Двенадцатое июля считается днём рождения одного из наиболее ярких и известных памятников архитектуры России — храма Василия Блаженного. Двенадцатое июля считается днём рождения одного из наиболее ярких и известных памятников архитектуры России — храма Василия Блаженного. Только после того, как была постороена церковь Василия Блаженного, собор зажил, а богослужения в соборе стали ежедневными. В Москве временно закроют храм Василия Блаженного. Рассказываем, когда посетителей не пустят в Покровский собор. Интерфакс: В центре Москвы открылась после реставрации церковь Святого Иоанна Блаженного в составе храма Василия Блаженного (Покровского собора), которая была закрыта на протяжении 90 лет.
В Москве для посещения вновь открыли храм Василия Блаженного
Храм перестраивали, достраивали паперти, крыльцо и приделы. Даже кровлю в соборе меняли - так старые гравюры, например, изображают храм с одним выдающимся высоким шатровым куполом, который был утрачен. Но виднейшие архитекторы и историки вступились за его сохранность, и было решено превратить храм в историко-архитектурный музей. Так в советское время дверь украшала цитата Карла Маркса: «Упразднение религии как призрачного счастья народа есть необходимое условие подлинного его счастья». Из-за этого сняли красочный слой, обнажив кирпичную кладку и белокаменные элементы декора.
Кстати Впервые в истории Покровского собора сегодня проводится фотоконкурс "Один день из жизни храма Василия Блаженного". Конкурс длится ровно 24 часа.
Еще есть время поучаствовать. Он был построен по приказу Ивана Грозного. Молясь перед началом военного похода на Казань, царь дал обет Богу в случае победы построить храм, который Русь не видывала прежде. По легенде, Иван Грозный приказал ослепить зодчих Постника и Барму, чтобы они не смогли построить такой же великолепный собор где-нибудь еще. Эта история стала сюжетом для знаменитого стихотворения Дмитрия Кедрина "Зодчие".
Некоторые памятники оттуда на заре советского времени оказались в фондах Исторического музея. Владимирская Богоматерь поступила в 1935 году, а оттуда попала в Покровский собор. Икона была в плохом состоянии. Сколы на дереве, повреждение красочного слоя, следы от гвоздей, которыми когда-то крепили образ к стене, — вот вопросы, которые решали специалисты Центра Грабаря. Теперь икона заняла почетное место на входе в отдельной витрине, в которой, впрочем, нет специальных климатических условий. По словам завотделом древнерусской живописи Исторического музея Людмилы Тарасенко, иконе предстоит привыкать к новым условиям. Зимой храм не отапливается». Именно поэтому для других восстановленных икон нужно было сделать специальный подвижный иконостас. Исторические — XVI века — были заменены на новые в начале ХХ века в рамках так называемого музейного эксперимента.
Москвы протоиерей Вячеслав Шестаков, клирики собора. По окончании Литургии состоялся крестный ход вокруг храма Василия Блаженного. Затем было совершено славление блаженному Василию Московскому, Христа ради юродивому.
В Москве открыли копию Храма Василия Блаженного, которому в этом году 460 лет
Экскурсии в храм Василия Блаженного в Москве, цена билета 2024, купить онлайн, расписание собора хранящего множество инженерных тайн. Уникальные факты и фотографии Покровского собора (храма Василия Блаженного), актуальная информация об экскурсиях и событиях музея. История Храм Василия Блаженного — культовая постройка времена Ивана Грозного, по которой до сих пор любой иностранец узнает Москву.
Сделано в Москве: Храм Василия Блаженного
И главная проблема, как оказалось, не только в деньгах... Мы видим первоочередную проблему, которая коснулась не только бывшего погоста, но и старой церкви — близость к реке, буквально «слизывающей» метр грунта за метром в сторону храмовых построек. Сейчас у церкви Василия Блаженного рухнула только голова и крыша, но вскоре, без укрепления береговой полосы или перемещения подальше от края пропасти, она обязательно рухнет в объятия Северной Двины с высоты десятка метров. Если вдуматься, то нынешнее бедствие может стать спасением для постройки, ведь даже выстояв еще пять-десять лет, церковь рано или поздно упала бы с обрыва, тогда спасать было бы нечего». Местный священник о. Алексий и немногочисленные прихожане пока что вынуждены заниматься берегоукреплением самостоятельно: «Недавно батюшка высадил вдоль разрушающегося берега вдоль бывшего погоста молодые кедры, которые пять лет выращивали на подоконниках местные жители. Корни деревьев должны укрепить разрушающийся берег».
Новые иконостасы в церкви Александра Свирского и церкви святителя Григория Армянского, которые являются частью Покровского собора, сделали таким образом, чтобы каждую из икон можно было достать в любой момент прежде необходимо было вынуть все, чтобы добраться до одной. И главный нюанс — доски икон реагируют на изменение температуры и влажности, то сжимаясь, то расходясь. В новых иконостасах учтены особенности поведения памятников в условиях, где нет стабильной температуры. В иконостас церкви Преподобного Свирского после реставрации вернулось семь икон XVI века из деисусного чина. До 1925 года они находились в Гуслинском Спасо-Преображенском монастыре. До реставрации они были сильно загрязнены, имели сколы и повреждения красочного слоя, а авторскую живопись было сложно распознать под слоями многочисленных подновлений. Разница особенно хорошо видна, если сравнить иконы с нижним рядом, который не реставрировался. Но главным событием, о котором объявили сотрудники Исторического музея, стала реставрация парных хоругвей.
Иконы обрамлены металлическими оправами и украшены изящной вышивкой с кистями и бахромой, поэтому над их реставрацией трудилось сразу несколько отделов в реставрационном Центре Грабаря.
Подобного храма до сих пор не существует в России. У каждого храма есть свой вход и освещение, тем не менее собор является единым зданием. Без пристроенных крылец храм Василия Блаженного казался стремящимся вверх. Мастера использовали все возможные на тот момент архитектурные украшения. Все купола собора похожи, но выполнены по-разному. Тем не менее здание выглядит очень гармонично.
В этом одна из уникальных особенностей собора. Идея частных отличий при общем подобии главенствует и во внутреннем оформлении собора. В архитектуре собора очень много сакральных символов: круг — символ вечности, треугольник — символ триединства Бога, квадрат напоминает о равенстве, справедливости, а точка — начало жизни. В архитектуре собора заключен огромный духовный смысл. Толщина стен основания храма Василия Блаженного достигает трех метров. Именно такая толщина позволяет надежно держать целых девять зданий. Если посмотреть на основание церкви, видно, что 8 маленьких храмов образуют собой восьмиконечную звезду — символ Богородицы.
В ансамбле малых церквей есть церкви побольше. Они строго ориентированы на стороны света и образуют симметрию. Главный храм, с огромным куполом и шатром, являет собой Покров Богородицы, Ее заступничество. Первые изменения собора Покрова Богородицы, что на Рву произошли почти сразу после постройки и были связаны с именем известного Московского святого — Василия Блаженного. До появления на этом месте каменного собора стояла деревянная Троицкая Церковь, куда святой Василий часто приходил молиться. В 1558 году к Покровскому собору пристроили нижнюю церковь над захоронением московского чудотворца — Василия Блаженного. Чтобы пристроить этот храм, строители разобрали часть первоначального собора.
В XVII веке к храму Василия Блаженного пристроили два нарядных крыльца со сдвоенными шатрами, возвели кровлю над внешней галереей.
Его сорокашестиметровый шатер был самым высоким в средневековой столице до конца XVI века, когда Борис Годунов достроил колокольню кремлевской церкви Иоанна Лествичника до 81 метра, и в Москве появился Иван Великий. В 1737 году Покровский храм сильно пострадал от пожара и был отреставрирован, а под его своды перенесли престолы пятнадцати церквей с Красной площади. Тогда же престол во имя трех свв. Адриана и Наталии. Всего в соборе стало 11 престолов, включая престол Александра Свирского. Во второй половине XVIII века при Екатерине II собор реконструировали: снесли 16 маленьких глав вокруг башен, сохранив в основе восьмеричную символику, а шатровую колокольню соединили со зданием собора. Тогда же собор приобрел современную разноцветную окраску и стал настоящим московским чудом.
Храма сохранился по особому Промыслу Божиему — не один раз он оказывался на краю гибели и каждый раз оставался цел. По легенде, Наполеон хотел перенести московское чудо в Париж, а в храме пока поставили лошадей французской армии. Техника того времени оказалась бессильной перед этой задачей, и тогда перед отступлением французской армии он приказал взорвать храм вместе с Кремлем. Москвичи пытались загасить зажженные фитили, и внезапно хлынувший проливной дождь помог остановить взрыв. В XIX веке после того, как Неглинку закрыли в трубу, из ажурной чугунной решетки с ее набережной сделали ограду Покровского храма. После революции храм едва не стал жертвой большевистского беспредела. В сентябре 1918 года власти расстреляли настоятеля собора протоиерея Иоанна Восторгова, имущество храма конфисковали, все колокола его звонницы переплавили, а сам храм закрыли, но не снесли. В 1936 году Лазарь Каганович предложил снести Покровский собор, чтобы расчистить место для праздничных демонстраций и автомобильного движения по Красной площади.
Существует легенда, что он изготовил особый макет Красной площади со съемным Покровским храмом и принес его к Сталину, показывая, как собор мешает демонстрациям и машинам. Сталин посмотрел, подумал и медленно проговорил знаменитую фразу: «Лазарь! Поставь на место!.. Барановского — мученика и подвижника русской культуры. Когда ему приказали готовить храм к сносу, он наотрез отказался и пригрозил покончить жизнь самоубийством, а потом отправил очень резкую телеграмму наверх. Ходили слухи о том, что якобы Барановский, приглашенный по этому вопросу в Кремль, встал перед собравшимся ЦК на колени, умоляя не разрушать храм, и это подействовало. Сталина действительно что-то остановило — решение о сносе было отменено, а Барановский поплатился несколькими годами заключения.
В соборе Василия Блаженного состоялась презентация тактильных моделей его здания
Затем с Васильевского спуска и Кремлевской набережной стартует велопробег, в котором участвуют несколько сотен велосипедистов — членов велоклубов и велодвижений «32 спицы», «Велосветлячки» и других. Участники велопробега проедут по Кремлевской набережной, другим набережным и улицам и финишируют у памятника Юрию Долгорукому на Тверской. Общая длина маршрута более 13 километров.
Внешнее и внутреннее убранство.
Иконостас Храм имеет сложную структуру. Главная столпообразная церковь в честь Покрова Божией Матери, с четырех сторон окружена осевыми церквями, между которыми находятся еще четыре церкви меньшего размера. Внутреннее убранство девяти храмов отличается по стилистике, цветовой гамме и манере исполнения.
Стены оформлены масляной росписью, но кое-где сохранились изначальные фрески XVI столетия. Одна из самых почитаемых святынь храма — резная арка над захоронением Василия Блаженного. Иконостас был создан в конце XIX столетия по проекту архитектора Павлинова.
Иконы XIX века написаны московским иконописцем и реставратором О. Как добраться Храм входит в архитектурный ансамбль Красной площади. От вокзалов удобнее доехать на метро.
Ближайшие к площади станции — «Охотный ряд», «Китай-город», «Театральная», «Площадь революции». Экскурсии в храме Покровский храм сегодня — действующий собор русской православной церкви и филиал Исторического музея.
Это помещение использовали для хранения царской казны и денег богатых московских фамилий.
Потом вход в подклет заложили, а обнаружили его реставраторы 1930-х годах. Иконостас для собора создал в 1895 году архитектор Андрей Павлинов. Иконостас велик для небольшого храма, поэтому «выходит» с алтарной на боковые стены.
За свою историю собор Василия Блаженного пережил немало реставраций. Однако его подпорная стена еще ни разу не становилась объектом реставрационных работ. Правда, стена появилась значительно позднее собора: в 1817 году при благоустройстве Красной площади по проекту архитектора Бове собор был обнесен с двух сторон подпорной стеной и кованой решеткой.
Недавно для укрепления и предотвращения разрушения стены было принято решение о ее реставрации, ведь от состояния стены зависит и будущая сохранность самого собора. Также в рамках предстоящих работ запланировано устройство лестницы со стороны Васильевского спуска: это обеспечит лучшую доступность для туристов, свяжет территорию собора с парком «Зарядье». В настоящее время готовится проектно-сметная документация реставрации.
При этом начало штурма Казани пришлось как раз на Покров Пресвятой Богородицы, поэтому новый храм назвали в память об этом празднике. По самой известной версии, его архитекторами были Барма и Постник, сообщает сайт мэра Москвы. Собор заложили возле рва, служившего оборонительным укреплением и устроенного вдоль Кремлевской стены — это раскрывает вторую часть изначального названия храма. Название «храм Василия Блаженного», напомнили в ведомстве, было дано собору по приделу в нижней части собора, посвященного известному московскому юродивому, канонизированному в 1588 году. При этом в описи имущества собора, составленного в 1921 году Отделом по делам музеев и охраны памятников искусства и старины Наркомата по просвещению, говорилось, что «стиль храма национально-русский, с влиянием итальянского ренессанса в обработке».
До и после: Храм Василия Блаженного 100 лет назад и сейчас
Храм Василия Блаженного и колокольня в Чухчереме были включены в программу противоаварийных и консервационных работ на 2024–2025 годы, финансируемых из федерального бюджета. В 1990 году храм Василия Блаженного был внесён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. В центре Москвы открылась после реставрации церковь Святого Иоанна Блаженного в составе храма Василия Блаженного, которая была закрыта на протяжении 90 лет.
В храме Василия Блаженного в Москве отреставрировали церковь, закрытую 90 лет назад
Часовня находилась в ведении священников Покровского собора, которые ежедневно служили в ней молебны, заботились об украшении и поновлении святынь», — приводятся слова генерального директора Исторического музея Алексей Левыкина. Обстоятельства появления иконы в Покровском соборе до конца не ясны, как и других святынь, которые оказались в храме в годы антирелигиозных кампаний, возможно, это произошло после сноса часовни в 1925 году. Благодаря обретению и реставрации иконы на Спасской башне появилась возможность провести сравнительный анализ надвратного образа и иконы из часовни, которая являлась его копией списком.
Храм Василия Блаженного закроют для посещения 14 декабря 11. Об этом сообщил телеграм-канал Государственного исторического музея. В сообщении указано, что сам исторический музей, Музей Отечественной войны 1812 года, Выставочный комплекс и Палаты бояр Романовых будут работать по обычному графику.
Большинство икон, бывших некогда в иконостасе этой церкви, сохранились. В церковь возвращена главная реликвия - железные вериги, которые, по преданию, принадлежали Иоанну Блаженному. Построенный в 1555-1561 годах храм Василия Блаженного первоначально состоял из девяти церквей. Впоследствии к нему были пристроены две нижние церкви над мощами московских святых Василия и Иоанна Блаженных.
Металлическую модель поставили за памятником Минину и Пожарскому, у входа в собор. А внутри разместили разборную модель из пластика - по ней храм можно изучить в деталях. Удивительно, как он вообще дошел до нас? Как стоит почти пять веков на Красной площади? Ранее на месте здания Земского приказа появился Исторический музей. Кстати, "в техзадании", как теперь бы сказали, особо прописывалось, что Исторический музей должен "гармонично вписываться в ансамбль Красной площади и рифмоваться с Покровским собором". Архитекторы Владимир Шервуд англичанин по происхождению и Анатолий Семенов с задачей великолепно справились. И сам храм могли разрушить.
В храме Василия Блаженного нашли икону, вероятно, из снесенной часовни Кремля
Храм Василия Блаженного, также известный как Покровский собор и собор Покрова на Рву, был построен по приказу царя Ивана Грозного в 1555-1561 годах в память о победе русских войск над крымским ханом. История Храм Василия Блаженного — культовая постройка времена Ивана Грозного, по которой до сих пор любой иностранец узнает Москву. Впоследствии к Покровскому собору были пристроены две нижние церкви: во имя святого Василия Блаженного (1588) и Блаженного Иоанна Московского (1672).
В храме Василия Блаженного нашли икону из снесенной часовни Кремля
Подпорную стену Покровского собора (храма Василия Блаженного) на Красной Площади в столице отреставрируют. В храме Василия Блаженного нашли икону Спас Смоленский с припадающими преподобными Сергием Радонежским и Варлаамом Хутынским. Это происходило ещё и потому, что храм Василия Блаженного один, а Покровских храмов и церквей в Москве было несколько.
Храм Василия Блаженного (Покровский собор в Москве)
Ранее на месте здания Земского приказа появился Исторический музей. Кстати, "в техзадании", как теперь бы сказали, особо прописывалось, что Исторический музей должен "гармонично вписываться в ансамбль Красной площади и рифмоваться с Покровским собором". Архитекторы Владимир Шервуд англичанин по происхождению и Анатолий Семенов с задачей великолепно справились. И сам храм могли разрушить. По неподтвержденной информации, в 1936 году реставратору Петру Барановскому предписали сделать обмеры собора он после революции стал музеем - так обычно делали перед сносом памятников. Барановский отказался это делать, будто бы объявив, что если дойдет до сноса, он покончит с собой. Храм Василия Блаженного и сейчас музей. Правда, по воскресеньям сюда можно прийти на службу если не перекрыта Красная площадь , она совершается в приделе Василия Блаженного - одного из самых почитаемых московских святых.
В одном из обращений она принесла извинения тем, чьи чувства были оскорблены откровенной фотосессией. Она заявила, что не подумала о последствиях. На блогера и модель все-таки завели уголовное дело. После суда Чистова заявила журналистам, что не выбирала ни место, ни идею для съемки. Девушка рассказала, что все решал Бобиев, а она лишь ходила за ним «как собачка». По словам модели, блогер заверил ее, что в подобном фото на фоне храма нет ничего страшного.
Свод западного участка галереи перекрыт плоским кирпичным потолком. Он демонстрирует уникальный для XVI века инженерный приём устройства перекрытия: множество маленьких кирпичиков закреплены известковым раствором в форме кессонов квадратов , рёбра которых выполнены из фигурного кирпича [114]. На этом участке галереи пол выложен узором «в розетку», а на стенах воссоздана первоначальная роспись, имитирующая кирпичную кладку. Размер нарисованных кирпичей соответствует реальному [113]. Две галереи объединяют приделы собора в единый ансамбль. Узкие внутренние переходы и широкие площадки создают впечатление «города церквей». Пройдя лабиринт внутренней галереи, можно попасть на площадки крылец собора. Их своды представляют собой «цветочные ковры». На верхней площадке правого крыльца перед церковью Входа в Иерусалим сохранились основания столбов или колонн — остатки украшения входа [114]. Церковь Василия Блаженного[ править править код ] Картина Николая Дубовского «Церковь Василия Блаженного», 1916—1917 годы Арка, украшенная резной сенью, над захоронением Василия Блаженного, 2012 год Придел был пристроен к собору в 1588 году над захоронением святого Василия Блаженного после его канонизации по повелению царя Фёдора Иоанновича, о чём повествует стилизованная надпись на стене [115] [116]. Придел кубической формы перекрыт крещатым сводом и увенчан небольшим световым барабаном с главкой. Покрытие придела выполнено в едином стиле с главами верхних церквей собора [114]. Пол покрыт чугунными плитами Каслинского литья [113]. Масляная роспись придела выполнена в 1905 году — к 350-летию начала строительства собора. В куполе изображён Спас Вседержитель , в барабане — праотцы , в перекрестиях свода — Деисус Спас Нерукотворный , Богоматерь, Иоанн Предтеча , в парусах свода — евангелисты. На северной и южной стенах расположены сцены из жития святого Василия Блаженного: «Чудо спасения на море» и «Чудо о шубе». Нижний ярус стен украшает традиционный древнерусский орнамент в виде полотенец. На западной стене представлен храмовый образ «Покров Пресвятой Богородицы». В верхнем ярусе находятся изображения святых покровителей царствующего дома: Фёдора Стратилата , Иоанна Предтечи, святой Анастасии, мученицы Ирины. На южной стене придела находится редкая большемерная икона, написанная на металле, — Богоматерь Владимирская с избранными святыми московского круга «Днесь светло красуется славнейший град Москва» 1904 [114]. Иконостас был выполнен в 1895 году по проекту архитектора Андрея Павлинова. Это так называемый иконостас с заворотом — он продолжается на боковых стенах придела [117]. Иконы написаны под руководством знаменитого московского иконописца и реставратора Осипа Чирикова , чья подпись сохранилась на иконе «Спас на престоле». Над захоронением Василия Блаженного установлена арка, украшенная резной сенью — одна из наиболее почитаемых московских святынь. Рака святого в этой части была разрушена в Смутное время. Однако сохранился лежащий на ней покров с шитым образом Василия Блаженного, изготовленный в мастерских царицы Ирины Годуновой и выполненный из атласа и шёлка золотыми нитями, что способствовало сохранности ткани. После 1917 года , когда в соборе создали музей, его сотрудники понимали ценность покрова как бесценного образчика церковно-прикладного искусства и сумели сохранить [119] [18]. Придел Василия Блаженного был закрыт в 1929 году. Лишь в конце XX века было восстановлено его декоративное убранство. Первое после закрытия придела богослужение в Покровском соборе состоялось на Пасху в 1991 году. На сегодняшний момент это единственный придел в храме, где проходят регулярные богослужения [120] [121]. Церковь Александра Свирского[ править править код ] Купол церкви Александра Свирского, 2011 год Юго-восточная церковь освящена во имя новгородского святого, преподобного Александра Свирского , потому что 30 августа 1552 года, в день памяти святого, состоялась одна из важных битв Казанского похода — разгром конницы царевича Япанчи на Арском поле [121] [122]. Основание — четверик — переходит в невысокий восьмерик и завершается цилиндрическим световым барабаном и сводом [114]. Первоначальный облик интерьера церкви XVI века восстановлен во время реставрационных работ 1920-х и 1979—1980-х годов: кирпичный пол рисунком «в ёлку», профилированные карнизы, ступенчатые подоконники окон. Стены церкви покрывает роспись, имитирующая кирпичную кладку. В куполе изображена «кирпичная» спираль — символ вечности [109]. Иконостас церкви также был реконструирован. Нижнюю часть иконостаса закрывают искусно вышитые подвесные бархатные пелены , на которых изображён традиционный Голгофский крест. Церковь Варлаама Хутынского[ править править код ] Царские врата иконостаса церкви Варлаама Хутынского, 2011 год Юго-западная церковь освящена во имя преподобного Варлаама Хутынского , новгородского святого, основателя и игумена Спасо-Преображенского Хутынского монастыря — в честь этого святого отец Ивана Грозного Василий III взял иноческое имя в предсмертном постриге , потому что он особо почитался как покровитель царского рода [3] [44] [121]. Свидетельства указывают, что этому святому молился великий князь Василий, прося послать ему законного наследника, которым стал Иван Васильевич. Также появление этой церкви в Покровском соборе связывают с тем, что 6 ноября 1552 года в день памяти святого состоялся торжественный въезд царя в Москву из Казанского похода [123]. Придел также является одной из четырёх малых церквей собора высотой 15,2 м. Её основание имеет форму четверика, вытянутого с севера на юг со смещением апсиды к югу.
Сколы на дереве, повреждение красочного слоя, следы от гвоздей, которыми когда-то крепили образ к стене, — вот вопросы, которые решали специалисты Центра Грабаря. Теперь икона заняла почетное место на входе в отдельной витрине, в которой, впрочем, нет специальных климатических условий. По словам завотделом древнерусской живописи Исторического музея Людмилы Тарасенко, иконе предстоит привыкать к новым условиям. Зимой храм не отапливается». Именно поэтому для других восстановленных икон нужно было сделать специальный подвижный иконостас. Исторические — XVI века — были заменены на новые в начале ХХ века в рамках так называемого музейного эксперимента. Но с тех пор они сильно обветшали. Новые иконостасы в церкви Александра Свирского и церкви святителя Григория Армянского, которые являются частью Покровского собора, сделали таким образом, чтобы каждую из икон можно было достать в любой момент прежде необходимо было вынуть все, чтобы добраться до одной. И главный нюанс — доски икон реагируют на изменение температуры и влажности, то сжимаясь, то расходясь.
Храм Василия Блаженного: чудо России
В XX веке устоялась историческая традиция, по которой строителями собора Покрова Пресвятой Богородицы на Рву (так официально называется храм Василия Блаженного) считаются Барма и Постник. В XX веке устоялась историческая традиция, по которой строителями собора Покрова Пресвятой Богородицы на Рву (так официально называется храм Василия Блаженного) считаются Барма и Постник. Покровский собор на Красной площади, известный всем как храм Василия Блаженного, давно уже стал одним из самых узнаваемых символов Москвы и России. Храм Василия Блаженного (Покровский собор) на Красной площади будет закрыт для посетителей в четверг, 14 декабря. Храм Василия Блаженного был построен в 1555–1561 годах, так что в 2021 году ему исполняется 460 лет. Царские врата иконостаса в церкви Василия Блаженного Покровского собора.