Создание Совета экономической взаимопомощи (СЭВ). За 40 лет существования Совета экономической взаимопомощи были созданы многообразные экономические и научно-технические связи между странами соцблока.
Принято решение о создании Совета экономической взаимопомощи (СЭВ)
Совет экономической взаимопомощи — (СЭВ) межправительственная экономическая организация социалистических государств, созданная по решению экономического совещания представителей Болгарии, Венгрии, Польши, Румынии, СССР и Чехословакии (5 8 января 1949). 5 января 1949 г. принято решение о создании Совета экономической взаимопомощи. Ровно 72 года назад, 5 января 1949 года, принято решение о создании Совета экономической взаимопомощи (СЭВ).
Арабский халифат и его распад
- Содержание
- Совет экономической взаимопомощи: какие уроки можно извлечь для евразийской интеграции
- Похожие материалы
- Совет экономической взаимопомощи
- Создание СЭВ (Совет экономической взаимопомощи)
Создание СЭВ (Совет экономической взаимопомощи)
Создание Совета экономической взаимопомощи | 28 июня 1991 года Совет экономической взаимопомощи был расформирован. |
75 лет конкуренту ЕС – Совету экономической взаимопомощи (СЭВ) - 25.01.2024 Украина.ру | СЭВ — совет экономической взаимопомощи — межправительственная экономическая организация. |
28 июня в 1991 году прекратил свое существование Совет Экономической Взаимопомощи | Главная» Новости» Создание сэв январь. |
Создан СЭВ Совет Экономической Взаимопомощи: felix_edmund — LiveJournal | Совет Экономической Взаимопомощи. |
Зачем Сталин создал СЭВ
Юрий Афонин рассказал о своих беседах с ветеранами, тружениками тыла, блокадниками, детьми войны. Они говорили, что тогда многие приговоры приводились в исполнение публично, при большом скоплении людей, чтобы все понимали: ни один военный преступник не останется безнаказанным, не уйдёт от воздаяния по заслугам. Вот и сейчас предатели-коллаборационисты должны ответить за свои деяния против собственного народа по всей строгости закона. Впрочем, часть из них уже уничтожена в ходе контртеррористической операции на территории Грайворонского района. На фоне попыток Киева вторжением на Белгородчину перебить негативную повестку, связанную с окончательной потерей Бахмута, Россия демонстрирует новые успехи на внешнеполитическом и внешнеэкономическом направлениях. Как подчеркнул первый зампред ЦК КПРФ, значение визита в Китай большой представительной делегации во главе с председателем федерального правительства Михаилом Мишустиным трудно переоценить. В составе делегации — все ключевые вице-премьеры и министры, главы ряда регионов, включая губернатора Орловской области коммуниста Андрея Клычкова, а также большая группа предпринимателей. Визит начался с открытия масштабного российско-китайского бизнес-форума в Шанхае, затем, уже в Пекине, состоялась встреча Мишустина с руководством КНР. Тогда китайской стороной и было озвучено предложение Михаилу Мишустину посетить страну.
И всё это время шла серьёзная подготовка к визиту нашей делегации в Китай. По итогам переговоров и встреч можно ожидать новых важных решений и договорённостей, в том числе — в сфере технологий, которые сейчас так нужны нам на фоне жёстких санкционных ограничений. Антироссийские и, в большей степени, антикитайские заявления в ходе недавней встречи «семёрки» в Хиросиме, только подтверждают безальтернативность теснейшего союза КНР и РФ в самых различных сферах — как на двухсторонней основе, так и в рамках Шанхайской организации сотрудничества и БРИКС.
Именно в эти годы руководством самого крупного государства-участника СССР было принято решение превратить объединение в своеобразный социалистический лагерь, обладающим общим рынком. Иначе говоря, создалось подобие современному Евросоюзу. Страны СЭВ с 1964 года начали активно взаимодействовать в масштабной системе банковских взаиморасчетов. Через семь лет появилась новая финансовая структура. Ее задачей стала выдача долгосрочных кредитов на реализацию планов сообщества. Эта организация получила название Международного инвестиционного банка. В 70-годы проводилась активная работа по экономическому объединению и взаимопроникновению.
Было разработана СЭВ-программа, которая предполагала развитие высших форм государственной интеграции: инвестиций, производственной кооперации, сотрудничества в области научно-технических разработок. Именно в этот период возникли различные интернациональные концерны и предприятия.
Однако страны народной демократии, - разгадав эти коварные замыслы, отвергли "план Маршалла". Организованный в ответ на это правительствами США, Англии и некоторых других стран Западной Европы бойкот торговых и других экономиче- 6 Там же. Таким образом, объективный процесс сближения социалистических стран был ускорен империалистической политикой капиталистических государств. Таковы были внутренние и внешние предпосылки создания в 1949 г. Совета Экономической Взаимопомощи. Историю СЭВ можно приблизительно разделить на четыре этапа: становление многостороннего сотрудничества и развитие внешней торговли с момента создания СЭВ до 1958 г.
При этом надо иметь в виду, что эти этапы являются условными, так как все указанные процессы развития экономического и научно-технического сотрудничества шли непрерывно и параллельно. Но на каждом этапе постепенно начинает преобладать та или иная сторона этого процесса. Становление многостороннего сотрудничества и развитие внешней торговли 5-8 января 1949 г. Совещание признало необходимым создать Совет Экономической Взаимопомощи из представителей стран - участниц совещания на основе равноправного представительства. Оно установило, что СЭВ является открытой организацией, в которую могут вступить и другие страны Европы, желающие участвовать в широком экономическом сотрудничестве со странами- учредителями. В феврале 1949 г. Основными задачами СЭВ стали: согласование хозяйственных планов на основе специализации и кооперирования производства, разработка мероприятий по научно-техническому сотрудничеству, взаимопомощь сырьем, продовольствием, машинами и оборудованием. На осуществление задач, поставленных Советом, серьезное влияние оказало развитие международной обстановки и проблемы, которые решались входившими в СЭВ странами в процессе создания материально-технической базы социализма.
До второй мировой войны экономическая отсталость большинства стран Восточной Европы обусловила однобокий характер их внешнеэкономических связей и зависимость от иностранного капитала. В экспорте преобладали сельскохозяйственные продукты, промышленное сырье и полуфабрикаты, а в импорте - готовые изделия8. После войны, учитывая враждебное отношение западных держав, главная задача заключалась в налаживании взаимной торговли стран народной демократии и СССР. В исторически короткий срок страны СЭВ решили задачу огромной важности - переориентации внешнеэкономиче- 7 С 1961 г. Албания прекратила участие в СЭВ. Советский Союз в системе международного социалистического разделения труда. Решению этой задачи способствовали рекомендации, принятые II София, 25 - 27 августа 1949 г. II сессия пришла к выводу, что в дальнейшем торговлю между странами СЭВ целесообразно вести на основе долгосрочных соглашений, заключение которых содействовало бы совершенствованию планирования и развития народного хозяйства стран СЭВ.
Долгосрочные торговые соглашения обеспечили ряд экономических преимуществ: планомерность поставок сырьевых и других товаров, необходимых для развития экономики стран СЭВ, стабильный рынок сбыта для производимой ими продукции. Они стали одной из форм координации народнохозяйственных планов развития стран СЭВ. Поскольку эти соглашения заключались на основе народнохозяйственных планов стран СЭВ, открылась возможность определить на пять-шесть лет вперед экспорт и импорт не только важнейших сырьевых и продовольственных товаров, но и машин и оборудования, что создавало благоприятные условия для развития машиностроения и других отраслей промышленности. Уже в тот период в возможных размерах учитывалось развитие международного социалистического разделения труда. Намеченная странами СЭВ задача быстрой индустриализации как основы социалистического преобразования экономики требовала обмена технической документацией, опытом со стороны более развитых стран и помощи кадрами. Они предусматривали взаимный обмен проектно- технической документацией и обмен лицензиями по изобретениям и усовершенствованиям безвозмездно; взаимное командирование ученых, специалистов и квалифицированных рабочих с целью изучения достижений науки и техники, производственного обучения и технической помощи; взаимный обмен опытом в области организации производства и труда; взаимное привлечение научных работников и научно-исследовательских институтов, лабораторий, конструкторских бюро к разработке отдельных технических проблем, а также к проведению опытных работ на испытательных станциях; взаимную помощь в проведении проектных, геологоразведочных, изыскательских, лабораторных, экспериментальных работ и разных экспертиз. Согласно решениям II сессии, для более успешной подготовки технических и научных кадров в высших и средних учебных заведениях начали осуществляться взаимный обмен учебными программами, а также учебными пособиями; проведение совместных научных и технических конференций, взаимный обмен лекторами по техническим вопросам и научно-технической литературой и взаимное оказание технической помощи странами Совета. Учитывая, что двусторонние соглашения по научно-техническому сотрудничеству и обмену техническим опытом, как показала практика, являлись наиболее целесообразными формами сотрудничества и обмена техническим опытом, II сессия СЭВ рекомендовала государствам, не имеющим до сих пор таких соглашений, заключить их.
Взаимные расчеты по научно-техническому сотрудничеству и обмену научно-техническим опытом сессия рекомендовала производить по клирингу. Было установлено, что на сессиях Совета должны обсуждаться все наиболее важные и крупные научно-технические проблемы, затрагивающие интересы стран СЭВ, в частности вопросы строительства крупных гидроэлектростанций, ирригационных систем и транспортных каналов; строительства железнодорожных и автомобильных магистральных дорог, морских и речных портов и других сооружений; строительства крупных комбинатов и заводов по отдельным отраслям хозяйства; проблемы, связанные с развитием сырьевых отраслей хозяйства, руд- стр. В тот период огромную роль для стран народной демократии сыграла безвозмездная передача Советским Союзом технической документации. Экономия времени измерялась многими годами, а экономическая выгода - миллиардами рублей. Обменивались технической документацией и научно- техническим опытом и другие страны СЭВ, претворяя тем самым в жизнь принцип пролетарского интернационализма, товарищеской взаимопомощи. Наряду с главными, неотложными задачами по расширению внешней торговли и обмену техническим опытом СЭВ уже с первых дней своего существования стал решать и вопросы производственного сотрудничества. Были предусмотрены также согласование планов производства сырьевых отраслей хозяйства, разработка вопросов строительства металлургического комбината в Венгрии, шарикоподшипникового завода в Польше, моста через Дунай, связывающего Болгарию и Румынию, расширения двух металлургических заводов в Остравском районе Чехословакия. II сессия СЭВ рассмотрела важный вопрос о развитии производства подшипников в странах СЭВ с целью удовлетворения нужд народного хозяйства, и в первую очередь ведущих отраслей промышленности, и освобождения от импорта из капиталистических стран.
Сессия обратилась с просьбой к Правительству СССР оказать необходимую техническую помощь в проектировании и строительстве шарикоподшипниковых заводов, а также в освоении производства шарикоподшипников на новых заводах Польши, Румынии, Венгрии. Это было первое крупное мероприятие по специализации и кооперированию производства в машиностроении, которое имело огромное значение для дальнейшего развития машиностроения в странах СЭВ. Сотрудничество оказало благотворное влияние на осуществление первых долгосрочных народнохозяйственных планов стран СЭВ: НРБ - на 1949 - 1953 гг. Благодаря их успешному в основном выполнению были обеспечены высокие темпы развития экономики, индустриализация народного хозяйства, глубокие преобразования общественной жизни на социалистических принципах. Упрочилась социалистическая собственность как основа социальной структуры народного хозяйства. Осуществлялось кооперирование крестьянского хозяйства, создавалась материальная и техническая база социализма. Развитие промышленности сопровождалось реконструкцией старых предприятий и созданием новых отраслей производства. Быстро развивалось производство электроэнергии, машиностроения, создавалась и развивалась собственная металлургия.
Однако развитие промышленности европейских стран народной демократии сопровождалось определенными трудностями. Экономическая отсталость ряда стран и отсутствие необходимых кадров все еще не позволяли ликвидировать диспропорции в их народном хозяйстве. В черной металлургии ощущалась нехватка железной руды, коксующихся углей, проката и труб. Медленно росла производительность труда. Недостаточно эффективно использовались капитальные вложения. Хотя в сельском хозяйстве были достигнуты определенные результаты: увеличилось число кооперированных хозяйств, возрос удельный вес социалистического сектора в общей площади сельскохозяйственных угодий, - стр. Не хватало некоторых видов сырья и материалов. Для решения всех этих проблем требовалось дальнейшее развитие и углубление экономического сотрудничества стран СЭВ.
В связи с этим их сотрудничество стало все больше перемещаться в производственную сферу, что потребовало и соответствующих организационных форм. Предусматривалось согласование планов развития производства и удовлетворения потребностей стран в важнейших видах промышленной и сельскохозяйственной продукции, обеспечения черной металлургии европейских социалистических стран рудой, коксующимся углем, развития угольной индустрии, цветной металлургии, нефтяной, газовой, текстильной и кожевенно-обувной промышленности. Учитывая потребность систематической координации развития различных отраслей народного хозяйства стран СЭВ, сессия приняла решение создать постоянные комиссии по экономическому и научно-техническому сотрудничеству в определенных отраслях народного хозяйства. Это решение сыграло важную роль в деле дальнейшего развития экономических связей между странами СЭВ и организации прямого многостороннего сотрудничества в различных отраслях. В 1956 г. Сейчас в СЭВ имеется более 20 постоянных комиссий. Таким образом, к середине 50-х годов возникла необходимость для перехода стран СЭВ к более тесному сотрудничеству в области производства. Предшествующая деятельность Совета создала необходимые предпосылки для этого.
Уже на начальном этапе деятельности СЭВ зародились такие прогрессивные формы сотрудничества, как координация народнохозяйственных планов, специализация и кооперирование производства, научно-техническая взаимопомощь. Росла взаимная внешняя торговля стран СЭВ, и, наконец, они стали объединять свои усилия в строительстве отдельных хозяйственных объектов. Углубление производственного сотрудничества Рост экономического потенциала социалистических стран выдвигал новые важные проблемы. Одними из главных среди них были сырьевой и топливно- энергетический вопросы. Страны, объединяемые СЭВ, практически располагают всеми видами минерального сырья, занимая стр. Они располагают огромными запасами калийных солей и сырья для производства фосфорных удобрений, крупнейшими запасами горно-химического сырья, серы, минеральных и грунтовых вод, различных поделочных камней и строительных материалов. Однако эти ресурсы в территориальном отношении распределены неравномерно. Большая часть их сосредоточена на территории СССР.
Другие страны располагают в значительных размерах лишь отдельными полезными ископаемыми. Например, уголь, медь, сера имеются в Польше, калийные соли - в ГДР, бокситы - в Венгрии, полиметаллические и марганцевые руды - в Болгарии, нефть - в Румынии. Запасы минерального сырья и топлива в странах СЭВ достаточны для удовлетворения растущих потребностей народного хозяйства. Однако разработка месторождений требует больших капиталовложений. Это предполагает необходимость рационального разделения труда между странами, с тем чтобы путем объединения их усилий увеличить производство сырья и топлива на экспорт. С развитием в странах СЭВ машиностроения более остро встала также проблема дальнейшей специализации и кооперирования производства, а также другие вопросы. В решении всех этих задач важную роль сыграло Совещание представителей коммунистических и рабочих партий стран СЭВ, состоявшееся в мае 1958 года. Оно положило начало новому этапу в развитии их экономического и научно- технического сотрудничества.
Совещание дало Совету Экономической Взаимопомощи программу работы на длительный период. Было отмечено, что многостороннее сотрудничество социалистических стран, основанное на принципах полного равноправия, взаимного уважения национальных интересов и взаимной помощи, успешно служит делу строительства социализма и коммунизма, позволяет максимально использовать преимущества мировой социалистической системы хозяйства для развития производительных сил каждой социалистической страны и укрепления экономической мощи социалистического содружества в целом. Совещание обратило внимание на необходимость при координации планов на 1961 -1965 гг. Было рекомендовано в практике сотрудничества больше учитывать взаимные потребности и интересы стран СЭВ при разработке перспективных планов на пять лет и на более длительный срок, что должно находить свое отражение в долгосрочных соглашениях о взаимных поставках товаров. В процессе сотрудничества имелось в виду содействовать индустриализации менее развитых стран. Обращалось внимание на целесообразность проведения работ по координации капитальных вложений в соответствии с требованиями развития международного разделения труда, улучшение принципов установления цен в торговле между социалистическими странами. Органам СЭВ поручалось разработать "Основные принципы международного социалистического разделения труда". Совещание признало необходимым повысить роль СЭВ в осуществлении экономического сотрудничества.
Сессия постановила сосредоточить внимание СЭВ и его органов на задачах углубления специализации и кооперирования производства с целью наиболее полного удовлетворения потребностей в продукции машиностроения, в черных и цветных металлах, химических продуктах, топливе и энергетике, а также в сельскохозяйственном сырье. Важное значение для расширения деятельности СЭВ по развитию прямого сотрудничества в ведущих отраслях народного хозяйства имели решения сессии об образовании ряда новых постоянных комиссий: по экономическим вопросам, строительству и транспорту. Чтобы добиться наиболее полного учета взаимных интересов в перспективных планах стран СЭВ, сессия признала, что им необходимо до конца октября 1958 г. Кроме того, им рекомендовалось своевременно информировать СЭВ о двусторонних переговорах по вопросам, имеющим отношение к многостороннему сотрудничеству, с тем чтобы органы Совета могли учесть их в своей работе.
Создание Совета Экономической Взаимопомощи было ответом на американский "план Маршалла" 1947 - экономическую помощь, которую США оказывали странам, пострадавшим во второй мировой войне.
В 1950-м году к новой организации присоединилась ГДР, в 1962-м - Монголия, а в конце 1970-х годов - Вьетнам. Поставки дешевых энергоносителей привели к экономическому росту в государствах социалистического лагеря.
Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ)
Совет экономической взаимопомощи. Большая российская энциклопедия | день образования СЭВ, Совета экономической взаимопомощи стран социализма, созданного в 1949 году. |
Альтернатива капитализму: простые вопросы (и ответы) о СЭВ к его 70-летию | Совет экономической взаимопомощи, призванная способствовать установлению тесных экономических связей меж. |
К 70-летию Совета экономической взаимопомощи | Создание и функционирование СЭВ имело важное значение для развития международных экономических отношений. |
75 лет конкуренту ЕС – Совету экономической взаимопомощи (СЭВ) | Высшим органом СЭВ являлась сессия, руководство осуществлялось Исполнительным Комитетом и Секретариатом Совета, которые находились в Москве. |
Ответы : совет экономической взаимопомощи образон в каком году? | Создание Совета экономической взаимопомощи (СЭВ). |
Рассекреченная история. Забытый эксперимент: СЭВ (Совет экономич. взаимопомощи). - "Культура", 201
О Международной Общественной Инициативе по созданию Совета Экономической Взаимопомощи проинформирован Президент Сирии Башар Асад. Ровно 72 года назад, 5 января 1949 года, принято решение о создании Совета экономической взаимопомощи (СЭВ). СЭВ — совет экономической взаимопомощи: формирование и цели организации По предложению СССР и Румынии в Москве зимой 1949 года было проведено заседание по экономическим проблемам за закрытыми дверями.
Содержание
- Альтернатива капитализму: простые вопросы (и ответы) о СЭВ к его 70-летию - Новый
- Конференция к 70-летию создания Совета экономической взаимопомощи открылась в Калининграде - ТАСС
- Рецепты из “Книги о вкусной и здоровой пищи” и не только
- Опыт Совета экономической взаимопомощи для ЕАЭС: взгляд из Беларуси | Евразия эксперт
5 января 1949 года принято решение о создании Совета экономической взаимопомощи (СЭВ)
Штаб-квартира СЭВ находилась в Москве. На сессии определялись направления деятельности и обсуждались вопросы, входящие в компетенцию СЭВ. Активная деятельность СЭВ началась около 1960 года, когда руководство СССР пыталось сделать своего рода социалистическую альтернативу ЕЭС - Европейское экономическое сообщество или «общий рынок», предшественник Евросоюза. На начало 1975 года СЭВ поддерживал отношения более чем с 30 международными, межправительственными и неправительственными экономическими и научно-техническими организациями.
В функции СЭВ входило содействие объединению и координации сотрудничества в планомерном развитии хозяйства, экономического и научно-технического прогресса, выравниванию уровней экономического развития стран-членов организации. Штаб-квартира СЭВ находилась в Москве. На сессии определялись направления деятельности и обсуждались вопросы, входящие в компетенцию СЭВ. Кто родился 5 января Активная деятельность СЭВ началась около 1960 года, когда руководство СССР пыталось сделать своего рода социалистическую альтернативу ЕЭС Европейское экономическое сообщество или «общий рынок», предшественник Евросоюза.
На начало 1975 года СЭВ поддерживал отношения более чем с 30 международными, межправительственными и неправительственными экономическими и научно-техническими организациями. В октябре 1974 года организации был предоставлен статус наблюдателя в ООН. Через СЭВ координировалась бартерная система торговли между странами-участницами, проводилось согласование и взаимная привязка планов. На долю стран-членов СЭВ в 1975 приходилась треть мирового промышленного производства, хозяйственный потенциал этих государств вырос с 1949 года в несколько раз.
Бердниковым и О. Хиноев, Фадель Хури и Ахмад Хазаль. Фомин и Фадель Хури выступили с приветствием в адрес участников конференции. Вместе с представителями других общественных организаций они выразили надежду, что идея по созданию МОИ-СЭВ оправдает себя, если пожелания превратятся в конкретные действия и удастся привлечь к их реализации власти и предпринимательский корпус государств, объединяющихся вокруг России.
75 лет конкуренту ЕС – Совету экономической взаимопомощи (СЭВ)
Вашему вниманию предлагаются уникальные документы о подробностях создания СЭВ. Совет экономической взаимопомощи (СЭВ)был учреждён 5 января 1949 года по результатам экономического совещания представителей Болгарии, Венгрии, Польши, Румынии, СССР и Чехословакии. В этот день, 5 января 1949 года, по решению руководителей ряда стран Восточной Европы был создан СЭВ – Совет экономической взаимопомощи, предназначенный для.