Новости ленин в смольном

В основе скульптуры «В.И. Ульянов (Ленин) за работой» лежит картина известного советского живописца И.И. Бродского «Ленин в Смольном», написанная в 1930 году. Картина "В. И. Ленин в Смольном", И. Бродский, Третьяковская галерея. – Когда на съезде Ленина выбирают главой нового советского правительства, Троцкий отдает ему свой кабинет.

Неоднократно встречался, участвовал в заседаниях

  • "Ленин" отправляется из Смольного в Петропавловку: Культура:
  • Газета «Суть времени»
  • Ленин и Брянщина. Водитель машины № 46-47
  • Дополнительная информация о предмете
  • Ленин обеспечил России духовное влияние на всё человечество — интервью
  • Смольный заступился за Ленина. Валентина Матвиенко возмущена взрывом памятника

12 вопросов об Октябрьской революции

В 1930 году Бродский пишет картину «Ленин в Смольном», которая стала одним из самых популярных произведений, посвященных образу вождя революции. Ленин в Смольном. «В. И. Ленин в Смольном» — картина советского живописца Исаака Бродского, написанная в 1930 году и изображающая В. И. Ленина в момент работы над запиской в одном из помещений. Всего от Сердобольской до Смольного преодолел 8,5 км. В 1937 году в квартире Фофановой открыли музей. Интересующиеся революционной тематикой могут посетить экскурсию «Ленин в Публичке» и узнать, какую литературу Ильич заказывал для своих работ, а также как он проводил здесь конспиративные встречи. 8. Ленин и Смольный институт, история и легенды.

Смольный заступился за Ленина. Валентина Матвиенко возмущена взрывом памятника

Ленин в Смольном 2 Для своей картины Бродский избирает конкретное время и обстановку, что должно убедительно говорить о правдивости и почти документальности созданного образа. Этой же цели подчинена вся композиция работы, включая мельчайшие детали.

Также к собравшимся обратились коммунисты Владислав Козлов и Григорий Куликов. А студент Колледжа метрополитена и железнодорожного транспорта Тимофей Кунгурцев прочитал стихотворение о Ленине.

В завершение мероприятия активисты возложили цветы. Отметим, что мероприятие привлекло внимание многочисленных чиновников, приезжавших в это время в здание администрации города и покидавших его. Также мероприятие привлекло внимание средств массовой информации и представителей иностранных делегаций.

За ходом акции наблюдали сотрудники полиции и ФСО, но она завершилась без эксцессов и задержаний.

В углу полотна стоит знакомая по другим работам художника подпись. Однако остаётся нерешённой важная проблема — датировка. До начала флешмоба Филмус — Серов вышеупомянутый сайт содержал единственное упоминание этой работы в интернете. В двух основных альбомах произведений художника Tully Filmus. Selected Drawings 1971 года и Tully Filmus 1963-го подобного произведения тоже нет. Коллекционер еврейского искусства Зигмунд Балка отмечает, что до Второй мировой Филмус рисовал преимущественно улицы Нью-Йорка, но после ужасов Холокоста сфокусировался на жизни еврейской общины. Это мнение подтверждают каталоги работ Филмуса, вошедших в его альбом, а также картины на еврейскую тематику, информация о которых есть в свободном доступе. Аналогичный вывод можно сделать из биографической энциклопедии, посвящённой 1964 году в США.

Конечно, нельзя сказать, что Филмус не помнил о своём происхождении и до войны — например, в 1936 году одна из его картин стала частью коллекции работ американских художников, которую предполагалось подарить Художественному музею Биробиджана. Однако презентовал он не связанную с религиозной тематикой работу «Малыш» в каталоге значится как «Голова мальчика». Таким образом, с высокой вероятностью «Встреча у раввина» была написана после 1945 года, в том числе с немаленькой — позже 1950 года, когда Серов создал свою картину. К примеру, рисунок Филмуса под названием «Дискуссия» с похожим разворотом голов был закончен, согласно каталогу, в 1962 году: Что касается картины Серова, то история её создания довольно богата. С точки зрения обстановки в помещении, которая и продиктовала расположение фигур, Серов ничего не придумывал. Вот картина, а под ней реальный кабинет Ленина в Смольном: С похожего ракурса мебель изображена на не менее знаменитой картине Исаака Бродского «Ленин в Смольном» 1930.

Затем они собираются организовать возле дома серию одиночных пикетов с требованием выселить из квартиры частных лиц и восстановить музей. Корреспондент агентства «Интерфакс» задал вопрос об исчезновении музея чиновникам городского комитета по культуре. Там затруднились ответить, заявив лишь, что музея на Сердобольской «давно нет».

Когда он был расформирован, чиновники сказать не смогли. Они сказали, что за здание отвечает администрация Выборгского района. Получить комментарий в администрации журналистам пока не удалось.

Памятники Ленину у Смольного и Финляндского вокзала отмыли ко дню рождения вождя

«Ленин в Смольном» – и по сей день одно из самых популярных произведений, посвященных образу вождя революции, изображающая В. И. Ленина в момент работы над запиской в одном из помещений Смольного в первые недели советской власти. В 154-ю годовщину со дня рождения Ленина в Петербурге возложили цветы. 22 апреля цветы принесли к памятнику Ильичу перед Смольный. После того, в 1917-и оттуда вывезли институт благородных девиц, в здании разместился штаб по подготовке к Октябрьской революции. ЛЕНИН ИДЁТ В СМОЛЬНЫЙ О столкновении красногвардейцев с юнкерами у типографии и о приказе Временного правительства развести мосты через Неву связные сообщили Владимиру Ильичу Ленину.

Курсы валюты:

  • Навигация по записям
  • Октябрьский переворот 1917 года начался с Института благородных девиц в Смольном
  • Ленин в Смольном 135-22
  • Ленин в смольном картина (47 фото)
  • 12 вопросов об Октябрьской революции
  • 12 вопросов об Октябрьской революции • Arzamas

Смольный Октябрь 1917-го – март 1918-го

Telegram: Contact @MR7ru В. И. Ленин в Смольном.
Музей им. Бродского на 93-ю годовщину оживил «Ленина в Смольном» - Лента новостей Запорожья В нем обширная коллекция и суперкреативный персонал. Так, на днях отметили день рождения учреждения, «оживив» несколько картин, среди которых легендарная «Ленин в Смольном».

В.И. Ленин в Смольном

Семиэтажный доходный дом был построен в стиле модерн в 1913—1914 годах. Его спроектировал архитектор Николай Товстолес. Фреска, выполненная в 1967 году художником Энгельсом Насибуллиным, изображала рабочих Выборгской стороны в бою за советскую власть. В верхней части был слоган: «Вся власть — Советам! В последнее время композиция была в плачевном состоянии: от нее откололись три огромных куска, и в результате сложно стало понять, о чем она рассказывает.

Едва миновав Литейный мост, Ленин и Рахья встречают конный разъезд юнкеров, который сначала их останавливает, но затем отпускает. Около 22:00 Ленин и Рахья прибывают в Смольный, где располагался штаб восстания и вот-вот должен был открыться II съезд Советов.

Его жест намечает переход к сосредоточенному настроению ходока, стоящего за креслом. Показывая внимание Ленина к собеседнику, художник вместе с тем подчёркивает свойственную Ленину подвижность — лежащая на краю стола рука с застывшей в воздухе кистью как бы предваряет начало ответного монолога. Стоящий крестьянин, затаив дыхание, с надеждой и любовью безотрывно смотрит на вождя.

Искусствовед Андрей Лебедев тоже называет жест крестьянина на первом плане «довольно типичным и как бы дополняющим рассказ ходока». У Серова были предшественники в советской живописи, на решения которых он мог опираться в своей работе. Вот, к примеру, полотно Михаила Соколова «В. Ленин в Смольном в Октябрьские дни 1917 года», созданное в 1932 году: Мы видим, что антураж здесь тот же, поза Ленина практически не отличается от серовской и окружают вождя снова сидящие и стоящие люди.

В зарубежной же живописи можно выделить картину Кароя Кернштока «Агитатор» 1897 , центральный персонаж которой очень похож на Владимира Ильича: Поэтому говорить о каком-либо подражании Филмусу со стороны Серова было бы нелогично как минимум по трём причинам: 1 поздний интерес к тематике у Филмуса; 2 наличие других примеров для подражания у Серова; 3 низкая вероятность попадания репродукции малоизвестной работы малоизвестного Филмуса в СССР. Зато Талли Филмус, в свою очередь, вполне мог срисовать руки и в целом позы персонажей с полотна Серова. Даже не с репродукции, а с оригинала, ведь в 1959 году картину Серова вместе с другими работами на ленинскую тематику привозили в США и в рамках показа достижений советского искусства она выставлялась в Нью-Йорке, где в то время жил Филмус: В 1959 году выходила и открытка с репродукцией картины, попавшая за океан. Детали на ней видны достаточно чётко.

Таким образом, скорее всего, именно Талли Филмус позаимствовал позы персонажей и руки для своей картины «Встреча у раввина» из более известного полотна Владимира Серова «Ходоки у В. Ленина», а не наоборот. Американский художник, интересовавшийся в молодости марксизмом и положением евреев в СССР, позднее вполне мог использовать канонический мотив «Ленинианы» для бытовой зарисовки о совсем другом, более правильном с его точки зрения учителе.

Была ли это именно речь или вождь просто сказал несколько торжественных слов, не готовясь к выступлению перед тысячами людей? Был ли это броневик «Враг капитала» или какой-то другой? Главное: образ пламенного революционера, который обращается к многотысячной массе с броневика, сохранился в нашей памяти и в бронзе — на площади в 1926 году установили памятник Ленину, взывающему к рабочим с башни броневика. Куйбышева, 4. Ленин беседовал с активными партийными работниками о перспективах развития революции и задачах РСДРП б.

Под руководством В. В конце февраля прима бежала из собственного дома и стала «кочевать» по квартирам друзей вместе с сыном. Новыми хозяевами особняка стали революционные политики, журналисты и солдаты. О том, почему выбор для штаб-квартиры партии пал именно на это симпатичное здание, Кшесинская так рассказывает в своих мемуарах: «Чудная мраморная лестница, ведущая к вестибюлю и покрытая красным ковром, была завалена книгами, среди которых копошились какие-то женщины. Когда я стала подыматься, эти женщины накинулись на меня, что я хожу по их книгам. Я не выдержала и, возмущённая, сказала им в ответ, что я в своем доме могу ходить как хочу. Когда мой проводник его спросил, почему они так задерживаются в моём доме, то вместо ответа он показал на угловое окно, из которого хорошо был виден Троицкий мост и набережная, и дал нам понять, что им это важно. Я тогда поняла, что это были, очевидно, большевики, и что они готовились к новому перевороту.

Они хотели удержать за собою удобное место для наблюдения за мостом и для возможного его обстрела». Именно сюда и привезли только что вернувшегося в Петроград Ленина. По приезду он с небольшого балкона обратился к ожидавшим у особняка людям, выслушал приветствия и выступил с речью. Краткая суть её была такова: партии следует полностью отказаться от сотрудничества с Временным правительством, а буржуазная революция должна стать социалистической. В общем-то, это и были те самые Апрельские тезисы, которые «официально» он озвучит через несколько дней в Таврическом дворце. Сама балерина, после неоднократных попыток вернуть дом, обращений к знаменитым друзьям и даже в суд, покинет Петербург, а потом и Россию. Кстати, ответчиком в одном из исков Матильды Кшесинской был Владимир Ульянов. Правда, суд Ульянова-Ленина ответчиком не признал по прозаической причине — указанный гражданин не проживает в доме балерины.

Безыдейная прогулка по ленинским следам

Здесь во всем сохраняется присутствие Ильича, ощущается волнующая обстановка тех грозных и важных для истории дней, когда народ совершал Великую Октябрьскую Социалистическую Революцию под руководством В. Ленина и партии большевиков. Коммунисты ознакомились с экспозицией, старшие товарищи обратили внимание молодежи на скромные условия, в которых жил В. Ленин и его семья, на высокую дисциплину вождя партии большевиков и его товарищей.

На нем, в частности, обсуждался вопрос о "способе работы Малого Совета".

Закрывать повестку дня за 48 часов до объявленного начала заседания, предоставляя, однако, право в случае экстренности вносить вопросы во время самого заседания. Требовать при внесении вопросов подробной исчерпывающей докладной записки с предоставлением всего фактического материала, касающегося вносимого вопроса. Считать необходимым присутствие на заседании докладчика и представителей тех ведомств, которых касается обсуждаемый вопрос; в случае отсутствия докладчика и представителей заинтересованных ведомств, а также непредставления достаточно полной докладной записки и фактического материала, снимать вопрос с обсуждения, перенося его в конец следующего заседания. Заседать не реже трех раз в неделю, определяя день и час следующего заседания в конце каждого заседания"15.

В соответствии с этими правилами Малый Совнарком действовал на протяжении своего пребывания в Петрограде, вплоть до последнего тамошнего заседания, состоявшегося 8 марта 1918 года16. Все протоколы МСНК, начиная с 20 января 1918 г. Фотиева, - Совнарком поручил В. Если же кто-либо из членов МСНК или народных комиссаров возражал, а также в случае своего личного несогласия Владимир Ильич вносил вопрос на обсуждение Большого Совнаркома"17.

МСНК в Петрограде провел огромную работу, которая дала возможность СНК сосредоточить внимание на центральных проблемах строительства новой государственности. На заседаниях МСНК были приняты некоторые важные декреты и постановления, в частности о различных ассигнованиях и о конфискациях по ведомству торговли и промышленности18. Впоследствии МСНК стал заниматься рассмотрением финансовых вопросов, а также осуществлял предварительную подготовку ряда декретов и постановлений правительства, которые затем утверждались на заседаниях Совнаркома. Кроме того, ряд вопросов был передан ему правительством для окончательного решения.

Недаром отмечалось: "Владимир Ильич хотя по- 13 См. Создание советского центрального государственного аппарата. Ленин стремился к тому, чтобы МСНК во "втором издании" стал более работоспособным и авторитетным органом, который "должен был, очевидно, изжить недостатки своего предшественника" Д. Названное постановление было подготовлено и принято при самом активном участии В.

Он внимательно следил за работой МСНК, что проявлялось не только в просмотре и утверждении его решений, но и в постановке на его заседаниях различных вопросов, и в критическом отношении к результатам деятельности МСНК. Характерен такой факт. В повестку дня заседания правительства от 7 января 1918 г. Лениным был дополнительно внесен вопрос "О Малом Совете в связи с его бездеятельностью", а 7 вопросов повестки, составленной к этому заседанию, им были перенесены в МСНК20.

Поскольку в центре внимания Малого Совнаркома находились тогда финансовые дела, В. Ленин постоянно контролировал и эту важную сторону его деятельности. Он "поддерживал дух порядка и необходимой расчетливости в противоположность наклонностям некоторых товарищей проявить "широкую натуру"21. Добиваясь твердой финансовой дисциплины, В.

Ленин решительно боролся за наведение строгого порядка в сметно-бюджетном деле и за сокращение управленческого аппарата22. Очевидцы свидетельствуют, что В.

В ночь с 24 на 25 октября вооруженные отряды ВРК, состоявшие из солдат и рабочих, заняли вокзалы, телефонную станцию, телеграф и другие ключевые объекты Петрограда. Все это происходило практически без сопротивления правительственных войск. Юнкера, выступавшие на стороне правительства, предпочитали подчиниться и не поднимать оружие. Современник вспоминал, что «военные операции были похожи скорее на смены караулов» Н.

Записки о революции. Берлин, Петербург, Москва, 1923. Петроград продолжал жить своей жизнью: работали театры, магазины, ходили трамваи. Только поздним вечером 25 октября движению по центру города стали мешать пикеты вооруженных солдат и матросов. К этому моменту Временное правительство контролировало только Дворцовую площадь и Зимний дворец, где находились сами министры. Около десяти часов вечера они услышали холостой выстрел с крейсера «Аврора»: это был сигнал о том, что здание вскоре будет обстреляно.

Затем последовала канонада из пушек Петропавловской крепости. После короткого штурма Зимний дворец был занят войсками ВРК, а министры арестованы. Только Александру Керенскому удалось избежать этой участи: еще заранее он покинул город и уехал в сторону фронта, где рассчитывал найти войска, сохранившие верность Временному правительству. Поздним вечером 26 октября под доносившийся с Невы грохот артиллерии в здании Смольного института открылся II Всероссийский съезд Советов. В знак протеста против действий большевиков умеренные социалисты покинули зал заседаний. Оставшиеся делегаты приняли декреты о передаче власти Советам и об образовании нового правительства.

И что, революция в такой огромной стране произошла в один день? Женский батальон смерти, добровольцы на площади перед Зимним дворцом 25 октября 1917 года Государственный Эрмитаж Конечно, нет. Даже в Петрограде переворот длился почти два дня. Еще несколько дней продолжались столкновения между ВРК и войсками, которые вел в столицу Керенский. В Орехово-Зуеве, Иваново-Вознесенске, Костроме, Твери, Рязани, Ярославле и других крупных промышленных городах Советы получили власть очень быстро — в конце двадцатых чисел октября — и без сопротивления. В некоторых губерниях этому предшествовала долгая, кровавая борьба.

Например, в Москве бои между местным ВРК и его противниками длились неделю. На Дону и Кубани, а также в Оренбуржье уже в октябре 1917 года столкновения превратились в гражданскую войну. Но это скорее исключение: в основном смена власти происходила относительно быстро и бескровно, в том числе благодаря союзу большевиков с другими леворадикальными партиями — левыми эсерами, эсерами-максималистами, анархистами и так далее. Ее сразу стали называть Октябрьской? Первое появление В. Ленина на заседании Петросовета в Смольном 25 октября 1917.

Картина Константина Юона. Рабочая и крестьянская революция, о необходимости которой все время говорили большевики, совершилась». Словосочетания «Октябрьская революция» и «Октябрьский переворот» появились буквально в следующие дни. Также в первые годы советской власти употреблялись названия Пролетарская революция, Рабоче-крестьянская революция или просто Октябрь. После выхода в 1938 году канонического «Краткого курса истории ВКП б » в советской историографии утвердилось название Великая Октябрьская социалистическая революция. Февральская революция — начало Октябрьской?

Баррикады, воздвигнутые революционными войсками на Литейном проспекте. Петроград, 27 февраля 1917 года Государственный музей политической истории России Уже в первые дни после 25 октября две революции считались принципиально разными событиями, причем обеими сторонами участников назревающей Гражданской войны. Большевикам и их союзникам было важно подчеркнуть новый этап революционного процесса. Февраль они считали буржуазной революцией, в результате которой к власти пришли владельцы крупной собственности и богатые предприниматели буржуазия.

Кстати, ответчиком в одном из исков Матильды Кшесинской был Владимир Ульянов. Правда, суд Ульянова-Ленина ответчиком не признал по прозаической причине — указанный гражданин не проживает в доме балерины. С 1938 года особняк стал музеем — сначала Музеем С. Кирова, затем Музеем Великой Октябрьской социалистической революции, а после перестройки и до сих пор его занимает Музей политической истории. Шпалерная, 47.

В конце марта — начале апреля 1917 года здесь проходит Всероссийское совещание Советов — первое всероссийское собрание представителей Советов рабочих и солдатских депутатов после Февральской революции 1917 года. Ленин приезжает в Петроград в последний день работы собрания и на следующий день выступает перед делегатами с программой, которая получила название «Апрельские тезисы». Суть «тезисов», коих было 10, сводилась к следующему: буржуазная революция должна перейти в социалистическую, необходимо упразднить полицию, армию и бюрократический аппарат, национализировать земли и банки, власть в стране должна перейти к коммунистической партии именно это название, согласно программе, должна была получить РСДРП б. Эта программа легла в основу политики партии, а затем и в основу государственной политики. Мойка, 32. По приезде в Петроград в апреле 1917 года В. Ленин непосредственно руководил газетой «Правда». Здесь В. Главным рупором социал-демократической партии была и долгие годы оставалась газета «Правда».

Она выпускалась и до событий 1917 года, но редакционная деятельность неоднократно прекращалась — в последний раз «Правду» официально запретили в 1914 году. Многих членов партии февральская революция застала врасплох, и в их числе был Владимир Ильич Ленин. Конец зимы 1917 года он встречает в Швейцарии, именно там он узнает о политических переменах в стране. Совсем скоро центральный комитет принимает решение о возобновлении выпуска главной партийной газеты — и 5 марта выходит первый номер «Правды». Ленин, конечно, принимает живое участие в подготовке газеты. Он пишет более сотни материалов. Правда, выходили они со значительными сокращениями, поскольку некоторые идеи вождя революции не находили поддержки у его соратников.

Безыдейная прогулка по ленинским следам

Я уверенна, кто бы и как бы не относился к личности Владимира Ильича Ленина, этой исторической личности. У всех жителей нашего города это вызвало глубокое возмущение.

В заявлении, как сказано на официальном сайте организации, говорится, что в связи с планируемым переездом властей в Невскую Ратушу будет логичным установить легендарную технику «Остин-Путиловец» с надписью «Враг капитала» у памятника Ильичу рядом с историческим зданием Штаба Великой Октябрьской Социалистической Революции. Сейчас машина выставлена в Артиллерийском музее Петербурга. Броневик из-за обилия экспонатов может затеряться на фоне другой техники.

В актовом зале, где почти 70 лет находился портрет Ленина, началась реставрация. Реставраторы обещают, что в актовом зале по завершении работ все будет выполнено в стиле 19-го века - как было задолго до Октябрьской революции. Тогда портрет больше не будет вписываться во внешний вид зала. Кроме того, портрет не вписывается и в новую политическую концепцию Смольного.

Холст, масло».

Специалистами была произведена консервация картины. По мнению художника и искусствоведа Бориса Угарова, «если бы от Бродского осталась только эта картина, и тогда его имя заняло бы в советском искусстве 1920—1930-х годов одно из самых почетных мест». На ней вождь революции запечатлен как обычный человек, погруженный в решение текущих проблем.

Ленин в Смольном 135-22

После своего появления картина «Ленин в Смольном» стала одним из самых популярных произведений, посвященных образу вождя революции. Картина «Ленин в Смольном» стала завершающей работой серии «Лениниана» и была написана в 1930 г. к 60-летию со дня рождения В.И. Ленина. Здесь Бродский отошел от традиционной трактовки образа вождя. Ленин на трибуне. 1947 – объявление о продаже в Ильинском. Цена: 323 руб., дата размещения: 31.03.2024. Открытки. 26 октября (7 - 8 ноября) 1917 г. заседал исторический съ. – В Смольный, пожалуйста, – услышал Гороховик знакомый голос Ленина.

Прямой эфир

  • Призывал, скрывался, поздравлял. Что о Ленине рассказывают мемориальные доски в Петербурге
  • Дополнительная информация о предмете
  • Ленин идет в Смольный.
  • Главная навигация
  • Ленин в смольном картина (47 фото)
  • Ленин обеспечил России духовное влияние на всё человечество — интервью | ИА Красная Весна

12 вопросов об Октябрьской революции

В народе давно бытует поверье, что если прикоснешься рукой к какой-нибудь вещице Ильича, то тебе повезет — доживешь до революции, покатаешься на броневике, будешь самым человечным человеком, познакомишься с яркими и такими разными женщинами, как Н. Крупская и И. Ленинградцы-петербуржцы и гости нашего города с особым трепетом прикасались к столу, креслам, кровати В. Ленина и чувствовали, как что-то меняется в организме, в душе, в походке, во взгляде. Количество революционно настроенных граждан и ленинцев после таких экскурсий значительно вырастало. Естественно, власти это не нравится. И было принято страшное и циничное решение запретить экскурсиям ходить в Смольный.

Они сказали, что за здание отвечает администрация Выборгского района. Получить комментарий в администрации журналистам пока не удалось. По информации «Интерфакса», ранее музей на Сердобольской находился в ведении Ленинградского филиала Центрального музея Ленина. Этот филиал был ликвидирован 28 февраля 1992 года. В то же время на базе музея Ленина в Смольном создали Государственный историко-мемориальный Санкт-Петербургский музей Ленина, в ведение которого квартира на Сердобольской уже не входила.

В 1997 году музей переименовали в Санкт-Петербургский историко-мемориальный музей «Смольный».

Ленинградцы-петербуржцы и гости нашего города с особым трепетом прикасались к столу, креслам, кровати В. Ленина и чувствовали, как что-то меняется в организме, в душе, в походке, во взгляде. Количество революционно настроенных граждан и ленинцев после таких экскурсий значительно вырастало. Естественно, власти это не нравится. И было принято страшное и циничное решение запретить экскурсиям ходить в Смольный. Люди, остановленные до зубов вооруженными охранниками у входа в здание, плакали, но фсошники лишь мстительно смеялись им в лицо. Коммунисты Петербурга выражают решительный протест против подобного самоуправства!

Здесь Ленин продолжал усиленно работать. По его уходе стоявшая в коморке печка оказалась набитой исписанной бумагой, которую он велел сжечь3. Квартира Ровио состояла из комнаты площадью метров в 15 — 18, кухни рядом с ней и прихожей. Комната, довольно высокая и очень светлая, делилась на две части печью, поставленной по середине глухой продольной стены. Задняя часть представляла собой спальню, а передняя — кабинет и гостиную. Обои — простого рисунка, светлые; на окне и двери на балкон — тюлевые занавески, белые, до полу. На преддиванном стожке и комоде — дорожки из сурового полотна. В целом — типично финская обстановка. В находившейся за стеной кухне была газовая плита, на которой Ленин готовил себе пищу4. Поселившись у Фофановой, Владимир Ильич попал в весьма скромную, но уютную семейную обстановку. Всюду чувствовалась заботливая женская рука. Тишина, спокойствие, полное отсутствие в квартире посторонних создавали чрезвычайно удобные условия для работы1. Квартира Фофановой помещалась в большом каменном доме, на углу Сердобольской ул. Сампсониевского проспекта, населенном преимущественно рабочими. Длинный кирпичный неоштукатуренный, весьма неказистый на вид, дом одним концом подходил к насыпи Финляндской железной дороги, а другим — к косогору Б. Сампсониевского проспекта. Впереди его находились два деревянных двухэтажных дома и довольно большой двор. Войдя в одну из средних лестниц, надо было подняться до последнего, 4-го этажа. Здесь, на площадке, была дверь квартиры Фофановой, выходящей окнами на противоположный фасад, обращенный на соседний участок рассадника Общества животноводства. При входе в квартиру попадали в длинный узкий коридор, в конце которого была дверь в комнату Владимира Ильича, а ближе — двери в столовую и в комнату, где жила в это время сама Фофанова. Комната Ленина, площадью в 18 метров, была самой большой в квартире и наиболее изолированной: с двух сторон были капитальные стены, граничившие с соседними квартирами, с третьей — столовая. В дальнем от окон углу, напротив двери, находилась круглая железная печь. По боковой глухой стене, недалеко от печки, стояла кровать. В углу, у правого окна, — простой, канцелярский стол, обтянутый коричневой клеенкой, за которым работал Ленин. На нем — керосиновая лампа с зеленым абажуром, чернильница, бумага, газеты. В простенке между окнами помещалась этажерка. При Ленине она была завалена газетами. По второй продольной стене стояла отоманка, на которой спала Надежда Константиновна, когда приходила сюда ночевать. В таком же духе была обставлена столовая. Здесь были вечнозеленые растения, пальма «латания» и срезанные цветы в вазах. Такую простую, удобную обстановку Владимир Ильич любил больше всего: в ней он чувствовал себя хорошо и мог спокойно и плодотворно работать. Вопрос о питании Владимира Ильича в этот период являлся целой проблемой. Характерной чертой Ленина являлась нетребовательность в пище. Но даже то немногое, что нужно было Ильичу, в этот период надвигавшегося голода добывалось с большим трудом. В предыдущие годы забота о питании Ленина лежала на Надежде Константиновне. Теперь, будучи оторвана от него, она не могла уже его обслуживать. В Разливе о Ленине заботилась жена Емельянова — Надежда Кондратьевна, о которой у Владимира Ильича сохранились самые лучшие воспоминания1. Приезжавшие в Разлив Шотман и Токарева привозили из города провизию. Хотя жили и около леса, где водилась дичь, но охотиться не решались, боясь попасть в руки лесника, а через него и в руки Временного правительства одна такая попытка чуть не закончилась большой неприятностью. У Ровио, жившего на холостом положении, Владимир Ильич сам себя обслуживал. Но часто, заработавшись, он забывал об еде. Переехав от Ровио к одному рабочему, Ленин попал в очень хорошие бытовые условия: «Его жена приготовляла кушанье и вообще всячески заботилась обо всех удобствах Ленина. Ленин был весьма доволен своей квартирой и квартирохозяевами»3. После переезда к Фофановой последняя взяла на себя заботу о нем и все свое внимание обратила на то, чтобы создать для Владимира Ильича наилучшие условия. Был установлен твердый порядок часов еды. Надежда Константиновна иногда передавала вместе с корреспонденцией что-нибудь сладкое для Владимира Ильича. Вернувшись, я застала неосвещенную квартиру, на столе в столовой незаконченный ужин и третий чистый прибор, на котором я уже потом разглядела узенькую длинную записку, на которой было написано: «Ушел туда, куда вы не хотели, чтобы я уходил. До свиданья. Пребывание в подполье требовало от Ленина и окружавших его людей соблюдения самой строгой конспирации. Хотя вместе с царским режимом развалился и полицейско-жандармский аппарат, а правительство Керенского еще не сумело создать своего аппарата сыска, все же попасть в его лапы было легко благодаря добровольным сыщикам юнкерам, мелкой буржуазии и несознательным элементам из среды городского и сельского населения. Только большой конспиративный навык Ленина, и его осторожность помогали избегать опасности. У Владимира Ильича была привычка входить во все мелочи, прежде чем дать согласие, на какое-нибудь предложение. Так, например он всегда предварительно знакомился с планом пути, по которому должен был пройти или проехать. Он требовал, чтобы спутники его заранее обследовали весь этот путь, узнали опасные места и возможности их преодоления. Объясняется это не недоверием, а предусмотрительностью Ленина. В пути он мог неожиданно остаться один, и только знакомство со всеми подробностями и трудностями предстоящего пути могло обеспечить безопасность. На улицах применялся прием попарного движения, причем пары делали вид, что не знают одна другую, но в то же время следили друг за другом, чтобы вовремя помочь или скрыться при опасности. Так, идя на Приморский вокзал, чтобы уехать в Разлив, Ленин шел в первой паре, а во второй — Сталин и Аллилуев. Устраиваясь на новом месте, Ленин знакомился с устройством помещения, где должен был жить, с окружающей обстановкой, людьми и возможностями скрыться в случае налета. Например, у Фофановой он осведомился, далеко ли от его окна находится водосточная труба, по которой можно будет спуститься вниз. Поселившись в квартире, он устанавливал систему сигналов и правила открывания дверей. Так, у Фофановой он имел свой ключ, а Рахья и Надежда Константиновна должны были давать два коротких звонка и два коротких удара. Владимир Ильич требовал, чтобы его местопребывание было известно самому ограниченному кругу лиц. Знали квартиру очень немногие, и без предварительного сговора никто не приходил. К самой Фофановой, в то время как там жил Ильич, тоже никто не приходил, за исключением двух — трех случаев, да и то она старалась пришедших поскорее куда-нибудь сбыть. Ограниченное число лиц, поддерживавших связь, приходило не каждый день. В некоторых местах роль связистов играли хозяева квартир: Ровно, носивший почту на вокзал, Фофанова, отвозившая письма Ленина в Выборгский комитет для пересылки дальше, в ЦК, и т. Переписка шла очень оживленная. Если бы удалось собрать ее целиком, получился бы солидный том, вскрывающий механику организационной работы перед Октябрем. Характерно при этом, что и здесь, принимая внешние предосторожности небольшой, удобный для запрятывания формат листков, посылка писем с заведомо известными людьми: Крупской, Шотманом, Рахьей, Ровио, Ялавой, Токаревой и др. Иванов» и не ставя числа. В отдельных случаях он применял прием химического письма, при котором на листке пишется обыкновенными чернилами ничего не значащее письмо, а затем между строк молоком пишется секретный текст. При подогревании на огне этот текст проявляется. Так было, например, когда Ленин вызвал к себе Надежду Константиновну и прислал в письме не только свой адрес, но и план, как его найти в Гельсингфорсе. В особо важных случаях, зная, что запись может подвести, выдать, он требовал от связистов, чтобы они не записывали, а запоминали его поручения. Время было очень тревожное, но не столь опасное в смысле систематической слежки, как при царском режиме. Поэтому Ленин и позволял себе иногда нарушать строгие правила конспирации. Так, в октябре у Фофановой, увлекшись чем-нибудь или раздраженный неприятными известиями, он позабывал правила осторожности и начинал шагать по квартире в отсутствие Фофановой или громко говорил и смеялся. В последние дни конспирация вообще соблюдалась плохо: слишком напряжены были нервы, да и события разворачивались так быстро, массы так явно переходили на сторону большевиков, что в центре рабочего района особенно опасаться не приходилось. Но, когда положение бывало опасным, Ленин никогда не забывал о правилах конспирации. Так, придя из шалаша на станцию Дибуны, Ленин не пошел на платформу, а спрятался в кустах, под откосом, что спасло его жизнь для дела революции: станция была полна вооруженных добровольцев Временного правительства. Таких случаев, говорящих о мудрой предусмотрительности Ленина, можно было бы привести немало. Благодаря умелой конспирации и хорошо налаженной связи Ленин сумел, не отрываясь, руководить подготовкой восстания и в решительный момент оказался в центре его — Военно-революционном комитете. В период подполья Ленин был, естественно, стеснен в установлении распорядка своей жизни. Постоянная настороженность, готовность к неожиданностям — все это накладывало отпечаток на режим жизни Владимира Ильича. Но и в этот период он не отдался вынужденному безделью. Наоборот, «как раньше Ильич использовал тюрьму и ссылку, чтобы там делать «на свободе» от текущей работы нужную партии работу, так и в этом своем последнем подполье он написал важнейшую работу — «Государство и революция»2.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий