Великий пост в Римско—католической церкви в 2024 году начинается в Пепельную среду 14 февраля и заканчивается 30 марта перед празднованием Пасхи.
Три главных правила Прощенного воскресенья
В католической церкви аналогом Чистого понедельника является Пепельная среда, которая наступит завтра, второго марта, и дает начало Великому посту. У греко-католиков и православных верующих наступило прощеное воскресенье Духовный смысл прощения. В Прощеное воскресенье необходимо попросить прощения за все грехи и упущения, а также важно найти в себе силы простить. Католики не постятся по воскресеньям, и шесть воскресений из времени поста «выпадают», поэтому шестинедельный пост начинают в среду предшествующей недели. В Римско-католической церкви Великий пост начинается в Пепельную среду: в 2023 году первый день поста у католиков выпадает на 22 февраля 20.02.2023, Sputnik Грузия.
Прощенное воскресенье у католиков. Прощеное воскресенье
Понтифик католической церкви, попросил у граждан России прощения и призвал к миру между Украиной и Российской Федерацией Информационное издание "МK" пишет, что папа Римский Франциск высказался в день прощеного воскресенья и попросил прощения у граждан России. В католической церкви аналогом Чистого понедельника является Пепельная среда, которая наступит завтра, второго марта, и дает начало Великому посту. 24 марта католики всего мира отмечают Вербное воскресенье. Католическая Пасха в 2023 году отмечается 9 апреля. К этому празднику дизайнер, основатель собственной парфюмерной марки Филиппо Сорчинелли приурочил анонс нового аромата, Hæc Dies. Посыпать голову пеплом: у католиков начинается Великий пост.
Вербное воскресенье в 2024 году: история, суть и традиции праздника
Это добровольный отказ от каких-либо благ вообще — для того, чтобы разделить эти блага с другими людьми, теми, кто в них нуждается. И этот аспект Великого поста —добровольный отказ от благ ради восстановления справедливости — Церковь очень подчеркивает, особенно в последние десятилетия, когда весь мир охватило безразличие", — отметил Кирилл Горбунов. Конечно, российские католики, которые "живут в пространстве русской христианской культуры", кое-что позаимствовали и у православных. В частности, многие не только в отдельные дни, но и весь Великий пост ограничивают себя в еде, особенно мясной. Кроме того, в латинском церковном календаре появилось Прощеное воскресенье, хотя пост им и не начинается. Православное вхождение в пост Православные, в отличие от католиков, начинают подготовку к Великому посту загодя: в византийской традиции "Церковь смотрит на человека, как на существо духовно-телесное", и чтобы подготовить душу и тело к строгому посту, обязательному в православии, вхождение в Четыредесятницу занимает несколько недель, поясняет профессор Московской духовной академии и семинарии, настоятель храма преподобного Серафима Саровского на Краснопресненской набережной в Москве протоиерей Максим Козлов.
И хотя подготовка к посту — еще не пост, с точки зрения "пищевого устава", эти недели тоже имеют свои особенности. А неделя о Страшном суде, более знакомая нам как масленица или сырная неделя, — уже, по сути, полу-постная, когда запрещено есть мясо, от которого православные, соблюдающие Великий пост, воздерживаются не семь недель — с начала поста до Пасхи — а восемь", — продолжает Максим Козлов. Два этапа Четыредесятницы В этом году Великий пост у православных начнется 14 марта — с Чистого понедельника — и продлится до 30 апреля, а это не 40, а 49 дней. Впрочем, православная Четыредесятница, всегда проходит как бы в два этапа. А последующие дни — Воскрешение Лазаря Лазарева суббота , Вход Господень в Иерусалим Вербное воскресенье и Страстная седмица — с точки зрения их содержания воспринимаются совершенно особенно: здесь личные аскетические усилия и память о собственных грехах должны уйти на второй план, растворится в воспоминаниях о том, что в этот период некогда происходило с нашим Спасителем.
В эти девять дней христианин призывается день за днем, а в иных случаях час за часом прожить вместе с Ним, Божией Матерью и апостолами всю Страстную седмицу и предваряющие ее два праздничных дня", — поясняет богослов. Не случайно все дни этой недели называются Великими. В Великий четверг православные, как и католики, вспоминают Тайную Вечерю и установление Иисусом Христом таинства Евхаристии. Но обряд "умовения ног" совершается только в кафедральных соборах где архиерей омывает ноги 12 священникам и в некоторых монастырях. И в этот же день предстоятели поместных церквей освящают свежесваренное миро в древней Церкви накануне Пасхи в Великую субботу совершались таинства Крещения и Миропомазания оглашенных, поэтому освящение мира происходит на литургии Великого четверга, поскольку в Страстную пятницу литургия не совершается.
На утрени Великой пятницы , которая сейчас совершается вечером в четверг, читаются 12 отрывков из всех четырех Евангелий, подробно повествующих о последних часах земной жизни Спасителя. Около восьми часов утра совершается особенное последование Царских Великих часов с чтением ветхозаветных пророчеств о Страстях Христовых. А около трех часов дня в евангельский "девятый час" — время смерти Спасителя из алтаря торжественно выносят Плащаницу, символизирующую снятое с креста тело Иисуса Христа. Великая суббота у православных посвящена воспоминанию о пребывании Иисуса во гробе и сошествии Его во ад, которое завершило Его искупительную миссию и явилось пределом умаления кеносиса Христа и одновременно началом Его славы. Великая суббота — единственная постная суббота в году и одновременно канун Светлого Воскресения, и в ее богослужении слышатся и скорбные, и праздничные мотивы.
На утрени совершаемой накануне вечером Плащаницу крестным ходом обносят вокруг храма, подносят к открытым Царским вратам и возвращают на середину храма. А на литургии читают 15 ветхозаветных пророчеств о страстях, смерти, воскресении Спасителя и о грядущей славе новозаветной Церкви. А после литургии совершается освящение пасхальных куличей — обычай унаследованный от древней Церкви, в которой после окончания субботней литургии молящиеся не расходились, ожидая пасхальную утреню в храме, и священники совершали благословение хлебов и раздавали их верующим для подкрепления. Пассии Одним из особых богослужений православного Великого поста — кстати, заимствованным, из латинского обряда — является чин пассии, во время которого читаются отрывки из Евангелия, повествующие о страданиях Христа. Слово "пассия" происходит от латинского passio "страдание" или "страсть".
Пассиями издревле называли особые службы, составленные из песнопений Страстной седмицы и чтения отрывков их евангельских повествований о страданиях Спасителя. Сегодня в богослужебной практике РПЦ пассии принято совершать по вечерам в четыре воскресенья 2-е, 3-е, 4-е и 5-е Великого поста. Поминовение усопших Еще одна особенность православной Четыредесятницы — сугубая молитва об усопших. В принципе, поясняет Максим Козлов, в византийской традиции каждая суббота года посвящена памяти умерших. Но Великим постом это поминовение "более акцентировано".
Вторая, третья и четвертая субботы Великого поста также посвящены поминовению усопших. Скорее всего, это связано с тем, что в это время литургии на которых поминают и живых, и усопших — ред. Воскресный же день, в логике церковного Устава, вообще не является днем молитвы за усопших. Поэтому, естественно, выделяются субботние дни, на которых это поминовение и сосредотачивается", — поясняет православный священнослужитель. И только 5-я суббота Великого поста выпадает из этой череды поминальных дней — в этот день, который называют еще Субботой акафиста торжественного хвалебного песнопения — ред.
Торжество Православия В первое воскресенье Великого поста православные отмечают праздник Торжества Православия — в воспоминание Константинопольского собора 843 года, созванного императрицей Феодорой для восстановления иконопочитания в Византийской империи. Особый чин праздника сложился к XI веку, тогда же он был введен и в России. Во время службы провозглашается торжество Церкви над всеми существовавшими ересями и утверждаются постановления семи Вселенских соборов. Особое место занимает и чин анафематствования тех, кто, по мнению Церкви, совершил тяжкие прегрешения перед православием. Нет ничего необычного в том, что Торжество Православия приходится именно на Великий пост, продолжает профессор Московской духовной академии.
Она как бы отменяет или, как минимум, смягчает его, что, кстати, сохраняется и в нашем богослужебном Уставе: будние дни Четыредесятницы являются более строгими с точки зрения "пищевого устава", чем субботние и воскресные", — поясняет Максим Козлов. Великопостное путешествие "Длинная дорога до Пасхи", помимо Торжества Православия включает и другие праздники — преимущественно это воспоминание о тех или иных святых. Среди них — святитель Григорий Палама 2-е воскресенье Великого поста , преподобный Иоанн Лествичник 4-е воскресенье Великого поста , преподобная Мария Египетская 5-е воскресенье Великого поста. Третье воскресенье особое — Крестопоклонное , когда из церковного алтаря в центр храма выносится для поклонения распятие, чтобы напомнить о страданиях и смерти Спасителя и воодушевить и укрепить постящихся к продолжению поста. Например, день памяти святителя Григория Паламы не мог появиться в богослужебном Уставе раньше XIV века, в котором он жил.
А Торжество Православия вообще имеет самостоятельный смысл. Однако постепенно все они были объединены в общее шествие по Великому посту, и сегодня образ каждого святого, который в эти дни вспоминается, уже воспринимается как логическая смысловая часть этого единого целого. Например, покаяние Марии Египетской и "Лествица" аскетическое сочинение Иоанна Лествичника, описывающее ступени добродетелей, по которым христианин должен восходить к духовному совершенству — ред. А память Григория Паламы — это видение цели христианской жизни как стяжания Духа Святого, которое напоминает о подлинной цели поста, а не об относительном улучшении качества собственной земной жизни", — заключил протоиерей Максим Козлов. Праздничные даты: Католическая Пасха- 2019, будет отмечаться - 21 апреля.
Великий пост в Римско-Католической церкви начинается в Пепельную Среду. Пепельная среда выпадает на 6 марта 2019 года. Название «Пепельная среда» произошло от древнего обряда посыпать голову пеплом - как символ отпущения грехов. Обычай посыпать голову пеплом в знак покаяния известен во многих древних культурах и традициях, в том числе и в Древнем Египте, у арабов и в Греции. В Ветхом Завете посыпание головы пеплом являлось символом скорби, покаяния и смирения перед богом.
Пепел, которым пользуются для посыпания голов верующих, должен быть из вербных пальмовых веток, освященных в Вербное воскресенье прошлого года. Январь 1 января 2019 г. Этот день посвящен Деве Марии. Всемирный день мира День всемирных молитв о мире. В XIX веке в католических странах в канун Нового года жгли большие костры и организовывали факельные шествия.
Всемирный день мира World Day of Peace - это праздник романо-католической церкви, отмечаемый ежегодно 1 января в День торжества Божией Матери Марии. Сочельники бывают накануне праздников Богоявления и Рождества Христова соответственно. Иногда упоминаются также сочельники на Благовещение и субботу первой седмицы Великого поста - в память чуда Феодора Тирона. Эпифания, Теофания , поскольку во время Крещения Иисуса Христа произошло особое явление всех трех лиц Божества: Бог Отец с небес свидетельствовал о крещаемом Сыне и Дух Святой в виде голубя сошел на Иисуса, подтверждая таким образом Слово Отца. Празднуются одновременно три события жизни Иисуса: поклонение волхвов, крещение и чудо в Кане Галилейской.
Праздник Крещения Господня, или Богоявлени я, наравне с праздником Пасхи, является древнейшим христианским праздником. Также содержанием праздника является евангельское сказание о поклонении младенцу Иисусу королей в иной традиции - волхвов - Каспара, Мельхиора и Валтасара, пришедших с дарами в Вифлеем. В память о явлении Христа язычникам и поклонении трех царей, в храмах совершаются святые Мессы. По евангельской традиции, приношения волхвов, трактуются как приношения Христу-Царю - золото, Христу-Богу - ладан, Христу-человеку - мирро. Февраль 2 февраля 2019 г — Сретение Господне Chandeleur Светильник В память о словах праведного Симеона, назвавшего Иисуса «светом к просвещению язычников», в праздник Сретения с 11 в.
Верующие бережно хранят сретенские свечи на протяжении всего года и зажигают их, когда обращаются с молитвой ко Христу в тяжелые для себя минуты: во время болезни, семейных неурядиц и других житейских трудностей. Праздник установлен в память о знаменательном для христиан событии - встрече славянск. Сретение в Римско-католической церкви - праздник Очищения Девы Марии, посвященный воспоминанию о принесении младенца Иисуса во храм и очистительном обряде, совершенном его матерью на сороковой день после рождения первенца. В качестве обряда очищения в костелах святили свечи, а целые процессии с горящими свечами обходили улицы и поля. Этот светский праздник связан с именем Святого Валентина.
Известная легенда о возникновении Дня Святого Валентина гласит о том, что римский император Клавдий, правивший в III веке до нашей эры, издал указ о запрете жениться солдатам его армии. Однако один из священников пренебрег указом императора и продолжал тайно венчать влюбленных солдат, за что и был заточен в тюрьму. Стражник, охранявший узника, узнал, что тот обладает даром врачевания, попросил его исцелить свою незрячую дочь.
Великопостное путешествие "Длинная дорога до Пасхи", помимо Торжества Православия включает и другие праздники — преимущественно это воспоминание о тех или иных святых. Среди них — святитель Григорий Палама 2-е воскресенье Великого поста , преподобный Иоанн Лествичник 4-е воскресенье Великого поста , преподобная Мария Египетская 5-е воскресенье Великого поста. Третье воскресенье особое — Крестопоклонное , когда из церковного алтаря в центр храма выносится для поклонения распятие, чтобы напомнить о страданиях и смерти Спасителя и воодушевить и укрепить постящихся к продолжению поста.
Например, день памяти святителя Григория Паламы не мог появиться в богослужебном Уставе раньше XIV века, в котором он жил. А Торжество Православия вообще имеет самостоятельный смысл. Однако постепенно все они были объединены в общее шествие по Великому посту, и сегодня образ каждого святого, который в эти дни вспоминается, уже воспринимается как логическая смысловая часть этого единого целого. Например, покаяние Марии Египетской и "Лествица" аскетическое сочинение Иоанна Лествичника, описывающее ступени добродетелей, по которым христианин должен восходить к духовному совершенству — ред. А память Григория Паламы — это видение цели христианской жизни как стяжания Духа Святого, которое напоминает о подлинной цели поста, а не об относительном улучшении качества собственной земной жизни", — заключил протоиерей Максим Козлов. Называется Прощеным воскресеньем, потому что в этот день на вечернем богослужении в храмах византийского обряда совершается особый чин - чин прощения.
По заповеди, данной Иисусом Христом в молитве Господней, - «…и оставим нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим» - верующие прихожане, духовенство и иерархи просят друг у друга прощения в преддверии Великого поста. Является четвертым и последним воскресеньем из подготовительного цикла перед началом Великого поста. В богослужебной традиции оно носит название «Неделя сыропустная», или «Неделя Адамова изгнания». Первое название связано с тем, что в это воскресенье верующие в последний раз могут на трапезе есть молочную пищу, а затем оставляют, или «отпускают» сыр и прочие продукты, которые были позволены церковным уставом в последнюю неделю Сырную седмицу перед началом поста. Второе происходит от содержания богослужебных текстов, которые напоминают верующим о первородном грехе прародителей и его последствиях: изгнании Адама и Евы из рая и отпадении от живого богообщения. На литургии в Прощеное воскресенье в храмах читается 6-я глава Евангелия от Матфея, в которой Христос рассказывает Своим ученикам о смысле христианского подвига, о прощении, посте и выборе цели в жизни: «Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших.
Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно. Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют, и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют, и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше». Чин прощения На повечерии в Прощеное воскресенье совершается чин прощения, который, по преданию, вошел в церковный обиход благодаря традиции, распространившейся в древних египетских монастырях. Ради полного уединения, безмолвия и сосредоточения на внутренней жизни египетские монахи на все 40 дней Великого поста удалялись из своих обителей в пустыню.
Как правило, никаких запасов продуктов или воды подвижники с собой не брали. Пребывание в безлюдных местах, среди дикой природы , было связано с риском для жизни, поэтому перед уходом из монастыря его насельники прощались друг с другом как перед смертью, памятуя о евангельской заповеди Христа Спасителя. В конце богослужения настоятель храма - священник или архиерей - выходят на амвон и просят прощения у причта и паствы: «Благословите, отцы святии и братия, и простите мне, грешному, елика согреших в сей день и во вся дни живота моего: словом, делом, помышлением и всеми моими чувствы». После этого он совершает земной поклон. Все отвечают ему земным поклоном и говорят: «Бог простит ти, отче или «владыко» - если службу возглавляет епископ святый. Прости и нас, грешных, и благослови».
Затем настоятель берет напрестольный Крест. Все священнослужители в порядке старшинства прикладываются к иконам на аналое, целуют честный Крест и лобызаются с настоятелем. После них подходят миряне, прикладываются ко Кресту и испрашивают прощения у причта и друг у друга. Во время чина прощения принято петь «Покаяния отверзи ми двери», «На реках вавилонских» и стихиры Пасхи «Да воскреснет Бог», заканчивая стихиру «Воскресения день» словами «Простим вся воскресением» «Христос воскресе» не поется. Пение стихир Пасхи служит как бы напоминанием о том, что подвигом поста верующие должны приуготовить себя к достойной встрече Воскресения Христова. Праздник Прощенное воскресенье совершается в последний день пред Великим постом.
Все верующие просят друг у друга прощения, дабы вступить в самый строгий и важный пост с чистой душой и смирением, а после с радостным ликованием встретить Воскресение Христово. История и происхождение празднества В последний воскресный день Церковь вспоминает страшную трагедию, которая свершилась на заре человеческой истории - изгнание из рая нашего праотца Адама. Тем самым людям указывается, что человек, отдалившийся от Христа, разрушает свой духовный мир, становится самоуверенным, самовлюбленным и погрязшим во грехе. Изгнание из рая Адама и Евы Древний обычай просить прощения пришел к нам из Египта. Именно здесь более 2000 лет назад нашла свое пристанище святая семья: Иисус Христос, Пречистая Дева и Иосиф Обручник, скрывающиеся от царя Ирода. Позже в Египте начали создаваться монашеские братства, обители и чин прощения появился в жизни местных иноков.
Ради усиления молитвенного подвига и подготовке к Пасхе, братия расходилась в одиночку по пустыне на 40 суток, дарованных Отцом Небесным для покаяния, и собирались вновь к началу Страстной недели. Случалось, что не все возвращались в обитель: одни умирали от жажды и голода, другие подвергались растерзанию дикими зверьми, третьи были обессилены или умирали от укусов ядовитых змей. Поэтому перед тем, как разойтись, в надежде встретиться в день Светлого Христова Воскресения, братия просила друг у друга прощения и, конечно, каждый прощал друг друга. Со временем эту благочестивую традицию переняла православная Церковь. В часовнях, храмах, соборах воскресным вечером уже все по-другому: аналои покрыты темной тканью, а в середине вечерни священники свое светлое облачение меняют на черное. Читается Нагорная проповедь с наставлением о том, прощая ближнего, мы проявляем милосердие и любовь так же, как милует нас Спаситель.
По окончании вечерни происходит чин Прощения. Праздник Прощеное воскресенье отмечает лишь православная и греко-католическая церкви. Четко установленной даты этот праздник не имеет, он зависит от дня наступления Светлой Пасхи Христовой. Духовный смысл прощения Главная цель этого дня - взаимное прощение. Необходимо осознать свою греховную природу, которая приносит боль, страдание. Необходимо понять, что только Бог есть судия, только Он может наказывать и миловать.
Важно пройти через личную гордыню , смирить свое самолюбие, найти в себе силы попросить прощения и простить обидчика. Если же нет сил простить, то можно обратиться к Господу, честно сознавшись в своей слабости, и у Него испросить прощения для этого человека. История Мытаря и Фарисея Многие невоцерковленные люди недоумевают и не понимают, за что им просить прощения: они живут правильно, никого не убивают, чужого не берут, плохого не делают. Именно тут и вспомним историю. Притча о Мытаре и Фарисее Фарисей жил праведно , молился, соблюдал пост по средам и пятницам, поэтому считал себя правильнее и умнее других. Мытарь служил захватчикам, собирал налоги с людей, за что они его люто ненавидели.
Он понимал свое гнусное положение, поэтому непрестанно молил у Бога прощения. В результате Всевышний внял мольбе Мытаря и отверг прошение горделивого Фарисея, пытавшегося вознести себя пред другими. О грехах: Как правильно просить прощения и прощать Человек должен понимать, что разница между парой простых слов «прости» и «извини» невероятно велика. Просьба извинить означает «внешнее делание» того, что ни кто и ни в чем более не виноват. Просьба о прощении означает признание вины и обет исправиться. У кого необходимо просить прощения?
В первую очередь у того человека, кого мы совершенно точно обидели, с кем в отношениях есть «натянутость» и обязательно у всего человечества за то, что мы нерадивые христиане. Наши сердца в большинстве своем равнодушны и злы, мы страдаем непониманием друг друга и отчужденностью. Да, прощать не всегда легко. Простив обидчика, боль, причиненная им, не сразу исчезнет из израненного сердца, это дело времени. Важно простить искренне, по-настоящему, не желая зла за спиной.
Рабство греху, который стал мерой расстояния от Бога, увеличивающееся в наши дни, когда попирается само понятие нормы. Этим исполнилось обещание Божие о пришествии в мир Того, Кто будет победителем над злом, грехом и смертью.
Он примирил человека с Богом. И, закончив Свой подвиг, оставил человеку новое обещание, заключил с ним Новый Завет о втором Своем пришествии в мир «судити живых и мертвых, Его же Царствию не будет конца». Вот для чего пост. Для того, чтобы постоянно готовиться к достойному восхождению в это Царствие. Сегодня же читается Евангельское повествование, в котором Господь Иисус Христос поясняет содержание молитвы «Отче наш»: «Если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших». Прощать и просить о прощении. Это два самых великих качества, принадлежащих человеку.
Оба требуют напряжения веры и воли. Оба требуют подвига любви. И оба включают «свет разума», ясность ума, зоркость мудрости.
Католики Беларуси отмечают Вербное воскресенье 24 марта Вербное воскресенье отмечают католики Беларуси. Источник: Комсомольская правда 24 марта католики всего мира отмечают Вербное воскресенье. Официально этот день называется входом Иисуса Христа в Иерусалим. Вербное воскресенье празднуют в последнее воскресенье Великого поста, за неделю до Пасхи.
У католиков сегодня Вербное воскресенье: что можно и нельзя в этот день
Масопуст) закончились 11 февраля и с Пепельной среды 14 февраля у католиков начался пост. 31 марта 2024 года католический мир и протестанты отмечают главный праздник христианства в честь Воскресения Христа из мертвых, называемый еще Пасхой. Вербное воскресенье. Священнослужители будут говорить сегодня о мотивах спасения Иисусом мира через смерть на кресте. – последние новости Гомеля и Гомельской области. Прощеное воскресенье и Сретение У православных и греко-католиков наступает Прощеное воскресенье, последний день перед Великим постом. РИА Новости, 17.03.2024.
Картинка пальмовое воскресенье у католиков (25 фото)
У Прощёного воскресенья есть еще одно название: неделя сыропустная сырная. Это последний день перед постом, когда можно есть сыр и другие молочные продукты. Сыропустная неделя завершает Сырную седмицу, которую в народе принято называть Масленицей. В этом году Прощёное воскресенье традиционно прошло в домовом храме Тольяттинской классической гимназии.
Для того и существовал чин прощения — чтобы быть примиренным и прощенным со всеми и — благодаря этому — с Самим Богом. Простим же друг другу всё, всё чем мы друг другу досадили, чем мы друг друга оскорбили, унизили, все, что мы сделали, совершили безумно, в помрачении ума, в безумии сердца, в нетрезвом колебании воли, в бунте плоти — все простим друг другу и начнем этот путь. Великую вечерню и чин прощения в Успенском кафедральном собор возглавил Благочинный Астанайского церковного округа Архимандрит Сергий Карамышев в сослужении духовенства всего благочиния. После пения великого прокимна «Не отврати лица Твоего от отрока Твоего, яко скорблю» и закрытия Царских врат духовенство переоблачилось в великопостные черные ризы. По отпусте вечерни отец Архимандрит обратился к молящимся со словом о прощении, а затем, преклонив колени испросил прощения у всех священнослужителей и прихожан.
Митрополит Антоний Сурожский рассказывал историю об умиравшей пожилой женщине, которая пригласила его исповедать и причастить ее перед смертью, и на исповеди сказала, что из всех людей в мире не готова была простить только своего зятя.
Он отказался читать над ней молитву о разрешении грехов, пока она отказывала в прощении хоть одному человеку — и тем самым добился перемены. Она позвонила зятю, помирилась с ним, позвала его к своей постели и умерла на его руках, приняв таинства с надеждой на прощение своих грехов в вечности. Для кого-то это просто ритуальное действие — рукопожатие, поцелуй, приветливое слово, за которыми по-прежнему скрываются обида и недоверчивость. Кто-то идет дальше и старается не вспоминать сделанного ему зла. Есть и такие, кто, как отец из притчи о блудном сыне, сам бежит навстречу провинившемуся и делает все возможное и невозможное, чтобы восстановить разрушенные добрые отношения. У каждого своя мера.
Не менее сложно, чем простить — принять прощение и поверить, что все действительно прошло. Люди могут годами приносить на исповедь одни и те же грехи, не разговаривать с теми, кто, как им кажется, по-прежнему что-то имеет против них. В несении этого груза они находят свою сладость, которую иногда почему-то называют смирением или скромностью. Это будет трудно, это наложит на меня новую ответственность, но без этого прощение, которое я надеюсь получить, остается недействительным, потому что я его на самом деле не принимаю. Я хочу остаться таким, какой я есть.
Этот "подвиг", который он принимает на себя, может касаться как ограничений в пище, так и отказа от развлечений, удобств, всего привычного комфорта. И конечно, все католики, начиная с 14 лет, обязаны воздерживаться от мясных блюд по пятницам, а с момента достижения совершеннолетия и до 60 лет — соблюдать строгий пост в Пепельную среду и Страстную пятницу. Во все остальные дни католическая церковь не накладывает ограничений на еду. Пост, молитва, милостыня "Когда мы говорим слово "пост", мы подчеркиваем лишь один из аспектов этого времени, причем, не всегда самый важный. Потому что существенной составной частью этого периода является не только, и даже не столько воздержание от пищи, но и молитва и милостыня.
Великий пост — это не просто гастрономическое упражнение силы воли. Это добровольный отказ от каких-либо благ вообще — для того, чтобы разделить эти блага с другими людьми, теми, кто в них нуждается. И этот аспект Великого поста —добровольный отказ от благ ради восстановления справедливости — Церковь очень подчеркивает, особенно в последние десятилетия, когда весь мир охватило безразличие", — отметил Кирилл Горбунов. Конечно, российские католики, которые "живут в пространстве русской христианской культуры", кое-что позаимствовали и у православных. В частности, многие не только в отдельные дни, но и весь Великий пост ограничивают себя в еде, особенно мясной. Кроме того, в латинском церковном календаре появилось Прощеное воскресенье, хотя пост им и не начинается. Православное вхождение в пост Православные, в отличие от католиков, начинают подготовку к Великому посту загодя: в византийской традиции "Церковь смотрит на человека, как на существо духовно-телесное", и чтобы подготовить душу и тело к строгому посту, обязательному в православии, вхождение в Четыредесятницу занимает несколько недель, поясняет профессор Московской духовной академии и семинарии, настоятель храма преподобного Серафима Саровского на Краснопресненской набережной в Москве протоиерей Максим Козлов. И хотя подготовка к посту — еще не пост, с точки зрения "пищевого устава", эти недели тоже имеют свои особенности. А неделя о Страшном суде, более знакомая нам как масленица или сырная неделя, — уже, по сути, полу-постная, когда запрещено есть мясо, от которого православные, соблюдающие Великий пост, воздерживаются не семь недель — с начала поста до Пасхи — а восемь", — продолжает Максим Козлов. Два этапа Четыредесятницы В этом году Великий пост у православных начнется 14 марта — с Чистого понедельника — и продлится до 30 апреля, а это не 40, а 49 дней.
Впрочем, православная Четыредесятница, всегда проходит как бы в два этапа. А последующие дни — Воскрешение Лазаря Лазарева суббота , Вход Господень в Иерусалим Вербное воскресенье и Страстная седмица — с точки зрения их содержания воспринимаются совершенно особенно: здесь личные аскетические усилия и память о собственных грехах должны уйти на второй план, растворится в воспоминаниях о том, что в этот период некогда происходило с нашим Спасителем. В эти девять дней христианин призывается день за днем, а в иных случаях час за часом прожить вместе с Ним, Божией Матерью и апостолами всю Страстную седмицу и предваряющие ее два праздничных дня ", — поясняет богослов. Не случайно все дни этой недели называются Великими. В Великий четверг православные, как и католики, вспоминают Тайную Вечерю и установление Иисусом Христом таинства Евхаристии. Но обряд "умовения ног" совершается только в кафедральных соборах где архиерей омывает ноги 12 священникам и в некоторых монастырях. И в этот же день предстоятели поместных церквей освящают свежесваренное миро в древней Церкви накануне Пасхи в Великую субботу совершались таинства Крещения и Миропомазания оглашенных, поэтому освящение мира происходит на литургии Великого четверга, поскольку в Страстную пятницу литургия не совершается. На утрени Великой пятницы , которая сейчас совершается вечером в четверг, читаются 12 отрывков из всех четырех Евангелий, подробно повествующих о последних часах земной жизни Спасителя. Около восьми часов утра совершается особенное последование Царских Великих часов с чтением ветхозаветных пророчеств о Страстях Христовых. А около трех часов дня в евангельский "девятый час" — время смерти Спасителя из алтаря торжественно выносят Плащаницу, символизирующую снятое с креста тело Иисуса Христа.
Великая суббота у православных посвящена воспоминанию о пребывании Иисуса во гробе и сошествии Его во ад, которое завершило Его искупительную миссию и явилось пределом умаления кеносиса Христа и одновременно началом Его славы. Великая суббота — единственная постная суббота в году и одновременно канун Светлого Воскресения, и в ее богослужении слышатся и скорбные, и праздничные мотивы. На утрени совершаемой накануне вечером Плащаницу крестным ходом обносят вокруг храма, подносят к открытым Царским вратам и возвращают на середину храма. А на литургии читают 15 ветхозаветных пророчеств о страстях, смерти, воскресении Спасителя и о грядущей славе новозаветной Церкви. А после литургии совершается освящение пасхальных куличей — обычай унаследованный от древней Церкви, в которой после окончания субботней литургии молящиеся не расходились, ожидая пасхальную утреню в храме, и священники совершали благословение хлебов и раздавали их верующим для подкрепления. Пассии Одним из особых богослужений православного Великого поста — кстати, заимствованным, из латинского обряда — является чин пассии, во время которого читаются отрывки из Евангелия, повествующие о страданиях Христа. Слово "пассия" происходит от латинского passio "страдание" или "страсть". Пассиями издревле называли особые службы, составленные из песнопений Страстной седмицы и чтения отрывков их евангельских повествований о страданиях Спасителя. Сегодня в богослужебной практике РПЦ пассии принято совершать по вечерам в четыре воскресенья 2-е, 3-е, 4-е и 5-е Великого поста. Поминовение усопших Еще одна особенность православной Четыредесятницы — сугубая молитва об усопших.
В принципе, поясняет Максим Козлов, в византийской традиции каждая суббота года посвящена памяти умерших. Но Великим постом это поминовение "более акцентировано". Вторая, третья и четвертая субботы Великого поста также посвящены поминовению усопших. Скорее всего, это связано с тем, что в это время литургии на которых поминают и живых, и усопших — ред. Воскресный же день, в логике церковного Устава, вообще не является днем молитвы за усопших. Поэтому, естественно, выделяются субботние дни, на которых это поминовение и сосредотачивается", — поясняет православный священнослужитель. И только 5-я суббота Великого поста выпадает из этой череды поминальных дней — в этот день, который называют еще Субботой акафиста торжественного хвалебного песнопения — ред. Торжество Православия В первое воскресенье Великого поста православные отмечают праздник Торжества Православия — в воспоминание Константинопольского собора 843 года, созванного императрицей Феодорой для восстановления иконопочитания в Византийской империи. Особый чин праздника сложился к XI веку, тогда же он был введен и в России. Во время службы провозглашается торжество Церкви над всеми существовавшими ересями и утверждаются постановления семи Вселенских соборов.
Особое место занимает и чин анафематствования тех, кто, по мнению Церкви, совершил тяжкие прегрешения перед православием. Нет ничего необычного в том, что Торжество Православия приходится именно на Великий пост, продолжает профессор Московской духовной академии. Она как бы отменяет или, как минимум, смягчает его, что, кстати, сохраняется и в нашем богослужебном Уставе: будние дни Четыредесятницы являются более строгими с точки зрения "пищевого устава", чем субботние и воскресные", — поясняет Максим Козлов. Великопостное путешествие "Длинная дорога до Пасхи", помимо Торжества Православия включает и другие праздники — преимущественно это воспоминание о тех или иных святых. Среди них — святитель Григорий Палама 2-е воскресенье Великого поста , преподобный Иоанн Лествичник 4-е воскресенье Великого поста , преподобная Мария Египетская 5-е воскресенье Великого поста. Третье воскресенье особое — Крестопоклонное , когда из церковного алтаря в центр храма выносится для поклонения распятие, чтобы напомнить о страданиях и смерти Спасителя и воодушевить и укрепить постящихся к продолжению поста. Например, день памяти святителя Григория Паламы не мог появиться в богослужебном Уставе раньше XIV века, в котором он жил. А Торжество Православия вообще имеет самостоятельный смысл. Однако постепенно все они были объединены в общее шествие по Великому посту, и сегодня образ каждого святого, который в эти дни вспоминается, уже воспринимается как логическая смысловая часть этого единого целого. Например, покаяние Марии Египетской и "Лествица" аскетическое сочинение Иоанна Лествичника, описывающее ступени добродетелей, по которым христианин должен восходить к духовному совершенству — ред.
А память Григория Паламы — это видение цели христианской жизни как стяжания Духа Святого, которое напоминает о подлинной цели поста, а не об относительном улучшении качества собственной земной жизни", — заключил протоиерей Максим Козлов. Он совпадает с Масленицей. Православные просят друг у друга прощения и сами прощают обиды. Рассказываем, в чем суть праздника и что нельзя делать в Прощеное воскресенье-2019. Прощеное воскресенье: суть и история праздника Традиция Прощеного воскресенья — помириться с близкими перед началом Великого поста — уходит корнями в древние времена, pravmir. В Египте и Палестине монахи на время Великого поста поодиночке уходили поститься в пустыню. Это было настолько опасно, что монахи не были уверены, что вернутся живыми. Перед уходом они просили у всех прощения, как перед смертью. Обычай просить прощения позволяет верующим войти в Великий пост с миром в душе. Самое главное — извиниться не формально, а от всей души, и самому тоже полностью простить окружающих.
По церковным правилам, в Прощеное воскресенье принято извиняться и перед теми людьми, которых как-либо обидел, и перед всеми окружающими. В этот день верующие ходят в храм на праздничную службу. Кроме того, Прощеное воскресенье совпадает с Масленицей. В этот праздник в России печь блины, ходить в гости. В городах и селах проводят народные гулянья и соломенное чучело, которое символизирует зиму. Прощеное воскресенье 2019: что нельзя делать в праздник В Прощеное воскресенье 10 марта постящимся нельзя есть мясо. В последнюю неделю перед Великим постом мясные продукты уже не едят, но разрешены рыба, молоко и яйца. По церковным правилам, в этот день нежелательно вступать в конфликты и ругаться, а также держать на кого-то обиду. Не стоит злоупотреблять алкоголем, ведь уже на следующий день начинается Великий пост. В Прощеное воскресенье-2019 как и в любой другой день в церкви не рекомендуют гадать, увлекаться приметами, заниматься магическими и оккультными обрядами.
В интернете есть популярное мнение, что в православные праздники нельзя работать. Это не так. Запрета на работу нет. В Прощеное воскресенье желательно сходить в храм и помолиться. Праздник Прощенное воскресенье совершается в последний день пред Великим постом. Все верующие просят друг у друга прощения, дабы вступить в самый строгий и важный пост с чистой душой и смирением, а после с радостным ликованием встретить Воскресение Христово. История и происхождение празднества В последний воскресный день Церковь вспоминает страшную трагедию, которая свершилась на заре человеческой истории - изгнание из рая нашего праотца Адама. Тем самым людям указывается, что человек, отдалившийся от Христа, разрушает свой духовный мир, становится самоуверенным, самовлюбленным и погрязшим во грехе. Изгнание из рая Адама и Евы Древний обычай просить прощения пришел к нам из Египта. Именно здесь более 2000 лет назад нашла свое пристанище святая семья: Иисус Христос, Пречистая Дева и Иосиф Обручник, скрывающиеся от царя Ирода.
Позже в Египте начали создаваться монашеские братства, обители и чин прощения появился в жизни местных иноков. Ради усиления молитвенного подвига и подготовке к Пасхе, братия расходилась в одиночку по пустыне на 40 суток, дарованных Отцом Небесным для покаяния, и собирались вновь к началу Страстной недели. Случалось, что не все возвращались в обитель: одни умирали от жажды и голода, другие подвергались растерзанию дикими зверьми, третьи были обессилены или умирали от укусов ядовитых змей. Поэтому перед тем, как разойтись, в надежде встретиться в день Светлого Христова Воскресения, братия просила друг у друга прощения и, конечно, каждый прощал друг друга. Со временем эту благочестивую традицию переняла православная Церковь. В часовнях, храмах, соборах воскресным вечером уже все по-другому: аналои покрыты темной тканью, а в середине вечерни священники свое светлое облачение меняют на черное. Читается Нагорная проповедь с наставлением о том, прощая ближнего, мы проявляем милосердие и любовь так же, как милует нас Спаситель. По окончании вечерни происходит чин Прощения. Праздник Прощеное воскресенье отмечает лишь православная и греко-католическая церкви. Четко установленной даты этот праздник не имеет, он зависит от дня наступления Светлой Пасхи Христовой.
Духовный смысл прощения Главная цель этого дня - взаимное прощение. Необходимо осознать свою греховную природу, которая приносит боль, страдание. Необходимо понять, что только Бог есть судия, только Он может наказывать и миловать. Важно пройти через личную гордыню , смирить свое самолюбие, найти в себе силы попросить прощения и простить обидчика.