14 июля к Луне отправился индийский космический аппарат «Чандраян-3» (слово «чандраян» на санскрите означает «лунный корабль»). Как предусмотрено в Федеральной космической программе 2016––2025 годов, лётные испытания нового российского космического корабля ПТК НП (пилотируемый транспортный корабль нового поколения) начнутся в 2021 году.
Новый луноход прошел испытания на Земле — видео
Сейчас мы знаем, что всё немного иначе. И открытия на Луне, если они подтвердятся, будут большим подспорьем для будущих пилотируемых миссий, потому что такая температура более комфортна для человека, - пояснил Цуканов. По его словам, если открытие индийских исследователей верно, "то это поможет нам как можно быстрее оказаться на Луне. То есть такие новости - это большая радость и для науки, и для техники. В общем, движемся дальше, это замечательно". Дело в том, что индийский луноход и индийский посадочный аппарат сели на Южном полюсе Луны. Надо разобраться, имеют ли место какие-то особые условия. Потому что на Луне у нас были луноходы, и мы изучали её достаточно хорошо.
Ученые и инженеры космической отрасли пытаются выработать также долгосрочную концепцию национальной программы освоения Луны до 2050 года. Лунная орбитальная станция, форпост и база В соответствии с Концепцией национальной программы освоения Луны, уже в 2026 году должны начаться полеты сверхтяжелой ракеты с полезной нагрузкой на низкой околоземной орбите около 80—90 тонн. Следует отметить, что в других источниках приводятся более реальные сроки первого пуска «супертяжа» — 2028—2030 годы. В конце 2027 г. Причем сам буксир запускается сверхтяжелой ракетой, а груз — «Ангарой—А5». На период с 2028 по 2030 год запланирована программа «Луна — орбита». На естественный спутник Земли будет отправлен многоразовый лунный автоматический корабль МЛАК «Корвет», а на окололунную орбиту — танкер с топливом для его заправки. Зонд сможет доставить с поверхности на ПТК НП который будет находиться на окололунной орбите образцы грунта.
Существуют различные варианты программы, в частности предполагающие использование луноходов. Следующим этапом освоения Луны, после 2030 года, вероятно, станет строительство станции на окололунной орбите. Станция будет состоять из энергетического запуск в 2028 году , узлового 2029 год , жилого 2030 год и складского 2031 год модулей. Режим функционирования мини—станции — посещение. Основные ее задачи: обеспечение комфортных условий жизнедеятельности космонавтов во время работы на орбите вокруг Луны и логистическое обеспечение лунных миссий. Начиная с 2037 года потребуется замена модулей станции, выработавших свой ресурс. Долгожданные пилотируемые полеты с высадкой космонавтов на поверхность Луны запланированы также после 2030 года. Первые старты будут осуществляться по двухпусковой схеме с раздельным выведением связок из разгонных блоков и лунного взлетно—посадочного корабля, а также разгонных блоков и пилотируемого корабля.
Если именно этот вариант будет утвержден, то российские космонавты впервые ступят на лунную поверхность через 15 лет после начала лунной программы и спустя 62 года после исторического полета Apollo 11. Предусматривается один пилотируемый полет на Луну в год. С введением в эксплуатацию в 2038 г. PH сверхтяжелого класса грузоподъемностью 150——180 тонн полеты будут выполняться по однопусковой схеме с увеличением частоты до двух—трех в год. Согласно Долгосрочной программе освоения дальнего космоса, параллельно с пилотируемыми экспедициями начнется развертывание в южной полярной области Луны так называемого «лунного полигона». В его состав войдут автоматические научные инструменты, телескопы, прототипы устройств для использования лунных ресурсов и т. Полигон будет включать в себя небольшую лунную базу — форпост. Форпост предназначен для жизни экипажа во время краткосрочного до 14 суток пребывания на поверхности Луны.
В состав форпоста, вероятно, войдут модули: энергетический запуск в 2033 году , узловой 2034 год , жилой 2035 год , лабораторный 2036 год и складской 2037 год. Модули создадут на основе опыта эксплуатации окололунной орбитальной станции. Строительство большой лунной базы запланировано лишь на 40—е годы XXI века. Модульный состав базы будет аналогичен составу форпоста, но она будет обеспечивать жизнедеятельность космонавтов в течение большего срока и обладать повышенной радиационной защитой. В 2050—е годы на основе лунного опыта, а возможно, и лунных ресурсов, будет предпринят полет на Марс. А до этого времени, до 2050 года, предполагается доставить грунт с Фобоса миссия «Фобос—Грунт—2», или «Бумеранг», уже заложена в ФКП 2016—2025 и намечена на 2024—2025 годы и Марса 2030—2035 годы , создать в точке Лагранжа сборочный комплекс для многоразовых кораблей, которые будут летать по трассе Земля — Марс, построить флот «ядерных буксиров» с электрической мощностью 4 МВт и выше. Создатели Долгосрочной программы предварительно оценили стоимость освоения Луны. По их расчетам, в период с 2014 года до 2025 года ежегодные затраты составят от 16 до 320 млрд руб суммарно за данный период будет потрачено порядка 2 трлн руб и будут определяться в основном расходами на создание кораблей, обитаемых модулей, межорбитальных буксиров и средств выведения.
В следующее десятилетие 2026—2035 годы , когда, помимо разработки и летных испытаний космических средств, задействованных в реализации лунной программы, начнется интенсивная эксплуатация космических систем, ежегодные затраты составят от 290 до 690 млрд руб пик нагрузки приходится на 2030—2032 годы — период первой высадки космонавтов на поверхность естественного спутника и начала строительства лунной орбитальной станции , а суммарные затраты за данный период — почти 4. Начиная с 2036 года и до 2050 года ежегодные затраты составят от 250 до 570 млрд руб суммарные затраты за данный период — порядка 6 трлн руб. Таким образом, общая стоимость программы с 2015 по 2050 год оценивается в 12. Вопросы, вопросы... Впервые за много лет вынесена на утверждение в правительство законченная стратегия развития пилотируемой космонавтики на десятки! Вполне обоснованным выглядит и выбор Луны в качестве стратегической цели — ведь марсианская экспедиция без опоры на лунные ресурсы и лунный опыт превратится в рискованный одноразовый «флаговтык». Луна или Марс? Главный вопрос, возникающий после ознакомления с новой российской космической стратегией, — это сроки.
Есть опасение, что затягивание с реализацией лунного проекта приведет к тому, что у государства появится желание «выпрыгнуть из лунного поезда, который еле—еле ползет», и отменить программу. В случае подобного негативного сценария ресурсы на разработку а возможно, и на создание «лунных средств» будут потрачены впустую. Странной выглядит и привязка программы к новому еще не реализованному относительно тяжелому 14—15 тонн в околоземном и 20 т в окололунном варианте космическому кораблю ПТК НП, для доставки которого на окололунную орбиту потребуется создание сверхтяжелой ракеты с грузоподъемностью 80—90 тонн на низкую околоземную орбиту. Несколько лет назад американская компания Space Adventures, занимающаяся продажей «туристических» мест на российских кораблях «Союз», с согласия РКК «Энергия» предложила интересную услугу — облет Луны. Согласно представленной схеме полета, разгонный блок ДМ с пассивным стыковочным агрегатом выводится на низкую орбиту ракетой тяжелого класса «Протон—М», затем к нему на РН «Союз» стартует корабль с пилотом и двумя туристами. Корабль «Союз» стыкуется с разгонным блоком — и связка отправляется в облет Луны. Путешествие занимает 7—8 дней. Конечно, полет на орбиту вокруг Луны намного сложнее облетной миссии, однако при использовании доработанного «Союза» вместо ПТК НП, а также кислородно—водородного разгонного блока КВТК для старта с околоземной орбиты и модернизированного «Фрегата» для торможения и разгона возле Луны орбитальную лунную экспедицию можно «вписать» в две ракеты «Ангара—А5».
Конечно, стыковка с криогенным разгонным блоком на околоземной орбите является довольно рискованной операцией, однако подобное действие присутствует и в государственной стратегии двухпусковая облетная миссия на ПТК НП , и в предложениях Space Adventures. Таким образом, необходимость создания сверхтяжелой ракеты для полетов человека на орбиту вокруг Луны отнюдь не очевидна. Использование такой ракеты переводит миссию из категории реальных планов ближайшего десятилетия в разряд «стратегии» со сроками осуществления «ближе к 2030—му». Найти коммерческие нагрузки для сверхтяжелого носителя будет или очень трудно, или попросту невозможно, а содержать сложную инфраструктуру ради двух лунных полетов в год — крайне расточительно. Любой финансовый или политический кризис а они случаются в России с регулярностью приблизительно раз в 8—10 лет поставит крест на подобном проекте. Следует также отметить, что в предложенной программе наблюдается распыление сил: вместо создания лунной базы промышленность вынуждена будет заниматься то программой «Луна — орбита», то строительством лунной орбитальной станции, необходимость наличия которой обоснована крайне слабо.
На собранные средства SpaceIL заказала производство космического аппарата на государственном аэрокосмическом предприятии Israel Aerospace Industries, а запуск - на ракете SpaceX. Однако их зонд Beresheet разбился при попытке посадки на Луну в апреле 2019 г. Следующим частным проектом стала японская компания ispace, ей удалось привлечь инвестиции от государственных компаний и банков под амбициозный бизнес-план проведения рекламных кампаний на Луне. При этом компании удалось найти и коммерческого заказчика: Космический центр Мохаммеда бин Рашида из Объединенных Арабских Эмиратов оплатил доставку своего лунохода. Правда, Hakuto-R и луноходик Rashid ждала та же судьба, что и Beresheet, — удар о поверхность Луны на слишком высокой скорости. Лунная программа ОАЭ — это часть более широкой космической программы, куда включено также развитие околоземной космонавтики, наземных станций приема и обработки космических данных и исследование Марса. Для Эмиратов интерес к Луне и Марсу — это выражение стремления к диверсификации экономики за счет высокотехнологичного производства и услуг. Им же достались и государственные контракты на выполнение относительно простых задач в доставке государственной научной полезной нагрузки на Луну. В число таких компаний попали Moon Express, Astrobotic, FireFly, Masten Space и другие, пока ни одна из них не провела ни одного старта к Луне, но некоторые уже готовы и в ближайшие годы предпримут свои попытки лунных посадок. Для РФ «Луна-25» отражает стремление подчеркнуть статус космической державы и показать преемственность российской космонавтики и прежних советских успехов. Заявленные научные задачи миссии — поиск и изучение воды на Луне — также вполне актуальны и должны подчеркнуть передовое положение российской космической науки наравне с другими мировыми лидерами. Научная программа индийского Chandrayaan 3 не такая целенаправленная и включает в себя кратковременное исследование. Этот аппарат стартовал к Луне 19 июля, посадка в районе Южного полюса намечена на 23-24 августа.
Ровер и его помощник не смогли справиться с суровыми космическими испытаниями. В августе 2023 года Индия стала первой страной, которая посадила корабль недалеко от южного полюса Луны. Однако посадочный модуль «Чандраян-3» и его лунный ровер до сих пор находятся в глубоком сне, хотя они должны были «очнуться» уже как несколько дней. Возможно, они уже мертвы. Роботы перешли в спящий режим в начале сентября, когда на Луне наступила ночь и у них разрядились батареи.
Космический аппарат - Луноход
Общество - 11 августа 2023 - Новости Санкт-Петербурга - Главная» Новости» Луна 25 последние новости на сегодня. В ходе выполнения программы работы за 116 сеансов движения «Луноход-1» прошел расстояние 10 540 метров, что позволило детально обследовать лунную поверхность на площади 80 000 м². Луноход работал в районе малоизученного Южного полюса Луны, собирал данные о рельефе, температуре и составе грунта.
Освоение Луны: современные проекты России, Китая, США и других стран
Программа по исследованию Луны подразумевает доставку на спутник Земли как минимум двух луноходов — компактного и тяжёлого аппаратов, которые должны быть отправлены в космос до конца текущего десятилетия. Напомним, лунная миссия "Чандраян-3" с луноходом на борту запущена 14 июля. Индийское космическое агентство уточняло ранее, что вывело станцию на орбиту Луны, а 23 августа "Чандраян-3" мягко приземлился в районе малоизученного Южного полюса. В ночь на 11 августа Россия запустила межпланетную космическую станцию «Луна–25». Индийская организация космических исследований (ISRO) показала видео, на котором запечатлен разворот лунохода "Прагьян".
Догнать и перегнать: за чем летит «Луна-25»?
То есть на количество космических запусков, говорящих о том, как интенсивно разные страны осваивают космическое пространство. Лидируют в этом рейтинге США, осуществившие на сегодняшний день 63 запуска, из которых 61 был успешным. Вторым в списке идет Китай с 37 запусками — все успешные. И только на третьем месте с 11 запусками идет Россия. Для сравнения, полвека назад, в 1973 году, СССР совершил 89 космических запусков, а 40 лет назад, в 1983 году — 100, в то время как американцы в 1983 году осуществили 22 запуска. То есть почти в пять раз меньше, чем СССР.
А Китай в 1983 году осилил всего 1 один запуск. Конечно, и у СССР были неудачи, вспомним, например, аварийное прилунение станции «Луна-23» в 1974 году, были и более серьезные аварии и катастрофы. Но советские конструкторы и инженеры решили большую часть проблем, свидетельством чего служит успешная миссия «Луны-24» в 1976 году. А когда в следующий раз Роскосмос организует полет к Луне? Особенно с учетом оргвыводов после аварии «Луны-25»?
Что-то подсказывает, что теперь очень не скоро. А потому что так работает Система. Вспомните катастрофу предсерийного транспортника Ил-112В ровно два года назад, в августе 2021 года. И что спустя два года слышно об этом самолете? Его разработка поставлена «на паузу», и не исключено что «на паузу» будет поставлена дальнейшая программа по станциям «Луна».
Уже сейчас понятно, что, пока суть да дело, пока межведомственная комиссия со всем разберется, пока её выводы будут осмыслены и внесены коррективы, пройдут годы. И это будет большой ошибкой. Потому что, если рассматривать отдельно взятую миссию «Луны-25», то она закончилась провалом.
Основной режим посадки лунной кабины предполагался автоматическим — на радиомаяк лунохода. Если же при посадке основной лунный корабль получал повреждения, которые не позволили бы ему стартовать с Луны, то космонавт должен был воспользоваться одним из луноходов для поездки к резервной лунной кабине. Космонавт также мог использовать луноход как транспорт для себя и перемещаемого оборудования.
На таком модифицированном луноходе предполагалось иметь запас кислорода, разъёмы для шлангов лунного скафандра, место космонавта в виде небольшой площадки с пультом управления в передней части аппарата. Масса машины по исходному проекту — 900 кг, диаметр по верхнему основанию корпуса — 2150 мм, высота — 1920 мм, длина шаси — 2215 мм, Колея — 1600 мм. Колёсная база — 1700 мм. Диаметр колёс по грунтозацепам — 510 мм при ширине в 200 мм. Диаметр приборного контейнера — 1800 мм. Гермокорпус «Лунохода» является основной частью конструкции и служит платформой для аппаратуры бортовых систем и её защиты от воздействия внешней среды.
В 1976 году на Луну отправили советский аппарат «Луна—24». Он доставил на Землю образцы лунного грунта. Его анализ, проведенный уже на Земле, показал наличие около 60 элементов с повышенным содержанием алюминия и железа. Ученые предположили, что грунте может содержаться вода. Но научное сообщество проигнорировало эти данные, поскольку земной спутник считался абсолютно сухим. После этой экспедиции человечество увлеклось изучением Венеры, Марса и других планет-гигантов и потеряло к Луне интерес на полтора десятка лет.
Но сначала проект не утвердили, затем срок запуска сдвинули на 1992 год, а потом и вовсе отменили из-за отсутствия финансирования. В середине 1990-х российские ученые предложили создать орбитальную станцию для сейсмических исследований на Луне. Аппарат назвали «Луна—Глоб». Однако планы по его созданию так и остались на бумаге. К реализации проекта вернулись только в 2000-х годах. До 2010-х годов облик аппарата несколько раз меняли , а в 2013 году станцию переименовали в «Луна—25», чтобы подчеркнуть связь с советскими экспедициями.
Аппарат состоит из двух частей. На верхней прикреплена сотовая панель со служебной аппаратурой массой 30 килограммов и научными приборами.
Лунную программу «Чанъэ» начали продумывать еще на рубеже веков, хотя на тот момент Поднебесная не обладала уровнем технологий, чтобы реализовать свои амбициозные планы. Но вскоре у китайцев появилась такая возможность. Аппараты «Чанъэ-1» и «Чанъэ-2» позволили сделать карту поверхности Луны. В 2013 году «Чанъэ-3» с луноходом «Юйту» совершила на Луну. Преуспел Китай и в исследовании обратной стороны спутника.
Там в 2019 успешно сел «Чанъэ-4». Помимо уже стандартных процедур вроде сбора грунта и фотографировании поверхности, зонд провел био-эксперимент по созданию замкнутой экосистемы: на станции были посажены семена хлопка, одно из которых проросло, но затем погибло из-за холодной лунной ночи. Кроме того, по сей день «Чанъэ-4» отправляет на Землю снимки поверхности обратной стороны спутника. Миссия также анализирует радиосреду, чтобы оценить возможности для последующего размещения здесь радиотелескопов. Еще больше впечатляющих миссий ожидается у Китая впереди. Зонд «Чанъэ-5» будет снабжен искусственным интеллектом как, впрочем, и два предыдущих аппарата. В декабре 2019 года ему предстоит с помощью отработанных схем прилунения и старта добыть лунный грунт и горные породы спутника, а затем вернуться на Землю.
Запланированные миссии «Чанъэ-6, 7, 8» станут роботизированными исследовательскими станциями у южного полюса Луны. В дальнейших планах Китая — отправить своих астронавтов и построить международную лунную исследовательскую станцию МЛИС. Для этого проекта в Поднебесной готовы сотрудничать с другими странами и частными компаниями, которые развернули собственные проекты по исследованию Луны. США После завершения программы «Аполлон» исследование Луны американцами было почти полностью прекращено.
Российская лунная программа: когда и зачем мы полетим на Луну?
Причем важно понимать: те космические программы, которые просто попробуют воспроизвести высадки 1960-1970-х, ничего всерьез прояснить не смогут. Программа полета станции «Луна-17» и самоходного аппарата «Луноход-1» была выполнена полностью. О намерении поучаствовать в космической программе альянс Hyundai/Kia заявлял ещё в середине 2022 года, но сейчас определена концепция лунохода и примерные сроки реализации программы. Когда писалась эта статья, стало известно, что индийская межпланетная автоматическая станция «Чандраян-3», на борту которой находится луноход, успешно прилунилась в районе Южного полюса, то есть там, где должна была сесть «Луна-25». Поскольку луноход питается исключительно от солнечной энергии с батареей мощностью 450 Вт, а не с помощью удобного радиоактивного ядра, то и передвижение затруднено.
Роскосмос потерял лунную станцию, запущунную впервые за 47 лет
Проблемы с бюджетом десятилетней Федеральной космической программы России начались задолго до полномасштабного вторжения России в Украину в феврале 2022 года. НАСА намеревается использовать луноход, начиная с третьей миссии в рамках своей программы Artemis V, которая предварительно запланирована на 2029 год. В 2019 году КНР сообщила о первой успешной посадке космического зонда на обратной стороне Луны, информирует РИА Новости. Чтобы выполнить эту задачу, в 2023 году аэрокосмическое агентство NASA отправит на Луну свой первый за последние 50 лет луноход. Новости. Выставка-форум «Россия». Макеты ракет, луноход и спутниковые системы: с чего началась Космическая неделя на выставке «Россия». НАСА намеревается использовать луноход, начиная с третьей миссии в рамках своей программы Artemis V, которая предварительно запланирована на 2029 год.