Главная» Новости» Бажов юбилей 2024. Главная» Новости» Юбилей бажова в 2024 году. Традиционные Бажовские дни в 2024 году посвящены 145-летию со дня рождения Павла Петровича Бажова, русского сказочника, фольклориста, журналиста, публициста. 145-летию уральского писателя Павла Бажова, которое отмечается в 2024 году, посвящаются театральные, оперные. Юбилей Бажова отмечается в 2024 году различными мероприятиями и акциями в России и за рубежом.
К ЮБИЛЕЮ НЕОБЫКНОВЕННОГО СКАЗИТЕЛЯ
Хранитель уральских сказов. К 145-летию со дня рождения Павла Бажова | В 2024 году исполняется 145 лет со дня рождения Павла Бажова, известного сказочника и писателя-уральца. |
Централизованная библиотечная система Чебаркульского муниципального района | Новости | В Белинке отпразднуют юбилей Бажова — Полевской ИнтернетВ январе 2024 года 85-летний юбилей отмечает книга Павла Бажова «Малахитовая шкатулка». |
Бажовские дни в Литературном квартале-2024 | Бажовские дни в Литературном квартале-2024. К юбилею Бажова специалисты Туртасской сельской библиотеки провели для учащихся Туртасской СОШ литературную игру «Чудеса малахитовой шкатулки». |
Юбилей Павла Бажова отметили в уральской столице почитатели знаменитых сказов
Малахитовая шкатулка» была опубликована в 1939 году к его 60-летию. Всего Бажовым написано 56 сказов, в основе которых, по утверждению автора, «быль с элементами сказочного». Школьники ответили на вопросы викторины «В глубинах гор», совершили виртуальную прогулку по музею П. Бажова в Сысерти, ознакомились с выставкой «Сокровища малахитовой шкатулки», на которой были представлены не только книги, но и настоящие камни, самоцветы и руда, добываемые на Урале.
С 1940 года Павел Петрович Бажов возглавлял Свердловскую писательскую организацию. Знаковым событием стало празднование 70-летнего юбилея писателя 28 января 1949 года, которое проходило в концертном зале Свердловской филармонии. Павла Петровича поздравили и вручили подарки как областные и городские чиновники, так и представители заводов, областных писательских организаций и даже колхозники Красноуфимского района. Бажова в том, что с чутьем тонкого художника советской эпохи он правдиво закрепил своим словом всю оригинальность, все богатство красок, мысли и мечтаний рабочих старого Урала, что он показал неизвестное до него сокровище всему миру. Когда вы читаете или слушаете его сказы, вам кажется, что перед вами течет мощная полноводная река. Течет она, то «блестя юмором», то сверкая веселой рябью народного говорка», то касаясь вашего слуха «рассыпающейся ласковой скороговоркой» - говорилось в большой статье к юбилею писателя в газете «Уральский рабочий» от 28 января 1949 года.
Посему, думается, читателями так достоверно и воспринимался волшебный фон его сказов, что сказовая манера повествования никогда не заслоняла в них реального, основанного на глубоком знании жизни содержания, черпаемого Павлом Петровичем из хорошо, даже досконально изученной им уральской мастеровой среды, где творили его излюбленные «каменных дел мастера» — гранильщики и камнерезы. Те самые мастера, которые из малахита и яшмы талантливо, артистически, с любовью к своему непростому делу, вытачивали каменные фигурки, становившиеся прообразами для героев его произведений, воспевавших, как известно, беспокойную пытливость рабочего человека. Ну а в сам волшебный мир уральских сказ Бажов погружал уже живых русских людей, наделенных земной недюжинной силой, способной побеждать условность сказочной волшебности. Собственно, именно так, как, помнится, земная любовь простой русской девушки однажды победила волшебную силу хозяйки Медной горы. Долгие годы Бажов занимался народным фольклором, сбором легенд, сказов и других устных народных творений, передавшихся на Урале из поколения в поколение. И придавал Павел Петрович этой деятельности огромное значение. Либо это его желания, мечты, либо отзвук каких-то давно прошедших событий, либо попытка по-своему объяснить недоступные ему тайны природы, а иногда все вместе. Дело литератора, фольклориста — отыскать это зерно, правильно понять, объяснить его. Сказки не для одной забавы складывались. В настоящей, нефальсифицированной, сказке обязательно есть народная мудрость и скрытый смысл, по-ученому — подтекст». Подробно изучал он и известную Азов-гору, всегда занимавшую видное место в устном народном творчестве Урала. В старину именно через Азов шла тропа в Сибирь. А во временна Грозного этот путь связывал Сибирь с Уфой. По этой тропе двигалась и камско-чусовская вольница. Несомненно, что видимый издалека профиль Азова был приметным пунктом на этом историческом пути через завоеванные, но не освоенные еще земли, покрытые дремучими лесами и таившие на каждом шагу немало опасностей. Вероятно, на Азове некоторые из удальцов находили себе и временный приют. Все это в результате и порождало новые сказания и легенды об этой знаковой горе.
На тот момент Павлу Петровичу было 32 года, его избраннице — 19. В день свадьбы Бажов посвятил своей возлюбленной такие строки: Об руку смело идем мы вперед, Рано иль поздно, а все же взойдет Русского счастья заря. Оба погибнем на честном пути. Павел Бажов с женой Вместе они прожили 40 долгих, непростых, но дружных лет. В их семье родилось семеро детей, трое из которых умерли совсем маленькими от болезней в годы Гражданской войны, 17-летнего сына Алексея они потеряли во время взрыва на заводе. Во время Первой мировой войны Бажова не призвали на фронт: многодетный отец и учитель. Когда началась Октябрьская революция 1917 года, Павел Петрович не остался в стороне и поддержал большевиков — тех, кто, по его мнению, защищал интересы простых людей. Деятельный, образованный, энергичный Бажов получил высокую должность. Новая власть поставила Павла Петровича руководить комиссариатом просвещения. Бажов с красногвардейцами. Возможно, это обстоятельство спасло ему жизнь. Пытаясь пробиться к семье, Павел Петрович попал в плен, чудом бежал. Вот тогда судьба сделала его нашим земляком, пусть и ненадолго. История с Бажовым обросла легендами и вымыслами. Доподлинно известно только то, что будущий автор «Уральских сказов» весной 1919 года бежал с Урала, где редактировал красноармейскую газету. Высадился в Барабинске. Но там было неспокойно, и он перебрался в Каинск ныне Куйбышев. В уездной управе вновь объявившемуся учителю предложили Бергуль — «край света, коренной урман». В то время это было село из 100 дворов, основанное кержаками. В Бергуле Бажов под фамилией Кирибаев прожил три месяца, где работал учителем. Бажов добрался в лютый мороз сильно простывшим, лечили его народными средствами: напарили в бане до потери сознания, затем в снег вынесли. Позже местные жители вспоминали его с теплотой: «Учителем он был строгим, но справедливым». Затем судьба занесла его в далекий Казахстан. Оттуда Павел Петрович сумел отправить весточку жене, и Валентина Александровна с тремя детьми перебралась к мужу. Семья воссоединилась. В Усть-Каменогорске Бажов стал заведующим информационным отделом военно-революционного комитета, председателем уездного комитета коммунистической партии, редактором газет «Известия» и «Советская власть». Также он создал учительские курсы, организовал школы по ликвидации неграмотности. Но душа рвалась на Урал, в родные и дорогие сердцу края. Однако возвращение на Урал оказалось настоящим испытанием: по дороге ослабленный малярией Бажов перенес тиф. В родной город он приехал в тяжелом состоянии. Врачи делали неутешительный прогноз — «не жилец». К тому же семью ждал еще одни «сюрприз»: пока Бажовы отсутствовали, новая власть предоставила их дом другим жильцами. Сам Павел Петрович умел жить очень скромно, но не мог позволить, чтобы его родные и близкие ютились в одной комнате именно такие условия проживания в собственном доме предложила им советская власть. Больших усилий стоило Бажову отсудить собственный дом. Началась новая жизнь в Свердловске ранее Екатеринбург. Бажов был редактором и журналистом в местных газетах, критиком и рецензентом. Кроме того, Павел Петрович помогал краеведческому музею, консультировал молодых учителей, читал лекции детям. Стараясь быть в гуще событий, работал в отделе писем, который был переполнен посланиями крестьян. Сельским жителям порой не на что было рассчитывать, кроме помощи прессы, неравнодушных журналистов, готовых рассказать об их бедах и горестях. Задачей Бажова было сделать так, чтобы никто из обратившихся в газету не остался без внимания и помощи.
На Урале состоится премьера короткометражного фильма о Бажове в январе 2024 года
Бажовские дни в Литературном квартале-2024 | Главная» Новости» День рождения бажова в 2024 году. |
Хранитель уральских сказов. К 145-летию со дня рождения Павла Бажова | Традиционные Бажовские дни в 2024 году посвящены 145-летию со дня рождения Павла Петровича Бажова, русского сказочника, фольклориста, журналиста, публициста. |
ЧАРОДЕЙ МАЛАХИТОВЫХ БЫЛЕЙ | ЦБС Г.О. ЩЕРБИНКА В Г. МОСКВЕ | Дзен | В Белинке отпразднуют юбилей Бажова — Полевской ИнтернетВ январе 2024 года 85-летний юбилей отмечает книга Павла Бажова «Малахитовая шкатулка». |
Павел Бажов сочинил в одиночку целую мифологию / / Независимая газета | В 2024 году отмечается 145-летие со дня рождения Павла Петровича Бажова — уже 27 января. |
ЧАРОДЕЙ МАЛАХИТОВЫХ БЫЛЕЙ | ЦБС Г.О. ЩЕРБИНКА В Г. МОСКВЕ | Дзен | Бажовские дни в Литературном квартале-2024 с 23 по 28 января 2024 года. 27 января 2024 года – 145-летие Павла Петровича Бажова. |
ЧАРОДЕЙ МАЛАХИТОВЫХ БЫЛЕЙ
Пройдя через лес и отвалив большой камень, герой видит лестницу, ведущую в подземелье; она упирается в «двери каменные, узорами изукрашенные». Сразу за дверью — огромная спальня: «Постели, табуреточки — все из корольковой меди. Стены малахитовые с алмазом, а потолок темно-красный под чернетью, а на ем цветки медны». Это «футлярное пространство» и есть подлинная Малахитовая шкатулка — мы знаем ее в другом обличье как ящик Пандоры. Среди магических атрибутов Хозяйки выделим чудесное «глядельце». В немецком горном фольклоре известны чудесные зеркальца колдунов-«венецианцев» из германского горного фольклора: они указывают на богатые рудные жилы и месторождения. Но уральская Хозяйка владеет целым трюмо: «Над забоем зеркало наклонилось, и кругом из породы явственно рама обозначилась, как руками высечена». Добрым людям это устройство богатые залежи показывает, в злых рудой плюется. При этом «зеркало-то, видишь, человека вовсе несообразно кажет. Нос с большой угор, волос на усах, как дрова разбросали.
Даже глядеть страшно, и смешно тоже». Кривизну зеркала Хозяйки трактуют как признак искаженного хронотопа иного мира. Но мы вправе выделить здесь и эмоциональный аспект: гротескную эстетику уродства, богатую смесь восторга и ужаса. Та же смесь чувствуется в речах Хозяйки. Когда ей нужно, она легко находит общий язык с людьми, но чаще пускает в ход саркастическое косноязычие: «Лопочет что-то, а по-каковски — неизвестно, и с кем говорит — не видно. Только смешком все». Тот же нрав проявляется в способах наказания жадных богачей: «Заграничная барыня жива осталась, только с той поры все дураков рожала... Заграничному баринку самый наконешничок носу сшибло. Как ножом срезало, ноздри на волю глядеть стали».
В сказке братьев Гримм хозяйка волшебной пещеры фрау Холле выступает как аналог нашего Морозки «тепло ли тебе, милая». Сюжеты Бажова глубже, драматичней и изощренней. История любви рудокопа Степана и медной Хозяйки впечатляет не меньше, чем страсть Тангейзера. А искушение Данилы-мастера — куда более душераздирающая повесть, чем страдания Ганса Касторпа на Волшебной горе. Впрочем, резюме у всех этих историй одно: на дне заветной каменной шкатулки кроются одни несчастья. Она как в той эпиграмме Тютчева: дохнет — и сдунет с лица земли». Но потом появился другой гениальный поэт, взявший тот же сюжет: «Все перепуталось, и некому сказать, что, постепенно холодея, все перепуталось, и сладко повторять: Россия, Лета, Лорелея». Повторять-то сладко, слова красивые, но что за ними? Россия как образ смерти.
Лета — это подземная река в царстве мертвых. Лорелея — это что-то вроде сирены, заманивающей путешествующих по Рейну: смертная сила в прекрасном женском образе. Вот какой набор качеств характеризует Россию в стихотворении Мандельштама». Трактовка неверная, потому что слишком узкая.
На протяжении 6 лет Павел Бажов был преподавателем русского языка в женском училище при монастыре. Одна из его учениц впоследствии и стала его женой, подарив ему семерых детей. Правда, выжили лишь четверо из них. Их уже перевели на десятки языков мира, причём множество переводов состоялось ещё при жизни автора.
Некоторые свои сказы писатель от начала и до конца сочинил сам, хотя при этом он продолжал утверждать, что в детстве слышал, как их рассказывали старики.
И придавал Павел Петрович этой деятельности огромное значение. Либо это его желания, мечты, либо отзвук каких-то давно прошедших событий, либо попытка по-своему объяснить недоступные ему тайны природы, а иногда все вместе. Дело литератора, фольклориста — отыскать это зерно, правильно понять, объяснить его.
Сказки не для одной забавы складывались. В настоящей, нефальсифицированной, сказке обязательно есть народная мудрость и скрытый смысл, по-ученому — подтекст». Подробно изучал он и известную Азов-гору, всегда занимавшую видное место в устном народном творчестве Урала. В старину именно через Азов шла тропа в Сибирь.
А во временна Грозного этот путь связывал Сибирь с Уфой. По этой тропе двигалась и камско-чусовская вольница. Несомненно, что видимый издалека профиль Азова был приметным пунктом на этом историческом пути через завоеванные, но не освоенные еще земли, покрытые дремучими лесами и таившие на каждом шагу немало опасностей. Вероятно, на Азове некоторые из удальцов находили себе и временный приют.
Все это в результате и порождало новые сказания и легенды об этой знаковой горе. Безусловно, интересно и само ее название — Азов, более характерное для южных земель России, нежели для Урала. Разумеется, что Бажов, будучи художником тонким и вдумчивым, всю жизнь посвятив собиранию народных дум и сказов, равнодушно пройти мимо Азов-горы не мог. На материале преданий об Азове он построит один из самых первых своих сказов — «Дорогое имячко».
Искренне будет радоваться Павел Петрович и тогда, когда на горе станут находить любопытные находки. Ну а после выхода в свет «Малахитовой шкатулки» интерес к Азов-горе тем более повысится.
А искушение Данилы-мастера — куда более душераздирающая повесть, чем страдания Ганса Касторпа на Волшебной горе. Впрочем, резюме у всех этих историй одно: на дне заветной каменной шкатулки кроются одни несчастья.
Она как в той эпиграмме Тютчева: дохнет — и сдунет с лица земли». Но потом появился другой гениальный поэт, взявший тот же сюжет: «Все перепуталось, и некому сказать, что, постепенно холодея, все перепуталось, и сладко повторять: Россия, Лета, Лорелея». Повторять-то сладко, слова красивые, но что за ними? Россия как образ смерти.
Лета — это подземная река в царстве мертвых. Лорелея — это что-то вроде сирены, заманивающей путешествующих по Рейну: смертная сила в прекрасном женском образе. Вот какой набор качеств характеризует Россию в стихотворении Мандельштама». Трактовка неверная, потому что слишком узкая.
Лета — еще и река благодетельного забвения. Не столь губительная, как другие реки греческой преисподней — Стикс и Коцит, Ахерон и Флегетон. А Лорелея — «шепчущая скала» на берегу Рейна, вдохновившая Клеменса Брентано на создание образа нимфы Лорелеи, увлекающей своим пением суда на скалы. Стоит отметить, что Лорелея не только губит речников, но и скорбит по своим жертвам.
Богиня Венера, Хозяйка Медной горы, Лорелея влюбляется в своего избранника первой. Чтобы ответить на ее любовь, требуются героические качества. Поэт Тангейзер и горняк Степан не обладают ими в полной мере. Зато Данила-мастер из сказа Бажова «Каменный цветок» уходит в гору к Хозяйке навеки.
Сюжет этот можно прочесть и как политическую аллегорию. Любой правитель России, ее символический супруг, постепенно оказывается в изоляции, в каменной темнице. В этом смысле декабристов постигла еще благая участь. Еще один вариант этой темы — союз Снежной королевы и Голого короля.
Никто еще не догадался поженить этих сказочных героев. Между тем это пролило бы свет на многие сюжеты русской истории. И в особенности на последние дни русских правителей и поэтов. Петр Третий и геморроидальная колика в Ропше.
Павел Первый и апоплексический удар табакеркой в Михайловском замке. Александр Первый и скоропостижная простуда в Таганроге. Александр Пушкин в сугробе на Черной речке. Николай Гоголь, зябнущий у камина на Никитском бульваре.
Николай Первый, проигравший Крымскую войну, в легком мундире на ледяном плацу. Александр Второй, которого террористы в его собственной столице травят, как зайца на снегу.
Хранитель уральских сказов. К 145-летию со дня рождения Павла Бажова
Новости 27. За свою жизнь Павел Бажов попробовал свои силы в разных литературных жанрах. Однако, широкую известность ему принёс один из них — сказы. Однако, сам будущий писатель по каким-то своим соображениям изменил написание фамилии.
Изрядная часть творчества Павла Бажова представляет собой уральские народные сказки, которые этот писатель собирал, а затем подвергал литературной обработке.
Зато Данила-мастер из сказа Бажова «Каменный цветок» уходит в гору к Хозяйке навеки. Сюжет этот можно прочесть и как политическую аллегорию. Любой правитель России, ее символический супруг, постепенно оказывается в изоляции, в каменной темнице. В этом смысле декабристов постигла еще благая участь. Еще один вариант этой темы — союз Снежной королевы и Голого короля. Никто еще не догадался поженить этих сказочных героев. Между тем это пролило бы свет на многие сюжеты русской истории.
И в особенности на последние дни русских правителей и поэтов. Петр Третий и геморроидальная колика в Ропше. Павел Первый и апоплексический удар табакеркой в Михайловском замке. Александр Первый и скоропостижная простуда в Таганроге. Александр Пушкин в сугробе на Черной речке. Николай Гоголь, зябнущий у камина на Никитском бульваре. Николай Первый, проигравший Крымскую войну, в легком мундире на ледяном плацу. Александр Второй, которого террористы в его собственной столице травят, как зайца на снегу.
Лев Толстой, умирающий от воспаления легких на станции Астапово. Николай Второй в Ипатьевском доме, в обществе доктора Боткина и лакея Труппа. Боги тяжести В сказе «Богатырева рукавица» изображены окаменевшие исполины-богатыри: «Они, конечно, на людей походили, только сильно большие и каменные... За старшего у этих каменных богатырей ходил один, по названью Денежкин. У него на ответе был стакан с мелкими денежками из всяких здешних камней да руды. Стакан, понятно, богатырский — выше человеческого росту, много больше сорокаведерной бочки. Сделан тот стакан из самолучшего золотистого топаза... Возьмет богатырь такую денежку, потрет с одной стороны — и сразу место, с какого та руда либо камень взяты, на глазах появится...
До капельки видно, в котором месте руда залегла и много ли ее... Долго так-то богатыри жили, потом стареть стали. Покличет их старшой, а они с места сдвинуться не могут. Кто сидит, кто лежмя лежит, вовсе камнями стали, богатырского оклику не слышат. И сам Денежкин отяжелел, мохом обрастать стал». Эпоха была принудительно-оптимистической, и нагнетание хтонического ужаса было бы избыточным. Ужасов хватало и в повседневной жизни. В то же время уральские титаны изображаются не без оглядки на советских вождей.
Вожди обладают чудесной прозорливостью.
Могилу писателя посетила даже министр культуры Свердловской области Светлана Учайкина. Одна пара просто возложила цветы и ушла, подходили также женщина почтительного возраста со спутником. Она рассказала, что ее мама была знакома с Бажовым. Сейчас проходит международная конференцию «Бажов - культурное наследие», в ней участвуют университеты Казахстана, Киргизии и Белоруссии.
Затем книгу перевели на немецкий, венгерский, румынский, китайский, японский языки. Бажов стал узнаваемым. О своей работе он скромно говорил, что будто бы только записал сказы рассказчиков.
Правда позже утверждал, что это литературный прием, и он не просто записал чужие рассказы, а действительно является их сочинителем. Бажов сделал огромное дело — огранил, отшлифовал найденные им драгоценные были, сказания, легенды большого региона; вложил в них душу, оформил в чудесную словесную форму; как художник талантливо, искусно описал быт, нравы, характеры простого народа, показал красоту Урала, воспел труд горняков, мастеровых, старателей, сталеваров и рудокопов — людей, за достойную жизнь которых боролся. Бажов — автор для взрослых. По сути, специально для детей он написал только «Серебряное копытце», «Огневушку-поскакушку» и «Голубую змейку». Он называл их «сказы детского тона». Все остальное его творчество рассчитано на взрослого, даже зрелого человека. У Павла Петровича много сказочных образов, но фантастика его никогда не интересовала. На первом плане у него всегда были взаимоотношения людей.
К сожалению, в середине 1940-х годов Бажов начал слепнуть, и работать ему становилось все сложнее. Однако Павел Петрович продолжил дописывать «Малахитовую шкатулку». В тех же 1940-х Бажов возглавил Свердловскую писательскую организацию, был назначен главным редактором Свердловского издательства, главным редактором журнала «Уральский современник». Всего Бажовым было создано 56 сказов. Последними сочинены «Васина гора», «Широкое плечо», «Не та цапля». Он занимался делом, которое приносило ему удовольствие. Наконец-то он мог выразить любовь к своему краю. В 1943 году Павел Петрович стал лауреатом Сталинской премии и кавалером ордена Ленина.
Бажов любил Урал и свои последние дни хотел провести именно там. Павел Петрович не раз говорил своим близким: «Нет лучше Урала! На Урале родился, на Урале и умирать стану! После юбилея в 1949 году его самочувствие резко ухудшилось. Бажов решил поправить здоровье в санатории, но лечение оказалось бесполезным. Тогда Бажова направили в Москву, где ему диагностировали рак легкого. Врачи до последнего боролись за жизнь писателя, но болезнь взяла свое. Он умер в Кремлевской больнице в самом начале зимы, 3 декабря 1950 года.
Похоронен Павел Бажов в Екатеринбурге на Ивановском кладбище. Спустя 11 лет там был установлен памятник, созданный скульптором А. Степановым и архитектором М. Минцем высотой 5 м. Памятник на могиле П. Гроб вместе с другими нес маршал Жуков. Они с папой дружили. Георгий Константинович бывал у нас дома.
Помню, как они сидели и подолгу дружески общались». Так завершился путь выдающегося уральского сказителя. Вот и мы почтили память писателя, который обогатил русскую культуру прекрасными произведениями и своеобразными художественными образами. И в завершение предлагаем вам посмотреть многогранный и неожиданный портрет П. Павел Бажов — интересные факты.
Бажов жив: в Екатеринбурге празднуют 143-летие «сказителя земли уральской» (ВИДЕО)
Главная» Новости» 2024 год год бажова в свердловской области. Новости К 145-летию со дня рождения писателя Павла Петровича Бажова в Чутеевской библиотеке прошел литературный час «Уральский самородок» П. Бажов русский и советский писатель, известен, как автор уральских сказов. Премьера фильма состоится в 2024 году, когда пройдет празднование 145-го юбилея со дня рождения Павла Бажова. 27 января 2024 года отмечается 145-летие со дня рождения Павла Петровича Бажова, уральского писателя, фольклориста и журналиста. В 2024 году исполняется 145 лет со дня рождения Павла Бажова, известного сказочника и писателя-уральца.
На Урале к юбилею Бажова показали оперу, кино и мультфильм
Бажовские дни в Литературном квартале-2024 | 145-летие со Дня рождения уральского писателя Павла Петровича Бажова отметили 27 января все поклонники его знаменитых сказов. |
Хранитель уральских сказов. К 145-летию со дня рождения Павла Бажова | В январе 2024 года исполняется 145 лет со дня рождения русского сказочника, фольклориста, журналиста, публициста Павла Петровича Бажова и 85 лет первому печатному изданию сказа «Малахитовая шкатулка». |
К ЮБИЛЕЮ НЕОБЫКНОВЕННОГО СКАЗИТЕЛЯ | 25 января 2024 года в Библиотеке имени Н. В. Гоголя для учащихся начальных классов, в рамках проекта БиблиоШкола, состоялись литературные чтения, посвященные 145-летию со дня рождения Павла Петровича Бажова. |
Попадал в плен и был женат на своей ученице: неожиданные факты о легендарном писателе Бажове | 27 января — 145 лет со дня рождения Павла Петровича Бажова. |
Юбилей Павла Бажова отметили в уральской столице почитатели знаменитых сказов
Традиционные Бажовские дни в 2024 году посвящены 145-летию со дня рождения Павла Петровича Бажова, русского сказочника, фольклориста, журналиста, публициста. 27 января 2024 года исполняется 145 лет со дня рождения русского сказочника, фольклориста, журналиста, публициста Павла Петровича Бажова. Чередой "Бажовских дней" на Урале отметили 145 лет со дня рождения Павла Петровича. 145-летию уральского писателя Павла Бажова, которое отмечается в 2024 году, посвящаются театральные, оперные. Главная» Новости» 2024 юбилей бажова.
Павел Бажов сочинил в одиночку целую мифологию
Возможно, это обстоятельство спасло ему жизнь. Пытаясь пробиться к семье, Павел Петрович попал в плен, чудом бежал. Вот тогда судьба сделала его нашим земляком, пусть и ненадолго. История с Бажовым обросла легендами и вымыслами. Доподлинно известно только то, что будущий автор «Уральских сказов» весной 1919 года бежал с Урала, где редактировал красноармейскую газету. Высадился в Барабинске. Но там было неспокойно, и он перебрался в Каинск ныне Куйбышев. В уездной управе вновь объявившемуся учителю предложили Бергуль — «край света, коренной урман». В то время это было село из 100 дворов, основанное кержаками. В Бергуле Бажов под фамилией Кирибаев прожил три месяца, где работал учителем. Бажов добрался в лютый мороз сильно простывшим, лечили его народными средствами: напарили в бане до потери сознания, затем в снег вынесли.
Позже местные жители вспоминали его с теплотой: «Учителем он был строгим, но справедливым». Затем судьба занесла его в далекий Казахстан. Оттуда Павел Петрович сумел отправить весточку жене, и Валентина Александровна с тремя детьми перебралась к мужу. Семья воссоединилась. В Усть-Каменогорске Бажов стал заведующим информационным отделом военно-революционного комитета, председателем уездного комитета коммунистической партии, редактором газет «Известия» и «Советская власть». Также он создал учительские курсы, организовал школы по ликвидации неграмотности. Но душа рвалась на Урал, в родные и дорогие сердцу края. Однако возвращение на Урал оказалось настоящим испытанием: по дороге ослабленный малярией Бажов перенес тиф. В родной город он приехал в тяжелом состоянии. Врачи делали неутешительный прогноз — «не жилец».
К тому же семью ждал еще одни «сюрприз»: пока Бажовы отсутствовали, новая власть предоставила их дом другим жильцами. Сам Павел Петрович умел жить очень скромно, но не мог позволить, чтобы его родные и близкие ютились в одной комнате именно такие условия проживания в собственном доме предложила им советская власть. Больших усилий стоило Бажову отсудить собственный дом. Началась новая жизнь в Свердловске ранее Екатеринбург. Бажов был редактором и журналистом в местных газетах, критиком и рецензентом. Кроме того, Павел Петрович помогал краеведческому музею, консультировал молодых учителей, читал лекции детям. Стараясь быть в гуще событий, работал в отделе писем, который был переполнен посланиями крестьян. Сельским жителям порой не на что было рассчитывать, кроме помощи прессы, неравнодушных журналистов, готовых рассказать об их бедах и горестях. Задачей Бажова было сделать так, чтобы никто из обратившихся в газету не остался без внимания и помощи. В Свердловске советская власть поставила перед Бажовым и еще одну задачу — сбор рабочего и крестьянского фольклора как достояния русской культуры.
Началась кропотливая работа, которая приносила Бажову большое удовольствие. Он любил родные края и был рад своим творческим командировкам. В 1924 году вышла первая книга очерков — «Уральские были». Но не всегда все было гладко в жизни писателя. Работать Бажову приходилось в непростое для страны время. После двух доносов некоего Кашеварова в 1933 и 1937 годах Бажов был исключен из партии и уволен из издательства, в котором работал. Но так случилось, что и его «недоброжелатели» объявлены вскоре врагами народа, их арестовали и расстреляли. И через год Бажов был восстановлен и в партии, и на работе в издательстве. Но весь год большое семейство вынуждено было жить за счет огорода и родственников.
Понизу трава, тоже каменная. Лазоревая, красная. Солнышка не видно, а светло, как перед закатом. Промеж деревьев змейки золотенькие трепыхаются. От них и свет идет». Пройдя через лес и отвалив большой камень, герой видит лестницу, ведущую в подземелье; она упирается в «двери каменные, узорами изукрашенные». Сразу за дверью — огромная спальня: «Постели, табуреточки — все из корольковой меди. Стены малахитовые с алмазом, а потолок темно-красный под чернетью, а на ем цветки медны». Это «футлярное пространство» и есть подлинная Малахитовая шкатулка — мы знаем ее в другом обличье как ящик Пандоры. Среди магических атрибутов Хозяйки выделим чудесное «глядельце». В немецком горном фольклоре известны чудесные зеркальца колдунов-«венецианцев» из германского горного фольклора: они указывают на богатые рудные жилы и месторождения. Но уральская Хозяйка владеет целым трюмо: «Над забоем зеркало наклонилось, и кругом из породы явственно рама обозначилась, как руками высечена». Добрым людям это устройство богатые залежи показывает, в злых рудой плюется. При этом «зеркало-то, видишь, человека вовсе несообразно кажет. Нос с большой угор, волос на усах, как дрова разбросали. Даже глядеть страшно, и смешно тоже». Кривизну зеркала Хозяйки трактуют как признак искаженного хронотопа иного мира. Но мы вправе выделить здесь и эмоциональный аспект: гротескную эстетику уродства, богатую смесь восторга и ужаса. Та же смесь чувствуется в речах Хозяйки. Когда ей нужно, она легко находит общий язык с людьми, но чаще пускает в ход саркастическое косноязычие: «Лопочет что-то, а по-каковски — неизвестно, и с кем говорит — не видно. Только смешком все». Тот же нрав проявляется в способах наказания жадных богачей: «Заграничная барыня жива осталась, только с той поры все дураков рожала... Заграничному баринку самый наконешничок носу сшибло. Как ножом срезало, ноздри на волю глядеть стали». В сказке братьев Гримм хозяйка волшебной пещеры фрау Холле выступает как аналог нашего Морозки «тепло ли тебе, милая». Сюжеты Бажова глубже, драматичней и изощренней. История любви рудокопа Степана и медной Хозяйки впечатляет не меньше, чем страсть Тангейзера. А искушение Данилы-мастера — куда более душераздирающая повесть, чем страдания Ганса Касторпа на Волшебной горе. Впрочем, резюме у всех этих историй одно: на дне заветной каменной шкатулки кроются одни несчастья. Она как в той эпиграмме Тютчева: дохнет — и сдунет с лица земли». Но потом появился другой гениальный поэт, взявший тот же сюжет: «Все перепуталось, и некому сказать, что, постепенно холодея, все перепуталось, и сладко повторять: Россия, Лета, Лорелея». Повторять-то сладко, слова красивые, но что за ними?
Правда, выжили лишь четверо из них. Их уже перевели на десятки языков мира, причём множество переводов состоялось ещё при жизни автора. Некоторые свои сказы писатель от начала и до конца сочинил сам, хотя при этом он продолжал утверждать, что в детстве слышал, как их рассказывали старики. Впрочем, их и взрослым почитать интересно. Народные сказки Павел Бажов собирал на протяжении всей жизни.
Проза» в лонг-листе 64 претендента , «Мастер. Поэзия» 22 , «Мастер. Публицистика» 14 , «Польза дела» 10. По традиции, имена лауреатов станут известны в день рождения Бажова. В эти же январские дни екатеринбуржцы и гости города, почитающие творчество уникального уральского писателя, смогут посмотреть в Уральской консерватории презентацию оперы «Синюшкин колодец» по сказам Бажова композитор М. Басок , а в Окружном доме офицеров — представление «Хозяйка Медной горы» создатели обещают: всех удивит неожиданный чудесный финал, который у Бажова дан лишь намеком. Одолженное время» премьера в ноябре. Фильм снимает на Урале Студия «Мастер». Будем держать читателя в курсе съемочного процесса и в наступившем году. Ким при поддержке Президентского Фонда Культурных Инициатив.
ЧАРОДЕЙ МАЛАХИТОВЫХ БЫЛЕЙ
Премьера фильма состоится в 2024 году, когда пройдет празднование 145-го юбилея со дня рождения Павла Бажова. В 2024 году исполняется 145 лет со дня рождения Павла Бажова, известного сказочника и писателя-уральца. В январе 2024 года исполняется 145 лет со дня рождения русского сказочника, фольклориста, журналиста, публициста Павла Петровича Бажова. В 2024 году отмечается 145-летие со дня рождения Павла Петровича Бажова — уже 27 января.
Влюбился в свою бывшую ученицу
- Кнопки радио
- В 2024 году исполняется 145 лет со дня рождения Павла Бажова
- ЧАРОДЕЙ МАЛАХИТОВЫХ БЫЛЕЙ
- Юбилей Павла Бажова отметили в уральской столице почитатели знаменитых сказов - Вести Урал
- Бажовские дни в Литературном квартале-2024
- Родился в бедной семье и с юных лет зарабатывал на хлеб