В это время офицер СС поздравлял русского актера Всеволода Блюменталь-Тамарина с идеальной пародией на Сталина – никто не слышал, чтобы вождя изображали в динамик так похоже, как это делал Всеволод. Все́волод Алекса́ндрович Блюмента́ль-Тама́рин — российский и советский актёр, режиссёр и литератор. Сын актёров А. Э. и М. М. Блюменталь-Тамариных. Все́волод Алекса́ндрович Блюмента́ль-Тама́рин — российский и советский актёр, режиссёр и литератор. Сын актёров А. Э. и М. М. Блюменталь-Тамариных. Предательство Блюменталь-Тамарина не осталось не замеченным в Москве и уже в 1942 году его приговорили к смертной казни.
Всеволод Блюменталь-Тамарин
Нежданова , Н. Обухова , Л. Собинов , танцевали Е. Гельцер и В. Тихомиров , играл Генрих Нейгауз. Однако, Блюменталь-Тамарин тогда же ушёл из Театра Корша , где играл, собрал собственную труппу и создал Московский передвижной театр. Начались многочисленные гастроли, благодаря которым он не только мог ускользать из-под мелочной опеки театрального начальства, но успешно избегал надзора «органов», — скорее всего, благодаря этому Блюменталь-Тамарин и уцелел в период массовых репрессий 1930-х годов. Единожды снялся в кино — «На дальней заставе» 1940, режиссёр Евгений Брюнчугин. В 1941 году ему исполнилось 60 лет. В мае 1941 Блюменталь-Тамарин отправился в гастрольную поездку с программой, посвящённой 100-летию со дня смерти М. Война застала его в Черновцах.
Прервав гастроли, он вернулся в Москву и, захватив ценные вещи и архив, перебрался с семьёй на дачу в Новый Иерусалим — рядом с Истрой , в 60 км от Москвы, рядом с Волоколамским шоссе. По свидетельству очевидца, во время приближения немцев Блюменталь-Тамарин говорил: «Они нас не тронут — я же немец» его отец был немцем по национальности [6]. Деятельность во время оккупации[ править править код ] В ноябре 1941 года немецкие войска заняли Истру. Блюменталя-Тамарина они действительно не тронули, а привлекли к сотрудничеству. Вместе с женой, актрисой Инной Александровной Лощилиной 1901—1974 , и падчерицей он посетил Берлин.
Артиста приветствовали титулованные коллеги, а нарком просвещения Луначарский со сцены зачитал постановление правительства о присвоении Блюменталю-Тамарину звания «Заслуженный артист РСФСР». Мария Михайловна Блюменталь-Тамарина умерла в 1938 году. Несмотря на то, что в стране бушевал «Большой террор», актриса ушла из жизни по естественным причинам. Но ее репутация для сына оставалась настоящей броней: несмотря на сомнительные эпизоды его биографии, репрессии обошли Блюменталя-Тамарина стороной. К своему 60-летию в 1941 году артист готовил программу, основанную на произведениях Лермонтова. С ней он и отправился на гастроли в начале лета. Начало войны застало его в Черновцах. Блюменталь-Тамарин вместе с женой и дочерью срочно вернулся в Москву. Ему за свою судьбу беспокоиться на приходилось: в числе других известных актеров он получил право на эвакуацию вместе с семьей. Уезжать, однако, Всеволод Александрович не собирался. Много времени он проводил на своей даче под Новым Иерусалимом. Как потом выяснится, туда он свозил ценные вещи и архив. К нему не раз приезжали представители властей, вежливо интересуясь, когда артист собирается эвакуироваться. Каждый раз Блюменталь-Тамарин находил предлог для отсрочки. Когда закипели бои на ближних подступах к Москве, он и вовсе исчез. Когда территорию захватили гитлеровцы, он вышел к ним, сообщил, что является наполовину немцем и хочет помогать великой Германии. Уже в январе 1942 года он оказался в Берлине. А 2 февраля 1942 года он впервые выступил по радио, обращаясь с призывом к советским гражданам не защищать сталинский режим и подчиниться «немцам-освободителям». С этого момента его пропагандистские выступления стали регулярными. Иногда, имитируя голос Иосифа Сталина, он зачитывал несуществующие приказы и распоряжения советского командования. В общем, ведомство Геббельса было им очень довольно. Оценили новую деятельность Блюменталя-Тамарина и в Москве, где ему заочно вынесли смертный приговор. Помимо выступлений по радио, актер писал статьи для коллаборационистской прессы.
Он не жалел слов, чтобы извалять их в грязи, а вместе с ними и социалистический строй. На обомлевшего слушателя обрушился не просто ушат словесных помоев, а водопад самых гнусных измышлений. В своих выступлениях предатель призывал их не поддерживать «кровавый режим палача Сталина» и переходить на сторону «несущей свободу и европейские культурные ценности армии Великой Германии», а население оккупированных территорий убеждал в необходимости «всемерного содействия установлению нового порядка на землях, освобождённых от тирании большевиков». Столь невероятный нравственный и политический кульбит Блюменталь-Тамарина не могли представить не только его поклонники, но и коллеги по сцене. Всего полгода назад этот баловень судьбы и Мельпомены купался в лучах славы и пел оды советской власти и её вождям. Если бы не война…» Так начинается эта книга. История жизни Блюменталь-Тамарина у нормального человека вызывает как минимум неприязнь, скорее даже брезгливость. Известный театральный деятель, воспитанник и любимец богемы и убеждённый монархист, после революции он мгновенно переметнулся к большевикам. Но когда в Харькове его застало наступление Деникина, тут же встал под знамёна Белой гвардии. Более того, принял активное участие, собирая пожертвования на борьбу с «жидо-комиссарской заразой».
В первую очередь — он ставил антисоветские спектакли на оккупированных территориях, но это еще не так страшно, в конце-то концов велика ли была аудитория этих выступлений? Какой большой они могли получить охват? Очевидно, что очень небольшой. По-настоящему дьявольское коварство Блюменталь-Тамарина раскрылось вот в чем: за долгие годы советской власти артист, изначально очень склонный к жанру пародии, здорово поднаторел в том, чтобы подражать голосам первых лиц страны. Особенно, конечно, Сталину. Блюменталь-Тамарин научился идеально снимать сталинский грузинский акцент, повторять особенности дикции, учитывать специфику лексического разнообразия речи генерального секретаря. Отличить его игру от речи настоящего Сталина было весьма непросто, поэтому он начал выступать по радио с вымышленными новостями, где от лица Сталина рассказывал о скором неминуемом поражении СССР, зачитывал вымышленные постановления и прочую осознанную дезинформацию. В Москве это предательство Блюменталь-Тамарина не оказалось незамеченным: в 1942 году его заочно приговорили к смертной казни. Впрочем, до скамьи подсудимых предатель так и не добрался: 10 мая 1945 года его нашли повешенным на дереве в небольшой немецкой деревушке.
Всеволод Блюменталь-Тамарин и Виктор Правдюк
Лента новостей Друзья Фотографии Видео Музыка Группы Подарки Игры. Предатели с Андреем Луговым Всеволод Блюменталь-Тамарин. 11 февраля 1993 года решением Генпрокуратуры РФ был реабилитирован заслуженный артист РСФСР Всеволод Александрович Блюменталь-Тамарин. Ловко имитируя голос Сталина, Блюменталь-Тамарин озвучивал фальсифицированные указы советского правительства. История о том, как архив Всеволода Блюменталь-Тамарина попал к Алле Демидовой, заслуживает отдельного рассказа.
Егор Яковлев / Всеволод Блюменталь-Тамарин: жизнь советского предателя и возмездие.15.03.2024
Актриса Алла Демидова ,оказалось, косвенно связана с Блюменталем-Тамариным | Операция «Ринг» главным героем стал предатель Блюменталь-Тамарин. |
Auf Russisch: из личного архива Всеволода Блюменталь-Тамарина | Всеволод Александрович Блюменталь-Тамарин за измену Родине еще в 1942 году был приговорен к смертной казни Военной коллегией Верховного суда СССР. |
Евгений Весник. Сто метров войны | Предательство Блюменталь-Тамарина не осталось не замеченным в Москве и уже в 1942 году его приговорили к смертной казни. |
Евгений Весник. Сто метров войны | Блюменталь-Тамарина вместе с его радиостанцией переправили в Кенигсберг, заодно поручив вести пропаганду среди военнопленных. |
Боксер из Ленинграда мог убить Гитлера в 43-м
Но когда в Харькове его застало наступление Деникина, тут же встал под знамёна Белой гвардии. Более того, принял активное участие, собирая пожертвования на борьбу с «жидо-комиссарской заразой». Но выбор оказался преждевременным. Под ударами Красной армии Деникин был разбит, и Блюменталь-Тамарин не успел сбежать с остальными.
Но в ЧК, что неожиданно, он не был ни расстрелян, ни сослан. Сам Луначарский поучаствовал в его судьбе — главному просветителю революционных масс был нужен яркий человек, принадлежавший театру. Так трижды предатель оказался в услужении Советов.
Умелый приспособленец быстро нашёл тёплое место, славя новую власть. В то время как весь народ перебивался с хлеба на воду, он жил на широкую ногу. Война снова сбросила маски.
Просидев 12 дней, вышли на улицу и с радостью увидели немецкого солдата. Всеволод Александрович всячески показывал свою услужливость немецкой власти, не забывая напоминать, что его родной отец немец. Немецкие солдаты вещают через мобильную установку на позиции Красной армии. Блюменталь-Тамарин принял активнейшее участие в действиях геббельсовской организации «Винета», которая без устали агитировала за поражение советской страны.
Организация работала по национальным секциям, всячески разжигая в каждом народе СССР чувство собственной исключительности и ненависть к другим. Снимали фальшивые пропагандистские фильмы о том, что на работах в Третьем рейхе граждан с Востока ждёт сытная жизнь. Для радиопропаганды было задействовано 35 мощных радиоцентров. Для «Винеты» Блюменталь-Тамарин стал бесценной находкой.
Его коронными номерами были фальсификации. В силу актёрского таланта ему удавалось похоже копировать голос Сталина. В таких выступлениях «Верховный главнокомандующий» заявлял о том, что СССР обречён, Красная армия не имеет сил противостоять немцам, поэтому вскоре грядёт капитуляция. Позднее артист напишет, что в таких выступлениях был весь смысл его существования.
Свои 600 рейхсмарок оклада Блюменталю-Тамарину приходилось отрабатывать не только на радио, но и в газете. В «Новом слове» он вошёл в число ведущих авторов. Нашлась у него для фашистов и тайком «сляпанная» книжонка «Москва жидовская», где он с невероятной ненавистью говорит о евреях. Не раз актёр ездил в концлагеря, призывая измученных людей присоединяться к «новому порядку», который принесёт им комфорт.
Даже в «Винете» он умудрялся время от времени писать на своих коллег по перу доносы в гестапо. В сценическом образе, в театре в Германии В сценическом образе, в театре в Германии 27 марта 1942 года Всеволод Александрович Блюменталь-Тамарин был заочно осуждён Военной коллегией Верховного суда СССР и приговорён к высшей мере наказания. Сотрудникам органов госбезопасности была поставлена задача — привести справедливый приговор в исполнение. Дело решили поручить Игорю Миклашевскому.
Он был в отличной физической форме.
К нему не раз приезжали представители властей, вежливо интересуясь, когда артист собирается эвакуироваться. Каждый раз Блюменталь-Тамарин находил предлог для отсрочки. Когда закипели бои на ближних подступах к Москве, он и вовсе исчез. Когда территорию захватили гитлеровцы, он вышел к ним, сообщил, что является наполовину немцем и хочет помогать великой Германии. Уже в январе 1942 года он оказался в Берлине.
А 2 февраля 1942 года он впервые выступил по радио, обращаясь с призывом к советским гражданам не защищать сталинский режим и подчиниться «немцам-освободителям». С этого момента его пропагандистские выступления стали регулярными. Иногда, имитируя голос Иосифа Сталина, он зачитывал несуществующие приказы и распоряжения советского командования. В общем, ведомство Геббельса было им очень довольно. Оценили новую деятельность Блюменталя-Тамарина и в Москве, где ему заочно вынесли смертный приговор. Чтобы понять, что это были за статьи, достаточно привести отрывок из публикации в газете «Новое слово» за март 1942 года: «Театральные студии руководились жидами Любимовыми-Ланскими бывшим провизором из Елизаветграда , Леонидовым, Таировым Корнблит , Раппопортом театр Вахтангова и тысячью других евреев, создавших чуть ли не при каждом заводе театральные студии, школы и так называемые самодеятельные кружки.
Сеть этих ловушек для русской молодежи выпускала десятки тысяч полуграмотных, с блатным одесским языком, бездарных и чудовищно наглых актеров, не знающих ни истории русского театра, ни русской литературы, ни русской драматургии. Руководимые Мейерхольдом и его учениками, они роились как навозные мухи в весенний день. Интересно, конечно, читали ли в 1993 году люди, принимавшие решение о реабилитации Блюменталя-Тамарина, эти его, с позволения сказать, работы? Когда началась война, Миклашевскому было 23 года. Умер он в 1990 г. Фото из личного архива Владимира Коновалова.
Кулаком по фюреру. Почему боксер Миклашевский не смог убить ГитлераПодробнее Дядя и племянник В 1943 году в Берлине появился племянник артиста, бывший боец Красной армии Игорь Миклашевский. В СССР он подрался с офицером и был приговорен к службе в штрафной роте. После проверки его поселили у дяди, который крайне обрадовался воссоединению с племянником. Правда, Блюменталь-Тамарин не знал, что вся история о драке и штрафной роте — это легенда, придуманная органами советской разведки. Чемпион Ленинграда по боксу был послан в глубокий тыл с заданиями особой важности.
Считается, что главным из них была ликвидация самого Адольфа Гитлера. Но этот план был отменен в связи с изменением обстановки на фронте.
Студенты выбросили в окно полицейского сексота, из-за чего 30 человек были отчислены с запретом на обучение. Тогда неунывающий юноша уехал в Вильно и поступил там в оперетту, а позже переезжал из города в город, пока не оказался в Харькове. Актёр Всеволод Блюменталь-Тамарин. То, что Всеволод сам возглавлял труппу, давало ему возможность блистать в главных ролях. В 1931 году какой-то бывший чекист испортил актёру вечер в Харькове. Мужчина не только слушал, как артист вдохновенно читает стихи и рассказывает актёрские байки, но подошёл к нему и признался, что это он должен был расстрелять Блюменталя как предателя, ведь в белой контрразведке из-за него до смерти запытали девушку Лизу. Блюменталь побледнел и пролепетал что-то о том, что он-де был оправдан красными.
Незнакомец ушёл, но вечер оказался испорчен, и вдохновение не вернулось — слишком велик был страх перед прошлым. В 1940 году актёр даже сыграл роль диверсанта в картине «На дальней заставе». Словно предчувствовал дальнейшую судьбу. Ждал нацистов Когда началась война, Блюменталю было 60 лет. Он сразу же прервал гастроли труппы, шедшие на западе Украины, и метнулся в Москву, где его ждала жена бывшая балерина и модель Инна Лощилина , а оттуда благоразумно переехал на дачу, которая находилась в Новом Иерусалиме под Истрой. Его соседями были актёры и певцы, среди которых были Освальд Глазунов и Иван Жадан. Когда немцы подошли вплотную, многие хотели эвакуироваться. Попытки уехать были и у жены Блюменталя Инны. Власти составляли списки желающих, но артист как будто и в ус не дул, отговариваясь от эвакуации под благовидными предлогами.
Наоборот, словно что-то зная, он отговаривал Инну и знакомых от эвакуации. У актёра был свой козырь в рукаве — по паспорту он числился немцем, хотя немцем был только его дедушка. Позже выяснится, что Блюменталь готовился к приходу нацистов: он заранее свёз на дачу все ценные вещи и семейный архив.
Егор Яковлев / Всеволод Блюменталь-Тамарин: жизнь советского предателя и возмездие.15.03.2024
ФИО: Блюменталь-Тамарин Всеволод Александрович. Дополнительные материалы: (ФАЙЛ) Всеволод Александрович Как Всеволод Блюменталь-Тамарин жил в первой половине 1941 года? Всеволод Александрович Блюменталь-Тамарин (16 июня 1881, Санкт-Петербург, Российская империя — 10 мая 1945, Мюнзинген, Германия) — российский и советский актёр, режиссёр и литератор.
Дядя-изменник и племянник-герой
В отличие от многих других изменников Всеволод Блюменталь-Тамарин закончил жизнь так, как этого заслужил. В октябре 1941 года, когда немецкие войска рвались к Москве, известный советский актер Всеволод Александрович Блюменталь-Тамарин, бросив свой театр, спрятался с женой на даче в поселке Манихино неподалеку от Истры. В «послужном списке» Всеволода Блюменталь-Тамарина – звание Заслуженного артиста РСФСР, два смертных приговора, сотрудничество с фашистами, смерть при невыясненных обстоятельствах и весьма сомнительная реабилитация. В октябре 1941 года, когда немецкие войска рвались к Москве, известный советский актер Всеволод Александрович Блюменталь-Тамарин, бросив свой театр, спрятался с женой на даче в поселке Манихино неподалеку от Истры. Блюменталь-Тамарин принял активнейшее участие в действиях геббельсовской организации «Винета», которая без устали агитировала за поражение советской страны. Блюменталь-Тамарин предлагал отдать небольшие наделы земли крестьянам, так как их количество и так в войну заметно снизилось и поэтому останется еще достаточно земли немецким крестьянам, которые добровольно переселятся в Россию и смогут тем самым.
Отмена реабилитации Блюменталя-Тамарина
Да и после окончания Гражданской войны частенько позволял себе не совсем лояльные к власти высказывания. Самое невероятное в его судьбе заключается в том, что его не арестовали, не отправили в лагеря, а даже помогали с гастролями. Но переход на сторону немцев, видимо, переполнил чашу терпения. Весной 1942 года Всеволод Блюменталь-Тамарин был заочно приговорен к смертной казни. Немцы поспешили переправить ценного пропагандиста подальше от фронта, опасаясь «акции возмездия» со стороны советских диверсантов. Сперва Блюменталь-Тамарин отправился в Варшаву, а оттуда переехал в Берлин. Где продолжал ставить пьесы и пародировать Сталина. Его принимают в высшем обществе Третьего рейха, русско-немецкому актеру благоволит Геббельс. Даже не подозревая о том, что именно этот человек должен стать своеобразной «отмычкой», которая поможет вскрыть системы безопасности Германии и позволит подобраться советским диверсантам к ее верхушке. Подготовка, заброска, легализация Идея использовать Блюменталь-Тамарина в качестве «отмычки» пришла в голову начальнику третьего отдела Секретнополитического управления НКВД Виктору Ильину.
В конце 30-х годов именно его отдел курировал работу с творческой интеллигенцией. Так что Ильин частенько бывал в «салоне Августы Миклашевской» и знал о родственных связях ее семьи с предателем. Поздней осенью 1941 года, через несколько недель после перехода Блюменталь-Тамарина на сторону немцев, в командирский блиндаж зенитной батареи, которая располагалась на берегу Ладожского озера и обеспечивала прикрытие караванам эвакуируемых из Ленинграда, был вызван сержант Игорь Миклашевский. В блиндаже его ждал комиссар госбезопасности. Генерал по армейским меркам довольно долго мучил Миклашевского вопросами о жизни, увлечениях, родственниках, политических установках. А в конце беседы сказал: «Собирайся, тебя отзывают в Москву». Через несколько часов спецсамолетом Миклашевский был доставлен в столицу. Который без обиняков спросил: готов ли Миклашевский выполнить специальное задание в тылу врага. Игорь согласился не раздумывая и вскоре был переправлен под Киров.
Кстати, именно туда был эвакуирован театр, в котором в тот период работала его мать. Так что эту поездку можно было рассматривать как отпуск, если бы не одно «но». К спецзаданию, о сути которого Миклашевский узнал перед самой заброской, боксера готовили целый год. А задание было не просто опасным, а фактически смертельным. Миклашевский должен был перейти через линию фронта, сдаться немцам, рассказать о своем родстве с Блюменталь-Тамариным и попытаться переехать в Берлин. Где должен был с помощью русско-немецкой актрисы Ольги Чеховой разработать операцию по ликвидации верхушки Третьего рейха. Зимой 1942 года Миклашевский перешел линию фронта, вышел к немецким позициям и на хорошем немецком попросил доставить его к начальству. Сообщение о сдаче в плен русского, хорошо говорившего по-немецки и утверждавшего, что имеет отношение к влиятельным лицам, быстро прошло по цепочке, и вскоре Миклашевский оказался в гестапо. Там довольно быстро выяснилось, что у Блюменталь-Тамарина, уже успевшего себя зарекомендовать как весьма полезного для нацистов пропагандиста, действительно имеется племянник Игорь Миклашевский.
Для дальнейшего разбирательства русского отправляют в Берлин. Встреча родственников проходила под неусыпным контролем немецких спецорганов. Но довольно быстро они поняли, что племянник не «подстава», а действительно советский боксер Игорь Миклашевский. А вот дальше задание застопорилось.
Но все обошлось благополучно, если не считать нескольких пробоин в фюзеляже. В Москве началась тщательная и скрупулезная подготовка, отработка легенды, изнуряющие тренировки. Но о конкретном задании — ни слова, он знал только о том, что ему предстоит длительное время находиться в глубоком тылу врага, проявить себя и завоевать доверие, а главное — выступать на ринге на любых соревнованиях, чтобы его фамилия появилась в прессе, хоть в самой провинциальной, тогда боксера найдут наши люди, и он получит соответствующее указание о своей дальнейшей деятельности. Так лучше для самого Миклашевского.
Ему предстоит пройти многочисленные проверки и выдержать нелегкие испытания — гитлеровская контрразведка была одной из сильнейших в то время. В период подготовки Миклашевского, генерал Ильин неоднократно приглашал его к себе домой на чашку чая, где познакомил со свой женой и матерью. Генерал не мог и предполагать, что эти неформальные встречи через несколько лет окажутся спасительными для Игоря. И вот — Германия. Блюменталь-Тамарин был очень осторожен, на него уже совершали покушения, он никого к себе не подпускал близко, но помог Игорю легализоваться и переправил подальше от Восточного фронта. На севере Франции, в портовом городе Булонь-сюр-Мер, расположенном на побережье Ла-Манша, солдат ост-легиона Игорь Миклашевский при первой возможности вышел на ринг, заявил о себе и стал известен в кругу профессиональных боксеров. В газетах появилась краткая информация о его поединке с чемпионом Франции. Из Берлина пришел приказ: откомандировать в столицу.
Свой вызов в Берлин Игорь приписал заботе родственника-предателя, но когда с ним провели беседу в особом отделе Главного управления имперской безопасности, он понял, что его опекают другие люди, которые в столице рейха занимают высокое положение и пользуются большими правами. Он вышел на своих. Выполнил ряд заданий, проявил себя с лучшей стороны. В 1943 году летом, после поражения под Сталинградом, в Германии для поднятия духа был проведен официальный чемпионат Европы по боксу. Кстати, Интернациональная федерация боксеров-любителей — ФИБА за связь с нацистами в 1946 году была распущена и создана новая — АИБА — Международная ассоциация любительского бокса, которая действует и ныне. На том чемпионате блестяще выступил Миклашевский. Почетным гостем на соревнованиях был знаменитый боксер Макс Шмелинг — чемпион мира в тяжелом весе, гордость нации и любимец самого фюрера. Ему очень понравился чемпион Ленинграда, и он приблизил его к себе, стал лично опекать.
Перед Миклашевским открывались широкие возможности для реализации операции чрезвычайной важности. Но в ходе войны наступил перелом. Сталин вызвал на дачу в Кунцево генералов Судоплатова и Меркулова и к удивлению обоих неожиданно отменил операцию, сказав: «Этого не надо делать». Он раскрыл свои соображения.
А Всеволод Александрович стал работать на немецком радио, по которому призывал оставшихся не защищать сталинский режим.
Иногда имитировал сталинский голос говорят, очень похоже и зачитывал выдуманные указы. Передачи шли регулярно, два раза в неделю. В марте 1942-го за эти радиопередачи военная коллегия СССР приговорила Блюменталь-Тамарина к смертной казни — условно. Вместе с женой и Дубровской они переехали в Киев, где Всеволод Александрович возглавил Театр русской драмы. При приближении советской армии перебрались в Кенигсберг, а потом в Берлин, где тоже организовывали маленькие русские театры.
Его жена, Инна Александровна Лощилина, была моложе своего мужа на двадцать лет. Из балерин она в военные годы переквалифицировалась в драматическую актрису. Когда-то она окончила балетное училище, была очень красива и в театрах ценилась не только за балетное искусство, но и за свою внешность. Она, например, в свое время рекламировала знаменитые духи «Жасмин»: «Мой ум опьянен дыханием «Жасмина»»; остались снимки с показов мод, где Лощилина блистала в прекрасных нарядах. Со временем стала ездить со своим мужем на гастроли, охраняя его от посягательств многочисленных поклонниц.
Брат ее — Лев Лощилин — был балетмейстером в Большом театре, и был женат на знаменитой Августе Миклашевской, бывшей любовнице Есенина, которой тот посвятил свое стихотворение «Что ж так имя твое звенит, словно августовская прохлада». Она играла в Камерном театре у Таирова и потом — в Театре имени Пушкина. Аркадий Ваксберг написал про Миклашевскую увлекательную книжку «Любовь и коварство. Ни Лощилина, ни Дубровская не знали ни этой точной даты, ни имени убийцы, когда нашелся труп Блюменталь-Тамарина, висевший на дереве в берлинском пригороде. Официальная версия была самоубийство.
До этой трагедии Игорь Миклашевский объявился у Блюменталей в Берлине под видом беженца, они родственника приютили, но потом он неожиданно пропал. Он, как потом выяснилось, был разведчиком, засланным в Берлин, чтобы выполнить задание — приказ 1942 года. Игорь Миклашевский потом долго жил в Москве и умер только в 1990-м. Ни он, ни вдова Инна Александровна, ни Анастасия Дубровская не могли знать, что в 1993-м Блюменталь-Тамарин будет реабилитирован в России. Оставшись вдовой и будучи не очень приспособленной к жизни, Инна Александровна вместе со своей подругой Дубровской, у которой к тому времени тоже умер муж, переехала из Германии в Америку.
В Нью-Йорке в 1949—1952 годах был русский театр драмы. Они обе там играли. Уйдя на пенсию, переселились в маленький городок между Нью-Йорком и Бостоном, где в 1974-м Инна Александровна умерла после изнурительной болезни, оставив душеприказчицей Анастасию Борисовну. Архив Блюменталь-Тамарина долго лежал в чемодане в местной церкви. Когда из России начали доходить перестроечные вести, стали возможны гастроли, Дубровская оказалась на нашей «Федре».
Только я не понимаю, почему Анастасия Борисовна, отдавая мне кулон, говорила про волю своей подруги. Та никак не могла меня видеть в Театре поэзии, ибо, когда я впервые стала выступать в Америке, ее уже давно не было на свете. Видимо, здесь кроется какая-то другая история, но спросить мне уже некого. Вероятно, историкам театра будут интересны некоторые письма, адресованные Всеволоду Александровичу Блюменталь-Тамарину и его фотографии. Вот, например, письмо В.
Качалова от 24 апреля 1937 года. Дорогой Всеволод Александрович! Обращаюсь к тебе с большой просьбой. Окажи содействие, помощь. Сделай невозможное, чтобы подательница сего, моя хорошая знакомая — Марина Ивановна Милиотти, актриса, обладающая способностями и громадной любовью к искусству, — могла бы вновь вернуться на сцену, от которой она, силой всяких обстоятельств, была оторвана в течение нескольких лет.
Может быть, она может оказаться полезной в твоем театре? Может быть, ты поможешь ей устроиться в другом деле? Очень рад был услышать об огромном успехе твоих выступлений в Москве и очень жалею, что не удается самому тебя повидать. Обнимаю пока с сердечной любовью — твой Качалов.
В нищете никогда не жил: семья, пользовавшаяся славой и авторитетом в царской России, при Советах не была репрессирована. Любопытно, что она была одной из первых, кто получил эту высокую награду в молодом социалистическом государстве.
Впрочем, вопреки благосклонности советской власти к именитой актерской семье, Всеволод, очевидно, с самого начала был настроен к коммунистам исключительно негативно. В годы Гражданской войны поддерживал Деникина, активно приветствовал его войска в Харькове. О событиях, имевших место в тот год на Украине, впоследствии вспоминал коллега Блюменталь-Тамарина, актер МХТ Шверубович: «Началось с того, что харьковское актёрство, которое возглавлял отдыхавший под Харьковом на своём хуторе, оставленном ему советской властью, В. Блюменталь-Тамарин, решило устроить большой праздник в честь прихода добровольческой армии. Затеяны были грандиозный концерт в цирке и ряд вечеров в других театральных помещениях. Потом, когда деникинская армия отступила, Блюменталь-Тамарина арестовали, был большой скандал, замять который удалось только благодаря личному вмешательству Луначарского.
На странности в поведении артиста закрыли глаза, списав все на впечатлительность и нервозность творческой натуры.