Новости наурыз чей праздник национальный

Сколько дней будет праздник Наурыз в Казахстане?

Наурыз: в чём феномен праздника

Наурыз не только является государственным праздником Казахстана, но и признан ООН в качестве международного праздника. Традиционный новогодний праздник Наурыз активно отмечался казахами до 1926 года, пока Советская власть не решила запретить все религиозные традиционные праздники. Наурыз мейрамы – это праздник весны, обновления природы, начала нового года и новой жизни. Народный, искренний, красочный, очень театрализованный и совсем не идеологизированный праздник во все века подпадал под преследование господствующей идеологии. В ираноязычных и тюркоязычных регионах название праздника звучит по-разному: Навруз, Новруз, Нооруз, Наурыз.

Навруз 2023: какого числа будет, история и традиции праздника

В 2013 году ЮНЕСКО включило праздник в Список нематериального культурного наследия человечества под наименованием «Международный день Навруз». Национальный праздник Навруз в Узбекистане, 1990 год. Праздник весны и возрождающейся природы Наурыз принадлежит к старейшим на Земле, он связан c весен. В наши дни празднование Наурыза вошло в список нематериального культурного наследия (НКН), охраняемого ЮНЕСКО, это значит, что теперь эту народную традицию уже невозможно предать забвению.

Обычаи и традиции Наурыза

Праздники сегодня, потеряв свой сакральный смысл, стали восприниматься только лишь как время развлечения. Здесь следует понимать, что речь идет о свободе праздника, которая дарована в обмен на жесткую регламентированность и повторяемость будничной трудовой и общественно значимой жизни человека. Праздник - время высвобождения от жестких правил социальных запретов и установлений той или иной общественно-политической, хозяйственно-экономической и порой даже религиозной системы. Это особенно очевидно демонстрируется в средневековом карнавале как празднике-перевертыше, празднике, где коммуникация снимала все социальные установки и осмеянию могли подлежать даже служители церкви. Каким образом это сказывается на природе праздника и технологиях празднования в современных условиях? В поисках ответа на этот вопрос встречаешься с идеями, в большей мере критического настроя, где в основу природы праздника кладется принцип свободы.

Понимание свободы здесь сопряжено с проявлением ее именно в игре как системообразующем компоненте культуры. Подлинность праздника исчезает, констатирует Й. Поэтому в таком мире люди желают не развлечений, а отвлечений. Безусловно, подобная ситуация усложняет процесс возрождения и сохранения смысла исходных форм наследия традиционной культуры, центральным элементом которой является народный праздник. И это при условии, что праздник считается наиболее древним элементом культуры, отличительной особенностью которого является постоянство его воспроизводимости.

Тем самым народный праздник был насильственно изъят из культурной жизни, следовательно, были преданы забвению целый пласт народной памяти, его ценностные ориентиры и духовный стержень.

Каждый компонент блюда символизирует одно из семи жизненных начал: рост, удачу, счастье, богатство, здоровье, мудрость и покровительство небес. Наурыз вообще полон символов. Так особое значение в праздновании Наурыза имеет число семь - семь ингредиентов в наурыз-коже, который потом разливают в семь чаш и ставят перед мудрыми старцами-аксакалами. Семь гостей в свой дом должен пригласить каждый, а также обязательно самому побывать в семи домах. Наурыз не только является государственным праздником Казахстана, но и признан ООН в качестве международного праздника. В этом году в Павлодаре был установлен своеобразный рекорд. Всего в областном центре и пригороде было установлено около ста юрт.

Стол украшают зеркалом, свечами и крашеными яйцами. Свеча символизирует огонь, защищающий человека от злых сил, рассказывает КП. В каких странах и регионах празднуют Навруз? В разных странах и даже в разных городах и селениях существуют свои традиции праздника Навруз.

Их хранят старейшины. В России этот праздник популярен в Татарстане, Башкирии и Дагестане.

В канун праздника люди посещают могилы родственников и ухаживают за ними. Иранцы во время праздника поют у костра стихотворную строчку «zardi-ye man az toh, sorkhi-ye toh az man» что дословно означает «мой желтый — твой, твой красный - мой» , прося огонь забрать невзгоды, а взамен принести тепло, здоровье и энергию.

Во время празднования также подают распространенное в Иране блюдо Аджиль и ягоды. Одной из важных традиций, соблюдаемых в канун Чахаршенбе-Сури, является постукивание ложкой. Эта традиция схожа с одной из обычаев современного международного праздника Хэллоуин, когда дети выпрашивают сладости «Trick-or-Treat». В Иране люди переодеваются и ходят от двери к двери, стуча ложками по тарелкам или мискам и получая упакованные закуски.

В Азербайджане дети проскальзывают в дома и квартиры своих соседей в последний вторник перед Наурызом, стучатся в двери, оставляют на порогах свои шапочки или корзиночки, прячутся поблизости в ожидании конфет, пирожных и орехов. Кстати, ритуал прыжка через огонь также проводится в Армении в день праздника Терендез, который является праздником очищения в Армянской апостольской церкви и Армянской католической церкви и отмечаемым через сорок дней после рождения Иисуса. Сиздах-бе-дар День природы в Иране. В Иране праздник Наурыз длится тринадцать дней.

На тринадцатый день Нового года иранцы покидают свои дома, чтобы насладиться природой и устроить пикник на открытом воздухе, как часть церемонии Сиздах-бе-дар. В канун Наурыза в Иране также существует праздник Хафт Сина, во время которого на скатерть выставляются чеснок, яблоки, проростки пшеницы или чечевицы, лох, уксус, хлебный пудинг и сумах. В Сиздах-бе-дар эти предметы убираются, части в проточную воду. Кроме того, молодые одинокие люди, особенно молодые девушки, обычно завязывают листья зелени, прежде чем выбросить ее, выражая желание найти партнера.

Еще один обычай, связанный с Сиздахом-бе-дар - это шутки и розыгрыши, подобные первоапрельскому Дню дураков. В иранской мифологии существуют различные мифы происхождения праздника Наурыз. Шахнаме приписывает основание Наурыза мифическому иранскому царю Джамшиду, который спасает человечество от зимы, обрекающей на гибель всех живых существ планеты. Чтобы победить зиму, Джемшид построил трон, усыпанный драгоценными камнями.

Демоны вознесли Джамшида над землей на небеса; там он сидел, сияя, как Солнце. Мирские создания собирали и разбрасывали вокруг него драгоценные камни и провозглашали, что наступил Новый День Now Ruz. Это был первый день Фарвардина, который является первым месяцем иранского календаря. Хотя неясно, отмечали ли прото-индоиранцы праздник как первый день календаря, есть указания на то, что иранцы, возможно, наблюдали начало осени и весны, и связывали их начало с урожаем и посевом семян соответственно.

Ученые-иранисты Мэри Бойс и Франц Гренет так объясняют традиции сезонных праздников: «Возможно, что великолепие вавилонских празднеств в это время года привело иранцев к тому, что их собственный весенний праздник превратился в устоявшийся праздник Нового года с названием «Навасарда» название, которое, хотя и было впервые засвидетельствовано среднеперсидскими источниками, приписывается Ахеменидскому периоду ». Поскольку общинные наблюдения древних иранцев, по-видимому, в целом носили сезонный характер и были связаны с сельским хозяйством, «вполне вероятно, что они традиционно проводили фестивали осенью и весной, чтобы отметить основные поворотные моменты естественного года».

Как в Казахстане отмечают Наурыз 2023?

Правда, были времена, когда праздник Наурыз был запрещен в Казахстане советской властью, как «пережиток прошлого». Поэтому Наурыз не праздновался всенародно с 1926 по 1988 годы. Следует отметить, что Наурыз, первоначально бывший праздником зороастрийцев огнепоклонников , уже много веков назад утратил религиозную окраску и стал поистине праздником весеннего обновления, пробуждения природы и воодушевления народа. Однако с этого года в Казахстане праздник Наурыз отмечают в новом формате. Министерство культуры и информации РК предложило обогатить его смысл и содержание, и объявить декаду Наурызнама, которая будет проводиться теперь ежегодно с 14 по 23 марта.

Каким образом это сказывается на природе праздника и технологиях празднования в современных условиях? В поисках ответа на этот вопрос встречаешься с идеями, в большей мере критического настроя, где в основу природы праздника кладется принцип свободы. Понимание свободы здесь сопряжено с проявлением ее именно в игре как системообразующем компоненте культуры. Подлинность праздника исчезает, констатирует Й. Поэтому в таком мире люди желают не развлечений, а отвлечений. Безусловно, подобная ситуация усложняет процесс возрождения и сохранения смысла исходных форм наследия традиционной культуры, центральным элементом которой является народный праздник. И это при условии, что праздник считается наиболее древним элементом культуры, отличительной особенностью которого является постоянство его воспроизводимости. Тем самым народный праздник был насильственно изъят из культурной жизни, следовательно, были преданы забвению целый пласт народной памяти, его ценностные ориентиры и духовный стержень. Ибо долговечный народный праздник - это всегда символически означенное средоточие духовно-эстетического, мировоззренческого, экономического, хозяйственного, экологического опыта народа. Это также особая форма коммуникации, поднимающая человека над обыденностью, возвышающая его добродетель, передающая каждому новому поколению жизнеутверждающую эстафету бытия. С момента запрета Наурыз не праздновался всенародно вплоть до 1988 года, что, естественно, влекло за собой потерю целостного понимания смысла этого праздника и, более того, отчуждение нескольких поколений от ключевых элементов своего культурного наследия. Тем не менее народная память сохраняла и поддерживала некоторые практические навыки, сопровождавшие празднества Наурыза: приготовление ритуальных блюд наурыз-коже , исполнение обрядовых песен жарапазан и другие обрядовые действа в их региональном исполнении.

На Навруз готовят два блюда, которые едят исключительно в этот праздник, — гуджу и сумалак. Создание угощений занимает очень много времени: обычно на них уходит вся ночь перед праздником, и готовить такие кушанья принято в одиночестве. Гуджа состоит из семи злаков и мяса, которые варят множество часов, пока они не превратятся в однородную массу. Кое-где вместо нее готовят халим — кашу из пшеницы, мяса, нута и овощей. Варить это обязательно должны мужчины. А вот сумалак, наоборот, готовят женщины. Это халва из самых молодых ростков пшеницы. Их перемалывают, а потом варят в воде или хлопковом масле в огромном котле. Блюдо приходится непрерывно мешать, поэтому обычно за него берутся несколько женщин из разных семей. По готовности сумалак раздают всем, кто участвовал в процессе. Народы Центральной Азии и Ближнего Востока готовятся отметить один из древнейших праздников — Навруз. Средство массовой информации, Сетевое издание - Интернет-портал "Общественное телевидение России". Главный редактор: Игнатенко В. Адрес электронной почты Редакции: internet otr-online.

Через 8 лет его начали отмечать три для подряд — 21 — 23 марта. В этот день проводят множественные мероприятия, на которые люди приходят в национальных костюмах. Знакомые, друзья, родственники просят друг у друга прощения, стремятся жить в мире и согласии. Наурыз принято встречать в чистом доме. Накануне обязательно делают уборку, приводят в порядок двор, сажают саженцы, облагораживают природу.

Наурыз мейрамы в Казахстане

языческий, народный праздник и к исламу он не имеет никакого отношения. Так как большевики считали Наурыз религиозным праздником, его перестали праздновать на государственном уровне. Навруз-2024 в очередной раз показал, что народная культура и национальные традиции являются достойным поводом для подлинного праздника и действенным механизмом сплочения общества. К национальному празднику Наурыз казахи раньше начинали готовиться заранее, на несколько недель. К национальному празднику Наурыз казахи раньше начинали готовиться заранее, на несколько недель.

Навруз 2023: какого числа будет, история и традиции праздника

Гостей праздника познакомят с национальными традициями Наурыза, расскажут об истории праздника и обычаях, связанных с этим днём. Празднику и традициям Наурыза уделяется больше внимания, мероприятия решено ежегодно проводить в течение 10 дней. Наурыз для народа востока — особенный праздник, который имеет неповторимые, присущие только ему черты.

Общие традиции за единым дастарханом: в ВКО празднуют Наурыз мейрамы

Ближе к празднику зерно проращивается еще раз чтобы стать основой для праздничного блюда. Перед Наврузом нужно покаяться в грехах, примириться с недругами, простить долги. В дни Навруза добрые ангелы фаришта приносят изобилие и благоденствие тем, у кого чисты помыслы, кто светел душой, у кого убрано в доме, потому что люди верили чистота пространства вокруг человека отражает ясность его внутреннего состояния. Кроме того, к злопамятным и вредным грязнулям добрые ангелы даже заглядывать не станут. Поэтому перед Наврузом хозяева стараются привести в порядок дом, побелить и подремонтировать его. Также перед праздником украшают дома, убирают мусор на улице. Обязательно стирается одежда, особенно детская ведь дети считаются больше всех подвержены сглазу, а вода все должна смыть.

Еще до ислама неделя перед Наврузом считалась посвященной душам предков. Предков поминали, делая им подношения и прося у них помощи в будущем году, защиты от бед. Наступлению Нового года предшествуют символические обряды очищения. В «среду радости» последнюю среду перед Наврузом на улицах городов и сел зажигают костры, и люди должны семь раз перепрыгнуть через один костер или по одному разу через семь костров. В последнюю ночь старого года принято обрызгивать друг друга водой и перепрыгивать через проточную воду, чтобы очиститься от прошлогодних грехов. Навруз это время гаданий.

Особенно увлекаются этим заневестившиеся девушки, которые в этот вечер бросают через голову ботинок и по направлению его носка определяют останутся они в родительском доме еще на год или переедут в дом суженого. Кроме того, в праздничный вечер с наступлением Навруза принято подслушивать разговоры соседей через окна или двери, и в зависимости от услышанного приятного или неприятного разговора определять, насколько удачен или неудачен будет наступающий год как для подслушивающих, так и для хозяев. Сам праздник начинается затемно, когда, надев новые одежды, вся семья собирается за столом, на который ставят новую посуду. Стол на Навруз накрывают особый и называют его «хафт син». Обязательно на столе должны быть семь хафт продуктов, названия которых начинаются с арабской буквы «син»: семена руты сипанд, яблоко себ, черные косточки сиахдане, дикая маслина санджид, уксус сирке, чеснок сир и проросшее зерно сабзи. Возможен другой набор 7 предметов, например, в Иране в него входят секке монета; серке уксус; сир чеснок; сумах специя; саману у других народов сумалак блюдо, для приготовления которого используется зерна проросшей пшеницы; санджед ягода лоха; сабзе зелень, пророщенные в воде семена льна и злаковых, символизирующие оживление природы.

Навруз 2023: традиции и ритуалы Магические 7 предметов и продуктов на столе становятся символическим даром Солнцу, которое, принимая сей дар, должно позаботиться о богатом урожае. Кроме того на столе ставится зеркало и зажигают по числу членов семьи свечи, которые нельзя гасить, пока они не догорят до конца. Обязательно большой праздничный хлеб или лепешки, чаша с водой, на которой должен плавать зеленый лист, чаша с розовой водой, фрукты, орехи, миндаль, рыба, петух, молоко, простокваша, сыр, крашеные яйца. В древности каждая из составляющих имела особое значение для урожая будущего года, для судеб членов семьи. Сейчас эта символика утеряна, но традиция осталась. Готовится плов.

Ведь в Центральной Азии ни один праздник не обходится без него. Но главными на столе будут гуджа у некоторых народов халим или халиса и сумалак сумаляк, саману. Процесс приготовления этих блюд длительный и трудоемкий. Начинают их готовить с вечера и уходит на это вся ночь, предшествующая Наврузу. Приготовлением сумалака занимаются только женщины, а гуджи или халима халиса мужчины. Гуджа готовится из семи видов злаков с добавлением мяса, причем все разваривается до состояния однородной массы.

Халим халиса представляет собой кашу из пшеницы и мяса, у некоторых народов с добавлением гороха и овощей. А сумалак это халва, приготовленная из проросших ростков пшеницы, которые перемалываются, а затем варятся в котле на хлопковом масле у некоторых народов на воде с добавлением муки.

Считается, что такое пожелание обязательно сбудется. В переводе звучит как «C рождением весны! Айтыс - импровизированное состязание акынов, которое начинается, как правило, ближе к вечеру и продолжается до восхода солнца. В случае победы мужчина мог просить руки своей визави, а в случае проигрыша обязан был исполнить любое ее желание. За неделю нужно было успеть обойти всех родственников а в давние времена это были, зачастую, очень большие расстояния. Как перезимовал? Связанные с Наурызом поверья и народные приметы - Накануне праздника было принято наполнять все имеющиеся в доме емкости молоком, айраном, ключевой водой и зерном — чтобы год был урожайным, чтобы не случилась засуха и было достаточно молока. Как отметить Наурыз дома с семьей По давней традиции на праздник в доме собирается вся семья, все поколения — от стариков до малышей.

Накрывается щедрый праздничный стол, неспешно ведутся беседы, родственники обмениваются новостями, а дети развлекают старших песнями и танцами, чтением стихов и демонстрацией других своих талантов. Да и взрослые после застолья не прочь спеть, потанцевать и сыграть на домбре. А разнообразить основное меню можно предложив гостям сладкое лакомство балкаймак, которое наверняка оценят детишки.

На этой неделе празднования проходят в национальных общинах области. Ровное Саратовской области состоится открытие областного традиционного национального праздника «Наурыз-2019». Министерство внутренней политики и общественных отношений области Поделиться в соц.

В поэме « Шахнаме » перс.

Слово «Навруз» впервые появилось в персидских источниках во втором веке новой эры , однако само событие отмечалось уже во времена династии Ахеменидов примерно в 550—330 гг. В эти дни правители провинций Персидской империи приносили дары шахиншаху [14]. Назвали тот радостный день Новым днём. То день был Ормазд, месяц был — Фарвардин. Забыв о заботах, не помня кручин, Под говор струны, за ковшами вина, Вся знать пировала, веселья полна. И люди тот праздник святой сберегли, Как память о древних владыках земли. Согласно иранской мифологии, в этот день был похоронен герой Сиявуш , убитый туранцем Афрасиабом. Эта легенда упоминается в Авесте [15].

Более подробно она описана в «Шах-намэ» Фирдоуси. В день Навруза древние индоарии поклонялись так называемым «фраваши» — духам усопших предков. Этот обычай позднее был заимствован зороастризмом, который стал официальной религией Ирана. Один из семи основных праздников зороастрийцев «совпадал с концом зимы и преддверием весны и переходил в праздник поминания душ предков Навруз. Он приходился на ночь накануне весеннего равноденствия» [17]. Курды в Стамбуле празднуют Навруз, 2006 г. Британская учёная М. Бойс отмечала, что, помимо всего этого, в зороастризме этот праздник был посвящён непосредственно огню, который древние зороастрийцы считали жизненной силой и поклонялись ему.

Этот праздник возвещает наступление ахуровского времени года — лета — и отмечает ежегодное поражение Злого Духа. По зороастрийским обычаям, в полдень Нового дня приветствовали возвращение из-под земли полуденного духа Рапитвина , несущего тепло и свет. Посвящение этого праздника огню в более поздней зороастрийской традиции несомненно. В день Навруза ещё с Ахеменидского и Сасанидского периодов в храмах совершались поклонения огню. Иранские правители того периода принимали в этот день подарки от покоренных народов [19]. Огни разжигались повсюду, начиная с самого высокого места на крышах домов и кончая свечами на праздничных столах [20]. В настоящее время эти обычаи частично сохранились. Так, в некоторых районах Азербайджана «на всех холмах разжигаются костры» [21].

Люди становятся в круг вокруг огня и исполняют фольклорные песни [22]. Свечи также являются атрибутами праздничных столов в день «Навруза» и предшествующих ему дней приготовления к нему начинаются за несколько недель до праздника [23]. Аналогичные традиции сохранились в Иране и Средней Азии. В Самарканде тесное взаимодействие оседлого таджикского, узбекского населения с полукочевым тюркским способствовало синтезу земледельческих и скотоводческих элементов в ритуальной практике Навруза.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий