Людей, уходивших на заработки, называли «отходниками». Значение слова отходник в словарях Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова., Толковый словарь русского языка. отх`одник, -а Словарь русского языка Лопатина отходник отходник м. устар. Тем более что растущий уровень образования молодежи сделает такую стратегию более успешной по сравнению со стратегией тех, кто сегодня занимается отходничеством.
Кто такие крестьяне отходники. Кустарные и отхожие промыслы крестьян
Отходники при Петре I – это пример тех, кто не смог приспособиться к новым временам и новым идеям. Отходники – это крестьяне, которые покидали свое постоянное место жительство и ехали работать в другие губернии. Итак, отходники – это люди, уходившие на заработки в отдаленные районы. И потому исследователи причисляют отходников к самой экономически активной части населения малых городов и деревень. Отходники – вынужденный уход крестьян из родных мест в XVIII-XIX веках на заработки на мануфактуры или на сельскохозяйственные работы.
Отходники XXI века: чем живут и как зарабатывают москвичи, которые трудятся вдали от дома
Отходники: жизнь вне государства С начала 90-х годов в России возродился феномен отходников – свободной рабочей силы, перемещающейся между большими. Неземледельческий отход составлял более половины общего числа крестьян-отходников. Кто такие современные отходники? Южане с нетерпением ждали в определенные сроки далеких гостей — с их товаром, гостинцами и рассказами новостей.
Отходники современной России
Отходничество — Википедия | отходник, отходника, муж. 1. Крестьянин, уходящий на сезонные работы в город. |
ОТХО́ДНИЧЕСТВО | — Отходники обязательно приезжали на побывку, принимали участие в домашних хозяйственных и полевых работах. |
Отходничество в современной России | Отходники в истории – это люди, которые когда-то были частью определенного общества или организации, но позже отказались от своей принадлежности и стали противниками этого общества или организации. |
Кто были такие отходники?
Что такое отходничество в истории кратко | Фото: Кирилл Каллиников / РИА Новости. |
Что такое отходник в истории | В россии в xvii-xix вв. временный уход крестьян на заработки в города или на сельскохозяйственные работы в другие местности. было распространено среди помещичьих оброчных крестьян, усилилось после реформы 1861 г. |
Отходники или вахтовики? | Неуправляемый тренд, или кто такие современные отходники | Объединение Садоводов России. Отходник в местном обществе часто не располагает многими ресурсами. |
Кто такие крестьяне отходники. Кустарные и отхожие промыслы крестьян
А последний... Договоры о приеме на работу заключались как лично, так и артельно - в этом случае заработок также выдавался не персонально, а на артель. С 1886 года, впрочем, работник должен был получить на руки расчетную книжку, в которой должны были быть указаны размер и порядок выдачи заработной платы, штрафы и прочие условия. Но, как мы помним, многие этим правилом пренебрегали - как и сейчас делают управители многочисленных ГУПов и МУПов, справедливо полагающие, что беспаспортный и бесправный узбекский или киргизский рабочий выгоднее работника, принятого по ТК, - а этому можно даже зарплату при случае не платить. А бывало и так, что, проделав долгий и утомительный путь, рабочий-отходник не мог найти места - и вынужден был возвращаться домой несолоно хлебавши, порой за сотни километров, без гроша в кармане. Тот же Ярошко описывает случай, когда среди украинских крестьян распространились слухи о грядущем строительстве канала через Перекоп.
Идея такая действительно одно время обсуждалась в газетах, но позже была заброшена по причине бессмысленности и технической несостоятельности проекта... Приехавши, как обыкновенно, на ярмарку девятого мая, мы были удивлены, увидавши массу народу, пришедшего сюда с определенной целью - наняться на работу по каналу... Нужно ли говорить, какое горькое разочарование постигло всех чаявших движения воды. И здесь начинается самое интересное. Перелом, вызванный массовым отходничеством в крестьянской культуре, заметили еще современники.
Впрочем, такая точка зрения видится несколько спорной. Скажем лишь, что массовому отходу крестьян мы не в меньшей мере, чем системе земских школ, обязаны резким ростом грамотности на селе в конце XIX - начале XX века. То же, впрочем, часто случалось и с вернувшимися в село с военной службы. Всякими правдами и неправдами сколотив деньжонок, приобретя кабацкий лоск, умение общаться с нужными людьми и глубокое убеждение, что с деньгами все можно, он возвращается на родину и, пользуясь безвыходным положением своих односельчан, начинает их жать. Обыкновенно такой человек открывает свое дело, то есть открывает трактир, лавочку, чайную.
Крестьянин, уходящий на отхожий промысел. Крестьянин, уходивший из деревни на заработки на сезонные работы. Академический словарь Крестьянин, уходивший из деревни на заработки на сезонные работы. Орфографический словарь.
Но так бывало не всегда. Порой отходник забирал всю семью в город.
По закону он имел право сдать свой дом, но не участок даже если под «участком» подразумевался двор возле дома. Тем не менее, как говорилось в правительственном постановлении 1939 г. Из всех крестьян наемные работники, особенно отходники, больше всего заботились об отстаивании своих прав. В целом из-за их двойственного статуса вопрос об их правах и обязанностях был сложным. Колхозы и местное руководство нередко игнорировали или неверно толковали закон, да и сами законы далеко не всегда были четко сформулированы и свободны от противоречий. Такой же вопрос задавал секретарь сельсовета из Татарской республики, у которого жена продолжала работать в колхозе.
Колхоз не хотел давать справку, но вмешался секретарь райкома, по-видимому, потому, что на сахарозаводе не хватало рабочих, и эти двое получили и справки, и паспорта. По мнению автора письма, вся история с сахарозаводом были ими затеяна «из-за паспортов и справок», чтобы обрести свободу передвижения54. Отношения между колхозом и его ушедшими на заработки членами чаще всего нельзя было назвать сердечными. Часто исключенных отходников, после их успешных жалоб в район, приходилось восстанавливать. В общем и целом отнюдь не власти, а сами колхозы стремились держать в узде и контролировать своих уходящих на заработки членов. Управление Колхоза говорит, дайте 12 рублей, дадим плотников, вербовщик начинает торговаться, и тогда колхоз просит 7 рублей в день, а когда вербовщик указывает на договор, он совершенно уезжает без людей».
Но как же тогда множество случаев отъезда без всяких справок? Главный вопрос заключался в том, есть ли у колхоза право воспользоваться единственной доступной ему санкцией — исключением.
Хотя купейный вагон за Уралом понятие относительное. Правда, были и другие времена, например, 60-е годы. Однако, плацкартный вагон в любом случае вахтовику обеспечивался. Обращаясь к прошлому — менее сотни лет тому назад, очевидцы отмечали, что не только полки, но занять место на полу являлось большим счастьем. Другая картина. Тоскливо мерцает вагонный фонарь.
Двери задвинуты наглухо. Люди спят. Одни скорчились на полу, куда в продолжение целого дня бросали корки, огрызки, окурки, плевали, выплескивали чай; другие растянулись на нарах шириной в две доски, не более чистых, чем пол; третьи забились под скамьи». Последние — самые счастливые, по телам их, по крайней мере никто не прогуливается. Единственным сообщение с внешним миром служит маленькое под крышей окно. Воздух в вагоне такой, каким он должен быть при тридцати шести душах здоровых людей, не привыкших стесняться... Спирает дыхание сжимает виски". В такой обстановке проходят долгие, долгие дни томительно - медленного путешествия.
Пассажиров IV класса дороги использовали как багаж, малой скоростью, подлежащий доставке по мере возможности и досуга. Нередки ситуации когда в вагонах размещали до 70—и человек, хотя надписи на стенках гласили: «8 лошадей или 40 человек». Совсем как по Ярославу Гашеку. Ворча и кряхта толпа вползала в вагоны, в которых не было ни ступенек, ни лесенок. На станциях, вагоны зачастую простаивали по несколько суток. Особенно это касалось узловых станций. Поездов не было и неизвестно когда подгонят локомотивы. И все это еще не гражданская война, а мирные годы начала ХХ века.
Живому грузу присуща приятная особенность — ни помещений, ни охраны, ни продовольствия они не требуют. Но, наконец, свет в конце тоннеля — подгоняли локомотив. Везите даром». Железнодорожники не знали, что делать. Пассажиров набрался целый поезд. Со временем стало прибывать еще больше. Никто не мог оплатить свой проезд, и освобождать с боем взятые вагоны тоже никто не хотел. Приходилось везти бесплатно.
По поводу перемещения сезонных рабочих по железной дорогой в газетах даже открывались дискуссии. Имелась и такая точка зрения, что к отходникам не следует относиться как к обычным пассажирам. К артелям следует относиться как к такому грузу, который следует перевозить по специальных льготным тарифам, например, таким как хлеб или соль. Далее говорилось, что при нетребовательности, выносливости и терпении нашего рабочего люда, члены артелей будут чувствовать себя вполне комфортно если их перевозить по образцу воинских формирований в товарных вагонах. Железным дорогам весьма выгодны такие перевозки. Рабочая артель, как живой груз, являлась вторым хлебом для железных дорог. Хлеб, как груз, затрудняет перевозку тем, что имеют место простои подвижного состава. Перевоз рабочего люда лишен данных недостатков.
Никто никаких неустоек, ввиду задержки груза, платить не должен. Поступали также предложения использовать артельщиков как железнодорожных или пароходных рабочих и за счет возложения на них дополнительных обязанностей кроме пассажирских, удешевлять проезд. Форма трудовых договоров и цена выполняемых работ. С первых же дней освобождения от крепостной зависимости со стороны помещиков начали поступать жалобы на неисправное исполнение трудовых договоров крестьянами- подрядчиками. Характерными жалобами являлись, например, такие как уход с рабочих объектов до окончания выполнения работ. Как правило, это случалось в страдную пору, когда мужику необходимо было находиться при своем дворе и выполнять неотложные работы по хозяйству. Часты жалобы на пьянство, нечестность. Документ предусмотрел два вида договоров о найме на работы: в письменной и устной формах.
При этом лишь типовые формы письменных договоров подробно регламентировали условия и порядок работы. Форма договора оставалась на усмотрение сторон. Никто не вправе был ничего навязывать друг другу. Во времена советской власти господствовала точка зрения, что труженик-крестьянин в царской России всегда являлся жертвой произвола нанимателя. Между тем это было далеко не так. Иногда жертвой мог стать и наниматель. Глава IV «О найме по договорным листам», заключавшая в себе ст. К слову, договоры в письменной форме ввиду их громоздкости, практически не заключались.
Не только записанные в самый договорный лист условия должны были ст. Данная процедура отнимала очень много времени, особенно когда шел массовый наем рабочих. В источниках тех времен отмечалось, что «пришлые рабочие не охотно нанимаются по письменным условиям и только в сравнительно редких случаях соглашаются на заключение формальных договоров, которые все-таки толкуют по своему, наученные горьким опытом, как обходит свой же волостной юрист, а хозяин притесняет штрафами и неустойками; при возможности избежать заключения формальных договоров рабочие всегда их избегают. Приходилось наблюдать, что даже грамотные рабочие отказывались — за неграмотности — подписывать условия, смысл которых все-таки темен для них». В силу названных причин большинство договоров заключалось в устной форме. Этим самым стороны лишались использовать в споре письменные доказательства. Для рассмотрения споров в суде приходилось отвлекать работников с полей с целью получить необходимые показания. При этом ценность устных показаний была гораздо ниже письменных.
Рабочему легче было просто расторгнуть договор и уйти к другому нанимателю, тоже самое и работодателю. Рабочие иногда злоупотребляли своим положением. В источниках описывается случай когда вскоре после найма на работу, получив рубля 2-3 денег рабочие приходили в контору и заявляли о потере рабочих книжек. Им выдавали новые в которые записывали их заработки. И вот после окончания работ группа рабочих предъявляла иски в суд об отказе оплаты их труда. При этом предъявлялись первые, припрятанные рабочие книжки. Русский крестьянин сер — да черта съел. Помещики не удовлетворялись добровольным характером использования рабочих книжек.
С их стороны стали поступать настоятельные требования сделать трудовые книжки обязательными при найме на работу. Но поскольку в обществе царила эйфория связанная со всеобщим раскрепощением, то такие предложения встречались как реакционные и не отвечавшие духу свободы и равенства. Воспитанные, возмужавшие, а некоторые, уже состарившиеся при условиях, созданных не ими, Они теперь ожидают и молят, чтобы им сочинили новые отношения. Все же при вольном-экономическом союзе была образована комиссия которая также пришла к выводу о необходимости введения рабочих книжек. Предложения о их введении поступили в правительство. Если сравнивать положение пролетариата не имевшего во владении никакой собственности, а лишь свои рабочие руки, то крестьянин выгодно выделялся тем, что имел хозяйство, более или менее стабильный источник доходов, диктовать, следовательно, ему волю со стороны помещика не было простым делом. Энгельгардт об отходнических промыслах. Ну, что бы делали историки Смоленщины, если бы здесь не жил замечательный и наблюдательный человек — помещик А.
Ни одна сфера деревенской жизни не ускользнула от его внимания. Его «Письма из деревни» готовый историко-исследовательский материал, который не нуждается ни в пояснениях, ни доработках - это законченная энциклопедия сельской жизни. В эту осень граборы работали у меня поденно и занималась чисткой лужков, заросших лозняком. Граборы сидели у огонька и обедали. Я подсел к огоньку. Обед граборов состоял из вареного картофеля. Это меня удивило, потому что я слыхал, что граборы народ зажиточный, трудолюбивый, получающий обыкновенно высшую, почти двойную против обыкновенных сельских рабочих плату, и едят хорошо. Вы, кажется, одну картошку едите?
А мне говорили, что граборы хорошо едят. Мы хорошо едим, когда сдельно работаем, когда канавы роем, землю от куба возим, чистку от десятины снимаем. Щи с ветчиной едим, кашу. Прочную, значит, пищу едим густую. На картошке много ли сделаешь? Ветчина, каша ведь вкуснее. Рядчик посмотрел на меня с недоумением. Его, видимо, удивило, как это я не понимаю такой простой вещи, и он стал мне пояснять.
Вот если бы мы заработали сдельно - канавы рыли, землю возили, - это другое дело, тогда нам было бы выгоднее больше сделать, сработать на 75 копеек, на рубль в день, а этого на одной картошке не выработаешь. Тогда бы мы ели прочную пищу - сало, кашу. Известно, как поедаешь, так и поработаешь. Ешь картошку - на картошку сработаешь, ешь кашу - на кашу сработаешь. Отчего же? Если такое будет ваше желание - можно, - усмехнулся рядчик. Работа огульная, сообща, счесть ее нельзя. Мы и теперь не сидим сложа руки, работаем положенное, залогу делаем, как по закону полагается.
И тогда так же бы работали - ну, приналегли бы иногда, чтобы удовольствие вам сделать, особенно, если б вы ребятам водочки поднесли. Так ведь, ребята? Ребята, то есть граборы-артельщики, засмеялись... Работаем, да не так, как сдельно, все же каждый себя приберегает - не убиться же на работе, - меры тут нет, да и плата все равно поденно. Харч работать не заставит, когда сам не наляжешь Харч, сам знаешь, только на баловство порет, а на работу нет... А из-за чего налегать-то, плата поденная, счесть работу нельзя, работаем сообща - я налягу, а другой нет. Счесть нельзя, вот что. Тут и сам себя приналечь не заставишь, да и как налечь, сколько?
Разделил бы на нивки, чтобы каждый свою нивку гнал - нельзя, лужаечки все такие маленькие, тесные, неровные, куст разный. Вот если бы можно было от десятины чистить, на отряд, это другое дело. Мы и сами этих поденщин не любим, заработок плохой, работы настоящей нет, скучно. То ли дело сдельная работа, - нам самим приятней. На сдельной работе вольней, хозяину до нас дела нет, что сработали, за то и платит, залогуем, когда хотим по своей воле... Тогда бы у нас харч в жир пошел, мы бы тогда у вас за осень во как отъелись, ребята ни одной бабе проходу не дали бы! Граборы засмеялись. При сдельной работе каждый на себя работает, каждый свою дольку канавы роет, каждый свою долю земли возит, каждый на себя старается, сколько сработает, столько и получает.
Да и работа там мерная, хотим - на рубль в день выгоняем, хотим - на семь гривен, как согласие артели. И сдельно не всегда одинаково. В весеннюю упряжку с начала весны работаем побольше, на рубль в день выгоняем, а к концу работаем полегче, гривен на восемь и того меньше - к покосу себя приберегаем. Нам, сами знаете, домашний покос дело самое важное, тут мы во всю силу работаем. Погони-ка всю весеннюю упряжку на земляной, денег заработаешь много, да косить-то потом дома как будешь? Все нужно с расчетом. На чугунке вон как гоняют на земляной, да что толку-то потом. Наши оттого на чугунку и не ходят.
Я думал, он не умеет, не настоящий грабор, ан канавы сделал хорошо. Только они разделившись. Фетис одиночка, жена, дети маленькие. В артель ему стать нельзя, далеко от дому отойти нельзя. Он и ходит в одиночку, отсеевшись. Найдет поблизости от дому работу - и славу богу. Дома у него в покос работы много, вот он и приберегает себя. Пробовали наши и на чугунку ходить.
Отходники XXI века: чем живут и как зарабатывают москвичи, которые трудятся вдали от дома
Так же как в крепостном и пореформенном селе, в колхозе ощутимо чувствовалось бремя коллективной ответственности по налогам и обязательствам — знаменитой круговой поруки. Резолюцию собрания правление послало в организации, о которых шла речь, и просило секретаря райкома поговорить с их директорами. Исключение отходника из колхоза с карательными целями могло иметь и другую подоплеку. Член партии с 20-х гг. Потом эти дворы вступили в колхоз, фактически стали там верховодить и принялись мстить прежним врагам. Не удовлетворившись исключением Кукушкина, его немедленно обложили налогом как единоличника, заявив, что он торговал на базаре мясом. Это было правдой, по признанию самого Кукушкина, хотя продал он не так много, как говорили. Налог с него требовали дважды, в первый раз 384 руб. Например, в 1936 г.
Стратегическая цель была ясна — заставить район снять свою неприемлемую кандидатуру председателя, предлагая альтернативный вариант, который устроил бы и село, и район70. Подведем итоги: если сравнить уровень отходничества в конце 30-х гг. Однако число отходников в конце 30-х гг. Во второй половине 30-х гг. Тем не менее, уровень отходничества к концу 30-х гг. Если и так, оно все же оставалось весьма существенным. Крестьяне так же неприязненно относились к отходникам, как и при крепостничестве и в пореформенную эпоху, считая, что те увиливают от своей доли общинных колхозных повинностей.
Сельская община с большей лёгкостью отпускает на промыслы в города отдельных своих умельцев для денежных заработков, что позволяет ей легче платить государевы налоги. Помещик уже к началу 19-го века начинает осознавать, что оброк ему выгоднее барщины и с каждым годом начинает отпускать на промыслы всё большее число крепостных, более того, начинает способствовать обучению их ремёслам. Так постепенно развивается отходничество, захватывая центральные и северные губернии Российской империи в первых мотиватором больше выступает помещик, во вторых — скудость урожаев. С середины 19-го века начинается ещё более бурное развитие отходничества, сначала стимулированное разрешением помещикам заклада имений, затем Освобождением 1961 года[8], а к 90-м годам — бурным промышленным ростом в России, [9] а также перенаселённостью по причине в немалой мере агрокультурной неразвитости, обусловленной сопротивлением новшествам со стороны крестьянской общины и незаинтересованностью самого крестьянина в повышению плодородия земли в условиях непрерывных земельных переделов. Но затем довольно скоро отходничество сходит вовсе на нет вследствие начала индустриализации и коллективизации; оба эти взаимосвязанных процесса социально-экономического развития страны не предполагали никаких свободных, инициативных форм трудового поведения, а именно в этом и состоит суть отходничества. Каковы же его важнейшие признаки? Важнейшими признаками, определяющими как традиционное отходничество 18 —го — начала 20-го в. Во-первых, это временный, сезонный, характер отъезда отхода человека из места его постоянного проживания с обязательным возвратом домой. Отходник, почти всегда мужчина, уходил в промысел после окончания полевых работ, осенью или зимой и возвращался к началу весенних работ. Семья отходника, его жена, дети, родители оставались дома и управлялись с немалым крестьянским хозяйством, где отходник по-прежнему исполнял роль хозяина и распорядителя дел. Точно такой же сезонный характер отъезда от семьи почти всегда отходника-мужчины мы видим и сегодня. Во-вторых, это вынужденность отхода, поскольку природные условия не позволяли на месте обеспечить крестьянскую семью продовольствием в необходимых объёмах и произвести добавочный продукт на продажу, чтобы иметь деньги. Потому отходничество было наиболее распространено в нечернозёмных губерниях средней полосы и севера европейской России, а в чернозёмных губерниях, на юге и за Уралом оно практически не встречалось за исключением указанного выше особого, но широко распространённого к середине 19 века на Русской равнине случая, когда плотность населения превышала «ёмкость угодий». Даже в пределах одной губернии интенсивность отхода могла сильно различаться от уезда к уезду, сообразно плодородию почв. Третьим отличительным признаком отходничества являлся его наёмный и промышленный характер: получение дополнительного заработка на стороне обеспечивалось путём промыслов — изготовления и продажи продукции разнообразных ремёсел, от валяния валенок и шитья шуб до сплава леса и изготовления срубов домов, а также наймом на разнообразные работы в городах сторожа и дворники, домашняя прислуга или в богатых промышленных и южных сельскохозяйственных районах бурлаки, грузчики, подёнщики и проч. Нынешние отходники также нередко производители продукции тех же срубов или услуг извоз в т. Но сейчас гораздо больше среди них работников наёмных, часто выполняющих неквалифицированные виды работ охранники, вахтёры, сторожа, дворники, уборщики и т. В-четвёртых, наконец, важнейшим признаком отходничества являлся его инициативный и самодеятельный характер: каждый человек, «выправив паспорт» или «получивши билет»[15], мог покинуть место проживания на срок до года и предлагать услуги на рынке сообразно своим профессиональным умениям, нанимаясь на работы или предлагая продукцию своих кустарных промыслов. Отходники нередко отправлялись на промыслы семейными артелями из нескольких человек, обычно братьев или отцов со взрослыми детьми, причём артели эти были узкопрофессиональными, представляющими одну отдельную «профессию» или вид деятельности, как например, «каталы», валявшие валенки, шорники, шившие шубы или офени, российские самодеятельные «коммивояжёры», торгующие вразнос иконами, книгами и другой «интеллектуальной» продукцией. И именно в силу этих специфических особенностей отходничество не могло существовать в советское время. Невозможна была не только массовая самозанятость населения, но и массовые же сезонные перемещения людей по стране. Кустарный же характер промыслов уступил место индустриальному производству «товаров народного потребления», что уничтожило саму почву для отходничества. Формы трудовой миграции, возможные в советские годы, как, например, вахта и оргнабор «вербовка» и «вербованные» , распределение после института и свободное поселение после отсидки в лагерях и зонах «химия» , а также экзотические формы, как «шабашка» и «бичевание» — все они не имели указанных выше признаков отходничества и не могли быть поставлены хоть в какую-то логическую связь с такой формой трудовой миграции. Напротив, в годы системного кризиса, когда экономика страны слишком быстро «перестраивалась» под «новые экономические уклады», стали развиваться и новые формы трудовой миграции. Произошла реновация отходничества как одной из самых эффективных, а теперь и самой массовой модели жизнеобеспечения.
Какие отрасли хозяйства города обеспечивали приезжие крестьяне? Хозяйство больших городов — очень сложный механизм. Чем больше город, тем богаче живут его жители, но в то же самое время тем они и уязвимее в случае каких-то аварий или несчастных случаев. В современном Петербурге приезжие рабочие занимают те рабочие места, которые по тем или иным причинам не спешат занять местные жители. В царской России это явление называлось отходничеством. Карл Коллманн, «Плотники», 1840 г. Фото: ru. Жители Ярославской, Костромской и Тверской губерний на многие десятилетия оставались наиболее многочисленной группой отходников, для их перевоза по весне и по осени на железной дороге назначались специальные «удешевленные» поезда, состоящие только из теплушек. За весну и осень каждый год они перевозили сначала из мест жительства крестьян до города, а потом — в обратном направлении от 10 до 30 тысяч человек. Люди шли и ехали в Петербург поодиночке и артелями. Затем, устроившись на работу в городе, временные работники создавали землячества.
Внезапное отсутствие работы и, соответственно, средств к жизни сразу у многих семей в таких городах усугублялось неразвитостью или даже полным отсутствием подсобного хозяйства, которое, в свою очередь, позволяло сельским семьям много легче пережить развал колхозов и совхозов в те времена. В начале 1990-х я бывал в поселках, где мне рассказывали про случаи голодных смертей. В те годы до половины и более всех детей-школьников питались в основном в школе, потому что дома было нечего есть. Этот факт имел широкие масштабы именно в малых городах и поселках, поэтому даже не рассматривался как общественная катастрофа. Именно это безысходное положение городских семей, оставшихся без работы и не имеющих хозяйства, заставило людей спешно искать новые источники жизнеобеспечения, среди которых отхожий промысел с каждым годом - по мере развития рынка труда в областных и столичных городах - становился все более массовым источником. Но если этот первый фактор явился движущей силой отхода, то второй - невозможность семье переселиться ближе к месту работы в силу общеизвестных особенностей нашей жилищной системы несмотря на, а скорее даже благодаря весьма условной приватизации жилья - явился как раз фактором, определившим специфику трудовой миграции в форме отходничества. Без «прикрепленности» к квартире, к дому, современное отходничество не приобрело бы нынешних масштабов. Советские люди были достаточно подготовлены к смене местожительства: ведь, по оценкам специалистов, в 1990-е годы масштабы вынужденных переселений в первую половину десятилетия после развала Союза достигали 50 миллионов человек - каждая шестая семья была «поставлена на колеса». Но для большинства семей издержки переезда на новое постоянное место жительства оказались выше издержек, связанных с хоть и длительной, но временной отлучкой одного члена семьи. Второй этап развития современного отходничества складывается с начала 2000-х годов, протекает на наших глазах и характеризуется смещением его из районных центров малых городов и поселков в сельскую местность. Вызвано это, по-моему, экономической стабилизацией и ростом, которые привели к тому, что в малых городах были восстановлены прежние предприятия и возникли многие новые. Помимо новых рабочих мест, вернувших бывших отходников домой, в структуре занятости населения произошли и другие интересные изменения, связанные, по словам Кордонского, с «достраиванием вертикали власти до уездного уровня», осуществленным в первые два срока президентства В. Путина, особенно начиная с марта 2004 года. В результате в районных центрах - наших малых городах и поселках - значительно увеличилось число бюджетников, в том числе служащих регионального и федерального уровней государственной власти. Эти две причины - рост местного производства и развитие бюджетной сферы - худо-бедно, но стали способствовать снижению масштабов отходничества в малых городах. Но тропа-то уже была проторена, и «свято место пусто не бывает»: рабочие места, оставленные в столицах отходниками из городов, заместились отходниками из деревень. Если раньше безработные мужчины из деревни искали заработок в районном центре, то теперь все большее их число путями, указанными им их коллегами из райцентров, уезжают в город в область или в Подмосковье и там добывают средства для жизни. Несколько особняком стоит процесс сдвига отходничества на восток страны, который по времени совпадает со сдвигом отхода в сельскую местность на западе ее, но не обусловлен действием одних и тех же факторов. В имперские времена отходничество за исключением гужевого извоза на дальние расстояния было совершенно чуждо богатым селам и городам Сибири. Население там не нуждалось в поиске дополнительных заработков, будучи немногочисленным, питаясь от плодородных земель и имея достаточные денежные средства от охоты, рыболовства, скотоводства, лесозаготовок, добычи драгоценных металлов и многих иных промыслов. Нынче же факты явного отходничества открываются в Сибири повсеместно. Насколько я могу судить, опираясь на пока эпизодические наблюдения этого явления, - структурно отходничество в Сибири отличается от европейского следующими существенными деталями. Во-первых, в нем не участвует сколь-нибудь массово население городов; в основном в отход идут жители небольших поселков и деревень. Во-вторых, отходничество здесь как бы смыкается с вахтовой формой трудовой миграции. Люди нанимаются на стройки и предприятия, прииски и рудники, откликаясь на официальные объявления. Но в отличие от вахтовых наборов делают они это самостоятельно, и бригады комплектуют также своими силами, нередко вступая во взаимодействие с работодателем на уровне артели, а не отдельного работника. Именно самодеятельность, активность трудового мигранта является для нас существенным признаком, отличающим отходника от вахтовика набранного по оргнабору. Выделить этот признак весьма затруднительно при удаленном анализе. Естественно, что современные отходники далеко не всегда сами предлагают продукты своего труда на рынке, как это было раньше, когда значительная часть отходников являлись кустарями, выходящими на рынок со своими изделиями. Сейчас такими можно считать немногих, например, плотников, изготавливающих срубы домов, бань и других деревянных построек и предлагающих свою продукцию на обильном рынке Подмосковья и областных городов. А часть кустарного ранее производства бытовых предметов, необходимых в повседневной жизни, но производимых отходниками, переместилась теперь в иной, так называемый этноформат. Изготовление валяной обуви, плетеных кресел, глиняных горшков и прочих кустарных изделий теперь предлагается в структуре туристского бизнеса. В некоторых местах скопления туристов число отходников, мимикрирующих под местных жителей, бывает немалым. Содержание деятельности отходника изменилось по сравнению с имперскими временами: отходник стал больше наемным работником, чем индивидуальным предпринимателем кустарем. Основные виды занятий современных отходников весьма немногочисленны. Опрос более полутысячи человек позволил нам зафиксировать не более полутора десятков видов деятельности, тогда как столетие назад в каждом крупном селе можно было насчитать до полусотни самых разных видов отхожих профессий. Сейчас же это преимущественно строительство, транспорт есть и те, кто занимается дальним извозом на собственных грузовиках, но многие нанимаются таксистами или водителями в организации , услуги различные виды коммунальных услуг, сопряженные со строительством , торговля как лоточная на городских рынках, так и в супермаркетах. Особенно популярен охранный бизнес: многочисленная армия охранников в офисах и на предприятиях крупных городов состоит почти исключительно из отходников. Наем на крупные предприятия для производства самых разных видов работ осуществляется организованными группами, бригадами, составленными из знакомых и родственников артельный принцип. Как правило, такие бригады выполняют вспомогательные, черные виды работ. Факт, заслуживающий особого внимания, - высокая степень консервативности видов отхожих промыслов в традиционных отходнических территориях. Современные отходники «вспомнили» не только дедовы промыслы, они воспроизвели и основные профессии, бывшие характерными для этих мест сто лет назад. Так, отходники Кологрива, Чухломы и Солигалича в Костромской области основным видом отхожего промысла выбрали строительство деревянных домов изготовление и перевоз срубов , а жители Касимова, Темникова, Ардатова, Алатыря в большинстве своем нанимаются охранниками и идут в торговлю. Направления отхода нынче немного иные, чем столетие назад, но если учесть фактор изменений административно-территориального деления страны, то придется признать, что и по направлениям отхода консервативность велика. Если раньше Заволжье «тянуло» преимущественно в Питер, то сейчас - в Москву. В обоих случаях - в столицу. То же и с областными городами: при смене областного центра соответственно меняется и направление отхода из районных городов. География отходничества расширилась, но не радикально. Поскольку скорости перемещения за столетие выросли на порядок, то и сами перемещения отходников стали более частыми. Теперь при расстояниях от 100 до 600-700 км ездят и на неделю-две, а не как раньше - на полгода-год. Но в структурном отношении география отходничества осталась, вероятно, прежней. Люди весьма детально и точно просчитывают экономические составляющие своей трудной деятельности - и не только временные затраты, но и долю заработка, приносимую в хозяйство. Сколько же денег приносит отходник домой? Против распространенных представлений, отходник в среднем не довозит «большие тыщи» до дому. Заработок на стороне сильно зависит от квалификации и вида деятельности. Строители-плотники за сезон зарабатывают до полумиллиона, исходя из ежемесячной зарплаты в 50 и даже 100 тысяч рублей. Но в пересчете на месяц у них будет выходить 30-50 тысяч. Работающие в промышленности, на транспорте и в строительстве зарабатывают поменьше - от 30 до 70 тысяч, но работают почти круглый год. Менее квалифицированные отходники зарабатывают до 20-25 тысяч, а охранники - до 15 тысяч но надо иметь в виду, что и работают они две недели в месяц. За год получается 300-500 тысяч рублей у квалифицированного отходника и 150-200 тысяч - у неквалифицированного. Этот заработок в среднем выше, чем если бы человек работал в своем городе, где средний заработок не превышает 100-150 тысяч рублей в год. В большинстве малых городов и деревень заработок бюджетника составляет сейчас от 5 до 10-12 тысяч рублей, то есть в год около 100 тысяч, однако найти работу даже на 10 тысяч на месте практически невозможно - все места заняты. Так что отходником быть выгодно. Правда, высококвалифицированным отходником, и то в сравнении со своими соседями-бюджетниками или безработными. Потому что если вычесть расходы, которые принужден отходник нести во время работы, то в итоге получится не столь уж большая сумма. По нашим данным, несмотря на обычно крайне плохие условия жизни отходника на месте его работы, несмотря на его стремление максимально сэкономить заработанное и привезти больше денег домой, при среднем заработке в 35-40 тысяч рублей он вынужден потратить около 15 тысяч рублей в месяц на свое проживание в городе. Обычно жилье стоит около 5 тысяч в областных городах и столицах тратят на жилье почти одинаково, но в столице снимают жилье на 5-10 человек и спят нередко посменно. Примерно столько же тратит отходник на скверное питание «продуктами быстрого приготовления». Транспорт и прочие расходы крайне редкие развлечения забирают у него еще 5 тысяч. Так что домой отходник привозит не 50-70 тысяч, как говорит, а обычно не более 20-25 тысяч ежемесячно. Отходники-охранники при невысоком окладе в 15 тысяч имеют бесплатный ночлег и живут в радиусе до 500 км от столиц, так что и им удается привезти домой до 10 тысяч в месяц. Что же дома у отходника? Здесь у него семья, хозяйство и соседи. Очень важный факт: никто из отходников не собирается переезжать в город или в столицу, чтобы жить поближе к работе. Все они хотят жить там, где живут сейчас. Да и работать они хотят здесь же. Но не удовлетворяются тем, что имеют или могли бы иметь, поскольку потребности этих людей выше наличного предложения. Этой особенностью - более высокими материальными запросами - и отличаются, между прочим, отходники от своих соседей, которые в отход идти не желают. Между прочим, этим же качеством отличались от своих соседей отходники и столетие назад. Зачем им более высокие запросы, чем у соседей? Отходник хочет тратить дополнительные доходы по совершенно определенным статьям расходов семьи. Он желает обеспечивать благосостояние семьи на достойном уровне. Почти у всех отходников основные статьи расходов одинаковы. Их четыре. Это ремонт или строительство дома в том числе строительство нового для взрослых детей. В среднем на ремонт-строительство тратится в год от 50 до 150 тысяч рублей. Во вторую очередь - автомобиль теперь нередко и два , а также трактор, культиватор, грузовик, снегоход и даже квадроцикл. Обычные траты на технику - 50-100 тысяч в год. Транспорт необходим отходнику для работы - многие из них сейчас предпочитают передвигаться бригадой на автомобиле расходы на поезд стали существенно выше, чем раньше. Транспорт является средством дополнительного заработка в межсезонье подработка извозом людей и пиломатериалов, дров и навоза; трактор в малом городе и в селе - это как лошадь в прежние годы - вспахать огород, разгрести снег и проч. Конечно, городскому жителю снегоход и квадроцикл кажутся развлечением это так для него самого , но в провинции этот транспорт помогает людям и в сборе дикоросов грибов и ягод , и в добыче дичины используются в охотничьем промысле. В третью очередь заработанные деньги откладываются на накопления на будущие или текущие затраты семьи, на профессиональное обучение детей и их проживание в городе. Поскольку в большинстве своем дети учатся в областном городе, затраты на обучение составляют также 70-100 тысяч около 30-60 тысяч составляет оплата обучения и до 40-50 тысяч уходит на оплату достаточно дешевого жилья, остальное добавляют сами работающие студенты. Наконец, это развлечение - отпускные траты - многие отходники ежегодно возят жену и детей на заграничные курорты, затрачивая на такое дело в среднем до 80-100 тысяч. Вот на эти четыре основные статьи необходимых и престижных расходов и тратят все заработанное отходники. Структура расходов, таким образом, в семьях отходников может сильно отличаться от таковой в семьях бюджетников или пенсионеров. Поскольку по этому признаку отходники выделяются среди своих соседей, это способствует развитию зависти и недоброжелательного отношения к ним. Так и было в 1990-е годы хотя челноки в большей степени вызывали зависть и недовольство , но в 2000-е доля отходников среди населения сильно выросла, и теперь они скорее стали законодателями мод, на них равняются и стараются не отстать завидующие соседи. В целом же отношения с соседями у отходников обычные, добрые; соседи давно поняли, насколько труд отходника тяжел, зависть переложена жалостью. Да и престижного потребления отходника соседям не видно: рассказы о том, где были и на каких пляжах загорали - это не роскошные автомобили и богатая мебель, воочию завидовать нечему. А вот реальный общественный статус отходника не составляет предмета зависти соседей. Отходник в местном обществе часто не располагает многими ресурсами, к которым допущен бюджетник, особенно бюджетник на государственной службе. В малом городе человек, получающий жалованье на порядок меньшее, чем заработок отходника, располагает существенно большими возможностями доступа к разнообразным нематериальным ресурсам, к власти, к локальным дефицитам, к информации, наконец. Семья отходника пока еще не ощущает дискриминации в сфере общего образования, но уже есть признаки этого, проявляющиеся в доступности услуг здравоохранения, особенно когда речь идет о сложных операциях и редких лекарствах, распределяемых как дефицит. Резче проявляются различия в доступе к «собесовской кормушке»: отходнику труднее получить разнообразные льготы, практически очень трудно оформить инвалидность очень полезная льгота, о которой мечтают многие; потому, в частности, у нас в стране так много «инвалидов». Семьи отходников сталкиваются с большими, чем соседи, трудностями, например, в такой специфической области экономики домохозяйства, как жизнеобеспечение семьи за счет приемных детей: шанс организовать семейный детский дом ниже. Иными словами, в социальном государстве эти люди, по всем признакам ничем не отличимые от остальных, все же оказываются дальше от «кормушки». Причина этого мне видится в «удаленности от государства» людей с таким образом жизни. Ни местная муниципальная власть, ни тем более государственная, не «видят» этих людей ни в качестве трудовых ресурсов, ни в качестве объекта для попечения, достойного общественных льгот. Значительная часть отходников не регистрируют свою деятельность, оказывают услуги, минуя государство. Плоды их труда государство не вкушает. Их перемещения по городам и регионам не могут быть прослежены. Они неконтролируемы, не «прописаны», не «укрепощены». Но так ли нужен государству этот «огромный невидимка»? Он, почти исключенный из социальных государственных программ, находящийся вне государственного контроля экономики, исключен ведь и из политической деятельности. Хотя отходники и участвуют в «электоральном процессе» правда, многие утверждают, что на выборы они не ходят , они по большому счету неинтересны власти как неважные политические субъекты. Много важнее для власти - а особенно для муниципальной - те, кто желает «получать зарплату» и иметь регулярные и стабильные пенсионные перечисления. От них, бюджетников и пенсионеров, зависит благополучие и спокойствие местных чиновников, и на них он и обращает преимущественное внимание. Отходник слишком в стороне от местной власти. Он, вероятно, может быть полезен ей лишь тем, что находится в составе постоянного населения на муниципальной территории и на его душу разверстывается доля дотаций и субсидий, получаемых местной администрацией для обустройства вверенной территории. Вот этим «душевым паем», как учетная демографическая единица, только и полезен отходник. Он, правда, говорят, привозит много денег и тем самым вроде бы стимулирует экономику района, повышая покупательную способность населения. Это обычно единственный аргумент в пользу отходника. Но так ли уж важно это для местной администрации?
Что такое отходник в истории
Распространение отходничества. Отхожие промыслы | Значение слова отходник в словарях Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова., Толковый словарь русского языка. |
Термин "отходники" что значит? | Таким образом, отходники способствовали формированию рынка рабочей силы, как составной части капитализма. |
Кто в СССР работал за 65 рублей, а зарабатывал 1000? | Сейчас такими отходниками, предлагающими собственную продукцию на рынке, можно считать немногих, например, плотников, изготавливающих срубы домов. |
Кто такие отходники? Сколько их?
Задание 9. Рекомендации по написанию сочинения Все материалы авторские. Отходники Новинки косметики фаберлик на faberllena. Отходники — это крепостные крестьяне, которых помещики отпускали на заработки.
Одна из них — пространственная. Все посещенные мной деревни были в европейской части России, я изучал, чем они отличаются от других. Самый интересный вывод: менее изолированные деревни, например отрезанные от цивилизации рекой без моста, скорее страдают от изоляции. А сильно изолированные оказываются более устойчивыми: они осознают, что отрезаны от остального мира и никто им не поможет, зато у них есть возможность пользоваться ресурсами практически бесконтрольно.
Второй вид изоляции — это самоизоляция, которую я изучал на примере экопоселений, в первую очередь анастасийских. Писатель и предприниматель Владимир Мегре написал серию книг «Звенящие кедры России», первая из которых называлась «Анастасия». Это эзотерическая литература, в которой описывается создание мира, история человечества и т. Главная героиня Анастасия призывает людей переезжать за город, основывать так называемые родовые поместья площадью не менее гектара и собирать или основывать там свой род.
Поместье нельзя делить, облагать налогами, использовать для получения излишней прибыли, пользоваться им неэкологичным способом. Таких поселений на территории России сегодня около 400. Их обитатели — бывшие горожане, чаще с высшим образованием, решившие уехать из города и таким образом контролировать свое взаимодействие с государством. Это регион, в котором охота представлена во всех формах — коммерческой, туристической, для заработка, для удовольствия или пропитания.
Недавно я был в экспедиции, не связанной с фондом, возил студентов к местам силы. Одним из таких мест был известный монастырь федерального уровня, привлекающий множество переселенцев, фанатиков и альтернативно религиозных людей. Там живут самопостриженцы, которые сами постригли себя в монахи, и противленцы, или неповиновенцы, отказавшиеся от паспортов, пенсий и пособий. По оценкам районной администрации, их около 350—400 человек, это большая доля от местного населения.
Отходники, мануфактурщики, гаражники Артемий Позаненко: Другие наши проекты с фондом «Хамовники» посвящены отходничеству. Отходники — это временные трудовые мигранты, которые, как правило, живут в селах и малых городах, а работают в Москве, на Севере на нефте- и газодобыче или на югах например, на олимпийских стройках, где требуется рабочая сила. У них нет возможности возвращаться домой ежедневно, и они трудятся две недели через две или месяц через месяц. Юрий Плюснин: В результате наших многочисленных исследований проявились три группы людей, я предлагаю такую формулировку — промышляющих для жизнеобеспечения.
Первая группа — это как раз отходники. Есть сельская местность, малые города и села, где в советское время были градообразующие предприятия сыромолочные заводы, ткацкие фабрики , которые затем исчезли. Потом пропали колхозы и совхозы, и местные жители, в отличие от обитателей мегаполисов, должны были искать пропитание. Тогда люди вспомнили, что их деды и прадеды были отходниками, и сами ушли в отход.
Народ им пользуется, а чиновники нет. Когда мы с Артемием Позаненко, Натальей Жидкевич, Яной Заусаевой и другими учеными начали исследование отходников, их было 10—15 миллионов, потом их стало около 20 миллионов. Сейчас их намного больше, потому что в отход пошла Сибирь, раньше для нее это было нехарактерно. Сейчас в каждом селе и почти в каждой деревне до половины взрослого населения, в том числе женщины, в отходе — ездят на работу в промышленные города.
В позапрошлом году наш мэр сказал, что в Москве шесть с половиной миллионов трудоспособного населения, но он забыл, что есть еще шесть миллионов отходников.
Помещичье и Крестьянское хозяйство. Крестьянское и помещичье хозяйство в пореформенный период. Отходничество в России 19 век.
Крестьяне на заработки в город. Крестьяне 18 века при Петре 1. Крестьяне 17 века. Отходники 17 века.
Крестьянин на Отхожем промысле. Рабочие 20 век Россия. Дворник до революции. Приписные крестьяне при Петре 1.
Приписные крестьяне 18 века. Батраки крестьянин 19 век. Зимняя одежда крестьян 19 века. Сухарев рынок в Москве 1923 год.
Сухаревский рынок в Москве 1920-е годы. Рынок Сухаревка в гражданскую войну. Бегство крестьян. Крестьяне 1812.
Русские крестьяне путники. Нищие крестьяне 19 века. Русские нищие крестьяне 19 века. Босяки 19 век.
Рабочие и крестьяне. Железная дорога Некрасов. Железная дорога Некрасов иллюстрации. Иллюстрация к стихотворению Некрасова железная дорога.
Картины подневольного труда. Крепостные крестьяне в России 19 век. Крестьяне 19 века крепостные крестьяне. Крепостные крестьяне 19 века в России.
Крестьянин 18-19 века. Крестьяне 19 век Нижегородская Губерния. Крестьяне Нижегородской губернии в конце 19 века. Крестьяне 19 века в России.
Крестьяне Российской империи 19 века. Журавлев Фирс Крестьянская сходка. Крестьяне 19 века крепостное право. Крепостные крестьяне 1860.
Белорусс Селянин крестьянин. Белорусские крестьяне Российская Империя. Крестьяне 1820. Отхожие промыслы.
Старинный завод.
Информация должна быть проверяема , иначе она может быть удалена. Вы можете отредактировать статью, добавив ссылки на авторитетные источники в виде сносок. Значительную часть заработка отходники отправляли родным в деревню, а скопив денег, возвращались к семье. Отходники имели региональную специализацию, сохранявшуюся до Первой мировой войны 1914—1918 гг.
Отходничество
Кто такие отходники? Неуправляемый тренд, или кто такие современные отходники | Объединение Садоводов России. Отходник в местном обществе часто не располагает многими ресурсами. После отмены крепостного права большое количество крестьян пошло в отходники, часть пошла в пролетариат. При этом мало кто из отходников хочет переехать сюда насовсем. У них дома качество жизни лучше, чем в нашей все же довольно грязной столице.
Отходники: определение. Крестьяне-отходники - это...
В работе над составлением словаря принимали участие крупные ученые того времени. Словарь рассчитан на читателей практически всех возрастов. Крестьянин, уходящий на отхожий промысел. О словаре Словарь С. Ожегова — лингвистический толковый словарь русского языка, который является самым первым из появившихся в России тогда — в Советском Союзе после Октябрьской революции.
Добираться приходилось за многие тысячи километров, зачастую весь путь отходник проходил пешком. По дороге этим крестьянам часто приходилась просить милостыню. В городе крестьянин-отходник нанимался работником в частный дом, на предприятие или же выполнял разовые работы за единовременную оплату. Предпосылки отходничества в XIX веке Во второй половине XIX века была проведена крестьянская реформа, согласно которой крестьяне получали личную свободу.
Но земля, на которой они работали, по-прежнему оставалась во владении помещиков. Увеличилась доля безземельных крестьян, которые уже не могли прокормить ни себя, ни свои семьи. С другой стороны, рост капиталистических отношений давал толчок для развития промышленности, которая традиционна была сконцентрирована в крупных городах России. Таким образом, единственной возможность заработка оставался город. Попытки ограничить отходничество К середине XIX века отходниками называли огромное число крестьян, выбравших городской образ жизни. В некоторых губерниях количество людей, предпочитавших отходничество, достигла четверти взрослого мужского населения. Уменьшение числа крестьян, обрабатывающих землю, вынудило правительство принять ограничения. Для того чтобы получить внутренней документ, разрешающий передвижение по стране, крестьянин должен был состоять в сельской общине, право отхода с земли откупалось у помещика уплатой оброка.
По старинным лекалам А что пишут социологи сейчас? Мы - наследники. Общителен, умственно развит, обладает чувством юмора, мало пьет и позитивно смотрит на жизнь.
Женат, имеет нескольких детей, ценит и любит свою жену. Самостоятельно обеспечивает себя и семью. Краткосрочная цель...
Дом отходника... Отличают отходников и транспортные средства обычно лучшего качества, чем у соседей... Усадьба сведена к огороду...
Хозяйством, как и финансовыми вопросами, ведает жена. Пользуется уважением в местном обществе" Плюснин Ю. Кто они?
В Москве отходников - 5-6 млн чел. Больше всего их в строительстве, ремонте, торговле, аграрном секторе, в "пищевке", ЖКХ, в услугах. Везде, где нужен массовый дешевый труд, и там, где люди могут жить на ходу, неприкаянно.
Зачем стремятся в столицы? Там доходы кратно выше, чем в регионах. Поразительно, как спустя 100 с лишним лет, после 60 лет запретов на движение людей, народ отвечает на трудности в экономике, на бескормицу свободой и трогается с места миллионами людей, иногда даже по старым маршрутам, стремясь не только за хлебом и теплом, но еще и за благополучием, за устроенным домом, образованием для детей.
Во 2-й половине 18 века масса отходников резко возрастает. Наиболее сильно отход был развит в Центрально-промышленном районе. Так, в Московский губернии в конце 18 века ежегодно выдавалось около 50 тысяч паспортов, в Ярославской губернии - 74 тысяч т. В 1828 году отход государственных и помещичьих крестьян по 54 губерниям России был равен 575 тысяч число выданных паспортов. Свойственное большинству капиталистических стран отходничество становится характернейшей особенностью России в пореформенный период, когда оно делает резкий скачок в своем развитии. В основе его лежит процесс разложения крестьянства как класса, а также рост общественного разделения труда, рынка и развитие так называемого аграрного перенаселения. По 50 губерниям в среднем за год выдавалось краткосрочных паспортов: в 1861-1870 годы - 1286 тысяч, в 1881-1890 годы - 4938 тысяч; в 1901-1910 годы - 8873 тысяч.
Отходники: определение. Крестьяне-отходники - это...
Оставайтесь с нами, не переключайтесь. Денис, вы вначале сказали, что многие люди устроены и работают неофициально. Можно ли это считать вообще каким-то теневым сектором экономики? И насколько это глобальная проблема?
Денис Парфенов: Ну, тут вопрос в терминах. Да, можно теневым, серым, каким угодно его называть. Он является совершенно объективным порождением опять же той экономической структуры, к которой мы пришли после развала Советского Союза, потому что были разорваны традиционные связи очень многие.
По целому ряду отраслей и направлений мы так до сих пор и не восстановились — ни в промышленности, ни высокотехнологично, ну и так далее. Поэтому, естественно, люди искали себе применение. Многие нашли его в фирмах и фирмочках людей, которые готовы были брать их к себе, но только на определенных условиях, чтобы не платить соответствующие социальные отчисления.
И люди были вынуждены соглашаться на эти условия. Поэтому мы сегодня имеем такую значительную долю, которая очень неохотно стремится к уменьшению. Здесь опять же все сводится во многом к тому, как вы планируете в целом выстраивать свою экономическую политику.
То есть если у вас стоит задача, допустим, хотя бы в какой-то более или менее среднесрочной или долгосрочной перспективе — заметный рост социального благополучия населения, то тогда вы ставите себе определенные цели в части повышения заработной платы, в части улучшения условий труда, в части создания под это определенных отраслей, связанных с жильем, связанных с созданием соответствующей социальной инфраструктуры и прочее, и последовательно выполняете. Вот тогда ваше планирование, ваша работа с рынком труда, в том числе с вахтовиками, в принципе с основной массой населения, тогда это все будет срабатывать. Если же, как сейчас, все пустить на самотек, а еще хуже… К сожалению, наши коллеги из Правительства взяли на вооружение так называемую Концепцию пространственного развития.
Уверен, вы о ней слышали. Так она заключается в том, что вообще большую часть населения сконцентрировать в ограниченном количестве агломераций, то есть крупнейших городов и городов-спутников, и это будет точками экономического роста. А то, что у нас большая часть территории и так уже обезлюдивает… И этому процессу придается теперь официальный статус: «Пустеют?
И слава богу. Никто не заплачет, потому что, видите ли, у нас есть в крупных городах рост». Ну, это же порочная практика.
Мы увидели по пандемии, что сверхконцентрация населения в крупных населенных пунктах опасна — с эпидемиологической точки зрения. Да и с точки зрения обороны это опасно. Извините, даже 20 или 40 крупных городов атомными бомбами разбомбить гораздо проще.
Варвара Макаревич: Я поняла, к этой идее у вас есть вопросы. Никита, а насколько часто эти внутренние, внутрироссийские трудовые мигранты сталкиваются с ситуациями, когда их обманывают? Они приезжают.
Обещали одну зарплату, но ты уже приехал, деваться тебе некуда. Оказывается на месте, что зарплата гораздо меньше или условия другие. И ты все равно работаешь.
Обещали одну какую-то позицию — позиция оказывается другой. Настолько ли сезонная работа прямо так хороша и выгодна по сравнению с работой в своем регионе, если можешь приехать и вот так «попасть»? Никита Мкртчян: Ну, существует, конечно, эта проблема, но я бы не сказал, что это проблема только трудовых мигрантов.
У нас эта проблема есть, к сожалению, во всех практически… везде в экономике. Трудовые мигранты в силу того, что они чаще, несколько чаще работают по «серым» и так далее схемам, они с этим сталкиваются тоже чаще. Варвара Макаревич: Они более уязвимые?
Никита Мкртчян: Ну, если это российские граждане, то тут уязвимость больше, но не настолько плачевная, как, допустим, граждане наших братских республик. Варвара Макаревич: Из ближнего зарубежья. Никита Мкртчян: Ну, проблема такая есть.
В принципе, она скорее, может быть, даже больше отраслевая, потому что строительство — оно в большей степени в такой «серой» зоне, чем другие отрасли, чем промышленность, например. Варвара Макаревич: А можно ли себя как-то обезопасить от таких ситуаций? Или это опять же невозможно, если это все неофициально?
Никита Мкртчян: Ну, сложно сказать. Наверное, нужно иметь дело с проверенными… Не знаю, через друзей устраиваться, через бригадиров знакомых, как-то к работодателю, о котором уже имеешь представление какое-то. Варвара Макаревич: То есть передавать работодателей из рук в руки?
Никита Мкртчян: Ну да. Александр Кичаев: В Интернете есть очень много сайтов-отзовиков, где как раз работники пишут отзывы о той компании, где они работали. Варвара Макаревич: То есть стоит заранее подготовиться и провести какое-то исследование?
Александр Кичаев: Конечно, промониторить, в Сети посмотреть. Ребята, никому не советую». И все.
Там пытаются зачищать. Есть специальные компании, которые убирают негатив. Но все равно правду не скроешь.
Варвара Макаревич: Заговорили про трудовых мигрантов, которые приезжают в Россию. Денис, в связи с этим вопрос: там как-то рынок изменился? Ну смотрите: пандемия, закрытые границы, меньше трудовых мигрантов к нам въезжает.
Вот эти места заняли как раз те люди, которые из своих регионов готовы уезжать в более крупные города и работать? Денис Парфенов: Тут важно, что с чем мы будем сравнивать. Потому что если брать отрезок, допустим, три последних десятилетия, то тенденция была лишь на увеличение массы иностранной рабочей силы.
В общем, они достаточно устойчиво заняли целый ряд ниш. В последнее время, да, когда была эта ситуация с пандемией, с закрытием части производств, с определенными проблемами въезда и выезда, да, их стало несколько меньше прибывать в нашу страну, гостей из-за рубежа. Но сказать, что это каким-то образом радикально повлияло опять же на экономическую ситуацию, совершенно не приходится.
Более того, у меня, если честно, даже немножко вызывает такую горькую улыбку стенания наших коммерсантов на предмет того: «Ах, как плохо, что мигранты уехали! Теперь-то рабочих рук не хватает, нанять некого». Сергей Бойко: Наших обманывать так легко нельзя.
Денис Парфенов: Хотя вопрос-то в том, что надо просто платить людям нормальные зарплаты — и тогда, пожалуйста, люди из России с удовольствием будут устраиваться на работу прекрасно. Сергей Бойко: Конечно, конечно. Правоохранительные органы… Варвара Макаревич: Сейчас дам возможность сказать.
Денис Парфенов: То есть то, что бизнес, владельцы капитала сами недоплачивают людям и просто усиливают эксплуатацию над ними, получается, что теперь сыграло с ними своего рода злую шутку. Но в конечном итоге они все равно в выигрыше, потому что они просто не платят людям зарплату, которую следовало бы платить за этот труд. Варвара Макаревич: То есть российские граждане все-таки не готовы полностью заместить иностранных трудовых мигрантов, правильно?
Денис Парфенов: Потому что не платят нормальные зарплаты. Варвара Макаревич: Поняла. Я просто хотела уточнить.
Никита Мкртчян: И моментально, например, увеличить число рабочих на стройках на миллионы нельзя, потому что эти рабочие… Условно, есть строители, строительные специальности, они работают. И откуда-то взять 2 или 3 миллиона, которые сейчас требуются под какие-то проекты, их невозможно взять. Варвара Макаревич: Так быстро просто не найдешь.
Сергей, вы хотели добавить. Сергей Бойко: Доверия нет наших граждан к правоохранительной, следственной системе, вообще к системе юридической. Наконец-то, по-моему, неделю назад Мишустин, выступая в Государственной Думе, сказал, что жадность наших коммерсантов, наших предпринимателей — вот это.
Потому что с иностранным рабочим, у которого, может быть, и виза просрочена, или может быть, он не совсем легально приехал, с ним можно договориться. Варвара Макаревич: Рычаги давления есть. Сергей Бойко: Да, есть рычаги давления.
А приходит наш специалист, даже с простой квалификацией простого рабочего — и с ним уже так не поступишь. Это проблема социальная. И еще одна проблема, на которую я хотел бы обратить внимание.
Мы затрагивали здесь точки роста и так далее. Москва и Санкт-Петербург — сколько лет назад построили скоростную дорогу? А вы попробуйте там найти место заправки, где перекусить.
Гостиницы там есть? И это центр Европы, это центр между двумя столицами. Социальная ответственность государства — это вкладывание в инфраструктуру.
И тогда не нужно будет ехать на отхожий промысел. Потому что сфера услуг — самая трудоемкая. Вот и все.
А от Москвы до Астрахани? Сергей, давайте тогда как раз расширим географию. Вы заговорили про инфраструктуру.
Вот смотрите — Соединенные Штаты Америки. Там мобильность населения выше в разы. Это нормально — несколько раз в течение жизни поменять место проживания.
После колледжа… Вернее, так. Ты уезжаешь в колледж, в один город. Потом ты едешь на свою первую работу, потом — на вторую, третью и так далее.
И где-то ты оседаешь в какой-то момент, ближе к пенсии. Это как-то связано с экономическими причинами, как раз с инфраструктурой, с тем, что структура жилья другая, люди чаще снимают, чем в России? Может быть, какие-то другие причины?
У меня было за мою профессиональную историю несколько командировок в Штаты, и у меня есть личные впечатления по этому поводу. Во-первых, у нас не такая климатическая зона. Во-вторых, у нас не такая социальная инфраструктура.
К сожалению, то, что не получилось в Советском Союзе, продолжается сейчас. У нас об этом уже говорил Александр разная степень заработной платы.
С развитием капитализма вширь темпы роста Отходничества в Центрально-промышленном районе постепенно замедляются. Отходничество глубоко влияло на быт крестьян-отходников, включавшихся в промышленное население страны. Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. Том 10.
Литература: Ленин В. XIX в.
Крестьяне уходили в Санкт-Петербургскую, Московскую губернию и прочие центральные регионы.
Кроме того, в северо-западных областях была возможность работать на лесозаготовках. В это время отходничество приобретает специфические черты: число мигрантов неуклонно возрастает; появляются специализации деятельности ушедших крестьян, то есть работники их конкретных губерний занимаются определенными промыслами; время отхода увеличивается; география явления расширяется; в отход вовлекаются женщины, дети и подростки. После ухода на работу крестьянин не вычеркивался из сельской общины.
Однако оставшееся население спешило исключить, долго не возвращавшихся крестьян, из земельных наделов. Вернувшись, такие крестьяне с трудом добивались получения земельного участка, им могли дать надел худшего качества. Сферы занятости Чем конкретно занимались крестьяне-отходники?
Это еще один интересный вопрос. Вот основные сферы их деятельности: транспортные перевозки чаще всего в зимнее время ; промысел на судах весной и осенью ; работа на промышленных предприятиях в основном, текстильной направленности ; строительство; выпас скота. Это основные занятия отходников.
Несмотря на существование трудовой миграции, «раскрестьянивание» не приобрело массового характера. Имущественное положение крестьян практически не менялось. По-прежнему доминирующей группой оставалось крестьянство среднего достатка.
Советское время Во время революций начала XX века и Гражданской войны наблюдался распад связей в хозяйственной сфере. Возникший продовольственный кризис побуждал ушедших крестьян возвращаться и заниматься сельским хозяйством. В указанный период отходы практически прекратились.
Крестьяне занимались им и на месте, и отправлялись по паспортам в южные, виноградарские районы России, где их мастерство пользовалось большим спросом. Основным центром бондарного промысла в Спасском уезде было село Ижевское. Ижевцы часть материала для изготовления бочек заготовляли дома. Как только вскрывалась река, грузились с этим материалом на большие лодки целыми партиями и отплывали в Казань. В Казани шла основная подготовка бочарных дощечек, после чего рязанские бондари двигались на юг. В Егорьевском уезде Рязанской губернии многие селения специализировались на выделке деревянных берд, гребней и веретен. Бердо принадлежность ткацкого станка, типа гребня. Егорьевцы сбывали берды на сельских рынках Рязанской, Владимирской и Московской губерний. Туда их доставляли скупщики из егорьевских крестьян, которые из поколения в поколение специализировались на этом виде торговли.
В понятиях жителей Дона и Кавказа занятие бердов-щика прочно связывалось с происхождением из егорьевцев. Товар у своих соседей скупщики-бердовщики забирали в кредит и отправлялись на подводах в степные края. На одной подводе вывозили примерно две с половиной тысячи берд, веретен и гребней. В местах вывоза товара, в станицах и других селениях, у егорьевских крестьян были знакомые и даже приятели. Эти отношения нередко передавались по наследству. Южане с нетерпением ждали в определенные сроки далеких гостей — с их товаром, гостинцами и рассказами новостей. Уверенность в приветливом приеме, даровом содержании у знакомых, привольной пастьбе для усталых лошадей — все это подвигало егорьевских крестьян сохранять этот вид отходничества. Возвращались со значительным барышом. В образе жизни крестьян-отходников в больших городах складывались свои традиции.
Этому способствовала определенная спаянность их, 167 связанная с выходом из одних и тех же мест, специализация на данном виде заработков на стороне. Например, некоторые селения Юхновско-го уезда Смоленской губернии регулярно поставляли в Москву водовозов. В Москве приехавшие на промысел смоленские крестьяне объединялись по 10, а то и 30 человек. Совместно нанимали квартиру и хозяйку матку , которая готовила им еду и присматривала за порядком в доме в отсутствие водовозов. Заметим попутно, что обслуживание в прошлом больших городов жителями деревень, приезжавшими туда на время и возвращающимися домой, к своим семьям, напоминает внешне тот самый «челночный» метод работы в сельской местности, о котором помышляют сейчас иные экономисты. Отчасти он и реализуется сейчас не очень-то успешно во временных «откомандированиях» или коллективных выездах горожан в поле. А тогда он шел в обратном направлении. Большинство населения страны жило в здоровых условиях сельской местности. Часть сельского населения «челночно» обеспечивала рабочей силой промышленность практически все виды промышленности использовали труд отходников и, если использовать современный термин сферу обслуживания: извозчики, водовозы, горничные, няни, приказчики, трактирщики, сапожники, портные и пр.
К этому следует добавить, что и из помещиков многие жили и служили в городе временно, затем возвращались в свои имения. Современники по-разному оценивали значение отходничества в крестьянской жизни. Часто отмечали дух самостоятельности, независимости у поработавших на стороне, особенно в больших городах, подчеркивали осведомленность отходников в самых разнообразных вопросах. Например, фольклорист П. Якушкин, немало походивший по деревням, писал в 40-х годах XIX века о Ранненбургском уезде Рязанской губернии: «Народ в уезде более, нежели в других местах, образован, причина чего ясная -многие отсюда ходят на работы в Москву, на Низ то есть в уезды в низовьях Волги. Но многие — в статьях, частной переписке, ответах с мест на программы Географического общества и Этнографического бюро князя Тенишева — выражали беспокойство по поводу урона нравственности, который наносил отход. Нет сомнения в том, что поездки в новые места, работа в других условиях нередко и жизнь в иной среде — все это расширяло кругозор крестьянина, обогащало его свежими впечатлениями, разнообразными знаниями. Он получал возможность непосредственно увидеть и понять многое в жизни городов или отдаленных и отличных от его родных мест сельских краев. Известное понаслышке становилось реальностью.
Развивались географические и социальные понятия, шло общение с обширным кругом лиц, делившихся своими суждениями. Аксаков, проезжая в 1844 году через Тамбовскую губернию, писал своим родителям: «На дороге попался нам ямщик, который бывал в Астрахани и ездил там извозом. Он очень хвалил эту губернию, называя ее народною и веселою, потому что там всяких племен много и летом отовсюду нахлынивают мужики на рыбную ловлю. Я удивляюсь, как русский человек отважно отправляется на дальний промысел в места, совершенно чуждые, а потом возвращается на родину, как будто ни в чем не бывало». Но достаточно очевидна и другая сторона отходничества: оставляемые надолго семьи, холостяцкий образ жизни ушедшего, иногда поверхностное заимствование городской культуры в ущерб традиционным нравственным устоям, привитым воспитанием в деревне. Аксаков в другом письме из этой же поездки напишет об астраханском отходничестве со слов ямщика соседней губернии: «Кто раз отправился в Астрахань, тот весь переиначивается, забывает все домовое и вступает в артель, состоящую из 50, 100 и более человек. У артели все общее; подступая к городу, она вывешивает свои значки, и купечество спешит отворить им свои ворота; свой язык, свои песни и прибаутки. Семейство для такового исчезает…»168 Тем не менее крестьянская «закваска» для многих оказывалась сильнее поверхностных отрицательных влияний. Сохранению добрых традиций способствовало и то, что на отходе крестьяне, как правило, держались своих земляков — за счет артельности в работе и быте, взаимной поддержки в определенных профессиях.
Если отходник действовал не в артели, а индивидуально, он все-таки обычно устраивался на жительство у односельчан, перебравшихся совсем в город, но сохранявших тесную связь со своими родственниками в деревне. Общественное мнение крестьянской среды сохраняло здесь в определенной мере свою силу. Дорогами переселенцев и отходников, богомольцев и ходоков с прошениями, скупщиков и торговцев, ямщиков и солдат исходил и изъездил русский крестьянин великое свое Отечество. С горячим интересом слушал он у себя дома вести о том, что делается на Руси, толковал о них и спорил с односельчанами. Решал на общинном сходе, как лучше применить старый и новый закон к своим крестьянским делам. Многое знал о прошлом России, складывал о нем песни, хранил предания. Память о подвигах предков была для него такой же своей и простой, как наставления отцов о мужестве ратника. Осознавал крестьянин и свое место в жизни Отечества — долг и роль свою хлебопашца, кормильца. Щапову старик крестьянин с заимки Амгинской слободы в Восточной Сибири в 70-х годах прошлого века.
Мужик — работник, работа его капитал, его Божье назначение». Щапов записал и высказывание другого крестьянина из Подпругинского села на эту же тему: «Мужики — не купцы, а крестьяне, работники хлебопахотные: им не капиталы копить, а вырабатывать нужные для дому, для семьи достатки, да за добрые труды быть словутными, почетными в миру, в обществе». Уважение к своему труду пахаря и осознание себя частью большой общности крестьян вообще, мужиков вообще, для которой это занятие является основным, сопровождалось нередко прямой оценкой роли этой деятельности в жизни государства, Отечества. Это бывало, в частности, во вводной части прошений. Прежде чем приступить к изложению конкретной просьбы, крестьяне писали о значении земледельческого труда в целом. Так, крестьяне Бирюсинской волости Нижнеудинского округа писали в 1840 году в прошении, адресованном ревизору государственных имуществ: «Крестьяне по природе вселены иметь прямое занятие земледелием, хлебопашество хотя и многих неусыпных трудов и бдительного попечения требует, но самым невинным образом доставляет крестьянину-земледельцу за труды довольную награду плодородием, к сему бдительное начальство неоднократно давало поощрения и понуждения своими наставлениями, каковые и поныне в Высочайшей Воле продолжаются». В других случаях оценка значения земледельческого труда служила для того, чтобы перейти затем к определению конкретных препятствий, мешавших крестьянину реализовать свое предназначение на пользу государства. Такие повороты были особенно в ходу накануне отмены крепостного права. Кормилец и защитник Отечества, по убеждениям крестьян, должен быть защищен верховной властью от местных несправедливостей.
Источник: www. К началу XX века внутренняя миграция приобретает такие масштабы, что меняет само русское общество.
Отходники: определение. Крестьяне-отходники - это...
Кто такие отходники. работа крепостного крестьянина, как правило, в качестве рабочего мануфактуры, вне владения помещика, по разрешению помещика. С отходников помещик получал оброк. Итак, мы рассмотрели, кто такие отходники в истории.
Крестьяне-отходники — это определение, история и интересные факты
Неземледельческий отход составлял более половины общего числа крестьян-отходников. Кто такие отходники? Отходники – это крепостные крестьяне, которых помещики отпускали на заработки. Кто такие современные отходники, в каких сферах работают и есть ли угроза для государства в росте их количества? Но большинство отходников оставляло семью и хозяйство лишь на ту часть года, когда нет полевых работ.