Новости капнист мария

Заслуженная артистка Украинской ССР Мариетта Капнист-Серко, известная также как Мария Капнист, сыграла старуху Изергиль в фильме Эмиля Лотяну «Табор уходит в небо».

Мария Капнист: советская актриса, по истории жизни которой можно было написать триллер

Так уж случилось, что мы не видели Марию Капнист на экране молодой и красивой, не сохранились даже фотографии из ее юности. Поначалу героинями Капнист становились хмурые, строгие женщины: игуменья в «Таврии», мудрая Мануйлиха в «Олесе», селянка в ленте «Мы, двое мужчин». Трудно представить другую актрису в этом хитром и страшном образе. Ей пришлось работать даже с огромным тигром, в клетку к которому Мария Ростиславовна вошла, не дрогнув. Птушко хотел и дальше снимать Марию Капнист, но это был его последний фильм. Лучшие дня Стас Михайлов: Бывший номер один российского шансона Посетило:8273.

Методист по музейно-образовательной деятельности Людмила Зуева рассказала учащимся о жизненном и творческом пути Марии Ростиславовны Капнист - потомственной дворянки, графини, человека с тяжелой судьбой, но любившей жизнь до последнего вздоха. Школьников до глубины души тронула судьба известной артистки. Они восхищались ее желанием жить, оптимизмом и верой в свою мечту.

Мария Ростиславовна родилась в роскошном особняке на Английской набережной в Петербурге, сам Федор Шаляпин давал ей уроки вокала. Казалась бы, ее жизнь будет беззаботной. В Судаке было имение родителей М. Счастливые детские годы провела Мария со своей сестрой и братьями на берегу Черного моря, но 1917 год изменил их жизнь. В январе 1921 года расстреляли на мысе Алчак Ростислава Капниста, старшая дочь Лиза не смогла пережить гибель отца и умерла в тот же день от разрыва сердца.

Добывали уголь.

Утром спускались в шахту, поднимались ночью... Нестерпимо болели руки и нога. Я была бригадиром. Однажды утром выписывала в конторе наряд и встретилась с конвоиром-казахом из карагандинского лагеря. Как же он воскрес? Ведь там, когда он выстрелил прямо в лицо той, которая отказалась стать его наложницей, мы сами скрутили его и живого засыпали песком...

Узнав меня, ехидно усмехнулся и тут же начал страшно бить. Меня спасало, что мой друг Георгий Евгеньевич присылал посылки. Их появление было дивом, волшебной соломинкой жизни. Куда я ни попадала, как вездесущий дух он находил меня: объявлялся письмами, посылками. Каким чудом были эти посылки! Сколько было за эти годы ужасного, тяжелого...

Но были и встречи, осветившие душу на всю жизнь. Отец, поляк Ян Волконский, впоследствии был расстрелян. В лагере в пустыне Жезказгана на работах в угольных рудниках беременную Марию Капнист с утра опускали в бочках на 60 метров вниз и лишь вечером поднимали наверх. С рождением Рады у Марии появился новый смысл жизни. Имя девочке Мария дала в честь героини рассказа Горького «Макар Чудра». Только начавшую ходить дочку отправили в лагерный детсад.

Вскоре мать увидела на нежной коже ребёнка синяки и ссадины. Однажды, оставив Раду в саду, она не ушла, а затаилась за дверью. В щёлочку увидела ужасную картину: воспитательница со словами о том, что выбьет из неё врага народа, принялась изо всех сил трепать малышку за щеку и награждать оплеухами. Возмущённая мать кинулась защищать своего ребёнка. В результате изверг в образе воспитателя оказалась в больнице, а Марии на десять лет увеличили срок наказания и отправили на сибирский лесоповал. Девочку же, невзирая на материнские мольбы, увезли в детдом.

Всю жизнь она была безмерно благодарна ещё одной лагерной подруге.

Даже просто находиться в Ленинграде Капнистам запретили. К тому же в 1934 году не стало Сергея Кирова, который был другом семьи и мог хоть иногда заступиться.

Пару лет молодой женщине пришлось скитаться по огромной стране. Какое-то время она трудилась бухгалтером в Киеве, затем перебралась в Батуми. Однако в 1941-м о Марии снова вспомнили.

Ее арестовали как «неблагонадежную» снова-таки из-за дворянского происхождения. Instagram Жизненные испытания в заключении В заключении Мария Капнист провела много лет. В 1949-м она в тюремной больнице родила дочку Радиславу.

К слову, вскоре после этого отец девочки, польский инженер Ян Волконский, был расстрелян. А 2-летнюю Радиславу забрали у матери и отдали в детдом. Саму же Марию вскоре после освобождения арестовали повторно.

За якобы антисоветскую агитацию ее приговорили еще к десяти годам заключения. Однако в 1956 году благодаря Анастасу Микояну многострадальная Мария Капнист всё же оказалась на свободе. Instagram Через два года женщину полностью реабилитировали, а все приговоры аннулировали, поскольку не нашли «состава преступления».

Но кто вернет полтора десятилетия жизни, проведенные в тюрьмах и лагерях на самых тяжелых работах — лесоповал, шахты, лепка и обжигание кирпича? Отметим, что даже в тюремных условиях Мария находила силы для творчества, чтобы ставить спектакли для заключенных. А чтобы избежать домогательств со стороны охраны, графиня втирала в кожу лица угольную пыль.

Бесконечные лишения, потери и переживания еще сильнее состарили женщину.

Злой рок Марии Капнист

Мария Ростиславовна Капнист, урождённая Мариэтта Ростиславовна Капнист-Серко (9 (22) марта 1913[3], Санкт-Петербург — 25 октября 1993, Киев) — советская и украинская актриса. В знаменитом приключенческом фильме «Бронзовая птица» Мария Капнист предстала в образе таинственной, наводящей на ребят страх, графини. Когда в 1958 году Марию Капнист освободили, выглядела она ужасно, хотя ей было всего сорок четыре – тёмная от руды кожа, морщины, обвисшее лицо, выбитые зубы.

«Графиня лагерей»: жемчуг, талант и тяжкая судьба актрисы Марии Капнист

Его внук — Петр Христофорович, тоже сражался с турками, но уже под началом императора России Петра Первого. Он перебрался на Украину, скоропостижно скончался. Сын Петра Христофоровича — Василий, слегка изменил свою фамилию, стал Капнистом, и участвовал в сражениях под Очаковом, командовал казачьими войсками. Василий Капнист получил за свои боевые заслуги щедрое вознаграждение от императрицы Елизаветы Петровны — родовые земли на Полтавщине. Мариэтта родилась пятой, и стала последним ребенком графской четы. У нее была старшая сестра Елизавета 1906 года рождения, братья Василий 1907 года, Григорий 1908 года и Андрей 1910 года. Мария Капнист в молодости Раннее детство Мариэтты пошло в Петербурге, у Капнистов был семейный особняк, расположенный на Английской набережной. После 1917 года семейство переселилось в город Судак. Юная Мариэтта росла в окружении гувернанток, учителей, в особняке из 70-ти комнат. В 1921 году не стало отца, его расстреляли, как «врангелевца».

В том же году умерла единственная сестра Мариэтты — Елизавета, спустя пять лет не стало брата Василия. После расстрела отца Андрея вывезли в эвакуацию, и с тех пор о нем ничего неизвестно. Дом Капнистов в Судаке разрушили. Все выжившие Капнисты скрывались от расправы большевиков. С помощью крымских татар, которые чтили память отца Мариэтты, девочке и матери удалось сбежать из города, переодевшись в национальную татарскую одежду. В шестнадцать лет Мариэтта Капнист оказалась в Ленинграде, и через год стала студенткой Театральной студии, организованной Юрием Юрьевым при Ленинградском драмтеатре им. После того, как студия прекратила свое существование, Капнист продолжила обучение в Ленинградском театральном институте имени Островского. Педагоги видели недюжинный потенциал Марии, и прочили ей прекрасную карьеру. Ей не запрещалось участвовать в массовых сценах, начинающая актриса уже выходила на профессиональную сцену.

Но развитию творческой карьеры помешало дворянское происхождение Марии Капнист. Ее исключили из вуза, и запретили проживать в Ленинграде. Девушка уехала в Киев, снова стала студенткой, на этот раз Киевского финансово-экономического техникума. После получения диплома начала свою трудовую биографию в должности бухгалтера в Киеве, потом перебралась в Батуми. Арест и заключение Марию Капнист арестовали 27 августа 1941 года, почти год длилось следствие, и только 6 июня 1942 года Особое совещание вынесло свой приговор — восемь лет пребывания в исправительно-трудовом лагере. Мария осуждена по статье 58-1-а, ее признали шпионкой в пользу иностранных разведок в годы войны. Капнист этапировали в Карлаг, где она отбывала свое первое заключение. Именно там Мария встретила Анну Тимиреву , они подружились, и сумели пронести эту дружбу долгие годы, пока была жива Анна. В 1950-м Капнист перевели в Степлаг, и судьба свела ее там с актрисой Татьяной Окуневской.

Как позже напишет в своих воспоминаниях сама актриса, их пригнали ночью в один из лагерей в Караганде. Это место было основано спецпереселенцами и обживалось такими же лагерниками, как она. У нее всегда были красивые косы, но теперь от них осталось одно воспоминание, их просто отрезали. Она уже знала, чем заканчиваются ночные допросы, когда заключенного ослепляют светом яркой лампы или окунают в ледяную ванну. Знала, чем заканчивается пристальный интерес к заключенной со стороны начальства. Женские лагеря жили по своим законам, может быть, даже более ужасным, чем мужские. Именно в Карлаге Мария встретила Анну Тимиреву, невысокую красивую женщину, потомка терских казаков. Они подружились, и только потом Анна призналась Марии, что ее муж — Колчак. Подруги ставили ночью спектакли в том же бараке, где проживали.

А днем их выгоняли на работу, они занимались изготовлением саманных кирпичей. Вначале ничего не получалось, а потом так приловчились, что в течение дня изготавливали до 180 штук.

Чтобы скрыть от властей "измену родине", актриса даже вышла замуж за композитора Рязанова, но это её не спасло. Её арестовали в январе 1946 года и после полугода допросов осудили. Есть версия, что в тюрьму актрису упёк Берия — за то, что строптивица не ответила ему взаимностью. Зоя Фёдорова. До окончания срока Мария не дожила — скончалась в 1952 году. Другая сестра актрисы — Александра — вместе со своими детьми и с внебрачной дочерью Зои Викой была сослана в Казахстан.

До суда Фёдорову допрашивали 105 раз. В доме у неё нашли подарок фронтового офицера — браунинг, и следователи пытались обвинить актрису в подготовке покушения на Сталина. Закрытые тюрьмы отличались ещё более строгим режимом, чем лагеря: кормили отвратительно, камеры были переполнены, медобслуживания почти не полагалось, на прогулки выводили на 25 минут в день. Зоя была бунтаркой и частенько попадала в карцер. Вышла на свободу актриса только в 1955 году, когда политических заключённых стали освобождать массово. Мария Капнист: княгиня из лагеря Лагеря отобрали у Мариэтты Капнист всё, кроме воли к жизни. Чтобы избавиться от приставаний лагерного начальства, она втирала в лицо угольную пыль. Но это не помогло.

В первый же год ей обрезали косу и выбили зубы — чтобы не кусалась. А когда она всё-таки смогла полюбить и забеременела, отняли ребёнка и истязали его. Увидев, как сотрудница лагеря избивает беззащитную дочь, Мариэтта так избила её, что ей дали ещё десять лет лагерей, а дочь отправили в детдом. Мариэтта Капнист. Режиссёры Александр Муратов, В. Отца расстреляли большевики в Крыму в Гражданскую, там же на глазах у шестилетней Мариэтты убили тётку. Из-за происхождения представительница древнего греческого рода Капниссисов была выгнана из театрального института в 1933 году. Переехала в Киев, стала работать бухгалтером, потом уехала в Батуми, снова вернулась в Ленинград.

Позже его потомки изменили фамилию на Капнист. Фото: bulvar. Она была пятым, и самым младшим ребенком в семействе графа Ростислава Ростиславовича Капниста-старшего и его супруги Анастасии Дмитриевны, которая доводилась праправнучкой запорожскому атаману Ивану Сирко. Их прадедом был известный поэт и драматург — Василий Капнист, творчеством которого они восхищались. Мариэтту дома ласково называли Мирой, до семи лет она жила в Северной столице, в семейном особняке, расположенном на Английской набережной. Фото: beam-truth. Мама даже организовала домашний театр, и они, вместе с Шаляпиным, стали для девочек первыми наставниками по вокалу и актерскому искусству. Революция и послереволюционные годы Счастливая и размеренная жизнь семейства закончилась, когда грянула Октябрьская революция.

Им пришлось спешно покинуть Северную столицу, и отправиться в свое поместье в городе Судак, на Крымском полуострове, однако, вскоре волна революции докатилась и туда, а несчастья посыпались на Капнистов одно за другим. В 1921-м году поместье было уничтожено, главу семейства расстреляли, и в тот же год скончалась пятнадцатилетняя сестра будущей актрисы — Елизавета. Брата Андрея после расстрела отца вывезли из страны, и дальнейшая его судьба осталась неизвестной. Еще через несколько лет скончался брат Василий, а выжившим членам некогда большого и дружного семейства помогли бежать с полуострова крымские татары, дав им свою национальную одежду. Фото: foto-history. Юная Мариэтта поступила в актерскую студию при драмтеатре, а после стала студенткой Театрального института имени Островского. Тогда же она зачитывалась произведениями Максима Горького, любимейшим из которых был рассказ «Макар Чудра», и мечтала однажды сыграть его главную героиню — цыганку Раду. В 1930-м году не стало мамы, и девушка осталась совсем одна.

В институте педагоги восхищались талантом Капнист, и пророчили ей блестящую актерскую карьеру, но вскоре в учебном заведении стало известно о дворянском происхождении студентки, после чего её сразу же отчислили и запретили жить в Северной столице. После этого девушка перебралась в Киев, где поступила в финансовый техникум, а затем устроилась на работу в качестве бухгалтера. В юности Мариэтта была эффектной красавицей: стройной, утонченной, не по-советски аристократичной, с копной густых черных волос. Фото: kulturologia. Мария Капнист: арест и ссылка Девушку арестовали в августе 1941-го года, и летом следующего года её приговорили Особым совещанием к восьми годам исправительно-трудовых работ, а затем этапировали в Карлаг — один из крупнейших лагерей в СССР, расположенный в Казахской ССР. Там заключенной сразу остригли волосы, а после еще и избили. Трудиться приходилось не разгибаясь, с раннего утра и до вечера, делая салман — строительный материал из сена с глиной. Но вскоре красавицу заприметил начальник лагеря, и, заманив её в укромное место, попытался изнасиловать.

Я была бригадиром. Однажды утром выписывала в конторе наряд и встретилась с конвоиром-казахом из карагандинского лагеря. Как же он воскрес? Ведь там, когда он выстрелил прямо в лицо той, которая отказалась стать его наложницей, мы сами скрутили его и живого засыпали песком… Узнав меня, ехидно усмехнулся и тут же начал страшно бить. Меня спасало, что мой друг Георгий Евгеньевич присылал посылки. Их появление было дивом, волшебной соломинкой жизни. Куда я ни попадала, как вездесущий дух он находил меня: объявлялся письмами, посылками. Каким чудом были эти посылки!

Сколько было за эти годы ужасного, тяжелого… Но были и встречи, осветившие душу на всю жизнь. Надежда Ивановна Тимофеева, старая большевичка, из Ленинградского обкома партии. Участвовала в революции, встречалась с Лениным. Как убежденно она говорила, что все это скоро кончится, партия вскроет истинных виновников зла! А забрали её тоже вскоре после убийства Кирова. В лагере держалась гордо и достойно. И за это ее особенно ненавидело лагерное начальство и уголовники. Гляжу — исхудала, не выживет.

Как же помочь? Умолила одного проверяющего из Ленинграда перевести мою Надежду в зону поселенцев. В ту же неделю ей разрешено было по лесу пройтись. Надежда Ивановна пошла и не вернулась, нашли её мертвой. Так погибла замечательная женщина. А сколько их бесследно исчезло в пропасти лагерей… Еще одно знакомство — с Даниилом Фибихом, писателем, тоже ленинградцем. И он заболел и исхудал до костей. Я очень волновалась за него.

Однажды вечером даже проведала его: переоделась в мужскую одежду, пошла за санями в мужской лагерь. Нашла в темноте. Ибо он был почти двухметрового роста и ноги свисали с нар. Умоляла его не умирать. А утром с рассветом побежала в медпункт к сестрам Гамарник: спасите Фибиха, его уже, наверное, в коридор вытащили, пайку разбирают… Забрали его тогда в больницу, через трубку кормили, выжил Фибих… К осени болезнь и до меня добралась. Лежа в больнице, видела: много людей каждый день умирало. И что-то их очень быстро хоронили. И как так быстро успевали?

Обнаружилось, что в гроб их только в больнице клали. А как вывезут из лагеря, покойниц «выгружали» из гроба в ущелье, и с «тарой» назад, чтобы использовать ее для других. Сама не своя побежала к начальству, у меня, говорю, связи в Москве, не прекратите издевательство над мертвыми — доложу. Тайшет — последний круг моего ада. Измученная и обессиленная, знала, что где-то растет дочка, которой уже три года. В начале марта 53-го нас неожиданно всех вывели во двор. Вышел начальник лагеря и сказал, что умер Сталин. Что тут началось!

Истерика, крики, рыдания. Что делать? Всех нас теперь расстреляют! Я протанцевала вальс, и все решили, что я сошла с ума. Я часто давала повод так считать. Начальник объявил: уголовницам — отдыхать, фашисткам работать. Так называли нас, кто по 58-й. Это была наибольшая обида».

В Сибири появилась на свет её дочь Рада. Она родилась в тюремной больнице Степлага в Казахстане, где Капнист жила на поселении. В лагере в пустыне Джезказгана на работах в угольных рудниках беременную Марию Капнист с утра опускали в бочках на 60 метров вниз и лишь вечером поднимали наверх. С рождением Рады у Марии появился новый смысл жизни. Имя девочке Мария дала в честь героини рассказа Горького «Макар Чудра». Радислава Капнист рассказывала: «Когда лагерное начальство узнало, что мать в положении, ее заставляли сделать аборт, — но мама отказалась. И тогда ей устраивали всякие пытки: опускали в ледяную ванну, обливали холодной водой. Это же вообще невозможно!

Я была настолько крупным ребенком, что, когда мама меня регистрировала, мне дали на год больше. И отчество изменили: с польского Яновна почему-то на Олеговну. Даже в этом хотели маму обидеть». Отца своего Рада никогда не видела, он был инженер — Ян Волконский, из польских шляхтичей, влюблённый в Марию Ростиславовну. Позже он был расстрелян. Сама Мария Ростиславовна не очень любила говорить об этом. Лишь после ее смерти Рада нашла в документах матери фото отца. Она была очень красивая в молодости, — рассказывала Радислава.

Угольная пыль не вымывалась еще долгие годы после освобождения. Я ходила в детский сад при лагере. Мама набросилась на воспитательницу. Избила её. Возможно, все бы обошлось, но воспитательница оказалась любовницей сотрудника НКВД. Марии Ростиславовне дали еще 10 лет.

Мельпомена и ГУЛАГ: Мария Капнист

Женщина смогла не только выстоять и пройти через все испытания, но и найти свое место в жизни после освобождения: она сыграла в 120 кинофильмах. Мария Капнист Мария происходила из древнего дворянского рода Капнистов — известных меценатов, потомков поэта и драматурга Василия Капниста. До революции семья жила в Санкт-Петербурге. В их доме часто бывал Шаляпин, влюбленный в ее мать — графиню Анастасию Капнист Байдак , чей род происходил от запорожского атамана Ивана Сирко. В 6 лет Мария стала свидетельницей крушения царской России. К власти пришли большевики, в доме Капнистов провели 18 обысков. Отца арестовали и позже расстреляли, тетю убили у девочки на глазах. Дом Капнистов был разрушен. Крымские татары помогли бежать Марии и ее матери, переодев их в свою национальную одежду.

Мария попала в Ленинград, поступила в театральную студию. Но вскоре был убит Киров — близкий друг семьи Капнистов. Вновь начались гонения.

И если я прошла такие лагеря, то чего бояться? Ведь она, репрессированная, приехала из заключения в родной Харьков, и все относились к ней очень предвзято. Представьте, если даже ее брат, прекрасный человек, говорил Валентине Ивановне: "Ты же враг народа! Единственная, кто ее понял, - ее старенькая мама, которая сказала: "Делай все возможное, чтобы девочка была рядом с тобой". И Валентина Ивановна едет прямо в Москву и попадает на прием к Микояну. Как - разговор отдельный.

Она ему обо всем рассказала. И о моей маме тоже. Он оказался порядочным человеком и "нажал" на все кнопки, выясняя, почему Мария Капнист, ничего плохого не сделавшая государству, столько лет находится в заключении. И в общем-то, это благодаря Валентине Ивановне маму освободили раньше, иначе мама пробыла бы в лагере аж до 1963 года. Валентина Ивановна также добилась моего перевода из Красноярского края в Харьков. Так как она сама жила в родительском доме на маленьком пятачке, считалась мне чужим человеком и была без работы, меня поселили в харьковском детдоме Ь3. Валентина Ивановна приходила ко мне каждый день, а на выходные забирала к себе. Мне потом было обидно, что я ее поняла слишком поздно, и я очень страдала от этого. Со мной рядом много лет была Валентина Ивановна, я любила ее.

И когда мне сказали: "Приехала твоя мама", я испугалась. А вдруг она меня заберет? Да и в детдоме все твердили: "Не та мать, которая родила, а та, которая воспитала". У меня, ребенка, просто зафиксировалось, что мама меня бросила, и я ее наказывала своей детской неосознанной жестокостью. Каждый раз, когда мама приезжала в детдом, я пряталась от нее, и все меня искали. Первый раз меня силой притащили к матери. Она ко мне бросилась и стала обнимать, целовать: "Радочка, миленькая, дорогая". Это было рыдание всего тела. А меня это дико раздражало, и я думала: "Когда же эта пытка закончится!

Мы с ней долго сидели, разговаривали, я ее слушала. Мама считала, что мне, ребенку, знать это абсолютно не нужно. Я тогда видела боль в ее глазах, видела, как она мучается, чувствовала, что она что-то не договаривает. Видела я и как Валентина Ивановна переживала, когда приезжала мама. А сама не могла меня забрать, так как ее "наградили" справкой, что она не может воспитывать ребенка из-за нарушенной нервной системы. Потом у мамы не было постоянной зарплаты, упорядоченного режима жизни - она постоянно уезжала на съемки. Когда расформировали детдом, детей начали отдавать в разные места. Тогда решалась и моя судьба - с кем я должна быть. Это было ужасно...

И я сказала, что останусь с тетей Валей. А когда, оправдываясь, я попросила: "Мама, ты меня прости, но мне жалко тетю Валю", она тихо ответила: "Радочка, ты очень правильно поступила". Я это оценила уже потом. Там я впервые почувствовала, что это за человек, как ее любят люди. Ощущалась необыкновенная атмосфера, которую создавала именно она. У нее всегда собиралась масса людей разных возрастов и профессий. Стоило ей войти - как будто свежий ветер влетал, и начиналось удивительное общение. А еще пекли и раздавали "жаворонков"! У мамы висела картина, излучающая очень хорошую ауру, - "Мадонна с младенцем".

Мама картину очень любила и говорила, что она напоминает маме обо мне. Теперь картина находится у меня. И вот тогда я стала регулярно к маме ездить. В Харьковский политехнический институт поступила своими силами. Вообще-то я не знала, чего хочу. Как ни странно, тянуло в летчики-испытатели, но я понимала, что это невозможно. Поэтому решила сначала стать стюардессой. Потом безумно захотелось в театральный институт, но я была очень закомплексованной и, выходя на сцену, просто теряла дар речи. Пусть она закончит технический вуз, а потом уже идет в актрисы, стюардессы, куда угодно!

Не отпускала меня в Киев к маме, но я все равно ехала. И постепенно открывала для себя маму - каждая наша встреча сопровождалась какими-то потрясающими моментами.

Именно это делает Рада Капнист, воплощая свои идеи и эмоции в фотографиях, каждый раз удивляя и восхищая своих зрителей. Мария Капнист 25 марта 1990 Рада Капнист - воплощение исключительной эстетики и неординарного мышления. Ее фотографии вызывают чувство глубокой гармонии с окружающим миром и погружения в свои глубины, открывая перед нами новые грани истинной красоты и мудрости.

В то же время ей не приходилось усердно лицедействовать, играя ведьм, цыганок и чародеек. Ее умоляли приехать на съемки за сотни километров ради двадцати секунд экранного времени, так как только она, появившись в кадре, могла создать необходимый эффект. После фильма «Руслан и Людмила», принесшего Марии Ростиславовне настоящий успех, ее стали приглашать на большие роли в картины «Бронзовая птица», «Старая крепость», «Солдатки», «Шанс», «Янки при дворе короля Артура», «Дикая охота короля Стаха», «Ведьма». Художница Голимбиевская, которая на два года приютила Капнист у себя, застала ее в Крыму бледной, высушенной, с черными лунками ногтей. Тогда на фоне отдыхающих графиня после рудников представляла собой бесподобную фактуру. Пройти мимо не вздрогнув было невозможно. А ведь тогда ей было всего пятьдесят два: уже в семьдесят она выглядела на все сто. Художница рассказывала, что поразилась, как долго не вымывалась угольная пыль из пор и морщинок лица. Гораздо дольше она не хотела уходить из мельчайших складок на кистях рук. А траурный ободок на пальцах вокруг ногтей в борьбе с мылом годами держался намертво. Со стороны казалось, что у Марии Ростиславовны не было комплексов. Она всегда делала то, что чувствовала. Понятие «время» потеряла. Могла запросто явиться в гости в час, два ночи. Могла взглянуть на постороннего и начать вещать как прорицательница. Она обращалась с вопросами к животным, была нежна даже с тараканами. Правда, особой привилегией у нее пользовались цветы. Никогда не проходила мимо увядающего брошенного цветка. Приносила домой, отрезала головку и клала в воду. У нее в ванне часто плавали цветы. Еще шокировала прохожих с букетами. Наклонялась и заговаривала с цветами, словно они были ее давними знакомыми. Со стороны она производила впечатление сверхобщительной и разговорчивой дамы. Но стоило затронуть не ту тему, тут же замыкалась или отвлекалась. Жизнь ее предков овеяна легендами. Ее судьба — кромешная борьба. Внешность — мистическая, колдовская, а душа и сущность…... На острове Занте в Ионическом море находятся руины первого родового замка Капнистов Капниссос — по-гречески. Особенной храбростью и героизмом в боях с турками за независимость греческих островов отличался Стомателло Капниссос, которому был пожалован в 1702 году графский титул правителем Венецианской республики Алоизием Мачениги. Внук Стомателло, Пётр Христофорович воевал с турками на стороне российского императора Петра I, осел на Украине и вскоре умер. Там у него родилось шестеро сыновей, младший из которых, Василий Васильевич, стал великим украинским поэтом и драматургом. Каждый из рода Капнистов имел много детей. Сыновья женились, дочери выходили замуж, отсюда их родственная связь с Апостолами, Голенищевыми-Кутузовыми, Гиршманами, Новиковыми, Гудим-Левковичами и многими другими известными фамилиями. Среди них есть род знаменитого запорожского атамана Ивана Дмитриевича Сирко. Из 55 великих битв он не проиграл ни одной. Жила семья в шикарном доме на Английской набережной, где всегда царили любовь и взаимопонимание. В гости к Капнистам приходили самые известные и уважаемые петербуржцы, среди которых был и Федор Шаляпин, безумно влюбленный в Анастасию Дмитриевну. Благородная, красивая женщина, она знала восемнадцать языков, умела поддержать любой разговор, и прославленный певец не отходил от своей «дамы сердца», целовал ручки и сыпал комплиментами. Мудрый супруг, человек не без юмора, смотрел на это дело сквозь пальцы: «Что ж поделаешь, артисты не могут жить без вдохновения... Он давал ей уроки вокала и хвалил ее первую сценическую работу в домашнем спектакле. Казалось, жизнь будет такой размеренной и счастливой всегда... Переворот 1917 года не был для Капнистов неожиданностью. Жить в Петербурге становилось всё тяжелее, и вскоре Капнисты переехали в Судак. Мария Капнист — самая младшая из пятерых детей в дворянской семье. У юной Марии были гувернантки, учителя, шикарный особняк в Судаке на 70 комнат, но в семь лет для Марии Ростиславовны детство закончилось. Чудный сад, виноградники и винные погреба с бочками прекрасного крымского вина, грандиозная домашняя библиотека — таким запомнился Марии Ростиславовне этот город. Добрая и мудрая бабушка, красивая и гонористая мама, душевный и справедливый отец — такими остались в памяти домочадцы. Отца Мирочка боготворила. Когда в 20-м году большевики заняли Крым, он должен был, как и все дворяне, ходить в местную управу отмечаться. Мира каждый раз выбегала за ворота и ждала, вглядываясь вдаль до боли в глазах, — не идет ли папа. И он приходил. Брал малышку на руки и смеялся: «Ну что ты, маленькая? Все же хорошо, я дома». Он ушел. А у нас был такой круглый стол. И вот я помню стакан — вдруг сам разбился на мелкие кусочки, как будто кто-то его ударил. Поздно вечером папа вернулся, но на следующий день его забрали… Ростислава Ростиславовича расстреляли зимой 21-го года. Не выдержав смерти отца, умерла его старшая дочь Лиза. Сыновьям Андрею и Георгию пришлось скрываться. На глазах Марии убили ее тетю. Один из «палачей» указал своему напарнику на девочку: «Смотри, какими глазами она на нас смотрит. Пристрели ее! У вас нет приказа! В 16 лет Мария Капнист попала в Ленинград. Там она поступила в театральную студию Юрьева, а после ее закрытия уехала в Киев. Там вышла замуж и стала заниматься на финансовом факультете Института народного хозяйства. Учиться на финансиста было скучно, и Капнист вновь вернулась в Ленинград и пришла в театральный институт. Педагоги обещали ей большое будущее, разрешали выходить в массовках на профессиональной сцене. Там же, в Ленинграде, состоялись две знаменательные для нее встречи. Первая — с другом детства Георгием Холодовским, женихом ее покойной сестры Лизы. Еле узнал он в стройной красавице с косами до пят ту маленькую озорницу Мирочку, докучавшую влюбленной паре своими выходками. Начинающая актриса и молодой инженер-энергетик стали неразлучны и вскоре полюбили друг друга. Тогда же произошла вторая встреча — с Сергеем Мироновичем Кировым, которого обожала вся молодежь Ленинграда, и Мария в том числе. Киров прекрасно знал семью Капнистов и, встретившись с ее младшей представительницей, стал расспрашивать обо всех. Мария поведала ему о своих несчастьях, чем вызвала страшное негодование с его стороны. Он пообещал разобраться в этой истории и помочь молодым влюбленным во всех бытовых и прочих вопросах. А потом Кирова убили, и вновь началась страшная чистка. Среди «неблагонадежных элементов» оказалась и Мария Капнист. Так и не дали ей толком доучиться. Судьба кидала ее из Ленинграда в Киев, из Киева — в Батуми... Работать ей приходилось бухгалтером, хотя Мария Ростиславовна не оставляла занятий музыкой и театром. Стройная, красивая, эксцентричная, она называла себя Итальянкой. Итальянку пометили, и в начале 1941 года «за антисоветскую пропаганду и агитацию» дали 8 лет исправительно-трудовых лагерей. Могла ли она тогда подумать, что это только начало? Этапы, этапы... Многое пришлось пережить хрупкой молодой женщине. Ей обрезали чудные косы, выбили зубы — «чтоб не кусалась». В Карлаге заключенные делали саманные кирпичи — это была изнурительная работа в невыносимой жаре. А тут еще одна беда: пометил Марию начальник лагеря Шалва Джапаридзе. Вызвал как-то к себе и попытался повалить на кровать. Мария что было сил вдарила ему ногой в пах и выскочила вон. Натолкнулась на охранника из лагерных: «Кажется, я Шалву убила... Но Шалва выжил и приказал кинуть строптивую девчонку в мужской лагерь к уголовникам. А те могли делать, что им вздумается — они не несли наказаний. Мария затаилась в углу, ждет. К ней вразвалочку подошел старший. И откуда силы взялись? Закричала: «Черви вонючие! Чем вы тут занимаетесь? Война идет, на фронте гибнут ваши братья, а вы дышите парашей, корчитесь в грязи и над слабыми издеваетесь! Были бы у меня пули... Ты не признаешь меня? Эта неожиданная встреча спасла ей жизнь, однако на другой день Марию жестоко избили конвоиры. Вскоре Капнист переправили в Джезказган на добычу угля. На заре каторжан опускали в шахту, а поднимали глубокой ночью. В лагерях, как известно, перебывало немало артистов, режиссеров, писателей. Они ставили спектакли, чем хоть как-то поддерживали дух и силы товарищей по несчастью. Да и сами держались. Поздними вечерами разыгрывала перед каторжанками пьесы, рассказывала романы, сказки, жизненные истории. Косы мои уже отрезали… Я уже хорошо знала цену ночным допросам, когда тебя или ослепляют и обжигают сверкающе-яркой лампой, или бросают в ледяную ванну. Знала, что бывает, когда тебя заприметит начальство… В женских лагерях были свои законы, может быть, ужаснее, чем в мужских. В Карлаге я познакомилась с Анной Васильевной Темировой, невысокого роста, необычайно красивой женщиной — корнями из терских казаков. Мы подружились, и тогда я узнала, что она — жена Колчака. К моменту нашей встречи Темирова отсидела почти 18 лет. Анна была натура артистическая — лепила, рисовала. Вместе с ней ставили мы в бараке ночные спектакли.

Удивительная Мария Капнист – история графини из ГУЛага…

Заслуженная артистка Украинской ССР Мариетта Капнист-Серко, известная также как Мария Капнист, сыграла старуху Изергиль в фильме Эмиля Лотяну «Табор уходит в небо». Среднестатистическому советскому юному зрителю 70-х и 80-х годов прошлого века Мария Капнист известна, пожалуй, киновоплощениями злых и чудовищных старух. Большая Обуховка — родовое имение поэта та. Мария Капнист похоронена рядом с ним на родовом кладбище. Полная реабилитация Марии Капнист состоялась в 1958 году.

Мария Капнист: советская актриса, по истории жизни которой можно было написать триллер

Трагическая судьба актрисы Марии Капнист. В «Бронзовой птице» Мария сыграла экономку графа, которую пионеры прозвали «графиней» за ее осанку и аристократическую выдержку. Заслуженная артистка Украины (1988) Потомственная дворянка, графиня Мария Капнист, из рода поэта Василия Васильевича Капниста, родилась 22 марта 1914 года в Петербурге. Как потерявшая семью и отсидевшая 15 лет в лагерях дочь графа Мария Капнист стала главной киноведьмой СССР. Она была рождена, чтобы блистать на светских раутах. 24-25 сентября в Центральной городской библиотеке им. прошли творческие встречи, посвященные истории графского рода Капнистов и известной актрисе Марии Капнист. Мария Капнист прошла очень трудный жизненный путь: с детства познала горе и нужду, позже пережила настоящий ад. Но до последнего дня оставалась Женщиной с большой буквы. В молодости актриса Мария Капнист была настоящей красавицей.

Из юной красотки в седую деву. Судьба Марии Капнист и 15 лет в сталинских лагерях

Просто судьба ей досталась очень сложная. Она и нанесла на ее лицо столь непривлекательный "грим". Тяжелая жизнь хорошего человека Мария настоящее имя Мариэтта прожила достаточно тяжелую жизнь. Родилась она в 1914 году в Санкт-Петербурге. Ее отец - граф Ростислав Капнист-старший.

Мать - праправнучка атамана Серко.

А Мира, как её звали домашние, и её мать отправились в Киев. Там Мариэтта поменяла имя и стала Марией.

Однако, в итоге, она всё равно была арестована и отправлена в Казахстан. Там она трудилась в шахтах. Молодая и красивая девушка, с аристократичным лицом, прекрасной осанкой и манерами делала всю чёрную работу.

Там она влюбилась, родила дочь. Малышка была в саду, пока мать работала, но воспитательница не давала ребёнку покоя, постоянна поднимая на неё руку. Мария пыталась защитить дочь из-за этого её срок увеличили.

Дочь попала в детский дом, однако, подруга Марии удочерила её. И ждала когда-подруга выйдет на свободу.

Когда она дебютировала на экране, ей было уже далеко за сорок. Но начинать жизнь заново никогда не поздно.

Мария Ростиславовна снялась более, чем в полусотне кинокартин. Многие из них вошли в золотой фонд отечественного кино. Как позже вспоминала Капнист, вначале ей было не по себе стоять под прицелом кинокамер и выполнять команды режиссера. Но она быстро освоилась.

Актриса с необычной внешностью была у режиссеров нарасхват. Правда, играла, в основном, роли второго плана. Мария Ростиславовна дожила до глубокой старости. Работала до самых последних дней, несмотря на подорванное здоровье и почтенный возраст.

Не мыслила себя без работы. А самое главное — Капнист смогла наладить отношения со своей дочерью Радиславой. Девушка считала своей родительницей совсем другую женщину и долго не могла понять, почему ее бросили. И только в 15 лет осознала, какие тяготы перенесла ее родная мама.

Несмотря на годы лагерей, Мария Ростиславовна не утратила природной утонченности и аристократизма. Всегда тщательно следила за модой. Сохраняла стройную фигуру, занималась гимнастикой. Даже в пожилом возрасте легко могла сделать «березку» или «мостик».

Не переносила лишь замкнутых пространств, напоминавших ей о лагерных рудниках. Женщина не спускалась в метро, не пользовалась подземными переходами. Это ее однажды и подвело. Октябрьским вечером 1993 года она переходила дорогу и в сумерках не заметила автомобиль, вылетевший из-за поворота.

Актриса получила множественные травмы. И вроде бы быстро пошла на поправку. Но в больнице подхватила простуду, переросшую в пневмонию. Пережить воспаление легких пожилая женщина уже не смогла.

Своим завистникам Мария Капнист как-то сказала: «Не смейтесь над старостью человека, чьей молодости вы не видели». Каморного и короля Голливуда М. Взлёт, падение, браки и судьба детей «Алладина».

Но силы для жизни давали весточки от любимого друга, а потом и мысли о дочери. С Георгием Холодовским Мария была знакома с детства. Встретившись в Петербурге в юношеском возрасте, они почувствовали глубокую взаимную приязнь. Но счастье зародившейся любви было коротким.

Марию арестовали. Он разыскал её. Мария поняла это, когда в место первого пребывания стали приходить письма и посылки. Георгий тяжело пережил известие о рождении у неё в лагере ребёнка, но не перестал помогать. Его бесценные послания находили её в любом месте. Их чувства после освобождения Марии остались также глубоки. Но она не смогла пережить потрясение: после долгой разлуки Холодовский пришёл на вокзал с цветами встречать Марию, но в измученной старухе, морщинистой, исхудавшей, не смог узнать ту, которую так долго ждал и продолжать любить.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий