Одну из самых известных пьес Александра Островского «Гроза» в Театре Наций (2017) поставил режиссер-лауреат театральной премии «Золотая маска», художественный руководитель Театра имени Федора Волкова в Ярославле Евгений Марчелли.
Краткое содержание по действиям пьесы «Гроза» Островского
По-своему секрет Островского раскрыл Константин Райкин, поставив «Грозу» как трагический балаган. Дом-музей Александра Островского, Москва. «Гроза» – самая знаменитая драма А. Н. Островского. Неожиданно вспыхнувшие чувства к родственнику мэра города меняют жизнь Катерины, а эта история любви обречена закончится так же печально, как в одноименной пьесе Островского.
"Гроза" Островский А.Н - читать пьесу полностью
Пьесы Островский Александр Николаевич В этом сборнике собраны лучшие образцы творчества именитого драматурга и создателя театральной школы Александра Николаевича Островского: история вынуж. Узнайте, где посмотреть фильм Гроза онлайн на Кинопоиске. Прочитав пьесу Александра Островского "гроза" я понял, что она очень поучительная. Хотя пьеса «Гроза», безусловно, социальное произведение, нельзя отталкивать и ее литературные особенности, без которых не прозвучала бы и основная социальная направленность. Александр Николаевич Островский на сайте доступна к прочтению онлайн. Пьеса «Гроза» известного русского писателя XIX века А.Н. Островского, была написана в 1859 году.
7 секретов «Грозы»
Сильное влияние на пьесу, по мнению исследователей, оказала личность первой исполнительницы роли Катерины — Любови Павловны Косицкой, с которой А. Н. Островского связывали творческие и личные отношения. В Кировском драмтеатре готовят к выпуску новый спектакль по пьесе Островского «Гроза». «»Гроза», — писал Добролюбов, — без сомнения, самое решительное произведение Островского; взаимные отношения самодурства и безгласности доведены в ней до самых трагических последствий».
«Гроза-шестидесятница»: хрестоматийная пьеса Островского на Качаловском фестивале
Она жалеет, что здесь не слышно детских голосов. Вдруг девушка придумывает, как пережить две недели, пока приедет Тихон. Она хочет заниматься шитьем и раздавать бедным сделанное своими руками. Явление девятое Варвара предлагает Катерине тайно встретиться с Борисом и дает ей украденные у маменьки ключи от калитки с заднего двора. Жена Тихона боится, возмущаясь: «Что ты затеяла, греховодница? Явление десятое Катерина, взяв ключ, колеблется и не знает, как ей поступить. Оставшись одна, она со страхом рассуждает, правильно ли сделает, если воспользуется ключом или лучше выбросить его. В душевных переживаниях она принимает решение все-таки увидеть Бориса. Беседуя между собой, они рассуждают о суете городской и тишине деревенской жизни и о том, что настали тяжелые времена. Вдруг во двор входит хмельной Дикой. Он грубо обращается к Кабановой, прося разговорить его.
В беседе Дикой признается: он сам понимает, что жадный, скандальный и злой, однако, ничего не может с собой поделать. Глаша сообщает, что исполнила повеление и «закусить поставлено». Кабанова и Дикой входят в дом. Появляется Борис, который ищет своего дядю. Узнав, что он гостит у Кабановой, успокаивается. Встретив Кулигина и немного поговорив с ним, молодой человек видит Варвару, которая подзывает его к себе и с загадочным видом предлагает попозже подойти к оврагу, который находится за садом Кабановых. Сцена вторая Подойдя к оврагу, Борис видит Кудряша и просит его уйти. Ваня не соглашается, думая, что он пытается отбить у него невесту, но Борис по большому секрету признается, что любит замужнюю Катерину. Варвара подходит к Ивану, и они вместе уходят. Борис оглядывается по сторонам, мечтая увидеть свою возлюбленную.
Потупив взор, Катерина приближается к нему, но очень боится греха, который камнем ляжет на душу, если между ними завяжутся отношения. Наконец-то, после недолгих колебаний, бедная девушка не выдерживает и кидается Борису на шею. Они долго разговаривают, признаваясь друг другу в любви, а потом решают встретиться и на следующий день. Действие четвертое: признание в грехе Явление первое. В городе, возле Волги, гуляют пары. Надвигается гроза. Люди переговариваются между собой. На стенах разрушенной галереи возможно различить очертания картин геенны огненной, а также изображение битвы под Литвой. Появляются Дикой и Кулигин. Последний уговаривает купца помочь ему в одном благом деле для людей: дать деньги на установку громоотвода.
Дикой говорит в его адрес обидные слова, оскорбляя честного человека, который старается для других. Дикой не понимает, что такое «электричество» и для чего оно нужно людям, и сердится еще больше, особенно после того, как Кулигин дерзнул читать стихи Державина. Внезапно из поездки возвращается Тихон. Варвара в недоумении: что им делать с Катериной, ведь она стала сама не своя: на мужа боится поднять глаза. Бедную девушку сжигает чувство вины перед супругом. Гроза все ближе и ближе. Явление четвертое Люди стараются спрятаться от грозы. Катерина рыдает на плече у Варвары, еще больше чувствуя, что виновата перед мужем, особенно в тот момент, как видит Бориса, который выходит из толпы и приближается к ним. Варвара делает ему знак, и тот отдаляется. Кулигин обращается к людям, убеждая, чтобы не боялись грозы, и называя это явление благодатью.
Явление пятое Люди продолжают рассуждать о последствиях грозы. Некоторые считают, что она кого-то убьет. Катерина со страхом предполагает: это будет она. Явление шестое Вошедшая барыня напугала Катерину. Она тоже пророчит ей скорую смерть. Девушка боится ада как возмездия за грехи. Потом не выдерживает и признается домашним, что десять дней гуляла с Борисом. Кабанова в ярости. Тихон — в растерянности. Действие пятое: Катерина бросается в реку Явление первое.
Её слова окажутся пророческими, хотя в городе её предсказаниям никто не верит. Катерина испугалась сказанных старой женщиной слов, но Варвара скептически отнеслась к ним, так как Барыня во всём видит гибель. Кабанов возвращается.
В то время замужним женщинам нельзя было разгуливать в одиночестве, поэтому Кате пришлось его дожидаться, чтобы уйти домой. Действие 2 Варвара видит причину страданий Катерины в том, что Катино сердце «ещё не уходилось», ведь девушку рано выдали замуж. Катерине жалко Тихона, но других чувств к нему у неё нет.
Варвара давно это подметила, но просит скрывать правду, потому что ложь — основа существования семьи Кабановых. Катерина не привыкла жить нечестно, поэтому говорит, что уйдёт от Кабанова, если больше не сможет быть с ним. Кабанову нужно срочно уехать на две недели.
Карета уже готова, вещи собраны, осталось только попрощаться с родными. Тихон приказывает Катерине слушаться маменьку, повторяя фразы за Кабанихой: «скажи, чтобы не грубила свекрови…, чтобы почитала свекровь, как родную мать, …чтобы сложа руки не сидела,… чтобы на молодых парней не заглядывалась! Слова о других мужчинах смущают Катю.
Она просит мужа остаться или же взять её с собой. Кабанов отказывает жене и ему неловко за фразу матери о других мужчинах и Катерине. Девушка предчувствует надвигающуюся беду.
Тихон, прощаясь, кланяется матери в ноги, исполняя её волю. Кабанихе не нравится, что Катерина попрощалась с мужем объятиями, ведь мужчина в семье главный, а она с ним вровень стала. Девушке приходится кланяться Тихону в ноги.
Марфа Игнатьевна говорит, что нынешнее поколение совсем не знает порядков. Кабаниха недовольна, что Катерина не плачет после отъезда мужа. Хорошо, когда в доме есть старшие: они могут научить.
Она надеется не дожить до времени, когда все старики перемрут: «на чём свет стоять будет — не знаю…» Катя остаётся одна. Ей нравится тишина, но одновременно она её пугает. Тишина для Катерины становится не отдыхом, а скукой.
Катя жалеет, что у неё нет детей, ведь она могла бы быть хорошей матерью. Катерина вновь думает о полётах и свободе. Девушка представляет как могла бы сложиться её жизнь: «я начну работу какую-нибудь по обещанию; пойду в гостиный двор, куплю холста, да и буду шить белье, а потом раздам бедным.
Они за меня богу помолят». Варвара уходит гулять, сообщая, что сменила замок на калитке в саду. С помощью этой маленькой хитрости Варвара хочет устроить Катерине встречу с Борисом.
Катерина винит в своих несчастиях Кабаниху, но тем не менее не желает поддаваться «греховному искушению» и тайно встречаться с Борисом. Ей не хочется идти на поводу у своих чувств и нарушать священные узы брака. Сам Борис так же не хочет идти против правил морали, он не уверен, что Катя испытывает к нему похожие чувства, но всё равно желает увидеть девушку вновь.
Действие 3 Феклуша и Глаша беседуют о моральных устоях. Они рады, что дом Кабанихи — последний «рай» на земле, ведь у остальных жителей города настоящий «содом». Говорят они и о Москве.
С точки зрения провинциалок, Москва — слишком суетливый город. Всё и все там словно в тумане, оттого и уставшие ходят, а в лицах печаль.
А сильнейшее чувство, которое поднимает человека над всеми житейскими правилами, выше пошлой морали. Поэтому для Катерины дальнейшая жизнь — абсолютная несвобода. Эта несвобода становится убийственной для такого мощного живого чувства. Вот в чём схема трагедии». Сочиняя спектакль, Константин Райкин размышляет не только о личной драме, но и о глобальном унижении таланта, катастрофе любого художника, сила чувств и идей которого откровеннее и пронзительнее рамок дидактики, темноты в мозгах, закостеневшего общепринятого шаблона.
В спектакле занято 30 артистов труппы.
Вдруг они замечают, как купец Дикой, у которого Иван служит конторщиком, ругает своего племянника Бориса. Ни Ваня, ни Кулигин недовольны злым купцом, придирающимся к каждой мелочи. В разговор включается мещанин Шапкин, и теперь беседа проходит уже между ним и Кудряшом, который хвастается, что смог бы при удобном случае усмирить Дикого. Вдруг сердитый купец и Борис проходят мимо них. Кулигин снимает шапку, а Кудряш с Шапкиным предусмотрительно отходят в сторону. Явление второе. Дикой сильно кричит на Бориса, ругая его за бездействие. Однако, тот проявляет полное равнодушие к словам дяди.
Купец в сердцах уходит, не желая видеть племянника. Явление третье Кулигин удивляется тому, что Борис до сих пор живет с Диким и терпит его несносный характер. Племянник купца отвечает, что держит его не что иное, как неволя и объясняет, почему так происходит. Оказывается, бабушка Анфиса Михайловна невзлюбила его отца за то, что он женился на благородной. Поэтому родители Бориса жили отдельно в Москве, сыну и дочери ни в чем не отказывали, но, к сожалению, умерли от холеры. Скончалась и бабушка Анфиса, оставив завещание на внуков. Но наследство они могли получить только в том случае, если будут почтительны к дяде. Борис понимает, что с таким придирчивым характером дяди наследства ни ему, ни сестре не видать никогда. Ведь если свои такому домашнему тирану угодить не могут, племянник и подавно.
Собеседник сочувствует молодому человеку и признается ему, что умеет писать стихи. Однако, признаться в этом боится из-за того, что в городе его никто не поймет: и так достается за болтовню. Вдруг входят странница Феклуша, которая начинает восхвалять купеческие нравы. Кулигин называет её ханжой, помогающей нищим, но издевающейся над собственной семьей. Вообще, у Кулигина есть заветная мечта: отыскать перпетуум-мобиле, чтобы впоследствии материально поддержать общество. Об этом он рассказывает Борису. Явление четвертое После ухода Кулигина Борис остается один и, завидуя товарищу, сокрушается о собственной судьбе. Влюбленность в женщину, с которой этот молодой человек никогда не сможет даже поговорить, вызывает в душе грусть. Вдруг он замечает её, идущую со свекровью и мужем.
Явление пятое Действие начинается с наставлений купчихи Кабановой своему сыну. Вернее, она приказывает ему, не терпя никаких возражений. А слабовольный Тихон не смеет ослушаться. Кабанова высказывает, что ревнует его к невестке: меньше сын стал её любить, чем раньше, жена милее родной мамы. В её словах сквозит ненависть к Катерине. Она убеждает сына быть строже с ней, чтобы жена боялась мужа. Кабанов пытается вставить слово о том, что любит Катерину, но мать непреклонна в своем мнении. Явление шестое. Когда Кабаниха уходит, Тихон, его сестра Варя и Катерина остаются наедине, и между ними происходит не очень приятная беседа.
Кабанов признает, что абсолютно бессилен перед самовластием матери. Сестра упрекает брата за слабоволие, но ему хочется поскорее выпить и забыться, отвлекшись от реальности. Явление седьмое Теперь беседуют только Катерина и Варвара. Катерина вспоминает свое беззаботное прошлое, когда мама её одевала, как куклу и не принуждала ни к какой работе. Сейчас все изменилось, и женщина чувствует надвигающуюся беду, будто она висит над пропастью, а удержаться не за что. Бедная молодая жена сокрушается, признаваясь, что любит другого. Варвара советует встретиться с тем, к кому влечет сердце. Катерина боится этого. Явление восьмое Входит еще одна героиня пьесы — барыня с двумя лакеями — и начинает говорить о красоте, которая ведет лишь в омут, устрашая неугасимым огнем, в котором будут гореть грешники.
Явление девятое Катерина признается Варе, что барыня напугала её своими пророческими словами. Варвара возражает, что полусумасшедшая старуха сама боится умирать, поэтому и говорит об огне. Сестра Тихона волнуется, что надвигается гроза, а брата еще нет. Катерина признается, что ей очень страшно из-за такой непогоды, потому что, если вдруг умрет, предстанет перед Богом с нераскаянными грехами. Наконец, к радости обеих, Кабанов появляется. Действие второе: прощание с Тихоном. Тирания Кабановой.
Александр Островский. Гроза
То, что она лишилась этой опоры, своей веры, и привело ее к трагическому исходу. Ставить такую пьесу, как «Гроза», когда сюжет всем известен еще со школы, а за всю историю театра уже создано множество разный версий, невероятно сложно. Однако авторам спектакля удалось создать постановку, где важно не что именно случилось, а то, как это произошло. Режиссер предлагает зрителям посмотреть на всю историю с другого ракурса и поразмышлять о том, как важно быть услышанным и внимательным друг к другу, ведь слепая строгость и желание подчинять могут навечно погасить луч света в темном царстве. Она не бытовая, в ней есть элемент условности, фантасмагории.
Что ж ты, судиться, что ли, со мной будешь? Что видели современники в поведении «отцов города» — «произвол с одной стороны и недостаток сознания прав своей личности с другой», об этом писал Добролюбов, отмечая, что «требования права, законности, уважения к человеку — вот что слышится каждому внимательному читателю из глубины этого безобразия». Пьеса «Гроза», если прочесть ее внимательно, — это пьеса о достоинстве, о праве личности на уважение в мире, где сама постановка этого вопроса кажется посягательством на скрепы и устои. Ибо скрепы эти держатся не на законе и не праве, а на насилии и презрении к тем, кто слабее. Не был Островский ни славянофилом, ни западником, не был политиком, не был публицистом, не написал ни одного манифеста. Но жизнь он слышал всем существом поэта. В городе Калинове царит благолепие и порядок — не то что вокруг, в других местах, о которых жителям Калинова, задолго до появления телевизионной пропаганды, рассказывает странница Феклуша, не жалеющая красок о неправедности и дьявольских обольщениях в больших городах.
Так Катерина сама становится первой молнией той грозы, которая вот-вот разразится в обществе Калинова. Над старым миром Кабаних и Диких сгущаются тучи. Просыпающееся в людях чувство собственного достоинства, стремление к свободе и независимости начинает угрожать существованию старых порядков. Используя образ грозы, Островский показывает, что общество, основанное на обмане и лишающее человека возможности проявлять искренние, высокие чувства, обречено на разрушение. Критика и современность После публикации вокруг «Грозы» развернулась острая полемика. О пьесе Островского высказывались многие литераторы. Аполлон Григорьев считал самым важным аспектом произведения отраженную в ней народную жизнь. Он высоко оценил отсутствие авторских выводов в финале пьесы, что позволяло каждому читателю «сделать свое заключение». В отличие от Достоевского, Добролюбов видел основной конфликт драмы не в личности героини, а в противостоянии Катерины миру самодурства и глупости.
Ныне рукопись пьесы «Гроза» хранится в Российской государственной библиотеке. Пьеса «Гроза» продолжала эстетические новаторства драматурга — бытовой реализм, без пафоса и героики. Это вызывало неприятие у преверженцев старых актерских традиций, рассматривавших искусство театра в первую очередь именно как пафосность и уход от повседневности. Известно, что выдающийся московский артист старой категории Михаил Семёнович Щепкин в знак протеста покинул репетицию «Грозы», проводимую самим А. Марфа Игнатьевна Кабанова Кабаниха , богатая купчиха, вдова. Тихон Иваныч Кабанов, ее сын. Катерина, жена его. Кулигин, мещанин, часовщик-самоучка, отыскивающий перпетуум-мобиле. Ваня Кудряш, молодой человек, конторщик Дикова. Шапкин, мещанин. Глаша, девка в доме Кабановой. Барыня с двумя лакеями, старуха 70-ти лет, полусумасшедшая. Городские жители обоего пола. Краткое содержание[ ] Действие разворачивается в провинциальном волжском городке Калинов. Пустая неинтересная жизнь. Озлобленные малограмотные люди не прочь оттяпать друг у друга кусок имущества, обворовать, ущемить, оскорбить, обидеть — но при этом благочестиво ходят в церковь, что для них составляет определенный ритуал жизни — и больше ничего. Катерина — замужем, но ее внимание привлекает человек, в котором она увидела совсем иные качества — не то, что привыкла видеть у своих соседей. Островский даже помечает в ремарках: «Все лица, кроме Бориса, одеты по-русски» [8]. Борис приехал за своей долей наследства к дяде — помещику Дикому, но тот не собирается честно делить полученное наследство с племянником: законы тоже не доходят в это захолустье, где правят грубость, наглость, сила и невежественность. Сам Борис получил воспитание и образование в Москве, но от холеры умерли его родители, а вскоре скончалась и бабушка. Вот этого человека, не вписывающегося в мир провинциальных козней, полюбила Катерина. Но затравленная всем своим существованием, всей сложившейся традиционной системой провинциального городка, она относится к своему чувству как к огромному греху. И в разразившейся грозе она видит не обычное природное явление, а — наказание за свой грех. Главная героиня пьесы Катерина резко отличается от остальных жителей города: те живут тупой лживой жизнью — как заведено было из поколения в поколение, а Катерина нарушает традиции рабского послушания. Но сама она — тоже из той же системы и не в силах побороть ее [4] через несколько десятилетий другой писатель-драматург Антон Павлович Чехов укажет путь, куда деваться от провинциальной дикости: в Москву, в Москву! Учение А. Чехова сохранилось по сей день, превратившись за эти полтора столетия в традицию: вместо развития и нормализации всей России люди бросаются в Москву, превращая город в Нерезиновск, становящийся в итоге немыслимым для выживания, — а проблема русской провинции так и осталась. Хотя пьеса «Гроза», безусловно, реалистическое произведение, она все же несет какой-то внешний отпечаток классицизма, проявленный в именах персонажей: Дикой — человек диких нравов, Кабаниха — дама грузная, с тяжелым напористым характером, словно действительно кабан, самоучка-часовщик Кулигин — имеет в фамилии сходство с русским изобретателем-самоучкой Кулибиным. Можно рассматривать эту драму в хрестоматийном ключе: как конфликт «темного царства» с «лучом света». А можно — просто как историю отчаявшейся души, как историю любви сильной женщины в мире несостоятельных мужчин — так во всяком случае предлагает современная критика для поколения сегодняшних читателей и зрителей [9]. Но — нет! Даже в сегодняшнем ключе нельзя рассматривать эту пьесу только как любовную драму, без социального видения — это невозможно. Премьера[ ] Премьера прошла в московском Малом театре 16 ноября 1859 года [10] в бенефис С. Васильева, исполнителя роли Тихона: в остальных ролях: Катерина — Л. Никулина-Косицкая роль изначально писалась для нее , Дикой — П. Садовский, Борис — Чернышев или Н. Черкасов, Кабаниха — Н. Рыкалова роль изначально сочинялась для Н. Рыкаловой [11] , Варвара — В. Бороздина эту роль А. Островский изначально писал для актрисы, даже назвав персонаж ее именем; и эта роль считается лучшей в творчестве В. Бороздиной [12] , Кулигин — В. Дмитревский, Кудряш — В. Шумный успех постановки подытожил четкое и точное обращение к тематике. Пресса немедленно отозвалась восторгами и о самом спектакле, и об исполнительнице главной роли актрисе Л. Никулиной-Косицкой [10]. Положительные рецензии вызвала и работа П. Садовского исполнитель роли Дикого [1].
Современное прочтение «Грозы» Островского
Гроза (значение названия пьесы) Гроза как физическое явление (IV действие) Гроза в душе Катерины – от постепенного смятения, вызванного любовью к Борису, к мукам совести от измены мужу и к ощущению греха перед людьми, подтолкнувшему к покаянию. Читать онлайн книгу «Гроза» автора Александра Островского полностью, на сайте или через приложение Литрес: Читай и Слушай. Произведение написано автором, умершим более семидесяти лет назад, и опубликовано прижизненно, либо посмертно, но с момента публикации также прошло более семидесяти лет. Произведение написано автором, умершим более семидесяти лет назад, и опубликовано прижизненно, либо посмертно, но с момента публикации также прошло более семидесяти лет. Так или иначе, пьеса А.Н. Островского «Гроза» всегда была любима. Эскиз декорации к пьесе Александра Островского «Гроза».
Искусство понимания драмы Александра Островского «Гроза»
Мухина г. Афиша спектакля «Гроза», показанного 30 мая 1911 г. Товариществом русских драматических артистов под режиссерством Н. Крылова на сцене Зала общественного собрания г. Афиша спектакля «Гроза», показанного 16 мая 1893 г.
Товариществом русских драматических артистов под управлением И. Нарского на сцене Летнего театра в саду общественного собрания г. Афиша спектакля «Гроза», показанного 11 октября 1907 г. Труппой драматических артистов под управлением Л.
Лидиной на сцене Дома Общества попечения о начальном образовании г. Афиша спектакля «Гроза», показанного 15 ноября 1888 г. Товариществом русских драматических артистов в зале Коммерческого казино г. Афиша спектакля «Гроза», показанного 29 марта 1896 г.
Товариществом драматических артистов московского театра Ф. Корша на сцене Закаспийского Общества велосипедистов г. Афиша юбилейного любительского спектакля «Гроза», показанного 14 ноября 1909 г. Афиша любительского спектакля «Гроза», показанного 16 апреля 1900 г.
Афиша спектакля «Гроза», показанного 28 января 1901 г. Труппой русских драматических артистов под управлением А. Нежданова на сцене Железнодорожного театра г. Афиша спектакля «Гроза», показанного 19 апреля 1892 г.
Товариществом русских драматических артистов под управлением Н. Скалон в доме А. Родзянко г. Афиша спектакля «Гроза», показанного 11 октября 1908 г.
Русскими драматическими артистами «Новой драмы» на сцене Народного дома г. Бахрушина Афиша спектакля «Гроза», показанного 8 сентября 1915 г. Труппой «Рабочего театра» под управлением А. Бренко на сцене Литературно-художественного кружка г.
Из фондов Музея Москвы. Афиша спектакля «Гроза», показанного 11 октября 1898 г. Товариществом московских драматических артистов под управлением Л. Линского на сцене Зала общественного собрания г.
Афиша спектакля «Гроза», показанного 18 февраля 1880 г. Афиша спектакля «Гроза», показанного 28 ноября 1910 г. Труппой драматических артистов под управлением Н. Аниной на сцене Народного дома г.
Бахрушина Афиша спектакля «Гроза», показанного 29, 30 ноября, 1 декабря 1880 г. Бахрушина Е. Образ Катерины стал мерилом творчества для многих великих русских актрис: Г. Федотовой, М.
Ермоловой, М. Савиной, П. Стрепетовой, Е. Найденовой, Е.
Рощиной-Инсаровой, А. Федотова в роли Катерины в спектакле «Гроза» Малого театра Москва. Неизвестный художник. Из частной коллекции.
Стрепетова в роли Катерины в спектакле «Гроза» Александринского театра. Савина в роли Катерины в спектакле «Гроза» Александринского театра. Пашенная в роли Катерины в спектакле «Гроза» Малого театра Москва. Найденова в роли Катерины в спектакле «Гроза» Малого театра Москва.
Рощина-Инсарова в роли Катерины в спектакле «Гроза» Александринского театра. Коонен в роли Катерины в спектакле «Гроза» Московского Камерного театра. Тарасова в роли Катерины в фильме «Гроза». Из фондов Президентской библиотеки им.
Ельцина Санкт-Петербург. До сих пор эта пьеса не выходит из репертуара отечественного театра. Об одной из интереснейших постановок творческого союза В.
История стара, как мир. Обуреваемая по-девичьи неисполнимыми мечтами, Катерина идет навстречу своей любви, забывая об устоях и приличиях. Вольно или невольно в эту историю оказались втянуты семья Катерины и жители города. Чувство долга борется с сердцем, готовность предостеречь, простить, скрыть беду от чужих глаз проявляют все участники драмы. В глазах Катерины — сразу видно, нет мира, в душе «что-то недоброе делается».
У Островского, как и у Косицкой, была своя семья, именно это обстоятельство помешало дальнейшему развитию отношений драматурга и актрисы. Косицкая была родом с Поволжья, но в 16 лет сбежала из дому в поисках лучшей жизни. Сон Катерины, по свидетельствам биографов Островского, был ничем иным как записанным сном Любови Косицкой. К тому же Любовь Косицкая чрезвычайно трепетно относилась к вере и церквям.
В одном из эпизодов Катерина произносит следующие слова: «… До смерти я любила в церковь ходить! Точно, бывало, я в рай войду, и не вижу никого, и время не помню, и не слышу, когда служба кончится… А знаешь, в солнечный день из купола такой светлый столб идёт, и в этом столбе ходит дым, точно облака, и вижу я, бывало, будто ангелы в этом столбе летают и поют». Премьера «Грозы» состоялась 16 ноября 1859 года на сцене Малого театра. В декабре 1859 года цензура разрешает пьесу к изданию.
Самостоятельным изданием «Гроза» выходит тоже в 1860 году.
Не был Островский ни славянофилом, ни западником, не был политиком, не был публицистом, не написал ни одного манифеста. Но жизнь он слышал всем существом поэта. В городе Калинове царит благолепие и порядок — не то что вокруг, в других местах, о которых жителям Калинова, задолго до появления телевизионной пропаганды, рассказывает странница Феклуша, не жалеющая красок о неправедности и дьявольских обольщениях в больших городах. И понятно, пишет Добролюбов, что «простой инстинкт самосохранения должен заставить ее не сказать хорошего слова о том, что в других землях делается». Потому что слушателям ее хочется считать, что в других местах куда хуже и страшней, чем в их отечестве. В анархии так уж и нет никакого начала: никто никому не указ, всякий на приказание другого может отвечать, что я, мол, тебя знать не хочу, и, таким образом, все озорничают и ни в чем согласиться не могут. Положение общества, подверженного такой анархии если только она возможна , действительно ужасно.
Гроза. Пьесы
Александр Островский Гроза. По-своему секрет Островского раскрыл Константин Райкин, поставив «Грозу» как трагический балаган. На первом Качаловском фестивале, проходящем в эти дни в Казани, казанскому зрителю представили драму «Гроза» Александра Островского, поставленную на сцене Воронежского камерного театра. Главная» Новости» Гроза островский афиша.