Новости что такое атомный ледокол

Новый российский атомный ледокол проекта 22220, который строится на верфи в Санкт-Петербурге, был назван «Сталинград». Атомный ледокол — морское или комбинированное («река-море») судно-атомоход, с ядерной силовой установкой, построенное специально для использования в водах. В начале сентября атомный ледокол проекта 22220 "Урал" прибыл на Кронштадтский морской завод для проведения планового ремонта. Новости предприятия.

«Арктика»: сверхледокол

Гребные винты атомохода 50 лет Победы Гребная установка ледокола также имеет ряд особенностей, поскольку ей приходится работать в гораздо более жестких условиях по сравнению с обычными судами. Для ледокольных двигателей характерны резкие перепады нагрузки, что связано с заползанием ледокола на лед и отходом назад. Двигатели в этих условиях должны быстро набирать полные обороты. Современные ледоколы могут иметь три и даже четыре винта. При четырехвинтовой схеме два находятся в задней и два в передней части. Так передние винты, вращаясь как бы выкачивают воду из-подо льда, тем самым ослабляя опору и обеспечивая его более быстрое разрушение. Ледокольный флот России В настоящее время Россия располагает самым многочисленным и мощным ледокольным флотом, состоящим из 55 судов, 4 из которых — это атомные ледоколы плюс атомный лихтеровоз «Севморпуть». Для сравнения, у США всего четыре тяжелых дизель-электрических ледокола, причем два из них эксплуатируются более 30 лет. Страны с самым мощным ледокольным флотом В октябре 2019 г. После оснащения и всесторонних испытаний боевой ледокол будет принят на вооружение в 2023 году.

К 2035 году в составе Арктического флота будет не менее 13 тяжелых ледоколов.

Основной способ транспортировки грузов по Севморпути — в сопровождении ледокола. После строительства атомных гигантов серии 22220 проводка судов по льдам стала гораздо проще. Эти ледоколы называют новыми покорителями Арктики. Для них даже трёхметровый лёд не препятствие. Ледоколы атомные — в этих краях сложности с дозаправкой судна, а у ядерных силовых установок большая автономность — на одном заряде судно может ходить до 7 лет. Сейчас эти ледоколы уже в строю и работают по всей акватории Севморпути — проводят суда через Баренцево, Карское, Море Лаптевых, Восточно-Сибирское и Чукотское моря. Фотографии и текст Славы Степанова 1.

Путь по северным морям искали давно. В итоге разработали генеральную карту Великой Северной экспедиции. Морской путь пытались освоить, чтобы добираться морем по северной границе Евразии, а не по южной. Для сравнения — от Мурманска до портов Японии по Севморпути около 6000 миль. В зависимости от ледовой обстановки, судно потратит на этот путь около 18 дней. А через Суэцкий канал — около 12 тысяч миль и 37 дней. Кроме того, на арктических трассах мало движения и уж точно не бывает пиратов. Но кратчайший путь из Европы в Азию большую часть года малопригоден для обычного судоходства.

При освоении Арктики суда исследователей не раз зажимало льдами, путешественникам приходилось по несколько месяцев ждать спасателей или добираться до земли пешком. Так было до появления новых атомных ледоколов. Атомный ледокольный флот России — единственный в мире. Больше ни у одной страны нет таких судов. Сейчас в состав флота входит 7 атомных ледоколов и единственное в мире транспортное судно с атомной установкой — «Севморпуть». Первым арктическим ледоколом в России был паровой «Ермак», который построили на английской верфи в 1898 году по заказу Российской Империи. А первый атомный ледокол — «Ленин». Судно построили в 1959 году.

С него и началась история атомного ледокольного флота России. Самые новые ледоколы в строю — из проекта 22220. Сейчас это самые большие и мощные ледоколы в мире. Это суда с уникальной двухосадочной конструкцией. Особые цистерны в бортах и днище балластные танки позволяют судну менять осадку и работать как в северных морях, так и в устьях сибирских рек. Головной универсальный атомный ледокол по проекту 22220 ввели в эксплуатацию в 2020 году. Судно назвали «Арктика» — в честь легендарного ледокола, который первым достиг Северного полюса в надводном положении и прошёл в общей сложности более миллиона миль. А с 2022 году в Росатомфлоте работают ещё два его «брата-близнеца» — ледоколы «Сибирь» и «Урал».

Все ледоколы проекта 22220 работают в акватории Севморпути. Четвёртое судно серии, «Якутия», уже достраивается на плаву и к концу 2024 года встанет в строй. Пятое, «Чукотка», готовится к спуску на воду. Ещё два, «Камчатка» и «Сахалин», готовятся закладке. Длина каждого ледокола проекта 22220 около 173,3 м, ширина — 34 м. Толщина льдов на Северном морском пути обычно не превышает 3 м, поэтому современные ледоколы способны пройти акваторию Севморпути в любое время года. Ядерная энергетическая установка каждого ледокола состоит из двух реакторов по 175 МВт каждый. Они почти в 2 раза легче и дешевле атомных установок, которые использовались прежде — за счёт того, что парогенераторы теперь находятся внутри реактора.

Мощность на валах достигает 60 МВт — примерно 81,5 тыс. Для сравнения, на ледоколе «50 лет Победы» мощность на валах 55 МВт, 75 тыс. Ядерные реакторы обеспечивают максимальную автономность — ледоколы могут работать без перезарядки около 7 лет. Атомоходы фактически не привязаны к портам — даже продукты на них обычно доставляют на других судах. Термин «переменная осадка» значит, что судно может при необходимости подниматься и опускаться в воде. Когда ледокол выходит на глубину, специальные емкости внутри заполняются водой и судно погружается.

Главная их особенность и отличие от советских атомоходов — двухосадочность. На борту судов этого типа есть балластные цистерны. При работе в океане цистерны заполняются водой и осадка составляет 10,5 метра. Если нужно зайти в устье сибирской реки — например, Енисея — цистерны опустошаются и осадка уменьшается до 8,55 метра. В советское время для двух этих задач пришлось построить два типа атомных ледоколов. На ледоколах проекта устанавливаются два водо-водяных реактора РИТМ-200 мощностью по 60 мегаватт.

Для «Арктики» разработали новый тип реактора, новые турбины, более совершенную систему управления реакторами. Но главное — у него серьёзно выросла лёдопроходимость. В августе 1977 года «Арктика» совершила легендарный поход до Северного полюса всего за неделю. За 7 суток и 8 часов ледокол преодолел 2528 миль и впервые в мире достиг в активном плавании географической точки Северного полюса. Это можно сравнить с выходом человека в космос! После спуска на воду «Арктики» в течение 15 лет Балтийский завод выпустил пять ледоколов этого проекта. Два из них, «Ямал» и «50 лет Победы», сегодня действующие. Каюты с ванной, игровая комната и свежие фрукты круглый год: как устроен быт экипажа атомного ледокола Атомный ледокол «Ямал» «Ямал» — один из семи действующих сегодня ледоколов. Его начинали строить в Советском Союзе в 1986 году, а достроили — уже в России. Функциональность была серьёзно перепрофилирована. Судно планировали использовать для работы на Северном морском пути, однако почти сразу оно стало ещё и туристическим — только не южным, а северным. На судне оборудовано 50 гостевых кают. Туристические фирмы называют его «Повелитель Арктики». А ещё «Ямал» — единственный улыбающийся ледокол. Акулья улыбка на нём появилась в 1994 году, когда «Ямал» впервые повёз детей в туристический круиз на Северный полюс. Дети были в полном восторге — и улыбка стала брендом «Ямала». Ледоколы для сибирских рек Чтобы доставить грузы по Северному морскому пути, мало пройти море — нужно суметь войти в устье рек, чтобы добраться до городов и предприятий. Специально для этого были созданы мелкосидящие атомные ледоколы «Таймыр» и «Вайгач». Они проводят грузовые суда в устьях Оби и Енисея. Атомные ледоколы для сибирских рек немного отличаются конструкцией. Чтобы свободно работать в устьях сибирских рек, их осадка на три метра меньше, чем у морских ледоколов проекта «Арктика». Отличается и их ядерная энергетическая установка: у мелкосидящих атомных ледоколов не два реактора, как у больших морских, а только один. Но мощность этих ледоколов на валу больше, чем у первого атомного ледокола «Ленин» с его тремя реакторами! А можно прокатиться на атомном ледоколе? Если: работать моряком. Атомный ледокол — это судно со своей командой. Сейчас, например, тут есть вакансии матроса, механика, машиниста, сварщика и даже вахтенного помощника капитана; работать атомщиком. Сердце атомного ледокола — его реакторы, которые требуют такого же трепетного внимания, как реактор любой АЭС. И инженер АЭС вполне может стать инженером атомного ледокола, если захочет; быть учёным. Атомные ледоколы берут на борт научно-исследовательские экспедиции. Высокие широты — очень интересное поле для исследований, и атомные ледоколы дают учёным уникальную возможность попасть в Арктику и собрать бесценный материал; купить круиз.

Ледоколы — уникальный атомный потенциал России

В первую очередь, планируется проводка танкеров или газовозов ледового класса. В зависимости от разных условий, прохождение судов по всей длине Севморпути за ледоколом будет занимать не более 15-20 суток. Таким образом, появление нового тяжелого атомного ледокола позволит ускорить перевозки по Севморпути и оптимизировать их экономическую составляющую. В конечном итоге это положительно скажется на общем грузообороте. Наша страна сможет нарастить свои перевозки и торговлю, а также заработать на обеспечении прохода иностранных судов. Севморпуть В настоящее время развитие инфраструктуры и судоходства в Арктике является одним из ключевых направлений. Развитие этого важнейшего транспортного коридора позволит России полнее раскрыть свой экспортный потенциал, наладить эффективный логистический маршрут, в том числе в Юго-Восточную Азию. Владимир Путин Президент Российской Федерации Освоение Арктики не зря считается одним из важнейших и наиболее амбициозных логистических направлений в 21 веке. К примеру, чтобы добраться от Южной Кореи до Лондона, нужно преодолеть около 14 тысяч километров. Через Суэцкий канал длина пути увеличивается до 23 тысяч километров. Из-за таяния арктических льдов главным альтернативным маршрутом стал Северный морской путь — он значительно сокращает протяженность маршрута, время, а соответственно — затраты на логистику.

При СССР пик перевозок по нему составлял 6,5 миллиона тонн, а в 2021 году достиг 34,9 миллиона тонн. К 2026 году планируемый объем может составить 100 миллионов тонн. За время существования СССР исследования Арктики и Северного морского пути велись активно и всеми возможными средствами, однако в стране тогда не было необходимых ресурсов: ни технологических, ни финансовых, ни кадровых. Работу в этом направлении удалось усилить в 1970-1980-е годы. Это было связано с достижениями науки и техники, в том числе, с постройкой атомного ледокольного флота: с 1960 года в состав флота вошел атомный ледокол «Ленин», с 1974 года в строй начало входить семейство ледоколов «Арктика». Россия сегодня продолжает освоение и использование Северного морского пути. Дело в том, что Севморпуть значительно масштабнее Северо-Западного прохода морской путь через Северный Ледовитый океан вдоль северного берега Северной Америки через Канадский Арктический архипелаг , соединяющий Атлантический и Тихий океаны.

Атомный ледокол Ленин Каким способом ледокол ломает лед зависит от его толщины.

При незначительной толщине ледокол разрезает его носовой частью, а затем раздвигает, создавая позади себя свободное пространство. Мощный ледовый покров ледокол преодолевает, наползая на льдины и разламывая их за счет своего веса. Существует несколько приемов создания проходов во льдах, в частности, с помощью крена и балластной цистерны. Преодоление льда с помощью крена Для современных российских атомных ледоколов класса «Арктика» совершенно не имеет значения какой толщины лед. Преодоление льда с помощью балластной цистерны В настоящее время эксплуатируются ледоколы двух типов дизель-электрические и атомные. Движение судна осуществляется по следующей схеме: судовой двигатель приводит в действие электрогенератор, а тот в свою очередь — электродвигатель, от которого вращаются гребные винты. Гребные винты атомохода 50 лет Победы Гребная установка ледокола также имеет ряд особенностей, поскольку ей приходится работать в гораздо более жестких условиях по сравнению с обычными судами. Для ледокольных двигателей характерны резкие перепады нагрузки, что связано с заползанием ледокола на лед и отходом назад.

Двигатели в этих условиях должны быстро набирать полные обороты. Современные ледоколы могут иметь три и даже четыре винта.

Есть в составе флота и единственный в мире атомный контейнеровоз «Севморпуть», способный следовать во льдах толщиной до 1 метра. Для чего нужно столько атомных ледоколов? Но о свободной навигации без сопровождения ледоколами в ближайшие годы не может быть и речи. Одна из основных задач ФГУП «Атомфлот», которое занимается эксплуатацией и обслуживанием атомных ледоколов, — обеспечить более активное использование Северного морского пути и расширить тот интервал, когда прохождение СМП возможно.

Сверхранний рейс огромного длиной 300 метров газовоза «Кристоф де Маржери» был выполнен в мае 2020 года, а сверхпоздний — в январе 2021-го. То есть, навигация в сопровождении ледоколов длится практически 8-9 месяцев! По итогам 2021 года общий объем перевозок в акватории Северного морского пути составил 34,85 млн т при плановом значении 32 млн т. Источник: Фонд «АТОМ» Северный морской путь — это безопасный транспортный коридор, который проходит в пределах территориальных вод и исключительной экономической зоны России. Он может активно использоваться для альтернативных маршрутов экспорта продукции в дружественные страны. Путь через российскую Арктику почти в два раза короче.

От Мурманска до портов Японии около 6 тысяч миль, если идти через Суэцкий канал — более 12 тысяч.

Появление универсальных ледоколов позволит снизить стоимость проводки в 1,5-1,8 раза, что приведет к удешевлению перевозок Северным морским путем. Строительство «Арктики» велось на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге по заказу госкорпорации «Росатом». Его место на верфи заняли два новых серийных ледокола «Сибирь» и «Урал», которые сегодня уже также спущены на воду. В августе 2019 года «Росатом» и Балтзавод подписали контракт на строительство третьего и четвертого атомных ледоколов серии ЛК-60Я. Между тем флагман проекта уже полностью достроен и оборудован. К 4 мая 2018 года была завершена работа над настройкой ледокола, начались швартовые испытания. Как только атомоход пройдет ледовые испытания, он сможет начать работать в арктических широтах. Читайте также Ледоколы Арктики: самый мощный ледокольный флот в мире Атомные и дизельные ледоколы России обеспечивают работу Северного морского пути и освоение природных богатств Арктики Время автономного плавания «Арктики» беспрецедентно: перезагрузка ядерного топлива кассетного типа с низким обогащением урана-235 необходима лишь один раз в семь лет.

Для сравнения: за тот же период дизельный ледокол потратил бы 540 тысяч тонн дизельного топлива. Реакторная установка РИТМ-200 может непрерывно работать в течение 26 тысяч часов, и расчетный срок ее службы достигает 40 лет. Это инновационная разработка, не имеющая зарубежных аналогов, создана в одном из старейших конструкторских бюро атомной отрасли «ОКБМ Африкантов» в Нижнем Новгороде. А абсолютную безопасность работы реакторов обеспечивает прочная защитная оболочка из стали, воды и бетона.

Спущен на воду атомный ледокол «Якутия»

На атомном ледоколе "50 лет Победы" установлены 2 ядерных реактора мощностью по 170 Мегаватт каждый. Побывать на головном универсальном атомном ледоколе «Арктика», да еще на экскурсии у самого капитана — сбывшаяся мечта нашей корреспондентки. За счет атомных ледоколов России удалось наладить существенный грузопоток на Северном морском пути.

Строящийся атомный ледокол «Якутия» полностью укомплектован ядерным топливом

Заказчиком всей серии выступает "Атомфлот", исполнителем — петербургское непубличное акционерное общество "Балтийский завод". Между Балтийским заводом и "Атомфлотом" заключено три контракта на строительство пяти атомных ледоколов серии 22220: — головной "Арктики" стоимостью 37 млрд рублей; — "Сибири" и "Урала" стоимостью 84,4 млрд рублей; — "Якутии" и "Чукотки" стоимостью 100 млрд рублей без НДС. В ноябре 2022 года спустили на воду третий атомный ледокол "Якутия" проекта 22220, он стал проектом года в судостроении по версии "Делового Петербурга". Лента новостей.

Ледоколы класса «Арктика» Основная статья: Ледоколы типа Арктика Ледоколы класса Арктика — основа российского атомного ледокольного флота: 6 из 10 атомных ледоколов относятся к классу Арктика. Так как эти ледоколы строились в течение тридцати лет, между ними есть некоторые различия. Как правило, новые ледоколы быстрее, мощнее и требуют для эксплуатации экипажи меньшей численности. Между корпусами располагаются цистерны водного балласта, которые служат для изменения дифферента в сложных ледовых условиях. Некоторые суда покрыты специальным полимером для уменьшения трения. Ледоколы этого класса могут ломать лёд, двигаясь как вперёд, так и назад. Эти корабли спроектированы для работы в холодных арктических водах, что усложняет эксплуатацию ядерной установки в тёплых морях. Отчасти поэтому пересечение тропиков для работы у берегов Антарктиды в число их задач не входит.

Самыми мощными в мире на сегодняшний день являются суда проекта 22220 нового поколения — атомные ледоколы «Арктика», «Урал» и «Сибирь» — 60 МВт каждый. Под операционным контролем предприятия находятся 23 линейных ледокола в том числе 7 мелкосидящих , а также 11 вспомогательных, портовых ледоколов и ледокольных буксиров. Под техническим наблюдением Российского морского регистра судоходства на российских верфях находятся 8 ледоколов в разной стадии постройки. Среди них заложенный в 2021 году будущий мировой чемпион — головной сверхмощный атомный ледокол проекта 10510 «Лидер» мощностью 120 МВт.

Разместиться в шлюпках можно, сидя по периметру в один ряд. Запаса продовольствия должно хватать дней на десять. Обогревается шлюпка через небольшой дизельный генератор, внутри есть навигационный компас и ракетница, через люк в крыше можно подышать свежим воздухом. Насчет наличия туалета там он не уверен. Балтийский завод мог бы без проблем их сделать, уверен он. Мы только слушаемся и покупаем то, что он выбрал», — подчеркнул замруководителя проекта «Арктика». Для Игоря Чунихина места в шлюпке нет — он в этот раз во льды Заполярья не идет. Никогда там не был и очень хочет, но слишком много человек на борт не берут, условия испытаний пытаются приблизить к реальным.

Самые мощные ледоколы мира: как они работают и на что способны

Головной ледокол проекта 22220 «Арктика» вошёл в состав российского атомного флота. Головной атомный ледокол "Арктика" проекта 22220 был сдан Балтийским заводом в октябре 2020 года. Атомный ледокол «Арктика» прославился тем, что он был первым судном, которому удалось достичь Северного полюса. Атомный ледокол проекта 22220 «Урал» возвращается на Северный морской путь после проведения планового гарантийного обслуживания.

Самые мощные ледоколы мира: как они работают и на что способны

Сегодня у России в эксплуатации находятся 41 ледокол: 34 дизельных и 7 атомных. 11. После первого атомного ледокола «Ленин» в СССР разработали серии тяжёлых и мелокоосадочных ледоколов. Атомный ледокол «Арктика» сделает перевозки по Северному морскому пути дешевле и быстрее. Атомный ледокол проекта 22220 «Урал» возвращается на Северный морской путь после проведения планового гарантийного обслуживания. Если атомный ледокол «50 лет Победы» способен преодолевать лед толщиной 2,8 м, то атомоходы проекта 22220 — до 3 м. Универсальный атомный ледокол «Урал» — второй серийный и третий по счету ледокол проекта 22220.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий