В перестроечную эпоху «Время» стали обвинять в тенденциозности, но сейчас стало ясно – так или иначе, любая программа на ТВ, имеющая отношение к политике, не является нейтральной и выражает ту или иную точку зрения. Новости. События. Каталоги и картотеки.
Была ли свобода информации в СССР?
нажива, роскошь, прелесть жизни и проч. Обзор теленовостей, журналов и газет за май 1979 года в СССР. Телевидение в СССР работало под руководством государства и идеологическим контролем КПСС, на нем практически до самого конца советского периода не было рекламы. констатировал Роман Захаров.
«Перемен требуют наши сердца»
22 апреля) стал Днём советской печати. Не хватало мяса, поэтому советские ученые стали разрабатывать продукт с таким же высоким содержанием белка, который мог бы его заменить. Он стал очень популярным в конце 1980-х годов как в Советском Союзе, так и за рубежом. Редакторский опыт в советский период в полной мере вобрал в себя и достижения, и просчеты, которые характерны для этой области деятельности, отражающей прежде всего специфику социально-общественного развития. Новости. События. Каталоги и картотеки.
Духовная жизнь общества в период оттепели
В среднем «Искра» выходила тиражом около 8 тысяч экземпляров. С середины 1901 года газета издавалась раз в месяц, а с 1902 года — каждые две недели. В Россию газета доставлялась и распространялась нелегально. Для того чтобы увеличить тираж «Искры», в России были организованы несколько подпольных типографий, перепечатывавших как отдельные статьи, так и целые номера газеты. Из-за раскола между Лениным и Плехановым в октябре 1905 года «Искра» прекратила своё существование. Большевики издавали газеты «Вперёд», «Пролетарий», в октябре 1905 года в Петербурге выходила первая легальная газета «Новая жизнь». А в 1912 году главным печатным органом большевиков стала «Правда». В январе 1912 года в Праге состоялась 6-я Всероссийская конференция РСДРП, на которой было решено издавать ежедневную газету для рабочих. Первый номер «Правды» вышел в Петербурге 22 апреля 5 мая 1912 года с 1922 года 5 мая отмечался как День печати. Стоила газета 2 копейки, в номере описывались Ленские события расстрел рабочих на якутских приисках , освещалось рабочее движение в России и мире, были опубликованы телеграммы и письма с мест.
Центральным органом РСДРП с 1908 по 1917 год была газета «Социал-демократ», издававшаяся за границей и распространявшаяся в России нелегально. Но фактически главной газетой большевиков была «Правда». Газета издавалась легально, хотя в период с 1912 года до начала Первой мировой войны правительство 8 раз закрывало издание. Однако газета продолжала выходить, только под другим названиями: в 1913 году — «Рабочая правда», «Северная правда», «Правда труда», «За правду», в 1914-м — «Пролетарская правда», «Путь правды», «Рабочий», «Трудовая правда». А несколькими днями ранее представители различных социалистических партий, рабочие, члены социал-демократической меньшевистской и трудовой фракций Государственной думы учредили Петроградский совет рабочих и солдатских депутатов. С названием особо не мудрствовали: на первой странице ровными прямыми буквами, без всяких изысков было отпечатано: «Известия Петроградского совета рабочих и солдатских депутатов». Хотя большевики и входили в состав Петросовета, но главенствующую роль в нём играли эсеры и меньшевики, так что «Известия» до поры до времени оставались меньшевистской газетой. После прихода к власти большевики попытались полностью подчинить себе прессу. В «Декрете о печати», вышедшем в тот же день, указывалось на необходимость подобных мероприятий против «контрреволюционных» газет.
Однако в том же Декрете говорилось, что «как только новый порядок упрочится, всякие административные воздействия на печать будут прекращены, для неё будет установлена полная свобода в пределах ответственности перед судом, согласно самому широкому и прогрессивному в этом отношении закону».
Закрывающиеся органы печати быстро сменяли новые, но уже советские аналоги с «правильной» идеологией. К 1918 году насчитывалось уже свыше 800 газет и журналов с ярко выраженной большевистской направленностью. Несмотря на жесткий политический прессинг СМИ, медиасистема развивалась стремительно. Было создано Российское Телеграфное Агенство, под его эгидой появлялись новые жанры радиогазета, стенная газета и передачи. Если в 1926 году насчитывалось около 2000 изданий, то к 1940 их было уже около 9000! Однако контроль за СМИ тоже набирал обороты. Теперь уже никто не сомневался в том, что главной функцией печати в СССР было идеологическое воспитание трудящихся.
В прессе не было и намека на инакомыслие, а все попытки хоть как-то проявить его пресекались довольно оперативно. Ее тираж составлял 2 млн экземпляров. За ней шли «Известия» и «Крестьянская газета» 1,5 млн экземпляров. Становление журналистики Советской России имело свои отличительные особенности. Флагманами либеральной мысли стали «Новый мир» и «Литературная газета», где изредка можно было встретить произведения, двусмысленно обрисовывающие советскую реальность. Телевидение После освоения радио, люди задумались о приручении телевидения. Передачу изображения на расстояние без проводов готовили еще с 1924 года, но только 15 ноября 1934 г. А ежедневные трансляции из телецентра в Москве на Шаболовке начались с 5 октября 1938 г.
Нет четкой даты и одного имени, стоящих напротив слова «телевидение», каждое новое открытие приближало нас к нынешним достижениям техники, создавая вопрос принадлежности данного изобретения. Самый первый патент на современное электронное телевидение получил профессор Борис Розинг из технологического института Санкт-Петербурга, подав заявку 25 июля 1907 г. Серьезный прорыв совершает Владимир Зворыкин в 1923 г. Их было в эфире уже около 300. Рекордными темпами росло количество радиоточек: их было уже около 5 млн к началу Великой Отечественной войны. Именно они помогали правительству держать связь с народом на оккупированных территориях. Появление возможности радиозаписи в 1930 году существенно разнообразило репертуар передач и упростило работу над созданием полноценной сетки радиовещания. Итоги периода Новые технологии, используемые СМИ, сделали советскую пропаганду на порядок эффективнее.
И вот, к концу 1930-х гг. Главными темами журналистики советского периода стали коллективизация, пропаганда научных и технических достижений СССР, итоги большой стройки и индустриализации страны. Особенно большое значение журналистика стала приобретать в это время, потому что с каждым днем все очевиднее становилась возможность инвазии. В итоге случился прирост количества газет, к 1940 году их уже было девять тысяч, учитывая то, что переводных изданий было две с половиной тысячи. Радиовещание тоже не переводило дух — передачи теперь готовились и для зарубежных слушателей. А телевизионные центры были построены еще в Ленинграде и Киеве. Журналистика должна была проводить разоблачение коварных, бесчеловечных замыслов врага, поднимая боевой дух народа. А «Красная звезда» и «Красный флот» объединили величайших писателей: А.
Толстого, И. Эренбурга, К. Симонова, Б. С каждым годом росла роль партизанской и подпольной прессы — за четыре года количество подобных изданий приумножилось больше, чем в 13 раз. До октября 1948 г. Вместе с перестройкой системы СМИ для военных нужд шел процесс создания фронтовой корреспондентской сети. Отличные образцы публицистики принадлежат: А. Фадееву, В.
Вишневскому, М. Шолохову, Б. Право иметь постоянных корреспондентов на фронте предоставлялось Совинформбюро, ТАСС, редакциям газет «Правда», «Известия», «Красная звезда», «Красный флот», «Комсомольская правда», Всесоюзному радиокомитету и тем республиканским и областным газетам, на территории которых проходили военные действия. Радио Конечно, главная роль в военной журналистике того периода принадлежала радио.
С этими нормами, достаточно гуманными для эпохи, страна и прожила весь НЭП. В 1927—28 годах 1 мая и 7 ноября получили второй добавочный выходной день, что уменьшило рабочий год до 2198 часов. Кстати, большевики на этом не остановились и обещали народу большее. Торжественный юбилейный "Манифест ко всем рабочим, трудящимся крестьянам, красноармейцам Союза ССР, к пролетариям всех стран и угнетенным народам мира" 1927 года обещал в скорейшем времени переход на семичасовой рабочий день без уменьшения оплаты труда. Великий перелом и первые пятилетки В 1929 году большевиков, на фоне происходящего Великого перелома, обуяла страсть к экзотическим экспериментам с сфере регулирования рабочего времени.
Это была самая странная реформа табель—календаря, которую только можно представить. Связь семидневной недели и трудового расписания была полностью прервана. Год был разделен на 72 пятидневки и 5 постоянных праздников 22 января, теперь называвшееся Днем В. Ленина и 9 января, двухдневное 1 мая, двухдневное 7 ноября. День низвержения самодержавия и день Парижской Коммуны были отменены и забыты народом навсегда. Новый год стал рабочим днем, но остался в народной памяти. Дополнительные неоплачиваемые религиозные праздники также были отменены навсегда. Ни один день в пятидневке не был общим выходным, трудящиеся разделялись на пять групп, для каждой из которых выходным был один из пяти дней по очереди. Рабочий день стал семичасовым это обещалось ранее, но никто не ожидал, что семичасовка придет вместе с такой путаницей.
Отпуск был зафиксирован как 12 рабочих дней, то есть сохранил продолжительность. Минимальная продолжительность воскресного отдыха была уменьшена до 39 часов, то есть канунные дни при односменной работе исчезли. Всё это привело к тому, что в году теперь было 276 7—часовых рабочих дней, дававших 1932 рабочих часа в год. Пятидневку ненавидели и в народе, и на производстве. Если у супругов день отдыха приходился на разные дни пятидневки, они не могли встретиться друг с другом в выходной день. На заводах же, привыкших к закреплению оборудования за определенными рабочими и бригадами, теперь на 4 станка приходилось 5 рабочих. С одной стороны, эффективность использования оборудования теоретически увеличивалась, но на практике произошла также и потеря ответственности. Всё это привело к тому, что пятидневка продержалась недолго.
Тунеядца моментально окликали «паразитом общества» и старались находиться от него как можно дальше. В те годы даже существовал лозунг, порицающий людей с подобным образом жизни: «Тунеядцы — наши враги. Хлеб трудовой от них береги! Несмотря на то, что сегодня многие организуют торжественный праздник с размахом в несколько дней, задействуя больше двух основных локаций, в еще недавнем прошлом подобных практик не было, но даже несмотря на это мероприятие отмечали не менее громко. Представить, что люди просто по-скромному расписались в ЗАГСе, а затем поужинали в столовой или дома тесным кругом было практически невозможно. В те годы жених и невеста приглашали всех своих родственников, друзей и соседей. Это было важно, чтобы окружающие случайно не подумали, что пара жадничает. К слову, так было не всегда. Свадьбы получили подобный размах только после 1950-х, а до этого времени они считались совершенно обыкновенной, ничем не примечательной процедурой. Для регистрации не шили платье и не покупали костюм — в те годы приходили в чем придется.
Коммуникация по-советски: телефон, почта и телеграф в СССР
Жесткий характер советской цезуры обусловил завуалированное, а в отдельных случаях открытое противодействие системе идеологического надзора. нажива, роскошь, прелесть жизни и проч. В перестроечную эпоху «Время» стали обвинять в тенденциозности, но сейчас стало ясно – так или иначе, любая программа на ТВ, имеющая отношение к политике, не является нейтральной и выражает ту или иную точку зрения. нажива, роскошь, прелесть жизни и проч. Новости / Люди и события. 4 действия, которые сегодня являются нормой, а в советские времена считались постыдными. В том, что раньше, например в советское время, информация скрывалась, были определенные плюсы.
История отечественной журналистики -2007 год
Хрущёвская программа построения коммунизма предполагала постепенное стирание грани между физическим и умственным трудом, а значит, и между интеллигенцией и рабочим классом. Позже, уже при Брежневе, развитие массового радио- и телевещания преподносилось как важное достижение в повышении благосостояния трудящихся. Парадокс послевоенной культурной истории СССР состоит, таким образом, в том, что советское руководство, выстраивая инфраструктуру массовых коммуникаций, основывалось на своих собственных концепциях, но при этом фактически решало ту же задачу, что и западные правительства в тот же период. Более того, созданная в СССР гигантская медиаимперия, одна из крупнейших в мире, в конце концов, вопреки усилиям властей, начала развиваться в том же направлении, что и мировая массовая культура. С этой точки зрения несомненный успех советского проекта в области массовых коммуникаций оказался одновременно и его провалом. Это отражено и в заглавии книги. Историю советского радиовещания в её политическом и социальном контексте подробно исследует Стивен Ловелл Королевский колледж, Лондон 2. Его работа охватывает период начиная с первых экспериментов в области радиотелефонии в 1919—1920 гг. Автор отмечает, что историю радио не следует сводить к одной лишь технической её составляющей; не следует и рассматривать её только как производную от истории советского государства в целом. Причём если в сталинские годы сеть проводных «радиоточек» с единственным каналом сделала радиовещание инструментом централизованной государственной пропаганды, насаждавшим единообразие мнений просто в силу собственных технологических особенностей, то распространение беспроводного вещания в послевоенный период, напротив, способствовало раскрепощению советского общества, поскольку слушатели впервые получили сначала элементарную возможность выбрать программу или просто выключить радиоприёмник, а впоследствии — и возможность принимать передачи из-за границы. В англоязычной историографии книга Ловелла является первым комплексным исследованием по истории советского радиовещания, в предшествующей литературе затрагивались лишь отдельные составляющие этой проблематики.
В отечественной науке данный вопрос изучался гораздо активнее, первые фундаментальные работы появились ещё в советский период, они не утратили своего значения и сегодня. Тем не менее, как отмечается во введении, советские и современные российские публикации отличаются известной неполнотой, поскольку их авторы сосредотачиваются в основном на технологической и институциональной истории радиовещания. Содержание радиопередач анализируется довольно редко, а влияние их на аудиторию и другие социальные аспекты истории советского радио и вовсе остаются почти не исследованными. Монография основана на документах центральных и местных архивов, сохранившихся аудиозаписях радиопередач из Российского государственного архива фонодокументов, а также воспоминаниях работников советского радио. Источники по истории радиовещания отличаются значительной фрагментарностью, это обусловлено особенностями технологии и характерно не только для Советского Союза, но и для западных стран, где радиовещательные компании нередко уничтожали старые звукозаписи просто из-за нехватки свободного места. В СССР значительная часть документов межвоенного периода, хранившихся в Москве, была уничтожена в октябре 1941 г. Этот пробел отчасти восполняют личные фонды, а также местные архивы, особенно нижегородские, поскольку крупнейшими центрами радиовещания после Москвы были Горький и Ленинград. Тем не менее, даже с поправкой на перечисленные факторы, существующий массив источников позволяет изучить историю советского радио, в т. Выводы автора излагаются в заключительных разделах к главам. В межвоенный период радиовещание в СССР, как и в других странах, переживало время своего становления и поисков формы.
Исключением была только ведомственная телефония. Это минисети в каком-нибудь учреждении или конторе. Единицы крупных ведомств, например, железные дороги, могли позволить себе собственную междугородную связь. Но это было редкостью. Телефон в квартире или в собственном доме в селе для советских людей был настоящей роскошью. Впрочем, стоила эта услуга не так уж и дорого, но вот комфорта и удобства добавляла изрядно. Домашний телефон Перспектива провести стационарный телефон в собственную квартиру была куда более туманной, чем, например, удачный исход в очереди за автомобилем. Телефонные очереди двигались медленнее и могли не оправдывать желания десятилетиями. Узнать подробнее - Моя семья переехала в Волгоград из Московской области в 1961 году.
Сразу же вселились в новостройку по ул. Хользунова в Краснооктябрьском районе. Тогда же родители встали в очередь на телефон. Провели его только в 1992 году уже в другой стране — после распада СССР, - вспоминает 62-летний волгоградский пенсионер Иван Александрович. Наличие телефона в квартире не мог гарантировать и социальный статус. В силу очередности прокладки кабеля счастливыми владельцами домашнего телефона под боком могли оказаться нянечка, уборщица или разнорабочий. А вот участковый врач, инженер или начальник организации мог мучиться без важного коммуникативного атрибута. Советские люди помнят эту фразу, звучавшую как приговор: пока нет технической возможности установки телефона в Вашем доме. Проблема с повсеместной установкой домашних телефонов была в дорогостоящих работах по прокладке кабеля.
Сначала его нужно вывести из АТС. Это магистральные кабели «на 600», в которых до 1200 проводов. Они подходили к магистральным шкафам, а уже затем протягивались до подъездов и квартир. Волгоград не был в передовиках по количеству домашних телефонов. Однако в городах СССР это направление хоть и медленно, но развивалось. В результате к 1985 году советские граждане были обладателями более чем 30 миллион домашних телефонов. К слову, тариф на установку составлял 60 рублей, а ежемесячная плата оставалась фиксированной. Она не зависела от количества проговоренных минут и равнялась 2,5 рублям. Такой стоял у моей тети на Спартановке.
Прессу заполонили шаблоны и стереотипы. Продолжается процесс создания новых центральных и местных изданий, а также зарождение новых видов прессы. В стране газеты издавались на 57 языках. В конце 1956 года начали выходить колхозные многотиражные газеты, появляются новые виды местной печати - межрайонные газеты. Увеличивается их формат и периодичность. Только в период 1976-78 годы было создано более 400 новых газет, 113 журналов. Разовый тираж газет на этот момент составил около 85 млн. Подписка на газеты и журналы шла сверху.
А Повторяется ежегодно День российского парламентаризма День российского парламентаризма был учрежден 27 июня 2012 года, когда были внесены изменения в Федеральный закон «О днях воинской славы и памятных датах России».
Установление новой памятной даты России «призвано способствовать привлечению в Повторяется ежегодно День соединений и воинских частей по охране важных государственных объектов и специальных грузов Росгвардии 27 апреля в России отмечается День соединений и воинских частей по охране важных государственных объектов и специальных грузов Войск национальной гвардии Российской Федерации, которые ранее до 2016 года входили в состав Внутренних войск МВД Росс.