Новости в чем ценность метода майевтики

Главная» Новости» В чем ценность метода майевтики. Ценность метода майевтики Сократа заключается в том, что он позволяет людям осознать свою невежество и преодолеть его через разумное и критическое мышление. Благодаря методу майевтики, человек может развить навыки анализа и критического мышления, которые помогут ему в решении сложных философских проблем и проблем на практике. В чём суть метода Сократа, из каких элементов он состоит и как применяется в современном образовании. Ценность метода майевтики в современном мире В современном мире метод майевтики остается востребованным и ценным инструментом, который помогает людям разобраться в сложных вопросах и проблемах.

Метод майевтики Сократа — раскрывая истину через вопросы

В чем ценность этого метода – так это действительно в том, что он помогает найти ответы на сакральные и даже порой экзистенциальные темы. Ценность метода майевтики в философии: основные принципы. Майевтика, сократический метод отыскания истины и способ обучения, основанный на допущении, что истина как форма врождённого знания «скрыта» в уме. Майевтика (от греч. μαιευτική, «повивальное искусство») — методика для «вытаскивания» внутреннего знания, которому нельзя взять и научить. МАЙЕВТИКА (греч. maieutike — повивальное искусство) — метафора, с помощью которой Сократ прояснял сущность своего метода философствования, специфицирующего сократический диалог прежде всего по отн.

«Майевтика: искусство отвечать на вопросы и задавать их»

Зеноновский метод, впоследствии назвали методом «приведения к нелепости» (reductio ad absurdum). Главная» Новости» В чем ценность метода майевтики. Сократ предложил специальный философский метод познания, который назвал майевтикой (греч. акушерское, повивальное искусство).

Метод майевтики: что это такое и как он работает

  • Майевтика — Рувики: Интернет-энциклопедия
  • Философия и сущность майевтики
  • Майевтика Кириленко, Шевцов
  • Сократ и его жизнь
  • Майевтика Кириленко, Шевцов
  • Майевтика: ценность метода и его философия

Онлайн-курсы

  • Сократ: диалектика и метод майевтики
  • Майевтика – развитие человеческой мысли
  • Философия и сущность майевтики
  • Школа майевтики - Информация о сайте
  • Sorry, your request has been denied.

Метод майевтики: незаменимый метод постижения истины

Гуссерль стремился выйти к безусловным, самоочевидным первоначалам всякого знания, к его чистым структурам. Феноменологический метод помогает перейти от дуализма физической и метафизической реальностей к монистическому взгляду на бытие. Человеческое сознание имеет две ипостаси — опытную эмпирическое «эго» и до-опытную трансцендентальное «эго». Эмпирическое «эго» восприимчиво к отдельным фактам, погружено в мир явлений, частностей. Его содержание — предсознание чистые эйдосы , в которых сосредоточено то необходимое и всеобщее, что имеется во всех конкретных вещах и фактах. Через интуицию человек приникает в смыслы эйдосов.

Феноменология разработала сложную систему способов погружения в содержание индивидуального «Я» «Эго» и поиска в нем безусловных форм, которые предшествуют человеческим представлениям о должном и нравственности. В результате человек предстает не как марионетка высших сил, а как самозаконодательствующий субъект, несущий в самом себе необходимые предпосылки для цивилизованного существования. Герменевтика исследует практику постижения и истолкования разнообразных смыслов, содержащихся в письменной и устной речи, в знаках и символах, в суждениях о должном и сущем. Ее основателем считается немецкий мыслитель Ф. Шлейермахер 1768-1834 , видевший в герменевтике универсальный метод всех гуманитарных дисциплин.

В данном методе главным является вопрос о том, как возможно понимание смыслов сущего и должного и каковы пределы свободы в толковании, интерпретации текстов и устной речи. Источник: Философский энциклопедический словарь греч. Именно эти искусством занимался Сократ, задавая своим собеседникам нужный вопрос в нужный момент. Источник: Словарь-справочник по философии для студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов буквально — повивальное искусство, с которым герой платоновских диалогов Сократ любил сравнивать свой метод философствования. Сократ видел свою задачу в том, чтобы, беседуя и ставя все новые и новые вопросы, побуждать других самим находить истину.

Источник: Глоссарий философских терминов проекта Distance от гр. Именно этим искусством занимался Сократ, задавая своим собеседникам нужные вопросы в нужный момент и тем самым принуждая их «припоминать» элементарные математические законы или универсальные истины морали. В этом смысле майевтикой будет и психоанализ. Источник: Философский словарь от гр. В этом смысле майевтикой будет и психоанализ, методы духовного, софийного возрождения личности.

Источник: «Евразийская мудрость от а до Я», толковый словарь от греч. Благодаря М. Образец М. Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

Это вопросно-ответный процесс, направленный на установление истинного смысла. Сократ ставил перед своим собеседником ряд логически связанных вопросов и помогал находить правильные ответы, показывая абсурдность их альтернатив абсурдность понималась не как противоречивость, а как фактическая ложность. Сократ полагал, что он не может учить людей мудрости, а должен только побуждать их самих находить истину. Источник: Тематический философский словарь греч. Это фиксируется в принципе «знаю, что не знаю ничего».

Вместе с тем полагается, что знание можно найти только через самопознание другого, но для этого необходимы процедуры очищения и уточнения, что осуществляется посредством постановки вопросов о сути тех или иных прежде всего социальных феноменов. Последнее выступает образцом для рассуждений Платона об эйдосах. Майборода Источник: Новейший философский словарь греч. Согласно Сократу, душа не в состоянии постичь истину, если только она ею «не беременна». Развернутое описание «метода» М.

Читайте также: Стоит ли прощать измену близкого человека: советы психолога осуществил Платон: «Теперь мое повивальное искусство, во всем похоже на акушерское, отличаясь от него лишь тем, что я принимаю роды у мужей, а не у жен, роды души, а не тела. Мое главное умение состоит в правильном распознании и отделении рождающихся фантазмов и лживостей в молодых душах от вещей живых, здоровых и реальных. По обычаю акушерок и я должен быть стерильным… от знания; попреки, что мне многие делают, в том, что я влияю на других, несправедливы, ибо никогда я никак не обнаруживал своего невежественного знания ни по одному из вопросов, ведь это вправду хула. Правда в том, что сами боги вынуждают меня к этому повивальному делу, запрещая мне рожать самому. По сути я во всем не то, что есть мудрец, из меня не родилось ни одного мудрого открытия, что было бы детищем моей души.

Те же, коим нравилось быть со мной, пусть поначалу лишь видимым образом, некоторые вовсе несведущие, следуя за мной, действительно нечто производили, по благости необычайной богов, которые им это разрешали. И ясно, что от меня они не получили ничего, и лишь у себя самих нашли нечто замечательное, что и произвели; но и помогая им в этом деле, я награжден — я и боги». Смысл майевтического искусства — в противопоставлении внешнего софистического знания и внутреннего философского, которому научить нельзя, но можно открыть в себе самом с помощью Сократа, ремесло которого не учительство ибо сам он «ничего не знает» , а нечто вроде повивального искусства, которым занималась его мать Фенарета «от меня они ничему не могут научиться, просто сами в себе они открывают много прекрасного, если, конечно, имели, и производят его на свет. Повития же этого виновники — бог и я» — Plat. В дальнейшем «майевтика» и производное прилагательное «майевти-ческий» используют платоники: 1 в школьной классификации платоновских сочинений: согласно Альбину и Диогену Лаэртию, к «майевтическому» виду относится диалог «Алкивиад I»; 2 позднейшие неоплатоники в х на «майевтический» диалог «Алкивиад» Прокл, Олимпиодор трактовали майевтику как переход от незнания к истинному знанию, заключенному в душе «восхождение к мудрости» , и методологически отличали ее от «эротики» «восхождения к красоте» и «диалектики» «восхождение к благу» Procl.

In Ale. Энциклопедический словарь повивальное искусство» — засвидетельствованный у Платона в диалоге «Теэтет» термин философии Сократа, обозначающий метод его философствования; вероятно, восходит к учению исторического Сократа, подтверждением чему может служить реплика о «выкидыше» мысли в комедии Аристофана «Облака». Впоследствии встречается как термин платонической традиции. Смысл майевтики Сократа — в противопоставлении внешнего софистического знания и внутреннего философского, которому научить нельзя, но можно открыть в себе самом. Помощником в этом и является Сократ, ремесло которого не учительство ибо сам он «ничего не знает» , а нечто вроде повивального искусства, которым занималась его мать Фенарета «от меня они ничему не могут научиться, просто сами в себе они открывают много прекрасного, если, конечно, имели, и производят его на свет.

Повития же этого виновники — бог и я». Теэтет, 150d , отличие лишь в том, что Сократ помогает не рождению ребенка, а рождению мысли, и делает это в диалоге с помощью вопросов и ответов. В дальнейшем майевтика и производное прилагательное «майевтическни» используют платоники: 1 в школьной классификации платоновских сочинений: согласно Альбину и Диогену Лаэртию, к «майевтическому» виду относится диалог «Алкивиад I»; 2 позднейшие неоплатоники в х на «майевтический» диалог «Алкивиад I» Прокл, Олимпиодор трактовали майевтику как переход от незнания к истинному знанию, заключенному в душе «восхождение к мудрости» , и методологически отличали ее от «эротики» «восхождения к красоте» и «диалектики» «восхождение к благу» Prod. Сократ Расцвет афинской философии приходится на классический период истории античной философии вторая половина V — IV в. Это время расцвета полисной демократии и утверждения норм гражданского права в качестве правил всеобщего законодательства.

Хозяйство, государство, нравственность, воспитание — все стороны общественной жизни становятся предметом обсуждения и размышлений. Человек перестает быть «вещью среди вещей» и становится «человеком среди людей», воспринимающем мир и себя самого изнутри специфически человеческого социального и гражданского опыта. Метод Сократа. Философски чрезвычайно важен метод Сократа, применяемый им при исследовании этических вопросов. В целом его можно назвать методом субъективной диалектики.

Будучи любителем самосозерцания, Сократ вместе с тем любил общаться с людьми.

Цель метода заключается в раскрытии истины и преодолении невежества и ошибочных представлений. Через применение метода майевтики Сократ стимулировал размышление и самостоятельное мышление участников диалога. Это помогало не только расширить и углубить их знания, но и осознать свои ограничения и незнание, что важно для дальнейшего поиска истины. Метод майевтики Сократа получил широкое признание не только в его эпоху, но и на протяжении тысячелетий вплоть до сегодняшнего дня. Он стал важной составляющей истории западной философии и оказал сильное влияние на методы познания и обучения. Майевтика до сих пор используется и на практике, позволяя людям задавать себе вопросы, раскрывать и уточнять свои убеждения и способствовать поиску истины. Взаимодействие участников процесса Метод майевтики Сократа основывается на активном взаимодействии между участниками процесса.

В ходе такого взаимодействия происходит диалог, в котором Сократ задает вопросы, а его собеседники высказывают свои мысли и предположения. Цель этого взаимодействия — помочь участникам процесса самостоятельно прийти к осознанию истины. Сократ не дает готовых ответов, а лишь задает вопросы, которые позволяют его собеседникам размышлять над проблемой, анализировать свои мысли и установить истину самому. Взаимодействие участников процесса может быть напряженным, так как Сократ использует свои вопросы для вызова сомнений и размышлений. Однако, именно такой диалог позволяет преодолеть предубеждения и недостаточное понимание, а также способствует поиску истины через самостоятельное мышление. Важной частью взаимодействия является умение слушать и уважать точку зрения собеседника. Сократ подчеркивал, что каждый человек может иметь свою истину, и его задача не убеждать его в обратном, а лишь помочь ему осознать ее самостоятельно. Таким образом, взаимодействие участников процесса в методе майевтики Сократа является ключевым и необходимым условием для достижения цели — самостоятельного прихода к истине.

Ценность майевтики Сократа Во-первых, майевтика способствует развитию критического мышления. С помощью вопросов, Сократ подталкивал своих собеседников к анализу своих убеждений, уточнению логических аргументов и обнаружению возможных противоречий.

Он вел жизнь философа: жил непритязательно, но имел досуг. Был плохим семьянином, не заботился ни о жене, ни о трех своих сыновьях, родившихся у него поздно. Все свое время Сократ посвящал философским беседам и спорам. У него было много учеников.

В отличие от софистов Сократ не брал денег за обучение. Не будем забывать, что Сократа сопровождали не только восторженные взгляды, но и взгляды, полные ненависти. Особенно возненавидели Сократа те из софистов, которые сделали искусство доказывать правое и неправое своей профессией. Кто покушается на самодовольство темных и пустых людей, тот сначала человек беспокойный, потом нестерпимый, и наконец, преступник, заслуживающий смерти. Первым полушутливым, полусерьезным обвинением против Сократа явилась постановка в 423 году комедии Аристофана "Облака", в которой Сократ изображается мастером "кривых речей". В один из дней 399 года до н.

Сократ обвиняется в том, что он не признает богов, которых признает город, и вводит других, новых богов. Обвиняется он и в развращении молодежи. Требуемое наказание — смерть". Другие философы не простили Сократу его иронии, слишком разорительной для них. В речах Сократа на суде, с большой художественной силой переданных Платоном, поражает то, что он сам сознательно и решительно отрицает себе все пути к спасению, он сам идет навстречу смертному приговору. В его рассуждениях подспудно бьется мысль: раз уж, афиняне, вы дошли до такого позора, что судите мудрейшего из эллинов, то испейте чашу позора до дна.

Не меня, Сократа, судите вы, а самих себя, не мне выносите приговор, а себе, на вас ложиться несмываемое клеймо. Лишая жизни мудрого и благородного человека, общество себя лишает мудрости и благородства, себя лишает стимулирующей силы, ищущей, критической, беспокоящей мысли. И вот меня, человека медлительного и старого Сократу было тогда 70 лет , догнала та, что настигает не так стремительно, - смерть, а моих обвинителей, людей сильных и проворных, - та, что бежит быстрее, - испорченность. Я ухожу отсюда, приговоренный вами к смерти, а мои обвинители уходят, уличенные правдою в злодействе и несправедливости. У порога смерти Сократ пророчествует, что тотчас после его гибели постигнет афинян кара более тяжелая, чем та, которой его покарали. Сократ сам осудил себя на смерть, и, уже осужденный, твердо отказался от реальной возможности бежать из тюрьмы и уйти в изгнание.

Он добровольно дал распять себя на кресте " отеческих законов " и поступил весьма хитроумно и дальновидно, лучшим образом продемонстрировав неистинность этих законов всему миру.

Что мы можем противопоставить системе утилитарно-исполнительского самоопределения, формируемого существующим общим образованием? Организацию образовательной системы на основе культурно-ценностного самоопределения. В культурно-ценностном самоопределении включается по В. Франклу «воля к смыслу». В ходе такого самоопределения человек, говоря его словами, «вверяет себя чему-то, что выше него, делу, более великому, чем он сам». Таким образом, культурно-ценностное самоопределение в нашем понимании есть ситуация поиска, открытия и ценностного выбора человеком не реализующегося должным образом не актуализированного, «заброшенного» культурного проекта и взятие ответственности за его восстановление и дальнейшее развитие. Такой тип самоопределения предполагает веру в то, что в архиве духовной культуры человечества обязательно находятся настоящие смыслы жизни благодаря творчеству предыдущих поколений людей , но их еще необходимо найти и расшифровать.

В практике московского образования в системе организации проектно-исследовательской деятельности учащихся с 2001 года существует детско-взрослое философско-методологическое образовательное сообщество, которое сформировалось в результате совместной деятельности ученых, педагогов, студентов и школьников города Москвы, направленной на создание и развитие теории гуманитарного проектирования. Сац, 113, 274, 185, 1678, 1681, 170 им. Волонтерами «Школы майевтики» — выпускники вышеперечисленных школ, а ныне студенты и выпускники различных московских ВУЗов. Работа сообщества в основном происходит на выездных проектных сессиях 4 — 5 раз в год. Замысел образовательного процесса в «Школе майевтики» предполагает становление ее учеников, как творцов своей жизни взятой в ее идеальном, смысловом выражении, то есть проектировщиков собственной развивающейся системы ценностей. Формирование системы ценностей осуществляется в процессе свободной интерпретации культурных текстов и в рамках коллективной дискуссии. Такого типа образование должно приводить к развитию способности человека в проблемной ситуации принимать самостоятельное, новое, творческое и ответственное решение, которое опираясь на собственную систему ценностей, приводит к смене, к развитию собственной позиции под влиянием рациональной критики и самокритики и вновь открывшихся смыслов. Дадим определение позиции, опирающееся на исследования в этой области Ю.

Позиция — обнаруживаемый в ходе коллективной работы в проблемной ситуации индивидуальный способ понимания происходящего, задаваемый имеющимся у человека набором средств, необходимым для реализации его ценности, и определяющей его последующую деятельность. Из этого определения понятно, решающее значение для формирования личностной позиции имеет способ понимания. Под способом понимания человека нами подразумевается выделяемые им условия для принятия ответственного решения соответствующего его представлению о благе. Он может быть обнаружен в проблемной ситуации в коллективном мыслительном проектировании. Обнаружение и развитие своего способа понимания как возможности развития собственной позиции и является ядерной идеей образовательного процесса в «Школе майевтики». Нами разработана методика обучения развития собственной позиции посредством организационно-деятельностной игры ОДИ. Она основана на идее стыке традиции организации коллективной мыслительной деятельности и процедуре редискрипции Р. Рорти , то есть переписыванию культурного текста.

Переписывание раз за разом текста, сначала на основе своего первичного способа понимания, затем в результате многоразовой критики этого текста и развития своего способа понимания, и так до получения продукта, либо, по минимуму - удовлетворяющего участников дискуссии, либо, по максимуму — сравнимого по значимости и осмысленности с взятым для переписывания культурным эталоном - мы далее будем называть гуманитарным проектированием. Гуманитарный проект - это особый тип проектирования, предполагающий обязательное изменение позиции способа понимания в ходе специально организованного «ценностного конфликта» позиции проектировщика с другой позицией, уже существующей в культуре. Он направлен на творение человеком своего нового смысла в ходе коллективной рефлексии, а также разработки способа его реализации в форме понятия. Он предполагает также обязательное культурно-ценностное самоопределение проектировщика, то есть взятия им ответственности в его будущей жизни за реализацию своего нового смысла и построенного соответствующего ему понятия, в рамках определенной культурной традиции. Итак, в предметной плоскости мы фиксируем интерпретированный и переписанный культурный текст с новым смыслом, а в гуманитарно - методологической плоскости — специфику способа понимания, его возможности и границы. Как уже было описано выше обнаружение своего способа понимания и его развитие проявляет и усиливает личностную позицию. Но что в философски-методологическом контексте означает наличие у человека своей личностной позиции? Человек, занимающий даже самую сильную позицию, если он человек умный, прекрасно понимает, что его, даже самая замечательная позиция в границах духовной культуры всего человечества, всех живущих людей на планете Земля, природы и космоса частична, аспектна, ограничена и конечна.

Более того, как сказал бы Ж. Сартр, «ничтожна». Все великие исторические личности по большей части получили всемирную известность благодаря произведенным ими масштабным разрушениям культуры и социума из-за чрезмерного самомнения. Щедровицкий , выход из занимаемой человеком позиции называется трансценденцией. Хайдеггера трансценденция определяется как «переход от несобственного человеческого существования к полноценному существованию, экзистенции». Экзистенция же у него определяется как «бытие-впереди-самого-себя», проецирование себя в будущее, проектирование. В современной философии в феноменологии, экзистенциализме, персонализме экзистенция характеризует бытие человека как динамической и открытой реальности, которая «должна делать себя», у которой «существование предшествует сущности» Ж. Сущностная характеристика человека как экзистирующего существа состоит в том, что оно есть «нехватка», «неполное», «незавершенное» существование, но способного к пониманию, истолкованию и выбору вектора самодвижения и поэтому и строительству себя самого.

Экзистенция — постоянный выбор человеком своих возможностей, своего будущего, постоянное доопределение человеком себя в акте своего радикального решения о мире и своем собственном способе быть в нем. Человеческое бытие всегда является «незавершенным», но у него всегда «есть шанс». Оно является постоянным «выпрыгиванием» не только из занимаемой позиции как по отношению к миру, так и по отношению к себе самому, к своему прошлому, постоянным трансцендированием из наличной ситуации, «выходом из себя», «бытием-впереди-самого себя», выбором и проектированием себя к своим возможностям. Итак, развитие человека необходимо трактовать как саморазвитие при помощи освоения им рефлексии. Рефлексия позволяет зафиксировать личностную позицию в проблемных ситуациях и, главное, личный способ понимания. Интерпретация культурных текстов, их переписывание, коллективное критическое обсуждение является методом развития личного способа понимания и соответственно личностной позиции. Процесс развития, восполнения личностной позиции ценностями и смыслами других культурных людей мы называем трансценденцией.

Майевтика: ценность и философия

Сократовская майевтика: суть метода и его применение в современном мире Ценность метода майевтики заключается в том, что он способствует развитию критического мышления, самосознания и саморазвития.
В чем ценность метода майевтики кратко Ценность метода майевтики Сократа заключается в том, что он позволяет людям осознать свою невежество и преодолеть его через разумное и критическое мышление.
Сократовская майевтика: суть и принципы метода Главная ценность метода майевтики заключается в том, что он позволяет человеку самостоятельно приходить к истинным знаниям.

Что такое метод майевтики Сократа?

  • В чем ценность метода майевтики кратко
  • Вы точно человек?
  • Список литературы
  • Что такое майевтика: в чем ценность метода Сократа (Диалог) - полное объяснение
  • Метод Сократа: способ рассуждения, который проявляется в современной педагогике

«Майевтика: искусство отвечать на вопросы и задавать их»

Развитие коммуникативных навыков: Майевтика помогает развивать навыки эффективного общения и диалога. Данный подход предполагает активное участие участников в обсуждении, высказывание своих мыслей и аргументацию своих взглядов. Поиск смысла и ценностей: Майевтика способствует поиску смысла и ценностей в жизни и обществе. Она помогает задавать глубокие вопросы о значениях и целях, что позволяет получить понимание смысла человеческого существования. Майевтический подход имеет широкую ценность и может быть применен в различных сферах, включая философию, психологию, образование и бизнес. Он способствует развитию мышления, поиску истины и выработке новых концепций и идей. Практическое применение майевтики в современном мире Майевтика, метод Сократа, впервые описанный в древнегреческой философии, остается актуальным и полезным инструментом и в современном мире. Благодаря своей целенаправленности и систематическости, майевтика может быть использована в различных областях жизни, чтобы помочь людям развить критическое мышление, обрести ясность мысли и достичь глубокого понимания истинной природы вещей. Одной из областей, где майевтика может быть применена, является образование. В современном образовательном процессе майевтический подход может помочь студентам развить навыки анализа и критического мышления, а также научить их задавать глубокие вопросы и искать ответы на них. Майевтика может быть особенно полезна при обучении философии, литературе, искусству и другим гуманитарным наукам, где требуется размышление и рефлексия.

Еще одной областью, где майевтика может быть применена, является лидерство и управление. Майевтический подход позволяет руководителям задавать правильные вопросы, проводить глубокий анализ ситуации и помогать своим подчиненным развивать свои мыслительные способности. Майевтика может помочь руководителям проникнуться истинными потребностями и мотивациями своих сотрудников и стать более эффективными лидерами.

Развитие самосознания и самопознания: Майевтика может быть полезным инструментом для исследования своих мыслей, чувств и убеждений. Она помогает задавать себе глубокие и проницательные вопросы, чтобы лучше понять себя, свои ценности и свои цели в жизни. Развитие критического мышления: Майевтика позволяет развивать навык анализа и оценки информации. Через постановку вопросов и проверку предположений, этот метод помогает выявлять логические ошибки, несостыковки и противоречия в аргументации. Принятие важных решений: Метод майевтики может помочь в сложных ситуациях, когда необходимо принять важное решение. Путем задавания себе вопросов и анализа альтернативных вариантов, майевтика облегчает процесс принятия решений и помогает выбрать наиболее подходящий вариант.

Работа со сложными проблемами: Майевтика может быть эффективным инструментом для разрешения сложных и запутанных проблем. Она позволяет уточнить важные аспекты проблемы, выявить их корни и найти новые, необычные подходы к ее решению. Развитие коммуникативных навыков: Майевтика способствует развитию навыков активного слушания, эмпатии и понимания других людей. Путем задавания открытых и глубоких вопросов, майевтика помогает установить глубокие и значимые контакты с другими людьми. Обучение и преподавание: Метод майевтики может быть полезным инструментом для учебного процесса и преподавания. Он помогает студентам развивать свое мышление и критическое мышление, а также повышает уровень вовлеченности и активности студентов в учебном процессе. Развитие творческого мышления: Майевтика способствует развитию творческого мышления, позволяя задавать себе вопросы и исследовать новые идеи. Она помогает расширять границы мышления и находить новые, нестандартные решения.

Ценность метода майевтики в философии Метод майевтики, разработанный древнегреческим философом Сократом, имеет особую ценность в философии. Он представляет собой систему вопросов и ответов, направленных на поиск истины внутри каждого человека. Одной из главных ценностей метода майевтики является его способность помочь нам осознать и разобраться с собственными мыслями и убеждениями. Через задачу вопросов, Сократ стимулирует людей к саморефлексии и самоанализу, помогая им раскрыть свои скрытые знания и истины. Еще одной ценностью метода майевтики является его способность развивать и совершенствовать критическое мышление. Путем поиска ответов на вопросы Сократа, мы учимся анализировать предположения, опровергать неправильные утверждения и строить логические аргументы. Кроме того, метод майевтики позволяет нам открыть новые пути и возможности для исследования и понимания мира. Процесс поиска истины, который происходит во время майевтики, помогает развивать наше воображение, расширять наши знания и подходить к проблемам с новой перспективы. И наконец, метод майевтики может помочь нам найти свою собственную цель и смысл жизни. Через его использование, мы можем задавать фундаментальные вопросы о том, кто мы такие, зачем мы здесь и что мы хотим достичь в этой жизни. Развитие метода майевтики в современной философии Майевтика, разработанная Сократом в Древней Греции, до сих пор остается актуальной и ценной в современной философии. Однако она не осталась без изменений и развития. Современные философы принимают метод майевтики как универсальный инструмент для поиска истины и развития мышления. Они активно испытывают и адаптируют этот метод к современным реалиям и вызовам. Одно из главных развитий метода майевтики в современной философии заключается в его применении не только для поиска истины в обществе, но и для самоанализа и саморазвития. Философы используют майевтику для изучения и раскрытия личности, а также для понимания внутренних конфликтов и противоречий. Современные философы также активно применяют метод майевтики в образовании.

Майевтика предполагает использование различных логических и риторических приемов, таких как провокационные вопросы, примеры и аналогии, чтобы помочь собеседнику осознать ошибочные мнения и противоречия в своих убеждениях. Цель метода заключается в раскрытии истины и преодолении невежества и ошибочных представлений. Через применение метода майевтики Сократ стимулировал размышление и самостоятельное мышление участников диалога. Это помогало не только расширить и углубить их знания, но и осознать свои ограничения и незнание, что важно для дальнейшего поиска истины. Метод майевтики Сократа получил широкое признание не только в его эпоху, но и на протяжении тысячелетий вплоть до сегодняшнего дня. Он стал важной составляющей истории западной философии и оказал сильное влияние на методы познания и обучения. Майевтика до сих пор используется и на практике, позволяя людям задавать себе вопросы, раскрывать и уточнять свои убеждения и способствовать поиску истины. Взаимодействие участников процесса Метод майевтики Сократа основывается на активном взаимодействии между участниками процесса. В ходе такого взаимодействия происходит диалог, в котором Сократ задает вопросы, а его собеседники высказывают свои мысли и предположения. Цель этого взаимодействия — помочь участникам процесса самостоятельно прийти к осознанию истины. Сократ не дает готовых ответов, а лишь задает вопросы, которые позволяют его собеседникам размышлять над проблемой, анализировать свои мысли и установить истину самому. Взаимодействие участников процесса может быть напряженным, так как Сократ использует свои вопросы для вызова сомнений и размышлений. Однако, именно такой диалог позволяет преодолеть предубеждения и недостаточное понимание, а также способствует поиску истины через самостоятельное мышление. Важной частью взаимодействия является умение слушать и уважать точку зрения собеседника. Сократ подчеркивал, что каждый человек может иметь свою истину, и его задача не убеждать его в обратном, а лишь помочь ему осознать ее самостоятельно. Таким образом, взаимодействие участников процесса в методе майевтики Сократа является ключевым и необходимым условием для достижения цели — самостоятельного прихода к истине. Ценность майевтики Сократа Во-первых, майевтика способствует развитию критического мышления.

Майевтика в педагогической деятельности

Ценность метода майевтики Сократа — искусство приводить к истине через вопросы. Имен-но в силу этого качества при изучении периода ан-тичной истории в технических вузах применение сократического метода майевтики оправдано не только как иллюстративный материал, но и несет в себе значительный эвристический потенциал. уничижения оппонента. Смысл майевтики Сократа – в противопоставлении внешнего софистического знания и внутреннего философского, которому научить нельзя, но можно открыть в себе самом. МАЙЕВТИКА (греч. maieutike — повивальное искусство) — метафора, с помощью которой Сократ прояснял сущность своего метода философствования, специфицирующего сократический диалог прежде всего по отн.

Ценность метода майевтики Сократа — искусство приводить к истине через вопросы

Вся информация, размещенная на данном портале, предназначена только для использования в личных целях и не подлежит дальнейшему воспроизведению. Медиаконтент иллюстрации, фотографии, видео, аудиоматериалы, карты, скан образы может быть использован только с разрешения правообладателей.

Дословно переводится как «искусство разрешения вопросов» или «искусство рождения познания». Майевтика связывается с идеей, что истинное знание присутствует в каждом человеке, но оно неявно и должно быть активировано через внутренний диалог и самоанализ. Сам Сократ никогда не писал своих идей, его метод был ориентирован на устные дискуссии и разговоры с людьми в афинской агоре.

Он видел свою задачу не в распространении собственных убеждений, а в провокации мыслительного процесса у собеседников, чтобы помочь им достичь познания. Майевтика является ценным методом в краткой философии, так как позволяет развивать критическое мышление, основываться на логике и рациональности, а также избегать поверхностности и принятия информации на веру. Этот метод помогает участникам диалога достичь новых уровней осознанности и саморазвития, истинности и понимания. Майевтика: ценность метода Майевтика предполагает, что каждый человек способен найти истинные ответы на свои вопросы, если ему помочь разобраться в своих мыслях и чувствах.

Этот метод основывается на активном вовлечении субъекта в процесс поиска истины. Одним из ключевых преимуществ майевтического метода является его способность развивать критическое мышление и самоанализ.

Культурно-исторические основания. Несколько слов о культурно-исторической традиции. Значение понятия "майевтика" раскрывается в I томе собраний философских сочинений Платона, состоящего из ранних сократических диалогов. В них Сократ, в частности, раскрывая смысл своего вопросно-ответного метода - диалектики, говорит, что его искусство сродни искусству повивальной бабки. Повивальное ремесло по древнегречески — майевтика.

Оно помогает рождению человека, а вопросы Сократа помогают рождению самостоятельно сформулированных понятий о благе в сознании беседующих с ним людей. В культурной истории человечества есть твердо установленный факт, что ученики Сократа основали различные философские школы, стоящие на разных ценностных основаниях. Так киники поставили главной задачей разработку метода автаркического греч. Киренаики основной жизненной задачей считали достижение удовольствия, однако совершенно определенного: мудрец наслаждается удовольствием, не поддаваясь тому, чтобы оно овладело им. В мегарской школе был особенно силен критический запал. Наконец, это всемирно известная академия Платона. Ученик Платона Аристотель основал «ликей», а также разработал правила формального мышления.

На наш взгляд, «метод Сократа» - майевтика, позволяющий создавать условия для формирования различных личностных позиций, является первым основанием методологии гуманитарного проектирования. Щедровицкого и Н. Мы, являясь их учениками, в рамках этой традиции шестнадцать лет назад начали реализовывать проект «Школа майевтики». В этой школе ученики, студенты, аспиранты и педагоги учатся разрабатывать и реализовывать собственные гуманитарные проекты. Щедровицкий в 1979 году впервые организовал коллективную мыслительную деятельность и рефлексию в форме организационно-деятельностной игры ОДИ. Организация образовательного процесса на сессиях «Школы майевтики» также происходит в форме ОДИ. Организация образовательного процесса.

Основные процессы, организуемые на сессиях и семинарах «Школы майевтики»: коллективное выявление и развитие личностных позиций посредством исследования, понимания, критического отношения к позиции автора культурного текста под текстом понимаются любые предметы и явления мировой культуры: научные тексты и художественные произведения, нормы и правила, ценности и смыслы и т. Образовательный процесс в «Школе майевтики» будет организован в шесть этапов. Первый этап обучения предполагает организацию самоопределения участников выездных сессий 3 - 4 раза в год от 3 до 5 дней «Школы майевтики» к предлагаемой модели образования. Дети и взрослые занимают позицию «непонимающего слушателя», которая специально инспирируется организаторами. Слушателям, чтобы понять и разобраться в том что происходит, вынуждены задавать вопросы на понимание: «Правильно ли я понял…? Неориентированные на дальнейшее саморазвитие в рамках предлагаемой традиции критического рационализма , на третий этап не попадают. На третьем этапе происходит дополнение выездных мероприятий новыми формами работы: деловыми играми, семинарами и лекциями, целью которых является освоение средств гуманитарной методологической культуры рефлексии, критического мышления, понимания, культурно-ценностного самоопределения, позиционного анализа ситуации, схематизации и др.

Попытка разработки и реализации собственных мини-проектов заканчивается фазой рефлексивного анализа с целью проявления и фиксации своего способа понимания, личностной позиции. Если первая попытка была неудачной, попытки повторяются до получения позитивного результата. Под культурным текстом понимаются научные, художественные и публицистические тексты, документальные, игровые и анимационные фильмы, драматические постановки, песни и любые другие формы воплощения ценностей и смыслов людей как в наглядно-образной, так и в знаково—символической форме. Проявление своего способа понимания, личностной позиции можно считать окончанием обучения на третьем этапе в школе майевтики. Под позицией понимается интегральное отношение к деятельности, культуре, социуму и самому себе. Мы выделяем шесть позиций: «иждивенец», «имитатор», «исполнитель», «организатор», «новатор», «классик». В подростковом возрасте жизненная позиция еще достаточно слабая, подверженная изменениям и корректировкам.

Ребенок «прыгает» с позицию на позицию, но годам к двадцати пяти человек уже вполне сознательно выбирает одну из представленных позиций и, как правило, уже практически не меняет ее до конца жизни. Гуманитарное проектирование ставит и пытается решить две фундаментальные проблемы. Возможно ли, при создании определенных условий повлиять на выбор подростка так, чтобы одной из ведущих жизненных ценностей для него стала ценность саморазвития, поиск призвания, самореализация в разработанном и реализованном им культурном проекте? Возможно ли «разоформить» взрослого человека и организовать ситуацию его саморазвития из занимаемой им бесперспективной жизненной позиции в деятельностную и творческую? Жизненная позиция складывается из отношений человека к деятельности, к другим людям и вытекающим из этого типа объединений; из его отношения к культуре и соответственно уровню образования, имеющемуся у него типу мышления; и, наконец, из отношения к себе самому сквозь призму ценности саморазвития. По вертикали снизу вверх выделены уровни развития жизненной позиции в направлении повышения ответственности человеком за свою жизнь. Всего нами выделено шесть уровней.

Кратко охарактеризуем каждый из них. Предельным случаем, фиксирующим не только почти полное отсутствие процессов развития и саморазвития, но скорее обнаруживающим ситуации личностной деградации является первая, описываемая нами, жизненная позиция «иждивенца». Она характеризуется отсутствием выполняемой профессиональной или какой-либо случайно организованной деятельности, отношения к людям только как источникам поступления необходимых ресурсов. Социальные связи у человека, занимающего такую позицию, случайные, ситуативные. Объединения с другими людьми возможны как стихийно складывающиеся группы выживания или так определившиеся люди существуют в роли «приживальщиков» при обладающих материальными ресурсами людях. У них отсутствует логическое мышление, критическое отношение к себе и ценность саморазвития.

Диалог Сократ строил диалог не просто так. Его вопросы имели особый порядок. Отвечая на них, оппонент как бы рисовал в своей голове смысловую картину. Медленно рассуждая и анализируя ситуацию, он доходил до истины. Как построить диалог? Для этого нужно: Найти важное, центральное определение, с которым согласится клиент. Найти противоречия, используя иронию. Поставить под сомнение первоначальное определение. Наводящими вопросами поставить клиента в замешательство. Создать «вопрос-ловушку», в которую попадёт собеседник, но не догадается об этом. Найти выход из ситуации, сформировать новое определение или удостовериться в первоначальном. Знания истины не присутствуют в каждом из нас. Она рождается в ходе диалога. Подсознание В человеческом подсознании можно найти много всего познавательного. Клад, который таит в себе информацию. Добраться до неё порой не может сам человек. Майевтика помогает раскопать эту ценность и вытащить её наружу. Есть много блокаторов, которые не дают тебе проникнуть вглубь подсознания: эмоции, установки, реакции, страхи и травмирующие события. Все они как бы закрывают проход к самоанализу. Отвечая на наводящие вопросы, ты открываешь дверь за дверью и доходишь до истины самостоятельно. С помощью такого метода, эта истина и знания становятся твоими. Их не навязывал кто-то посторонний, ответы на вопросы ты даёшь себе сам. Не все вопросы подходят для этого метода. Они должны наталкивать на что-то собеседника, заставлять задуматься. Есть несколько типов вопросов, которые и по сей день используются в психологии. Они помогают найти верный путь и направить мысли в нужное русло. О чем ты думал в этот момент? Почему ты принял такое решение? Ты уверен, что это верное решение? Что тебя подтолкнуло в тот момент? Это твоё решение или кто-то подсказал поступить именно так? Какие эмоции это вызывает у тебя? В чём цель? Какие трудности могут возникнуть? Для чего это нужно? Какие ресурсы помогут в этом? Каких результатов добиваешься? Что ты получишь в итоге? Согласен ли ты с этим утверждением? Что думаешь по этому поводу? Как поступил бы ты на его месте? В чем ты не согласен? Что нужно изменить? Что можно ещё сделать в этой ситуации? Есть ли выход из этой ситуации? Есть ли другие пути решения? Какой путь наиболее верный, по твоему мнению? Что нужно сделать, чтобы повторить или не повторять результат? К каким результатам ведёт это решение? Всегда ли нужен спор и дискуссия? Для получения новых знаний, поиска истин — дискуссия будет отличным методом.

Sorry, your request has been denied.

Майевтика есть искусство родовспоможения мысли, иначе говоря, искусство извлечения на свет с помощью вопросов и диалога истины, которую разум, сам того не подозревая, содержит в себе. Классическим считается пример юного раба Менона, которому Сократ показал, как получить удвоенный квадрат другого квадрата путем его построения на диагонали данного квадрата , не вдаваясь ни в какие математические тонкости, потому что раб их не понимал, да и ни к чему ему было в них вникать. Майевтика предполагает, что истина уже содержится в нас или мы в истине; это либо знание-припоминание, либо вечность.

Он использовал этот метод для помощи людям исследовать свои мысли и обрести истинное понимание.

Сегодня майевтика нашла свое применение и в современной психологии. Она стала одним из инструментов для работы с клиентами в психотерапии и консультировании. Майевтика позволяет психологам задавать вопросы, чтобы помочь клиентам разобраться в своих мыслях, чувствах и убеждениях.

Этот метод активно используется в когнитивно-поведенческой терапии, где он помогает клиентам осознать и изменить негативные мысли и поведенческие паттерны, которые могут причинять дистресс и проблемы в жизни. Майевтика также применяется в групповой терапии, где психолог может задавать вопросы, которые помогут участникам группы обсудить и проанализировать свои проблемы и конфликты. Таким образом, майевтика продолжает жить и развиваться в современной психологии, предоставляя ценный инструмент для работы с клиентами и помогая им обрести понимание и изменить свою жизнь к лучшему.

Майевтика как практика развития творческого мышления Эта практика основана на убеждении Сократа, который считал, что истина и знания уже присутствуют в каждом человеке, и нуждаются только в активизации и проявлении. Майевтика, как метод, помогает ученикам исследовать их внутренний мир и развить интуицию, что способствует рождению новых идей, решений и открытий. В процессе майевтики преподаватель или фасилитатор задает вопросы, которые вызывают размышления и способствуют погружению внутрь своего сознания.

Ответы на эти вопросы могут быть неочевидными, требующими креативного и свободного мышления. Майевтическая практика развивает умение самостоятельно мыслить, анализировать и обобщать информацию, а также находить новые идеи и решения. Она помогает ученикам развить способность к критическому мышлению и логическому анализу, что имеет важное значение не только в учебе, но и в повседневной жизни.

Поскольку майевтика подразумевает активное участие ученика в процессе поиска ответов, она способствует формированию уверенности в своих силах, самостоятельности и самодостаточности. Это помогает развить личностные качества, такие как креативность, гибкость, умение преодолевать проблемы и достигать целей. В образовательной среде майевтика может быть использована для решения различных задач, обучения критическому мышлению, развития творческого потенциала учеников.

Эта практика также может быть применена в бизнесе, научных исследованиях и других областях, где требуется развитие и поиск новых идей и решений. Техники майевтики в психотерапии Майевтика представляет собой метод психотерапии, разработанный философом Сократом.

Сократ полагал, что истина для всех должна быть одной.

Для Сократа различие между добром и злом не относительно, как у софистов, а абсолютно, то есть - объективные моральные нормы. Творить добро можно только зная, что такое добро. Знание добра делает людей добродетельным.

Добродетель есть знание, а знание есть добродетель. Несводимость общего к единичному и невозможность выведения его из единичного приводит к выводу, что общее находится в уме и может быть выведено только из ума, то есть оно только умопостигаемо. Этот наметившийся разрыв между единичным и общим ведет к противопоставлению общего единичным вещам, к пренебрежению единичным и к пониманию его как вторичного и производного от ума, от общего.

Это противопоставление было завершено учеником Сократа Платоном, создавшим учение объективного идеализма и противопоставившего уже сущность и явление. Философия Сократа приходится на тот этап развития античной культуры, когда ее центр тяжести переносится с природы на человека, то есть философская "физика" уступает место философской антропологии. Это произошло в течение 5 в до н.

Сократ был выразителем идеи гармонии между полисом и личностью при этом личность свободна, но не безответственна. Главное - это благо полиса. Личность свободно развивается вместе со свободой и процветанием полиса.

Оценивая же философию Сократа, можно сказать, что он фактически ввел в общечеловеческую культуру саму идею философии как бесконечного поиска истины на основе открытого им философского -диалектического метода. Сам термин "диалектика" связан с именем Сократа. Как известно, слово "диалектика" от слово "диалог", с греческого - разговариваю, беседую с собой или беседа, разговор между людьми.

То есть диалектика - это движущееся слово, движущаяся мысль слово как бы живое. Диалектика - движение логоса, то есть движение слова, движение мысли к пониманию идеи. Например, идея добра.

Добро, по Сократу, есть красота и истина. То есть, поиск истины на поле философских изысканий связан у Сократа с нравственным и эстетическим идеалом. Понятие - это то, что уже определено, а идея - это то, что еще не определено, но есть в наших мыслях.

Идея - это стимул к познанию. Философия же имеет дело с идеями, все новыми и новыми, поэтому она нескончаема. А все новые и новые идеи о мире и человеке составляют и сегодня предмет философии.

Суть же философии Сократа составили 3 его знаменитых принципа, 3 его знаменитых идеи: идея самосознания - "познай самого себя; идея философской скромности - "я знаю, что я ничего не знаю"; идея тождества знания и добродетели - "добродетель - это знания". Идея самосознания - "познай самого себя. Эта надпись была сделана в Дельфийском храме.

Сократ же сделал ее основой своих философских поисков. Он провозгласил, что самосознание есть смысл предмета Философии. Познание всего сущего то есть постижение истины во всей ее глубине обо всем невозможно.

Такое знание содержит Абсолют - Бог. Для человека же это недостижимо, так как тайна мира у Бога, а для человеческого познания доступен только он сам, полагал Сократ.

Майевтика позволяет человеку раскрыть свои скрытые знания и найти ответы внутри себя. Кроме того, метод майевтики Сократа имеет практическое применение в повседневной жизни. Он помогает развивать коммуникативные навыки, улучшать взаимодействие с другими людьми и решать проблемы, основываясь на логическом анализе и аргументации. В целом, метод майевтики Сократа вносит существенный вклад в развитие мыслительных способностей человека и помогает достигать глубокого понимания истины.

Сократовская майевтика: суть и принципы метода

Ценность метода майевтики заключается в том, что он позволяет человеку исследовать. Что такое майевтика и в чём заключается ценность метода Сократа — полное объяснение метода диалога с применением сарказма и иронии. Ценности среднего класса отличаются от ценностей всех остальных людей? Как майевтика связана с другими диалогами Платона? майевтика, позволяющий создавать условия для формирования различных личностных позиций, является первым основанием методологии гуманитарного проектирования.

Основные положения философии Сократа и метод майевтики

Ценность метода майевтики заключается в том, что он позволяет человеку исследовать. Ценность метода майевтики Сократа — откровение истины через диалог. Майевтика будет заключительной частью этого метода, когда знание «рождается» из выводов собеседника. Как майевтика связана с другими диалогами Платона?

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий