Техника «пустого стула» используется для того, чтобы помочь клиентам осознавать и решать внутренние конфликты, а также улучшать понимание и разрешение межличностных проблем. Напротив сидящего на «горячем стуле» человека ставится пустой стул. Если в технике «Пустой стул» напротив себя предлагается представить реального человека, то упражнение «Два стула» создано, чтобы организовать диалог между внутренними конфликтующими частями, поскольку достижение внутренней целостности — одна из целей. 4. Сядь на противоположный стул и отзлись, на свой страх за то, что он делает. «Пустой стул». Ставятся два стула друг напротив друга — для себя и воображаемого собеседника.
Психодрама
Напротив сидящего на «горячем стуле» человека ставится пустой стул. Техника «пустого стула» занята тем, чтобы выявить, экстериоризовать те субличности, из бесконечных диалогов, конфликтов, схваток и клинчей которых подчас состоит внутренняя жизнь «здорового невротика». В гештальт-терапии иногда используется известная психотерапевтическая техника (монодрама), разработанная Перлзом, под названием «Горячий стул» (иногда её называют «Пустой стул»).
Что такое гештальт и зачем его закрывать
Техника «пустого стула» используется как для интеграции «частей» личности, так и для диссоциации с интроектами. это психотерапевтическая техника, обычно используемая в гештальт-терапии для изучения отношений пациентов с самими собой, с аспектами их личности, их концепциями, идеями, чувствами и т.д. Техника пустого стула – это известный и эффективный метод, используемый в психологической практике для работы с клиентом. Чаще, однако, пустой стул вводится, чтобы представлять человека, с которым протагонист эмоционально связан.
Укрощение строптивой, или техника пустого стула и терапия письмами
Укрощение строптивой, или техника пустого стула и терапия письмами | одна из возможных техник, которые часто используются, чтобы помочь преодолеть этот тип опыта, основанный на прошлом опыте. |
Призраки прошлого: почему важно закрывать гештальты | Что касается конкретно техники “пустого стула”, то основное влияние на нее оказали театр, философия экзистенциализма и юнгианская психология. |
Транзактный анализ как метод психотерапии. Техники, содержание сессии, плюсы и минусы | Техника «Пустой стул» Ф. Перлза в психологии и её особенности. |
Техники гештальт-терапии: эксперимент (пустой стул). | Техника пустого стула является мощным инструментом в психологической практике, который может быть применен в различных ситуациях. |
К каким аспектам относится техника пустого стула??
- Психологическая интервенция | Блог 4brain
- Психодрама
- Способ забыть человека со стулом
- Пустое кресло: методика гештальт-терапии
- Психодрама. Техника пустого стула
- Виды гештальт-техник | Психологический центр Равновесие
Техника «Пустого стула» в гештальт-терапии: основы и практика
Протагонист все время меняется ролями и местами с отсутствующим кем-то или чем-то. Этот "двухрельсовый монолог" поддерживает ход действия. Важно, чтобы впоследствии пустой стул был занят конкретным человеком, вспомогательным лицом, с кем бы протагонист мог общаться, как будто воображаемый "кто-то" действительно был здесь. В своей простейшей форме техника пустого стула использует один стул. Но сцена может быть расширена, усложнена и в этом случае можно использовать несколько пустых стульев, представляющих несколько ролей.
Например, могут быть поставлены два стула — один доброжелатель протагониста, другой — злопыхатель. Группа пустых стульев может представлять целый репертуар ролей муж, отец, поставщик, начальник, помощник, преподаватель, интеллектуальный компаньон, секретарь.
Но среди них техника "пустого стула" выделялась особо. С ее помощью удавалось раскрывать глубинные внутренние конфликты, которые мешали клиенту полноценно жить.
Яркий пример - история пожилой женщины, которая в детстве подверглась насилию от отчима, но загнала эти воспоминания на подсознательный уровень. Беседа с "пустым стулом", изображающим этого человека, позволила вытащить травму наружу. Женщина смогла выплеснуть гнев и отчаяние, после чего почувствовала глубокое облегчение и освобождение от прошлого. Как проходит работа с техникой Сеанс с использованием "пустого стула" может проходить как индивидуально, так и в группе.
Участникам предлагают сесть в круг, один стул остается свободным. Ведущий задает вопрос, например: "Есть ли у вас незавершенные отношения, о которых вы сожалеете? Тот, кто готов поделиться, садится напротив пустого стула и начинает воображаемый диалог с выбранным им человеком. По ходу разговора участник может менять позиции - пересаживаться со своего стула на пустой и от лица собеседника отвечать себе.
Это позволяет глубже понять его точку зрения. Остальные наблюдают молча, не вмешиваясь. Правила работы в технике "пустой стул": Не судить и не оценивать участника, предоставить ему свободу выражения чувств. Не перебивать, дать выговориться до конца.
Задавать уточняющие вопросы, чтобы помочь добраться до сути. Соблюдать конфиденциальность, не обсуждать услышанное вне группы. Как правило, один "раунд" с использованием техники длится 5-15 минут.
Однако, в некоторых случаях она может быть полезным инструментом для саморазвития и самоанализа. Здесь вы найдете информацию о множестве тем, связанных с человеческим психологическим состоянием: отношения между полами, взаимоотношения с детьми, взаимодействие в обществе, фобии и мании, стрессы и депрессии, саморазвитие и многое другое.
В многочисленных статьях и обзорах авторы освещают как теоретические аспекты психологии, так и практические советы по решению конкретных проблем. Одним из основных направлений на сайте psyholic. Здесь вы найдете множество статей о том, как понимать и поддерживать партнера, как решать возникающие конфликты и как создавать гармоничные отношения. Эти материалы будут полезны как для тех, кто находится в поиске своей половинки, так и для тех, кто уже находится в отношениях. Отдельное внимание уделяется вопросам воспитания детей.
Авторы сайта делятся советами по воспитанию, рассматривают психологические особенности разного возраста и помогают родителям лучше понимать своих детей. Также на сайте вы найдете материалы о том, как справляться с различными проблемами в общении со школьником и подростком. Помимо этого psyholic. Здесь вы найдете много полезных советов по развитию коммуникативных навыков, по умению распознавать ложь и манипуляции в общении, а также по налаживанию здоровых отношений с окружающими. Сайт psyholic.
В статьях авторы разбирают причины возникновения и способы преодоления таких состояний. Также на сайте можно найти информацию о том, как бороться со стрессом и депрессией, как поддерживать свое психологическое равновесие в сложных жизненных ситуациях. Здесь вы найдете статьи о том, как развивать личные качества, как ставить перед собой цели и добиваться их, как научиться управлять своим временем и эмоциями. Здесь вы найдете ответы на множество вопросов, связанных с внутренним миром человека, и получите ценные советы по решению психологических проблем. Погружаясь в материалы сайта, вы сможете лучше понимать себя и окружающих, находить решения сложных ситуаций и развиваться как личность.
Примеры успешного применения техники пустого стула Разрешение конфликтов внутренних голосов: Клиент может использовать пустой стул для представления каждого из конфликтующих голосов внутри себя. Это позволяет клиенту изучить и попытаться разрешить противоречия и конфликты между разными частями его личности. Изучение взаимоотношений: Клиент может использовать пустой стул, чтобы представить воображаемого собеседника и спросить у него вопросы или высказать свои неудовлетворения. Это позволяет клиенту более глубоко понять свои отношения и найти способы улучшить их. Тренировка навыков коммуникации: Клиент может сыграть роль и самого себя и роль другого человека, используя пустой стул.
Это помогает клиенту тренировать и улучшать свои навыки общения, выражения своих мыслей и эмоций. Исследование тревожных ситуаций: Клиент может использовать пустой стул, чтобы представить ситуацию, вызывающую тревогу, и попытаться найти способы ее преодоления. Это помогает клиенту разработать стратегии справляться с тревожными ситуациями и разрешать свои страхи. Работа с травматическими событиями: Клиент может использовать пустой стул, чтобы представить себя в момент травматического события и рассказать его историю. Это позволяет клиенту восстановить связь с прошлыми эмоциями, осознать их и начать процесс исцеления.
Это лишь некоторые примеры того, как техника пустого стула может быть применена в психологической практике.
Фрейд сказал бы, что у них есть бессознательные мотивы, которые блокируются сознанием. Такие мотивы могут просачиваться через сны, оговорки или свободные ассоциации. Вернемся к Вайнбергу и его определению интервенции «Иллюзия голода»: «Человек, который сознательно останавливает свое шаблонное поведение, подвергается иллюзии, которая становится ярко выраженной в тот момент, когда возникает импульс для возобновления привычки. Я называю это иллюзией голода». Процесс следующий: Определите момент, когда вы склонны действовать автоматически. Не действуйте на автомате. Отмечайте, какие мысли и чувства возникают. Словом, когда мы пытаемся сознательно изменить автоматическую реакцию, то в эту секунду как будто испытываем голод.
Вайнберг говорит, что в такой момент мы возвращаемся в момент формирования этой привычки и, скорее всего, корни уходят в детство. Например, если человек привык размахивать руками, чтобы его выслушали, он может избежать этого автоматического поведения. В эту секунду его память переносится в прошлое, когда он пытался общаться со своими старшими братьями и они не слышали его до тех пор, пока он не начал размахивать руками. Теперь он бессознательно разыгрывает поведение, которое было необходимо в детстве, но больше не нужно. Если вам удастся вернуться в прошлое, вы можете проанализировать ситуацию и с этой минуты начать контролировать ситуацию. Эту интервенцию можно применять для разнообразных ситуаций. Например, вы можете выяснить, почему у вас возникает желание: уйти от конфликта;.
Что такое гештальт и зачем его закрывать
Техника пустого стула — Студопедия | Рекомендуется использовать технику "пустого стула" неоднократно, несколько раз в неделю, чтобы установить контакт со страхом и постепенно обнаружить смысл, который он несет. |
Научиться прощать: техника «Пустой стул» | Используя технику двух стульев, люди могут достичь осознания своих отдельных сторон с помощью диалога, исполняя различные роли и меняя стулья с каждой сменой роли. |
Техники в гештальт подходе. Эксперимент - Сайт Марии Загорской | Эффективная техника «Пустой стул». |
Гештальт-терапия: описание, методы, техники
Гештальттерапия | Техника «Пустой стул» Ф Перлза является одним из важнейших инструментов гештальт-терапии, которая широко применяется в психологии и психотерапии. |
Техника «пустого стула»: как простить близких | Журнал Интроверта | это терапевтическая стратегия, используемая гештальт-психологами. Мы объясняем, из чего он состоит, его применения и преимущества. |
Техника «Пустой стул»
Один из них будет "вашим" стулом, а другой - "пустым" стулом. Выберите свой страх или конфликт: Подумайте о страхе или проблеме, с которым вы хотели бы поработать. Это может быть страх перед чем-то, чувство вины, гнев и так далее. Сядьте на свой стул: Сначала сядьте на свой стул и представьте, что вы находитесь внутри своего страха или проблемы. Попробуйте почувствовать его и проникнуться им. Пересаживайтесь на пустой стул: Теперь пересаживайтесь на "пустой" стул. Смотрите на свой предыдущий стул и представьте, что ваш страх или проблема находятся там.
Это как будто вы разговариваете с ними. Диалог: Начните разговаривать с вашим страхом или проблемой.
Технику вполне можно использовать самостоятельно. В каких случаях можно применить технику «Пустой стул» из гештальт-терапии? В чем заключается ее суть? Узнайте прямо сейчас. Гештальт-терапия: Техника «Пустой стул» Эта техника может использоваться для завершения каких-либо ситуаций из прошлого. Такие мысленные баталии могут продолжаться очень долго. И человек растрачивает свою энергию на эту мыслительную жевачку, вместо того, чтобы потратить эту энергию на себя и на свою деятельность.
Читайте также: Способ строительства деревянного дома Основоположник гештальт-терапии Фредерик Перлз назвал такие полярные свойства личности, которые бесконечно спорят друг с другом «собакой сверху» и «собакой снизу». Голос собаки сверху все время изводит собаку снизу своими замечаниями и придирками: «Ты должен это сделать», «Ты должен это сказать», «Ты не можешь это есть» и т. Эта собака командует и относится пренебрежительно к «собаке снизу», которая отвечает «я не могу», «мне тяжело» и т. Такие полярности существуют постоянно, когда человек находится в состоянии неудовлетворенности, разочарования, сомнения, фрустрации. Эта схватка ведет к состоянию, когда человек полностью уходит «в голову», не осознает настоящий момент, не может функционировать. Люди часто страдают от таких конфликтов «собак», которые обуславливают постоянное состояние фрустрации. Они испытывают проблемы в своей деятельности, потому что не могут сконцентрироваться. Например, человек встречается со своими друзьями, но не получает удовольствия, так как беспокоится о делах, которые не сделал. Чтобы было понятнее, приведу пример.
Девушка страдает от лишнего веса. Две составляющие ее личности, которые ведут постоянные споры — это обжора и часть, которая заинтересована в снижении веса. Если устранить между ними непонимание, осознать потребности и возможности каждой, то можно очень легко решить проблему внутреннего конфликта. Как выполнять? Выберите время, когда вам никто не будет мешать. Поставьте два стула напротив друг друга на расстоянии 1-2 метра. Садитесь на один стул. Представьте себе напротив человека или часть своей личности, с которой есть эмоциональные проблемы. Например, та девушка, которую бросил парень и она очень на него обижена, расстроена представляет себе напротив этого парня.
Начинайте диалог. Выскажите все, что вы хотели высказать этому человеку. Потом пересядьте на другой стул и представьте себя в роли вашего собеседника и ответьте на те вопросы, пожелания или претензии, так как вам кажется ответил бы ваш собеседник. После этого вернитесь на свое место и станьте собой. Продолжайте диалог. Если хотите — кричите, ругайтесь, плачьте. Чем сильнее будут выражены эмоции тем лучше завершиться гештальт, эта ситуация. Продолжайте такой диалог до тех пор, пока считаете необходимым. Закончите своей фразой.
Незавершенная ситуация завершена. Автор: Андрей Баракин P. И помните, всего лишь изменяя свое сознание — мы вместе изменяем мир!
Откуда эта техника? Техникой «пустого стула» часто пользуются в гештальт-терапии. Одна из главных задач этого раздела психотерапии — завершить незаконченное дело, которое гложет человека, освободиться от неактуальных эмоций, мешающих здоровому функционированию. Непрожитые и не осознанные до конца эмоции мешают нам реагировать на настоящее, провоцируют новые конфликты. Для того, чтобы от них избавиться.
С помощью этого упражнения можно проговорить и прожить эмоции в моменте, «здесь и сейчас». Поэтому обычно терапевт контролирует её использование, особенно в первые разы: направляет человека, помогает ему задавать нужные вопросы, чтобы прийти к пониманию корней конкретной эмоции или конфликта. В чём заключается это упражнение? Это упражнение предполагает, что человек разговаривает с воображаемым собеседником, который сидит на пустом стуле, расположенным напротив него иногда стул ставится по диагонали — на случай, если человек не готов напрямую взаимодействовать со своим страхом. Во время этого упражнения говорящий должен высказать все мысли и чувства, которые вызывает этот воображаемый собеседник. В качестве воображаемого собеседника может выступать другой человек, ситуация, цель. Иногда практикуется диалог с самим собой: пациент задаёт вопросы, на которые он должен себе ответить. В таком случае это выглядит так, словно отвечает другая часть собственной личности — это снимает внутренние конфликты, например, вечное противостояние того, что «нужно» и того, что «хочется».
Твой двойник попробует помочь тебе, проясняя твои мысли и чувства. Ты можешь разговаривать со своим двойником, как будто ты ведешь внутренний спор. Если твой двойник не прав и произносит вещи, не отражающие твои мысли и чувства, пожалуйста, исправь его». Дублеру: «Как дублер ты становишься частью протагониста. Попробуй имитировать его поведение, прочувствовать протагониста. Ты — его продолжение, часть его, а не только его голос. Говори от первого лица и попробуй изобразить то, что скрыто и не выражено.
Время от времени советуйся с протагонистом, не сошел ли ты с верного пути. Запомни, ты говоришь только с твоим протагонистом». Опытным протагонистам и вспомогательным лицам терапевт может просто сказать: «Я хочу дать Вам протагонисту дублера. Кого Вы хотите себе в дублеры? Иногда он не хочет этого. Кроме того, если это возможно, хорошо бы протагонисту самому выбрать себе дублера. Вероятно, протагонисты выберут тех, с кем у них установились тесные отношения.
Если же терапевту нужно назначить кого-то определенного в дублеры, он делает это, не предлагая протагонисту права выбора. Показания к использованию техники дублирования: Протагонист переживает стресс. Протагонист чувствует себя одиноким, обиженным. Протагонист выглядит подавленным или испуганным в результате столкновения со вспомогательными «я». Терапевт ищет ключи для перехода к другой сцене. Противопоказания к использованию техники дублирования: Протагонист должен справиться с проблемой самостоятельно. Протагонист открыт и действие ролевых игр протекает без сбоев.
Использовать осторожно при лечении шизофреников и лиц с параноидными тенденциями. Техника обмена ролями Одним из самых популярных и значимых методов терапевтического вмешательства является метод обмена ролями. На короткое время два человека меняются местами. Как показывает опыт, обмен ролями для многих знакомое явление, поскольку человеческие взаимоотношения часто включают мысленный обмен ролями. Люди часто задумываются о том, как бы они повели себя на чьем-то месте, а потом развивают целую цепь фантазий касательно событий, которые могли бы с ними произойти, будь они кем-то другим. Часто нам задают вопрос: «Как бы ты поступил на моем месте? В технике обмена ролями два участника меняются местами физически, каждый перенимает позу, манеры, психологическое состояние другого.
В контексте психотерапии в обмене ролями всегда участвует протагонист. Он временно становится вспомогательным лицом, а последний играет роль протагониста на срок, определенный этим обменом ролей. Я хочу, чтобы ты протагонист сел встал здесь, где было вспомогательное лицо, и был тем человеком, которого изображало вспомогательное лицо. Веди себя и говори точно так, как это делал он. А ты вспомогательное лицо передвинься сюда, где был протагонист, и попытайся в точности быть им. А теперь вспомогательному лицу, которое теперь изображает протагониста будь добр, повтори последние слова протагониста». Показания: Когда вспомогательное лицо исполняет роль какого-то человека, хорошо известного протагонисту, то ему для достоверного изображения нужна дополнительная информация.
Протагонист становится этим человеком и предоставляет недостающую информацию путем моделирования и демонстрации. Терапевту нужно получить больше информации о протагонисте.
«Пустой стул» в гештальте
как техника пустого стула и терапия письмами помогли укротить строптивую маму и наладить отношения с дочерью. «Пустой стул». Ставятся два стула друг напротив друга — для себя и воображаемого собеседника. Если в технике «Пустой стул» напротив себя предлагается представить реального человека, то упражнение «Два стула» создано, чтобы организовать диалог между внутренними конфликтующими частями, поскольку достижение внутренней целостности — одна из целей. Техника стульев используется, когда участник выражает две или более противоборствующих тенденции в какой-либо межличностной ситуации. В связи с тем, что техника пустого стула работает, я ее использую.
Техника «Пустого стула» в гештальт-терапии: основы и практика
Он предполагал, что человек не просто воспринимает все окружающие объекты с помощью органов чувств, но еще и соединяет их в своем сознании в цельные формы — создает гештальты. Взяв за основу эту теорию, в начале 20 века немецкие психологи Макс Вертгеймер, Вольфганг Келлер и Курт Коффка создали отдельное направление — гештальтпсихологию. Они изучали, как психика человека объединяет хаотичные сигналы от органов чувств: например, мы слышим мелодию, а не набор отдельных звуков, или понимаем, что изображено на рисунке, даже если он не закончен. Один из ранних экспериментов, доказавших, что наш мозг работает именно так, был проведен с использованием двух источников света. Если они находились достаточно близко друг от друга и загорались последовательно с небольшим интервалом, человек воспринимал их как один движущийся светящийся объект. По мнению основателей гештальтпсихологии, гештальтом считается любой целостный образ, составленный из разных частей. И мы «закрываем» его каждый раз, когда, например, узнаем того, кого давно знаем, даже не видя его лица. Или понимаем, что несколько стоящих друг за другом людей образуют очередь.
По ходу диалога проблема потихоньку раскроется, а решение как минимум, промежуточное будет найдено. При условии окончательного решения, с проблемой можно попрощаться, отпустив её навсегда. По окончанию упражнения противоположный стул убирают, подтверждая завершение ситуации. Клиенту предлагают прислушаться к себе - на душе становится легче! И со словами: "Побудьте в этом состоянии, поберегите свои открытия! В размещённом видео я провожу для вас представление этой техники.
Пример техники усиления Работая с семейной парой, терапевт заметил, что жена, Наташа, произнося фразу «Я ничего об этом не знаю», приподнимает голову и слегка выпячивает нижнюю челюсть. Тогда терапевт попросил клиентку до предела усилить мимику и интонацию. По мере работы в голосе Наташи по-явились триумфальные нотки. Клиентка осознала, насколько сильной она ощущает себя, когда «ничего об этом не знает». В конце она добавила: «…И ты не заставишь меня узнать! Его голос становился громче и громче, до тех пор, пока он не понял, что чувствует. Может оказаться, что клиент использует описанные выше техники как способ уклонения от контакта. И спешка в процессе терапии, и использование крепких словечек помогают клиенту казаться очень открытым, хотя на самом деле он не в контакте со своими мыслями и чувствами. Одна из наших клиенток, например, заявила: «Я не знаю, что делать. У меня кружится голова. Это невыносимо. Кажется, я сейчас взорвусь». Мы предложили ей дыхательное упражнение, с тем, чтобы отследить очаги напряжения в теле. Как только ей удалось прийти в себя, она начала плакать. Гештальт-техника «Пустой стул» Вверх Техника 2. Его назначение — помочь клиенту осознать то, что находится за гранью осознания, а также поработать с полярностями, проекциями и интроектами. Поскольку эта техника не только широко известна, но и активно используется, расскажем о ней подробнее. Название говорит само за себя: для упражнения действительно нужен пустой стул — который не используется ни клиентом, ни терапевтом. Самый простой эксперимент с пустым стулом — предложить клиенту представить, что на этом стуле сидит кто-то из знакомых ему людей. Затем клиент начинает разговаривать с тем, кто сидит на стуле — максимально искренне, не фильтруя поток слов. Эта простая техника позволяет клиенту увидеть все аспекты проблемы и осознать их. Более того, чувства клиента становятся более яркими и непосредственными. Пример техники "Пустой стул" Хикаро рассказывает, как сорвался заранее запланированный ужин с девушкой. По голосу кажется, что мужчина очень расстроен. Терапевт спрашивает о его чувствах. Терапевт предлагает Хикаро пересесть на другой стул и дать волю этому чувству. Хикаро понимает, что это злость. Потом Хикаро начинает испытывать вину за свою злость и вновь испытывает сочувствие. Вскоре он понимает, что это — привычный для него образ действий, застывший паттерн, из-за которого он так часто чувствует себя расстроенным. Кроме того, «Пустой стул» традиционно используется для проработки вечного конфликта «собаки сверху» интроекта и «собаки снизу» сопротивления интроекту. На один стул сажают «собаку сверху», на другой — «собаку снизу». Опираясь на поддержку терапевта, робкая «собака снизу» учится подавать голос и сопротивляться агрессивной «собаке сверху». Помните, в начале терапии, и если клиент никогда не сталкивался с терапевтическим экспериментом, важно подробно объяснить, что к чему, и заинтересовать клиента. С каким бы клиентом вы не имели дело, прежде чем приступать, например, к ролевой игре, где клиенту предстоит разговаривать с другим человеком, постарайтесь заставить клиента обратиться к своей фантазии. Пример Терапевт: «Представьте, что в комнате ваш муж. Где он стоит или сидит? Как далеко от вас? Лучше посадить его в дальний угол комнаты — с газетой, за которой он прячется. Тогда клиент, который его боится, может чувствовать себя спокойнее. Это может пролить свет на отношение клиента к этому человеку. Что вы чувствуете? Что приходит в голову? Что он говорит вам, и что вы хотите сказать ему? Например, клиент может сказать: «Он меня ругает» или «Я не могу на него смотреть». На этой стадии вам, возможно, необходимо будет запросить у клиента обратную связь и уменьшить риск: «Вам бы хотелось найти безопасный способ общения с мужем? Вы готовы рискнуть и попросить его замолчать? Например, в ситуации с клиентом-новичком терапевт может действовать так: Терапевт. Представьте, что ваш муж здесь. Что бы вы ему сказали?
После того как борьба между двумя частями личности будет обострена до подходящего уровня, а чувства вербально и невербально выражены, энергия начнет рассеиваться, и наступит истинная интеграция или истинное разрешение. В процессе работы терапевт либо усиливает этот процесс, либо констатирует наличие тупика и необходимость дальнейшей работы для его преодоления 1. В некоторых случаях работа с персонажами стульев может строиться по принципам разрешения межличностных конфликтов, где после прояснения и выражения чувств необходимо выяснить их потребности и желания и преложить договориться. Терапевт при этом будет играть роль посредника. Работа с горем.
Как преодолеть страх: психологический метод "пустой стул"
Увеличьте амплитуду. Поймите то, что делает сейчас ваше тело, как начало тематически организованного движения. Двигайтесь так, как если бы ВСЕ ваше тело выражало тревогу, которая переживается сейчас вами внутри! Другое предложение терапевта было бы более лаконично: "Усильте это движение! Третий ресурс: грамматические и морфологические правила речи языка. Владение речью, то есть свободное пользование знаковой системой родной речи, автоматически побуждает носителя языка пользоваться знакомыми, готовыми, признанными грамматически формулами. Чаще всего произнесение связного текста вслух, особенно "с выражением" и адресно, создает дополнительную опору для фокусировки внимания и ясности мысли.
Этот эффект подтверждается известным высказыванием "пока рассказал, сам понял! Терапевт может побудить клиента сделать полное высказывание! Этот эффект особенно важен для тех, кто говорит и думает на русском языке. Свобода грамматических норм пользования языком в русском языке сравнительно с романскими языками дает субъекту свободу увеличивать или уменьшать степень ясности высказывания. Вовлечение человека в процесс рассказывания добавляет энергии, субъективное удовольствие от хорошо сформулированной мысли часто дает свободу. Такое предложение дает субъекту начальный импульс для соединения того, что есть в теле, и того, что есть в данный момент в эмоциях.
Четвертый ресурс: энергия движения к контакту и встречи. Работа с феноменами контактной границы. Любое столкновение человека с другим человеком сопровождается возбуждением или переживанием небольшой эмоциональной встряски. Эффект присутствия другого человека оживляет субъекта. Этот эффект имеет специфически человеческий характер. Энергия встречи и развивающий этот процесс опыт новизны и свежести отношений дает уникальный прирост в плане психической энергии и освобождения чувств.
Подводя итоги, заметим, что небольшая прибавка энергии, которую дает любая из перечисленных выше форм эксперимента, достаточно ценна. Но надо напомнить, что эти эффекты существенно снижаются, если клиент выполняет эксперимент только следуя рекомендации следуя предложению терапевта механистически, против собственной воли. В этом случае эксперимент выполняется клиентом как "физическое упражнение", или задание "лечебной физкультуры". К области малополезных мы отнесем и те формы активности, которые называют "отыгрыванием" или "эктинг аут". Хотя клиент проявляется достаточно бурно и живо, отсутствие эффекта осознанности снижает субъективное переживание энергии, заменяя его более примитивным по структуре переживанием опыта возбуждения. Конечно, часть эффекта усиления возбуждения все равно проявляется даже при недобровольном участии клиента в формальном эксперименте.
Но такая прибавка энергии не удобна для клиента, который может ее либо игнорировать, либо даже использовать эту "прибавку энергии" для усиления сопротивления терапии. Поэтому, как указывалось выше, терапевту можно рекомендовать принцип добровольности в ситуациях, когда он предлагает клиенту эксперимент. В этом случае добавка энергии доставляет клиенту удовольствие и создает предпосылки для фокусировки и осознанности. Принцип малых шагов в эксперименте Важно соблюдать принцип: один эксперимент — одна фигура. Увеличение количества фигур, которые могут появиться из развертывания эксперимента, может привлечь терапевта глубиной и полнотой, но исходя из опыта, стоит рекомендовать ограничения в области расширение поля. Позитивное свойство эксперимента чаще всего в том, что ограничение уменьшение свободы и уменьшение вариабельности ситуации условий создает предпосылки для мобилизации энергии.
В эксперименте у клиента меньше фигур для наблюдения, чем в жизни, поэтому он за счет увеличения времени и за счет опоры на рамки эксперимента может использовать с большим эффектом для фокусирования то количество энергии, которое у него актуально имеется в распоряжении. Увеличение количества компонентов эксперимента или смена фигуры на более "глубокую" часто запутывает клиента, он теряет нить эксперимента, и на место осознанности "эвэрэнес" приходит некоторое символическое действие типа "эктинг аут". Дело в том, что эксперимент сам по себе бывает начат чаще всего в ситуации, когда терапевт имеет дело с прерыванием контакта, и сам по себе эксперимент, очевидно, служит инструментом для того, чтобы конфронтировать с этим прерыванием, создавать условия для возвращения свободы и осознанности. Соскальзывание с переживания на переживание для клиента будет не столько опытом "глубины", но и опытом отсутствия границ и отсутствия фокусировки. Что же делать терапевту, если в ходе эксперимента первоначальный план начинает "плыть"? Естественный совет: если появились новые фигуры, стоит остановить старый эксперимент, обсудить его результаты, а потом начинать новый эксперимент с новыми фигурами!
Некоторое исключение из предложенных правил могут составлять исследовательские и диагностические эксперименты, которые как раз могут быть направлены на поиск скрытых или избегаемых фигур. Но в этих экспериментах терапевт также помогает клиенту зарегистрировать новые фигуры и после этого фокусированно обсудить их. Ответственность терапевта и ответственность клиента Как правило, терапевт сам начинает эксперимент. То есть терапевт сам предлагает сделать эксперимент и получает согласие клиента и его заинтересованность в результате этого эксперимента. То есть устанавливает партнерский договор относительно предстоящего действия и поровну распределяет ответственность с клиентом. Частая ошибка терапевта состоит в том, что он начинает спрашивать клиента о содержании будущего эксперимента в плане тематического желания.
То есть спрашивает, хочет ли, желает ли клиент сделать эксперимент, по аналогии с тем, как спрашивает клиента о текущих желаниях, мотивах и потребностях. Однако надо понимать, что терапевтический эксперимент — это специальный инструмент терапевта, это особая форма исследования, и нацелен он против сопротивления клиента терапии. Поэтому такое наивное предложение часто вызывает недоумение у клиента. Но я не желал как раз этого действия до того, как мне предложил его терапевт. Я всегда избегал, наоборот, вспоминать о своих отношениях с прабабушкой! Поэтому обычная формула терапевта — "я предлагаю вам сделать это!
Терапевт придумывает композицию эксперимента, это его творческий вклад в сессию. И клиент включается в нее и в игре находит недостающую энергию. Важный этап в проведении эксперимента — это его окончание. В этот момент сессии терапевт и клиент завершают эксперимент и переходят к диалогу. Часто терапевту кажется, что клиент "как-то сам" выйдет из эксперимента, когда тот постепенно затухнет и потеряет энергию. Часто даже можно наблюдать ситуации, когда терапевт забывает о том, что по своей инициативе предложил клиенту начал эксперимент, и разговаривает с одной из ролей в композиции, как с целостным человеком.
Иногда терапевту кажется, что можно, устанавливая контакт и отношения, надеяться, что эффект сохранился после завершения эксперимента. Это не очень разумный подход. Так же как незамысловатое предложение человеку "побыть с этим". Обычная форма завершения эксперимента — это свободное обсуждение терапевтом и клиентом результатов эксперимента. Я чаще всего спрашиваю клиента прямо о том, "как он оценивает результаты эксперимента, что ему показалось интересным". Такой принцип "обсуждение на равных" дает место для ЭГО функции клиента.
Мне представляется, что есть несколько причин, по которым терапевт затрудняется четко обозначить момент завершения эксперимента и возврата к диалоговым отношениям, к прямой встрече с клиентом. Чаще всего это контрперенос. Например, терапевту может понравиться состояние эмоций и чувства клиента во время эксперимента, и он по доброте будет надеяться, что состояние клиента теперь изменится и надо его закрепить, чтобы клиент его "не потерял! Или терапевт отвлекся и просто забыл момент, с которого начал эксперимент. Кстати, я рекомендую терапевтам до начала эксперимента ориентировочно спланировать его композицию, и в том числе предположительную композицию завершения, выхода из эксперимента. Хотя потом, в ходе настройки эксперимента, терапевт будет импровизировать.
И обязательно после эксперимента всегда стоит свободно и на равных обсудить результаты, и тем самым перейти к диалогу! Заметим, что вопрос неопределенного типа "что это для тебя было? В таких случаях иногда клиенты испытывают тревогу и даже просят терапевта сделать интерпретацию. Зато вопрос терапевта к клиенту типа: "Сейчас эксперимент закончен. Как вы относитесь к эксперименту, что для вас показалось интересным и полезным? Почему терапевты иногда боятся эксперимента и предпочитают разговоры?
Вот несколько ответов на вопрос «почему терапевт может избегать эксперимента? В целом, эксперимент — это риск не только для клиента, но и для терапевта. Он может быть предсказуем по форме, по композиции ролей или фигур, но просто должен быть, обязан быть непредсказуемым по содержанию!!! Иначе зачем же он нужен? Эксперимент по определению содержит новизну. Поэтому так обидно бывает, что многие терапевты в качестве эксперимента предлагают подобие дидактических заданий или композиций, намекающих на успешное разрешение ситуаций!
В этой технике протагонист разговаривает с воображаемым кем-то или чем-то в форме монолога или обмена ролями. Протагонист все время меняется ролями и местами с отсутствующим кем-то или чем-то. Этот "двухрельсовый монолог" поддерживает ход действия. Важно, чтобы впоследствии пустой стул был занят конкретным человеком, вспомогательным лицом, с кем бы протагонист мог общаться, как будто воображаемый "кто-то" действительно был здесь.
В своей простейшей форме техника пустого стула использует один стул. Но сцена может быть расширена, усложнена и в этом случае можно использовать несколько пустых стульев, представляющих несколько ролей. Например, могут быть поставлены два стула — один доброжелатель протагониста, другой — злопыхатель.
Улучшение коммуникативных навыков и способности выражать свои мысли и чувства. Снятие внутренних конфликтов и принятие более здоровых психологических позиций.
Женщина смогла выплеснуть гнев и отчаяние, после чего почувствовала глубокое облегчение и освобождение от прошлого. Как проходит работа с техникой Сеанс с использованием "пустого стула" может проходить как индивидуально, так и в группе. Участникам предлагают сесть в круг, один стул остается свободным. Ведущий задает вопрос, например: "Есть ли у вас незавершенные отношения, о которых вы сожалеете? Тот, кто готов поделиться, садится напротив пустого стула и начинает воображаемый диалог с выбранным им человеком. По ходу разговора участник может менять позиции - пересаживаться со своего стула на пустой и от лица собеседника отвечать себе. Это позволяет глубже понять его точку зрения. Остальные наблюдают молча, не вмешиваясь. Правила работы в технике "пустой стул": Не судить и не оценивать участника, предоставить ему свободу выражения чувств. Не перебивать, дать выговориться до конца. Задавать уточняющие вопросы, чтобы помочь добраться до сути. Соблюдать конфиденциальность, не обсуждать услышанное вне группы. Как правило, один "раунд" с использованием техники длится 5-15 минут. Затем слово передается желающему поделиться следующему. Зачем нужна практика "пустой стул" Этот метод широко используется для решения разных задач. Основные цели применения "пустого стула": Высвобождение подавленных эмоций. Разрешение внутренних и внешних конфликтов.
Способ забыть человека со стулом
Данный метод гештальт-терапии (т.е. техника «Пустого стула»), предлагает клиентам вообразить себе значимого человека рядом с ними и напрямую обратиться к этой личности. В целом, техника «Пустой стул» остается ценным инструментом в гештальт-терапии, который способствует эмоциональному выражению, самопознанию и внутренней интеграции. Техника «Пустой стул» Ф. Перлза: принципы и особенности работы фокусированного внимания на пустом стуле для изучения своих эмоций и сознания. Техника пустого стула превращает сеанс психотерапии в опытную встречу пациента.
Техника «Пустого стула» в гештальт-терапии: основы и практика
А вот понятие незакрытого гештальта пришло из другого направления — гештальттерапии. Оно появилось в середине 20 века и почти не связано с гештальтпсихологией. Гештальттерапия — это именно практический подход: она не изучает, как устроена психика, а предлагает техники для работы с эмоциями пациента и улучшения его состояния. Но все же идея целостности нашла в ней отражение: один из ее принципов — холистический, то есть целостный подход, согласно которому невозможно рассматривать происходящие в психике процессы отдельно от личности человека и внешних обстоятельств. Несмотря на то что изначально под гештальтом понималось нечто целое и состоящее из разных компонентов, сейчас он приходится к слову, когда посещают такие мысли: «Наконец-то у меня будет Айфон, о котором я мечтаю с самого детства»; «Я так и не смог высказать бывшей все, что о ней думаю, до того как она меня заблокировала, и теперь постоянно вспоминаю об этом»; «Когда мы внесли последний платеж по ипотеке, почувствовали такое облегчение. У нас теперь есть свой дом»; «Часто прокручиваю конфликт у себя в голове и думаю, как бы я сейчас ответил на грубость. Надеюсь, что мы встретимся еще раз и я смогу отыграться»; «Я эту статью пишу уже почти год. Надо все же ее закончить, а то мысли о ней давят»; «Не понимаю, почему новый знакомый перестал отвечать.
Внедрение оценок, установок и мотивов других людей во внутренний мир человека без критического отношения к ним. Интроекция играет огромную роль для становления психики ребенка, поскольку она позволяет ему стать личностью. Патологическая интроекция происходит из восприятия всех привычек, идей и принципов без их совмещения с накопленным жизненным опытом. Тенденция переложения ответственности с человека на окружающий мир. К проекции люди чаще всего прибегают тогда, когда не могут справиться с собственными отрицательными эмоциями. Здоровые отношения с другими людьми строятся при помощи нормальной проекции. Патологическая ее форма может подменить реальность. Слияние, или конфлюэнция. Состояние, характеризующееся отсутствием границ контакта. В запущенном случае человек может утратить осознание самого себя. Временное слияние в нормальном состоянии наблюдается у матери и младенца или возлюбленных. Идентификация психики таких людей в большинстве случаев происходит за короткий промежуток времени. Патологическое слияние сопровождается сверхконтролем других людей. Желание сделать с собой то, что хочется сделать с другими людьми, либо получить от них. Патологическая ретрофлексия часто сопровождается психосоматическим заболеванием и аутоагрессией. В запущенных случаях может привести к самоубийству человека. Гештальт должен быть закрыт во всех случаях во избежание неприятностей. Если сделать это невозможно, то стоит обратиться к специалисту - гештальт-терапевту. Стереоэффект Говоря простым языком, что такое гештальт-терапия, можно сказать, что под ней подразумевают в первую очередь терапию контакта, что делает ее уникальной. В психотерапии она является единственной практикой, в которой специалист выступает самим собой, а не занимает нейтральную позицию как в классическом психоанализе. Терапевт имеет право на собственные желания и чувства, которые он предъявляет клиенту во время сеанса в случае необходимости. Кто такой гештальт-терапевт? Это специалист, к которому люди приходят за помощью, когда хотят что-либо изменить в себе или собственной жизни. Однако терапевт не примеряет на себя роль того, кто точно знает, что нужно сделать клиенту, и только способствует встрече человека с его сутью и внутренним "Я". Терапевт воплощает часть мира, с которым пациент старается построить обычные отношения. Во время общения с терапевтом клиент переносит на него собственные стереотипы о людях, нормах поведения и реакций на него, сталкиваясь с ответной реакцией специалиста, который не приспосабливается к миру того, с кем вступает в контакт. В большинстве случаев подобная реакция, характерная для гештальт-подхода, вызывает недоумение со стороны клиента, поскольку не вписывается в привычный для него сценарий и вынуждает выйти за рамки ожиданий, страхов, представлений и обид. Пациент начинает изучать собственную реакцию на неожиданную для него ситуацию, новые ограничения или возможности. Как результат - человек понимает, что может сохранить собственную личность, одновременно поддерживая интимный контакт с другими людьми.
Вы можете выполнить ее прямо сейчас. Представьте, что сидите в театре и ожидаете начало спектакля. Он о вашей жизни. Подумайте, как называется этот спектакль и каким он будет: Трагичным или комичным? А может быть, каким-то другим? Как бы вы описали главного героя? Какой он? Сколько еще зрителей пришло на спектакль? Зал полный или пустой? Как вы думаете, что почувствует публика? Например, будет грустить или веселится при просмотре спектакля? Досмотрит ли его до конца? Спектакль начинается. Вы видите себя в младенчестве. Кто и что вас окружает? Что вы чувствуете? Затем идет вторая сцена, теперь вам 3—6 лет. Кто и что окружает вас теперь? Кто и что говорит вам? Что вы отвечаете? Аналогично представьте свой школьный возраст, юность и последующие периоды жизни до сегодняшнего дня. Последняя сцена — ваша смерть. Во сколько лет и как вы умрете? Что и кто вас окружает?
А если речь пойдет об абстрактных понятиях — отношениях, гневе, горе, обиде — то тут неудовлетворенная потребность незакрытый гештальт влечет за собой хронический дискомфорт, отравляющий жизнь. Иногда не только одному человеку, но и его окружению. Наверное, вы встречали обиженного человека. С ним даже находиться сложно — он постоянно бурчит, во всем видит негатив и раскидывается обвинениями. Все ли гештальты нужно закрывать? Далеко не все гештальты можно и нужно закрыть. Некоторые неудовлетворенные потребности могут просто не осознаваться человеком. Но есть и такие, что человек сознательно не стремится восполнить — считает их опасными или постыдными. И вот имеем замкнутый круг: потребность — нет удовлетворения — незакрытый гештальт. И так этот ком может катиться годами и увеличиваться. Каждая удовлетворенная потребность — это мощная энергия для человека. Она правильно расходуется, если удовлетворяется. В противном случае эта энергия накапливается, не расходуется продуктивно, человек ощущает напряжение. И из-за этого имеем людей со страхами, агрессией, чувством вины, а также больных соматически: кожные сыпи, псориаз и другие болезни. По этой логике все гештальты нужно закрывать. Но вот вам парадокс: некоторые закрытые гештальты не дают человеку дальше развиваться! Например, человек заикается и это мешает ему полноценно общаться, он чувствует себя неуверенно и боится выступать на публике. Он начинает разбираться в себе, вспоминает, что в детстве его напугала собака, он был один и старался быстрее убежать от нее. Если человек на этом этапе остановится, то гештальт может и будет закрыт, но самопознание завершится, подсознательный страх наверняка останется. Мы приходим к тому, что все-таки не все гештальты нужно стремиться закрывать. Но тут ремарочка: если уж не завершать целостную картинку в сознании, так делать это под присмотром психотерапевта или психолога. Ведь иначе можно до болезни себя довести. Примеры незакрытых гештальтов Закрыть гештальт иногда не так-то просто. Например, хотела я стать врачом кардиохирургом, но не сложилось и могу всю жизнь навязывать это желание своему ребенку, не спрашивая о его желании. Ребенок мне за это спасибо не скажет, особенно если он до ужаса боится крови. Или девочку не принимают в семье, хвалят только за какие-то выдающиеся успехи. Что будем иметь на выходе? Когда она вырастет, костьми ляжет, только чтобы ее хвалили и принимали. Будет ли она счастлива, когда придется всем и каждому угождать? Парня погнали с работы, так как невыгодно было поднимать ему зарплату. Он может подсознательно стремиться устроиться туда, где мало платят, чтобы не потерять хотя бы это место. И таких примеров на самом деле очень много в нашей жизни и жизни окружающих людей. Да и в быту незакрытые гештальты иногда осложняют нашу жизнь: недочитанный сюжет в книге может нам даже сниться. Недосказанные фразы осложняют общение между друзьями. На основе открытых гештальтов люди всю жизнь могут что-то кому-то доказывать, так и не разобравшись в себе. Нервная система от этого устает, и появляется прокрастинация в поведении. Особенно запоминается незакрытый гештальт в подростковом возрасте, когда все воспринимается через призму дисбаланса гормонов и перепадов настроения, а также увеличенного чувства справедливости.