В 1841 году Д. Менделеева поступил в Тобольскую классическую гимназию.
Биография Менделеева
Последние годы жизни и смерть. Дмитрий Иванович Менделеев умер 20 января 1907 г. от воспаления легких. Дмитрий Иванович Менделеев умер 2 февраля (20 января по ст. ст.) 1907 г. в Санкт-Петербурге от воспаления легких. В 65 лет Менделеев возглавил экспедицию на Урал, которая несколько месяцев изучала, как активизировать промышленное развитие края.
Арабский халифат и его распад
- Дмитрий Иванович Менделеев - биография, годы жизни, деятельность русского гения
- Д. И. Менделеев. Уход - от паралича сердца
- Университет, работа в Крыму
- Статьи по теме
- Мы в соцсетях
- 10 интересных фактов о Дмитрии Менделееве
Элемент гениальности: 190 лет Дмитрию Менделееву
Кедровая шишка с Урала. Автор: Анна Власова Чтобы последыш не скучал без дела, его в 6 лет отдают в Тобольскую гимназию. Учились там семь лет и принимали с семи, поэтому Менделеев вынужден был два года оставаться в первом классе. Оценки выставлялись от нуля до пяти, и Дмитрий Иванович нередко хватал нули по закону божьему и поведению. Как он писал, из класса в класс его переводили, потому что видели в нём какие-то задатки. На деле юношу выручали знакомства родителей — отец его до болезни возглавлял эту самую гимназию. Поручиться за Дмитрия Ивановича было кому: русскую словесность ему преподавал Пётр Павлович Ершов, автор знаменитого «Конька-Горбунка». Позднее он станет руководить гимназией.
Семья Ершовых была дружна с Менделеевыми. Более того, в 28 лет Дмитрий Иванович женится на приёмной дочери Ершова Феозве. Выписка из аттестата Менделеева. Автор: Анна Власова Россия в 19-м веке делилась на учебные округа, в каждом из которых было по университету. Тобольск принадлежал к Казанскому округу. Закончи Менделеев отлично классическую гимназию, мог бы стать студентом Казанского университета. Но тогда он, кажется, мало думал о науке: по старой гимназической традиции, вместе с друзьями сжёг учебники, а решать свою дальнейшую судьбу предоставил матери.
Отец к этому времени уже умер, а старшие братья и сёстры жили самостоятельно. Мария Дмитриевна пожелала, чтобы сын непременно получил высшее образование. Она продала имущество в Тобольске и поехала в Москву к брату, чтобы тот помог племяннику устроиться. Дядя выручить не смог, зато на одном из его вечеров Менделеев был впечатлён встречей с самим Николаем Гоголем. Таблица Менделеева. Автор: Анна Власова Нет дороги — иди в педагоги При вскрытии тела на вступительном экзамене Менделеев упал в обморок — так для него закрылся путь в медицинскую академию. Он поступил в Главный педагогический институт на физико-математический факультет.
И опять, как когда-то в гимназии, в неприёмный год — тогда студентов набирали раз в два года.
Менделеевым посвящено 36 работ. Менделеева, посвящённых бездымному пороху, по документальным сведениям хронологически они развивались следующим образом. Чихачёв предложил «послужить научной постановке русского порохового дела», на что Д. Менделеев, незадолго перед тем покинувший университет, ответил письмом, в котором, выражая согласие, указал на потребность включения в работу и заграничной командировки видных специалистов в области взрывчатых веществ — профессора Минных офицерских классов И. Чельцова, и управляющего заводом по производству пироксилина Л. Федотова, и организации лаборатории по изучению взрывчатых веществ; 9 июня посетил Н. Чихачёва для консультаций по поводу предстоящей командировки. Менделеев встречался со многими английскими учёными, с которыми был хорошо знаком, и у которых пользовался огромным авторитетом: с Ф. Абелем председатель Комитета по взрывчатым веществам, открывший кордит , Дж.
Дьюаром член этого комитета, соавтор кордита , У. Рамзаем, У. Андерсоном, А. Тилло и Л. Мондом, Р. Юнгом, Дж. Стоксом и Э. Посещал лабораторию У. Рамзая и завод скорострельного оружия и пороха Норденфельда-Максима, где сам производил испытание пороха, Вульвичский арсенал, где наблюдал сгорание различных взрывчатых веществ. Визиты эти он он делал когда один, а когда — со спутниками после посещения полигона Д.
Дали образцы... Менделеев отправил сообщение Н. Чихачёву о производстве взрывчатых веществ, и в тот же день в 11 вечера прибыл в Париж. Французский пироксилиновый порох был тщательно засекречен технология опубликована только в 1930-х годах. В Париже он также встречался со знакомыми учёными: Л. Пастером , П. Лекоком де Буабодраном, А. Муассаном , А. Ле Шателье , М. Бертло один из руководителей работ по производству пороха , и со специалистами по взрывчатым веществам А.
Готье и Э. Сарро директор Центральной пороховой лаборатории Франции и другими. Фрейсинье за разрешением посетить заводы взрывчатых веществ — через два дня Э. Сарро дал Д. Менделееву согласие на посещение своей лаборатории, где тот присутствовал при испытании пороха. Этого оказалось достаточно, для того, чтобы установить его состав и свойства — этот порох был непреминим для крупноколиберной артиллерии. Менделеев тщательно продумал её устройство, подразумевавшее возможность вести исследования широкого класса взрывчатых веществ, паров и сжиженных газов. Лаборатория была открыта только летом 1891 года. Не дожидаясь того, Д. Менделеев начал опыты в университетской лаборатории.
К этой работе он также привлёк хорошо знавших пороховое дело и известных работами в области органической химии азотистых соединений Н. Меншуткина, Н. Фёдорова, Л. Шишкова, А. Шуляченко и других. Ванновскому , предлагая включить в работу организации, связанные с пороходелием, и химиков — специалистов по взрывчатым веществам — Л. Шишкова, Н. Фёдорова и Г. В ноябре в рабочих тетрадях учёного «Охтинский завод», «Сырьё», «Порох» появились сведения об испытаниях пороха, о различных видах его, и расчёты нитрационных смесей, а в декабре в унивеситетской лаборатории Д. Менделеевым была получена растворимая нитроклетчатка, тогда же он обратился с секретной запиской к П.
Ванновскому «Об экономических условиях приготовления принятого для перевооружения армии бездымным порохом». С 1 по 14 января 1891 года он проводил опыты в поисках оптимального состава нитрующей смеси для получения гомогенного вещества, а 23 января — получил, наконец, нитроклетчатку, которая «растворяется, как сахар», и назвал её пироколодием. Большое значение Д. Менделеев придавал промышленной и экономической стороне пороходелия. Ставя задачу использовать сырьё исключительно отечественного производства, он изучил возможности получения серной кислоты из местных колчеданов на заводе П. Ушакова в Елабуге и использования хлопчатобумажных «концов» с русских предприятий. Производство пороха в незначительном объёме было налажено на заводе П. Осенью 1892 года были проведены испытания, в том числе и адмиралом С. Макаровым , пироколлодийного пороха, получившие высокую оценку военных специалистов. За полтора года под руководством Д.
Менделеева разработана технология пироколлодия, ставшего основой бездымного отечественного пороха, своими характеристиками превосходящего иностранные. Высокую оценку пироколодийному пороху дал адмирал С. Макаров, главный инспектор артиллерии морского флота — испытания 1893 года показали пригодность нового бездымного зелья для использования в орудиях всех калибров. Менделеев уделял значительное внимание вопросам пороходелия вплоть до 1898 года. Бондюжинский завод оказался нерентабелным из-за своей удалённости от других пороховых производств, в том числе — от Охтинского, мало того, он не был засекречен. Преобразование Морского пироксилинового завода в Санкт-Петербурге под новую технологию, предложенное Д. Менделеевым, вылилось в противостояние ведомственных интересов: комиссия Охтинского завода безосновательно отказывает технологии пироколлодия в оригинальности по отношению к пироксилсину, — С. Макаров памятной запиской отстаивая приоритет Д. Менделеева, отмечает его «крупные услуги по решению вопроса о типе бездымного пороха» для Морского министерства, в котором в сложившейся ситуации учёный в 1895 году отказывается от должности консультанта. Он добивается снятия секретности — «Морской сборник» печатает его статьи общей рубрики «О пироколлодийном бездымном порохе» 1895, 1896 , особо концентрирующей внимание на химизме технологии, с приведением реакции формирования пироколлодия, — оценки объёма газов при его горении, анализа сырья.
Менделеев сопоставляя различные пороха с пироколлодием по 12 параметрам, констатирует его очевидные преимущества, выраженные — постоянством состава, однородностью, исключением «следов детонации». Влагая то, что могу в дело изучения бездымного пороха, я уверен, что служу, по мере сил, мирному развитию своей страны и научному познанию вещей, слагающемуся из попыток отдельных лиц осветить узнанное. На тот час, как, впрочем, и всегда в России придавали мало значения отечественным изысканиям, и вместо развития их предпочитали и предпочитают покупать иностранные привилегии и патенты — право на «авторство» и производвтсво пороха Д. Менделеева нагло присвоил себе Бернаду, в ту пору военно-морской атташе США в Санкт-Петербурге, раздобывший рецептуру; и Россия, «по извечной своей традиции», в Первую мировую войну в огромном количестве покупала его, этот порох, в Америке, а изобретателем до сих пор указывается моряк Бернадоу. Об электролитической диссоциации Существует мнение, что Д. Менделеев «не принял» концепции электролитической диссоциации, что он якобы неправильно её истолковывал, или даже и вовсе не понимал… К развитию теории растворов Д. Менделеева продолжал проявлять интерес и в конце 1880-х — 1890-х годов. Эта тема приобрела особое значение и злободневность после оформления и начала успешного применения теории электролитической диссоциации С. Аррениус , В. Оствальд , Я.
Менделеев пристально наблюдал за развитием этой новой теории, однако воздерживался от какой-либо категорической её оценки. Менделеев обстоятельно рассматривает некоторые доводы, к которым обращаются сторонники теории электролитической диссоциации при доказательстве самого факта разложения солей на ионы, в том числе понижения температуры замерзания и других факторов, определяющихся свойствами растворов. Этим и другим вопросам, связанным с пониманием данной теории, посвящена его «Заметка о диссоциации растворённых веществ» [17]. Он говорит о возможности соединений растворителей с растворёнными веществами и влиянии их на свойства растворов. Не утверждая безаппеляционно, Д. Из этого следует, что Д. Менделеев не отрицал огульно саму теорию, а в большей степени указывал на потребность её развития и понимания с учётом последовательно разработанной теории взаимодействия растворителя и растворённого вещества. В конце 1880-х годов между сторонниками и противниками теории электролитической диссоциации развернулись интенсивные дискуссии. Наибольшую остроту приобрела полемика в Англии, причём связана она была именно с работами Д. Данные по разбавленным растворам явились основой доводов сторонников теории, а противники обращались к результатам исследований растворов в широких областях концентраций.
Наибольшее внимениее отводилось растворам серной кислоты, хорошо исследованным Д. И Менделеевым. Многие английские химики последовательно развивали точку зрения Д. Менделеева на присутствие в диаграммах «состав—свойство» важных точек. Сведения эти использовали в критике теории электролитической диссоциации Х. Кромптон, Э. Пиккеринг, Г. Армстронг и другие учёные. Их указание на точку зрения Д. Менделеева и данные о растворах серной кислоты в виде основных аргументов своей правоты расценивалось многими учёными, в том числе и немецкими, как противопоставление «гидратной теории Менделеева» теории электролитмческой диссоциации.
Это привело к предвзятому и остро критическому восприятию позиций Д. Менделеева, например, тем же В. Тогда как данные эти относятся к очень сложным случаям равновесий в растворах, когда, помимо диссоциации, молекулы серной кислоты и воды образуют сложные полимерные ионы. В концентрированных растворах серной кислоты наблюдается параллельное протекание процессов электролитической диссоциации и ассоциации молекул. Отрицать справедливость теории электролитической диссоциации не даёт основания даже выявляемое благодаря элктропроводности по скачкам линии «состав—электропроводность» присутствие разнообразных гидратов в системе H2O — H2CO4. Требуется осознание факта одновременного протекания ассоциации молекул и диссоциации ионов. В своём труде «К познанию России» он скажет: «В моей жизни мне пришлось принимать участие в судьбе трёх... Из Уральской экспедиция учёный привёз бесценный материал, использованный им в дальнейшем в трудах «Учение о промышленности» и «К познанию России».
Социальная политика Культура. Другое 8 февраля, РИА Биробиджан. Дмитрий Менделеев 8 февраля 1834 г. Дмитрий Иванович Менделеев родился 27 января 8 февраля 1834 года в селе Верхние Аремзяны недалеко от Тобольска, в семье директора гимназии и попечителя училищ. Он был четырнадцатым ребенком в семье.
Огромную роль в создании русского бездымного пороха сыграл Д. Ему помогал И. Чельцов, Д. Менделееву принадлежит идея замены сушки промыванием спиртом , что было очень опасно и вызывало взрывы. В основе бездымного пороха Д. Менделеева лежит пироколлоид. Очень высокого мнения о его бездымном порохе были военный министр П. Ванновский и адмирал С. В 1847 году, когда будущему учёному было тринадцать лет, умер его отец. Овдовевшая мать, Мария Дмитриевна, решилась на героический по тем временам поступок и пошла работать на стекольную фабрику, где управляла рабочими-мужчинами. Это позволило ей прокормить большую семью. Но вскоре фабрика сгорела. Мать связывала большие надежды со смышленым младшим сыном, вместе с которым верхом на лошадях отправилась в Москву, преодолев почти две тысячи километров по степям, перебравшись через заснеженные Уральские горы. Но в элитный Московский университет Дмитрия не приняли, так как сочли «не местным». Но Мария Дмитриевна не отчаивалась и отправилась с сыном еще дальше, в Санкт-Петербург , где учился когда-то отец Дмитрия Менделеева.
Д. И. Менделеев. Уход - от паралича сердца
Менделеев совершил научное открытие мирового масштаба — открыл периодический закон. Позже составил таблицу, озаглавленную «Опыт системы элементов, основанной на их атомном весе и химическом сходстве». Открытие явилось результатом многолетних поисков. Он составил несколько вариантов периодической системы и на ее основе исправил атомные веса некоторых известных элементов, предсказал существование и свойства еще неизвестных элементов. На первых порах сама система, внесенные исправления и прогнозы Менделеева были встречены сдержанно.
Но после открытия предсказанных им элементов галлий, германий, скандий , периодический закон стал получать признание. Периодическая система явилась своего рода путеводной картой при изучении неорганической химии и в исследовательской работе в этой области. В 1877 году Дмитрий Иванович познакомился с Анной Ивановной Поповой, которая в 1881 году стала его второй женой. В этом браке появилось четверо детей, в том числе дочь Любовь, ставшая впоследствии женой знаменитого поэта Александра Блока.
Летом 1880 года великий русский ученый прибыл на Северный Кавказ. Одной из его задач было изучение залежей кубанской нефти. В письме к начальнику области генералу Н. Кармалину Менделеев подтвердил богатые запасы нефти на Кубани и отметил, что А.
К сожалению, из 17-ти детей до 18-летия дожили только восемь. В год, когда родился Менделеев, его отец ослеп и все хлопоты о многодетной семье легли на плечи необразованной матери. Мария Дмитриевна Менделеева 3. Во время учёбы в педагогическом институте будущий химик был оставлен на второй год из-за плохой успеваемости.
Министерство народного просвещения утверждает Дмитрия Ивановича профессором Петербургского университета. Поездка в Париж на "Всемирную выставку" и посещение ряда французских промышленных предприятий. Результатом стала его работа "О современном развитии некоторых химических производств в применении к России и по поводу Всемирной выставки 1867 года" 1869 - Первая формулировка Периодического закона. Меншуткин читает доклад Д. Менделеева "Опыт системы элементов, основанной на их атомном весе и химическом сродстве" 1869-1871 - Выход в свет классического труда Менделеева "Основы химии", построенного на основе Периодического закона 1872-1878 - Менделеев проводит систематические исследования растворов и законов сжимаемости газов. Проявляет интерес к проблемам воздухоплавания и изучению высших слоёв атмосферы. Выходят его труды "Об упругости газов" и "О барометрическом нивелировании и применении для него высотомера".
Грум-Гржимайло 1864—1928 , слушая лекции Менделеева, восхищался его умением формировать у студентов химическое мышление. А лекции Менделеева были всегда глубокие, содержательные, яркие, убедительные, оригинальные, более обстоятельные, чем материал, данный в «Основах химии». Читались они страстно и проникновенно. Комаров 1869—1945 назвал «творческим процессом, ибо на лекциях Менделеев часто просто думал вслух, решая близкие ему научные задачи». Счастливы были те, кому довелось прослушать полный курс теоретической химии в интерпретации и изложении Д. Потребность этого ученого в постоянном поиске, постоянной работе мысли была сопряжена с его стремлением к полной научной самостоятельности, причем самостоятельность он любил во всем и приучал к ней своих лаборантов, студентов, детей. Своему сыну Ивану Дмитриевичу 1883—1936 уже в детстве предоставлял полную самостоятельность, давая возможность обращаться с химическими реактивами, электрической аппаратурой, что заставляло его изучать наблюдаемое по учебникам. Менделеев же только осуществлял общее руководство. Не любил он втолковывать своим сотрудникам, что и как надо делать: чем объяснять, так проще самому сделать. Он требовал от сотрудников понятливости, самостоятельности и инициативы. В нешний облик Менделеева в различные периоды его жизни донесли до нас многочисленные фотографии, портреты и скульптуры. Портреты Менделеева писали И. Репин, М. Врубель, И. Крамской, Н. Длинные, ниспадающие до самих плеч серебристо-пушистые волосы, напоминающие львиную гриву, большая борода, высокий лоб, делающие голову Менделеева очень красивой и выразительной, сосредоточенно сдвинутые брови, густые ресницы, проникновенный взгляд синих, чистых и ясных глаз, могучая, широкоплечая, немного сутуловатая рослая фигура придавали внешнему облику Менделеева черты неповторимости, выразительности, сравнимые разве что с мифическими героями далекого прошлого. Яковлев , Гарибальди итальянский профессор Назини. Портрет Д. Менделеева Обращал внимание на себя и его голос. Баритон — тембр его голоса, «звучный, приятный, металлический». Выразительной была и его жестикуляция — внушительная, энергичная. Речь Менделеева не была гладкой, легкой. Начинал он всегда вяло, тяжело, запинался, делал паузы, подбирая нужные слова; его мысли опережали темп речи, в результате чего шло нагромождение фраз, грамматически не всегда правильных. Чешихин 1866—1923. Но в его речи всегда была уверенность, убежденность, страсть, строгая аргументация — логикой, фактами, экспериментом, расчетами, плодами аналитической работы. По напору и глубине мысли, по богатству содержания, по способности увлечь и захватить аудиторию кто-то даже сказал, что на лекциях Менделеева стены потеют , по умению убедить и воодушевить слушателей, сделать их своими единомышленниками, по образности и меткости речи, по умению «вырубить сравнение» можно утверждать, что Менделеев был блестящим, хотя и своеобразным, оратором. М енделеев и Россия. Эти два слова в сознании современников Менделеева были символами одного и того же. Россию Дмитрий Иванович любил беспредельно: «Я люблю свою страну, как мать, а свою науку, как дух, который благословляет, освещает и объединяет все народы для блага и мирного развития духовных и материальных богатств». Узнав, что на английском языке вышло очередное издание «Основ химии», он написал в предисловии к русскому изданию 1906 г. Менделеев верил в будущее России, призывал разрабатывать ее богатства — в научных трудах, исследуя экономику России, в статьях, лекциях. Переживал, что за границей мы закупаем костный клей, соду... Хорошо зная русскую бюрократическую машину, он предсказывал, что пироколлодийный порох «так или иначе проникнет на Запад, и его ученые проведут этот совершеннейший порох в жизнь, прибавляя новую славу к своим именам, и заставят нас принять то, что делается теперь в самой России». Так оно и случилось. Дмитрий Иванович приложил много усилий к тому, чтобы отстоять приоритет русской науки в деле открытия периодического закона. Широкая приложимость периодического закона, при отсутствии понимания его причины, — писал он, — есть один из указателей того, что он очень нов и глубоко проникает в природу химических явлений, и я, как русский, горжусь тем, что участвовал в его установлении». Он всячески защищал на различных уровнях власти идею о необходимости индустриализации сельского хозяйства. А как переживал и плакал Менделеев, когда в январе 1904 г. Не о своем 70-летии думал Дмитрий Иванович, а о судьбе России. Капустина-Губкина 1855—1922 — племянница Менделеева. В Менделееве сочеталось два заметных начала — доброта и крутой нрав. Вспыльчивость, вспышки возбуждения, граничащего с гневом, признавались всеми, кто его знал. Однако Дмитрий Иванович был отходчивым: покричит-покричит без зла! У Менделеева было на этот счет оправдание: «Ругайся себе направо-налево и будешь здоров. Вот Владиславлев не умел ругаться, все держал в себе и скоро помер». Но есть один нюанс, на который обратил внимание его сын Иван: «Я не помню, чтобы он, горячий и часто несдержанный по отношению к взрослым и сильным человек, возвысил когда-нибудь на нас голос, сказал жесткое слово. Он обращался всегда исключительно к нашей разумной и высшей стороне, никогда ничего не требовал и не приказывал, но мы чувствовали, как он был огорчен всякой нашей слабостью — и это действовало сильнее уговоров и приказаний». Менделеев всегда твердо стоял на своем, проводил свою линию, был последовательным и непреклонным в своих решениях. Он, например, был согласен с адмиралом С. Макаровым 1848—1904 на «Ермаке» «прорезать Северный полюс», но только по тому плану, который он предлагает. Или такой характерный пример. Менделеев решил послать на Всемирную выставку в Париже всех служащих, механика и столяра, но получил отказ. На что Дмитрий Иванович спокойно сказал: «Подам в отставку, уйду. Денег у них не прошу, посылаю за счет сбережений от личного состава. Распоряжаюсь деньгами я». И вот результат: командировали всех! Просто знали решительность и твердую волю Менделеева. Независимость в суждениях, взглядах проявлялась и в том, что он не признавал рангов, чинов, что иных шокировало, а сановников возмущало. Он как-то сказал: «Я ведь не из этих, нынешних, которые мягко стелют». Это неумение кривить душой проявлялось во всем. Он терпеть не мог, когда в его присутствии о ком-то говорили дурно или когда кичились своей «белой костью». Однажды один из студентов на экзамене представился так: «Князь В. Реакция Менделеева была мгновенной: «На букву К я экзаменую завтра». Добрым советом, ходатайством, материально, он был всегда готов оказать помощь людям еще раз подчеркнем: Менделеев был человеком влиятельным! Зачастую инициатива шла прямо от него. А это требовало и времени, и душевного беспокойства, и средств, а то и просто мужества. Его просьбы, как правило, имели успех. Младшим служащим установил обязательную прибавку к жалованью по случаю рождения ребенка, обеспечил их бесплатным помещением с отоплением и освещением , добился ассигнования на строительство квартир для служащих Главной палаты мер и весов. Он даже пригрозил отставкой, если Государственный совет не утвердит кредиты на строительство квартир для сотрудников. Интересен факт, связанный с именем В. Патрухина 1865—1942 , сотрудника Главной палаты мер и весов, который помогал Менделееву, когда тот создавал «Заветные мысли», «Попытки к пониманию мирового эфира», «Проект училища наставников», «К познанию России». По происхождению он был крестьянин, а это не давало ему права поступать на государственную службу. Менделеев выхлопотал ему это право очень трудное дело! М енделеев был скромным и простым в обращении человеком, не любил никаких церемоний, славы, орденов, наград а их у него было множество. Ему нравилось общаться с простым народом, особенно с мужиками. Скажет бывало: «Люблю мужицкие умные речи послушать». Не любил, когда его благодарили. Убегал или кричал: «Да перестань... Глупости это все... И что там благодарить. Глупости, глупости! Обычно посетителей об этом предупреждал.
Жизнь профессора Дмитрия Менделеева
Дмитрий Менделеев: биография и некролог | 8 февраля 2024 года — 190 лет со дня рождения одного из величайших ученых в истории, Дмитрия Ивановича Менделеева. |
Человек своеобычный | Умер Д. И. Менделеев 20 января (2 февраля) 1907 года в Санкт-Петербурге от воспаления лёгких в возрасте 72 лет. |
Дмитрий Менделеев - биография | Менделеев окончил институт в 1855 году с золотой медалью. |
Менделеев, Дмитрий Иванович
9. В 1895 году Менделеев ослеп, но продолжал руководить Палатой мер и весов. По распоряжению церкви Менделеев после развода не имел права жениться семь лет, но его новая возлюбленная уже была беременна. Дмитрий Менделеев — на странице писателя вы найдёте биографию, список книг и экранизаций, интересные факты из жизни, рецензии читателей и цитаты из книг. По распоряжению церкви Менделеев после развода не имел права жениться семь лет, но его новая возлюбленная уже была беременна.
Д. И. Менделеев. Уход - от паралича сердца
8 февраля – день рождения Дмитрия Менделеева | В 1907 году Менделеев умер в возрасте 72 лет в Санкт-Петербурге от гриппа. |
Когда и во сколько лет умер Дмитрий Менделеев? | Дмитрий Иванович Менделеев родился в 1834-м году в Тобольске. |
Менделеев Дмитрий Иванович — Электронная энциклопедия ТПУ | Когда Дмитрию Менделееву было 13 лет, его отец скончался. |
Дмитрий Менделеев - биография | 2 февраля 1907 года умер Дмитрий Менделеев — выдающийся русский химик, открывший периодический закон химических элементов и сделавший огромный вклад в развитие отечественной науки. |
Дмитрий Менделеев - биография, новости, личная жизнь - | Однако в том году Менделеев скончался, а по правилам Нобелевского комитета эта премия не присуждается посмертно. |
Биография Менделеева
Не все сразу поняли и приняли открытие Менделеева. Так, химик Роберт Бунзен из Германии, которому принадлежит открытие двух новых щелочных элементов — рубидия и цезия, — а также изобретение гигрометра, считал, что Менделеев увлекает химиков «в надуманный мир чистых абстракций». Точно вторя немецкому коллеге, Н. Зинин заявил, что Менделеев понапрасну тратит время, занимается чем-то пустячным. Но очень скоро Николай Николаевич в корне изменил свое мнение и направил коллеге приветственное письмо: «Очень, очень хорошо, премного отличных сближений, даже весело читать, дай Бог Вам удачи в опытном подтверждении Ваших выводов. Искренне Вам преданный и глубоко Вас уважающий Н. Самое важное в открытии Периодического закона — возможность предсказывать существование еще не открытых химических элементов. В 1875 году французский химик Поль Эмиль Лекок де Буабодран в минерале вюртците сульфиде цинка открыл предсказанный Менделеевым экаалюминий и назвал его в честь своей Родины галлием от латинского Галлия — Франция. В 1905 году сам Дмитрий Иванович с гордостью напишет: «По-видимому, Периодическому закону будущее не грозит разрушением, а только надстройки и развитие обещает, хотя как русского меня хотели затереть, особенно немцы».
В 1869—1871 годах выходят в свет «Основы химии» в пяти частях Д. Менделеева — первое стройное изложение курса неорганической химии. Книга эта получила чрезвычайно высокую оценку в России и за рубежом; по словам академика А. До конца своих дней Дмитрий Иванович продолжал совершенствовать эту книгу, выдержавшую при его жизни восемь изданий. Выдающийся популяризатор научных знаний и блистательный педагог, любимец университетского студенчества, умевший, по словам современника, «захватывать аудиторию и властвовать над нею», Менделеев неустанно доказывал, что «наука бесконечна, в ней являются с каждым днем новые и новые задачи, и университетское образование должно стараться возбудить желание внести свою лепту в сокровищницу науки». Совершенствованию образования в России посвящена «Заметка по вопросу о преобразовании гимназий», главная мысль которых — необходимость большего внимания к преподаванию естествознания и русского языка вот бы сегодня не забывать об этом! Спустя три десятилетия великий ученый вернется к волновавшей его теме в своих «Заметках о народном просвещении в России». В 1876 году, принимая во внимание огромный вклад профессора Менделеева в отечественную науку, его избирают членом-корреспондентом Академии наук.
Тот год стал по-своему знаменательным в жизни Дмитрия Ивановича. Много наслышанный об этой преуспевающей стране, Менделеев тем не менее не преминул отметить: «Новая заря не видна по ту сторону океана». Главенствующую роль в судьбах человечества он неизменно отводил славянству. Вскоре ученый совершил еще несколько путешествий для ознакомления с нефтяным делом, теперь уже на Кавказ, в район бакинских промыслов. Итогом всех этих поездок стала книга «Нефтяная промышленность в североамериканском штате Пенсильвании и на Кавказе», увидевшая свет в 1877 году. Удивительно актуальны мысли Менделеева и в наши дни, в XXI веке. И провидчески обращался к нефтяным воротилам: «Господа московские и всякие иные русские капиталисты! Пустите ли вы французов, немцев, шведов, англичан и американцев эксплуатировать и это русское богатство и нажить на нем хороший барыш или сами догадаетесь взять его, когда вновь вам указывает на большое наживное дело тот, кто давно следит за судьбой русской нефтяной промышленности и ничего больше не хочет, как того, чтобы она развивалась до тех размеров, какие соответствуют природным запасам страны?
Покажите миру хоть на этом деле, что можете сами справиться со своим богатством, когда дана вам широкая, разумная свобода и есть русский пример. Вам, господа русские капиталисты, предстоит осветить и смазать Россию и Европу, разделить эту службу с Америкой да по пути превратить четырехкопеечный продукт в пятирублевый, отчего пристанет кое-что и к вашим рукам, и к рукам тысяч рабочих, которые потребуются для того, чтобы поворотить эти миллионы пудов, втуне лежащие под землей». Инициаторами медиумических сеансов стали президент Русского общества экспериментальной психологии Н. Вагнер, издатель, публицист и переводчик А. Аксаков и химик академик А. Менделеев выступил с беспощадной критикой спиритического одурманивания людей. По его инициативе в Санкт-Петербурге была создана специальная комиссия Русского физического общества для разоблачения антинаучной сущности спиритизма и противодействия его распространению в России. Дмитрий Иванович очень быстро понял, что спириты прикрывают оккультную сущность своего движения псевдонаучными рассуждениями, и легко доказал, что они, спириты, лишь пытаются помирить «сказку с наукой».
Менделеев выступает с публичными лекциями против спиритизма, знакомится с Достоевским и беседует с ним о медиумизме. Высказывания Менделеева не сходят с газетных полос, имя выдающегося ученого становится широко известно среди самых разных слоев населения. Тем не менее в декабре 1880 года, когда проходили выборы в Академию наук, Менделеев был забаллотирован: за проголосовали девять академиков, против — десять. Особенно цинично высказался секретарь академии К. Веселовский: «Мы не хотим университетских. Если они и лучше нас, нам все-таки их не нужно». Отчасти это произошло потому, что Менделеев не раз высказывался о необходимости реорганизовать Академию. Для того чтобы поучиться у них столь живому предмету, как химические знания, они вследствие того не только читали, не только рассказывали сущность науки, они не только делали для химии сами то, что делали пришельцы, возбуждавшие интерес, сами знавшие на самом деле науку и ее разработавшие, нет, они умели главное внимание обращать на то, чтобы внушить своим слушателям стремление к необходимости дальнейшего развития науки при помощи своих родных сил, и оттого родили хотя и слабые средствами, но сильные начинанием хорошие первые лаборатории, откуда вышли самостоятельные, в России научившиеся и в России действовавшие первые русские химики».
И подчеркивал: «Издания Академии, конечно, должны быть на русском языке, потому что цель Академии есть, конечно, развитие самой науки, но по преимуществу в России и по преимуществу для России, и, следовательно, на коренном языке страны». Все ли, о чем радел Менделеев, решено в сегодняшней нашей действительности?.. Трудным, переломным стал в личной жизни Менделеева 1881 год: был расторгнут его брак с Феозвой Никитичной. Как ни горько это говорить, жена не понимала великого человека, его подвижничества, требовала все большего внимания к себе, не осознав за девятнадцать лет совместной жизни, что призвание его — общественное служение. Видимо, не без влияния Анны Ивановны Менделеев начинает интересоваться миром искусства, собирает коллекции картин и репродукций, готовит небольшие публикации о тех или иных проявлениях художественной жизни. В 1894 году он избирается действительным членом Императорской Академии художеств. Среди его друзей — замечательные русские художники И. Шишкин, А.
Куинджи, Н. Крамской, М. Врубель, И. Репин пишут его портреты. Да это и понятно: столь своеобразен, ни на кого не похож был облик Дмитрия Ивановича Менделеева. Вот свидетельство М. Нестерова: «Знал я Д. Лицо его характерно, незабываемо, оно было благодарным материалом для художника».
По-прежнему Д. Менделеев с семьей проводил летние месяцы в дорогом его сердцу сельце Боблове. Особенно памятным был 1887 год: 7 августа Дмитрий Иванович совершил свой знаменитый полет на воздушном шаре «Русский», наблюдая солнечное затмение в Клину. Менделеев так рассказывал об этом полете: «Техническое общество в лице изобретателей С. Джевецкого и В. Видимо, Дмитрий Иванович имел в виду разработанный им проект управляемого аэростата с двигателями, а также проект стратостата с герметической гондолой, который подразумевал подъем в верхние слои атмосферы по такому принципу спустя восемь с половиной десятилетий был устроен спускаемый аппарат, доставивший на землю Ю. Полет воздушного шара прошел успешно. За проявленное мужество Французская академия метеорологического воздухоплавания присудила Менделееву диплом.
В начале 1890 года в Санкт-Петербургском университете произошли студенческие волнения. Студенты обратились к профессору Менделееву с просьбой передать составленную ими петицию министру народного просвещения И. Менделееву вернули ее с оскорбительной резолюцией: «По приказанию министра народного просвещения прилагаемая бумага возвращается действительному статскому советнику профессору Менделееву, так как ни министр и никто из состоящих на службе Его Императорского Величества лиц не имеет права принимать подобные бумаги. Его Превосходительству Д. После всего случившегося Дмитрий Иванович не счел возможным оставаться в университете. Так закончилась его тридцатипятилетняя беспорочная преподавательская служба.
В то время была традиция присваивать выпускникам семинарии новые фамилии. Лишь один из трех братьев Ивана остался Соколовым, то есть с фамилией отца-священника; другой стал Покровским в честь отцовского прихода , третий — Тихомандрицким в честь родного села. А вот отец нашего героя как бы позаимствовал фамилию у соседа-помещика, жившего рядом с Тихомандрицами, не существующим ныне селом на северной оконечности озера Удомля. Вроде бы изначально Ивана прозвали Менделеевым в шутку, потому что он очень любил меняться вещами, напоминая этим соседа. Но могло ли ироничное прозвище закрепиться в семинарских документах? И как, интересно, тот помещик отреагировал, когда Иван вернулся из семинарии на родину под его фамилией? Как бы то ни было, Иван Менделеев не пошел по духовной линии, но, окончив в столице Главный педагогический институт, был направлен учителем в Тобольск, где вскоре женился. Независимый нрав Менделеева-ученого, стоивший ему испорченных отношений со многими вельможами, возможно, достался ему от отца: будучи директором Саратовской гимназии, тот не поладил с попечителем Казанского учебного округа Магницким, из-за чего потерял работу. После нескольких лет неопределенности он вернулся в Тобольск, где стал директором местной гимназии. Должность в своем городе уважаемая, но, если бы не та ссора, Иван Менделеев мог бы сделать более внушительную карьеру. Героическая женщина Мать ученого Мария Дмитриевна была очень неординарным человеком. Менделеев посвятил ее памяти одну из своих книг, написав: «Вы научили меня любить природу с ее правдою, науку с ее истиной, родину со всеми ее нераздельнейшими богатствами, дарами, больше всего — труд со всеми его горестями и радостями». Из 17 ее детей трое умерли до крещения, еще пятеро — в раннем возрасте. Вскоре после рождения Дмитрия отец семейства ослеп из-за катаракты и вышел на пенсию, которой не хватало на жизнь. Тогда Мария Дмитриевна получила у старшего брата разрешение поселиться за городом на принадлежавшей ему заброшенной стекольной фабрике. Она восстановила производство, сделала его доходным и смогла отвезти мужа в Москву на операцию к знаменитому окулисту Броссе, который вернул Ивану Павловичу зрение. Незадолго до того как Дмитрий окончил гимназию, его отец скончался, а стекольная фабрика сгорела. Всю свою энергию Мария Дмитриевна вложила в устройство судьбы младшего сына, считая, что тот должен продолжить образование непременно в Московском университете, а не в Казанском, куда по зако ну полагалось поступать выпускникам Тобольской гимназии. Влиятельные друзья жившего в Москве ее старшего брата Василия не решились идти против циркуляров и не помогли; тогда деятельная сибирячка отправилась в столицу империи, где ей удалось-таки всеми правдами и неправдами устроить Дмитрия казеннокоштным то есть обучающимся за государственный счет студентом отделения естественных наук физико-математического факультета Главного педагогического института в Петербурге, того самого, где учился Менделеев-старший. Обеспечив жизнь младшему сыну, Мария Дмитриевна умерла через месяц с небольшим вроде бы от простуды, явно истощенная многочисленными невзгодами и тревогами. Наука или жизнь Будущий великий ученый в юности не блистал познаниями, учился посредственно и даже добровольно остался на второй год, пройдя первый курс дважды. Но затем взялся за ум и окончил институт с золотой медалью. Вообще-то петербургские врачи не ожидали, что Менделеев доживет до выпускных экзаменов, считая его безнадежно больным туберкулезом. При этом упрямый студент отказывался переводиться в Киевский университет, в более теплые края, решив, видимо, хоть и умереть, но все же остаться в столичном институте. И только знаменитый хирург Иван Павлов, осмотрев молодого химика, поставил ему правильный диагноз: порок сердечного клапана, неопасный для жизни. Проработав год учителем в Одессе и защитив сразу две диссертации: магистерскую и pro venia legendi — на право читать лекции, Менделеев с 1857 года начал преподавать химию в Санкт-Петербургском императорском университете. Со временем поле его педагогической деятельности расширилось: он читал курсы во Втором кадетском корпусе, Институте Корпуса инженеров путей сообщения, Николаевских инженерных академии и училище, руководил химической лабораторией Санкт-Петербургского практического технологического института. На склоне лет Дмитрий Иванович сформулировал три свои «службы Родине», которыми он гордился. Под первой службой Менделеев понимал научные открытия, а под второй — педагогику. Среди прочего он стал автором первых в России учебников «Органическая химия» и «Основы химии». О третьей «службе» речь пойдет ниже. Менделеев - второй справа во втором ряду Русские в Германии Будучи 25 лет от роду, Менделеев отправился в двухгодичную европейскую командировку «для усовершенствования в науках». Он выбрал университет Гейдельберга, где знаменитый немецкий химик Роберт Бунзен согласился стать его формальным руководителем, оценив способности Менделеева, но не разделяя его интереса к физической химии. Менделеев любил подчеркивать, что в науке всегда действовал самостоятельно. В Гейдельберге он оборудовал собственную лабораторию, опыты в которой среди прочего привели его к открытию «температуры абсолютного кипения» — индивидуальной для каждого вещества характеристики, при которой жидкость превращается в пар. Оно прошло незамеченным, а по сути, предвосхитило понятие «критическая температура», введенное 10 лет спустя ирландцем Томасом Эндрюсом. В Гейдельберге Менделеев влился в компанию талантливых ровесников-соотечественников: химика и композитора Александра Бородина, физиологов Ивана Сеченова и Сергея Боткина, также прибывших в Германию на стажировку. С Бородиным Менделеев много путешествовал по Европе и участвовал в эпохальном Международном химическом конгрессе в Карлсруэ, целью которого было создать общую для химиков всего мира систему координат и терминов. Но кругом русских общение Менделеева не ограничивалось.
Пикаром только в 1924 году. Менделеев также спроектировал управляемый аэростат с двигателями. В 1878 году учёный, находясь во Франции, совершил подъём на привязном аэростате А. Жиффара на фр. Летом 1887 года Д. Менделеев осуществил свой знаменитый полёт. Возможным стало это и благодаря посредству Русского технического общества в вопросах оснащения. Важную роль в подготовке этого мероприятия сыграли В. Срезневский и в особой степени изобретатель и аэронавт С. Менделеев, рассказывая о об этом полёте, разъясняет почему РТО обратилось именно к нему с такой инициативой: «Техническое общество, предложив мне произвести наблюдения с аэростата во время полного солнечного затмения, хотело, конечно, служить знанию и видело, что это отвечает тем понятиям и роли аэростатов, какие ранее мною развивались». Обстоятельства подготовки к полёту ещё раз говорят о Д. Менделееве, как о блестящем экспериментаторе здесь можно вспомнить о том, что он считал: «Профессор, который только читает курс, а сам не работает в науке и не двигается вперед, — не только бесполезен, но прямо вреден. Он вселит в начинающих мертвящий дух классицизма, схоластики, убьет их живое стремление» [5]. Менделеев был очень увлечён возможностью с аэростата впервые наблюдать солнечную корону во время полного затмения. Он предложил использовать для наполнения шара не светильный газ, а водород, которыё позволял подняться на большую высоту, что расширяло возможности наблюдения. И здесь снова сказалось сотрудничество с Д. Лачиновым , приблизительно в это же время разработавшим электролитический способ получения водорода , на широкие возможности использования которого Д. Менделеев указывает в «Основах химии». Естествоиспытатель предполагал, что изучение солнечной короны должно дать ключ к пониманию вопросов, связанных с происхождением миров. Из космогонических гипотез его внимание привлекла появившаяся в то время идея о происхождении тел из космической пыли: «Тогда солнце со всей его силой само оказывается зависящим от невидимо малых тел, носящихся в пространстве, и вся сила солнечной системы черпается из этого бесконечного источника и зависит только от организации, от сложения этих мельчайших единиц в сложную индивидуальную систему. В сопоставлении с другой гипотезой — о происхождении тел солнечной системы из вещества солнца, — он высказывает такие соображения: «Как ни противоположны на первый взгляд кажутся эти понятия, они так или иначе уложатся, помирятся — таково свойство науки, которая содержит выводы мысли, испытанные и проверенные. Надо только не довольствоваться одним уже установленным и узнанным, надо не окаменеть в нём, всё дальше и глубже, точнее и подробнее изучать все явления, могущия содействовать разъяснению этих коренных вопросов. Этот полёт привлёк внимание широкой общественности. Военное министерство предоставило воздушный шар «Русский» объёмом 700 м3. В Боблово 6 марта приезжает И. Репин, и вслед за Д. Менделеевым и К. Краевичем направляется в Клин. В эти дни им были сделаны зарисовки. Менделеевым должен был лететь пилот-аэронавт А. Кованько, но из-за прошедшего накануне дождя повысилась влажность, шар намок — двух человек поднять был не в состоянии. По настоянию Д. Менделеева его спутник вышел из корзины, и учёный отправился в полёт в одиночестве. Впоследствии он так комментировал свою решимость:... Немалую роль в моём решении играло... Мне хотелось демонстрировать, что это мнение, быть может справедливое в каких-то других отношениях, несправедливо в отношении к естествоиспытателям, которые всю жизнь проводят в лаборатории, на экскурсиях и вообще в исследованиях природы. Мы непременно должны уметь владеть практикой, и мне казалось, что это полезно демонстрировать так, чтобы всем стала когда-нибудь известна правда вместо предрассудка. Здесь же для этого представлялся отличный случай. Аэростат не смог подняться так высоко, как требовали того условия предполагаемых экспериментов — солнце частично заслоняли облака. В дневнике исследователя первая запись приходится на 6 ч 55 м — по прошествии 20 минут после взлёта. Учёный отмечает показания анероида — 525 мм и температуру воздуха — 1. Сверху облака. Ясно кругом т. Облако скрыло солнце. Уже три версты. Подожду самоопускания». В 7 ч 10—12 м: высота 3,5 версты, давление 510—508 мм по анероиду. Шар покрыл расстояние около 100 км, поднявшись на высоту в максимуме — до 3,8 км; пролетев над Толдомом в 8 ч 45 м, приблизительно в 9 ч начал снижаться. Салтыкова-Щедрина произошла успешная посадка. Уже на земле, в 9 ч 20 м, Д. Менделеев заносит в записную книжку показания анероида — 750 мм, температура воздуха — 16. Во время полёта учёный устранил неисправность управления главным клапаном аэростата, что показало хорошее знание практической стороны воздухоплавания. Медаль Академии аэростатической метеорологии, которой Д. Менделеев был награждён за свой полёт на аэростате «Русский» 7 августа 1887 года. Высказывалось мнение, что удачный полёт явился стечением счастливых случайных обстоятельств — аэронавт не мог с этим согласиться — повторив известные слова А. Суворова «счастье, помилуй Бог, счастье», он добавляет: «Да надо что-то и кроме него. Мне кажется, что всего важнее, кроме орудий спуска — клапана, гидрона, балласта и якоря, спокойное и сознательное отношение к делу. Как красота отвечает, если не всегда, то чаще всего высокой мере целесообразности, так удача — спокойному и до конца рассудительному отношению к цели и средствам». Международный комитет по аэронавтике в Париже за этот полёт удостоил Д. Менделеева медали французской Академии аэростатической метеорологии. Менделеев проявлял большой интерес к летательным аппаратам тяжелее воздуха, он интересовался одним из первых самолётов с воздушными винтами, изобретённым А. В фундаментальной монографии Д. Менделеева, посвящённой вопросам сопротивления среды, есть раздел о воздухоплавании; вообще же учёным на эту тему, сочетающую в его творчестве указанное направление исследований с развитием изучения в области метеорологии, написано 23 статьи. Освоение Крайнего Севера Являя собой развитие исследований газов и жидкостей, труды Д. Менделеева по сопротивлению среды и воздухоплаванию находят продолжение в работах, посвящённых кораблестроению и освоению арктического мореплавания. Эта часть научного творчества Д. Менделеева в наибольшей степени опредляется его сотрудничеством с адмиралом С. Макаровым — рассмотрением научных сведений, полученных последним в океанологических экспедициях, их совместными трудами, связанными с созданием опытового бассейна , идея которого принадлежит Дмитрию Ивановичу, принимавшему активнейшее участие в этом деле на всех этапах его реализации — от решения проектных, технических и организационных мероприятий — до строительных, и связанных непосредственно с испытаниями моделей судов, после того как в 1894 году бассейн, наконец, был построен; — Д. Менделеев с энтузиазмом поддерживал усилия С. Макарова , направленные на создание большого арктического ледокола. Ледокол сконструированный в начале XX века Д. Модель по чертежам учёного выполнена под руководством А. Дубравина в 1969 году. Музей-архив Д. Менделеев занимался изучением сопротивления среды, им была высказана мысль о постройке опытового бассейна для испытания судов. Но только в 1893 году по просьбе управляющего морским министерством Н. Чихачёва учёный составляет записку «О бассейне для испытания судовых моделей» и «Проект положения о бассейне», где трактует перспективу создания бассейна как часть научно-технической программы, подразумевающей не только решение задач судостроения военно-технического и торгового профиля, но и дающей возможность осуществления научных исследований. Занимаясь изучением растворов, Д. Менделеев в конце 1880-х — начале 1890-х годов проявляет большой интерес к результатам исследований плотности морской воды, которые были получены С. Макаровым в кругосветном плавании на корвете «Витязь» в 1887—1889 годах. Эти ценнейшие данные чрезвычайно высоко оценивал Д. Менделеев, включивший их в сводную таблицу величин плотности воды при разных температурах, которую он приводит в в своей статье «Изменение плотности воды при нагревании». Продолжая взаимодействия с С. Макаровым, начатые при разработке порохов для морской артиллерии, Д. Менделеев включается в организацию ледокольной экспедиции в Северный Ледовитый океан. Выдвинутаая С. Макаровым идея этой экспедиции нашла отклик у Д. Менделеева, видевшего в таком начинании реальный путь решения многих важнейших экономических проблем: связь Берингова пролива с другими русскими морями положила бы начало освоению Северного морского пути, что делало доступными районы Сибири и Крайнего севера. Ваша мысль блистательна, — пишет он С. Макарову, — и рано или поздно неизбежно выполнится и разовьётся в дело большого значения не только научно-географическое, но и в живую практику. Витте и уже осенью 1897 года правительство принимает решение об ассигновании постройки ледокола. Менделеев был включён в состав комиссии, занимавшаяся вопросами, связанными с постройкой ледокола, из нескольких проектов которого был предпочтён предложенный английской фирмой. Первому в мире арктическому ледоколу, построенному на верфи Armstrong Whitworth , было дано имя легендарного покорителя Сибири — «Ермак» , и 29 октября 1898 года он был спущен на воду на реке Тайн в Англии. В 1898 году Д. Менделеев и С. Макаров обратились к С. Модель строящегося ледокола в опытовом судостроительном бассейне Морского министерства была подвергнута испытаниям, включавшем помимо определения скорости и мощности гидродинамическую оценку винтов и исследование остойчивости, сопротивления нагрузкам поперечной качке, для ослабления воздействий которой было внесено ценное техническое усовершенствование, предложенное Д. Менделеевым, и впервые применённое в новом корабле. В 1901—1902 годах Д. Менделеев создал проект арктического экспедиционного ледокола. Учёным разработан высокоширотный «промышленный» морской путь, подразумевавший прохождение судов вблизи Северного полюса. Теме освоения Крайнего Севера Д. Менделеевым посвящено 36 работ. Менделеева, посвящённых бездымному пороху, по документальным сведениям хронологически они развивались следующим образом. Чихачёв предложил «послужить научной постановке русского порохового дела», на что Д. Менделеев, незадолго перед тем покинувший университет, ответил письмом, в котором, выражая согласие, указал на потребность включения в работу и заграничной командировки видных специалистов в области взрывчатых веществ — профессора Минных офицерских классов И. Чельцова, и управляющего заводом по производству пироксилина Л.
Работу над магистерской диссертацией «Строение кремнезёмных соединений» Менделеев завершил через год. Ее защита прошла блестяще. С успехом была прочитана и вступительная лекция «Строение силикатных соединений». В конце января отдельным изданием в Санкт-Петербурге была опубликована кандидатская диссертация Д. Менделеева «Изоморфизм в связи с другими отношениями кристаллической формы к составу». Менделееву была присвоена ученая степень магистра химии. А в январе 1857 года он был утвержден в звании приват-доцента Императорского Санкт-Петербургского университета по кафедре химии. Командировка в Германию В 1857 году Менделеев был командирован в Германию. Одним из ярких событий поездки в Европу стало участие Менделеева в составе делегации русских химиков в работе I Международного химического конгресса в г. Карлсруэ 1860 г. На конференции он познакомился современными направлениями развития химии, расширил круг академических связей, встретившись с известными европейскими учеными. Надо отметить, что в Гейдельберге Менделеев работал прежде всего как физик. В Германии он сделал значительное экспериментальное открытие: установил существование «температуры абсолютного кипения», при достижении которой в определенных условиях жидкость мгновенно превращается в пар. Кроме этого в 1859 г. Пикнометр - прибор для определения плотности жидкостей. Менделеев с друзьями по Гейдельбергу. Слева направо: Н. Житинский, А. Бородин, Д. Менделеев, В. Учебник по органической химии В 1861 г. Менделеев вернулся в Россию и в том же году всего за 2 месяца написал свой первый учебник — «Органическая химия». Впоследствии он опубликовал еще ряд работ, посвященных органической химии. Таким образом, Менделеев становится одним из первых теоретиков в области органической химии в России. За свою «Органическую химию» Менделеев в 1862 г. Защита докторской В 1863 г. В 1864 г. Менделеев был также избран профессором Петербургского технологического института. Защита докторской диссертации Менделеева «О соединении спирта с водой» состоялась в 1865 году. В 1867 г. В начале 1868 г. Члены его химической секции вынесли постановление об учреждении Русского химического общества. Менделеев приступает к разработке Устава новой научной организации. Открытие периодического закона В марте 1869 года Д. Менделеевым был подготовлен доклад «Соотношение свойств с атомным весом элементов», посвященный периодической закономерности химических элементов. На заседании Русского химического общества доклад зачитал Н. В 1872 году в журнале «Annalen der Chemie und Pharmacie» Д. Менделеев представил развернутый материал о периодическом законе. Не давая представления о строении атома, периодический закон, тем не менее, вплотную подводит к этой проблеме, и решение её было найдено несомненно благодаря ему — именно этой системой руководствовались исследователи, указывая факторы, выявленные им с интересовавшими их другими физическими характеристиками. В 1984 году академик В. Спицын писал: «…Первые представления о строении атомов и природе химической валентности, разработанные в начале нашего столетия, основывались на закономерностях свойств элементов, установленных с помощью периодического закона». В 1900 году Дмитрий Менделеев и Уильям Рамзай пришли к выводу о необходимости включения в периодическую систему элементов особой, нулевой группы благородных газов. Исследование газов Эта тема в творчестве Менделеева связана, прежде всего, с поиском учёным физических причин периодичности. Так как свойства элементов находились в периодической зависимости от атомных весов, массы, исследователь мыслил возможность пролить свет на эту проблему, выясняя причины сил тяготения и посредством изучения свойств передающей их среды. Концепция «мирового эфира» имела в XIX веке большое влияние на возможное решение данной проблемы. Предполагалось, что «эфир», заполняющий межпланетное пространство, является средой, передающей свет, тепло и гравитацию. Исследование сильно разреженных газов представлялось возможным средством к доказательству существования названной субстанции, когда свойства «обычного» вещества уже не способны бы были скрывать свойства «эфира». Одна из гипотез Менделеева сводилась к тому, что специфическим состоянием газов воздуха при большом разрежении и мог оказаться «эфир» или некий газ с очень малым весом. Менделеевым написано на оттиске из «Основ химии», на периодической системе 1871 года: «Легче всех эфир, в миллионы раз»; а в рабочей тетради 1874 года учёный выражает ещё более ясно ход мысли: «При нулевом давлении у воздуха есть некоторая плотность, это и есть эфир! Тем не менее, среди его публикаций этого времени таких определённых соображений не высказано. При всей гипотетической направленности исходных предпосылок этих исследований, основным и наиболее важным результатом в области физики, полученным благодаря им Д. Менделеевым, явился вывод уравнения идеального газа, содержащего универсальную газовую постоянную.
2 - 8 февраля Дни Памяти Дмитрия Ивановича Менделеева
Дмитрий Иванович Менделеев умер 2 февраля (20 января по ст. ст.) 1907 г. в Санкт-Петербурге от воспаления легких. Кончина Дмитрий Менделеев умер 2 февраля (20 января по старому стилю) 1907 г. в Санкт-Петербурге на 73-м году жизни. Менделеев Дмитрий Иванович (1834-1907) – ученый. Родился в Тобольске, в семье служащего. Трое младенцев четы Менделеевых умерли незаписанными, даже не получив имён. Менделеев-старший умер, когда его младшему сыну исполнилось 13.