Сначала идет подготовка к Масленице, а вторая часть недели (с четверга по воскресенье) – это приготовление блинов, угощение друг друга, ходят в гости. Прежде всего стоит отметить, что изначально чучело на Масленицу казаки не жгли. На этой неделе в России отмечают Масленицу.
Откуда пошла традиция сжигания чучела Зимы на Масленицу?
Сначала идет подготовка к Масленице, а вторая часть недели (с четверга по воскресенье) – это приготовление блинов, угощение друг друга, ходят в гости. Так как на масленичную неделю выпадает День защитника Отечества, то некоторые акции будут связаны с участниками СВО. Ну и зачем же жгут чучело на Масленицу? Кульминация Масленицы – это сжигание чучела. Запрещалось на Масленицу есть из посуды со сколами и трещинами, иначе весь год будут преследовать неприятности. Во времена СССР и христианские, и народные традиции одинаково порицались, поэтому еще 50 лет назад только бабушки в деревнях знали, чьё чучело и зачем сжигают на Масленицу и что именно провожают перед Пасхальным постом – зиму или Масленицу.
Масленица-2024 в России: когда и как отмечают, традиции, рецепты блинов, народные гуляния
Зачем на Масленицу сжигают чучело и почему раньше ему боялись рисовать лицо? Всего в этом году в Костромской области будет работать 52 площадки для масленичных гуляний – с ярмарками, песнями и хороводами. именно тогда появилась главная идея — обуздать неподатливый огонь и сделать его соавтором каждого произведения.
Москва, Иркутск, Волжский с вами: смотрим, как в Волгограде провожали зиму и жгли Масленицу
Например, умением видеть смысл в том, что он делает. И делать то, в чём видит смысл. Во всяком случае, я на это очень надеюсь. Тот смысл, который вкладывали в масленичные гулянья наши предки, практикующие язычество, сильно отличается о того, что в этом видят христиане или атеисты, физики, культурологи или фольклористы. Первоначально Масленица была праздником перехода от зимы к весне, символом магической трансформации, умирания одного процесса и рождения нового. Чучела, надо сказать, сжигали весной и «направляли» дух вверх, дабы он там «договорился» на тему плодородия , а пеплом удобряли землю. На день осеннего равноденствия чучело сплавляли по реке, в нижний мир. И все эти обряды составляли из себя единый годовой круг, неся не только магический смысл, но и мировоззренческий. Что-то вроде учебника биологии.
На важные с точки зрения аграрного хозяйства, связанные с активностью солнца, дни происходили некие инициации, позволяющие структурировать время и знания, которыми в том числе делились и с подрастающим поколением. С появлением христианства такая необходимость отпала, потому что появилась иная символика, высшего уровня. Тем, кто видит смысл в жизни вечной, куда важнее иные символы трансформации, которые уже не вокруг солнца и луны вращаются, а вокруг Христа, не вокруг хлеба как пищи физической, сколько вокруг Хлеба сакрального: «Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира» Ин. Что же мы имеем сегодня в праздновании Масленицы? Мы вырываем из контекста некий символ и устраиваем из него некое непонятное действо, за которым вроде бы и смысла никакого нет. В аграрных ритуалах смысл хотя бы можно увидеть. Ребёнку когда-то рассказывали о земледелии, о временах года, о том, что и когда уместно делать. У современного ребёнка есть учебник по естествознанию, где ему подробно рассказывают о временах года, о том, почему зимой холодно, а летом жарко.
На уроках ботаники его знакомят с тем, как устроены колоски, он разглядывает под микроскопом кожицу лука, видит жизнь клетки… Казалось бы, нет смысла и в том, чтобы задабривать умерших предков, которые находятся под землёй и могут оттуда влиять на успехи в земледелии, да и Бог Евангелия не нуждается в том, чтобы Его задабривали или подкармливали, Он сам является Тем, Кто даёт любовь и силу, этого добра у Него и самого с избытком. Современная аграрная промышленность опирается опять же на научные знания. Сведения Гидрометцентра заранее оповещают о снегопадах и граде, можно подготовиться. Нет смысла снижать тревогу относительно судеб своих посевов, почва не станет плодороднее от ритуальных совокуплений или эротических танцев. Практика показала, что химическая промышленность с данной задачей справляется куда лучше. Не только для ребёнка, но и для взрослого практика сжигания чучела Масленицы непонятна, она не имеет ни начала, ни конца. Для малыша, который уверен, что булки растут в ближайшем супермаркете, для ребёнка, который не сможет сказать, что общего у сладкого чая и сахарной свёклы, эти символы пусты. Более того, они ему не очень-то и нужны.
Можно, конечно, притянуть за уши проводы зимы. Но зачем зиму обязательно сжигать? Чему это может научить? Немотивированной агрессии? Сначала мы делаем нечто, а потом сжигаем и радуемся? Сначала строим, а потом ломаем?
Когда кукла сгорит, завершает праздник забава, где молодежь прыгает через костер. А вот еще один обряд сжигания чучела масленицы, который происходил в воскресенье. За этими санями шествовал масленичный «поезд» состоящий из целой вереницы саней. За околицей главным образом устраивался большой костер. Давали обязательно чучелу Масленицы в руки блин, после чего «Сударыня-Масленица» сжигалась на костре приговаривая: «Гори, блины, гори, Масленица! В тех местах, где не делали чучела Масленицы, обряд проводов зимы состоял в разжигании общесельских костров на возвышенности за селом или же, например у реки. В костры также помимо дров бросали старье. Это могли быть лапти, бороны, кошели, веники, бочки и другие ненужные вещи, которые были предварительно собраны детьми по всей деревне, иногда их и специально для сжигания крали.
Но самая главная опасность заключается в том, что грех - это не просто отступление от каких-то общепринятых установлений, нравственных правил, заповедей и законов. Грех - это отступление, капитуляция человека от своей глубинной бытийной сущности. Проблема не в том, что человек прогневался, объелся, позавидовал, обидел, посмеялся над кем-то - это, безусловно, плохо, некрасиво, низко.... Суть в том, что, если человек не живет в благодатном, глубоком, таинственном потоке Промысла Божия, если он не желает исполнять волю Творца, пренебрегает Небесными заповедями, как чем-то маловажным и несущественным - то такой человек разрушает, разоряет и убивает сам себя. Если мы не встретимся со Христом, живя на земле, если мы не обожимся, если сердце наше покроется могильным пеплом суеты, праздности, поиска наслаждений, то вся наша жизнь будет одной огромной страшной неудачей! Провалом и катастрофой! Преподобный Иустин Сербский говорит: «Тайна человека заключается не в том, чтобы только жить, но в том - для чего жить!! Современная жизнь очень сложна, неоднозначна, запутанна.... Мир с его ложными идеалами просто вгрызается в душу человека. Мир пытается абсолютизировать человека. Сегодня очень много говорится о свободе человека, о его многочисленных правах, о разнообразии его жизненных ориентаций.. Но желая быть мерилом всех вещей и бросаясь камнями в Бога, человек неизбежно теряет свое великое достоинство, заменяя Небесное Отечество жалким, покосившимся земным пьедесталом! Без Бога вся жизнь человека соткана из мгновений смерти! А верующий человек воспринимает свою жизнь, как служение. Поэтому каждое мгновение его жизни должно быть наполнено ответственностью и любовью!
И откуда появился праздник? В студии Алена Павлова, научный сотрудник отдела фольклористики и культуры славянских народов Национальной академии наук Беларуси. Алена Павлова, научный сотрудник отдела фольклористики и культуры славянских народов НАН Беларуси: Масленица — это один из праздников в белорусской традиции, который отмечается в разные даты в белорусском календаре. Но это всегда за восемь недель до Пасхи.
Почему в последний день Масленицы нужно просить прощение, объяснил священник
Ну и зачем же жгут чучело на Масленицу? Ну и зачем же жгут чучело на Масленицу? Кульминация Масленицы – это сжигание чучела. В православии последний день Масленицы совпадает с Сыропустной неделей, более известной как Прощеное воскресенье [9].
Масленница - не по-христиански: можно ли православным жечь чучело
Ниже — пошаговая инструкция. Выбираем образ Фото: архив 66. Издревле чучела одевали в старые, ветхие и рваные костюмы, иногда использовали шубы с мехом наизнанку. Ведь избавляясь от хлама, избавляешься и от прошлых бед. Да и не так жалко. Глаза, брови и нос рисовали с помощью угля, а для губ использовали свеклу.
Сейчас все зависит от вашей фантазии. Хоть во что барышню одевайте, все равно сгорит. Делаем каркас Фото: архив 66. Для изготовления каркаса возьмите две доски или бруска — они лягут в основу крестовины. Для большей надежности конструкцию можно обмотать скотчем — чтобы руки не отвалились в самый неподходящий момент.
Важно найти сухие деревяшки, а то выйдет как у Соса Плиева: «Маслена получилась как надо. Как в кино про Русь-Матушку. И вот ее подпалили. Весьма быстро сгорели сено и одежда.
Некоторые соглашались на участь жертвы добровольно, из фанатизма. Их расчленяли и разбрасывали куски тел по полям — чтобы привлечь урожай. Отсюда и термин — «Кровавая Масленица». Битвы с медведями В старину традиционной масленичной забавой был бой с медведями. Причем участвовали в противоборстве с косолапыми обычно не по доброй воле. Так, при Иване Грозном неугодных царю людей бросали в клетку или яму с медведем.
Понятно, что в конце концов зверь терзал человека до смерти. По мнению исследователя Б. Рыбакова «Язычество древних славян», 1981 , в древности празднование Масленицы могло являться составной частью мистерий, посвящённых весеннему равноденствию, которое для народов, живущих по солнечному календарю, являлось ещё и началом нового года. Это как раз совпадало по срокам с пробуждением после зимы медведя, который был для язычников тотемным зверем. Тот же Фрезер рассказывает, что древние славяне практиковали ритуал сожжения на Масленицу медвежьего чучела. Похороны Масленицы А вот сведений о том, что людей в древности сжигали на масленичных кострах, нет.
В Прощеное воскресенье участники делились на две команды: пешие обороняли крепость, конные — нападали. Встречался и другой вариант: «В Енисейской губернии парни строят на льду ледяную крепость с воротами; сажают туда охранительную стражу. Пешие и конные идут в атаку; пешие лезут на стену, а конные врываются в ворота; осажденные обороняются метлами и нагайками. По взятии крепости победители идут с торжеством, поют песни и кричат радостно.
Отличившихся ведут впереди, потом все пируют». Иногда главного героя штурма, первым прорвавшегося в крепость, обливали водой или заставляли искупаться в проруби. Один из нападавших должен был прорваться сквозь ворота и разрушить верхнюю их перекладину. Проводы Масленицы Как мифологический персонаж Масленица символизировала зиму и смерть. Чучело Масленицы — огромную соломенную бабу — в начале Масленой недели встречали с величальными песнями, возили в санях, катали с горок. В последний день праздника, Прощеное воскресенье, Масленицу провожали: хоронили, разрывали на части или сжигали. Нередко этот обряд проходил вообще без какого-либо чучела. Например, в Пошехонском уезде Ярославской губернии в течение всей Масленой недели народ собирал дрова для гигантского костра, это и называлось «сжечь Масленицу». Сжигание должно было обеспечить возрождение молодого нового мира. В некоторых местах через «прощальный» костер прыгали, в других — сжигали весь собранный в деревне мусор или бросали в костер блины, масло и прочую скоромную пищу.
В целом же обряд остается данью уважения, развлечением, окончанием праздничной недели. Как итог, поменялся и подход к изготовлению чучела, и действия, следующие после предания его огню. В древности создавать главный символ Масленицы начинали в первый день празднования, а завершалось все тем, что пепел развеивали по полям или закапывали, чтобы повысить урожайность земли. Масленица Создание чучела по правилам Несмотря на то, что глубокий смысл праздника исчез, оставив лишь веселую забаву проводов зимы, масленичная кукла изготавливается и в наше время также, как и тысячелетия назад. Основные правила можно сформулировать следующим образом: В качестве материалов используются солома и старые рваные тряпки, чтобы горело ярко и хорошо — раз, как символ отживания персонажа — два; Чучело создается с ярко выраженными признаками половой принадлежности одежды встречается не только Масленица, но и Масленок ; Насаживается на длинный шест или кол, чтобы увидеть, как горит, можно было издалека и как можно большему количеству людей; «Одеванию», или по-другому «наряжению» куклы придавалось не менее важное значение, чем непосредственно сжиганию.
Рваные тряпки, старая одежда, шуба, надеваемая мехом наверх, служили символом про это после огня должно было явиться в новом виде. В костер, на котором сжигалось чучело, также отправлялись ненужные изношенные вещи, чтобы в итоге вернуться в дом в виде достатка и благоденствия. Изготовлением чучела занимались женщины замужние, имеющие ребенка. В некоторых губерниях России к процессу привлекались молодые мужчины. Одеяние для куклы собиралась со всех крестьянских изб.
Пляски, хороводы, блины и прочие атрибуты праздника Блин как солнце Сжигание Масленичного чучела — кульминация гуляний. Само же торжество носило разгульный характер и остается таким до настоящего времени.