Мощный поток уничтожил часть шоссе Роинг-Анини, соединяющее две страны, а также район долины Дибханг с остальной частью Индии. Индийско-китайские отношения — двусторонние дипломатические отношения между Китаем и Индией. Протяжённость государственной границы между странами составляет 2659. И Китай, и Индия не только сотрудничают с Западом, но и считают ведущие западные страны своими стратегическими партнерами. Эксперты считают, что охлаждение отношений между Россией и европейскими странами носит временный характер. Мощный оползень смыл шоссе между Индией и Китаем Природное явление обрушилось на границу Аруначал-Прадеша и КНР, сообщает индийское информагентство IANS. Информация о пострадавших пока не поступала. Подписаться на РЕН ТВ.
Российский институт стратегических исследований
Но с Вьетнамом имеются некоторые нюансы. Вьетнам выбрал СССР. Результатом стали захват ряда островов архипелага Спратли Китаем в 1978 году, война с Китаем 1979 года, пограничный конфликт 1984 года и бои за ряд островов архипелага Спратли в 1988 году. До этого, ещё в пору существования южновьетнамского режима в 1974 году, Китай отбил несколько островов и у него. Сегодня китайские и вьетнамские позиции в Южно-Китайском море похожи на слоёный пирог из взаимопроникающих в боевые порядки друг друга опорных пунктов на воде. На кону противостояния — нефть и газ Южно-Китайского моря, они крайне нужны и Вьетнаму, и Китаю. Обстановка очень напряжённая. Под давлением Китая Вьетнам потихоньку прогибается, время от времени прекращая геологоразведку и бурение в том или ином районе. За этой уступчивостью стоит, однако, далеко не только сила Китая. Дело в том, что внутри Вьетнама имеет место скрытый раскол по поводу взаимоотношений с Китаем.
С одной стороны, вьетнамцы категорически не хотят подчиняться диктату Китая — если дело дойдёт до войны, готовятся воевать, хотя силы уж очень неравны. Но, с другой стороны, у Китая высочайшая степень проникновения во вьетнамскую экономику, а часть вьетнамских элит может быть просто им подкуплена по крайней мере, если верить вьетнамской патриотической общественности. Это порождает двойственную политику — пока власти Вьетнама, под напором китайской экспансии и, возможно, с подачи китайских агентов влияния внутри страны, потихоньку прогибаются под Китай в политике и экономике, военные готовятся воевать с Китаем с максимальным напряжением всех сил, а народ зачастую относится к политическому руководству как к предателям, сдающим страну китайцам. В целом политику Вьетнама по отношению к Китаю можно охарактеризовать так: избегать прямого конфликта даже ценой уступок, но быть готовым взять с китайцев несоразмерно высокую цену за силовые действия. Вьетнамцы понимают, что в войне Китай их сомнёт, и готовятся к тому, чтобы любые его приобретения по итогам конфликта были несоразмерны понесённым потерям. Неустойчивое положение Вьетнама вынуждает его идти на сближение с врагами Китая, в том числе и США, которым вьетнамцы ничего не забыли и ничего не простили, но вынуждены поддерживать связи на случай удара со стороны китайцев. Это очень сложная и тонкая политика — политика «на грани». Ситуацию осложняет то, что и с другими соседями у Вьетнама отношения не особо дружеские. Вьетнам предельно агрессивно ведёт себя в территориальных спорах с другими игроками, кроме Китая.
Вьетнам — это страна-хищник, и только китайский колосс сдерживает их от силовой экспансии во все стороны. Поэтому другие страны опасаются и чрезмерного усиления Вьетнама, понимая, что это в будущем будет чревато массой рисков. Интересным примером местной политики является история с попыткой Индии продать Вьетнаму противокорабельные ракеты «Брамос». Как только о потенциальной сделке стало известно, Китай немедленно выступил с гневным заявлением, сделанным через газету Народно-освободительной армии, что поставка этих ракет увеличит напряжённость в регионе. Занятно, что адресатом предупреждения была Индия, а не Вьетнам.
Этот конфликт можно сравнить как с желанием австрийской элиты вернуть себе былое величие Австро-Венгрии. Где-то глубоко эта идея сидит, но всерьез о ней мало кто говорит.
И у Китая, и в Индии общего гораздо больше, чем разъединяющего. Оба народа эксплуатировали европейцы и обида на них там куда больше, чем антагонизм друг к другу. На какие компромиссы стороны не пойдут никогда? И насколько Запад может использовать эти противоречия? Это и есть грань. У Китая хорошие отношения с Пакистаном, Индия играет свою игру в Индокитае. Но крепкая экономическая и культурная интеграция вполне вероятна и желаема обеими сторонами.
Россия как посредник возможна только в сильной позиции, в позиции страны, прошедшей испытания и показавшей пример противостояния с Западом. После завершения СВО наша страна может включиться в этот вопрос, привлекая в том числе инвесторов из Китая и Индии на новые территории. Теперь на смену западной гегемонии, обернутой в искаженные ценности демократии, в мире наступает эпоха политического прагматизма. Когда страны все чаще будут действовать, исходя из своих национальных интересов, а не в ущерб им. На востоке это уже поняли, последний оплот этого порядка — Европа.
Это случилось после того, как 16 июня в этом районе десятки солдат индийской армии погибли во время столкновения. В Нью-Дели считают, что это произошло в результате попытки китайской стороны в одностороннем порядке изменить статус-кво. Помимо этого, индийские СМИ писали о 43 пострадавших и погибших китайцах. Сейчас две самые населенные страны мира — Индию и Китай — разделяет условная линия, получившая название «линия Макмагона» по имени секретаря по иностранным делам Британской Индии, который предложил эту границу в 1914 году. Индия и правительство Далай-ламы фактического руководителя государства Тибет признали существующую границу, а Китай — нет, о чем было сообщено в официальной дипломатической ноте в 1959 году.
При заимствовании сообщений и материалов информационного агентства ссылка на первоисточник обязательна. Документ, устанавливающий правила применения рекомендательных технологий от платформы рекомендаций СМИ24.
Столкновения на границе между Индией и Китаем: при чём тут США?
Индия и Китай, два мировых гиганта, оказывающих всё более растущее влияние на трансформацию геополитической ситуации, вновь продемонстрировали, что между ними сохраняются напряжённые отношения. Но с наличием обострившегося конфликта между Индией и Китаем – а он обострился! – создание таких институтов видится уже в сильном тумане. Протяженность существующей между двумя государствами недемаркированной границы составляет 3800 километров. Агентство Hindu сообщило о начале нового этапа размежевания сил Индии и Китая в Ладакхе с 8 сентября текущего года. Командование Китая и Индии по итогам 19-го раунда переговоров, прошедших 14 и 15 августа, пообещали сохранять мир и спокойствие на Линии фактического контроля (ЛАК) между странами.
Оползень смыл шоссе, соединяющий Индию и Китай
Поэтому Блинкен считает, что именно лидеры Китая и Индии должны отговорить главу российского государства от размещения оружия в космосе. Чем острее противостояние между Индией и Китаем, тем больше вероятности сближения первой с ведущими странами Запада. 9 декабря вдоль линии фактического контроля в округе Таванг на западе индийского штата Аруначал-Прадеш произошло столкновение между военными Индии и Китая. Так Индия стала своего рода третьим полюсом между англосаксонским Западом, с одной стороны, и коммунистическими Китаем и СССР, с другой. 14 марта двухпартийный Сенат США единогласно принял резолюцию, предложенную совместно сенаторами Биллом Хагерти и Джеффом Меркли, официально признающую «линию Мак-Магона» границей между Китаем и Индией.
На границе между Индией и Китаем в Гималаях начался процесс деэскалации
Позже стороны отступили от района. Подобный инцидент между Китаем и Индией произошел в июне 2020 года. В результате погибли 20 индийских военнослужащих. В результате переговоров стороны приступили к взаимному отводу войск от линии границы.
В попытках уравновесить Китай индийцы активно сотрудничают с Вьетнамом, а также с Японией. Надо понимать — конфликт Индии и Китая носит крайне глубокий характер.
Обе страны развиваются как глобальные промышленные производители, конкурируют за одни и те же рынки, за одни и те же ресурсы. Кроме того, у них неурегулированный пограничный спор и остро стоящий «пакистанский вопрос». При этом кардинальные противоречия между США, Индией и Японией отсутствуют, что чревато усилением их позиций в будущем. Для России это противостояние имеет двойственное значение. С одной стороны, отношения с Китаем для нас экстремально важны с любой точки зрения.
С другой — необходимо, чтобы у Китая был противовес, и он не набрал слишком большую силу. Китай таким образом может отчасти уравновешивать США с их неуёмной агрессивностью, а Индия — уравновешивать Китай. Россия активно и с выгодой для себя накачивает Индию оружием и военными технологиями. Можно упомянуть сотни собранных в Индии Су-30, ракеты «Брамос» практически тот же «Оникс» , совместную работу над гиперзвуковой ракетой «Брамос-2» на базе «Циркона». До сих пор в индийском флоте масса кораблей отечественной постройки, включая один авианосец и мы помогали им со вторым , а на отечественных атомных подлодках вырос не один индийский адмирал.
В перспективе отношения с Индией могут стать ещё важнее — так Индия хорошо покупает сжиженный газ, а Россия вкладывается в мощности по его сжижению. А ещё огромный потенциал хранит в себе атомная энергетика, где уровень России пока недосягаем. В идеале, для нас выгодно то напряжённое состояние отношений между Китаем и Индией, которое имеет место сейчас — но не более того. Мы могли бы извлечь немалую выгоду из нормализации отношений между Индией и Китаем — но пора уже признать, что это невозможно. Любое же усиление китайского давления на Индию поставит Россию перед нелёгким выбором — кого из партнёров «сдать» другому партнёру.
И неизбежно ослабит политические позиции Москвы в мире. Обратное тоже верно, нажим Индии на Китай, если он будет, нам тоже не выгоден. Если Россия пожертвует отношениями с Индией ради сохранения мира с Китаем, то это резко усилит роль США и Японии в индийско-китайских делах. Нам это крайне невыгодно. В обратном случае мы получим враждебный Китай на границе и упадок торговли с этой страной, которая весьма выгодна.
Это тоже очень нежелательно. Россия предпринимала немало дипломатических попыток сблизить Индию и Китай, но они все провалились — конфликт между странами имеет слишком сильные объективные причины, чтобы просто усадить их за стол переговоров.
Моди программа «Делай в Индии» Make in India. Кроме того, развитие торговли между Индией и Китаем сталкивается со многими другими преградами, включая языковой барьер, ограничения на перемещение рабочей силы и повышенные визовые требования. К коренным проблемам повышения качества двусторонних экономических отношений китайские эксперты относят так называемых трех «внутренних демонов» индийской политической элиты иньду чжэнцэ цзинин дэ «синь мо» : внешнеполитическое позиционирование Китая в качестве стратегического конкурента чжаньлюэ цзинчжэнчжэ ; неверная оценка и преувеличение роли торгового дефицита в качестве неизбежного «проигрыша» индийской стороны; неверное предположение, что в укреплении торгово-экономического и стратегического сотрудничества с США для подавления Китая Индия сможет заменить Пекин в качестве главной «фабрики мира» шицзе гунчан. Наметившаяся в последнее время тенденция на перенос части производства международных предприятий из Китая в Индию, обусловленная длительными ограничениями вследствие локдауна и усиливающимися трениями в американо-китайской «торговой войне», хотя и носит пока ограниченный характер, в перспективе может способствовать развитию внутреннего индийского производства и сказаться на снижении торгового дефицита с Китаем. Так или иначе, Р. Раджагопалан подчеркивает, что в целом торговое сотрудничество - это одна из тех немногих областей, где отношения Китая и Индии продвигаются вперед, несмотря на растущий дефицит двусторонней торговли. Отмечается также и значительный потенциал роста в таких секторах, как фармацевтика, информационные технологии и инфраструктура.
Хотя Индия и Китай прибегают к определенным протекционистским мерам, рыночные силы и экономическая выгода часто перевешивают, что позволяет, например, китайским компаниям в сотрудничестве с местным бизнесом участвовать в инфраструктурных проектах на территории Индии, а также усиливать присутствие в некоторых секторах индийской экономики, включая энергетику. Взаимодействие в рамках многосторонних механизмов в сфере экономики и устойчивого развития Заинтересованность Китая и Индии в углублении экономического сотрудничества особенно заметна на уровне взаимодействия в рамках международных многосторонних площадок, включая АБИИ и НБР. Так, Индия является одним из крупнейших заемщиков, привлекая средства на цели развития и для обновления инфраструктуры. Выделение финансирования, например в рамках АБИИ, не представляется возможным без поддержки Китая, который является крупнейшим держателем голосующих акций. НБР был создан в 2014 году, а уже в 2015 году первым в истории президентом банка был назначен крупный индийский предприниматель, председатель «Infosys Limited» вторая по величине индийская ИТ-компания Кундапур Ваман Камат. В 2016 году, когда банк впервые начал осуществлять операции по финансированию проектов национального и инфраструктурного развития, Индия из всех пяти членов получила наибольший объем финансирования в размере 500 млн долларов19. По данным на 2019 год, банк одобрил 70 проектов во всех странах-членах, четверть из которых 18 проектов стоимостью почти 7 млрд долларов приходится на Индию20. Некоторые исследователи также отмечают сотрудничество Китая и Индии на многосторонних площадках по продвижению интересов развивающихся стран, в том числе в области торговли и устойчивого развития. Первый представляет собой блок из четырех крупных новых индустриальных стран - Бразилии, Южной Африки, Индии и Китая, - образованный в 2009 году с целью согласования совместных действий на Копенгагенском саммите по климату.
В 2010 году страны заявили о расширении сотрудничества и в других областях, в том числе было объявлено о совместной программе разработки спутников. Все участники в целом разделяют позиции по сокращению объемов выбросов парниковых газов и привлечению средств, необходимых для борьбы с изменением климата. Например, на 26-й Конференции ООН по изменению климата в 2021 году министр окружающей среды Индии от имени «BASIC Countries» представил «Дорожную карту» по оказанию финансовой поддержки для развивающихся стран по борьбе с изменениями климата в размере 100 млрд долларов на период с 2021 по 2025 год. Отдельного внимания заслуживает координация действий Китая и Индии по усилению представительства развивающихся стран на ведущих международных финансовых площадках. Так, например, обе страны традиционно выступают за реформирование Всемирной торговой организации ВТО и Всемирного банка, а также увеличение квот для развивающихся стран в Международном валютном фонде МВФ и совершенствование системы голосования с тем, чтобы их роль в международной монетарной политике стала более весомой. Вместе с тем вслед за усилением процессов региональной политической и экономической конкуренции между Китаем и Индией в ИТР Нью-Дели пытается привлечь к себе больше сторонников среди стран «глобального Юга» и выступает с критикой Китая, который якобы заманивает бедные страны в «долговой капкан». Подобная риторика звучала на онлайн-саммите «Голос глобального Юга» в январе 2023 года с участием более 120 государств афро-азиатского и латиноамериканского мира, в котором Китай не принял участие, хотя и был уведомлен индийской стороной. Проблемы инвестиционного сотрудничества Слабость динамики инвестиционного сотрудничества объясняется как сохранением политической напряженности двусторонних контактов вследствие пограничного спора, так и политикой Нью-Дели по усилению контроля за инвестиционной деятельностью со стороны ближайших соседей, принятой в апреле 2020 года21. Процедуры контроля за ПИИ стран-соседей были усилены, с одной стороны, чтобы избежать поглощений индийских предприятий, оказавшихся в сложной финансовой ситуации вследствие экономических проблем, спровоцированных Covid-19, а с другой - в связи с активизацией китайско-индийских политических трений, вызванных обострением пограничного конфликта.
Хотя поправки в инвестиционное регулирование и затронули другие страны, включая Афганистан, Бутан, Мьянму, Непал, Пакистан и Бангладеш, которые теперь вынуждены получать специальное одобрение правительства Индии для осуществления любых проектов с привлечением ПИИ, считается, что данная мера в первую очередь направлена против Китая. В итоге в результате введенных ограничений Индия в прошлом году одобрила лишь 80 из 320 предложений о ПИИ со стороны китайских компаний22. Объемы китайских инвестиций в экономику Индии остаются достаточно скромными: приток ПИИ из Китая в Индию в период 2014-2019 годов составлял примерно 360 млн долларов в год. Вследствие негативных экономических последствий от пандемии Covid-19 в 2020-2021 годах объемы инвестиций упали еще больше - до 200 млн долларов, что стало самым низким уровнем за последние несколько лет23. Усиление контроля за китайским капиталом в Индии продолжилось и в 2022 году, когда правительство страны инициировало дисциплинарные разбирательства против более чем 400 руководителей финансово-бухгалтерских и правовых подразделений фирм за их предполагаемую роль в регистрации подставных китайских компаний в обход существующих норм. Тогда же многие китайские компании в сферах телекоммуникации, финансовых технологий и производства, работающие в Индии, подверглись проверкам налоговых органов по обвинениям в уклонении от уплаты налогов. Кроме того, китайские компании, якобы находящиеся в Индии для уклонения от уплаты налогов, обвинялись в сборе личных данных индийских пользователей для последующей передачи их властям КНР. Начиная с 2020 года Индия также продолжает расширять «черный список» китайских приложений, которые попадают под блокировку на территории страны: с первоначальных 59 из них, включая «TikTok» от компании «ByteDance» и некоторые программы «Tencent», ограничения коснулись более чем 300 подобных приложений в 2022 году25, а в 2023 году к ним было добавлено еще 232 программы и веб-сайта26. Необходимо отметить, что, хотя различные ограничения и могут восприниматься как попытка снизить влияние китайского капитала особенно после инцидента 2020 г.
Так, согласно Индексу экономической свободы за 2023 год, Индия находится на 131-м месте в мире и 27-м среди 39 стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Это связано со многими факторами, включая не очень привлекательный инвестиционный климат, а также большое количество формальных и неформальных барьеров. Например, правительство страны налагает определенные ограничения на иностранный капитал, связанные как с правом иностранного владения, так и с принадлежностью организаций, которые должны находиться только в собственности индийских граждан или компаний. Так как инвестиционное сотрудничество значительно зависит от политической конъюнктуры, решением сложившейся проблемы пассивных темпов роста взаимных инвестиций может стать лишь улучшение общего климата двусторонних отношений. В случае эффективного развития существующих механизмов координации по пограничным вопросам, налаживания более доверительного политического сотрудничества и преодоления опасений индийской стороны по отношению к китайскому капиталу, а также большей открытости китайских компаний к сотрудничеству с индийскими контрагентами может последовать и улучшение инвестиционного взаимодействия в целом. Проблема отрицательного торгового баланса Индии Нью-Дели испытывает настолько серьезные опасения по поводу увеличения экономической зависимости от Китая, что даже на официальном уровне власти относят их к основным рискам для экономики страны. Китай и Индия неоднократно подходили к проблеме растущего дефицита торгового баланса и даже предпринимали ряд шагов к взаимной либерализации торговли. Так, в 2003 году Китай и Индия создали совместный межгосударственный диалоговый механизм - Группу a Joint Study Group JSG по расширению торгово-экономического сотрудничества.
Это было первое подобное публичное признание встречи лидеров двух стран по поводу спорной территории за последние три года.
Индия и Китай на протяжении многих лет сталкивались с напряженными отношениями, причем отношения еще больше ухудшились после того, как ядерные соседи были втянуты в ожесточенный пограничный спор, который начался в 2020 году. Речь идет о территориальном споре, поскольку тысячи солдат с обеих сторон были размещены в нескольких точках на слабо демаркированной границе между Китаем и Индией, известной как Линия фактического контроля.
Индолог Лунев: Индия опасается, что расширение БРИКС свяжет ей руки и усилит Китай
- Индия выразила протест из-за китайских карт с ее территориями // Новости НТВ
- Клуб «Валдай»
- МИД КНР: США лицемерят, осуждая торговые отношения Пекина и Москвы — РТ на русском
- Материалы по теме
- В Китае оценили возможность реализации идеи коридора Индия-Европа - 11.09.2023, ПРАЙМ
- Для разрешения учиненных Западом конфликтов: как прошла встреча ШОС в Индии
В Гималаях произошло военное столкновение между Китаем и Индией
Понятно, что индийское правительство премьер-министра Нарендры Моди готово соперничать с Китаем за лидерство на Глобальном Юге. Индия и правительство Далай-ламы (фактического руководителя государства Тибет) признали существующую границу, а Китай — нет, о чем было сообщено в официальной дипломатической ноте в 1959 году. "Экономические и торговые отношения между Китаем и США – якорь стабильности в отношениях.
Китайские войска начали действовать в приграничном районе Ладакх.
- Новости партнеров
- Hindu: Индия и Китай проверили разведение войск на границе в Ладакхе
- The Indian Express: визит Си Цзиньпина в Россию сорвал планы Индии | 25.03.2023 | Рязань.Лайф
- Индия не хочет отдавать Китаю свой литий — Новости о нефти и газе в России и мире - Нефть и капитал
- Индия не хочет отдавать Китаю свой литий
Пограничный конфликт между Китаем и Индией подогревается США
У Китая и Индии существует нерешенный территориальный спор относительно участки площадью 60 тысяч квадратных километров.
Китай, естественно, не собирается уступать Аксай Чин — тем более что в 1962 году он уже отстоял его в ходе боевых действий. Именно осенью 1962-го и состоялась индийско-китайская война — тогда индийцы обнаружили, что китайцы строят дорогу в Аксай-Чине, на территории, которую в Дели считали своей, и развернули боевые действия. Война была высокогорной, кровавой — но скоротечной. Тогда еще ни Китай, ни Индия не были ядерными державами, но сам факт войны между ними сильно напряг все мировое сообщество, включая нашу страну, которая всячески укрепляла тогда отношения с Дели и находилась в самом разгаре идеологической конфронтации с Пекином, завершившейся вскоре практически разрывом отношений. В результате войны 1962 года отношения Китая и Индии надолго оказались испорченными — и стали восстанавливаться только спустя два десятилетия. Но территориальный вопрос так и не был решен. Более того — подозрительность индийцев к китайцам сохранилась и окрепла.
Еще с 50-х годов Пекин укреплял отношения с Пакистаном, историческим соперником Индии — созданным англичанами во время предоставления независимости своей колонии. В Дели очень ревностно смотрят на любые попытки Китая укрепить отношения со странами, которые расположены на стыке двух великих цивилизаций Непал, Бирма, Таиланд. И уже тем более недовольны, когда Китай проникает в страны, которые Индия однозначно считает находящимися в своей орбите — Шри-Ланку или Мальдивы. Но это происходит — Китай проводит все более активную внешнюю политику, его экономическая и торговая экспансия носит все более глобальный характер. В последние годы Пекин оформил свои амбиции в виде концепции «Один пояс, один путь», которую в Индии многие считают угрожающей индийским интересам. Хотя, конечно, Китай ни в коем случае не строит никаких антииндийских планов, не готовится ни к какому нападению на своего соседа — просто он настолько сильнее Индии и уверенней в своих силах, что, развиваясь и расширяя свое присутствие в мире, невольно пугает свою великую, но гораздо менее огранизованную и целеустремленную соседку. Китай строит порт в Пакистане? Угроза Индии.
Вкладывает деньги в Шри-Ланку, через которую будет проходить морская часть «Шелкового пути»? Строит дорогу на плато Доклам около индийской границы?
КНР же претендует на 90 тысяч кв.
Обострение ситуации в районе Ладакха, расположенного между горными системами Куньлунь и Гималаи, началось в мае 2020 года с конфликтов между китайскими и индийскими военными. Это стало причиной наращивания обеими сторонами военного присутствия на границе. В октябре 2022 года сообщалось, что командование Индии в рамках укрепления границы с КНР в районе Ладакха начинает закупать разведывательные беспилотники и системы слежения.
ЛАК является границей стран де-факто, она признана юридически в соглашениях между Китаем и Индией. Кроме того, стороны пришли к согласию о необходимости решения спорных вопросов в кратчайшие сроки и "о поддержании динамики диалога и переговоров через военные и дипломатические каналы". В конце июля Индия осудила Китай, который по-прежнему выдает специальные визы жителям северо-восточного индийского штата Аруначал-Прадеш, образованного после китайско-индийского пограничного конфликта в 1962 году. Китай считает Аруначал-Прадеш частью входящих в его состав территорий южного Тибета.