Лариса Лужина была замужем четыре раза, но и замужества не мешали ей крутить романы на стороне. Лариса ЛУЖИНА Л. Лужина родилась 4 марта 1939 года в Ленинграде. Лариса Лужина в фильме режиссёра Семёна Туманова «Любовь Серафима Фролова», 1968 год. Легендарная актриса Лариса Лужина нечасто появляется на публике.
Первая встреча
- Читайте также
- «Интервью» (14.07.22) Лариса Лужина — Вести-Калининград
- Лариса ЛУЖИНА. Досье на звезд: правда, домыслы, сенсации, 1962-1980
- Она была в Париже: Лариса Лужина празднует 80-летний юбилей
- Она была в Париже: Лариса Лужина празднует 80-летний юбилей
- Лента новостей
Лариса Лужина: «Дача у меня энергетически мощная»
Но эта поездка едва не стоила Лужиной карьеры. Что же произошло? Во время торжественного приема, который устроила на фестивале советская делегация, Лужина была в ударе и показала гостям настоящие танцевальные чудеса. Имея в соседях по вгиковскому общежитию негра из Парижа, Лужина нахваталась от него самых модных танцев и теперь решила блеснуть ими в изысканном обществе.
В итоге через несколько дней в журнале «Пари-матч» вышла статья с фотографиями под броским названием «Сладкая жизнь советской студентки». Номер журнала дошел до Москвы и лег на стол министра культуры Е. Говорят, ее гневу не было предела.
К счастью, за молодую актрису заступились ее учителя — С. Герасимов и С. Ростоцкий, и монарший гнев, отшумев, улегся.
На карьере Лужиной тот случай не отразился. За последующие несколько лет актриса снялась еще в нескольких картинах, которые закрепили ее успех у зрителей. Среди них: «Приключения Кроша» 1962 , «Тишина» 1964 и др.
Она уехала в Берлин и пробыла там почти четыре года. За это время она в совершенстве овладела немецким языком до этого знала только два слова — шлаф ваген спальный вагон и снялась в шести фильмах. Самый известный из них — телефильм «Доктор Шлюттер» 1964—1966 , в котором она сыграла две роли — матери Ирэны и дочери Евы.
За эту работу она была удостоена Национальной премии ГДР. Лужина вспоминает: «В «Докторе Шлюттере» мне пришлось сняться в постельной сцене. Я должна была лежать, правда, в плавочках, но все остальное открытое.
Стою, плачу. Режиссер и так и сяк. Всех, кроме оператора, удалили из павильона, а я никак не успокоюсь.
Глотая слезы, объясняю переводчице: у меня маленькая грудь, если лягу на спину, ее совсем не будет видно. Села я, скрестив руки, и так вот меня и сняли». Между тем проблемы у Лужиной случались не только на съемках, но и в повседневной жизни.
Вот что она рассказывает об одном инциденте, происшедшем с ней во время пребывания в ГДР: «Как-то 8 мая, на их национальный праздник, я попросила одного известного актера он играл моего жениха в картине «Доктор Шлюттер» поводить меня вечером в Берлине по кабачкам. В одном из них этого актера узнали и нас пригласили за праздничный стол. Все было прекрасно, пока не разговорилась с сидевшим рядом довольно пожилым одноруким немцем.
Он хорошо «принял», да и я немного выпила шнапса. И вдруг этот немец, не зная, что я русская, стал рассказывать, как косил под Сталинградом наших мужиков… И так мне стало горько, что я со всего размаха влепила ему оплеуху. Тут такое началось!
Просто чудо, что мы сумели сбежать целыми и невредимыми…» Вернувшись на родину в 1966 году, Лужина сразу же попала на съемки очередной картины — режиссер Станислав Говорухин пригласил ее на роль врача в фильме «Вертикаль». Съемки проходили в августе 1966 года в Приэльбрусье. Актриса вспоминает: «Я очень благодарна Говорухину, что он собрал нас в горах.
Слава занимался альпинизмом, у него был второй разряд, и режиссерской целью стало научить нас работать без дублеров. Конечно, в сложных случаях профессиональные альпинисты помогали, а так мы все делали сами. Нам с Володей Высоцким не нужны были альпинистские навыки, он играл радиста, а я врача, но мы старались не ударить в грязь лицом: учились ходить в триконях, зарубаться ледорубом, побывали даже на двух вершинах.
Очень себя уважали за это — можем что-то, хоть и артисты! Высоцкого «Она была в Париже» посвящена именно Лужиной.
Однако на деле героиней легендарных строчек стала звезда советского кино Лариса Лужина, прославившаяся картинами «На семи ветрах», «Вертикаль». Ходили слухи, что Высоцкий был сильно увлечён Ларисой Лужиной. Что связывало их на самом деле? В день рождения знаменитой актрисы, которое было 4 марта, мы и решили это выяснить. Куда мне до неё — Лариса Анатольевна, как вы познакомились с Владимиром Высоцким? Володя тогда был запрещённым. Директор Одесской киностудии, на которой снималась «Вертикаль», отговаривал Говорухина: «Зачем вам Высоцкий?
У нас будут проблемы с выпуском картины». Потом снимать разрешили, но только при условии, что Высоцкий петь не будет. Но как такое могло быть? В принципе, ведь если говорить о фильме, то сама картина довольно обычная. Единственную художественную ценность представляют как раз песни Высоцкого. Иначе фильм давно бы забыли. А так он до сих пор жив. К этому времени я после фильма «На семи ветрах» уже побывала в Каннах, потом сразу поехала в Карловы Вары, потом в Варшаву, Осло, Иран. А у нас же тогда в стране был железный занавес, нас никуда не выпускали, мы только с премьерой фильма и могли попасть на какой-то фестиваль.
И я была единственная из всей съёмочной группы, кто побывал в капстранах. Володя пел песни свои в картине, а я рассказывала о том, как побывала за границей. И Володя всегда слушал, потому что он мечтал где-нибудь побывать, но его никуда не выпускали. Один раз только со спектаклем, по-моему, «Десять дней, которые потрясли мир» он с театром попал в Чехословакию. А он свободолюбивый человек, он так мечтал поездить. Потом, слава Богу, он женился на Марине Влади и объездил почти все западные страны. А тогда он просто всё это слушал. И так у него родилась песня о девушке, которая побывала везде. Оказывается, ещё когда в горах снимались, он её написал.
Мне песня не понравилась, я даже обиделась. Мне показалось, что она такая ироничная, издевательская. Не понравилось, что он обо мне так сказал: «Пусть пробуют они, я лучше пережду», и я вообще не понимаю, что такое нейтральная полоса, и мне всё равно, какие там цветы. Это показалось мне обидным, и какое-то время он эту песню не пел.
И она органична. И, конечно, песню «Она была в Париже». Вы дружили? Лужина: С ним дружил мой муж — оператор Леша Чардынин.
У меня же с Володей никакого романа не было. Что бы там ни говорили. Господи, ну, наверное, я ему нравилась. Так он вообще любил женщин. И многим симпатизировал. А песню написал, потому что очень хотел за границу. Приходил к нам домой. Но когда мы с Лешей разошлись, то и мое общение с Высоцким сошло на нет.
Его ведь тогда запрещали со страшной силой. Написал шесть баллад для фильма «Стрелы Робин Гуда» — не разрешили вставить. Лужина: Да и не снялся бы он там. Если бы не упрямство Говорухина. И фильм бы был другим без Володиных песен. Благодаря им картина жива до сих пор. Фильм-то, откровенно говоря, слабый. Говорухин сам это понимал, все-таки талантливый был человек, Царствие Небесное.
Чего-то не хватило там... Не держит картина зрителя в напряжении... Лужина: Я потом уже об этом узнала... Однажды справляли мой день рождения в общежитии. И Жанна Болотова, дружившая с Булатом, пригласила его. А потом он стал называть меня талисманом, брал на все вечеринки. Ему нравилось, что я сижу, слушаю. Ничего больше!
У меня уже тогда был Леша, хотя поженились после института. Он, видимо, и поговорил с Булатом по-мужски, так что тот перестал со мной общаться. Однажды встретились где-то на вокзале — холодно поздоровался и пошел прочь. Лужина: Это у нее надо спрашивать. Мы не были подругами. И уже много лет ни Коля, ни Жанна ни с кем не общаются, на юбилеи не ходят. Очень закрытые люди. Из всей герасимовской студии самые близкие отношения у меня с Сережей Никоненко.
Мы и встречаемся, и работаем вместе: в кино, в театре. Хотя снимались много и главными ролями не были обделены... Лужина: Кто из актеров когда был доволен карьерой? В Советском Союзе было понятие ударного фильма. Вот после такой работы артисты становились популярными. Таня Самойлова — после «Летят журавли». Жанна Прохоренко и Владимир Ивашов — после «Баллады о солдате». Галя Польских — после «Дикой собаки Динго».
Жанна Болотова — после «Дома, в котором я живу», все девочки — после «А зори здесь тихие»... Актеры, бывает, жалуются: все вспоминают только одну мою роль. Так, значит, она была ярче, сильнее других, что ж тут обижаться? Лужина: «Исполнение желаний», «Жизнь на грешной земле», «Любовь Серафима Фролова», «Тайны дворцовых переворотов», хотя там небольшая роль.
Я действительно работала с хорошими режиссерами. Мне всегда везло. Вы работали с ведущими режиссерами отечественного кинематографа: Станиславом Ростоцким, Юлием Райзманом, Сергеем Герасимовым, Станиславом Говорухиным и многими другими. Сложно ли было работать с такими выдающимися личностями? Начиная с Герберта Раппапорта, у которого я, еще будучи студенткой, снималась в его первой картине «В дождь и в солнце» в Таллине. Потом у Миши Калика снималась.
Все они очень талантливые и каждый по-своему одаренные режиссеры. Особенно я благодарна Светлане Дружининой. В свое время она меня пригласила в свои две картины — «Исполнение желаний» и «Тайна дворцовых переворотов». Во второй я играла Ирину Долгорукую, что лично для меня было невероятно интересно. До этого мне никогда не доводилось играть исторические роли. Обычно мои героини были простые женщины — рабочие заводов, колхозницы. А тут такая красивая костюмированная история. Конечно, я была очень рада этому предложению Светланы. Ну и, конечно, Семен Туманов, который, можно сказать, сломал стереотип моей положительной и милой героини «На семи ветрах» и снял меня в своем фильме «Любовь Серафима Фролова». А как Вы попали в картину «На семи ветрах»?
Помню, как перед поездкой меня вызвали в комитет комсомола и прочитали целую лекцию. И в 1962 году Вы отправились с фильмом «На семи ветрах» на кинофестиваль в Канны? Помню, как перед поездкой меня вызвали в комитет комсомола и прочитали целую лекцию, как себя вести за границей: ни с кем не общаться, никуда не выходить. Но я выходила. Я просто не могла не выйти. Сижу в Ritz-Carlton, вдруг ко мне подходит мужчина-красавец Робер Оссейн. Его портрет висел у всех наших девчонок в общежитии после выхода фильма «Анжелика». Он меня спрашивает: «Русская? Начал общаться со мной, приглашал прогуляться по городу. А я испугалась, ничего же нельзя, повсюду за нами следят, и вынуждена была ему отказать.
А потом подумала про себя: «Такому красавцу отказала. Никто и не поверит». Но с Вами все-таки произошел там случай, который мог решить всю Вашу дальнейшую судьбу как актрисы. Не правда ли? Вздыхает — прим. Сейчас молодежь, наверное, этого и не поймет, а в те времена нам, студентам ВГИКА, запрещали танцевать любой иностранный танец: рок-н-ролл, вуги-вуги, твист. Кто-то все равно находил зарубежную музыку, мы включали. Но сразу же к нам приходил администратор и все выключал. Но я жила в общежитии, а у нас там проживало много иностранцев. Некий Коста Диони, который тогда учился на режиссерском у Рома, когда узнал, что я еду в Канны, говорит мне: «Слушай, давай я тебя научу танцевать твист, а то тебя пригласят, а ты не умеешь».
Он показал мне элементарные движения. И действительно, там во время банкета меня пригласил один американский журналист станцевать с ним твист. Я ему говорю: «Я не танцую твист». Герасимов это увидел, подошел ко мне и говорит: «Моя ученица должна все уметь. Иди танцуй». Я и пошла. Как только начала танцевать, все стали фотографировать. И на следующий день все это было напечатано в журнале «Paris Match» прямо на развороте с надписью: «Сладкая жизнь советской студентки». Статья попала на стол Фурцевой. Ей это, разумеется, очень не понравилось.
Она сочла такое поведение советской актрисы неприличным. И вычеркнула меня из списка делегатов в будущих зарубежных поездках. А у нас с фильмом «На семи ветрах» было запланировано очень много выездов за границу.
Лариса Лужина:
Все нынче, как спросонку, И только не могу себе простить: Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку, А как зовут, забыл его спросить». Рассказала — и гром аплодисментов! А директор мясокомбината взяла меня на руки, унесла в другую комнату и подарила мне… котлету! И еще одно яркое воспоминание тех лет: нас везут в товарняке обратно в Ленинград. Одеты все — кто во что горазд. Вдруг на ходу приоткрываются двери вагона, нас ослепляет солнце, в проеме видим лицо солдата.
Все стали открывать свои чемоданы, сумки, узелки, доставать красивые платья, наряжаться, прихорашиваться! Радость такая… — Вы рассказывали, что после эвакуации часто причащались Святых Христовых Таин. Наша квартира в Ленинграде оказалась занятой, и мы с мамой вынуждены были уехать в Таллинн к моему дяде. И там я с подружками бегала в Казанскую церковь причащаться. После того, как мы подходили Чаше, нам давали теплоту запивочку и просфорки!
Но вы ничего не могли с собой поделать: открыто несли с собой эту радость, чтобы поделиться ею со зрителями! А потом был ВГИК. Вы учились у Сергея Герасимова? Он очень мне помог. И не только во время учебы.
Это ведь он убедил Ростоцкого снять меня в картине «На семи ветрах», хотя тот изначально хотел снимать другую актрису. И это он поддержал и выручил меня, когда я «при дворе» впала в немилость. Об этом многие знают. Картину «На семи ветрах» представили на Каннском кинофестивале. Вместе с Сергеем Герасимовым, Станиславом Ростоцким, другими нашими корифеями поехала и я.
На приеме один американский журналист привязался ко мне с просьбой станцевать модный танец твист. Я — ни в какую, но Сергей Аполлинариевич Герасимов подтолкнул меня вперед: «Покажи им! Журнал увидела Фурцева, и я стала невыездной. Хотя ничего вольного в этой фотографии не было. Разве что твист в нашей стране тогда не приветствовался.
Как всегда помог Сергей Аполлинариевич. Он пришел к Фурцевой и сказал, что это он разрешил мне танцевать.
На наших глазах шли две группы, в одной из которых погиб альпинист. Мы помогли им, подружились. Альпинисты много рассказывали нам о случаях при восхождениях. О том, что значит дружба в горах, как она держит их вместе, как они готовы поделиться последним куском или своей курткой. Когда мы поднялись на неё в сопровождении альпинистки, сели уставшие и увидели горную красоту, там у Володи и родились строки, завершающие песню.
Владимир Высоцкий в роли радиста в фильме «Вертикаль». И Станислав Говорухин говорил на 25-летнем юбилее картины: «Спасибо Володе, что увековечил фильм». Что его вдохновило? Что делать? Развлекать друг друга. Фадеев хорошо рассказывал анекдоты, Воропаев — театральные байки, а я — единственная из нашей группы, кто бывал за границей. После моих рассказов Володя однажды возвращается после очередного отъезда и говорит: «Я тебе песню написал».
Спел её, и она мне не понравилась — решила, что я в ней слишком легкомысленная. Высоцкий в ней от первого лица пишет, как парень влюбился в какую-то звезду, а она не понимает, какие красивые цветы на нейтральной полосе, не понимает смысла его песен. И конечно, эти слова в конце: «Пусть пробуют они, я лучше пережду» — это меня очень оскорбило. Я даже обиделась на него. Но когда знаешь год написания песни и год их встречи, сразу видишь нестыковку. Он удивился: «Какой Марине Влади? Это он Лариске песню написал!
Он поэт и очень точен в словах. Если бы речь шла о Влади, он бы написал: «Куда мне до неё, она живёт в Париже... Но не было такого, чтобы он переступал какую-то границу. К тому же он дружил с моим мужем, поэтому у нас не могло быть ничего, кроме дружбы. Может, и были какие-то чувства с его стороны, Володя был очень любвеобильный. Но это всё так же быстро проходило. А теперь?
Я всем говорю: «Представляете, своей песней он продлил мне жизнь. Меня не будет, а песня будет ещё долго звучать. И внуки скажут: «Это посвящено нашей бабушке — или нашей прабабушке». Лариса Лужина в фильме режиссёра Светланы Дружининой «Исполнение желаний», 1973 год Legion-Media «Мне претит роль мученика» В распоряжении RT есть письмо Владимира Высоцкого в ЦК КПСС товарищу Демичеву, датированное 17 апреля 1974 года, где он пишет: «Девять лет я прошу об одном: дать мне возможность живого общения со зрителем, отобрать песни, согласовать программу. Почему я поставлен в положение, при котором моё граждански-ответственное творчество поставлено в род самодеятельности? Я отдаю себе отчёт, что моё творчество достаточно непривычно, но также трезво понимаю, что могу быть полезным инструментом в пропаганде идей не только приемлемых и жизненно необходимых нашему обществу». Из письма Высоцкого видно, что он хорошо осознавал свою популярность: «Вы, вероятно, знаете, что в стране проще отыскать магнитофон, на котором звучат мои песни, чем тот, на котором их нет».
Поэт понимал, что у него очень много поклонников: «Есть миллионы зрителей и слушателей, с которыми, убеждён, я могу найти контакт именно в своём жанре авторской песни, которым почти не занимаются другие художники». Своё обращение в ЦК КПСС Высоцкий заканчивает стремлением быть полезным своей стране: «В городке космонавтов, в студенческих общежитиях, в академических аудиториях и в любом рабочем посёлке Советского Союза звучат мои песни. Я хочу поставить свой талант на службу пропаганде идей нашего общества, имея такую популярность. Странно, что об этом забочусь я один. Это не простая проблема, но верно ли решать её, пытаясь заткнуть мне рот или придумывая для меня публичные унижения? Я хочу только одного — быть поэтом и артистом для народа, который я люблю, для людей, чью боль и радость я, кажется, в состоянии выразить. А то, что я не похож на других, в этом и есть, быть может, часть проблемы, требующей внимания и участия руководства.
Ваша помощь даст мне возможность приносить значительно больше пользы нашему обществу». Фрагмент письма артиста Московского театра драмы и комедии на Таганке В. Высоцкого от 17. Его слушали везде и все, вплоть до членов ЦК.
Он стал моей визитной карточкой. Про любимый район и дачу с садом Я живу в Крылатском. В двухкомнатной квартире. У сына — свой дом. Обожаю свой район.
Здесь столько парков, — не сосчитать. А какой воздух! Моя подруга и соседка — легендарная актриса Татьяна Конюхова — сказала мне, что «Крылатское — самый экологически чистый район. Таня — умная. Она была женой доктора наук. Еще у меня есть дача, и я даже на ней работаю. Люблю заниматься садом, растениями. Сын говорит, что «лучше все купить», но я предпочитаю свое. Сын у меня хороший, и вся его семья — чудесная.
Они меня не забывают. Москва стала моим домом. Когда я уезжаю из Москвы, сразу начинаю скучать. Советская и российская актриса кино Лариса Лужина выступает на вечере памяти Владимира Высоцкого в Таганском парке. С детства читаю стихи наизусть. Люблю Ахматову, Цветаеву и Блока. Хорошо знала и, не побоюсь этого слова, дружила с Владимиром Высоцким и Булатом Окуджавой. Владимир Семенович был близким другом моего первого мужа — оператора Алексея Чардынина. Высоцкий пропадал у нас и днями, и ночами.
Приводил всех своих возлюбленных. Моя близкая подруга Наташа Варлей — тоже поэт. Часто бываю на кинофестивалях, где читаю стихи. Больше знаю стихов Анны Ахматовой. Про долгую жизнь и Владимира Ивашова Я хорошо прожила свою жизнь.
Народная артистка призналась, что находится в больнице уже 12 дней, куда попала сразу в реанимационное отделение. Что-то со здоровьем. Сердце сорвалось, пришлось восстанавливать ритм. Вот теперь лечусь, в госпитале.
Фото: Лариса Лужина
- Лариса Лужина: «Я живу в Крылатском с 1987 года и очень люблю свой район»
- Актриса Лариса Лужина: «Уже с апреля мы загорали на Удальцовских прудах»
- Лента новостей
- В печатном номере
- Читайте также
Лариса Лужина | Кинодача
После окончания школы Лариса Лужина работала на кондитерской фабрике, на фармацевтическом заводе, была манекенщицей и мечтала стать киноактрисой. Свой день рождения Лариса Лужина отпразднует в арт-отеле в Подмосковье в кругу близких: сына, невестки и внуков. После окончания школы Лариса Лужина работала на кондитерской фабрике, на фармацевтическом заводе, была манекенщицей и мечтала стать киноактрисой. Как живёт актриса Лариса Лужина. Актриса Лариса Лужина Лариса Лужина стала героиней шоу «Секрет на миллион», где подробно рассказала о своей личной жизни и о том, почему так и не ощутила того самого женского счастья.
Лариса Лужина: «Я запомнила ваш город на всю жизнь»
Она попросила его меня посмотреть. А в это время меня пригласили на пробы картины "Мир входящему", там нужна была немка, а иностранных персонажей всегда искали в Прибалтике. Я жила в московской гостинице "Украина", в этом же здании была квартира, в которой Сергей Герасимов жил с Тамарой Макаровой. Лейда все устроила. Мы вечером пришли к ним домой. Я во все глаза смотрела на Тамару Федоровну, фильм "Хозяйка Медной горы" я знала наизусть. У нее там главная роль… Я ее просто пожирала глазами. Он меня попросил что-то почитать, а я волновалась ужасно. Говорю: "Можно, прочитаю стихотворение "Ландыши продают"?
Спросил: "Неужели эту пошлятину? Чувствую, что не очень. Лейда сидит, нервничает, у нее красные пятна по лицу пошли. Думаю, ну, все, провалилась. Он говорит: "Что еще почитаешь? Неожиданно стала плакать, не из-за того, что мне было жалко героиню. Мне себя стало жалко, думала, все, проваливаюсь… Он послушал: "Ладно, хватит. Беру…" Учиться у Герасимова было очень интересно, он рассказывал так, что мы теряли дар речи.
Но записывать за ним было невозможно. Удивительно, рассказывал так, что дышать забывали. Но связно записать сказанное просто нереально! Я вовсе не звезда Честно скажу, я не считаю себя талантливой актрисой. Я все про себя знаю… Я - хороший ремесленник. Я умею говорить внятно, расслабляться, двигаться правильно. Но это все техника, которой меня научили. Поэтому у меня нет высоких картин.
Понимаете, можно зайца научить на барабане играть, но он барабанщиком не будет никогда. Возьмем картину "На семи ветрах". Там я себя сыграла, в той работе ничего особо актерского нет. Все больше делали вокруг меня, создавали образ Светланы. Понимаешь, эпизоды, которые сыграны прекрасными актерами, они поднимали мою главную героиню, и к концу фильма она стала символом женской верности. Я по молодости этого не понимала, а потом стала понимать, потому что почувствовала, что не складывается у меня творческая жизнь. Ну, не складывается. То, чего бы мне хотелось, не идет мне в руки.
Мимо меня все проходит. И режиссеры как-то мимо меня. Хотя со многими в дружеских отношениях, но почему-то не приглашают. Значит, они во мне не чувствуют этого дара. Я со стороны на себя смотрю и все прекрасно про себя понимаю. Поэтому я немножко с иронией отношусь ко всему. И к своей собственной профессии, и к себе отношусь с иронией. Я самая обыкновенная артистка и никакая не звезда.
Кто для меня первая тройка отечественных актрис? Про Мордюкову… Это отдельное природное явление. Нонна - это сверху поцелуй Бога, а снизу силы Земли. Там была такая глыба, которая не помещалась ни на один пьедестал. И в этом, к слову, была ее трагедия… Нонна Викторовна до конца своих дней переживала, что не сыграла Аксинью в "Тихом Доне". Она была бы совершенно другая Аксинья. Быстрицкая, бесспорно, хороша. Хорошая, рафинированная, слишком красивая.
А у Нонны столько было бы внутри нужного, того, что есть, например, в Люсе Хитяевой, что было в Зине Кириенко. Мордюкову Герасимов называл "моя степная кобылица". А Элина Быстрицкая не была "степной кобылицей". Вот и вся разница! На Высоцкого обиделась Был ли Владимир Высоцкий гением? Для меня да. Он для меня как небожитель. Возьмите его "Охоту на волков".
Какая же это сильная вещь! Какая она драматичная и глубокая. За всем этим целая история. И у него почти каждая песня такая. Даже та, которую он посвятил мне: "Куда мне до нее, она была в Париже". Там есть ирония, есть уязвленный мужик… Но все равно ты представляешь этого рабочего парня, который влюбился. Я считаю, что Володя был богатым внутри и, конечно, очень плодовитым. Потому что за 25 лет написать почти тысячу песен и стихов.
А сын Павел признается, что ему мальчишке, пришлось тогда пережить и как не хватало тепла и любви близкого человека. Это будет откровенный и непростой разговор сына с матерью. Они вместе, но по-разному, вспомнят, как мама была вынуждена отдать сына в интернат, и как маленький Паша грустил без нее, и не понимал, почему мама не приходит к нему. Сегодня, Лариса Анатольевна раскаиваться, и считает, что ради нового своего увлечения разрушила семью и наполнила одиночеством детство своего единственного сына. Вместе с нами Лариса Лужина и ее сын Павел Шувалов, посетили несколько знаковых мест, которые связывают их с теми событиями: интернат, пруд на улице Удальцова, недалеко от той квартиры, где они раньше жили… О том, как училась Лариса Лужина в школе, как она блистала и чем отличалась от юных звезд таллиннского детского драмкружка, нам рассказал Владимир Коренев, народный артист РФ, одноклассник и друг Ларисы Анатольевны. Он помог Ларисе выбраться из затяжной депрессии. Все было бы хорошо, если бы Матвеев не увлекся игрой в казино. В 90-х работы у актрисы почти не было.
Он скончался в начале 1942 г. После прорыва блокады в январе 1944 г. Лариса вместе с матерью Евгенией Адольфовной в девичестве Трейер уехала в гор. Ленинск-Кузнецкий Кемеровской области. В школьные годы Лариса Лужина занималась в драматическом кружке, которым руководил актер Русского драматического театра ныне Русский театр Эстонии Иван Россомахин. Получив среднее образование, подала документы в Ленинградский государственный театральный институт им. Островского ныне Российский государственный институт сценических искусств , но не сдала вступительный экзамен. Вернувшись в Таллин, Лариса Лужина работала на фармацевтическом заводе и на кондитерской фабрике "Калев", затем - секретарем в приемной министра здравоохранения Эстонской ССР. Когда в городе открылся Дом моделей, была принята туда манекенщицей. Одновременно на Таллинской киностудии участвовала в массовке. Познакомилась с Лейдой Лайус, ученицей Александра Довженко, которая работала в Таллине ассистентом режиссера.
Мы же с бывшим мужем не москвичи были, Лёша из Риги, я из Таллина. У него тётя работала в Союзе кинематографистов, она помогла, чтобы нас приняли в кооператив — на улице Удальцова построили четыре дома для кинематографистов: Киностудии имени Горького и мосфильмовских сотрудников. А до этого я была прописана в мужском общежитии для кинематографистов в Дорогомилове, недалеко от Киевского вокзала. Иначе меня в Театр киноактёра на работу не брали. А комнату мы снимали в центре. Хотя кухня была метров 6, комнаты — 12 и 16 м, прихожая крошечная. Но всё равно — своя квартира! И всё это — за свои деньги, от государства я ничего не имела.
Лариса Лужина
Главная Наша деятельность Новости Лариса Лужина: «Пока я чувствую себя востребованной – я живу!». Лариса Лужина и Вячеслав Матвеев сошлись, когда актриса, по ее словам, находилась в ужасном состоянии и переживала расставание с третьим супругом Владимиром Гусаковым. Лариса прожила в Таллине до 20 лет. Народная артистка РСФСР Лариса Лужина воспоминает, как режиссер Станислав Говорухин работал с ней и актером Владимиром Высоцким во время съемок фильма «Вертикаль».
Лариса Лужина: «Мне всегда нужно было в кого-то влюбиться, иначе нет вдохновения»
Всенародная любовь и слава пришла к Ларисе Лужиной после фильма "На семи ветрах", где она исполнила главную роль. Свой день рождения Лариса Лужина отпразднует в арт-отеле в Подмосковье в кругу близких: сына, невестки и внуков. С народной артисткой России Ларисой Лужиной мы повстречались на IV Открытом фестивале популярных киножанров «Хрустальный ИсточникЪ», где она была почетной гость.
Лариса Лужина отказывается от общения из-за болезни: «Все тело ломит»
Первый опыт оказался с горчинкой — экзамен Лужина не сдала. Приемная комиссия сочла ее прочтение стихов неубедительным. Девушка посчитала, что ошиблась с выбором профессии и вернулась в Эстонию, где работала фармацевтом, кондитером, секретаршей и моделью. Работая манекенщицей, она не раз выходила на площадку Дома моделей, где демонстрировала новый фасон верхней одежды. Однажды она была замечена представителем киноиндустрии, и ее пригласили на съемки в картину «Незваные гости» на роль второго плана.
На съемочной площадке судьба благоволила Лужиной. Ученица Сергея Аполлинариевича Герасимова, девушка с редким именем Лейда, пригласила модель на просмотр. И гуру мирового кинематографа после прослушивания монолога из «Бесприданницы» принял на курс Ларису. В студенческом коллективе Лариса Лужина почувствовала себя, как дома.
Педагоги , работавшие под руководством Сергея Герасимова, очень тепло относились к своим воспитанникам. Лариса Лужина в юности Лариса Лужина в молодости Творчество Герасимов, в отличие от многих коллег, приветствовал участие студентов в съемках художественных фильмов. Станислав Ростоцкий в своей новой картине «На семи ветрах» планировал снимать Нину Меньшикову. Но мэтр уговорил Ростоцкого попробовать на роль Светланы Ивашовой свою начинающую актрису.
И фильм получился.
Вскоре ей были присуждены Национальная премия Германии и дважды премия «Золотой лавр телевидения». В 1966 году Лариса снялась в приключенческом фильме Станислава Говорухина про альпинистов « Вертикаль ». На съёмках этого фильма она познакомилась с Владимиром Высоцким. Тогда же, в 1960-х годах , Лужина стала прототипом персонажа его песни « Она была в Париже ». После «Вертикали» Лариса много снималась.
Её героини были всегда женственными, лиричными, обаятельными, но при этом сильными и мужественными. Среди наиболее известных её работ — роли в психологической мелодраме «Главный свидетель», героико-приключенческом фильме «Золото», спортивной драме «Гонщики», мелодраме «Настенька», киноповести «Небо со мной», биографическом фильме «Четвёртая высота». Для того чтобы войти в роль, Лариса съездила в Гжатск и познакомилась с мамой первого космонавта. Лариса Анатольевна вспоминает: «Она встретила меня очень тепло. Жила она в небольшом каменном одноэтажном домике, который ей построили. В старом доме с маленьким садиком устроили Музей, который в принципе Анна Тимофеевна и содержала: принимала туристов, проводила экскурсии, убирала, мыла.
Обычная, простая русская женщина. Я хотела запомнить её жесты, манеру поведения.
А какие цыплята табака были в «Арагви»! Сейчас уже не то. Или в юности все иначе воспринималось? Лужина: У меня — так точно!
Когда в Сибири, в эвакуации, я прочитала на «ёлке» стихотворение, мне подарили не конфету, а котлету. Представляете, что это такое для блокадной девочки, у которой сестра умерла с голоду, папа — от истощения, а бабушку убило осколком бомбы? Маму, конечно, тоже блокада догнала... Лужина: Она всегда соглашалась с тем, что я делаю. Не препятствовала. И все работы мои ей нравились.
Лужина: Специально — нет. А если показывают, смотрю уже на себя со стороны. И вижу, что играет чужая девочка. И она органична. И, конечно, песню «Она была в Париже». Вы дружили?
Лужина: С ним дружил мой муж — оператор Леша Чардынин. У меня же с Володей никакого романа не было. Что бы там ни говорили. Господи, ну, наверное, я ему нравилась. Так он вообще любил женщин. И многим симпатизировал.
А песню написал, потому что очень хотел за границу. Приходил к нам домой. Но когда мы с Лешей разошлись, то и мое общение с Высоцким сошло на нет. Его ведь тогда запрещали со страшной силой. Написал шесть баллад для фильма «Стрелы Робин Гуда» — не разрешили вставить. Лужина: Да и не снялся бы он там.
Если бы не упрямство Говорухина. И фильм бы был другим без Володиных песен. Благодаря им картина жива до сих пор. Фильм-то, откровенно говоря, слабый. Говорухин сам это понимал, все-таки талантливый был человек, Царствие Небесное. Чего-то не хватило там...
Не держит картина зрителя в напряжении... Лужина: Я потом уже об этом узнала... Однажды справляли мой день рождения в общежитии. И Жанна Болотова, дружившая с Булатом, пригласила его. А потом он стал называть меня талисманом, брал на все вечеринки. Ему нравилось, что я сижу, слушаю.
Ничего больше! У меня уже тогда был Леша, хотя поженились после института. Он, видимо, и поговорил с Булатом по-мужски, так что тот перестал со мной общаться. Однажды встретились где-то на вокзале — холодно поздоровался и пошел прочь. Лужина: Это у нее надо спрашивать. Мы не были подругами.
И уже много лет ни Коля, ни Жанна ни с кем не общаются, на юбилеи не ходят. Очень закрытые люди.
Россомахин сумел «заразить» их театром. С Владимиром Кореневым в старших классах Лариса сидела за одной партой, у них даже был роман, однако продлился он совсем недолго. Первые роли Ларисы Лужиной С твёрдым намерением стать актрисой, девушка отправилась в Ленинград, но в театральный институт не поступила, пришлось вернуться домой. Но вскоре случай ей помог оказаться в кино. Не поступившая в институт девушка устроилась на фармацевтический завод, а потом на кондитерскую фабрику. Позже она отправилась в Дом моделей, ища замену сцены. На подиуме хоть и без слов, но всё же перед аплодирующей публикой, Лариса показывала модные туалеты.
На неё обратили внимание, и скоро она оказалась в «Незваных гостях» в эпизодической роли певицы. Она-то и оказалась тем человеком, благодаря которому Лариса стала всё-таки студенткой театрального ВУЗа. Лайус показала фотографию Ларисы Сергею Герасимову, который и предложил девушке приехать к нему на прослушивание. Лужина приехала и сумела так прочитать монолог из «Бесприданницы», что Герасимов сразу взял её к себе на курс. В 1959-ом году девушка начала учиться во ВГИКе. Это была звёздная мастерская Герасимова-Макаровой. Начало карьеры Ларисы Лужиной в театре и кино Роли исполняют. Встреча с Ларисой Лужиной По рекомендации Герасимова студентка снималась с первого курса. В киноленте «Человек не сдаётся» она появилась в главной роли Любы, далее была работа в «На семи ветрах» и в картине «Человек идет за Солнцем».
Режиссёру киноленты «На семи ветрах» пришлось много работать с начинающей актрисой. Поначалу она не вытягивала доставшуюся ей главную роль Светланы. Как только фильм увидели зрители, Лариса стала знаменитой.
Лариса Лужина: «Я живу в Крылатском с 1987 года и очень люблю свой район»
После войны они перебрались в Эстонию, где юная девочка ходила в драмкружок и лелеяла мечты об актерском будущем. После окончания школы она вернулась в Ленинград, и подала документы в театральный ВУЗ, но не поступила. Ей пришлось вернуться в родной Таллин, где Лужина работала сначала на фармацевтической фабрике, а затем и на кондитерском заводе. Позже девушка работала при министерстве здравоохранения, а также была манекенщицей, поскольку обладала превосходной фигурой. Ларисе Лужиной все-таки удалось осуществить свою мечту.
Она знала о том, что у знаменитого барда есть жена и сын. Но их отношения были совершенно невинными, ей не в чем было упрекнуть себя. Булат Окуджава на улицах Москвы. И дальше этого ни он, ни она отношения не развивали. Им было достаточно просто находиться в обществе друг друга, соприкасаться взглядами и молчать, задумавшись, о чем-то своем. Только однажды он позволил себе поцеловать ее. Да, она была влюблена в этого необыкновенного человека. А он находил в своих необычных отношениях с красивой актрисой какое-то особое вдохновение. На самом деле этот нежный платонический роман вернул Ларису Лужину к жизни. Постепенно ушли чувство унижения и горечи после публикации фотографий в «Пари Матч». Она снова учиться работать, просто жить, не оглядываясь назад. Советский кинооператор А. Чардынин рисует на стене портрет своей жены. Фото: www. И уйдет в слезах в свой вагон, потому что Булат Шалвович пройдет мимо, сухо поздоровавшись с нею. Возможно, он так и не смог простить ей обычную земную любовь, которую она предпочла их воздушному роману. А может, он посчитал свою миссию выполненной, сумев спасти эту милую девочку от разочарования, озлобленности и досужих пересудов? Наверное, правды теперь не узнает никто.
Блокадников высаживали на каждой станции, и их разбирали по домам местные жители. Нас высадили в Ленинск-Кузнецком. Мы с мамой стояли очень долго, всех уже разобрали, а мы остались. А кому мы нужны? Изголодавшиеся, ослабленные. Все равно люди старались брать в дом таких, чтобы могли помогать по хозяйству, были в силе. Стоим одни на перроне. Поезд давно ушел. Вдруг подходит женщина — тетя Наташа — с девочкой чуть постарше меня — Надей — и говорит, чтобы мы шли к ней. Потом она призналась, что не хотела нас брать, однако случайно взглянув на маму, увидела ее глаза, полные слез, и не смогла пройти мимо. Слава Богу! На встрече Нового, 1945-го, года в детском садике, организованном при мясокомбинате, устроили новогоднюю елку. Я читала стихотворение Александра Твардовского «Рассказ танкиста»: «Был трудный бой. Все нынче, как спросонку, И только не могу себе простить: Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку, А как зовут, забыл его спросить». Рассказала — и гром аплодисментов! А директор мясокомбината взяла меня на руки, унесла в другую комнату и подарила мне… котлету! И еще одно яркое воспоминание тех лет: нас везут в товарняке обратно в Ленинград. Одеты все — кто во что горазд. Вдруг на ходу приоткрываются двери вагона, нас ослепляет солнце, в проеме видим лицо солдата. Все стали открывать свои чемоданы, сумки, узелки, доставать красивые платья, наряжаться, прихорашиваться! Радость такая… — Вы рассказывали, что после эвакуации часто причащались Святых Христовых Таин. Наша квартира в Ленинграде оказалась занятой, и мы с мамой вынуждены были уехать в Таллинн к моему дяде. И там я с подружками бегала в Казанскую церковь причащаться. После того, как мы подходили Чаше, нам давали теплоту запивочку и просфорки! Но вы ничего не могли с собой поделать: открыто несли с собой эту радость, чтобы поделиться ею со зрителями! А потом был ВГИК. Вы учились у Сергея Герасимова? Он очень мне помог.
Лужиной помогают ещё и друзья-приятели, вот приятельница привезла сала, аджики, пять литров спирта. Из алкоголя она планирует приготовить лимончелло, напиток по итальянскому рецепту.