Одно из них — "Советский человек" Юрия Левады — проводили в 1989 и 1999 годах. При всём уважении к советской системе воспитания были моменты, которые меня смущали. Рассказываем о 5 фактах, которые разрушают стереотипы о счастливом детстве советского подрастающего поколения. Исследование: Чем отличается современное российское воспитание от советского. Социолог Лидия Окольская сравнила воспитательные модели Советского Союза и Российской.
"Сбер" выкупил Горно-Алтайский аэропорт и планирует сделать его международным
- В школы могут вернуть трудовое воспитание, как в СССР - Новости образования
- Советское воспитание (как нас воспитывали в СССР)
- Воспитание детей в СССР
- Исследование: Чем отличается современное российское воспитание от советского
- "Сбер" выкупил Горно-Алтайский аэропорт и планирует сделать его международным
Жительница США рассказала, как советское воспитание помогло ей во время пандемии
Между тем, именно советский менталитет и воспитание, не говоря уже об опыте советского офицера, позволили реальному Печерскому организовать знаменитый побег. Особое внимание уделялось детскому воспитанию человека коллектива, человека новой морали, будущего строителя мирового коммунизма. В СССР воспитание было направлено на обезличивание человека под воздействием духа коллективизма и всеобщего равенства.
Как советское воспитание портило психику человека: обратная сторона «счастливого детства»
Детей обязывали помогать старшим в самых различных домашних делах, тем самым помогая приобретать важные во взрослой жизни навыки и знания. В школе обязательно был такой предмет, как трудовое обучение, на уроках которого школьников учили разным премудростям. Мальчики осваивали ручные и электрические инструменты, а в старших классах даже промышленные станки, а девочки учились шить, вязать и готовить. Таким образом, почти каждый советский школьник мог решить элементарные домашние задачи, не прибегая к помощи взрослых. Минимум свободного времени Многие советские дети после школьных занятий оставались в группах продленного дня, в так называемой «продленке».
Остальные после уроков спешили домой, чтобы пообедать и отправиться в кружок или спортивную секцию. В СССР работало огромное количество музыкальных и художественных школ, станций юных техников и спортивных секций на любой вкус. Многие дети не ограничивались одним кружком, а посещали несколько. Это было полезно для ребенка, а также существенно облегчало жизнь родителям — проблема присмотра за детьми в то время, как взрослые находились на работе, была решена.
Не баловать детей Чтобы дети росли самостоятельными и трудолюбивыми, их категорически запрещали баловать. В СССР было не принято покупать детям много игрушек, наряжать их или закармливать сладостями. Этому, кстати, хорошо помогал дефицит, из-за которого не только излишества, но и хорошие вещи первой необходимости было достать непросто. Родителей предупреждали, что избалованные дети превращаются в асоциальные элементы, а уж до совершения преступления после этого всего один шаг.
Непритязательность в быту считалась одним из важных признаков сознательного советского человека. Любовь к природе Любовь к природе прививалась советским детям с самых ранних лет. В детских садах и школах были популярны уроки, проводимые на свежем воздухе, а кроме этого работали зоологические и ботанические кружки, туристические секции и станции юных натуралистов.
Подумал, что штанги упали, ан нет.
Водитель троллейбуса подошел к старичку, который с палочкой пытался перейти по пешеходному переходу дорогу. Еле шел, со скорость метр в минуту. Водитель бережно подхватил его за предплечье, стал переходить с ним дорогу. Дошел до середины, из машины, которая стояла с противоположной стороны перехода вышел парень, как эстафету, подхватил у водителя троллейбуса пожилого человека.
Водитель вернулся на свое место, троллейбус тронулся. Успел лишь заметить, как парень благополучно пересек вместе с пенсионером дорогу, оставил его в безопасном месте, а сам вернулся в свой автомобиль. И, знаете, так тепло на душе стало! Какой же у нас, все-таки, народ!
Для старшеклассников проводятся занятия по машиноведению, электротехнике, сельскому хозяйству. Разработчики документа указывают на недостатки существующей школы: «отрыв обучения от жизни, слабая подготовленность оканчивающих школы к практической деятельности». Закон содержал положение о введении в старших классах начального производственного обучения. Старшеклассники прикреплялись к производственным участкам и должны были проходить практику в производственных цехах, в сельскохозяйственных бригадах или межшкольных учебно-производственных мастерских. Практика применения закона 1958 года оказалась неудачной.
Рабочих мест для школьников было создано мало. Рабочий, к которому прикреплялся школьник, должен был исполнять роль инструктора. Однако, от выполнения производственных задач его никто не освобождал. В итоге, зачастую школьник просто стоял за спиной рабочего и наблюдал. Подобная неорганизованная практика приносила мало пользы, через несколько лет от нее отказались.
Казалось, бы пятидесятые годы были тем самым моментом времени, когда советская педагогика могла опереться на опыт Макаренко для организации трудового воспитания школьников. Но этого не произошло. Макаренковед Фролов указывает, что в начале 50-х начался спад интереса к трудам Макаренко, поскольку у учителей возникло непонимание, как применять его систему. Еще одна причина — политическая. В эпоху Хрущева возникло недоверие к педагогике Макаренко, как атрибуту сталинского времени.
Более того, в 1958 году была закрыта Лаборатория по изучению наследства А. Макаренко, поскольку наследие советского педагога считалось изученным. В теоретическом осмыслении наследия Макаренко наступает застой, который длился до середины 70-х. Новых исследований почти не велось, лишь переиздавались старые работы. Самое печальное, что за период застоя успевает укрепиться упрощенное и искаженное представление о макаренковском трудовом воспитании.
Кризис теоретического макаренковедения вовсе не означает, что не было примеров успешного практического применения макаренковского опыта. По стопам учителя пошли ученики Макаренко — А.
По словам журналиста, в советские годы дети считались «общими». Такое было отношение», — вспомнил Цыганов. В пример герой интервью привел историю, произошедшую с ним на катке.
Как воспитывали детей в СССР
Что такое актуальные методы воспитания? Как правильно воспитать ребенка, чтобы подготовить его к жизни в современном мире? Журналист «Комсомолки» испытала на сыне-второкласснике методики воспитания из советских книг и журналов. Этот менталитет даже за тридцать лет свирепого капитализма не искоренили, воспитание не убили.
Трудовое воспитание: советские традиции и современность. Часть 3
Газета "Правда". Воспитать в человеке Человека | 24 апреля 2020, Новости , Общество. Жительница США рассказала, как советское воспитание помогло ей во время пандемии. |
Газета "Правда". Воспитать в человеке Человека | В Советском Союзе важнейшей задачей строительства социализма было всестороннее развитие человека, воспитание в нём ценностей и приоритетов истинно человеческого. |
Как в СССР воспитывали и обучали детей
Ученики на перемене. И даже раньше - ведь первый в мире отпуск по беременности и родам был введен именно в СССР. Работодатель должен был выплачивать женщине пособие до и после родов, при этом не допускать ее до работы, чтобы не навредить здоровью ни матери, ни ребенка. После того как ребенку исполнялось 1 или 2 месяца в разные годы срок меняли, в конце 1960-х он достиг года , женщина возвращалась на работу, где ей был положен перерыв каждые три часа на кормление прямо при заводах и фабриках находились ясли для младенцев, и кормящие мамы ненадолго отходили из цехов к своим детям, где им давали теплое питье с молоком и еду перед каждым кормлением. Тогда это были невероятно благоприятные условия для работающей женщины, ведь до этого из-за рождения ребенка вынужденно должна была оставить работу, хотя бы это и означало для нее полную нищету. Советская власть таким образом боролась с детской смертностью, вела профилактику различных заболеваний как ребенка, так и матери. После яслей с трех лет детей отдавали в бесплатный детский сад, а с шести лет - в школу.
Впервые в России именно после революции, в 1918 году, был принят закон об обязательном и бесплатном школьном образовании для детей. Родителей, которые не водили детей в школу, ждало административное наказание вплоть до того, что социальные службы могли забрать ребенка. Советская власть стремилась дать каждому ребенку самые нужные знания, чтобы он стал полноправным членом общества. Детский сад в Архангельске, 1956 Russia in photo В царское время только дети обеспеченных родителей могли получить хорошее образование и построить блестящую карьеру. Советская власть выстроила такую инфраструктуру, при которой даже дети обычных рабочих и крестьян при желании могли получить хорошее образование и достичь успехов например, после Ленина все советские правители были «из народа». Борьба с беспризорностью В царское время забота о беспризорниках велах стихийно.
Да, приюты открывались: иногда на государственные деньги, иногда на деньги частных благотворителей, в основном же забота о сиротах была уделом церкви. В селах сиротами занимались родственники. Многие дети буквально росли «на улице», занимались воровством, попрошайничеством и в перспективе становились полноценными криминальными элементами. Советской власти предстояло провести «ревизию» и учет этих детей и обеспечить их кровом, питанием и одеждой.
При этом родители много работали, стараясь прокормить семью, а дети часто были предоставлены себе. Выбор теорий и методик воспитания огромен. Можно растить детей по классическим трудам Януша Корчака и Антона Макаренко. Или по более современным книгам — Юлии Гиппенрейтер и Людмилы Петрановской.
Ну или просто подписаться в инстаграме запрещенная в России экстремистская организация на понравившегося блогера-родителя. Часто информация противоречит друг другу, и отвечать на вопросы вроде: «Нужно ли часто брать ребенка на руки? Что происходит вне дома С 1920-х и до 1960-х. В СССР культура яслей появилась с 1937 года. Туда родители отдавали детей от двух месяцев и старше. Ребенок в ясли — мама на работу. Затем — детский сад, цель которого — выковать идеального члена коммунистического общества. Приучали к труду и прививали строгий режим — чтобы дети умели его соблюдать с малых лет.
После в жизни ребенка появлялась школа, а вместе с ней — коллективные обязанности. Ученики становились октябрятами, а затем пионерами и комсомольцами. Культ совместной деятельности остался.
Также детей заставляли строго соблюдать режим: рано ложиться, рано вставать, есть в определенные часы и т.
Кроме того, детей приучали питаться натуральными продуктами. Полуфабрикатов советские бабушки и дедушки в доме не держали. Ранее мы рассказывали , как сделать Новый год по-настоящему волшебным для ребенка.
Мы получили довольно много писем с беспокойством родителей по поводу того, не приведет ли этот закон к принудительному труду. Не приведет. Обращаю внимание на поправку, которая там включена в число принятых, она правильная. Там говорится о том, что если труд не предусмотрен образовательной программой, то должен действовать Трудовой кодекс.
То есть всё только по закону. Безосновательны разговоры о том, что дети будут строить дачи директорам, как уже упоминалось. Закон такого не позволяет. И последнее — о нашем наследии. На заседании комитета по просвещению возникла дискуссия, когда один из наших коллег высказался в том смысле, что система Антона Семеновича Макаренко безнадежно идеологически устарела. Вот с этим я согласиться категорически не могу. Не только потому, что, увы, Антон Семенович имел проблемы с советской бюрократией, а бюрократия, к сожалению, бывает в разных системах.
Не только потому, что движение макаренковское имеет международный характер, к чему я еще вернусь. Не только потому, что Антон Семенович Макаренко признан одним из пяти самых выдающихся педагогов XX века, причем во всем мире, не только у нас. Нельзя разбрасываться нашим наследием. Хочу обратить также внимание на то, что 18 августа 2023 года состоится IV Форум агрошкол и школ хозяйств, агрошколы и школы хозяйства в Тамбовской области.
10 правил воспитания советских детей, которые актуальны и сегодня
Основная база советского метода воспитания детей была создана в 20-х и 30-х годах прошлого века легендарным советским педагогом Антоном Семеновичем Макаренко. были, но было и много хорошего, такого, что смело можно взять на вооружение в наше время. Советское воспитание подростков — а каким оно было? 00:00. Вспоминаем о том, как мы жили несколько десятилетий назад. Омбудсмен по правам ребенка Карелии Геннадий Сараев уверен: в том виде, в каком трудовое воспитание было в Советском Союзе, уже не вернуть. В СССР воспитание было направлено на обезличивание человека под воздействием духа коллективизма и всеобщего равенства. Советская власть мудро решила, что воспитание можно смело поручить школе, в которой работают профессиональные педагоги.
Газета "Правда". Воспитать в человеке Человека
Считалось важным привить ребенку правильное мировоззрение, независимое от мировоззрения его родителей. Кроме того, уровень образования подавляющего числа населения страны был крайне низок, поэтому важно было вывести детей из орбиты их привычной жизни и обеспечить им общественный лифт в будущем. Ведь дети - это будущие строители коммунизма. Родители решали, оставлять ребенка на домашнем обучении или отправлять в школу. В деревнях, где было много детей, часто старшие воспитывали младших и следили за ними, к тому же все с ранних лет были заняты полевыми работами и уходом за домашней скотиной. Малоимущие родители могли «сдать» детей на работу - в подмастерья ремесленнику, например. Практически в рабство. Школ было много и постоянно появились новые, однако ответственность за организацию обучения и бОльшая часть затрат на содержание лежала на отдельных регионах - уездах и губерниях. Все решали этот вопрос по-своему, а единой системы контроля не было. Не было и единой школьной программы и каждый учитель, в зависимости от своего опыта и образования, сам решал чему и как учить.
От яслей до школы - государственная система образования Советская власть впервые в истории России озаботилась проблемой всеобщего воспитания и образования детей. То, как и в каких условиях растет ребенок, перестало было делом семейным, но стало делом государственным. Ведь воспитывался новый член советского общества, будущий строитель коммунизма. Ему должны были быть привиты правильные ценности, он должен быть здоров, образован и работоспособен, чтобы трудиться на всеобщее благо в будущем. Ученики на перемене. И даже раньше - ведь первый в мире отпуск по беременности и родам был введен именно в СССР. Работодатель должен был выплачивать женщине пособие до и после родов, при этом не допускать ее до работы, чтобы не навредить здоровью ни матери, ни ребенка.
Они выступили в поддержку поправок к закону об образовании, согласно которым из нормативной практики необходимо исключить термин «образовательная услуга».
Соблюдение режима Режим считался важным с первого дня жизни: кормление, сон, отдых, учеба. Ясли, детские сады, школы - все придерживались строго распорядка, приучая детей правильно планировать своё время, жизнь. Закалка и сон на свежем воздухе Чтобы у ребёнка были крепкие иммунитет и здоровье, надо побольше быть на свежем воздухе. Поэтому с детьми гуляли всегда, даже во время трескучих морозов. В детских учреждениях практиковали закаливание: обливание холодной водой на улице, сон на улице. Физкультура и спорт Физкультурой с детьми начинали заниматься с дошкольных учреждений, занятия на стадионах, спортплощадках, катание на лыжах и коньках, в зависимости от времени года занятия менялись, но были всегда! Социализация Считалось, что детей надо отдавать в дошкольные учреждения как можно раньше, в грудном возрасте, чтобы дети привыкали жить в обществе, чувствовать себя его частью, а мамы могли спокойно работать на благо своей страны.
Нам читали рассказы про Ленина, мы учили про него стихи, например, такие: Всегда мы помним Ленина Мы день его рождения Считаем лучшим днем! Потом мы шли в школу. Ленин, точнее, его изваяние в виде бюста. А потом нас принимали в пионеры. Страшно подумать, но мы давали клятву. Мы выкрикивали: «Всегда готов! Мы носили красные галстуки, отличники — тщательно выглаженные, а двоечники и хулиганы — неуважительно мятые. У нас были пионерские собрания, на которых кого-нибудь обязательно за что-то отчитывали, доводя до слез. Нашим долгом было помогать отстающим ученикам, заботиться о ветеранах, собирать макулатуру и металлолом. Источник: Migration Труд необходимо чередовать с отдыхом: коммунистическая партия заботилась и об этом. Большинство из нас летние месяцы проводили в пионерских лагерях, путевки в которые выдавались нашим родителям по месту работы.
Воспитание детей в СССР
Переходишь из яслей в садик и тоже боишься», — пишет журналист Анастасия Миронова. Сейчас такую ситуацию представить довольно сложно, ведь материнскому присуствию и его влиянию на ребенка посвящена масса исседований. Ученые в один голос твердят, что одиночество для ребенка недопустимо, и соверменные родители могут разве что испльзовать этот метод для наказания. Домой — только по выходным В шестидесятых стало возможно не забирать ребёнка из садика ежедневно, а оставлять его там на всю рабочую неделю, с понедельника по пятницу. Конечно, так делали не все, а только те, кто, например, работал в ночную смену.
Для современных родителей перспектива такого шага стала бы чуть ли не трагедией, а тогда это было в порядке вещей. И страдали от этого, в первую очередь дети. Никого особенно не интересовало, что чувствует ребенок или его родители, ведь главной задачей советского человека был труд на благо родины. У меня был друг, наши кровати стояли рядом и мы каждый вечер мечтали найти спички и поджечь ночью детский сад, чтобы ночевать дома», — вспоминает Lena.
Детский сад и сейчас служит площадкой для социализации и раннего развития ребенка. Но в настоящее время некоторые родители совсем отказываются отдавать свое чадо воспитателям и нянечкам. Телесные наказания.
Нужно сказать и о льготах.
Каждое дошкольное учреждение опекалось шеф-предприятием, которое поддерживало подопечное хозяйство в порядке и выполняло текущие ремонты. Крупные промышленные предприятия за свой счет строили на морском побережье детские лагеря, а смежные колхозы снабжали их продуктами. О чем вспоминают воспитанники советского детсада Государство заботилось о детях очень ответственно. Огромное внимание уделялось питанию.
Меню составляли по рекомендациям специалистов по о здоровой и вкусной пище — ничего жирного, жареного, соленого, острого, пряного. Топ самых частых блюд выглядел таким: манка, гороховый суп, омлет, гуляш, творожная запеканка, какао. Многое, конечно, зависело от мастерства и стараний поваров. Именно поэтому кто-то и сегодня с ужасом вспоминает комочки в манке и слизкий кисель.
А другие утверждают, что еще и за добавкой ходили. Одно из общих безрадостных воспоминаний бывших советских детсадовцев — тихий час. Дневной сон, пожалуй, не любили все. Но избежать этого пункта программы было нельзя.
За съеденным обедом обязательно следовал отдых. В некоторых садах для более легкого засыпания практиковалось фоновое прослушивание спокойной классической музыки или рассказов в стиле Бианки и Пришвина. Что касается наказаний за провинности, то чаще всего они ограничивались беседами с воспитанниками. Любое рукоприкладство и брань по тем временам грозило статьей.
Нужно учиться на одни 5-ки Многие, кто жил в Советское время, хорошо помнят, что родители ругали их не только за 2-ки в дневнике, но и за оценки, которые чуть повыше 3-ки. А что самое интересное — родители испытывали стыд, если их Машенька или Пашенька плохо учились. И никто не собирался вникать, что у ребенка просто может быть гуманитарный или технический склад ума. Всегда нужно слушаться старших В СССР детей учили смотреть на старших, слушаться их и выполнять все их требования. Никто не интересовался мнением ребенка — это было не в почете. Сейчас все по-другому.
Фууууу Сейчас все хотят, чтоб их дети были либо управленцами, либо какими-то певичками или артистами.
Не дай бог рабочим классом, не не не, ни за что. Страна управленцев. Управлять только нечем скоро будет. Рашид ШаоминПрофи 566 2 года назад Чел пойми за всех не надо говорить! Разницы между советским и сейчас воспитанием нет!
Два мира – два детства. Как воспитание СССР перевёрнуто с ног на голову
Основная база советского метода воспитания детей была создана в 20-х и 30-х годах прошлого века легендарным советским педагогом Антоном Семеновичем Макаренко. Воспоминаниями о коллективном воспитании детей в СССР с «Мослентой» поделился журналист и писатель Александр Цыганов. А вот широких контактов советского человека с капиталистической заграницей не предполагалось, поэтому за исключением выпускников довольно немногочисленных спецшкол. Воспитание того времени было более жёстким и если его сравнивать с теми трактатами, которые пишут современные психологи, то в корне неправильным.
Труд необходимо чередовать с отдыхом
- Прекрасное ужасное советское воспитание
- Трудовое воспитание: советские традиции и современность. Часть 3 | РВС
- Какой непослушный ребенок: как воспитывали детей в Советское время, и почему это портило их психику
- Как воспитывали детей в СССР
- Путин оценил систему воспитания в СССР словами "а государство-то развалилось" - Российская газета
Вы точно человек?
Это также развивало ответственность как за себя, так и за коллектив в целом. Коллективная ответственность Коллективная ответственность — это отличный способ воспитать сознательного члена общества. Именно благодаря этому принципу никакого буллинга в советских школах не было, а любые проявления агрессии или дисциплинарные нарушения пресекались товарищами. В качестве примера коллективной ответственности можно привести случай, описанный американским академиком и детским психологом Ури Бронфенбреннером в 1970-х годах прошлого века. Представим себе, что десятилетний Вова дергает Аню за косу. Я ему делаю замечания — одно, второе, третье — он продолжает свое. Тогда я прошу класс обратить внимание на поведение Вовы. Теперь я спокойна — на перемене с мальчиком поговорят дежурные пионерского звена. Они ему напомнят, что его недисциплинированность отзовется на оценке поведения всего звена. Приучение к труду и самостоятельности С раннего детства ребенка постепенно подготавливали к самостоятельной жизни.
Детей обязывали помогать старшим в самых различных домашних делах, тем самым помогая приобретать важные во взрослой жизни навыки и знания. В школе обязательно был такой предмет, как трудовое обучение, на уроках которого школьников учили разным премудростям. Мальчики осваивали ручные и электрические инструменты, а в старших классах даже промышленные станки, а девочки учились шить, вязать и готовить. Таким образом, почти каждый советский школьник мог решить элементарные домашние задачи, не прибегая к помощи взрослых. Минимум свободного времени Многие советские дети после школьных занятий оставались в группах продленного дня, в так называемой «продленке». Остальные после уроков спешили домой, чтобы пообедать и отправиться в кружок или спортивную секцию. В СССР работало огромное количество музыкальных и художественных школ, станций юных техников и спортивных секций на любой вкус.
Мы расскажем, какие методы не стоит применять к своим детям и почему. Учиться только на пятёрки Одна из главных установок советского воспитания — прилежная учёба исключительно «на отлично». Вы уже догадались, что в современном мире отметки и даже образование перестали быть залогом блестящей карьеры? Обратите внимание на критерии, которые делают человека успешным. Главная роль у родителя. Поэтому поддержите ребёнка и потратьте энергию на то, чтобы раскрыть его таланты и найти дело, которое увлечет надолго и потом будет приносить деньги. Наказание ремнём Любое физическое насилие по отношению к ребёнку неприемлемо. Множество исследований доказывает, что даже слабый подзатыльник может нанести психологическую травму человеку на всю жизнь или сделать из него агрессора. Но в советское время, к сожалению, такой метод наказания был нормой.
Ее мама — русская, а потому воспитывала Дженни в соответствии с советскими правилами. Контент недоступен Раньше девушке они казались бессмысленными и чересчур строгими, но сейчас, когда мир охватила пандемия коронавируса, Дженни призналась, что оказалась одной из немногих в США, кто был готов к карантинным мерам и изменившейся реальности. Кройк показала и рассказала, что с детства мама приучила ее соблюдать правила личной гигиены и как можно чаще мыть руки, обувь и все купленные овощи и фрукты.
Я: случайно ставлю на футболке пятнышко. Мама: «Вот сама стирать будешь, или ходи давай в грязной одежде. Что люди скажут?! Стоп, у нее там пятнышко в левом нижнем углу. Как так можно вообще?! Да ничего люди не скажут! Им наплевать на тебя, на меня, на других. Люди собой заняты. Но возраст сам по себе не является показателем высокого уровня эрудиции, а совершать ошибки свойственно всем. Безусловное подчинение тем, кто родился раньше, не ведет ни к чему хорошему, ведь этим могут воспользоваться нечестные люди, которым ребенок не сможет отказать только потому, что он младше. Если человек старше, это не значит, что он умнее, лучше и достойнее. Повзрослев, я поняла, что возраст не дает никаких привилегий. Увы, это обман из детства — то, что взрослый всегда прав и умнее. Несмотря на все это, старушке место в общественном транспорте я, конечно, уступлю. Но сейчас мир живет по другим правилам, а привитое с детства правило «надо делиться» еще существует в умах многих. Такая принудительная щедрость формирует у детей неправильное представление о том, что их чувства и желания не важны и они обязаны отдать свою вещь любому чужому ребенку только потому, что та ему приглянулась. Была у меня любимая игрушка — серый заяц по кличке Маша. Приехали к нам на лето дядя с дочкой лет 2—3, а мне было уже 6. Я всегда своими игрушками делилась: мне не жалко, сестренка же не съест — ну поиграет и отдаст. Когда они собрались уезжать, она вцепилась в мою Машу. Бабушка стала меня уговаривать отдать, типа «ты же большая», а дедушка силой уволок в другую комнату. Я в замочную скважину смотрела, как он выменял у малышки мою игрушку на шоколадку. На бабушку я потом еще долго обижалась, но потом поняла, что это она у меня вот такая добрая, не только за мой счет: свои вещи она тоже так отдавала, если кому понравились. Считать, что сначала надо получить престижное образование, а уже потом заниматься тем, чем хочется Высшее образование в СССР имело безусловную ценность и открывало перед человеком новые горизонты. Поэтому старшее поколение уверено, что необходимо получить диплом вуза, и неважно, что подросток хочет быть не юристом, а художником или визажистом. В современном мире отсутствие заветных корочек не является препятствием для освоения большинства профессий, и это здорово. Мои родители с высшим образованием. Работа престижная. Я же в 5 лет сказала, что хочу быть парикмахером, на что мне было сказано, что этого не будет. И вот спустя годы учусь на филфаке и понимаю, что не мое. Втихаря бросаю вуз и иду в училище на парикмахера. Когда я отучилась и уже работала, об этом узнала мама. В семье был грандиозный скандал. Спустя 8 месяцев работы я покупаю авто: зарплата хорошая. Уже 6 лет в этой профессии, и не жалею. И мама поняла, что без копейки в кармане не останусь никогда! Их не пугают сложности, зато необходимость заплатить за труд постороннему человеку кажется надуманной, ведь можно же как-то выкрутиться или обойтись. Зачастую такая экономия выходит боком. Мама моей подруги недавно задумала делать ремонт, и эта беда теперь касается каждого члена ее семьи и всех знакомых. Меня они по старой дружбе пригласили поклеить обои, а потом этой эпичной женщине пришла в голову гениальная мысль — купить новый унитаз. Но грузчики — это дорого, поэтому она предложила нам с подругой вынести «белого друга» из магазина и поднять его на 3-й этаж хрущевки своими силами. Мол, мы в свое время и не такое таскали. Ага, сейчас, спасибо! Плитку в ванной она попросила положить троюродного племянника — получилось кривенько, зато недорого. В общем, я так поняла, эта женщина не успокоится, пока не задействует в своем ремонте всех знакомых.