Сами вооруженные силы НАТО были созданы в 1950 году в связи с войной в Корее. Последним шагом американской политики сдерживания после второй мировой войны стало создание НАТО. Варшавский договор, который являлся таким же детищем Советского Союза, как созданный ранее НАТО — детищем США, в этом году отмечал бы 65-летний юбилей с момента основания.
«Карающая дубина» западной демократии: 75 лет назад началась история НАТО
Решения на заседаниях этого органа принимаются по принципу консенсуса, оформляются в виде заключительного документа и подписываются представителями государств-участников. Летние сессии проходят поочерёдно в странах блока, зимние — в штаб-квартире альянса. При необходимости принятия безотлагательных решений могут созываться внеочередные сессии САС. В период между министерскими сессиями не реже 1 раза в неделю проводятся заседания постоянных представителей государств — членов альянса в ранге послов. На них рассматриваются политические аспекты текущей деятельности блока, осуществляется согласование позиций стран-участниц по актуальным международным проблемам, координируются действия национальных правительств по проведению военно-политических мероприятий, разработанных руководящими органами альянса. КВП является высшим военно-политическим органом по решению вопросов организации руководящих военных органов и объединённых командований НАТО, утверждения планов строительства и использования коалиционных сил, выработки стратегических концепций блока, военного участия стран в союзе. Заседания комитета с участием министров обороны государств — членов блока кроме Франции проводятся 2 раза в год перед сессиями САС. На них обсуждаются проблемы, относящиеся к планированию совместной военной деятельности, включая строительство ОВС НАТО, планы их совершенствования и всестороннего обеспечения, а также производятся назначения командующих коалиционными органами военного управления. В период между заседаниями КВП министерского уровня руководство военно-политической деятельностью альянса осуществляется постоянными представителями стран блока, которые в ходе заседаний рассматривают проблемы текущей военно-политической деятельности альянса, обсуждают и решают административно-финансовые вопросы, а также вопросы функционирования подчинённых военных органов. ГЯП — высший руководящий орган альянса по вопросам ядерной политики.
Он предназначен для изучения общих проблем ядерной стратегии Североатлантического союза, разработки планов развития ядерных сил блока, рассмотрения вопросов развёртывания, обеспечения безопасности, охраны и живучести ядерного оружия , контроля над вооружением и распространением оружия массового поражения. Представитель Исландии участвует в работе группы в качестве наблюдателя. Подготовительную работу заседаний ГЯП проводит штабная группа, которая заседает не реже 1 раза в неделю. В её состав включены высокопоставленные представители военных ведомств и государственных учреждений государств — членов блока, а также эксперты, специализирующиеся в области коалиционной ядерной политики. Заседания этой группы проходят несколько раз в год под председательством представителя США. Генеральный секретарь не входит в состав какой-либо национальной делегации и подотчётен только САС. Избрание генерального секретаря происходит на основе принципа единогласия всех членов блока. При этом кандидат на пост генерального секретаря как правило, бывший министр иностранных дел одного из государств альянса должен владеть английским и французским языками. Кандидат, получивший в ходе консультаций одобрение всех стран-участниц, официально утверждается в качестве очередного генерального секретаря блока обычно на 2 года на сессии САС.
Генеральный секретарь представляет интересы Североатлантического союза на международной арене, выражает официальные взгляды альянса и выступает как глава политической и военной организации блока. В процессе консультаций при решении практических вопросов деятельности НАТО он непосредственно взаимодействует с правительствами стран-участниц, ведёт переговоры с ними в ходе официальных визитов и организует взаимодействие по выполнению решений высших политических и военно-политических органов альянса. Генеральный секретарь имеет заместителя и помощников по различным вопросам деятельности НАТО. Брюссель, Бельгия. Исмей 1952—1957 , П. Спаак 1957—1961 , Д. Стиккер 1961—1964 , М. Брозио 1964—1971 , Й.
Параллельно шли секретные переговоры с США и Канадой.
В результате 4 апреля 1949 года в Вашингтоне свою подпись под договором поставили представители уже 12 стран. Уже тогда никто на Западе не скрывал, что альянс создается для противостояния СССР и в страхе перед его мощью. Уже тогда на Западе решили, что разговаривать с Москвой надо с позиции силы.
Летние сессии проходят поочерёдно в странах блока, зимние — в штаб-квартире альянса. При необходимости принятия безотлагательных решений могут созываться внеочередные сессии САС. В период между министерскими сессиями не реже 1 раза в неделю проводятся заседания постоянных представителей государств — членов альянса в ранге послов. На них рассматриваются политические аспекты текущей деятельности блока, осуществляется согласование позиций стран-участниц по актуальным международным проблемам, координируются действия национальных правительств по проведению военно-политических мероприятий, разработанных руководящими органами альянса. КВП является высшим военно-политическим органом по решению вопросов организации руководящих военных органов и объединённых командований НАТО, утверждения планов строительства и использования коалиционных сил, выработки стратегических концепций блока, военного участия стран в союзе. Заседания комитета с участием министров обороны государств — членов блока кроме Франции проводятся 2 раза в год перед сессиями САС. На них обсуждаются проблемы, относящиеся к планированию совместной военной деятельности, включая строительство ОВС НАТО, планы их совершенствования и всестороннего обеспечения, а также производятся назначения командующих коалиционными органами военного управления.
В период между заседаниями КВП министерского уровня руководство военно-политической деятельностью альянса осуществляется постоянными представителями стран блока, которые в ходе заседаний рассматривают проблемы текущей военно-политической деятельности альянса, обсуждают и решают административно-финансовые вопросы, а также вопросы функционирования подчинённых военных органов. ГЯП — высший руководящий орган альянса по вопросам ядерной политики. Он предназначен для изучения общих проблем ядерной стратегии Североатлантического союза, разработки планов развития ядерных сил блока, рассмотрения вопросов развёртывания, обеспечения безопасности, охраны и живучести ядерного оружия , контроля над вооружением и распространением оружия массового поражения. Представитель Исландии участвует в работе группы в качестве наблюдателя. Подготовительную работу заседаний ГЯП проводит штабная группа, которая заседает не реже 1 раза в неделю. В её состав включены высокопоставленные представители военных ведомств и государственных учреждений государств — членов блока, а также эксперты, специализирующиеся в области коалиционной ядерной политики. Заседания этой группы проходят несколько раз в год под председательством представителя США. Генеральный секретарь не входит в состав какой-либо национальной делегации и подотчётен только САС. Избрание генерального секретаря происходит на основе принципа единогласия всех членов блока. При этом кандидат на пост генерального секретаря как правило, бывший министр иностранных дел одного из государств альянса должен владеть английским и французским языками.
Кандидат, получивший в ходе консультаций одобрение всех стран-участниц, официально утверждается в качестве очередного генерального секретаря блока обычно на 2 года на сессии САС. Генеральный секретарь представляет интересы Североатлантического союза на международной арене, выражает официальные взгляды альянса и выступает как глава политической и военной организации блока. В процессе консультаций при решении практических вопросов деятельности НАТО он непосредственно взаимодействует с правительствами стран-участниц, ведёт переговоры с ними в ходе официальных визитов и организует взаимодействие по выполнению решений высших политических и военно-политических органов альянса. Генеральный секретарь имеет заместителя и помощников по различным вопросам деятельности НАТО. Брюссель, Бельгия. Исмей 1952—1957 , П. Спаак 1957—1961 , Д. Стиккер 1961—1964 , М. Брозио 1964—1971 , Й. Лунс 1971—1984 , П.
Страны заявили о желании присоединиться к альянсу на фоне украинского кризиса. После того, как Турция согласилась поддержать их решение, процесс был запущен сначала Анкара была против и обвиняла страны в поддержке терроризма. Страны подписали меморандум, в котором Хельсинки и Стокгольм обязались учитывать интересы Анкары. Перед приемом в НАТО необходимо, чтобы это решение одобрили все члены альянса. Соответствующие документы для Финляндии и Швеции уже ратифицировали большинство стран. Украинские власти не раз говорили, что Киев хотел бы вступить в альянс.
НАТО: что это такое, структура, история и будущее альянса
Это и стало датой образования НАТО. Первый документ Речь шла прежде всего о пакте безопасности, в 5-й статье которого говорится, что военное нападение на любую из подписавших его сторон будет рассматриваться как нападение на всех. Когда госсекретарь США Дин Ачесон 1893-1971 поставил свою подпись под документом, это отразило важные изменения в американской внешней политике. Впервые с 1700-х годов Америка формально связала свою безопасность с европейскими странами. Организация сформировала основу военного оплота Запада против СССР и его союзников в течение следующих 40 лет. Ее членство росло в ходе эпохи холодной войны. Недовольная своей ролью в организации, Франция решила выйти из военного участия в НАТО в 1966 году и не возвращалась до 1995 года.
Варшавский договор Формирование Варшавского договора было в некотором смысле ответом на образование западного альянса. Это произошло спустя шесть лет после даты создания НАТО. После мировых войн советские лидеры сильно опасались, что Германия снова станет военной державой. Эту озабоченность разделяли многие европейские страны по обе стороны границы холодной войны. Споры вокруг Германии Однако в середине 1950-х годов Америка и ряд других членов НАТО начали выступать за то, чтобы сделать Западную Германию частью Североатлантического союза и позволить ей сформировать армию под жесткими ограничениями. Советский Союз предупреждал, что такие провокационные действия вынудят его принять новые меры безопасности в своей сфере влияния.
В интервью журналисту Дмитрию Киселеву Путин заявил , что Россия готова к ядерной войне. По его словам, США не планируют отправлять свои войска на Украину, так как понимают, что Москва расценила бы такой шаг, как и ввод американских войск на российскую территорию, как интервенцию. Однако и до 2022 года стороны предъявляли друг другу претензии: Ракетная оборона. Россия выражала озабоченность относительно системы противоракетной обороны, которую развертывает НАТО в Европе. В Москве опасались , что это может изменить баланс сил в ядерном вопросе и угрожать российской стратегической стабильности. Шпионаж и кибератаки.
Были зафиксированы случаи шпионажа и кибератак , обвинения во вмешательстве во внутренние дела были обоюдными. Он состоит из представителей всех членов альянса — послов. САС принимает ключевые стратегические решения и обсуждает вопросы безопасности и обороны. Международный штаб НАТО Исполнительный орган, ответственный за планирование и проведение военных операций. Он включает в себя структуры, такие как Военный комитет и Международный военный штаб, которые ответственны за Объединенные вооруженные силы НАТО. Он согласует с САС вопросы военной политики и планирования операций.
Позже альянс начал расширяться и в 1952 году, к договору присоединили Грецию и Турцию, но частично потеряли в 1966 году Францию, которая вроде как вышла из альянса, но при этом принимала в нём активное участие. В 1974 году Греция пыталась выйти из договора, но в 1981 году её вернули в состав. До тех пор, пока СССР сдерживал агрессивных капиталистов, НАТО ни в одной военной операции не участвовало, а с падением социалистического лагеря, защищать слабые страны стало некому и Североатлантический альянс начал свои военные компании. Причём начал сразу, ещё во время разрушения СССР.
В 1991 году альянс принял участие в войне против Ирака в Кувейте и на территории Ирака, что правда тогда ещё под эгидой ООН, так как провозглашённые принципы главенства закона ещё действовали. Позже про закон забыли и уже участвовали в войнах просто по желанию: с 1995 по 2004 в Боснии и Герцеговине на территории Югославии ; в 1999 в самой Югославии; с 2001—2003 в Македонии; с 2001 по настоящее время в Афганистане; с 2003 по 2011 в Ираке; с 2005 по 2011 в Судане.
Организация одобрила намерения скандинавских государств, однако, для окончательного завершения процесса присоединения требуется ратификация соответствующих протоколов со стороны всех стран-участниц. И если в отношении Финляндии эта процедура прошла без задержек, то против вступления Швеции выступили Венгрия и Турция.
После длительного периода согласований Будапешт и Анкара все-таки дали свое согласие на присоединение Стокгольма к альянсу. В соответствии с процедурными нормами 7 марта 2024 года протокол о присоединении Швеции к НАТО был передан на хранение в Госдепартамент США, а 11 марта состоялась торжественная церемония поднятия флага в штаб-квартире НАТО в Брюсселе, после чего Швеция официально стала 32-й страной блока. Возможное их участие в НАТО вызывает серьезные разногласия внутри организации, поскольку в альянсе опасаются, что это может привести к негативным политическим последствиям. Помимо этого, потенциальные кандидаты не соответствуют внутренним критериям для членства в организации.
По оценкам аналитиков, окончательное присоединение этих стран к альянсу, если вообще состоится, является делом "далекого будущего" и используется натовскими столицами скорее в качестве способа давления на Россию. Страны - участники индивидуального партнерства ИПП В альянсе существует программа индивидуального партнерства ИПП со странами, которые не являются членами блока. НАТО и Россия 1991 год. Россия присоединилась к натовской программе "Партнерство во имя мира".
Этот документ стал основой для укрепления отношений Москвы с натовскими столицами. Главной целью этого органа стала координация военно-политических действий Москвы и Брюсселя, в первую очередь, в сфере борьбы с терроризмом. В частности, РФ и альянс сотрудничали в рамках проводимой натовцами антитеррористической операции в Афганистане. Москва предоставила возможность натовским военным совершать транзит грузов в Афганистан через свою территорию.
После проведения Россией операции по принуждению Грузии к миру с целью защиты мирных граждан Южной Осетии и российских миротворцев, в НАТО резко осудили действия Москвы. Альянс оказывал всяческую поддержку Тбилиси по восстановлению военной инфраструктуры и ее оборонного потенциала, а впоследствии активно продвигал идею скорейшего вступления Грузии в блок. В Брюсселе заявили об "угрозах европейской безопасности" из-за действий Москвы и призвали полностью пересмотреть весь спектр взаимодействия с ней. Альянс фактически отказался от выполнения договоренностей в рамках Основополагающего акта, приостановив любое политическое и военное сотрудничество с Москвой.
Неоднократно Брюссель объявлял персонами нон грата российских дипломатов, аккредитованных при НАТО, блокировал работу российского постпредства. На саммите руководство блока официально признало Россию "главной угрозой безопасности для альянса", а основной целью организации было обозначено "сдерживание". Встреча НАТО на высшем уровне подтвердила такой подход и обозначила вектор организации на наращивание военного потенциала, включая военную инфраструктуру у границ с Россией. После очередной высылки российских дипломатов из постпредства при НАТО российское министерство иностранных дел объявило о "закрытии на неопределенный срок" диппредставительства при блоке.
В опубликованном Москвой варианте договора с США и НАТО предлагалось закрепить соглашения об отказе от развертывания ракет средней и меньшей дальности наземного базирования вне своей территории и недопустимость дальнейшего расширения НАТО на восток. Ответа из западных столиц не поступило. Несмотря на некоторую нормализацию отношений с Россией после развала СССР, в НАТО никогда не отказывались от политики экспансии на Восток, а также наращивания своего военного потенциала. По словам президента России Владимира Путина, он неоднократно задавал представителям блока вопрос: "Зачем вы это делаете, в чем смысл?
Вы думаете, на вас кто-то нападет? Ну хорошо, достаточно заключить договор". В рамках конфликта на Украине натовские страны оказывают активную помощь украинским войскам, осуществляют масштабные поставки военной техники и вооружений Киеву, а также проводят подготовку и тренировки украинских военных. Его заседания проходят еженедельно на уровне постоянных представителей стран-членов, два раза в год - на уровне министров иностранных дел, три раза в год - на уровне министров обороны.
Отдельно назначаются саммиты на уровне глав государств. Североатлантический совет принимает решения по ключевым вопросам повестки деятельности альянса.
Организация Североатлантического договора
НАТО: история создания, задачи и цели. | НАТО – альянс, изначально созданный для сдерживания Советского Союза. |
«Карающая дубина» западной демократии: 75 лет назад началась история НАТО | В 1954 году заявку на вступление в НАТО подал СССР, однако прошение было отклонено — североатлантический альянс изначально создавался именно в противовес мощному Советскому Союзу. |
НАТО: Что нужно знать о Североатлантическом альянсе
Казалось бы, соцлагеря нет. Кого сдерживать? Но геополитическую пустоту он стал, нарушив собственные обещания, заполнять собой. А в прошлом году и до Финляндии.
Холодная война подходила к концу. Когда в 1989 году восточногерманский режим начал рушиться, Советский Союз не вмешался и тем самым отменил доктрину Брежнева. На этот раз власти предпочли долгосрочные реформы краткосрочному контролю, который все больше выходил за рамки их возможностей. Югославский конфликт и другие одновременные конфликты на Кавказе показали, что спокойствие после «холодной войны» было нестабильным. В 1994 году союзники создали программу «Партнерство ради мира». Партнерам было предложено выбрать собственный уровень участия в Альянсе. На Вашингтонском саммите 1999 года, когда три бывших партнера — Польша, Чешская Республика и Венгрия — заняли свои места в качестве полноправных членов Североатлантического союза, это расширение сыграло решающую роль в укреплении демократии и стабильности в Европе. К концу 1998 года более 300 000 косовских албанцев покинули свои дома во время конфликта между албанскими сепаратистами в Косово и сербскими военными и полицией. Североатлантический союз наносил воздушные удары в течение 78 дней. НАТО разработали новую Стратегическую концепцию.
Однако дальнейшее развитие отношений будет складываться из серьезных опасений США о возможном военном сближении России и Китая. Там же, на саммите, будет принята новая концепция организации, согласно которой, реальной угрозой для альянса будет считаться не только Россия, но и Китай. Многие эксперты считают, что блоку следует предпринять четыре основных шага для укрепления своей оборонной стратегии. Обеспечение устойчивости альянса путем диверсификации энергоснабжения и защитой от кибератак. Укрепление дипломатических и военных связей внутри альянса. Жесткий и единый контроль над вооружениями. Понимание современных угроз и новых технологических вызовов. Одним из факторов, свидетельствующих о присутствии в умах руководства организации желания подготовиться к войне с Россией, можно считать именно стремление к изменению стратегической концепции альянса. В таблице приведена численность 6 основных, самых крупных армий альянса. Армии других стран-членов не превышают 100 тыс. Помимо этого, армии стран-членов блока обладают суммарным числом учтенных резервистов в 2 млн. Итого, в случае необходимости, блок может «поставить под ружьё» 5 млн. Для сравнения, численность ВС РФ составляет 1 млн. В резерве армии России находится 2 млн. Итого, если кто-то на неё нападет, Россия будет обладать армией, численностью в 3 млн. Расширение НАТО на восток Несмотря на свои же обещания уже найдены подтверждающие документы , правда, устные, данные бывшими руководителями организации о не расширении границ альянса на восток, такие расширения были. Первым серьезным движением блока в восточном направлении, стало четвертое по счету, расширение 1999 года, в результате которого, в его состав были приняты бывшие члены Варшавского Договора — Венгрия, Польша, Чехия. Россия выражала протест, однако, на это никто не обратил внимания. Следующим шагом, больно ударившим по России, стало пятое расширение блока, когда в его состав были приняты не только бывшие страны-члены восточного блока, но и бывшие республики СССР — Литва, Латвия, Эстония. Базы блока появились у границ России. Однако, высокое самомнение и упоение победой в холодной войне, не позволило руководству организации принять Россию быстро, без проволочек и на особых условиях. Россия соглашалась на вступление, только просила выделить средства на унификацию вооружений и формата армии. В этом России было отказано, после чего стало понятно, что её не примут в альянс никогда.
В 1952 году к организации присоединились Турция и Греция. Заявка, поданная СССР в 1955, была отклонена. Для Европы началось непростое напряженное время, символом которого стало строительство Берлинской стены в 1961 году. Цель этой доктрины заключалась в том, чтобы удержать любую сторону. В 1960 годы этот непростой, но стабильный статус-кво начал меняться. Несмотря на такое неблагоприятное начало, к концу десятилетия то, что прежде было оборонной организацией, стало ориентироваться на ослабление напряженности между западным и восточным блоками, вызванное принятием статус-кво. У НАТО появились новые задачи — забота о безопасности за пределами стран НАТО, борьба с международным терроризмом, недопущение распространения оружия массового уничтожения и снижение угрозы. В течение этого десятилетия НАТО неожиданно сменило локацию. В марте 1966 года Франция объявила о своем намерении выйти из объединенной структуры военного управления НАТО и потребовала убрать все штабы союзников с территории Франции. Этот шаг был реализацией политики президента Франции Шарля де Голля по возврату Франции статуса великой державы, которая включает в себя создание собственного ядерного оружия, избавление от зависимости от США в военном, экономическом и в финансовом отношениях.
Зачем создали НАТО и почему у этой организации всегда плохие отношения с Россией
Ни для кого не секрет, что руководство альянса нагло врет, нарушая предыдущие договоренности. После окончания холодной войны альянс обещал не продвигаться на Восток, но в дальнейшем отказался от своих обещаний. Но в альянсе внаглую игнорируют все предложения нашей страны. Но американцы сделали все, чтобы проигнорировать наши требования и не пойти на компромисс.
А Горбачёву так хотелось понравиться Западу, что он принёс в жертву важнейшие основы безопасности своей страны. Плоды этой политики мы пожинаем сегодня. Но оборонительный характер альянса — миф. Изначально в основу его создания закладывалась агрессивная составляющая.
Произошло несколько волн расширения в нарушение всех обещаний США Горбачёву не продвигаться «ни на дюйм» на восток. Очевидно, цель всего этого обмана — обеспечение доминирования коллективного Запада во главе с Соединёнными Штатами. Он характеризовался коллективной обороной с опорой на ядерное оружие. Второй этап — после развала Советского Союза. Их конкуренция носила военный, политический, экономический характер. США по итогам Второй мировой войны установили контроль над рядом европейских стран, причём не только с помощью военного присутствия, но и проводя программу активной поддержки их экономик. Важнейшими задачами самого блока НАТО были и остаются сохранение американского военного присутствия на территории Европы и поддержание контроля над американскими союзниками США.
Однако в США звучат призывы к ограничению финансирования блока и даже к выходу из него. Каковы перспективы дальнейшего существования НАТО? Адальби Шхагошев: — В долгосрочной перспективе я бы спрогнозировал раскол НАТО, связанный с институциональными противоречиями внутри блока. Стран в альянсе слишком много — более 30. Вашингтон пытается навязывать европейским странам повышение уровня военных расходов. Европейцы ведут переговоры о создании собственной объединённой армии. Одним из ключевых факторов, которые пока что держат страны НАТО вместе, является общая антироссийская политика блока.
Но вряд ли членам альянса удастся продержаться вместе слишком долго на такой идеологической основе. Трамп считает, что Европа должна платить больше. А сейчас существует модифицированная позиция Трампа: у США другие приоритеты, растёт угроза со стороны Китая, все силы нужно направлять туда, европейцам американцы дают ядерный зонтик, а остальное они делают сами. Если же победит Джо Байден, всё останется как прежде. Цели и задачи американской элиты останутся прежними вне зависимости от того, кто придёт к власти в следующем году. Именно эти военно-промышленные и финансовые круги определяют курс страны.
С 1982 года — Испания. С 1999 года — Польша, Венгрия, Чехия. О желании вступить в альянс заявляли Грузия и Украина. После окончания холодной войны и распада СССР отношения между организацией и Россией то охлаждались вплоть до "заморозки", то улучшались.
Важнейшими задачами самого блока НАТО были и остаются сохранение американского военного присутствия на территории Европы и поддержание контроля над американскими союзниками США. Однако в США звучат призывы к ограничению финансирования блока и даже к выходу из него. Каковы перспективы дальнейшего существования НАТО? Адальби Шхагошев: — В долгосрочной перспективе я бы спрогнозировал раскол НАТО, связанный с институциональными противоречиями внутри блока. Стран в альянсе слишком много — более 30. Вашингтон пытается навязывать европейским странам повышение уровня военных расходов. Европейцы ведут переговоры о создании собственной объединённой армии. Одним из ключевых факторов, которые пока что держат страны НАТО вместе, является общая антироссийская политика блока. Но вряд ли членам альянса удастся продержаться вместе слишком долго на такой идеологической основе. Трамп считает, что Европа должна платить больше. А сейчас существует модифицированная позиция Трампа: у США другие приоритеты, растёт угроза со стороны Китая, все силы нужно направлять туда, европейцам американцы дают ядерный зонтик, а остальное они делают сами. Если же победит Джо Байден, всё останется как прежде. Цели и задачи американской элиты останутся прежними вне зависимости от того, кто придёт к власти в следующем году. Именно эти военно-промышленные и финансовые круги определяют курс страны. Да, в случае избрания Трампа возможно, что союзники по НАТО возьмут на себя более существенные обязательства, чем сегодня. Но это не означает, что альянс будет настроен дружелюбно к нашей стране. Напротив, это будет попытка продолжать воевать с Россией чужими руками, в данном случае руками европейцев. Дмитрий Новиков: — От части республиканцев действительно звучат призывы сосредоточиться на решении внутренних проблем, не лезть в Европу и сэкономить на этом деньги. В том числе такую риторику использует Дональд Трамп. Нет никаких гарантий, что сейчас не повторится то же самое. Трамп вынужден оглядываться на всех тех, кто ведёт его к власти. А коллективное мнение американской элиты — не в пользу выхода из НАТО. Реальность свидетельствует о том, что НАТО расширяется, совокупный военный потенциал блока возрастает, боевые возможности увеличиваются. Степень исходящей от него угрозы становится больше.
НАТО что это такое. Аббревиатура АТОН - вооружение армии
Западная Германия присоединилась к НАТО в 1955 году, что привело к формированию противостояния Варшавского договора во время холодной войны. Создана Организация Североатлантического Договора НАТО. Это он почти убедил американцев в 1948 году, за считанные месяцы до создания НАТО, что СССР собирается наступать на Запад, и советовал нанести превентивный удар. НАТО, организация Североатлантического договора, была создана 4 апреля 1949 года с целью, прежде всего, сдерживания угрозы советской экспансии в Европе после Второй мировой войны. «Первая цель НАТО: создать платформу, благодаря которой США имели возможность присутствовать в Европе и контролировать ее.
Торжество абсолютного милитаризма: 75 лет назад началась история НАТО
Кому это НАТО? | 4 апреля 1949 года в США была создана организация, целью которой было защищать Европу от потенциальной советской угрозы. |
Что такое НАТО и почему вступление туда Украины не устраивает Россию. Простыми словами | Как и зачем создавали НАТО. |
НАТО — Русский эксперт | Еще весной того же года был создан военно-политический блок НАТО, нацеленный против СССР. |
Страны, входящие в НАТО: какие страны ОВД вошли в альянс | Итак, НАТО создавалось как агрессивный союз капиталистических государств в борьбе против Советского Союза и его коммунистических идей. |
НАТО: Что нужно знать о Североатлантическом альянсе
О создании НАТО. Организацию Североатлантического договора создали 4 апреля 1949 года. При Совете Россия-НАТО созданы различные рабочие группы и комитеты. НАТО собрал новости и комментарии на Al Jazeera English. Страна и мир - 4 апреля 2024 - Новости Москвы -
Войны и разрушение. Исполнилось 73 года с момента создания НАТО
Но наращивание темпов развития военного потенциала продолжалось. Последствием этого стали огромные экономические затраты в обоих противоборствующих лагерях. Западные экономики более успешно справлялись с этой нагрузкой гонки вооружений. Для социалистических республик ориентирование экономики и промышленности на военное развитие стало губительным. Проблемы в экономике стали толчком к развалу СССР и смене режимов в восточноевропейских государствах.
Гонка вооружений имела и положительные последствия. Благодаря развитию науки и техники, началось освоение космоса, развитие компьютерных технологий, медицины. Для вступления в НАТО претендент должен соответствовать ряду требований. В целом их смысл можно свести к следующему: стабильная социальная и экономическая ситуация внутри страны; соответствие развития армии нормам, принятым внутри альянса; наличие в бюджете страны достаточно больших расходов на развитие армии; соблюдение демократических прав и свобод, наличие в стране развитого гражданского общества; соблюдение мирных и дружественных международных отношений в соответствии с нормами ООН.
В наше время НАТО в своих официальных документах регулярно называет Россию одной из главных угроз безопасности в Евроатлантическом регионе например, вот текст заявления по итогам заседания летом 2021 года, до начала СВО. Для многих россиян НАТО — синоним угрозы. Так, ряд экспертов отмечает антимилитаристский посыл создания НАТО, призванного завершить длительный период европейских войн. В этой концепции Советский Союз не был самоцелью НАТО и обозначался в качестве потенциального противника ровно в той мере, в которой представлял угрозу. При этом есть и более веская позиция, согласно которой у НАТО сильны хищнические настроения в отношении России и даже зацикленность на ней. Буквально сейчас проводятся беспрецедентные и масштабные учения, которые продлятся до мая включительно.
Альянс отрабатывает переброску войск к границам России и ведение наступательных операций против РФ. Это инструмент геополитического давления, влияния Запада. Безусловно, они рассматривают нас как геополитического и военного противника. При этом остается в силе основной вопрос: НАТО действует так по своей инициативе или просто реагирует на действия России? Ответ на него будет зависеть от того, кого вы спрашиваете. Это немного напоминает дилемму, что было раньше — яйцо или курица.
Что означают эти шаги, особенно если исходить из концепции противостояния, которое зашито на генетическом уровне? Дмитрий Корнев считает, что особенных противоречий в таком подходе нет: — В СССР это больше в пропагандистских интересах делалось: Союз пытался вступить в ассоциацию стран, которые за мир в Европе, то бишь стран НАТО, — говорит он. Почему нет? Что значит «просилась»? Это должно быть какое-то официальное обращение властей РФ, Государственной думы или президента. Вероятно, эти обращения были на уровне личных контактов, например, президента или премьер-министра.
Но является ли это обращением или просто обсуждением? Думаю, это просто разговоры. Впрочем, и НАТО не ухватилось за эту возможность: прохладное отношение чувствовалось с обеих сторон. По мнению Игоря Коротченко, в этом вопросе не должно быть никаких иллюзий, и желание присоединиться к НАТО анонсировалось скорее формально. Иначе мы могли бы влиять на ситуацию внутри блока, а на это никто бы не пошел. В современном мире нужно проявлять определенный креатив внешнеполитический.
Думаю, это он и был. Так длилось до момента распада Союза. Первый длительный конфликт, в котором принял участие НАТО, была война в Боснии и Герцеговине в середине 90-х в частности, операция «Обдуманная сила» по бомбардировке позиций боснийских сербов. Спорным является и вопрос о природе НАТО: является ли он сугубо оборонительным альянсом или создан для активных, в том числе захватнических действий?
Германский вопрос: от раскола к объединению. Рональд Рейган.
Хроника жизни и времени. Дуайт Эйзенхауэр. Де Голль на пути к власти. Внешняя политика и партии во Франции 1969-1981. ГДР: рождение и крах. Цель эта вряд ли достижима без решения весьма важной задачи: комплексного, структурного анализа формирования биполярной системы международных отношений как таковой, а также основных «несущих конструкций» биполярности — противостоявших друг другу военно-политических альянсов, одним из которых была Организация Североатлантического договора, а другим — Организация Варшавского договора.
Безусловно, НАТО является одним из символов «холодной войны». Этот союз, сумевший дожить до настоящего времени что само по себе представляет собой уникальное явление , был, как и его бывший противник ОВД, «продуктом» своей эпохи, поскольку отличался от своих предшественников крупных военных союзов прошлого целым рядом новых черт. К их числу можно отнести, во-первых, высокую степень идеологизации его политики. Альянс изначально создавался под лозунгами защиты так называемого «свободного мира», «демократии» от якобы имевшей место коммунистической экспансии. Он был демонстрацией «единства Запада» перед лицом советской угрозы. При этом никто не брал в расчет крайнюю истощенность Советского Союза после окончания войны и его явное нежелание втягиваться в новое противостояние.
Во-вторых, можно отметить сильную разветвленность внутренней структуры НАТО формирование которой, впрочем, растянулось на годы. Подобное число внутренних «органов» союза и степень координации работы между ними никогда не существовали в прошлом. И хотя в ряде случаев такое «внутреннее строение» приводит к излишней бюрократизации функционирования альянса, сложившийся механизм может считаться относительно эффективным хотя бы потому, что сохранился до настоящего времени. В-третьих, необходимо обратить внимание на глубину военной интеграции участников. Подобный уровень взаимной вовлеченности союзников в процесс военного сотрудничества ранее никогда не наблюдался. Во многом это объясняется наличием ярко выраженного лидера блока — Соединенных Штатов, которые «мягко» контролируют деятельность своих партнеров.
И наконец, в-четвертых, большое значение имеет политический компонент, играющий значительную роль в функционировании Североатлантического альянса. Организацию, создававшуюся в основном для решения задач военного характера, следует относить уже не к военно-политическим, а к политико-военным союзам. Невоенная роль НАТО — расширение политического сотрудничества с не входящими в альянс государствами, реализация ряда научных и гуманитарных проектов — продолжает возрастать. Создание НАТО стало венцом блокового строительства Запада, а включение в состав альянса Западной Германии вызвало острую реакцию СССР и спровоцировало его на формирование своего собственного военно-политического объединения. Оба процесса, завершившихся в 1955 г. К середине 50-х гг.
Однако рождение Североатлантического альянса происходило достаточно непросто. На наш взгляд, этот процесс начался с 1947-1948 гг. В чертах, близких к современным, блок НАТО стал существовать лишь к концу 60-х гг. Однако думается, что ключевым периодом в создании этой организации следует считать 1947-1955 гг. Изучению именно этого периода и посвящено наше исследование. Разделение мира на два конфронтационных лагеря четко просматривалось уже к середине 1947 г.
Приоритетным направлением во внешнеполитической стратегии СССР было установление и упрочение контроля над странами Восточной Европы, формирование своего рода «пояса безопасности» на своих западных границах. Основным мотивом американской стратегии было создание «кольца союзников» вокруг советской сферы влияния. Советские руководители продолжали вести довольно сдержанную политику по отношению к США, заявляя о необходимости дальнейшего сотрудничества, однако это становилось все труднее, поскольку в отношениях между партнерами по антигитлеровской коалиции накапливались серьезные проблемы. Так, 1 января 1947 г. Одновременно начались переговоры о ее превращении в «Тризонию». Западные союзники предприняли и определенные шаги, инициировавшие процесс военно-политической интеграции в Европе, — 4 марта 1947 г.
Начало западноевропейской военно-политической интеграции совпало по времени с ужесточением американской политики в отношении СССР. Выступая 12 марта 1947 г. Трумэн указал, что сложившееся в Греции и Турции положение угрожает безопасности Соединенных Штатов. Президент США призвал парламентариев не только оказать финансовую помощь этим государствам, но и направить туда американский персонал для противодействия коммунистической экспансии. Тем временем обстановка в мире накалялась. Так, большой резонанс получили февральские события 1948 г.
Впрочем, еще в направленном 13 января в Государственный департамент США меморандуме «Взгляд на создание Западного союза» министр иностранных дел Великобритании Э. Бевин заявлял, что осуществление «плана Маршалла» может стать недостаточным для спасения Европы от коммунизма. Он предлагал создание западной «оборонительной системы». Предполагалось, что в союз могут войти также Германия и Испания2. В качестве первого шага образования Западного союза в меморандуме предлагалось заключение Великобританией и Францией отдельных двусторонних военно-политических договоров со странами Бенилюкса, с принятием за основу Дюнкеркского договора. Поддержка США будущего блока зависела от формы союза.
Лондон проинформировал внешнеполитическое ведомство Соединенных Штатов о готовности осуществить план создания блока на основе заключения многостороннего договора по предложенной Вашингтоном модели межамериканского пакта Рио-де-Жанейро 1947 г. Бевин, обвинив СССР в намерении установить коммунистический контроль над государствами Восточной Европы, указал в связи с этим на необходимость консолидации Европы Западной4. Современная внешняя политика США. СССР и формирование военно-блокового противостояния в Европе 1945-1955. Фактически прекратил свое существование и Союзный контрольный совет. США стремились сохранить за собой западногерманский плацдарм, поскольку, как считал Г.
Трумэн, без Германии оборона Европы стала бы арьергардной операцией у берегов Атлантики5. К серьезному ухудшению отношений между СССР и его бывшими союзниками привели решения Лондонской конференции февраль-июнь 1948 г. Повестка этого мероприятия также была составлена без учета даже гипотетической возможности того, что соглашения с Советским Союзом по германскому вопросу можно достигнуть. Основные вопросы касались отношения Западной Германии к программе экономического восстановления Европы, контроля над Рурским райном, репараций, вовлечения стран Бенилюкса в процесс разработки общей западной политики в отношении Германии и некоторых других проблем. К ключевым решениям конференции относится достижение договоренности о совместном управлении тремя оккупационными зонами как единым политическим и экономическим пространством. Наряду с постановлениями англоамериканского совещания во Франкфурте-на-Майне январь 1948 г.
Кроме того, в шести восточноевропейских странах-членах были учреждены штабы, которые должны обеспечить быстрое развертывание сил альянса. На саммите в 2016 года была достигнута договоренность о размещении четырех батальонов в Польше, Латвии, Литве и Эстонии полностью батальоны были укомплектованы в июне 2017 года, общая численность военнослужащих превысила 4,5 тыс. На саммите в Брюсселе в июле 2018 года была одобрена инициатива, направленная на повышение боеспособности Сил реагирования "Четыре по 30", предполагающая, что к 2020 году. Силы будут располагать дополнительно 30 батальонами, 30 авиаэскдрильями и 30 военными кораблями, готовыми к развертыванию за 30 дней. В 1994 году прошли первые совместные учения "Помор" в Баренцевом море. В мае 1997 года Россия и НАТО заключили Основополагающий акт, в котором подтвердили, что "не рассматривают друг друга как противников" и создают "механизм для консультаций, координации и совместных действий". До 2014 года наиболее активно РФ и НАТО взаимодействовали в области борьбы с распространением наркотиков, терроризмом и пиратством. В апреле 2014 года из-за событий на Украине НАТО заморозила практическое сотрудничество с нашей страной.
Заседания СРН на уровне постоянных представителей продолжаются, однако они проходят нерегулярно, никаких важных решений на них не принимается. Ранее стороны дважды замораживали отношения: в марте 1999 года по решению РФ после военной операции НАТО против Югославии восстановлены в феврале 2000 года и в августе 2008 года по инициативе блока в связи с негативной оценкой действий России в ходе грузино-югоосетинского конфликта было заморожено военное сотрудничество, возобновлено в декабре 2009 года. Государственным комитетом Российской Федерации по печати. Отдельные публикации могут содержать информацию, не предназначенную для пользователей до 16 лет.
Печальная дата в истории – день появления НАТО
История создания Организация Североатлантического договора (НАТО) — военно-политического союза North Atlantic Treaty Organization, NATO; Organisation du traité de l'Atlantique Nord, OTAN. В этой статье MAXIM собрал 10 интересных и малоизвестных фактов о НАТО. При Совете Россия-НАТО созданы различные рабочие группы и комитеты.
«Почему бы нам туда не вступить?»: как Москва пыталась присоединиться к НАТО
4 АПРЕЛЯ 1949 Г. СОЗДАНО НАТО - | Создана Организация Североатлантического Договора НАТО. |
Создана Организация Североатлантического договора (НАТО) | 4 апреля 1949 года, семьдесят лет тому назад, был создан блок НАТО. |
Войны и разрушение. Исполнилось 73 года с момента создания НАТО - 53 Новости | Страна и мир - 4 апреля 2024 - Новости Москвы - |
Войны и разрушение. Исполнилось 73 года с момента создания НАТО | Еще весной того же года был создан военно-политический блок НАТО, нацеленный против СССР. |
Создана Организация Североатлантического договора (НАТО) | НАТО, не принимая участия в боевых действиях, предоставляет созданной в 2014 году международной коалиции, возглавляемой США, разведывательные самолеты, оснащенные системой AWACS. |