Тамбовские епархиальные ведомости. «Столовое. Это село расположено в 25 верстах от города Тамбова на большой Тамбово-Спасской дороге. Печатный орган Тамбовской и Шацкой епархии. Выходил еженедельно (в 1862–1869, 1873–1892 – 2 раза в месяц, в 1870–1872 – ежемесячно). Архив Тамбовских епархиальных ведомостей. Тамбовские епархиальные ведомости.1895, №34. Из поездки по епархии Преосвященнейшего Александра, Епископа Тамбовского. Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. Печатный орган Тамбовской и Шацкой епархии. Выходил еженедельно (в 1862–1869, 1873–1892 — 2 раза в месяц, в 1870–1872 — ежемесячно). Списки упоминающихся в издании священнослужителей см. на вкладках отдельных годов.
Тамбовские губернские ведомости. Тамбов, 1838-1917
История Тамбовской Епархии. Курс лекций | Тамбовская губерния между двумя революциями: февраль 1917 г. – март 1918 г. |
Ведомости 1866 | Тамбовские Епархиальные Ведомости Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. |
Тамбовские епархиальные ведомости. № 12 (17 сентября 1861 г.). Прибавление - книга 1861 года | в Калуге, Каменце-Подольске («Подольские епархиальные ведомости») и Туле, с 1863 г.- в Вильне («Литовские епархиальные ведомости»), Вятке (ныне Киров), Иркутске и Полтаве, с 1864 г.- в Вологде и Н. |
ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ И РЕСУРСЫ (В ПОМОЩЬ ИССЛЕДОВАТЕЛЯМ)
Письма доставлены для публикации в «Тульских епархиальных ведомостях» отцом ректором Тульской семинарии протоиереем А. И. Романовым. издаются еженедельно при Тамбовской духовной семинарии, с 1861 г., под редакцией протоиерея П. Соколова. Тамбовския Епархиальные Ведомости. №20. 14-го мая. 1916 год. Живопись Сретенского храма в городе БОРИСОГЛЕБСКЕ(*). В ряду других уездных городов Тамбовской губернии, в большинстве имеющих своебразную, патриархальную физиономию русског.
Новгородские епархиальные ведомости до 1917 г архив номеров
Тамбовские епархиальные ведомости | С апреля 1917 г. журнал «Рязанские епархиальные ведомости» выходил не столь регулярно, как прежде, и под другим названием — «Голос свободной Церкви». |
Рязанские епархиальные ведомости 1865 1917. Рязанские епархиальные ведомости | Однако новости из Рассказово в большом количестве печатались в губернских газетах и журналах XIX-XX века, таких как Тамбовские Губернские ведомости (1838-1917), Тамбовский край (1907-1917), Тамбовский земской вестник (1916-1918). |
Тамбовские Епархиальные Ведомости 1861г., №1 - Библиотека - Каталог файлов - Сипягины | Тамбовские епархиальные ведомости. «Столовое. Это село расположено в 25 верстах от города Тамбова на большой Тамбово-Спасской дороге. |
ТАМБОВСКИЕ ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ВЕДОМОСТИ | Разворот журнала тамбовские епархиальные ведомости. |
Тамбовские епархиальные ведомости, № 8, 2009
Тамбов, 1861. Русские Православные иерархи: 992-1892 гг. Из истории епархии Митрополит Антоний Вадковский Page 41 ше, а в городе. Сначала был священником Покровского кафедрального собора в г. Тамбове, а с 1952 года и до своей кончины - настоятелем этого храма.
Почил протоиерей Аристарх Павлович Кедров 25 января 1954 года в г. Реабилитирован посмертно прокуратурой Тамбовской области 8 декабря 1995 года. Протоиерей Александр Сарычев Кедров Аристарх Павлович прожил 86 лет, из кото-рых полвека отдано церковной деятельности. Родился он 7 апреля 1868 года в селе Хилково Кирса-новского уезда Тамбовской губернии.
Восемнадцатилет-ним юношей поступил в Тамбовскую Духовную семи-нарию, проучился там четыре года и успешно окончил ее в 1890 году. Через год был рукоположен во диакона, прослужил в этом сане шесть лет: сначала в селе Чернавка Кирсанов-ского района Тамбовской области, а затем в селе Космо-демьянском Тамбовского района этой же области. В 1897 году, как указывает сам Аристарх Павлович в анкете служителя религиозного культа, он держал ис-пытание по богословским предметам за V и VI клас-сы Духовной семинарии, и был рукоположен в сан священника. Служил сначала священником в селе Несвитском Кирсановского района Тамбовской области с 1897 по 1922 гг.
А потом был пятнадцатилетний перерыв в церковной деятельности. В 1929 году Кедров Аристарх Павлович был без суда изолирован на три года из своего района якобы за неуплату хлебного налога и отбывал наказание в Архангельской области. По возвращении из ссылки проживал в семьях своих дочерей у о. Аристарха было три дочери: Александра, Клавдия и Лидия сначала в Рязанской области, а потом в Тамбове.
Только в 1944 году возобновилось священни-ческое служение о. И был он тогда уже в возрасте 76 лет. Только теперь он уже служил Богу и людям не на селе, как рань- Священник Аристарх Павлович Кедров 1868 - 1954 гг. Покровский собор г.
Тамбова Page 42 Романов Григорий Павлович родился в январе 1888 года в православной крестьянской семье в с. Ханеневке Базарно-Карабулакского района Саратовской области. Семья была очень большая, в ней дружно уживались представители разных поколений Романовых. Работали всем миром, с успехом вели крестьянское хозяйство: об-рабатывали землю, ухаживали за скотиной.
Родители Григория были очень радушными и госте-приимными, давали приют нищим и странствующим. В такой атмосфере всеобщей любви и заботы рос малень-кий мальчик Гриша — будущий священник. С юных лет он подружился с девочкой из своего села Дашей 7 апреля 1888 г. Дашина мама совсем не была похожа на крестьянку, она с младен-чества воспитывалась в семье Адоевских вместе с детьми помещика его имение находилось по соседству с селом Ханеневка.
В народе ее считали незаконнорожденной до-черью барина Адоевского. Мальчик оказался способным к учению. Он овладел гра-мотой и успешно закончил 3 класса начальной сельской земской школы. Потом Григорий решил посвятить себя служению Богу.
Для этого необходимо было получить соответствующее образование, и мальчик стал серьезно готовиться к поступлению в духовное учебное заведение. Гриша обратился за помощью к помещику Адоевскому, в доме которого находилась богатейшая библиотека. Барин позволил ему приходить и брать книги. Пытливый юно-ша занялся самообразованием.
Благодаря этим занятиям Григорий расширил свой кругозор и приобрел все необ-ходимые для поступления знания. За это время Гриша и Даша поняли, что хотят связать свои судьбы воедино. В 1906 г. Даша была глубоко верующей и трудолюбивой девушкой, но совсем неграмотной.
Как вспоминает дочь Евгения Григорьевна, она знала только две буквы «р» и «д» — на-чальные от имени и фамилии. Талантливый и целеустремленный Григорий Рома-нов поступил в Саратовскую миссионерскую Кирилло-Мефодиевскую духовную школу и в 1914 году стал ее вы-пускником. С 1914 г. Репьевка Сердобского района Саратовской области.
А после революции 1917 года Романова переве-ли псаломщиком в Покровскую церковь с. Садовка Воль-ского района Саратовской области, где он проработал два года. В 1919 году Григорий Романов был рукоположен в сан диакона и оставлен в той же Покровской церкви. Юрьев-ка Вольского района в Казанскую церковь.
В 1925 году отца Григория назначили священником Казанской церк-ви с. Озерок Вольского района Саратовской области. Там он прослужил до 1929 года. Потом батюшка вместе со своими домочадцами вернулся в родные места, где священствовал в Иоанно-Рыльской церкви с.
Адоевщина Базарно-Карабулакского района Саратовской области. В семье Романовых родилось десятеро детей, трое из которых умерли младенцами. Родители воспитывали де-тей в православном духе, а также дали им образование. Например, старший сын Георгий 1911 г.
Он стал псаломщиком и регентом в храме, где служил отец Григорий. В начале 30-х годов местная власть начала рушить хра-мы. Романовы в это время проживали в селе Адоевщина Базарно-Карабулакского района Саратовской области. В один из дней, в феврале 1930 года, в селе Адоевщина около церкви собралась толпа народа.
Безбожники хо-тели сбросить с церкви крест и колокол. Батюшка Гри-горий вышел из храма вместе с сыном Георгием. В руке отца Григория был крест. Он обратился к сельчанам с речью о недопущении осквернения святого храма.
Не-смотря на это, крест и колокола все же сбросили, коло-кола разбили. Плач стоял по всей Адоевщине. Отчаянно рыдали все: старики и старухи, молодые и малые. А отца Священник Григорий Павлович Романов 1888—1966 гг.
Отбывали они срок на лесоповале в Архангельской обла-сти. Сыну Георгию было в это время 19 лет. Семью свя-щенника местные власти стали считать врагами народа. Уже поговаривали о высылке их в Северный край.
Но на-шлись добрые люди, которые помогли семье священника Романова переехать в г. Рассказово Тамбовской области. А в это время на лесоповале, когда батюшкин срок уже перевалил за половину, подошёл к нему однажды охран-ник и предупредил, что завтра отца Григория расстреляют. Доброжелатель предлагал священнику устроить побег.
Но любящий отец беспокоился о сыне. Тогда охранник заве-рил батюшку Григория, что такой музыкально-одарённый заключенный, как его сын Георгий, не пропадёт и скоро вернётся домой. И Григорий Павлович согласился. Охран-ник принёс ему одежду и еду, и батюшка бежал.
В тюрь-ме в документах отметили, что Романов Г. Беглец благополучно добрался до своей семьи в г. Сначала родные его прятали, пото-му что боялись нового ареста. Потом отец Григорий пере-стал таиться, стал ходить в местный храм, скрывая своё священство.
В церкви на него обратили внимание и при-гласили читать и петь на клиросе. Батюшка согласился. Он помогал при храме, успевая при этом работать сани-таром в ветлечебнице г. Рассказово, куда устроился в 1934 году и где проработал до 1946 года.
Сын Георгий в 1933 г. До войны устро-ился работать на Арженскую фабрику, где сменил много рабочих мест. Георгий Григорьевич организовал в клубе им. Кирова хор и был руководителем этого хора.
В 1941 г. Георгий Романов по-гиб в первый год войны. У Григория Романова было три брата, двое из которых были священниками. Он служил священником с 1910 по 1935 год.
Постановление приведено в исполнение 15 дека-бря 1937 года в г. Вольске Саратовской области. Второй брат — священник Александр Романов — служил где-то в Саратовской области. Никаких сведений о нем нет.
А третий брат Иван был офицером царской армии, во время революции 1917 г. В 1944 году Тамбовскую епархию возглавил архиепи-скоп Лука Войно-Ясенецкий. Постепенно начали от-крываться храмы. Душа отца Григория тянулась к служе-нию у престола Божия.
Он поехал в г. Тамбов на прием к архиепископу, которому и поведал всю свою жизнь.
Согласимся с существующим подходом к типологизации ис- точников, который предполагает наличие трех основных категорий: документы официального законодательные акты, статистические и делопроизводственные материалы , личного происхождения дневники, мемуары, путевые заметки , а также периодическую печать [1]. Одним из наиболее ценных исторических источников при изучении патриотической деятельности тамбовского духовенства являются «Тамбовские епархиальные ведомости» в дальнейшем - ТЕВ. Это - периодическое издание, которое выходило еженедельно по субботам.
Публиковались ТЕВ с 1861 по 1917 г. ТЕВ дают превосходную возможность детально ознакомиться с деятельностью церковных институтов и реконструировать жизнь православного духовенства в Тамбовской губернии. Конечно же, журнал отражал и все наиболее важные события не только в жизни епархии, но и России в целом. Ведомости отличает единая четкая структура. Каждый номер издания включал в себя две части - официальную и неофициальную.
Официальная часть была представлена следующими рубриками: 1 высочайшие приказы и распоряжения; 2 указы и распоряжения Святейшего синода; 3 распоряжения обер-прокурора Святейшего синода; 4 местные епархиальные распоряжения и оповещения. В официальном разделе размещалась информация о законопроектах, сведения о должностях, занимаемых священнослужителями, и о вакантных местах, отчеты учебных заведений, определения Священного синода, списки пожертвований, отчеты о приходе и расходе перечисленных сумм. Редакторами этой части Ведомостей всегда были ректоры Тамбовской духовной семинарии. Они назначались Синодом по ходатайству Его Преосвященства. Поскольку любая подвижническая деятельность духовенства осуществлялась в рамках правового регулирования и церков- ной иерархии, то она воплощалась в статьях Ведомостей с учетом юридической силы приказов, постановлений и распоряжений.
Любопытно содержание неофициальной части ТЕВ. В этом разделе мы встречаем обращения к прихожанам, отрывки из религиозной литературы, стихи, исторические справки о религиозных деятелях, очерки о повседневной деятельности епархии, рекламу различных периодических изданий и даже пропаганду «трезвого» образа жизни. Редакторы неофициальной части указываются только по фамилии, поэтому не всегда возможно проследить их социальное положение и должность. К сожалению, ТЕВ не сохранились полностью - утрачены многие номера издания, не хватает листов. Практически без потерь дошли до нас только номера, изданные в начале ХХ в.
В военное время Ведомости традиционно печатали списки многочисленных жертвователей - благодаря этому мы можем установить источники, виды, направления и механизмы сбора пожертвований, характерные для духовенства XIX - начала ХХ в. Например, анализируя материалы ТЕВ за 18771878 г. Кроме холста мы встречаем в ТЕВ упоминания о предоставлении на военные нужды таких материалов, как ситец, бязь, нити и мн. Пользуясь данными тех же номеров, можно проследить и изменение векторов благотворительной деятельности - для периода русско-турецкой войны становится характерным такое направление, как помощь братским славянским народам Балканского полуострова. Сбор средств в пользу братьев-славян зачастую инициировался приходскими священниками и вызывал широкий резонанс среди прихожан.
Это говорит о высокой степени чувства конфессионального единства, стремлении поддержать правоверных, ока- завшихся под гнетом «басурман». Вместе с тем, сохраняются и традиционные направления пожертвований, среди которых начинают преобладать благотворительные взносы в пользу Российского общества Красного Креста. Согласно данным ТЕВ, самым распространенными механизмами сбора пожертвований среди тамбовского духовенства были непосредственные взносы священнослужителей в определенные благотворительные организации например, местное отделение Красного Креста , отчисления из жалования и кружечный сбор. Очень часто в списки жертвователей ТЕВ попадали приходские священники, которые организовывали сбор пожертвований среди своей паствы.
Минск, 1868—1920 5725 Могилевская епархия.
Могилев-на-Днепре, 1883—1917 8698 Московская епархия. Новгород, 1864—1905 422 Новгородская епархия. Новгород, 1875—1920 5292 Олонецкая епархия. Петрозаводск, 1898—1918 6314 Омская епархия. Омск, 1898—1918 690 Оренбургская епархия.
Оренбург, 1873—1917 730 Орловская епархия. Орел, 1865—1918 698 Пензенская епархия. Пенза, 1866—1917 2268 Пермская епархия. Пермь, 1867—1919 557 Подольская епархия. Каменец-Подольск, 1862—1905 6798 Полоцкая епархия.
Витебск, 1874—1918 11110 Полтавская епархия. Полтава, 1863—1917 6088 Псковская епархия. Псков, 1894—1917 1360 Рижская епархия. Рига, 1888—1917 5935 Рязанская епархия. Рязань, 1865—1917 1721 Самарская епархия.
Самара, 1867—1918 1272 Саратовская епархия. Саратов, 1865—1905 ; 1913—1918 948 Симбирская епархия. Симбирск, 1876—1917 951 Смоленская епархия. Смоленск, 1865—1918 351 Ставропольская епархия.
В годы Великой Отечественной войны село направило на фронт 482 человека. В 1965 году была открыта сельская библиотека, через год в Новые Грязные пришла электрофикация. В 1971 году построено здание для сельской почты, а в 1981 — заасфальтирована дорога до райцентра Сосновка. По данным переписи 2002 года в селе насчитывалось 592 жителя. В 2010 году население составляло 551 человек. Новогрязновская школа В 1861 году в селе была открыта первая школа.
Священник Матвей Малиновский обучал в собственном доме 27 мальчиков. Неизвестно сколько просуществовала эта школа. В 1863 году в Новом Грязном на деньги крестьянского общества была открыта школа, позже ставшая земской. В 1870 году в ней обучались 33 мальчика. К 1870 году Моршанское земство стало помогать крестьянам, и уже в 1876 году оно выделило из своего бюджета 195 рублей. Около четверти века школа размещалась в арендных малоприспособленных домах за 50 рублей в год. Лишь в 1889 году крестьянское общество сумело построить кирпичное под железной крышей здание с одной классной комнатой и тремя комнатами для учительской семьи. В 1891 году духовное ведомство открыло в селе школу грамоты на 28 учащихся, которая размещалась в доме священника. В 1893 году в ней училось 10 учеников, в 1902 году — 31 ученик. Позднее школа грамоты была преобразована в церковно-приходскую.
Работала в ней учительница Селищенская Раиса Ивановна. По состоянию на 1913 год в селе было две земских школы и одна церковно-приходская. В первой земской работали - заведующая, учительница А. Соколова и законоучитель о. Во второй земской - заведующая, учительница Т. Петрова и законоучитель о.
Тамбовские епархиальные ведомости, № 3, 2009
Однако новости из Рассказово в большом количестве печатались в губернских газетах и журналах XIX-XX века, таких как Тамбовские Губернские ведомости (1838-1917), Тамбовский край (1907-1917), Тамбовский земской вестник (1916-1918). Тамбовския Епархиальныя Ведомости [Текст]: журнал / Тамб. духов. семинария. Тамбовская губерния между двумя революциями: февраль 1917 г. – март 1918 г. Тамбовские епархиальные ведомости. Тамбовская духовная семинария буклет. ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ВЕдомосТИ ТАМБОВСКИЕ ¹ 10 (22) 2009 МОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТ К 75-летию со дня рождения протоиерея. В бумажной обложке зеленого цвета. Регистрационный номер: 3624836. Место производства: Тамбов: Электро-Типография Губернского Правления.
Тамбовские архиереи в 19 - н. 20 вв
18 $w 005526517 $i Тамбовские епархиальные ведомости: тамбовский епархиальный духовно-просветительский журнал. Тамбов, 1861–1917 Ежемесячно; с 1901 года – еженедельно Тверские епархиальные ведомости. Тамбов, 1861. Формат PDF, 344 стр. В 1861-1872 г.г. часть неофиц. имеет заглавие: "Прибавление к Тамбовским епархиальным ведомостям" и отд. тит. л. к каждому году. День памяти обретения мощей преподобного Сергия, игумена Радонежского; Архиерейское Совещание Русской Православной Церкви; Выпускной акт в Тамбовской духовной семинарии; Великое освящение храма в честь иконы Божией Матери “Всех Скорбящих Радость”. Тамбовские епархиальные ведомости (Читальня/Тамбовские епархиальные ведомости). Годовой бюджет крестьянской семьи.
Партнёрская программа
- Определение "Тамбовские епархиальные ведомости" в словаре Брокгауза и Ефрона
- Тамбовские Епархиальные ведомости № 24 (15 декабря).
- «ВОРОНЕЖСКИЕ ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ВЕДОМОСТИ». 1866 – 1917 гг.
- Статьи (Православная Жизнь)
- Тамбовская энциклопедия | ТАМБО́ВСКИЕ ЕПАРХИА́ЛЬНЫЕ ВЕ́ДОМОСТИ
Тамбовские епархиальные ведомости. № 12 (17 сентября 1861 г.). Прибавление
Тамбовские епархиальные ведомости История начинается в 1860 году, когда Святейшим Синодом было принято решение об издании во всех епархиальных городах ежемесячных журнал. Тамбовские епархиальные ведомости. — издаются еженедельно при Тамбовской духовной семинарии, с 1861 г., под редакцией протоиерея П. Соколова. Первоначально выход был ежемесячный. Page 11: Тамбовские епархиальные ведомости, № 3, 2009. В течение Великого поста епископ Тамбовский и Ми-чуринский Феодосий совершил 4 чинопоследования Пассии в Спасо-Преображенском кафедральном собо-ре города Тамбова.
«ВОРОНЕЖСКИЕ ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ВЕДОМОСТИ». 1866 – 1917 гг.
Хроника церковной жизни обеих столиц печаталась на страницах общецерковных журналов, тематика и распространение к-рых не ограничивались пределами епархии. Так, сведения по Новгородско-С. Прототипом Е. С 1845 г. Архангельск, 1889. Инициаторами или попечителями издания мн. Так, свт. Феофан Затворник был инициатором издания и одним из авторов «Тамбовских епархиальных ведомостей» и «Владимирских епархиальных ведомостей». Они имели приложения, важные статьи часто издавались отдельными оттисками.
Иногда Е. Если в пределах епархии выходил академический или семинарский богословский журнал, Е. В офиц. Большой интерес для местной церковной истории и генеалогии духовного сословия представляют печатавшиеся здесь списки служащих по духовному ведомству, сообщения о переменах по службе рукоположениях, назначениях, перемещениях, смертях , наградах и производстве в чины, взносах в эмеритальные кассы и выдаче пособий из них, разрядные списки выпускников и учащихся духовных семинарий и уч-щ, расписания экзаменов, списки вакантных мест для клириков и причетников иногда включая просфорниц , расписания проповедей в кафедральном соборе иногда и в храмах уездных городов. В некоторых Е. Эти и подобные им документы в некоторых журналах могли печататься и в неофиц. Печатались обзоры духовной и светской лит-ры, юбилейные статьи о рус. Тематические предпочтения, количество переводных статей печатались переводы творений св.
Наибольший интерес для исследователя представляют постоянно печатавшиеся в неофиц. В нек-рых епархиях активно велась работа по разбору и описанию церковных архивов, для чего были созданы специальные ученые об-ва напр. В некоторых изданиях регулярно помещались статьи на местных языках: молдавском в «Кишинёвских епархиальных ведомостях» в 1867-1871 и 1917 , грузинском в «Духовном вестнике Грузинского Экзархата» , якутском в «Якутских епархиальных ведомостях» , на др. Все Е. В качестве приложения могли выходить и др. Очень часто редактирование офиц. Стадницкий впосл. Патриарх Московский и всея Руси Алексий I в 1904-1905 гг.
Редакторами в Е. Ермоген Долганёв ; впосл. Фаддей Успенский ; впосл. Анастасий Грибановский ; впосл. Мефодий Краснопёров ; впосл. Иоанн Поммер ; впосл.
В этом труде много воспоминаний участников описываемых событий и впервые сделана попытка не только описать, но главным образом дать срез именно религиозной жизни народа, и изучить те условия, в которых она протекала. Много лет спустя почти по аналогичному образцу была подготовлена книга «Моршанск православный», авторы ее Озорнов И. Тамбов, 2010 г. В начале XXI века появились две серьезные монографии: С.
Чеботарева «Тамбовская епархия 40-60-е гг. Об истории мичуринских храмов рассказывает книга журналиста Белых М. По местной агиографии издано две брошюры «Тамбовский патерик» Тамбов, 1999 г. В книге первой собрана краткая информация о тамбовских святых, во второй о подвижниках благочестия г. Теме жизнеописания подвижников благочестия посвящены также следующие труды: «В западне Российского безбожия» Москва, 2003 г. Здесь стоит отметить отличную вступительную статью Р. Просветова о семинарии 1904—1906 гг. Он же в 2022 г. К обретению святых мощей преподобной Марфы Тамбовской, Тамбовская епархия подготовила прекрасно изданную книгу «Жизнеописание преподобной Марфы Тамбовской» Тамбов, 2007 г. Помимо жизнеописания в книгу вошел рассказ об истории Кирсановского Тихвинского-Богородицкого монастыря, а также описание обретения св.
В последние годы было издано три справочных издания: «Тамбовская энциклопедия» Тамбов, 2004, переиздана с дополнениями в 2021 г. Здесь более сотни статей, касающихся местной церковной истории и фотоальбом «Храмы Тамбовской епархии» Тамбов, 2005 г. В альбоме есть изображения практически всех ныне действующих храмов, а если учесть, что на сегодняшний день некоторых из них просто не существуют в природе Верх Шибряй, Пересыпкино , то ценность подобной книги возрастает. И наконец «Тамбовский мартиролог», авторами-составителями которого стали протоиерей А. Сарычев и В. Сафонов Тамбов, 2007. Здесь собраны краткие сведения о репрессированных за веру в годы гонений. В 2014 г. Питирима Тамбовского было издано его жизнеописание, составленное дореволюционным историком С. Введенским, а также 3 тома жизнеописаний «Священнослужителей, монашествующих и мирян, пострадавших за Христа».
Лекция 2. Распространение христианства в Тамбовском крае Распространение христианства применительно к нашей Тамбовской области понятие достаточно широкое. Можно выделить два этапа: 1 расселение «носителей» его, т. Одним из первых жителей Тамбовского края стали мордовские племена, поселения которых известны уже с VI века. Они занимали центральную и восточную, покрытую лесом, часть будущей Тамбовской епархии. После падения Хазарского каганата в причерноморские степи вторглись половцы. Постоянные набеги кочевников вынудили отходить мордву в бассейн реки Мокши под защиту лесов. Славяне появились в наших краях видимо около X века. Но активное освоение началось со второй половины XII века выходцами из Рязани. Русские люди, жившие в этих поселениях по берегам рек, были христианами.
Об этом свидетельствуют находки предметов христианского быта такие как: фрагмент энколпиона, металлический образок с изображением св. Елены, нательные кресты и пр. В этот и последующие периоды времени наши земли были пограничными, во-первых, для двух русских княжеств Рязанского и Черниговского, а во-вторых, со степными кочевыми народами половцами затем татарами. Сложно сказать сейчас насколько христиански просвещенной была в наших краях та часть русских людей, которая жила в этих самых многочисленных поселениях. Предметы, найденные при раскопках Никольского городища, свидетельствуют о христианской принадлежности проживающих в этих местах славян лишь косвенно. Никаких предметов христианского быта найдено не было, а вот языческих амулетов, так называемых астрагалов, нашли предостаточно. Во всяком случае, удаленность от религиозных центров могла сказываться в целом на уровне религиозной жизни русских поселенцев и даже можно предположить, что часть из них находилась под влиянием языческой мордвы. Косвенно об этом свидетельствуют и легенды о мудрых мордовских жрецах, которых одинаково почитали, как славяне, так и мордва [2]. Расселение славян в Тамбовских пределах было прервано монголо-татарским нашествием. Но, несмотря на это говорить о полном запустении местности в этот период не приходится.
Большая часть славян осталась на прежних местах своего жительства и лишь после того, как в XIV — начале XV вв. Однако по-прежнему на юге между Хопром, устьем Воронежа и рекой Вороной существовал анклав русских поселений, получивший название Червленый Яр. До нас дошла история спора, который возник между Рязанскими и Сарайскими епископами вследствие того, что последние старались распространить свою власть на места, лежавшие по правому берегу Вороны и Хопра. Митрополиты Киевские Максим, Петр и Феогност решали его в пользу Рязанских епископов, прямо называя упомянутые реки Рязанским пределом [3]. Притязания Сарайских епископов, однако, не прекращались до времен митрополита Алексея, который около 1360 г. Эти поселения, расположенные по течению рек Хопра и Вороны, появились здесь еще в XIII веке, о чем свидетельствуют грамоты митрополитов Максима и Петра, на которые ссылается Феогност. Последний, в своей грамоте, написанной между 1334 и 1353 гг. Частые набеги ордынцев заставили русских князей прибегнуть к содержанию в степи караулов, которые могли бы вовремя извещать об опасности. Начало таких караулов относится ко второй половине XIV в. В грамоте митрополита Киевского Феогноста, адресованной православному населению Червленого Яра говорится: «Благословение Феогноста, митрополита всея Руси, к детем моим, к баскакам и к сотникам, и к игуменом и попом, и ко всем крестьяном Червленого Яру, и ко всем городом, по Великую Ворону…» [4] Православное население Червленого Яра, находившееся на прямой дороге между Москвой и Сараем, на окраине центральной части Золотоордынского государства, была очень удобной базой, как для русской военной разведки, так и для миссионерской деятельности.
Червленоярцы составляли, заметную часть населения центрального района государства, служили в ханских войсках, платили подати. Неслучайно, что сохранилось несколько легенд связанных с русским населением этого края, одна из них говорит о Яблоновой пустыни расположенной недалеко от г. Основана она была неким старцем Петром еще в XIV в. И именно он направил на путь истинный атамана одной из разбойничьих шаек по прозвищу Тяпка. Этот атаман, послушав отца Петра, оставил свою прежнюю жизнь, распустил шайку и постригся в монахи. Начиная с XVI в. И первопоселенцами в этих лесных местах были монахи. Известно, что в Шацком уезде Свято-Никольский Чернеев мужского монастырь был основан старцем Матфеем в лесу на Мамышевой поляне в 1573 г. Старец Матфей основал монастырь на Мамышевой поляне, где уже сто лет стояла ветхая церковь свт. Шацк, ставшей центром новой колонизации основан в 1552 г.
Несколько позже было основано еще несколько монастырей: Сергеевская Проломская пустынь, Вышенская Успенская пустынь, Мамонтовская и Троицкая пустыни. Все они располагались недалеко от рек среди дремучих лесов, и с самого своего основания, вели миссионерскую работу, просвещая языческую мордву. Сам старец Матфей крестил 20 мордовских семей. Но кроме этого монахи были и колонизаторами, так как вокруг монастырей, на монастырских землях селились крестьяне и таким образом появлялись новые села: Мамонтово, Отъяссы, Троицкая Дубрава, Ново Чернеево и др. В XVII в. Наиболее яркой фигурой этого времени был архиепископ рязанский Мисаил, который прославился как замечательный проповедник христианства среди мордвы. Он лично посещал мордовские деревни, рассказывал о христианской вере и крестил почти 4000 человек. В 1656 г. Несмотря на предупреждение, что его поджидают несколько сотен вооруженных язычников, святитель двинулся вперед из села Конобеево в деревню Янбирную ныне Шацкий район Рязанской области. Апостольская проповедь была заглушена грубой мордовской бранью, свистом пуль и стрел.
Одна из стрел выпущенная мордвином Горечишкой, пронзила левую руку и сердце архиепископа. Боярский сын Бохолдин, сумел вынести проповедника из толпы и перенести в Чернеев монастырь. Случилось это 14 апреля 1656 г. В жестоких страданиях Мисаил прожил еще девять дней и скончался 23 апреля. Тело его было торжественно предано земле 27 мая 1656 г. Он стал первым мучеником Тамбовской земли пострадавшим за веру во Христа. В 1988 г. Русской Православной церковью архиепископ Мисаил был причислен к лику святых [5]. Дело архиепископа Мисаила было продолжено другими ревнителями православия. Священник Иоанн из с.
Кондровки Темниковского уезд в 1663 г. Еще одной жертвой язычников стал священник Иосиф из с. Базарная Кадомского уезда, убитый мордвином в 1648 г. В 1680 г. Миссионерством занимались и миряне. Так подъячий Темниковской приказной избы Иван Мыльников бывал в разных мордовских селах, помогал беднякам, проповедовал, многих обратил в веру Христову, за что получил царскую грамоту. Реалии XVII в. Тамбовская земля стала важным стратегическим рубежом на юго-востоке Русского царства и как следствие этого появление таких укрепленных городов как Тамбов и Козлов. К этому времени фактически на территории Тамбовщины проживало три народа: мордва, русские и татары. И поэтому остро стоял вопрос о христианизации и мордвы и татар.
Теперь это уже была не частная инициатива отдельных монастырей, духовенства и мирян, а государственная задача. И неслучайно, что именно в этот период времени так резко активизируется миссионерская работа архиепископа Мисаила. Сложнее было с татарами. Миссионерская деятельность поначалу принесла некоторые успехи: по документам того времени мы знаем, что существовали целые деревни крещеных татар, были крещены знатные татарские роды Чолокаевы, Енгалычевы, Мансуровы и др. К середине XVII в. Тамбовская земля от реки Воронеж до реки Цны покрыта сетью христианских поселений в каждом из которых был приходской храм. Складывается и своя традиция, когда приходская община выдвигала кандидата в священники из своей среды или же принимала в приход пришлого священника документы не раз упоминают черных попов, этим термином обозначали не просто иеромонаха, а именно такого иеромонаха, который служит в приходском храме. При каждой церкви был участок земли, и видимо уже тогда стали появляться священнические династии, так как обучением своих детей духовенство занималось само и потому при выборе кандидата в священство предпочтение отдавалось именно детям духовенства. Безусловно, одним из важнейших факторов развития церковной жизни в крае стало наличие нескольких крупных для нашей местности монастырей, которые играли большую роль и в экономической и духовной жизни. Настоятели монастырей пользовались непререкаемым авторитетом.
Нужно помнить, что в то время духовный отец являлся часто и поручителем своих чад в финансовых и экономических делах, а также подписывал духовные завещания. Но, безусловно, землю, ставшую в это время полноправной частью Российского государства нельзя было оставлять без высшего духовного руководства и вполне естественно, что в правительственных и церковных кругах созрела мысль об открытии епархии. Картины религиозной бытовой жизни середины и конца XVII в. Церковная власть была очень строга, даже к таким, как нам сейчас кажется невинным забавам, как игры. Патриарх Иосиф в своей грамоте Темниковскому протопопу от 1652 г. Также категорично Святейший был настроен по отношению к скоморохам, которых: «С домрами и с гуслями и с гудками и с бубнами и с медведи и с волынки и с сопельми … отнюдь не было» [6]. Все эти строгости современному христианину могут показаться излишними, так как получалось, что человеку нельзя было не в игры играть, ни музыку слушать, причем запрещения эти относились не ко времени поста. И часто такое времяпрепровождение связано было именно с праздничными днями и именно здесь следует искать причину таких строгих мер. Вспомним, что все перечисленные игры и обычаи по сути своей имели под собой языческие корни, именно так принято было проводить время в дни языческих праздников, что теперь было неприемлемо. Косвенно все эти факты свидетельствовали о том, что вера православная еще не очень глубоко вошла в души простых людей.
Документы также свидетельствуют об огромном количестве различных пережитков прежних верований, которые до сих пор были живы: обычай умываться с серебра, гадания в виде литья олова и воска в воду, окуривание скота, завивание в лесу березок, плетение венцов и хождение с ними к воде и многое другое. Отрицательное отношение было и к традиционному празднованию Святок, когда запрещалось: «На вечерие Рождества Христова и Богоявления коляды и глуги и таусеня не кликали и игрищ не играли, и в рядех калачники в хлеб птиц и зверей не делали. Меж Рождеством Христовым и Богоявлением игр не играли и в харех не ходили, и молозева бы не ели, и телячей пузырь на избах не хоронили, и крестцов не пекли и скота не кормили». Появились и новые «народные обычаи» связанные непосредственно с христианством, например, сохранение благовещенских просвир для хлебного засевания, выпекание опресноков на святой воде и кормление ими скота. Однако с течением времени мало что менялось. В 1698 г. За все эти проступки Патриарх предлагал достаточно суровые наказания: брать пени по 2, 4 и по 6 руб. Особая страница истории епархии этого периода связана с ведовством. Видимо в каждом селении был свой ведьмак или ведунья, на худой конец ворожея или знахарка. Они гадали, лечили людей, а иногда и вредили.
Ведовство настолько распространилось, что государственная власть была вынуждена применить строгие меры и, даже нескольких ведьм сжечь. Первое такое упоминание о ведьмах относится к июню 1630 г. Она ворожила по городам и слободам. Воевода донес об этом в Разрядный приказ, оттуда велели «бабу» схватить и расспросить, держать в цепи и в железах. Проведенное расследование дало следующие результаты: оказалось, что мимо Лебедяни шел на струге по Дону воронежец Павел Веневетинов, у него и была эта «баба». Он остановился в Лебедяни, «баба» сошла на берег начала ворожить и гадать по рукам. К ней тут же стал обращаться народ. Стрелецкий голова Василий Павлов, сообразив, что она может принести доход, купил «бабу» у Веневитинова. Она открыла в Лебедяни широкую практику. Причем русский язык знала плохо, в качестве переводчика выступал сам стрелец.
Специализировалась она в основном на гадании по рукам хиромантия. Но употребляла и некие экзотические способы, нам теперь и не понятные: «нутрю щупала» видимо гадала по внутренностям животных , «луком». Ходили к ней в основном стрельцы и казаки. Не брезговала она и целительской практикой, вот как один из таких способов описывается в документе того времени: «Наговорила воду и сыпала просу в воду и той водой меня мыла. Пускала в глаза женское молоко у стрелецкой жены Сазона Волкова … Взяла алтын денег подержала у меня на руке и привязала ко лбу, над глазом и велела отслужить молебен Николе» [6]. Такое вот сочетание язычества и православия, впрочем, современные колдуны не далеко отошли от «бабки Авнасалтан». Этот случай не привел к смерти колдуньи, ее лишь изолировали от общества, но вот в истории произошедшей в первой половине XVII в. Родом этот крестьянин был из д. Луткозино на р. Цне , каким-то образом попал на Волгу, здесь у «судовых ярыжных» обучился искусству сводить у людей опухоли и вызывать потенцию.
Вернувшись домой передал умение своей снохе Авдотье, жившей в с. Та передала тайну сестре Агафии. Они вместе и начали «ведовство и порчу». Муж Авдотьи в это время был на Дону. К Агафии Великим постом пришел «вино пить и рыбу есть» приказной человек князей Одоевских Федор Севергин. Агафья «сжилась» с ним, затем, чтобы привязать его к себе давала ему в кислых щах «скареде» с приговором, чтобы «по ней сох». Но это не подействовало, и Севергин стал жить с другой женщиной. Тогда Агафья взяла «нить мертвого человека с приговором» и наказала Севергина так, что тот вернулся, прося помочь. Агафья и Авдотья лили сквозь пробой воду и тем помогли. Но Севергин женился, и сестры решили отомстить ему: ходили ночью на погост, брали землю с могилы и давали ее в питье Севергину с приговором, еще дали какие-то грибы и коренья.
В результате Севергин умер. Кроме него они уморили выборного крестьянина Степана Шоха, который мешал свиданиям Агафьи с Севергиным. Агафья мазала Степану губы, «грибами, что растут на навозе, да кореньи, да орепьями маленькими и все вместе сжегши давали пить с скаредной примесью. Степан от этого и суток жив не был». Еще Агафья подвергла порче дьячка Шилика и навела опухоль на Авдотьина деверя Степана. Когда все открылось, Авдотья сбежала с одним крестьянином в Казань. Но остались Терешка и Агафья, которых схватили, жгли и пытали. После допросов из Разрядного приказа пришел указ: «Женке Агафьице и мужику Терешке, дав отца духовного велеть их причастить св. Божиих Таин … , а причастя, вывести на площадь, и при многих людех, велеть их в срубе оболокши соломою, сжечь» [6]. История эта показывает с одной стороны, что познания простых ведуний и ведунов в области магии были достаточно хорошими.
Они владели приворотной, любовной магией, знали также рецепты из арсенала черной магии земля с могилы именно из этой области. С другой стороны, она говорит и о нравах населения, когда православный человек приходит Великим постом к чужой жене «вино пить и рыбу есть», а потом меняет девиц как перчатки, то с одной спит, то с другой. В результате ведьмы уморили двух человек и нанесли вред здоровью еще двоим. К фактам этим можно по-разному относиться, но опровергнуть мы их сейчас не можем. Атакам колдунов подвергались даже священнослужители. В 1676 г. Добром Богородский поп Давид подал воеводе челобитную: «Объявились у меня в домишку в избе, за потолком в углу, заткнуты коренья и земля. Подозренье на наймита моего Мишку и женку его Иринку, а от того их волшебства я и попадья моя и дети кончаются смертью» [6] Когда указанного священником Мишку Киреева поймали, то он показал, что коренья затыкал: «Вотчим мой, добренский драгун Исайка Некиреев о Св. Сам Мишка в Великий Пост клал коренья в белой горнице на косяку, а дал ему их отчим. Жена Мишки давала поповской семье зимой коренья в браге и квасе, чтобы их поморить, а давал отчим и свекровь Аграфена.
Мишка вынимал из следов попа и попадьи землю и отдавал отчиму для порчи. Аринка украла у попадьи кокошник и подубрусник и эти вещи свекровь велела ей положить под столб с приговором, выдернула также лоскут у попадьи напротив сердца». Кроме того, желтой травы давала в питье наемному работнику Аниске и «он от того ныне сохнет». При обыске у Исайки найдено было 12 узлов и 6 мешочков трав, заговоры от оружья в тетрадь. На пытке Исайка и жена его во всем признались. После таких действий колдунов у попа умер сын-младенец. Суеверия были распространены и на бытовом уровне, просто среди обычных людей как само собой разумеющееся и без чего уже нельзя было обойтись. Так в 1693 г. У него нашли заговорное письмо от ружья. На допросе он показал, что письмо взял в смутное время восстание под предводительством Ст.
Разина 1670—1671 гг. Наказали его жестоко: жгли огнем и дали 60 плетей. Все перечисленные факты свидетельствовали о том, что религиозно-нравственная обстановка в Тамбовском края оставалась сложной. Нужно было срочно принимать какое-то решение, чтобы исправить положение. Таким решением стало открытие Тамбовской епархии. Лекция 3. Открытие Тамбовской епархии. Разина, проведенными С. Андреевым в 2005 г. Но было основано и множество новых поселений.
Городки, острожки ставились в тех местах, где было наиболее удобно вести борьбу с кочевниками. Фактически вся территории будущей епархии находилась на военном положении и основу населения ее составляли военнослужащие. И положение духовенства было сродни положению военного духовенства в синодальной России. Тамбова Наши дореволюционные историки создали миф о том, что до утверждения епархии Тамбовщина была абсолютно дикой, непросвященной, населенной разбойниками. Так ли это? В 1644—1645 гг. Она разделялась на Тамбовскую десятину 23 церкви и 1 часовня и Козловскую десятину 28 церквей и 4 часовни. С 1645 г. Окладные книги Тамбовского и Козловского уездов дают некоторое представление о том каково было состояние христанства на Тамбовской земле за шесть лет до открытия епархии в т. Сразу же бросается в глаза тот факт, что состав населения в основном служилый: казаки, солдаты, дети боярские, стрельцы, помещики, пушкари и пр.
Зависимое население, т. Особую социальную прослойку составляли вдовы, дворы которых находились во многих селах. В каждом селе имелся храм или же часовня, но даже и при часовне жил священник, а то и дьячек. Это говорит о том, что богослужение совершалось регулярно, требы исправлялись. Причт храма в основном состоял из священника, дьячка и иногда пономаря. Диакон был только в одном храме. В крупных селах 100 дворов было два священника, а в Сосновке было их три в селе 329 дворов, в состав прихода входила д. В состав причта включались и просфорни, которые чаще всего были из вдов дьячков или священников. При всех храмах имелась земля в размере от 9 до 30 четвертей пашни и покосы в размере от 15 до 400 копен. Таким образом говорить, что край был малонаселен, совсем не просвящен, переполнен раскольниками и разбойниками вовсе не приходится.
Стольник князь Кропоткин в «Выписи данной полковым казакам с. Горелое» за 1677 г. Что касается просвященности и традиций, то нужно сказать о том, что в наших краях жили не выходцы с другой планеты, а теже русские люди, что и в Москве, Рязани и других городах. И уклад жизни их был вполне традиционен, даже и на новом месте [7]. Книги в крае имелись и относились к ним очень бережно почитая на вес золота. Мы знаем, что довольно обширное книжное собрание было в Мамонтовой пустыни. Все это конечно же была богослужебная литература, но не надо забывать, что богослужебные тексты в то время являлись основой знаний. В том же селе Горелом Минея общая переписана от руки, а вдова священника Ирадиона хранила у себя Псалтирь и часослов. Не следует также забывать, что у нас был свой летописный труд — Тамбовский летописец, а это также свидетельствует в пользу того, что в крае жили образованные люди. Принято считать, что и особо почитаемые святыни у нас появились только со свт.
Питирима, однако с приездом святителя у нас начинается новая эпоха о которой мы поговорим в своем месте, до него же в Троицком храме г. Тамбова пребывала очень почитаемая икона свт. Николая, в Преображенском соборе Казанская икона Божией Матери, в храме с. Хлыстово икона великомученицы Параскевы, в Мамонтовой пустыни образ свт. Вообще почитание свт. Николая было распространено в крае, в честь него названы многие древние храмы, которые строились первоначально, еще до основания Тамбова в Шацке, или в той же Морше. Можно предположить, что святитель считался небесным покровителем Тамбовской земли. На втором месте по почитанию из святых стоял прп. Сергий Радонежский, в честь него было освящено 15 престолов в разных храмах Тамбовского края. Доепархаильная история наша вполне традиционна, люди жили здесь еще старым бытом, старым укладом и даже пользовались при богослужении еще и в конце XVII в.
Таким образом тезис об дикости края, отсталости его в христианском смысле малоубедителен. Другой вопрос в том, что действительно проживающие здесь христиане были значительно удалены от центров епископской власти и очень остро стоял вопрос о просвящении в христианском духе все еще многочисленных язычников и о борьбе в среде самих христиан с пережитками язычества. Мысль об открытии Тамбовской епархии возникла еще в 1654 г. Тогда было вполне понятно значение такой идей: обширные земли включенные в сферу интересов Русского государства должны были иметь не только представителя светской власти воевода , но и духовной епископ.
ТЕВ дают превосходную возможность детально ознакомиться с деятельностью церковных институтов и реконструировать жизнь православного духовенства в Тамбовской губернии.
Конечно же, журнал отражал и все наиболее важные события не только в жизни епархии, но и России в целом. Интересна специфика разделения материалов данного издания на официальные и неофициальные известия. Официальная часть является более стабильной по содержания и мало меняется из номера в номер: 1 высочайшие приказы и распоряжения; 2 указы и распоряжения Святейшего синода; 3 распоряжения обер-прокурора Святейшего синода; 4 местные епархиальные распоряжения и оповещения [1, 235]. Эти рубрики обеспечивали информационный обмен между обществом, духовенством и РПЦ как структурой.
Newspaper, Paper, немец. Zeitnng, Zeitungsblatt, итал. Giornale, Gazzeta, испан. Gaceta, Diario, голл. Courant, Dagblad.
Хмельницкая и Староконстантиновская епархия Украинской Православной Церкви. Епархиальное управление: Украина , 29013, г. Феофан Затворник Вышенский 1815 - 1894 , епископ , затворник , святитель. Тверская и Кашинская епархия Русской Православной Церкви. Епархиальное управление: Россия , 170006, г.
Исторические
Тамбовские епархиальные ведомости. Тамбовская духовная семинария буклет. попробовать найти лоты похожие на ТАМБОВСКИЕ ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ВЕДОМОСТИ 1879 ГОДА. Источники биографических сведений - Архивные источники --- Персональные биографические статьи, монографии --- Литературные и научные труды епископов, выступления, проповеди Приходское и монашествующее духовенство (по епархиям). Заглавие: Тамбовские епархиальные ведомости. Г. 57 1917, № 26. Библиотечный фонд: Российская Национальная Библиотека. Полное библиографическое описание.
Год выпуска
- Тамбовские епархиальные ведомости. № 12 (17 сентября 1861 г.). Прибавление
- Черновик истории
- «ВОРОНЕЖСКИЕ ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ВЕДОМОСТИ». 1866 – 1917 гг. | АРХИВНАЯ СЛУЖБА ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
- Report Page
- ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ И РЕСУРСЫ (В ПОМОЩЬ ИССЛЕДОВАТЕЛЯМ) | УТРАЧЕННЫЕ СВЯТЫНИ ЗЕМЛИ ТАМБОВСКОЙ
- Произведения