Чтобы узнать, на какие даты выпадает Песах в текущем году и какие праздничные мероприятия запланированы в петербургской еврейской общине, перейдите на еврейский календарь. центральный иудейский 7-дневный праздник в память об Исходе из Египта, один из трёх паломнических праздников. Что такое Песах и почему мы едим мацу 8 дней? Сегодня начинается самый важный еврейский праздник — Песах. Это торжество свободы в честь исхода евреев из египетского рабства. Мы подготовили мини-гайд по Песаху: всё самое важное о празднике, о его особенных традициях и. Песах начинается на 15-й день еврейского месяца Нисан и длится в Израиле семь дней, а за его пределами — восемь. Даты определяются по лунному календарю и обычно выпадают на апрель. В 2024 году Песах будут отмечать с 23 по 30 апреля, празднование начнется вечером 22 апреля. массовый исход евреев-рабов из Египта. В XIII в до н.э. после 400 лет угнетения и невыносимой жизни евреи пошли за пророком Моисеем в землю обетованную.
Что такое Песах, в чем суть праздника и когда его будут отмечать в 2021 году
«95 шекелей за час с четвертью парковки»: высокая цена развлечений в дни праздника Песах. Песах — это Пасха у иудеев. Песах празднуется в честь Исхода евреев из Египта во времена фараонов. О том, что за праздник Песах, когда отмечается еврейская Пасха и каковы ее традиции, читайте в статье. Название праздника «Песах» образовано от ивритского слова «пасах», что означает «прошел мимо», «миновал»: во время десятой казни Египетской Всевышний, наказывая египтян, как бы «обошел стороной» еврейские дома.
Когда отмечают Песах?
- Еврейский праздник Песах: значение, традиции - Российская газета
- Что еще почитать
- Песах – как евреи отмечают свою «Пасху»?
- Что такое Песах
- Что такое Песах и когда его отмечают евреи в 2021 году - Толк 26.03.2021
Песах 2024: какого числа, что это за праздник, поздравления и традиции
Это ограничение не только напоминает о том, что, покидая Египет, евреи настолько быстро ушли из домов, что «тесто не успело подняться», но и символизирует отказ от лени и гордыни. По традиции за праздничный стол садятся после возвращения из синагоги. Обязательное условие седера — приглашение нуждающихся и одиноких людей. После седера следуют дни, которые носят название «праздничных будней».
Это время посвящают общению с друзьями и родственниками и отдыху на природе. В седьмой день Песаха, в качестве напоминания о морских водах, расступившихся перед еврейским народом, читают «Песнь на море». Эту песню пели беглецы, когда увидели, что морские воды поглотили преследовавших их египтян.
Что едят на Песах? Для седера на стол традиционно ставят специальную праздничную посуду, свечи, кубок для пророка Элияху и тарелку для седера — кеару, на которую кладут мацу и шесть продуктов, каждый из которых символичен. Маца, с одной стороны, символизирует «хлеб бедности», который ели евреи во время пленения, а с другой — является символом свободы, так как именно маца помогла выживать в пустыне.
Оно напоминает о том, что евреям удалось выйти из рабства благодаря «сильной руке Бога». Затем на блюдо кладут яйцо. Оно является знаком траура по разрушенному Иерусалимскому Храму.
Здесь используется корень цикория или салат. О горечи египетского рабства напоминает хрен. Затем следует харосет — микс из перетертых яблок, орехов и красного вина.
А рядом с кеарой всегда, конечно же, лежит маца. Во время седера, каждый еврей должен пройти пять обязательных этапов : съесть мацу, выпить четыре бокала вина, съесть марор обычно между двумя кусочками мацы , прочесть Агаду, петь или прочесть хвалебные псалмы. Существует обычай прятать во время седера кусочек мацы афикоман , чтобы увлечь детей его поисками. Найденный афикоман съедается в конце трапезы.
Кроме того на стол выставляют вареные яйца — символ жизни, а также кусочек жареного мяса с костью внутри — жертвоприношение в Египте. Но последний продукт не едят, а оставляют, как дань Богу. Каждый прием пищи сопровождает молитва. Кроме того, за соблюдением ритуалов внимательно следит глава семьи, который прямо руководит всем ужином.
Все участники седера должны за вечер выпить четыре бокала вина. Для детей предназначен виноградный сок. Такое число связано с Торой. В священной для иудеев книге об исходе из Египта говорится четырьмя словами: выведу, спасу, освобожу и возьму. Википедия Подают на седер и другие блюда: фаршированную рыбу, курицу в медовом соусе и тушеные овощи. Завершается праздничный ужин с открытия входной двери — символа начала исхода. Что запрещено в праздник Песах На праздничном столе, а также во всем доме на протяжении всей наступившей недели запрещено держать блюда, которые готовят при помощи процесса брожения. Это хлеб, макароны и различная выпечка.
Как отметил Листенгорт, такие продукты называются хамец. От них избавляются накануне. Для этого в домах проводят тщательную уборку.
Чтоже касается более сладких продуктов, то на столе обязана стоять смесь из тертых яблок, фиников, орехов и вина. Её называют «харосет» Цвет блюда напоминает глину, из которой евреи изготавливали кирпичи. День, следующий за седером, — это первый день праздника. Для религиозных людей — это время молитвы и отдыха, когда запрещена всякая работа.
Для светской части населения - день, который принято проводить с семьей, друзьями, близкими. Далее следуют так называемые «будни праздника». В последний день Песаха, связываемый с переходом евреев через Красное море, в синагогах читают поминальную молитву. Уже скоро и по календарю православной церкви начнутся значимые события. В пятницу, 7 апреля, христиане отмечают Благовещение Пресвятой Богородицы. Этот праздник относится к великим двунадесятым событиям годового богослужебного цикла. В этот день верующие вспоминают, как архангел Гавриил сообщил Деве Марии о том, что в будущем она родит Иисуса Христа.
Пасха в 2024 году
Он услышал мольбы своих верных учеников, после чего стал насылать бедствия на египтян. Однако неурожай, болезни, засуха и прочие несчастья не могли убедить фараона подарить евреям свободу. Перед последней, десятой, казнью египтян Господь обратился к пророку иудеев Моисею. Он приказал ему передать соплеменникам: каждая еврейская семья должна зарезать ягнёнка, после чего кровью пометить свою дверь, обозначив священный символ — крест. Те так и поступили. Наутро оказалось, что в каждой египетской семье был умерщвлён первенец. Гнев Господа обошёл стороной лишь евреев, оставивших пометки на своих жилищах. На четырнадцатый день месяца нисана, после этой страшной казни, Моисей смог увести свой народ из страны, где многие годы евреи жили на положении рабов. Именно эта легенда стала основой для праздника Песах. Это явно указывает нам на сюжет предания. Господень гнев миновал евреев, остававшихся верными ему.
Однако он не прошёл мимо египтян, которые неволили народ Господа. С древнейших времён евреи отмечают Песах, начало которого приходится именно на четырнадцатый день месяца нисана. Готовиться к Песаху еврейский народ начинает заранее. Едва отпраздновав предшествующее ему торжество, Пурим, иудеи стремятся убрать в домах и вынести всё лишнее, в преддверии долгожданного Песаха. Но удалять из жилища в эту пору нужно не только мусор или старые вещи.
Мы уже поговорили о значении пресной мацы. Вместе с ней на столе также присутствуют: Зроа небольшой кусок мяса ягненка с косточкой, выступающий напоминанием о жертвенных агнцах, кровь которых спасла первенцев евреев от Ангела Смерти Соленая вода она символизирует слезы израильтян, пролитые за долгие века угнетения. В нее принято обмакивать мацу Вино символ долгожданной свободы, обретенной израильским народом Горькая зелень марор дань уважения той горечи, которой пришлось испытать евреям из-за жестокости египтян Харосет сладкая паста из фруктов и орехов.
По своему внешнему виду она напоминает строительный раствор, который использовался израильскими рабами для возведения зданий в Египте Яйца символ траура и праздничных иерусалимских жертвоприношений Запреты на Песах На еврейскую Пасху запрещены любые виды работ, в том числе разведение огня, работа в саду, стирка белья, написание текстов, включение электроприборов и гаджетов. Все приготовления к празднику необходимо выполнить заранее. Также в течение всего праздника нельзя обсуждать личные проблемы, решать деловые вопросы и загадывать желания. Несмотря на непростую историю Песаха, во время него нельзя предаваться унынию — ведь в итоге он символизирует освобождение от страданий. Что означают четыре чаши вина? Нет, сегодня такие жертвы не приносятся. Это связано с тем, что жертвенник, на котором проводилось заклание ягнят, был разрушен римской армией вместе с Иерусалимским Храмом Как по-другому называется Песах? На еврейскую Пасху принято надевать самую лучшую и дорогую одежду, какую только можно позволить.
Дети отмечают праздник наравне со взрослыми. Чтобы они не заснули раньше времени, для них было придумано развлечение — поиск мацы. Кусочек пресной лепешки афикоман заворачивают в салфетку и прячут в укромном месте. После того как он был найден, дети получают награду Еврейский Песах и христианская Пасха — что общего Иудейский Песах дал начало христианской Пасхе — даже их названия очень созвучны. Больше у этих праздников ничего общего нет — разве что наличие яиц на столе.
Самой страшной оказалась последняя, десятая - гибель первенцев, и именно ее удалось избежать евреям благодаря тому, что они по велению Бога пометили двери своих домов кровью жертвенного агнца. А все первенцы египтян умерли в одну ночь. После этого страшного события фараон отпустил евреев на свободу, их предводителем стал Моисей, и они 40 лет скитались по пустыне, пока не осели на Земле Обетованной. Пасха же символизирует воскрешение Иисуса Христа, сына Господня, принявшего смерть за грехи всего человечества. В Песах на столе полностью отсутствуют блюда, при приготовлении которых используются процессы брожения. Квасные продукты хамец не только строжайше запрещено есть и пить, но и даже просто держать дома.
Расскажем подробнее. Однажды случилось так, что фараон не захотел из рабства освобождать евреев. Примечательно, что тогда кара коснулась всех жителей страны. Как это было? Последней карой было то, что в семьях умирали дети-первенцы. Важно отметить, что такие ужасающие события не коснулись евреев. А вот сам фараон потерял первенца-сына. Тогда фараон ужаснулся и отпустил евреев из рабства. Теперь же Песах — это Исход из Египта. Так, становится понятно, почему и насколько важен праздник для еврейского народа. Стоит также рассмотреть, каким образом люди отмечают этот день. Традиции праздника Стоит сказать, что есть определенный регламент празднования.
Что такое Песах
Мир мог наслаждаться настоящей свободой от хаоса. Метафоричные кандалы египетского рабства были сброшены. Смысл Песаха в том, чтобы снова воспользоваться энергией силы Света Творца, доступной в 15-й день месяца Овна, чтобы помешать господству тьмы и хаоса над нашими жизнями. Согласно каббалистическому принципу «ничто не исчезает», то есть когда в метафизической реальности происходит какое-то событие, оно становится доступным для нас каждый год. Теперь мы понимаем, почему хаос всегда присутствовал в жизни всех людей в нашем мире. Потому что истинный смысл Песаха был абсолютно неверно истолкован. Традиция собираться в семейном кругу, чтобы праздновать освобождение израильтян от физического рабства, затмила собой более значимую возможность, доступную нам в этот праздник. Кстати, в каббале не существует понятия "праздники" прим. Эти дни не для того, чтобы праздновать события, произошедшие когда-то в истории.
В каббале они скорее как "абсолютные дни" прим. Их нужно рассматривать не как ношу или заповедь, которую нужно соблюдать, а как возможность. Из объяснения Зоара можно сделать вывод, что народ Исраэль абсолютно не хотел уходить из Египта. Там им было комфортно, были доступны все наслаждения жизни. Но так как народ Исраэль еще не достиг высокого уровня сознания, они, как и многие люди в наши дни, были рабами убеждения, что хаос — это неотъемлемая и неизменная составляющая жизни. Именно по этой причине Песах считается чудом. Наша жизнь могла навсегда остаться в реальности боли и страдания, потому что мы были абсолютно не способны и не готовы подключиться к этому невероятному сознанию свободы от хаоса. Естественная природа народа Исраэль к тому моменту еще не подверглась значимым изменениям.
Моисею пришлось уговаривать их покинуть Египет. Чудом являлось то, что сила Света взяла на себя инициативу покончить с хаосом. Хотя мы еще не достигли уровня сознания Желания Даровать, тем не менее, мы можем с помощью инструментов каббалы подключиться к этой мощной энергии — к той самой энергии, которая устранила хаос из народа Исраэль в Египте. Это был необычный период в истории. Закон Хлеба Стыда, не допускающий помощь Творца в момент нужды, боли и страдания, не действовал. Впервые в истории человечество получило милосердие Света, несмотря на то, что человек еще не заработал это милосердие Света. Эта возможность была доступна только один раз за всю историю человечества, и это было время пребывания народа Исраэль в Египте.
В нынешнем году иудеи встретят Песах на заходе солнца 5 апреля, праздник продлится до 13 апреля. В переводе слово "песах" означает "обойти, пройти мимо". Название праздника восходит к ветхозаветной истории о десяти казнях египетских. Господь послал небесную кару на Египет: погибли все первенцы, кроме еврейских. Ангел смерти обошел стороной дома иудеев, помеченные кровью жертвенных ягнят. Этой же ночью народ Израиля под предводительством Моисея покинул египетские земли. По Божественному замыслу исход должен был проходить мгновенно, чтобы египтяне не оказали сопротивления. Перед исходом из Египта евреи даже не успели заквасить тесто, поэтому напекли пресных лепешек маца.
Перед ним, как и при наступлении любого другого праздника, принято зажигать свечи. Блюдами седера являются маца, зроа кусочек жареного мяса с костью внутри, есть который в течение Седера не принято , бейца крутое яйцо , марор хрен, кресс-салат или другая "горькая трава" , хазерет "горькая трава" с листьями салата , харосет сладкая смесь из натёртых фруктов и молотых орехов , карпас огородная зелень , подсоленная вода и вино или виноградный сок, приготовленный согласно требованиям кошерности. Пригодные для Песаха продукты можно есть круглый год. В дни Песаха принято встречаться с семьёй. Израильтяне во время праздника часто путешествуют по стране. Песах, наряду с Суккот и Шавуот, — один из трёх «праздников паломничества». В эти праздники в эпоху существования Иерусалимского храма иудеи поднимались в Иерусалим. Песах длится семь дней в Израиле и восемь за его пределами. В Израиле первый и последний дни Песаха официально являются выходными по всей стране.
Это связано с тем, что Бог миновал дома израильтян во время казней египетских. Также словом "песах" в древности называли годовалого агнца или козленка, которого приносили в жертву в канун этого праздника 14 нисана к вечеру. Животное зажаривали целиком и съедали на семейной праздничной трапезе ночью. С чем связана история праздника Согласно Библии, обосновавшиеся в Египте евреи были порабощены египтянами. Для того, чтобы спасти первых, Бог наслал на египетский народ бедствия: гибель скота и урожая, болезни, тьму и прочее. Но фараон все равно не соглашался отпускать людей из рабства. Тогда Всевышний велел Моисею передать, чтобы каждая еврейская семья зарезала по ягненку и пометила его кровью входную дверь. Далее у египтян в одну ночь были умерщвлены все первенцы, а иудеи спаслись, так как мор обошел стороной все помеченные дома.
В столице пройдет празднование иудейского Песаха
Песах длится 7 дней в Израиле и 8 за его пределами. Название праздника «Песах» образовано от ивритского слова «пасах», что означает «прошел мимо», «миновал»: во время десятой казни Египетской Всевышний, наказывая египтян, как бы «обошел стороной» еврейские дома. Что евреи готовят на Песах На Песах в центре стола в каждой еврейской семьи должна быть специальная тарелка для седера. Когда празднуют Песах. Еврейский праздник Песах начинают праздновать в сумерках 14 Нисана (первый месяц у евреев). פִּסְחָא писха; по-русски — песах) — центральный иудейский праздник в память об Исходе из Египта, один из трёх паломнических праздников. По еврейскому календарю Песах начинается на 15-й день месяца Нисан, который по григорианскому календарю выпадает на март или апрель.
Песах в 2024 году — когда отмечают
- Евреи празднуют Песах!
- ᐉ Интересные факты о празднике Песах в Израиле | ElenaRuvel
- Песах: история, символы и традиции праздника. Доброе утро. Фрагмент выпуска от 23.04.2024
- История праздника
Баранья косточка и много мацы. Как отмечают еврейский праздник Песах
Для светской части населения - день, который принято проводить с семьей, друзьями, близкими. Далее следуют так называемые «будни праздника». В последний день Песаха, связываемый с переходом евреев через Красное море, в синагогах читают поминальную молитву. Уже скоро и по календарю православной церкви начнутся значимые события.
В пятницу, 7 апреля, христиане отмечают Благовещение Пресвятой Богородицы. Этот праздник относится к великим двунадесятым событиям годового богослужебного цикла. В этот день верующие вспоминают, как архангел Гавриил сообщил Деве Марии о том, что в будущем она родит Иисуса Христа.
В это время существуют особенные традиции и запреты. Напомним, сейчас для православных христиан идет шестая седмица Великого поста. Она началась 3 апреля и отличается некоторыми особенностями.
Какие строгие запреты есть на этой неделе и почему верующим не стоит их нарушать, рассказали здесь.
Казалось бы, нет в этом ничего специфичного, обычно все праздники начинаются и заканчиваются приборкой. Секрет в том, что кроме стандартного, вернее сказать, тщательного наведения чистоты, хозяйки обязаны вычистить весь дом от квасного: мучных изделий, злаков, соусов и многого прочего.
Некоторые все подъедают или сдают в аренду не еврею. Продолжается Песах семь дней, а начало всегда проходит очень торжественно. Вечером 14 нисана принаряженная в белоснежные одежды семья в полном составе вместе с гостями собирается за ужином и читает Пасхальную Агаду.
Суть трапезы — в ее названии: седер или порядок. Как бы ни соблазнял запах фаршированной рыбы , церемония седера соблюдается крайне педантично: каждому действию отведено свое место и время. На целую неделю весь еврейский мир лишен простого хлеба.
Убегая из Египта, евреи торопились так, что пришлось прихватить с собой приготовленное, но еще не забродившее тесто. Несли его на спинах, под палящим солнцем оно превратилось в сухие и пресные лепешки или знаменитую мацу — главный символ Песаха. В дни праздника усиливается впечатление, что Израиль — это один общий город, со сплошными улицами, а главное — с единой оживленной атмосферой.
Часто за праздничным столом люди беседуют по методике кругов, популярной в Израильском обществе.
Однако по окончанию этой субботы они не вернулись в рабское состояние, поэтому она и была названа Великой». Однако отступившие от еврейской традиции саддукеи утверждали, как и во многих других случаях, что слова Торы надо понимать буквально, и что они относятся к субботе, следующей за праздником. Чтобы сделать бессмысленным это утверждение саддукеев, наши мудрецы назвали субботу, предшествующую празднику, Великой субботой. Турей загав отмечает, что через много лет в день десятого Нисана, который также пришелся на субботу, еврейский народ посуху перешел Иордан. Книга Цеда ладерех рассказывает, что в субботу, предшествующую Песаху, целые общины собирались вместе, чтобы освежить в памяти законы праздника. Поэтому эта суббота и названа Великой — ибо в нее изучались великие и трудные законы. Другое, сходное объяснение: эта суббота названа Великой, поскольку в нее перед народом выступал величайший из раввинов города или общины. Книга Сефер га-пардес, автором которой считается Раши, приводит похожее объяснение, ссылаясь на рабби Ицхака Юскунту, жившего в одной из арабских стран: «Поскольку в эту субботу изучение законов Песаха затягивается до очень позднего часа пополудни и народ не расходится по домам, пока не дослушает урок до конца, она представляется более длинной, чем все другие дни, и оттого называется Великой».
Магариль утверждает, что, так же как Йом Кипур назван «Великим постом» потому, что в этот день очень много часов посвящено покаянию и молитвам, Великая суббота названа так потому, что в этот день очень много времени посвящено изучению законов Песаха. Мудрецы позднего времени дали еще одно объяснение этого названия: «Тора указывает две причины для соблюдения субботы. Поэтому до освобождения из египетского рабства у евреев была только одна причина для соблюдения субботы — Сотворение мира Всевышним за шесть дней. А в последнюю субботу, проведенную ими в Египте, добавилась и вторая причина — память о рабстве и избавлении. Поскольку в эту субботу сама заповедь соблюдения субботы приобрела еще одно значение, и оттого важность этой заповеди как бы возросла, она и была названа Великой». И еще одно сходное замечание: после того, как еврейский народ был избавлен от рабства, суббота как бы обрела себе в нем достойную пару. Таким образом все члены общины как бы еще раз «повторяют» сложнейшие законы, связанные с хамецем и мацой, а также другие галахические установления. В Шахарит включаются отрывок Бархи нафши и пятнадцать Псалмов Шир га-маалот, читаемые во все остальные зимние субботы в молитве Минха, а также фрагмент Пасхальной Агады начинающийся со слов «Мы были рабами Паро в Египте» и заканчивающийся словами «Чтобы искупить все наши грехи» — поскольку именно в Великую субботу началось освобождение. Некоторые авторитеты объясняют обычай читать в этот день часть Пасхальной Агады тем, что следует заранее знакомить с ней подростков, чтобы наилучшим образом исполнить заповедь Торы «Будешь рассказывать своему сыну о том, как Всевышний вывел Израиль из Египта » в пасхальную ночь.
Этот последний обычай не получил распространения в сефардских общинах. Существует еще одно объяснение этого обычая: евреи читают Агаду в Великую субботу для того, чтобы освежить ее в памяти. Для чего? Для того, чтобы в случае, когда пасхальный Седер приходится на субботний вечер, можно было уверенно читать текст Агады при слабом свете свечи даже в одиночестве. Поскольку читающий будет помнить его почти наизусть, у него не возникнет желания поправить свечу, чтобы она давала больше света и ему легче было читать. Во многих сефардских общинах евреи обращаются в этот день друг к другу с особым приветствием: Шабот га-гадоль ме-вурах — «Благословенна Великая суббота! В большой речи он дает им наставления и предписания как общего характера, так и практические, объясняет предпасхальные законы очищения посуды, уничтожения хамеца и изготовления мацы — чтобы жители города, не дай Б-г, не допустили какой-нибудь ошибки, поскольку после наступления Песаха никакая, даже ничтожная примесь запрещенного хамеца не может быть аннулирована. Принято включать в это выступление различные увлекательные истории, связанные с Великой субботой и Песахом. Если Великая суббота приходится на какун праздника Песах, в некоторых общинах переносят выступление мудреца на предыдущую субботу, поскольку законы, о которых он рассказывает, должны быть применены в ходе подготовки к празднику.
В случае, когда Великая суббота непосредственно предшествуют Песаху, все приготовления к празднику завершаются до ее наступления. Другой древний обычай: накануне Великой субботы из муки, заготовленной для изготовления мацы, пекут немного квасного хлеба — то есть хамец. Этот хлеб называют «хала бедняка» по аналогии с другим названием мацы — «хлеб бедняка» или «хала синагоги» и делят между бедняками. Люди побогаче пекут больше, победнее — меньше. Один из наших мудрецов писал: «Когда этим обычаем начали пренебрегать, на урожай пало проклятие». Магаршаль из Люблина дал такое указание: «Каждый еврей должен съесть до наступления Песаха немного хлеба, изготовленного из муки, предназначенной для печения мацы. Чтобы можно было предположить, что даже если в муку попало небольшое количество хамеца, он был сосредоточен именно в той ее части, которая была съедена до Песах». В таком случае вся остальная часть муки полностью пригодна для употребления в Песах, и из нее можно смело печь мацу. Существует мнение, что обычай печь «халу бедняка» связан с соображением, о котором учил Магаршаль.
Эту халу делили между бедными для того, чтобы исполнить заповедь помощи нуждающимся, и заслуга выполнения этой важнейшей заповеди помогала справиться с труднейшей задачей истребления хамеца и подготовкой к Песаху. В ашкеназской общине Иерусалима и многих других общинах было принято исключать из вечерней молитвы, произносимой на исходе Великой субботы, отрывок, начинающийся словами Виги ноам — «Да будет милость Г-спода Б-га нашего на нас» Тегилим, 90, 17 , даже если первый день Песаха приходится на следующую субботу. Дело в том, что этот отрывок принято читать, только если за завершившейся субботой следуют шесть полных рабочих дней. В этих общинах принято запрещать многие виды работ в канун Песаха, так что между Великой субботой и Песахом никак не может быть шести рабочих дней. Другие события, происшедшие в этот день, связываются исключительно ним. В конце 39-го года пребывания евреев в пустыне после Исхода из Египта именно 10-го Нисана умерла праведная сестра Моше Мирьям. Израиль лишился одного из трех своих замечательных лидеров, руководивших им в пустыне двое других — это Моше и Агарон. Почему еврейская традиция назвала их товим — «замечательными» а не выбрала какой-либо иной эпитет? Потому что за их заслуги Всевышний дал Израилю три замечательных подарка: ман — манну — за заслуги Моше, Облака Славы — за заслуги Агарона и движущийся колодец или источник — за заслуги Мирьям.
Сразу же после смерти Мирьям источник, сопровождавший Израиль в его странствованиях, исчез. В Торе рассказывается: «И пришли все сыны Израиля, вся община, в пустыню Цин в первый месяц [года], и остановился народ в Кадеше и умерла там Мирьям, и там же была погребена. И не было воды для общины, и собрались они против Моше и Агарона» Бемидбар, 20,1. В день 10-го Нисана во все времена устраивался «пост праведников» — в память о смерти Мирьям. Ровно через год, в тот же день, произошло другое великое событие, на этот раз радостное — воды Иордана расступились, стали стеной, и еврейский народ посуху перешел разлившуюся реку. В этот день наши праотцы в том числе и многие выходцы из Египта: колено Леви, дети и старики, принадлежавшие всем коленам, а также многие женщины — все те, на кого не распространялся приговор Всевышнего — «Они умрут в этой пустыне» , перейдя Иордан, впервые ступили на Святую землю для того, чтобы завладеть ею, как сказано в Книге Йегошуа: «И народ вышел из Иордана в десятый день первого месяца, и расположился станом в Гилгале, у восточного края Йерихо» Йегошуа, 4,19. Наши мудрецы в книге Ялкут Йегошуа, 15 учат, что мужественное поведение евреев в Египте, где они на глазах египтян выбрали себе ягнят для пасхальной жертвы, и было той заслугой, за которую Всевышний совершил для них новое чудо, остановив воды Иордана — на это указывает сходство вышеприведенного фрагмента из Книги Йегошуа и фрагмента из Торы, рассказывающего о событиях Великой субботы: «В десятый день этого месяца пусть возьмут себе каждый по ягненку на каждое семейство, по ягненку на дом» Шмот, 12,3. Прежде всего потому, что мы считаем трех первых руководителей еврейского народа — Моше, Агарона и Мирьям — своими непосредственными руководителями и покровителями во все времена. Во всех поколениях они сопровождают Израиль, и день их смерти каждый год становится днем траура — как если бы они действительно умерли в этом году.
Некоторые другие события, происшедшие в давние времена, также отмечаются каждый год в определенный день всеми последующими поколениями. Это относится к дню, когда был воздвигнут Мишкан 1-е Нисана , дню, когда умер последний из тех выходцев из Египта, которые были приговорены Всевышним к смерти в пустыне 15-е Ава , и некоторым другим дням, разумеется, не считая праздничных дней, прямо указанных Торой. Все эти события оказывают воздействие на жизнь всех поколений еврейского народа. Необходимо отметить, что и в более поздние времена не только в эпоху Исхода были люди и события, навечно вошедшие в нашу историю и сопровождающие нас из года в год в определенный день — годовщину этого события. Более того, в этот день само событие как бы повторяется в нашей жизни. С другой стороны, целый ряд великих людей и событий, память о которых сохраняется во всех поколениях, сопровождают нас по сей день — однако с ними не связан никакой определенный день года. Поскольку мы не отмечаем их память в определенный день года, даже годовщина этих событий не связывается с ними больше, чем все остальные дни. На вопрос — какие из важнейших событий нашей истории мы празднуем в установленный день года, а какие не празднуем, но просто помним о них, могут ответить только величайшие мудрецы, исчисляющие сроки, и пророки, провидящие будущее вплоть до конца времен. Только они способны распознать, какие события во все времена сияют первозданным блеском — таким же, как и в самый первый год — и объявить их праздниками, и, с другой стороны, свет каких событий равномерно распространяется по всем дням года — и не объявляют их праздниками.
День 10-го Нисана, несмотря на обилие важнейших событий, произошедших в этот день — смерть Мирьям и исчезновение источника, пересечение Иордана и вступление в Эрец Исраэль — мы отмечаем лишь постом в память первого из них. Все остальные события мы в этот день не отмечаем. Некоторые законоучители утверждают, что именно поэтому память о чудесах, происшедших в Египте, отмечается не 10-го Нисана, а в Великую субботу — чтобы никто не мог подумать, что этот день стал праздничным прежде всего из-за того, что в него евреи пересекли Иордан. Перенос праздника на субботу ясно показал, что отмечаются именно чудеса, происшедшие в Египте — ведь пересечение Иордана произошло в будний день. Тот, кто смешал с водой муку, произведенную из одного из пяти основных видов злаков, и не испек полученное таким образом тесто в течение установленного времени, — создал хамец согласно определению Торы. О каких пяти видах злаков идет речь? О хита пшенице , кусемет полбе , сеора ячмене , шиболет-шуалъ овсе и шифон ржи. Следует помнить, что кусемет — вид пшеницы, а шиболет-шуаль и шифон — виды ячменя. Наши мудрецы установили, что время, необходимое, чтобы тесто превратилось в хамец, составляет 18 минут, если тесто замешано обычным образом.
Если в течение 18 минут после того, как в муку была добавлена вода, они стояли без дела то есть не подвергались обработке , перед нами бесспорный хамец. Время замешивания теста и прочих рабочих процедур в счет 18 минут не идет. Однако если в ходе кулинарных процедур тесто нагрелось, его не оставляют даже на самое короткое время — если не хотят, чтобы оно превратилось в хамец. Однако тесто, замешанное не на воде, а на фруктовых соках, или даже на воде при условии, что оно было положено в печь до того, как истекли установленные 18 минут, хамецем не становится. Тем не менее, запрещается замешивать тесто в Песах даже таким образом, поскольку существует опасение, что в него попадет хоть немного воды, или же по какой-либо причине произойдет задержка, тесто не попадет в печь вовремя и таким образом превратится в хамец, а его хозяин нарушит заповеди Торы. Пресный пасхальный хлеб — маца. Эта круглая маца — ручной выпечки. Именно такую мацу многие считают предпочтительной для Седер Песах Запрещается не только есть хамец в Песах, но и пить его размоченным в любой жидкости. Запрещен он и для любого иного употребления.
Обнаруженный в Песах хамец должен быть сожжен или полностью уничтожен каким-нибудь другим способом. Любое, даже сколь угодно малое количество хамеца запрещено в Песах. Более того, запрещена любая его примесь: даже если ничтожно малое количество его смешается в Песах с тысячу или в миллион раз большим количеством разрешенного вещества, хамец не аннулируется, и вся смесь окажется запрещенной. Однако, если некоторое количество хамеца смешается с иным веществом до Песаха, то есть в то время, когда хамец разрешен к употреблению, он аннулируется, если объем иного вещества в 60 раз превосходит объем хамеца. В таком случае эта смесь разрешена к использованию в Песах при условии, что хамец «растворился» в разрешенном веществе и стал невидимым и неразличимым. Запрещено употреблять в пищу хамец начиная с полудня то есть с седьмого солнечного часа 14-го Нисана. Тот, кто делает это даже до наступления Песаха , преступает заповедь Торы, в которой сказано: «Не ешьте при этом квасного» Дварим, 16,3. Это значит, что хамец запрещен уже тогда, когда приносится пасхальная жертва. Еврейская традиция формулирует этот запрет так: запрет накладывается на хамец с того момента, когда можно приносить пасхальную жертву, то есть с полудня начала седьмого солнечного часа 14-го Нисана.
Но это еще не все. Наши мудрецы запретили есть хамец с начала шестого часа для того, чтобы никто не мог по ошибке затянуть трапезу и нарушить запрет Торы. Поэтому уже с начала шестого часа запрещено не только есть хамец, но и использовать его каким бы то ни было образом — в течение шестого часа из-за постановления мудрецов, а затем — из-за запрета Торы. На пятый солнечный час наложено более слабое ограничение: в него уже не едят хамец, но еще можно использовать его иным образом. Это ограничение введено потому, что в облачный день можно спутать пятый час с шестым. Мы уже подчеркивали, что речь идет не об обычных часах, состоящих из 60 минут, а о солнечных часах, продолжительность которых зависит от длины солнечного дня. Тот, кто преднамеренно съедает кезайит хамеца в Песах — начиная с вечера 15-го Нисана и до конца дня 21-го Нисана, — подлежит тягчайшему наказанию — карету духовному смертному приговору, вынесенному Небесами — исключению души провинившегося из еврейской общины. Об этом прямо сказано в Торе: «Всякий, кто будет есть квасное, душа та истреблена будет из среды Израиля» Шмот, 12,15. Хамец, «переживший» Песах во владении еврея, запрещен к любому использованию навсегда.
Этот «штраф» наложен нашими мудрецами на тех, кто нарушил заповеди Торы «да не будет видно» и «да не будет находиться». Он накладывается и на тех, кто оставил неуничтоженный или непроданный хамец по ошибке или по не зависящим от него причинам — чтобы никому не пришло в голову оставить в своем владении хамец в Песах для того, чтобы воспользоваться им после праздника. Она наложила на него особые запреты «да не будет видно» и «да не будет находиться», запретила не только есть хамец, но и использовать его любым другим способом, а того, кто ест его в Песах, наказывает каретом. Кроме того, наши мудрецы наложили запрет на любое, сколь угодно малое количество или долю хамеца не распространяющийся на другие запрещенные продукты. Поэтому еврейский народ, трепетно исполняющий заповеди, наложил на себя дополнительные запреты в Песах для того, чтобы избежать любого намека или подозрения на хамец. Не следует пренебрегать дополнительными запретами, связанными с законами праздника Песах, которые накладывает на себя та или иная еврейская община, даже если эти запреты не относятся непосредственно к запрещенному Торой хамецу, поскольку еврейский обычай — это неотъемлемая часть Торы. Даже если кто-то наложит лично на себя особые ограничения, связанные с Песах, к этому следует относиться с уважением. Необходимо позволить таким людям исполнять свои обычаи, даже если вытекающие из них ограничения весьма далеки от того, чтобы предотвратить реальное нарушение заповеди. Несмотря на то, что наши мудрецы заповедали нам любовь к ближнему, как самое высокое человеческое качество, и учат, что нет благословения тому, кто лишает своего ближнего малейшей радости, в Песах многие замечательные люди ведут себя как бы вразрез с этими правилами.
Они устраивают каждый для себя отдельные трапезы, едят отдельно друг от друга и даже не обмениваются посудой — несмотря на то, что все они Б-гобоязненные люди, тщательно исполняющие заповеди. Наши мудрецы постановили, что не следует осуждать тех, кто ведет себя таким образом в Песах, ибо они поступают так не из высокомерия. Почему наши мудрецы столь снисходительны? Из-за особой строгости запретов, связанных с законами праздника Песах. Великий Ари писал, что каждому, кому удастся избежать наималейшего нарушения, связанного с ничтожнейшим количеством или долей хамеца в Песах, Небеса обещают, что он избежит и всех других грехов в течение всего года. Но заповеди, относящиеся к Песаху, Тора определила так, что они накладывают на нас определенные обязательства и до, и после праздника. Какая именно заповедь, относящаяся к Песах, должна быть исполнена до наступления праздника, а связанный с ней запрет действует и после его окончания? Это заповедь об уничтожении хамеца. Даже если еврей выполнит все остальные пасхальные законы и предписания, принесет в Храме пасхальную жертву 14-го Нисана и съест свою долю ее с мацой и марором горькими овощами , расскажет в пасхальную ночь об Исходе из Египта, благословит и прославит освобождение, не будет есть в Песах запрещенный хамец, воздержится от работы в первый и седьмой день праздника и так далее, — если он при этом не уничтожил весь имевшийся в его распоряжении хамец перед наступлением праздника, он наружил множество заповедей и предупреждений, содержащихся в Торе, и его ждет суровое наказание.
Более того, даже после окончания праздника хамец, переживший Песах, запрещен к какому-либо употреблению. Он должен быть уничтожен, чтобы кто-нибудь не воспользовался им по ошибке. К уничтожению — биюр — хамеца приступают за тридцать дней до наступления праздника. Последнего срока для этого уничтожения нет и быть не может — «уцелевший» и переживший Песах хамец должен быть уничтожен, когда бы он ни был обнаружен. Однако основной, установленный мудрецами срок уничтожения хамеца, который обязывает каждого из нас — это конец дня 13-го Нисана. Еще точнее: за полчаса до появления звезд в ночь 14-го Нисана мы обязаны оставить любое занятие, любую работу, даже изучение Торы, и приступить к бдикат хамец — поиску хамеца в доме с тем, чтобы затем его уничтожить. Запрещено не только есть его или использовать любым другим образом. Кроме того, Тора обязала нас уничтожить хамец, находящийся во владении всех евреев, — так, чтобы они вообще не видели его в своем доме, так, чтобы он не находился в их владении. В Торе сказано: «Семь дней не должна находиться закваска в домах ваших» Шмот, 12,19.
Там же говорится: «Да не будет видно у тебя квасного, и да не будет видно у тебя закваски во всех пределах твоих» Шмот, 13,7. Оба эти предупреждения — отдельные запретительные заповеди, обязывающие уничтожать хамец, — дополняют «позитивную» заповедь, сформулированную Торой: «В первый же день устраните закваску из домов ваших» Шмот, 12,15. Таким образом, уничтожение хамеца предписано нам одной «позитивной» заповедью и двумя запретительными. Таким образом, каждый еврей должен до полудня 14-го Нисана аннулировать весь хамец, находящийся в доме или просто ему принадлежащий но находящийся в другом месте. Тот, кто не уничтожил хамец в своем доме или в любом другом месте, не выполнил «позитивную» заповедь Торы. Начиная с полудня 14-го Нисана и до конца праздника Песах тот, кто не ликвидирует и не уничтожает принадлежащий ему хамец, каждое мгновение не выполняет «позитивную» заповедь Торы об «устранении» хамеца и одновременно нарушает два запрета Торы: «да не будет видно у тебя закваски…» и «не должна находиться у тебя закваска». Правда, большинство еврейских мудрецов считает, что нарушение этих запретов наступает позже, чем невыполнение заповеди об «устранении» хамеца: нарушение запретов начинается только после наступления праздника, то есть в ночь на 15-е Нисана, в то время, как «позитивная» заповедь должна быть исполнена до полудня 14-го Нисана, и тот, кто не ликвидирует хамец к этому моменту, виновен в нарушении «позитивной» заповеди. Этот срок определен словами Торы «В первый же день устраните закваску из домов ваших». Еврейская традиция установила, что этот «первый день» — 14-е Нисана, названный так потому, что он непосредственно предшествует семи дням праздника Песах.
Доказательство тому содержится в других словах Торы: «Не изливай при квасном кровь жертвы Моей» Шмот, 34,25 , означающих, что пасхальная жертва не может быть принесена до тех пор, пока хамец полностью не ликвидирован — а ведь она приносится после полудня 14-го Нисана! Что называет Тора аннулированием хамеца? Аннулирование — это бесповоротное решение о полном отказе от хамеца, приравнивающее его к обычной пыли. Тот, кто принимает это решение, постановляет, что отныне в его владении вообще нет хамеца, а если он случайно и остался, то представляет собой простую пыль, не приносящую никакой пользы. Наши мудрецы обязали нас искать хамец даже в самых сокрытых местах и щелях и ликвидировать весь хамец, найденный в своих владениях. Они постановили также, что поиски хамеца — бдикат хамец — и аннулирование — битуль хамец — осуществляются вечером. Эти процедуры начинаются в самом конце дня 13-го Нисана и заканчиваются уже 14-го Нисана и производятся при свете свечи, — потому что по вечерам все люди возвращаются домой, а свет свечи благоприятствует поискам. Поэтому не назначают никаких встреч на послеполуденные часы 13-го Нисана, и даже выдающиеся раввины не выступают в это время в синагогах — из опасения, что выступление затянется и слушатели пропустят время поисков хамеца Рамбам. Как было указано выше, человек, мысленно аннулировавший весь принадлежащий ему хамец и приравнявший его к пыли, которая никому не принадлежит, выполнил тем самым позитивную заповедь об «устранении» хамеца и более не нарушает запреты «да не будет видно» и «да не будет находиться» — даже если хамец все еще физически находится в его доме.
Дело в том, что запрет Торы «видеть» и «владеть» относится только к принадлежащему нам хамецу, поскольку именно так следует понимать слова «да не будет видно у тебя квасного» — то есть запрещено видеть свой хамец, но нет никакого запрета видеть чужой или никому не принадлежащий хамец. Но если это так, для чего мудрецы обязали нас специально разыскивать хамец даже в самых скрытых щелях? На то существуют две причины. Первая состоит в том, что аннулирование хамеца, сознательный отказ от него совершается мысленно, а не физически. Оно должно носить абсолютный характер, характер абсолютного отказа. Однако разные люди мыслят по-разному и можно предположить, что некоторые из них отнесутся к мысленному аннулированию без достаточной серьезности, или их отказ от хамеца не будет абсолютным. Поэтому мудрецы и постановили, что мысленное аннулирование не будет признаваться действенным до тех пор, пока хамец не устранен физически. Другая причина: в течение всего года мы непрерывно пользуемся хамецем и привыкаем к нему; в силу привычки мы можем забыть о запрете и воспользоваться аннулированным хамецем, если физически он будет находится в дни Песаха в нашем доме. Поэтому мы обязаны тщательнейшим образом искать хамец во всех своих владениях и ликвидировать его физически до того, как наступит момент, когда его запрещено будет есть.
Однако несмотря на то, что мудрецы обязали нас искать и устранять хамец из всех своих владений, они не освободили нас от обязанности аннулировать его. Поэтому после окончания поисков мы должны произвести аннулирование — на случай, если искали недостаточно тщательно, и в доме остался батон хлеба, из-за которого мы можем нарушить законы Песаха, или же, напротив, небольшое количество хамеца, о котором мы забыли и потому не уничтожили. Мы опасаемся, что хамец обнаружится в праздничную субботу или в йом-тов, когда мы не сможем его сжечь, или даже просто того, что, обнаружив его в хол гамоэд, мы не сразу его уничтожим и таким образом в течение какого-то времени будем нарушать заповеди «да не будет видно» и «да не будет находиться». Хотя, как уже было отмечено, поиск и физическое уничтожение хамеца — постановление еврейских мудрецов, решивших не полагаться на мысленное аннулирование, которого, согласно Торе, обычно вполне достаточно, в некоторых случаях мы непосредственно по требованию Торы обязаны искать и уничтожать его, поскольку в этих случаях даже самого абсолютного аннулирования недостаточно. В каких именно случаях? Если мы по не зависящей от нас причине или просто по забывчивости не уничтожили хамец до полудня 14-го Нисана — потому что после этого момента мысленное аннулирование уже не действует. Дело в том, что с этого момента хамец уже запрещен для какого бы то ни было использования и, таким образом, нам уже не принадлежит — поэтому мы уже не можем от него отказаться,» как не можем отказаться от чужой вещи. Точнее, хамец уже настолько не наш, что мы не можем его аннулировать, однако Тора считает его нашим настолько, что, сохраняя его, мы нарушаем заповеди «да не будет видно» и «да не будет находиться» — до тех пор, пока не уничтожим его физически. Поэтому в таком случае у нас нет другого способа «ликвидировать» хамец и прекратить нарушать заповеди, кроме как найти его и физически уничтожить.
А поскольку днем свеча дает очень слабый свет, было решено производить эти поиски вечером. Поэтому поиски откладываются вплоть до момента появления звезд, и к ним не относится правило «праведники не откладывают исполнение заповедей» — их не начинают сразу же после захода солнца. Однако сразу же после появления звезд необходимо приступить к поискам, потому что в это время дневной свет еще не полностью поблек; запрещено откладывать их на более позднее время. Уже за полчаса до появления звезд, вскоре после захода солнца 13-го Нисана, следует закончить все дела и не приступать к новым вплоть до завершения поисков. Даже если на этот час назначен постоянный урок Торы, он должен быть отложен. Даже если человек приступил к изучению Торы или к работе раньше, в дозволенное время, он должен прервать то, чем занимается. Принято присоединяться к ранней вечерней молитве Маарив в синагоге из опасения, что в более поздний час там не соберется миньян, и завершать ее до начала поисков, исходя из общего правила: часто исполняемая заповедь предшествует редко исполняемой. Поскольку молитва совершается ежедневно, а поиски хамеца — раз в год, молитва в миньяне предшествует поискам. Однако тот, кто намеревается молиться в одиночестве, должен сначала произвести поиски хамеца, поскольку ежедневная молитва является привычной частью его жизни и нет опасения, что из-за поисков он забудет о ней.
Тот, кто по какой-либо причине не произвел поиски в установленное время, то есть вечером 14-го Нисана, должен сделать это днем 14-го Нисана, однако и в этом случае искать хамец следует при свете свечи, а не при солнечном свете. Если комната, в которой происходят поиски, днем ярко освещена например, если это веранда, имеющая только три стены , разрешается искать и при солнечном свете. Это же относится и к другим комнатам, имеющим большие окна и хороший доступ света.
Однако морские воды, по воле Всевышнего, расступились, и иудеи смогли пройти по дну. После чего египтяне утонули в сомкнувшихся водах Красного моря Именно освобождению евреев из египетского плена и посвящен Песах, дающий надежду на лучшее будущее. Светлое Христово Воскресение Название важнейшего христианского праздника - "Пасха" - происходит от названия праздника иудеев "Песах", и также означает "прошел мимо", "миновал". Этот праздник, который еще называют Светлым Христовым Воскресением, является переходящим и в 2022 году приходится на 24 апреля.
Подобно тому, как Моисей вывел израильтян из Египта, Иисус вывел человечество из рабства греха и смерти.
Что такое Песах
Песах (Пейсах, Пасха) – основной еврейский праздник, связанный с их историей. Песах означает – «проходить мимо». Таймкоды для вашего удобства: 00:40 – Почему Песах называется Песахом?08:16 — Кто скитался по пустыне 40 лет и почему вообще евреи вышли из Египта?12:02 — Гд. פִּסְחָא писха; по-русски — песах) — центральный иудейский праздник в память об Исходе из Египта, один из трёх паломнических праздников. Песах посвящен главному событию библейской истории — Исходу из Египта и освобождению еврейского народа от 400-летнего рабства. Песах именно связан с крестной жертвой Иисуса Христа.