Новости советское воспитание

С 1946 года и до развала СССР выходил один из самых популярных советских журналов для родителей и педагогов "Семья и школа". Фото: Руслан Полянин В советское время воспитание было официально провозглашено одной из целей школы, и педагоги добивались неплохих результатов. Воспоминаниями о коллективном воспитании детей в СССР с «Мослентой» поделился журналист и писатель Александр Цыганов. Но не стоит идеализировать советское воспитание только потому, что ваших родителей растил Союз. Идеализировать советскую систему воспитания не стоит — в ней было немало недочетов и откровенных перегибов.

Воспитание детей в советском плакате

Советское воспитание. Учебники советского периода 80-х годов — это не только понятный и доступный материал, удобное восприятие и простота. Данные исследования “Советский человек”, СССР/РФ, 1989 и 1999 годы / ©Иллюстрация РИА Новости. В СССР существовала жесткая система воспитания молодежи, но она не сработала, заявил кандидат в президенты РФ, действующий глава государства Владимир Путин. В СССР никто из взрослых дома не говорил о половом воспитании со своими детьми.

5 советских методов воспитания, которые всё только портят, а у мам они до сих пор в ходу

Комментируя решение о включении в школьную программу «патриотических» произведений советской литературы, аналитики сходятся во мнении, что в этом будет больше вреда. При всём уважении к советской системе воспитания были моменты, которые меня смущали. Советская власть мудро решила, что воспитание можно смело поручить школе, в которой работают профессиональные педагоги. Советские принципы воспитания сейчас принято ругать: все эти «не можешь — заставим» или «старших надо слушать беспрекословно».

За что и сколько советским родителям приходилось платить

  • Вы точно человек?
  • Как воспитывали детей в СССР
  • Как воспитывали детей в советское время
  • Как в СССР воспитывали и обучали детей - Узнай Россию
  • Минимальные баллы ЦТ в 2020 году повышать не будут
  • Как воспитывали детей в СССР - Дети

Рекомендуем

  • Два мира – два детства. Как воспитание СССР перевернули с ног на голову
  • Газета "Правда". Воспитать в человеке Человека
  • Исследование: Чем отличается современное российское воспитание от советского - Workingmama
  • 1. Ребенка надо воспитывать так, чтобы из него вырос человек
  • Правила комментирования
  • Как менялось воспитание детей за последние 100 лет

Педагогическое воспитание в советском плакате: подборка к 1 сентября

Тем не менее, некоторые дети узнавали, что они кривоногие или лопоухие, именно от мамы или папы. И сейчас кое-то из родителей отмечает недостатки внешности своих малышей, посмеиваясь над ними, думая, что прививает иммунитет ребенку к насмешкам от сверстников. Дескать, дразнить так или иначе будут, пусть привыкает. Но если ежедневно повторять малышу, что он — гадкий утенок, превратиться в лебедя ему не удастся. Мнение других — в приоритете Помните? Абсолютно все оценивалось с точки зрения «людей» и «соседей», включая мечты и планы на отпуск. К сожалению, те, повзрослевшие мальчишки и девчонки, так и не могут позволить себе жить в удовольствие, боясь осуждения, не переставая оглядываться на общественное мнение. Старший всегда прав «Старших надо уважать и слушаться, они лучше знают», «не спорь с учителем» — кто из нас не слышал в детстве этих замечаний. Но возраст не дает привилегий по умолчанию, это не показатель высокой образованности, всем свойственно совершать ошибки. Абсолютное послушание перед взрослым, родившимся раньше, не сулит ничего хорошего.

А вдруг этим воспользуется бесчестный человек, которому ребенок не сможет перечить в силу возраста. Современное воспитание Детство сегодня, в отличие от неустроенных детских лет времен СССР, — внушительная инфраструктура: под мамочек и детей «заточены» бренды, медиа, политика. Кстати, дети всех возрастов неплохо осознают свой статус и привилегии.

Ходить по маминому поручению за хлебом, молоком или квасом в 7-8 лет было для нас чем-то самим собой разумеющимся. Помимо прочего, иногда нам поручали сдавать стеклотару, после чего у многих из нас появлялась мелочь на карманные расходы.

На что можно было ее потратить? Конечно, на газировку из абсолютно негигиеничного автомата или на мороженое. Выбор последнего был невелик: пломбир за 48 копеек, молочное в вафельном стаканчике и фруктовое в бумажном, эскимо, «Лакомка» и брикет на вафлях. Советское мороженое было необыкновенно вкусным! Особую ценность представляла для нас жевательная резинка, которая, как и многое другое, являлась дефицитным продуктом.

До падения «железного занавеса» это была наша советская резинка — клубничная, мятная или кофейная. Импортная жвачка с вкладышами появилась чуть позже. О пище духовной. Советское время принято называть бездуховным, но мы, советские дети, этого не ощущали. Напротив, мы росли на литературе, кинематографе, музыке, одухотворенных талантом авторов и их заботой о нашем нравственном воспитании.

Конечно, речь идет не о конъюнктурных произведениях, которых тоже было немало, а о тех, что создавались с подлинной любовью к детям. Нас воспитывали и глубокие, заставляющие задуматься фильмы для взрослых, ведь на советских детей не распространялись возрастные ограничения. Для нас издавались журналы «Мурзилка», «Веселые картинки», «Пионер», «Юный натуралист» и «Юный техник». Мы любили читать! Нашими умами владели герои повестей В.

Крапивина, В. Катаева, В. Осевой, странные персонажи из стихов Д. Хармса и Ю. Мы слушали потрясающе интересные музыкальные спектакли про Али-Бабу и сорок разбойников, про Алису в Стране чудес, про Пеппи Длинныйчулок, в которых узнавали голоса самых популярных актеров и музыкантов.

Пожалуй, старания всех этих людей и наполняли наше советское детство счастьем.

Иногда предлагаем варианты обмена. Но это помогает не всегда, ну, что поделать, приходится работать с «хотелками». А вообще, дети копируют модели поведения родителей, и если они видят, что взрослые охотно делятся чем-то друг с другом, с детьми, с друзьями, то они и сами учатся это делать. Без принуждения». Впрочем, и сегодняшние принципы воспитания далеко не безупречны. Меня всегда смущала безапелляционность того, что говорит учитель и что написано в учебниках. Безапелляционность оценки знаний, без права ученика заявить своё мнение.

Как и казёнщина. Но, с другой стороны… Помню, в своё время я читал лекции в университете Чикаго и, разумеется, не мог не зайти в школу, не посмотреть, как работают зарубежные коллеги. И вот, заглянув на урок в четвёртом классе, я с удивлением увидел там ребёнка, который лежал на полу и дрыгал ногами. Я выразил некоторое недоумение, на что получил ответ от учителя: «Порядок — это когда ребёнок доволен». Не к этому ли принципу мы пришли сегодня? Любую идею можно довести до абсурда, что зачастую и происходит. В итоге свобода личности превращается в разнузданность, во вседозволенность. А если учесть, что в целом сегодня личность ребёнка формируют не школа и не семья, а интернет, то нечего и удивляться, когда мы наблюдаем среди подростков эгоцентризм и неспособность решать свои проблемы.

Он также отметил, что уважение и любвь к труду в СССР прививали через идеологию. Узнать подробнее Омбудсмен по правам ребенка Карелии Геннадий Сараев уверен: в том виде, в каком трудовое воспитание было в Советском Союзе, уже не вернуть. Сами родители, к сожалению, не воспитывают в ребенке уважение к труду. Если школа начнет привлекать школьников к труду, я вполне допускаю мысль, что семьи запросят оплату за труд», — считает Сараев. Уполномоченный по правам ребенка уверен: то, как на сегодняшний день предлагают воспитывать у школьников уважение и любовь к работе, не будет всерьез воспринято родители и их дети всерьез не воспримут.

Ведь уборкой занимаются клининговые компании, охраной — охранные предприятия, готовкой — подрядные организации. Нельзя не согласиться: пока родители в семье не научат школьника обслуживать себя самого, о работе на пользу общества можно забыть. А как сработает? Ответ на этот вопрос четко сформулировал Геннадий Сараев, который считает, что труд должен быть связан с профориентационными мероприятиями: «Если мы говорим о том, как мы можем детей привлекать к труду, то это должно быть в рамках образовательной программы, когда детей обучают профессии. Тогда через, например, профессию ландшафтного дизайнера, можно приучить ребенка к уборке территории, пропалыванию клумб и так далее.

Или, например, ребенка обучают плотницкому делу. Обучение труду в сельской местности — это если школьника учат промывать детали, изучать комбайн и так далее. То есть каким-то образом встраиваешься в труд, который позволяет освоить профессию», — считает Сараев. Узнать подробнее Обмудсмен отметил: труд может быть не только в стенах школы, но и в автомастерской в качестве помощника мастера, помощника уборщика, дворника, повара и всевозможные другие сферы деятельности, которые могут пригодиться ребенку во взрослой жизни.

Какой непослушный ребенок: как воспитывали детей в Советское время, и почему это портило их психику

Как воспитывали детей в СССР Только некоторые установки советского воспитания так плотно вошли в нашу жизнь, что мы и не задумываемся что-то менять.
Советское воспитание: очевидные плюсы и откровенные минусы Бельгия (комментатор Котэ Махарадзе Советское ТВ) (ЧМ.
Как воспитывали детей в СССР. | Пикабу В школах СССР начальную и допризывную военную подготовку ввели в 1939 году согласно закону "О всеобщей воинской обязанности", принятому Верховным Советом СССР 1 сентября.
Два мира – два детства. Как воспитание СССР перевернули с ног на голову К сожалению, в советской педагогике получила развитие тенденция к сужению (редуцированию) предмета воспитания.

Физические наказания

  • Воспитание в СССР
  • В России предложили вернуть школьную систему из СССР
  • Как в СССР воспитывали и обучали детей - Узнай Россию
  • Как советское воспитание портило психику человека: обратная сторона «счастливого детства»
  • Современное воспитание

Прекрасное ужасное советское воспитание

Синтетики тогда не было, только хлопок. Но зачем? Мама считала, что надо прогладить... Когда я стал жить отдельно, мне утюг по назначению понадобился один раз за 5 лет, когда я на корпоратив решил надеть костюм с галстуком. А из гладильной доски получается отличная подставка под синтезатор.

Обычно эти дети существуют только в воображении родителей, потому что в реальности их никто не видел. Такие сравнения, бесспорно, плохо влияют на самооценку ребенка и заставляют его чувствовать себя ненужным и плохим. Я выросла в тени дочери маминой подруги, которая все делала лучше, чем я. При этом задним числом я понимаю, что мамина подруга свою дочь просто слепо обожала и никогда ничего негативного о ней не говорила.

Проблемы у дочери начались после школы во взрослой жизни, чему моя мама страшно удивлялась, ведь такой идеальный ребенок рос! Потом, много лет спустя, в разговоре с другой подругой моя мама начала восхищаться ее внуком, приговаривая при этом: «Ну какая умница — не то что наш! Мама мне потом сказала, что я ей «открыла глаза». Она сама росла с убеждением, что детей нельзя перехваливать, чтобы «не испортить».

И вдруг уже в старости поняла, что это неправильно. Она формировала негативное отношение к богатству и ставила человека перед выбором: быть хорошим, но бедным или плохим, но состоятельным. Однако в современном мире, где, например, блогер с помощью социальных сетей может за год заработать больше, чем его родители на заводе за всю жизнь, такие установки мешают видеть свои возможности и пользоваться ими. Мне всегда твердили, что большие деньги — большие проблемы и что за честный труд много не платят, зато совесть чиста.

Я панически боюсь больших сумм, каких-то финансовых поощрений на работе, ведь это все «сверхприбыль», то есть не заработанное, не мое. Я ехала домой с этими купюрами в сумке, и они вызывали у меня дикий страх: с такими деньжищами надо что-то делать! В итоге дала их в долг подруге, которой не хватало на новую машину. Она возвращала по частям, и эти деньги просто растворились: ушли на продукты, коммуналку, одежду.

Зато не страшно. Казалось бы, подобные методы воспитания давно ушли в прошлое как архаичные и бесполезные, однако некоторые мамы и папы до сих пор ими пользуются. Часто наблюдаю, как медработники шутками и прибаутками пытаются завоевать детское доверие, а за дверью «яжмать» орет: «Вот не успокоишься — отдам тебя тете-доктору на эксперименты», «Не замолчишь — пойдем укол делать», «Будешь плакать — оставлю в больнице» и тому подобное. Очень досадно.

Впереди «яжмать» с девочкой лет 3. Идет воспитывает на ходу. Я прохожу мимо, а она в этот момент говорит: «Вот сейчас тебя тетя заберет! Причем ребенок даже не оглядывался.

Кое-как потом дитя рассталось со мной. Видимо, так мамаша допекла, что хоть с кем — только от нее. Но сегодня, когда звезды и миллионеры ходят в джинсах и вытянутых футболках, судить по одежде бессмысленно. Да и зачем, ведь внутренний и внешний мир человека могут совершенно не совпадать.

В класс сына перешла девочка. Родители ее — ну очень состоятельные люди, владельцы серьезного строительного бизнеса. Выглядят оба как с обложки: ухоженные, модные, машина в половину школы. И вот наступил тот день, когда мамы и папы ходят в школу мыть-прибирать.

Захожу я в класс и вижу: стоит эта роскошная блондинка и намывает окна. А потом заметила ее мужа с моим — они мебель таскали. Муж такой задумчивый был после этой уборки. Говорит, мужик такой нормальный, не ожидал!

Но многие дети узнали о том, что они лопоухие или кривоногие именно от родителей. Нередко папы и мамы подчеркивают недостатки своих чад, шутят над ними, стараясь привить ребенку иммунитет к этой теме, мол, все равно дразнить будут, пусть привыкает. Но если человеку все время внушать, что он гадкий утенок, то в лебедя он может и не превратиться. Помню всю жизнь.

Екатерина Котова Владимир Путин не считает советскую систему воспитания подрастающего поколения эффективной, поскольку в конечном счете она не помогла предотвратить распад СССР. В среду в Гостином дворе Владимир Путин проводит первое мероприятие в качестве кандидата в президенты РФ - встречу со своими доверенными лицами.

Но на деле нравы были гораздо жестче. И если в школе в основном придерживались предписаний, то в семье ремень нередко использовался, как инструмент наказания. Сергей Еникополов, заведующий отделом клинической психологии научного центра психического здоровья Российской академии медицинских наук, вспоминает: «Хорошо помню, как в третьем-четвертом классе многие мои одноклассники приходили в школу и не могли сесть за парту, у них там все горело».

Все знали о том, что такое происходит, мол, «не битый — серебряный, битый — золотой», но никто даже и не думал сомневаться в правомерности таких действий. А между тем, сейчас телесные наказания в семье запрещены в 48 странах мира, и в некоторых случаях они даже считаются преступлением. Леворукость не пройдет Если оказывалось, что ребенок-левша, в советской школе его переучивали : могли привязать левую руку к стулу, случались и удары указкой и линейкой по пальцам, на «правильную» руку повязывали красную ленту, чтоб ученик не забывал, какой именно рукой следует писать. Лето близится к концу, вспомнили про школу… И как-то перешли к воспоминаниям, что их, левшей, прямо-таки заставляли и в итоге заставили писать правой рукой. Современная же психология считает , что отказ от переучивания и внимательное отношение к леворукому ребенку может снизить риск психических и физических нарушений в будущем.

Отличаться от большинства — неприлично Обязательная школьная форма, запрет на макияж, серьги и необычные прически, жестко регламентированный список литературы , давление на сферу духовной жизни, — все это признаки уравнительного воспитания, не способствовавшего проявлению индивидуальности ребенка и гармоничному развитию его личности. Теперь ситуация изменилась. В 1989 году вступила в силу конвенция о правах ребенка, участниками которой являются многие страны мира. В ней прописано право детей выражать свою индивидуальность так, как это им угодно.

Например, туалетная бумага, спички и батарейки и еда с длительным сроком годности консервы, крупы, соль.

Дженни также с раннего детства слышала рассказы о пустых магазинных полках в СССР, потому ее не сильно напугал дефицит товаров в супермаркетах в связи с коронавирусной паникой. Екатерина Гура.

История начальной военной подготовки в советских и российских школах

Омбудсмен по правам ребенка Карелии Геннадий Сараев уверен: в том виде, в каком трудовое воспитание было в Советском Союзе, уже не вернуть. Детские сады выполняли и иную роль: государство контролировало воспитание всех детей в духе новой советской идеологии, причем с самого раннего возраста. Исследование: Чем отличается современное российское воспитание от советского. Социолог Лидия Окольская сравнила воспитательные модели Советского Союза и Российской. Исследование: Чем отличается современное российское воспитание от советского. Социолог Лидия Окольская сравнила воспитательные модели Советского Союза и Российской.

Воспитай меня строго: выживет ли ребенок с советским воспитанием в современном обществе?

Родителю 5 принципов советского воспитания, от которых нужно отказаться Для многих советское воспитание до сих пор является хорошим примером. Не высказывать своего мнения, не перечить старшим и без устали трудиться — принципы, с которыми воспитывалось целое поколение. Мы расскажем, какие методы не стоит применять к своим детям и почему. Учиться только на пятёрки Одна из главных установок советского воспитания — прилежная учёба исключительно «на отлично». Вы уже догадались, что в современном мире отметки и даже образование перестали быть залогом блестящей карьеры? Обратите внимание на критерии, которые делают человека успешным. Главная роль у родителя. Поэтому поддержите ребёнка и потратьте энергию на то, чтобы раскрыть его таланты и найти дело, которое увлечет надолго и потом будет приносить деньги.

Наказание ремнём Любое физическое насилие по отношению к ребёнку неприемлемо.

Тоже как-то жёстко звучит. А какие ещё советские установки и привычки в воспитании сегодня уже неактуальны? Многие, наверное, вспомнят истории знакомых или лично свою о том, как первое время в садике было сложно, страшно и одиноко. Вообще, это достаточно сильный удар для детской психики, если заранее дитя не подготовить. Но у советских матерей не было времени на раздумья: работа сама себя не сделает, поэтому в декрете не засиживались. Считалось: чем раньше отдашь ребёнка в садик, тем быстрее он научится работать в команде и социализируется. Вот только стричь всех под одну гребёнку скорее минус, чем плюс.

Да и в школе всё равно придётся учиться делать всё то же самое, а, отдав в детсад, ребёнка лишают большего внимания родителей. Может, в послевоенное время или в кризисные 90-е, когда с едой и её разнообразием были проблемы, данное выражение имело место, но тоже сомнительно. Такими словами советские родители заставляли наследника испытывать стыд за то, что тот не хотел с желанием сметать всё до последней крошки.

Нужно привлекать детей любого возраста к занятиям физкультурой и спортом Все школьники привлекались к занятиям спортом. Зимой на уроках физкультуры дети катались на лыжах, осенью и весной — занимались легкой атлетикой. В плохую погоду уроки проходили в спортивном зале: гимнастика, баскетбол, волейбол. В школах работали секции, наиболее талантливые в области спорта отбирались в специализированные классы, у этих учеников тренировки проходили дважды в день. Очень важна ранняя социализация детей Поскольку оплачиваемый декретный отпуск продолжался всего два месяца и матери вынуждены были выходить на работу, детей с грудного возраста отдавали в ясли.

Дошкольники получали первые навыки социализации, учились вместе проводить время, готовились к школе. С ранних лет нужно формировать чувство ответственности Уже в детском садике формировалась ответственность за порученное дело. Так, при подготовке к утренникам нужно было выразительно прочитать стихотворение, вместе спеть песню или станцевать. В школах существовала такая практика: если какой-то ученик мешал учителю, не реагировал на замечания, ответственность за него несло его пионерское звено: ребята объясняли озорнику, что он не должен так себя вести на уроках. Отстающих по предметам их одноклассники брали «на буксир», помогали им выполнять домашние задания. Учитель поручал ответственным школьникам проверить чтение стихотворений наизусть у своего ряда или правильность решения задачи. В ней он приводит слова советской школьной учительницы о том, как она борется с плохим поведением в классе. Я ему делаю замечания — одно, второе, третье — он продолжает свое.

Тогда я прошу класс обратить внимание на поведение Вовы. Теперь я спокойна — на перемене с мальчиком поговорят дежурные пионерского звена. Они ему напомнят, что его недисциплинированность отзовется на оценке поведения всего звена».

В пример герой интервью привел историю, произошедшую с ним на катке. Тогда Цыганов серьезно разбил коленку во время катания, и его донес на руках до дома незнакомый мужчина. Увидел, как я приложился», — пояснил писатель.

Как воспитывали детей в СССР или Что такое хорошо, что такое плохо

А вообще, дети копируют модели поведения родителей, и если они видят, что взрослые охотно делятся чем-то друг с другом, с детьми, с друзьями, то они и сами учатся это делать. Без принуждения». Впрочем, и сегодняшние принципы воспитания далеко не безупречны. Меня всегда смущала безапелляционность того, что говорит учитель и что написано в учебниках. Безапелляционность оценки знаний, без права ученика заявить своё мнение. Как и казёнщина. Но, с другой стороны… Помню, в своё время я читал лекции в университете Чикаго и, разумеется, не мог не зайти в школу, не посмотреть, как работают зарубежные коллеги.

И вот, заглянув на урок в четвёртом классе, я с удивлением увидел там ребёнка, который лежал на полу и дрыгал ногами. Я выразил некоторое недоумение, на что получил ответ от учителя: «Порядок — это когда ребёнок доволен». Не к этому ли принципу мы пришли сегодня? Любую идею можно довести до абсурда, что зачастую и происходит. В итоге свобода личности превращается в разнузданность, во вседозволенность. А если учесть, что в целом сегодня личность ребёнка формируют не школа и не семья, а интернет, то нечего и удивляться, когда мы наблюдаем среди подростков эгоцентризм и неспособность решать свои проблемы.

В основе агрессии подростков, которую мы сегодня так часто видим, лежит фрустрация. Любую неудовлетворённость они на ком-то вымещают, их просто не научили мыслить и поступать иначе.

Стыд Стыд перед обществом в советское время был одним из главных инструментов воздействия на детей, призванный превратить юного пионера в достойного гражданина нации.

Стыдить было принято не только в семьях, но и в школах, а также различных кружках, в которых воспитательную функцию брали на себя ровесники провинившегося ребенка. Мало того, что зачастую порицанию мальчиков и девочек подвергали публично, прямо на глазах у товарищей и старших наставников, так еще и повод для этой "экзекуции" мог в действительности быть абсолютно несерьезным. Люди, которые сегодня уже сами стали родителями и уважаемыми членами общества, до сих пор с содроганием вспоминают испытанный ими в детстве ужас.

Зачастую подобные воспитательные мероприятия переходили всякие разумные границы: известны случаи, когда учителя буквально унижали детей, полагая, что делают большое благо. В результате серьезная травма наносилась не только психике жертвы, но и детям, наблюдающим за этим процессом: выросши, такие обиженные жизнью личности до старости ощущают себя "грязными", униженными и беззащитными. Насилие Немало историй рассказывают бывшие советские дети и о бытовом насилии, в ходе которого их собственные родители били их за проступок ремнем, садовым шлангом, розгами или любыми другими предметами, попавшими под руку.

Как правило, этот опаснейший метод наказания сочетался с одновременным навязыванием стыда ребенку. Современные психологи утверждают: битье блокирует развитие когнитивных способностей ребенка, подавляет интеллект и интерес к жизни, а также разрывает на корню связь между ним и его старшими членами семьи. Чем еще опасна подобная физическая расправа, мы уже писали здесь.

Подготовка в довоенные годы В Советской России в годы Гражданской войны военная подготовка молодежи была введена декретом ВЦИК от 22 апреля 1918 года "Об обязательном обучении военному искусству". Создававшаяся система военной подготовки боевых резервов Красной армии предполагала, в частности, посещение молодежью допризывного возраста 16-17 лет курсов в органах Главного управления всеобщего военного обучения территориальных войск всеобуча. В 1930-х годах 18-19-летние молодые люди проходили учебные сборы общей продолжительностью два учебных месяца. Начальная военная подготовка НВП проводилась во всех средних школах с 5-го по 7-й класс, с учащимися старших классов с 8-го по 10-й проводилась допризывная подготовка. Постановлением Совета министров СССР от 25 января 1962 года допризывная военная подготовка в школах была отменена, военно-патриотическое воспитание перевели в систему внеклассной работы.

Документ сокращал срок действительной военной службы на год до двух лет в сухопутных войсках и возвращал НВП. Она проводилась с юношами допризывного и призывного возрастов повсеместно без отрыва от производства и учебы - в общеобразовательных школах начиная с 9 класса , средних специальных учебных заведениях и в учебных заведениях профтехобразования; на учебных пунктах, которые создавались на предприятиях, учреждениях, организациях, совхозах и колхозах; в учебных организациях ДОСААФ. В рамках курса НВП изучались строевая, огневая, тактическая, медицинская, топографическая и инженерная подготовка, защита от оружия массового поражения и в целом гражданская оборона, общевоинские уставы ВС СССР. Классы делились на группы юношей и девушек, последние проходили подготовку по программе санитарных дружинниц. Всего на НВП в учебной программе отводилось 140 часов.

Вопрос о том, почему молодежь не работает по полученной специальности напрямую связан с профориентацией в школьный период, когда попробовать себя можно в любой профессии. Кто будет это контролировать? Скептично настроен и Александр Гезалов. На его взгляд, нагрузка по контролю дополнительной деятельности обучающихся ляжет на учителей. Он также считает, что развить в сознании ребенка не только возможность, но и необходимость участвовать в общественно полезных мероприятиях должны родители.

Основной агент влияния — родители. Школа, все-таки, образовательное место, где учат, а заниматься воспитанием должны родители», — подчеркнул Гезалов. Осталось отетить на вопрос: кто будет учить родителей тому, что они должны развить в своем ребенке? Далеко не все из нас прирожденные педагоги. Молодые мамы и папы ждут, что им кто-то поможет, подхватит, поддержит, направит, забывая, что они сами теперь взрослые.

За 30 с лишним лет сформировались несколько инфантильных поколений, которые знают свои права, но не помнят об обязанностях. К счастью, не так много времени прошло, чтобы забылись советские правила воспитания, и еще не ушли те, кто по этим правилам жил. Как теперь совместить полезные идеи того периода с учетом современных тенденций и нового стиля жизни — вот главный вопрос, который точно нельзя решать, рубя с плеча. Читайте также:.

Как в СССР воспитывали и обучали детей

дело не в «оправдании» или «порицании» СССР – а в самих принципах воспитания, о которых в интернете постоянно идут острые дискуссии. На самом деле, в СССР на воспитание советского человека работала вся система. © 2024, RUTUBE. Советское воспитание (как нас воспитывали в СССР). 12+.

Назад в СССР: как в школах России будут внедрять трудовое воспитание

О хлебе насущном. Мы были очень самостоятельными, по сравнению с нашими собственными детьми. Ходить по маминому поручению за хлебом, молоком или квасом в 7-8 лет было для нас чем-то самим собой разумеющимся. Помимо прочего, иногда нам поручали сдавать стеклотару, после чего у многих из нас появлялась мелочь на карманные расходы. На что можно было ее потратить? Конечно, на газировку из абсолютно негигиеничного автомата или на мороженое. Выбор последнего был невелик: пломбир за 48 копеек, молочное в вафельном стаканчике и фруктовое в бумажном, эскимо, «Лакомка» и брикет на вафлях. Советское мороженое было необыкновенно вкусным! Особую ценность представляла для нас жевательная резинка, которая, как и многое другое, являлась дефицитным продуктом.

До падения «железного занавеса» это была наша советская резинка — клубничная, мятная или кофейная. Импортная жвачка с вкладышами появилась чуть позже. О пище духовной. Советское время принято называть бездуховным, но мы, советские дети, этого не ощущали. Напротив, мы росли на литературе, кинематографе, музыке, одухотворенных талантом авторов и их заботой о нашем нравственном воспитании. Конечно, речь идет не о конъюнктурных произведениях, которых тоже было немало, а о тех, что создавались с подлинной любовью к детям. Нас воспитывали и глубокие, заставляющие задуматься фильмы для взрослых, ведь на советских детей не распространялись возрастные ограничения. Для нас издавались журналы «Мурзилка», «Веселые картинки», «Пионер», «Юный натуралист» и «Юный техник».

Мы любили читать! Нашими умами владели герои повестей В. Крапивина, В. Катаева, В. Осевой, странные персонажи из стихов Д. Хармса и Ю.

Но в настоящее время некоторые родители совсем отказываются отдавать свое чадо воспитателям и нянечкам. Телесные наказания.

Двойные стандарты Официально при советах телесные наказания были запрещены с 1917 года. Но на деле нравы были гораздо жестче. И если в школе в основном придерживались предписаний, то в семье ремень нередко использовался, как инструмент наказания. Сергей Еникополов, заведующий отделом клинической психологии научного центра психического здоровья Российской академии медицинских наук, вспоминает: «Хорошо помню, как в третьем-четвертом классе многие мои одноклассники приходили в школу и не могли сесть за парту, у них там все горело». Все знали о том, что такое происходит, мол, «не битый — серебряный, битый — золотой», но никто даже и не думал сомневаться в правомерности таких действий. А между тем, сейчас телесные наказания в семье запрещены в 48 странах мира, и в некоторых случаях они даже считаются преступлением. Леворукость не пройдет Если оказывалось, что ребенок-левша, в советской школе его переучивали : могли привязать левую руку к стулу, случались и удары указкой и линейкой по пальцам, на «правильную» руку повязывали красную ленту, чтоб ученик не забывал, какой именно рукой следует писать. Лето близится к концу, вспомнили про школу… И как-то перешли к воспоминаниям, что их, левшей, прямо-таки заставляли и в итоге заставили писать правой рукой.

Современная же психология считает , что отказ от переучивания и внимательное отношение к леворукому ребенку может снизить риск психических и физических нарушений в будущем. Отличаться от большинства — неприлично Обязательная школьная форма, запрет на макияж, серьги и необычные прически, жестко регламентированный список литературы , давление на сферу духовной жизни, — все это признаки уравнительного воспитания, не способствовавшего проявлению индивидуальности ребенка и гармоничному развитию его личности.

Необходимо сказать, что при жизни он получил признание в СССР, как писатель. Советская педагогика того времени к опыту Макаренко относилась настороженно и недоброжелательно. Причиной был конфликт Макаренко и Крупской, в общих чертах он описан в книге «Педагогическая поэма». После смерти Антона Семеновича, ситуация меняется.

В борьбу за увековечивание памяти советского педагога включаются его ученики и друзья. Летом 1940 года Учительская газета начинает широкую дискуссию по возможности использования в советской школе педагогического наследия Макаренко. В дискуссии приняли участие учителя, профессора, научные сотрудники, коммунары. Были высказаны мнения и за, и против макаренковской системы, но защитники педагога оказались сильнее. В СССР начинается интенсивное освоение педагогического наследия Макаренко, и с этого момента никто уже не сомневается, является ли созданная им воспитательная система советской. Летом 1943 года на кафедре педагогики государственного пединститута им.

Ленина создается Научно-исследовательская лаборатория А. Макаренко, которая ставит целью «изучение и внедрение в практику воспитательных учреждений педагогических идей А. Антон Семенович становится признанным авторитетом в области трудового воспитания. Советская педагогика признавала заслуги Макаренко, но массового применения его система так и не получила. Как мне видится, причиной было утвердившееся в советской педагогике поверхностное представление о трудовом воспитании «по Макаренко». Были предприняты попытки опереться на отдельные положения его воспитательной системы без понимания, что эти элементы по отдельности работать не будут во всяком случае, не будут приводить к тем блестящим результатам, которые получал Макаренко.

Историю отечественного макаренковедения в ее связи с историей советской педагогики подробно излагает в научных работах доктор педагогических Анатолий Аркадьевич Фролов. Эту историю я коротко изложу, поскольку она имеет отношение к рассматриваемой нами теме трудового воспитания. В начале пятидесятых перед педагогическими коллективами была поставлена задача изменить подготовку школьников так, чтобы к окончанию учебы они имели трудовые навыки. В 1952 году в советских школах вводятся уроки труда. При школах создаются мастерские и учебно-опытные участки. Для старшеклассников проводятся занятия по машиноведению, электротехнике, сельскому хозяйству.

Освоение навыков туризма на лоне природы». Но профессор не ограничился изучением теории, педагогических наставлений и наглядных пособий для октябрят и пионеров. В течение нескольких лет У. Бронфенбреннер посещал ясли, детские сады, школы, учреждения внешкольной работы в городах и селах нескольких советских республик. Он присутствовал на заседаниях педсоветов и школьных уроках, на заседаниях советов пионерских отрядов и на комсомольских собраниях. То, что наблюдал профессор, было так непохоже на Америку, что он постарался как можно подробнее описать непривычные для его страны особенности воспитания советских детей. Порой профессору не хватало английских слов для того, чтобы точно охарактеризовать советские методы обращения с детьми. Профессор был вынужден написать латинскими буквами слово «воспитание», полного аналога которого нет в американской жизни. Бронфенбреннер обратил особое внимание на трудовое воспитание детей и подростков. Он рассказал, что в советских детских садах игры детей имеют целью ознакомить их с различными занятиями взрослых.

Дети «лечили» кукол, играли в «магазин». Помимо игр воспитанники детсадов участвовали в уходе за садовым участком. Это воспитание продолжалось и в школе. Бронфенбреннер подробно перечислил обязанности дежурного по классу и проиллюстрировал этот перечень соответствующими фотографиями. Бронфенбреннер констатировал, что воспитанием советских детей были заняты не только родители и школа, но также внешкольные учреждения и массовые организации детей и подростков. С удивлением профессор обнаружил, что в стране, которую в США изображали тюремным застенком, дети не выглядели замученными узниками. Свой фотоснимок, на котором были запечатлены пять упитанных и улыбающихся карапузов, Бронфенбреннер сопроводил подписью: «Судя по их виду, малыши процветают в условиях «режима»». Воспитание осуществлялось главным образом убеждением. Профессора поразил ласковый тон, с которым обращались воспитатели к детям в яслях и детских садах. Он отметил напевную интонацию, с которой детям читали книжки или тексты диафильмов.

Бронфенбреннер написал о «позитивном отношении детей и всего общества к учителям. Эта позитивная ориентация поддерживается в течение школьных лет. Учителя воспринимают как друга. Нет ничего необычного в том, что после школьных занятий можно увидеть учительницу, окруженную болтающими детишками, которые пришли на спектакль, концерт, цирковое представление или же просто пошли на коллективную прогулку… Хотя, конечно, имеются исключения, отношения между детьми и учителями в СССР можно охарактеризовать как дружеское уважение». Особенно восхитил профессора праздник 1 сентября, во время которого дети дарили цветы учителям, а утром по улицам шествовали аккуратно одетые дети с букетами цветов в руках. Дружелюбное отношение к преподавателям и их воспитанникам доминировало в атмосфере советского общества. Американский профессор обнаруживал теплое отношение к детям из личного опыта. Не раз случайные прохожие на улице улыбались его сыну, а порой предлагали свои советы родителям, как следует заботиться об их ребенке. Советы были непрошенными и не всегда удачными, но они шли от чистого сердца. Порой теплота чувств, которые испытывали прохожие к ребенку, поражала профессора, привыкшего к сдержанному поведению людей на городских улицах США.

Профессор вспомнил, как однажды, гуляя по улице, он с женой и своим двухлетним сынишкой встретил группу подростков. К удивлению профессора, они подбежали к их отпрыску со словами: «Вот так малыш! Бронфенбреннер был уверен, что, если бы подобное случилось в США, подростков бы повели к психиатру. Но к этому времени Бронфенбеннер уже осознал, что в Советской стране царит атмосфера, отличная от той, в которой он привык жить и работать. Чем был озабочен профессор? Как настоящий американец, Ури Бронфенбреннер дотошно собирал информацию для практических целей. Разумеется, профессор не думал о том, что американские детишки будут соблюдать пять правил октябрят и десять заповедей пионеров. Он не думал, что когда-нибудь американские педагоги будут ласково разговаривать со своими учениками. Он не представлял себе, что незнакомые американцы будут подбегать к детям и умильно обнимать их. Однако опыт воспитания советских детей убеждал Бронфенбреннера в том, что советские дети являются более прилежными учениками и становятся более надежными гражданами своей страны, потому что с первых лет их жизни им показывают, что такое хорошо, на убедительных примерах.

Профессор привел много психологических экспериментов, которые свидетельствовали о том, что дети и подростки «заражаются» положительными примерами гораздо охотнее, чем отрицательными. Профессор хотел, чтобы американцы внимательно изучили советский пример для решения проблем молодежи своей страны, которые стали острыми к началу 70-х годов. Беби-бум, начавшийся в США после 1945 года, означал резкий рост деторождения. Великий кризис, поразивший США с конца 1929 года, а затем Вторая мировая война привели к тому, что американцы не спешили обзаводиться семьями. Лишь после того, как воцарился мир, а экономика стабилизировалась, количество браков, а затем и деторождений резко возросло. Ориентированная на новых потребителей американская промышленность увеличивала производство товаров для детей, а потом и подростков, старательно разжигая в юных жителях страны потребительские потребности в нужных и не обязательно нужных продуктах. Детство и юность детей беби-бума совпали со временем распространения в США телевидения. От двух до пяти лет средний американский ребенок успевал просмотреть 5 тысяч часов телепередач. Дети поглощали бесконечные телесериалы и телерекламу. Социолог Лэндон Джоунс писал, что дети беби-бума сначала выучивали слово «стиральный порошок», а уже потом «папа» и «мама».

Ури Бронфенбреннер считал телесериалы и телерекламу важнейшими орудиями разрушения сознания американской молодежи. Стараясь ублажить своих долгожданных чад, заряженных призывами телерекламы, их родители нередко трудились на двух работах или сверхурочно. Подсчеты показывали: средний американский отец в 60-х годах тратил в среднем около 10 минут в день на общение со своими детьми. Чтобы заставить матерей трущобного Гарлема проявлять внимание к своим детям, социальные работники приплачивали матерям за то, чтобы они читали своим детям книжки. Но немалая часть детей оставалась без внимания и без надзора. Журнал «Ридерс дайджест» в августе 1982 года сообщал о том, что ежегодно в США пропадает бесследно до 100 тысяч детей и подростков.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий