Новости гетман мазепа биография

1 Биография Иван Степанович Мазепа — один из наиболее выдающихся украинских гетьманов, который дольше всех (более 20 лет) пребывал у власти — родился 20 марта 1640 года (по некоторым источникам в 1639 или в 1644) на хуторе Каменцы (со временем. Украинская история заставляет по аналогии вспоминать самое громкое предательство иного периода — печально знаменитого гетмана Мазепы из начала XVII века. Иван Мазепа, гетман Войска Запорожского, прославился прежде всего тем, что предал российского императора Петра I.

Мазепа в Киево-Печерской лавре? Какие «герои» — таков и путь

Мазепа в Киево-Печерской лавре? Какие «герои» — таков и путь Мазепа служил у гетманов Правобережной Украины Тетери и Дорошенко, благодаря образованию и придворным манерам, дослужился до генерального писаря — по сути, казацкого канцлера.
Навечно проклятый. 10 фактов из жизни гетмана Ивана Мазепы Биография будущего гетмана рассказывает нам о том, что его родным отцом был Степан Мазепа – сподвижник самого Богдана Хмельницкого.
Иван Мазепа: к портрету идеального предателя - 15.03.2024 Украина.ру (Серия Мифы Украины: Мазепа) Одной из самых больших тайн мазепознавства является смерть старого гетмана.
Иван Мазепа - гетман, политик, меценат | Istorium Когда гетманом Правобережной Украины был Павло Тетеря, Мазепа поступил к нему на службу.

Иван Степанович Мазепа

Гетманами же становились же просто хотел вернуться в Польшу. Вплоть до того, что новый корвет для ВМС Украины, достраивающийся сейчас в Турции, получил имя «Гетман Иван Мазепа». Историк Кирилл Кочегаров о политической биографии Мазепы, взаимоотношениях с Петром I и войне с Шведской империей. Украинская история заставляет по аналогии вспоминать самое громкое предательство иного периода — печально знаменитого гетмана Мазепы из начала XVII века. По случаю 370-я со дня рождения гетмана здесь большой праздник. Председатель сельсовета Иван Новиков сам чистит сквер, где в начале 90-х установили бюст Мазепы.

Правила комментирования

  • Глава СВР: россиян, которые не поддерживают СВО, ждет судьба гетмана Мазепы
  • На Украине широко отмечают 370 лет со дня рождения гетмана Ивана Мазепы
  • Код Мазепы
  • Код Мазепы

Мазепа – герой или предатель?

Особую группу аргументации составляет обоснование измены «исторической необходимостью», т. В рамках этой версии появляются и такие суждения «мазепинцев»: — «имперское» коварство России, с которым можно было еще мириться во время мира, но оно становилось совершенно нестерпимым во время войны; — феноменальные победы шведов на полях сражений и слабость русских; — козни коварного царя Петра, «по слухам», пытавшегося убрать Мазепу с поста гетмана и лишить автономии Украину. Иными словами, Петр I своей политикой не оставил Мазепе выбора, вынудив его предать, спровоцировав на подлость своей слабостью и коварством. Обращаем внимание на то, что исходным тезисом этой версии является мысль, что в предательстве в первую очередь виновен не сам предатель, а тот, кого предали. Ну что ж, в этом случае нельзя отказать «мазепинцам» в логике. Только в логике предателей. Еще один вариант объяснений включает в себя две совершенно разные, более того, противоположные версии, где измена гетмана объясняется желанием Мазепы спасти либо Украину, либо Россию. В первом случае он, дабы не допустить поругания Украины, решил сам отдаться шведам. В более драматичной форме это обоснование подчеркивает: заранее понимая, что ему грозит, Мазепа тем не менее делает свой исторический выбор и сознательно жертвует собой, дабы если и не спасти страну, то хотя бы показать украинцам пример самопожертвования во имя светлого украинского будущего. Во втором случае измена была лишь видимостью, т. Мазепа на деле не предавал Петра I.

Его поступок был вызван необходимостью спасти Россию. И он перешел на сторону Карла XII, чтобы: — заманить шведскую армию на Украину и здесь ее прикончить; — войдя в доверие к Карлу XII, выкрасть шведского короля при удобном случае и тем самым покончить с войной раз и навсегда; — своим открытым и показательным предательством консолидировать противников шведов вокруг Петра I и оправдать его жесткие действия по искоренению внутренней измены. Жаль только, Петр этого самопожертвования гетмана не оценил. Точнее, оценил, но… не понял, приказав наградить изменника 5-килограммовым серебряным Орденом Иуды: «Треклят сын погибельный Иуда, ежели за сребролюбие давится». Однако следует сказать, что сторонников этого совсем парадоксального варианта обоснования измены среди «мазепинцев» совсем немного, т. Впрочем, как и другая имеющая место версия, объясняющая измену исторически сложившейся ментальностью украинцев: «На Украине все так делают. Ничего особенного. Так было до Мазепы, так будет и после. Разве был такой украинский гетман, чтобы никого не предавал? Не стоило Петру I эту проблему вообще брать в голову и принимать слишком близко к сердцу.

Ишь, обидчивый какой. Будто раньше предателей никогда не видел. Не понял, что политическая линия у гетманов была такая, гибкая. И если кто кого у нас не предал, так вроде как и не жил». От этого систематизированного изложения версий обоснования измены гетмана перейдем к другому вопросу: кого он предал? Вариантов ответа несколько: — Петра I;.

В марте власти разорвали с УПЦ договор аренды всей Киево-Печерской лавры и требуют от монахов покинуть обитель. Монахи УПЦ отказались выполнять незаконные требования и в настоящее время ждут решения суда. За измену присяге в России он был предан гражданской казни с лишением полученных титулов и наград. Русская православная церковь предала Мазепу анафеме за нарушение данной на Евангелии присяги на верность русскому царю, а также за то, что он позволил осквернять православные храмы шведским солдатам.

Эти переговоры велись в тайне вплоть до 1708 года — Мазепа предпочел дождаться решающего сражения в Северной войне, которую в 1700 году Петр I начал против шведского короля Карла XII. Но осенью 1708 года, получив от Петра I приказ направить войска на помощь русской армии, в то время как вся Украина была беззащитна перед нападениями со стороны Крымского ханства, Иван Мазепа отказался подчиниться и объявил о союзе с Карлом XII, с которым было заключено соглашение, предусматривавшее политический статус Украины как независимого государства с обеих сторон Днепра. Это решение гетмана не нашло однозначной поддержки среди казацкой старшины, для которой антироссийское выступление Мазепы оказалось полной неожиданностью, и было осуждено православным духовенством — во всех церквях, даже строивших Мазепа, его имя подвергали анафеме, а его поступок, с подачи Петра I, трактовался как подчиненный личной выгоде. После стратегических просчетов шведского командования, русские завоевали Стародуб, гетманскую столицу Батурин, где вырезали военное и гражданское население с младенцами включительно, Лебедин, Переволочную, в мае 1709 года разрушили Чертомлинскую Сечь, захватили гетманскую казну и артиллерию, также уничтожили весь речной флот. А после поражения шведов в июле 1709 года в Полтавской битве, план Мазепы на становление Гетманщины как самостоятельного государства потерпел полный крах. Карл XII с остальными войсками и гетман с казаками спаслись бегством в Молдавию, где Иван Мазепа, не в состоянии пережить поражение, умер 2 октября 1709 года.

Делегация везла султану 15 левобережных казаков в качестве невольников-заложников. По дороге в Константинополь делегация была перехвачена кошевым Иваном Серко. Схватившие Мазепу запорожские казаки хотели его казнить за участие в конвоировании их товарищей в неволю, но затем переправили его левобережному гетману Самойловичу. Тот поручил Мазепе воспитание своих детей, присвоил звание войскового товарища, а через несколько лет пожаловал его чином генерального есаула. Гетман Войска Запорожского В правление царицы Софьи власть фактически находилась в руках её фаворита Голицына. Мазепа снискал его расположение, а после падения Самойловича Голицын оказал решающее влияние на избрание Мазепы левобережным гетманом 25 июля 4 августа 1687 год на раде под Коломаком ныне Коломакский район Харьковской области. Мазепа принял активное участие в интриге по смещению Самойловича, его подпись стоит в коллективном доносе старшин, поданном Голицыну. Костомаров писал: «Голицын и Матвеев оба принадлежали к людям своего времени и сочувствовали польско-малорусским приёмам образованности, которыми отличался и блистал Мазепа. Когда, после неудачного крымского похода, нужно было свалить вину на кого-нибудь, Голицын свалил её на гетмана Самойловича: его лишили гетманства, сослали в Сибирь с толпою родных и сторонников, сыну его Григорию отрубили голову, а Мазепу избрали в гетманы, главным образом оттого, что так хотелось этого любившему его Голицыну». Тогда же были подписаны Коломакские статьи гетмана Мазепы. Костомаров отмечал участие Мазепы в интриге против гетмана Самойловича: «его интриги, употреблённые им перед всемогущим временщиком князем Василием Васильевичем Голицыным для погубления гетмана Самойловича». В роли гетмана Мазепа принял участие во втором Крымском походе князя Василия Голицына. Широко распространена точка зрения, что Мазепа подкупил Голицына. Известна записка Мазепы, сохранившаяся в делах Государственного архива вместе с письмами царевны Софии, показывающая, что Мазепа после своего избрания в гетманы заплатил князю Голицыну взятку за содействие. В 1689 году, после падения власти Софьи и временщика Голицына, Мазепа подал царю челобитную. Он доносил царю, что Леонтий Неплюев угрозами вынудил у него дать князю Голицыну отчасти из пожитков отрешённого гетмана Самойловича, а отчасти из собственного своего имения 11 000 рублей червонцами и ефимками, более трёх пудов серебряной посуды, на 5000 рублей драгоценных вещей и три турецких коня с убором. Николай Костомаров указывал: «В нравственных правилах Ивана Степановича смолоду укоренилась черта, что он, замечая упадок той силы, на которую прежде опирался, не затруднялся никакими ощущениями и побуждениями, чтобы не содействовать вреду падающей прежде благодетельной для него силы. Измена своим благодетелям не раз уже выказывалась в его жизни. Так он изменил Польше, перешедши к заклятому её врагу Дорошенку; так он покинул Дорошенка, как только увидал, что власть его колеблется; так, и ещё беззастенчивее, поступил он с Самойловичем, пригревшим его и поднявшим его на высоту старшинского звания. Так же поступал он теперь со своим величайшим благодетелем, перед которым ещё недавно льстил и унижался». Пётр доносам верить не хотел - доносчиков наказывали, а доверие царя к гетману только возрастало. В 1700 году Мазепа получил из рук Петра высший орден России - Андрея Первозванного, став вторым в истории кавалером этого ордена. В ближайшие годы Мазепа точно исполнял все царские предписания. В июле 1704 года Мазепа обвинил фастовского полковника Семёна Палия в измене Петру и в стремлении изменить порядок украинской жизни в пользу казацкой голытьбы и черни. Палий был отправлен в Москву, а оттуда сослан в Тобольск. Существуют сведения, что в конце 1705 года Мазепа обсуждал с вдовой княгиней Дольской по первому мужу Вишневецкой замысел перехода на сторону Швеции и образования из Малороссии «самостоятельного владения» под верховенством польского короля. Чтобы привлечь Мазепу на свою сторону, в 1706 году «княгиня Дольская передала Мазепе слова Б. Шереметева и генерала Рена, что Меншиков намеревается стать гетманом или князем Черниговским и "роет яму" Мазепе». Носил титул князя Священной Римской империи, предоставленный Ивану Мазепе 1 сентября 1707 австрийским императором Иосифом I, о присвоении титула сделана запись в регистрационной книге "Райхсадельсамт" , том XII, князем Шемборна. Несмотря на победу в сражении при Калише 18 октября 1706 года, Россия осталась в войне со Швецией в одиночестве. В этих обстоятельствах Мазепа вступил в тайные переговоры с новым польским королём Станиславом Лещинским, ставленником Карла XII, через иезуита Заленского. Точная дата начала переговоров Мазепы с Лещинским неизвестна, но 17 сентября 1707 года Мазепа открылся Орлику, своему генеральному писарю. В своей беседе с Орликом Мазепа объяснял свои переговоры с Лещинским исключительно военной угрозой. Он сказал, что будет оставаться верен царскому величеству, пока не увидит, с какой силой Станислав к границам придет и какие будут успехи шведских войск в Московском государстве. Было очевидно, что речь шла о заранее продуманном плане. В конце августа 1707 года генеральный судья Василий Кочубей послал с севским иеромонахом Никанором донос на Мазепу. Никанор прибыл в Москву 17 сентября 1707 года, но его донесение было признано ложным в свете хорошо известной личной вражды между Кочубеем и Мазепой: в 1704 году у Мазепы был роман с дочерью Кочубея - Матрёной, которой он был восприемником крёстным отцом , что сделало брак невозможным, поскольку такая связь считалась инцестом. Яковлев явился благовещенскому протопопу духовнику царя , который представил его царевичу Алексею Петровичу. Царь опять счёл донос ложным, поручив разбирательство друзьям гетмана: Гавриилу Головкину и Петру Шафирову. Напуганный этим доносом, Мазепа после благополучного для него исхода следственного дела Кочубей и также доносивший на Мазепу полтавский полковник Иван Искра подверглись пыткам, после чего, 14 июля 1708 года, были обезглавлены под Киевом ещё энергичнее повёл переговоры со Станиславом Лещинским и Карлом XII, закончившиеся заключением с ними тайных договоров.

История Мазепы: Петр I в ярости повесил его манекен

После свержения Самойловича на коломацкой раде в 1687 году Мазепа был избран гетманом. Он отдает много сил и средств на возрождение гетманской Украины. Резиденция гетмана — город Батурин — становится культурно-образовательным центром Украины и Европы. Мазепа берет под свою опеку Киево-Могилянскую коллегию, превратив ее в академию, поднимает ее до уровня европейского университета. В роли гетмана Мазепа принял участие во втором крымском походе Голицына. В 1708 году он перешёл на сторону противника Московского государства в Северной войне — шведского короля Карла XII, почти за год до его разгрома московской армией.

З », перед которым ещё недавно льстил и унижался… Гетман Мазепа, как историческая личность, не был представлен никакой национальной идеей. Это был эгоист в полном смысле этого слова. Поляк по воспитанию и приёмам жизни, он перешёл в Малороссию и там сделал себе карьеру, подделываясь к московским властям и отнюдь не останавливаясь ни перед какими безнравственными путями».

Историк Бантыш-Каменский так характеризует Мазепу: «Имел дар слова и искусство убеждать. Но с хитростью и осторожностью Выговского он соединял в себе злобу, мстительность и любостяжение Брюховецкого, превосходил Дорошенка в славолюбии; всех же их - в неблагодарности". Как всегда исчерпывающе точно определил сущность Мазепы А. Пушкин: «Некоторые писатели хотели сделать из него героя свободы, нового Богдана Хмельницкого. История представляет его честолюбцем, закоренелым в коварстве и злодеяниях, клеветником Самойловича, своего благодетеля, губителем отца несчастной своей любовницы, изменником Петра перед его победою, предателем Карла после его поражения: память его, преданная церковью анафеме, не может избегнуть проклятия человечества». Наконец, чрезвычайно точная оценка злодея принадлежит и самому украинскому народу. Выражение «Проклята Мазепа! На Украине и в Белоруссии мазепа — неряха, грубиян, злой хам — устар.

Весьма примечательная деталь. До нас дошли более десятка портретов этого исторического деятеля и даже несколько художественных полотен с его изображением. Удивительно, однако, но среди них нет элементарной схожести! Такое впечатление, что этот человек имел множество взаимоисключающих ликов. И дней рождения, у него как минимум пять — с 1629 по 1644 годы то-то раздолье у политических фанатов гетмана - отмечать его «круглые» юбилеи! Впрочем, и дат смерти у Мазепы… три. Такой вот скользкий. Всё у него было не как у людей… Сознательно опускаю детство, отрочество и юность Мазепы.

Ибо сам чёрт ногу сломит в том отрезке его ущербной биографии. Хотя следующую выдержку приведу исключительно из уважения к авторитету авторов: «Тот, кто занимал тогда этот пост, был польский шляхтич, по имени Мазепа, родившийся в Подольском палатинате; он был пажом Яна Казимира и при его дворе приобрел некоторый европейский лоск. В молодости у него был роман с женой одного польского шляхтича, и муж его возлюбленной, узнав об этом, велел привязать Мазепу нагим к дикой лошади и выпустить её на свободу. Лошадь была с Украины и убежала туда, притащив с собой Мазепу, полумертвого от усталости и голода. Его приютили местные крестьяне; он долго жил среди них и отличился в нескольких набегах на татар. Благодаря превосходству своего ума и образования он пользовался большим почётом среди казаков, слава его всё более и более росла, так что царь принужден был объявить его украинским гетманом». Это цитата Байрона, приведённая по-французски, взятая им у Вольтера. Правда, при этом трудно не подивиться, как два выдающихся европейских творца повелись на элементарную придумку.

Ибо подобного в действительности не могло быть по определению. И поневоле ещё думаешь: видать не зря столь выдающиеся европейцы и так давно стали поэтизировать «хохлацкого Иуду». Даже утверждали, что «царь принуждён был». То есть на равных ставили шляхтича-выскочку и величайшего монарха в истории человечества. Все современники Мазепы в один голос утверждают, что он был «чародiем». Наверное, потому так полагали, что по-иному им трудно было объяснить невероятное умение этого талантливого проходимца производить впечатление на людей и внушать им доверие к себе. Меж тем именно такие коварные способности элементарно гипнозом владел! Гетманы в ту пору менялись, как перчатки у капризной дамы.

И Тетерю сменил Петро Дорошенко. Он — естественно «очарованный» молодым шляхтичем, назначает его генеральным писарем - личным секретарем и главой своей канцелярии. При этом гетман Дорошенко вел сложную, тройную игру. Оставаясь подданным польского короля, он отправил своего секретаря к гетману Левобережной Украины Ивану Самойловичу с уверениями, что желает служить русскому царю. Но уже через несколько месяцев послал того же Мазепу к турецкому султану — просить помощи у извечного врага православных. А в подарок туркам преподнёс «ясык» — пятнадцать рабов из казаков, захваченных на левой стороне Днепра. По пути Мазепу с «гостинцами» захватили запорожские казаки во главе с кошевым атаманом Иваном Сирко. Тем самым, что писал со своими казаками знаменитое письмо турецкому султану Магомету IV: «Свиняча ты морда, кобыляча срака, кусача собака, нехрещеный лоб, мать твою ….

Не будешь ты и свиней христианских пасти. Теперь кончаемо, ибо числа не знаемо, календаря не маемо, а день такой как и у Вас, за что поцелуй в сраку нас! Ну почему преданный Самойловичу значит, и русскому царю! Ведь Иван Дмитриевич всегда безжалостно истреблял пособников бусурман. А тут взял и отправил «подлую вражину» к гетману Самойловичу. Не иначе, как Провидение вознамерилось убедиться: насколько же низко и подло ещё способна упасть душа Мазепы. Здесь, на Левобережье, происходит ещё одно, почти невероятное, во всяком случае, трудно объяснимое - именно Мазепу, как уже своё доверенное лицо, Самойлович посылает в Москву для переговоров. Там его разбитной порученец встречается с… самим царём Алексеем Михайловичем!

И потом ещё много раз ездит в русскую столицу, укрепляя теперь уже свой собственный авторитет. Опуская бесчисленные тактические и стратегические ходы Мазепы, между которыми он благополучно «слил» Самойловича и всю его семью, где был почти родным человеком, заметим лишь, что 25 июля 1687 года хитрый царедворец получает с помощью подкупа российской чиновничьей верхушки «клейноты» символы гетманской власти — булаву и бунчук.

Благодаря этому Мазепа обрел много полезных знакомств и передовых идей, которые он применял в своей политической деятельности. Вернувшись из Польши, Мазепа активно приступил к политическим начинаниям в Украине. Он стал участвовать в козачьих кругах, и своим умом и каризмой он привлек внимание гетмана Петра Дорошенко.

Именно это знакомство стало отправной точкой для дальнейшей карьеры Мазепы в сложный период истории Украины. Читайте также: Что представляет собой техническое средство и какие примеры можно привести? Образование и политические начинания В образовании и политических начинаниях Иван Мазепа был крайне активным и амбициозным. Он получил прекрасное образование в Киевской братской школе, где изучал гуманитарные науки и основы политической теории. Его учебные успехи были впечатляющими, и он был признан одним из самых талантливых студентов своего времени.

После окончания образования Мазепа начал свою политическую карьеру и скоро стал одним из ключевых деятелей в политической сфере Украины. Он был назначен секретарем гетмана Ивана Самойловича, который был его наставником и научил его многим политическим уловкам и мастерству правления. Благодаря своим качествам руководителя и дипломата, Мазепа быстро приобрел репутацию влиятельного политического лидера. Он умело управлял своими владениями, поддерживал связи с другими государствами и привлекал инвестиции в экономику Украины. Благодаря его усилиям, Украина стала одним из самых процветающих государств в Восточной Европе.

Кроме экономического развития, Мазепа также уделял внимание культурной сфере Украины. Он поддерживал художников, музыкантов и писателей, создавая условия для развития национальной культуры. Благодаря его усилиям, в Украине появились многие известные литературные произведения и художественные шедевры. Образование и политические начинания Ивана Мазепы сыграли решающую роль в истории Украины. Он был одним из самых ярких и талантливых политических лидеров своего времени, и его достижения и вклад в развитие страны до сих пор остаются неизгладимыми.

Время правления Ивана Мазепы Иван Мазепа стал гетманом Левобережной Украины в 1687 году и правил до своего отстранения в 1708 году. В течение этих двадцати лет он сделал много для развития Украины и ее народа, а также для укрепления позиций украинской культуры и языка. В ходе своего правления Мазепа внес значительные изменения в политическую и экономическую сферы Украины. Он проводил реформы, направленные на укрепление централизованной власти и обеспечение стабильности в стране. Благодаря его усилиям были установлены новые законы, которые регулировали различные аспекты государственной жизни, включая сельское хозяйство, торговлю и армию.

Одним из самых важных достижений Мазепы в политической сфере было установление близких связей с Европейскими державами. Он активно вел переговоры с Польшей, Швецией и Османской империей, стремясь получить поддержку в борьбе за независимость Украины.

Если у генерального судьи «поля необозримы», то что тогда говорить о гетмане, тем более таком домовитом, как Иван Степанович?! Владеет Мазепа сотней тысяч душ в Украине и двумя десятками тысяч в пограничных с Малороссией российских губерниях, которых отписал ему московский царь. Строго взыскивает с полковников за бегство холопов из гетманского неоглядного хозяйства. А те всех уходящих «на свободы» ловят и «вязанием мордуют, киями бьют», а часто просто вешают. Заслуги Ивана Степановича пред государством российским исключительно замечательны. Настолько замечательны, что Петр Алексеевич души не чаял в своем верном гетмане. В знак монаршей признательности даже налоги с Малороссии в государеву казну собирались в символическом режиме, а гетману позволялось баловаться сочинительством местных податей для пополнения гетманской кассы.

Не более чем навет пушкинский пятистопный ямб о том, что царь как-то по пьяной развязанности оттаскал гетмана за усы и за усы мои седые меня с угрозой ухватил , и тот «затаил хамство» на царскую особу. Одним словом, не было причин Мазепе откладываться от царя Петра. Но на беду царь-плотник загорелся рубить окно в Европу через земли Карла XII — даровитого к военному ремеслу. И если шведский король одолеет российского коллегу, то ненароком пойдет прахом всё, что нажил непосильным трудом рачительный гетман. Батько Хмельницкий сошелся на саблях с поляками только за то, что сосед, польский шляхтич Чаплинский, положил глаз на его хутор Суботин, и Богданову зазнобу в придачу. Это уже потом обстоятельства вынудили Хмельницкого стать воссоединителем, а поначалу коронный сотник бился за законный шмат сала и теплую бабенку. А тут такое «господарство»! Ситуация стала зыбкой. Никто из монархов-забияк не демонстрировал решительных успехов.

Хрен его разберет, у кого тогда было «галифе ширше»: у Карла или у Петра. А владеть обширными маетками хотелось неизменно при любых раскладах. Вот и начал Мазепа прощупывать варианты, чтобы при всяких обстоятельствах остаться на хозяйстве. И не было никакого украинско-шведского союза. Не надо возводить напраслину на Ивана Степановича. Он мог возникнуть только в головах перебдевших свидомитов спустя 300 лет после бесславной кончины Мазепы. Гадячский договор 1658 года сохранился, хотя времечко тогда было смутное — руина, а вот даже копий союзного соглашения ни в шведских архивах, ни во французских, куда попали документы Орлика, обнаружено не было.

Исторические споры в Украине. Кем был гетман Мазепа

Представители Православной церкви Украины впервые провели в Киево-Печерской лавре панихиду по гетману Ивану Мазепе. 4 августа 1687 года Иван Мазепа стал гетманом Войска Запорожского. После этого приключения Мазепа ушел к казакам, служил сначала у гетмана Тетери, а потом у Дорошенка. Лит.: Уманец Ф. Гетман Мазепа. Панихида по гетману Ивану Мазепе, который Русской православной церковью был предан анафеме за государственную измену, будет впервые проведена в Киево-Печерской лавре.

Из Википедии — свободной энциклопедии

  • История Мазепы: Петр I в ярости повесил его манекен - МК
  • Путь Мазепы: от героя до предателя
  • Предатель, герой Украины. Успешный бизнес и крах гетмана Мазепы
  • Гетман Мазепа - Береста
  • Иван Мазепа - гетман, политик, меценат | Istorium
  • Иван МАЗЕПА - гетман, полководец - битвы, даты - Кратко

Иван Мазепа — Википедия биография на Русском языке

1 Биография Иван Степанович Мазепа — один из наиболее выдающихся украинских гетьманов, который дольше всех (более 20 лет) пребывал у власти — родился 20 марта 1640 года (по некоторым источникам в 1639 или в 1644) на хуторе Каменцы (со временем. Тесть помог Мазепе попасть в ближний круг правобережного гетмана Петра Дорошенко, после чего политическая карьера будущего гетмана пошла стремительно вверх. сторонника Русского мира, но изменил гетману и переметнулся на сторону польского короля. «Мазепа был телом худощавый, невысокий, на голове имел кучери или польские косы, при этом, имея более 60 лет возраста, сохранял присутствие духа и ясный ум», — так говорил о гетмане принц Максимилиан Эммануил.

Биография Ивана Мазепы

Мазепа, кроме польского и русского языков, знал по-немецки и по-латыни, проходил прежде где-то в польском училище курс учения и, будучи по своему времени достаточно образован, теперь мог найти себе хорошую карьеру в казачестве. Здесь он женился. При Дорошенке Мазепа дослужился до важного звания генерального писаря и в 1674 году был отправлен на казацкую раду в Переяславль, где пред гетманом левой стороны Украины Самойловичем предлагал от имени Дорошенка мировую и заявлял желание Дорошенка находиться в подданстве у московского государя. Через несколько месяцев по окончании этого поручения, Дорошенко отправил Мазепу в Константинополь к султану просить помощи у Турции, но кошевой атаман Иван Сирко поймал Мазепу на дороге, отобрал у него грамоты Дорошенка и самого посланца отослал в Москву. Мазепу повели к допросу в Малороссийский приказ, которым тогда заведовал знаменитый боярин Артамон Сергеевич Матвеев.

Мазепа, своим показанием на допросе, сумел понравиться боярину Матвееву: представился лично расположенным к России, старался оправдать и выгородить перед московским правительством самого Дорошенка, был допущен к государю Алексею Михайловичу и потом отпущен из Москвы с призывными грамотами к Дорошенку и к чигиринским казакам. Мазепа не поехал к Дорошенку, а остался у гетмана Самойловича, получивши позволение жить на восточной стороне Днепра, вместе со своей семьей. Вскоре после того он лишился жены. Самойлович поручил Мазепе воспитание детей своих, а через несколько лет пожаловал его чином генерального есаула, важнейшим чином после гетманского.

В этом звании, по поручению Самойловича, Мазепа ездил в Москву еще несколько раз, и, смекнувши, что в правление царевны Софьи вся власть находилась в руках ее любимца Голицына, подделался к временщику и расположил его к себе. И перед ним, как прежде перед Матвеевым, вероятно, помогали Мазепе его воспитание, ловкость и любезность в обращении. Голицын и Матвеев оба принадлежали к передовым московским людям своего времени и сочувствовали польско-малорусским приемам образованности, которыми отличался и блистал Мазепа. Когда, после неудачного крымского похода, нужно было свалить вину на кого-нибудь, Голицын свалил ее на гетмана Самойловича: его лишили гетманства, сослали в Сибирь с толпою родных и сторонников, сыну его Григорию отрубили голову, а Мазепу избрали в гетманы, главным образом оттого, что так хотелось любившему его Голицыну.

Обыкновенно обвиняют самого Мазепу в том, что он копал яму под Самойловичем и готовил гибель человеку, которого должен был считать своим благодетелем. Мы не знаем степени участия Мазепы в интриге, которая велась против гетмана Самойловича, должны довольствоваться только предположениями, и потому не вправе произносить приговора по этому вопросу. Уже давно в Малороссии происходила социальная борьба между «значными» казаками и чернью; к первым принадлежали зажиточные люди, имевшие притязание на родовитость и отличие от прочей массы народа; чернь составляли простые казаки, но к последним, по общим симпатиям, примыкала вся масса поспольства, т. Все старшины, владея доходами с имений, приписанных в Малороссии к должностям или чинам, были сравнительно богаты и необходимо считались в классе значных; тем более причисляли себя к значным и держались их интересов лица, которые получили польское воспитание и облечены были, по своему рождению или пожалованью, шляхетским достоинством.

Гетман, проведший молодость в Польше при дворе польского короля, был именно из таких. Он естественно должен был принести в казацкое общество, куда поступил, то польско-шляхетское направление, к которому так враждебно относилась малорусская народная масса. Скоро выказал Мазепа свои панские замашки и стал вразрез с народными стремлениями. Это тем более было для него неизбежно, что, действуя в польско-шляхетском духе, он одинаким образом должен был поступать для того, чтобы заслужить расположение московского правительства и удержаться на приобретенном гетманстве.

Через несколько времени в 1696 году , видевшие близко состояние Малороссии сообщали в Москву, что Мазепа окружил себя поляками, составил из них, в качестве своей гвардии, особые компанейские сердюцкие полки, что он мирволит старшинам, что он позволил старшинам обращать казаков к себе в подданство и отнимал у них земли. Мазепа первый ввел в Малороссии панщину барщину или обязательную работу, в прибавку к дани, платимой земледельцами землевладельцам, у которых на землях проживали. Мазепа строго запрещал посполитым людям поступать в число казаков, и этим столько же вооружал против себя малорусскую простонародную массу, сколько угождал видам московского правительства, которое не хотело, чтобы тяглые люди, принуждаемые правительством к платежу налогов и отправлению всяких повинностей, выбывали из своего звания и переходили в казацкое сословие, пользовавшееся, в качестве военного, льготами и привилегиями. Как только установился Мазепа на гетманстве, тотчас приблизил к себе свою родню.

С ним было двое племянников, сыновей мазепиных сестер: Обидовский и Войнаровский. Мать Мазепы, инокиня Магдалина, сделалась настоятельницею киевского Фроловского монастыря. Московское правительство не только не поставило Мазепе в вину его поступков, но, для большего охранения его личности от народа, послало к нему полк стрельцов. Рассчитывая на могущество Голицына, Мазепа всеми способами старался угождать ему до тех пор, пока Петр в 1689 году не разделался с правлением Софьи и не отправил Голицына в ссылку.

Мазепа, во время случившегося в Москве переворота, приехал случайно в столицу, разумеется, с намерением кланяться временщику, но, увидавши, что власть переменилась, постарался скорее разорвать связь с прежним правительством и примкнуть к новому. Это ему удалось. Мазепа стал просить у правительства того, чего именно русское правительство и домогалось в Малороссии, например, прибавки ратных людей, переписи казаков и стеснительных мер против народного буйства. И к Петру лично сумел подделаться Мазепа.

Молодой царь полюбил его, и с тех пор считал его искренне преданным своим слугою. Во все двадцатилетнее время гетманства Мазепы в Малороссии проявлялась ненависть к нему подчиненных, выражаясь то теми, то другими попытками лишить его гетманства. Чем долее держал Мазепа гетманскую булаву, тем более привыкал малорусский народ считать его человеком польского духа, врагом закоренелых казацких стремлений к равенству и ко всеобщей свободе; нелюбовь к Мазепе стала прежде всего выражаться, по малорусским привычкам, доносами и кознями. В конце 1689 года явился в Польшу к королю Яну Собескому русский монах Соломон с письмом от Мазепы, в котором малороссийский гетман изъявлял польскому королю желание присоединить Малороссию снова к Польше и побуждал к открытию вражды против России.

Вслед за тем из Запорожья приехали к тому же королю посланцы с предложением принять Запорожье в подданство Польше. Благодаря одному православному придворному, жившему во дворце короля, о том и о другом узнал московский резидент, живший в Варшаве, Волков, а от Волкова узнали об этом и в Москве. Король послал Соломона в Украину, к гетману, без всякого письма, со словесным обнадеживанием своей милости, а между тем дал тайное поручение львовскому православному епископу Иосифу Шумлянскому войти в сношение с Мазепою. Шумлянский отправил к Мазепе шляхтича Домарацкого с письмом и просил через посланного объявить, на каких условиях желает гетман Малороссии вступить в подданство польской державе.

Мазепа, получивши письмо Шумлянского, отправил это письмо и привезшего его шляхтича в Москву; Соломон же узнал об этом заранее и не решился уже являться к гетману, а воротился в Варшаву, но чтобы, как говорится, не ударить перед поляками лицом в грязь, нанял на дороге в корчме какого-то студента и подговорил написать ему фальшивое письмо от имени Мазепы. Переписанное набело, это письмо Соломон подписал сам, подделываясь под почерк Мазепы, и поехал в Варшаву, а черновые отпуски письма позабыл взять у студента. Случилось, что прежде чем Соломон доехал до Варшавы, студент, раскутившись в корчме на полученные от Соломона два талера за свое искусство, открыл тайну случившейся там пьяной компании, а затем был арестован и приведен к королю. Студент во всем сознался и представил остававшиеся у него черновые отпуски сочиненного от имени Мазепы письма.

Когда Соломон, явившись к королю, подал ему письмо от гетмана Мазепы, король, зная уже все, велел позвать студента и уличить Соломона в обмане. Черновые отпуски были налицо; запираться было невозможно. Соломон во всем сознался и был посажен в тюрьму, а потом, по требованию русского резидента, выдан московскому правительству. В 1691 году его привезли в Москву, расстригли и под прежним его мирским именем Семена Дротского отправили к гетману в Батурин.

Там его казнили смертью. По всему видно, этот Соломон был орудием тайной партии, хотевшей навести подозрение на Мазепу в Москве и подготовить ему гибель. Но еще когда московское правительство не имело в своих руках Соломона, а требовало его выдачи, в Киеве подкинуто было анонимное письмо, которым остерегали русское правительство «от злого и прелестного Мазепы». Киевский воевода отправил письмо это в Москву, а из Москвы оно послано было прямо в руки Мазепы с тем, чтобы гетман сообщил: не может ли, по своим соображениям, догадаться, кто бы мог составить это письмо?

Мазепа указал, как на главных своих врагов, на бывшего гадячского полковника Самойловича, на зятя гетмана Самойловича, князя Юрия Четвертинского, на бывшего переяславльского полковника Дмитрашку Райча и на тогдашнего переяславльского полковника Леонтия Полуботка. По домогательству гетмана, оставленного гадячского полковника вывезли из его имения, находившегося в Лебединском уезде, привезли в Москву, а потом сослали в Сибирь; туда же сослан был и Райча; Юрия Четвертинского с женою и тещею переселили в Москву, а Леонтий Полуботок лишился должности полковника. В Малороссии явился после того новый, более деятельный враг Мазепы и всей панской партии. Это был канцелярист Петрик, женатый на племяннице генерального писаря Василия Кочубея, человек предприимчивый, горячий и деятельный, по крайней мере, на первых порах.

В 1691 году он убежал в Сечь с важными бумагами, украденными из войсковой канцелярии, и вооружал сечевых казаков разом и против гетмана, и против московской власти. В следующем 1692 году он ушел в Крым и писал оттуда в Запорожье, что намерен, по примеру Хмельницкого, привести крымцев в Украину, поднять весь малорусский народ и истреблять жидов-арендаторов, всех панов и богатых людей. Весть о таком замысле, проникая в Украину, тотчас нашла себе сочувствие; удальцы пустились к Петрику; кто полем, а кто водою. Мазепа отправил в Запорожье казака Горбаченка с подарками к тогдашнему кошевому Гусаку — убеждать его, чтоб он не допускал запорожцев приставать к Петрику; между тем волнение готово было открыться не в Запорожье, а между городовым казачеством в малороссийских полках.

Прежде подданных держала у себя только старшина, а теперь и такие, у которых отцы не держали подданных, а ели свой трудовой хлеб, принуждают людей возить себе сено и дрова, топить печи да чистить конюшни; москали же наших людей бьют, крадут малых детей и увозят в Москву». Более всего казались несносными для народа «оранды» — продажа вина, отданная в руки жидам, с платежом за то в войсковую казну. Горбаченко достал в Сечи и потом, по гетманскому приказанию, привез в Москву договор, заключенный Петриком с крымским ханом. Из этого договора видна была у Петрика мысль освободить от чужеземцев Украину обеих сторон Днепра называемую им княжеством Киевским и Черниговским и образовать из нее одно государство, под именем княжества малороссийского.

Предоставлялось обывателям установить у себя такое правление, какое окажется им сродным. В своем универсале, обращенном главным образом к сечевым казакам, Петрик вспоминал варварства, причиненные некогда малороссийскому народу поляками: «Не сажали ли они братий наших на колья, не топили ли в прорубях, не обливали ли водою на морозе, не принуждали ли казацких жен варить в кипятке своих детей? Он указывал, что малороссийский народ, отдавая неприятелю на сожжение свои города и села, защищает собою Московское государство как стеною, а Москва, в благодарность за то, хочет взять всех малоруссов в вечную неволю: «Позволили нынешнему гетману раздавать старшинам маетности, старшины позаписывали себе и детям своим в вечное владение нашу братью и только что в плуги их не запрягают, а уж как хотят, так и ворочают ими точно невольниками своими: Москва для того нашим старшинам это позволила, чтоб наши люди таким тяжким подданством оплошились и замыслам их не противились. Когда наши люди от таких тяжестей замужичают, тогда Москва берега Днепра и Самары осадит своими людьми».

Очевидно, Петрик хотел повторить почти буквально историю Богдана Хмельницкого. Но события буквально не повторяются. Хмельницкому действительно удалось начать свое дело с Запорожья, а потом перенести его в страну городовых казаков. Петрику же это нимало не удалось, хотя Петрик пошел было по тому же пути.

Запорожцы к нему не пристали, кроме толпы отчаянных головорезов. В украинских селах заволновался было простой народ, посполитая чернь. Так, быть может, и сталось бы, если бы с Петриком явилась, как с Хмельницким, порядочная запорожская военная сила. Но Петрик, не склонивши запорожцев, вступил в Украину с одними только татарами, да и те помогали ему не слишком охотно.

Когда Петрик прибыл к пограничным украинским городам по реке Орели, бывшие с ним татары услыхали, что гетман собирает полки и идет против них; они оставили Петрика и ушли: за ними последовал и Петрик в Крым; а Мазепа, так дешево отделавшись от угрожавшей бури, получил из Москвы благодарность и богатую соболью шубу, стоившую 800 рублей. Петрик продолжал еще несколько времени беспокоить Мазепу своими возмутительными универсалами к малорусскому народу, указывая, между прочим, на оранды как на важнейшую тягость для народа. Мазепа, соображая это, собрал в Батурине раду, пригласил на нее, кроме полковников, множество казаков и мещан и спрашивал: можно ли уничтожить оранды. После многих споров рада порешила, в виде опыта, на один год упразднить оранды и заменить доход от них сбором с тех людей, которые, на основании всем равно предоставленного права, станут курить вино и содержать шинки.

Весною 1694 года съехались вновь на раду полковые старшины и знатные казацкие товарищи; они приговорили собрать по городам и селам сходки и на них предложить всему народу вопрос: быть ли орандам или не быть? Такой всеобщий народный совет был повсеместно устроен, и народ приговорил: ради доходов, оставить оранды по-прежнему, потому что в последнее время, когда оранды были упразднены и деньги собирались с винокурень и шинков, происходили большие споры, а в войсковой казне оказался против прежнего большой недобор. Петрик был не страшен Мазепе; Петрик более похвалялся и более собирался делать, чем делал; был у гетмана еще один противник, самый деятельный и популярный, враг всех, связанных панским духом с Мазепиным гетманством. Это был предводитель казаков на правой стороне Днепра, Семен Палий, носивший звание хвастовского полковника.

Казачество на правой стороне Днепра разложилось и уничтожилось после перевода жителей на левый берег, совершенного по приказанию московского правительства вслед за падением Дорошенка. Правобережная Украина осталась пустою и такою должна была оставаться по мирному договору, заключенному между Польшею и Россиею. Но при короле Яне Собеском возникла у самих поляков мысль восстановить казачество, с тою же целью, с какою оно первоначально когда-то возникло: для защиты пределов Речи Посполитой от турок. Король, вступивши в войну с Турциею, начал рассылать офицеров с поручениями набирать всякого рода бродячую вольницу и организовать из них казаков.

Ян Собеский в 1683 году назначил для возобновляемых казаков и гетмана, шляхтича Куницкого. У этого Куницкого оказалось казацкого войска уже до восьми тысяч. В начале 1684 года казацкая вольница казнила своего предводителя и выбрала другого — Могилу, но тогда значительная часть казаков с правого берега Днепра отошла на левый берег под власть Самойловича, и Могила принял под свою гетманскую власть не более двух тысяч человек. Тем не менее, в 1685 году король, приобревший большую популярность своею венскою победою над турками, убедил польский сейм признать законным образом восстановление казацкого сословия.

Но едва только новый закон состоялся, как в Полесье и на Волыни он произвел суматоху и беспорядок. Одни шляхтичи и паны набирали людей в казаки, другие жаловались и кричали, что новые казаки производят буйства и разорения в панских имениях. В 1686 году Могилы уже не было, зато вместо него появилась целая толпа всяких начальников отрядов, с названиями полковников. Между ними были люди и из шляхетства, и из простого народа: в числе последних был белоцерковский полковник Семен Иванович Палий, уроженец города Борзны с левой стороны Днепра.

Сначала он убежал из своей родины в Запорожье, а потом, с толпою удальцов, пришел из Запорожья в правобережную Украину, уступленную Россиею полякам. Местопребыванием своим Палий сделал местечко Хвастов.

Но в те времена перемена вассальной зависимости повсюду квалифицировалась как измена и жестоко каралась. Сам документ не сохранился, но приблизительный пересказ о нем принадлежит придворному летописцу Карла Адлерфельду. Мазепа обещал расквартировать шведов на Северщине, собрать 20-тысячное войско, присоединить к нему казаков, обитающих у Белгорода и Дона. Кстати, Мазепа допускал вероятность появления панов и польской шляхты на украинских землях. Как быть с этим?

Здесь же были подписаны и Коломацкие статьи с московскими царями Иваном и Петром и царицей Софией, которые декларативно подтверждали казацкие права и привилегии, но ограничивали политические права гетмана и его правительства. Репродукция картины работы Осипа Куриласа 1910. В своей внешней политике Мазепа продолжил линию Самойловича, направленную на обеспечение максимально возможной автономии Украины и избегание прямой конфронтации с Московией.

С приходом к власти в России царя Петра I, на которого Мазепа оказал определенное влияние, гетман направлял политику России на распространение границ Гетманщины на максимально большую территорию на юго-западе и юге. Во внутренней политике гетман опирался на казацкую старшину, рядом законов обособив казачество как класс, провел реформу судопроизводства и налоговой системы, установил максимальную барщину два дня в неделю, разрешил крестьянам винокурение на собственные нужды, организовал и финансировал строительство церквей по всей Гетманщине, был меценатом науки и искусства. Однако Иван Мазепа так и не сумел найти общий язык с Запорожьем, куда стекались недовольные промосковским курсом гетмана, в 1692 году подавил восстание Петрика Иваненко, пытавшегося при помощи союза с крымскими татарами присоединить к Гетманщине Правобережную Украину, Слобожанщину и отделить ее от Московского царства.

Но ни огромная разница в возрасте, ни духовное родство не помешали их пылкой, но такой короткой любви. Расскажем о грустной истории Матрены Кочубей и гетмана Ивана Мазепы. Кочубеи не разрешили Мазепе жениться на их дочери К своим 16 годам Матрена Кочубей стала настоящей красавицей. К тому же она была завидной невестой — богатые родители подготовили щедрое приданое.

Ее отец, Василий Кочубей, был генеральным писарем и генеральным судьей Гетманщины или Войска Запорожского. Мать — Любовь Федоровна, была дочерью полтавского полковника Федора Жученко и унаследовала его богатое полтавское село Жуки. Хотя, если бы Василий Кочубей знал, кто придет свататься к его дочери, наверняка поспешил бы поскорее выдать ее замуж за другого. Ближайшим другом семьи Кочубеев, их кумом был Иван Мазепа. Вдруг он посмотрел на свою крестницу не по-отечески, а по-мужски и влюбился! Его не смущало и то, что Матрена была младше почти на 50 лет. А девица вскоре почувствовала, что крестный отец мечтает вовсе не о духовной связи с ней и сама прониклась к нему симпатией.

А что, Мазепа и своем солидном возрасте был статным и очень энергичным мужчиной с блеском в глазах — так о нем в те годы отзывались современники. Те не поверили своим ушам, когда гетман заговорил о чувствах к их дочери. Как такое возможно? Он же ее крестный отец! А по законам церкви между крестными родителями и крестниками любые близкие отношения исключены — это смертный грех, приравненный к кровосмешению. Кочубеи, конечно, сразу отказали Мазепе и хотели закрыть эту тему раз и навсегда. Кум уехал в свой дворец, но мысль о женитьбе на красавице Матрене не отбрасывал.

В голове у него созрел план, но должно было пройти время, чтобы Кочубеи успокоились и ослабили контроль над дочерью. Матрена сбежала от родителей к Мазепе Когда наступила зима, Мазепа отправил Кочубею целый воз свежей рыбы — просто так, в знак дружбы.

Мазепа: тайна происхождения, подлинные причины предательства и бесславное окончание жизни

Историками подсчитано: за 21 год своего правления гетманщиной Иван Мазепа семь раз менял хозяев. Биография гетмана Мазепы начинается с хутора Каменцы, где он родился в семье украинской шляхты в период с 1629 до 1644 (точная дата неизвестна). Иван Степанович Мазепа, гетман Украины, остается по сей день Одной из самых «пререкаемых» фигур в русско-украинской истории, от Петра I, его принято считать чуть ли не исчадием ада.

Navigation menu

  • Иван Мазепа — Википедия биография на Русском языке
  • Из пленника в фавориты
  • Родословная и ранние годы
  • Иван Мазепа: от верности до предательства один шаг
  • Правила комментирования
  • Новые публикации

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий