"Имя святого благоверного князя Александра Невского и сегодня живет в тех ратных делах, которые наша страна совершает. Святой князь Александр Невский собрал в нашем храме сонм духовенства и любящих его христиан. Святой благоверный великий князь Александр Невский. 800 лет со дня рождения святого благоверного князя Александра Невского. Почему Александр Невский причислен к лику святых | ФОТО из архива редакции. Орден Александра Невского. Жизнь, ставшая житием. История почитания святого благоверного князя.
День перенесения мощей святого благоверного князя Александра Невского
Исключение князя Александра Невского из списка святых на Украине — это политический заказ, выполненный «так называемой Православной церковью Украины (ПЦУ)». Святой благоверный князь Александр Невский даёт нам пример такого служения, когда он выстоял. Пятый канал НОВОСТИ19 071 подписчик.
Какого числа день памяти Александра Невского в 2023 году
Согласно канонической версии, Александр Невский рассматривается как святой, как своего рода золотая легенда средневековой Руси. Губернатор Петербурга Александр Беглов поблагодарил всех, кто помог подготовить и отметить День памяти святого благоверного князя Александра Невского. Святой князь Александр Невский собрал в нашем храме сонм духовенства и любящих его христиан.
Другие новости раздела
- Икона святого благоверного князя Александра Невского
- Закалить душу. Митрополит Иоанн — о святом Александре Невском и истинной силе русских людей
- Проповедь в день памяти благоверного великого князя Александра Невского /
- Поиск по сайту
Жители Александро-Невского района поклонились мощам святого благоверного князя
- Проповедь в день памяти благоверного великого князя Александра Невского /
- Проповедь в день памяти благоверного великого князя Александра Невского
- Закалить душу. Митрополит Иоанн — о святом Александре Невском и истинной силе русских людей
- Новости монастыря
- Как стать святым и «именем России»
- Православные петербуржцы празднуют День перенесения мощей Александра Невского
Проповедь в день памяти благоверного великого князя Александра Невского
В год 800-летия со дня рождения этого выдающегося государственного деятеля Фондом "Елисаветинско-Сергиевское просветительское общество" была подготовлена передвижная стендовая выставка "Святой благоверный Князь Александр Невский - небесный покровитель русских Императоров". Экспозиция была представлена в Брянске, Екатеринбурге, в Подмосковье и Тульской области. Выставка повествует о подвижнической и просветительской деятельности представителей Императорского Дома Романовых, связанной с именем святого благоверного Князя Александра Невского, о храмоздательстве и почитании этого выдающегося защитника Отечества. Отдельный раздел экспозиции посвящен истории создания благотворительных учреждений в честь святого благоверного Князя Александра Невского. Их попечителями являлись российские Государи, небесным покровителем которых был святой благоверный Князь.
Шведское войско вторглось в новгородские пределы летом 1240 года. Их корабли вошли в Неву и остановились у устья ее притока Ижоры. Поздние русские источники сообщают, что шведское войско возглавлял знаменитый в будущем ярл Биргер, зять шведского короля Эрика Эриксона и многолетний правитель Швеции, однако исследователи с сомнением относятся к этому известию. По свидетельству летописи, шведы намеревались «захватить Ладогу, попросту же сказать и Новгород, и всю область Новгородскую». Битва со шведами на Неве Это было первое по-настоящему серьезное испытание для молодого новгородского князя.
И Александр с честью выдержал его, проявив качества не только прирожденного полководца, но и государственного мужа. Именно тогда, при получении известия о вторжении, и прозвучали его ставшие знаменитыми слова: «Не в силе Бог, но в правде! По пути он соединился с ладожанами и 15 июля внезапно напал на шведский лагерь. Битва закончилась полной победой русских. Новгородская летопись сообщает об огромных потерях со стороны противника: «И пало их многое множество; наполнили два корабля телами лучших мужей и пустили впереди себя по морю, а для прочих выкопали яму и побросали туда без числа». Русские, по свидетельству той же летописи, потеряли всего 20 человек. Возможно, что потери шведов преувеличены показательно, что в шведских источниках нет упоминаний об этом сражении , а русских — преуменьшены. Сохранился составленный в XV веке синодик новгородской церкви Святых Бориса и Глеба в Плотниках с упоминанием «княжих воевод, и новгородских воевод, и всех избиенных братии нашей», павших «на Неве от немец при великом князе Александре Ярославиче»; их память чтили в Новгороде и в XV, и в XVI веках, и позже. Тем не менее значение Невской битвы очевидно: шведский натиск в направлении Северо-Западной Руси был остановлен, а Русь показала, что, несмотря на монгольское завоевание, в состоянии защищать свои границы. Житие Александра особо выделяет подвиг шестерых «храбрецов» из полка Александра: Гаврилы Олексича, Сбыслава Якуновича, полочанина Якова, новгородца Миши, дружинника Савы из младшей дружины подрубившего златоверхий королевский шатер и Ратмира, погибшего в схватке.
Рассказывает Житие и о чуде, совершенном во время битвы: на противоположной стороне Ижоры, где вовсе не было новгородцев, впоследствии нашли множество трупов павших врагов, которых поразил ангел Господень. Эта победа принесла громкую славу двадцатилетнему князю. Именно в ее честь он и получил почетное прозвище — Невский. Вскоре после победоносного возвращения Александр рассорился с новгородцами. Причины его конфликта с новгородцами неясны. Можно предполагать, что Александр стремился властно, по примеру своего отца, управлять Новгородом, и это вызвало сопротивление со стороны новгородского боярства. Однако лишившись сильного князя, Новгород не смог остановить наступление еще одного врага — крестоносцев. В год Невской победы рыцари в союзе с «чудью» эстонцами захватили город Изборск, а затем и Псков — важнейший форпост на западных рубежах Руси. На следующий год немцы вторглись в новгородские земли, взяли город Тесов на реке Луге и поставили крепость Копорье. Новгородцы обратились за помощью к Ярославу, прося его прислать сына.
Ярослав сначала отправил к ним своего сына Андрея, младшего брата Невского, но после повторной просьбы новгородцев согласился снова отпустить Александра. В 1241 году Александр Невский вернулся в Новгород и был восторженно встречен жителями. Ледовое побоище И вновь он действовал решительно и без всякого промедления. В том же году Александр взял крепость Копорье. Немцев частью пленил, а частью отпустил домой, изменников же эстонцев и вожан повесил. На следующий год с новгородцами и суздальской дружиной своего брата Андрея Александр двинулся к Пскову. Город был взят без особого труда; немцы, бывшие в городе, перебиты или отосланы в качестве военной добычи в Новгород. Развивая успех, русские войска вступили в Эстонию. Однако в первом же столкновении с рыцарями сторожевой отряд Александра потерпел поражение. Один из воевод, Домаш Твердиславич, был убит, многие взяты в плен, а уцелевшие бежали в полк к князю.
Русским пришлось отступить. Немцы и эстонцы, двигавшиеся клином по-русски, «свиньей» , пробили передовой полк русских, но затем были окружены и полностью разбиты. В оценке потерь немецкой стороны русские и западные источники расходятся. Согласно Новгородской летописи, погибло бесчисленное множество «чуди» и 400 в другом списке 500 немецких рыцарей, а 50 рыцарей попали в плен. Рассказ об этой битве имеется и в так называемой Ливонской рифмованной хронике конца XIII века, но она сообщает лишь о 20 погибших и 6 пленных немецких рыцарях, что представляет собой, по-видимому, сильное преуменьшение. Впрочем, различия с русскими источниками отчасти могут быть объяснены тем, что русские считали всех убитых и раненых немцев, а автор «Рифмованной хроники» — только «братьев-рыцарей», то есть действительных членов Ордена. Ледовое побоище имело огромное значение для судеб не только Новгорода, но и всей России. На льду Чудского озера была остановлена крестоносная агрессия. Русь получила мир и стабильность на своих северо-западных границах. В том же году между Новгородом и Орденом был заключен мирный договор, по которому состоялся обмен пленными, и возвращались все захваченные немцами русские территории.
Летопись передает слова немецких послов, обращенные к Александру: «Что заняли мы силою без князя Водь, Лугу, Псков, Латыголу — от того всего отступаемся. А что мужей ваших в плен захватили — готовы тех обменять: мы ваших отпустим, а вы наших пустите». Битва с литовцами Успех сопутствовал Александру и в битвах с литовцами. В 1245 году он нанес им жестокое поражение в ряде битв: у Торопца, под Зижичем и возле Усвята недалеко от Витебска. Многие литовские князья были перебиты, а иные захвачены в плен. Так были прекращены на время и литовские набеги на Русь. Известен еще один, более поздний поход Александра против шведов — в 1256 году. Он был предпринят в ответ на новую попытку шведов вторгнуться в пределы Руси и основать крепость на восточном, русском, берегу реки Наровы. К тому времени слава о победах Александра разошлась уже далеко за пределы Руси. Узнав даже не о выступлении русской рати из Новгорода, но только лишь о подготовке к выступлению, захватчики «побегоша за море».
На этот раз Александр направил свои дружины в Северную Финляндию, недавно присоединенную к шведской короне. Несмотря на тяготы зимнего перехода по заснеженной пустынной местности, поход закончился успешно: «И повоевали Поморье всё: одних убили, а других в полон взяли, и обратно возвратились в землю свою со множеством полона». Но Александр не только воевал с Западом. Около 1251 года был заключен договор между Новгородом и Норвегией об урегулировании пограничных споров и разграничении в сборе дани с огромной территории, на которой проживали карелы и саамы. Тогда же Александр вел переговоры о женитьбе своего сына Василия на дочери норвежского короля Хакона Хаконарсона. Правда, переговоры эти не увенчались успехом из-за вторжения на Русь татар — так называемой «Неврюевой рати». В последние годы жизни, между 1259 и 1262 годами, Александр от своего имени и от имени своего сына Дмитрия провозглашенного в 1259 году новгородским князем «со всеми новгородцы» заключил договор о торговле с «Готским берегом» Готландом , Любеком и немецкими городами; этот договор сыграл важную роль в истории русско-немецких отношений и оказался весьма долговечным на него ссылались даже в 1420 году. В войнах с западными противниками — немцами, шведами и литовцами — ярко проявился полководческий талант Александра Невского. Но совершенно по-иному складывались его отношения с Ордой. Читайте также — Не в силе Бог, а в правде!
Святой Александр Невский Отношения с Ордой После смерти в 1246 году отца Александра великого князя Владимирского Ярослава Всеволодовича, отравленного в далеком Каракоруме, великокняжеский престол перешел к дяде Александра князю Святославу Всеволодовичу. Однако спустя год того сверг брат Александра Андрей, князь воинственный, энергичный и решительный. Последующие события не вполне ясны. Известно, что в 1247 году Андрей, а вслед за ним и Александр совершили поездку в Орду, к Батыю. Тот отправил их еще дальше, в Каракорум, столицу огромной Монгольской империи «к Кановичам», как говорили на Руси. Братья вернулись на Русь лишь в декабре 1249 года. Андрей получил от татар ярлык на великокняжеский престол во Владимире, Александр же — Киев и «всю Русскую землю» то есть Южную Русь. Формально статус Александра был выше, ибо Киев по-прежнему считался главным стольным городом Руси. Но разоренный татарами и обезлюдевший, он полностью потерял свое значение, а потому Александр едва ли мог быть удовлетворен принятым решением. Даже не заезжая в Киев, он сразу же отправился в Новгород.
Переговоры с папским престолом Ко времени поездки Александра в Орду относятся его переговоры с папским престолом. Сохранились две буллы папы Иннокентия IV, адресованные князю Александру и датированные 1248 годом. В них предстоятель Римской церкви предлагал русскому князю союз для борьбы против татар — но при условии принятия им церковной унии и перехода под покровительство римского престола. Папские легаты не застали Александра в Новгороде. Однако можно думать, что еще до своего отъезда и до получения первого папского послания князь провел какие-то переговоры с представителями Рима. В ожидании предстоящей поездки «к Кановичам» Александр дал уклончивый ответ на предложения папы, рассчитанный на продолжение переговоров. В частности, он соглашался на построение в Пскове латинской церкви — кирхи, что было делом вполне обычным для древней Руси такая католическая церковь — «варяжская божница» — существовала, например, в Новгороде еще с XI века. Папа расценил согласие князя как готовность пойти на унию. Но такая оценка была глубоко ошибочной. Оба папских послания князь, вероятно, получил уже по возвращении из Монголии.
К этому времени он сделал выбор — и не в пользу Запада. Как полагают исследователи, увиденное на пути от Владимира к Каракоруму и обратно произвело на Александра сильное впечатление: он убедился в несокрушимой мощи Монгольской империи и в невозможности разоренной и ослабленной Руси противиться власти татарских «царей». Вот как передает Житие князя его знаменитый ответ папским посланникам: «Некогда же пришли к нему послы от папы из великого Рима с такими словами: «Папа наш так говорит: Слышали мы, что ты князь достойный и славный и земля твоя велика. Потому и прислали к тебе из двенадцати кардиналов двух искуснейших… чтоб ты послушал учение их о законе Божьем». Князь же Александр, подумав с мудрецами своими, отписал к нему, так говоря: «От Адама до потопа, от потопа до разделения языков, от смешения языков до начала Авраама, от Авраама до прохождения Израиля сквозь Красное море, от исхода сынов Израилевых до смерти царя Давида, от начала царства Соломонова до Августа царя, от начала Августа и до Христова Рождества, от Рождества Христова до Страдания и Воскресения Господня, от Воскресения Его и до Восшествия на небеса, от Восшествия на небеса и до царства Константинова, от начала царства Константинова до первого собора, от первого собора до седьмого — все то хорошо ведаем, а от вас учения не принимаем«. Они же возвратились восвояси». В этом ответе князя, в его нежелании даже вступать в прения с латинскими послами проявилась отнюдь не какая-то его религиозная ограниченность, как может показаться на первый взгляд. Это был выбор и религиозный, и политический. Александр отдавал себе отчет в том, что Запад не сможет помочь Руси в освобождении от ордынского ига; борьба же с Ордой, к которой призывал папский престол, могла оказаться гибельной для страны. Не готов был Александр пойти и на унию с Римом а именно это было непременным условием предлагавшегося союза.
Принятие унии — даже при формальном согласии Рима на сохранение всех православных обрядов в богослужении — на практике могло означать лишь простое подчинение латинянам, причем одновременно и политическое, и духовное. История господства латинян в Прибалтике или в Галиче где они ненадолго утвердились в 10-х годах XIII века наглядно доказывало это. Так князь Александр избрал для себя иной путь — путь отказа от всякого сотрудничества с Западом и вместе с тем путь вынужденной покорности Орде, принятия всех ее условий. Именно в этом увидел он единственное спасение как для своей власти над Русью — пусть и ограниченной признанием ордынского суверенитета, — так и для самой Руси. Период недолгого великого княжения Андрея Ярославича очень слабо освещен в русских летописях. Однако очевидно, что между братьями назревал конфликт. Андрей — в отличие от Александра — показал себя противником татар. Развязка наступила летом 1252 года. Нам опять-таки в точности не известно, что же тогда произошло. По свидетельству летописей, Александр снова отправился в Орду.
Во время его пребывания там а может быть, уже после возвращения на Русь из Орды против Андрея была направлена карательная экспедиция под началом Неврюя. В сражении у Переяславля дружина Андрея и поддержавшего его брата Ярослава была разгромлена. Андрей бежал в Швецию. Северо-восточные земли Руси оказались разграблены и разорены, множество людей убито или уведено в плен. В Орде Св. Александр Невский. Однако можно догадываться, что поездка Александра в Орду была связана с переменами на ханском престоле в Каракоруме, где летом 1251 года великим ханом был провозглашен Менгу, союзник Батыя. По свидетельству источников, «все ярлыки и печати, которые князьям и вельможам без разбору были выданы в предшествующее царствование», новый хан приказал отобрать.
В торжественной церемонии встречи участвовал архиерей Русской православной церкви, епископ Скопинский и Шацкий, управляющий Скопинской епархией епископ Питирим, глава администрации района Владимир Оводков, протоиерей Аркадий Безбородкин, духовенство и жители района. Ковчег с мощами привезли в районный центр и установили в храме Александра Невского. В храме прошел молебен с акафистом благоверному князю Александру Невскому. Его провел епископ Скопинский и Шацкий Питирим. Затем крестным ходом ковчег с мощами пронесли по улицам районного центра. Подошли к памятнику Александру Невскому и установили ковчег около него. Кстати, памятник торжественно открыли 29 сентября 2018 года. Эскиз выбирали жители района и выбрали проект Олега Седова — конную скульптуру семиметровой с постаментом высоты. Деньги собрали рязанские аграрии, но местные жители и тут внесли свою лепту.
Православные петербуржцы празднуют День перенесения мощей Александра Невского Он считается небесным покровителем Петербурга. Фото: 78. В честь важного для православных христиан события к горожанам обратился Александр Беглов. По словам губернатора, Александр Невский всегда будет считаться заступником русской земли. При жизни он победил шведов на берегах Невы и тевтонских рыцарей на Чудском озере, а после смерти он стал небесным покровителем этих земель.
Вышла в свет новая книга Александра Воловика «Александр Невский. Святой защитник земли Русской»
Какого числа день памяти Александра Невского в 2023 году | В Санкт-Петербурге 12 сентября отмечают День перенесения мощей святого благоверного князя Александра Невского. |
Проповедь в день памяти благоверного великого князя Александра Невского / | Зачем раскольники вычеркнули Александра Невского из святых? |
6 декабря — день памяти святого благоверного князя Александра Невского - Екатеринбургская епархия | Орден Александра Невского. Жизнь, ставшая житием. История почитания святого благоверного князя. |
ГОСПОДУ ИЛИ ГОСДЕПУ? ЗАЧЕМ РАСКОЛЬНИКИ ВЫЧЕРКНУЛИ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО ИЗ СВЯТЫХ? ТЕСТ НА ПРАВДУ
Что празднует Церковь в день памяти Александра Невского? | 26.03.2015. — В селе Цемдолина на храме святого князя Александра Невского установили новые купола. |
Санкт-Петербург отметит 300-летие перенесения в лавру мощей Александра Невского | Святой князь Александр Невский понимал, что нужно заниматься спасением в своем Отечестве веры православной, потому что если ее не будет – не будет на Руси ни народа, ни единой Земли. |
“Александр Невский – святой витязь Земли Русской” | Память выдающегося русского полководца и искусного дипломата – святого благоверного князя Александра Невского празднует Православная Церковь во вторник 6 декабря 2022 года. |
Раскольническая ПЦУ отреклась от Невского, его поменяли на другого Александра | Святой князь Александр Невский собрал в нашем храме сонм духовенства и любящих его христиан. |
Современные чудеса святого Александра Невского | СЕМЬЯ и ВЕРА | Еще один образ — икону «Святой благоверный князь Александр Невский» с клеймами и с молитвой святому — написал иконописец Алексей Анатольевич Новиков специально для Музея Мирового океана. |
Александр Невский: правда и мифы
И, окончив молитву, он встал, поклонился архиепископу. Архиепископ же был тогда Спиридон, он благословил его и отпустил. Князь же, выйдя из церкви, утер слезы и сказал, чтобы ободрить дружину свою: «Не в силе Бог, но в правде. Сказав это, пошел на врагов с малою дружиною, не дожидаясь своего большого войска, но уповая на Святую Троицу. Скорбно же было слышать, что отец его, князь великий Ярослав, не ведал о нашествии на сына своего, милого Александра, и ему некогда было послать весть отцу своему, ибо уже приближались враги. Потому и многие новгородцы не успели присоединиться, так как поспешил князь выступить. И выступил против врага в воскресенье пятнадцатого июля, имея веру великую в святых мучеников Бориса и Глеба. И был один муж, старейшина земли Ижорской, именем Пелугий, ему поручен был ночной дозор на море. Был он крещен и жил среди народа своего, бывшего язычниками, наречено же было имя ему в святом крещении Филипп, и жил он богоугодно, соблюдая пост в среду и пятницу, потому и удостоил его Бог видеть видение чудное в тот день. Расскажем вкратце. Узнав о силе неприятеля, он вышел навстречу князю Александру, чтобы рассказать ему об их станах.
Стоял он на берегу моря, наблюдая за обоими путями, и провел всю ночь без сна. Когда же начало всходить солнце, он услышал шум сильный на море и увидел один насад, плывущий по морю, и стоящих посреди насада святых мучеников Бориса и Глеба в красных одеждах, держащих руки на плечах друг друга. Гребцы же сидели, словно мглою одетые. Произнес Борис: «Брат Глеб, вели грести, да поможем сроднику своему князю Александру». Увидев такое видение и услышав эти слова мучеников, Пелугий стоял, устрашенный, пока насад не скрылся с глаз его. Вскоре после этого пришел Александр, и Пелугий, радостно встретив князя Александра, поведал ему одному о видении. Князь же сказал ему: «Не рассказывай этого никому». После того Александр поспешил напасть на врагов в шестом часу дня, и была сеча великая с римлянами, и перебил их князь бесчисленное множество, а на лице самого короля оставил печать острого копья своего. Проявили себя здесь шесть храбрых, как он, мужей из полка Александра. Первый — по имени Гаврило Олексич.
Он напал на шнек и, увидев королевича, влекомого под руки, въехал до самого корабля по сходням, по которым бежали с королевичем; преследуемые им схватили Гаврилу Олексича и сбросили его со сходен вместе с конем. Но по Божьей милости он вышел из воды невредим, и снова напал на них, и бился с самим воеводою посреди их войска. Второй — по имени Сбыслав Якунович, новгородец. Этот много раз нападал на войско их и бился одним топором, не имея страха в душе своей; и пали многие от руки его, и дивились силе и храбрости его. Третий — Яков, родом полочанин, был ловчим у князя. Этот напал на полк с мечом, и похвалил его князь. Четвертый — новгородец, по имени Меша. Этот пеший с дружиною своею напал на корабли и потопил три корабля. Пятый — из младшей дружины, по имени Сава. Этот ворвался в большой королевский златоверхий шатер и подсек столб шатерный.
Полки Александровы, видевши шатра падение, возрадовались. Шестой — из слуг Александра, по имени Ратмир. Этот бился пешим, и обступили его враги многие. Он же от многих ран пал и так скончался. Все это слышал я от господина своего великого князя Александра и от тех, кто участвовал в то время в этой битве. Было же в то время чудо дивное, как в прежние дни при Езекии-царе. Когда пришел Сеннахириб, царь ассирийский, на Иерусалим, желая покорить святой град Иерусалим, внезапно явился ангел Господень и перебил сто восемьдесят пять тысяч из войска ассирийского, и когда настало утро, нашли только мертвые трупы. Так было и после победы Александровой: когда победил он короля, на противоположной стороне реки Ижоры, где не могли пройти полки Александровы, здесь нашли несметное множество убитых ангелом Господним. Оставшиеся же обратились в бегство, и трупы мертвых воинов своих набросали в корабли и потопили их в море. Князь же Александр возвратился с победою, хваля и славя имя своего Творца.
На второй же год после возвращения с победой князя Александра вновь пришли из Западной страны и построили город на земле Александровой. Князь же Александр вскоре пошел и разрушил город их до основания, а их самих — одних повесил, других с собою увел, а иных, помиловав, отпустил, ибо был безмерно милостив. После победы Александровой, когда победил он короля, на третий год, в зимнее время, пошел он с великой силой на землю немецкую, чтобы не хвастались, говоря: «Покорим себе словенский народ». А был ими уже взят город Псков и наместники немецкие посажены. Он же вскоре изгнал их из Пскова и немцев перебил, а иных связал и город освободил от безбожных немцев, а землю их разорил и пожег и пленных взял бесчисленное множество, а других перебил. Немцы же, гордые, собрались и сказали: «Пойдем, и победим Александра, и захватим его». Когда же приблизились немцы, то проведали о них стражи. Князь же Александр приготовился к бою, и пошли они друг против друга, и покрылось озеро Чудское множеством тех и других воинов. Отец же Александра Ярослав прислал ему на помощь младшего брата Андрея с большою дружиною. И у князя Александра тоже было много храбрых воинов, как в древности у Давида-царя, сильных и крепких.
Так и мужи Александра исполнились духа ратного, ведь были сердца их как сердца львов, и воскликнули: «О княже наш славный! Ныне пришло нам время положить головы свои за тебя».
И конечно для нас это событие исторически важное. Завтра мы служим молебен в Благовещенском храме, где находились мощи, и надеюсь, что этот первый молебен станет традиционным, и каждый год мы будем вспоминать события пребывания мощей благоверного князя Александра Невского в этом храме», отметил Владыка. Он уточнил, что молебен начнется в 12. Как отметил заместитель председателя комитета по местному самоуправлению, межнациональным и межконфессиональным отношениям Ленинградской области Андрей Панов, в рамках этого мероприятия проходят ежегодный праздничный крестный ход 12 сентября, рождественские чтения, приуроченные юбилейному году 800-летия святого благоверного князя.
Оно будет состоять из молебна, концертной части, мы планируем выступление звонарей международного центра колокольного искусства, выступление государственного оркестра русских народных инструментов «Метелица», праздничное песнопение архиерейского хора Тихвинской епархии», - рассказал Андрей Панов.
Бояре же и все люди, видя от Бога дарованную ему премудрость, не могли ничего ответить, но единодушно обещали делать так, как он повелевал им. И так мужественно и праведно правил дарованной ему Богом державой. И слава о нем прошла по многим дальним странам, и многие стремились увидеть его.
И еще тогда повсюду был слух о том, что безбожный царь Батый по Божьему попущению много зла сотворил великой земле Русской. А там, где сей блаженный Александр с отцом своим Ярославом правили, в Великом Новгороде, туда дойти нечестивым помешала некая сила божественная и не дала им даже приблизиться не только к землям Великого Новгорода, но и к другим землям, где приходилось им тогда бывать и сражаться с ненавистными врагами — литовцами и немцами. И везде по Божьему попущению не воевали против них жестокие эти татары». Он был вторым сыном переяславского князя Ярослава Всеволодовича от торопецкой княжны Ростиславы, во крещении Феодосии.
С самого раннего детства св. По обычаю того времени, на четвертом году своей жизни он принял воинский постриг от суздальского епископа Симона, который был совершен над ним в Спасо-Преображенском соборе города Переяславля. Обряд происходил следующим образом. Мальчика ставили перед царскими вратами, и над ним произносилась молитва, в которой испрашивалось благословение Божие.
Затем постригались волосы в знак того, что дитя посвящается Богу. После совершения обряда отрока сажали на коня — это означало его будущую самостоятельность. В руки давали оружие, обыкновенно — лук со стрелами, что указывало на обязанность воина защищать родину от внешних врагов. После ураганного нашествия монголо-татарских одр Батыя в 1237-1240 годах, когда была перемолота русская сила и подверглись разорению десятки городов, начала складываться система тяжелой зависимости от ордынских завоевателей, державшаяся на страхе перед новыми вторжениями.
Новгородские и псковские земли, к счастью, избегли опустошительного разгрома. Но они испытывали сильнейший натиск со стороны шведов, немцев, литовцев. Русь превращалась во второразрядный регион Восточной Европы, слабела, раскалывалась на множество маленьких и немощных в военно-политическом отношении княжеств. От окончательного распада и гибели ее спасли усилия немногих самоотверженных, одаренных и прозорливых личностей, совершенные не без помощи Отца Небесного.
Из них наиболее известен Александр Ярославович, прозванный Невским. В 1227 г. В 1228 году семилетний Александр был оставлен вместе со старшим братом Феодором и опытными управленцами, боярином и тиуном, в Новгороде Великом — как официальный представитель отца. С 1236 по 1240 год Александр Ярославович непрерывно княжил в Новгороде, выполняя волю отца.
На плечи князя Александра легла огромная ответственность: оборона новгородских границ от воинственных соседей. А те, надеясь воспользоваться сложным положением Руси, усилили нажим на новгородчину. С ними прибыло католическое духовенство — некие «пискупы», а также ополчение финно-угорских народов сумь и емь. Житийная повесть сообщает о подготовке к битве со шведами следующее: вражеский вождь «…пришел в Неву, опьяненный безумием, и отправил послов своих, возгордившись, в Новгород к князю Александру, говоря: «Если можешь, защищайся, ибо я уже здесь и разоряю землю твою».
Александр же, услышав такие слова, разгорелся сердцем и вошел в церковь Святой Софии, и, упав на колени пред алтарем, начал молиться со слезами: «Боже славный, праведный, Боже великий, крепкий, Боже превечный, сотворивший небо и землю и установивший пределы народам, Ты повелел жить, не преступая чужих границ. И, припомнив слова пророка, сказал: «Суди, Господи, обидящих меня и огради от борющихся со мною, возьми оружие и щит и встань на помощь мне». И, окончив молитву, он встал, поклонился архиепископу. Архиепископ же был тогда Спиридон, он благословил его и отпустил.
Князь же, выйдя из церкви, утер слезы и сказал, чтобы ободрить дружину свою: «Не в силе Бог, но в правде.
Храм Спас на Крови был сооружен на месте смертельного ранения императора. В мозаичном убранстве собора образ небесного покровителя трагически погибшего царя представлен многократно, на фасадах и в интерьере. На выставке впервые экспонируется икона святого Александра Невского, написанная в 2023 году сотрудником ГМП «Исаакиевский собор» иконописцем Георги Панайотовым. Еще один образ — икону «Святой благоверный князь Александр Невский» с клеймами и с молитвой святому — написал иконописец Алексей Анатольевич Новиков специально для Музея Мирового океана. Более сорока фотографий покажут посетителям выставки образы Александра Невского, святого защитника и небесного покровителя Русской земли, в убранстве Исаакиевского и Сампсониевского соборов и храма Воскресения Христова Спас на Крови. В этих храмах многочисленные изображения святого Александра Невского выполнены лучшими мастерами живописи, бронзы, мозаики.
Современные чудеса святого Александра Невского
И хотя годы жизни Александра Невского с точностью установить не удается, известно, что преставление святого последовало 27 ноября 1263 г. в Городце, на пути во Владимир. Программа передач, главные новости дня, комментарии экспертов. Уникальные съемки военной техники и фильмы об армии. Общецерковное прославление святого Александра Невского совершилось при митрополите Макарии на Московском Соборе 1547 года.
Что празднует Церковь в день памяти Александра Невского?
«Александр Невский – Святой защитник Отечества» | 26.03.2015. — В селе Цемдолина на храме святого князя Александра Невского установили новые купола. |
Православный взгляд. Россия и святой Александр Невский. День Святой Троицы | Честные останки Александра Невского несли на руках, чтобы все желающие могли бы поклониться великому защитнику Святой Руси, почтить его память, излить перед ним в молитве свои нужды. |
В день памяти Александра Невского | С 1710-го года святой Александр Невский стал поминаться как молитвенный защитник Невской стороны. |
Православные петербуржцы празднуют День перенесения мощей Александра Невского | Александр Невский больше не святой для Православной церкви Украины. Выражение «ничего святого» парадоксально стопроцентно относится к нынешней автокефальной украинской церкви. |
Мощи святого князя Александра Невского доставлены в алексеевский храм | Главная» Новости» 26 апреля 2024 года на территории храма Святого Благоверного Князя Александра Невского прошел митинг, посвященный 38-й годовщине аварии на Чернобыльской атомной электростанции. |
Святой князь Александр Невский – один из самых почитаемых русских святых
Выставка "Воин и Святой. Александр Невский" выделяется и своей масштабностью. Евгений Емельянов, главный художник петербургского Военно-исторического музея артиллерии, член Союза художников и художественной студии имени Александра Невского РТОО "СПбСХ" представляет более 50 графических и живописных работ: образы князя и его дружинников, батальные сцены, этюды к полотну диорамы "Ледовое побоище". Художник много лет глубоко изучает личность Александра Невского и эпоху его правления.
И обеспечил своему детищу, новой столице страны, прочную защиту на будущее».
По словам губернатора, день памяти Александра Невского — самый древний из дошедших до нас общегородских праздников Северной столицы. Отмечать 27 мая как дату основания Петербурга начали 220 лет назад, а 12 сентября по новому стилю стало большим праздником ещё 280 лет назад.
Александр же, услышав такие слова, разгорелся сердцем и вошел в церковь Святой Софии, и, упав на колени пред алтарем, начал молиться со слезами: «Боже славный, праведный, Боже великий, крепкий, Боже превечный, сотворивший небо и землю и установивший пределы народам, Ты повелел жить, не преступая чужих границ. И, припомнив слова пророка, сказал: «Суди, Господи, обидящих меня и огради от борющихся со мною, возьми оружие и щит и встань на помощь мне». И, окончив молитву, он встал, поклонился архиепископу. Архиепископ же был тогда Спиридон, он благословил его и отпустил. Князь же, выйдя из церкви, утер слезы и сказал, чтобы ободрить дружину свою: «Не в силе Бог, но в правде. Вспомним песнотворца, который сказал: «Иные с оружием, а иные на конях, мы же имя Господа Бога нашего призываем; они повержены были и пали, мы же выстояли и стоим прямо». Победа принесла Александру Ярославовичу громкую славу, но в том же году, поссорившись с новгородцами, он был вынужден покинуть город с семьей и дружиной. Горожане сказали ему, как говорили многим князьям до него: «Вот тебе, князь, путь чист!
Как понадоблюсь — не зовите! Новому посольству придали особую солидность: с ними поехал архиепископ Новгородский. Сам факт его присутствия среди вечевых дипломатов показывает: Господин Великий Новгород стоит на краю бездны и уповает: не умолят о помощи его посланцы, так хоть глава духовенства усовестит братьев-православных. Отец призвал к себе сына для тайного разговора. После этого молодой полководец скрепя сердце согласился и получил от отца в помощь владимиро-суздальскую дружину во главе с младшим братом —князем Андреем Ярославичем. В 1241 году Александр въехал со всею ратной силой в Новгород, и «рада быша новгородцы», измученные беспощадным врагом. В 1241 г. В 1242 г. Имя св. Князь Александр Невский в битве на Чудском озере.
Миниатюра из Лицевого летописного свода Своими двумя победами князь Александр Невский не только спас Северную Русь от покорения ее чужеземцами, но определил ее дальнейшую судьбу. Новгород не был оторван от других частей Руси, и Православие в нем было утверждено на будущие века. Если в отношении западных завоевателей князь Александр Невский был непоколебим, то в отношении татар он считал необходимым вести мирную политику, чтобы не подвергать страну новым опустошениям. Когда после смерти своего отца в 1247 году он стал великим князем и был вызван ханом в Орду, он испросил на поездку благословение митрополита Кирилла и дал обет стоять за православную веру. В Орде он не поклонился кумирам и должен был совершить далекий путь в Монголию к великому хану. Когда татары потребовали от великого князя Александра поклонения огню и идолам, он ответил: «Я христианин, и мне не подобает кланяться твари. Но, ходатайствуя за свою землю, воздал честь самому хану, как могущественному царю земному, и сумел добиться для Руси различных льгот. Батый, как рассказывают современники, «подивился ему и сказал своим вельможам: «правду говорили мне, что нет другого подобного Князя» и отпустил в Русь с великой честью». Вот как описывается это событие в Лицевом летописном своде Ивана IV. Знаю, известно тебе, что покорил Бог мне многие народы, и все повинуются моей власти, и из всех один ты не желаешь покориться моей силе?
Подумай, если хочешь сохранить свою землю невредимой, поторопись немедленно прийти ко мне, увидишь ты славу и честь моего царства, а для себя же и своей земли полезное приобретешь». Богомудрый же великий князь Александр рассудил, что святой его отец Ярослав не ради временного царства пошел в Орду и там отдал свою жизнь за благочестие и за всех своих людей, и этим приобрел себе Небесное Царство. Так и блаженный Александр уподобился благой ревности благочестивого своего отца и решил идти в Орду ради избавления христиан. И пришел он в славный город Владимир с большим войском; грозно было его пришествие, о котором тогда дошла весть и до устья Волги, его грозностью жены моавитян пугали своих детей, говоря: «Молчите, вот придет великий князь Александр».
У украинской нации нет не прошлого ,не настоящего и не будущего! Этот святой, костяком образованной им обители выбрал разбойников душегубов.
Что любопытно, "деяния" этого святого происходили где-то в малоазиатских пустынях и ничуть не имели связи со славянами древней Руси.
Почему раку Александра Невского решили передать из Эрмитажа в монастырь?
В северной столице сегодня прошли торжества, посвященные переносу мощей святого благоверного князя Александра Невского. 12 сентября 1724 году состоялось перенесение мощей святого благоверного князя Александра Невского из Владимира в новую столицу Российской империи. Память выдающегося русского полководца и искусного дипломата – святого благоверного князя Александра Невского празднует Православная Церковь во вторник 6 декабря 2022 года.
Проповедь в день памяти благоверного великого князя Александра Невского
Люди — учителя, врачи и другие — не хотят уезжать из этой Козинки, несмотря на то, что её всё время обстреливают. И батюшка там тоже замечательный, который под этим натиском не сдаётся. И я хочу от всей души вам пожелать: никогда не сдаваться, и если уж бояться, то только Бога. Всё остальное проходит, все герои вначале герои, а потом смотришь: и не очень... Надо честным быть перед собой и перед Богом, и тогда Господь устроит нашу жизнь. Вот тогда мы узнаем промысел божий о нас самих. Соединим свою волю с волей Божьей, и тогда Господь откроет путь к спасению... Обращение к зрителям после завершения гостиной — Есть такой принцип — единство многообразия: когда мы духом едины, а каждый из нас личность, и каждый обладает своим каким-то инструментарием для выражения своих чувств, для выражения своего духовного опыта... Они в начале служат литургию, исповедуют, а потом уже дают концерты. Обычно концерты у них затягивались, потому что не отпускали их всё время, все хотели как-то прикоснуться.
Дуэт «Братцы», фото пресс-службы белгородской митрополии Вот мы сейчас в госпиталях когда были с мощами, то там в основном лежали раненые штурмовики. Понятно кто, понятно, с какой биографией, и в то же время я как-то сказал: «Вы, главное, унынию, не поддавайтесь», и вдруг я слышу [в ответ]: «Вы знаете, мы забыли, что такое уныние и многие другие чувства. У нас есть цель — это главное». Я посмотрел на этого человека, он такой израненный, и я говорю: «А дальше куда пойдёшь? Он ответил: «Дальше воевать». Вот это совершенно интересное преображение, которое случается с людьми... Мы как-то внешне там смотрим, свысока, но вот это чистилище, которое сейчас [люди] проходят, особенно видно на тех людях, которые принимают непосредственное участие в боевых действиях... Сегодня прозвучали очень важные слова. Художники очень красиво сказали о том, что вы лучше сердцем всё воспринимайте.
Это действительно так. Есть такое замечательное высказывание: «Если картину можно рассказать, то она не нужна». Ты всё мозгом там понял, а если сердце она твоё открыла, то вот тогда эта картина действительно воспринимается... Все понимают, что человек это всё-таки микрокосмос, который вмещает в себя массу нейронных связей, которых больше, чем звёзд на небе, которые мы видим. К чему я это говорю? Потому что важна обращённость к себе... Действительно тот мир, который в нас, он или способен воспринять другого человека, [или нет]. Я имею ввиду: ты видишь в нём [другом человеке] Бога, потому что подобное познаётся в подобном. Если в тебе есть Бог, то ты познаёшь Бога, и рассмотришь Его в другом человеке.
Если же в тебе есть бес, то ты, значит, будешь искать подобного себе для того, чтобы общаться. Такой принцип общения [сложился] ещё со времён Адама и Евы... Кстати, кто-то из святых написал, что если бы они вначале не от дерева познания добра и зла, а от дерева жизни вкусили плод, то у них совершенно по-другому бы судьба сложилась... Разум-то да любопытный такой: он, с одной стороны, нам помогает, а с другой — он самый коварный и беспощадный, — я бы даже так сказал. Он может и веру уничтожить, всё подвергнуть сомнению...
Шесть портретных образов княжеских дружинников не претендуют на документальный исторический портрет, но опираются на данные, сохранившиеся в источниках тех лет, в "Житии Александра Невского" и других летописях. Исторические персонажи — герои битвы практически никогда ранее не изображались отдельно. И впервые они предстают перед зрителем в живописной серии, созданной современным художником. Это позволяет ощутить далёкое событие не абстрактно и обобщенно, а сквозь призму конкретных человеческих судеб, через личности и характеры непосредственных участников битвы.
Больше 100 лет рака хранилась в Зимнем дворце. Это необходимо для сохранности реликвии. Процесс передачи других элементов раки закончится до конца года. Гробницу поместили в Благовещенской церкви лавры на втором этаже. Ранее Минкультуры подписало соответствующий приказ о передаче гробницы. Изначально она находилась в Свято-Троицком соборе лавры.
Да потому что подлинная Церковь Христова определяет святость жизни человека не по лозунгам очередного Майдана, не по геополитическим установкам светской власти, не по контекстам очередной идеологии, а по критерию евангельской Правды. Очевидно, что такие критерии, такие принципы, которыми истинная Церковь была верна, несмотря на самые сложные обстоятельства и самые агрессивные режимы, такие критерии для ПЦУ неудобны, нерентабельны и неинтересны. А почему? Да потому, что служат они не Господу, а Госдепу. И эта перспектива стоит сегодня перед каждой церковной общиной. Сегодня в условиях глобального противостояния христианской цивилизации и западного антихристианского катка Вселенская Церковь стоит перед выбором — быть верной Господу или Госдепу, то есть, либо идеалам Евангелия и святых отцов, либо идеологии транснациональных корпораций и интересам политических лоббистов, которые всей своей деятельностью приближают власть антихриста. Так уж вышло, что сегодня в современном мире, в глобальной политической игре религиозный фактор разыгрывается как карта. Американский однополярный мир всеми силами пытается сохранить свое тоталитарное доминирование. И там, где Православная Церковь играет хоть какую-то роль в жизни народа, она будет поставлена перед этим выбором — Господь или Госдеп. И как вы понимаете, перспектива этой дилеммы весьма апокалиптичная. Именно такую характеристику ей дал Святейший Патриарх, выступая недавно в Совете Федерации видеоцитата : «Нам говорят: «Ну что же, весь мир так, а вы иначе? Но очень важно, чтобы наша страна, опирающаяся на многовековую духовную и культурную традицию, сформировавшая свой кодекс нравственных ценностей, была способна в каком-то смысле возглавить сопротивление — невероятное слово сейчас скажу! Сопротивление пришествию в мир глобального зла». Глобальное зло. Вот что воюет сегодня с Православием на Украине. Поэтому нет ничего удивительного в том, что политическая церковь Украины — а именно так наиболее точно можно расшифровать аббревиатуру ПЦУ — нет ничего удивительного, что эта структура в угоду интересам глобальных корпораций глумится над святыми и святынями.