Распад Британской империи был обусловлен множеством факторов, включая возрастающие антиколониальные настроения, экономические трудности после Второй мировой войны и изменения в международных отношениях.
Сообщить об опечатке
- Как Британская империя разрушала мир
- Дмитрий Евстафьев: Американоцентричный мировой порядок уходит - 26.10.2023 Украина.ру
- Был ли неизбежным распад британской империи? Почему?
- Как США разрушили господство Британской империи
- Взлёт и падение Британской империи (с 519 по 2014 год).
В каком году распалась Британская империя?
К тому же окончательно отменить «чрезвычайное положение» в стране британского содружества ввиду очагового сопротивления партизан властям удалось лишь в 1960 году, когда история британской империи завершилась окончательно. Именно признание Великой Британской империей Pax Britannica своего подчинения новоявленному лидеру стало изначальной точкой постепенного завершения первой холодной войны XX века Америки против Англии и начала формирования современного англосаксонского. Всего 30 лет спустя в 1949 году Британская империя разваливалась на части по всей планете, поскольку борьба за колониальную независимость превращалась в борьбу против метрополии.
Почему распалась Британская империя? Объясняю на пальцах
Американское правительство, парламентские институты США, а также американские законодательство, традиции образования и права — все это не новые изобретения переселенцев из Британии, а британское наследие. Без Британской империи не было бы и современной Индии. Скорее всего, она бы вообще не существовала как единое государство. До британских завоеваний Индия представляла собой раздробленную страну с постоянным конфликтами между княжествами. Британская империя объединила территории, наладила инфраструктуру, установила общую экономическую систему. Наследие Британской империи до сих пор ощущается во многих уголках Земли. Английский язык, британская культура и идея свободы распространились по всему миру. Британская империя частично сохранилась в виде Содружества наций. Содружество наций — объединение из 53 стран мира, состоящее почти из всех бывших колоний, доминионов и протекторатов Британской империи. Членство в Содружестве полностью добровольное, каждое государство имеет право в любой момент выйти из него. Это не политическое объединение, и Великобритания не оказывает никакого влияния на внутреннюю и внешнюю политику участников Содружества.
Цели организации — гуманитарные и образовательные миссии, укрепление международного взаимопонимания. При этом в ее состав входят Руанда и Мозамбик, никогда не бывшие британскими колониями. Формально глава Содружества наций — монарх Великобритании. Сейчас этот пост занимает Елизавета II. Фактически она не имеет никаких функций и прав в этом объединении. Содружеством руководит Секретариат со штаб-квартирой в Лондоне. Понравилась статья? Подпишись на рассылку Проверьте Ваш почтовый ящик и подтвердите подписку. Не знала, что Британская Ост-Индская компания имела такое огромное влияния. Да и вообще удивительно, как такая небольшая страна как Великобритания имела столько колоний, для захвата территорий обычно нужно иметь большие человеческие ресурсы, не думаю, что в Англии их столько было, вероятно это наемники из других стран.
Конфликт с государством конечно был неизбежен, и хорошо, что они смогли справиться с этим конфликтом без кровопролития. Ответить Анюта Кстати о самом большом размере. Её ещё прозвали «империя, на которой никогда не заходит солнце», ведь в любой момент времени где-то на её территории было светло. Ответить Владимир Если бы вели чуть другую политику, Британская империя бы сохранилась и была бы сейчас величайшей. Конечно англичане принесли много плохого, но и много хорошего тоже. Особенно это касается построек. В некоторых колониях до сих пор есть остатки былого величия, а сами они после того как обрели независимость, стали жить только хуже и ничего не добились.
Российская империя была третьим по площади из когда-либо существовавших государств после Британской и Монгольской империй. К концу своего существования она простиралась до Северного Ледовитого океана на севере и Чёрного моря на юге, до Балтийского моря на западе и Тихого океана на востоке. Существование империи прекратилось в начале 20-го века, но анимированная карта продолжает отображать изменения в географических контурах уже СССР, затем России вплоть до 2015 года. Взлёт и падение Османской империи Османская империя, чьё становление соотносится с падением Византии, просуществовала с 1299 по 1923 год. Эти 600 лет истории отображаются на карте в течение пяти минут. Уже в 1320 году империя достигла Чёрного моря, воспользовавшись разобщённостью в регионе. В середине 14-го века турки укрепились на европейском берегу Эгейского моря, Дарданелл и Мраморного моря. В 1387 захватили Салоники, проложив себе путь в Македонию. В 1453 году после длительной осады Константинополь пал, превратившись в столицу нового государства — Османской империи. Рост Османской империи продолжился до начала 17-го века.
Следующие десятилетия были ознаменованы массовым освободительным движением в Африке, Азии и Карибском бассейне. Экономические последствия для Британии оказались значительными, поскольку страна потеряла доступ к ресурсам и рынкам своих бывших колоний. На политическом уровне Великобритания столкнулась с необходимостью переосмысления своей роли в мире, что в итоге привело к усилению связей с Европой и Североатлантическим альянсом НАТО. Влияние Британской империи на мировую политику и экономику Британская империя оказала значительное влияние на мировую политику и экономику. В эпоху своего расцвета она стала основополагающей для установления международной торговой системы, приводя к формированию глобального рынка. Британия устанавливала торговые пути, стандартизировала меры и веса, а также продвигала использование своей валюты — фунта стерлингов — как мировой резервной валюты. Политически, она способствовала распространению западных идей демократии, правового государства и индивидуальных свобод, хотя это часто сопровождалось насильственным подавлением местных культур и интересов. Империя также сыграла ключевую роль в развитии международных отношений и дипломатии, устанавливая предшественника современных международных организаций. Наследие Британской империи в современном мире Наследие Британской империи в современном мире ощущается во многих аспектах. От языка до политических систем, империя оставила след в культуре и инфраструктуре бывших колоний.
В течение пяти лет численность ирландского населения сократилась на четверть. Неадекватность мер, предпринятых британским правительством, лишь только усилила ужасы голода. Великобритания полагала, что свободный рынок, предоставленный самому себе, сможет положить конец голоду. Это было первой ошибкой. Затем Великобритания стала полагаться на систему так называемых "работных домов", которые изначально были созданы в 1838 году, чтобы справиться с голодом. Однако, эти мрачные учреждения никогда не предназначались для борьбы с кризисом такого масштаба. В итоге около 2,6 миллионов ирландцев поступали в переполненные работные дома, в которых погибло более 200 000 человек. Изобретение автоматизированного оружия Устройство: пулемет максим В 1881 году американский изобретатель Хайрем Максим Hiram Maxim побывал на парижской технологической выставке. Пока он рассматривал экспонаты, он встретил человека, который сказал ему: "Если вы хотите заработать много денег, придумайте что-то, что позволит европейцам быстрее резать глотки друг другу". Максим решает переехать в Лондон и начинает работать над созданием более эффективной модели пулемета. В 1885 году он демонстрирует британской армии первый в мире автоматический портативный пулемет. Британская армия приняла пулемет Максима в 1889 году. В следующем году Австрия, Германия, Италия и Россия также приобрели пулеметы, и началась гонка вооружений на европейском континенте. Атлантическая работорговля Англичане не были создателями системы работорговли и даже не импортировали большинство рабов оба этих сомнительных достижения принадлежат португальцам. В начале британские торговцы просто поставляли рабов испанским и португальским колониям, но, в конце концов, они начали осуществлять поставки рабов в свои новые английские колонии в Северной Америке. Работорговля в Африке В 1760-е годы Британия была самой крупной европейской страной, занимающейся работорговлей, при этом она перевозила более 50 процентов африканцев из Африки в Америку. Британское участие в работорговле длилось с 1562 года вплоть до его отмены в 1807 году период в 245 лет. Профессор истории Дэвид Ричардсон David Richardson подсчитал, что за это время британские суда транспортировали около 3,4 миллиона рабов в Америку. Несмотря на то, что Великобритания была одной из первых стран, отменивших рабство, они быстро наверстали проблему отсутствия бесплатных рабочих рук путем тотального извлечения из Африки сырья и использование ресурсов страны по максимуму. Опиумные войны Видя, что от торговли с европейскими странами удается мало получить, китайский император Цинь разрешает европейцам торговать только в порту Кантон, и только посредством получивших лицензию китайских купцов. На протяжении многих лет иностранные купцы принимали китайские правила, а в 1839 году британцы, которые представляли доминирующую торговую группу, были готовы показать свою силу.
Закат Британской империи начался 75 лет назад, сейчас закатывается сама Британия
19 веках, максимального расширения достигла к началу 20 века. Британская империя сожмется до размеров территории откуда пошло расширение империи над которой никогда не заходило солнце. Америку ждет длительный упадок, который будет проходить по сценарию распада Британской империи. Главное, что отличало распад Британской империи от аналогичных процессов в других государствах характер последствий для метрополии: они вовсе не были катастрофическими. Впервые на грани распада Британская империя оказалась в 70-80 е гг. XVIII. Самым главным событием Британской империи во время кризиса капитализма стала война с англо-бурской войны 1899-1902 годов.
Читайте также
- Почему распалась Британская империя?
- Британская империя уменьшилась впервые за десятки лет / В мире / Независимая газета
- Когда распалась Британская империя? - Есть ответ на
- Причины распада Британской колониальной империи
- когда распалась британская империя
- Первая мировая война подорвала финансы
В Великобритании предупредили об угрозе распада королевства
Распад Британской колониальной империи | Британская империя, колониальная империя, охватывала наибольшее количество территорий в истории человечества и была во главе с Великобританией. |
... и закат Британской империи | Британская империя рухнула вместе с ее колониальной системой, и попытки возродить ее обречены на провал, пишет Spiked. |
Когда распалась британская империя | ИМПЕРСКИЙ ПУТЬ ВОЗНЕСЕНИЯ И УПАДКА АНГЛИИ В XX-XXI ВЕКАХ». |
Расцвет и падение крупнейших империй в анимированных картах
Распад империи привел к фундаментальному сдвигу в самосознании британских граждан. "Одна из важнейших империй современности распадается на наших глазах, — пишет американский историк Альфред Маккой — однако в СМИ практически не пишут об этом экстраординарном событии". Британская империя (British Empire) – крупнейшая империя в истории человечества, в период между Первой и Второй мировыми войнами занимала до четверти всей земной суши. 19 веках, максимального расширения достигла к началу 20 века. Она распалась в 1997 году. Можно сказать, что Британия была последней империей, которая смогла так долго просуществовать.
История британской империи. Процесс распада британской империи
И поплатился за это — "нашелся какой-то городской сумасшедший Ли Харви Освальд — Ред. Там другого нет", - констатировал Евстафьев. По его мнению, оно не смогло пережить такую фигуру, как Уинстон Черчилль, часть империи была утрачена — но часть сохранена, и это британское "глубинное государство" всегда находить возможность "подвсплыть". В этом регионе Британия получила возможность показать Америке, что без нее в "новом мировом порядке", о котором говорит Байден, без Британии — никак, сказал Евстафьев, напомнив, что этому "новому порядку" противостоит "ось зла" по МакКоннеллу — Ред. И главный компромисс будет для американцев не с Китаем и даже не с нами — хотя косвенно к компромиссу с нами американцев ситуация на Ближнем Востоке подталкивает, но вот насколько они психологически смогут переварить, я вам сказать не могу — главный компромисс сейчас должен быть с британцами", - предположил политолог.
Эти несчастные 3,5 миллиарда долларов страна смогла выплатить лишь в 2006 году. А в 1997 году Британия потеряла свой последний осколок — Гонконг. Надо сказать, что Гонконг юридически никогда не принадлежал Британии: как известно, в 1898 году английские дипломаты вытребовали у Империи Цин территории современного Гонконга, 200 островов, чуть больше тысячи квадратных километров вместе с иными преференциями после Второй опиумной войны. Что делать с этой территорией, британское правительство тогда не знало, поэтому согласилось на договор аренды и разместило там военную базу. В начале XX века они даже хотели вернуть китайцам эти острова обратно — за ненадобностью. Но закончилась Вторая мировая, в ходе которой Гонконг был захвачен Японией и отбит обратно. Додавить не успели, в Китай пришел коммунизм во главе с Мао Цзэдуном. И нежеланный кусок территории вдруг превратился в яркий камень в короне монархического капитализма, который — оцените иронию — все равно предстояло отдать. Британский закат Передача управления должна была стать символом стойкости демократической системы перед авторитарными хозяевами. Церемонию власти готовили больше полугода. Организаторы назвали ее Sunset Ceremony — "церемония заката". За тривиальностью названия скрывался очень изящный способ поддеть Китай: только в одном названии британцы умудрились сравнить себя с солнцем, которое озаряет Поднебесную, а свой уход они сравнили с закатом, в темноту которого погрузится Гонконг с новыми авторитарными и непрогрессивными китайскими лидерами. Церемония делилась на две части: малую, которая прошла в выставочном центре Ван Чай, открытом незадолго до описываемых событий, и на большую, проходившую на площади Золотой Баухинии. Баухиния — это цветок, очертания которого можно увидеть на новом флаге Гонконга. Кстати, конкурс для него длился около двух лет. За месяц до церемонии газета Independent писала , что прощальные празднества, которые запланировала британская сторона, китайское правительство будет бойкотировать. Оставалось чуть больше 20 дней до события, но китайцы так и не уточнили, какого ранга представители в делегации будут сопровождать приехавшего проститься с последней колонией принца Чарльза, премьера Тони Блэра и министра иностранных дел Робина Кука. Все, чего удалось добиться британскому МИДу от китайской стороны, — указания, что представитель от КНР будет "сопоставимого возраста, что и принц Чарльз".
Но появление нового сильного игрока, который способен будет установить некие правила, пугает. Какие это будут правила? Будут ли они индивидуалистские, как в случае с США, или это будет все-таки некий инклюзивный мир, где будут учитываться интересы других игроков. Вот главная проблема. И выбор стоит простой: либо мы опять воспроизведем систему единоличного стандарта, либо все-таки придем к некоему коллективному договору межгосударственному, который будем выполнять. Договору, где не будет единого гаранта. Или двух гарантов, как это было недавно. Еще один важный момент. Наши имперские идеологи считают и правильно считают , что инструментом господства имперского является, конечно, финансовая система. Как британский фунт стерлингов был когда-то главной резервной и торговой валютой всего мира, так и доллар. Но при этом они забывают, что превосходство доллара обеспечивают не его какие-то уникальные качества — он же не привязан к золоту. Он не является стопроцентным эквивалентом некой безусловной ценности. А его преимуществом является социально-политическая система США, которая долгое время была примером для всего мира. Большинству в мире казалось, что американская система выстроена правильно. Что она работает — все интересы учтены, каждый получает соответственно своим трудовым затратам. Что в основе ее конкурентность и справедливость. То есть, наверху только тот, кто доказывает превосходство своего превосходства над остальными. Именно так большинство населения мира воспринимало эту систему. Теперь все наоборот. Мы видим, как эта система рушится даже внутри. А то, что она несправедлива, и то, что она политически ангажирована на международном уровне, это стало очевидно давно.
Британия сто лет назад и сегодня — это две большие разницы. В начале ХХ века Британия была ведущей мировой державой. Через сто лет Индия, «жемчужина её империи», потеснила свою бывшую метрополию с 4 места в мировом ВВП, а этнический индус чуть не стал премьером страны. Иван Шилов ИА REGNUM Елизавета II Лучше всего этот вывод подкрепляет разговор не о сегодняшнем положении Британии в мире об этом необходимо говорить отдельно , а о том, что с ней происходило в период между Первой мировой войной и 70-ми годами ХХ века, потому что именно эти годы были ключевыми в том кризисе БИ, который мы наблюдаем сегодня. Из Первой мировой войны Британия вышла ещё расширяющейся империей. Многие государства этого района, формально не входившие в состав БИ например, государства Аравийского полуострова , на деле являлись полуколониями БИ. Однако уже в 1919 году начался распад БИ. Первым вышел непокорный Афганистан.
Был ли неизбежным распад британской империи? Почему?
С точки зрения торговых интересов увеличение территории было для Англии не только не необходимо, но даже нежелательно. Ей нужно было только держать в своих руках пункты, господствующие над главными путями. Во времена парусных судов эти островки господствовали над морскими путями, соединявшими Европу со всеми американскими портами. Там же, где Англия приобрела действительно крупные владения, то есть в Индии и Канаде, это было сделано главным образом потому, что здесь приходилось бороться за каждый опорный пункт с постоянной соперницей - Францией, так что для укрепления позиций был необходим обширный тыл... На протяжении XIX века из этих торговых станций и портов выросла Британская империя. Однако эти новые территории уже не представляли интереса для британских переселенцев. Сколь прочны и многолюдны были британские колонии, основанные когда-то на слабозаселенных землях, столь же труден был для англичан процесс интериоризации земель, имеющих скольконибудь значительную плотность туземного населения. Так, английское население в Индии не состоящее ни на военной, ни на государственной службе к концу XIX века едва приближалось к 100 тысячам. И это при том, что начиная с 1859 года, после подавления мятежа, британское правительство проводило политику, направленную на привлечение британцев в Индию, а на индийском субконтиненте имелись нагорья, по климату, растительности и относительной редкости местного населения вполне пригодные для колонизации, во всяком случае, в большей степени подходящие для земледельческой колонизации, чем "хлопковые земли " Средней Азии, активно заселявшиеся русскими крестьянам. Английский чиновник Б. Ходгсон, прослуживший в Индии тридцать лет своей жизни, писал, что Индийские Гималаи могут стать "великолепной находкой для голодающих крестьян Ирландии и горных местностей Шотландии ".
Еще более остро вопрос о британской колонизации северных районов Индии. Но вопрос остался на бумаге. Для того, чтобы жить в Гималаях требовалось вступить в прочные отношения с местным населением. Последнее по своему характеру британцам было даже симпатично. Англичане давали самые идиллические характеристики жителям Гималаев. Монахи и аскеты, нашедшие себе убежища в снежной суровости высоких гор, стали основными персонажами европейских описаний Гималаев. В отличии от обычной индийской чувственности, путешественники находили здесь величайшее самообуздание, столь импонировавшие викторианцам. Гималаи в представлениях англичан было местом преимущественно романтическим. Жизнь крестьян описывалась так же преимущественно в идиллических тонах. Обращалось внимание на их необыкновенно чистые и прекрасно возделанные угодья.
Однако британское население, состоявшее главным образом из чиновников лесного ведомства, жило в поселках, приближаться к которым местным жителям было строжайше запрещено, словно поставлен был невидимый барьер. И когда в Гарвале - одной из местностей Гималаев - действительно возникают европейские поселения британцы поступают с этими романтическими горами точно так же, как в это же время с романтическими горами своей родины - горами Шотландии: стремятся вырубить естественные лесные массивы и засадить горные склоны корабельными соснами. Действия британцев могли бы казаться чисто прагматическими, если не учитывать, что тем самым они лишили себя одного из немногочисленных плацдармов для британской колонизации Индии, вступив в затяжной конфликт с местным населением. В результате, британские поселения Гарваля так никогда и не превысили общую численность в тысячу человек. Англичане и абстрагировались от местного населения, и создавали для себя миф о загадочных жителях Гималаев, и воспевали чудесную природу края, и признавали практически только хозяйственное ее использование. Их восприятие как бы раздваивалось. В результате, осознавая и возможность, и желательность крестьянской колонизации района Гарваля, британцы не решались к ней приступить. Между британцами и местным населением словно бы всегда стоял невидимый барьер, преодолеть который они не могли. Так, еще во времена колонизации Америки "угроза, исходящая от индейца приняла для пуританина природнототальный характер и в образе врага слитыми воедино оказались индеецдикарь и породившая его дикая стихия природы... Пуританский образ индейцаврага наложил свой отпечаток на восприятие переселенцами пространства: оно для них активно, это пространство "западня ", полное подвижных и неожиданных препятствий ".
Британцы создавали себе в своих владениях узкий мирок, в который не допускались никакие туземцы и который должен был бы воспроизводить английское общество в миниатюре. Однако психологическую неадекватность этого ощущения обнаруживает тот факт, что, прожив несколько лет в таких колониях, англичане, от колониальных чиновников до последних бродяг, чувствовали, попадая назад в Англию, еще больший дискомфорт. Те, кто волей судьбы оказывался перед необходимостью более или менее близко соприкасаться с неевропейцами чего англичане избегали приобретали себе комплекс "аристократов " и тем по существу обращались в маргиналов в английском обществе. Ничего подобного не знает история никакого другого европейского народа. Любая новая территория, где селится англичанин, в его восприятии - "чистая доска ", на которой он творит свой собственный мир по своему вкусу. Это в равной степени относится и к колонизации Америки, и к созданию ИндоБританской империи. Так, "пуритане, несмотря на свои миссионерские претензии рассматривали Америку как свою собственную страну, а ее коренных жителей, как препятствие на пути своего предопределения как американцев. Будучи пионерами, осваивавшими богатую неразвитую страну, первые американцы верили в свою способность построить общество, отвечающее их желаниям ". Аналогичным образом и "индийская tabula rasa представлялась во всех отношениях в высшей степени подходящей, чтобы устроить там общество на свой собственный манер ". Внешне это восприятие может напоминать "дикое поле " русских, но имеется одно очень существенное различие.
Русские осваивают "дикое поле ", вбирают его в себя, не стремясь ни ограничить его, ни устранить встречающиеся на нем препятствия. Русские как бы игнорируют конфликтогенные факторы, связанные с новой территорией, и не прилагают никаких усилий, чтобы устранить их возможное деструктивное действие. Эти конфликтогенные факторы изначально рассматриваются не как внешние трудности, а как внутренние, от которых не уйдешь, но которые не подлежат планомерному устранению, а могут быть сняты только в более широком контексте деятельности народа. Англичане же, если они не могли избежать самого столкновения с тем, что порождает конфликтность - а сам факт существования туземного населения уже является для англичан конфликтогенным, ведь туземное население так или иначе препятствует реализации собственно английских представлений - то они стремились поставить между собой и местным населением барьер. К чему приводило наличие психологического барьера между англичанами и коренным населением колоний? Эдвард Спайсер в книге "Циклы завоевания " описывает как из "политики изоляции " постепенно развивалась концепция резерваций, воплотившаяся в отношениях с индейцами Северной Америки. Изначально эта концепция выразилась в том, что с рядом индейских племен были подписаны договоры как бы о территориальном разграничении. Но существенным в этих договорах для англичан было не определение территориальных границ напротив, они изначально игнорировали эти границы , а то, что в результате самого акта подписания договора индейское племя превращалось для англичан в некоего юридического субъекта, через что отношения с ним вводились в строго определенные и ограниченные рамки. Очевидная бессмысленность наделения индейцев статусом юридического лица при том, что никакие права дефакто за ними не признавались, параллельно навязчивым желанием англоамериканцев придерживаться даже в случаях откровенного насилия определенных ритуалов свойственных международным отношениям, указывают на то, что внешний статус индейцев имел в глазах колонистов самостоятельную ценность. Он давал возможность экстериоризировать туземный фактор, отделить его от себя и тем самым получить возможность абстрагироваться от него.
Такие сложные психологические комплексы, казалось бы, должны были остановить колонизация. А между тем англичане создали империю значительно более прочную, чем, например, испанцы, хотя последние прикладывали к созданию империи больше сознательных усилий. Значит ли это, что разгадка - в коммерческих способностях англичан? И действительно, значительная доля справедливости есть в словах, что Британская империя являлась "коммерческой комбинацией, деловым синдикатом ". Но этого объяснения недостаточно, ибо как психологически могли сочетаться эта гипертрофированная самозамкнутость англичан гигантский размах их торговых операций, заставлявший проникать их в самые удаленные части земли и чувствовать там себя полными хозяевами? Кроме того, торговые выгоды получали главным образом жители метрополии, а они, казалось, видели в империи только лишний балласт. Томас Маколей сетовал на то, что англичане вовсе не интересуются Индией и "предмет этот для большинства читателей кажется не только скучным, но и положительно неприятным ". Пик английской завоевательной политики на Востоке по времени первая половина XIX века совпал с пиком антиимперских настроений в Англии, так что кажется, словно жизнь на Британских островах текла сама по себе, а на Востоке, где основным принципом британской политики уже стала "оборона Индии " - сама по себе. Англичане уже словно бы свыклись с мыслью о неизбежности потери колоний и даже желательности их отпадения, как то проповедовали экономисты Манчестерской школы. Однако с выводами спешить не надо, эта апатия имела и оборотную сторону.
Узнав о коварстве и жестокостях полководца У. Хастингса, английское общественное мнение поначалу возмутилось, однако гнев прошел быстро, и Хастингс был оправдан парламентским судом. Осуждать его англичане не хотели. Я повторяю, это не лицемерие; если бы противоположность идей и чувств осознавалась бы - игра была бы проиграна; залог успеха - бессознательность. В этом смысле показательно высказывание Дж. Фраунда о том, что Британская империя будет существовать даже несмотря на "глупость ее правителей и безразличие ее детей ". Здесь мы имеем дело с выражением противоречивости внутренних установок англичан. Англичане осваивали весь земной шар, но при этом стремились абстрагироваться от всего, что в нем было неанглийского. Поскольку такой образ действия практически невыполним, колонизация волейневолей связана с установлением определенных отношений и связей с внешним неанглийским миром, то выход состоял в том, чтобы не замечать само наличие этих связей. Для англичан Британских островов это означало не замечать наличие собственной империи.
Действовать в ней, жить в ней, но не видеть ее. Так продолжалось до середины XIX века, когда не видеть империю далее было уже невозможно. Модели народной колонизации в принципе внеидеолоичны. Они связаны с восприятием народом осваиваемого им пространства и отражают психологически комфортный образ действия, свойственный той или иной культуре. Это - модели действия человека в мире, адаптации, в том числе и психологической, человека к миру и адаптирования им внешней среды применительно к своему образу восприятия этой среды. Они могут обретать соответствующее ценностное обоснование постфактум, а могут и вообще без него обходиться. Сложная и многоэтапная "драма ", связанная с освоением новой территории, является реализацией внутрикультурного конфликта и обеспечивает для этноса максимально возможную психологическую комфортность в процессе достижения определенной цели. Однако в культуре народа должны быть представления, которые обосновывали бы силу экспансии. Англичане могли как бы не замечать империю, но очевидно, что была некая мощная сила, которая толкала их к ее созданию и сохранению. При наличии всех психологических трудностей, которые несла с собой британская колонизация, абсолютно невозможно представить себе, чтобы она имела лишь утилитарные основания.
А если так, то мнение о внерелигиозном характере Британской империи ошибочно и вызвано тем, что до XIX века миссионерское движение не было значимым фактором британской имперской экспансии. Приходится только удивляться тому, что все исследователи, за очень редким исключением, отказывали ей в какомлибо идеологическом основании. Но так ли это? Если миссия была неимоверно затруднена психологически, то это не значит, что ее не хотели. Не мочь не означает не хотеть. И если стимулом к созданию империи было мощной религиозное основание, то ни из чего не следует, что внешне это будет проявляться таким уж прямолинейным образом. Имперские доминанты получали в сознании англичан достаточно причудливое выражение. Следует ожидать, что и их религиозные основания имеют сложную форму. Очень многие смотрели на Британскую империю как на "торговый синдикат ", но в ее истории не было ни одного периода, по отношению к которому это определение было бы справедливо. Можно лишь сказать, что Британская империя, корме всего прочего была и "торговым синдикатом ".
Более корректно было бы говорить о "прирожденном альянсе между религией и торговлей в конце XVI - начале XVII веков, который оказал глубокое влияние на то, что в один прекрасный день было названо Британской империей. Между религией и торговлей существовала тесная связь. Торговцы и моряки верили, что они являются орудием Проведения. Благочестивые замечания, встречающиеся в вахтенных журналах, удивляют современного читателя как нечто, совершенно не относящееся к делу... Но в XVII веке эти комментарии были выражением настроения эпохи ". Так например, при основании в 1600 году ОстИндийской компании отбором капелланов для нее занимался сам ее глава Томас Смит, известный как человек примерного благочестия. Он обращался в Оксфорд и Кембридж для того, чтобы получить рекомендации. Кандидаты должны были прочитать испытательную проповедь на заданные слова из Евангелия служащим компании. Эти деловые люди были знатоками проповедей, они обсуждали их со знанием дела не хуже, чем профессиональные доктора богословия. При отборе капелланов имелась ввиду и цель миссии.
Необходимость обращения язычников в протестантизм была постоянной темой английских дискуссий о колонизации. Однако, несмотря на значительный интерес общества к вопросам проповеди, в реальности английская миссия была крайне слабой. Попытаемся понять причину этого, обратившись к истории формирования концепции Британской империи. Важно отметить, что для того, чтобы понять ценностное основание той или иной империи, мы должны обращаться к ее зарождению, к той ценностной доминанте, которая дала ей импульс. На это можно было бы возразить, что этот первоначальный импульс мог восприниматься рядом последующих государственных деятелей как анахронизм. Но новые веяния зачастую грозили фатальным образом разрушить логику имперского строительства. И эта логика сохранялась порой уже не в силу личных ценностных ориентаций конкретных государственных деятелей, а благодаря их "шестому чувству " - ощущению целостности и последовательности имперского строительства. Что же касается английского понимания слова "империя ", как оно сложилось в начале XVI века, то здесь нас ждут большие неожиданности. Это концепции "страны ", "сообщества ", "империи " и "нации ". Изменение значений слов происходило главным образом в XVI веке.
Эти четыре слова стали пониматься как синонимы, приобретя смысл, который, с небольшими изменениями, они сохранили и в последствии и который совершенно отличался от принятого в предшествующую пору. Они стали означать "суверенный народ Англии ". Соответственно изменилось и значение слова "народ ". Слово "страна " country , первоначальным значением которого было "county " - административная единица, стало синонимом слова "nation " и уже в первой трети XVI века приобрело связь с понятием "patrie ". В словаре Томаса Элиота 1538 год слово "patrie " было переведено как "a countaye ". Слово "commonwealth " в значении "сообщество " стало использоваться в качестве взаимозаменяемого с терминами "country " и "nation ". С понятием нация начинает тесно связываться и понятия "империя ". В средневековой политической мысли "империя " была тесно связана с королевским достоинством. Понятие "империя " лежала в основе понятия "император ". Император обладал суверенной властью внутри его королевства во всех светских делах.
Это значение было радикальным образом изменено в Акте 1533 года, в котором понятие "империя " было распространено и на духовные вопросы и использовано в значении "политическое единство ", "самоуправляющееся государство, свободное от каких бы то ни было чужеземных властителей ", "суверенное национальное государство ". При этом бытие Англии в качестве "нации " было непосредственным образом связано с понятием "представительского управления ". Представительство английского народа, являющегося "нацией " символическим образом возвышало его положение в качестве элиты, которая имела право и была призвана стать новой аристократией. Здесь для нас чрезвычайно важно сделать следующие замечания. При этом, поскольку понятия "нация ", "сообщество ", "империя " являются в этот период фактически синонимичными, но "представительское управление " как "способ действия " следует рассматривать как присущий им всем. В этот же ряд понятий следует ввести и "англиканскую церковь ". Ей так же присущ атрибут "представительское управление " - что выразилось в специфике миссионерской практики англичан. Причем данный способ действия в сознании англичан приводит к возвышению над всем окружающим миром и логически перерастает в атрибут "образа мы ". На раннем этапе он трактовался как религиозное превосходство, затем как одновременно превосходство имперское "лучшая в мире система управления народами " и национальное. Затем он стал пониматься как превосходство социальное.
Но каждый из этих случаев более сложен, чем это кажется на первый взгляд. Так и знаменитый британский национализм, поражавший всю Европу, в действительности далеко отстоял от того, что обычно понимают под этим понятием, которое было очень сложным психологическим комплексом. В XVI веке тесно закрепляется связь протестантской веры с Англией, и как с суверенным политическим союзом, и как с империей. В "Законах церковной политики " Ричарда Хюкера читаем: "Каждый, кто является членом общества commonwealth , является членом англиканской церкви ". В 1559 году будущий епископ Лондонский Джин Эйомер провозгласил, что Бог - англичанин и призвал своих соотечественников семь раз в день благодарить Его, что они родились англичанами, а не итальянцами, французами или немцами. Джон Фокс писал в "Книге мучеников ", что быть англичанином означает быть истинным христианином: английский народ избранный, выделенный среди других народов, предпочитаемый Богом. Сила и слава Англии необходима для Царствия Божия. Триумф Протестантизма был национальным триумфом. Идентификация Реформации с "английскостью " вела к провозглашению Рима национальным врагом и исключением католиков из английской нации. Епископ Латимер первым заговорил о "Боге Англии ", а архиепископ Краимер связал вопросы вероучения с проблемой национальной независимости Англии и ее национальных интересов.
Итак, национализм того времени определялся не в этнических категориях. Он определялся в терминах религиознополитических. Он был связан с идеями самоуправления и протестантизма. Эти два последних понятия также были непосредственным образом связаны с понятием "империя ", то есть самоуправления в религиозных вопросах. Таким образом мы видим, что британская империя имела религиозную подоплеку, сравнимую по своей интенсивности с Российской империей. Действительно, та центральная идея, лежащая в основании любой империи всегда имеет религиозное происхождение, и, каким бы образом она ни проявлялся внешне, она может быть выражен словами пророка Исайи: "С нами Бог, разумейте, народы, и покоряйтесь, потому что с нами Бог " Исайя, 7, 1819. Другое дело, что иногда с течением времени это основание забывается, а те следствия, которые из него вытекают воспринимаются как самостоятельные феномены. Необходимо понять, в какие комплексы могут вылиться изначальные религиозноценностные основания, распознать их в исторической действительности иного времени и понять, какое влияние данные комплексы оказывают на действие народа в последующие эпохи. После того, что мы сказали о религиозных комплексах англичан, легко понять, почему проповедь протестантизма в его английском варианте была затруднена. Ведь английский протестантизм был тесно переплетен с понятием "нация ", "национальная церковь ".
Британская империя несла с собой идею самоуправляющейся нации. Именно поэтому, очевидно, английские купцы, националисты и меркантилисты, проявляли значительную осведомленность в вопросах теологии. Однако только в XIX веке появились идеи, позволяющие распространять понятие национальной церкви на другие народы. Был провозглашен отказ от "эклесиоцентризма ", то есть от установления по всему миру "институциональных церквей западного типа ". Венн и Р. Андерсон разработали концепцию самоуправляющейся церкви. Идея состояла в необходимости отдельной автономной структуры для каждой туземной церковной организации. Одна из основных целей миссионерской активности должна быть определена в терминах "взращиваемой церкви ". Однако эта стратегия подразумевала по сути "выращивание " скорее нации, чем церкви, что создавало, в свою очередь, новые проблемы. Последнее обстоятельство должно было вызвать определенный перенос понятий и акцентов.
Действительно, именно в это время в сознании англичан все более отчетливо проявляется представление, что они всюду несут с собой идею свободного управления и представительских органов ", что в целом коррелировало с концепцией самоуправляющейся церкви. Однако в это время наблюдается рост расистских установок, чего почти не было раньше. Так слово "ниггер " стало употребляться в отношении индийцев только с 40-х годов XIX века. Английский историк, утверждая, что англичане в Индии не "индизировались ", уточняет, " в отличии от первых завоевателей ". Действительно, стремление передать свои ценности другим народам подразумевало психологический контакт с ними. Но тут же давал ощущать себя психологический барьер. А вслед за ним возникало ощущение, что "вестернизация - опасное занятие. Возможно, неевропейцы вовсе не были потенциальными английскими джентльменами, которые лишь подзадержались в своем развитии, а расой чуждой по самому своему существу ". Целью действия ценностной доминантой было провозглашено то, что до сих пор было условием действия, атрибутом человека, без чего человек просто не был полноценным человеком. Перенесение данной парадигмы в разряд целей вело к ее размыванию и угрожало самой парадигме империи в сознании англичан.
Признание новых целей не могло произойти безболезненно, оно требовало изменения "образа мы ". Поэтому, данная цель одновременно и декларировалась, и отвергалась в качестве цели практической. Джон Морли, статссекретарь по делам Индии, заявил в 1908 году: "Если бы мое существование в качестве официального лица и даже телесно было продолжено судьбою в 20 раз более того, что в действительности возможно, то и в конце столь долгого своего поприща я стал бы утверждать, что парламентская система Индии совсем не та цель, которую я имею в виду ". Выходом из психологического тупика оказывается формирование идеологии Нового Империализма, основанием которой стала идея нации. В ней атрибут "представительского самоуправления " относится только к англичанам, которые и признавались людьми по преимуществу до сих пор такой прямолинейности не было. Британский национализм в качестве идеологии развился как реакция на извечные психологические комплексы англичан в качестве колонизаторов. Создание Великой Британской империи в Азии стало восприниматься как романтический подвиг мужества, а не как деловое предприятие. В своем выступлении в Кристальном дворце 24 июня 1872 года Бенжамин Дизраэли сказал: "Англичане гордятся своей огромной страной и желают достигнуть еще большего ее увеличения; англичане принадлежат к имперской стране и желают создать империю ". Дизраэли сказал то, что было уже и до него, он просто констатировал факт. Рефлексией же середины XIX века по поводу этого, очевидно имевшего места факта, являются работы Ч.
Дилька, Дж. Фраунда, Дж. Сили, в которых излагается история Британской империи и описывается ее география таким образом, что оказывается - слово сказано. Создается нечто среднее между историей империи и легендой об империи. С этого момента империя была осознана как целостность и данность. Именно в это время на Британских островах "империализм становится окончательно философией истории " и для кого-то превращается в настоящий культ. Параллельно с этим процессом шел другой, который начался не на Британских островах, а с Британской Индии. Там возникла идеология "бремени белого человека ", сыгравшая важнейшую роль в модификации английской этнической картины мира. В Индии развивался своего рода культ "воинственной энергии, суровой и по отношению к себе, и по отношению к другим, ищущей красоту в храбрости справедливость лишь в силе ". Для создателей Британской Индии империя была средством нравственного самовоспитания.
Этот тип человека воспевался и романтизировался в имперской литературе. Индия виделась "раем для мужественных людей ", стоически переносящих все трудности и опасности. С идеологией "бремени белого человека " была связана, с одной стороны, доктрина о цивилизаторской миссии англичан, их призвании насаждать по всему миру искусство свободного управления и в этом своем срезе данная идеология приближается к имперской целиценности , а с другой - верой в генетическое превосходство британской расы, что вело к примитивному национализму. Причем эти две составляющие были порой так тесно переплетены, что между ними не было как бы никакой грани, они плавно переливались одна в другую. Их противоположность скорее была понятна в теории, чем видна на практике. Воплощением слитых воедино противоречий явилась фигура Сесиля Родса, деятеля уже Африканской империи и друга Р. Для него смысл Британской империи состоял в том благодеянии, которое она оказывает человечеству, обращая народы к цивилизации, однако непоколебимо было и его убеждение, что англичане должны извлечь из этого обстоятельства всю возможную пользу для себя. Родсу принадлежит знаменитая фраза: "Чистая филантропия - очень хороша, но филантропия плюс пять процентов годовых еще лучше ". Философские взгляды С. Родса так описываются в одной из его биографий: если существует Бог, то в истории должны быть Божественные цели.
Ими является, вероятнее всего, эволюция человека в сторону создания более совершенного типа людей. Поскольку, Родс считал, что порода людей, имеющая наилучшие шансы в эволюции, - это англосаксонская раса, то делал заключение, что для служения Божественной цели следует стремиться к утверждению господства англосаксонской расы.
Он хотел лишь побыстрее завершить командировку и вернуться к привычной жизни. Согласно другой версии , передвигая дедлайн, вице-король хотел подстегнуть обе стороны и ускорить переговоры, которые постоянно срывались и вставали на паузу из-за любой мелочи. Какое бы из этих объяснений ни соответствовало истине, именно это решение отчасти привело к последующей катастрофе. Рэдклифф, которого поджимали установленные Маунтбеттеном сроки, определяя границы Индии и Пакистана, не посещал деревни и поселки, не видел лично реки, леса и другие природные объекты, которые на его картах входили в пограничную зону. У британского юриста не было надежной информации о способах сообщения и взаимодействия между индустриальными центрами и сельскохозяйственными окраинами. Одним из последствий неосведомленности Рэдклиффа стало решение отделить мусульманское население Бенгалии от Калькутты, вокруг которой формировалась экономическая и социальная жизнь региона. Такое распределение, по словам писателя и исследователя Панкаджа Мишры, на десятилетия вперед предопределило отсталое положение Восточного Пакистана, позже отделившегося в качестве Бангладеш. Какая деревня попадет в какую страну?
Какая семья окажется по одну сторону новых границ, а какая — по другую? Сложность обстановки в провинции усугублялась тем, что значительная часть ее жителей исповедовала сикхизм — индийскую религию, которая сочетала в себе черты ислама и индуизма. Не имея возможности однозначно отнести сикхов к мусульманам или индуистам, британские власти часто распределяли население между двумя будущими странами произвольно. Может показаться странным, что никто из индийских лидеров, с которыми консультировался Маунтбеттен, не предупредил его о вероятных последствиях столь хаотичной подготовки к разделению. Панкадж Мишра объясняет это тем, что, в отличие от британцев, прежде всего заинтересованных в том, чтобы покинуть колонию, их преемники стремились к тому, чтобы гарантировать себе власть. Лидеры с обеих сторон увидели самый надежный способ добиться этого в форсировании разделения, независимо от рисков для населения. И всё же именно британцы сигнализировали о начале кошмара для независимых Индии и Пакистана, утвердив новые границы. Составивший их Рэдклифф никогда больше не возвращался на субконтинент. Когда его незадолго до смерти в 1977 году спросили о несостоявшемся визите, он ответил журналисту: «Подозреваю, что обе стороны немедленно застрелили бы меня». Уже через два дня субконтинент погрузился в массовые беспорядки, которые переросли в неконтролируемое насилие.
За следующие несколько месяцев около 12 миллионов человек подверглись принудительному переселению. Количество погибших жителей бывшей колонии составило около миллиона. Одной из косвенных причин насилия стало то, что Маунтбеттен, несмотря на крайне напряженную обстановку в Индии, до последнего не раскрывал новые границы. Многие узнавали, на территории какого из новых государств будут жить, уже после официального дня объявления независимости 15 августа. Из-за этого люди не успевали подготовиться и не имели возможности переехать заранее. Религиозная принадлежность внезапно предопределяла их статус чужаков в городах и поселениях, где часто мирно существовали многие поколения их семей. На момент своего образования ни одно из государств не имело представления о том, где проходят его границы. Рассуждая о причинах, побудивших Маунтбеттена хранить абсурдную скрытность, историк Стэнли Уолперт заключает , что вице-король не хотел отвлекать внимание или ставить под угрозу срыва процедуру передачи власти от метрополии. Еще одним фактором, предопределившим масштабы насилия, стало недовольство почти всех объектов разделения тем, как формировались границы. Лидеры Конгресса настаивали на том, что многие деревни и населенные пункты, которые британцы отнесли к Пакистану, на самом деле должны были стать частью Индии.
Глава Мусульманской лиги Мухаммад Али Джинна назвал территорию, которую власти выделили под Пакистан «искалеченной, расчлененной и изъеденной молью». Основная причина его недовольства заключалась в том, что в состав мусульманского государства вошли восточная и западная оконечности бывшей колонии, не граничившие между собой и разделенные тысячами километров индийской территории. Пока Маунтбеттен смотрел фильм Боба Хоупа, а его подчиненные из британской администрации спешно проталкивались через толпы, чтобы добраться до железнодорожных станций, на улицах Индии и Пакистана уже начались беспорядки с множеством жертв. Сотрудники вокзалов из шлангов поливали платформы, чтобы смыть кровь. Мусульмане караулили индуистов, когда те собирались погрузиться на поезда, и нападали на них. По другую сторону границы индуисты делали то же самое с мусульманами. Покидая Лахор, который теперь относился к Пакистану, британцы видели, что вся провинция Пенджаб, где располагался город, охвачена пламенем. Сударшана и ее родные прятались на крыше дома в своем родном городе Шекхупура, где в августе 1947 года мусульмане нападали на «иноверцев». Через щели в досках девочка видела, как погромщики убили ее дядю и его семью, включая годовалую дочь. Сударшана несколько дней ничего не ела.
Вместе с родными она перебегала с места на место по мере того, как нападавшие обыскивали одно здание за другим. Когда их наконец нашли, они и еще около 300 человек прятались на чердаке. Их вывели на детскую площадку, заваленную трупами людей, многих из которых Сударшана знала. Избежать смерти ей и ее семье удалось лишь по счастливому стечению обстоятельств: в тот момент, когда их собирались казнить, влиятельный активист-сикх Тара Сингх проехал по городу с мегафоном и призвал остановить бессмысленное насилие. Большинство подчинилось. История Кумари далеко не уникальна — в таких же условиях в конце лета и осенью 1947-го пришлось спасаться миллионам жителей разделенного Пенджаба и других регионов. Меня ударили по голове — с тех пор остался шрам. Моих родителей, бабушку, четверых братьев и сестер убили. Из всей семьи выжила только я». По словам Зубейри, до разделения у нее было счастливое детство в районе Карол-Багх в Дели, несмотря на то, что основное население в округе составляли индуисты.
Но ситуация резко изменилась после предоставления независимости и внедрения новых границ. Против мусульман выступили даже соседи-сикхи, которые сначала обещали укрыть семью Зубейри, а потом сами же организовали нападение. Одним из феноменов того периода в истории Индии и Пакистана стали «кровавые поезда» , названные так потому, что когда они прибывали на станцию, из-под дверей вагонов часто текла кровь. Погромщики с обеих сторон вламывались к пассажирам, отбирали деньги и ценности. Даже если испуганные люди не оказывали сопротивления, их всё равно часто убивали. Кондукторы вступали в сговор с погромщиками и заранее отмечали для них двери вагонов и купе, пассажиры которых везли с собой крупные суммы или дорогие вещи. Таких оказывалось много — беженцы старались забрать с собой всё, что могли, когда им приходилось в спешке и панике покидать родные места. Его родители решились бежать, потому что дядя Хашима, мусульманский полицейский, убил пытавшегося ворваться к нему домой погромщика-индуиста. Происходившее тогда не имело никакого отношения к идеологии». Мы не могли выбраться оттуда около недели.
Из еды осталась только бамия [съедобное растение], которой мать кормила нас насильно. Отец караулил задний вход со всем оружием, которое удалось собрать, а мать — передний. Позже мы отправились в Пакистан. Помню, как садилась на поезд в толпе. С нами ехали взрослый британец и его сын. Они молчали всю дорогу. Когда я выросла, мама рассказала мне, что жену и дочь этого человека изнасиловали и убили у него на глазах». Историк и писатель Уильям Далримпл назвал то, что происходило в Индии и Пакистане на протяжении трех месяцев во второй половине 1947 года, «обоюдным геноцидом, неожиданным и беспрецедентным». Другая исследовательница, американка пакистанского происхождения Айеша Джалал писала о разделении: «Люди установили запреты на насилие и погромы, чтобы провести границу между собой и хищными животными. Однако ни один из этих запретов не соблюдался на заре независимости Индии, когда на улицах творилась убийственная оргия».
Восстановить относительный порядок удалось лишь осенью 1947-го: массовая миграция завершилась, большинство регионов новых стран теперь населяли люди «нужной» религии. Те же, кто остался в «чужом» государстве, подвергались гонениям и часто сталкивались с отношением к себе как к людям второго сорта. В некоторых регионах этнические чистки приобрели абсолютные масштабы — например, в Восточном Пенджабе не осталось ни одного мусульманина, а в Западном Пенджабе убили или изгнали всех индуистов и сикхов. Многие противоречия между Индией и Пакистаном так и остались неразрешенными — например, судьба пограничного княжества Кашмир. Его махараджа Хари Сингх исповедовал индуизм, но из неприязни к лидерам Индийского национального конгресса сначала попытался объявить территорию, которой правил, независимым государством.
К середине XII века она распалась на полтора десятка княжеств вплоть до монгольского нашествия. Расширение владений Московии продолжилось и в середине 1600-х годов достигло Тихого океана. После победы в нескольких войнах в течение следующих двух столетий Россия стала одной из ведущих держав Европы. Российская империя была третьим по площади из когда-либо существовавших государств после Британской и Монгольской империй.
К концу своего существования она простиралась до Северного Ледовитого океана на севере и Чёрного моря на юге, до Балтийского моря на западе и Тихого океана на востоке. Существование империи прекратилось в начале 20-го века, но анимированная карта продолжает отображать изменения в географических контурах уже СССР, затем России вплоть до 2015 года. Взлёт и падение Османской империи Османская империя, чьё становление соотносится с падением Византии, просуществовала с 1299 по 1923 год. Эти 600 лет истории отображаются на карте в течение пяти минут. Уже в 1320 году империя достигла Чёрного моря, воспользовавшись разобщённостью в регионе. В середине 14-го века турки укрепились на европейском берегу Эгейского моря, Дарданелл и Мраморного моря.
Отвечая на вопрос, чем могут помочь в умиротворении различных конфликтов международные структуры безопасности и нуждаются ли они в реформировании, Евстафьев поведал, что его "не любили в некоторых кругах" за критику этих самых структур. Когда рассказывали, что войска ООН обеспечивала долгий мир после Второй мировой войны, то ставил вопрос: а корейский кризис? А если посмотреть, чем ООН занималась на Ближнем Востоке, эта история становится мутной настолько, что дна не разглядеть", - отметил эксперт. И потому израильтяне в своих " наездах " на ООН во многом правы.
По его словам, прежний американоцентричный мировой порядок уходит.
Как и когда пала британская империя
Распад Британской колониальной империи явился одной из важнейших причин европейской переориентации Англии. Распад Британской империи растянулся на десятилетия и происходил скорее в форме "размывания", чем "взрыва" или "обвала". Консерваторы были вынуждены признать факт распада Британской империи. К 1961 году колонизация Британской Империи была завершена. Но, несмотря на все свои великие достижения, Британская империя стала прародителем некоторых самых страшных бедствий, обрушившихся на человечество.
Смотрите также
- Смотрите также
- Почему распалась британская империя. Процесс распада британской империи
- Расцвет и падение крупнейших империй в анимированных картах
- Основные колонии Британской империи: их значение и вклад
- Вильгельм Завоеватель
- Последний актив
История британской империи. Процесс распада британской империи
Впрочем, мизерный успех в Малайе обессмыслили события на индийском субконтиненте. Английское господство давно тяготило английские народы и элиту. Однако последней каплей явилась халатность военных властей империи, спровоцировавших в 1943 г. Опасаясь японского вторжения из Бирмы, британские военные организовали пояс безопасности с выжженной землей, отгородившей Индию от агрессора. Но когда вражеского наступления не последовало, власти не удосужились вернуть в Бенгалию вывезенные запасы риса и погубили миллионы, окончательно дестабилизировав обстановку в колонии.
Индия не забыла инцидента и хотя основные элитарные группировки, объединенные вокруг ИНК Индийского Национального конгресса и МЛ Мусульманской Лиги согласились потерпеть англичан до победы над фашизмом, вопрос независимости остался на повестке дня. Лишь только подошел к концу победный 1945 г. Колониальная власть на местах оказалась парализованной. Обуздать море недовольства англичанам оказалось нечем.
Силы империи, на две трети состоящие из индийцев, рассредоточились ради помощи голландским и французским колонизаторам. Тренировка гуркхов непальцы в войсках Великобритании в малайских джунглях. Пока буржуазные элиты торговались относительно форм независимости и полномочий, произошел мятеж в колониальной армии. Восстание англичане подавили, но не так быстро и убедительно, как обычно, ибо слишком долго искали подходящие войска.
Осознав, что при рецидиве ситуация может выйти из-под контроля, правительство К. Эттли 15 марта 1946 г.
Безрезультатными были и попытки оказать военную помощь Франции в Индокитае. Однако еще раньше здорово полыхнуло у самих англичан — в важнейшей индийской колонии, которая на протяжении столетий считалась ее заокеанской визитной карточкой. Собственно, освободительное движение на Индостане началось еще 20-е годы. Но политика кнута и пряника позволяла держать колонию на коротком поводке.
После войны началось столь мощное революционное движение, в котором принимали участие и индусы, и мусульмане, что британская армия оказалась бессильной. В конце концов, Лондон дал согласие на предоставление суверенитета. Несмотря на титанические усилия духовного лидера нации Махатмы Ганди, колония распалась на два государства — индуистскую Индию, мусульманский Пакистан. Раздел произошел 15 августа 1947 года. Сила вражды между Индией и Пакистаном изначально достигала такого уровня, что они имеют две разных временных шкалы, отличающиеся на 30 минут. В этот период вполне мирно отошли от митрополии несколько колоний — Цейлон, впоследствии названный Шри-Ланкой, Бангладеш, Бирма, ставшая Мьянмой.
А вот в Малайе нынешние Малайзия и Сингапур британцы бились ожесточенно ради сохранения своего владычества. Потому что эта колония обеспечивала Лондону осуществление контроля над судоходством и торговыми коммуникациями между Индийским и Тихим океанами. В 1946 году Великобритания дала согласие на создание Малайской федерации, которая, по сути, суверенитетом не обладала, поскольку всецело зависела от решений британской администрации. В стране немедленно было введено военное положение, и до 1957 года продолжалась, то затухая, то вспыхивая вновь, партизанская война. В общей сложности она унесла более 7 тыс. Слабость малайского партизанского движения состояла в том, что в отряды вступали в основном китайцы, которых в стране было меньшинство и которые относились к беднейшим слоям населения.
Колониальная администрация успешно разыгрывала эту карту, всячески заигрывая с малайским большинством вплоть до предоставления ему существенных экономических преференций. Тем не менее, британцы дрогнули и в 1957 году предоставили Малайе полную независимость. А вскоре страна разделилась по национальному критерию на Малайзию и Сингапур. Гонконг был последней территорией в регионе, который вышел из-под британского контроля. В 1997 году он перешел под управление КНР и был переименован в Сянган. Как это было в Африке В Африке Великобритания столкнулась с более ожесточенной борьбой за независимость.
Самые жаркие бои проходили в Кении, где с 1946 года освободительное движение возглавил Союз африканцев Кении. Союз выдвинул следующие требования: передача политической власти африканцам, гарантия прав всех расовых меньшинств и ликвидация расовой дискриминации, удовлетворение потребности африканцев в земле, свободная деятельность профсоюзов, немедленное проведение выборов.
Поделиться: Граждане империи очень гордились тем, что солнце в их стране никогда не заходит. Так появилось Соединённое Королевство Великобритании и Ирландии. Именно из-за них в начале 1980-х разгорелся англо-аргентинский конфликт.
В этот период Англия получила крупные земли в Африке, подчинила себе Индию, а также получила контроль на рядом формально независимых государств Китай, Аргентина…. Она окончательно закрепилась на Кипре, получила германские колонии в Африке и Тихом океане. Несмотря на то, что в общем после I Мировой войны империя продолжала своё экономическое развитие, появились первые признаки кризиса империи. Во-вторых, империя стала понемногу ослабевать изнутри — появились сепаратистские движения в ряде колоний; их результатом стали независимость части Ирландии, ряда других колоний, а также значительные подвижки в самоуправлении в остальных. Деколонизация и распад империи 1945—1997 После Второй Мировой войны империя фактически начала разваливаться и к концу XX века на карте мира появилось множество государств, бывших частями Британской колониальной империи.
Более подробно этот процесс, его причины и последствия будут рассмотрены в последующих главах.