Как составить бизнес-план: практические рекомендации, лайфхаки, необходимые шаги. Бизнес-план — это формальный документ, который поможет сконцентрироваться на достижении поставленных целей, а также доказать жизнеспособность проекта, чтобы заинтересовать инвесторов. Единая структура бизнес-плана позволит обнаружить недоработки в планировании, которые по отдельности легко упустить. Цели и принципы составления инвестиционного бизнес-плана.
Основные цели бизнес-плана
Это может привести как к ошибкам при воплощении вашего плана, так и недоверии со стороны инвестора, который увидит, что вы не владеете темой полностью. Поэтому при заказе обязательно обсудите с исполнителем вопрос доработок и сопровождения бизнес-плана до момента принятия. Стоимость готовых бизнес-планов обычно варьируется от 3 до 20 тыс. Если вы планируете заказать разработку именно вашего бизнес-плана у специалистов, то такой бизнес-план может стоить от 30 000 до 100 000 в зависимости от ваших требований, адресата и сложности составления. Если вы будете заказывать бизнес-план у крупных консалтинговых компаний, то его стоимость может составлять от нескольких сотен тысяч рублей до нескольких миллионов. Чтобы избежать возможных ошибок, лучше использовать комбинированный подход: Использовать шаблон готового бизнес-плана для вашей отрасли, однако проверить все расчёты и адаптировать их к вашему региону и специфике, Доверить подготовку бизнес-плана профессионалам, но проверить все финансовые показатели и статистические данные самостоятельно, Собрать все необходимые данные и провести анализ самостоятельно, а вот подготовку бизнес-плана делегировать консалтинговой компании.
Этот способ позволит вам получить более полное представление о вашей идее. Во-первых, вы сможете сами изучить ваш проект, обнаружить слабые места и доработать его. Во-вторых, вы получите экспертное мнение со стороны, которое поможет вам доработать вашу идею и избежать собственных ошибок в расчётах и подготовке бизнес-плана. Как составить бизнес-план — пошаговая инструкция Как отмечают эксперты, составление бизнес-плана можно разделить на 4 этапа: анализ рынка, сбор исходных данных, формирование финансовой модели и написание плана. Чтобы подготовить бизнес-план вам необходимо будет последовательно пройти следующие этапы: Определить для себя цель бизнес-плана поиск партнёров, привлечение финансирования, прогноз развития компании и выбрать адресата частный инвестор, акционеры, банк, сотрудники компании.
Определиться со списком товаров и услуг, которыми будет заниматься ваша компания. Провести анализ конкурентов, рынка сбыта и покупательского поведения. Найти ваши конкурентные преимущества, в чем вы будете лучше. Продумать варианты продвижения и продаж, которые позволят вам занять своё место на рынке. Определиться со списком поставщиков, уточнить закупочные цены на товары, материалы, сырьё, а также логистику и хранение.
Составить список необходимых специалистов и контрагентов. Рассчитать затраты на заработную плату и оплату сторонних услуг. Рассчитать сумму инвестиционных расходов, которые потребуются для запуска проекта. Например, затраты на строительство, покупку оборудования и т. Рассчитать полную себестоимость продукции с учетом всех инвестиционных и переменных затрат.
Определиться с примерной ценой вашей продукции, сравнить ее с ценами конкурентов. Определиться, какая сумма вам необходима на этапе запуска проекта и какие источники финансирования вы планируете использовать. Составить календарный план запуска и разобраться, когда и сколько денег понадобится, в какой срок удастся получить первую прибыль. Подготовить финансовую модель, отображающую ваши доходы и расходы при разном уровне продаж производства. Рассчитать оптимальные объемы продаж производства для эффективного использования ресурсов, оценить влияние сезонности.
Предусмотреть возможные решения проблемных ситуаций и минимизации рисков. Подготовить бизнес-план на основе полученной информации. Итак, мы рассмотрели основные последовательные шаги, которые необходимо пройти при подготовке бизнес-плана и оценки перспектив вашего проекта. Как вы поняли, прежде чем приступить к составлению самого плана, от вас потребуется провести большую работу по сбору данных, их анализу и составлению финансовой модели. И только после того, как вы увидели, что ваша идея финансово привлекательна, можно приступать к подготовке самого документа.
В следующих разделах поговорим об основных ошибках при составлении бизнес-плана и советах экспертов, которые помогут этих ошибок избежать. Типичные ошибки бизнес-плана Когда вы составляете бизнес-план важно быть крайне внимательным, так как малейшие неточности могут привести к отказу в финансировании или потери средств в будущем. Далее поговорим о наиболее часто встречающихся ошибках, которых нужно стараться избегать.
Первоочередная задача для компании — самоконтроль. Допустим, организация начинает работу в новой для себя сфере или смежной с основной деятельностью. Здесь важно просчитать перспективность проекта, обойти возможные риски. Поэтому необходимо провести бизнес-планирование.
Для оформления банковского займа. Некоторое время назад достаточно было технико-экономического обоснования, умещавшегося на паре страниц. На основе данного документа кредитор предоставлял необходимую сумму. Могли приниматься в расчет и другие аспекты, например, личные контакты заемщика, наличие рекомендаций, объемы собственных средств, задействованных в производстве и прочее. В последнее время большинство кредиторов для оформления займа хотят видеть перед собой бизнес-план деятельности предприятия. Для привлечения дополнительных инвестиций. Вкладчиками капитала в развитие предприятия могут быть частные лица или другие компании возможно, инвесторские фонды.
Если планируется публичный выпуск акций, грамотный бизнес-план представит компанию в выгодном свете. Это объясняется тем, что вся информация о деятельности организации становится прозрачной для потенциальных инвесторов. Видны объемы продаж, степень развития производства, будущие финансовые поступления и прочее. Недалеко время, когда бизнес-планирование будет считаться основанием для выпуска ценных бумаг. На данный момент это практикуется лишь как дополнительный инструмент развития. Для заключения бизнес-тандема с зарубежным партнером. Инвесторы из других стран стараются осуществить капиталовложения в российские предприятия, но проявляют большую осторожность и проводят скрупулезную оценку деятельности потенциальных компаньонов.
Наличие грамотного финансового бизнес-планирования выступает гарантом стабильности организации и повышает шансы на организацию совместного сотрудничества с зарубежными инвесторами. Для проведения крупной финансовой сделки. Если предстоит серьезная процедура с привлечением крупных денежных оборотов, а также предполагаются значительные преобразования на предприятии, то наличие бизнес-плана — непременное условие для заключения такой сделки. Чтобы заинтересовать в сотрудничестве грамотных и опытных людей. Не так просто разыскать подходящего сотрудника с отличной квалификацией.
Изображение: кадр из сериала «Офис» 18. Сократить расходы Сокращение расходов — цель, ориентированная на результат. Такое сокращение может происходить в течение любого выбранного вами периода времени. Старайтесь быть более целенаправленными и стремитесь уменьшить определенные расходы к указанной дате.
Внедрить повышение производительности Для этой цели вам нужно выбрать количественные показатели производительности. Поскольку каждый бизнес уникален, вы сами решаете, какие измерения работают для вас. Например, вы можете поддерживать свою производительность на очень высоком уровне качества. Так, LEGO широко известен своими строгими стандартами качества. Повышение производительности обычно является долгосрочной целью, при этом для мотивации и отслеживания изменений используются несколько среднесрочных и краткосрочных целей. Читайте также: Производительность труда: как рассчитать и оптимизировать 20. Перейти на новую технологическую платформу Внедрение новой технологии может быть сложной задачей, поскольку в нее вовлечено очень много отделов с разными приоритетами. Чтобы успешно достичь этой цели, вы будете полагаться на сочетание качественных и количественных показателей. Крайний срок будет важен, наряду с функциональностью новой технологии.
В некоторых случаях эстетика технологии будет играть важную роль в измерении успеха. С частичным внедрением все в порядке? Тестовое открытие? Вам нужна полная функциональность в первый же день? Насколько новая технология должна быть совместима с предыдущей? Все это важные элементы, которые должны быть сформулированы как часть вашей общей бизнес-цели. Сделать инвестиции в будущее Насколько велики будут ваши инвестиции? Как они будут выглядеть? Как далеко в будущее вы заглядываете?
Инвестиции — это среднесрочная и долгосрочная цель. Подумайте, собираете ли вы наличные деньги, приобретаете новейшее оборудование или выполняете плановое техническое обслуживание вашего здания. Эти и многие другие виды деятельности можно было бы считать разумными инвестициями в будущее. Увеличить акционерную стоимость Публичные компании должны повышать свою акционерную стоимость.
Старайтесь сделать бизнес-план емким, грамотным, но максимально коротким. Оптимальный объем — 20-25 страниц без приложений. Никто не будет тратить время на изучение «истории» объемом в 50-100 страниц. Ориентируйтесь на людей, которые будут рассматривать документ, — им должно быть все понятно, проект должен заинтересовать.
Делать бизнес план ради бизнес-плана смысла нет. Документ должен стать вашим путеводителем к цели. Добавляйте в план графические элементы диаграммы, графики, схемы, иллюстрации , которые позволяют быстро разобраться с новой информацией, оценить и сравнить данные. Планируйте достаточно времени на разработку бизнес-плана. Если подходить к этому процессу основательно, работа займет минимум 3 месяца. Перед составлением бизнес-плана ознакомьтесь с похожими документами других компаний, которые можно использовать в качестве образца. Применяйте современные инструменты для анализа рынка и бизнес-среды. Не стесняйтесь прибегать к помощи специалистов, имеющих знания и опыт в этой сфере.
После составления бизнес-плана дайте ему какое-то время отлежаться. Возможно, взглянув на документ через неделю, вы захотите что-то откорректировать. Составлять бизнес-план самому или заказать у профессионалов Начинающих предпринимателей часто волнует вопрос, как делать бизнес-план.
Бизнес-планирование
Вместе с методологом Натальей Закорюкиной составили чек-лист, который поможет предпринимателям оценить ресурсы и составить реалистичный план развития. В этом случае бизнес-план – это пошаговая инструкция, которая говорит, что делать сегодня для достижения желаемого. Внешние цели создания бизнес-плана относятся к отношениям предприятия с внешней средой. Действующий бизнес использует план, чтобы контролировать достижение уже поставленных целей, поскольку планирование зачастую является ключевым фактором, влияющим на рост и успех предприятия.
Полное руководство по бизнес-целям: 22 примера и пути достижения
Цель бизнес-плана – написание необходимого перечня действий для открытия компании или производства на всех стадиях создания. Бизнес-план — это документ, в котором описаны цели и планы бизнеса, а также способы их достижения. Как создать бизнес-план компании — с чего начать, какие этапы надо обязательно учесть.
Как составить бизнес-план: пошаговая инструкция и советы
Применительно к гостиничному бизнесу сегментация важна, так как типы номеров и звездность отелей соответствуют сложной социальной структуре общества. Конкуренты Ответ «у нас нет конкурентов» не принимается. Прямые или косвенные конкуренты всегда имеются. Авторы методики рекомендуют собрать информацию о ценах, характеристиках и преимуществах продукта, размере, рентабельности, маркетинговой стратегии конкурентов. Позиционирование и ниши Продолжение сравнительного анализа. Важно выбрать три-пять параметров для сравнения с конкурентами. Используются балльные или качественные оценки. Позиционирование находит отражение в ценообразовании: Каналы рекламы и продвижения. Здесь необходимо сделать акцент на эффективности рекламы и рассчитать метрики, такие как CAC.
Можно рассказать о бренд-коде компании и привести примеры лого. Бюджет на продвижение Здесь приводятся прогнозы расходов на продвижение на период построения финмодели проекта. Ценообразование Существуют три стратегии ценообразования: «выше рынка», «ниже рынка», «в рынке». Если продукт массовый и можно собрать релевантные данные о ценах конкурентов, необходимо провести сравнительный анализ и определить выгодное место продукта на ценовой оси. Особенность отельного бизнеса — необходимо сравнить диапазоны цен разных номеров. Для этих целей подходит диаграмма «ящик с усами», которая показывает максимум, минимум, среднюю и медиану цен. Локация Описываем особенности географии, транспортную доступность и прочее. Каналы продаж Для отельного бизнеса продажи осуществляются через OTA, модуль бронирования на сайте, прямые продажи по телефону.
Важно отразить комиссию за модуль бронирования. План продаж Финализация раздела — план продаж в натуральном и денежном выражении на период прогноза помесячно. Для гостиничного бизнес в план продаж включаются отраслевые показатели и коэффициенты: — Room Revenue — выручка от продаж за номерной фонд. Эти показатели помогают понять две вещи: куда движется бизнес и где он находится относительно других игроков рынка. Операционный план Следующий, менее объемный, но не менее важный раздел бизнес-плана, который дает развернутый ответ на вопрос «Как? Операционный план включает следующие подразделы: Производство Подробно описываем этапы создания продукта услуга тоже производится по определенной технологии. Описываем оборудование и себестоимость производства. Для инвестора, финансирующего гостиничный бизнес, будет важным убедиться, что заявитель досконально знает, как произвести заявленный продукт.
Тогда ему просто не хватает времени на то, чтобы ставить новые цели. Вместе с методологом Натальей Закорюкиной мы составили чек-лист, который поможет предпринимателям оценить ресурсы и составить реалистичный план развития. Эксперт — Наталья Закорюкина , методолог, психолог, бизнес-тренер. Записалa Алина Закусина. Запишите все планы, которые кажутся достижимыми Это должны быть адекватные цели. То есть не «стать лидерами рынка», а например «увеличить базу постоянных клиентов на 400 человек».
Обычно небольшой бизнес выбирает цели в 3 направлениях развития: улучшение качества продукта; рост клиентской базы; увеличение прибыли. Сразу нужно иметь ввиду, что не все цели получится реализовать. На некоторые из них не хватит средств, сил или времени.
Необходимо обратиться в банки и финансовые учреждения, которые были определены на первом этапе. Стоит обратить внимание на условия кредитования, процентные ставки и сроки погашения кредита. Если необходимо получить большую сумму кредита, то можно обратиться к инвесторам или венчурным фондам. Однако, для этого необходимо иметь хороший бизнес-план и показать потенциал компании. Важно помнить, что получение кредита — это ответственный шаг, который может повлиять на дальнейшее развитие компании. Поэтому необходимо тщательно изучить все условия кредитования и быть готовым вернуть кредит вовремя. Для поиска финансирования инвестиций Создание бизнес-плана является неотъемлемым этапом для успешного поиска инвестиций. Этот документ позволяет представить потенциальным инвесторам все аспекты вашего бизнеса, его цели, стратегии развития и финансовые показатели. В данной статье мы рассмотрим основные шаги и ключевые моменты, которые следует учесть при составлении специального бизнес-плана для поиска инвестиций. Первым шагом в создании бизнес-плана является анализ рынка и конкурентов. Вам необходимо изучить текущую ситуацию на рынке, определить потенциальную аудиторию и выявить основных конкурентов. Это поможет вам определить уникальное предложение вашего бизнеса и выделиться среди других игроков на рынке. Далее следует определить цели и задачи вашего бизнеса. Четко сформулируйте, что вы хотите достичь с помощью инвестиций. Будьте конкретными и реалистичными. Укажите, какие результаты вы ожидаете получить в течение определенного периода времени. Стратегия развития - один из самых важных аспектов бизнес-плана. Определите, каким образом вы планируете достичь своих целей. Рассмотрите различные возможности для расширения бизнеса, включая разработку новых продуктов или услуг, вход на новые рынки или партнерство с другими компаниями. Финансовые показатели - неотъемлемая часть бизнес-плана. Вам необходимо предоставить потенциальным инвесторам информацию о текущем финансовом состоянии вашего бизнеса, ожидаемых доходах и расходах, а также о прибыли и отдаче от инвестиций. Предоставьте точные и достоверные данные, чтобы инвесторы могли оценить потенциал вашего бизнеса. Определение рисков и способов их снижения также является важным аспектом бизнес-плана. Рассмотрите возможные препятствия и риски, которые могут возникнуть в процессе реализации вашего плана. Предложите стратегии и меры по снижению этих рисков. Кроме того, не забудьте описать команду профессионалов, которая будет работать над реализацией вашего бизнес-плана. Укажите их опыт и квалификацию, которые помогут вам достичь поставленных целей. Для грантов от государства Получение грантов от государства является одним из наиболее эффективных способов финансирования для различных организаций и предприятий. Государственные гранты предоставляют возможность получить значительные финансовые ресурсы для реализации проектов, развития бизнеса и достижения поставленных целей. Однако, чтобы успешно претендовать на государственные гранты, необходимо составить специальный бизнес-план, который будет убедительным и конкурентоспособным. Целью специального бизнес-плана для получения грантов от государства является представление проекта или идеи таким образом, чтобы привлечь внимание и интерес государственных органов и комиссий, ответственных за выдачу грантов. Бизнес-план должен демонстрировать потенциал проекта, его социальную значимость, экономическую эффективность и возможности для развития. Специальный бизнес-план для получения грантов от государства должен быть структурированным и логичным. При составлении специального бизнес-плана для получения грантов от государства следует учитывать следующие ключевые моменты: четкость и логичность изложения - бизнес-план должен быть структурированным и легко читаемым, чтобы его можно было быстро оценить и понять; реалистичность - все представленные в бизнес-плане данные и расчеты должны быть основаны на реальных фактах и аргументах; конкурентоспособность - бизнес-план должен демонстрировать конкурентные преимущества проекта и его потенциал для развития на рынке; социальная значимость - проект должен иметь явную социальную значимость и быть полезным для общества или определенной группы людей; профессионализм - бизнес-план должен быть составлен профессионально, с учетом всех требований и стандартов. На что стоит ориентироваться при написании бизнес-плана? Планирование и написание бизнес-плана является одним из важнейших этапов в создании успешного бизнеса. Однако, чтобы он был максимально эффективным, необходимо учитывать ряд факторов. Во-первых, при написании бизнес-плана необходимо определить цель и задачи проекта. Это поможет понять, какие ресурсы необходимы для его реализации, какие препятствия могут возникнуть и какие меры необходимо принять для их преодоления. Во-вторых, следует провести анализ рынка и конкурентов.
А когда его хочет купить женщина 60-65 лет, для нее важно, чтобы оно было безопасно для здоровья. В этом случае для продажи одного и того же продукта разным клиентам необходимы разные каналы продвижения, слоганы и даже упаковка. Чтобы продажи вашего продукта росли, необходимо про ваших потенциальных покупателей понимать: что они покупают; по какой цене они покупают; почему они покупают. Анализ привычек и истинных мотивов покупки, прописанный в бизнес-плане, позволит определить каналы привлечения и сформировать правильное предложение, на которое отреагирует клиент. Совет Если вы понимаете, что ваш товар могут купить люди, непохожие друг на друга, разделите их на разные сегменты по социальным и демографическим признакам. Например, студентки 18-24 лет, домохозяйки 30-35 лет и так далее. По каждому сегменту создайте список привычек этих людей, магазинов, которые они посещают, их увлечений и проблем, которые их беспокоят в жизни. С помощью этой информации вы сможете легко представить, какая именно характеристика вашего продукта важна для каждого сегмента покупателей. Затем в рекламе сделайте акцент на характеристиках товара или услуги, которые соответствуют требованиям клиентов.
Бизнес-планирование
В России по ряду причин под бизнес-планированием См. Стратегическое бизнес-планирование , как правило, понимают процедуру составления документа именно такого типа. Особенность корпоративного бизнес-плана Создание корпоративного бизнес-плана — это поэтапный процесс развертывания стратегической цели и задач до конкретных инициатив и мероприятий. При этом обязательно конкретизируется, как менеджмент компании будет их реализовывать, какие методы и технологии будут применяться. Другими словами, корпоративный бизнес-план — это детальная программа сформулированной стратегии компании. Концептуальный алгоритм действий В процессе стратегического планирования топ-менеджмент формулирует стратегию компании. Затем команда, состоящая из топ-менеджеров, менеджеров среднего звена и рядовых сотрудников, составляет корпоративный бизнес-план, в котором детально описано, как компания будет достигать намеченных целей. Следующий этап конкретная реализация планов, то есть непосредственная работа.
Это означает — начинать новый производственный цикл на основе новых параметров, изложенных в бизнес-плане. На этом этапе менеджер сталкивается с проблемой перевода показателей бизнес-плана в плоскость практических решений. Продаст ли коммерческая служба все остатки готовой продукции на складе в течение определенного срока? Как загружать производственные мощности? Сколько готовой продукции оставить на конец месяца? Смогут ли цеха обеспечить целевую себестоимость продукции?
Здесь должна быть информация о стратегии продвижения товара или услуги, системе ценообразования, схеме распространения, методах стимулирования продаж; — план производства. Каким образом будет организован процесс — от закупки сырья до выпуска готовой продукции; — организационный план. Подробное описание всех структур предприятия и их взаимодействия между собой; — финансовый план. Следует указать бюджет доходов и расходов, график финансирования проекта и расчет основных показателей эффективности; — риски — в чем они заключаются и как их минимизировать. Как правильно составить бизнес-план Разработка бизнес-плана — процесс, который займет время, и к этому надо подойти со всей ответственностью. После предоставления подробной информации о компании, ее структуре и миссии составителю нужно указать основные характеристики и уникальность продукции или услуги. Следующий шаг: проанализировать рынок, определить конкурентную способность товара или услуги, а затем ответить самому себе на вопросы: кто, почему, за какую цену и какими объемами будет покупать товар или использовать услугу. Затем предстоит изучить возможные способы производства продукции или предоставления услуги. Также нужно предложить методы реализации и привлечения аудитории. В финансовый раздел стоит включить план доходов и расходов, причем желательно на несколько лет вперед; анализ безубыточности; систему налоговых выплат. Здесь же нужно рассмотреть риски и предложить алгоритмы их решения. Используйте таблицы, диаграммы и графики, подробно отражающие все расчеты, — они способствуют более полному восприятию информации.
Рассмотрим этот факт подробнее с конкретными примерами. При концепции производства товара основной внутренней целью будет расчет требуемых производственных мощностей и затрат, внешней — получение субсидий, поскольку именно на развитие данной отрасли чаще всего выделяются бюджетные ассигнования. Например, планируется производство пластиковой посуды. Первое, что заинтересует будущего собственника это, сколько максимально сможет будущий завод выпускать товара в день и сколько потребуется денежных средств. Для отрасли общественного питания определяющее значение будет иметь исследование рынка и маркетинговые активности, поскольку основной фактор, определяющий их прибыль, будет привлечение максимального количества посетителей. Тогда, перед открытием ресторана высокой кухни, необходимо в первую очередь определить объем существующего спроса. То же самое относится и к любой другой сфере услуг, например, цели бизнес-плана открытия фитнес-клуба или гостиницы. Реализация социального проекта, главной задачей которого является не получение прибыли, а решение социально значимой проблемы потребует в первую очередь проработки статьи расходов. Кроме того, для привлечения внимания к существующей проблеме потребуется запланировать проведение рекламной компании. Поэтому составление бизнес-плана для предприятий различных отраслей будет иметь свои цели. Также может отличаться и с труктура и последовательность разработки бизнес-плана инвестиционного проекта по пунктам, также в зависимости от поставленных целей. Особенности составления бизнес-плана в зависимости от цели Необходимо отметить, что для каждой конкретной цели существуют свои особенности создания бизнес-план. Составление бизнес-плана для получения кредита основывается на перенесении акцента на перспективы развития компании, что для банка означает возможность погашения кредита в течение определенного периода времени. Ему в первую очередь интересны детали финансового состояния есть ли другие кредитные обязательства, какова скорость оборачиваемости активов, какое соотношение собственных и заемных средств, является ли организация устойчивой и расчет эффективности проекта. Кроме того, у каждого банка существуют свои требования к оформлению и содержанию, что также необходимо учитывать. Если основной целью является поддержка государства в форме субсидии, то требования к бизнес-плану закрепляются нормативно-правовыми документами или приложениями к программам. Поскольку ежедневно органы власти рассматривают большое количество документов, то четкое описание идеи в резюме будет одним из шагов на пути к успеху. Органы власти, как и банки уделяют большое внимание финансовой стратегии и ценят перспективность развития. Также, как правило, регламентируется минимальное количество собственных средств, поэтому подробному описанию источников финансирования следует уделить повышенное внимание. Инвесторы первое, на что обращают внимание — это на эффективность проекта. Их мало интересуют финансовые нюансы, а вот срок окупаемости и рентабельность инвестиций будет решающим фактором.
Они помогут привнести современные методики оценки бизнеса в ваш проект и обеспечат независимое мнение со стороны. Говорите уверенно, подкрепляйте информацию цифрами Помните, если вы говорите уверенно и с энтузиазмом, то всегда будете иметь преимущество. Даже если вы немного ошибетесь в цифрах или забудете что-то рассказать — это будет лучше, чем неуверенная презентация. Однако эта уверенность не должна быть неоправданной. Пусть она исходит от конкретного понимания рыночной ситуации, тенденций развития и четкого владения цифрами. Сделайте бизнес-план лёгким для восприятия Бизнес-план — это документ, содержащий большое количество информации, поэтому он может быть трудным для восприятия, особенно для людей, которые не имели опыта работы в сфере вашего бизнеса. Поэтому, ваша задача — максимально упростить его. Для этого старайтесь использовать больше графиков, картинок, таблиц, эскизов, что поможет представить информацию более наглядно. Следуйте принятой структуре бизнес-плана Помните, что важно придерживаться принятой в бизнес-среде структуры бизнес-плана. Начните с описания вашей компании, потом перейдите к описанию продукта, анализу рынка и финансовым показателям. Если вы пропустите какие-то этапы, то это может негативно сказаться на общем впечатлении инвесторов от вашего бизнес-плана. Участвуйте в разработке бизнес-плана Помните, что не нужно делать бизнес-план «для галочки». Вам нужно обязательно принимать участие в его разработке. Это поможет не только глубже изучить сферу вашего бизнеса и успешно презентовать проект инвестору, но также подготовить руководство по воплощению вашего проекта в жизнь. Поэтому никогда не стоит полностью делегировать работу по подготовке бизнес-плана: всегда проверяйте полученные данные и адаптируйте под своё видение бизнеса. Каждый бизнес индивидуален, поэтому используйте готовые бизнес-планы только в качестве рабочего материала. Планируйте развитие бизнеса поэтапно При создании бизнес-плана важно ставить достижимые цели и планировать развитие бизнеса постепенно. Если вы ставите слишком амбициозные цели и постоянно не достигаете их, то есть риск «перегореть» и отказаться от своей идеи. Помните про важнейшие составляющие бизнес-плана Как отмечают многие эксперты, успех бизнес-идеи зависит от многих факторов. Но одними из наиболее важных являются: Актуальность идеи, Эффективность управления, Финансовые результаты. Если вам удастся объединить эти 4 фактора в вашем бизнес-плане и впоследствии реализовать в бизнесе, то вы заметно повысите ваши шансы на успех. Именно на эти факторы чаще всего обращают внимание инвесторы и именно они помогут вам ускорить реализацию вашего проекта. Заключение Итак, в этой статье вы познакомились с одним из важных инструментов в бизнесе — составлении бизнес-плана. Этот документ поможет вам на первом этапе запуска нового бизнеса. С его помощью вы сможете структурировать ваше видение проекта, поставить измеримые цели и подготовить показатели, которые помогут указать направление развития и оценить успех вашего проекта. Если вы планируете привлечение инвестиций в проект, то бизнес-план — это один из основных способов заинтересовать инвестора вашей идеей. Как правило, адресатом такого бизнес-плана являются частные инвесторы, банки или государственные структуры. Вы можете заниматься подготовкой этого плана самостоятельно, с привлечением ваших сотрудников, делегировать его составление профессионалам или использовать готовый бизнес-план. Многое зависит от масштаба вашего проекта, требований к документу и финансовых возможностей. Перед составлением бизнес-плана обязательно уточняйте, какая структура бизнес-плана является предпочтительной и каким его разделам нужно уделить наибольшее внимание. Не забывайте о советах, которые помогут вам избежать проблем при подготовке и презентации проекта, а также ошибках, которые могут появиться во время подготовки бизнес-плана и реализации вашей идеи. Помните, что бизнес-план — это только один из шагов, который вы совершаете при подготовке вашего проекта. Помимо этого, от вас потребуется много подготовительных действий, прежде чем вы начнете его воплощение. К таким действиям можно отнести: выбор организационной формы и системы налогообложения , регистрацию товарного знака , открытие расчетного счета и т.
Структура бизнес-плана предпринимателя
Бизнес-план должен содержать титульный лист, вводную часть, сведения об исходных данных, описание идей и целей, анализ и перспективы, информацию об этапах и сроках их завершения, оценку рисков. Бизнес-план помогает проложить путь между идеей и прибыльным бизнесом: составить план работы, продвижения, рассчитать расходы на открытие и проанализировать риски. Работая вместе, ваша команда сможет использовать свои уникальные знания и опыт для постановки целей и создания эффективного бизнес-плана. Бизнес-план – это руководство, определяющее цели бизнеса и описывающее способы для достижения этой цели. Бизнес-план – это руководство, определяющее цели бизнеса и описывающее способы для достижения этой цели. Например,если основной целью создания бизнес-плана является получение государственной поддержки, то необходимо сделать акцент на нормативно-правовые документы, а также четком описании целей проекта.
Инструкция по созданию бизнес-плана
Если есть инвестиции - значит, будут и активы основные средства и нематериальные - здания, станки, технологии, лицензии, сбытовая сеть, товарные знаки и т. Процесс разработки бизнес-плана - это своего рода планирование с нуля, когда нужно думать о будущих результатах и их всестороннем обосновании. Бизнес-план всегда носит прогнозный, а значит, вероятностный характер, предполагает возможность различных вариантов делового поведения предприятия или фирмы. В этом его коренное отличие от технико-экономического обоснования ТЭО. Составление бизнес-плана обычно предшествует разработке ТЭО, в котором обязательно должна присутствовать подробная проектно-сметная документация, привязка к конкретным объектам недвижимости и инфраструктуре, видам оборудования и т. Бизнес-план - это прежде всего план маркетинга, а не производства. Любая информация, представленная в бизнес-плане, может стать предметом обсуждения или переговоров с партнером. Предлагаемая хозяйственная стратегия, схемы распределения прибыли, условия работы с поставщиками и субподрядчиками, - все это открыто для критики, для дальнейшего анализа и экспертизы.
Не рекомендуется составлять бизнес-план объемом более сорока страниц, включая все финансовые документы. Если получается больше, то лучше часть материала убрать в приложения. Для ТЭО ограничений по объему нет, и многие тысячи страниц документов здесь чаще всего - норма. Главное, что должно быть в бизнес-плане, - всестороннее, системное обоснование коммерческой и финансовой состоятельности предпринимательской идеи или проекта. Именно на это должны быть сориентированы его форма и содержание. Обычно выделяют аналитическую или описательную и финансовую расчетную части. Аналитическая занимает по объему 60 процентов бизнес-плана до 25 страниц и является наиболее важной его частью, в которой не только описывается коммерческая состоятельность проекта, но обосновываются все те цифры, которые впоследствии должны быть использованы в финансовых расчетах в качестве первичных или исходных данных.
Поэтому бизнес-план, состоящий преимущественно из финансовых таблиц, - это не более чем "игра в цифири". Финансовая часть должна занимать по объему не более 40 процентов бизнес-плана до 15 страниц. Проблема здесь в том, что для обоснования финансовой состоятельности проекта или бизнес-идеи необходимо составить три обязательных документа: план финансовых результатов прибыли и убытков , план движения денежных средств и расчетный баланс. Наиболее важным из них является, безусловно, план движения денежных средств. Как построить бизнес-план? С самого начала в резюме бизнес-плана обосновывается, какие ресурсы или какая помощь необходимы новому бизнесу и какую отдачу этот бизнес сможет обеспечить тем, кто принимает в нем участие. Здесь описываются цели финансовых и нефинансовых и стратегии бизнес-плана, своеобразие продукции или услуг, текущее состояние рынка сбыта, история фирмы-разработчика и перспективы развития нового бизнеса; демонстрируется, в чем, собственно, состоит неудовлетворенная потребность, диктующая необходимость создания или развития данного бизнеса то есть в этом разделе нужно показать, почему данный бизнес имеет право на существование ; описывается управленческая команда, которая будет заниматься новым бизнесом.
Главное назначение этой части бизнес-плана - продемонстрировать адресату, что именно данная фирма структурное подразделение и люди, ее возглавляющие, по своим знаниям и опыту работы в состоянии наилучшим образом реализовать цели нового бизнеса, что именно им можно доверить деньги инвестора или иные ресурсы партнера или вышестоящего руководства. Здесь показываются результаты исследования рынка для нового бизнеса, оценивается профиль потребителя, сильные и слабые стороны конкурентов, географические и иные факторы рынка, определяются целевые сегменты и ниши рынка, на которых следует начинать работу. Кроме того, в данном разделе должны найти отражение результаты маркетингового исследования, которое лежит в основе бизнес-плана. Назначение плана маркетинга - показать, что на рынке имеется достаточное число потребителей данного продукта; обосновать, почему потребители предпочтут именно эту продукцию или торговую марку конкурентам; показать, на чем следует сделать акценты в стратегии рекламы и сбыта продукции. Оперативные планы, то есть планы создания и развития производства товаров или услуг, являющихся предметом бизнес-плана. Здесь описывается механизм запуска нового бизнеса, последовательность шагов по созданию производственных мощностей и организации каналов сбыта, форма и бюджет рекламы, сети снабжения, состав и численность рабочей силы и т. Составление прогноза сбыта является центральной отправной точкой бизнес-плана, главным итогом плана маркетинга, да и вообще исходной точкой планирования в условиях рынка.
Это наиболее важный из всех показателей бизнес-плана, и его обоснованность предопределяет качество как самого документа, так и состоятельность нового бизнеса.
То есть бизнес-план должен выглядеть презентабельно: обладать четкой структурой по типам ; иметь разделы с их характеристиками и четкой последовательностью; выполнять свою прямую функцию — продать идею. А для всего этого нужно тщательно продумать логику и последовательность разработки бизнес-плана при планировании. Итак, вот ряд правил, соблюдение которых поможет составить грамотный бизнес-план, выполняющий свою роль и цепляющий глаз привлекательной структурой!
Особенности плана и этапов разработки бизнес-плана, его структуры Внешность имеет значение. Документ — есть документ, так что готовый бизнес-план должен иметь презентабельный вид преуспевающего предприятия. И никаких излишеств и ярких пятен. Уделяем внимание мелочам, но не очень.
Детализация бизнес-плана должна быть адекватной. То есть соответствовать целям бизнес-плана, но не содержать излишков. Материалы должны быть изложены четко, наглядно, кратко. Персоны нон грата.
В бизнес-план не должны входить справочная или второстепенная информация если их присутствие необходимо, вынесите ее в рамки приложения. Одновременно умно и для широких масс. Лексика бизнес-плана должна быть простой, доступной большинству, а не узкоспециализированной.
В нём даётся детальный анализ проблем, определяются возможные пути их решения. В данном контексте, бизнес-план выступает в роли поисковой, научно-исследовательской и проектной работы. Он помогает решать следующие основные проблемы при организации бизнеса: определить направления деятельности предприятия и его целевые рынки, формулирует кратковременные и долгосрочные цели предприятия, фиксирует состав товаров и услуг которые будут производиться и спрогнозировать целевые издержки, выявляет кадровые показатели персонала, их соответствие поставленным целям и степень мотивированности, определить схемы маркетинговых мероприятий направленных на продвижение товаров, оптимизирует структуру управления, оценить финансовое состояние предприятие и его готовность к новой деятельности, выявляет возможные трудности на пути к поставленной цели. Бизнес-план является экономически обоснованным аналитическим документом, который показывает реальность предполагаемого дела.
При этом само планирование может быть различным, от нового вида деятельности, до новой системы оплаты труда и многого другого.
Так, LEGO широко известен своими строгими стандартами качества. Повышение производительности обычно является долгосрочной целью, при этом для мотивации и отслеживания изменений используются несколько среднесрочных и краткосрочных целей. Читайте также: Производительность труда: как рассчитать и оптимизировать 20.
Перейти на новую технологическую платформу Внедрение новой технологии может быть сложной задачей, поскольку в нее вовлечено очень много отделов с разными приоритетами. Чтобы успешно достичь этой цели, вы будете полагаться на сочетание качественных и количественных показателей. Крайний срок будет важен, наряду с функциональностью новой технологии. В некоторых случаях эстетика технологии будет играть важную роль в измерении успеха.
С частичным внедрением все в порядке? Тестовое открытие? Вам нужна полная функциональность в первый же день? Насколько новая технология должна быть совместима с предыдущей?
Все это важные элементы, которые должны быть сформулированы как часть вашей общей бизнес-цели. Сделать инвестиции в будущее Насколько велики будут ваши инвестиции? Как они будут выглядеть? Как далеко в будущее вы заглядываете?
Инвестиции — это среднесрочная и долгосрочная цель. Подумайте, собираете ли вы наличные деньги, приобретаете новейшее оборудование или выполняете плановое техническое обслуживание вашего здания. Эти и многие другие виды деятельности можно было бы считать разумными инвестициями в будущее. Увеличить акционерную стоимость Публичные компании должны повышать свою акционерную стоимость.
Частные компании могут по-прежнему иметь акционеров в другом качестве, поэтому улучшение их положения всегда является долгосрочной целью. Ориентированная на результат цель увеличения акционерной стоимости должна иметь целевой показатель с четко сформулированным дедлайном. Насколько увеличить и когда? Читайте также: Система управлением обучением LMS : что это и как выбрать Как выбрать свои бизнес-цели?
При постановке бизнес-целей важно наличие структурированного подхода. Это необходимо для того, чтобы ваши цели были реалистичными, соответствовали общей стратегии и могли быть измерены для отслеживания прогресса: Используйте структуру постановки SMART-целей. Аббревиатура SMART расшифровывается как «конкретная, измеримая, достижимая, актуальная и ограниченная по времени».
Как составить бизнес-план: пошаговая инструкция и советы
Внутренняя цель бизнес-плана в качестве целевой аудитории предполагает вас и сотрудников компании. Бизнес-план – это проект бизнеса, со всесторонними оценками его эффективности, построении графика безубыточности, анализ прибыли и убытков, планирование расходов и всё остальное, что связано с ведением бизнеса. Бизнес-план должен быть составлен так, чтобы он был удобен и понятен в первую очередь внутренним пользователям — руководству фирмы в управленческих целях и затем во вторую – деловым партнерам извне.