 1727 году генерал-фельдцехмейстер Гинтер «провел на загородном пустыре опыты по наблюдению вертикального полета пушечных ядер для изучения скорости распространения света и звука в воздухе», где присутствовали иностранные гости и академики. Одновременно начались экспедиции — как научные например, для сбора новых ботанических коллекций , так и чисто практические — сразу же начались поездки в разные регионы России для картографии и определении координат городов нашей страны.

Разумеется, Академия занималась и издательской деятельностью.

Татищев сохранил любопытный разговор свой об этом с Петром незадолго до его смерти, в 1724 г. Вероятно, Петру не раз приходилось с этим сталкиваться. Татищев пишет: В 1724 году, как я отправлялся во Швецию, случилось мне быть у его величества в летнем доме; тогда лейбмедикус Блюментрост, яко президент Академии наук, говорит мне, чтоб в Швеции искать учёных людей и призывать во учреждающуюся академию в профессоры. На что я, рассмеялся, ему сказав: Ты хочешь сделать архимедову машину, очень сильную, да подымать нечего и где поставить места нет. Его величество изволил спросить, что я сказал, и я донёс, что ищет учителей, а учить некого, ибо без нижних школ академия оная с великим расходом будет бесполезна. На сие его величество изволил сказать: Я имею жать скирды великие, токмо мельницы нет, да и построить водяную и воды довольно в близости нет, а есть воды довольно во отдалении, токмо канал делать мне уже не успеть для того, что долгота жизни, нашея ненадёжна; и для того зачал перво мельницу строить, а канал велел токмо зачать, которое наследников моих лучше понудит к построенной мельнице воду привести. Академия была создана уже после смерти Петра - при Екатерине I. Мелкие люди, стоявшие у власти, не могли понять планов Петра.

При самом её зарождении отлетел от неё тот дух, который мог придать ей силу и значение в государственной жизни того времени. Даже люди, наиболее для неё сделавшие, которые яснее могли понимать её значение при самом её зарождении, считали, что надо образовать не Академию, а университет. Так думал Вольф. И все же в первые годы, когда в неё вошли люди, приглашённые Петром или им намеченные, Академия наук явилась в культурной жизни человечества новой и большой силой. Среди разрухи русской государственной жизни в первые десятилетия после Петра высокий уровень работы Академии не удержался. Условия жизни были тяжелы. Лучшие учёные ушли, новые назначения были неудачны. Долгие годы Академия переживала эпоху упадка - она с трудом, как и другие реформы Петра, приспособлялась к новым условиям русской жизни. При начале царствования Елизаветы была даже опасность самого её сохранения.

Но Академия пережила безвременье и пережила тем, что никогда в ней не прекращалась научная работа и научная жизнь, она всегда оставалась самым сильным научным творческим, центром в русской жизни. История Академии наук выходит за пределы моих лекции. Я хочу остановиться здесь только на тех сторонах её деятельности, которые имеют отношение к развитию точного и описательного естествознания, и на научной творческой работе в этих областях знания в нашей стране. Эта работа - помимо общих государственных и общественных условий - тесно связана 1 с теми людьми, которые ведут научную работу данного государства и 2 с теми научными учреждениями, которые дают возможность её вести. Остановимся на этих сторонах деятельности Академия наук вплоть до начала царствования императрицы Елизаветы Петровны , до 1740-х годов. Не будет преувеличением считать, что вся научная жизнь страны и вашего общества в это время сосредоточивалась или так или иначе была связана с императорской Академией наук.

С этой даты жизнь Ломоносова стала связана с Петербургским университетом. Будущий ученый учился в университете успешно, и уже через восемь месяцев он был включен в группу из троих русских студентов, направленных в Германию обучаться горному делу. Предполагалось, что пребывание за границей продлится год-полтора, но поездка затянулась почти на пять лет: с сентября 1736 г. Однако благодаря этому Ломоносов смог приобрести знания по очень широкому кругу наук, что впоследствии способствовало его успешной научной и преподавательской работе. После возвращения в Петербург Ломоносов сначала числился в штате студентом. Затем Академия определила, что «быть ему, Ломоносову, адъюнктом физического класса. А жалования определяется ему сего 1742 года генваря с 1 числа по 360 рублев на год, счисляя в то число квартиру, дрова и свечи. А Ломоносов желал преодолеть это положение, хотел делиться полученными знаниями и развивать экспериментальную базу для практического обучения студентов и проведения опытов. В течение трех лет ведя активную научную и преподавательскую деятельность, выступая перед профессорами Академии с трактатами по химии, физике и другим предметам, Ломоносов завоевал авторитет исследователя и аналитика. И 25 июля 1745 г. У историков нет единого мнения о том, кого из сотрудников Академии того времени можно считать действительными членами Академии наук и художеств. Одни исследователи полагают, что академиками были все: профессора, адъюнкты и даже юристы. Другие убеждены, что академиками являлись только профессора. Если исходить из первой точки зрения, в число академиков попадают Василий Евдокимович Ададуров, который с 1733 г. Согласно второй точке зрения, академиками считаются М. Ломоносов профессор химии и В. Тредиаковский, которому также 25 июля 1745 г. Вместе с М. Ломоносовым и В. Тредиаковским в этот же период звания адьюнкта натуральной истории и ботаники удостоился ботаник, географ и путешественник С. Это был знаменательный прорыв: впервые за всю историю существования Петербургской академии наук в ее состав вошли сразу трое российских ученых. Войдя в состав Академии, Ломоносов стал предпринимать системные усилия для ее реорганизации и изменения действующих правил в распорядке научной работы. В частности, он предложил отменить требование Устава 1747 г. Ученый полагал, что это требование ограничивает свободное развитие науки: «. Ибо часто требует астроном механи-кова и физикова совета, ботаник и анатомик — химикова... Сверх того, разве то противно наук происхождению, чтобы анатомик знал химию и писал свои в ней изобретения? Тем самым Ломоносов, будучи ученым широкого спектра познания, настойчиво выступал за развитие межпредметных связей и взаимного обогащения наук, что для его времени было чрезвычайно прогрессивной позицией. В академической деятельности Ломоносов придавал огромное значение Гимназии и Университету. Он писал: «Петербургский университет — друг, более того, единокровный брат Академии наук, который составляет с нею едину плоть и будет заодно с ней трудиться на пользу Отечества» Ломоносов, 1957, с. Большую заботу и тревогу Ломоносова вызывали положения Регламента 1747 г. По его мнению, при Академии должны состоять «и студенты вольные и посторонние, безжалованные. Таковые студенты числятся по университетам в других государствах не токмо стами, но и тысячами из разных городов и земель. Университет Санктпетербургский был бы доволен и вольными студентами, которые купно с содержащимися на жалованье могли вскоре не токмо Академию удовольствовать, но и по другим командам распространяться» Ломоносов, 1957, с. Настойчивость Ломоносова нашла отражение в расширении сословного состава студентов и выделении Академического университета в самостоятельную единицу внутри Академии наук. Первые учебные занятия, проходящие согласно новому регламенту, в Академическом университете начались 16 мая 1748 г. Располагался Университет совместно с Академической гимназией на подворье Троице-Сергиевой лавры угол 15-й линии Васильевского острова и набережной Большой Невы. Число слушателей Университета было небольшим и постоянно колебалось. Так, в 1752 г. В начале 1750-х годов во главе Университета стоял соратник и товарищ Ломоносова С. В это время занятия стали носить регулярный характер, были введены экзамены. Учебная программа включала в себя древние и новые языки, словесность, математику, физику, химию, историю и географию. Для поощрения студентов были учреждены тридцать стипендий. Университет укрепил взаимные связи и координацию действий с Академической гимназией. Лучшие его выпускники переводились в адъюнкты Академии, получали степень магистра. В этот же период начала функционировать Химическая лаборатория Императорской Академии наук и художеств. С ее открытием Ломоносов стал читать студентам Университета лекции по новой научной дисциплине — курсу «Введение в истинную физическую химию». До наших дней дошли различные варианты планов и программ курса физической химии, разработанные собственноручно Ломоносовым. Целиком поддерживая петровскую «триединую композицию» — Академии наук, Академического университета и Академической гимназии, — Ломоносов полагал, что в этой триаде именно Университет призван играть главенствующую роль в обучении национальных кадров. Многолетняя борьба ученого за достойное развитие Петербургского университета привела к тому, что в январе 1760 г. Благодаря этому решению ученый приобрел возможность реализовать положения созданных им проектов регламентов обоих учебных заведений, и при этом делами Университета и Гимназии он распоряжался самостоятельно. Получив эти права, Ломоносов достиг серьезного усовершенствования всей деятельности академических Гимназии и Университета, их реорганизации, нацеленной на подготовку российских ученых. Он настаивал: вместо того, чтобы заво- зить для преподавания все новых профессоров из европейских стран, целесообразно ежегодно командировать наиболее перспективных студентов Академического университета в зарубежные университетские центры — «для совершенства в науках» Чернова, 2011, с. История преподавания в Санкт-Петербургском университете экономических дисциплин берет начало с момента возобновления деятельности Университета в 1819 г. Тогда в СПбГУ впервые была создана кафедра энциклопедии юридических и политических наук и политической экономии, которую возглавил М. Ба-лугъянский, утвержденный позднее в этом же году ректором Университета. Вместе с ним курсы экономической теории и статистики читали профессора М. Плисов, К. Герман, К. Тем самым преподавание знаний по экономике стало вестись в Университете на системной основе. Однако с полным правом можно утверждать, что отдельные лекции по экономике читались в Университете и в предшествующие годы. И здесь можно вспомнить имена уже названных выше Л. Эйлера и М.

В документах об учреждении Академии наук и художеств Кунсткамера рассматривалась как неотъемлемая часть академии наук, а фонд — как инструмент, способствующий деятельности академиков. А над оною надлежит библиотекарю партикулярную дирекцыю иметь и власть те книги и инструменты, которые Академии надобны, выписать или здесь делать». Согласно историческим данным, за десять лет до официального открытия академии наук уже велись активные переговоры с крупными зарубежными учеными об их приезде в Россию на работу по контракту. В стране практически не было своих ученых, отсутствовало высшее образование, поэтому император начинал с нуля. Поэтому для Российской академии наук приходилось создавать новый научный фундамент. На первых порах в состав академии вошли такие выдающиеся исследователи, как французский астроном и картограф Жозеф-Николя Делиль, швейцарский физик, механик и математик Даниил Бернулли, немецкий историк и филолог Готлиб Зигфрид Байер и великий математик и механик Леонард Эйлер. Но спустя годы академия наук подготовила отечественных ученых, получивших блестящее образование в академических учебных заведениях: академиков С. Котельникова, И. Лепехина, В. Севергина и др. Петр Вяземский Споры о дате Многие историки до сих пор спорят, какой год считать официальной датой создания Российской академии наук. В наши дни мы празднуем день основания академии наук как День российской науки — 8 февраля. Именно 8 февраля 1724 г. Однако сам Петр Первый не успел торжественно открыть академию. Это сделала его вторая жена императрица Екатерина I в декабре 1725 г. Петр Первый создавал академию наук по европейским канонам, но с учетом отечественной специфики. Российская академия наук учреждалась вместе с гимназией и университетом, которые готовили будущих ученых.

Зарождение традиций

Протоколы заседаний Конференции Императорской Академии наук с 1725 по 1803 гг. Весь 1725-ый год формировался штат Академии; 7 декабря был издан основополагающий Манифест, а уже 27 декабря прошло первое торжественное заседание вновь назначенных академиков и профессоров. Официальным днем открытия Императорской Академии наук считается 27 декабря 1725 г., когда Императрица Екатерина I устроила торжественный прием академикам.

MARC-запись (MARC21)

  • Протоколы заседаний Конференции Императорской Академии наук с 1725 по 1803 года
  • РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК - 275 ЛЕТ
  • Император Петр Великий и основание Санкт-Петербургской академии наук (по материалам архива РАН)
  • Читайте также
  • РАН — 300 лет: история и современность российской науки | Ямал-Медиа

Первое заседание Санкт-Петербургской Академии наук

Между 1725 г. Но это было несколько десятилетий спустя после смерти Петра Великого. Жизнь Лейбница , сознательно оставшегося в стороне от университетов, дает яркий пример отношения к ним передовых людей немецких государств. Лейбниц остался до конца неизменным в своей оценке университетов, он искал новых путей. А между тем с ним и с кругом лиц, с ним связанных, как раз столкнулся в Германии Пётр, так как Лейбниц и его круг глубоко интересовались Россией, энергично искали возможности с ней столкнуться. К тому же Лейбниц был близок к немецким придворным кругам, с которыми породнился Пётр, где вращались русские и поступившие на русскую службу государственные деятели того времени. Для Петра университеты были чужды ещё и потому, что они в общем в это время стояли в стороне от того движения, которое вызвало рост точного знания. Изобретатели, видные исследователи математики и естествознания, которые работали в областях, близких к жизни, стояли в это время в целом в стороне от университетов. Любопытно, например, что среди университетских преподавателей в это петровское время трудно было найти химика или механика; в Венском университете посланцы Петра столкнулись с отсутствием достаточного преподавания математики.

Конечно, ещё менее могли удовлетворить Петра высшие школы, ещё более далекие от жизни: академии и коллегии, которые в это время широко процветали в Польше, были совершенно лишены научной мысли. Два аналогичных учреждения были в это время в пределах владений Петра - в Москве и Киеве. Это были создания, полные церковных интересов, дожившие до конца XVII в. В этих учебных заведениях все новое движение мысли почти не отражалось. В Киевской духовной академии естествознание совершенно не преподавалось; математика была поднята лишь в эпоху Петра, который дал возможность Киевской академии развиться. Естествознание проникало здесь через преподавание физики, стоявшей на низком уровне заглохшей схоластики XVII в. Очевидно, ни университеты, ни коллегии не отвечали задачам Петра. Его интересы лежали не в области образования, а в области приложения научных знаний к реальным государственным потребностям - к составлению карт, использованию естественных богатств страны, к приложению химии, механики и математики к технике и жизни, начиная от весёлых фейерверков и зрелищ и кончая постройкой и вождением морских кораблей.

Пётр хотел иметь в стране людей, которые могли бы давать ответы на вопросы, предъявляемые к науке текущей жизнью, хотел научить русских добывать новое знание, быть независимыми от чужеземцев в государственной работе этого рода - в полезных открытиям и изобретениях. В первоначальном плане Академии наук преподавательская деятельность отошла поэтому на второй план; Академия была столь же близка к коллегии петровского времени, как и к высшему учебному заведению. Своеобразие цели, поставленной Петром, было ярко выставлено в самом проекте 1724 г. Цель, какую имела Академия наук, и её несогласие с воззрениями современников ясно сознавались Петром. Татищев сохранил любопытный разговор свой об этом с Петром незадолго до его смерти, в 1724 г. Вероятно, Петру не раз приходилось с этим сталкиваться.

Идея создания в Санкт-Петербурге Российской Академии наук увлекла Петра I еще во время его первых европейских путешествий. Известно, что стремясь больше узнать о европейской науке Петр познакомился с ведущим ученым того времени Готфридом Вильгельмом Лейбницем. На протяжении ряда лет они неоднократно встречались и состояли в переписке.

Лейбницу удалось заинтересовать Петра I своими идеями, касавшимися законодательной реформы, преобразования государственного управления и суда, реформы образования. По просьбе царя философ набросал план изучения наук и проект учреждения Петербургской академии наук. Царь дал высокую оценку предложениям Лейбница.

Сам Петр подчас проводил экскурсии по своему музею. В будущем Кунсткамера войдет в структуру академии. Фрагмент гравюры «Проспект вниз по Неве-реке между Зимним Ее императорского величества домом и Академией наук». Это верно лишь отчасти. Петр, всегда стремившийся к централизации в области управления, задумал создать могущественный департамент, который отвечал бы и за теоретическую, и за прикладную науку, и за искусства, и — в отличие от европейских академий того времени — за просвещение. К тому же император считал, что академию полностью должно поддерживать государство — чтобы ученые работали на благо России. Аналогов такому научному центру в мире не было. Известно, что даже ближайшие советники Петра в душе скептически относились к такой идее: слишком смелой она казалась. Многие считали, что всё ограничится приглашением в Россию нескольких крупных ученых, которые будут демонстрировать «научные чудеса» для развлечения царского двора. Император успел учредить академию, проект утвердили сенаторы.

Также неоценим ее вклад в организации первого государственного музея «Кунсткамера». Это начинание дало старт для развития музейного дела, как целой научной отрасли. В настоящее время в ведении академии наук 55 функционирующих музеев. Российская наука дала миру замечательных ученых, таких как Ломоносов, Павлов, Менделеев и др. Этот ряд всемирно известных имен можно продолжать и продолжать. Российские ученые не только прославили отечественную науку на весь мир. Их открытия сделали Россию первой страной, освоившей космос, запустившей в эксплуатацию первую в мире атомную станцию.

Новости и события Российского исторического общества

Диссертация по теме Протоколы заседаний Конференции Императорской Академии наук с 1725 по 1803 года. Первое заседание Академии наук и художеств в Санкт-Петербурге прошло 27 декабря 1725 года по старому стилю в бывшем дворце опального вице-канцлера П. П. Шафирова. 1 августа 1725 года в Петербурге открылась Российская Академия наук. Вообще-то учреждена она была указом Петра I еще в январе 1724 года.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий