Сосредоточимся на расследовании другой версии, согласно которой в образе Кащея Бессмертного скрывается какая-то реально существовавшая личность. Кощей Бессмертный, Кащей (вероятно от кость, первоначальное значение «худой, тощий»[1]) — персонаж восточнославянской мифологии и фольклора (особенно волшебной сказки).
Проект для 1 класса по литературному чтению «Кто такой Кощей Бессмертный?»
Кощей Бессмертный — исконно-посконный славянский Тёмный Властелин, первый и, пожалуй, самый известный фольклорный прообраз лича. это народно-фольклорный образ древнерусских сказок, возникший из-за сомнительных слухов о Святом Касьяне, подкрепленный такими старославянизмами, как кошть и кощун. Кинематографических произведений про Кощея Бессмертного не сосчитать на пальцах, поэтому представлю несколько известных картин с участием именитых актеров. как и почти все русские сказочные образы - именно собирательный образ, который обретал конкретную форму и наполнялся конкретными деталями в процессе народного КОЛЛЕКТИВНОГО творчества. В русских сказках Кощей Бессмертный – злодей из злодеев. Ни единого положительного качества, а всё – от внешности и до самой его сущности персонаж неприятнейший.
Кощей Бессмертный
Кощей Бессмертный является злодеем в данном произведении. Наибольшее внимание уделяется широко распространенному персонажу русских сказок Кощею Бессмертному и ответу на вопросы: Кто такой Кощей Бессмертный? Кощей Бессмертный является злодеем в данном произведении. Наибольшее внимание уделяется широко распространенному персонажу русских сказок Кощею Бессмертному и ответу на вопросы: Кто такой Кощей Бессмертный? Мы решили разобрать поп-культурно-фольклорную полку, где главный скелет — Кощей (или Кащей) Бессмертный. От кельтско-британско-ирландских мотивов мы можем проследить цепочку, в которой Кощей Бессмертный может быть прародителем царской династии Романовых.
Версия первая: народный вымысел (фольклор)
- Папу Кощея звали Боря | Статьи | Известия
- Разыскивается Кащей Бессмертный
- Откуда появился Кащей Бессмертный?. Кто есть кто в мире искусства
- Тайны русских сказок. Кощей Бессмертный Кто он такой на самом деле? - ЛИТИНТЕРЕС
- Кто такой Кощей?
Божественное происхождение
- Кощей Бессмертный: кем он был до того, как стал живым мертвецом
- Вся правда о Кощее Бессмертном - Русская семерка
- Божественное происхождение
- Кощей бессмертный. Как Карачун обрёл могущество
- Кощей Бессмертный – языческий бог славянской мифологии или сказочный герой?
- Значение слова КОЩЕЙ. Что такое КОЩЕЙ?
Кощей Бессмертный
Это подкрепляется внешним видом Кощея — его обычно рисуют страшно худым, скелетообразным. Возьмите советские фильмы-сказки — там все его кости четко прорисовываются. Проблема в том, что это может быть результатом более позднего переосмысления имени. Здесь тоже своя проблема — в сказках это довольно могущественный персонаж, который ни чьим пленником не является исключение составляет ряд сказок, где в начале Кощей предстает как раз узником в подземелье. И, наконец, третья версия — наименее убедительная и самая слабая в плане лингвистического обоснования.
Кстати, некоторые исследователи в области славянской мифологии утверждают, что образы Бессмертного и Горыныча взаимозаменяемы в русских сказках. Оба они просто обожают богатства, а также воруют девушек-красавиц! Однако Кощей наделен чуть большим могуществом, неподвластным Змею Горынычу. Версия вторая: реальный прототип По этой версии прототипом сказочного Кощея является не кто иной, как сам Святой Касьян. Дело в том, что вышеупомянутый прототип вполне могли назвать Кощеем из-за созвучности этих имен. Кроме этого, совпадают два праздника: день Чернобога и день Святого Касьяна славяне отмечали в одно и то же время - в конце февраля.
По некоторым данным, на этот праздник они надевали на себя странные наряды в виде человеческих костей с короной на голове, которые и по сей день пользуются популярностью на детских утренниках и в сказочных спектаклях. Имеется в виду костюм Кощея Бессмертного. Между тем, Касьян многое сделал, чтобы христианство распространилось на земле, однако его все равно считали злым, а не святым! Значение его имени Происхождение имени этого сказочного персонажа имеет филологический характер: созвучие и общая семантика с некоторыми словами, например, с кощунством.
Но в сказках наш персонаж часто обитает под землёй, повелевает всякой нечистью.
И тут на ум приходит другой мифологический идол славян — Чернобог, властелин загробного мира. Его рабы — это потусторонние существа. Он способен останавливать время и поворачивать его вспять, что ничего хорошего никому из живых существ не приносит. Фольклористы нашли упоминания, что Кощеюшка — сын Чернобога, но доподлинно об этом ничего не известно. Сторонники варяжкого следа в отечественной культуре находят явные признаки бога Одина в этом образе.
Самый могущественный в германо-скандинавском пантеоне, воин, мудрец и повелитель Вальхаллы. В общем, не настолько плох, как два предыдущих. Есть исследователи сказок, которые призывают считать источника бед положительным персонажем. По их мнению, он всего лишь отыгрывает роль отца девушки во время её инициации во взрослую женщину. Об этом расскажем дальше.
Родственник Горыныча Поскольку оба этих сказочных героя творят похожие дела похищают девиц, держат их в заточении, принуждают к замужеству, истребляют целые поселения , то авторитетные исследователи нередко называют их даже не родственными персонажами, а просто разными именами одного и того же существа. Но всё же внешне они сильно не похожи. У нашего персонажа помимо худобы и человеческого облика часто описаны или изображены художниками лысая морщинистая голова, острые нос и подбородок, злобное выражение лица. Поскольку он всё же властелин мертвого царства, то носит подобающую корону. Использует чёрный плащ вместо традиционного для других монархов алого плаща.
Это сближает его с колдовским образом и одновременно напоминает крылья дракона. Жильё он себе выбирает тоже нестандартное — труднодоступный замок на вершине скалы или глубокую и мрачную пещеру. И это всегда не в мире людей, а в тридесятом царстве, которое в сказках обычно и означает мир мёртвых. Подтверждением тому служит факт, что добираться туда бывает сложно, долго и опасно. А без помощи Бабы Яги или волшебных помощников — вообще невозможно.
Жертва безответной любви Кадр из мультфильма «Царевна-лягушка» 1954. YouTube Любимые сказки и мультфильмы. Самое удивительное в костлявом и ветхом старике — его могучая тяга к любви и институту брака. В каждой сказке он непременно выбирает самую прекрасную девушку и злодейски похищает её практически из-под венца. После долго уговаривает, запугивает, принуждает к браку.
Но получив окончательный отказ, превращает девушку в нечто мерзкое — жабу, змею. Если очень повезёт — в птицу. Знаменитый фольклорист Владимир Пропп объясняет это тем, что в славянской мифологии умершим людям приписывали два мучительных голода, которые они уже не могли удовлетворить. Это обычный голод то есть желание поесть и половой голод — притяжение к противоположному полу. Неудивительно, что для любви старик выбирает живых девушек, но так от них и не получает взаимности.
Однако, это уже другая история... Однако, в былине Иван Годинович содержится очень интересный сюжет о трагической любви Кощея Трепетовича и Марьи Дмитриевны, которая согласно одной версии, была дочерью купца, а другой - дочерью черниговского князя. Причем вторая версия представляется более логичной, поскольку отец Марии отказался отдать свою дочь княжичу Ивану Годиновичу, сообщив ему, что она уже просватана за другого. Купец вряд ли стал бы отказывать племяннику киевского князя Владимира. Такой поступок более уместен для князя, причем для князя равного по статусу князю киевскому.
Иван Годинович, не смирившись с отказом, силой захватил Марью Дмитриевну и повез ее в Киев. Однако, по дороге его перехватил Кощей Трипетович, которому эта девушка была обещана ее отцом. В ходе короткого поединка темный властелин одолел княжича, но не убил, а лишь связал, не желая, видимо, излишней кровожадностью шокировать свою возлюбленную. Далее влюбленная пара уединилась в шатре и занялась любовными утехами, которые был вынужден, кипя от гнева, слушать связанный Иван Годинович. Дело шло к кульминации, когда прилетел ворон и начал вещать о том, что Марье не суждено жить с Кощеем, и она никогда не будет его женой.
Причем каркал ворон столь настойчиво, что вывел Кощея из себя. Трепетович решил расправиться с птицей и выстрелил в нее из лука, однако, стрела развернулась в воздухе и поразила его самого. Вследствие чего он потерял сознание и упал без чувств как мертвый.
СУДЬБА КОЩЕЯ ТРЕПЕТОВИЧА БЕССМЕРТНОГО
Кто такой Кощей Бессмертный? - Детская онлайн энциклопедия «Хочу всё знать» | это народно-фольклорный образ древнерусских сказок, возникший из-за сомнительных слухов о Святом Касьяне, подкрепленный такими старославянизмами, как кошть и кощун. |
Откуда взялся Кощей Бессмертный: история главного злодея русских сказок | Нагнав похитителя, Кощей Трипетович вновь просит Прекрасную Марью стать его законной супругой. |
ПРОИСХОЖДЕНИЕ ПЕРСОНАЖА
- Тайна имени
- Из Википедии — свободной энциклопедии
- Тайна имени
- Исследовательская работа «Кощей Бессмертный-кто он?»
- Откуда появился Кащей Бессмертный?
Кощей Бессмертный: кем он был до того, как стал живым мертвецом
Подобное предположение отлично объясняет причину того, зачем Горынычу понадобились именно три девицы. Однако, это уже другая история... Однако, в былине Иван Годинович содержится очень интересный сюжет о трагической любви Кощея Трепетовича и Марьи Дмитриевны, которая согласно одной версии, была дочерью купца, а другой - дочерью черниговского князя. Причем вторая версия представляется более логичной, поскольку отец Марии отказался отдать свою дочь княжичу Ивану Годиновичу, сообщив ему, что она уже просватана за другого. Купец вряд ли стал бы отказывать племяннику киевского князя Владимира. Такой поступок более уместен для князя, причем для князя равного по статусу князю киевскому. Иван Годинович, не смирившись с отказом, силой захватил Марью Дмитриевну и повез ее в Киев.
Однако, по дороге его перехватил Кощей Трипетович, которому эта девушка была обещана ее отцом. В ходе короткого поединка темный властелин одолел княжича, но не убил, а лишь связал, не желая, видимо, излишней кровожадностью шокировать свою возлюбленную. Далее влюбленная пара уединилась в шатре и занялась любовными утехами, которые был вынужден, кипя от гнева, слушать связанный Иван Годинович. Дело шло к кульминации, когда прилетел ворон и начал вещать о том, что Марье не суждено жить с Кощеем, и она никогда не будет его женой. Причем каркал ворон столь настойчиво, что вывел Кощея из себя. Трепетович решил расправиться с птицей и выстрелил в нее из лука, однако, стрела развернулась в воздухе и поразила его самого.
В большинстве современных фэнтези-произведений лич является колдуном, ставшим нежитью с помощью определённых ритуалов. По одной версии, волшебник превращается в такое создание после своей смерти, по другой - вместо смерти. Он не умирает толком, а становится чем-то потусторонним и невероятно опасным. Лич - в большинстве случаев отрицательный персонаж, враг всего живого. Быть положительным ему просто запрещено. Название происходит вероятно от немецкого слова "leiche", что означает "труп". Также имеет место теория о староанглийском слове lic, оно произносится аналогично - lich. Интересно, что слово lich упоминается в англо-русском словаре Мюллера в словосочетании lich-gate - "вход на кладбище", специальные ворота, куда заносили гроб, и заходила похоронная процессия.
Сами же личи в нынешнем виде появились в начале ХХ века, когда начался фантастический "бум" в литературе. Схожих существ можно отыскать и в работах законодателя фэнтези, легендарного Роберта Говарда, который придумал Хайборийскую эру. Там рассказывается о бессмертных магах, которые благодаря колдовству сохраняют подобие жизни, но их тела представляют собой нечто жуткое и сморщенное.
Кроме этого, совпадают два праздника: день Чернобога и день Святого Касьяна славяне отмечали в одно и то же время - в конце февраля. По некоторым данным, на этот праздник они надевали на себя странные наряды в виде человеческих костей с короной на голове, которые и по сей день пользуются популярностью на детских утренниках и в сказочных спектаклях. Имеется в виду костюм Кощея Бессмертного.
Между тем, Касьян многое сделал, чтобы христианство распространилось на земле, однако его все равно считали злым, а не святым! Значение его имени Происхождение имени этого сказочного персонажа имеет филологический характер: созвучие и общая семантика с некоторыми словами, например, с кощунством. И действительно: бессмертны только всемогущие черные маги, а также люди, обратившиеся за помощью к темным силам например, Фауст Гете. Кроме того, в старославянском языке слово "кощь" или "кошть" обозначает "тощий", "сухой" или "худой". Все мы помним внешний облик нашего антигероя: кожа да кости... Некоторые этимологи говорят, что его имя - это не что иное, как мифологический образ окостеневшей и промерзшей от лютых морозов природы.
Подведем итог Давайте соберем все вышеизложенные мысли воедино.
Он не немощный старик, а очень сильный, можно сказать, жилистый. Ну а характер у него вредный, злой, сластолюбивый, жадный скупой, и он не вежливый, грубый и неблагодарный. Сила Кощея Великий чародей и царь, который обладал недюжинной силой, мог превращать людей в камни или деревья, а иногда в неприятных земноводных — змей или лягушек. Кощей связан со стихией воды: вода придаёт Кощею сверхъестественную силу.
Выпив три ведра воды, принесенные ему Иваном-царевичем, Кощей разрывает 12 цепей и освобождается из подземелья Марьи Моревны. Воду вёдрами могли пить только змеи и богатыри и получали от этого силу. Кощей является могущественным чародеем. В сказке «Иван Соснович» Кощей превращает в камень целое царство. В сказке «Елена Прекрасная» превращает Ивана Царевича в орех.
В сказке «Царевна-Змея» превращает царевну в змею. В сказке «Царевна Лягушка» наказывает царевну, надевая на неё лягушачью кожу. Также Кощей любитель превращаться в ворона. Тайна смерти Кощея Бессмертного Само прозвище этого персонажа сказок говорит о том, что убить его необычайно сложно, ведь он бессмертный. Однако для храброго героя нет ничего невозможного, ведь это все-таки сказка, в которой добро должно побеждать.
Поэтому есть и Кощея управа. Смерть его как правило находится далеко, на каком-нибудь острове или просто на берегу моря, где растет огромный дуб.
Кощей Бессмертный: кем был самый знаменитый сказочный злодей
Само слово «кощей» можно встретить в летописях XI–XII веков, оно означает там раба или пленника, скорее всего, являясь заимствованием из тюркского и этимологически не связано с могучим магом Кощеем. В некоторых сказках она еще и ест маленьких детей! Кощей Бессмертный – скелетоподобный злобный старик, чья смерть спрятана далеко и изощренно, поэтому его почти невозможно убить. Кощей Бессмертный, Кащей (вероятно от кость, первоначальное значение «худой, тощий») — персонаж восточнославянской мифологии и фольклора (особенно волшебной сказки). Кощей Бессмертный — один из наиболее ярких сказочных персонажей, производящий неизгладимое впечатление на слушателя, особенно в раннем детстве. Следовательно, сказание о Кощее Бессмертном надо рассматривать не как вымысел, а как серьёзный источник знаний, который посредством мифа дошёл до нас из глубин времени.
Исследовательская работа «Кощей Бессмертный-кто он?»
Практически скелет, обтянутый кожей. Хотя иногда он показан железным возможно одетым в доспех. Скорее всего это отсылка к Баш Челику , популярному персонажу сербского фольклора. Роль в сюжете Чаще всего он - главный злодей. Он похищает у героя суженную, а тот должен её спасти. Способности О магических способностях Кощея известно мало. Он может превращаться в ворона, способен изменять обличье других.
Он командует огромной армией нежити. Кроме того Кощей - лич маг, спрятавший половину своей души вне тела. Его смерть или часть души находиться на конце иглы. Игла в яйце, яйцо в утке, утка в зайце, заяц в сундуке, а сундук на дубе, который растёт на острове Буяне. Правда есть версии, что смерть находиться прямо в яйце. Есть и другие варианты хранилища - в фильме "Кощей Бессмертый" смерть Кощея была в змее, которую можно было найти в яблоке.
Правда при этом сам герой превращается в камень.
Сочтя, что достигли взрослости, они могли вернуться к людям, но снова проходили суровое испытание. Если выдерживали, то удостаивались звания мужчины и могли жениться. Девушек часто тоже вывозили в отдалённые лесные избушки. Но их инициация проходила мягче и была связана с ведением хозяйства. Так молодые люди символически умирали в своих детских ипостасях и возрождались во взрослых. В сказках этот переход получил несколько классических сценариев. Смерть любящих родителей и появление злой мачехи, которая устраивает испытания. Негативные обстоятельства — засуха, падеж скота.
Они заставляют идти за помощью. Вмешиваются злые люди или колдуны, вынуждают пройти испытания. На пути обязательно появляются непроходимые дремучие леса, огненные реки и другие проблемы. Персонаж сталкивается с охранниками входа в царство мёртвых: Бабой Ягой или перевозчиком на лодке через реку. Или с тем же Кощеем. Герою помогают волшебные помощники — звери и люди. Они символизируют силу рода и предков, которые охраняют своих потомков. Используются волшебные предметы. Это дары, таланты, которые человек учится применять себе во благо.
Не такой уж бессмертный Постер к фильму «Последний богатырь» 2017. Фото: Kinopoisk. Несколько веков злодею удаётся мучить людей исключительно потому, что его смерть находится отдельно от тела. А где — не знает никто. Кроме самого повелителя мёртвого царства. Всё вместе и делает его в глазах людей неубиваемым. При этом смерть, как мы знаем, находится на конце иглы — предмета хрупкого и очень уязвимого. Сломать её может даже ребёнок. Это наглядно символизирует хрупкость и человеческой жизни тоже.
Впрочем, тут женщины вновь «подсвечивают» как сейчас модно говорить слабость ходячего скелета. Рядом с ними злодей теряет бдительность. В разных сказках его тайну может знать Баба Яга, а может выведать и похищенная красавица. И богатырь рано или поздно узнаёт про заветный сундук. Конечно, добыть его бывает очень сложно.
Исследователи приводят вариант этимологии имени «Кощей» Макса Фасмера, который считал, что в древнерусский язык лексема пришла из тюркского в значении «раб, пленник, невольник». Семантика несвободы идеально синхронизируется с функциями Кощея, который не только повелевает умершими, но и является подневольным стражником «старого мира», разрушить который стремится герой сказки. Понятно, что родство с языческим Чернобогом не делает Кощея реальным человеком.
Но доказывает, что Кощей появился в славянском фольклоре во времена язычества. Примечательно, что он стал главным антигероем раннего фольклора восточных славян. Песни, в которых рассказывалось о противостоянии Кощею и победе над ним, называли «кощуны», а их исполнителей — кощунниками. После христианизации Руси на смену песням-кощунам пришли более нейтральные и удобные церкви былины. Готский вождь Германарих Фольклорист-историк В. Болдак убежден, что Кощей или Кащей — сказочный и былинный персонаж с реальным историческим прототипом. Исследователь в монографии, посвященной главному злодею русского фольклора, последовательно доказывает, что Кащей Бессмертный и готский вождь Германарих — одно и тоже лицо. Именно он создал влиятельный союз остроготов.
Понятно, что объединение зачастую было насильственным. Племена, которые отказывались подчиняться «королю», становились «в большей части перебитые».
Яйцо непременно зарывалось хлебопашцем в пахоту, как при весеннем севе, так и в поле, засеваемое озимыми, чтобы мороз не смог погубить посевы, словно призывая самого Кощея охранять это поле с яйцом. Не правда ли, символично?! Яйца - писанки, которые дарили друг другу с пожеланием здоровья, игры с яйцами и яйчатами, непременная яичница в обрядовой еде — всё делает яйцо значимым элементом жизни и об этом можно много рассказывать, но, именно, яйцо, зарытое в землю, думается, непосредственно связано с культом Кощея. Теперь необходимо вспомнить и о спутнице Кощея, Маре или Моране. В дошедших вариантах сказок она часто уже носит имя Марья, но, несомненно, что это переделка имени могучей и грозной богиня зимы и смерти, жены Кощея, дочери Лады, сестры Живы и Лели. Морана у славян в древности считалась воплощением нечистых сил.
Её символы - черная луна, груды разбитых черепов и серп, указывающий на то, что она несла ещё одну функцию — помощь в уборке урожая посредством срезания убивания созревших колосьев. И если поздний фольклор говорит нам о том, что Царь Кощей пленит Марью Моревну, то это ещё не факт, и, возможно, по понятиям древних славян, сам Кощей находится в зимнем плену, вынужденный сохранять основу будущего урожая посевное зерно и все семена разнотравья, которые нещадно губит мороз. Тут нельзя не упомянуть о дне окончания жатвы, который посвящался древнеиталийскому богу Консусу — покровителю почвы и посевов. Этот день Ferragosto торжественно отмечался Древними римлянами, которые обменивались друг с другом сакраментальным пожеланием: «Bonas ferias consuales! Исследователи отмечают, что по всей вероятности, с этим праздником были связаны ритуальные действия с водой, огнём и зеленью. Некоторые обряды сохранялись ещё в средние века, а отдельные их элементы дошли и до нового времени. В Риме в день феррагосто было принято заливать водой площадь Навона, как бы вызывая искусственное наводнение. Повторялись эти действия каждую субботу августа, и сопровождались весёлыми гуляньями, при которых было принято обрызгивать друг друга водой.
В Сицилии, в Пиана-деи-Гречи, участники после торжественной процессии поджигают огромный стог листвы растения ампелодезма. В другой провинции было принято сжигать факелами траву у обочины дороги, по которой шла процессия. Отголоском древних ритуалов с зеленью следует считать обряд сооружать в день успения триумфальные арки из трав, среди которых обязательно должен присутствовать базилик. День Кощея, он же Касьянов день, приходится на 29 февраля. Если следовать правилу славянского земледельческого календаря, что каждому дню года имеется супротивный двойник, то мы заметим удивительное совпадение: день Кощея зимнего соединяется остью с днём Консуса Кощея? Остаётся добавить, что кощеев цвет — зелёный цвет растительности , Кощей набирается сил от воды об этом чуть позже , а огонь, по поверьям многих народов, обладает плодоносной силой например, во Франции, купальский костёр принято давать разжигать жениху и невесте или молодожёнам, чтобы огонь наделил их детородной силой. Вернёмся к облику Кощея. Практически скелет, смердящий от остатков гниющей плоти — пакость, грязь, логично продолжить, что это и перегной, чернозём — то, что станет питательной средой для растений, которые были упрятаны силою ли ветра, или пахаря в землю, и произрастут новыми побегами жизни.
Откуда пошли Личи из современного фэнтези, и при чём тут Кощей Бессмертный
Между тем, поглощение воды в таких немыслимых объемах в русских сказках приписывается персонажам двух типов. Первый тип — это богатыри, былинные персонажи, наделенные огромной силой. В драке они легко справляются с противниками — махнут рукой налево, и вместо стены противников улица, махнут направо — переулочек. Голоса у богатырей были оглушительными.
Спали они долго и крепко, пили, как и было сказано, ведрами. Сила и эпизод с десятью ведрами воды дает повод задуматься: а может, Кощей тоже был богатырем - просто злым? Эту версию порой выбирают авторы современного славянского фэнтези.
Так, в одной из сегодняшних обработок легенды о Кощее говорится о том, что когда-то он был великим богатырем, но затем попал в плен. Его на десятилетия заточили в темницу, где подвергали жестоким пыткам, из-за чего он утратил разум, но не утратил силы. В результате Кощей рисуется сумасшедшим маньяком, которого, впрочем, впоследствии останавливает другой богатырь.
Интересная интерпретация, однако Кощей все-таки не был безумцем. Напротив, скорее злым гением, знатоком темных искусств, способным превращать врагов в зверей, камни или деревья, а также самому превращаться - в ворона, например. Второй тип существ, которым русские сказки приписывали способность поглощать воду ведрами, были змеи.
Те самые, с которыми постоянно сражались богатыри. В славянской традиции у змей было много голов, они могли дышать огнем и часто нападали на людей — сжирали их, а девушек воровали и брали в жены. Облик Кощея начисто лишен змеиных черт, он вполне антропоморфный, но воровство чужих невест за ним неоднократно подмечалось собственно, это главная причина, по которой герой обычно идет с Кощеем сражаться.
Есть и еще одна вещь, которая связывает Кощея с мифологическими змеями. Змей как символ представлен в легендах множества народов. Часто он представляет собой доброе начало и связывается с плодородием и землей.
Но у него есть и темная, хтоническая сторона, связанная с мраком и хаосом. В этом случае змей восстает против света и олицетворяет собой всю тьму, которая только может пробудиться в человеке. Хтонический змей имеет доступ к подземному миру, царству мертвых и их магии.
В этом смысле Кощей змеям более чем близок. Может, он как раз и представляет собой существо, в котором тьма пробудилась в полной мере? Или же он похож на древнегреческого Аида, бога подземного царства и умерших?
Ведь практически ни в одной сказке нет упоминания о подданных Кощея, а какой же без них царь? Царство Кощеево упоминается неоднократно, а вот жители его — нет. Не исключено, что жителей там как раз и не было — были мертвые, и Кощей сидел на троне царства мертвецов, откуда периодически совершал набеги на царство живых.
Каждую из них олицетворяет свой бог. Враждебную олицетворяет Кощей — бог холода и зла. По старославянским обычаям, ровно в полночь с 29 февраля на 1 марта нужно торжественно раздавить в руке сырое куриное яйцо — таким образом Кощею, смерть которого традиционно скрывается в яйце, приходит конец, а поскольку Кощей символизирует собой зиму, то заодно оканчивается и зима.
Кощей Бессмертный считается одним из столпов русских народных сказок и славянского фольклора. Его принято изображать злодеем, жаждущим разве что золота и общества юной девы. Однако мало кто знает о том, что он не всегда был таким. О биографии Кощея Бессмертного читайте в нашем материале.
Больше, чем персонаж детских сказок Кощей Бессмертный упоминается не только в детских сказках. Он также является персонажем славянского фольклора. Некоторые исследователи считают, что история этого героя куда интереснее и глубже, чем принято считать. Одно лишь происхождение имени Кощея Бессмертного вызывает множество вопросов. В одних сказках его зовут Кощеем, в других Кащеем. По одной из версий, слово «кощей» произошло от слова «кость», обозначая худощавого человека.
Бабка Ежка — это такая пакостливая бабуля с согнутой спиной.
Она живет в избушке на курьих ножках, войти в которую можно только после произнесения заклинания про «передом и задом», а также летает в ступе. В некоторых сказках она еще и ест маленьких детей! Даже немного смешные, по крайней мере, если тебе не 5 лет. А ведь на самом деле они - сильнейшие языческие божества, которые выполняют интересную функцию: стерегут входы в мир мертвых. Даже внешняя атрибутика «Костяная нога», скелетообразный вид намекают на их связь со смертью. Эти сказочные существа — проводники, существующие в обоих мирах одновременно.
Кощей Бессмертный - кто он? Теории происхождения народного антигероя
В русских народных сказках Кощей Бессмертный — самый страшный персонаж. Кощей Бессмертный это отрицательный герой из русской мифологии. отрицательный персонаж славянского фольклора. Кощей Бессмертный, Кащей (вероятно от кость, первоначальное значение «худой, тощий») — персонаж восточнославянской мифологии и фольклора (особенно волшебной сказки). Кощей Бессмертный, Кощей или Кащей (вероятно от кость, первоначальное значение «худой, тощий») — персонаж славянской мифологии и фольклора (особенно волшебной сказки). Кащей (Кощей) Бессмертный — отрицательный персонаж русских сказок и в русском фольклоре.
О Кощее Бессмертном и победе над смертью (+ Видео)
Другие ученые, склонные видеть в русских словах заимствования из языков соседних народов, считали, что имя живого скелета происходит от тюркского слова, означающего «раб, слуга». Если раб, то — чей? Ведь в русских сказках не упоминается хозяин Кощея. Этот живой скелет может оказаться в плену у Марьи Моревны, но как прикованный цепями к стене пленник, вовсе не слуга. Как у русского Кощея могло оказаться тюркское имя? Что означает его смерть, покоящаяся в ларце то ли под заветным дубом, то ли на дне морском? При чем тут звери-помощники?.. Словом, вопросов возникает множество, а ответов однозначных нет. Может, все-таки прав был Афанасьев, когда возводил имя Кощея к кощунам, то есть называл его, таким образом, волшебником.
Ну действительно, кто еще смог бы продлить свою жизнь настолько, чтобы люди стали его величать Бессмертным? Конечно, всемогущий маг. Или человек, который обратился за помощью к демоническим силам, как, скажем, Фауст. Но Кощей в сказках вовсе не волшебник и не человек, он сам, скорее всего, относится к демоническому миру. Так что и объяснение Афанасьева страдает приблизительностью и неточностью. Быть может, самой интересной догадкой является предположение Л. Алексеевой, которая в «Полярных сияниях в мифологии славян» написала: «Несомненно, к единому миру мертвых и холода относится Карачун. Его предположительно считают зимним славянским божеством, сохранившим черты олицетворения смерти.
При этом белорусские верования уточняют, что Карачун сокращает жизнь и является причиной внезапной смерти в молодом возрасте. Для нас важно, что этот образ связан с объективным и четким природным фактором: Карачун — не только имя злого духа, но еще и название зимнего солнцеворота и связанного с ним праздника. Для слежения за Солнцем нужна определенная научная квалификация если не всех, то хотя бы некоторых членов общества волхвов. Кроме того, имя божества вводит нас в круг развернутых сюжетов восточнославянской волшебной сказки: Карачун — это одно из наименований Кощея Бессмертного». То есть, по Алексеевой, Кощей — это бог смерти от холода, и бог, или, скорее, демон, очень древний. Чтобы его одолеть, нужно как бы раскрутить колесо времен вспять, вернуться к самому началу мира, когда и появился на свет Бессмертный. Тогда понятно, отчего в сказке последовательно появляются: бурый медведь — властелин лесов, затем птицы — ястреб и утка, которую часто можно увидеть в северной тундре. Вслед ними, обитателями земли и воздуха, появляется водная жительница, рыба, в данном случае — щука.
Может быть, когда-то давным-давно это была не щука, а совсем другая рыба? Скажем, белуха, живущая в приполярных областях. Если это так, то в сказке мы движемся не только в пространстве с юга на север, из зоны дремучих лесов через тундру в приполярные моря, но и вспять во времени — в обратном направлении по тому пути, которым когда-то прошли наши далекие предки, спасающиеся от наступления Великого оледенения.
Санскритское слово kocagara также означает "хранитель казны" и произносится как "кошягара" или "кочагара".
В белорусском языке «кашеваць» - раскинуть стан. Попутно следует заметить ещё одну связку слов: касть — капость — пакость — мерзость, нечистое, сорное, гниющее об останках. Владимир Даль приводит такие значения слова касть, как грязь, распутица арханг. А теперь вспомним мифологический образ.
Кощей — порождение Матери Сырой Земли, рождающая, как добрых, так и злых существ. Он лежал на океане, матери всех морей, из которого вышла земля. Буян потому и остров, что находится среди беспредельного океана. Как и когда создался Буян-остров, предания молчат".
Происхождение мифа. Статьи по фольклору, этнографии и мифологии. Изд-во "Индрик", М. Дальше Афанасьев продолжает: "…дуб мокрецкий", который "ни наг, ни одет", то есть и засохший, и живой, с отпрысками, не развившийся, а ветры из "тутошнего", проявленно-тварного мира, приносят под этот дуб семена, зародыши, остающиеся "от суровости нечистой силы мороза - для новой жизни" с.
Замок мог быть, как железным, так и символическим. Во многих заговорах, например, в обряде первого выпаса скота, когда хоровод напевал магическую песню для сохранности стада от зверей и мора, в конце действа всегда упоминался замок, на который крепко запирался хороводный круг и ключ такой же символический как бы выбрасывался, или поступал на хранение какому-нибудь божеству, например, Заре, духу Воды или им подобным. Заяц, как известно, - символ плодовитости, недаром олицетворялся в образах богинь. Вспомним, что Саксонская Богиня Истер Eostre , которая по своему значению была схожа с богиней Живой, изображалась с головой зайчихи.
Заяц позднее, кролик во многих странах, в частности в США, до сих пор изображается на пасхальных открытках. Утка Мировая Утица — Богиня судеб всего сущего, она же, Макошь, в чреве своём хранит яйцо — символ жизни. Если вспомнить другие варианты и иные сказки о Кощее, то в яйце ещё часто находится игла спица? Упомянув яйцо, нужно вспомнить и о том, какое символическое значение имело оно в языческих обрядах и поверьях.
Если зерно — это символ возрождения жизни растений, то яйцо имело такое же значение в магических обрядах, вызывающих плодовитость и здоровье людей, скота и всего живого.
Думала всё пиры пировать, веселие держать непотребное с беззаконным своим Чернобогом. Не вышло! Семенова, Тот, кого я всегда жду. Чернобог есть на картинах А. Донельзя романтичного молодого Кащея играет Анатолий Смиранин, роль уставшего старика досталась Алексею Петренко.
И молодой Кащей здесь — положительный! Вот ведь как бывает. Фильм сложный, с философской подоплекой. Боги существуют до тех пор, пока в них верят. Есть Кощей и в фильме «Книга Мастеров«. Живет он с красавицей Русалкой в своем замке.
Свое яйцо любимое в сейфе хранит. А еще у него в сейфе лежат бриллианты, те самые бриллианты, что получились из слез Каменной княжны, когда она еще была маленькая и зла творить не хотела. Кащею верить никогда нельзя. В фильме «Последний богатырь», например, он уж таким себя хорошим да расхорошим выдает — а потом — бац!
Все попытки открыть хрустальный ларец были бесполезны — ларец не открывался и не разбивался. К тому времени, когда Кощей превратил свою пещеру в огромный дворец, он пришёл к выводу, что богатство не имеет ценности само по себе. Он давно стал нормально есть, но так и оставался худым как щепка, заводил себе животных, в том числе и диких, но все они убегали от него. Грустно было Кощею и одиноко. Утешение он находил в книгах, которые скупал по всему миру, читал их все, выучил все известные языки, включая язык зверей и птиц. Периодически, нарушая тоскливое однообразие, приходили «добры молодцы» «Кощея воевать».
Кощей с радостью принимал гостей, угощал, просвещал тех, кто пришёл за богатством, чем это грозит. Тем, кто хотел учиться, Кощей щедро давал денег на учёбу, звал в гости ещё. На четвёртом столетии Кощей нашёл в лесу сироту Василису. Поговорил, позвал к себе жить. Девочка не побоялась худого дяденьку, угостившего её, третий день голодную, пирожками. Продукты Кощей покупал через охотников в ближайших деревнях, готовил всегда сам, и готовил отменно — за столько-то лет научился! Василиса осталась у Кощея, он растил её, как родную дочь, покупал ей все лучшее, учил у лучших учителей в Киеве и Москве. А девочка оказалась умной и очень жадной до знаний. Однако годы неумолимо делали Василису старше. Её бы надо замуж, да не за кого ж попало.
Вот и распустил Кощей слух о «красной девице, томящейся в плену у злого Кощея». Женихи повалили. Самого Кощея они и в глаза не видели. Василиса сама с ними разбиралась. Да так ловко, что бежали они из кощеева дворца сломя голову. Однако нашёлся жених Василисе по сердцу. Кощей собрал богатое приданое, выдал «доченьку» замуж и заскучал. От скуки он иногда крал девиц и утаскивал к себе в пещеру, но только незамужних, но сосватаных, дабы жених являлся невесту выручать. Правда, это чуть не закончилось бедой — люди, обозлившись, едва не выжгли лес в котором Кощей жил. Потом Кощей начал делать фальшивые драгоценности и подкладывать любителям разбогатеть.
Потом Кощею наскучило и это.